<< Пред.           стр. 20 (из 25)           След. >>

Список литературы по разделу

 В соответствии с Генеральными условиями и условиями эмис­сии эмитент принимает решение об эмиссии отдельного выпуска государственных или муниципальных бумаг (далее — решение о выпуске).
 Решение о выпуске должно включать в обязательном порядке следующие условия:
 • наименование эмитента;
 • дату начала размещения и дату, или период размещения;
 • форму выпуска и указание на вид ценных бумаг;
 • номинальную стоимость одной ценной бумаги;
 • количество бумаг данного выпуска;
 • дату их погашения;
 • наименование органа, осуществляющего ведение реестра владельцев ценных бумаг (регистратора);
 • наличие ограничений и иных условий, имеющих значение для их размещения и обращения.
 Все эти условия должны быть не позднее чем за два рабочих дня до начала их размещения опубликованы эмитентом либо в средст­вах массовой информации, либо иным способом.
 Государство обладает достаточной полнотой прав по управле­нию государственным и муниципальным внутренним долгом, фор­мирующимся в результате заемных операций.
 Управление государственным долгом РФ на основании Закона РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федера­ции» возложено на Правительство РФ. Это же положение нашло отражение и в Бюджетном кодексе РФ. Статья 101 Бюджетного кодекса так и называется — «Управление государственным и му­ниципальным долгом». Кроме того, учитывая, что конкретные ме­роприятия по управлению внутренним долгом РФ осуществляет Минфин России, Бюджетный Кодекс РФ (ст. 165) закрепляет за ним полномочие на осуществление «в порядке, установленном Правительством РФ, управления государственным долгом Россий­ской Федерации», отнеся его к «полномочиям в бюджетном про­цессе».
 Управление государственным долгом субъекта РФ осуществля­ется органом исполнительной власти субъекта Российской Федера­ции, а муниципальным долгом — уполномоченным органом мест­ного самоуправления.
 В соответствии с постановлением Правительства РФ от 4 марта 1997 г. в Министерстве финансов РФ создается единая система уп­равления государственным долгом РФ для обеспечения снижения стоимости обслуживания государственных заимствований.*
 _____________________
 * См.: пост. Правительства РФ «О единой системе управления государствен­ным долгом Российской Федерации» от 4 марта 1997 г. // СЗ РФ. 1997. .№ 10. Ст.1184.
 
 
 
 Управление государственным (муниципальным) долгом пред­ставляет собой совокупность финансовых мероприятий государ­ства и органов местного самоуправления по погашению займов, организации выплат доходов по ним, проведению изменений усло­вий и сроков ранее выпущенных займов, а также по размещению новых долговых обязательств.
 Среди мероприятий по управлению государственным и муни­ципальным долгом наиболее распространенными в мировой прак­тике являются: рефинансирование, конверсия, консолидация, унификация и некоторые другие.
 Рефинансирование, т.е. выпуск новых займов в целях покры­тия ранее выпущенных долговых обязательств, используется обычно при недостаточности средств централизованного денежно­го фонда (бюджета). В нашей стране рефинансирование использо­валось неоднократно. В частности, задолженность по государст­венному трехпроцентному внутреннему выигрышному займу 1966 г. погашалась путем обмена старых облигаций на облигации внутреннего выигрышного займа 1982 г. без уплаты разницы в курсе. В связи с кризисной ситуацией 17 августа 1998 г. государственные краткосрочные обязательства (ГКО) по согласованию с их владельцами подлежат обмену на облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ) с новыми сроками погашения (с 2013 по 2018 г.).
 Конверсия займа заключается в изменении размера доходности займа. Изменение доходности может заключаться как в сниже­нии, так и в повышении процентной ставки дохода, выплачивае­мого заемщиком — государством (муниципальным образованием) своим кредиторам.
 Изменение сроков действия ранее выпущенных займов называ­ется консолидацией. В 1990 г. в Российской Федерации совместно с конверсией займа была проведена и консолидация: срок погаше­ния казначейских обязательств был сокращен с 16 до 8 лет, а про­центная ставка повышена с 5 до 10%.
 С принятия второй части Гражданского кодекса РФ, введенной в действие с 1 марта 1996 г., получило законодательное закрепле­ние правило о недопущении изменений условий выпущенного в обращение государственного либо муниципального займа (ст. 817 ГК РФ).
 Таким образом, впервые в законодательной практике получил закрепление запрет на консолидацию займов государством или му­ниципальным образованием в одностороннем порядке.
 Если же все-таки возникает необходимость изменить срок госу­дарственного (муниципального) займа, то теперь государство (му­ниципальное образование) правомочно сократить либо увеличить сроки обращения долговых обязательств (как одного из существен­ных условий договора займа) только по согласованию с кредитора­ми, т.е. с юридическими и физическими лицами, являющимися правообладателями государственных (муниципальных) облига­ций. В этом случае принято руководствоваться правилами ст. 414 и 818 ГК РФ о новации, т.е. прекращении обязательства по согла­шению сторон о замене первоначального обязательства, существо­вавшего между ними, другим обязательством между теми же ли­цами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения (новация).
 Примером такой ситуации является финансово-экономичес­кий кризис в России, разразившийся 17 августа 1998 г. и свя­занный с ним процесс по изменению сроков погашения государ­ственных долговых обязательств, когда впервые на практике были реализованы положения Гражданского кодекса РФ о нова­ции долга по государственным краткосрочным бескупонным об­лигациям и облигациям федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом путем замены по согласованию с их владельцами на новые обязательства и частичной выплатой денежных средств *.
 ________________________
 * См.: расп. Правительства РФ «О новации по государственным ценным бума­гам» от 12 декабря 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 51. Ст. 6329; от 3 марта 1999 г. // СЗ РФ. 1999. № 11. Ст. 1396; Положение о порядке осуществления новации по госу­дарственным краткосрочным бескупонным облигациям федеральных займов с по­стоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. и выпущенных в обращение до Заявления Правительства РФ и Центрально­го банка РФ от 17 августа 1998 г. путем замены по согласованию с их владельцами на новые обязательства и частичной выплатой денежных средств, утв. Минфином РФ и Центральным банком РФ 21 декабря 1998 г. с изм. от 23 марта 1999 г. // БНА. 1999. № 1. Ст. 81; Российская газета. 1999. 22 апр.
 
