<< Пред.           стр. 3 (из 25)           След. >>

Список литературы по разделу

 В первую группу субъектов финансово-правовых отношений (государство и его территориальные подразделения) входят:
 Российская Федерация;
 субъекты Российской Федерации — республики, края, облас­ти, города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург, автономная область, автономные округа;
 муниципальные образования — городские, сельские поселения и иные территории;
 административно-территориальные единицы (населенные пункты), входящие в состав муниципального образования;
 административно-территориальные образования особого ре­жима.*
 _____________________
 * См.: Закон РФ «О закрытом административно-территориальном образова­нии» с изм. от 28 ноября 1996 г. // ВВС. 1992. № 33. Ст. 1915; СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 5503; Положение об обеспечении особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Ми­нистерства обороны Российской Федерации. Утв. пост. Правительства РФ от 26 июня 1998 г. № 655 // СЗ РФ. 1998. № 27. Ст. 3180.
 
 
 
 Такой круг субъектов свойствен, в частности, бюджетным пра­воотношениям. Законодательство закрепляет право на государственный или местный бюджет именно за этими субъектами, а не за государственными органами или органами местного самоуправле­ния, что выражает принцип народовластия, закрепленный в Кон­ституции РФ. Принадлежность бюджета государству и его терри­ториальному подразделению является и необходимым атрибутом, отражающим их организованность в соответствующую единицу — государство, автономию, муниципальное образование. В связи с правом на самостоятельный бюджет они обладают целым комплек­сом прав на получение определенных бюджетных доходов и ис­пользование их для социально-экономического развития соответ­ствующей территории.
 Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образо­вания выступают субъектами права и в других финансовых отно­шениях: например, в отношениях, связанных с государственным (или муниципальным) долгом при выпуске облигаций государст­венных (или муниципальных) займов, при использовании банков­ского кредита для покрытия недостатка бюджетных средств. Соот­ветствующие органы государственной власти и местного самоуп­равления в этом случае выступают от имени и в интересах в целом Российской Федерации, республики, края, области и т.д., которые и являются носителями прав и обязанностей. Выполнение финан­совых обязанностей перед другими субъектами обеспечивается при этом за счет средств государства или его территориальных подразделений, т.е. соответствующего государственного или мест­ного бюджета.
 Коллективными субъектами финансового права являются го­сударственные и общественные организации, к числу которых от­носятся: органы государственной власти и управления; органы местного самоуправления; предприятия, организации, учрежде­ния, основанные на разных формах собственности, среди которых выделяются коммерческие и некоммерческие организации.
 Органы государственной власти и управления относятся к числу субъектов финансового права, участие которых обязательно в финансовых правоотношениях.
 В их круг входят: органы представительной власти и исполни­тельной власти федерального уровня и субъектов Федерации. В числе органов исполнительной власти — как органы общей ком­петенции, так и различные органы специальной (отраслевой) ком­петенции — министерства, комитеты, службы и т.д., в том числе система финансово-кредитных органов.
  Особую группу составляют органы местного самоуправления, осуществляющие самостоятельное решение финансовых вопросов местного значения (ст. 12, 132 Конституции РФ).
 
 
 Участие в правоотношениях не только органов исполнитель­ной, но и представительной власти — характерная особенность круга субъектов финансового права, в отличие, например, от адми­нистративного права, субъектами которого органы представитель­ной власти не являются.
 Юридические права и обязанности органов государственной власти и местного самоуправления как субъектов финансового права выражают их компетенцию по осуществлению определен­ной части финансовой деятельности государства, муниципальных образований, подлежащую обязательной реализации. Компетен­ция соответствующего органа распределяется между его структур­ными подразделениями и должностными лицами и в силу своей обязательности требует от них активных действий.
 Широкий круг субъектов финансового права представляют предприятия и иные коммерческие организации различных орга­низационно-правовых форм и форм собственности. В качестве ос­новной цели своей деятельности они преследуют извлечение при­были и действуют на праве хозяйственного ведения. Такие органи­зации вступают в финансовые правоотношения в связи с внесением в казну налогов и других обязательных платежей, получением из нее ассигнований, распределением прибыли и т.д. (ст. 50 ГК РФ). Для вступления в такие правоотношения предприятия должны обладать юридической самостоятельностью, иметь свой финансо­вый план. Однако законодательством предусматривается возмож­ность стать субъектом финансовых правоотношений и филиалам, другим обособленным подразделениям предприятий (например, по поводу уплаты налога на прибыль, налога на добавленную сто­имость).
 Среди этой группы субъектов финансового права выделяются своей спецификой казенные предприятия как форма государствен­ных предприятий, основанных на праве оперативного управле­ния.* Такие предприятия находятся в прямом государственном подчинении и управлении уполномоченных органов, включая об­ласть финансов. Поэтому содержание финансовых правоотноше­ний, в которые вступают эти предприятия, отличаются специфи­кой, обусловленной наличием у государственных органов полно­мочий по управлению их финансовой деятельностью, определен­ным ограничением их самостоятельности.
 ______________________
 * О создании казенных предприятий см.: Указ Президента РФ «О реформе государственных предприятий» от 23 мая 1994 г.//СЗ РФ. 1994. №5. С. 303; ст. 115 ГК РФ.
 
 
 
 В условиях перехода к рыночным отношениям развиваются различные организационные формы объединений предприятий, причем предприятия сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Такими объединениями являются союзы, ас­социации, компании, гильдии, холдинги, межотраслевые, регио­нальные и другие объединения. Они создаются на договорной ос­нове, действуют на принципах коммерческого расчета, самофи­нансирования и самоуправления и вступают в соответствующих случаях в финансовые отношения.
 Указом Президента от 5 декабря 1993 г. установлена новая форма объединений — финансово-промышленные группы, дея­тельность которых впоследствии урегулирована законом.* Это со­вокупность предприятий, учреждений, организаций, кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов, объеди­няющих инвестиции (капиталы), материальные и финансовые ре­сурсы (с учетом антимонопольного законодательства) для повыше­ния эффективности производственного процесса.
 ______________________
 * САПП. 1993. №49. Ст. 4766; Федеральный закон «О финансово-промышлен­ных группах» от 30 ноября 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4697.
 
