<< Пред.           стр. 11 (из 25)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 Согласно Временному положению лотерея — групповая или массовая игра, в ходе которой организатор лотереи производит между участниками лотерей — собственниками лотерейных биле­тов розыгрыш призового фонда лотереи.
 По территориальным масштабам могут проводиться лотереи:
 муниципальные, региональные, всероссийские и международные. Международными считаются лотереи, которые проводятся на двух или более муниципальных административных территориях, из которых хотя бы одна муниципальная административная тер­ритория принадлежит Российской Федерации и хотя бы одна — иностранному государству.
 Все лотереи, проводимые на территории РФ, подлежат государ­ственной регистрации. Выдача разрешений на проведение всерос­сийских и международных лотерей, а также их регистрация осу­ществляется Министерством финансов РФ. Государственная реги­страция региональных и муниципальных лотерей проводится в соответствии с законодательством субъектов Федерации.
 В условиях лотереи обязательно должны содержаться, помимо других, сведения о порядке формирования призового фонда, его структуре и объеме, о порядке расчетов организатора лотереи по обязательствам перед бюджетом.
 Установлены следующие обязательные нормативы для ло­терей:
 — по объему призового фонда;
 — по объему отчислений на благотворительные цели (для бла­готворительных лотерей);
 — по объему лицензионных отчислений;
 — пропорции распределения лицензионных отчислений по ка­тегориям бюджета и на нужды регистрирующего органа.
 Объем призового фонда в зависимости от вида (целенаправлен­ности) лотерей устанавливается в размерах от не менее 50% до не менее 25% к общему объему выручки.
 Таким образом, часть средств, привлекаемых в результате рас­пространения лотерейных билетов, поступает в распоряжение ор­ганов государственной власти и местного самоуправления. Следу­ет иметь в виду, что хотя добровольность является общим принци­пом проведения лотерей и выпуска облигаций займов, эти формы привлечения средств существенно различаются между собой. У ор­ганизатора лотереи отсутствует обязанность возврата средств, за­траченных на приобретение лотерейных билетов (и выплаты дохо­дов) каждому из их приобретателей, как по займам. И вырученные от реализации лотерейных билетов средства лишь частично воз­вращаются участникам лотереи через призовой фонд, используе­мый только по выигравшим билетам. Соответственно и в распоря­жение государства и муниципального образования поступает часть
 
 
 дохода от проведения лотереи. В отличие от облигаций займов, лотерейные билеты ценными бумагами не являются.
 
 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
 1. Дайте понятия государственных и муниципальных (местных) дохо­дов. В чем их основное правовое различие?
 2. Что составляет правовую основу системы государственных и муни­ципальных доходов?
 3. На какие виды (группы) подразделяются государственные и муни­ципальные доходы? Проведите классификацию по разным основаниям.
 4. Чем различаются между собой налоговые и неналоговые государст­венные и муниципальные доходы?
 5. Какие виды поступлений денежных средств зачисляются в государ­ственные и муниципальные доходы на добровольной основе?
 6. Какие виды поступлений денежных средств в составе государствен­ных и муниципальных доходов являются обязательными платежами?
 7. Что относится к заемным средствам в составе финансовых ресурсов государства и муниципальных образований?
 8. Каковы особенности лотерей как способа привлечения средств госу­дарства и муниципальных образований?
 
 
 
 3.2. Общие положения налогового права
 3.2.1. Налоги, их понятие и роль
 В настоящее время основным источником доходов бюджетов всех уровней в России стали налоги. В связи с этим вопросы пра­вового регулирования налогообложения относятся к числу наи­более актуальных в экономической и социальной жизни россий­ского государства. Это обусловлено новыми явлениями в эконо­мике России, ее нацеленностью на переход к рыночным отноше­ниям, где управление народным хозяйством требует активного использования инструментов финансового механизма, в том числе налогов.
 Поэтому налоговое право как одно из подразделений (подотрас­лей) финансового права становится его крупнейшей составной час­тью с перспективой дальнейшего развития. Для последнего време­ни характерно существенное изменение налогового права. Это ка­сается его структуры и общего содержания, а также конкретных норм. Формирующееся налоговое право Российской Федерации призвано сыграть важную роль в экономических и социальных преобразованиях, в развитии производства и укреплении финан­сов страны.
 Налоги — один из древнейших экономических инструментов в обществе.* Они появились вместе с возникновением государства и использовались им как основной источник средств для содержа­ния органов государственной власти и материального обеспечения выполнения ими своих функций.** С тех пор в мире многое измени­лось, новые черты приобрели задачи и функции государства. Од­нако главное предназначение налогов как источника средств, обес­печивающих функционирование государства, сохранилось, хотя роль их стала гораздо более многозначной.
 _______________________
 * См.: Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов. М., 1996. С. 157—172; Тургенев Н.И. Опыт теории налогов. Гл. 1. СПб., 1918 // У исто­ков финансового права. Т. 1 / Под ред. КозыринаА.Н. М., 1998.
 ** См.: Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т. 21. С. 171.
 
