<< Пред.           стр. 34 (из 36)           След. >>

Список литературы по разделу

 создал и/или даровал людям различные полезные предметы и навыки. Прометей, кроме
 огня. дал людям разные ремесла, научил читать, писать, определять время года и
 приносить жертвы богам. Паламед изобрел (или усовершенствовал) алфавит, ввел
 числа, меры длины и веса, научил людей считать по годам, месяцам и дням,
 определять курс корабля по звездам, распределять ежедневную пищу на три приема и
 играть в шашки и кости. Слово "софист" (см. примеч. 5* к гл. VII) в значении
 "мудрец" по отношению к указанным персонажам употреблено великим трагиком V в.
 до н. э, Эсхилом, создавшим трилогии о Прометее (до нас дошла только вторая
 часть -- Прометей прикованный) и Паламеде (не сохранилась).
 365
 Комментарии
 2* Софист второй половины V в. до н. э. Гиппий из Элиды (область на западе
 Пелопон-неса), насколько можно судить, подвергал сомнению правомочность
 государственных законов, считая их насилием над человеком; те же законы, которые
 он определял как общезначимые -- например, почитание родителей -- полагал
 божественными установлениями. Считался (или объявил себя) специалистом в сфере
 математики, астрономии, музыки, грамматики и других наук.
 3* Гиппий был родом из Элиды, области, где находилась Олимпия. Платон в Гипаии
 Малом упоминает и о рыночных площадях, и о возвращении в Олимпию. В форму
 громкого хвастливого намека на возможность для него одержать победу на
 Олимпийских играх Гиппий облекает вполне очевидную мысль о том, что после
 очередного выступления перед толпой на рыночной площади он всегда может
 вернуться к себе домой, в Олимпию. Хейзинга, шутливо обыгрывая манеру софистов,
 прибегает к риторической фигуре, основанной на антилогии (о чем речь будет идти
 несколько ниже). -- Примеч. пер.
 4* Продик Кеосский (Кеос -- остров в группе Кикладских островов в Эгейском
 море), софист V в. до н. э., особо отличался среди других софистов интересом к
 языку, к функции слова, разрабатывал проблемы синонимии и омонимии. В
 преподавании особое внимание уделял обучению правильному употреблению слов и
 правилам спора. Драхма -- здесь: серебряная монета в Афинах, содержавшая 4,37 г
 серебра.
 5* Горгий из г. Леонтины в Сицилии, софист, живший в V в. до н. э., в основном в
 Афинах, прославился своим трактатом О не существующем, или О природе, где
 доказывал, что 1) ничего не существует; 2) если бы и существовало, то было бы
 непознаваемо; 3) если бы и было познано, то об этом ничего нельзя было бы
 сказать. Дельфы -- город в фокиде (область в Средней Греции), где находилось
 общегреческое святилище Аполлона.
 6* Протагор из г. Абдеры во Фракии был основателем школы софистов; разъезжал по
 Греции, подолгу жил в Афинах. Протагор поразил своих современников тем, что
 впервые стал устраивать публичные философские диспуты и брать плату за обучение.
 От его произведений сохранились лишь незначительные отрывки, в том числе
 знаменитое изречение: "Человек есть мера всех вещей".
 7* Имеется в виду Диоген Синопский (Синоп -- город на черноморском побережье
 Малой Азии), знаменитый философ-киник.
 8* Хрисипп -- древнегреческий философ-стоик III в. до н. э., разрабатывавший
 проблему понятий; выступал с критикой софизмов.
 9* Евтидем -- софист конца V -- начала IV в. до н. э., персонаж одноименного
 диалога Платона.
 10* Элеаты -- см. примеч. 23* к гл. VI.
 11* Теэтет -- древнегреческий математик, родом из Афин, друг Платона, персонаж
 его диалогов.
 12* Парменид из Элеи -- живший в VI в. до н. э. основатель школы элеатов,
 персонаж одноименного диалога Платона.
 13* Мегарская школа философии, признававшая исключительно идеальное бытие и
 отрицавшая существование в действительности чего-либо кроме идей, была основана
 учеником Сократа Эвкилидом из Мегары (Мегара -- город к западу от Афин) в начале
 IV в. до н. э., т. е. позднее элейской школы или школы софистов.
 14* Мим -- комедийный жанр в античном театре, краткая сценка-диалог
 развлекательного или пасторального характера. Выходец из Сиракуз Софрон придал
 миму, до того бытовавшему в сицилийской народной комедии, законченную
 художественную форму. Мимы Софрона дошли до нас лишь в скудных отрывках.
