<< Пред.           стр. 12 (из 25)           След. >>

Список литературы по разделу

 2. Определение объекта налогообложения, т.е. того предмета, на который начисляется налог. Это могут быть доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности, имущество и другие объекты. В целях уточнения объекта налого­обложения может быть определена налоговая база (т.е. его стои­мостная, физическая или иная характеристика).
 3. В определенных случаях требуется указать единицу налого­обложения, т.е. часть объекта налогообложения, при помощи ко­торой исчисляется налог (например, 1 кв. м земли, 1 га пашни и др.).
 4. Ставка, т.е. размер налога, который взимается с единицы налогообложения или объекта налогообложения в целом.
 Ставки могут быть выражены в разных формах и в разной зави­симости от изменений объекта налогообложения.
 Так, они могут быть выражены в процентах и твердых денеж­ных суммах, в их сочетании. Применяются пропорциональные ставки, т.е. не изменяющиеся в зависимости от увеличения или уменьшения объекта налогообложения, и прогрессивные, размер которых зависит от количественной характеристики объекта нало­гообложения (при его увеличении увеличивается и ставка налога).
 5. Определение сроков уплаты, налогов в течение года. Они предусматриваются по каждому из видов налогов особо.
 В необходимых случаях при установлении налога в норматив­ном правовом акте могут предусматриваться налоговые льготы и основания для использования их налогоплательщиком.
 Льготы по налогам и сборам — это предоставляемые отдель­ным категориям плательщиков предусмотренные законодатель­ством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность полного или частичного освобождения от данного платежа. Льготы не могут носить ин­дивидуального характера. Однако в исключительных случаях до­пускается установление индивидуальной налоговой льготы нор­мативными правовыми актами законодательства РФ, субъектов РФ и нормативными актами органов местного самоуправления в отношении налогов и сборов соответствующего уровня в части, поступающей соответственно в федеральный, региональный или местный бюджет.
 Большую роль в формировании налогового права призван вы­полнить его важнейший источник — Налоговый кодекс РФ.*
 _____________________
 * СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824, изм и доп. // Российская газета 1999. 15 и 17 июля.
 
 
 