 Учреждения, которые являются некоммерческими организа­циями (не имеющими своей основной целью получение прибыли), создаваемые для осуществления социально-культурной, научной и управленческой деятельности,* являются субъектами финансо­вого права главным образом в связи с использованием для выпол­нения своих задач средств, выделяемых им из государственного или местного бюджета. Однако все большее значение приобретают права и обязанности учреждений, связанные с использованием внебюджетных средств, получаемых ими в результате выполнения работ, оказания дополнительных услуг и т.п.
 ______________________
 * См.: Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. // СЗ РФ 1996. № 3. Ст. 145; 1998. № 48. Ст. 5849; ст. 50 ГК РФ; ст. 161 БК РФ; Федеральный закон «О введении в действие Бюджетного кодекса Россий­ской Федерации» от 9 июля 1999 г // Российская газета. 1999 14 июля.
 
 
 
 Рассмотренные предприятия, организации и учреждения в фи­нансовых правоотношениях, как правило, имеют и качество юри­дического лица, однако в установленных законом случаях участ­никами этих правоотношений могут быть и их филиалы, предста­вительства.
 Индивидуальные субъекты финансового права, или физичес­кие лица, — это граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Их права и обязанности связаны большей частью с налоговыми и другими обязательными платежами, поступающими в государственную или муниципальную казну. Законодатель­ство устанавливает в качестве основных условий привлечения гражданина к уплате налогов наличие у него дохода, превышаю­щего установленный необлагаемый минимум, или определенного имущества, подлежащего налогообложению (строения, транс­портные средства, земельный участок и др.). Граждане могут всту­пать в финансовые правоотношения в области государственного и банковского кредита, государственного страхования, по поводу самообложения в муниципальных образованиях. Законодательст­во определяет, в каких случаях субъектами финансового права РФ могут быть не только граждане России, но и иностранцы и лица без гражданства.
 Среди физических лиц — субъектов финансового права выде­ляются граждане, занимающиеся предпринимательской деятель­ностью, в том числе без образования юридического лица, главы крестьянского (фермерского) хозяйства (ст. 23 ГК РФ).
 Важно отметить и такую сторону правосубъектности граждан РФ — они имеют право на участие в финансовой деятельности го­сударственных органов. Оно основано на положениях Конститу­ции России (ч. 1 ст. 32).
 3.4. Защита прав субъектов финансовых правоотношений
 Выполнение правил, закрепленных в финансово-правовых нор­мах, означает и соблюдение прав субъектов финансовых правоот­ношений. В этих целях широко применяется метод убеждения в различных формах, прежде всего проведением разъяснительной работы. В результате требования финансово-правовых норм вы­полняются большей частью субъектов добровольно. В случае нару­шения установленных в области образования, распределения и ис­пользования государственных и местных денежных фондов пра­вил вводится в действие метод государственного принуждения в различных его проявлениях (применение санкций, пресекательных и восстановительных мер). Важно, чтобы в соотношении этих методов первоочередность принадлежала методу убеждения. Такая последовательность свойственна высокому уровню правосо­знания, к которому в области финансов в условиях перехода к рыночным отношениям необходимы повышенные требования.
 Меры государственного принуждения являются неотъемле­мым элементом механизма правового регулирования финансовых отношений, как и любых других общественных отношений. Сле­довательно, использование этих мер необходимо и в случаях возникновения потребностей в защите прав и законных интересов субъектов финансовых правоотношений. Это относится ко всем видам субъектов — государству, его территориальным подразде­лениям, органам государственной власти и местного самоуправле­ния, предприятиям, организациям, учреждениям, гражданам. С помощью этих мер обеспечивается исполнение юридических обязанностей названных субъектов и в необходимых случаях — вос­становление нарушенных прав.
 Защита прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, производится в административ­ном или судебном порядке, что в настоящее время является общим правовым правилом. Естественно, что содержание их в области финансовых правоотношений имеет свои особенности.
 Следует заметить, что до 90-х гг. преобладал административ­ный порядок защиты прав субъектов финансового права. Судеб­ный порядок применялся в основном при защите интересов госу­дарства в целях взыскания с граждан налогов, не внесенных в установленные сроки. Гражданин же свои права защищал в адми­нистративном порядке.
 Российское законодательство 90-х гг. расширило сферу дейст­вия судебного порядка применительно ко всем субъектам финан­сового права. При этом в финансовых отношениях действуют оба названных порядка защиты прав, а разрешение дела в админи­стративном порядке при не удовлетворяющем исходе не исключа­ет возможности обращаться в суд общей компетенции или арбит­ражный суд.
 Административный порядок действует главным образом в слу­чае применения мер государственного принуждения в данной об­ласти к органам государства и местного самоуправления, предпри­ятиям, организациям, учреждениям. Широкая сфера его примене­ния в этом случае вызвана необходимостью оперативных действий в области финансов. Однако он по-прежнему применим и в случаях защиты прав граждан в этих отношениях при возможности их обращения в суд.
 В различных финансовых отношениях административный по­рядок защиты прав имеет свои особенности, но везде он проявля­ется в форме властных велений при вынесении решения соответст­вующими уполномоченными государственными органами (поми­мо судебного разбирательства). Например, при защите прав госу­дарства на получение налоговых платежей — бесспорный порядок взыскания их с предприятий, организаций, учреждений по реше­нию налогового органа при невнесении платежей в срок (ст. 46
 
 
 НК РФ); тот же порядок взыскания платежей, не внесенных в го­сударственные внебюджетные социальные фонды. В бесспорном порядке взыскиваются и целевые субвенции, выделяемые в ниже­стоящие бюджеты или внебюджетные фонды вышестоящими ор­ганами при нарушении условий использования на основании ре­шений этих органов* и т.д. В денежно-кредитной сфере Централь­ный банк РФ в целях защиты интересов клиентов вправе взыскать с коммерческих банков в бесспорном порядке сумму недовнесен­ных средств в обязательный резерв.
 _______________________
 * См.: Закон РФ «О субвенциях республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу» от 15 июля 1992 г. // ВВС. 1992. № 34. Ст. 1972; с 1 января 2000 г. — гл. 28 БК РФ.
 
 В свою очередь, субъекты, к которым применены меры, выте­кающие из рассмотренного порядка, в целях защиты своих прав и законных интересов вправе, во-первых, обжаловать действия соот­ветствующих государственных органов также в административ­ном порядке по подчиненности и, во-вторых, обратиться в суд или арбитражный суд. Оба порядка защиты прав указанных субъектов в области финансовых отношений могут быть использованы и в других случаях их нарушения.
 В финансовом законодательстве 1990-х гг. особое внимание уделяется праву на судебную защиту. Так, согласно Закону РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использова­нию внебюджетных фондов» от 15 апреля 1993 г.* представитель­ным и исполнительным органам власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления гарантируется судебная защита этих прав — они могут обратиться в арбитражный суд. Закреплено право Центрального банка РФ обратиться в суд с исками о призна­нии недействительными актов федеральных органов государствен­ной власти, органов государственной власти субъектов РФ и мест­ного самоуправления.** Общие положения о подведомственности при судебном рассмотрении дел по спорам, возникающим в сфере управления, что относится и к финансовой деятельности государ­ства, определены Федеральным конституционным законом «Об ар­битражных судах в Российской Федерации» от 28 апреля 1995 г.*** и Арбитражным процессуальным кодексом (ст. З).****
 ______________________
 * ВВС. 1993. № 18. Ст. 635; однако в БК такие нормы отсутствуют.
 ** См.: ст. 5 Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)».
 *** СЗ РФ. 1995. №18. Ст. 1599.
 **** СЗ РФ. 1995. № 19. Ст. 1709.
 
