<< Пред. стр. 10 (из 25) След. >>
_________________________
** СЗ РФ.1996. № 13.Ст.1367.
Вторым способом определяется прибыль (убытки) от реализации ценных бумаг, фьючерсных и опционных контрактов.* Она представляет собой разницу между ценой реализации и ценой приобретения (т.е. первоначальной стоимостью) с учетом оплаты услуг по их приобретению и реализации.
_____________________
* В отношении фьючерсных и опционных контрактов см.: письмо Госкомитета РФ по антимонопольной политике от 30 июля 1996 г. № 16-151/АК «О форвардных, фьючерсных и опционных биржевых сделках» // Финансовая газета. 1996. № 33 (ныне — Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства).
В состав доходов (расходов) от внереализационных операций включаются: доходы, полученные от долевого участия в деятельности других предприятий; доходы от сдачи имущества в аренду;
доходы (дивиденды, проценты) по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию; суммы, полученные безвозмездно от других предприятий при отсутствии совместной деятельности, а также другие доходы (расходы) от операций, непосредственно не связанных с производством продукции (работ, услуг) и ее реализацией, включая суммы, полученные и уплаченные в виде санкций и в возмещение убытков.
Наиболее полный перечень внереализационных доходов и расходов дан в разд. втором Положения «О составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли», утвержденного постановлением Правительства РФ № 552 от 5 августа 1992 г.*
________________________
* САПП. 1992. № 9; СЗ РФ. 1995. № 28. Ст. 2686; 1996. № 49. Ст. 5557; 1998. № 2. Ст. 260; № 22. Ст. 2469; № 37. Ст. 4624, 4634; № 38. Ст. 4810.
Валовая прибыль предприятия, определенная в соответствии с вышеназванными требованиями, облагается налогом на прибыль, после чего используется предприятием как источник его финансовых ресурсов.
Действующим законодательством установлен особый порядок формирования валютной прибыли предприятия. Так, в соответствии сп. 1 ст. 18 Федерального закона «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики» от 29 декабря 1998 г.* все предприятия обязаны 75% валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) продавать через уполномоченные банки по рыночному курсу иностранных валют к рублю на внутреннем валютном рынке. Порядок такой продажи урегулирован Инструкцией Центрального банка РФ «О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации» от 29 июня 1992 г. № 7**. С учетом указанного порядка все предприятия, имеющие валютную выручку от экспорта, обязаны 75% ее продать через уполномоченные банки за рубли, а затем, рассчитав всю выручку от экспорта продукции, определить валовую прибыль согласно ст. 2 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций».
________________________
* СЗРФ.1999.№1.Ст.З.
** См.: Экономика и жизнь. 1992. № 28, 29; 1993. № 27, 28.
2.2.2. Правовое регулирование определения себестоимости продукции (работ, услуг)
Себестоимость продукции (работ, услуг) — это выраженные в денежной форме затраты предприятия на производство и реализацию продукции (работ, услуг).
Необходимость единообразного определения себестоимости продукции (работ, услуг) на предприятиях различных форм собственности появилась сравнительно недавно (в 1990 г.) в связи с возникновением принципиально новой налоговой системы, введением налога на прибыль как основного налога с предприятий. Для однозначного определения прибыли как важнейшего источника финансовых ресурсов предприятий и налога на прибыль должны действовать единые для всех предприятий понятия прибыли и себестоимости.
Правовое регулирование затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) должно быть определено федеральным законом, как того требует ст. 4 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 27 декабря 1991 г.* Однако пока существует Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденное постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г.**, а также отраслевые инструкции по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) применительно к специфике соответствующих производств и видов деятельности.***
______________________
*' ВВС. 1992. № 11. Ст. 525; с изм. и доп. на 31 марта 1999 г. // СЗ РФ. 1999. № 14.Ст.1660.
Кроме того, существуют особые режимы затрат, включаемых в себестоимость банков и страховых организаций. Они определены в Положении об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками и в Положении об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями.****
______________________
** САПП. 1992. № 9. Ст. 602; с изм. и доп. // СЗ РФ. 1998. № 38. Ст. 4810.
*** См., например: письмо Госналогслужбы РФ «Обособенностяхсоставазатрат, включаемых в себестоимость геологоразведочных работ» от 5 июля 1993 г.; письмо Госналогслужбы РФ «Об особенностях состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) по издательской деятельности» от 13 мая 1993 г. и др.
**** СЗ РФ. 1994. № 4. Ст. 367, 368; 1998. № 28. Ст. 3363.
В соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли затраты, образующие себестоимость, группируются в соответствии с их экономическим содержанием следующим образом:
— материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);
— затраты на оплату труда;
— отчисления на социальные нужды;
— амортизация основных фондов;
— прочие затраты.
Группировка затрат по элементам способствует определению личных расходов предприятия, а также составлению отчетности по формам, устанавливаемым Правительством РФ.
В материальные затраты включается стоимость:
— сырья и материалов, которые входят в стоимость вырабатываемой продукции;
— покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов;
— природного сырья (отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; плата за древесину, отпускаемую на корню; плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем в пределах установленных лимитов);
— покупного топлива и энергии всех видов, расходуемых на производственные нужды;
— других затрат.
