<< Пред. стр. 20 (из 25) След. >>
В соответствии с Генеральными условиями и условиями эмиссии эмитент принимает решение об эмиссии отдельного выпуска государственных или муниципальных бумаг (далее — решение о выпуске).Решение о выпуске должно включать в обязательном порядке следующие условия:
• наименование эмитента;
• дату начала размещения и дату, или период размещения;
• форму выпуска и указание на вид ценных бумаг;
• номинальную стоимость одной ценной бумаги;
• количество бумаг данного выпуска;
• дату их погашения;
• наименование органа, осуществляющего ведение реестра владельцев ценных бумаг (регистратора);
• наличие ограничений и иных условий, имеющих значение для их размещения и обращения.
Все эти условия должны быть не позднее чем за два рабочих дня до начала их размещения опубликованы эмитентом либо в средствах массовой информации, либо иным способом.
Государство обладает достаточной полнотой прав по управлению государственным и муниципальным внутренним долгом, формирующимся в результате заемных операций.
Управление государственным долгом РФ на основании Закона РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» возложено на Правительство РФ. Это же положение нашло отражение и в Бюджетном кодексе РФ. Статья 101 Бюджетного кодекса так и называется — «Управление государственным и муниципальным долгом». Кроме того, учитывая, что конкретные мероприятия по управлению внутренним долгом РФ осуществляет Минфин России, Бюджетный Кодекс РФ (ст. 165) закрепляет за ним полномочие на осуществление «в порядке, установленном Правительством РФ, управления государственным долгом Российской Федерации», отнеся его к «полномочиям в бюджетном процессе».
Управление государственным долгом субъекта РФ осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а муниципальным долгом — уполномоченным органом местного самоуправления.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 4 марта 1997 г. в Министерстве финансов РФ создается единая система управления государственным долгом РФ для обеспечения снижения стоимости обслуживания государственных заимствований.*
_____________________
* См.: пост. Правительства РФ «О единой системе управления государственным долгом Российской Федерации» от 4 марта 1997 г. // СЗ РФ. 1997. .№ 10. Ст.1184.
Управление государственным (муниципальным) долгом представляет собой совокупность финансовых мероприятий государства и органов местного самоуправления по погашению займов, организации выплат доходов по ним, проведению изменений условий и сроков ранее выпущенных займов, а также по размещению новых долговых обязательств.
Среди мероприятий по управлению государственным и муниципальным долгом наиболее распространенными в мировой практике являются: рефинансирование, конверсия, консолидация, унификация и некоторые другие.
Рефинансирование, т.е. выпуск новых займов в целях покрытия ранее выпущенных долговых обязательств, используется обычно при недостаточности средств централизованного денежного фонда (бюджета). В нашей стране рефинансирование использовалось неоднократно. В частности, задолженность по государственному трехпроцентному внутреннему выигрышному займу 1966 г. погашалась путем обмена старых облигаций на облигации внутреннего выигрышного займа 1982 г. без уплаты разницы в курсе. В связи с кризисной ситуацией 17 августа 1998 г. государственные краткосрочные обязательства (ГКО) по согласованию с их владельцами подлежат обмену на облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ) с новыми сроками погашения (с 2013 по 2018 г.).
Конверсия займа заключается в изменении размера доходности займа. Изменение доходности может заключаться как в снижении, так и в повышении процентной ставки дохода, выплачиваемого заемщиком — государством (муниципальным образованием) своим кредиторам.
Изменение сроков действия ранее выпущенных займов называется консолидацией. В 1990 г. в Российской Федерации совместно с конверсией займа была проведена и консолидация: срок погашения казначейских обязательств был сокращен с 16 до 8 лет, а процентная ставка повышена с 5 до 10%.
С принятия второй части Гражданского кодекса РФ, введенной в действие с 1 марта 1996 г., получило законодательное закрепление правило о недопущении изменений условий выпущенного в обращение государственного либо муниципального займа (ст. 817 ГК РФ).
Таким образом, впервые в законодательной практике получил закрепление запрет на консолидацию займов государством или муниципальным образованием в одностороннем порядке.
Если же все-таки возникает необходимость изменить срок государственного (муниципального) займа, то теперь государство (муниципальное образование) правомочно сократить либо увеличить сроки обращения долговых обязательств (как одного из существенных условий договора займа) только по согласованию с кредиторами, т.е. с юридическими и физическими лицами, являющимися правообладателями государственных (муниципальных) облигаций. В этом случае принято руководствоваться правилами ст. 414 и 818 ГК РФ о новации, т.е. прекращении обязательства по соглашению сторон о замене первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения (новация).
Примером такой ситуации является финансово-экономический кризис в России, разразившийся 17 августа 1998 г. и связанный с ним процесс по изменению сроков погашения государственных долговых обязательств, когда впервые на практике были реализованы положения Гражданского кодекса РФ о новации долга по государственным краткосрочным бескупонным облигациям и облигациям федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом путем замены по согласованию с их владельцами на новые обязательства и частичной выплатой денежных средств *.
________________________
* См.: расп. Правительства РФ «О новации по государственным ценным бумагам» от 12 декабря 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 51. Ст. 6329; от 3 марта 1999 г. // СЗ РФ. 1999. № 11. Ст. 1396; Положение о порядке осуществления новации по государственным краткосрочным бескупонным облигациям федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. и выпущенных в обращение до Заявления Правительства РФ и Центрального банка РФ от 17 августа 1998 г. путем замены по согласованию с их владельцами на новые обязательства и частичной выплатой денежных средств, утв. Минфином РФ и Центральным банком РФ 21 декабря 1998 г. с изм. от 23 марта 1999 г. // БНА. 1999. № 1. Ст. 81; Российская газета. 1999. 22 апр.
Новация, в данном случае предполагает замену одного обязательства (например, погашение ГКО до 31 декабря 1999 г.) другим (погашение ОФЗ до 2013 г.) между теми же лицами с одновременным прекращением первоначального обязательства (а следовательно, и с возможностью предъявлять какие-либо претензии к заемщику-государству).
Правила о новации соответственно применяются и к займам, выпускаемым муниципальными образованиями (п. 5 ст. 817 ГК РФ).
Другим мероприятием по управлению государственным долгом являются мероприятия государства по унифицированию займов, означающий обмен нескольких ранее выпущенных займов на один новый.
Аннулирование государственного внутреннего долга, т.е. полный отказ от долговых обязательств, является, как правило, крайней мерой по управлению внутренним долгом. Принятие такой меры обусловлено обычно сменой политической власти. Так произошло в 1918 г., когда советское правительство решило аннулировать долги царской России, в том числе и внутренние.
