<< Пред.           стр. 28 (из 36)           След. >>

Список литературы по разделу

 47 Freytag G. Einleitung in das Studium der arabischen Sprache bis Mohammed.
 Bonn, 1861. S.184.
 48 Kifab al-Agham, IV, 8, VIII, 109 sq" XV, 52, 57.
 49 Ср.: Jaeger. Paideia. I. S. 168 ff.
 50 Ub. I, c. 24.
 51 Edda I. Thule, I, 1928, No 29; ср.: X. Р. 298, 313.
 52 Ibid. II, No 9.
 53 Ibid. II, No 8.
 54 Altgerm. Religionsgesch. II. S. 153.
 55 Пример такого рода gilp-cwida [хвастливой /тесни] XI в. мы находим в: Gesta
 Herwardi / Ed. Duffus Hardi & С. T. Martin (как приложение к Ceffrei Caimar.
 Lestorie des Engles), Rolls Series, 1888, I. P. 345.
 56 Le Pelerinage de Charlemagne (XI в.) / Ed. E. Koschwitz. Paris, 1925. Vs.
 471-481.
 57 Michel F. Chroniques Anglo-Normandes. I. P. 52; ср. также: Wace. Roman de
 Rou. Vs. 15038 sq.; William of Malmesbury, IV, 320.
 58 Toumoi de Chauvency / Ed. M. Delbouille. Vs. 540, 1093--1158, etc.; Le Dit
 des herauts. Romania. XLIII. P. 218 ss.
 207
 Примечания
 59 Varillas A. de. Histoire de Henry III. Paris, 1694, I, p. 574; это место
 частично воспроизводится в кн.: Godefroy. Dictionnaire, s. v. gaber, р. 197, 3.
 60 Griechische Kulturgeschichte / Hrsg. von Rudolf Marx, III.
 61 Schaefer H. Staatsform und Politik. 1932; Ehrenberg V. Ost und West. Studien
 zur geschichtlichen Problematik dcr Antike // Schriften der Phil. Fak. d.
 deutschen Univ. Prag. 1935. Bd. 15.
 62 Griech. Kulturgesch. III. S. 68.
 63 Loc. cit. S. 93, 94, 90.
 64 См. выше, с. 56.
 65 Loc. cit. III. S. 68. 86 Loc. cit. S. 65, 219.
 67 Ibid. S. 217.
 68 Ibid. S. 69, 218.
 69 Burckhardt. Loc. cit. S. 26, 43; Ehrenberg. Loc. cit. S. 71, 67, 70, 66, 72.
 70 Burckhardt. Loc. cit. S. 69; ср.: Ehrenberg. Loc. cit. S. 68.
 71 Jaeger. Paideia. I. S. 273.
 72 Pindanis. Olymp., VIII, 92 (70).
 73 Loc. cit., III. S. 85.
 74 Согласно Chares. См.: Pauly Wissowa s. v. Kalanos, c. 1545. 75 Loc. cit. P.
 91.
 76 Loc. cit. P. 80.
 77 Ibid. P. 96.
 IV
 1 Davy С. La foi juree.
 2 Ost und West. P. 76; ср. 71.
 3 Ilias, XVIII, 504.
 4 См. выше, с. 79. Ср.: Jaeger. Paideia. S. 147: "die Dike (schafft) erne
 Plattform des offentlichen Lebens, auf der Hoch und Gering sich als "Gleiche"
 gegenuberstanden" ("Дике'' создает такую платформу общественной жизни, на
 которой высокое и низкое противостояли друг другу как "равные""].
 5 Nieuwe Rotterdamsche Courant (NRC). 1936. 20 июня, утрений выпуск, С.
 6 Wellhausen. Reste arabischen Heidentumes. 2. Ausg. Berlin, 1927, S. 132.
 7 VIII, 69 sq" ср.: XX, 209; XVI, 658; XIX, 223.
 8 XVIII, 497-509.
 9 Paideia. I. S. 14.
 10 oт того же корня, видимо, и упомянутый выше ипт.
 11 Hanison J. E. Themis. P. 528.
 12 Слово noodlottig [роковой] указывает, по-видимому, своим двойным t на иной
 корень, чем в словах lot, loten [жребий, бросать жребий], но, вообще говоря,
 может рассматриваться как результат неправильного словообразования.