 
 
 Для пополнения своей казны современные государства исполь­зуют и другие виды поступлений и платежей. Однако на первое место среди них по своему значению и объему выступают налоги.
 Налоги как финансово-правовая категория — это обязатель­ные и по юридической форме индивидуально безвозмездные плате­жи организаций и физических лиц, установленные в пределах своей компетенции представительными органами государствен­ной власти или местного самоуправления для зачисления в бюджетную систему (или в указанных законодательством случа­ях — внебюджетные государственные и муниципальные целевые фонды) с определением их размеров и сроков уплаты.
 Зачисление налогов в бюджетную систему предполагает и опре­деляет их публичный характер, т.е. направленность на общезна­чимые интересы соответствующего территориального уровня.
 Правовая наука придает большое значение определению поня­тия налогов, поскольку в нем отражается сущность и характерные особенности правоотношений, возникающих при взимании нало­гов. Современное российское законодательство также уделило ему внимание, что, без сомнения, важно.
 Первая попытка сформулировать понятие налога в законода­тельном акте была предпринята в Законе РФ «Об основах налого­вой системы» от 27 декабря 1991 г. (ст. 2), согласно которому «под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимает­ся обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в по­рядке и на условиях, определяемыми законодательными акта­ми».* Однако нечеткость такого определения очевидна хотя бы потому, что налог в нем не отграничивается от других платежей в бюджет.
 ________________________
 * ВВС. 1992. № 11. Ст. 527.
 
 
 
 Существенно отличается от него в этом плане понятие налога, данное в Налоговом кодексе 1998 г. (ст. 8). Кодекс воспринял по­ложения, разработанные по этому вопросу наукой финансового права. Характерно, что в нем дается понятие, относящееся именно к налогу, а сбор имеет свое особое определение с указанием призна­ков, отличающих его от налога. Однако не сформулированы поня­тия других платежей, упоминаемых Налоговым кодексом (госу­дарственная пошлина, таможенная пошлина и др.).
 Итак, на основании Налогового кодекса РФ налог — это обяза­тельный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежа­щих им на праве собственности, хозяйственного ведения или опе­ративного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
 В отличие от этого в понятии сбора (п. 2 ст. 8) отмечается их индивидуально возмездный характер: под сбором понимается обя­зательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в инте­ресах плательщиков сборов государственными органами, органа­ми местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, вклю­чая предоставление определенных прав и выдачу разрешений (ли­цензий).
 Какова же роль налогов в обществе и государстве?
 Основная роль налогов — фискальная (от лат. fiscus — казна), соответственно чему они используются как источник доходов госу­дарственной казны, предназначенной для удовлетворения интере­сов общества и государства.
 Но в налогах заложены большие возможности по регулирова­нию социально-экономических процессов в стране со стороны го­сударства. При умелом использовании они могут быть сильным регулирующим механизмом в системе социального управления.
 Так, налоги могут использоваться для регулирования произ­водства, стимулирования развития определенных отраслей, огра­ничения развития или сдерживания каких-либо экономических процессов и т.п.
 С помощью налогов возможно регулирование потребления. На­пример, такой налог, как акциз, особенно высокие его размеры, влияет на спрос и покупательную способность населения в отноше­нии тех товаров, на которые этот налог распространяется.
 В налогах заложены возможности и регулирования доходов на­селения. Они могут быть нацелены на ограничение доходов высо­кого уровня, могут учитывать необходимость поддержки мало­имущих граждан путем предоставления льгот.
 Налоги могут быть элементом механизма, регулирующего де­мографические процессы, молодежную политику, иные социаль­ные явления.
 Порядок налогообложения может отражать признание государ­ством особых заслуг определенных категорий граждан перед обще­ством (освобождение от налогов участников Великой Отечествен­ной войны. Героев СССР и Российской Федерации и т.д.).
 