Из материальных затрат предприятия исключается стоимость возвратных отходов. Под возвратными отходами производства понимаются остатки сырья, материалов и т.д., образовавшиеся в процессе производства продукции, утратившие полностью или частично потребительские качества исходного ресурса и в силу этого используемые с повышенными затратами (понижением выхода продукции) или совсем не используемые по прямому назначению.
В состав затрат на оплату труда включаются:
— выплаты заработной платы за фактически выполненную работу;
— надбавки и доплаты за работу в ночное время, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания и т.д.;
— оплата очередных и дополнительных отпусков и т.д.;
— выплаты работникам в связи с сокращением штатов и численности работников;
— оплата учебных отпусков работников, обучающихся в учебных заведениях;
— оплата труда работников, не состоящих в штате предприятия, за выполнение ими работ по договорам гражданско-правового характера;
— другие виды выплат.
В отчисления на социальные нужды включаются взносы по установленным нормам в Пенсионный фонд РФ. в Фонд социального
страхования РФ, в Государственный фонд занятости населения РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ.
В состав амортизации основных фондов включается сумма амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов, исчисленная, исходя из их балансовой стоимости и утвержденных в установленном порядке норм, включая и ускоренную амортизацию их активной части, производимую в соответствии с законодательством.
В числе прочих затрат в состав себестоимости включаются налоги, сборы, отчисления в специальные отраслевые фонды,* платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, платежи по обязательному страхованию имущества предприятия, вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения, платежи по кредитам в пределах ставок, установленных законодательством, оплата услуг связи, вычислительных центров, банков, плата за аренду в случае аренды отдельных объектов основных производственных фондов и т.д.
_____________________
* См., например: постановление Правительства РФ от 21 июля 1997 г., которым определен Порядок образования и использования средств резервного фонда Министерства транспорта РФ для обеспечения безопасного функционирования транспортных систем и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в транспортном комплексе.
Ряд затрат включается в себестоимость продукции (работ, услуг) только в пределах норм, утвержденных Министерством финансов РФ. К таким затратам относятся; затраты на командировки, представительские расходы, расходы на рекламу, затраты на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями и некоторые другие.*
_____________________
* См., например; письмо Минфина России «Нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующие размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) и порядок их применения» от 6 октября 1992 г. с изм.; письмо Минфина России от 27 мая 1996 г. «О внесении изменений в письмо Министерства финансов РФ от 27 июля 1992 г. № 61 «Об изменении норм возмещения командировочных расходов с учетом изменения индекса цен».
Для страховщиков, а также банков и других кредитных организаций затраты, включаемые в себестоимость, конкретизированы. Так, в соответствии с Положением об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками в состав себестоимости этих субъектов включаются:
— отчисления в резервы для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев, утраты или повреждения застрахованного имущества;
— комиссионные вознаграждения, уплаченные за оказание услуг страхового агента или страхового брокера;
— возмещение доли страховых выплат по договорам, принятым для перестрахования;
— оплата инкассаторских услуг;
— оплата услуг специалистов, привлекаемых для оценки страхового риска и т.д.;
— расходы на аренду основных фондов, используемых для осуществления страховой деятельности;
— расходы на изготовление страховых свидетельств, бланков строгой отчетности, квитанций и т.д.;
— расходы на публикацию годового баланса и счета прибыли и убытков;
— другие расходы.
В соответствии с Положением об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями в состав себестоимости этих субъектов включаются:
— начисленные и уплаченные проценты по вкладам до востребования и срочным вкладам;
— начисленные и уплаченные проценты по долговым обязательствам банка (облигациям, депозитным и сберегательным сертификатам, векселям и др.);
— начисленные и уплаченные проценты по межбанковским кредитам, по отсроченным (пролонгированным) в установленном порядке межбанковским кредитам;
— уплаченные банком комиссионные сборы (плата) за покупку (продажу) иностранной валюты;
— расходы по оплате услуг расчетно-кассовых и вычислительных центров;
— расходы на рекламу;
— другие расходы.
Затраты предприятий на производство продукции (работ, услуг), не включаемые в себестоимость, относятся на финансовые результаты или прибыль этих предприятий. Это также относится к деятельности страховщиков, банков и других кредитных организаций.
2.2.3. Правовые основы использования кредита, амортизационных отчислений и прочих поступлений государственными и муниципальными предприятиями
В соответствии с законодательством источником формирования финансовых ресурсов предприятия помимо прибыли являются амортизационные отчисления, бюджетные ассигнования, кредиты банка и прочие поступления, не противоречащие закону.
Немаловажным источником формирования финансовых ресурсов предприятия являются амортизационные отчисления, т.е. средства, которые накапливаются на предприятии в результате переноса стоимости основных фондов по определенным нормам на текущие издержки производства и обращения.
Норма амортизации — это выраженная в процентах доля балансовой стоимости основных фондов, подлежащая включению в текущие издержки в течение отчетного года. Нормы амортизационных отчислений установлены постановлением Совета Министров СССР «О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР» от 22 октября 1990 г. и различаются по классификационным группам основных средств. Порядок начисления амортизации на предприятии определен Положением о порядке начисления амортизационных отчислений по основным фондам в народном хозяйстве, утвержденным Госпланом СССР, Минфином СССР, Госбанком СССР, Госкомцен СССР, Госкомстатом СССР и Госстроем СССР 29 декабря 1990 r.*
_____________________
* БНА. 1991. № 7. С. 3—17.