 13 См. выше, с. 69.
 14 Paulus Diaconus. I, 20, Predegar, IV, с. 27 (SS. гег. Merov. II, p. 131). Об
 ордалиях с метанием жребия см. также: Brunner H. Deutsche Rechtsgeschichte. 2.
 Aufl. Bd. 11. S. 553 ff.
 15 Die Rechtsidee im fruhen Griechentum, S. 75. 208
 Примечания
 16 Davy. La foi juree. P. 176, 126, 239 etc.
 17 В средненидерландском wedden еще означает жениться: "hets beter wedden dan
 verbranden" ["уж лучше жениться, чем сгореть при пожаре"].
 18 Соответственно - англосаксонское bryбhlеaр, древнеисландское bryбhlаир,
 древневерхненемецкое brutlouft.
 19 Ср. Hanison J. E. Themis, p. 232. Пример из нубийского рассказа в кн.:
 Frobeniiis. Kulturgeschichte Afrikas. S. 429.
 20 В Fjo1svinnsmal [Речах Фьельсвинна]2* этот мотив вроде бы смещен еще дальше,
 поскольку здесь юноша, пустившийся в опасное сватовство, задает вопросы
 исполину, стерегущему деву.
 21 Blackstone. Commentaries / Ed. Kerr. III. P. 337 sq.
 22 Uttmann E. Abessinien. Hamburg, 1935. S. 86.
 23 Thalbitzer. The Ammassalik Eskimo. Meddelelser om Gr0nland, 1914, p. 39;
 Smith B. The Caribou Eskimo's. Copenhagen, 1929; Rasmussen K. Fra Gr0nland til
 Stille Havet. I--II. 1925/6; The Netsilik Eskimo. Report of the Fifth Thule
 Expedition. 1921/4. VIII, 1.2; Konig H. Der Rechtsbruch und sein Ausgleich bei
 den Eskimos // Anthropos. 1924/5. XIX/XX.
 24 Биркет Смит (Loc. cit. P. 264), на мой взгляд, слишком резко устанавливает
 границу judicial proceedings [судебных разбирательств], утверждая, что у
 эскимосов карибу3* песенные состязания вовсе не являются таковыми, а служат лишь
 a simple act of vengeance... or for purpose of securing quiet and order [простым
 актом мести... либо целям обеспечения тишины и порядка].
 25 Thalbitzer. V. P. 303.
 26 Stumpfl. Kultspiele, S. 16.
 27 Paideia. S. 169.
 28 Plato. Sophistes, 222c, d.
 29 Cicero. De Oratore, I, 229 sq. Можно вспомнить адвоката, что на процессе
 Ха-уптмана4* бил кулаком по Библии и размахивал американским флагом, или его
 нидерландского собрата, который в ходе одного нашумевшего уголовного дела
 разорвал пополам заключение психиатрической экспертизы. - Ср. описанное у
 Литтманна (Loc. cit., р. 86) судебное заседание в Абиссинии: "In sorgfaltig
 studierter, gewandter Rede entwickelt der Anklager seine Anikage. Humor, Satire,
 trenende Sprichworter und Redensarten, beiBende Anspielungen, heftiger Zom,
 kalte Verachtung, lebhaftestes Mienenspiel, bald drohnend herausfordemdes
 Geb-riill... muB herhalten, die Anklage zu bekraftigen und den Angeklagten in
 Grund und Boden zu bohren" ["В тщательно выученной, ловко построенной речи
 разворачивает обвинитель свои обвинения. Юмор, сатира, меткие пословицы и
 обороты речи, язвительные намеки, яростный гнев, холодное презрение, самая
 оживленная мимика, порою угрожающий рев... все это должно придать еще большую
 силу обвинению и полностью доконать обвиняемого"].
 V
 1 См. с. 55, 56.
 2 Не вполне ясно, как следует понимать происхождение слова oorlog [война], но во
 всяком случае оно, вероятно, все же же принадлежит сфере сакрального. Значение
 древнегерманских слов, корреспондирующих со словом oorlog, ко-
 209
 Примечания
 леблется между борьбой, роком, предназначенной кому-либо далей и состоянием,
 когда теряет силу скрепленный клятвой союз, хотя и нельзя быть вполне уверенным,
 что во всех этих случаях дело касается одного и того же слова.
