<< Пред. стр. 14 (из 25) След. >>
д) обороты по реализации предметов залога, включая их передачу залогодателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства.
Закон устанавливает, что исчисление облагаемого оборота производится на основе стоимости реализуемых товаров (работ, услуг), исходя из применяемых цен и тарифов (без включения налога на добавленную стоимость). Если оборот исчисляется по товарам, с которых взимаются акцизы, то сумма акцизов в него включается.
В облагаемый налогом оборот включаются также любые получаемые предприятиями денежные средства, если их получение связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг).
Облагаемым оборотом при изготовлении товаров из давальческого сырья и материалов является стоимость их обработки.
Закон предусматривает особенности определения облагаемого оборота предприятий разных отраслей — строительных, строительно-монтажных и ремонтных; розничной торговли и общественного питания; заготовительных, снабженческо-сбытовых, оптовых и т.п.; при осуществлении предприятиями посреднических услуг.
Особо предусмотрен порядок исчисления налогооблагаемой базы по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации: в нее должна включаться таможенная стоимость товара, таможенная пошлина, а по подакцизным товарам — и сумма акциза.
Ставка налога. Первоначально ставка НДС была установлена в размере 28% с облагаемого оборота, а при реализации товаров по регулируемым ценам — 21,88%; впоследствии по некоторым продовольственным товарам (муке, крупе) ставка была понижена до 15%. С января 1993 г. ставки НДС пересмотрены в сторону понижения. Они различаются в зависимости от видов товаров:
10% — по продовольственным товарам (за исключением подакцизных) по перечню, утверждаемому Правительством РФ, и товарам для детей по перечню, утвержденному Правительством РФ;*
_____________________
* В такой перечень включены следующие продовольственные товары хлеб, мясо и мясопродукты, яйца, маргарин и т д , а также продукты диабетического и детского питания (СЗ РФ 1998 №42 Ст 5165)
10% — по зерну, сахару-сырцу, рыбной муке, рыбе и морепродуктам, реализуемым для использования в технических целях, кормопроизводства и производства лекарственных препаратов;
Из числа товаров для детей в перечень включены детские кровати, матрацы и коляски, тетради школьные и др. (СЗ РФ 1998 № 29. Ст 3572).
20% — по остальным товарам (работам, услугам), включая подакцизные продовольственные товары.
Указанные ставки применяются также при исчислении налога на добавленную стоимость по товарам, ввозимым на территорию РФ.
Реализация товаров (работ, услуг) населению и организациям производится по ценам (тарифам), увеличенным на сумму НДС. Сумма указывается в расчетных документах на реализуемые товары (работы, услуги) отдельной строкой.
По налогу на добавленную стоимость установлен широкий круг льгот, имеющих разное назначение: стимулировать производство, экспорт производимых товаров, оказывать финансовую поддержку социально значимым объектам, содействовать развитию кредитно-денежных отношений и др. Их перечень является единым на всей российской территории.
Льготы выражаются в освобождении отдельных видов товаров (работ, услуг) от уплаты НДС.
Так, от НДС освобождаются: услуги городского пассажирского транспорта, продукция собственного производства студенческих и школьных столовых, больниц и т.п., услуги в сфере образования, связанные с учебно-производственным и воспитательным процессом; научно-исследовательская работа, выполняемая за счет бюджета; товары (работы, услуги), производимые и реализуемые организациями, в которых инвалиды составляют не менее 50% общего числа работников; ритуальные услуги; продукция собственного производства сельскохозяйственных предприятий, реализуемая в счет натуральной оплаты; операции по страхованию, банковские операции; товары, экспортируемые непосредственно предприятиями-изготовителями; товары, ввозимые на территорию РФ в качестве гуманитарной помощи; технические средства для инвалидов; услуги, оказываемые членами коллегий адвокатов, и ряд других. Всего в Законе РФ «О налоге на добавленную стоимость» с изменениями и дополнениями на 31 марта 1999 г. перечислено более 30 видов товаров (работ, услуг), освобождаемых от этого налога (ст. 5).
Перечень льгот, как и размер ставок по НДС, могут уточняться при утверждении бюджета на предстоящий финансовый год.
Сроки уплаты налога. Налог уплачивается ежемесячно, исходя из фактических оборотов по реализации товаров (работ, услуг) за истекший календарный месяц не позднее 20 числа следующего месяца. Предприятия, отнесенные Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» к малым предприятиям, уплачивают налог ежеквартально в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за последним месяцем отчетного квартала.
Датой совершения оборота считается день поступления средств за товары (работы, услуги) на счета в банках, а при расчетах наличными деньгами — день поступления выручки в кассу. Уплата налога по товарам, ввозимым на российскую территорию, производится одновременно с уплатой других таможенных платежей.
Контроль за внесением НДС в бюджет возложен на налоговые и, в соответствующих случаях, на таможенные органы. Взыскание недоимки по НДС, сумм штрафов и применение иных налоговых санкций производится также налоговыми органами, а по импортным товарам — таможенными органами.
Законодательство учитывает особенность хозяйственных связей в рамках СНГ. В отношении хозяйствующих субъектов государств — участников СНГ по ввозимым в РФ или вывозимым с территории РФ товарам могут устанавливаться межгосударственные соглашения РФ о принципах взимания НДС при расчетах за реализуемые на территориях стран СНГ товары (работы, услуги). При отсутствии такого соглашения данные вопросы подлежат решению на основе взаимности применительно к каждому отдельному государству — участнику СНГ.
3.4.3. Акцизы
Акцизы введены Законом РФ от 6 декабря 1991 г.* Как и налог на добавленную стоимость, они имеют широкое распространение в странах с развитой рыночной экономикой. Такие платежи применялись и в СССР до налоговой реформы 1930 г.
____________________
* ВВС. 1991. № 52. Ст. 1872.