Амортизационные отчисления как источник финансовых ресурсов предприятия имеют целевое назначение. Они предназначены для полного восстановления изношенных основных фондов предприятия. До 1 января 1992 г., т.е. до принятия Минфином РФ нового Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия, амортизационные отчисления накапливались на предприятии на специальном счете «амортизационные отчисления ». По новому Плану счетов бухгалтерского учета амортизационный фонд на предприятии не создается.* Поэтому сегодня амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов накапливаются предприятием на других счетах бухгалтерского учета и как источник финансовых ресурсов поступают на расчетный счет предприятия в составе выручки от реализации продукции, работ и услуг.**
____________________
* См.: Новый план счетов бухгалтерского учета // Финансы. 1992. № 2. С. 3—4.
** См.: Основы методологии учета основных средств // Экономика и жизнь. 1993. № 52.
Следующим по значимости источником финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий являются бюджетные ассигнования.
Казенным предприятиям бюджетные ассигнования выделяются согласно суммам, предусматриваемым ежегодно в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год. При этом в соответствии с п. 13 постановления Правительства РФ «О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)» от 6 октября 1994 г. бюджетные средства выделяются казенному предприятию при недостаточности собственных средств и лишь на следующие цели: а) реализацию плана развития завода (в том числе осуществление государственных инвестиционных программ, выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, мероприятий по мобилизационной подготовке); б) содержание объектов социальной инфраструктуры; в) компенсацию убытков от выполнения плана-заказа.
Решение о выделении казенному предприятию средств из федерального бюджета принимается Правительством РФ по представлению Министерства экономики РФ и Министерства финансов РФ, подготовленному на основании обращения уполномоченного органа. Выделение предприятию бюджетных средств производится только после представления уполномоченным органом указанным министерствам сведений об их расходовании и общих результатах хозяйственной деятельности предприятия за предыдущий период. Не использованные предприятием по истечении года бюджетные ассигнования подлежат возврату в федеральный бюджет,
Государственные и муниципальные унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения могут получать бюджетные ассигнования сегодня, главным образом, в порядке бюджетного кредитования, т.е. на условиях возвратности и платности. Бюджетные ассигнования, выделяемые государственным унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения, фиксируются в федеральном бюджете и бюджетах субъектов РФ, а выделяемые муниципальным образованиям — в местных бюджетах.
Бюджетный кодекс РФ в ст. 77 уделяет специальное внимание выделению бюджетных кредитов государственным и муниципальным унитарным предприятиям.
Немаловажным источником финансовых ресурсов предприятия являются кредиты банков. Кредиты банков — это средства, полученные субъектом на конкретные цели на условиях срочности, возвратности, платности. Коммерческие банки предоставляют кредиты на самые различные цели, а именно: для осуществления планов технической реконструкции, расширения производства, поддержания необходимого уровня оборотных средств предприятия и т.д. В связи с этим суммы, полученные предприятием в порядке банковского кредитования, являются целевым источником формирования его финансовых ресурсов.
Получение предприятием кредита в банке оформляется кредитным договором, заключаемым в соответствии с нормами гражданского права. В этом договоре определяются сумма кредита, гарантии предприятия-должника по возврату кредита, срок возврата кредита и плата за пользование кредитом (процентная
ставка).
Особенностью банковского кредита как источника формирования финансовых ресурсов предприятия является его возвратность и платность, т.е. кредит является таким источником финансов предприятия, который должен быть возвращен и за пользование им предприятие должно уплатить банковский процент. Финансово-правовой режим уплаты предприятием банковского процента определен в постановлении Верховного Совета РФ «О внесении изменений в постановления Верховного Совета РФ по вопросам налогообложения» от 10 июля 1992 г.* Согласно этому постановлению платежи предприятий по процентам за кредиты банков в пределах учетной ставки, увеличенной на три пункта, относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) предприятия. Расходы по уплате процентов, превышающих этот предел, а также по отсроченным и просроченным ссудам осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. При этом под учетной ставкой Центрального банка РФ понимается ставка процента, которую Центральный банк РФ взимает по ссудам, предоставляемым коммерческим банкам.
________________________
* Российская газета. 1992. 14 авг.
Источником формирования финансовых ресурсов государственных и муниципальных унитарных предприятий могут являться и средства, выделяемые из отраслевых фондов. Например, в соответствии с постановлением Правительства РФ «Порядок образования и использования отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ» от 12 апреля 1994 г.* предприятия могут получать финансовые ресурсы из указанных фондов для использования на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и других работ, предусмотренных отраслевыми положениями о соответствующих фондах. Причем, как правило, средства из этих фондов выделяются предприятиям на возвратной основе. Поэтому средства, выделяемые предприятиям из отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов, являются целевым и возвратным источником финансовых ресурсов предприятия.
_______________________
* САПП. 1994. № 16. Ст. 1278; СЗ РФ. 1996. № 32. Ст. 3934; 1998. № 14. Ст 1603.