 Новация, в данном случае предполагает замену одного обяза­тельства (например, погашение ГКО до 31 декабря 1999 г.) другим (погашение ОФЗ до 2013 г.) между теми же лицами с одновремен­ным прекращением первоначального обязательства (а следова­тельно, и с возможностью предъявлять какие-либо претензии к заемщику-государству).
 Правила о новации соответственно применяются и к займам, вы­пускаемым муниципальными образованиями (п. 5 ст. 817 ГК РФ).
 Другим мероприятием по управлению государственным долгом являются мероприятия государства по унифицированию займов, означающий обмен нескольких ранее выпущенных займов на один новый.
 Аннулирование государственного внутреннего долга, т.е. пол­ный отказ от долговых обязательств, является, как правило, край­ней мерой по управлению внутренним долгом. Принятие такой меры обусловлено обычно сменой политической власти. Так про­изошло в 1918 г., когда советское правительство решило аннули­ровать долги царской России, в том числе и внутренние.
 Начиная с момента ликвидации Союза ССР в России были вы­пущены в обращение следующие виды государственных ценных бумаг, относящихся к внутренним долговым обязательствам:
 • облигации государственного внутреннего займа 1991 г.;
 • облигации российского внутреннего выигрышного займа 1992г.;
 • государственные краткосрочные бескупонные облигации 1993 г. (ГКО);
 • облигации внутреннего государственного валютного облига­ционного займа 1993 г. и 1996 г. (ОВВЗ);
 • золотой сертификат Минфина России 1993 г. и 1998 г.;
 • облигации золотого федерального займа 1995 г.;
 
 
 • облигации федеральных займов 1995 г. (ОФЗ);
 • облигации государственных нерыночных займов 1996 г. (ОГНЗ);
 • облигации государственного сберегательного займа (1995— 1998гг.)(ОГЗ);
 • казначейские векселя Минфина РФ 1994 г.;
 • казначейские обязательства Минфина РФ (КО) 1994 г.;
 • государственные долговые товарные обязательства 1994 г. (не действуют с 1996 г.);
 • государственные облигации, погашенные золотом 1998 г.
 Среди выпущенных в обращение в России государственных ценных бумаг можно выделить долговые обязательства, относя­щиеся ко всем формам, закрепленным в Законе РФ «О государст­венном внутреннем долге Российской Федерации».
 Таким образом, основная часть ценных бумаг, обращающихся в настоящее время на фондовом рынке Российской Федерации, выпущена в виде облигаций и относится к такой форме внутренне­го долга, как займы. Одним из них является государственный внутренний заем 1991 г. Условия выпуска этого займа были ут­верждены постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 сентября 1991 г.* Этот заем был выпущен сроком на 30 лет (с 1 июля 1991 г. по 30 июня 2021 г.) в виде облигаций номиналь­ной стоимостью 100 тыс. руб.
 _____________________
 * ВВС. 1991. №42. Ст. 1344; Письмо Центрального банка РФ от 20 мая 1992г. № 13//Бизнес и банки. 1992. № 30.
 
 
 
 Облигации государственного внутреннего займа 1991 г. разме­щаются только среди юридических лиц (с ограниченным кругом обращения). Функции по продаже и обслуживанию займа возло­жены на Центральный банк России. Эти облигации являются именными. Каждый новый владелец облигации регистрируется в территориальном управлении Банка России. Держателям облига­ций годовой доход выплачивается по плавающей процентной став­ке. По первым двум разрядам выплачивался годовой доход в раз­мере 15% нарицательной стоимости облигации. Доход выплачива­ется только в безналичном порядке.
 В связи с ликвидацией Союза ССР и в подтверждение правопре­емства Правительства РФ по обязательствам бывшего СССР перед гражданами России по облигациям государственного внутреннего выигрышного займа 1982 г. Правительство РФ 19 февраля 1992 г. приняло решение о выпуске российского внутреннего выигрышного займа 1992 г., действующее с изменениями, внесенными поста­новлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. с изменениями и дополнениями от 3 июля 1997 г. и от 30 июня 1998 г.*
 _____________________
 * Российская газета. 1992. 25 февр.; САПП. 1992. №6. Ст. 331; СЗ РФ. 1997. № 27. Ст. 3245; 1998. № 27.Ст.3193.
 
 В соответствии с постановлением Правительства РФ все обли­гации государственного займа 1982 г. подлежали обмену на об­лигации российского займа 1992 г. по номиналу (с учетом ком­пенсации на 1 апреля 1991 г.). Владельцам облигаций 1982 г. было предоставлено право выбора: либо в добровольном порядке обменять их на облигации российского займа, либо получить доход от продажи облигаций, который зачислялся во вклады в учреждениях Сберегательного банка РФ с 1 октября 1992 г. Эми­тентом займа 1992 г. является Минфин России. Заем осущест­вляется отдельными разрядами. Облигации выпускаются по. мере их продажи населению.
 Государственный заем в виде выпуска государственных крат­косрочных бескупонных облигаций (ГКО) выпущен в соответст­вии с постановлением Совета Министров — Правительства РФ «О выпуске государственных краткосрочных бескупонных об­лигаций» от 8 февраля 1993 г.* и действует с изменениями и дополнениями.** Номинальная стоимость облигации составляет 100 тыс. руб. Размещается заем среди юридических и физических лиц на срок три или шесть месяцев. Однако для каждого выпуска отдельно могут устанавливаться ограничения на потенциальных владельцев. Решение о выпуске ГКО принимается Минфином по согласованию с Центральным банком РФ, который является гене­ральным агентом по обслуживанию их выпуска.
 ______________________
 * САПП. 1993. № 7. Ст. 567.
 ** СЗ РФ.1994.№ 23. Ст.2575;1997. № 51. Ст.5814;1998. № 27.Ст.3193.
 
 Доход определен как разница в цене покупки с ценой погаше­ния. Погашение этих облигаций производится в безналичной форме путем перечисления их владельцу номинальной стоимости государственных бескупонных облигаций на момент погашения.
 В соответствии с генеральными условиями эмиссии и обраще­ния облигаций федеральных займов, утвержденными постановле­нием Правительства РФ от 15 мая 1995 г., Министерством финан­сов РФ 14 июня 1995 г. выпущены облигации федеральных займов с постоянным и переменным купоном (ОФЗ).* По срокам обраще­ния ОФЗ могут быть среднесрочными или долгосрочными. Их владельцами могут быть российские и иностранные юридические и физические лица. Выпускаются в документарной форме с обяза­тельным централизованным хранением. Глобальный сертификат хранится депозитарием, который заключает с Минфином России договор. Функции субдепозитария выполняют уполномоченные организации, имеющие лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг, которые осуществляют учет прав на ОФЗ по счетам «Депо» депонентов (инвесторов).
 _______________________
 * СЗРФ. 1995. №21. Ст. 1967; 1998. №27. Ст. 3193; 1999. №11. Ст. 1296.
 
 
 
 Внутренний государственный валютный облигационный заем также является одним из долговых обязательств Российской Федерации. Он выпущен в целях обеспечения условий, необходи­мых для урегулирования внутреннего валютного долга, а также выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 декаб­ря 1992 г. «О мерах по урегулированию внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР», действующий в редакции указов Пре­зидента РФ от 31 января 1996 г. и от 12 августа 1996 г.* Сами условия выпуска внутреннего государственного валютного облига­ционного займа были утверждены постановлением Правительства от 15 марта 1993 г.
 _______________________
 * ВВС. 1992. № 51. Ст. 3039; СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4071; № 36. Ст. 4234.
 
