<< Пред.           стр. 10 (из 25)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 _________________________
 ** СЗ РФ.1996. № 13.Ст.1367.
 
 Вторым способом определяется прибыль (убытки) от реализа­ции ценных бумаг, фьючерсных и опционных контрактов.* Она представляет собой разницу между ценой реализации и ценой при­обретения (т.е. первоначальной стоимостью) с учетом оплаты услуг по их приобретению и реализации.
 _____________________
 * В отношении фьючерсных и опционных контрактов см.: письмо Госкомите­та РФ по антимонопольной политике от 30 июля 1996 г. № 16-151/АК «О форвард­ных, фьючерсных и опционных биржевых сделках» // Финансовая газета. 1996. № 33 (ныне — Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке пред­принимательства).
 
 
 В состав доходов (расходов) от внереализационных операций включаются: доходы, полученные от долевого участия в деятель­ности других предприятий; доходы от сдачи имущества в аренду;
 доходы (дивиденды, проценты) по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию; суммы, полу­ченные безвозмездно от других предприятий при отсутствии со­вместной деятельности, а также другие доходы (расходы) от опера­ций, непосредственно не связанных с производством продукции (работ, услуг) и ее реализацией, включая суммы, полученные и уплаченные в виде санкций и в возмещение убытков.
 
 
 Наиболее полный перечень внереализационных доходов и рас­ходов дан в разд. втором Положения «О составе затрат по произ­водству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирова­ния финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли», утвержденного постановлением Правительства РФ № 552 от 5 августа 1992 г.*
 ________________________
 * САПП. 1992. № 9; СЗ РФ. 1995. № 28. Ст. 2686; 1996. № 49. Ст. 5557; 1998. № 2. Ст. 260; № 22. Ст. 2469; № 37. Ст. 4624, 4634; № 38. Ст. 4810.
 
 Валовая прибыль предприятия, определенная в соответствии с вышеназванными требованиями, облагается налогом на прибыль, после чего используется предприятием как источник его финансо­вых ресурсов.
 Действующим законодательством установлен особый порядок формирования валютной прибыли предприятия. Так, в соответст­вии сп. 1 ст. 18 Федерального закона «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики» от 29 декабря 1998 г.* все предприятия обязаны 75% валютной выручки от экспорта то­варов (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) продавать через уполномоченные банки по рыночному курсу ино­странных валют к рублю на внутреннем валютном рынке. Порядок такой продажи урегулирован Инструкцией Центрального банка РФ «О порядке обязательной продажи предприятиями, объедине­ниями, организациями части валютной выручки через уполномо­ченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации» от 29 июня 1992 г. № 7**. С учетом указанного порядка все предприятия, имеющие валютную выруч­ку от экспорта, обязаны 75% ее продать через уполномоченные банки за рубли, а затем, рассчитав всю выручку от экспорта про­дукции, определить валовую прибыль согласно ст. 2 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций».
 ________________________
 * СЗРФ.1999.№1.Ст.З.
 ** См.: Экономика и жизнь. 1992. № 28, 29; 1993. № 27, 28.
 
 
 
 2.2.2. Правовое регулирование определения себестоимости продукции (работ, услуг)
 Себестоимость продукции (работ, услуг) — это выраженные в денежной форме затраты предприятия на производство и реализа­цию продукции (работ, услуг).
 Необходимость единообразного определения себестоимости продукции (работ, услуг) на предприятиях различных форм собственности появилась сравнительно недавно (в 1990 г.) в связи с возникновением принципиально новой налоговой системы, введе­нием налога на прибыль как основного налога с предприятий. Для однозначного определения прибыли как важнейшего источника финансовых ресурсов предприятий и налога на прибыль должны действовать единые для всех предприятий понятия прибыли и се­бестоимости.
 Правовое регулирование затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) должно быть определено федеральным законом, как того требует ст. 4 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 27 декабря 1991 г.* Однако пока существует Положение о составе затрат по производству и реали­зации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость про­дукции (работ, услуг), и о порядке финансовых результатов, учи­тываемых при налогообложении прибыли, утвержденное поста­новлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г.**, а также отрас­левые инструкции по вопросам планирования, учета и калькули­рования себестоимости продукции (работ, услуг) применительно к специфике соответствующих производств и видов деятельности.***
 ______________________
 *' ВВС. 1992. № 11. Ст. 525; с изм. и доп. на 31 марта 1999 г. // СЗ РФ. 1999. № 14.Ст.1660.
 
 Кроме того, существуют особые режимы затрат, включаемых в себестоимость банков и страховых организаций. Они определены в Положении об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками и в Положении об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты на­лога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями.****
 ______________________
 ** САПП. 1992. № 9. Ст. 602; с изм. и доп. // СЗ РФ. 1998. № 38. Ст. 4810.
 *** См., например: письмо Госналогслужбы РФ «Обособенностяхсоставазатрат, включаемых в себестоимость геологоразведочных работ» от 5 июля 1993 г.; письмо Госналогслужбы РФ «Об особенностях состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) по издательской деятельности» от 13 мая 1993 г. и др.
 **** СЗ РФ. 1994. № 4. Ст. 367, 368; 1998. № 28. Ст. 3363.
 