Источником формирования финансовых ресурсов предприятия могут быть также деньги, предоставленные на условиях займа юридическими и физическими лицами, безвозмездная финансовая помощь, коммерческий кредит, плата за содержание детей в дошкольных учреждениях и т.д.
Предоставление предприятию денежных займов оформляется договором, заключаемым в соответствии с нормами гражданского права. Предприятие-заемщик обязуется возвратить заимодавцу ту же сумму денег или равное количество вещей того же рода и качества. При этом в соответствии с гражданским законодательством договор займа может быть возмездным, т.е. предприятие-заемщик обязано будет не только возвратить сумму займа, но и уплатить заимодавцу определенный, обусловленный договором займа процент. В связи с этим заем является возвратным и, чаще всего, возмездным источником финансовых ресурсов предприятия. При этом, в случае получения денежных займов, их возврат и уплата по ним процентов предприятием-заемщиком осуществляется за счет собственных средств предприятия и не относится на издержки производства и обращения.
Весьма стабильным источником финансовых ресурсов предприятия является коммерческий кредит. Это средства, образовавшиеся у предприятия на какое-то время в результате предоставления ему отсрочки, рассрочки платежа, получения аванса, предварительной оплаты по гражданско-правовым договорам от других предприятий. Коммерческий кредит возникает у предприятия в результате реализации договоров купли-продажи, поставки, подряда и т.д. Например, в том случае, если покупатель по договору поставки получает от поставщика отсрочку или рассрочку платежа за поставленный товар, на период до полного расчета с поставщиком у него возникают дополнительные финансовые ресурсы, т.е. он получает от поставщика коммерческий кредит. Аналогичная ситуация возникает и тогда, когда поставщик (продавец) еще до реализации своего товара покупателю получает от него авансовый платеж в размере частичной стоимости товара или предварительную оплату. Коммерческий кредит — это возвратный источник финансовых ресурсов предприятия. Его возврат происходит тогда, когда покупатель полностью оплачивает авансированный товар или когда поставщик (продавец) осуществляет поставку (продажу) авансированного товара.
В том случае, если за предприятием закреплены объекты социальной сферы и находятся на его балансе, платежи за использование этих объектов в виде платы за содержание детей в дошкольных учреждениях, за пользование спортсооружениями, оплаты санаторных путевок и пр. могут служить источником его финансовых ресурсов.
Предприятие может получать безвозмездную финансовую помощь от других предприятий, которая также пополняет его финансы.
2.2.4. Порядок распределения и использования прибыли государственных и муниципальных предприятий
Важнейшим источником формирования финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий является прибыль. Именно в результате распределения прибыли предприятия образуются внутрихозяйственные фонды предприятия, которые используются на самые различные нужды предприятия.
Порядок распределения прибыли на государственных и муниципальных унитарных предприятиях различен.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения распределяют прибыль, исходя из ст. 295 ГК РФ, самостоятельно. Однако собственник (государство или муниципальное образование) имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
Законодательством не устанавливается режим распределения прибыли государственного или муниципального предприятия на праве хозяйственного ведения. Как правило, в Уставах вышеназванных предприятий, утвержденных собственником, отмечается, что предприятие самостоятельно распоряжается частью полученной в результате его деятельности прибыли после уплаты налогов и перечисления в соответствующий бюджет доли, устанавливаемой собственником.*
_____________________
* См., например: постановление Правительства РФ «Вопросы федерального государственного унитарного предприятия «Российские технологии» от 26 июня 1998 г. // Российская газета. 1998.15 июля.
На практике государственные и муниципальные унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения наиболее часто разделяют прибыль на фонд потребления и фонд накопления. Финансовые фонды, по которым распределяется прибыль предприятия, а также нормативы их образования определяются финансовым планом предприятия или распоряжением руководителя предприятия. Фонд накопления используется предприятием на производственные нужды, а фонд потребления — на предоставление работникам предприятия трудовых и социальных льгот, включая материальную помощь. Жестких границ между фондами не существует, поэтому предприятие может свободно перераспределять средства фондов и использовать их на первостепенные нужды.
Основные направления использования финансовых фондов предприятия, образованных за счет прибыли, обусловлены действующим законодательством. Так, Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г., определены расходы предприятия, относящиеся на себестоимость и на финансовые результаты деятельности предприятия. Следовательно, все остальные расходы предприятия должны осуществляться за счет прибыли или иных источников финансовых ресурсов предприятия.
Из содержания вышеназванного Положения следует, что из прибыли производятся:
— выплата материальной помощи, надбавок к пенсиям;
— единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда;
— оплата проезда к месту работы транспортом общего пользования за исключением сумм, подлежащих отнесению на себестоимость продукции;
— оплата путевок на лечение и отдых (п. 7);
— платежи за превышение предельно допустимых норм выбросов загрязняющих веществ в природную среду (п. 2 «з»);
— представительские расходы при превышении установленных законодательством норм;
— расходы, связанные с содержанием учебных заведений (п. 2 «и»);
— плата за воду, забираемую промышленными предприятиями сверх установленных пределов (п. 2 «б»);
— затраты на проведение модернизации оборудования, а также реконструкции объектов основных фондов (п. 2 «д»);
— затраты по капитальным вложениям, не относимые к освоению новых производств (п. 2 «в»);
— отчисления в негосударственные пенсионные фонды, на добровольное медицинское страхование (п. 2 «р»); и др.