Термин «акциз» происходит от латинского слова accedere (обрезать). Акциз, будучи косвенным налогом, имеет определенное сходство с налогом на добавленную стоимость, но отличается от него своей индивидуализированностью, привязкой к конкретным товарам. Например, в Германии подакцизными являются сигареты, пиво, соль, чай, уксус, игральные карты. В странах Запада под акцизы подпадают обычно товары массового внутреннего потребления.
По российскому Закону акцизы — это косвенные налоги, включаемые в цену товара и в результате этого фактически оплачиваемые покупателем, хотя юридически плательщиками в казну выступают организации, производящие и реализующие товары.
Закон РФ от 6 декабря 1991 г., установивший акцизы, действует в новой редакции, принятой Федеральным законом от 7 марта 1996 г., с последующими изменениями.* Был уточнен круг плательщиков, перечень подакцизных товаров, объект налогообложения, порядок исчисления и уплаты налога, ставки акцизов за некоторыми исключениями установлены непосредственно законодательным актом (прежде установление всех их относилось к полномочиям Правительства РФ).
_______________________
* СЗ РФ. 1996. № 11. Ст. 1016; 1997. № 3. Ст. 356; 1998. № 7. Ст. 800; № 30. Ст.3614;1999. № 1.Ст. 1; № 7.Ст.879.
В законе дается конкретный перечень видов товаров (продукции), которые облагаются акцизами. Это спирт этиловый из всех видов сырья, спиртосодержащая продукция, алкогольная продукция, пиво, табачные изделия, ювелирные изделия, нефть, включая газовый конденсат, бензин автомобильный, легковые автомобили (за исключением автомобилей с ручным управлением, в том числе ввозимых на российскую территорию, реализуемых инвалидам в порядке, определяемом Правительством РФ), а также отдельные виды минерального сырья в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ.
Отдельные виды подакцизных товаров подлежат обязательной маркировке марками акцизного сбора установленного образца. На перечисленные товары акцизы распространяются и в тех случаях, когда они ввозятся на территорию РФ. Обложение акцизами при этом производится в соответствии с Законом об акцизах и таможенным законодательством РФ.
Плательщиками акцизов выступают организации, а также в соответствии с Законом РФ от 10 января 1997 г.* и индивидуальные предприниматели. Последние условно именуются в Законе также организациями. Помимо российских, плательщиками акцизов могут быть иностранные и международные организации.
Объект налогообложения зависит от формы, в которой установлены ставки акцизов, от использованного сырья (давальческого или нет) и других факторов. Им может быть стоимость товаров или их объем в натуральном выражении.
_______________________
*СЗРФ.1997.№3 Ст.356
По товарам, ввозимым на российскую территорию, объектом налогообложения является таможенная стоимость, увеличенная на сумму таможенной пошлины и таможенных сборов. При установлении специфических (твердых — с литра, штуки и т. п.) ставок акцизов объектом налогообложения является объем ввозимых на территорию Российской Федерации товаров в натуральном выражении.
Ставки акцизов являются едиными на всей территории Российской Федерации. Они распространяются и на подакцизные товары, ввозимые на российскую территорию. Однако по подакцизным видам минерального сырья утверждаются Правительством РФ дифференцированные ставки в зависимости от горно-геологических и экономико-географических условий месторождений.
Ставки акцизов, кроме утверждаемых Правительством РФ, установлены в Законе в двух формах: 1) в процентах к стоимости товаров по отпускным ценам без учета акцизов; 2) в рублях за единицу измерения товаров.
Первые действуют в отношении ювелирных изделий (15%) и автомобилей легковых (10%).
В твердых суммах установлены ставки по другим подакцизным товарам: за разные виды алкогольной продукции за 1 литр от 3 до 60 руб.; за 1 литр пива 72 коп.; за табачные изделия за 1 кг или число штук сигарет, папирос и т.д. (168 руб. за 1 кг трубочного табака, 3 руб. 60 коп. за 1 штуку сигар, 7 руб. за 1000 штук сигарет без фильтра и т.д.); за 1 тонну бензина автомобильного от 350 до 450 руб.; за нефть (средневзвешенная ставка) — 55 руб. за 1 тонну. При пересмотре этих ставок должны вноситься соответствующие изменения в Закон об акцизах.
В целях обеспечения полноты сбора акцизов и предотвращения нелегального ввоза и реализации подакцизных товаров с 1 июля 1994 г. введен порядок взимания акцизов в форме продажи марок акцизного сбора и обязательная маркировка на алкогольную и табачную продукцию. С 1 января 1995 г. постановлением Правительства РФ запрещена реализация на территории Российской Федерации товаров, подлежащих маркировке, без наличия на них марок акцизного сбора.* Принятый впоследствии Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» от 22 ноября 1995 г.** установление акцизов на алкогольную продукцию определил как один из элементов государственного регулирования в отношении этой продукции. Согласно изменениям и дополнениям, внесенным в него Федеральным законом от 10 января 1997 г., обязательной маркировке марками акцизного сбора или специальными марками подлежит алкогольная продукция с содержанием алкоголя свыше 6 процентов. Кроме того, 8 января 1998 г. принят Федеральный закон «О сборах за выдачу лицензий на производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции».***
_____________________
* См.: САПП. 1994. № 17. Ст. 1404; СЗ РФ. 1996. № 31. Ст. 3719, 3720; № 33. Ст. 4007; 1997. № 7. Ст. 863; 1999. № 25. Ст. 3126. См. также: Федеральный закон «Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» от 8 июля 1999 г. // Российская газета. 1999. 13 июля.
** СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4553; 1997. № 3. Ст. 359.
*** СЗ РФ. 1998. №2. Ст. 221.
Сроки уплаты. В Законе «Об акцизах» установлены сроки уплаты акцизов в зависимости от сроков реализации товаров (например, не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, по товарам, реализованным с 1 по 15 число отчетного месяца).
По товарам, подлежащим обязательной маркировке марками акцизного сбора, плательщики вносят авансовый платеж в размере, установленном Правительством РФ.