 Валютный заем произведен путем выпуска облигаций на общую сумму 7885 млн долл. США. Облигации выпущены номи­налом: 1, 10 и 100 тыс. долл. США на предъявителя. Неотъемле­мой частью облигации является комплект купонов, количество которых определяется сроком погашения облигации. Держателя­ми облигаций являются юридические лица, имеющие валютные счета во Внешэкономбанке. На всю сумму средств, хранящихся на валютных счетах в этом банке, владельцам счетов (в том числе банкам) выдаются облигации займов, которые погашаются в тече­ние 15 лет (до 14 мая 2008 г).
 В целях исполнения Указа Президента РФ « О некоторых мерах по упорядочению работы с внешним и внутренним валютным дол­гом Российской Федерации» 1996 г. Правительство РФ осущест­вляет в соответствии со своими постановлениями от 4 марта и 13 августа 1996 г.* выпуск облигаций внутреннего государствен­ного валютного облигационного займа на сумму 350 млн долл. США для погашения внутреннего валютного долга, который не был учтен при определении первоначального объема эмиссии внутреннего государственного валютного облигационного займа, на условиях, утвержденных постановлением Правительства от 15 марта 1993 г.** Срок погашения облигаций 1996 г. выпуска — 10 и 15 лет (т.е. до 14 мая 2006 г. и 14 августа 2011 г.).
 _______________________
 * СЗ РФ. 1996. № 12. Ст. 1115; № 34. Ст. 4071; № 36. Ст. 4234; Российская газета. 1997.18февр.
 
 
 ** САПП. 1993. № 12. Ст. 1002; см. также: пост. Правительства РФ от 18 июня 1999 г. (Экономика и жизнь. 1999. № 26).
 
 В целях сохранения единой целостной системы учета облига­ций валютных займов 1993 г. и 1996 г. они выпущены в аналогич­ных документарных формах с сохранением единой системы нуме­рации облигаций.
 В соответствии с постановлением Правительства РФ от 5 нояб­ря 1995 г. предусматривался также выпуск облигаций золотого Федерального займа, предусматривающий право их владельца на получение слитков золота. Однако Правительством РФ на основа­нии постановления от 23 декабря 1996 г. было признано нецелесо­образным с учетом состояния финансового рынка выпускать новый вид ценных бумаг.*
 _______________________
 * СЗ РФ. 1995. №46. Ст. 4447; 1997. №1. Ст. 172.
 
 Облигации государственного сберегательного займа* выпуска­ются Минфином России начиная с 1995 г. Они являются государ­ственными ценными бумагами на предъявителя. Их владельцами могут быть российские и иностранные юридические и физические лица. Облигации выпускают отдельными выпусками на основе Ге­неральных условий сроком на один год. Их номинальная стои­мость 100 и 500 тыс. руб. Эти облигации свободно продаются и покупаются на территории РФ уполномоченными банками на ос­новании соглашений с Минфином России.
 _______________________
 * См.: Указ Президента РФ «О государственном сберегательном займе Россий­ской Федерации» от 9 августа 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3360; пост. Прави­тельства РФ «О генеральных условиях выпуска и обращения облигаций государст­венного сберегательного займа Российской Федерации» от 10 августа 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 34. Ст. 3455.
 
 Облигации государственных нерыночных займов (ОГНЗ) вы­пускаются с 1996 г. Минфином России в соответствии с постанов­лением Правительства РФ «О Генеральных условиях эмиссии и обращения облигаций государственных нерыночных займов» от 21 марта 1996 г., действующим с изменениями от 3 июля 1997 г., 30 июня 1998 г., 24 февраля 1999 г.* По срокам они могут быть краткосрочными, среднесрочными или долгосрочными. Владель­цами ОГНЗ могут быть российские и иностранные юридические лица. Их владелец имеет право на получение при погашении обли­гации суммы основного долга (номинальной стоимости), а также дохода в виде процента, начисляемого на номинальную стоимость облигации. Периодичность выпусков, выплаты доходов определяются Минфином России. На вторичном рынке ОГНЗ не обращают­ся (т.е. владелец не вправе их продавать).
 _______________________
 * СЗ РФ. 1996. № 13. Ст. 1368; 1997. № 27. Ст. 3246; 1998. № 27. Ст. 3193.
 
 
 
 В качестве долговых обязательств, гарантированных Прави­тельством РФ (одна из форм государственного внутреннего долга), на территории Российской Федерации были выпущены зо­лотые сертификаты 1993 г. В соответствии с «Основными усло­виями продажи золота путем выпуска Министерством финансов Российской Федерации золотых сертификатов 1993 года», утверж­денными постановлением Правительства РФ от 25 сентября 1993 г.,* золотой сертификат является государственной ценной бумагой, выпускаемой Министерством финансов РФ (эмитент). Номинал сертификата — 10 кг золота пробы 0,9999. Доход для держателя сертификата представляет собой разницу между ценой покупки и ценой погашения. Держателями могут быть юридичес­кие и физические лица. В целях продажи предусмотрено дробле­ние сертификатов банками (не менее 100 г).
 ______________________
 * СЗ РФ. 1997. №43. Ст. 4971, 8779.
 
 Для осуществления операций по купле-продаже золотых серти­фикатов коммерческие банки обязаны были получить специаль­ную лицензию Центрального банка РФ. Срок действия сертифика­та — один год.
 Доход по сертификатам гарантировался Министерством финан­сов РФ на уровне трехмесячной ставки ЛИБОР по долларам США,* публикуемой в газете «Файненшл таймс», плюс 3%. 15 сентября
 1994 г. Минфином России и Роскомдрагметом был утвержден по­рядок выдачи золотых слитков владельцам золотых сертификатов выпуска 1993 г. при их погашении.**
 ______________________
 * «Лондонская межбанковская ставка предложений» (ЛИБОР) — процентные ставки, по которым авторитетнейшие банки Лондона предоставляют кредиты в европейских валютах первоклассным банкам путем размещения у них депозитов, а также средняя ставка по этим банкам (рассчитывается как средняя арифметичес­кая). См.: Финансовая газета. 1994. № 36, С. 23.
 ** См.: Экономика и жизнь. 1994. № 39; см. также: пост. Правительства РФ «О погашении золотых сертификатов Министерства финансов Российской Федера­ции выпуска 1993 года» от 27 сентября 1994 г. // СЗ РФ. 1997. № 43. Ст. 4984, 8805.
 
 
 
 Казначейские векселя — еще один вид ценных бумаг, выпуска­емых в обращение государством для покрытия бюджетных расхо­дов. Это краткосрочные обязательства государства, выпускающие­ся сроком на 3, 6 и 12 месяцев, обычно на предъявителя. Реализу­ются в основном среди кредитных банковских организаций по цене ниже номинальной (со скидкой), а выкупаются по полной нарицательной стоимости. Таким образом, доход держателя казначейского векселя равен разнице между ценой погашения (номи­нальной) и продажной ценой.
 В 1994 г. Министерство финансов РФ осуществило выпуск каз­начейских векселей на сумму 1100 млрд (неденоминированных) руб. Казначейские векселя 1994 г. выпускаются сериями, объем и даты выпуска которых устанавливаются Минфином России по со­гласованию с Центральным банком РФ. Срок казначейских вексе­лей 1994 г. определен в один год с даты составления. Владельцами казначейских векселей 1994 г. являются лишь юридические лица — резиденты РФ по российскому законодательству. Банк России выступает генеральным агентом и по обслуживанию казна­чейских векселей 1994 г.*
 ______________________
 * Подробнее см.: пост. Правительства РФ от 14 апреля 1994г. «О выпуске казна­чейских векселей 1994 г. Министерства финансов РФ» //САПП.1994.№17.Ст. 1406.
 