Государственные предприятия на праве оперативного управления (казенные предприятия) распределяют полученную ими прибыль по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным государством органом. В соответствии с п. 14 постановления Правительства РФ «О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)» от 6 октября 1994 г. из этой прибыли формируется фонд для выполнения плана-заказа и плана развития завода, а также фонд социального развития. При этом после формирования названных фондов по нормативам у казенного предприятия образуется свободный остаток прибыли, который подлежит изъятию в доход федерального бюджета.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что такое валовая прибыль предприятия? Из чего она складывается?
2. Что такое себестоимость продукции?
3. Какие затраты предприятия включаются в себестоимость продукции, работ, услуг?
4. Каковы особенности затрат, включенных в себестоимость услуг банков, страховых организаций?
5. Определите источники образования финансовых ресурсов предприятия.
6. Каков порядок формирования валютной прибыли предприятия?
7. Каков порядок начисления амортизации на предприятии? Что такое норма амортизации?
8. Перечислите финансовые отношения, которые имеют место на государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
9. Перечислите все финансовые правоотношения, которые складываются на казенных предприятиях.
10. Перечислите все финансовые правоотношения, которые складываются на государственных и муниципальных унитарных предприятиях на праве хозяйственного ведения.
3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ДОХОДОВ
3.1. Понятие, система и основы правового регулирования государственных и муниципальных доходов
3.1.1. Понятие и основы правового регулирования государственных и муниципальных доходов
Выполнение задач и функций государства требует обеспечения финансовыми ресурсами. Поэтому в собственность и распоряжение государства направляется часть национального дохода страны в виде различных денежных платежей и поступлений. В результате оно располагает своими, т.е. государственными, доходами. Они находятся в собственности Российской Федерации и ее субъектов (республик, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга). Распоряжаются ими соответствующие органы государственной власти. Помимо этого, собственными доходами располагают муниципальные образования. Это муниципальные (местные) доходы, распоряжение и управление которыми осуществляют органы местного самоуправления.
В процессе формирования государственных и муниципальных доходов в распоряжение соответствующих органов привлекается часть чистого дохода, создаваемого в различных областях общественного производства, основанного на различных формах собственности — частной, государственной, муниципальной и др. (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ). Помимо этого, государство и муниципальные образования используют для формирования своей финансовой базы и часть личных доходов граждан, полученных ими в связи с трудовой или предпринимательской деятельностью, от вложения средств в ценные бумаги, от использования имущества и т.д. В формировании доходов государства и муниципальных образований участвуют все звенья финансовой системы. По материальному содержанию структура государственных и муниципальных доходов — это совокупность отдельных видов денежных платежей и поступлений, объединенных в определенную систему.
Итак, государственные доходы — это часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы, необходимой для выполнения его задач по осуществлению социально экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также необходимой для функционирования государственных органов.
Муниципальные (местные) доходы также представляют часть национального дохода и служат созданию финансовой основы местного самоуправления, используются для решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения соответствующей территории.
Государственные и муниципальные доходы находятся соответственно в собственности Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований. Распоряжаются ими соответствующие органы государственной власти или местного самоуправления.
Государственные доходы зачисляются в различные государственные денежные фонды — в бюджеты разных уровней, внебюджетные целевые государственные фонды. Муниципальные (местные) доходы поступают соответственно в муниципальные денежные фонды — местные бюджеты и внебюджетные фонды. Часть доходов остается в распоряжении государственных или муниципальных предприятий.
Законодательством и иными правовыми актами, основанными на конституционных нормах, определяются виды государственных и местных доходов, их система, правовой режим.
В связи с преобразованиями в экономике, а также во взаимоотношениях между федеральными органами и субъектами Федерации, развитием местного самоуправления произошло обновление этого законодательства: приняты новые нормативные акты как общего значения по вопросам государственных и местных доходов, так и по конкретным их видам.
К числу актов общего значения относится, в частности, Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г., установивший основные положения относительно главных источников бюджетных доходов — налоговых платежей. С 1 января 1999 г. введен в действие Налоговый кодекс РФ (часть 1), за исключением некоторых статей, в том числе тех,
которые закрепляют новый перечень платежей, включенных в налоговую систему. В 1998 г. принят Бюджетный кодекс (введение в действие последнего еще предстоит). Урегулировано привлечение государственными и муниципальными образованиями заемных средств,* определены источники финансовых ресурсов, используемые для инвестиций, в том числе предприятиями** и т.д.
_____________________
* См.: Закон РФ «О внутреннем государственном долге Российской Федерации» от 13 ноября 1992 г. // ВВС. 1993. № 1. Ст.4; Федеральный закон «Об особенностях эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29 июля 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3814.
** См.: Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности» от 26 июня 1991 г. // ВВС. 1991. № 29. Ст. 1005; СЗ РФ. 1995. № 26. Ст. 2397. Впоследствии он утратил силу в связи с принятием Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. // СЗ РФ. 1999. № 9. Ст. 1096.