 15* Эпиметей -- в греческой мифологии брат-близнец Прометея, его второе
 незадачливое "я". Прометей приносит людям блага, Эпиметей -- лишь беды, притом
 не по злому умыслу, а лишь по глупости. Это подчеркивается именами: Прометей
 означает "глядящий вперед", "провидец", Эпиметей -- "глядящий назад", "крепкий
 задним умом". Согласно одному из мифов, который пересказывает Платон, Зевс
 поручил Эпиметею распределить между живыми существами различные качества.
 Эпиметей отдал все качества -- быстроту, силу, ловкость и т. п. -- животным, не
 оставив людям ничего, и потому-то Прометей, дабы помочь человеку, похищает
 огонь. А Зевс -- продолжает Платон, излагая, насколько можно судить, уже не миф,
 а собственную мысль, -- через Гермеса, посланца богов, даровал людям стыд и
 правду, чтобы они не обижали Друг друга и приобрели "политическое искусство".
 
 Современные филологи не находят в упомянутом диалоге Платона чего-либо
 юмористического.
 16* Менексен -- ранний диалог Платона, названный по одному из персонажей,
 молодому афинянину, ученику Сократа.
 366
 Homo ludens
 17* Облака -- комедия великого афинского комедиографа Аристофана, впервые
 поставленная в 422 г. до н. э. Среди действующих лиц -- Сократ, изображенный
 весьма карикатурно, как типичный софист, каковым философ никогда не был. В школе
 Сократа, "мыслильне", учат выдавать черное за белое. Поступающим в школу Сократ
 предлагает выбрать между праведным и непреведным логосом (в русском переводе --
 "между Прямым и Кривым словом"; греческое логос чрезвычайно многозначно,
 означает и просто "слово", и "суть, принцип бытия") и доказывает, насколько
 неправедный логос лучше.
 18* Калликл -- греческий софист конца V в. до н. э., персонаж диалога Платона
 Горгий. Никаких его сочинений не сохранилось, и в науке до сих пор дебатируется
 вопрос, не вымышленное ли это лицо. Если верить Платону, Калликл полагал, что по
 природе право принадлежит сильному, который и может устанавливать это право для
 собственной пользы; законы существуют лишь для слабых, а сильные руководствуются
 эгоизмом. Называя подобную позицию немецким словом Herrenmoral, Хейзинга
 намекает на близость таких идей к позднейшему ницшеанству.
 19* Марк Фабий Квинтилиан (I в.), прославленный римский оратор, был первым
 профессиональным преподавателем риторики, получавшим государственное жалование.
 Его основной труд Об ораторском образовании был весьма популярен и повлиял на
 многих первоклассных писателей и поэтов того времени и позднее. Дион Хрисостом
 был знаменитым греческим (т. е. грекоязычным) ритором, в молодости много
 разъезжал по всей Римской империи (греческий был языком культуры), выступая с
 так называемыми парадоксальными речами, например, доказывая, что в Троянской
 войне победили не греки, а троянцы. Позднее отказался от подобных выступлений,
 принесших ему славу и прозвище Хрисостом (Златоуст) и занялся политическим
 красноречием, что в условиях империи означало либо безудержную лесть по
 отношению к императору, либо оппозицию. Дион выбрал последнее, за что был изгнан
 из Рима в 82 г., после чего вел жизнь бродячего философа, странствовал с посохом
 и котомкой и беседовал лишь с бедняками. Переворот в Риме в 96 г. вернул его на
 родину, в г. Пруса в Вифинии (область в Малой Азии), где он стал одним из первых
 граждан.
 20* Император Тит Флавий Веспасиан изгнал в 71 г. из Рима не всех философов, но
 лишь киников, в основном греков, людей, оппозиционно настроенных к императору и,
 по его мнению, склонных слишком уж обличать богатство и рассуждать о прежней
 славе Эллады, а также астрологов, притом не из-за неверия в астрологию, а
 наоборот, по причине веры в нее: предсказатели будущего могут быть опасны для
 властей.
 21* Арианство -- названное по имени жившего в начале IV в. александрийского
 священника Ария течение в христианстве. Его приверженцы не признавали, в отличие
 от сторонников ортодоксального учения, равенства лиц Св. Троицы и считали
 Бога-Сына не единосущным, а лишь подобносущим Богу-Отцу, высшим и совершенным,
 но все же Его творением. Это направление пользовалось в начале -- середине IV в.