 В этом же году Министерство финансов РФ выпускает еще один вид ценных бумаг — казначейские обязательства. Казначейские обязательства выпущены на основании постановления Правитель­ства РФ «О выпуске казначейских обязательств» от 9 августа 1994 г.* Выпускаются они сериями, в бездокументарной форме на основании договоров с уполномоченными депозитариями. Их вла­дельцами могут выступать российские юридические и физические лица. По казначейским обязательствам должен был выплачивать­ся процентный доход. В дальнейшем был разрешен обмен казна­чейских обязательств на казначейские налоговые освобождения. Оформление последних производят органы федерального казна­чейства.**
 ______________________
 * СЗ РФ. 1994. №16. Ст. 1911.
 ** Подробнее см., например: Порядок проведения зачета по налогам и другим платежам в Федеральный бюджет при финансировании расходов из федерального бюджета в 1996 году // Российские вести. 1996. 19 июня.
 
 В соответствии с постановлением Правительства РФ «О государственных дол­говых товарных обязательствах» от 16 апреля 1994 г.* Правительством РФ было принято решение о частичном погашении целевых беспроцентных займов 1990 г., условия и порядок выпуска которых был определен постановлением Совета Мини­стров СССР «О выпуске государственных целевых беспроцентных займов» от 21 де­кабря 1989 г. В 1996 г. оно утратило силу в связи с принятием Федерального закона «О государственных долговых товарных обязательствах» от 1 июня 1995 г.** В соот­ветствии с этим Законом внутренним государственным долгом РФ признаны госу­дарственные долговые товарные обязательства в виде облигаций государственных целевых беспроцентных займов на приобретение товаров народного потребления, включая легковые автомобили, целевых чеков на приобретение легковых автомо­билей, чеков «Урожай-90», обязательств государства перед сдатчиками сельскохо­зяйственной продукции.
 _______________________
 * САПП. 1994. № 17. Ст. 1419; СЗ РФ. 1996. № 4. Ст. 289.
 ** СЗРФ. 1995 №23 Ст.2171; 1996 №4 .ст.285.
 
 В 1998 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ «О Генеральных условиях эмиссии и обращения государственных облигаций, погашаемых золо­том» от 27 июля 1998 г., а также в соответствии с Законом РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» и Федеральным законом «О драгоцен­ных металлах и драгоценных камнях» было принято решение о выпуске в обраще­ние государственных облигаций, погашаемых золотом (золотые сертификаты).
 Названные долговые обязательства Российской Федерации (золотые сертифи­каты) являются именными беспроцентными облигациями, предоставляющими их владельцу право на получение в срок погашения 1 кг химически чистого золота за каждый погашаемый сертификат.
 Эмитентом золотых сертификатов от имени Российской Федерации выступает Министерство финансов РФ.
 Эмиссия золотых сертификатов осуществляется отдельными выпусками. Параметры выпуска (в том числе дата выпуска, номинальная стоимость, объем выпуска, количество сертификатов, дата погашения) определяются Минфином РФ. Документом, удостоверяющим права, закрепляемые золотыми сертификата­ми каждого выпуска, является глобальный сертификат Минфина РФ. Золотые сертификаты выпускаются в документарной форме с обязательным централизован­ным хранением. Владельцами золотых сертификатов являются юридические и фи­зические лица.
 В связи с кризисом 1998 г. принят Федеральный закон «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики» от 29 декабря 1998 г., где разработаны конкретные меры по новации государственного внутреннего долга, в частности владельцам ГКО и ОФЗ со сроками погашения до 31 декабря 1999 г., выпущенных в обращение до 17 августа 1998 г., предоставлена возможность реин­вестировать полученные от погашения денежные средства в государственные цен­ные бумаги. При этом для различных категорий инвесторов ГКО-ОФЗ процедура новации дифференцирована.
 Так, кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг и органы государственной власти и местного самоуправления, являющиеся собственниками ГКО-ОФЗ, вправе 10% обязательств получить в денежной форме; 20% — обменять на ОФЗ с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) и 70% — на ОФЗ с фиксированным доходом (ОФЗ-ФД). Другие инвесторы, к которым относят­ся граждане и некоммерческие организации, вправе получить полную сумму пога­шения в деньгах в сроки, установленные при выпуске принадлежащих им облига­ций либо участвовать в новации на условиях последней категории инвесторов — тех, кто не относится к первым двум группам. Они вправе соответственно: 30% — получить в денежной форме; 20% — обменять на ОФЗ-ПД и 50% — на ОФЗ-ФД.
 ОФЗ-ПД — это облигации с нулевым купонным доходом и сроком погашения 3 года, которые могут быть использованы для погашения задолженности перед феде­ральным бюджетом.
 ОФЗ-ФД — облигации с 4—5-летним сроком обращения и с фиксированным
 доходом (30, 25, 20, 15, 10% годовых, начиная с 19 августа 1998 г.).
 Владельцы ГКО-ОФЗ, не пожелавшие участвовать в новации, будут получать по ним доход в установленные в них сроки путем зачисления средств на инвестици­онные счета, режим которых будет определен законодателем дополнительно .*
 __________________________
 * СЗ РФ. 1999. № 1. Ст. 1. См. также: ст. 95—97 Федерального закона «О феде­ральном бюджете на 1999 год» //СЗ РФ. 1999. № 9. Ст. 1093; Финансы. 1999. № 5. С. 24—27; Федеральный закон «О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации» от 12 июля 1999 г. // Российская газета. 1999. 21 июля.
 
 
 
 4.1.5. Правовое регулирование сберегательного дела
 Проблемы правового регулирования внутреннего государствен­ного (муниципального) кредита тесно связаны с проблемами сбере­гательного дела в стране. Сбережения населения и счета юридичес­ких лиц всегда являлись важнейшими кредитными источниками государственных займов. В настоящее время они становятся также основными источниками муниципальных займов.
 Использование государством части денежных вкладов физи­ческих и юридических лиц, хранящихся в кредитных учреждени­ях, длительное время рассматривалось в науке финансового права в качестве формы государственного кредита *. В настоящее время с учетом положений Закона РФ « О государственном внутреннем долге Российской Федерации » принято говорить о формах государ­ственного долга (ст. 2 Закона) либо о формах долговых обяза­тельств (ст. 98 Бюджетного кодекса РФ).
 В соответствии с Федеральным законом «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» от 10 мая 1995 г.** впервые предусматривается восстановление и обеспечение сохранности гарантированных сбережений путем перевода их в целевые долговые обязательства Российской Федерации, являю­щиеся государственными ценными бумагами.
 ______________________
 * Своеобразным подтверждением правильности названного теоретического по­ложения финансово-правовой науки явилось принятие Федерального закона «О восстановлении и защите сбережений граждан РФ» от 10 мая 1995 г., где все гарантированные сбережения граждан отнесены к государственным и внутренним долговым обязательствам (ст. 2).
 ** СЗ РФ. 1995. № 20. Ст. 1765. О порядке проведения в 1999 г. предваритель­ной компенсации вкладов отдельных категорий граждан РФ в Сбербанке РФ см.:
 пост. Правительства РФ от 20 мая 1999 г. // СЗ РФ. 1999. № 21. Ст. 2638.
 