 
 
 В финансовых правоотношениях государства с участием граж­дан также действуют административный и судебный порядки защиты прав и законных интересов обеих сторон. При этом усилена ориентация на использование судебного порядка, который имеет конституционную основу. В гл. 2 Конституции РФ о правах и сво­бодах человека и гражданина каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод (ст. 46). Решения и действия (или бездей­ствие) органов государственной власти, органов местного самоуп­равления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
 Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные сред­ства правовой защиты, каждый гражданин вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударст­венные органы по защите прав. Вступление России в Совет Европы расширяет такие возможности граждан РФ.
 Порядок обжалования в суд урегулирован Законом РФ «Об об­жаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свобо­ды граждан» от 27 апреля 1993 г. с изменениями и дополнениями.* К таким действиям (решениям) отнесены единоличные и коллегиальные действия (решения).
 Помимо этих общих положений в законодательных актах, ре­гулирующих финансовую деятельность государства, могут особо закрепляться правомочия граждан по обжалованию в суд приня­тых в данной сфере решений государственных органов.**
  Однако граждане по своему выбору могут обратиться за защи­той их прав не в суд, а к вышестоящему органу или должностному лицу, т.е. использовать административный порядок защиты.***
 ___________________
 * ВВС. 1993. № 19. Ст. 685; СЗ РФ. 1995. № 51. Ст. 4970.
 ** См., например: ст. 137 и 138 НК РФ.
 *** Там же.
 
 Судебный порядок применяется и при защите финансовых ин­тересов и прав государства во взаимоотношениях с гражданами (взыскание с них налогов, финансовых санкций, платежей по обя­зательному государственному страхованию и самообложению сельского населения).
 Федеральный закон от 30 ноября 1995 г., внесший изменения и дополнения в ГПК РСФСР,* установил возможность применения упрощенного судебного порядка рассмотрения дел по взысканию с граждан недоимок по налогам и государственному обязательному страхованию при отсутствии спора (рассмотрение дела единолично судьей по заявлению соответствующего государственного органа, в результате чего выдается судебный приказ, имеющий силу ис­полнительного документа).
 ____________________
 * СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4696.
 
 
 
 Важной стороной защиты прав в финансовых отношениях с государством является установление в законодательстве гарантий возмещения ущерба гражданам и юридическим лицам, причинен­ного незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц. Так, суммы налогов и других обязательных платежей, неправильно взысканные государственными налоговы­ми органами, подлежат возврату, а причиненный налогоплатель­щикам вследствие ненадлежащего осуществления обязанностей ущерб — возмещению. Эта норма имеет конституционную основу (ст. 52 Конституции РФ).
 Особое место в защите прав и законных интересов субъектов финансового права принадлежит Конституционному Суду РФ.
 Уже на основании Закона РСФСР от 12 июля 1991 г. «О Консти­туционной Суде РСФСР »* он обращался к вопросам финансовой деятельности исходя из закрепленных в названном Законе полно­мочий по решению вопросов о соответствии Конституции норма­тивных актов, правоприменительной практики и деятельности го­сударственных органов власти и управления. Это были вопросы об использовании целевых вкладов и индексации сбережений населе­ния, по которым положения актов Правительства РФ были при­знаны не соответствующими Конституции РФ.**
 По Конституции России (ст. 125) и Федеральному конституци­онному закону «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г.*** в его полномочия входит: разрешение вопросов о соответствии Конституции РФ законов и других нормативных актов, а также разрешение споров о компетенции между государ­ственным? органами (без решения вопросов о конституционности правоприменительной практики и деятельности государственных органов); до жалобам на нарушение конституционных прав и сво­бод граждан и по запросам судов он проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкрет­ном деле. Все это относится и к сфере финансовых отношений.****
 ____________________
 * ВВС 1991. №30. Ст. 1017.
 ** ВВС. 1992. № 28.СТ.1634.
 *** СЗ РФ 1994. № 13. Ст. 1447.
 **** См., например: постановления Конституционного Суда РФ: от 24 октября 1996 г., по делу о проверке конституционности части первой ст. 2 Федерального закона от 7 марта 1996 г. «О внесении изменений в Закон РФ «Об акцизах» // СЗ РФ. 1996. N 45. Ст. 5202; от 24 февраля 1998 г. по делу о проверке конституцион­ности отдельных положений ст. 1 и 5 Федерального закона от 5 февраля 1997 г. «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхо­вания РФ, государственный фонд занятости РФ и в фонды обязательного медицин­ского страхования на 1997 год» // СЗ РФ. 1998. № 10. Ст. 1242.
 
 
 
 Важная роль в обеспечении соблюдения прав субъектов финан­совых правоотношений принадлежит Прокуратуре РФ,* которая призвана осуществлять надзор за исполнением законов министер­ствами, ведомствами, в том числе органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, их долж­ностными лицами; за соблюдением прав человека и гражданина, в том числе органами финансового контроля, органами налоговой полиции. Прокурор приносит протест на противоречащий закону правовой акт (лицу, издавшему его) и вносит представление в орган (или должностному лицу), который уполномочен устранить эти нарушения.
 ______________________
 * См.: Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» в ред. от 17 ноября 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
 
 
 
 Таким образом, установленный порядок защиты финансовых прав и законных интересов исходит из необходимости соблюдения требований законодательства всеми участниками финансовых правоотношений, включая государство и его органы.
 