Сумма акциза, подлежащего уплате по подакцизным товарам, происходящим и ввозимым с территории государств — участников СНГ, уменьшается на сумму акциза, уплаченного в стране происхождения.
Сумма акциза, подлежащая уплате, определяется плательщиком самостоятельно. При этом в расчетных и первичных учетных документах она выделяется отдельной строкой. Плательщики предоставляют налоговым органам по месту своего нахождения налоговый расчет (декларацию) по установленной форме не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным.
Контроль за исчислением и своевременным внесением акцизов в бюджет осуществляется налоговыми и таможенными органами в соответствии с их компетенцией.
3.4.4. Налог на прибыль предприятий и организаций
Налог на прибыль предприятий и организаций установлен Законом РФ от 27 декабря 1991 г.* и введен с 1992 г. взамен ранее действовавших платежей из прибыли государственных предприятий и налогов с колхозов, предприятий кооперативных и общественных организаций. Он отнесен к разряду федеральных налогов. Крупные поступления по этому налогу позволили использовать его в качестве регулирующего доходного источника в отношении бюджетов субъектов Российской Федерации в целях их сбалансированности. В таком качестве налог закреплен в Законе «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (п. 4 ст. 19).
___________________
* ВВС. 1992. № 11. Ст. 525; с изм. и доп. на 31 марта 1999 г. // СЗ РФ. 1999. № 14. Ст.1660.
Однако впоследствии поступления данного налога были поделены на две части — федеральную и субъектов Федерации. Последние получили право самостоятельно утверждать ставки налога (в установленных федеральным законодательством пределах) в части, подлежащей зачислению в их бюджеты. Такой порядок был первоначально введен с 1994 г. Указом Президента РФ «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней» от 22 декабря 1993 г.* и затем закреплен в законодательных актах. Налоговый кодекс РФ (часть первая) по-прежнему предусматривает налог на прибыль предприятий и организаций в перечне федеральных платежей.
______________________
* САПП. 1993. № 52. Ст. 5076; 1994. № 1. Ст. 5.
Помимо упомянутого изменения с 1994 г. было отменено налогообложение доходов банков и страховых организаций на основе особого законодательства и на этих субъектов распространен Закон о налоге на прибыль предприятий и организаций.
С учетом изменений и дополнений Закон относит к плательщикам налога на прибыль:
а) предприятия и организации (в том числе бюджетные), являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, включая кредитные и страховые организации;
б) созданные на российской территории предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность;
в) филиалы и другие обособленные подразделения предприятий и организаций, включая филиалы кредитных и страховых организаций, за исключением филиалов (отделений) Сбербанка РФ, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет;
г) филиалы (территориальные банки) Сбербанка РФ, созданные в республиках, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге.
Перечисленные плательщики в дальнейшем именуются «предприятиями», а кредитные, страховые организации и их филиалы — соответственно банками и страховщиками при необходимости определения особенностей их налогообложения.
Для предприятий некоторых отраслей народного хозяйства, а именно: для предприятий, относящихся к основной деятельности железнодорожного транспорта и связи, а также объединений и предприятий по газификации и эксплуатации газового хозяйства, порядок уплаты налога на прибыль устанавливается особо Правительством РФ.
Предприятия любых организационно-правовых форм не являются плательщиками данного налога по прибыли от реализации ими сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной ими собственной сельскохозяйственной продукции (за исключением сельскохозяйственных предприятий индустриального типа, определяемых по перечню, утверждаемому законодательными органами субъектов Федерации). Однако названные предприятия уплачивают налог на прибыль, полученную от других видов деятельности.
Организации, занимающиеся игорным бизнесом, который подлежит особому налогообложению, вместе с тем должны уплачивать налог на прибыль, полученную от иных видов деятельности, на основании Федерального закона «О налоге на игорный бизнес» от 31 июля 1998г.*
____________________
* СЗ РФ. 1998. №31. Ст. 3820.
Объектом налогообложения является валовая прибыль предприятия, полученная от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия, и доходов от внереализационных операций, уменьшенная на сумму расходов по этим операциям.
Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (без налога на добавленную стоимость и акцизов) и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции, в том числе на оплату труда. Перечень затрат, включаемых в себестоимость, и порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли, должен определяться особым федеральным законом. До его принятия следует руководствоваться ранее установленным порядком.*
При определении прибыли от реализации основных фондов и иного имущества предприятия для целей налогообложения учитывается разница между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и имущества, увеличенной на индекс инфляции. Этот индекс исчисляется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
______________________
* См.: Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли. Утв. пост. Правительства РФ от 5 августа 1992 г. // САПП. 1992. № 9. Ст. 602;
СЗ РФ. 1995. № 28. Ст. 2686; 1996. № 43. Ст. 4924; № 49. Ст. 5557.
В состав доходов от внереализационных операций входят доходы, получаемые от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду, доходы по ценным бумагам, принадлежащим предприятию, прибыль, полученная при исполнении соглашения о разделе продукции, и другие доходы, непосредственно не связанные с производством продукции (работ, услуг) и ее реализацией. Сюда же входят суммы безвозмездной помощи и др.
При исчислении налогооблагаемой базы банков валовая прибыль уменьшается на сумму отчислений на формирование резервов под обесценение ценных бумаг и на возможные потери по ссудам.
Бюджетные учреждения и другие некоммерческие организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с получаемой от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами.
Закон предусматривает особенности определения налогооблагаемой прибыли иностранных юридических лиц: налогообложению подлежит лишь та часть прибыли, которая получена иностранным юридическим лицом в связи с деятельностью в Российской Федерации. В случаях, когда не ведется отдельного учета такой прибыли, она может быть определена на основе расчета, согласованного налогоплательщиком с налоговым органом, если же не представляется возможность прямо определить эту прибыль, то налоговый орган вправе рассчитывать ее на основании валового дохода или произведенных расходов, исходя из нормы рентабельности — 25 процентов.