 В условиях дестабилизации экономики, наличия разрывов между доходами и расходами бюджета государства существенно усиливается взаимозависимость проблем государственных долго­вых обязательств и рационального использования денежных сбе­режений граждан и хозяйствующих субъектов в целях сбаланси­рования экономических процессов, преодоления кризиса финан­сов и оздоровления экономики, улучшения денежного обращения. Вложение денежных средств юридическими и физическими лица­ми в банковские кредитные организации в форме вкладов сокра­щает находящееся в обращении количество наличных денег, уско­ряет их оборачиваемость, способствует укреплению внутренней валюты.
 
 
 Кредитная реформа начала 90-х гг., направленная на реоргани­зацию государственных банковских структур в акционерные ком­мерческие банки, обусловила возникновение новых явлений в об­ласти сберегательного дела, его развитие и переход на более высо­кий уровень. Круг источников правового регулирования сберега­тельного дела в Российской Федерации пополнился новыми нор­мативными и индивидуально-правовыми актами. Основными среди них являются законы о Центральном банке, о банках и бан­ковской деятельности. Гражданский кодекс РФ (гл. 44 «Банков­ский вклад»), Устав Сберегательного банка Российской Федера­ции и др. Так, в Федеральном законе «О банках и банковской дея­тельности» правовому регулированию сберегательного дела посвя­щена отдельная глава (гл. 6).
 Как и по ранее действующему законодательству, в соответствии с новым ГК РФ 1996 г. (ст. 843), договор банковского вклада (если иное не предусмотрено соглашением сторон) удостоверяется сбе­регательной книжкой. Она может быть как именной, так и на предъявителя. Причем последняя относится к ценным бумагам. Сберегательная книжка должна содержать определенные рекви­зиты: наименование и место нахождения банка (либо его филиа­ла), номер счета, сумму денежных средств, зачисленных, а также списанных со счета, и остаток средств на момент предъяв­ления сберкнижки в банк. Выдача вклада осуществляется банком лишь при предъявлении вкладчиком сберегательной книжки.
 В настоящее время право привлекать денежные средства во вклады имеют независимо от формы собственности все банковские кредитные организации, которые получили лицензию Централь­ного банка Российской Федерации и с момента регистрации кото­рых прошло не менее двух лет. До перехода к рыночным отноше­ниям, сберегательные операции в нашей стране фактически осу­ществлял лишь Сбербанк.
 Однако, несмотря на расширение субъектов сберегательного дела, особая роль в этой сфере по-прежнему принадлежит Сберега­тельному банку Российской Федерации. Это обусловлено рядом причин, в том числе и связанных с историей развития сберегатель­ного дела в России.
 Первые сберегательные учреждения в нашей стране были осно­ваны почти 160 лет назад в соответствии с Указом императора Николая I от 30 октября 1841 г.
 В условиях существования Союза ССР единым общесоюзным кредитным учреждением, привлекающим временно свободные
 
 
 средства населения во вклады, являлись Государственные трудо­вые сберегательные кассы.* До 1963 г. сберегательные кассы нахо­дились в ведении Министерства финансов СССР, позднее общее руководство их деятельностью осуществлял Государственный банк СССР.
 ______________________
 * Следует отметить, что с 1943 г. учреждения Госбанка СССР также при опре­деленных условиях (внесение вклада не ниже определенной суммы) имели право принимать вклады граждан.
 
 На основе банковской реформы 1988 г. Государственные трудо­вые сберегательные кассы были преобразованы в Сбербанк СССР — специализированный банк по обслуживанию не только физических, но и юридических лиц. В связи с ликвидацией Союза ССР Сбербанк СССР был объявлен Верховным Советом РСФСР соб­ственностью российского государства. Но уже в 1990 г. на основа­нии Закона РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» Сберегательный банк РСФСР был преобразован в акцио­нерный коммерческий банк. Это обусловило начало нового этапа развития российского сберегательного дела.
 В последнее время Сберегательный банк — крупнейший в бан­ковской системе Российской Федерации. В Сберегательном банке РФ находится более 70% вкладов населения. Даже несмотря на финансовый и банковский кризис (17 августа 1998 г.), размер вкладов в этот банк, в отличие от иных коммерческих банков снизился незначительно. Так, если на 1 августа 1998 г. размер вкладов составлял 151 млрд руб., то на 1 февраля 1999 г. — 143 млрд руб.*
 ______________________
 * См.: Аргументы и факты. 1999. № 15. С. 7; на 1 июня 1999 г. вклады Сбер­банка достигли 178,1 млрд руб. //Российская газета. 1999. 1 июля.
 
 Таким образом, придание Сберегательному банку РФ особого положения и роли в российском сберегательном деле обусловлено тем, что он является преемником традиций, приобретенных сбере­гательными кассами за более чем полуторавековую историю, и обладает значительными кредитными ресурсами. Особая роль Сбербанка в реализации отношений по государственному кредиту обусловлена и тем, что до настоящего времени* учредителем акци­онерного коммерческого Сберегательного банка РФ является Центральный банк РФ. Это предопределяет более тесные связи
 Сбербанка России с государством по сравнению с другими коммер­ческими банками, что проявляется в ряде взаимных прав и обязан­ностей.
 ____________________
 * Статья 7 Федерального закона«О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», устанавливающая запрет на участие Банка России в капиталах иных кредитных организаций, в соответствии с последующими изменениями этого Закона не распространяется на участие Банка России в капиталах Сбербанка РФ // СЗ РФ. 1998. № 10. Ст. 1147.
 