 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
 1. Дайте понятие финансово-правовой нормы (нормы финансового права)?
 2. Какие особенности свойственны финансово-правовым нормам?
 3. Что означает императивный характер финансово-правовых норм? В чем он проявляется?
 4. Какие виды (группы) финансово-правовых норм выделяются в зави­симости от способа воздействия на участников финансовых отношений? Приведите примеры норм соответствующих видов.
 5. Что понимается под материальными финансово-правовыми норма­ми? Приведите примеры таких норм.
 6. Что понимается под процессуальными финансово-правовыми нор­мами? Приведите пример таких норм.
 7. Какова логическая структура финансово-правовой нормы? Проана­лизируйте каждый из ее элементов на примере конкретной финансово-правовой нормы.
 8. Дайте определение финансово-правовых санкций. Каковы их виды? Приведите примеры.
 9. Каковы особенности финансово-правовых санкций?
 10. Понятие финансового правоотношения.
 11. Какие особенности свойственны финансовым правоотношениям?
 12. Охарактеризуйте основания возникновения, изменения и прекра­щения финансовых правоотношений.
 13. Рассмотрите классификационные виды финансовых правоотно­шений?
 14. Понятие субъекта финансового права. Различаются ли между собою понятия «субъект финансового права» и «субъект финансового пра­воотношения »?
 15. Кто относится к субъектам финансовых правоотношений? Какие выделяются их виды (группы)?
 16. Субъектами каких финансовых правоотношений могут выступать граждане?
 17. В каких финансовых правоотношениях субъектом права выступа­ет непосредственно государство, муниципальное образование?
 18. Какие порядки защиты прав и законных интересов участников финансовых отношений установлены российским законодательством? Что нового в порядке защиты на современном этапе?
 19. В чем выражается административный порядок защиты прав субъ­ектов финансовых правоотношений? Кто использует его?
 20. В чем выражается судебный порядок защиты прав субъектов фи­нансовых правоотношений? Кто может воспользоваться таким порядком? В каких случаях единолично судьей рассматривается и принимается ре­шение по соответствующему делу?
 21. Каков порядок обжалования в суд действий и решений, нарушаю­щих права граждан — субъектов финансовых правоотношений?
 22. Какова роль Конституционного Суда РФ в защите прав субъектов финансовых правоотношений?
 23. Какова роль Прокуратуры РФ в обеспечении соблюдения прав субъектов финансовых правоотношений?
 
 
 
 
 4. Правовые основы и принципы финансовой деятельности государства и муниципальных образований
 4.1. Основные принципы финансовой деятельности государства и муниципальных образований
 Финансовая деятельность государства и органов местного само­управления основана на определенных принципах, т.е. на осново­полагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содер­жание этих принципов определяется Конституцией РФ, вытекает как из общих положений об основах организации и функциониро­вания российского государства, так и специально относящихся к его финансовой деятельности, и конкретизируется в нормах фи­нансового права. В силу своего содержания (направленность на ре­гулирование отношений в области финансовой деятельности госу­дарства и муниципальных образований) и закрепления в нормах финансового права они, в сущности, являются принципами, финан­сового права. Среди них можно выделить следующие.
 Принцип приоритета публичных интересов в правовом регу­лировании отношений в области финансовой деятельности госу­дарства и муниципальных образований. Этот принцип предпола­гает использование финансово-правовых институтов в целях госу­дарственного регулирования экономики, исходя из общезначи­мых задач общества. В конечном итоге реализация этого принципа отражается на частных интересах личности. Особо важное значе­ние его действие приобретает в кризисных экономических усло­виях.
 Принцип федерализма, согласно которому в финансовой дея­тельности должны сочетаться общефедеративные интересы с инте­ресами субъектов Федерации, обеспечиваться при посредстве ее необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения функ­ций, имеющих общее значение для Федерации в целом, а также жизнедеятельность и самостоятельность субъектов Федерации (в рамках Конституции РФ).
 
 
 Федеральные государственные органы и государственные орга­ны власти субъектов Федерации осуществляют функции финансо­вой деятельности в соответствии с установленным Конституцией РФ разграничением предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Так, в ведении Российской Федерации находятся: ус­тановление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное и кредитное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая феде­ральные банки (п. «е» ст. 71), федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития (п. «з» ст. 71). К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено установление общих принципов налогообло­жения и сборов в Российской Федерации (п. «и» ст. 72).* Вне этих пределов субъекты Российской Федерации обладают в области фи­нансов всей полнотой государственной власти (ст. 73, ч. 4 ст. 76). Совершенствование реализации принципа федерализма в фи­нансовых отношениях относится к числу первостепенных задач российского государства.**
 _______________________
 * См. также. Федеральный закон «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Россий­ской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федера­ции» от 24 июня 1999 г. // Российская газета 1999. 30 июня.
 ** См., например. Послание Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина Правительству РФ «О бюджетной политике на 2000 год» // Российская газета. 1999. 13 апр.. Основные положения региональной политики в Российской Федера­ции Утв. Указом Президента РФ от 3 июня 1996 г. № 803 // СЗ РФ. 1996. № 23. Ст.2756.
 
 
 