Начиная с момента ликвидации Союза ССР в России были выпущены в обращение следующие виды государственных ценных бумаг, относящихся к внутренним долговым обязательствам:
• облигации государственного внутреннего займа 1991 г.;
• облигации российского внутреннего выигрышного займа 1992г.;
• государственные краткосрочные бескупонные облигации 1993 г. (ГКО);
• облигации внутреннего государственного валютного облигационного займа 1993 г. и 1996 г. (ОВВЗ);
• золотой сертификат Минфина России 1993 г. и 1998 г.;
• облигации золотого федерального займа 1995 г.;
• облигации федеральных займов 1995 г. (ОФЗ);
• облигации государственных нерыночных займов 1996 г. (ОГНЗ);
• облигации государственного сберегательного займа (1995— 1998гг.)(ОГЗ);
• казначейские векселя Минфина РФ 1994 г.;
• казначейские обязательства Минфина РФ (КО) 1994 г.;
• государственные долговые товарные обязательства 1994 г. (не действуют с 1996 г.);
• государственные облигации, погашенные золотом 1998 г.
Среди выпущенных в обращение в России государственных ценных бумаг можно выделить долговые обязательства, относящиеся ко всем формам, закрепленным в Законе РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации».
Таким образом, основная часть ценных бумаг, обращающихся в настоящее время на фондовом рынке Российской Федерации, выпущена в виде облигаций и относится к такой форме внутреннего долга, как займы. Одним из них является государственный внутренний заем 1991 г. Условия выпуска этого займа были утверждены постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 сентября 1991 г.* Этот заем был выпущен сроком на 30 лет (с 1 июля 1991 г. по 30 июня 2021 г.) в виде облигаций номинальной стоимостью 100 тыс. руб.
_____________________
* ВВС. 1991. №42. Ст. 1344; Письмо Центрального банка РФ от 20 мая 1992г. № 13//Бизнес и банки. 1992. № 30.
Облигации государственного внутреннего займа 1991 г. размещаются только среди юридических лиц (с ограниченным кругом обращения). Функции по продаже и обслуживанию займа возложены на Центральный банк России. Эти облигации являются именными. Каждый новый владелец облигации регистрируется в территориальном управлении Банка России. Держателям облигаций годовой доход выплачивается по плавающей процентной ставке. По первым двум разрядам выплачивался годовой доход в размере 15% нарицательной стоимости облигации. Доход выплачивается только в безналичном порядке.
В связи с ликвидацией Союза ССР и в подтверждение правопреемства Правительства РФ по обязательствам бывшего СССР перед гражданами России по облигациям государственного внутреннего выигрышного займа 1982 г. Правительство РФ 19 февраля 1992 г. приняло решение о выпуске российского внутреннего выигрышного займа 1992 г., действующее с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. с изменениями и дополнениями от 3 июля 1997 г. и от 30 июня 1998 г.*
_____________________
* Российская газета. 1992. 25 февр.; САПП. 1992. №6. Ст. 331; СЗ РФ. 1997. № 27. Ст. 3245; 1998. № 27.Ст.3193.
В соответствии с постановлением Правительства РФ все облигации государственного займа 1982 г. подлежали обмену на облигации российского займа 1992 г. по номиналу (с учетом компенсации на 1 апреля 1991 г.). Владельцам облигаций 1982 г. было предоставлено право выбора: либо в добровольном порядке обменять их на облигации российского займа, либо получить доход от продажи облигаций, который зачислялся во вклады в учреждениях Сберегательного банка РФ с 1 октября 1992 г. Эмитентом займа 1992 г. является Минфин России. Заем осуществляется отдельными разрядами. Облигации выпускаются по. мере их продажи населению.
Государственный заем в виде выпуска государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО) выпущен в соответствии с постановлением Совета Министров — Правительства РФ «О выпуске государственных краткосрочных бескупонных облигаций» от 8 февраля 1993 г.* и действует с изменениями и дополнениями.** Номинальная стоимость облигации составляет 100 тыс. руб. Размещается заем среди юридических и физических лиц на срок три или шесть месяцев. Однако для каждого выпуска отдельно могут устанавливаться ограничения на потенциальных владельцев. Решение о выпуске ГКО принимается Минфином по согласованию с Центральным банком РФ, который является генеральным агентом по обслуживанию их выпуска.
______________________
* САПП. 1993. № 7. Ст. 567.
** СЗ РФ.1994.№ 23. Ст.2575;1997. № 51. Ст.5814;1998. № 27.Ст.3193.
Доход определен как разница в цене покупки с ценой погашения. Погашение этих облигаций производится в безналичной форме путем перечисления их владельцу номинальной стоимости государственных бескупонных облигаций на момент погашения.
В соответствии с генеральными условиями эмиссии и обращения облигаций федеральных займов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г., Министерством финансов РФ 14 июня 1995 г. выпущены облигации федеральных займов с постоянным и переменным купоном (ОФЗ).* По срокам обращения ОФЗ могут быть среднесрочными или долгосрочными. Их владельцами могут быть российские и иностранные юридические и физические лица. Выпускаются в документарной форме с обязательным централизованным хранением. Глобальный сертификат хранится депозитарием, который заключает с Минфином России договор. Функции субдепозитария выполняют уполномоченные организации, имеющие лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг, которые осуществляют учет прав на ОФЗ по счетам «Депо» депонентов (инвесторов).
_______________________
* СЗРФ. 1995. №21. Ст. 1967; 1998. №27. Ст. 3193; 1999. №11. Ст. 1296.
Внутренний государственный валютный облигационный заем также является одним из долговых обязательств Российской Федерации. Он выпущен в целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга, а также выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 декабря 1992 г. «О мерах по урегулированию внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР», действующий в редакции указов Президента РФ от 31 января 1996 г. и от 12 августа 1996 г.* Сами условия выпуска внутреннего государственного валютного облигационного займа были утверждены постановлением Правительства от 15 марта 1993 г.
_______________________
* ВВС. 1992. № 51. Ст. 3039; СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4071; № 36. Ст. 4234.
Валютный заем произведен путем выпуска облигаций на общую сумму 7885 млн долл. США. Облигации выпущены номиналом: 1, 10 и 100 тыс. долл. США на предъявителя. Неотъемлемой частью облигации является комплект купонов, количество которых определяется сроком погашения облигации. Держателями облигаций являются юридические лица, имеющие валютные счета во Внешэкономбанке. На всю сумму средств, хранящихся на валютных счетах в этом банке, владельцам счетов (в том числе банкам) выдаются облигации займов, которые погашаются в течение 15 лет (до 14 мая 2008 г).