 
 
 Так, государство, используя хранящиеся в Сберегательном банке временно свободные денежные средства юридических и фи­зических лиц в качестве кредитных ресурсов для погашения своих долговых обязательств по внутреннему долгу, гарантирует полную сохранность денежных средств и других ценностей, вверенных Сберегательному банку, и выдачу их по первому требованию вкладчиков. Государство заинтересовано в увеличении вкладов на­селения и юридических лиц именно в учреждениях Сберегатель­ного банка РФ.
 Не случайно поэтому вкладчики многих коммерческих банков в условиях российского кризиса банковской и финансовой систе­мы 1998 г. предпочли перевести свои сбережения на счета Сбер­банка.
 Вкладчиками банка могут быть граждане Российской Федера­ции, иностранные граждане и лица без гражданства. Вкладчики могут распоряжаться вкладами, получать по вкладам доход в виде процентов и в иной форме, предлагаемой банками. Вкладчики могут совершать и безналичные расчеты.
 В целях привлечения свободных денежных средств юридичес­ких и физических лиц Сбербанком России разработана целая сис­тема мер. Так, законом гарантируется свобода вкладчиков в выборе банка для хранения своих сбережений и возможность иметь вкла­ды одновременно в нескольких банках.
 Одной из мер по привлечению вкладов в учреждения Сберега­тельного банка РФ является установление самых разнообразных видов вкладов. Виды вкладов как таковые установлены достаточно давно, однако размеры дохода по вкладам (процентная ставка) в связи с инфляционными процессами в стране постоянно пересмат­риваются Сберегательным банком РФ. В целях предоставления вкладчикам выбора для размещения своих временно свободных денежных средств были разработаны следующие виды вкладов: до востребования, срочные, условные, молодежные, пенсионные, срочные с дополнительно вносимыми взносами (накопительные), компенсационные и другие.
 Рассмотрим условия некоторых из видов вкладов.
 Вклады до востребования могут быть именными, т.е. с указа­нием определенного лица (гражданина) в сберегательной книжке, и на предъявителя. Вклад на предъявителя может быть получен любым лицом, предъявившим сберегательную книжку с пометкой
 
 
 «на предъявителя», контрольного талона к ней и документа, удос­товеряющего личность. По этому виду вклада вкладчик имеет право получить деньги полностью либо частично в любое время. Этот вид вклада позволяет совершать многократно приходно-расходные операции, а также использовать вклад для выполнения безналичных расчетов. В 1999 г. ставка по этому виду вклада уста­новлена в размере 2% годовых.
 Срочные вклады принимаются на срок не менее установленного банком периода (как правило, не менее шести месяцев либо даже одного года). Размер процентной ставки определяется ежегодно. В 1999 г. доход выплачивался в размере 11% годовых. Выплата средств со вклада по частям не производится. Вкладчик имеет право получить причисленные к остатку вклада в конце каждого года проценты. При этом срок хранения вклада не нарушается и вклад на новый счет не перечисляется. Достаточно большой срок нахождения средств в учреждениях Сберегательного банка по срочным вкладам позволяет наиболее рационально использовать эти средства как в интересах самого банка, так и в интересах госу­дарства. Его разновидностью является срочный вклад с ежемесяч­ной выплатой процента (в 1999 г. — 0,6%).
 Длительное время существовали вклады на детей до 16 лет, которые принимались независимо от родственных отношений. Вклад выдавался по истечении 10 лет хранения и при достижении ребенком 16-летнего возраста. Дополнительные взносы принима­лись в любых суммах как наличными деньгами, так и безналич­ным путем. Частичная выдача сумм из вклада не производилась. Эти вклады в настоящее время не открываются, хотя ранее откры­тые не закрываются.
 Вклады, внесенные на имя другого лица, устанавливающие какие-либо специальные условия (достижение определенного воз­раста, свадьба), называются условными. Учитывая крайнюю заин­тересованность Сбербанка в привлечении дополнительных вкла­дов сейчас условные вклады не открываются, т.к. они несут в себе некоторые ограничения вкладчиков.
 Разновидностью вклада до востребования являются вклады, на текущие счета. Для распоряжения таким вкладом вкладчику вы­даются расчетная и чековая книжки. Выдача именных или предъ­явительских чеков будет в этом случае являться формой распоря­жения вкладом.
 С января 1993 г. в учреждениях Сбербанка России введен новый вид вклада населения — срочные депозиты. Срочный депо­зит принимается на срок 4, 6 месяцев и 1 год с минимальной суммой вклада — 500 руб. и выплатой дохода от 11 до 19% годовых. Разновидностью этого вклада является срочный депозит в ино­странной валюте.
 Для привлечения в Сберегательный банк временно свободных средств юридических лиц используется депозит (договор депозит­ного счета). Депозит в Сбербанке открывается любому юридичес­кому лицу независимо от места нахождения расчетного (текущего) счета. На депозитах выгодно хранить свободные денежные средст­ва пенсионным, благотворительным и другим видам фондов, ко­оперативным и общественным организациям, а также резервные и специальные (страховые) фонды, нераспределенную прибыль прошлых лет, амортизационные отчисления коммерческих пред­приятий. Условия депозита, т.е. банковского вклада, в соответст­вии со ст. 836 ГК РФ, оформляются договором и определяются индивидуально, исходя из размера и срока размещаемой суммы. В отличие от расчетного (текущего) счета с депозитного счета осу­ществлять расчеты запрещается, так как основная цель заключе­ния депозитного счета для банка — привлечение денежных средств организаций на строго определенный в договоре срок.
 В последнее время в Сбербанке принимаются новые виды вкладов:
 Сберегательный вклад с ежемесячным начислением процентов. Он принимает­ся на 1, 2, 3 месяца при минимальном взносе в 300 руб.;
 Юбилейный вклад принимается на срок 3 месяца при минимальном первона­чальном взносе — 20 тыс. руб. и дополнительном — не менее 10 тыс. руб. в налич­ной или безналичной форме;
 Молодежный вклад для лиц от 14 до 23 лет при условии самостоятельности первоначального взноса в размере не менее 50 руб. на срок не менее 3 месяцев.
 Среди вновь привлекаемых Сбербанком видов вкладов следует выделить специ­альные вклады для пенсионеров («пенсионный» вклад и «срочный пенсионный» вклад) и вклады владельцам и наследникам гарантированных сбережений (конпенсационный» вклад).
 Пенсионный вклад специально открывается гражданами для ежемесячного перечисления уполномоченными органами причитающихся им пенсий. Срок хра­нения по данному вкладу не ограничен.
 В отличие от предыдущего другой вид вклада «срочный пенсионный» открыва­ется лично гражданином при предъявлении Сбербанку пенсионного удостоверения и внесения не менее 50 руб. Срок хранения — не менее 3 месяцев. Доход установлен в повышенном (по сравнению с другими видами вкладов) размере.
 Вклад открывается на сумму компенсации, начисленной по вкладам, принад­лежащим гражданам, родившимся до 1922 г., в соответствии с Указом Президента от 2 декабря 1997 г., ст. 123 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1999 год» наследникам первой очереди, родившимся до 1922 г. включительно, инвали­дам первой группы, наследникам в случае смерти владельца гарантированных сбе­режений (без ограничения возраста) на оплату ритуальных услуг в соответствии с постановлениями Правительства от 30 июня 1998 г. № 677 и от 20 мая 1999 г. № 553. При этом Сбербанком предусмотрено, что этот вклад открывается и другим категориям граждан, которым будет предоставлено право на получение предвари­тельной компенсации нормативными актами РФ. Срок хранения вклада - - не менее 2-х месяцев.
 Особое место среди вкладов Сбербанка России занимают вклады в иностранной валюте (в основном—в долл. США).
 В 1999 г. установлены новые виды таких вкладов: «Пополняемый Сбербанка России» и «Особый Сбербанка России».
 Первый из названных вкладов принимается на срок 3 и 6 месяцев с последую­щей пролонгацией. Минимальный взнос — 300 долл. США. В 1999 г. доход по этому вкладу — 6 и 7% годовых в зависимости от срока хранения.
 . Вклад «Особый Сбербанка России» принимается на срок 3 месяца с пролонга­цией, при минимальном первоначальном взносе — о и дополнительного — 1 тыс. долл. США. По данному вкладу можно совершать расходные операции при условии сохранения неснижаемого остатка (5 тыс. долл.). Размер дохода в 1999 г. — 8% годовых.
 Помимо вкладов в традиционной форме используются и новые формы привлечения средств вкладчиков. К ним относятся, напри­мер, сберегательные и депозитные сертификаты. Их выпуск и оформление регулируются письмом Банка России от 10 февраля 1992г.сизм. 1993 г.*
 _________________________
 * См.: Бизнес. Банки. Биржа. 1992. № 9; Экономика и жизнь. 1993. № 1.
 
