<< Пред.           стр. 27 (из 36)           След. >>

Список литературы по разделу

 Разрешить извечное сомнение "игра -- или серьезность" можно в каждом отдельном
 случае лишь с помощью критерия этической ценности. Тому, кто отрицает
 объективную ценность права и нравственных норм, никогда не удастся разрешить это
 сомнение. Политика всеми своими корнями глубоко уходит в первобытную почву
 состязательно-игровой культуры. Освободиться от нее и подняться над нею политика
 может лишь через этос, который отвергает правомочность подхода "друг -- или
 враг" и не принимает притязаний собственного народа за наивысшую норму.
 Шаг за шагом мы приблизились к заключению: подлинная культура не может
 существовать без некоего игрового содержания, ибо культура предполагает
 определенное самоограничение и самообуздание, определенную способность не
 воспринимать свои собственные устремления как нечто предельное и наивысшее, но
 видеть себя отгороженной некоторыми добровольно принятыми границами. Культура
 все еще хочет, чтобы ее в некотором смысле играли -- по взаимному соглашению
 относительно определенных правил. Подлинная культура требует всегда и в любом
 отношении fair play [честной игры], a fair play есть не что иное, как выраженный
 в терминах игры эквивалент добропорядочности. Шпильбрехер разрушает самое
 культуру. Чтобы это игровое содержание культуры было культуросозидающим или
 -способствующим, оно должно оставаться чистым. Оно не должно состоять в
 оболванивании или в отступничестве от норм, предписываемых разумом,
 человечностью или верой. Оно не должно быть ложным фантомом, маскирующим замысел
 осуществления определенных целей с помощью намеренно культивируемых игровых
 форм. Подлинная игра исключает всякую пропаганду. Ее цель -- в ней самой. Ее дух
 и ее настроение -- атмосфера радостного воодушевления, а не истерической
 взвинченности. В наши дни пропаганда, которая хочет проникнуть в каждый участок
 жизни, действует средствами, рассчитанными на истерические реакции масс, и
 поэтому -- даже там, где она принимает игровые формы -- не в состоянии выступать
 как современное выражение духа игры, но всего лишь -- как его фальсификация.
 200
 Глава XII
 В обсуждении нашей темы мы старались так долго, как только возможно,
 придерживаться понятия игры, которое исходит прежде всего из позитивных и вполне
 очевидных ее признаков. Другими словами, мы брали игру в ее наглядном
 повседневном значении и хотели удержаться от короткого замыкания ума, все
 объясняющего с позиций игры. Тем не менее к концу нашего изложения именно это
 подстерегает нас и понуждает к отчету.
 "Игрою детей называл он людские мнения", -- гласят в позднейшем изложении слова
 Гераклита9. В начале нашего рассмотрения10 мы приводили слова Платона,
 достаточно важные, чтобы прозвучать еще раз. "Хотя дела человеческие не стоят
 большой серьезности, но приходится быть серьезным, пусть и нет в этом счастья".
 Найдем же наиболее подходящее применение этой серьезности. "Серьезным следует
 быть в том, что серьезно, а не наоборот. По самой природе вещей Божество
 достойно всяческой благословенной серьезности. Человек же сотворен, дабы служить
 игрушкою Бога, и это, по существу, самое лучшее для него. Посему должен он
 проводить свою жизнь, следуя своей природе и играя в самые прекрасные игры, хотя
 полагать это и противоречит тому, что ныне принято". Поскольку игра есть
 наисерьезнейшее, "следует проводить жизнь, играя в определенные игры, с
 жертвоприношениями, пением и танцами, дабы снискать милость богов и победить в
 битвах". Поэтому "люди должны жить согласно свойствам своей природы, ибо во
 многих отношениях они куклы и лишь в малой степени причастны истине"11.
 