В целях исполнения Указа Президента РФ « О некоторых мерах по упорядочению работы с внешним и внутренним валютным долгом Российской Федерации» 1996 г. Правительство РФ осуществляет в соответствии со своими постановлениями от 4 марта и 13 августа 1996 г.* выпуск облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа на сумму 350 млн долл. США для погашения внутреннего валютного долга, который не был учтен при определении первоначального объема эмиссии внутреннего государственного валютного облигационного займа, на условиях, утвержденных постановлением Правительства от 15 марта 1993 г.** Срок погашения облигаций 1996 г. выпуска — 10 и 15 лет (т.е. до 14 мая 2006 г. и 14 августа 2011 г.).
_______________________
* СЗ РФ. 1996. № 12. Ст. 1115; № 34. Ст. 4071; № 36. Ст. 4234; Российская газета. 1997.18февр.
** САПП. 1993. № 12. Ст. 1002; см. также: пост. Правительства РФ от 18 июня 1999 г. (Экономика и жизнь. 1999. № 26).
В целях сохранения единой целостной системы учета облигаций валютных займов 1993 г. и 1996 г. они выпущены в аналогичных документарных формах с сохранением единой системы нумерации облигаций.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1995 г. предусматривался также выпуск облигаций золотого Федерального займа, предусматривающий право их владельца на получение слитков золота. Однако Правительством РФ на основании постановления от 23 декабря 1996 г. было признано нецелесообразным с учетом состояния финансового рынка выпускать новый вид ценных бумаг.*
_______________________
* СЗ РФ. 1995. №46. Ст. 4447; 1997. №1. Ст. 172.
Облигации государственного сберегательного займа* выпускаются Минфином России начиная с 1995 г. Они являются государственными ценными бумагами на предъявителя. Их владельцами могут быть российские и иностранные юридические и физические лица. Облигации выпускают отдельными выпусками на основе Генеральных условий сроком на один год. Их номинальная стоимость 100 и 500 тыс. руб. Эти облигации свободно продаются и покупаются на территории РФ уполномоченными банками на основании соглашений с Минфином России.
_______________________
* См.: Указ Президента РФ «О государственном сберегательном займе Российской Федерации» от 9 августа 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3360; пост. Правительства РФ «О генеральных условиях выпуска и обращения облигаций государственного сберегательного займа Российской Федерации» от 10 августа 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 34. Ст. 3455.
Облигации государственных нерыночных займов (ОГНЗ) выпускаются с 1996 г. Минфином России в соответствии с постановлением Правительства РФ «О Генеральных условиях эмиссии и обращения облигаций государственных нерыночных займов» от 21 марта 1996 г., действующим с изменениями от 3 июля 1997 г., 30 июня 1998 г., 24 февраля 1999 г.* По срокам они могут быть краткосрочными, среднесрочными или долгосрочными. Владельцами ОГНЗ могут быть российские и иностранные юридические лица. Их владелец имеет право на получение при погашении облигации суммы основного долга (номинальной стоимости), а также дохода в виде процента, начисляемого на номинальную стоимость облигации. Периодичность выпусков, выплаты доходов определяются Минфином России. На вторичном рынке ОГНЗ не обращаются (т.е. владелец не вправе их продавать).
_______________________
* СЗ РФ. 1996. № 13. Ст. 1368; 1997. № 27. Ст. 3246; 1998. № 27. Ст. 3193.
В качестве долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ (одна из форм государственного внутреннего долга), на территории Российской Федерации были выпущены золотые сертификаты 1993 г. В соответствии с «Основными условиями продажи золота путем выпуска Министерством финансов Российской Федерации золотых сертификатов 1993 года», утвержденными постановлением Правительства РФ от 25 сентября 1993 г.,* золотой сертификат является государственной ценной бумагой, выпускаемой Министерством финансов РФ (эмитент). Номинал сертификата — 10 кг золота пробы 0,9999. Доход для держателя сертификата представляет собой разницу между ценой покупки и ценой погашения. Держателями могут быть юридические и физические лица. В целях продажи предусмотрено дробление сертификатов банками (не менее 100 г).
______________________
* СЗ РФ. 1997. №43. Ст. 4971, 8779.
Для осуществления операций по купле-продаже золотых сертификатов коммерческие банки обязаны были получить специальную лицензию Центрального банка РФ. Срок действия сертификата — один год.
Доход по сертификатам гарантировался Министерством финансов РФ на уровне трехмесячной ставки ЛИБОР по долларам США,* публикуемой в газете «Файненшл таймс», плюс 3%. 15 сентября
1994 г. Минфином России и Роскомдрагметом был утвержден порядок выдачи золотых слитков владельцам золотых сертификатов выпуска 1993 г. при их погашении.**
______________________
* «Лондонская межбанковская ставка предложений» (ЛИБОР) — процентные ставки, по которым авторитетнейшие банки Лондона предоставляют кредиты в европейских валютах первоклассным банкам путем размещения у них депозитов, а также средняя ставка по этим банкам (рассчитывается как средняя арифметическая). См.: Финансовая газета. 1994. № 36, С. 23.
** См.: Экономика и жизнь. 1994. № 39; см. также: пост. Правительства РФ «О погашении золотых сертификатов Министерства финансов Российской Федерации выпуска 1993 года» от 27 сентября 1994 г. // СЗ РФ. 1997. № 43. Ст. 4984, 8805.
Казначейские векселя — еще один вид ценных бумаг, выпускаемых в обращение государством для покрытия бюджетных расходов. Это краткосрочные обязательства государства, выпускающиеся сроком на 3, 6 и 12 месяцев, обычно на предъявителя. Реализуются в основном среди кредитных банковских организаций по цене ниже номинальной (со скидкой), а выкупаются по полной нарицательной стоимости. Таким образом, доход держателя казначейского векселя равен разнице между ценой погашения (номинальной) и продажной ценой.
В 1994 г. Министерство финансов РФ осуществило выпуск казначейских векселей на сумму 1100 млрд (неденоминированных) руб. Казначейские векселя 1994 г. выпускаются сериями, объем и даты выпуска которых устанавливаются Минфином России по согласованию с Центральным банком РФ. Срок казначейских векселей 1994 г. определен в один год с даты составления. Владельцами казначейских векселей 1994 г. являются лишь юридические лица — резиденты РФ по российскому законодательству. Банк России выступает генеральным агентом и по обслуживанию казначейских векселей 1994 г.*
______________________
* Подробнее см.: пост. Правительства РФ от 14 апреля 1994г. «О выпуске казначейских векселей 1994 г. Министерства финансов РФ» //САПП.1994.№17.Ст. 1406.