 
 
 В соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестои­мость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финан­совых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли затраты, образующие себестоимость, группируются в соответст­вии с их экономическим содержанием следующим образом:
 — материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);
 — затраты на оплату труда;
 — отчисления на социальные нужды;
 — амортизация основных фондов;
 — прочие затраты.
 Группировка затрат по элементам способствует определению личных расходов предприятия, а также составлению отчетности по формам, устанавливаемым Правительством РФ.
 В материальные затраты включается стоимость:
 — сырья и материалов, которые входят в стоимость вырабаты­ваемой продукции;
 — покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов;
 — природного сырья (отчисления на воспроизводство мине­рально-сырьевой базы; плата за древесину, отпускаемую на корню; плата за воду, забираемую промышленными предприятия­ми из водохозяйственных систем в пределах установленных ли­митов);
 — покупного топлива и энергии всех видов, расходуемых на производственные нужды;
 — других затрат.
 Из материальных затрат предприятия исключается стоимость возвратных отходов. Под возвратными отходами производства понимаются остатки сырья, материалов и т.д., образовавшиеся в процессе производства продукции, утратившие полностью или частично потребительские качества исходного ресурса и в силу этого используемые с повышенными затратами (понижением вы­хода продукции) или совсем не используемые по прямому назна­чению.
 В состав затрат на оплату труда включаются:
 — выплаты заработной платы за фактически выполненную ра­боту;
 — надбавки и доплаты за работу в ночное время, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания и т.д.;
 — оплата очередных и дополнительных отпусков и т.д.;
 — выплаты работникам в связи с сокращением штатов и чис­ленности работников;
 — оплата учебных отпусков работников, обучающихся в учеб­ных заведениях;
 — оплата труда работников, не состоящих в штате предпри­ятия, за выполнение ими работ по договорам гражданско-правово­го характера;
 — другие виды выплат.
 В отчисления на социальные нужды включаются взносы по ус­тановленным нормам в Пенсионный фонд РФ. в Фонд социального
 
 
 страхования РФ, в Государственный фонд занятости населения РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ.
 В состав амортизации основных фондов включается сумма амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов, исчисленная, исходя из их балансовой стоимости и утвержденных в установленном порядке норм, вклю­чая и ускоренную амортизацию их активной части, производимую в соответствии с законодательством.
 В числе прочих затрат в состав себестоимости включаются на­логи, сборы, отчисления в специальные отраслевые фонды,* пла­тежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, платежи по обязательному страхованию имущества пред­приятия, вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения, платежи по кредитам в пределах ставок, установ­ленных законодательством, оплата услуг связи, вычислительных центров, банков, плата за аренду в случае аренды отдельных объ­ектов основных производственных фондов и т.д.
 _____________________
 * См., например: постановление Правительства РФ от 21 июля 1997 г., кото­рым определен Порядок образования и использования средств резервного фонда Министерства транспорта РФ для обеспечения безопасного функционирования транспортных систем и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в транс­портном комплексе.
 
 Ряд затрат включается в себестоимость продукции (работ, услуг) только в пределах норм, утвержденных Министерством фи­нансов РФ. К таким затратам относятся; затраты на командиров­ки, представительские расходы, расходы на рекламу, затраты на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учеб­ными заведениями и некоторые другие.*
 _____________________
 * См., например; письмо Минфина России «Нормы и нормативы на представи­тельские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующие размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) и порядок их применения» от 6 октября 1992 г. с изм.; письмо Минфина России от 27 мая 1996 г. «О внесении изменений в письмо Министерства финансов РФ от 27 июля 1992 г. № 61 «Об изменении норм возмещения командировочных расходов с учетом изменения ин­декса цен».
 
 
 
 Для страховщиков, а также банков и других кредитных орга­низаций затраты, включаемые в себестоимость, конкретизирова­ны. Так, в соответствии с Положением об особенностях определе­ния налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль стра­ховщиками в состав себестоимости этих субъектов включаются:
 — отчисления в резервы для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев, утраты или повреждения застрахованного имущества;
 — комиссионные вознаграждения, уплаченные за оказание услуг страхового агента или страхового брокера;
 — возмещение доли страховых выплат по договорам, принятым для перестрахования;
 — оплата инкассаторских услуг;
 — оплата услуг специалистов, привлекаемых для оценки стра­хового риска и т.д.;
 — расходы на аренду основных фондов, используемых для осу­ществления страховой деятельности;
 — расходы на изготовление страховых свидетельств, бланков строгой отчетности, квитанций и т.д.;
 — расходы на публикацию годового баланса и счета прибыли и убытков;
 — другие расходы.
 В соответствии с Положением об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями в состав себестоимости этих субъектов включаются:
 — начисленные и уплаченные проценты по вкладам до востре­бования и срочным вкладам;
 — начисленные и уплаченные проценты по долговым обяза­тельствам банка (облигациям, депозитным и сберегательным сер­тификатам, векселям и др.);
 — начисленные и уплаченные проценты по межбанковским кредитам, по отсроченным (пролонгированным) в установленном порядке межбанковским кредитам;
 — уплаченные банком комиссионные сборы (плата) за покупку (продажу) иностранной валюты;
 — расходы по оплате услуг расчетно-кассовых и вычислитель­ных центров;
 — расходы на рекламу;
 — другие расходы.
 Затраты предприятий на производство продукции (работ, услуг), не включаемые в себестоимость, относятся на финансовые результаты или прибыль этих предприятий. Это также относится к деятельности страховщиков, банков и других кредитных органи­заций.
 
 
 2.2.3. Правовые основы использования кредита, амортизационных отчислений и прочих поступлений государственными и муниципальными предприятиями
 В соответствии с законодательством источником формирова­ния финансовых ресурсов предприятия помимо прибыли яв­ляются амортизационные отчисления, бюджетные ассигнова­ния, кредиты банка и прочие поступления, не противоречащие закону.
 Немаловажным источником формирования финансовых ресур­сов предприятия являются амортизационные отчисления, т.е. средства, которые накапливаются на предприятии в результате переноса стоимости основных фондов по определенным нормам на текущие издержки производства и обращения.
 Норма амортизации — это выраженная в процентах доля ба­лансовой стоимости основных фондов, подлежащая включению в текущие издержки в течение отчетного года. Нормы амортизаци­онных отчислений установлены постановлением Совета Мини­стров СССР «О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР» от 22 октября 1990 г. и различаются по классификацион­ным группам основных средств. Порядок начисления амортиза­ции на предприятии определен Положением о порядке начисления амортизационных отчислений по основным фондам в народном хозяйстве, утвержденным Госпланом СССР, Минфином СССР, Гос­банком СССР, Госкомцен СССР, Госкомстатом СССР и Госстроем СССР 29 декабря 1990 r.*
 _____________________
 * БНА. 1991. № 7. С. 3—17.
 