 3 См. Wakidi. / Ed. Wellhausen. P. 53.
 4 Granet. Civilisation. P. 313; ср. De Vries. Altgerm. Religionsgesch. I. S.
 258.
 5 Gregor. Tur. II, 2.
 6 Fredegar, I, IV, c. 27, MG. SS. rcr. Mer. II, 131.
 7 См. Herfsttij der Middeleeuwen4, 1935. P. 134 (Verz. Werken. HI. P. 115) -
 [Осель Средневековья, т. I настоящего издания, с. 103].
 8 К приведенным здесь сведениям добавим: Erasmus Schets aan Erasmus v.
 Rotterdam, 14, VIII. 1528, Alien No 2024, 38 sq" 2059, 9.
 9 Bninner H., Schwerin C. von. Deutsche Rechtsgeschichte. II. 1928. S. 555.
 10 Schroder R. Lehrbuch der Deutschen Rechtsgeschichte. S. 89.
 11 Heifsttij der Middeleeuwen. P. 136--138 (Verz. Werken. III. P. 117-119)
 -[Осень Средневековья, т. 1 настоящего издания, с. 104-- 106).
 12 Commentaries on the Laws of England /. Ed. R. M. Kerr. III. P. 337 sq.
 13 Harrson. Themis. P. 528.
 14 Herodotus, VIII, 123- 125.
 15 Loc. cit. IX, 101, VII. 96.
 16 Civilisation... P. 320/321.
 17 Подобное же искушение воспользоваться своим преимуществом встречается и в
 распре Сяна и Чжоу, ibid., 320.
 18 Loc. cit. P. 311.
 19 Granet. Loc. cit. P. 314.
 20 Ibid. P. 316.
 21 Erben W. Kriegsgeschichte des Mittelalters, 16. Beiheft zur Hist.
 Zeitschrift. Munchen, 1929, S.95.
 22 Stoke, III, vs. 1387.
 23 См. далее также: Erben, loc. cit. P. 93 sq. и Herfsttij der Middeleeuwen. P.
 141 (Verz. Werken. III. P. 121) - [Осень Средневековья, т. I настоящего издания,
 с. 107-108].
 24 Согласно японскому агентству печати Домей, после взятия Кантона японский
 главнокомандующий послал вызов Чан Кайши, предлагая провести на Южно-Китайской
 равнине решающий бой, дабы спасти свою воинскую честь, и после поединка на мечах
 сложить оружие (NRC. 1938. 13 дек.)1'.
 25 Ср. Erben. Loc. cit. Р. 100 и Herfsttij der Middeleeuwen. P. 140 (Verz.
 Werken. III. P. 120) - [Осень Средневековья, т. I настоящего издания, с. 106--
 107].
 26 Ср. о Китае: Granet. Loc. cit. P. 334.
 27 Nitobe. The Soul of Japan. Tokyo, 1905. P. 98, 35.
 28 The Crown of Wild Olive. Four Lectures on Industry and War. Ill: War.
 29 Herfsttij der Middeleeuwen, гл. II--X (Verz. Werken, III) - [Осень
 Средневековья, т. I настоящего издания].
 VI
 1 Ср.: Lieder des Rgveda / fJbers. von A. Hillebrandt. Gottingen, 1913. S. 105
 (I, 164, 34). (Quellen z. Religionsgesch. VII. 5).
 2 Loc. cit. S. 98 (VIII, 291-292).
 210
 Примечания
 3 Allgemeine Geschichte der Philosophic. I. Leipzig, 1894. S. 120.
 4 Ueder des Rgveda. S. 133.
 5 Atharvaveda, X. 7. 5. 6. Буквально столп, здесь в мистическом значении основы
 всего сущего или чего-то подобного.
 6 Atharvaveda, X. 7-. 37.
 7 Piaget Jean. Le langage et la pensee chez Г enfant. Neuchatel--Paris, 1930.
 Chap. V. Les questions d'un enfant.
 8 Winternitz M. Geschichte der Indischen Literatur. I. Leipzig, 1908. S. 160.
 9 Adriani N; Kruyt A. C. De baree-sprekende Toradja's van Midden-Celebes. Bat.,
 1914. III. P. 371.
 10 Adriani N. De naam der gierst in Midden-Celebes // Tijdschr. Bat. Gen. 1900.
 51. P. 370. Об исполнителях некоторых народных игр в Граубюндене говорилось
 также, "daB sie ihre thorechten abenteur trieben, daB ihnen das Kom destobas
 gerathen solle" ["что они затевали свои дурацкие фокусы, чтобы хлеб еще лучше
 родился"], - Stumpfl. Kultspiele. S. 31.