Полномочия субъектов Федерации и органов местного самоуправления по формированию соответствующих финансовых ресурсов и их источников определены в законах РФ: «Об основах бюджетных прав...», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» и др. Кроме того, о разграничении полномочий по вопросам финансово-бюджетных взаимоотношений между РФ и ее субъектами заключаются федеративные договоры.
Наряду с этим действуют законодательные акты о различных видах налогов, сборов, пошлин и иных поступлений, зачисляемых в состав государственных или местных доходов.
В соответствии с названными законодательными актами действующая в РФ система государственных и местных доходов базируется на принципе единства. Оно выражается в том, что в законодательстве РФ определяются виды государственных и местных доходов, принципы их распределения между Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями. Поэтому при наличии соответствующих источников в стране повсеместно используются одни и те же виды денежных поступлений. Федеральным законодательством предусмотрено и распределение доходов по уровням — федеральному, субъектов Федерации и местному. Оно же определяет основы правового режима доходов субъектов Федерации и муниципальных образований. В связи с этим правовую основу образования государственных и местных доходов, помимо законодательства РФ, составляют и правовые акты субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления. Исходной основой всех этих нормативных актов служит Конституция РФ.
Источники и виды государственных доходов, а также значение каждого из них зависит от экономической системы страны. Основополагающими для формирования состава государственных и местных доходов выступают нормы Конституции РФ (ст. 8, 35), закрепляющие как основу экономической системы разнообразие форм собственности, обеспечение им со стороны государства равной защиты, гарантии собственности граждан, создаваемой в результате их участия в общественном производстве, ведения собственного хозяйства, получения иных доходов на условиях, не противоречащих законодательству.
3.1.2. Система государственных и муниципальных доходов
Составляя единую систему, государственные и местные доходы классифицируютоя по группам. В основу классификации могут быть положены различные признаки, отражающие наиболее существенные черты государственных и местных доходов.
Так, классификация доходов государства по социально-экономическому признаку дает наиболее полное представление об их источниках, о связи доходов с различными формами собственности, об эффективности последних в формировании доходов государства.
В соответствии с этим признаком в системе доходов государства и муниципальных образований выделяются поступления:
а) от государственного или муниципального хозяйства, образующиеся главным образом в результате производственной деятельности государственных или муниципальных предприятий, а также от использования имущества и природных ресурсов государства или муниципальных образований (например, лесов, водоемов, других природных ресурсов, от приватизации государственной и муниципальной собственности). При этом получаемые доходы (прибыль) частично зачисляются в бюджетную систему и вместе с тем остаются в распоряжении предприятий;
б) от предприятий и организаций негосударственных форм собственности (налоги, сборы, другие платежи);
в) от совместных предприятий, от иностранных предприятий и организаций, действующих на территории Российской Федерации;
г) от личных доходов граждан.
По территориальному уровню доходы подразделяются на:
— федеральные;
— доходы субъектов Федерации;
— местные доходы муниципальных образований.
В зависимости от юридических особенностей и юридической формы денежных поступлений среди доходов государства и муниципальных образований можно выделить налоговые и неналоговые платежи и поступления. Налогам свойственны признаки обязательности и индивидуальной безвозмездности по юридической форме, регулярности поступления от определенного налогооблагаемого объекта.* Но более разнообразными по формам и методам взимания являются, однако, неналоговые платежи и поступления. Они могут быть обязательными и добровольными
______________________.
* См.: гл 13—18 учебника.
По методам аккумуляции среди доходов государства выделяются обязательные и добровольные платежи и поступления. Основная часть доходов поступает в распоряжение государства и органов местного самоуправления в обязательном порядке: это налоги, сборы, пошлины и т.п., штрафы разного рода и финансовые санкции и т.д. На добровольной основе в государственные и местные доходы привлекаются средства организаций и граждан путем проведения лотерей, займов, выпуска акций, использования пожертвований и т.д.
С учетом отношений собственности можно говорить о доходах государства и муниципальных образований в собственном смысле слова и о финансовых ресурсах, которые используются им временно и подлежат возврату. В первом случае это различные виды платежей, которые на основании законодательства обращаются в государственную или муниципальную собственность, т.е. становятся федеральной собственностью, собственностью субъектов Федерации или муниципальной собственностью с соответствующим правовым режимом. К ним относятся налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи, поступления от использования государственного и местного имущества, природных ресурсов, от приватизации. Среди них могут быть и поступления добровольного характера, например от лотерей, пожертвования. Так, к источникам внебюджетного фонда занятости и др. помимо установленных обязательных платежей отнесены и добровольные взносы граждан и юридических лиц.
К финансовым ресурсам государства и муниципальных образований, не являющимся их доходами в прямом смысле, относятся средства, полученные от распространения облигаций государственных и муниципальных займов, банковские кредиты, используемые для пополнения бюджетов или внебюджетных государственных и местных фондов. При этом в качестве кредитных ресурсов широко используются временно свободные средства юридических и физических лиц, хранящиеся на счетах в банках, в том числе вклады граждан в Сберегательном банке РФ.
Полученные таким путем средства подлежат возврату и потому не являются доходами государства и муниципальных образований в собственном смысле слова. Тем не менее им принадлежит важная роль в снятии напряженности финансового положения в государстве или муниципальном образовании при недостаточности поступления их собственных доходов. Помимо этого, такие методы привлечения ресурсов в распоряжение государства способствуют более полному использованию денежной массы в стране и включению ее в обслуживание потребностей общества.