 Амортизационные отчисления как источник финансовых ре­сурсов предприятия имеют целевое назначение. Они предназначе­ны для полного восстановления изношенных основных фондов предприятия. До 1 января 1992 г., т.е. до принятия Минфином РФ нового Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйствен­ной деятельности предприятия, амортизационные отчисления на­капливались на предприятии на специальном счете «амортизаци­онные отчисления ». По новому Плану счетов бухгалтерского учета амортизационный фонд на предприятии не создается.* Поэтому сегодня амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов накапливаются предприятием на других счетах бухгалтерского учета и как источник финансовых ресурсов поступают на расчетный счет предприятия в составе выручки от реали­зации продукции, работ и услуг.**
 ____________________
 * См.: Новый план счетов бухгалтерского учета // Финансы. 1992. № 2. С. 3—4.
 
 
 ** См.: Основы методологии учета основных средств // Экономика и жизнь. 1993. № 52.
 
 
 
 Следующим по значимости источником финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий являются бюд­жетные ассигнования.
 Казенным предприятиям бюджетные ассигнования выделяют­ся согласно суммам, предусматриваемым ежегодно в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год. При этом в соответствии с п. 13 постановления Правительства РФ «О порядке планирования и финансирования деятельности казен­ных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)» от 6 октября 1994 г. бюджетные средства выделяются казенному предприятию при недостаточности собственных средств и лишь на следующие цели: а) реализацию плана развития завода (в том числе осущест­вление государственных инвестиционных программ, выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, ме­роприятий по мобилизационной подготовке); б) содержание объек­тов социальной инфраструктуры; в) компенсацию убытков от вы­полнения плана-заказа.
 Решение о выделении казенному предприятию средств из феде­рального бюджета принимается Правительством РФ по представ­лению Министерства экономики РФ и Министерства финансов РФ, подготовленному на основании обращения уполномоченного органа. Выделение предприятию бюджетных средств производит­ся только после представления уполномоченным органом указан­ным министерствам сведений об их расходовании и общих резуль­татах хозяйственной деятельности предприятия за предыдущий период. Не использованные предприятием по истечении года бюд­жетные ассигнования подлежат возврату в федеральный бюджет,
 Государственные и муниципальные унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения могут получать бюджетные ассиг­нования сегодня, главным образом, в порядке бюджетного креди­тования, т.е. на условиях возвратности и платности. Бюджетные ассигнования, выделяемые государственным унитарным предпри­ятиям на праве хозяйственного ведения, фиксируются в федераль­ном бюджете и бюджетах субъектов РФ, а выделяемые муници­пальным образованиям — в местных бюджетах.
 Бюджетный кодекс РФ в ст. 77 уделяет специальное внимание выделению бюджетных кредитов государственным и муниципаль­ным унитарным предприятиям.
 Немаловажным источником финансовых ресурсов предпри­ятия являются кредиты банков. Кредиты банков — это средства, полученные субъектом на конкретные цели на условиях срочнос­ти, возвратности, платности. Коммерческие банки предоставляют кредиты на самые различные цели, а именно: для осуществления планов технической реконструкции, расширения производства, поддержания необходимого уровня оборотных средств предпри­ятия и т.д. В связи с этим суммы, полученные предприятием в порядке банковского кредитования, являются целевым источни­ком формирования его финансовых ресурсов.
 Получение предприятием кредита в банке оформляется кре­дитным договором, заключаемым в соответствии с нормами граж­данского права. В этом договоре определяются сумма кредита, гарантии предприятия-должника по возврату кредита, срок возврата кредита и плата за пользование кредитом (процентная
 ставка).
 Особенностью банковского кредита как источника формирова­ния финансовых ресурсов предприятия является его возвратность и платность, т.е. кредит является таким источником финансов предприятия, который должен быть возвращен и за пользование им предприятие должно уплатить банковский процент. Финансо­во-правовой режим уплаты предприятием банковского процента определен в постановлении Верховного Совета РФ «О внесении изменений в постановления Верховного Совета РФ по вопросам налогообложения» от 10 июля 1992 г.* Согласно этому постановле­нию платежи предприятий по процентам за кредиты банков в пре­делах учетной ставки, увеличенной на три пункта, относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) предприятия. Расходы по уплате процентов, превышающих этот предел, а также по отсро­ченным и просроченным ссудам осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. При этом под учетной ставкой Центрального банка РФ понимается ставка процента, ко­торую Центральный банк РФ взимает по ссудам, предоставляемым коммерческим банкам.
 ________________________
 * Российская газета. 1992. 14 авг.
 
 
 
 Источником формирования финансовых ресурсов государст­венных и муниципальных унитарных предприятий могут являть­ся и средства, выделяемые из отраслевых фондов. Например, в соответствии с постановлением Правительства РФ «Порядок обра­зования и использования отраслевых и межотраслевых внебюд­жетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ» от 12 апреля 1994 г.* предприятия могут получать финансовые ресурсы из указанных фондов для использования на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и других работ, предусмотренных отраслевыми положениями о соответствующих фондах. Причем, как правило, средства из этих фондов выделяются предприятиям на возвратной основе. Поэтому средства, выделяемые предприятиям из отраслевых и межотрасле­вых внебюджетных фондов, являются целевым и возвратным ис­точником финансовых ресурсов предприятия.
 _______________________
 * САПП. 1994. № 16. Ст. 1278; СЗ РФ. 1996. № 32. Ст. 3934; 1998. № 14. Ст 1603.
 