В этом же году Министерство финансов РФ выпускает еще один вид ценных бумаг — казначейские обязательства. Казначейские обязательства выпущены на основании постановления Правительства РФ «О выпуске казначейских обязательств» от 9 августа 1994 г.* Выпускаются они сериями, в бездокументарной форме на основании договоров с уполномоченными депозитариями. Их владельцами могут выступать российские юридические и физические лица. По казначейским обязательствам должен был выплачиваться процентный доход. В дальнейшем был разрешен обмен казначейских обязательств на казначейские налоговые освобождения. Оформление последних производят органы федерального казначейства.**
______________________
* СЗ РФ. 1994. №16. Ст. 1911.
** Подробнее см., например: Порядок проведения зачета по налогам и другим платежам в Федеральный бюджет при финансировании расходов из федерального бюджета в 1996 году // Российские вести. 1996. 19 июня.
В соответствии с постановлением Правительства РФ «О государственных долговых товарных обязательствах» от 16 апреля 1994 г.* Правительством РФ было принято решение о частичном погашении целевых беспроцентных займов 1990 г., условия и порядок выпуска которых был определен постановлением Совета Министров СССР «О выпуске государственных целевых беспроцентных займов» от 21 декабря 1989 г. В 1996 г. оно утратило силу в связи с принятием Федерального закона «О государственных долговых товарных обязательствах» от 1 июня 1995 г.** В соответствии с этим Законом внутренним государственным долгом РФ признаны государственные долговые товарные обязательства в виде облигаций государственных целевых беспроцентных займов на приобретение товаров народного потребления, включая легковые автомобили, целевых чеков на приобретение легковых автомобилей, чеков «Урожай-90», обязательств государства перед сдатчиками сельскохозяйственной продукции.
_______________________
* САПП. 1994. № 17. Ст. 1419; СЗ РФ. 1996. № 4. Ст. 289.
** СЗРФ. 1995 №23 Ст.2171; 1996 №4 .ст.285.
В 1998 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ «О Генеральных условиях эмиссии и обращения государственных облигаций, погашаемых золотом» от 27 июля 1998 г., а также в соответствии с Законом РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» и Федеральным законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» было принято решение о выпуске в обращение государственных облигаций, погашаемых золотом (золотые сертификаты).
Названные долговые обязательства Российской Федерации (золотые сертификаты) являются именными беспроцентными облигациями, предоставляющими их владельцу право на получение в срок погашения 1 кг химически чистого золота за каждый погашаемый сертификат.
Эмитентом золотых сертификатов от имени Российской Федерации выступает Министерство финансов РФ.
Эмиссия золотых сертификатов осуществляется отдельными выпусками. Параметры выпуска (в том числе дата выпуска, номинальная стоимость, объем выпуска, количество сертификатов, дата погашения) определяются Минфином РФ. Документом, удостоверяющим права, закрепляемые золотыми сертификатами каждого выпуска, является глобальный сертификат Минфина РФ. Золотые сертификаты выпускаются в документарной форме с обязательным централизованным хранением. Владельцами золотых сертификатов являются юридические и физические лица.
В связи с кризисом 1998 г. принят Федеральный закон «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики» от 29 декабря 1998 г., где разработаны конкретные меры по новации государственного внутреннего долга, в частности владельцам ГКО и ОФЗ со сроками погашения до 31 декабря 1999 г., выпущенных в обращение до 17 августа 1998 г., предоставлена возможность реинвестировать полученные от погашения денежные средства в государственные ценные бумаги. При этом для различных категорий инвесторов ГКО-ОФЗ процедура новации дифференцирована.
Так, кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг и органы государственной власти и местного самоуправления, являющиеся собственниками ГКО-ОФЗ, вправе 10% обязательств получить в денежной форме; 20% — обменять на ОФЗ с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) и 70% — на ОФЗ с фиксированным доходом (ОФЗ-ФД). Другие инвесторы, к которым относятся граждане и некоммерческие организации, вправе получить полную сумму погашения в деньгах в сроки, установленные при выпуске принадлежащих им облигаций либо участвовать в новации на условиях последней категории инвесторов — тех, кто не относится к первым двум группам. Они вправе соответственно: 30% — получить в денежной форме; 20% — обменять на ОФЗ-ПД и 50% — на ОФЗ-ФД.
ОФЗ-ПД — это облигации с нулевым купонным доходом и сроком погашения 3 года, которые могут быть использованы для погашения задолженности перед федеральным бюджетом.
ОФЗ-ФД — облигации с 4—5-летним сроком обращения и с фиксированным
доходом (30, 25, 20, 15, 10% годовых, начиная с 19 августа 1998 г.).
Владельцы ГКО-ОФЗ, не пожелавшие участвовать в новации, будут получать по ним доход в установленные в них сроки путем зачисления средств на инвестиционные счета, режим которых будет определен законодателем дополнительно .*
__________________________
* СЗ РФ. 1999. № 1. Ст. 1. См. также: ст. 95—97 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1999 год» //СЗ РФ. 1999. № 9. Ст. 1093; Финансы. 1999. № 5. С. 24—27; Федеральный закон «О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации» от 12 июля 1999 г. // Российская газета. 1999. 21 июля.
4.1.5. Правовое регулирование сберегательного дела
Проблемы правового регулирования внутреннего государственного (муниципального) кредита тесно связаны с проблемами сберегательного дела в стране. Сбережения населения и счета юридических лиц всегда являлись важнейшими кредитными источниками государственных займов. В настоящее время они становятся также основными источниками муниципальных займов.
Использование государством части денежных вкладов физических и юридических лиц, хранящихся в кредитных учреждениях, длительное время рассматривалось в науке финансового права в качестве формы государственного кредита *. В настоящее время с учетом положений Закона РФ « О государственном внутреннем долге Российской Федерации » принято говорить о формах государственного долга (ст. 2 Закона) либо о формах долговых обязательств (ст. 98 Бюджетного кодекса РФ).
В соответствии с Федеральным законом «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» от 10 мая 1995 г.** впервые предусматривается восстановление и обеспечение сохранности гарантированных сбережений путем перевода их в целевые долговые обязательства Российской Федерации, являющиеся государственными ценными бумагами.