 Введенная в действие часть первая НК РФ предусматривает общие принципы налогообложения и сборов; виды налогов и сбо­ров, взимаемых в РФ; основания возникновения (изменения, пре­кращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; основные начала установления налогов субъектов РФ и местных налогов и сборов; права и обязанности налогоплательщи­ков, налоговых органов и других участников отношений, регули­руемых законодательством о налогах и сборах; формы и методы налогового контроля; ответственность за совершения налоговых правонарушений; порядок обжалования действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц.
 Существенное значение для развития налогового права имеет закрепление в НК РФ основных начал законодательства о на логах и сборах (ст. 3). Они исходят из конституционных положе­ний о правах человека и гражданина, принципах рыночных эко­номических отношений, государственной целостности Россий­ской Федерации, разграничении полномочий между органами го­сударственной власти Федерации, ее субъектов и органов местно­го самоуправления. К таким основным началам отнесены следую­щие:
 _ обязанность каждого лица уплачивать только законно уста­новленные налоги и сборы. При этом законодательство должно основываться на признании всеобщности и равенства налогообло­жения, фактической способности налогоплательщика к уплате на­лога;
 _ недопустимость дискриминационного характера налогооб­ложения и разного его применения исходя из социальных, расо­вых, национальных, религиозных и иных подобных различий между налогоплательщиками;
 — недопустимость произвольных налогов и сборов, не имею­щих экономического основания, и препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав;
 — недопустимость установления налогов и сборов, нарушаю­щих единое экономическое пространство РФ, либо препятствую­щих не запрещенной законом экономической деятельности нало­гоплательщика;
 — недопустимость возложения обязанности уплачивать налоги и сборы, а также иные платежи, обладающие их признаками, если они не предусмотрены Налоговым кодексом либо установлены в ином порядке, чем это им определено;
 — необходимость формулирования законодательства таким об­разом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком размере он должен платить;
 — толкование в пользу налогоплательщика (плательщика сбо­ров) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясности актов законодательства о налогах и сборах.
 3.2.4. Налоговые правоотношения. Субъекты налогового права
 Налоговые правоотношения — это урегулированные нормами налогового права общественные финансовые отношения, возни­кающие по поводу установления и взимания налогов с организа­ций и физических лиц.
 Правоотношения по поводу установления налогов предшеству­ют правоотношениям, возникающим в связи с взиманием налогов. В них участвуют органы государственной власти РФ, ее субъектов и органы местного самоуправления соответственно предусмотрен­ному законодательством порядку установления налогов разных территориальных уровней и закрепленному в Конституции РФ разграничению предметов ведения Российской Федерации и субъ­ектов РФ, правовому статусу муниципальных образований. Кроме того, в связи с установлением налогов возникают правоотношения между представительными и исполнительными органами власти.
 Установленные в законном порядке налоги реализуются через налоговые правоотношения, которые возникают по поводу взима­ния этих налогов с организаций и физических лиц.
 Основным содержанием налогового правоотношения в этом случае является обязанность налогоплательщика внести в бюд­жетную систему или внебюджетный государственный (местный) фонд денежную сумму в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные сроки, а обязанность компетентных орга­нов — обеспечить уплату налогов.
 Невыполнение налогоплательщиками своей обязанности вле­чет за собой причинение материального ущерба государству или муниципальному образованию, ограничивает их возможности по реализации своих функций и задач. Поэтому законодательство предусматривает строгие меры воздействия на лиц, допустивших такое правонарушение, чтобы обеспечить выполнение таких обя­занностей.
 В налоговых правоотношениях участвуют: налогоплательщи­ки, налоговые органы и кредитные организации — банки, которые принимают и зачисляют налоговые платежи на счета соответству­ющих бюджетов. Они являются носителями юридических прав и обязанностей в данных отношениях, т.е. субъектами налогового права.
 В Законе РФ «Об основах налоговой системы в Российской Фе­дерации» от 27 декабря 1991 г. впервые был дан обобщенный пере­чень прав и обязанностей участников налоговых правоотношений. Причем при характеристике налогоплательщиков Закон не разде­ляет их на юридические и физические лица, закрепляя их статус общими нормами. Конкретизированы же права и обязанности на­логоплательщиков в законодательных и иных актах, относящихся к каждому конкретному налоговому платежу.
 Налоговый кодекс РФ уточнил состав участников налоговых правоотношений, а также содержание их прав и обязанностей.
 Так, помимо налогоплательщиков, названы налоговые агенты и сборщики налогов (ст. 24 и 25). Налоговые агенты — это лица, на которые возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов (в частности, предприятия и учреждения в отношении на­логов из заработной платы работников). Сборщики налогов, в ка­честве которых могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, другие уполномоченные органы и должностные лица, осуществляющие прием от налогоплательщи­ков средств в уплату налогов и перечисление их в бюджет (напри­мер, органы связи).* Права и обязанности сборщиков налогов под­лежат дальнейшему правовому урегулированию. Кроме того. Ко­декс ввел в круг возможных участников налоговых правоотноше­ний представителя налогоплательщика (гл. 4).
 ________________________
 * См.: Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. Ч. 1. Ст. 1—79 / Руководитель авторского коллектива А. В. Брызгалин. Екатеринбург, 1998.С.105.
 
 
 