 "Ты полностью принижаешь род человеческий, чужеземец", -- возражает другой. На
 что тот отвечает: "Прости меня. Взирая на Бога и взволнованный этим, сказал я
 эти слова. Если тебе угодно, не будем считать наш род ничтожным, но достойным
 некоторой серьезности"
 Из заколдованного крута игры человеческий дух может вырваться, устремляя взгляд
 в наивысшее. Продумывая вещи чисто логически, слишком далеко он не уйдет. Когда
 человеческая мысль проникает во все сокровища духа и испытывает все великолепие
 его могущества, на дне всякого серьезного суждения она всякий раз обнаруживает
 некий остаток проблематичного. Любое высказывание решающего суждения признается
 собственным сознанием как не вполне окончательное. В том пункте, где суждение
 колеблется, исчезает сознание полной серьезности. И старинное "все -- суета"
 вытесняется, пожалуй, более позитивно звучащим "все есть игра". Это кажется
 дешевой метафорой и каким-то бессилием духа. Но это -- мудрость, к которой
 пришел Платон, называя человека игрушкой богов. В чудесном образе мысль эта
 возвращается в Книге притчей Соломоновы12. Там Премудрость, источник
 справедливости и владычества, говорит, что прежде начала творения, играя пред
 Богом, была она Его радостью и, играя в земном кругу Его, разделяла радость с
 сынами человеческими.
 201
 Homo ludens
 Тот, у кого голова пойдет кругом от вечного обращения понятия игра -- серьезное,
 найдет точку опоры, взамен ускользнувшей в логическом, если вернется к
 этическому. Игра сама по себе, говорили мы в самом начале, лежит вне сферы
 нравственных норм. Сама по себе она не может быть ни дурной, ни хорошей. Если,
 однако, человеку предстоит решить, предписано ли ему действие, к которому влечет
 его воля, как нечто серьезное -- или же разрешено как игра, тогда его
 нравственное чувство, его совесть незамедлительно предоставит ему должный
 критерий. Как только в решении действовать заговорят чувства истины и
 справедливости, жалости и прощения, вопрос лишается смысла. Капли сострадания
 довольно, чтобы возвысить наши поступки над различе-ниями мыслящего ума. Во
 всяком нравственном сознании, основывающемся на признании справедливости и
 милосердия, вопрос "игра - или серьезное", так и оставшийся нерешенным,
 окончательно умолкает.
 
 
 