 
 
 Источником формирования финансовых ресурсов предприятия могут быть также деньги, предоставленные на условиях займа юридическими и физическими лицами, безвозмездная финансо­вая помощь, коммерческий кредит, плата за содержание детей в дошкольных учреждениях и т.д.
 Предоставление предприятию денежных займов оформляется договором, заключаемым в соответствии с нормами гражданского права. Предприятие-заемщик обязуется возвратить заимодавцу ту же сумму денег или равное количество вещей того же рода и каче­ства. При этом в соответствии с гражданским законодательством договор займа может быть возмездным, т.е. предприятие-заемщик обязано будет не только возвратить сумму займа, но и уплатить заимодавцу определенный, обусловленный договором займа про­цент. В связи с этим заем является возвратным и, чаще всего, воз­мездным источником финансовых ресурсов предприятия. При этом, в случае получения денежных займов, их возврат и уплата по ним процентов предприятием-заемщиком осуществляется за счет собственных средств предприятия и не относится на издержки производства и обращения.
 Весьма стабильным источником финансовых ресурсов пред­приятия является коммерческий кредит. Это средства, образовав­шиеся у предприятия на какое-то время в результате предоставле­ния ему отсрочки, рассрочки платежа, получения аванса, предва­рительной оплаты по гражданско-правовым договорам от других предприятий. Коммерческий кредит возникает у предприятия в результате реализации договоров купли-продажи, поставки, под­ряда и т.д. Например, в том случае, если покупатель по договору поставки получает от поставщика отсрочку или рассрочку плате­жа за поставленный товар, на период до полного расчета с поставщиком у него возникают дополнительные финансовые ресурсы, т.е. он получает от поставщика коммерческий кредит. Аналогич­ная ситуация возникает и тогда, когда поставщик (продавец) еще до реализации своего товара покупателю получает от него авансо­вый платеж в размере частичной стоимости товара или предвари­тельную оплату. Коммерческий кредит — это возвратный источ­ник финансовых ресурсов предприятия. Его возврат происходит тогда, когда покупатель полностью оплачивает авансированный товар или когда поставщик (продавец) осуществляет поставку (продажу) авансированного товара.
 В том случае, если за предприятием закреплены объекты соци­альной сферы и находятся на его балансе, платежи за использова­ние этих объектов в виде платы за содержание детей в дошкольных учреждениях, за пользование спортсооружениями, оплаты сана­торных путевок и пр. могут служить источником его финансовых ресурсов.
 Предприятие может получать безвозмездную финансовую по­мощь от других предприятий, которая также пополняет его фи­нансы.
 2.2.4. Порядок распределения и использования прибыли государственных и муниципальных предприятий
 Важнейшим источником формирования финансов государст­венных и муниципальных унитарных предприятий является при­быль. Именно в результате распределения прибыли предприятия образуются внутрихозяйственные фонды предприятия, которые используются на самые различные нужды предприятия.
 Порядок распределения прибыли на государственных и муни­ципальных унитарных предприятиях различен.
 Государственные и муниципальные унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения распределяют прибыль, исходя из ст. 295 ГК РФ, самостоятельно. Однако собственник (государство или муниципальное образование) имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйст­венном ведении предприятия.
 Законодательством не устанавливается режим распределения прибыли государственного или муниципального предприятия на праве хозяйственного ведения. Как правило, в Уставах вышена­званных предприятий, утвержденных собственником, отмечает­ся, что предприятие самостоятельно распоряжается частью полученной в результате его деятельности прибыли после уплаты нало­гов и перечисления в соответствующий бюджет доли, устанавли­ваемой собственником.*
 _____________________
 * См., например: постановление Правительства РФ «Вопросы федерального государственного унитарного предприятия «Российские технологии» от 26 июня 1998 г. // Российская газета. 1998.15 июля.
 
 
 
 На практике государственные и муниципальные унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения наиболее часто раз­деляют прибыль на фонд потребления и фонд накопления. Финан­совые фонды, по которым распределяется прибыль предприятия, а также нормативы их образования определяются финансовым планом предприятия или распоряжением руководителя предпри­ятия. Фонд накопления используется предприятием на производ­ственные нужды, а фонд потребления — на предоставление работ­никам предприятия трудовых и социальных льгот, включая мате­риальную помощь. Жестких границ между фондами не существу­ет, поэтому предприятие может свободно перераспределять средст­ва фондов и использовать их на первостепенные нужды.
 Основные направления использования финансовых фондов предприятия, образованных за счет прибыли, обусловлены дейст­вующим законодательством. Так, Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включае­мых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке финан­совых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г., определены расходы предприятия, относящиеся на себе­стоимость и на финансовые результаты деятельности предпри­ятия. Следовательно, все остальные расходы предприятия должны осуществляться за счет прибыли или иных источников финансо­вых ресурсов предприятия.
 Из содержания вышеназванного Положения следует, что из прибыли производятся:
 — выплата материальной помощи, надбавок к пенсиям;
 — единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда;
 — оплата проезда к месту работы транспортом общего пользо­вания за исключением сумм, подлежащих отнесению на себестои­мость продукции;
 — оплата путевок на лечение и отдых (п. 7);
 — платежи за превышение предельно допустимых норм выбро­сов загрязняющих веществ в природную среду (п. 2 «з»);
 — представительские расходы при превышении установлен­ных законодательством норм;
 — расходы, связанные с содержанием учебных заведений (п. 2 «и»);
 — плата за воду, забираемую промышленными предприятиями сверх установленных пределов (п. 2 «б»);
 — затраты на проведение модернизации оборудования, а также реконструкции объектов основных фондов (п. 2 «д»);
 — затраты по капитальным вложениям, не относимые к освоению новых производств (п. 2 «в»);
 — отчисления в негосударственные пенсионные фонды, на добровольное медицинское страхование (п. 2 «р»); и др.
 Государственные предприятия на праве оперативного управле­ния (казенные предприятия) распределяют полученную ими при­быль по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномочен­ным государством органом. В соответствии с п. 14 постановления Правительства РФ «О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хо­зяйств)» от 6 октября 1994 г. из этой прибыли формируется фонд для выполнения плана-заказа и плана развития завода, а также фонд социального развития. При этом после формирования на­званных фондов по нормативам у казенного предприятия образу­ется свободный остаток прибыли, который подлежит изъятию в доход федерального бюджета.
 