______________________
* Своеобразным подтверждением правильности названного теоретического положения финансово-правовой науки явилось принятие Федерального закона «О восстановлении и защите сбережений граждан РФ» от 10 мая 1995 г., где все гарантированные сбережения граждан отнесены к государственным и внутренним долговым обязательствам (ст. 2).
** СЗ РФ. 1995. № 20. Ст. 1765. О порядке проведения в 1999 г. предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан РФ в Сбербанке РФ см.:
пост. Правительства РФ от 20 мая 1999 г. // СЗ РФ. 1999. № 21. Ст. 2638.
В условиях дестабилизации экономики, наличия разрывов между доходами и расходами бюджета государства существенно усиливается взаимозависимость проблем государственных долговых обязательств и рационального использования денежных сбережений граждан и хозяйствующих субъектов в целях сбалансирования экономических процессов, преодоления кризиса финансов и оздоровления экономики, улучшения денежного обращения. Вложение денежных средств юридическими и физическими лицами в банковские кредитные организации в форме вкладов сокращает находящееся в обращении количество наличных денег, ускоряет их оборачиваемость, способствует укреплению внутренней валюты.
Кредитная реформа начала 90-х гг., направленная на реорганизацию государственных банковских структур в акционерные коммерческие банки, обусловила возникновение новых явлений в области сберегательного дела, его развитие и переход на более высокий уровень. Круг источников правового регулирования сберегательного дела в Российской Федерации пополнился новыми нормативными и индивидуально-правовыми актами. Основными среди них являются законы о Центральном банке, о банках и банковской деятельности. Гражданский кодекс РФ (гл. 44 «Банковский вклад»), Устав Сберегательного банка Российской Федерации и др. Так, в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности» правовому регулированию сберегательного дела посвящена отдельная глава (гл. 6).
Как и по ранее действующему законодательству, в соответствии с новым ГК РФ 1996 г. (ст. 843), договор банковского вклада (если иное не предусмотрено соглашением сторон) удостоверяется сберегательной книжкой. Она может быть как именной, так и на предъявителя. Причем последняя относится к ценным бумагам. Сберегательная книжка должна содержать определенные реквизиты: наименование и место нахождения банка (либо его филиала), номер счета, сумму денежных средств, зачисленных, а также списанных со счета, и остаток средств на момент предъявления сберкнижки в банк. Выдача вклада осуществляется банком лишь при предъявлении вкладчиком сберегательной книжки.
В настоящее время право привлекать денежные средства во вклады имеют независимо от формы собственности все банковские кредитные организации, которые получили лицензию Центрального банка Российской Федерации и с момента регистрации которых прошло не менее двух лет. До перехода к рыночным отношениям, сберегательные операции в нашей стране фактически осуществлял лишь Сбербанк.
Однако, несмотря на расширение субъектов сберегательного дела, особая роль в этой сфере по-прежнему принадлежит Сберегательному банку Российской Федерации. Это обусловлено рядом причин, в том числе и связанных с историей развития сберегательного дела в России.
Первые сберегательные учреждения в нашей стране были основаны почти 160 лет назад в соответствии с Указом императора Николая I от 30 октября 1841 г.
В условиях существования Союза ССР единым общесоюзным кредитным учреждением, привлекающим временно свободные
средства населения во вклады, являлись Государственные трудовые сберегательные кассы.* До 1963 г. сберегательные кассы находились в ведении Министерства финансов СССР, позднее общее руководство их деятельностью осуществлял Государственный банк СССР.
______________________
* Следует отметить, что с 1943 г. учреждения Госбанка СССР также при определенных условиях (внесение вклада не ниже определенной суммы) имели право принимать вклады граждан.
На основе банковской реформы 1988 г. Государственные трудовые сберегательные кассы были преобразованы в Сбербанк СССР — специализированный банк по обслуживанию не только физических, но и юридических лиц. В связи с ликвидацией Союза ССР Сбербанк СССР был объявлен Верховным Советом РСФСР собственностью российского государства. Но уже в 1990 г. на основании Закона РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» Сберегательный банк РСФСР был преобразован в акционерный коммерческий банк. Это обусловило начало нового этапа развития российского сберегательного дела.
В последнее время Сберегательный банк — крупнейший в банковской системе Российской Федерации. В Сберегательном банке РФ находится более 70% вкладов населения. Даже несмотря на финансовый и банковский кризис (17 августа 1998 г.), размер вкладов в этот банк, в отличие от иных коммерческих банков снизился незначительно. Так, если на 1 августа 1998 г. размер вкладов составлял 151 млрд руб., то на 1 февраля 1999 г. — 143 млрд руб.*
______________________
* См.: Аргументы и факты. 1999. № 15. С. 7; на 1 июня 1999 г. вклады Сбербанка достигли 178,1 млрд руб. //Российская газета. 1999. 1 июля.
Таким образом, придание Сберегательному банку РФ особого положения и роли в российском сберегательном деле обусловлено тем, что он является преемником традиций, приобретенных сберегательными кассами за более чем полуторавековую историю, и обладает значительными кредитными ресурсами. Особая роль Сбербанка в реализации отношений по государственному кредиту обусловлена и тем, что до настоящего времени* учредителем акционерного коммерческого Сберегательного банка РФ является Центральный банк РФ. Это предопределяет более тесные связи
Сбербанка России с государством по сравнению с другими коммерческими банками, что проявляется в ряде взаимных прав и обязанностей.
____________________
* Статья 7 Федерального закона«О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», устанавливающая запрет на участие Банка России в капиталах иных кредитных организаций, в соответствии с последующими изменениями этого Закона не распространяется на участие Банка России в капиталах Сбербанка РФ // СЗ РФ. 1998. № 10. Ст. 1147.
Так, государство, используя хранящиеся в Сберегательном банке временно свободные денежные средства юридических и физических лиц в качестве кредитных ресурсов для погашения своих долговых обязательств по внутреннему долгу, гарантирует полную сохранность денежных средств и других ценностей, вверенных Сберегательному банку, и выдачу их по первому требованию вкладчиков. Государство заинтересовано в увеличении вкладов населения и юридических лиц именно в учреждениях Сберегательного банка РФ.
Не случайно поэтому вкладчики многих коммерческих банков в условиях российского кризиса банковской и финансовой системы 1998 г. предпочли перевести свои сбережения на счета Сбербанка.
Вкладчиками банка могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Вкладчики могут распоряжаться вкладами, получать по вкладам доход в виде процентов и в иной форме, предлагаемой банками. Вкладчики могут совершать и безналичные расчеты.