Ставки налога. Установлены две раздельные ставки для зачисления в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ (с одной и той же суммы облагаемой налогом прибыли перечисленных предприятий). Федеральным законом от 31 марта 1999 г. их размер понижен и составляет: для зачисления в федеральный бюджет 11% (вместо 13%) и в бюджеты субъектов РФ — не свыше 19% (вместо 22%), а для предприятий от прибыли, полученной от посреднических операций и сделок, страховщиков, бирж, брокерских контор, банков, других кредитных организаций не свыше 27% (вместо 30%). Конкретные ставки налога в указанных пределах для зачисления в бюджеты субъектов РФ устанавливают законодательные органы соответствующих субъектов РФ.
По данному налогу предусмотрена широкая система льгот, имеющих стимулирующее, социальное и иное значение. Среди них следующие группы льгот.
1. Льготы, призванные стимулировать расходы предприятий на определенные направления их деятельности, имеющие экономическое и социальное значение общего характера (затраты на финансирование капитальных вложений производственного назначения предприятиями сферы материального производства; на содержание находящихся на балансе предприятий объектов и учреждений социального значения — здравоохранения, народного образования, культуры и т.п.; взносы на благотворительные цели в пределах 5% облагаемой прибыли (в Фонд 50-летия Победы — 10%); затраты образовательных учреждений на нужды образовательного процесса (включая оплату труда) в данном образовательном учреждении; научных организаций — непосредственно на развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; затраты предприятий на развитие социальной и коммунально-бытовой сферы для содержания спецконтингента и социальной сферы личного состава уголовно-исполнительной системы и некоторые другие). На суммы фактически произведенных указанных расходов для данных предприятий уменьшается облагаемая прибыль.
2. Льготы для отдельных предприятий, нуждающихся в силу своих особенностей в финансовой поддержке. Это предприятия, не менее 50% общего числа работников которых составляют инвалиды и (или) пенсионеры. Для этих предприятий сумма налога понижается на 50%.
У предприятий, находящихся в собственности творческих союзов, из налогооблагаемой прибыли исключается сумма прибыли, направленная на осуществление уставной деятельности этих союзов.
Несколько льгот предусмотрено и для малых предприятий. Так, предприятия, получившие убыток в предыдущем году, за исключением убытков от операций с ценными бумагами, освобождаются от уплаты налога с той части прибыли, которая направляется на покрытие убытка в течение пяти лет. Не облагается налогом прибыль от вновь созданного производства на период его окупаемости (не свыше трех лет) и т.д.
3. Льготы для организаций, нуждающихся в финансовой поддержке в силу своего социального предназначения. Освобождены от налога на прибыль общественные организации инвалидов; специализированные протезно-ортопедические предприятия; прибыль от производства продукции традиционных народных, а также народных художественных промыслов, психиатрические, психоневрологические и противотуберкулезные учреждения; государственные и муниципальные музеи, библиотеки, театры и т.п.
Освобождены также религиозные объединения и находящиеся в их собственности предприятия от налога на прибыль от культовой деятельности, а также на прибыль, направляемую на осуществление религиозной деятельности этих объединений.
Законодательство устанавливает в определенных случаях условия и пределы предоставляемых льгот, а также общее ограничение по уменьшению сумм налога за счет льгот.*
________________________
* См. п 7 ст. 6 Закона «О налоге на прибыль предприятий» в ред Федерального закона от 31 марта 1999 г.
Состав налоговых льгот, как и ставки налога на прибыль, могут изменяться при утверждении федерального бюджета на предстоящий год.
Сроки уплаты. Предприятия, за исключением иностранных юридических лиц, уплачивают в бюджет в течение квартала авансовые взносы налога на прибыль (исходя из ее предполагаемой суммы) не позднее 15 числа каждого месяца равными долями в размере одной трети квартальной суммы.
Начиная с 1 января 1997 г. все предприятия, за некоторыми исключениями, имеют право перейти на ежемесячную уплату налога, исходя из фактически полученной прибыли за предшествующий месяц.
Иностранные организации уплачивают налог на прибыль в на-. логовом органе по месту их постановки на учет. Не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, они должны представлять в этот налоговый орган отчет о деятельности в РФ и налоговую декларацию.
Закон предусматривает особенности уплаты налогов с отдельных видов доходов, которые взимаются с предприятий помимо налога на прибыль. В отношении них установлены особые ставки налога. К таким доходам отнесены следующие.
В размере 15% облагаются дивиденды, проценты, полученные по ценным бумагам, в том числе доходы, полученные по государственным ценным бумагам РФ и субъектов РФ, а также органов местного самоуправления; доходы от долевого участия в других предприятиях, созданных на территории Российской Федерации. При этом не взимается налог с доходов в виде дивидендов и доходов от долевого участия, выплачиваемых инвестором в соответствии с соглашением о разделе продукции за счет прибыли, полученной им при исполнении указанного соглашения.
В размере 70% облагаются доходы видеосалонов (видеопоказа) от проката носителей с видео- и аудиозаписями. Суммы налога с доходов, взимаемого по ставке 15%, зачисляются в федеральный бюджет, с других доходов — в бюджеты субъектов Федерации.
Установлены также ставки налогов, уплачиваемых иностранными юридическими лицами с доходов, не связанных с их деятельностью в Российской Федерации (от дивидендов, процентов, долевого участия в предприятиях с иностранными инвестициями, от использования авторских прав, лицензий и др.).
Если международным договором Российской Федерации или бывшего СССР установлены иные правила, чем в российском законодательстве о налоге на прибыль предприятий и организаций, то применяются правила международного договора. Но в договоры запрещается вносить оговорки, в соответствии с которыми предприятие или иностранное лицо берет на себя обязательство нести расходы по уплате налога других налогоплательщиков.
В целях устранения двойного налогообложения учитывается сумма налога на прибыль (доход), уплаченная российскими организациями за границей в соответствии с законодательством иностранных государств, однако только в пределах сумм налога, уплаченных с дохода от источников за пределами РФ.