Если принять во внимание порядок образования и использования государственных и муниципальных (местных) доходов, то их можно подразделить на две группы: централизованные и децентрализованные доходы.
Децентрализованные государственные (и местные) доходы — это доходы государственных (и муниципальных) предприятий, организаций, которые остаются в их непосредственном распоряжении и используются ими самостоятельно на производственные и социальные нужды. Главным образом, это часть прибыли предприятий. Средства предприятий, относящиеся к государственной или муниципальной собственности, закреплены за такими предприятиями и принадлежат им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, как и другое закрепленное за ними имущество (ст. 114, 115 ГК РФ). Предприятие после уплаты налогов самостоятельно распоряжается своей прибылью и другими находящимися в его распоряжении доходами.
К централизованным (в разных территориальных масштабах) доходам относятся доходы, сосредоточенные в государственных и местных бюджетах и таких же внебюджетных фондах. Именно эти доходы ГК РФ относит к федеральной государственной казне, государственной казне субъектов РФ, муниципальной казне, отграничивает их от средств, закрепленных за государственными и муниципальными предприятиями.
Доходные источники государственных и местных бюджетов, как правило, не имеют специального целевого назначения. Это позволяет направлять их на наиболее важные, приоритетные в
соответствующее время потребности общества для финансирования намеченных программ. Однако некоторые платежи могут составлять исключение. Так, суммы по земельному налогу в соответствии с Законом РФ «О плате за землю» от 10 октября 1991 г.* хотя и поступают в бюджет, однако должны использоваться только на нужды, связанные с землепользованием.
_____________________
* ВВС. 1991. № 44. Ст. 1424; 1992. № 10. Ст. 469; № 34. Ст. 1976; СЗ РФ. 1994. № 16. Ст. 1860; 1998. № 31. Ст. 3810.
Вместе с тем в 90-х гг. за счет части государственных и местных доходов стали создаваться внебюджетные фонды различного целевого назначения: Пенсионный фонд, дорожные, экологические фонды и т.д. В каждый из них предусмотрено зачисление специально определенных видов платежей. Впоследствии некоторые федеральные внебюджетные фонды (дорожный, экологический и др.) были преобразованы в бюджетные целевые фонды при сохранении своих особых источников доходов.
Таким образом, понятие государственных и муниципальных доходов может рассматриваться в широком смысле слова, охватывая доходы бюджетной системы и внебюджетных государственных и муниципальных фондов, а также доходы государственных и муниципальных предприятий, остающиеся в их распоряжении.
Возможно применение этого понятия и в узком смысле — как доходов, входящих в государственную и муниципальную казну, т.е. подлежащих зачислению в бюджетную систему, и государственные, муниципальные внебюджетные фонды.
Система государственных и муниципальных доходов Российской Федерации и регулирующее ее законодательство находятся в сложном процессе становления, обусловленном экономическими и политическими переменами в стране и связанными с ними кризисными явлениями. Поэтому системе доходов государства и муниципальных образований свойственна в настоящее время нестабильность, недостаточная отработанность механизма ее действия.
3.1.3. Неналоговые государственные и муниципальные доходы
В формировании доходов государства и муниципальных образований важная роль принадлежит неналоговым доходам. Они отличаются от налогов особенностями форм платежей и методов привлечения в распоряжение государства и муниципальных образований, содержанием прав и обязанностей плательщиков, с одной стороны, и органов государственной власти и местного самоуправления — с другой.
Неналоговые доходы государства и муниципальных образований, — это поступающие в их распоряжение доходы от использования государственного и муниципального имущества и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, платежи эквивалентного и штрафного характера, а также средства, привлеченные на добровольных началах.
Так, в отличие от налогов, неналоговые доходы могут быть не только обязательными, но и добровольными платежами. В частности, на добровольных началах проводятся государственные и муниципальные лотереи, служащие источником доходов государства и муниципальных образований, выпуск государственных и муниципальных ценных бумаг, привлечение средств в государственные и муниципальные внебюджетные фонды и учреждения в порядке благотворительной деятельности и др.
Неналоговым платежам обязательного характера, в отличие от налогов, свойственна определенная возмездностъ, поскольку их взимание обусловлено предоставлением плательщику права на осуществление какой-либо деятельности (лицензионные, регистрационные сборы), получение юридически значимых услуг (государственная пошлина), на пользование имуществом (арендная плата) и т.п. Поэтому плательщики вправе потребовать от государственных или муниципальных органов совершения действий, предоставления услуг и т.п., связанных с данным платежом. Причем эти платежи могут иметь целевое назначение, т.е. расходоваться на тот объект, за пользование которым они были уплачены (платежи за пользование природными ресурсами).
Помимо упомянутых, к неналоговым доходам относятся платежи штрафного характера.
Обобщенно в составе неналоговых доходов можно выделить следующие их группы.
Доходы от имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или от деятельности.