 
 Помимо рассмотренных функций налогам свойственна и функ­ция контроля. В ходе налогообложения со стороны государства проводится контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, учреждений, за получением доходов гражданами, источниками этих доходов, за использованием иму­щества, в том числе земли.
 Только всесторонний учет всех этих функций налогов может обеспечить успешную налоговую политику, сделает налоги эффек­тивным механизмом воздействия на экономику страны.
 На современном этапе в условиях перехода от централизован­ного командного управления народным хозяйством к рыночным отношениям усилилось внимание со стороны государства к систе­ме налогообложения. Она существенно перестроена. В условиях рыночных отношений метод прямых директивных воздействий на экономику, хозяйственную деятельность должен быть заменен преимущественно косвенными формами и методами воздействия, среди которых важнейшую роль призван выполнять механизм на­логообложения. Налоги должны стать одним из главных инстру­ментов государственного регулирования экономики, процессов производства, распределения и потребления.
 Не случайно на фасаде здания одного из центральных налого­вых учреждений США в Вашингтоне высечена фраза: «Налоги — цена цивилизованного общества». В ней выражена мысль о пря­мой связи оптимальной налоговой системы с общественным про­грессом, экономической и социальной сбалансированностью в об­ществе.
 В Российской Федерации, как и в других странах СНГ, прове­дена и продолжает развиваться кардинальная реформа налогооб­ложения с тем, чтобы привести его в соответствие с задачами пере­хода к рыночным отношениям.
 Это не первая налоговая реформа в стране. Преобразования в этой области проводились и прежде, в советский период: напри­мер, налоговая реформа 1930 г., изменения системы платежей предприятий в бюджет в середине 60-х гг. и др. Однако тогда нало­говая система оставалась элементом централизованно планируе­мой государством экономики с преобладанием государственного сектора. Сейчас же в экономике страны и соответственно в системе налогообложения происходят изменения принципиального харак­тера, исходящие из равенства всех форм собственности.
 Существенный поворот в системе налогообложения начался в 1990 г. с принятием Закона СССР о собственности (6 марта) и За­кона РФ о собственности (24 декабря).* На этой основе в течение короткого времени изменения в области налогов следовали одно за другим. И наконец, в конце 1991 г. Верховный Совет Российской Федерации принимает целый пакет (два десятка) законодатель­ных актов, которые кардинально реформировали налоговую сис­тему. Внесение в нее изменений и дополнений, становление новой налоговой системы и регулирующего ее законодательства продол­жается.**
 ____________________
 *' ВВС.1990.№ 11.Ст.164; № 30.Ст.417.
 ** Подробнее см.: Химичева Н.И. Налоговое право. М., 1997. Гл. 1, § 2.
 
 Основные изменения в этой области заключаются в следующем.
 1. Налоговый метод стал основным в формировании доходов государственной казны. Более 80% доходов бюджетной системы составляют платежи, входящие в налоговую систему. Применяв­шиеся ранее в отношении к государственным предприятиям раз­личные платежи неналоговой формы (отчисления от прибыли, плата за фонды и др.) были заменены налогами. Это вытекает из преобразований экономических отношений, усиления самостоя­тельности государственных предприятий, превращения их в рав­ноправных субъектов хозяйственных отношений. После уплаты налогов в установленных законом размерах они распоряжаются прибылью по своему усмотрению.
 2. Унификация системы налогов в отношении предприятий не­зависимо от формы собственности, на которой они основаны. В этом проявляется ориентировка на принцип организации ры­ночных отношений, основанных на равенстве их субъектов.
 3. Разграничение налогов по уровням — на федеральные, нало­ги субъектов Федерации и местные. Они закрепляются за соответ­ствующими бюджетами, представляя их самостоятельную финан­совую базу. Число закрепленных доходных источников бюджетов нижестоящих уровней значительно расширено. Это обусловлено новыми принципами построения бюджетной системы, в том числе самостоятельностью каждого бюджета.* Следует, однако, заме­тить, что возросшее число закрепленных доходов нижестоящих (после федерального) бюджетов не снимает проблемы укрепления и расширения финансовой базы этих бюджетов, ибо получаемые ими в такой форме доходы лишь в небольшой части обеспечивают финансирование необходимых расходов.
 _______________________
 * См.: Закон РФ «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса» от 10 октября 1991 г. // ВВС. 1991. № 46. Ст. 1543.
 
 
 
 4. Помимо бюджета налоги стали включаться и в государствен­ные или местные внебюджетные целевые фонды, которые стали
 создаваться с начала 90-х гг. Такая специализация призвана повы­сить эффективность использования финансовых ресурсов по целе­вому направлению.*
 ____________________
 *' Часть внебюджетных государственных фондов, в том числе дорожный и эко­логический, начиная с 1995 г. консолидируются в бюджет при сохранении статуса целевого фонда.
 
 
 
 5. Переход к налогообложению граждан, основанному на общих началах, не зависящих от их организационно-правовой (ра­бочий, служащий, предприниматель и т.п.) или отраслевой при­надлежности, от формы собственности источника дохода или объ­екта налогообложения.
 При этом законодательство учитывает социальные факторы — материальное положение, состав семьи плательщика и др., соот­ветственно которым предоставляются льготы.
 6. Установлен ряд налогов, общих для юридических и физичес­ких лиц (земельный налог, налог с владельцев транспортных средств и др.), что также отражает принцип равенства хозяйству­ющих субъектов, свойственный рыночным отношениям.
 7. Значительно увеличилось число налогов в сравнении с доре­форменным периодом. В этом проявилось стремление государства укрепить свою финансовую базу, а также разработать механизм воздействия на экономику новыми методами. При некоторой пре­емственности в налоговую систему было включено большое коли­чество новых платежей.
 Эффективность установленной новой системы налогообложе­ния, ее возможности стимулирования общественного производст­ва будут проверяться временем. Однако в ней, как и в начале функционирования, заметно преобладание фискальной функции, хотя зто и не привело к достаточности средств в бюджетной сис­теме.
 В основных своих положениях она нацелена на переход эконо­мики России к рыночным отношениям, построена с учетом опыта зарубежных стран, для которых характерна развитость таких от­ношений.
 Но механизм системы налогообложения в РФ, позволяющий регулировать народное хозяйство экономическими, а не админи­стративно-командными методами, требует еще существенной от­работки, учета особенностей переходного к рыночным отношени­ям периода, своеобразия хозяйственных связей в стране. Это обу­словило разработку дальнейших мер по регулированию налогооб­ложения и совершенствованию регулирующего его законодательства.* Частично они реализованы в результате принятия Налогово­го кодекса РФ (части 1) 1998 г. Однако обострение финансового и социально-экономического кризиса** вызвало препятствия к про­должению этой деятельности.
 _____________________
 * См.: указы Президента РФ: «0 первоочередных мерах по совершенствованию налоговой системы РФ» от 21 июля 1995 г. № 746 // СЗ РФ. 1995. № 30. Ст. 2906;
 «Об основных направлениях налоговой реформы в РФ и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины» от 8 мая 1996 г. № 685 // СЗ РФ. 1996. № 20. Ст. 2326; от 3 апреля 1997 г. № 283 // СЗ РФ. 1997. № 14. Ст. 1611.
 ** См.: пост. Государственной Думы «О социально-экономической и финансо­вой ситуации в стране» от 2 сентября 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 37. Ст. 4571;
 пост. Совета Федерации «О социально-экономической ситуации в Российской Фе­дерации и неотложных мерах по выводу страны из кризиса» от 15 октября 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 43. Ст. 5256.
 