 ПРИМЕЧАНИЯ
 
 ПРЕДИСЛОВИЕ--ВВЕДЕНИЕ
 1 Haarlem, Tjeenk Willink, 1933 [Verzamelde Werken, V, p. 3 vg.].
 I
 1 Обзор этих теорий см.: Zondervan H. Het Spel bij Dieren, Kinderen en Volwassen
 Menschen, Amsterdam, 1928; Buytendijk P. J. J. Het Spel van Mensch en Dier als
 openbaring van levensdriften. Amsterdam, 1932.
 2 Cranet M. Fetes et chansons anciennes de la Chine. Paris, 1914. P. 150, 292;
 Idem. Danses et legendes de la Chine ancienne. Paris, 1926. P. 351 sq.; Idem. La
 civilisation Chinoise. Paris, 1929. P. 231.
 3 "As the Greeks would say, rather methectic than mimetic" ["Как сказали бы
 греки, скорее метектическая, нежели миметическая"]1*. - Hamson J. E. Themis, A
 study of the social origins of Greek religion. Cambridge, 1912. P. 125.
 4 Marett R. R. The Threshold of Religion. London, 1912. P. 48.
 5 Buytendijk. Loc. cit. P. 70-71.
 6 Cambridge, 1912.
 7 Frobenius L. Kulturgeschichte Afrikas, Prolegomena zu einer historischen
 Gestalt-lehre. Phaidon Verlag, 1933; Idem. Schiksalskunde im Sinne des
 Kulturwerdens. Leipzig, 1932.
 8 Loc. cit. S. 23, 122.
 9 Kulturgeschichte... S. 21.
 10 Ibid., S. 122. "Ergriffenheit" как момент детской игры, S. 147; ср.
 заимствованный Бейтендейком у Эрвина Штрауса термин "анормальная (pathisch)
 установка", "захваченность" как основа детской игры. Loc. cit. S. 20.
 11 Schicksalskunde... S. 142.
 12 Leges [Законы], VII, 803с.
 13 ут ун пайдиа... ут ау пайдейа (ут ун пайдиа... ут ау пайдейа) ["итак, это и
 не игра... и вовсе не воспитание"].
 14 Ср.: Leges [Законы], VII, 796, где Платон говорит о священных танцах Ку-ретов
 как о Куретон эноплиа пайгниа (Куретон эноплиа пайгниа) ["вооруженных играх
 Куретов"]. Внутренние взаимосвязи между священной мистерией и игрой тонко
 отмечены Романо Гуардини в главе Die Liturgie als Spiel [Литургия как игра] его
 книги Vom Ceist der Liturgie [O духе литур-гии], S. 56--70 (Ecclesia orans /
 Hrsg. von Dr. Ildefons Herwegen. I. Freiburg i. В., 1922). He упоминая Платона,
 Гуардини почти вплотную приближается здесь к вышеприведенному высказыванию. Он
 приписывает литургии ряд признаков, которые мы выделяем как характерные признаки
 игры. В ко-
 203
 Примечания
 нечном итоге литургия также "zwecklos, aber doch sinnvoll" ["не имеет цели, но
 полна смысла"].
 15 Vom Wesen des Festes. Paideuma, Mitteilungen zur Kulturkunde. I. Heft 2 (Dec.
 1938). S. 59--74. Ср. его же: La Religlone antica nelle sue linee fondamentale.
 Bologna, 1940. Cap. II: II senso di festivlta (Чувство праздника].
 16 Loc. cit. S. 63.
 17 Loc. cit. S. 65.
 18 Loc. cit. S. 63.
 19 Loc. cit. S. 60, no: Preuss К. Th. Die Nayarit-Expedition, I. 1912. S. 106
 ff. 20 Stuttgart, 1933.
 21 Loc. cit. S. 151. У Йенсена/здесь, естественно, Weihnachtsmann
 [Рождественский дед].
 22 Loc. cit. S. 156.
 23 Loc. cit. S. 158.
 24 Loc. cit. S. 150.
 25 Boas. The Social Organisation and the Secret Societies of the Kwakiuti
 Indians. Washington, 1897. P. 435.
 26 Volkskunde von Loango. Stuttgart, 1887. S. 345.
 27 Loc. cit. S. 41-44.
 28 Loc, cit. S. 45.
 29 Argonauts of the Western Pacific. London, 1922.
 30 Ibid. P. 240.
 31 Jensen. Loc. cit. S. 152. К этому способу истолкования церемоний инициации и
 обрезания как намеренного обмана вновь прибегает, как мне кажется, отвергаемая
 Йенсеном психоаналитическая теория.
 32 Loc. cit. S. 149-150.
 II
 1 Лузус, сын или спутник Вакха и основатель рода лузитанов, является, конечно
 же, позднейшим измышлением1*.
 2 Самое большее, здесь можно предположить некоторую связь с -интос" а на основе
 этого отнести окончание -инда к праиндогерманской, эгейской языковой группе2*.
 Как отглагольный суффикс это окончание встречается в d\tv6(t), KuMvSbi, со
 значением "валяться, возиться", близким к йМы и киМь). Значение, связанное с
 игрой, присутствует здесь, видимо, в ослабленном виде.
 3 Bolkestein H. De cultuurhistoricus en zijn stof. Handelingen van het
 Zeventien-de Nederlandsche Philologen-congres. 1937. P. 26.