 Кодекс в перечне обязанностей налогоплательщиков выделил две группы: а) общие для организаций и физических лиц обязан­ности; б) дополнительные к ним обязанности налогоплательщи­ков — организаций и индивидуальных предпринимателей.
 В первую группу входят следующие обязанности налогопла­тельщиков:
 1) уплачивать законно установленные налоги;
 2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Кодексом;
 3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах;
 4) представлять в налоговый орган по месту учета в установлен­ном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена зако­нодательством о налогах и сборах;
 5) представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
 6) выполнять законные требования налогового органа об устра­нении выявленных нарушений законодательства о налогах и сбо­рах, а также не препятствовать законной деятельности должност­ных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
 7) предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных Кодексом;
 8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бух­галтерского учета и других документов, необходимых для исчис­ления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций — также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;
 9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательст­вом о налогах и сборах.
 Налогоплательщики — организации и индивидуальные пред­приниматели — помимо этих обязанностей, должны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета:
 — об открытии или закрытии счетов — в десятидневный срок;
 — о всех случаях участия в российских и иностранных органи­зациях — в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;
 — о всех обособленных подразделениях, созданных на террито­рии Российской Федерации, — в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;
 — о прекращении своей деятельности, объявлении несостоя­тельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации — в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;
 — об изменении своего места нахождения — в срок не позднее десяти дней с момента такого изменения.
 Учитывая различия между налогами и сборами, Кодекс не ото­ждествляет обязанности налогоплательщиков с обязанностями плательщиков сборов, о которых говорится особо: они обязаны уплачивать законно установленные сборы, а также нести иные обязанности, установленные законодательством о налогах и сбо­рах.
 Таким образом, на первом месте называется обязанность упла­тить законно установленные налоги и сборы. Такая обязанность имеет конституционный характер: в ст. 57 Конституции РФ за­креплено, что каждый обязан платить законно установленные на­логи и сборы.
 Вместе с тем налогообложение некоторых субъектов может быть заменено другой формой выполнения данной обязанности. Это касается субъектов предпринимательской деятельности (ин­весторов) в области пользования недрами. При заключении между ними, с одной стороны, и государством в лице компетентных орга­нов, с другой, соглашения о разделе полученной продукции, взима­ние ряда налогов и других обязательных платежей (НДС, акцизов и др.) заменяется передачей государству части продукции на усло­виях соглашения в соответствии с Федеральным законом «О согла­шениях о разделе продукции» от 30 декабря 1995 г.*
 _______________________
 * СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 18; 1999. № 2. Ст. 246; см. также: Федеральный закон «О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополне­ний, вытекающих из Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» от 10 февраля 1999 г. // СЗ РФ. 1999. № 7. Ст. 879
 
 
 
 Налоговым кодексом РФ урегулированы и обязанности налоговых агентов, за неисполнение которых они несут ответственность. К обязанностям этих участников налоговых правоотноше­ний отнесено:
 1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денеж­ных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечис­лять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;
 2) в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплатель­щика;
 3) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплатель­щику;
 4) представлять в налоговый орган по месту своего учета доку­менты, необходимые для осуществления контроля за правильнос­тью исчисления, удержания и перечисления налогов.
 Обязанность налогоплательщика по уплате налога возника­ет, изменяется и прекращается при наличии оснований, установ­ленных законодательным актом о налогах и сборах. Так, основа­нием возникновения обязанности уплатить какой-либо налог яв­ляется прежде всего наличие у него соответствующего объекта на­логообложения. Другие обязанности связаны и обусловлены этой основной обязанностью.
 Налоговый кодекс (ст. 44) установил следующие основания пре­кращения обязанности по уплате налога и (или) сбора:
 1) уплата налога и (или) сбора налогоплательщиком или пла­тельщиком сбора;
 2) возникновение обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и (или) сборах связывает прекращение обязанности по уплате данного налога и сбора;
 3) смерть налогоплательщика или признание его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством Россий­ской Федерации. Задолженность по поимущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается в пределах стоимости наследственного имущества;
 4) ликвидация организации-налогоплательщика после прове­дения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами).
 Неспособность юридического лица — коммерческой организа­ции или индивидуальных предпринимателей уплаты налогов яв­ляется основанием для признания этого лица в установленном законом порядке банкротом.* Если юридическое лицо ликвидирует­ся в судебном порядке или по решению собственника, то обязан­ность уплаты недоимки по налогу возлагается на ликвидационную комиссию.
 ___________________
 * См.: Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 г. Ст. 1, 3, 106, 161 // СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 223.
 