 Единство финансовой политики и денежной системы. Само­стоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов, а также перечень налогов, взимаемых в стране, устанавливаются федеральным законодательством. В нем же закреплено единство бюджетной системы, единый поря­док финансирования бюджетных расходов и т.д.
 Единство финансовой политики является необходимым усло­вием гарантированного Конституцией РФ единства экономическо­го пространства в РФ, свободного перемещения финансовых средств (ч. 1 ст. 8).
 Единство финансовой политики требует единой денежной сис­темы в стране. Согласно Конституции РФ денежной единицей в РФ является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмис­сия других денег в Российской Федерации не допускаются (ч. I ст.75).
 Равноправие субъектов Федерации в области финансовой дея­тельности определяется ст. 5 Конституции РФ. На каждого из субъектов Федерации в равной мере распространяется федераль­ное финансовое законодательство. Вне пределов ведения Россий­ской Федерации и совместного ведения каждый из субъектов Фе­дерации осуществляет собственное правовое регулирование фи­нансовых отношений и самостоятельную финансовую деятель­ность, утверждает бюджет, устанавливает налоги и т.д.
 Самостоятельность финансовой деятельности органов мест­ного самоуправления гарантирована Конституцией РФ (ст. 12, 130—133). Эти органы руководствуются в своей деятельности за­конодательством РФ и соответствующего субъекта Федерации. Они самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет, образуют и используют внебюджетные целевые фонды, устанавли­вают местные налоги и сборы в соответствии с федеральным зако­нодательством и законодательством субъекта Федерации.
 Социальная направленность финансовой деятельности в РФ вытекает из положений Конституции РФ, характеризующей Рос­сийскую Федерацию как социальное государство, политика кото­рого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Согласно этой поли­тике предусмотрена охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимума оплаты труда, обеспечение государ­ственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, ин­валидов и пожилых граждан, развитие социальных служб, уста­новление государственных пенсий, пособий и иных гарантий соци­альной защиты. Для реализации всех этих мер государству требу­ется сосредоточение необходимых финансовых ресурсов и распре­деление их на соответствующие цели, т.е. финансовая деятель­ность определенной целенаправленности. Это положение Консти­туции РФ должно учитываться при формировании и исполнении бюджетов всех уровней, внебюджетных государственных и муни­ципальных денежных фондов, в финансово-правовых нормах, ре­гулирующих эти процессы, в финансовой политике государства. Кризисное состояние экономики страны негативно проявляется в реализации данного принципа.
 Распределение функций в области финансовой деятельности на основе разделения законодательной (представительной) и ис­полнительной властей. Конституция РФ исходя из этого принципа определяет полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов власти. Так, Государственная Дума принимает федеральные законы (ч. 1 ст. 105), в частности, законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сбо­ров, финансового, валютного, кредитного регулирования, денеж­ной эмиссии. К полномочиям Правительства относятся разработка и представление Государственной Думе проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения, обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики (п. «б» ч. 1 ст. 114). Аналогично распределение функций на других уровнях органов законодательной (представительной) и исполнительной властей.
 Участие граждан РФ в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления вытекает из положения Кон­ституции РФ о праве граждан РФ участвовать в управлении дела­ми государства как непосредственно, так и через своих представи­телей (ч. 1 ст. 32). Это конституционное положение имеет прямое отношение к финансовой деятельности как составной части управ­ления делами государства.
 Принцип гласности. Основы его установлены нормами Консти­туции РФ, требующими официального опубликования законов, что непосредственно относится и к законам, регулирующим фи­нансовую деятельность. Любые нормативные акты, затрагиваю­щие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15). Принцип гласности получил за­крепление и в специальном, финансовом законодательстве. Так, в Законе РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. прямо говорится о глас­ности как принципе бюджетного устройства (ст. 3), о публикации отчетов об исполнении бюджета (ст. 15). Принцип гласности за­крепляет принятый 31 июля 1998 г. Бюджетный кодекс РФ (ст. 36). Налоговый кодекс соответственно этому принципу пред­усматривает вступление актов законодательства о налогах в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования (ст. 5).
 Принцип плановости выражается в том, что деятельность го­сударства и муниципальных образований по формированию, рас­пределению и использованию финансовых ресурсов осуществляет­ся на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений. О некоторых формах финансового планирования говорится в Конституции РФ. К ним относятся разработка и утверждение бюджетов разных уровней, внебюджетных фондов (п. «з» ст. 71, п. «а» ч. 1 ст. 114, ст.132).
 В условиях перехода к рыночной экономике финансовое плани­рование претерпело значительные изменения в сравнении с суще­ствовавшим в период действия административно-командной сис­темы. Однако планирование финансов не только не противоречит принципам рыночных отношений, но и является необходимым для них и выступает как важный элемент регулирования экономи­ческого и социального развития и управления финансами, хотя и со своими особенностями. В условиях рыночной экономики фи­нансовое планирование опирается не на директивные предписания распределительного характера, а на рыночный механизм обмена товарами и услугами, признание затрат на их производство обще­ственно необходимыми на основе закона спроса и предложения. Такая основа требует усиления прогнозирования в определении направлений использования финансовых ресурсов, с которым не­разрывно связано финансовое планирование. В процессе финансо­вого планирования в России используются прогнозы и программы по различным сферам и отраслям социально-экономического раз­вития на перспективу. На их основе производится прогнозирова­ние мобилизации и использования финансовых ресурсов на дли­тельный период, а также годовое финансовое планирование.
 Финансовым планированием охвачены все звенья финансовой системы. Оно осуществляется на всех территориальных уровнях, а также в разных отраслях и сферах народного хозяйства, в рамках предприятий, организаций и учреждений. В масштабе государст­ва в целом составляется сводный финансовый баланс, в котором учитываются финансовые ресурсы страны. Такие финансовые ба­лансы составляются и в масштабах субъектов Федерации и муни­ципальных образований.
 Принцип законности означает необходимость строгого соблю­дения требований финансово-правовых норм всеми участниками отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности, включая государственные органы власти, органы местного само­управления, предприятия, организации, учреждения и граждан. Этот принцип вытекает из ст. 1 Конституции РФ, определившей Российскую Федерацию в качестве правового государства. Он за­креплен и в других статьях Конституции РФ (ст. 2,15,57идр.). За нарушения норм финансового права применяются соответст­вующие меры ответственности.
 Рассмотренные принципы находят отражение и закрепление в законодательных и иных правовых актах, регулирующих разные стороны финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, свое применение в подотраслях и институтах финансового права. Помимо этого, названным подотраслям и инсти­тутам свойственны и особые принципы, в которых проявляется их специфика.
 4.2. Распределение компетенции государственных органов и органов местного самоуправления в области финансовой деятельности
 А. Распределение компетенции между представительными и исполнительными органами. Финансовую деятельность осущест­вляют все без исключения государственные органы, так как вы­полнение функций государства по всем их направлениям связано с использованием финансов. В ней участвуют и органы местного самоуправления, поскольку для реализации их задач требуются финансовые ресурсы, регулирование финансовых отношений. Од­нако в силу различия задач и правового положения тех или иных государственных и местных органов масштабы их финансовой де­ятельности и степень участия в ней неодинаковы.
 Представительные (законодательные) органы и органы испол­нительной власти общей компетенции всех уровней осуществляют функции в области финансовой деятельности наряду с другими своими функциями в пределах соответствующей территории. В их компетенцию входят общие финансовые вопросы, решение кото­рых обеспечивает в целом жизнедеятельность Федерации или ее субъектов, а также муниципальных образований. При этом к пол­номочиям представительных органов относится прежде всего ут­верждение бюджетов соответствующих уровней, установление на­логов и сборов.
 Согласно принципу разделения властей прерогативой предста­вительных государственных органов власти является принятие за­конов по вопросам финансов. Вместе с тем согласно ч. 3 ст. 104 Конституции РФ законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие зако­нопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.
 
 
 Органы исполнительной власти (Правительство РФ, прави­тельства или администрации субъектов Федерации) принимают меры к их реализации, исполняют бюджет под контролем предста­вительных органов.*
 ______________________
 * См.: ст. 101, 114 Конституции РФ; ст. 15 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712; 1998. № 1. Ст. 1.
 