 
 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
 1. Что такое валовая прибыль предприятия? Из чего она складывается?
 2. Что такое себестоимость продукции?
 3. Какие затраты предприятия включаются в себестоимость продук­ции, работ, услуг?
 4. Каковы особенности затрат, включенных в себестоимость услуг бан­ков, страховых организаций?
 5. Определите источники образования финансовых ресурсов предпри­ятия.
 6. Каков порядок формирования валютной прибыли предприятия?
 7. Каков порядок начисления амортизации на предприятии? Что такое норма амортизации?
 8. Перечислите финансовые отношения, которые имеют место на госу­дарственных и муниципальных унитарных предприятиях.
 9. Перечислите все финансовые правоотношения, которые складыва­ются на казенных предприятиях.
 10. Перечислите все финансовые правоотношения, которые складыва­ются на государственных и муниципальных унитарных предприятиях на праве хозяйственного ведения.
 
 
 
 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ДОХОДОВ
 
 3.1. Понятие, система и основы правового регулирования государственных и муниципальных доходов
 3.1.1. Понятие и основы правового регулирования государственных и муниципальных доходов
 Выполнение задач и функций государства требует обеспечения финансовыми ресурсами. Поэтому в собственность и распоряже­ние государства направляется часть национального дохода страны в виде различных денежных платежей и поступлений. В результа­те оно располагает своими, т.е. государственными, доходами. Они находятся в собственности Российской Федерации и ее субъектов (республик, автономной области, автономных округов, краев, об­ластей, городов Москвы и Санкт-Петербурга). Распоряжаются ими соответствующие органы государственной власти. Помимо этого, собственными доходами располагают муниципальные образова­ния. Это муниципальные (местные) доходы, распоряжение и уп­равление которыми осуществляют органы местного самоуправ­ления.
 В процессе формирования государственных и муниципальных доходов в распоряжение соответствующих органов привлекается часть чистого дохода, создаваемого в различных областях общест­венного производства, основанного на различных формах собст­венности — частной, государственной, муниципальной и др. (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ). Помимо этого, государство и муниципаль­ные образования используют для формирования своей финансовой базы и часть личных доходов граждан, полученных ими в связи с трудовой или предпринимательской деятельностью, от вложения средств в ценные бумаги, от использования имущества и т.д. В формировании доходов государства и муниципальных образова­ний участвуют все звенья финансовой системы. По материальному содержанию структура государственных и муниципальных доходов — это совокупность отдельных видов денежных платежей и поступлений, объединенных в определенную систему.
 Итак, государственные доходы — это часть национального до­хода страны, обращаемая в процессе его распределения и перерас­пределения через различные виды денежных поступлений в собст­венность и распоряжение государства с целью создания финансо­вой базы, необходимой для выполнения его задач по осуществле­нию социально экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также необходимой для функционирова­ния государственных органов.
 Муниципальные (местные) доходы также представляют часть национального дохода и служат созданию финансовой осно­вы местного самоуправления, используются для решения вопро­сов местного значения, исходя из интересов населения соответ­ствующей территории.
 Государственные и муниципальные доходы находятся соответ­ственно в собственности Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований. Распоряжаются ими соответствую­щие органы государственной власти или местного самоуправ­ления.
 Государственные доходы зачисляются в различные государст­венные денежные фонды — в бюджеты разных уровней, внебюд­жетные целевые государственные фонды. Муниципальные (мест­ные) доходы поступают соответственно в муниципальные денеж­ные фонды — местные бюджеты и внебюджетные фонды. Часть доходов остается в распоряжении государственных или муници­пальных предприятий.
 Законодательством и иными правовыми актами, основанными на конституционных нормах, определяются виды государствен­ных и местных доходов, их система, правовой режим.
 В связи с преобразованиями в экономике, а также во взаимоот­ношениях между федеральными органами и субъектами Федера­ции, развитием местного самоуправления произошло обновление этого законодательства: приняты новые нормативные акты как общего значения по вопросам государственных и местных доходов, так и по конкретным их видам.
 К числу актов общего значения относится, в частности, Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г., установивший основные положения относи­тельно главных источников бюджетных доходов — налоговых платежей. С 1 января 1999 г. введен в действие Налоговый кодекс РФ (часть 1), за исключением некоторых статей, в том числе тех,
 
 
 которые закрепляют новый перечень платежей, включенных в на­логовую систему. В 1998 г. принят Бюджетный кодекс (введение в действие последнего еще предстоит). Урегулировано привлечение государственными и муниципальными образованиями заемных средств,* определены источники финансовых ресурсов, используе­мые для инвестиций, в том числе предприятиями** и т.д.
 _____________________
 * См.: Закон РФ «О внутреннем государственном долге Российской Федера­ции» от 13 ноября 1992 г. // ВВС. 1993. № 1. Ст.4; Федеральный закон «Об особен­ностях эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29 июля 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3814.
 ** См.: Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности» от 26 июня 1991 г. // ВВС. 1991. № 29. Ст. 1005; СЗ РФ. 1995. № 26. Ст. 2397. Впоследствии он утратил силу в связи с принятием Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. // СЗ РФ. 1999. № 9. Ст. 1096.
 