 3.2.2. Система налогов и сборов в Российской Федерации. Порядок установления налогов и сборов
 
 Преследуя цели пополнения казны и другие задачи, любое го­сударство стремится разнообразить вводимые налоги. Обращаясь к истории дореволюционной (до 1917 г.) России, встречаем не­малое число налогов. Население уплачивало, например, личный налог, подушную подать, несколько имущественно-подоходных налогов — поземельный, подомовый (на доходы с дома), квартир­ный (уплачиваемый содержателем квартиры), промысловый, с на­следства и др.
 Немалое число налогов установлено и законодательством Рос­сийской Федерации, принятым в 1990-х гг. Следует заметить, что Закон РСФСР от 27 декабря 1991 г., который установил новую налоговую систему в стране, включил в нее перечень не только налогов в собственном смысле слова, но и других платежей, подле­жащих в обязательном порядке внесению в бюджет или внебюд­жетные фонды.*
 ______________________
 * Можно заметить сходные черты в формировании налоговых систем бывших республик Союза ССР. См., например: Кучерявенко Н.П., Перепелица МА. Закон Украины «О системе налогообложения». Научно-практический комментарий. Харьков, 1997.
 
 При этом они объединены введенным этим Законом понятием «налоговая система», которое определено как «совокупность на­логов, сборов, пошлин и других платежей (далее налогов), взима­емых в установленном порядке» (ст. 2). Соответственно названно­му Закону в налоговую систему вошли, помимо налогов, государ­ственная и таможенная пошлины, различные сборы — целевые, лицензионные и др. Упомянутые платежи отличаются от налогов в собственном смысле слова. В определенной мере часть из них носит возмездный характер: они являются или платой за услуги (например, государственная пошлина) или платой за разрешение на какую-то деятельность и т.д., предоставляемые компетентными государственными органами и органами местного самоуправле­ния. Такие платежи носят обычно разовый характер. Налогам же в отличие от них свойственна регулярность уплаты: при наличии у налогоплательщика установленного законодательством объекта обложения (имущества, дохода и т.п.), налоги подлежат система­тическому внесению в казну в предусмотренные сроки.
 С налогами данные платежи объединяют такие общие черты как: обязательность уплаты при наличии указанных законода­тельством фактов; внесение в бюджет или внебюджетный фонд определенного государственного или местного уровня; возложение контроля за их уплатой, как и уплатой налогов, на одну и ту же систему государственных органов — налоговую службу, а в соот­ветствующих случаях — на таможенные органы с одинаковыми контрольными полномочиями, мерами принудительного воздей­ствия. При этом законодатель не делает различий в общих правах и обязанностях субъектов, касающихся всех этих платежей, в том числе налогов.
 Учитывая общие черты с налогами рассматриваемых плате­жей, законодатель условно и их именует налогами.
 Более четкими в этом отношении являются положения НК РФ. Прежде всего, удачнее стало наименование самой системы данных платежей в целом: вместо условного термина «налоговая система» (который может толковаться и более широко, чем совокупность платежей, или вообще в другом аспекте — например, как система налоговых органов) применено выражение «система налогов и сборов». В последнем случае ясно, что речь идет, во-первых, имен­но о платежах, и во-вторых, о различающихся между собою плате­жах. К достоинствам Кодекса относится, как уже отмечалось, и обособленное формулирование понятий налога и сбора с указанием их характерных особенностей. Вместе с тем все эти платежи, как и ранее принятым законом, объединены в одну систему. В соответ­ствии с Законом РФ «О бюджетной классификации» они составля­ют группу налоговых доходов.
 Первоначально Закон РФ от 27 декабря 1991 г. включил в на­логовую систему более 40 платежей, число которых впоследствии дополнялось их новыми видами и составило с учетом изменений и дополнений на 8 июля 1999 г. более 50.* Налоговый кодекс РФ (ч. 1) внес изменения в систему налогов и сборов, сократив общее число их видов до 28. Однако до введения в действие части второй Налогового кодекса установлено применение платежей, предус­мотренных ст. 19, 20 и 21 Закона РФ о налоговой системе от 27 декабря 1991 г.**
 _____________________
 * Российская газета. 1999. 14 июля.
 