3.4.5. Налог на имущество предприятий
Налог на имущество предприятий установлен Законом РФ от 13 декабря 1991 г. и действует на основании этого Закона.* Он относится к числу налогов субъектов РФ. Налоговый кодекс РФ (часть первая) также предусматривает его в составе платежей этого уровня, однако называет налогом с имущества организаций.
______________________
* ВВС. 1992. № 12. Ст. 599, с изм. и доп на 10 февраля 1999 г. // СЗ РФ. 1999. №7.Ст.879.
Плательщиками данного налога являются: предприятия, учреждения и организации, в том числе с иностранными инвестициями, — юридические лица по законодательству РФ; филиалы и другие аналогичные подразделения указанных юридических лиц, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет; компании, фирмы, любые другие организации (включая полные товарищества), образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации и объединения, а также их обособленные подразделения, имеющие имущество на территории РФ, континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ.
В число плательщиков налога входят также банки и другие кредитные организации. Центральный банк РФ и его учреждения не являются плательщиками налога, предусмотренного названным Законом.
Перечисленные плательщики налога в дальнейшем именуются «предприятиями».
Объектами налогообложения по данному платежу являются:
основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе предприятия, определяемые по среднегодовой стоимости. Основные средства, нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы учитываются по остаточной стоимости.
Ставка налога. Закон устанавливает предельный размер ставки: она не может превышать 2% стоимости налогооблагаемого имущества. Установление конкретных ставок налога относится к компетенции законодательных (представительных) органов власти субъектов Федерации. Конкретизация их размеров зависит от видов деятельности предприятий. Однако не разрешается устанавливать ставку налога для отдельных предприятий.
Если органы власти субъектов Федерации не примут решения о ставках налога на имущество, то применяется максимальная ставка, установленная Законом (2%).
Сроки уплаты налога. Сумма налога, самостоятельно исчисленная налогоплательщиком, вносится в бюджет поквартально нарастающим итогом. В конце года производится перерасчет.
Уплата налога производится по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам — в 10-дневный срок со дня, установленного для бухгалтерского отчета за год.
Затраты по уплате данного налога относятся на финансовые результаты деятельности предприятия, а по банкам и другим кредитным организациям — на операционные и разные расходы.
Льготы. Закон содержит перечень организаций, имущество которых освобождено от налогообложения. Это бюджетные учреждения и организации, органы государственной законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы местного самоуправления. Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; коллегии адвокатов и их структурные подразделения; предприятия по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции; выращиванию, лову и переработке рыбы и морепродуктов (если выручка от этой деятельности составляет не менее 70% общей суммы выручки); специализированные протезно-ортопедические предприятия.
Освобождается от налогообложения также имущество, используемое исключительно для нужд образования и культуры; имущество религиозных объединений и организаций, национально-культурных обществ, предприятий народных художественных промыслов; используемое для образования страхового и сезонного запасов; жилищно-строительных, дачно-строительных и гаражных кооперативов, садоводческих товариществ; общественных объединений, осуществляющих свою деятельность за счет целевых взносов граждан (если они не осуществляют предпринимательскую деятельность); общественных организаций инвалидов (в которых инвалиды составляют не менее 50% общего числа работников); научно-исследовательских учреждений; предприятий, учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы; специализированных предприятий, производящих медицинские препараты для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями; фондов имущества — российского, субъектов Федерации, районов, городов; имущество, исключительно предназначенное для отдыха или оздоровления детей, органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы, профессиональных аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований; имущество иностранных и российских юридических лиц, используемое на период реализации социально-экономических программ для военнослужащих (перечень этих юридических лиц, освобождаемых от уплаты налога, определяется Правительством РФ).
Федеральным законом от 10 февраля 1999 г. предусмотрено также освобождение от налогообложения имущества, используемого исключительно для деятельности, обусловленной соглашениями о разделе продукции.*
________________________
* СЗ РФ. 1999. № 7. Ст. 879.
Помимо этого, у предприятий, имущество которых подлежит налогообложению, установлено уменьшение его стоимости на балансовую (нормативную) стоимость некоторых видов имущества, а именно: объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы; объектов, используемых для охраны природы и пожарной безопасности, и т.д. Перечень такого имущества также установлен в Законе РФ.
Помимо льгот, предусмотренных в Законе РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ и органы местного самоуправления могут устанавливать для отдельных категорий плательщиков дополнительные льготы в пределах сумм, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ.
В Налоговом кодексе РФ (части первой) налог на имущество организаций назван наряду с налогом на недвижимость (ст. 14). При введении последнего на территории субъекта РФ действие налога на имущество организаций, как и налога на имущество физических лиц, прекращается.
3.4.6. Налог на операции с ценными бумагами
Налог на операции с ценными бумагами установлен Законом РФ от 12 декабря 1991 г.* отнесен к группе федеральных налогов. Введение этого налога отразило развитие рынка ценных бумаг и перспективы его расширения.
Первоначально данный налог распространялся на юридических и физических лиц. Впоследствии в новой редакции закона (Федеральный закон от 10 октября 1995 г.)** физические лица среди плательщиков уже не предусмотрены. Изменился и объект налогообложения.
Плательщики налога — юридические лица — эмитенты ценных бумаг. Под эмиссией в данном случае понимают выпуск ценных бумаг в обращение.***
______________________
* ВВС 1992 №11 Ст.523
** СЗ РФ. 1995. № 43. Ст. 4011; 1998. № 12. Ст. 1349.
*** См.: Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. // СЗ РФ. 1996. №17. Ст. 1918.
Объектом, налогообложения является номинальная сумма выпуска ценных бумаг, заявленная эмитентом. Данная норма Закона распространяется на акции акционерных обществ, облигации, иные ценные бумаги, эмиссия которых требует государственной регистрации.