 
 
 Полномочия субъектов Федерации и органов местного самоуп­равления по формированию соответствующих финансовых ресур­сов и их источников определены в законах РФ: «Об основах бюд­жетных прав...», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О финансовых осно­вах местного самоуправления в Российской Федерации» и др. Кроме того, о разграничении полномочий по вопросам финансово-бюджетных взаимоотношений между РФ и ее субъектами заклю­чаются федеративные договоры.
 Наряду с этим действуют законодательные акты о различных видах налогов, сборов, пошлин и иных поступлений, зачисляемых в состав государственных или местных доходов.
 В соответствии с названными законодательными актами дейст­вующая в РФ система государственных и местных доходов базиру­ется на принципе единства. Оно выражается в том, что в законо­дательстве РФ определяются виды государственных и местных до­ходов, принципы их распределения между Федерацией, ее субъек­тами и муниципальными образованиями. Поэтому при наличии соответствующих источников в стране повсеместно используются одни и те же виды денежных поступлений. Федеральным законо­дательством предусмотрено и распределение доходов по уров­ням — федеральному, субъектов Федерации и местному. Оно же определяет основы правового режима доходов субъектов Федера­ции и муниципальных образований. В связи с этим правовую осно­ву образования государственных и местных доходов, помимо зако­нодательства РФ, составляют и правовые акты субъектов Федера­ции, а также органов местного самоуправления. Исходной основой всех этих нормативных актов служит Конституция РФ.
 Источники и виды государственных доходов, а также значение каждого из них зависит от экономической системы страны. Осно­вополагающими для формирования состава государственных и местных доходов выступают нормы Конституции РФ (ст. 8, 35), закрепляющие как основу экономической системы разнообразие форм собственности, обеспечение им со стороны государства рав­ной защиты, гарантии собственности граждан, создаваемой в ре­зультате их участия в общественном производстве, ведения собст­венного хозяйства, получения иных доходов на условиях, не про­тиворечащих законодательству.
 3.1.2. Система государственных и муниципальных доходов
 Составляя единую систему, государственные и местные доходы классифицируютоя по группам. В основу классификации могут быть положены различные признаки, отражающие наиболее су­щественные черты государственных и местных доходов.
 Так, классификация доходов государства по социально-эконо­мическому признаку дает наиболее полное представление об их источниках, о связи доходов с различными формами собственнос­ти, об эффективности последних в формировании доходов государ­ства.
 В соответствии с этим признаком в системе доходов государства и муниципальных образований выделяются поступления:
 а) от государственного или муниципального хозяйства, обра­зующиеся главным образом в результате производственной дея­тельности государственных или муниципальных предприятий, а также от использования имущества и природных ресурсов госу­дарства или муниципальных образований (например, лесов, водо­емов, других природных ресурсов, от приватизации государствен­ной и муниципальной собственности). При этом получаемые дохо­ды (прибыль) частично зачисляются в бюджетную систему и вмес­те с тем остаются в распоряжении предприятий;
 б) от предприятий и организаций негосударственных форм соб­ственности (налоги, сборы, другие платежи);
 в) от совместных предприятий, от иностранных предприятий и организаций, действующих на территории Российской Феде­рации;
 г) от личных доходов граждан.
 По территориальному уровню доходы подразделяются на:
 — федеральные;
 
 
 — доходы субъектов Федерации;
 — местные доходы муниципальных образований.
 В зависимости от юридических особенностей и юридической формы денежных поступлений среди доходов государства и муни­ципальных образований можно выделить налоговые и неналоговые платежи и поступления. Налогам свойственны признаки обя­зательности и индивидуальной безвозмездности по юридической форме, регулярности поступления от определенного налогооблагаемого объекта.* Но более разнообразными по формам и методам взимания являются, однако, неналоговые платежи и поступления. Они могут быть обязательными и добровольными
 ______________________.
 * См.: гл 13—18 учебника.
 
 
 
 По методам аккумуляции среди доходов государства выделя­ются обязательные и добровольные платежи и поступления. Ос­новная часть доходов поступает в распоряжение государства и ор­ганов местного самоуправления в обязательном порядке: это нало­ги, сборы, пошлины и т.п., штрафы разного рода и финансовые санкции и т.д. На добровольной основе в государственные и мест­ные доходы привлекаются средства организаций и граждан путем проведения лотерей, займов, выпуска акций, использования по­жертвований и т.д.
 С учетом отношений собственности можно говорить о доходах государства и муниципальных образований в собственном смысле слова и о финансовых ресурсах, которые используются им времен­но и подлежат возврату. В первом случае это различные виды пла­тежей, которые на основании законодательства обращаются в го­сударственную или муниципальную собственность, т.е. становят­ся федеральной собственностью, собственностью субъектов Феде­рации или муниципальной собственностью с соответствующим правовым режимом. К ним относятся налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи, поступления от использования го­сударственного и местного имущества, природных ресурсов, от приватизации. Среди них могут быть и поступления добровольно­го характера, например от лотерей, пожертвования. Так, к источ­никам внебюджетного фонда занятости и др. помимо установлен­ных обязательных платежей отнесены и добровольные взносы граждан и юридических лиц.
 К финансовым ресурсам государства и муниципальных образо­ваний, не являющимся их доходами в прямом смысле, относятся средства, полученные от распространения облигаций государственных и муниципальных займов, банковские кредиты, исполь­зуемые для пополнения бюджетов или внебюджетных государст­венных и местных фондов. При этом в качестве кредитных ресур­сов широко используются временно свободные средства юридичес­ких и физических лиц, хранящиеся на счетах в банках, в том числе вклады граждан в Сберегательном банке РФ.
 Полученные таким путем средства подлежат возврату и потому не являются доходами государства и муниципальных образований в собственном смысле слова. Тем не менее им принадлежит важная роль в снятии напряженности финансового положения в государ­стве или муниципальном образовании при недостаточности по­ступления их собственных доходов. Помимо этого, такие методы привлечения ресурсов в распоряжение государства способствуют более полному использованию денежной массы в стране и включе­нию ее в обслуживание потребностей общества.
 Если принять во внимание порядок образования и использова­ния государственных и муниципальных (местных) доходов, то их можно подразделить на две группы: централизованные и децентрализованные доходы.
 Децентрализованные государственные (и местные) доходы — это доходы государственных (и муниципальных) предприятий, ор­ганизаций, которые остаются в их непосредственном распоряже­нии и используются ими самостоятельно на производственные и социальные нужды. Главным образом, это часть прибыли пред­приятий. Средства предприятий, относящиеся к государственной или муниципальной собственности, закреплены за такими пред­приятиями и принадлежат им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, как и другое закрепленное за ними имущество (ст. 114, 115 ГК РФ). Предприятие после уплаты нало­гов самостоятельно распоряжается своей прибылью и другими на­ходящимися в его распоряжении доходами.
 К централизованным (в разных территориальных масштабах) доходам относятся доходы, сосредоточенные в государственных и местных бюджетах и таких же внебюджетных фондах. Именно эти доходы ГК РФ относит к федеральной государственной казне, го­сударственной казне субъектов РФ, муниципальной казне, отгра­ничивает их от средств, закрепленных за государственными и му­ниципальными предприятиями.
 Доходные источники государственных и местных бюджетов, как правило, не имеют специального целевого назначения. Это позволяет направлять их на наиболее важные, приоритетные в
 