 
 ** См.: Федеральный закон «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» от 31 июля 1998 г. // СЗ РФ. 1997. № 31. Ст. 3825;
 Российская газета. 1999. 14 июля.
 
 
 
 Объединение налоговых платежей в систему предполагает воз­можность их классификации, позволяющей лучше уяснить сущ­ность этой категории. Оснований для классификации может быть несколько.
 По субъектам (плательщикам) можно выделить налоги с орга­низаций и налоги с физических лиц. В ту и другую группу входят налоги разного территориального уровня. К первой группе отно­сятся налоги на добавленную стоимость, на прибыль, акцизы и др. Ко второй — подоходный налог, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, и ряд других. Они будут рас­смотрены особо. Выявление круга платежей по субъектам имеет важное практическое значение для характеристики правового ста­туса соответствующего юридического или физического лица, опре­делении перспектив их деятельности, организации контроля за уплатой налогов.
 Вместе с тем, как уже отмечалось, для настоящего времени характерно появление в России группы налогов, общих для юри­дических и физических лиц. Они регулируются общими для тех и других субъектов нормативными актами, по своему основному со­держанию данные налоги в отношении них совпадают.
 В зависимости от характера использования налоги могут быть общего значения и целевыми. Налоги общего значения, а они в большей части таковыми и являются, зачисляются в бюджет соот­ветствующего уровня как общий денежный фонд соответствующей территории и используются при исполнении бюджета без привяз­ки к конкретным мероприятиям. Целевые налоги зачисляются во внебюджетные целевые фонды или выделяются в бюджете отдель­ной строкой для целевого использования (как, в частности, земель­ный налог).
 В зависимости от формы возложения налогового бремени нало­ги могут быть прямыми и косвенными. Этот вопрос в настоящее время относится к числу актуальных. Российская Федерация переходит к активному использованию косвенных налогов.
 Прямые налоги, в отличие от косвенных, непосредственно об­ращены к налогоплательщику — его доходам, имуществу, другим объектам налогообложения. Юридический и фактический пла­тельщик в этом случае совпадают в одном лице.
 Исторически прямые налоги — наиболее ранняя форма налого­обложения. Возникли, например, подушный, поземельный, подомовый налоги. В настоящее время в Российской Федерации пря­мыми налогами являются подоходный, земельный налоги, налоги с имущества и др., составляющие большую часть среди всех нало­гов действующей системы. При такой форме взимания ясно видно, кто сколько платит в казну.
 Косвенное налогообложение отличается от этой формы своей замаскированностью. Налог в этом случае устанавливается в виде надбавки к цене реализуемых товаров, и в результате этого не свя­зан непосредственно с доходом или имуществом фактического пла­тельщика. Закон возлагает юридическую обязанность внесения суммы налога в казну на предприятие, производящее или реали­зующее товары, оказывающее услуги, за счет выручки. Фактичес­ки же бремя уплаты налога возложено на потребителя, который приобретает эти товары (услуги) по ценам, повышенным на сумму косвенного налога. Такими косвенными налогами являются вве­денные в стране с 1992 г. акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, действовавший в течение 1991 г. и вновь введен­ный в 1998 г.*
 ______________________
 * См.: Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ» от 31 июля 1998 г. // СЗ РФ. 1998. №31.Ст.3828.
 
 
 
 Экономисты и политики считают, что косвенные налоги не­справедливы, поскольку чем беднее человек, тем большую долю своего дохода он отдает государству в виде этих налогов.
 Однако в западных странах косвенные налоги по сей день нахо­дят широкое применение. Чем объясняется предпочтение, отда­ваемое такой форме налогообложения? Прежде всего, это наиболее удобная для мобилизации доходов в казну форма, позволяющая оперативно и регулярно получать крупные суммы. Помимо того, в ней заложены и возможности воздействия на экономику, стимули­рования или сдерживания производства по тем или иным направ­лениям, возможности регулирования потребления, при этом — быстрого реагирования на экономические процессы. Важен при использовании этого механизма комплексный анализ последствий его применения, учет особенностей экономики страны. Не случайно в развитых капиталистических странах при всех негативных сторонах косвенного налогообложения оно не противодействует развитию экономики.
 Помимо рассмотренной классификации Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» подразделил налоги на три вида в зависимости от их территориального уровня: феде­ральные налоги; налоги субъектов Российской Федерации; мест­ные налоги. Налоговый кодекс (гл. 2) в качестве равнозначного выражению «налоги и сборы субъектов Российской Федерации» ввел в отношении этих платежей термин «региональные». Хотя последний и не отличается четкостью, закрепление в законода­тельстве дает основание пользоваться им при характеристике со­ответствующих платежей,
 К федеральным налогам действующие нормы Закона РФ «Об основах налоговой системы» (ст. 19) отнесены:
 — налог на добавленную стоимость;
 — акцизы на отдельные группы и виды товаров;
 — налог на доходы банков;
 — налог на доходы от страховой деятельности;
 — налог с биржевой деятельности (биржевой налог);
 — налог на операции с ценными бумагами;
 — подоходный налог (налог на прибыль) с предприятий;
 — подоходный налог с физических лиц;
 — налоги, зачисляемые в дорожные фонды (это налог с владель­цев транспортных средств, налог на реализацию горюче-смазоч­ных материалов, налог на пользователей автомобильных дорог, налог на приобретение автотранспортных средств);
 — налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;
 налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;*
 — налог на игорный бизнеса;**
 — налог на отдельные виды транспортных средств.**
 ________________________
 * Включен Федеральным законом от 21 июля 1997 г. СЗ РФ. 1997 № 30 Ст.3593.
 ** Включен Федеральным законом от 3 июля 1998 г. СЗ РФ 1998 .№ 31 Ст.3816.
 *** Включен Федеральным законом от 8 июля 1999 г. № 142-83 // Российская газета. 1999.14 июля.
 