К ним относятся:
— доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
— дивиденды по акциям, принадлежащим государству и муниципальным образованиям;
— доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (арендная плата за пользование лесным фондом, за земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения, за сдачу в аренду прочего имущества);
— проценты, полученные от размещения в банках временно свободных средств бюджета или внебюджетных фондов, от предоставления бюджетных ссуд внутри страны и по государственным кредитам, предоставляемым иностранным государствам;
— доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства;
— перечисление прибыли Центрального банка Российской Федерации;
— платежи от государственных и муниципальных организаций и др.
Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности:
— поступления от приватизации организаций, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
— поступления от продажи государством и муниципальными образованиями принадлежащих им акций, доходы от продажи квартир, производственных и непроизводственных фондов, транспортных средств, иного оборудования;
— доходы от реализации конфискованного и бесхозного имущества, имущества, переходящего в государственную или муниципальную собственность в порядке наследования или дарения, и кладов.
Административные платежи и сборы:
— таможенные сборы, прочие неналоговые таможенные платежи;
— сборы, взимаемые Государственной инспекцией безопасности дорожного движения МВД РФ, прочие платежи, взимаемые государственными и муниципальными организациями за выполнение определенных функций.
Штрафные санкции, возмещение ущерба:
— поступления за выпуск и реализацию продукции, изготовленной с отступлением от стандартов и технических условий;
— санкции за нарушение порядка применения цен;
— административные штрафы и иные санкции, включая штрафы за нарушение правил дорожного движения;
— суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений и недостаче-материальных ценностей.
Доходы от внешнеэкономической деятельности:
— поступления средств от централизованного экспорта и прочие поступления от внешнеэкономической деятельности.
Неналоговые доходы подразделяются на три уровня: федеральные, субъектов РФ и муниципальные (местные).
Среди неналоговых доходов имеются платежи (сборы, пошлины, платежи за пользование природными ресурсами и т.п.), близкие по некоторым признакам к налогам (обязательность уплаты, зачисление в бюджетную систему или внебюджетный государственный фонд, контролируемость уплаты налоговыми или в соответствующих случаях таможенными органами). Но они существенно отличаются от налогов свойственным им возмездным характером. Признак же обязательности имеет в этих платежах особое проявление — обязанность уплатить их возникает только в связи с обращением к государственным или муниципальным органам за определенной услугой (регистрацией места жительства, разрешением на перевоз товаров через таможенную границу, предоставлением права на определенную деятельность и т.п.).
Учитывая наличие названных общих признаков данных платежей с налогами, законодательство объединило их с налогами в единую систему платежей, названную налоговой системой. Это закреплено а Законе РФ «О налоговой системе Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. (с изм. и доп.), в Налоговом кодексе РФ 1998 г. Такой же подход предпринят и в Федеральном законе «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15 августа 1996 г., который также отнес упомянутые платежи к группе налоговых доходов. Поэтому без отождествления с налогами они и в настоящем учебнике рассматриваются в главах, посвященных налоговой системе.
Особое место среди неналоговых платежей обязательного характера занимают страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды — Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования и Государственный фонд занятости населения РФ. Тарифы страховых взносов, подлежащих уплате организациями и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, ежегодно устанавливаются законами РФ.* Средства, поступившие в результате уплаты этих взносов, имеют целевое назначение по страхованию закрепленного в Конституции РФ права каждого на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей, на бесплатную медицинскую помощь и в иных случаях, установленных законом (ст. 39, 41) и используются соответственно задачам названных фондов. Действующим законодательством в налоговую систему они не включены (Закон РФ «Об основах налоговой системы»). Однако Налоговый кодекс РФ в перечне федеральных налогов и сборов называет «взносы в государственные социальные внебюджетные фонды» (ст. 13) без указания их характеристики как страховых, что не соответствует упомянутым нормам Конституции РФ.
________________________
* См., например: Федеральный закон от 4 января 1999 г. «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год» // СЗ РФ. 1999. №1. Ст. 3.
Все большее значение приобретает привлечение в распоряжение государства и муниципальных образований средств на договорных, добровольных и возвратных началах. Среди них важная роль принадлежит институтам государственного и муниципального кредита, в том числе государственным и муниципальным займам, институтам страхования.
Также на добровольных началах государство и муниципальные образования привлекают средства путем проведения лотерей.
Лотерея — форма добровольного привлечения средств населения путем продажи лотерейных билетов, при которой часть привлеченных средств разыгрывается в виде денежных или вещевых выигрышей и выплачивается владельцам выигравших билетов.
Привлекательность лотерей для населения позволяет использовать их в целях пополнения финансовых ресурсов государства и муниципальных образований.
Поскольку лотерейная деятельность связана с получением доходов и распределением их между организаторами лотерей и государством (или муниципальными образованиями), а также приобретателями лотерейных билетов, затрагивает права и законные интересы граждан, осуществляется государственное регулирование этой деятельности и она находится под государственным контролем.
Порядок проведения лотерей и распределения средств от их проведения регулируются Временным положением о лотереях в РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 19 сентября 1996 г. (до принятия соответствующего федерального закона),* постановлением Правительства РФ «О совершенствовании государственного регулирования лотерейного и игорного бизнеса в Российской Федерации» от 13 августа 1997 г.**
______________________
* СЗ РФ. 1996. №39. Ст. 3754.
** СЗ РФ. 1997. №36. Ст. 4167.