 
 
 Депозитный сертификат Сберегательного банка РФ является ценной бумагой — обязательством банка по выплате размещенных у него депозитов и доходов по ним вкладчику — юридическому лицу (бенефициару) или его правопреемнику. Оплата сертификата производится в том же учреждении Сберегательного банка, кото­рое произвело его выдачу.
 Сертификат является срочным и именным. Для юридических лиц срок его действия ограничен одним годом. Право требования по нему может передаваться одним юридическим лицом другому (цессия).
 В случае, если срок получения депозита и дохода по нему истек, сертификат считается документом до востребования, по которому учреждение банка, выдавшее сертификат, несет обязательство оп­латить означенную в нем сумму по первому требованию владельца. Сертификат в отличие от простого векселя Сбербанка, не может служить расчетным или платежным документом за проданные то­вары или оказанные услуги, не подлежит вывозу на территорию государства, не использующего рубль в качестве официальной де­нежной единицы. Учреждения Сбербанка принимают сертифика­ты в залог при выдачи ссуды их владельцу. Внесение депозита и выдача сертификата производятся на основании договора, заклю­чаемого между учреждением Сбербанка и бенефициаром.
 Сбербанк России выступает в качестве банка-эмитента, выпус­кающего и такой вид ценных бумаг, как сберегательный серти­фикат. Он выпускается номиналом 1, 10 и 50 тыс. руб. Доход устанавливается в виде плавающей процентной ставки. Сберега­тельный сертификат выпускается на срок три года и размещается среди физических лиц и является ценной бумагой на предъяви­теля.
 Установлены следующие реквизиты бланков депозитных и сбе­регательных сертификатов: наименование «депозитный (или сбе­регательный) сертификат», указание на причину выдачи сертифи­ката (внесение депозита или сберегательного вклада), место для проставления даты внесения депозита или сберегательного вкла­да; размер депозита или сберегательного вклада или место для проставления суммы, безусловное обязательство банка вернуть сумму, внесенную в депозит или во вклад; место для проставления даты востребования бенефициаром суммы по сертификату; место для проставления ставки процента за пользование депозитом или вкладом; место для проставления суммы причитающихся процен­тов; наименование и адрес банка-эмитента. Законодательством ус­тановлено, что в случае эмиссии, т.е. выпуска ценных бумаг бан­ками и иными кредитными организациями, производится их обя­зательная регистрация в Центральном банке РФ.
 Депозитные и сберегательные сертификаты вправе выпускать и коммерческие банки, однако сохранность вкладов в этих банках государством не гарантируется. Вместе с тем с учетом того, что сберегательные вклады населения принимаются всеми банками*, на государственном уровне разработана целая система мер, способ­ствующих повышению надежности сохранности населением и хо­зяйствующими субъектами своих денежных средств в различных кредитных учреждениях страны:
 1. Все банки, в том числе и коммерческие, в обязательном по­рядке должны страховать вклады клиентов. Порядок и условия страхования вкладов определяет Банк России.
 ________________________
 * См.: ст. 38 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».
 
 
 
 2. Все банки на территории России в соответствии со ст. 23 Фе­дерального закона «О банках и банковской деятельности» должны держать обязательные резервы в Банке России. Центральный банк РФ, руководствуясь ст. 61 и 71 Федерального закона «О Цент­ральном банке Российской Федерации», устанавливает норматив (минимальный размер) обязательных резервов, депонируемых (размещаемых) в Банке России на возможные потери по ссудам, для покрытия валютных, процентных и финансовых рисков.
 Резервные требования устанавливаются Центральным банком РФ в целях повышения гарантии вкладчиков. В этих же целях Банк России устанавливает и другие экономические нормативы, в частности максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика), максимальный размер крупных кредитных рисков, максимальный размер риска на одного заемщика или группу свя­занных заемщиков, ограничения использования привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения, нормативы использова­ния собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц, максимальный размер кредитов, гаран­тий и поручительств, предоставленных Банком своим акционерам и т.д.
 3. Банк России определяет и порядок формирования обязатель­ных страховых фондов банков. Это осуществляется в целях возме­щения возможных убытков вкладчиков и клиентов, возникших по вине коммерческих банков, а также на возможные потери этих банков по ссудам, для покрытия разнообразных финансовых рис­ков, страхования вкладов граждан в соответствии с федеральными законами.
 Закрепленное в законодательстве положение о том, что Банк России в качестве кредитных ресурсов по обеспечению государст­венных долговых обязательств может использовать депонируемые (хранящиеся) у него резервы других банков (в том числе и часть привлеченных им сбережений физических лиц и денежных счетов юридических лиц), свидетельствует о том, что кредитная реформа в Российской Федерации способствовала появлению новых финан­совых правоотношений в области внутреннего государственного кредита и российского сберегательного дела.
 Обращение части вкладов граждан и денежных средств юриди­ческих лиц в государственные займы может, теперь в соответствии с законодательством, осуществляться двумя путями.
 Во-первых, непосредственным, когда сбережения вкладчиков заимствуются государством непосредственно у банка, который привлек их в виде вкладов и депозитов. В данном случае кредит государству может быть предоставлен по договору, условия и со­держание которого оговариваются двумя сторонами — банком (в лице коммерческого банка или Сберегательного банка) и государ­ством (в лице Правительства). Порядок заключения и исполнения договора регулируется гражданско-правовыми нормами.
 Второй путь — опосредованный. Опосредованность в данном случае заключается в том, что кредит государству предоставляют
 
 
 не сами банки из привлеченных вкладов и депозитов, а через по­средника — Центральный банк РФ, в котором эти денежные сред­ства выступают уже не как «вклады клиентов», а как «средства банков, депонируемые Банком России». Взаимоотношения между Центральным банком РФ, предоставляющим кредит, и государст­вом в лице Правительства регулируются в данном случае нормами финансового права. Предоставление кредита Правительству, в от­личие от дореформенного периода, когда Центральный банк (Гос­банк) фактически безвозмездно изымал у Сбербанка привлечен­ные им во вклады денежные средства населения лишь на основа­нии своих односторонних распоряжений, теперь обязательно оформляется специальным правовым актом, а само заимствование Банком России средств Сбербанка осуществляется исключительно на возмездной основе (с уплатой процента).
 