В целях привлечения свободных денежных средств юридических и физических лиц Сбербанком России разработана целая система мер. Так, законом гарантируется свобода вкладчиков в выборе банка для хранения своих сбережений и возможность иметь вклады одновременно в нескольких банках.
Одной из мер по привлечению вкладов в учреждения Сберегательного банка РФ является установление самых разнообразных видов вкладов. Виды вкладов как таковые установлены достаточно давно, однако размеры дохода по вкладам (процентная ставка) в связи с инфляционными процессами в стране постоянно пересматриваются Сберегательным банком РФ. В целях предоставления вкладчикам выбора для размещения своих временно свободных денежных средств были разработаны следующие виды вкладов: до востребования, срочные, условные, молодежные, пенсионные, срочные с дополнительно вносимыми взносами (накопительные), компенсационные и другие.
Рассмотрим условия некоторых из видов вкладов.
Вклады до востребования могут быть именными, т.е. с указанием определенного лица (гражданина) в сберегательной книжке, и на предъявителя. Вклад на предъявителя может быть получен любым лицом, предъявившим сберегательную книжку с пометкой
«на предъявителя», контрольного талона к ней и документа, удостоверяющего личность. По этому виду вклада вкладчик имеет право получить деньги полностью либо частично в любое время. Этот вид вклада позволяет совершать многократно приходно-расходные операции, а также использовать вклад для выполнения безналичных расчетов. В 1999 г. ставка по этому виду вклада установлена в размере 2% годовых.
Срочные вклады принимаются на срок не менее установленного банком периода (как правило, не менее шести месяцев либо даже одного года). Размер процентной ставки определяется ежегодно. В 1999 г. доход выплачивался в размере 11% годовых. Выплата средств со вклада по частям не производится. Вкладчик имеет право получить причисленные к остатку вклада в конце каждого года проценты. При этом срок хранения вклада не нарушается и вклад на новый счет не перечисляется. Достаточно большой срок нахождения средств в учреждениях Сберегательного банка по срочным вкладам позволяет наиболее рационально использовать эти средства как в интересах самого банка, так и в интересах государства. Его разновидностью является срочный вклад с ежемесячной выплатой процента (в 1999 г. — 0,6%).
Длительное время существовали вклады на детей до 16 лет, которые принимались независимо от родственных отношений. Вклад выдавался по истечении 10 лет хранения и при достижении ребенком 16-летнего возраста. Дополнительные взносы принимались в любых суммах как наличными деньгами, так и безналичным путем. Частичная выдача сумм из вклада не производилась. Эти вклады в настоящее время не открываются, хотя ранее открытые не закрываются.
Вклады, внесенные на имя другого лица, устанавливающие какие-либо специальные условия (достижение определенного возраста, свадьба), называются условными. Учитывая крайнюю заинтересованность Сбербанка в привлечении дополнительных вкладов сейчас условные вклады не открываются, т.к. они несут в себе некоторые ограничения вкладчиков.
Разновидностью вклада до востребования являются вклады, на текущие счета. Для распоряжения таким вкладом вкладчику выдаются расчетная и чековая книжки. Выдача именных или предъявительских чеков будет в этом случае являться формой распоряжения вкладом.
С января 1993 г. в учреждениях Сбербанка России введен новый вид вклада населения — срочные депозиты. Срочный депозит принимается на срок 4, 6 месяцев и 1 год с минимальной суммой вклада — 500 руб. и выплатой дохода от 11 до 19% годовых. Разновидностью этого вклада является срочный депозит в иностранной валюте.
Для привлечения в Сберегательный банк временно свободных средств юридических лиц используется депозит (договор депозитного счета). Депозит в Сбербанке открывается любому юридическому лицу независимо от места нахождения расчетного (текущего) счета. На депозитах выгодно хранить свободные денежные средства пенсионным, благотворительным и другим видам фондов, кооперативным и общественным организациям, а также резервные и специальные (страховые) фонды, нераспределенную прибыль прошлых лет, амортизационные отчисления коммерческих предприятий. Условия депозита, т.е. банковского вклада, в соответствии со ст. 836 ГК РФ, оформляются договором и определяются индивидуально, исходя из размера и срока размещаемой суммы. В отличие от расчетного (текущего) счета с депозитного счета осуществлять расчеты запрещается, так как основная цель заключения депозитного счета для банка — привлечение денежных средств организаций на строго определенный в договоре срок.
В последнее время в Сбербанке принимаются новые виды вкладов:
Сберегательный вклад с ежемесячным начислением процентов. Он принимается на 1, 2, 3 месяца при минимальном взносе в 300 руб.;
Юбилейный вклад принимается на срок 3 месяца при минимальном первоначальном взносе — 20 тыс. руб. и дополнительном — не менее 10 тыс. руб. в наличной или безналичной форме;
Молодежный вклад для лиц от 14 до 23 лет при условии самостоятельности первоначального взноса в размере не менее 50 руб. на срок не менее 3 месяцев.
Среди вновь привлекаемых Сбербанком видов вкладов следует выделить специальные вклады для пенсионеров («пенсионный» вклад и «срочный пенсионный» вклад) и вклады владельцам и наследникам гарантированных сбережений (конпенсационный» вклад).
Пенсионный вклад специально открывается гражданами для ежемесячного перечисления уполномоченными органами причитающихся им пенсий. Срок хранения по данному вкладу не ограничен.
В отличие от предыдущего другой вид вклада «срочный пенсионный» открывается лично гражданином при предъявлении Сбербанку пенсионного удостоверения и внесения не менее 50 руб. Срок хранения — не менее 3 месяцев. Доход установлен в повышенном (по сравнению с другими видами вкладов) размере.
Вклад открывается на сумму компенсации, начисленной по вкладам, принадлежащим гражданам, родившимся до 1922 г., в соответствии с Указом Президента от 2 декабря 1997 г., ст. 123 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1999 год» наследникам первой очереди, родившимся до 1922 г. включительно, инвалидам первой группы, наследникам в случае смерти владельца гарантированных сбережений (без ограничения возраста) на оплату ритуальных услуг в соответствии с постановлениями Правительства от 30 июня 1998 г. № 677 и от 20 мая 1999 г. № 553. При этом Сбербанком предусмотрено, что этот вклад открывается и другим категориям граждан, которым будет предоставлено право на получение предварительной компенсации нормативными актами РФ. Срок хранения вклада - - не менее 2-х месяцев.
Особое место среди вкладов Сбербанка России занимают вклады в иностранной валюте (в основном—в долл. США).