Если уставный капитал акционерного общества увеличивается путем увеличения номинальной стоимости акций, то налогооблажению подлежит разница между заявленной эмитентом суммой выпуска нового номинала и величиной уставного капитала до его увеличения.
Не облагается налогом:
а) номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерных обществ, осуществляющих первичную эмиссию ценных бумаг. Под первичной эмиссией ценных бумаг акционерного общества понимается выпуск акций при его учреждении;
б) номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерных обществ, осуществляющих увеличение уставного капитала на величину переоценок основных фондов, производимых по решению Правительства РФ.
Впоследствии этот перечень был дополнен. К нему отнесено также: номинальная сумма выпуска ценных бумаг:
а) акционерного общества, образованного в результате реорганизации в форме слияния, разделения или выделения акционерных обществ;
б) конвертируемых в акции акционерного общества, к которому осуществляется присоединение;
в) при консолидации или дроблении размещенных ранее акций;
г) при конвертации размещенных ранее акций одного типа в акции другого типа;
д) в случае уменьшения акционерным обществом своего уставного капитала путем уменьшения номинальной стоимости акций.
При этом обусловлено непревышение размера уставного капитала присоединяемого акционерного общества (п. «б») и оставление без изменений размера уставного капитала акционерного общества (п. «в», «г»).*
___________________
* См.: Федеральный закон от 23 марта 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 12. Ст. 1349.
Ставка налога. Налог взимается в размере 0,8% номинальной суммы выпуска ценных бумаг. В случае отказа в регистрации эмиссии ценных бумаг налог не возвращается.
Плательщик исчисляет сумму налога самостоятельно. Если операции с ценными бумагами осуществляются в иностранной валюте, то налог исчисляется в рублях в перерасчете по курсу, устанавливаемому Центральным банком РФ и действующему на дату регистрации эмиссии. Такое правило распространяется на ценные бумаги, номинальная сумма выпуска которых заявлена эмитентом в иностранной валюте.
Сумма налога уплачивается плательщиком одновременно с представлением документов на регистрацию эмиссии. В налоговый орган представляется расчет налога в трехдневный срок после его уплаты.
Налоговый кодекс РФ (часть первая) налога с таким наименованием не содержит. Его заменяет налог на доходы от капитала.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Какие налоги в соответствии с российским законодательством уплачивают организации? Как изменилась система этих платежей в условиях перехода российской экономики к рыночным отношениям?
2. Какие виды субъектов входят в круг плательщиков налогов с организаций?
3. К каким классификационным группам налогов относится налог на добавленную стоимость? Какими законодательными актами он регулируется?
4. Дайте юридическую характеристику налога на добавленную стоимость в соответствии с основными элементами закона о налоге (субъект и объект налогообложения, ставки, льготы, сроки уплаты).
5. Предусмотрен ли налог на добавленную стоимость в Налоговом кодексе РФ?
6. К каким классификационным группам относятся акцизы? Каким законодательством регулируется этот платеж? Предусмотрены ли акцизы Налоговым кодексом РФ?
7. Что общего между налогом на добавленную стоимость и акцизами? Чем они различаются?
8. Дайте юридическую характеристику акцизов в соответствии с основными элементами закона о налоге.
9. К каким классификационным группам налогов относится налог на прибыль предприятий? Каким законодательством он регулируется? Предусмотрен ли этот налог в Налоговом кодексе РФ?
10. На каких субъектов распространяется налог на прибыль?
11. Что входит в объект налогообложения по налогу на прибыль?
12. Какие ставки применяются по налогу на прибыль предприятий? В каком порядке эти ставки устанавливаются?
13. Какие установлены льготы по налогу на прибыль предприятий?
14. Что является объектом налогообложения налога на прибыль предприятий, кроме прибыли, полученной от реализации продукции?
15. К каким классификационным группам налогов относится налог на имущество предприятий? Какими законодательными актами он регулируется?
16. Дайте юридическую характеристику налога на имущество предприятий в соответствии с основными элементами закона о налоге.
17. Что нового вносит Налоговый кодекс РФ в налогообложение имущества предприятий?
18. Каким законом регулируется налог на операции с ценными бумагами?
19. Кто является плательщиком налога на операции с ценными бумагами?
20. Что является объектом налогообложения по налогу на операции с ценными бумагами?
21. Какова ставка налога на операции с ценными бумагами?
22. К какой классификационной группе налогов относится налог на операции с ценными бумагами?
3.5. Налоги целевые
3.5.1. Общие положения
Налоги, имеющие определенное целевое назначение, давно известны в мировой практике налогообложения. Такие налоги появились еще в докапиталистическую эпоху и сохраняются по настоящее время. В отличие от обычного порядка они зачисляются, как правило, не в бюджет как денежный фонд общего значения, а в целевые внебюджетные фонды. Например, в США существует налог на продажу бензина, бензопродуктов, топлива, смазочных материалов, который поступает в дорожный фонд.
Такой опыт был широко использован при установлении новой налоговой системы в Российской Федерации. В 1990-х гг. был введен ряд налогов и других платежей, зачисляемых в целевые внебюджетные фонды, или в бюджет, но специальной строкой для использования на определенные цели, а также в целевые бюджетные фонды. Единичные случаи придания налогу целевого назначения встречались в советской практике и прежде. Например, налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов, действовавший на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1988 г.,* был предназначен для привлечения средств на строительство и ремонт автомобильных дорог.
_________________________
* ВВС. 1988. № 12. Ст. 186.
Четко выраженное целевое назначение из числа ныне действующих налогов имеют налоги, зачисляемые в дорожные фонды. Такой же характер свойствен земельному налогу, который учитывается в бюджете отдельной строкой; местному налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурного назначения, налогу с продаж, а также некоторым платежам обязательного характера разных уровней, включенных законодателем в налоговую систему Российской Федерации (платежи за пользование природными ресурсами, лесным фондом, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор на нужды образовательных учреждений и другие, среди них и местные целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции, на благоустройство территории и иные цели).