 При Правительстве РФ в целях обеспечения координации дей­ствий федеральных органов исполнительной власти и Центрально­го банка РФ по проведению единой финансовой и денежно-кредит­ной политики, а также усиления контроля за валютными опера­циями и состоянием денежного рынка действует Комиссия по во­просам финансовой и денежно-кредитной политики; создан Эко­номический совет.* В структуре аппарата Правительства РФ име­ется Департамент финансов и денежно-кредитного регулиро­вания.**
 ______________________
 * См.: Положение о Правительственной комиссии по вопросам финансовой и Денежно-кредитной политики. Утв. пост. Правительства РФ от 12 августа 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 34. Ст. 4085.
 **См.: пост. Правительства РФ «Об Экономическом совете при Правительстве Российской Федерации» от 5 июня 1999 г. // СЗ РФ. 1999. № 24. Ст. 2975. , СЗ РФ. 1998. № 24. Ст. 2827.
 
 Президент РФ как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие ор­ганов государственной власти, исходя из положений Конституции и федеральных законов определяет основные направления внут­ренней и внешней политики государства, соответственно которой строится финансовая политика. С ежегодными посланиями о по­ложении в стране, об основных направлениях внутренней и внеш­ней политики Президент РФ обращается к Федеральному Собра­нию (ч. 3 ст. 80, п. «е» ст. 84 Конституции РФ).
 Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам фор­мирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государствен­ных фондов, финансирования государственных расходов феде­рального уровня, денежно-кредитной политики, организации рас­четов, регулирования валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной системы, через Глав­ное контрольное управление Президента РФ осуществляет финан­совый контроль.*
 ____________________
 * См.: Положение о Главном контрольном управлении Президента РФ. Утв. Указом Президента РФ от 16 марта 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 12. Ст. 1066.
 
 
 
 
 В целях информационно-аналитического обеспечения Прези­дента РФ в области экономических проблем в составе Администра­ции Президента РФ образовано Экономическое управление Президента РФ.* Его деятельность распространяется и на область обще­государственных финансов, бюджета, межбюджетных отношений и др.
 Основными задачами Управления являются:
 — анализ социально-экономической ситуации в стране, прогно­зирование ее развития и выработка предложений Президенту РФ;
 — анализ хода исполнения федерального бюджета федеральны­ми органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ;
 — подготовка предложений по реализации указов и распоря­жений Президента РФ в области экономической политики госу­дарства;
 — экономическая экспертиза проектов федеральных законов, договоров и соглашений о разграничении предметов ведения между федеральными органами государственной власти и органа­ми государственной власти субъектов РФ, проектов указов Прези­дента РФ, постановлений Правительства РФ по социально-эконо­мическим вопросам;
 — участие в подготовке предложений Президенту РФ о совер­шенствовании деятельности федеральных органов власти по ре­зультатам анализа хода исполнения ими федерального бюджета;
 — участие в подготовке ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию о положении в стране, в подготовке бюд­жетного послания Президента РФ;
 — комплексный анализ межбюджетных отношений и подго­товка предложений по их совершенствованию и др.
 _____________________
 * СЗ РФ. 1997. № 16. Ст. 1858; 1998. № 18. Ст. 2018.
 
 
 
 Функции финансовой деятельности выполняют также испол­нительные органы власти РФ и субъектов Федерации, осущест­вляющие функции государственного управления в рамках опреде­ленных отраслей или сфер управления (министерства, комитеты и т.д.). Эти функции обеспечивают выполнение задач данных ор­ганов в соответствующих отраслях и сферах, осуществляются в связи с ними. То же относится и к подобным органам, формируе­мым в системе местного самоуправления (отделы, управления ад­министраций и т.п.).
 Вместе с тем существует система органов управления, для ко­торых сама финансовая деятельность является основной, опреде­ляющей содержание их компетенции. Это система финансово-кре­дитных органов, специально созданных для управления финан­сами и осуществления контроля в этой сфере как его неотъемлемой функции. Данные органы охватывают своим воздействием все звенья финансовой системы — бюджет, целевые внебюджет­ные фонды, кредит, страхование, финансы предприятий, органи­заций, учреждений.
 Б. Финансово кредитные органы. В 1990-х гг. система финан­сово-кредитных органов в РФ в связи с экономическими преобра­зованиями существенно перестроена: появились новые органы (Го­сударственная налоговая служба, впоследствии — Министерство РФ по налогам и сборам, федеральное казначейство, Госстрахнад­зор, коммерческие банки), перестроена структура Министерства финансов и соответствующих нижестоящих органов.
 Среди этих органов выделяется Министерство финансов РФ* комплексным характером своих функций, направленных на раз­ные стороны финансовой деятельности государства, в связи с чем воздействует на эту деятельность в целом. Министерство финансов РФ обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, на­логовой и валютной политики в стране, координирует деятель­ность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, издает инструкции, методические указания и другие доку­менты по вопросам организации финансовой деятельности. Осу­ществляя свои функции, Минфин России взаимодействует с дру­гими органами исполнительной власти — федеральными, органа­ми субъектов Федерации, органами местного самоуправления, а также общественными объединениями и иными организациями.
 ___________________
 * См.: Положение о Министерстве финансов РФ. Утв. пост. Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 273 // СЗ РФ. 1998. № 11. Ст. 1288.
 
 В последнее время предприняты меры по усилению роли Ми­нистерства финансов РФ в финансовой деятельности государства, которая в определенной мере была ослаблена, в частности, в связи с выделением из его компетенции вопросов налогообложения, над­зора за страховой деятельностью и др. и созданием соответствую­щих государственных служб.
 Теперь Министерство финансов РФ стало правопреемником ряда самостоятельно существовавших служб, функции которых перешли ему, а именно Федеральной службы по надзору за страхо­вой деятельностью, Комитета РФ по драгоценным металлам и дра­гоценным камням, Федеральной комиссии лотерей и игр РФ.*
 ______________________
 * СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4082; № 37. Ст. 4264; № 50. Ст. 5625; 1997. № 28. Ст.3422.
 
 
 
 Изменена и организационная структура Министерства финан­сов РФ. В целях повышения эффективности осуществления своих задач и мер по оздоровлению экономики Минфину России разрешено иметь в составе центрального аппарата наряду с другими подразделениями 16 департаментов по основным направлениям деятельности: бюджетной политики; налоговой политики; меж­бюджетных отношений; финансирования государственного аппа­рата; оборонного комплекса и правоохранительных органов; мак­роэкономической политики и банковской деятельности; управления государственным внутренним долгом; управления государствен­ным внешним долгом; международного сотрудничества и внешнеэ­кономической деятельности; отраслевого финансирования; страхо­вого надзора; государственного финансового контроля и аудита; ме­тодологии бухгалтерского учета и отчетности; правовой; информа­ционно-технический; управления делами Министерства.*
 ______________________
 * См.: пост. Правительства РФ «О совершенствовании организационной структуры Министерства финансов РФ» от 4 августа 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 33. Ст 4006.
 