В 1999 г. установлены новые виды таких вкладов: «Пополняемый Сбербанка России» и «Особый Сбербанка России».
Первый из названных вкладов принимается на срок 3 и 6 месяцев с последующей пролонгацией. Минимальный взнос — 300 долл. США. В 1999 г. доход по этому вкладу — 6 и 7% годовых в зависимости от срока хранения.
. Вклад «Особый Сбербанка России» принимается на срок 3 месяца с пролонгацией, при минимальном первоначальном взносе — о и дополнительного — 1 тыс. долл. США. По данному вкладу можно совершать расходные операции при условии сохранения неснижаемого остатка (5 тыс. долл.). Размер дохода в 1999 г. — 8% годовых.
Помимо вкладов в традиционной форме используются и новые формы привлечения средств вкладчиков. К ним относятся, например, сберегательные и депозитные сертификаты. Их выпуск и оформление регулируются письмом Банка России от 10 февраля 1992г.сизм. 1993 г.*
_________________________
* См.: Бизнес. Банки. Биржа. 1992. № 9; Экономика и жизнь. 1993. № 1.
Депозитный сертификат Сберегательного банка РФ является ценной бумагой — обязательством банка по выплате размещенных у него депозитов и доходов по ним вкладчику — юридическому лицу (бенефициару) или его правопреемнику. Оплата сертификата производится в том же учреждении Сберегательного банка, которое произвело его выдачу.
Сертификат является срочным и именным. Для юридических лиц срок его действия ограничен одним годом. Право требования по нему может передаваться одним юридическим лицом другому (цессия).
В случае, если срок получения депозита и дохода по нему истек, сертификат считается документом до востребования, по которому учреждение банка, выдавшее сертификат, несет обязательство оплатить означенную в нем сумму по первому требованию владельца. Сертификат в отличие от простого векселя Сбербанка, не может служить расчетным или платежным документом за проданные товары или оказанные услуги, не подлежит вывозу на территорию государства, не использующего рубль в качестве официальной денежной единицы. Учреждения Сбербанка принимают сертификаты в залог при выдачи ссуды их владельцу. Внесение депозита и выдача сертификата производятся на основании договора, заключаемого между учреждением Сбербанка и бенефициаром.
Сбербанк России выступает в качестве банка-эмитента, выпускающего и такой вид ценных бумаг, как сберегательный сертификат. Он выпускается номиналом 1, 10 и 50 тыс. руб. Доход устанавливается в виде плавающей процентной ставки. Сберегательный сертификат выпускается на срок три года и размещается среди физических лиц и является ценной бумагой на предъявителя.
Установлены следующие реквизиты бланков депозитных и сберегательных сертификатов: наименование «депозитный (или сберегательный) сертификат», указание на причину выдачи сертификата (внесение депозита или сберегательного вклада), место для проставления даты внесения депозита или сберегательного вклада; размер депозита или сберегательного вклада или место для проставления суммы, безусловное обязательство банка вернуть сумму, внесенную в депозит или во вклад; место для проставления даты востребования бенефициаром суммы по сертификату; место для проставления ставки процента за пользование депозитом или вкладом; место для проставления суммы причитающихся процентов; наименование и адрес банка-эмитента. Законодательством установлено, что в случае эмиссии, т.е. выпуска ценных бумаг банками и иными кредитными организациями, производится их обязательная регистрация в Центральном банке РФ.
Депозитные и сберегательные сертификаты вправе выпускать и коммерческие банки, однако сохранность вкладов в этих банках государством не гарантируется. Вместе с тем с учетом того, что сберегательные вклады населения принимаются всеми банками*, на государственном уровне разработана целая система мер, способствующих повышению надежности сохранности населением и хозяйствующими субъектами своих денежных средств в различных кредитных учреждениях страны:
1. Все банки, в том числе и коммерческие, в обязательном порядке должны страховать вклады клиентов. Порядок и условия страхования вкладов определяет Банк России.
________________________
* См.: ст. 38 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».
2. Все банки на территории России в соответствии со ст. 23 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» должны держать обязательные резервы в Банке России. Центральный банк РФ, руководствуясь ст. 61 и 71 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации», устанавливает норматив (минимальный размер) обязательных резервов, депонируемых (размещаемых) в Банке России на возможные потери по ссудам, для покрытия валютных, процентных и финансовых рисков.
Резервные требования устанавливаются Центральным банком РФ в целях повышения гарантии вкладчиков. В этих же целях Банк России устанавливает и другие экономические нормативы, в частности максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика), максимальный размер крупных кредитных рисков, максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков, ограничения использования привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения, нормативы использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц, максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных Банком своим акционерам и т.д.
3. Банк России определяет и порядок формирования обязательных страховых фондов банков. Это осуществляется в целях возмещения возможных убытков вкладчиков и клиентов, возникших по вине коммерческих банков, а также на возможные потери этих банков по ссудам, для покрытия разнообразных финансовых рисков, страхования вкладов граждан в соответствии с федеральными законами.
Закрепленное в законодательстве положение о том, что Банк России в качестве кредитных ресурсов по обеспечению государственных долговых обязательств может использовать депонируемые (хранящиеся) у него резервы других банков (в том числе и часть привлеченных им сбережений физических лиц и денежных счетов юридических лиц), свидетельствует о том, что кредитная реформа в Российской Федерации способствовала появлению новых финансовых правоотношений в области внутреннего государственного кредита и российского сберегательного дела.
Обращение части вкладов граждан и денежных средств юридических лиц в государственные займы может, теперь в соответствии с законодательством, осуществляться двумя путями.
Во-первых, непосредственным, когда сбережения вкладчиков заимствуются государством непосредственно у банка, который привлек их в виде вкладов и депозитов. В данном случае кредит государству может быть предоставлен по договору, условия и содержание которого оговариваются двумя сторонами — банком (в лице коммерческого банка или Сберегательного банка) и государством (в лице Правительства). Порядок заключения и исполнения договора регулируется гражданско-правовыми нормами.
Второй путь — опосредованный. Опосредованность в данном случае заключается в том, что кредит государству предоставляют
не сами банки из привлеченных вкладов и депозитов, а через посредника — Центральный банк РФ, в котором эти денежные средства выступают уже не как «вклады клиентов», а как «средства банков, депонируемые Банком России». Взаимоотношения между Центральным банком РФ, предоставляющим кредит, и государством в лице Правительства регулируются в данном случае нормами финансового права. Предоставление кредита Правительству, в отличие от дореформенного периода, когда Центральный банк (Госбанк) фактически безвозмездно изымал у Сбербанка привлеченные им во вклады денежные средства населения лишь на основании своих односторонних распоряжений, теперь обязательно оформляется специальным правовым актом, а само заимствование Банком России средств Сбербанка осуществляется исключительно на возмездной основе (с уплатой процента).