 
 соответствующее время потребности общества для финансирова­ния намеченных программ. Однако некоторые платежи могут со­ставлять исключение. Так, суммы по земельному налогу в соответ­ствии с Законом РФ «О плате за землю» от 10 октября 1991 г.* хотя и поступают в бюджет, однако должны использоваться только на нужды, связанные с землепользованием.
 _____________________
 * ВВС. 1991. № 44. Ст. 1424; 1992. № 10. Ст. 469; № 34. Ст. 1976; СЗ РФ. 1994. № 16. Ст. 1860; 1998. № 31. Ст. 3810.
 
 
 
 Вместе с тем в 90-х гг. за счет части государственных и местных доходов стали создаваться внебюджетные фонды различного целе­вого назначения: Пенсионный фонд, дорожные, экологические фонды и т.д. В каждый из них предусмотрено зачисление специ­ально определенных видов платежей. Впоследствии некоторые фе­деральные внебюджетные фонды (дорожный, экологический и др.) были преобразованы в бюджетные целевые фонды при сохра­нении своих особых источников доходов.
 Таким образом, понятие государственных и муниципальных доходов может рассматриваться в широком смысле слова, охваты­вая доходы бюджетной системы и внебюджетных государственных и муниципальных фондов, а также доходы государственных и му­ниципальных предприятий, остающиеся в их распоряжении.
 Возможно применение этого понятия и в узком смысле — как доходов, входящих в государственную и муниципальную казну, т.е. подлежащих зачислению в бюджетную систему, и государст­венные, муниципальные внебюджетные фонды.
 Система государственных и муниципальных доходов Россий­ской Федерации и регулирующее ее законодательство находятся в сложном процессе становления, обусловленном экономическими и политическими переменами в стране и связанными с ними кризис­ными явлениями. Поэтому системе доходов государства и муници­пальных образований свойственна в настоящее время нестабиль­ность, недостаточная отработанность механизма ее действия.
 3.1.3. Неналоговые государственные и муниципальные доходы
 В формировании доходов государства и муниципальных обра­зований важная роль принадлежит неналоговым доходам. Они от­личаются от налогов особенностями форм платежей и методов при­влечения в распоряжение государства и муниципальных образова­ний, содержанием прав и обязанностей плательщиков, с одной сто­роны, и органов государственной власти и местного самоуправле­ния — с другой.
 Неналоговые доходы государства и муниципальных образова­ний, — это поступающие в их распоряжение доходы от использо­вания государственного и муниципального имущества и деятель­ности органов государственной власти и местного самоуправле­ния, платежи эквивалентного и штрафного характера, а также средства, привлеченные на добровольных началах.
 Так, в отличие от налогов, неналоговые доходы могут быть не только обязательными, но и добровольными платежами. В част­ности, на добровольных началах проводятся государственные и муниципальные лотереи, служащие источником доходов государ­ства и муниципальных образований, выпуск государственных и муниципальных ценных бумаг, привлечение средств в государст­венные и муниципальные внебюджетные фонды и учреждения в порядке благотворительной деятельности и др.
 Неналоговым платежам обязательного характера, в отличие от налогов, свойственна определенная возмездностъ, поскольку их взимание обусловлено предоставлением плательщику права на осуществление какой-либо деятельности (лицензионные, реги­страционные сборы), получение юридически значимых услуг (го­сударственная пошлина), на пользование имуществом (арендная плата) и т.п. Поэтому плательщики вправе потребовать от государ­ственных или муниципальных органов совершения действий, предоставления услуг и т.п., связанных с данным платежом. При­чем эти платежи могут иметь целевое назначение, т.е. расходо­ваться на тот объект, за пользование которым они были уплачены (платежи за пользование природными ресурсами).
 Помимо упомянутых, к неналоговым доходам относятся пла­тежи штрафного характера.
 Обобщенно в составе неналоговых доходов можно выделить сле­дующие их группы.
 Доходы от имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или от деятельности.
 К ним относятся:
 — доходы от использования имущества, находящегося в госу­дарственной и муниципальной собственности;
 — дивиденды по акциям, принадлежащим государству и муни­ципальным образованиям;
 — доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в госу­дарственной и муниципальной собственности (арендная плата за пользование лесным фондом, за земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения, за сдачу в аренду прочего имущества);
 