3.5.2. Налоги, зачисляемые в дорожные фонды
На основании Закона РФ «О дорожных фондах в РФ» от 10 октября 1991 г.* были созданы внебюджетные дорожные фонды, предназначенные для мобилизации финансовых ресурсов в целях содержания и устойчивого развития сети автомобильных дорог общего пользования (внегородских автомобильных дорог). Такие фонды создавались на федеральном уровне и уровне субъектов Федерации (Закон именует последние «территориальными фондами»). Впоследствии Законом РФ «О федеральном бюджете на 1995 год» от 31 марта 1995 г. Федеральный дорожный фонд, наряду с некоторыми другими внебюджетными фондами, был включен (консолидирован) в федеральный бюджет и преобразован в целевой бюджетный фонд, что было продолжено и в последующие годы. Одновременно проведение такой консолидации было рекомендовано субъектам РФ. Что касается субъектов Федерации, то они вправе решить этот вопрос самостоятельно. Преобразование дорожного фонда из внебюджетного в целевой бюджетный не повлекло изменений в источниках средств его формирования.
_______________________
* ВВС 1991. №44. Ст. 1426; с изм. и доп. на 12 апреля 1999 г.//СЗ РФ 1999. №16.Ст 1930
Упомянутый Закон РФ «О дорожных фондах в РФ» среди источников образования названных фондов указывает ряд налогов, для которых характерна связь с использованием автомобильного транспорта и дорог. Они включены в перечень федеральных налогов. К ним отнесены налоги:
а) на реализацию горюче-смазочных материалов;
б) на пользователей автомобильных дорог;
в) с владельцев транспортных средств;
г) на приобретение автотранспортных средств;
д) акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан.
Плательщиками налогов являются организации и физические лица.
Налог на реализацию горюче смазочных материалов (автобензина, дизельного топлива, масел, сжатого и сжиженного газов, используемых в качестве моторного топлива) уплачивают организации и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, реализующие указанные материалы, в том числе ввозимые на территорию РФ.
Объект налогообложения — оборот по реализации (в денежном исчислении, включая акциз) без налога на добавленную стоимость. Ставка налога — 25% суммы реализации горюче-смазочных материалов. Данный налог взимается также при перепродаже горюче-смазочных материалов с суммы разницы между выручкой и стоимостью их приобретения (без налога на добавленную стоимость). Ставка — также 25%.
Налог на пользователей автомобильных дорог. Его плательщики — предприятия, организации, учреждения, предприниматели, являющиеся юридическими лицами по российскому законодательству. К их числу относятся также созданные на территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения, осуществляющие предпринимательскую деятельность через постоянные представительства;
иностранные юридические лица; филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий, организаций и учреждений, имеющие отдельный баланс и расчетный счет.
Ставки налога в 1997 г. повышены: они установлены в размере:
а) 2,5% выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг);
б) 2,5% суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.
Налог исчисляется отдельно по каждому виду деятельности. Закон РФ распределяет средства налога между Федеральным и территориальными дорожными фондами: в Федеральный фонд зачисление производится по ставке 0,5% и в территориальные фонды - 2% . Однако законодательные (представительные) органы субъектов РФ могут с учетом местных условий изменять (повышать или понижать) ставку налога, но не более чем на 50% ставки данного федерального налога.
Объектом налогообложения выступают: выручка от реализации продукции (работ, услуг), а также сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.
Льготы. От налога освобождаются колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства, предприятия, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции (при удельном
весе доходов от ее реализации 70% и более); предприятия, осуществляющие содержание автомобильных дорог общего пользования и отдельных магистральных улиц городов Москвы и Санкт-Петербурга; иностранные и российские юридические лица, привлекаемые на период реализации целевых социально-экономических программ жилищного строительства, создания, строительства и содержания профессиональных центров переподготовки лиц, уволенных с военной службы и членов их семей; профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования; органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел РФ.
Учреждения, финансируемые собственником (в том числе бюджетные), и другие некоммерческие организации уплачивают налог на пользователей автомобильных дорог, если они имеют доходы от предпринимательской деятельности.
При уплате этого налога действует также Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» в соответствии с которым инвесторы - российские и иностранные юридические лица - могут быть освобождены от уплаты налога.
Налог с владельцев транспортных средств. Плательщиками являются предприятия, объединения, учреждения и организации, включая иностранных юридических лиц, а также граждан, в том числе иностранных, и лиц без гражданства, имеющих транспортные средства на пневмоходу, указанные в Законе.
Объект налогообложения — принадлежащие указанным лицам транспортные средства (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы) и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу. При этом не являются плательщиками налога предприятия автотранспорта общего пользования в отношении транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров (кроме такси).
Ставки налога установлены Законом в твердых денежных суммах с каждой лошадиной силы. Они зависят от вида транспортного средства и мощности двигателя. Законодательные органы субъектов Федерации компетентны увеличивать эти ставки в связи с изменением уровня цен и заработной платы.
Уплата налога производится ежегодно до регистрации, перерегистрации или технического осмотра транспортных средств в сроки, установленные органами государственной власти субъектов Федерации.
По налогу предусмотрены льготы, которые носят характер социальной поддержки (освобождаются, к примеру, от его уплаты инвалиды, имеющие мотоколяски и автомобили, общественные организации инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, и т.д.). Другие льготы стимулируют необходимую для общества деятельность: не взимается налог с колхозов, совхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств, предприятий, осуществляющих содержание дорог общего пользования; иностранных и российских юридических лиц, привлекаемых на период реализации целевых социально-экономических программ; профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований; органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы МВД РФ. Закон освобождает от уплаты налога Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, граждан, награжденных орденом Славы трех степеней, признавая их заслуги перед обществом и государством.
От налога освобождаются также российские и иностранные юридические лица, выполняющие в качестве инвесторов работы по соглашениям о разделе продукции в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции»*.