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Дайте понятие кредита.
2. Сформулируйте понятие государственного и муниципального кредита в экономическом и правовом аспектах.
3. Каковы характерные признаки государственного и муниципального кредита как финансово-правового института?
4. В чем заключаются различия государственного и банковского кредита?
5. Чем обусловлена необходимость использования государственного (муниципального) кредита?
6. Какова взаимосвязь государственного кредита и государственного долга (если их рассматривать как причину и следствие)? Определите понятие государственного долга в материальном и юридическом аспектах.
7. Каковы формы государственного внутреннего долга, установленные законодательством?
8. Какие формы муниципального долга установлены на территории вашего муниципального образования?
9. Каков порядок оформления государственных и муниципальных займов?
10. Какие виды государственных займов существуют в РФ?
11. Какие виды казначейских обязательств выпускаются в РФ?
12. В каком случае Правительство РФ несет материальную ответственность по долговым обязательствам субъектов Федерации и местного самоуправления?
13. Что такое управление государственным (муниципальным) долгом?
14. Какие ограничения установлены законодательством по изменению сроков обращения государственных и муниципальных долговых обязательств? '
15. Как распределена компетенция в сфере государственного (муниципального) кредита между представительными и исполнительными органами?
16. Чем обусловлена особая роль Сберегательного банка РФ в российском сберегательном деле?
17. Обоснуйте взаимозависимость проблем сберегательного дела с проблемами правового регулирования государственного (муниципального) внутреннего долга.
4.2. Правовое регулирование организации страхового дела
4.2.1. Общая характеристика страхования и основ организации страхового дела
Страхование как система защиты имущественных интересов граждан, организаций и государства является необходимым элементом социально-экономической системы общества.
Страхование является самостоятельным звеном финансовой системы Российской Федерации. Оно выступает в двух обособленных формах: в форме социального страхования и собственно страхования, связанного с непредвиденными чрезвычайными событиями.
Социальное страхование в современных условиях развития рыночной экономики и функционирования предприятий, основанных на различных формах собственности, как самостоятельная форма страхования подразделяется, в свою очередь, на два вида:
государственное социальное страхование и негосударственное социальное страхование. В соответствии со ст. 39 Конституции РФ первый из названных видов социального страхования гражданам России гарантируется, второй — поощряется.*
Вторая форма страхования — собственно страхование, связанное с непредвиденными чрезвычайными событиями.
В русском языке понятие «страхование» всегда ассоциировалось с деятельностью по предохранению от чего-нибудь неприятного, нежелательного.** Например, В. Даль так объясняет значение слова «страховать»: отдавать кому-либо «на страх, на ответ, ручательство, т.е. платить посрочно соста, за обезпеченье целости чего, с ответом на условную сумму».***
______________________
* Настоящая глава посвящена правовому регулированию страхования, связанного с чрезвычайными событиями. Подробнее о социальном страховании как системе отношений по государственному материальному обеспечению граждан при наступлении нетрудоспособности, старости и в иных установленных законом случаях, осуществляемом за счет средств общества и предприятий, а также частично за счет средств самих граждан, объединенных в различные фонды в см.гл.20 учебника.
** См. смысл слова «страхование»: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1998. С. 772.
*** Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1980. Т. 4. C.337.
В современном русском языке основной смысл понятия «страхование» сохранился. Страховать — означает «предотвращать материальные потери путем выплаты взносов учреждению, которое берет на себя обязательство возместить возможный ущерб, понесенный в специально оговариваемых случаях».*
______________________
* Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1998. С.772.
В экономическом аспекте страхование представляет собой систему экономических отношений по поводу образования централизованных и децентрализованных резервов денежных и материальных средств, необходимых для покрытия непредвиденных нужд общества и его членов.
С материальной точки зрения в ходе страхования создаются денежные (материальные) фонды специализированных учреждений — страховщиков, используемые для возмещения ущерба, причиненного стихийными бедствиями, несчастными случаями, а также в связи с наступлением определенных событий.
Страхование предоставляет гарантии восстановления нарушенных имущественных интересов в случае непредвиденных природных, техногенных и иных явлений, оказывает позитивное влияние на укрепление финансов государства. Оно не только освобождает бюджет от расходов на возмещение убытков при наступлении страховых случаев, но и является одним из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций.
Это определяет стратегическую позицию страхования в странах с развитой рыночной экономикой.
В нерыночной системе хозяйствования возмещение ущерба в России в основном осуществлялось государством, которое выделяло средства из бюджета на восстановление разрушенных предприятий, жилья, ликвидацию последствий стихийных бедствий и другие аналогичные цели. Система страхования играла вспомогательную роль.
Для современной России ускоренное развитие страхования как механизма защиты имущественных интересов лиц становится особенно значимым. Так, в результате широкомасштабной приватизации значительная часть основных фондов перешла в собственность физических лиц и негосударственных структур. Это настоятельно требует создания системы финансовых гарантий, обеспечивающей возмещение ущерба в случае стихийных бедствий, аварий, пожаров и других непредвиденных событий, которые могут негативно повлиять на формирующиеся производственные связи, породить сбои в отраслях экономики.*
Некоторые представители зарубежной науки, исследуя труды Цицерона и Тита Ливия, пришли к выводу о том, что страхование применялось еще в Древнем Риме. В Древней Греции уже в эпоху Александра Македонского создавались «не только взаимные, но и акционерные страховые общества».**
______________________
* См.: «Основные направления развития национальной системы страхования в Российской Федерации в 1998—2000 годах», одобр. пост. Правительства РФ от 1 октября 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 40. Ст. 4968.
** См.: Райхер В.К. Общественно-исторические типы страхования. М., 1947. С.30—38.
Появление страхования на Руси связывается исследователями с памятником древнерусского права «Русская правда» (X—XI вв.), где впервые была предусмотрена возможность возмещения вреда общиной в случае убийства.*
Однако страхование в собственном смысле этого слова возникает в XIV в. Именно с этого времени, по мнению дореволюционных русских ученых, а также зарубежных исследователей, страхование выступает как деятельность коммерческих страховых организаций, основной целью которых становится «распределение убытков», а также «получение прибыли от страховых операций».**
_______________________
* Подробнее см.: Рыбников СА. Очерки истории страхования в России // Вестник государственного страхования. 1927. № 19/20.