 значительным влиянием при константинопольском дворе, и многие варварские
 германские племена, в том числе готы, через своих единоплеменников, служивших в
 качестве военных наемников в столице Империи, а также благодаря деятельности
 посылаемых императорами-арианами миссионеров, обратились в IV в. в христианство
 в арианской форме. Когда готы заняли в 416--419 гг. Испанию, основная часть
 местного населения сохранила ортодоксальную веру, и это привело к значительному
 напряжению между побежденными и победителями. В 589 г. короли вестготской
 Испании и готская знать перешли в католичество; упомянутый диспут между
 богословами, представлявшими разные течения, был прелюдией к этому переходу.
 22* Герберт Орильякский, с 982 г. - архиепископ Реймсский, в 999--1003 гг. --
 папа римский (Сильвестр II), прославился как светоч учености, молва упрекала его
 в чернокнижии и колдовстве. Он был блестящим знатоком философии, математики,
 астрономии, считался изобретателем (или усовершенствователем) особых водяных
 часов, органа, небесного глобуса и многого другого. В диспуте с саксонским
 богословом и философом Отриком (так правильнее!) из Магдебурга, происходившем
 при дворе императора Оттона II (отец Отгона II, германский король Отгон I в 952
 г. захватил Италию и короновался итальянской короной, в 962 г. стал императором,
 столицей Германского королевства считался Аахен, Итальянского -- Равенна, всей
 Империи -- Рим), Герберт участвовал, будучи преподавателем соборной школы в
 Реймсе. Период, охватывающий вторую половину Х в. -- начало XI в., многими
 историками именуется Отгоновским Возрождением, г. е. эпохой подъема наук и
 искусств; в отличие от Каролингского Возрождения (см. ниже, примеч. 24* к
 настоящей главе) центрами этого Возрождения были не дворы правителей, а
 монастыри и епископские города.
 23* Физикой или даже физиологией в Средние века называли науку о природе вообще;
 математикой -- и математику в собственном смысле, и астрологию, и магию, и, чаще
 всего (как и здесь), -- науку о числах как принципах мироздания, о священном
 значении чисел (обычные математические познания также входили в эту науку, но
 лишь
 367
 Комментарии
 как подготовительный этап), например: 1 -- единство мира; 2 -- душа и тело; 3 --
 Пресвятая Троица и т. п. При этом науки в целом считались лишь разделом
 философии, каковая, в свою очередь, была лишь низшей, пропедевтической ступенью
 богословия.
 24* Стремлением и целью всей жизни и деятельности Карла Великого было создание
 благоустроенного христианского государства, идеалом -- Римская империя, но не
 языческая, а христианская, одним из способов достижения своих целей -- активное
 распространение просвещения, причем для этого германца античное и христианское
 не противопоставлялись, но наоборот, сливались в едином знании, которым
 следовало овладеть. Интерес к античному наследию позволил историкам назвать
 эпоху Карла Великого и его ближайших преемников (вторая половина VIII в. --
 середина IX в.) Каролингским Возрождением. Желая возродить науки, сделать из
 своей столицы Аа-хена Новые Афины (Афины со времен Античности виделись как некий
 питомник наук, искусств и словесности) этот полуграмотный варвар (до конца дней
 своих он, несмотря на постоянные упражнения, так и не научился писать) объединил
 вокруг себя образованнейших людей того времени: англосакса Алкуина, вестгота
 Теодульфа, лангобарда Павла Диакона, франка Эйнхарда и многих других. При дворе
 Карла была создана придворная школа, готовившая кадры управления Империей, в 787
 г. он издал указ (впрочем, так и не выполненный) об обязательном образовании для
 всех мальчиков свободных сословий. Увлечение Карла ученостью привело к созданию
 Па-латинской Академии (Палатин -- холм в Риме, где располагался императорский
 дворец, отсюда "палатинский" -- "придворный", "императорский" вообще), чего-то
 среднего между ученым сообществом и собранием друзей, где в свободной беседе,
 нередко во время пира, обсуждались богословские и философские вопросы,
 сочинялись и исполнялись латинские стихи и т. п. Члены этого кружка носили
 особые академические прозвища, подчеркивавшие единство античного и библейского
 духа: Ал-куин, глава придворной школы и воспитатель сына Карла, короля Италии
 Пипина, звался Флакком (т. е. Горацием), эпический поэт Ангильберт -- Гомером,
 но были там и Веселиил (имя строителя первого Иерусалимского храма), и Иеремия,
 а сам Карл принял имя царя Давида, прообраза всех боголюбивых монархов. Следует
 отметить, что, несмотря на огромные усилия Карла, вся эта ученость не выходила
 за пределы его двора.