 
 
  Кроме налогов к федеральным отнесены несколько сборов и иных платежей:
 — государственная пошлина;
 — таможенная пошлина;
 — гербовый сбор;
 — платежи за пользование природными ресурсами, зачисляе­мые в бюджеты разных уровней в порядке и на условиях, предус­мотренных законодательными актами Российской Федерации о недрах;
 — отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы,* зачисляемые в специальный Федеральный (бюджетный) фонд вос­производства минерально-сырьевой базы;
 —сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний;
 — сбор за пограничное оформление;**
 — плата за пользование водными объектами;***
 — сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции.****
 _______________________
 * См.: ст. 8 и 78 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1999 год» СЗ РФ.1999. № 9.Ст.1093.
 ** Включен Федеральным законом от 31 июля 1998 г. СЗ РФ. 1998. № 31. Ст.3828.
 *** Включен Федеральным законом от 17 июня 1999 г. СЗ РФ. 1999. № 25. Ст.3041.
 **** Включен Федеральным законом от 17 июня 1999 г. Там же.
 
 
 
 Часть платежей из приведенного перечня зачисляются в феде­ральный бюджет: налог на добавленную стоимость, акцизы, тамо­женная пошлина и др. (с возможными отчислениями в нижестоя­щие бюджеты).
 Подоходный налог с физических лиц, закон предписывает ис­пользовать для регулирования бюджетов субъектов РФ и местные бюджеты, которым его поступления передаются в виде отчис­лений.
 Другая часть налогов, иных платежей (государственная пошли­на, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения) предназначена для зачисления в местные бюджеты, или в бюджеты разных уровней в соответствии с установленным зако­нодательными актами РФ порядком (налог на покупку иностран­ных денежных знаков, налог на игорный бизнес).
 Таким образом, федеральные налоги отличают следующие осо­бенности: они устанавливаются законодательными актами Рос­сийской Федерации; взимаются на всей ее территории; круг пла­тельщиков, объекты налогообложения, ставки налога, порядок за­числения в бюджет или во внебюджетный фонд определяются за­конами Российской Федерации. Это не исключает зачисления их не только в федеральный бюджет, но и бюджеты другого уровня.
 К налогам субъектов Федерации отнесены:
 — налог на имущество предприятий, который закон обязывает зачислять равными долями в бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты по месту нахождения плательщика;
 — лесной доход;
 — сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц и используемый через бюджет целевым назначе­нием на дополнительное финансирование образовательных учреж­дений.
 В 1998 г. этот перечень дополнен еще двумя налогами:
 — налог с продаж;
 — единый налог для определенных видов деятельности.*
 ________________________
 * СЗ РФ. 1998. №31. Ст. 3827.
 
 
 