 4 Связи с dyu. светлое небо, мы здесь касаться не будем.
 5 Может ли здесь идти речь о влиянии английской техники на японский язык, я
 установить не берусь.
 6 В нынешнем эпистолярном стиле это выражение большей частью понимают превратно:
 словно именно та персона, коей что-то угодно, является субъектом по отношению к
 глаголу gelieven [соблаговолить, соизволить].
 7 Что касается глагола geruhen, то ruhen возникает здесь лишь на втором плане.
 Ceruhen [изволить] первоначально никак не связано с ruhen [отдыхать], но со-
 204
 Примечания
 ответствует средненидерландскому roecken [быть озабоченным], - ср. roekeloos
 [беспечный].
 8 Подобные слова есть также в каталанском, провансальском и ретороманском3*.
 9 Вспомним предположение Платона, что игра ведет свое происхождение от
 потребности детенышей животных резвиться (Leges, II, 653).
 10 древнеисландское leika, так же как нидерландское spefen [играть], охватывает
 широкий диапазон значений. Оно употребляется в значении: свободно двигаться,
 схватывать, совершать, обходиться, чем-либо заниматься, проводить время, в
 чем-либо упражняться.
 11 Форму spel в kerspel [сельский приход], dingspel [судебный округ] обычно
 рассматривают как производную от корня spell -- что дает spellen [составлять,
 называть слово по буквам], английское spell и gospel [евангелие], немецкое
 Beispiel [пример] -- и отличают от spel [игра].
 12 Van Wijk. Etymologisch Woordenboek der Nederlandsche taal2. Den Haag, 1912,
 s. v. plegeir, Wdb. d. Ned. taal. XII. I. (G. J. Boekenoogen & J. H. van
 Lessen), idem.
 13 Hadewych. XL. 7 / Ed. Joh. Snellen. Amsterdam, 1907. P. 49 ff. [Plegen можно
 без всяких сомнений понимать здесь как spelen)
 "Der minnen ghebruken dat es een spel Dat niemant wel ghetonen en mach, Ende al
 mocht die spleghet iet toenen wel, Hine const veistaen dies noeit en plach"
 ("Любовные страсти -- сие есть игра, Явить же ее никому не дано, Игра в сем
 явлении сколь ни стара -- Искусно сколь, столь же невнятно оно"]
 14 Рядом с ним - pleon, древнефризское4* рle, опасность.
 15 Ср. с pledge в этих последних значениях англосаксонское baedeweg, beadoweg-
 poculum certaminis, certamen - состязание.
 16 В Септуагинте здесь: Аиюттспихтаг Ы\ i-d traiodpia ка\ TraifdTaxrav twSnnw
 f]pi3v.
 17 Заметим, кстати, что странные состязания Тора и Локи у Утгарда-Локи в Видении
 Гюльви, 955*, названы leika-игра.
 18 Deutsche Mythologie4, ed. E. H. Meyer. I. Gottingen, 1875, S. 32; Ср.: De
 Vries J. Altgermanische Religlonsgeschichte. I. Berlin, 1934. S. 256: Stumpfl R.
 Kultspiele der Germanen als Ursprung des Mittelalterlichen Dramas. Bonn, 1936.
 S. 122--123.
 19 Новофризский делает различие между boartsje в отношении детских игр и spylje
 - игрой на музыкальных инструментах, - последнее, вероятно, заимствовано из
 нидерландского.
 20 Итальянский пользуется словом sonare, испанский - tocar.
 21 Loc. cit. P. 95. Ср. р. 27--28.
 22 Для wooing в нидерландском языке нет эквивалента; vrijen, по крайней мере, в
 современном нидерландском языке ему более не соответствует.
 III
 1 S. 23.
 2 С. 47, 55.
 3 Pauly Wissowa, XII с. 1860.
 4 Ср. Harrson. Themis. P. 2213, 323, где, с моей точки зрения, необоснованно
 признается правота Плутарха в том, что эта форма противоречит агону.
 205
 Примечания
 5 Ср. взаимосвязь между понятиями агон [агон] - и агония [агония], сначала
 означавшей борьбу-состязание, а затем душевную борьбу, страх.
 6 Прямой связи между героем сказаний, который хитростью и обманом достигает
 своей цели, и божественным персонажем, одновременно благодетелем и обманщиком, я
 не могу обнаружить. См.: Kristensen W. В. De goddelijke bedrieger //
 Mededeelingen der К. Akad. v. Wetensch., afd. Let-terk. 1928. No 3. 66b;
 Josselin de Jong J. P. B. De oorsprong van den goddelijken bedrieger // Ibid.
 1927. No 1. 68b.
 7 Van Neulighem A. Openbaringhe van 't Italiaens boeckhouden. 1631. P. 25, 26,
 