 25* По мнению современных исследователей, подобная система вопросов и ответов не
 только имеет определенный педагогический смысл, но и восходит К древней
 североевропейской традиции вопрошания (ср. сказанное Хейзингой выше о Речах
 Ваф-труднира и Речах Альвиса).
 26* Знаменитый богослов и деятель Церкви XI в. кардинал Петр Дамиани, сын
 свинопаса, будучи прекрасно образованным человеком, блестящим проповедником и
 полемистом, резко отрицательно относился к любой учености, считая ее опасным
 уклонением от истинного благочестия. Он отвергал не только богословские
 спекуляции, но даже и грамматику: "Попробуйте просклонять слово "Бог" во
 множественном числе, не впадая в ересь!", -- заявлял он.
 27* В XII в. во Франции увлечение науками, схоластикой, диспутами становится
 достаточно распространенным. Университетов еще не существовало, но были весьма
 популярные соборные школы (например, при соборе Парижской Богоматери),
 монастырские (например, при аббатстве Сен-Виктор) и множество частных,
 организованных известными преподавателями. За обучение в последних вносилась
 плата, что расценивалось многими современниками чуть ли не как святотатство, ибо
 знание считалось даром Божьим, продавать каковой -- кощунство. Пьер Абеляр был
 одним из популярнейших учителей и, судя по всему, человеком огромного самомнения
 и весьма неуживчивым. Он учился в Компьене у схоласта Росцелина, поссорился с
 ним, перебрался в Париж, где продолжил образование у архидиакона собора
 Парижской Богоматери (именно архидиакон надзирал за соборной школой), позднее --
 епископа Шалонского (этот сан давал положение пэра Франции), знаменитого
 богослова Гийома из Шампо, но вступил в полемику и с ним, победив своего учителя
 на диспуте. Уехав из Парижа, Абеляр основал собственную школу в Мелене, потом в
 Корбейле, затем снова вернулся в Париж, где стал даже на краткое время главой
 Парижской соборной школы, но затем Гийом сместил его и назначил на это место
 некоего неизвестного противника Абеляра. Тот снова уехал в Мелен, затем опять
 возвратился в Париж и, поскольку его противник возглавлял Парижскую школу,
 основал собственную, вне тогдашних пределов Парижа, на холме св. Женевьевы, где
 давал занятия под открытым небом. Абеляр, как и его ученые современники, просто
 упивался атмосферой диспута, борьбы, споров. Сам Абеляр, сын рыцаря, заявлял:
 "Избрав оружие диалектических доводов среди остальных положений философии, я
 променял все прочие доспехи на эти и предпочел военным трофеям -- победы,
 приобретаемые в диспутах". Преследования Абеляра, сломившие его наконец,
 объясняются не его еретическими воззрениями (хотя обвиняли его -- и совершенно
 неспра-
 368
 Homo ludens
 ведливо -- именно в этом), но неприемлемой для придерживавшихся традиционных
 взглядов на богословие его оппонентов формой его учения, стремлением остро и
 парадоксально поставить вопросы (например, в его сочинении Да и нет открыто
 признается наличие противоречий в Писании), давая при этом вполне ортодоксальные
 ответы.
 28* Nationes -- в средневековых университетах землячества, организованные по
 территориальному (но не национальному в современном смысле) принципу, например,
 немецкое и пикардийское (Пикардия -- область в Северной Франции) в Парижском
 университете.
 29* Осада замка -- настольная игра с несколькими участниками на доске типа
 шахматной, где противники, переставляя фигуры, стараются взять в осаду друг
 друга.
 30* Картезианство (от латинизированного имени Декарта -- Картезий), т. е. учение
 Рене Декарта, находило огромное число последователей, но и немало противников;
 так, современник Декарта Пьер Гассенди был сторонником атомистики, тогда как
 Декарт решительно отвергал существование мельчайших неделимых частиц материи. Во
 второй половине XVII в. -- начале XVIII в. физики-картезианцы отрицали теорию
 дальнодействия, т. е. передачи движения от одного тела к другому через пустое
 пространство, без посредства материи (на этом была основана ньютоновская теория
 тяготения), и отстаивали теорию близкодействия, признающую передачу движения
 только через соприкосновение тел или через посредника -- мировой эфир, вихри в
 котором создают гравитацию; гипотеза мирового эфира была отвергнута лишь в
 начале XX в.