 
 — проценты, полученные от размещения в банках временно свободных средств бюджета или внебюджетных фондов, от предо­ставления бюджетных ссуд внутри страны и по государственным кредитам, предоставляемым иностранным государствам;
 — доходы от оказания услуг или компенсации затрат государ­ства;
 — перечисление прибыли Центрального банка Российской Фе­дерации;
 — платежи от государственных и муниципальных организаций и др.
 Доходы от продажи имущества, находящегося в государствен­ной и муниципальной собственности:
 — поступления от приватизации организаций, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
 — поступления от продажи государством и муниципальными образованиями принадлежащих им акций, доходы от продажи квартир, производственных и непроизводственных фондов, транс­портных средств, иного оборудования;
 — доходы от реализации конфискованного и бесхозного имуще­ства, имущества, переходящего в государственную или муници­пальную собственность в порядке наследования или дарения, и кладов.
 Административные платежи и сборы:
 — таможенные сборы, прочие неналоговые таможенные пла­тежи;
 — сборы, взимаемые Государственной инспекцией безопаснос­ти дорожного движения МВД РФ, прочие платежи, взимаемые государственными и муниципальными организациями за выпол­нение определенных функций.
 Штрафные санкции, возмещение ущерба:
 — поступления за выпуск и реализацию продукции, изготов­ленной с отступлением от стандартов и технических условий;
 — санкции за нарушение порядка применения цен;
 — административные штрафы и иные санкции, включая штра­фы за нарушение правил дорожного движения;
 — суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении пре­ступлений и недостаче-материальных ценностей.
 Доходы от внешнеэкономической деятельности:
 — поступления средств от централизованного экспорта и про­чие поступления от внешнеэкономической деятельности.
 Неналоговые доходы подразделяются на три уровня: федераль­ные, субъектов РФ и муниципальные (местные).
 
 
 Среди неналоговых доходов имеются платежи (сборы, пошли­ны, платежи за пользование природными ресурсами и т.п.), близ­кие по некоторым признакам к налогам (обязательность уплаты, зачисление в бюджетную систему или внебюджетный государст­венный фонд, контролируемость уплаты налоговыми или в соот­ветствующих случаях таможенными органами). Но они сущест­венно отличаются от налогов свойственным им возмездным харак­тером. Признак же обязательности имеет в этих платежах особое проявление — обязанность уплатить их возникает только в связи с обращением к государственным или муниципальным орга­нам за определенной услугой (регистрацией места жительства, разрешением на перевоз товаров через таможенную границу, предоставлением права на определенную деятельность и т.п.).
 Учитывая наличие названных общих признаков данных плате­жей с налогами, законодательство объединило их с налогами в единую систему платежей, названную налоговой системой. Это за­креплено а Законе РФ «О налоговой системе Российской Федера­ции» от 27 декабря 1991 г. (с изм. и доп.), в Налоговом кодексе РФ 1998 г. Такой же подход предпринят и в Федеральном законе «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15 ав­густа 1996 г., который также отнес упомянутые платежи к группе налоговых доходов. Поэтому без отождествления с налогами они и в настоящем учебнике рассматриваются в главах, посвященных налоговой системе.
 Особое место среди неналоговых платежей обязательного харак­тера занимают страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды — Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования и Государственный фонд занятости населения РФ. Тарифы страхо­вых взносов, подлежащих уплате организациями и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, ежегодно уста­навливаются законами РФ.* Средства, поступившие в результате уплаты этих взносов, имеют целевое назначение по страхованию закрепленного в Конституции РФ права каждого на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей, на бесплатную медицинскую по­мощь и в иных случаях, установленных законом (ст. 39, 41) и используются соответственно задачам названных фондов. Действую­щим законодательством в налоговую систему они не включены (Закон РФ «Об основах налоговой системы»). Однако Налоговый кодекс РФ в перечне федеральных налогов и сборов называет «взно­сы в государственные социальные внебюджетные фонды» (ст. 13) без указания их характеристики как страховых, что не соответст­вует упомянутым нормам Конституции РФ.
 ________________________
 * См., например: Федеральный закон от 4 января 1999 г. «О тарифах страхо­вых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхо­вания Российской Федерации, Государственный фонд занятости Российской Феде­рации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год» // СЗ РФ. 1999. №1. Ст. 3.
 
 
 
 Все большее значение приобретает привлечение в распоряже­ние государства и муниципальных образований средств на дого­ворных, добровольных и возвратных началах. Среди них важная роль принадлежит институтам государственного и муниципального кредита, в том числе государственным и муниципальным зай­мам, институтам страхования.
 Также на добровольных началах государство и муниципальные образования привлекают средства путем проведения лотерей.
 Лотерея — форма добровольного привлечения средств населе­ния путем продажи лотерейных билетов, при которой часть при­влеченных средств разыгрывается в виде денежных или вещевых выигрышей и выплачивается владельцам выигравших билетов.
 Привлекательность лотерей для населения позволяет использо­вать их в целях пополнения финансовых ресурсов государства и муниципальных образований.
 Поскольку лотерейная деятельность связана с получением до­ходов и распределением их между организаторами лотерей и госу­дарством (или муниципальными образованиями), а также приоб­ретателями лотерейных билетов, затрагивает права и законные интересы граждан, осуществляется государственное регулирова­ние этой деятельности и она находится под государственным кон­тролем.
 Порядок проведения лотерей и распределения средств от их проведения регулируются Временным положением о лотереях в РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 19 сентября 1996 г. (до принятия соответствующего федерального закона),* постанов­лением Правительства РФ «О совершенствовании государственно­го регулирования лотерейного и игорного бизнеса в Российской Федерации» от 13 августа 1997 г.**
 ______________________
 * СЗ РФ. 1996. №39. Ст. 3754.
 ** СЗ РФ. 1997. №36. Ст. 4167.
 
 

<< Пред.           стр. 10 (из 25)           След. >>

Список литературы по разделу