 Часть платежей данной группы (налог на имущество предпри­ятий, лесной доход), как и федеральные налоги, устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. Однако их конкретные ставки определяются органами государственной власти субъектов Федерации, если иное не будет установлено законом Российской Федерации. Они зачис­ляются в соответствующие бюджеты, а также могут быть переданы полностью или частично в местные бюджеты.
 В отношении иных платежей (сбор на нужды образовательных учреждений, налог с продаж и единый налог на вмененный доход) предусмотрен другой порядок. Они устанавливаются и вводятся в действие представительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодатель­ством РФ. При этом в случае введения налога с продаж не взима­ется налог на нужды образовательных учреждений. При введении единого налога на вмененный доход для определенных видов дея­тельности не взимается ряд платежей федерального и местного уровня.
 Самая многочисленная группа — местные налоги и сборы.
 В числе налогов:
 — налог на имущество физических лиц;
 — земельный налог;
 — налог на строительство объектов производственного назначе­ния в курортной зоне;
 — налог на рекламу;
 — налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техни­ки и персональных компьютеров;
 — налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.
 Помимо них в данную группу входит значительное число всевозможных сборов.
 Платежи данной группы различаются между собой по порядку установления и взимания.
 Так, налог на имущество физических лиц, земельный налог и регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся пред­принимательской деятельностью, устанавливаются законодатель­ными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее тер­ритории. При этом их конкретные ставки определяются законода­тельством субъектов РФ или решениями органов местного самоуп­равления, если иное не предусмотрено законами РФ.
 Налог на содержание жилищного фонда и объектов жилищно-культурной сферы имеет соответствующее целевое назначение.
 Налог на строительство промышленных объектов и курортный сбор могут быть введены органами местного самоуправления, на территории которых находится курортная местность.
 Кроме того, по решению представительных органов местного самоуправления могут устанавливаться следующие платежи:
 — налог на рекламу с юридических и физических лиц;
 — налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техни­ки и персональных компьютеров с юридических и физических лиц;
 — целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, орга­низаций на содержание милиции, на благоустройство территории, на нужды образования и другие цели;
 — сбор с владельцев собак, уплачиваемый физическими ли­цами;
 — лицензионный сбор за право торговли винно-водочными из­делиями с юридических и физических лиц;
 — лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;
 — сбор за выдачу ордера на квартиру;
 — сбор за парковку автотранспорта с юридических и физичес­ких лиц;
 — сбор за право использования местной символики, вносимый производителями продукции;
 — сбор за участие в бегах и на ипподромах с юридических и физических лиц;
 — сбор за выигрыш на бегах;
 — сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на иппо­дроме;
 
 
 _ сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогооб­ложении операций с ценными бумагами;
 — сбор за право проведения кино- и телесъемок;
 — сбор за уборку территорий населенных пунктов;
 — сбор за открытие игорного бизнеса с юридических и физичес­ких лиц;
 — сбор за право торговли.
 С введением законодательным органом власти субъекта РФ на­лога с продаж не должны взиматься многие из перечисленных местных налогов и сборов: налог на строительство объектов произ­водственного назначения в курортной зоне, сбор за право торговли, налог на перепродажу автомобилей и др., в общем количестве 16 платежей.*
 Перечисленные платежи относятся к источникам доходов мест­ных бюджетов.
 ______________________
 * СЗ РФ. 1998. №31. Ст. 3828.
 
 
 
 Необходимо подчеркнуть, что законодательство РФ закрепляет исчерпывающий перечень налогов, сборов и других платежей, от­несенных к налоговой системе. Дополнения к Закону «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. особо подчеркивают эту характеристику налоговой системы РФ. В соответствии с ними органы государственной власти всех уров­ней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные от­числения, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей. По смыслу данной нормы и упомянутого Закона в целом это огра­ничение, помимо органов государственной власти, распространя­ется и на органы местного самоуправления. Следовательно, на тер­ритории Российской Федерации действует единая система налого­вых доходов, перечень которых, независимо от их уровня, закреп­ляется законодательством РФ. Такая позиция закреплена и в НК РФ, согласно которому не могут устанавливаться региональные или местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные им (п. 5 ст.12).
 Таким образом, законодательство РФ закрепило порядок уста­новления налогов и сборов и других платежей, исходящий из принципа единства их системы и прерогативы представительных органов государственной власти и местного самоуправления на ус­тановление всех этих платежей независимо от их уровня.
 Установление налогов означает принятие компетентным ор­ганом власти решения о порядке введения данного платежа в пределах определенной территории в качестве источника доходов государственной или муниципальной казны с указанием круга плательщиков, объектов налогообложения, размеров и сроков уп­латы.
 Органы власти того или иного уровня в соответствии с законода­тельством решают все перечисленные вопросы, или отдельные из них. С установлением налогов связан и вопрос о предоставлении льгот. При этом органы государственной власти субъектов Федера­ции и местного самоуправления могут предоставлять дополнитель­ные льготы по налогообложению, помимо установленных в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации, только в преде­лах сумм налогов, зачисляемых в соответствующие бюджеты.
 После введения в действие части второй НК РФ систему налогов и сборов составят следующие платежи, предусмотренные ст. 13,14 и 15 части первой Налогового кодекса.
 Федеральные налоги и сборы:
 1) налог на добавленную стоимость;
 2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
 3) налог на прибыль (доход) организаций;
 4) налог на доходы от капитала;
 5) подоходный налог с физических лиц;
 6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
 7) государственная пошлина;
 8) таможенная пошлина и таможенные сборы;
 9) налог на пользование недрами;
 10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
 11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
 12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
 13) лесной налог;
 14) водный налог;
 15) экологический налог;
 16) федеральные лицензионные сборы.
 Региональные налоги и сборы:
 1) налог на имущество организаций;
 2) налог на недвижимость;
 3) дорожный налог;
 4)транспортный налог;
 