 В конце XVII в. во Франции разгорелся литературный спор между так называемыми
 Anciens ("Древними") и Modernes ("Новыми"); название пошло от вышедшего в свет в
 1688-- 1697 гг. четырехтомного труда известного Шарля Перро Параллель между
 древними и новыми, где глава "новых" весьма запальчиво доказывал, что новая
 французская литература намного превзошла античную и нечего уделять внимание
 всякому старью. "Древние", в частности Никола Буало, утверждали, что античная
 литература есть высшая и непревзойденная норма. Любопытно, что обе стороны
 апеллировали к великой литературе XVII в. -- Корнелю, Расину, -- но если первые
 заявляли, что высочайший уровень этой литературы сам по себе уже говорит в
 пользу "новых", то вторые настаивали на том, что сей уровень достигнут благодаря
 неукоснительному следованию правилам античной поэтики.
 Бурным нападкам и активной защите подвергались и гипотезы Ньютона, причем и
 много позднее его смерти. Споры шли о его теории гравитации (см. выше),
 оптических теориях (Ньютон настаивал на том, что свет состоит из
 частиц-корпускул, в XIX в. появилась волновая теория света, в начале XX в. снова
 вернулись к идее корпускул; Ньютон доказал, что белый цвет есть сумма всех
 цветов, тогда как его противники -- включая, например, Гете -- заявляли, что
 первооснова всех цветов -- черный). В третьей части своего основополагающего
 труда Математические начала натуральной философии (1687 г.) Ньютон, исходя из
 факта вращения Земли, выдвинул и математически доказал предположение о том, что
 она сплюснута у полюсов, что вызвало возражения его оппонентов, скорее
 эстетического свойства: считалось, что шар -- идеальная геометрическая фигура.
 Правота Ньютона была доказана измерениями лишь в XIX в., и тогда же (в 1879 г.)
 было доказано, что Земля не шар и -- несмотря на близость вычислений Ньютона к
 реальности -- не эллипсоид, а особое тело вращения, названное за отсутствием
 иных аналогий геоидом, т. е. " землеподобным ".
 В 1796 г. английский врач Эдуард Дженнер предложил предупреждать оспу путем
 прививки человеку безвредной для него коровьей оспы, что обеспечит иммунитет к
 опасным видам этой болезни. Прививка производилась путем введения сыворотки из
 крови переболевшей коровы (vaccina -- лат. "коровья"). Эта идея вызвала бурную
 полемику по всему миру, причем не только в медицинских кругах (иные врачи
 сомневались в научной доказанности этого метода), породила протесты, бредовые
 слухи о том, что у привитых людей вырастают то ли рога, то ли хвост, обвинения в
 намерении неких темных сил, например, католиков (в России -- немцев) путем
 массовых вакцинаций погубить английский (русский) народ, избиения врачей и т. п.
 Следует отметить, что далеко не все из перечисленного Хейзингой относится к XVII
 в., а и к XVIII, XIX и даже XX вв.
 х
 1* Марсий -- в древнегреческой мифологии сатир (существо с человеческой головой
 и торсом, с козлиными или конскими ногами, лошадиным хвостом, козьими рожками
 или лошадиными ушами; сатиры считались необузданными похотливыми пьяницами),
 нашедший флейту (изобретательница этого музыкального инструмента богиня Афина
 бросила его, когда увидела, что при игре у нее безобразно раздуваются щеки) и
 дос-
 369
 Комментарии
 тигший необычайного мастерства игры на ней. Возгордившись, Марсий вызвал на
 состязание самого Аполлона. Бог. играя на кифаре гармоничные мелодии, победил
 сатира, исполнявшего исступленную музыку, и содрал с него кожу.
 2* Имеется в виду эпоха Средневековья, когда были весьма распространены
 поэтические турниры, в которых принимали участие как рыцарские поэты --
 южнофран-цузские трубадуры, северофранцузские труверы, немецкие миннезингеры (т.
 е. "певцы любви"), воспевавшие в первую очередь прекрасных дам (расцвет этой
 поэзии приходится на XII--XIII вв.), так и, позднее (XIV--XVI вв.), бюргерские
 поэты-майстерзингеры (т. е. "певцы-мастера"), сочинявшие стихи преимущественно
 религиозно-дидактического содержания. Хейзинга намекает здесь на созданную около

<< Пред.           стр. 34 (из 36)           След. >>

Список литературы по разделу