___________________
*1 См. Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. // СЗ РФ. 1999. № 7. Ст. 879.
Дополнительно к предусмотренным в Законе РФ льготам органы государственной власти субъектов Федерации вправе полностью освободить отдельные категории граждан, предприятий и учреждений от уплаты налога.
Налог на приобретение автотранспортных средств.
Плательщиками налога являются предприятия, организации, учреждения, предприниматели без образования юридического лица, приобретающие автотранспортные средства путем купли-продажи, мены, лизинга или взносов в уставной фонд.
Объект налогообложения — продажная цена автотранспортного средства (без налога на добавленную стоимость и акцизы). Их виды перечислены в Законе. Уплата налога производится по месту регистрации или перерегистрации автотранспортного средства.
Ставки налога зависят от вида транспортных средств. Они установлены в процентах от их продажной цены: для грузовых автомобилей, пикапов, легковых фургонов, автобусов, специальных автомобилей, легковых автомобилей — 20%; для прицепов и полуприцепов — 10%.
Если автотранспортные средства приобретены за пределами Российской Федерации, налог исчисляется по установленным ставкам от стоимости автотранспортных средств, которая определяется в соответствии с таможенным законодательством РФ.
Льготы, по данному налогу в большой мере сходны с льготами по налогу с владельцев транспортных средств. Кроме того, освобождаются от налога граждане, приобретающие легковые автомобили в личное пользование.
Органы государственной власти субъектов Федерации вправе производить полное освобождение отдельных категорий граждан, предприятий, организаций и учреждений от уплаты налога или понижение его размера.
Из перечисленных налогов в федеральный дорожный фонд зачисляются налог на реализацию горюче-смазочных материалов, акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан, а также часть налога на пользователей автомобильных дорог, другие платежи подлежат зачислению согласно Закону о дорожных фондах в территориальные дорожные фонды.
3.5.3. Земельный налог
Земельный налог установлен Законом РФ «О плате за землю» от 11 октября 1991 г.* В связи с принятием названного Закона прекращено взимание установленных законодательством СССР налогов: сельскохозяйственного, земельного и налога с владельцев строений (строения стали облагаться налогами на имущество).
______________________
* ВВС. 1991. № 44. Ст. 1424; с изм. и доп. на 25 июля 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 31.Ст.3810
В Налоговом кодексе РФ (части первой) 1998 г. земельный налог сохраняется и по-прежнему включен в группу местных налогов. Однако в случае введения субъектами Федерации на своей территории налога на недвижимость, его взимание должно прекратиться одновременно с прекращением действия налога на имущество физических лиц и предприятий (п. 2 ст. 14).
Земельный налог по Закону РФ от 11 октября 1991 г., помимо того, что является источником бюджетных доходов, представляет собой одну из форм платы за землю в связи с установлением платности землепользования. Цель введения платы за землю — стимулирование рационального использования земель, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий. Таким образом, Закон определяет конкретное целевое назначение налога на землю.
Закон особо отмечает, что его размер не зависит от результатов хозяйственной деятельности налогоплательщиков и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
Плательщиками налога являются собственники земли, землевладельцы и землепользователи. Арендаторы не уплачивают земельный налог, так как за землю, переданную в аренду, с них взимается арендная плата.
Объект налогообложения — земля. Закон делит земли на два вида: а) земля сельскохозяйственного назначения, б) земля несельскохозяйственного назначения, устанавливая более низкие размеры налогообложения для первых.
При взимании налога за земли сельскохозяйственного назначения Закон различает две группы налогоплательщиков В первую входят колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства, межхозяйственные предприятия и организации, кооперативы и другие сельскохозяйственные предприятия. С них взимается только земельный налог. Все остальные налоги по отношению к ним не применяются. Но если предприятие имеет доходы от несельскохозяйственной деятельности, то на них положение об освобождении от других налогов не распространяется.
Ко второй группе отнесены сельскохозяйственные предприятия индустриального типа (птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы, животноводческие комплексы и другие предприятия на самостоятельном балансе) по перечню, утвержденному органами законодательной (представительной) власти субъектов Федерации. Эти предприятия должны уплачивать кроме налога на землю и другие налоги в установленном порядке.
Единицей налогообложения для перечисленных плательщиков определен один гектар пашни.
Ставки налога. Закон РФ утверждает средние ставки по республикам, краям, областям, автономной области, автономным округам, на основании которых соответствующие органы законодательной (представительной) власти субъектов Федерации утверждают ставки налога для данной территории. При их определении должно учитываться качество земельных угодий. Они же устанавливают минимальные ставки за один гектар пашни и другие сельскохозяйственные угодья.
Особо регулируется порядок налогообложения других земель сельскохозяйственного назначения. К ним отнесены участки в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, животноводства и сенокошения, выпаса скота. Земельный налог за эти участки взимается со всей площади земельного участка по средним ставкам налога за земли сельскохозяйственного назначения административного района.
Земельный налог за участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в границах сельских населенных пунктов для иных целей (за исключением указанных выше), взимается со всей площади земельного участка в других размерах (за кв. метр).
Органам местного самоуправления предоставляется право с учетом благоприятных условий размещения указанных участков повышать ставки земельного налога, но не более, чем в два раза.
Налогообложение земель несельскохозяйственного назначения.
К ним отнесены земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков, а также расположенные вне населенных пунктов земли различного специального назначения.
Перечисленные виды земель облагаются налогом по разным ставкам, однако большей частью они выше ставок по землям сельскохозяйственного назначения (за исключением случаев, когда к последним приравниваются отдельные виды земель).
Так, по городским землям Закон утверждает средние ставки налога за один квадратный метр по экономическим районам с учетом категорий городов. Наиболее высокие ставки — в Центральном районе. Средние ставки дифференцируются органами местного самоуправления по местоположению и зонам различной градостроительной ценности.