<< Пред. стр. 3 (из 35) След. >>
515517
517
519
522
525
527
529
529
530
531
532
538
539
540
541
541
542
546
548
550
552
553
555
555
555
557
559
562 - 11 -
6. Телесный диалог в расширенной обстановке............................................................
7. Метод.............................................................................................................................
МЕТОДЫ ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
(У. Рюгер, Г. Штаатс)................................................................................................
1. Основные положения....................................................................................................
1.1. Историческое развитие.........................................................................................
1.2. Особенности лечении в группах и отличия от индивидуальной терапии.........
1.3. Специфические различия между индивидуальной и групповой терапией на
примере аналитически ориентированной групповой психотерапии...............
1.4. Взаимозависимость индивидуальных интрапсихических и интерактивных
процессов, связанных с групповой динамикой...............................................
1.5. Социодинамическое распределение функций в группах.................................
1.6. Роль терапевта в групповой психотерапии........................................................
1.7. Регулирование регрессии в группе....................................................................
1.8. Механизмы действия групповой психотерапии................................................
1.9. Критерии показаний к групповой психотерапии ..............................................
2. Методы лечения в групповой психотерапии..............................................................
2.1. Психоаналитические методы групповой психотерапии..................................
2.2. Направленная динамическая групповая психотерапия.....................................
2.2.1. Фаза разогрева или ориентировки............................................................
2.2.2. Фаза зависимости.....................................................................................
2.2.3. Фаза активизации и реализации..............................................................
2.2.4. Фаза работы..............................................................................................
2.2.5. Заключительная фаза................................................................................
2.3. Методы поведенческой групповой психотерапии........................................
2.3.1. Групповые методы, ориентированные на разговорную
психотерапию............
2.4. Ролевые игры ........................................................................................................
2.5. Телесно-ориентированные методы групповой психотерапии.........................
2.6. Социально-коммуникативные групповые методы ...........................................
2.7. Специфические для нарушений и проблем группы объяснения и группы для
пострадавших....................................................................................................
2.8. Группы самопомощи ...........................................................................................
3. Групповая психотерапия в клинике...........................................................................
4. Эффективность групповой психотерапии..................................................................
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХОТЕРАПИИ
(М. Гейер)..........................................................................................................................
1. 1. Психотерапия как дисциплина, проходящая через всю историю медицины.
Введение и исторический обзор.................................................................................
2. Междисциплинарные требования к психотерапии ...................................................
2.1. Спрос на психотерапию и ее использование....................................................
2.2. Распространение психогенных нарушений среди населения...........................
2.3. Потребность в психотерапии.............................................................................. 568
574
576
576
576
578
579
581
582
583
585
586
587
589
589
590
591
591
592
592
593
594
595
597
598
599
600
600
601
603
605
608
614
614
615
616
- 12 -
2.3.1. Потребность - спрос - использование психотерапии в стационарных
условиях.................................................................................
3. Психотерапия как составная часть комплексного плана врачебной работы..........
3.1. Использование психотерапии в диагностическом процессе..........................
3.1.1. Образ действий врача..............................................................................
3.1.2. Достижение взаимопонимания относительно предварительного
диагноза, дальнейшая диагностика и терапия......................................
3.2. Формирование и использование так называемых "неспецифических"
эффектов в отношениях, которые устанавливаются между врачом и
пациентом в процессе терапии - "врач-лекарство"..........................................
3.2.1. "Врач-лекарство".....................................................................................
3.2.2. Эффект плацебо........................................................................................
3.2.3. "Терапевтический кредит", выдаваемый врачу....................................
3.3. Поддерживающая психотерапия как составная часть основного
методического принципа врачебной помощи в медицине..................................
3.3.1. Формы психотерапевтической помощи..................................................
3.3.2. Поддерживающие психотерапевтические стратегии .......................
3.3.3. Поддерживающе-психотерапевтический подход Фрайбергера и
его коллег...............................................................................
3.4. Мотивация пациента к психотерапии как врачебная задача...........................
3.5. Психотерапевтическая кризисная интервенция в повседневной практике
врача. Этапы интервенции при наличии психосоциального кризиса.............
3.6. Поддерживающие и адаптивные действия в отношении тяжелобольных,
хронически больных и умирающих..................................................................
3.6.1. Поддержка в условиях интенсивной медицины и в отношении
тяжелобольных.........................................................................
3.6.2. Особенности адаптирующей терапии у хронических больных...........
3.6.3. Работа с пациентами с неблагоприятным прогнозом.........................
3.6.4. Разработка проблем медицинского персонала......................................
4. Изменение повседневной клинической практики посредством интеграции в
нее психотерапевтических и медико-психологических подходов. Стационарный
врачебный обход и служба взаимодействия...........................................................
4.1. Предпосылки для терапии, сопровождающей соматический уход за
больным..........................................................................................