 11 К этому же склонялся и Ольденберг: Oldenberg H. Die Weltanschauung der
 Brahmanatexte. Gottingen, 1919. S. 162, 182.
 12 Satapatha-brahmana, XI. 6. 3. 3, Brhadaranyaka-upanishad, II, 1 --9.
 13 Strabo, XIV, с. 642; Hesiodus, fragm. 160; ср.: Ohiert. Ratsel u.
 Ratselspiele. S. 28.
 14 Wilcken U. Alexander der Grofie und die indischen Gymnosophisten //
 Sitzungs-ber. PreuB. Akad. 1923. 33. S. 164. В рукописи есть лакуны, приводящие
 к неясностям, которые Вилькен, на мой взгляд, толкует не вполне убедительно.
 15 Atharvaveda, XX, 133, 134.
 16 Mahabhirata, III, 313.
 17 Bartholomae Chr. Die Gatha's des Awesta, IX, SS. 58-59.
 18 См.: Isis. 1921. IV. 2. No 11; Harvard Historical Studies. 1924. 27; Натре К.
 Kaiser Friedrich II als Fragesteller. Kultur- und Universalgeschichte
 (Festschrift Walter Goetz). 1927. S. 53-67.
 19 Pranti C. Geschichte der Logik im Abendlande. I. S. 399.
 20 Aristoteles. Physica, IV, 3, 21 Ob, 22 sq.; Capelle W. Die Vorsokratiker. S.
 172.
 21 Jaeger. Paideia. S. 243--244.
 22 Capelle W. Die Vorsokratiker. S. 216. Поразительное сходство фантазии у
 Моргенштерна: "Ein Knie geht einsam durch die Welt..." ["Колено по миру
 бредет..."].
 23 См.: Capelle W. Die Vorsokratiker, S. 102.
 24 Paideia. S. 220.
 25 Capelle W. Die Vorsokratiker. S. 82.
 26 Jaeger. Paideia, S. 154; Capelle W. Die Vorsokratiker. S. 82b.
 
 27 32, fr. 30, in: Capelle W. Die Vorsokratiker. S. 200.
 
 VII
 1 Ср.: Auerbach E. Giambattista Vico und die Idee der Philologie // Homenaje a
 Antonio Rubi6 i Lluch. Barcelona, 1936. I. P. 297 sq.
 2 Я имею в виду работы, подобные статьям В. Б. Кристенсена или К. Кере-ньи в
 сборнике: Apollon. Studien uber antike Religion und Humanitat. Wien, 1937.
 3 Ср.: Jaeger. Paideia. S. 65, 181, 206, 303. 211
 Примечания
 4 Vogt W. H. Stilgeschichte der eddischen Wissensdichtung. I // Der Kultredner.
 Schriften der baltischen Komission zu Kiel. 1927. IV. I.
 5 Доклад под названием Восточно-индонезийская поэзия, прочитанный проф. Де
 Йосселином де Йонгом в Королевской нидерландской академии наук (отделение
 литературы) 12 июня 1935 г.
 6 Ср.: Djajadimngrat Hoesein. De magische achtergrond van den Maleischen
 pantoen. Batavia, 1933; Idem, Przyluski. Journal asiatique, 1924, t. 205, p.
 101.
 7 Haikai' de Bash6 et de ses disciples / Trad. de K. Matsuo et
 Steinsilber-Oberlin. Paris, 1936. 8 Ср.: Vogt W. H. Der Kultredner. S. 166.
 9 Книга: Rosenberg Melrich V. Eleanor of Aquitaine, Queen of the Troubadours and
 of the Courts of Love. London, 1937, - отстаивающая реальность этого обычая, к
 сожалению, грешит недостаточно научным подходом к предмету.
 10 Исходная форма английского слова jeopardy [риск].
 11 Nguen. Loc. cit. P. 131.
 12 Ibid. P. 132.
 13 Ibid. P. 134.
 14 De Vierentwintig Landrechten / Ed. v. Richthoven. Friesische Rechtsquellen.
 S. 42 ff.
 15 Сходное положение описывает Де Йосселин де Йонг относительно о. Буру.