 77, 86 ff., 91 ff.
 8 Veractiter. Inventaire des Chartes d'Anvers. No 742. P. 215; Coutumes de la
 ville d'Anvers. II. P. 400; IV. P. 8; ср.: Bensa E. Histoire du contrat
 d'assurance au moyen fige. 1897. P. 84 ff. - в Барселоне, 1435, в Генуе, 1467:
 decretum ne assecuratio fieri possit super vita(m) principum et locorum
 mutationes [по закону страхование теряет силу в случае ухода из жизни правителя
 либо перемены места].
 9 Ehrenberg R. Das Zeitalter der Fugger. Jena, 1912, II. S. 19 ff.
 10 Granet M. Fetes et chansons anciennes de la Chine. Paris, 1919; Danses et
 le-gendes de la Chine ancienne. Paris, 1926; La civilisation chinoise, la vie
 publique et la vie privee. Paris, 1929. (L'evolution de 1'humanite, No 25).
 11 Granet M. Civilisation... P. 241. Эту же тему очень сжато развивает также
 Хосе Ортега-и-Гассет в своей статье: El origen deportivo del Estado, 1924 // El
 Espectador, [Madrid]. 1930. T. VII. P. 103--141.
 12 Granet M. Fetes et chansons... P. 203.
 13 Cranet M. Petes et chansons... P. 11 - 154.
 14 Nguyen Van Huyen. Les Chants altemes des gargons et des filles en Annam.
 These. Paris, 1933.
 15 Culm Stewart. Chess and Playing-cards. Ann. Report Smithsonian Inst., 1896.
 Ср. Held G. I. The Mahabharata, an Ethnological Study. Лейденская диссертация
 1935 г. Эта работа представляет также большой интерес с точки зрения взаимосвязи
 игры и культуры.
 16 Held. Loc. cit. P. 273.
 17 Mhb" 13, 2368, 2381.
 18 De VriesJ. Altgermanische Religionsgeschichte. II. Berlin, 1937. S. 154--155.
 19 Liiders H. Das Wurfelspiel im alten Indien // Abh. K. Gesellsch. d.
 Wissen-schaften Gottingen. 1907. Ph. H. Kl. IX, 2, S. 9.
 20 Loc. cit. S. 255.
 21 О значении слова, которое выбрано как наименование рассматриваемого явления
 среди множества различных терминов в языках индейцев, см.: Davy G. La Foi juree.
 These. Paris, 1923; Idem. Des Clans aux Empires // L'Evolution de 1'humanite.
 1923. No 6; Mauss M. Essai sur la Don. Forme archanque de 1'echange // L'annee
 sociologique. N. S. I. 1923/4.
 22 Davy С. La Poi juree. P. 177.
 23 Danses et legendes, I. P. 57; Civilisation chinoise... P. 196, 200.
 24 Freytag G. Lexicon arabico-latinum. Halle, 1830, i. v. 'aqara: de gloria
 certavit in incidendis camelorum pedibus [состязались в славе, перерезая ноги
 верблюдам].
 206
 Примечания
 25 Essai sur la Don. S. 143.
 26 Цит. по: Davy G. Loc. cit. P. 119- 120.
 27 Leiden, 1932.
 28 Maunier R. Les echanges rituels en Afrique du nord // L'annee sociologique,
 1924/5. N.S. П. P.811.
 29 Essai sur la Don. S. 102'.
 30 Davy С. La Foi juree. P. 137.
 31 Loc. cit. P. 252, 255.
 32 Livius, I, VII, 2, 13.
 33 London,1922.
 34 Предметы кулы можно, по-видимому, отдаленно сравнить с тем, что этнологи
 называют Renommiergeld [престижные траты\.
 35 Jaeger W. Paideia. I. Berlin; Leipzig, 1934. S. 25 ff.; ср.: Livingstone R.
 W. Greek Ideals and Modem Life. Oxford, 1935. P. 102 sq.
 36 Arist. Eth. Nic., IV, 1123b, 35.
 37 Ibid., I, 95b, 26.
 38 Ilias, VI, 208.
 39 Granet. Civil. P. 317.
 40 Ibid. P. 314.
 41 Argonauts... P. 168.
 42 Granet. Civil. P. 238.
 43 Granet. Danses et legendes... I. P. 321.
 44 По ошибке я счел возможным отнести это жан в первом издании, р. 96, к словам,
 относящимся к игре. Явление это, впрочем, несет на себе многие черты благородной
 игры.
 45 См. Herfsttij der Middeleeuwen, гл. II [Осень Средневековья, т. I настоящего
 издания].
 46 Ср. относительно последующего: Bichr Pares. L'honneur chez les Arabes avant
 1'Islam. Etude de sociologie. Paris, 1932; idem, Encyclopedic de 1'Islam, s. v.
 mofakhara.

<< Пред.           стр. 27 (из 36)           След. >>

Список литературы по разделу