 
 
 Налогоплательщики (плательщики сборов) имеют права, ко­торые направлены на то, чтобы обеспечить им возможность защи­ты своих прав и интересов. Налоговый кодекс (ст. 21), расширив и уточнив их, закрепил следующие права налогоплательщиков (и плательщиков сборов);
 1) получать от налоговых и других уполномоченных государст­венных органов по месту учета бесплатную информацию о дейст­вующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;
 2) получать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;
 3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
 4) получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвес­тиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установ­ленных НК РФ;
 5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплачен­ных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов;
 6) представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;
 7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам про­веденных налоговых проверок;
 8) присутствовать при проведении выездной налоговой про­верки;
 9) получать копии акта налоговой проверки и решений налого­вых органов, а также налоговые уведомления и требования об уп­лате налога;
 10) требовать от должностных лиц налоговых органов соблюде­ния законодательства о налогах и сборах при совершении ими дей­ствий в отношении налогоплательщиков;
 11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;
 12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых орга­нов и действия (бездействие) их должностных лиц;
 13) требовать соблюдения налоговой тайны;
 14) требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налого­вых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.
 Этот перечень не является исчерпывающим. Кодекс подчерки­вает, что налогоплательщики имеют также иные права, установ­ленные Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.
 Особо отмечается, что плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики.
 Основной задачей налоговых органов является обеспечение по­ступления налогов в бюджетную систему и внебюджетные фонды в установленные сроки и в соответствии с установленными ставка­ми. Эта обязанность реализуется через широкий круг их прав и обязанностей.
 Налоговые органы наделены на основании Налогового кодекса РФ следующими правами (ст. 31);
 — требовать от налогоплательщика или налогового агента до­кументы по установленным формам, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов;
 — проводить налоговые проверки;
 — производить выемку при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента документов, свидетель­ствующих о совершении налоговых правонарушений;
 — вызывать в налоговые органы налогоплательщиков или на­логовых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержани­ем и перечислением) ими налогов;
 — приостанавливать операции по счетам в банках налогопла­тельщиков и налоговых агентов и налагать арест на их имущество;
 — осматривать (обследовать) любые используемые налогопла­тельщиком для извлечения дохода производственные, складские, торговые и иные помещения и территории;
 — определять суммы налогов, подлежащие внесению налого­плательщиками в бюджет, расчетным путем на основании имею­щейся у них информации, а также данных по иным аналогичным налогоплательщикам в случаях отказа налогоплательщика допус­тить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследова­нию) производственных, складских, торговых и иных помещений;
 
 
 — требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов и их представителей устранения выявленных нарушений законода­тельства о налогах и сборах;
 — взыскивать недоимки по налогам, сборам и пени в порядке, установленном Кодексом;
 — контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;
 — требовать от банков документы, подтверждающие исполне­ние платежных поручений налогоплательщиков и налоговых агентов и инкассовых поручений и распоряжений налоговых орга­нов о списании сумм налогов и пеней;
 — требовать от банков документы, подтверждающие исполне­ние платежных поручений налогоплательщиков, и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов;
 — привлекать для проведения налогового контроля специалис­тов, экспертов и переводчиков;
 — вызывать в качестве свидетелей лиц для проведения налого­вого контроля;
 — заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановле­нии действия лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;
 — создавать налоговые посты.
 Кроме того, налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции, или арбитражные суды иски:
 — о взыскании налоговых санкций с лиц, совершивших нару­шения законодательства о налогах и сборах;
 — о признании недействительной государственной регистра­ции юридического лица или физического лица в качестве индиви­дуального предпринимателя;
 — о ликвидации организации;
 — о взыскании задолженности по налогам, сборам, пеням, чис­лящейся за дочерними предприятиями, с соответствующих основ­ных предприятий;
 — о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и об инвестиционном налоговом кредите и в других случаях.
 В круг обязанностей налоговых органов входит:
 — соблюдение законодательства о налогах и сборах;
 — осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним норма­тивным правовых актов;
 — ведение в установленном порядке учета налогоплатель­щиков;
 
 
 — проведение разъяснительной работы по применению законо­дательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатное информирование налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, разъясне­ние порядка заполнения отчетности и исчисления и уплаты нало­гов и сборов;
 — осуществление возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов;
 — соблюдение налоговой тайны;
 — направление налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также налогового уведомления и требования об уплате налога и сбора.
 Министерство РФ по налогам и сборам и его территориальные органы ведут единый государственный реестр налогоплательщи­ков. Правила его ведения утверждены постановлением Правитель­ства РФ от 10 марта 1999 г.*
 ________________________
 * СЗ РФ. 1999. №11. Ст. 1307.
 