4.2. Стационарный врачебный обход.......................................................................
4.2.1. К психотерапевтической функции стационарного врачебного
обхода.....................................................................................
4.2.2. Институциональный и концептуальный фундамент обхода,
осуществляемого с психотерапевтическими функциями........................
4.2.3. Психотерапия в рамках стационарного врачебного обхода..................
4.3. Психотерапия в рамках психосоматической службы взаимодействия..........
4.3.1. Задачи и организационные формы службы взаимодействия................
4.3.2. Терапевтические подходы при работе со службой взаимодействия.....
4.4. Проблемы междисциплинарной кооперации при интеграции
психологических подходов в диагностику и терапию....................................
617
618
618
619
623
626
627
627
628
628
628
629
633
634
635
639
639
642
645
648
648
648
650
650
651
653
654
654
655
656
- 13 -
5. Амбулаторная психотерапия как составная часть комплексных врачебных мер
в процессе полного психосоматического ухода за больным...................................
5.1. Развитие врачебной практики..............................................................................
5.2. Понятие полного психосоматического ухода за больным и его
содержание....................................................................................
5.2.1. Предпосылки для участия врачей в полном психосоматическом
уходе за больным...........................................................................
5.3. Бюрократические проблемы................................................................................
5.4. Примеры: превращение "телесных недомоганий" в "психосоциальную
проблему"......................................................................................
ОБЩИЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ТЕРАПИИ
(Д. Гжогалик, Г. Энке)......................................................................................................
1. Введение.....................................................................................................................
2. Психотерапевтическое поведение..............................................................................
3. Терапевты и дилетанты................................................................................................
4. Общая модель психотерапевтического влияния.......................................................
5. О соответствии личности терапевта, личности пациента и методов
психотерапии........................................................................................
6. Модели влияния как системы упорядочивания........................................................
7. Заключение....................................................................................................................
ГЛОССАРИЙ.....................................................................................................................
БИБЛИОГРАФИЯ .....................................................................................................
659
659
660
662
662
663
667
669
672
678
681
684
685
688
690
711
- 14 -
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕФОРМ
В РОССИЙСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
(Предисловие издателя)
Несколько неутешительных цифр вместо вступления. В России (при беспрецедентном росте психопатологии и социопатий) в настоящее время имеется всего 2 тысячи дипломированных психотерапевтов и 15 тысяч психиатров. Вместе - это 17 тысяч. Много это или мало?
Для сравнения, в США - стране, избранной для примера исключительно с точки зрения сравнимого количества населения, - действуют 40 тысяч психиатров, 80 тысяч психотерапевтов, плюс 225 тысяч психологов, специализированных медицинских сестер, социальных работников и т. д. Всего - 345 тысяч. Примечательно, что из 40 тысяч психиатров в государственном секторе работают только 10 тысяч (остальное - частная практика, в психотерапии эта часть намного значительнее). Аналогична ситуация и в большинстве европейских государств, где один специалист-психопатолог приходится на 500-900 человек населения, у нас - один на 10 тысяч. Заметим также, что на одного психиатра в западных странах приходится 5-8 вспомогательных специалистов, у нас - с точностью - наоборот. И даже если мы переквалифицируем всех психиатров в психотерапевтов (а другого пути в рамках действующих приказов МЗО у нас пока нет), проблема не решается.
Поэтому в последние два года практически на всех конференциях, посвященных проблемам психотерапии, в качестве одного из основных обсуждается один и тот же вопрос: о более широком привлечении к подготовке по психотерапии врачей общей практики и клинических психологов. Таким образом, самым первым и самым актуальным вопросом является кадровое обеспечение психиатрической и психотерапевтической служб, что, по-видимому, должно стать одним из важнейших направлений деятельности МЗО по сохранению и укреплению психического здоровья населения (тем более, что тенденция к росту психопатологии остается и ничто не предвещает ее спада). И, как представляется, именно поэтому на недавнем совещании проректоров медицинских институтов в Архангельске1 руководитель департамента кадров и вузов МЗО профессор Н. Н. Володин в своем докладе отметил, что в настоящее время существенно возросла потребность в клинических психологах. Эта же пробле-
1 "Совещание проректоров по учебной работе медицинских вузов и учреждений дополнительного профессионального образования МЗО по вопросам преподавания клинической (медицинской) психологии" - в соответствии с Указанием МЗО РФ № 1071-у от 29.09.99, Архангельск, 10 декабря 1999 г.
- 15 -
ма была особо выделена в докладе главного психиатра МЗО профессора Б. А. Казаковцева2. Выступивший затем руководитель Федерального центра психотерапии и медицинской психологии МЗО, главный психотерапевт МЗО профессор Б. Д. Карвасарский2 представил расчеты, по которым уже сегодня нам требуется около 60 тысяч клинических психологов (а имеется - 1,5 тысячи).