 
 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
 1. Дайте понятие кредита.
 2. Сформулируйте понятие государственного и муниципального кре­дита в экономическом и правовом аспектах.
 3. Каковы характерные признаки государственного и муниципально­го кредита как финансово-правового института?
 4. В чем заключаются различия государственного и банковского кре­дита?
 5. Чем обусловлена необходимость использования государственного (муниципального) кредита?
 6. Какова взаимосвязь государственного кредита и государственно­го долга (если их рассматривать как причину и следствие)? Определите понятие государственного долга в материальном и юридическом аспек­тах.
 7. Каковы формы государственного внутреннего долга, установленные законодательством?
 8. Какие формы муниципального долга установлены на территории вашего муниципального образования?
 9. Каков порядок оформления государственных и муниципальных займов?
 10. Какие виды государственных займов существуют в РФ?
 11. Какие виды казначейских обязательств выпускаются в РФ?
 12. В каком случае Правительство РФ несет материальную ответствен­ность по долговым обязательствам субъектов Федерации и местного само­управления?
 13. Что такое управление государственным (муниципальным) долгом?
 14. Какие ограничения установлены законодательством по изменению сроков обращения государственных и муниципальных долговых обяза­тельств? '
 
 
 15. Как распределена компетенция в сфере государственного (муници­пального) кредита между представительными и исполнительными орга­нами?
 16. Чем обусловлена особая роль Сберегательного банка РФ в россий­ском сберегательном деле?
 17. Обоснуйте взаимозависимость проблем сберегательного дела с про­блемами правового регулирования государственного (муниципального) внутреннего долга.
 
 
 
 4.2. Правовое регулирование организации страхового дела
 4.2.1. Общая характеристика страхования и основ организации страхового дела
 Страхование как система защиты имущественных интересов граждан, организаций и государства является необходимым эле­ментом социально-экономической системы общества.
 Страхование является самостоятельным звеном финансовой системы Российской Федерации. Оно выступает в двух обособлен­ных формах: в форме социального страхования и собственно стра­хования, связанного с непредвиденными чрезвычайными собы­тиями.
 Социальное страхование в современных условиях развития ры­ночной экономики и функционирования предприятий, основан­ных на различных формах собственности, как самостоятельная форма страхования подразделяется, в свою очередь, на два вида:
 государственное социальное страхование и негосударственное со­циальное страхование. В соответствии со ст. 39 Конституции РФ первый из названных видов социального страхования гражданам России гарантируется, второй — поощряется.*
 Вторая форма страхования — собственно страхование, связан­ное с непредвиденными чрезвычайными событиями.
 В русском языке понятие «страхование» всегда ассоциирова­лось с деятельностью по предохранению от чего-нибудь неприят­ного, нежелательного.** Например, В. Даль так объясняет значение слова «страховать»: отдавать кому-либо «на страх, на ответ, руча­тельство, т.е. платить посрочно соста, за обезпеченье целости чего, с ответом на условную сумму».***
 ______________________
 * Настоящая глава посвящена правовому регулированию страхования, свя­занного с чрезвычайными событиями. Подробнее о социальном страховании как системе отношений по государственному материальному обеспечению граждан при наступлении нетрудоспособности, старости и в иных установленных законом слу­чаях, осуществляемом за счет средств общества и предприятий, а также частично за счет средств самих граждан, объединенных в различные фонды в см.гл.20 учебника.
 ** См. смысл слова «страхование»: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый сло­варь русского языка. М., 1998. С. 772.
 
 
 *** Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1980. Т. 4. C.337.
 
 В современном русском языке основной смысл понятия «стра­хование» сохранился. Страховать — означает «предотвращать ма­териальные потери путем выплаты взносов учреждению, которое берет на себя обязательство возместить возможный ущерб, поне­сенный в специально оговариваемых случаях».*
 ______________________
 * Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1998. С.772.
 
 
 
 В экономическом аспекте страхование представляет собой сис­тему экономических отношений по поводу образования централи­зованных и децентрализованных резервов денежных и материаль­ных средств, необходимых для покрытия непредвиденных нужд общества и его членов.
 С материальной точки зрения в ходе страхования создаются денежные (материальные) фонды специализированных учрежде­ний — страховщиков, используемые для возмещения ущерба, причиненного стихийными бедствиями, несчастными случаями, а также в связи с наступлением определенных событий.
 Страхование предоставляет гарантии восстановления нарушен­ных имущественных интересов в случае непредвиденных природ­ных, техногенных и иных явлений, оказывает позитивное влия­ние на укрепление финансов государства. Оно не только освобож­дает бюджет от расходов на возмещение убытков при наступлении страховых случаев, но и является одним из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций.
 Это определяет стратегическую позицию страхования в странах с развитой рыночной экономикой.
 В нерыночной системе хозяйствования возмещение ущерба в России в основном осуществлялось государством, которое выделя­ло средства из бюджета на восстановление разрушенных предпри­ятий, жилья, ликвидацию последствий стихийных бедствий и дру­гие аналогичные цели. Система страхования играла вспомогатель­ную роль.
 Для современной России ускоренное развитие страхования как механизма защиты имущественных интересов лиц становится осо­бенно значимым. Так, в результате широкомасштабной привати­зации значительная часть основных фондов перешла в собствен­ность физических лиц и негосударственных структур. Это настоятельно требует создания системы финансовых гарантий, обеспечи­вающей возмещение ущерба в случае стихийных бедствий, ава­рий, пожаров и других непредвиденных событий, которые могут негативно повлиять на формирующиеся производственные связи, породить сбои в отраслях экономики.*
 Некоторые представители зарубежной науки, исследуя труды Цицерона и Тита Ливия, пришли к выводу о том, что страхование применялось еще в Древнем Риме. В Древней Греции уже в эпоху Александра Македонского создавались «не только взаимные, но и акционерные страховые общества».**
 ______________________
 * См.: «Основные направления развития национальной системы страхования в Российской Федерации в 1998—2000 годах», одобр. пост. Правительства РФ от 1 октября 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 40. Ст. 4968.
 ** См.: Райхер В.К. Общественно-исторические типы страхования. М., 1947. С.30—38.
 
 Появление страхования на Руси связывается исследователями с памятником древнерусского права «Русская правда» (X—XI вв.), где впервые была предусмотрена возможность возмещения вреда общиной в случае убийства.*
 Однако страхование в собственном смысле этого слова возни­кает в XIV в. Именно с этого времени, по мнению дореволюци­онных русских ученых, а также зарубежных исследователей, страхование выступает как деятельность коммерческих страхо­вых организаций, основной целью которых становится «распре­деление убытков», а также «получение прибыли от страховых операций».**
 _______________________
 * Подробнее см.: Рыбников СА. Очерки истории страхования в России // Вест­ник государственного страхования. 1927. № 19/20.

<< Пред.           стр. 20 (из 25)           След. >>

Список литературы по разделу