 
 
 Такая структура Министерства финансов РФ обусловлена его основными задачами, к которым относятся:
 — совершенствования бюджетной системы РФ, развитие бюд­жетного федерализма;
 — разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, политики в сфере развития фи­нансовых рынков в РФ, участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государствен­ных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;
 — концентрация финансовых ресурсов на приоритетных на­правлениях социально-экономического развития РФ;
 — разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения, составление отчета об исполнении федерального бюд­жета и консолидированного бюджета РФ;
 — разработка программ государственных заимствований и их реализация, управление государственным внутренним и внешним долгом РФ;
 — осуществление в пределах своей компетенции государствен­ного финансового контроля; методологическое руководство ауди­том (кроме аудита в банковской системе, относящегося к функци­ям Центрального банка РФ);
 — методологическое руководство бухгалтерским учетом и от­четностью (кроме бухгалтерского учета и отчетности в Централь­ном банке РФ и кредитных организациях).
 Этим задачам соответствуют выполняемые Минфином России функции (например, подготовка предложений по совершенствова­нию механизма межбюджетных отношений с субъектами РФ,
 участие в подготовке предложений по основным направлениям де­нежно-кредитной политики, контроль за целевым использовани­ем средств федерального бюджета, эмиссия государственных цен­ных бумаг, лицензирование деятельности страховых организа­ций, приобретение в Госфонд России драгоценных металлов и дра­гоценных камней и т.д.).
 Для выполнения своих задач и функций Министерство финан­сов РФ имеет необходимые права, состоящие из полномочий раз­ного характера. К ним относятся:
 — права, вытекающие из функций по составлению и испол­нению бюджета и связанного с этой деятельностью контроля (за­прашивать у государственных органов исполнительной власти Федерации и ее субъектов, а также организаций необходимые материалы);
 — права, определяемые участием в формировании и использо­вании целевых бюджетных и государственных внебюджетных фондов (запрашивать материалы по проектам этих фондов и отче­ты об их использовании);
 — права по регулированию соотношения доходов и расходов бюджетов субъектов Федерации, налоговых поступлений в феде­ральный бюджет (организовывать формирование Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ и предоставлять по­мощь за счет этих средств, выдавать субъектам Федерации кратко­срочные ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, предо­ставлять отсрочки и рассрочки платежей по налогам в федераль­ный бюджет);
 — права по применению мер принудительного воздействия в случаях нарушений установленного порядка (ограничивать, а в необходимых случаях приостанавливать финансирование органи­заций, взыскивать с них в установленном порядке средства феде­рального бюджета, израсходованные не по целевому назначению, с наложением штрафа в соответствии с законодательством РФ).
 Таким образом, деятельность Министерства финансов РФ рас­пространяется на все звенья финансовой системы.
 Подобные органы создаются субъектами Федерации — минис­терства финансов или финансовые управления. Кроме того, в сис­теме органов местного самоуправления действуют финансовые от­делы или управления.
 В задачи всех этих органов входят:
 — организация финансовой деятельности на соответствующей территории, способствующей развитию рыночных отношений в экономике, увеличению поступлений в бюджет;
 
 
 — анализ и прогнозирование развития экономики и финансов;
 — составление проекта бюджета данной территории и обеспече­ние его исполнения, прогнозирование и составление консолидиро­ванного бюджета, финансовое исполнение целевых внебюджетных фондов;
 — наблюдение за состоянием денежного обращения и кредита, участие в разработке и осуществление мер по обеспечению товар­но-денежных пропорций и сбалансированности денежных доходов и расходов населения;
 — организация и проведение финансового контроля;
 — организация учета и отчетности в области финансов.
 Федеральное казначейство. Указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 г. была образована система органов федерального казначейства в подчинении Министерства финансов РФ.* В состав этой системы входят Главное управление федераль­ного казначейства Министерства финансов РФ и подчиненные ему территориальные органы по субъектам Федерации, городам (за ис­ключением городов районного подчинения), районам и районам в городах. Начальник Главного управления федерального казначей­ства назначается и освобождается от должности Правительством РФ, руководители территориальных районов — руководителем вышестоящего органа казначейства.
 _________________________
 * Указ Президента РФ «О федеральном казначействе» // ВВС. 1992. № 50. Ст. 2978. См. также: Положение о федеральном казначействе Российской Федера­ции. Утв. пост. Правительства РФ от 27 августа 1993 г. // САПП. 1993. № 35. Ст. 3320; СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 681.
 
 
 
 Эти органы созданы в целях проведения государственной бюд­жетной политики, эффективного управления доходами и расхода­ми в процессе исполнения федерального бюджета, повышения опе­ративности в финансировании государственных программ, усиле­ния контроля за поступлением, целевым и экономным использова­нием государственных средств.
 На органы казначейства возложены следующие задачи:
 — организация, осуществление и контроль за исполнением фе­дерального бюджета, управление доходами и расходами этого бюд­жета, для чего открываются счета в казначействах, исходя из принципа единства кассы;
 — регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовое исполнение и контроль за этими фондами;
 — краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими;
 — сбор, обработка и анализ информации о состоянии государ­ственных финансов и представление высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти и управления РФ отчетности о финансовых операциях Правительства РФ и о состоянии бюджетной системы РФ;
 — управление и обслуживание совместно с Центральным бан­ком РФ государственного внутреннего и внешнего долга РФ;
 — разработка методологических и инструктивных материалов по вопросам компетенции казначейства, обязательных для орга­нов государственной власти и управления, предприятий, учрежде­ний и организаций.
 Органы федерального казначейства наделены необходимыми правами. Среди них ряд прав, обеспечивающих контрольные функции казначейства производить проверки денежных докумен­тов, смет и т.п. в органах управления, организациях, банках; по­лучать от банков, иных финансово-кредитных учреждений справ­ки о состоянии счетов предприятий, учреждений и организаций, использующих федеральные бюджетные и внебюджетные средст­ва; изымать у предприятий, организаций и учреждений докумен­ты, свидетельствующие о нарушениях порядка исполнения феде­рального бюджета и внебюджетных фондов.
 Кроме того, органы федерального казначейства вправе приме­нять меры принудительного воздействия, требовать от руководи­телей и других должностных лиц проверяемых органов государст­венного управления и предприятий, организаций, учреждений устранения выявленных нарушений; приостанавливать операции по счетам предприятий, учреждений и организаций; выдавать предписания о взыскании с предприятий, организаций и учрежде­ний в бесспорном порядке бюджетных или внебюджетных средств, используемых не по целевому назначению, с наложением штрафа в размере действующей учетной ставки Центрального банка РФ, налагать на банки штрафы в случаях несвоевременного зачисле­ния ими средств, поступивших в федеральный бюджет или вне­бюджетные фонды, в размере действующей в данном банке про­центной ставки по краткосрочному кредитованию, увеличенной на 10 пунктов.
 Органы федерального казначейства взаимодействуют с учреж­дениями Центрального банка РФ, иными финансово-кредитными учреждениями, налоговыми органами по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, передают ма­териалы правоохранительным органам.
 