Нужно признать, что, несмотря на реальную оценку ситуации и усилия ряда ведущих специалистов страны, эта проблема остается очень трудно преодолимой, поскольку требует пересмотра практически всех руководящих документов и встречает как поддержку, так и неприятие на самых различных уровнях. Более остро эту проблему сформулировал ведущий научный сотрудник Федерального центра психотерапии и медицинской психологии Р, К, Назыров2, отметив, что "система МЗО в целом не готова - психологически и морально - к сотрудничеству и взаимодействию с клиническими психологами". И это положение сохраняется, даже несмотря на то, что (по данным ректора Архангельской медицинской академии профессора П. И. Сидорова2) при росте психопатологии за последние 13 лет (с 1985 года) в 2,5 раза обеспеченность учреждений здравоохранения медицинскими психологами и психотерапевтами не превышает, соответственно, 3 % и 19 %. Есть над чем подумать.
Вторая часть актуальных проблем сводится к тому, как осуществлять подготовку психотерапевтов и какова последовательность этой подготовки? Эти вопросы только за последние годы самым серьезным образом обсуждались на конференциях ведущих специалистов МЗО в Смоленске, Москве, Иваново, Санкт-Петербурге и Архангельске3, заседаниях Координационных советов по психотерапии МЗО и РАН. С учетом этих обсуждений, как представляется, для нас сейчас более существенна не почасовая программа, а стратегия решения вопроса.
* * *
Недавно, в соответствии с заданием МЗО, мы провели анализ западного опыта, и в частности, того, как осуществляется подготовка клинических психологов и врачей к деятельности в качестве психотерапевтов.
2 Там же - см, сноску1.
3 Имеются в виду: Международная конференция "Психотерапия сегодня (медицина, психология, социальная работа)", Москва, 26 - 28 февраля 1999 г.: Конференция "Психотерапия и клиническая психология в общемедицинской практике". Иваново, 25 - 28 мая 1999г.; Международная конференция "Психотерапия на рубеже тысячелетия", Москва, 3 - 4 октября 1999 г.; уже упомянутое "Совещание проректоров по учебной работе медицинских вузов...", Архангельск, 10 декабря 1999 г., хотя впервые эти вопросы поднимались уже на 2-ом съезде РПА в Смоленске (1998), конференции "Психическое здоровье населения регионов России" в Новгороде (1997) и ряде др.
- 16 -
Начнем с клинического психолога, который, как и любой другой специалист на Запад, вначале получает общепсихологическую теоретическую подготовку. Таким образом, клиническая психология (как вариант психотерапевтического образования) - это одно из направлений дополнительной или послевузовской подготовки. Аналогична ситуация и в отношении врачей. При этом в большинстве европейских стран психотерапия - это самостоятельная специальность (в рамках медицины, а не психиатрии) или даже самостоятельная профессия (вне медицины4).
В целом, отношение к психотерапии, как к искусству, как к гуманитарной, а не естественнонаучной (как медицина) дисциплине, составляет одну из мировых тенденций, включая ее постепенное "разгосударствливание".
Есть ли для этого основания? И есть, и нет. Это слишком большой и пока слишком дискуссионный вопрос, требующий самостоятельного обсуждения. Будущего обсуждения. Но, как представляется, положения приказа МЗО № 294 от 30.10.95 года все-таки требуют пересмотра. Напомним, что в соответствии с этим приказом психотерапевт определяется как специалист с высшим образованием по специальности "Лечебное дело", имеющий предшествующую специализацию по психиатрии и стаж практической работы в качестве врача-психиатра как минимум 3 года. И только затем возможна его подготовка по суб-специальности в психиатрии - по психотерапии. Этот путь, прямо скажем, вопреки логике, материальной заинтересованности и много другого, включая этику: с одной стороны, специалист вроде бы приобретает более высокую (или - качественно иную) квалификацию, а с другой - из ранга специалиста он переходит в категорию суб-специалистов.
Это путь, следуя которым, мы не сможем решить проблему кадрового обеспечения ни психотерапии, ни психиатрии даже до конца 21 века. Расчеты директора Института им. В. М. Бехтерева профессора М. М. Кабанова показали: если мы будем готовить психиатров и психотерапевтов теми же темпами и тем же способом, их сколько-нибудь адекватное потребностям общества количество появится через 150 лет. А мы уже сейчас в значительной степени психопатологизированная нация. Поэтому хочу еще раз вернуться к сформулированной мной на конференции в Иваново идее о создании специализированных психиатрических и психотерапевтических факультетов по аналогии со стоматологическими, педиатрическими и гигиеническими. Нам не только нужно больше психотерапевтов; сама психиатрическая помощь должна быть и квалифицированнее, и доступнее. Только так можно будет сформировать качественно иную психиатрическую культуру в обществе. Только так можно предотвратить "транс-