 
 
 При выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать со­вершение преступления в области налогообложения, налоговые органы обязаны в десятидневный срок направить материалы в ор­ганы налоговой полиции (ст. 32 НК РФ).
 Аналогичные права и обязанности имеют таможенные орга­ны в связи с взиманием налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу.
 Важная роль в реализации законодательства о налогах и сборах принадлежит банкам. В Законе РФ «Об основах налоговой систе­мы» впервые на законодательном уровне были специально урегу­лированы обязанности и ответственность банков в области налого­обложения. Теперь такие нормы содержатся в Налоговом кодексе РФ (ст. 60, 86, 132—136 и др.), получив более детальное содержа­ние с рядом уточнений и изменений.
 Банки выполняют в области налогообложения обязанности по исполнению поручений налогоплательщика и налогового агента на перечисление налогов и сборов и решений налогового органа о взыс­кании налогов и сборов. В связи с этим банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика (налогового агента) на перечисле­ние налога в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды), а также решение налогового органа о взыскании налога за счет де­нежных средств налогоплательщика или иного обязанного лица в порядке очередности, установленной гражданским законодатель­ством.
 Поручение на перечисление налога или решение о взыскании налога исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения или решения, если иное не предусмотрено настоящим. При этом плата за обслу­живание по указанным операциям не взимается.
 За неисполнение или ненадлежащее исполнение названных обязанностей НК РФ устанавливает ответственность банков.
 В связи с проведением налоговыми органами учета налогопла­тельщиков в целях налогового контроля банки не вправе откры­вать счета организациям и индивидуальным предпринимателям без предъявления свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, а также обязаны сообщить об открытии или закрытии этих счетов в налоговый орган в пятидневный срок.
 НК РФ (ст. 132—1351) содержит перечень видов нарушений бан­ком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. К ним относятся:
 нарушение порядка открытия счета налогоплательщику (в частности, открытие счета без предъявления свидетельства о по­становке налогоплательщика на учет в налоговом органе);
 нарушение срока исполнения поручения о перечислении нало­га или сбора;
 неисполнение решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или налогового агента;
 неисполнение банком решения о взыскании налога;
 непредставление налоговым органом сведений о финансово-хо­зяйственной деятельности налогоплательщика — клиента банка.
 Ответственность банков за эти нарушения законодательства ус­тановлена Кодексом в виде санкций, выраженных в разных фор­мах: в твердых денежных суммах (нарушение порядка открытия счета влечет взыскание штрафа в размере 10 тыс. руб.); в начисле­нии пеней (за нарушение сроков исполнения поручения о перечис­лении налогов и сборов применяется взыскание пеней в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, но не более 0,2% за каждый день просрочки); в процен­тах от суммы, перечисленной банком с нарушением решения нало­гового органа о приостановлении операций по счетам налогопла­тельщика (20%), и др.
 