 16 Thule, XX, 24.
 17 Предположение, что первоначальный источник kenningar [кеннингов] следует
 искать в области поэтического, вовсе не исключает связи с понятием табу. Ср.:
 Portengen Alberta J. De Oudgermaansche dichtertaal in haar etymologisch verband.
 Leiden, 1915.
 
 VIII
 1 Космогонический миф всегда вынужден ставить primum agens [перводви-гатель]
 впереди всего сущего.
 2 Theog., 227 sq., 383 sq.
 3 Ср.: Миrrу Gilbert. Anthropology and the Classics / Ed. R. R. Marett. 1908. P.
 75.
 4 Empedocles, 176 fr. 121; Capelle. S. 242.
 5 Ibid., S. 242, fr. 122. Ср.: Diels. Fragm. Der Vorsokratiker. II. S. 219.
 Schwarz-haarige [черноволосая], в последующих изданиях - schwarzaugige
 [черноокая].
 6 Mauss. Essai sur le Don. P. 112.
 7 Mededeelingen der Kon. Akad. v. Wetenschappen, aid. Letterk. 1932, 74. В. No6.
 Р. 82 sq. (Verz. Werken. IV. P. 64 vg.).
 8 Loc, cit. P. 89 (Verz. Werken. IV. P. 69).
 9 Loc. cit. P. 90 (Verz. Werken. IV. P. 70).
 10 Трехлетняя девочка мечтает о шерстяной обезьянке. "Какой величины должна она
 быть?" - "До неба". Пациент рассказывает психиатру: "Доктор, меня тут же увезли
 в экипаже". Доктор: "Это был не простой экипаж?" Пациент: "Он был золотой".
 Доктор: "А как он был запряжен?" Пациент: "Сорока миллионами алмазных оленей"
 (устное сообщение доктора И. Ш. примерно в 1900 г.). Подобные же количества и
 качества используются в бумистских преданиях.
 212
 Примечания
 11 Gylfaginning [Видение Гюльви\, 45; ср. ловлю Midgardslang [Мирового змея],
 48.
 12 тис •nw.'fysew... то Оаиц.атоттои.кбу |i6pioi^, Sophistes, 268d.
 13 См. с. 46 и далее.
 14 Berlin, 1936.
 15 Ср.: Jaeger. Paideia. S. 463--474.
 16 Symp., 223d, Phileb., 50b.
 IX
 1 Kl. Hippias, 368-369.
 2 Euthydemos, ЗОЗа.
 3 плегейс. Ibid., ЗОЗЬ, е.
 4 Protag., 316d; Cratylus, 386d.
 5 Paideia. S. 221.
 6 Comperz H. Sophisten und Rhetoren, 1912. S.17, 33.
 7 Подобно: Capelle W. Die Vorsokratiker. S. 344.
 8 Подобно: Jaeger. Loc. cit. S. 398.
 9 Ср.: Livingstone R. W. Greek Ideals and Modem Life. P. 64.
 l0 Ср.: Sophistes, 261b. Prantl.
 11 Prantl. Gesch. Der Logik. I. S. 492.
 12 Euthydemos, 293с.
 13 Cratylus, 386d.
 14 Euthydemos, 278b, 283b.
 15 Sophistes, 235a.
 16 Parmenides, 137b.
 17 142b, 155e,165e.
 18 См.: Prantl. I. S. 9.
 19 Poetica, 1447b.
 20 Reicfi. Der Mimus. S. 354.
 21 Sophistes, 242c, d; ср.: Cratylus, 440.
 22 Cratylus, 406с.
 23 Ibid., 384b.
 24 Ibid., 409d.
 25 Parmenides, 128e.
 26 Gorgias, 484с. Ср.: Menexenus (Bude, p.52).
 27 Prantl. Loc. cit. P. 494.
 28 Gorgias, 483a-484d.
 29 См.: Mieville H. L. Nietzsche et la Volonte de puissance. Losanne, 1934;
 Andler Charles. Nietzsche, sa vie et sa pensee. T. I. P. 141; III. P. 162.
 30 De doctrina Christiana. II. 31.

<< Пред.           стр. 28 (из 36)           След. >>

Список литературы по разделу