 
 Помимо государственной системы органов федерального казна­чейства, представительные органы местного самоуправления вправе создавать муниципальное казначейство в целях управле­ния средствами местной казны и обслуживания использования местного бюджета (ст. 14 Федерального закона «О финансовых ос­новах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997 г.*).
 _______________________
 * СЗ РФ. 1997. №39. Ст. 4464.
 
 В 1993 г в целях повышения эффективности инвестиций, созда­ния условий для широкого привлечения финансовых ресурсов, в том числе от иностранных инвесторов, была создана новая государ­ственная структура — Российская финансовая корпорация,* дея­тельность которой заключается в организации финансирования капитальных вложений в приоритетные проекты.
 Российская финансовая корпорация как государственное пред­приятие наделена функциями агента** Правительства РФ по фи­нансированию инвестиционных проектов на возвратной и плат­ной основе за счет централизованных финансовых и кредитных ресурсов.
 _______________________
 * См.: Указ Президента РФ «О создании Российской финансовой корпорации» от 15 марта 1993 г. // САПП. 1993. № 12. Ст. 991; пост. Совета Министров — Пра­вительства РФ «О Российской финансовой корпорации» от 17 апреля 1993 г. // САПП. 1993. № 17. Ст. 1548.
 ** Термин «агент», согласно словарю В.И. Даля, означает лицо, которому пору­чено дело от лица же, общины, товарищества или от правительства (Даль В. Толко­вый словарь живого великорусского языка. М., 1978. Т. 1. С. 4).
 
 Финансово-инвестиционные корпорации создаются также ор­ганами власти субъектов РФ.
 Налоговые органы. Формирование в РФ новой системы налого­вых органов связано с необходимостью активного использования финансовых рычагов, в частности повышением роли налогов, обу­словленным перестройкой экономики страны. Налоговые органы были выделены в особую систему — Государственную налоговую службу РФ из структур финансовых органов (Министерства фи­нансов, финансовых управлений и отделов). Начало такой реорга­низации было положено постановлением Совета Министров СССР «О Государственной налоговой службе» от 24 января 1990 г.* До этого в финансовых органах имелись подразделения, ведавшие во­просами взимания налогов и других обязательных платежей. Дея­тельность налоговых органов была урегулирована Законом «О пра­вах, обязанностях и ответственности государственных налоговых инспекций» от 21 мая 1990 г., впоследствии принят Закон РСФСР
  «О Государственной налоговой службе»** от 21 марта 1991 г., ныне Закон РФ «О налоговых органах Российской Федерации».***
 _______________________
 * СП СССР. 1990. № 5. Ст. 28.
 
 
 ** ВВС. 1991. № 15. Ст. 493; 1992. № 33. Ст. 1912; № 34. Ст. 1966; 1993. № 12. Ст. 429; СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2958; Российская газета. 1999. 14 июля.
  *** См.: Федеральный закон о внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О Государственной налоговой службе РСФСР» от 8 июля 1999 г. // Российская газета. 1999. 14 июля.
 
 
 Указом Президента РФ от 23 декабря 1998 г. № 1635 Государ­ственная налоговая служба РФ преобразована в Министерство РФ по налогам и сборам.* Такое преобразование произведено в целях совершенствования структуры федеральных органов, деятель­ность которых направлена на реализацию налоговой политики, усиления государственного контроля за поступлением в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей, а также в связи с этим — за про­изводством и оборотом этилового спирта и алкогольной продук­ции. На Министерство возложена выработка и осуществление на­логовой политики с целью обеспечения своевременного поступле­ния в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей в полном объеме, координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль за соблюде­нием законодательства РФ о налогах и сборах.
 _____________________
 * СЗ РФ. 1998. № 52. Ст. 6393; 1999. № 11. Ст. 1299.
 
 
 
 В систему органов Министерства РФ по налогам и сборам вхо­дят его территориальные органы, именуемые в совокупности нало­говыми органами.
 Это единая централизованная система органов. Основное звено в системе налоговых органов — территориальные органы по райо­нам и городам. Именно на них возложено осуществление непосред­ственно контрольных функций. Исходя из этого построена их внутренняя структура: выделены отделы по видам налоговых пла­тежей (например, отдел налогов с доходов предприятий, отдел на­логов с доходов физических лиц, отдел местных налогов и др.). Кроме того, существует функциональный отдел отчетности и учета.
 Главные задачи налоговых органов заключаются в обеспечении единой системы контроля за соблюдением налогового законода­тельства, за правильностью исчисления, полнотой и своевремен­ностью внесения в бюджет налогов и других обязательных плате­жей, установленных законодательством Российской Федерации и ее субъектов. В связи с этими задачами органы налоговой службы контролируют соблюдение законодательства о предпринимательской деятельности, законность сделок, применение контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населе­нием. Закон РФ от 8 июля 1999 г. отнес к задачам налоговых органов также валютный контроль.*
 _______________________
 * См.: Российская газета. 1999.14 июля.
 
 Законодательство (Налоговый кодекс) закрепляет права, обя­занности и ответственность налоговых органов и их должностных лиц по контролю, вытекающие из их функций в области налогооб­ложения, а также применяемые ими меры ко взысканию налогов и санкции к налогоплательщикам в случае совершения ими нало­говых правонарушений.
 Вся система налоговых органов финансируется из федерально­го бюджета. В целях укрепления финансовой системы страны, раз­вития материально-технической базы и стимулирования труда на­логовых органов на основании указа Президента от 31 декабря 1991 г. был создан Централизованный фонд социального развития Государственной налоговой службы РФ, впоследствии преобразо­ванный в целевой бюджетный фонд.* В рамках федеральных бюд­жетов на 1998 г. и на 1999 г. был создан единый Федеральный фонд Государственной налоговой службы РФ (впоследствии — Минис­терства по налогам и сборам) и Федеральной службы налоговой полиции РФ (ст. 9 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1998 год»; ст. 8 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1999 год»**).
 _____________________
 * Указ Президента РФ от 10 августа 1994 г. // СЗ РФ. 1994. № 16. Ст. 1885;
 законы о федеральном бюджете на 1995—1997 гг.

<< Пред.           стр. 3 (из 25)           След. >>

Список литературы по разделу