 
 5) налог с продаж;
 6) налог на игорный бизнес;
 7) региональные лицензионные сборы.
 При введении в действие налога на недвижимость прекращает­ся действие на территории соответствующего субъекта Российской федерации налога на имущество организаций, налога на имущест­во физических лиц и земельного налога.
 Местные налоги и сборы:
 1) земельный налог;
 2) налог на имущество физических лиц;
 3) налог на рекламу;
 4) налог на наследование или дарение;
 5) местные лицензионные сборы.
 3.2.3. Налоговое право Российской Федерации, его источники
 Общественные отношения, возникающие в связи с установле­нием и взиманием налогов, регулируются нормами финансового права, которые в своей совокупности представляют одно из его подразделений (или подотраслей) — налоговое право. Эти отноше­ния являются предметом налогового права.
 Таким образом, налоговое право — это совокупность финансо­во-правовых норм, регулирующих общественные отношения по ус­тановлению и взиманию налогов в бюджетную систему и в пред­усмотренных случаях — внебюджетные государственные и му­ниципальные целевые фонды с организаций и физических лиц. Ес­тественно, что налоговое право существует и как соответствующая категория правовой науки.
 Вместе с тем термин «налоговое право» применяется и в других аспектах: а) как отрасли законодательства, включающей в себя не только упомянутые нормы финансового права, но и других отрас­лей права (административного, гражданского, уголовного и др.), касающиеся системы налогообложения, контроля и ответствен­ности в этой сфере; б) как соответствующей учебной дисциплины, изучаемой обособленно от финансового права, например в рамках спецкурса. Такой подход в современных условиях возросшей роли налогов и налоговой деятельности также имеет полезные стороны, поскольку способствует углубленному комплексному изучению данных вопросов.
 Состав источников налогового права (как подотрасли финансо­вого права) определяется принципом федерализма и действием местного самоуправления в стране.
 
 
 Главными источниками налогового права являются федераль­ные законы, принятые на их основе законы субъектов Российской Федерации, акты представительных органов местного самоуправ­ления. Все они базируются на конституционных нормах, закре­пивших исходные положения налогового права. Конституция РФ относит установление общих принципов налогообложения на тер­ритории страны к сфере совместного ведения Федерации и ее субъектов (п. «и» ч. 1 ст. 72). Вопросы федеральных налогов и сборов относятся к ведению федеральных органов государствен­ной власти. В пределах, предусмотренных федеральным законо­дательством, вопросы налогообложения на своей территории ре­гулируются субъектами РФ. Акты органов местного самоуправ­ления, принимаемые на основе законодательства РФ и субъектов РФ, действуют на территории соответствующего муниципального образования.
 Если международным договором РФ установлены иные прави­ла и нормы, чем предусмотренные законодательством РФ, то при­меняются международные нормы и правила (ч. 4 ст. 15 Конститу­ции РФ).
 Исключительно важную роль в формировании источников на­логового права сыграл Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. Законодательный акт подобного содержания появился в истории СССР и Российской Федерации впервые. Его особенность состоит в том, что он ком­плексно урегулировал налоговые отношения, определил общие, наиболее существенные положения налогового права в едином нормативном акте, а именно: принципы построения налоговой системы РФ и ее содержание, т.е. перечень налогов, их классифи­кацию, порядок установления налогов; обязанности и права нало­гоплательщиков, их ответственность; полномочия налоговых ор­ганов и их должностных лиц; обязанности банков и ответствен­ность их должностных лиц в области налогообложения. Таким образом, он явился предшественником принятого в 1998 г. Нало­гового кодекса РФ, введенного в действие с 1 января 1999 г. (за исключением части статей, установивших новую систему налогов и сборов)2.
 ____________________
 * ВВС.1991.№11 Ст.527; СЗРФ 1999 №7.Ст.879; с изм. И доп. На 8 июля 1999 г.// Российская газета.1999 14 июля.
 ** См.: Федеральный закон «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» от 31 июля 1998г.// СЗ РФ. 1998. №31. Ст. 3825; с изм. и доп. // Российская газета. 1999. 14 июля. См. такие: Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1649.
 
 
 
 Положения названного Закона конкретизированы в законода­тельных актах, относящихся к определенным видам налоговых платежей. Более подробно порядок взимания налогов предусмат­ривается в инструкциях по применению законов, издаваемых Го­сударственной налоговой службой РФ (с 25 декабря 1998 г. — Ми­нистерством РФ по налогам и сборам) по согласованию с Министер­ством финансов РФ, а в соответствующих случаях — Государст­венным таможенным комитетом РФ или с его участием. Однако акты названных федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
 Закон о каждом конкретном налоге содержит следующие основ­ные элементы.*
 _____________________
 * Следует заметить, что в НК РФ (ст. 17 с изм. и доп.) говорится не об элементах закона о налоге, а об элементах налогообложения, в связи с чем последние назывались отдельно от налогоплательщиков.
 
 
 
 1. Определение круга плательщиков (налогоплательщиков), их основных признаков. К ним относятся организации (юридичес­кие лица, филиалы и иные обособленные подразделения юриди­ческих лиц) и физические лица, на которые в соответствии с зако­нодательными актами возложена обязанность уплачивать налог.

<< Пред.           стр. 11 (из 25)           След. >>

Список литературы по разделу