 
  3.2.5. Ответственность и защита прав налогоплательщиков
 Неисполнение налогоплательщиками своих обязанностей обес­печивается мерами государственного принуждения. Применяют­ся установленные законодательством санкции за налоговые право­нарушения, меры к принудительному взысканию недоимок по на­логам. Кроме того, в качестве способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налога могут быть использованы: залог имущества, поручительство, пеня, приостановление операций по счетам с наложением ареста на имущество налогоплательщика (гл. 11 НК РФ). Пеня начисляется за каждый день просрочки в размере одной трехсотой действующей в этот период ставки рефи­нансирования Центрального банка РФ. Принудительное взыска­ние недоимки по налогу и суммы пеней производится с организа­ций в бесспорном порядке, а с физических лиц — в судебном (ст. 45 и 75 ПК РФ).
 Постановлением Конституционного Суда от 17 декабря 1996 г. признаны конституционными нормы п. 2 и 3 ч. 1 ст. 11 Закона РФ «О федеральных органах налоговой полиции» о взыскании в бес­спорном порядке недоимок по налогам и пени с организаций. Од­нако применение такого порядка без их согласия при взыскании штрафных финансовых санкций суд счел противоречащим Кон­ституции РФ.*
 ___________________
 * См. по этому вопросу постановление и определения Конституционного Суда РФ (СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 197; № 50. Ст. 5710; 1999. № 13. Ст. 1648).
 
 
 
 Налоговый кодекс РФ ввел понятия налогового правонаруше­ния и налоговой санкции, существенно изменив нормы ранее при­нятого законодательства по вопросам ответственности за правона­рушения в данной сфере.
 Налоговым правонарушением согласно ст. 106 НК РФ призна­ется виновно совершенное противоправное (в нарушение законода­тельства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Ко­дексом установлена ответственность.
 Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотрен­ных гл. 16 Кодекса.
 Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответст­венности с 16-летнего возраста.
 Срок давности применения ответственности за совершение на­логовых правонарушений составляет три года.
 Кодекс предусматривает 13 видов налоговых правонарушений, детально определяя их признаки (ст. 116—1291).
 Особо следует отметить, что согласно Кодексу налоговым пра­вонарушением может быть признано лишь виновно совершенное противоправное действие (или бездействие), чем положен конец спорам о необходимости учета вины в данных правонарушениях.
 Среди налоговых правонарушений называются нарушение срока постановки на учет в налоговом органе, непредставление налоговой декларации и иных документов, неуплата или неполная уплата сумм налога, невыполнение налоговым агентом обязаннос­ти по удержанию и (или) перечислению налогов, неправомерное несообщение сведений налоговому органу и др. Кодекс установил налоговые санкции, являющиеся мерой ответственности за совер­шение налогового правонарушения. Они предусмотрены в виде де­нежных взысканий (штрафов), выраженных в разных формах и размерах: в твердых денежных суммах (от 50 руб. до 15 тыс. руб.) и в процентах к определенным суммам (от 5 до 40%). Например, неуплата или неполная уплата налога в результате занижения на­логовой базы влечет штраф в размере 20% неуплаченной суммы налога. За те же деяния, совершенные умышленно, применяется штраф в размере 40%.
 Налоговые санкции применяются по решению налоговых орга­нов. В случае обжалования налогоплательщиком оно может быть принудительно исполнено только по решению суда.* Это относится ко всем налогоплательщикам — и организациям, и физическим лицам.
 ___________________
 * См. по этому вопросу постановление и определения Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г., от 6 ноября 1997 г. и от 4 февраля 1999 г.//СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 197; № 50. Ст. 5710; Российская газета. 1999. 30 марта.
 
 Рассмотренные налоговые санкции представляют разновид­ность финансово-правовых санкций.
 Следует иметь в виду, что за совершенные в сфере налогообло­жения противоправные деяния может наступить также уголовная, административная и дисциплинарная ответственность. Налоговая ответственность физического лица, предусмотренная Налоговым кодексом, наступает только в том случае, если совер­шенное им деяние не содержит признаков состава преступления по уголовному законодательству РФ.* Что касается организаций, то привлечение их к ответственности за совершение налогового пра­вонарушения не освобождает должностных лиц этих организаций при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами российской Федерации.
 _____________________
 * См.: ст. 194, 198, 199 УК РФ.
 
 
 
 Вместе с тем при нарушении прав и законных интересов нало­гоплательщиков (плательщиков сборов), как и других участников налоговых правоотношений, законодательство предусматривает возможности их защиты в административном или судебном по­рядках.
 К средствам (этапам) защиты этих прав и интересов относится обжалование действий налоговых органов. Налоговый кодекс РФ, опираясь на ранее принятое законодательство и Конституцию РФ, конкретизировал процедуру их обжалования.
 Кодекс закрепляет право каждого налогоплательщика (или иного обязанного лица) обжаловать акты налоговых органов не­нормативного характера, действия или бездействие их должност­ных лиц, если, по мнению налогоплательщика, они нарушают его права.
 По усмотрению налогоплательщика с жалобой можно обра­титься в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему долж­ностному лицу), т.е. в административном (внесудебном) порядке, или в суд.
 Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав. При этом жалоба в административном порядке не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд. В порядке, предусмотренном федеральным законодательством, могут быть обжалованы и нор­мативные акты налоговых органов.
 При судебном обжаловании организации и индивидуальные предприниматели подают исковые заявления в арбитражные суды, которые рассматриваются на основании Арбитражного про­цессуального кодекса. Однако этот кодекс допускает право обра­титься в арбитражный суд и граждан, не имеющих статуса инди­видуальных предпринимателей в случаях, предусмотренных АПК и федеральным законодательством (п. 4 ст. 22).
 Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпри­нимателями, подают исковые заявления в суд общей юрисдикции в соответствии с законодательством об обжаловании в суд неправо­мерных действий государственных органов и должностных лиц.*
 ____________________
 * См.: Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» // ВВС. 1993. № 19. Ст. 685; СЗ РФ. 1995. № 51. Ст. 4970.
 
 
 
 Рассмотрение этих дел производится в порядке гражданского судопроизводства с учетом особенностей, установленных вышена­званным законодательством.
 Важная роль в защите прав налогоплательщиков (как и других субъектов налогового права) принадлежит Конституционному Суду РФ, в компетенцию которого входит разрешение дел о соот­ветствии Конституции РФ законов и других нормативных актов. Он проверяет конституционность закона, примененного или под­лежащего применению в конкретном деле, по жалобам граждан о нарушении их конституционных прав. Это относится и к сфере налоговых правоотношений. Конституционный Суд РФ разрешил ряд таких дел (например, касающихся порядка принудительного взыскания недоимок по налогам и связанных с ними санкций, сроков введения в действие норм законодательства о налогах, не­конституционности некоторых актов об установлении сборов и др.).*
 ____________________
 * СЗ РФ. 1996. № 29. Ст. 3543; № 45. Ст. 5202; 1997. № 1. Ст. 197; №8. Ст. 1010;
 № 13. Ст. 1602; № 42. Ст. 4901; 1998. № 30. Ст. 3800 и др.
 
 
 
 Широко используется и административный порядок обжалова­ния действий налоговых органов, как более оперативный. К тому же, как отмечалось выше, налогоплательщик не лишается права обратиться в суд. Этот порядок урегулирован Налоговым кодексом РФ. Он состоит в следующем.
 Жалоба на акт налогового органа, действие или бездействие его должностного лица подается соответственно в вышестоящий нало­говый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. Этот срок может быть восстановлен при наличии уважительной причины его пропуска.
 Если лицо, подавшее жалобу, отзовет ее до принятия решения, то оно лишается права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям, в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.
 Жалоба должна быть рассмотрена в срок не позднее одного ме­сяца со дня ее получения. О принятом решении налогоплательщи­ку должно быть сообщено в письменной форме в течение трех дней.
 Однако подача жалобы не приостанавливает исполнения об­жалуемого акта или действия. Но налоговый орган (должностное лицо) вправе приостановить полностью или частично их исполне­ние, если имеются достаточные основания считать данные акты или действия не соответствующими законодательству.
 Права налогоплательщиков на защиту своих законных интере­сов обеспечиваются соответствующими обязанностями должност­ных лиц налоговых органов. За неправомерные действия или бездействие они несут ответственность в соответствии с законодатель­ством РФ.
 Существенной стороной защиты прав и законных интересов на­логоплательщиков являются предусмотренные законодательст­вом гарантии возмещения им убытков, причиненных неправомер­ными действиями (решениями) или бездействием работников на­логовых органов при исполнении своих служебных обязанностей. Эти убытки должны возмещаться за счет средств федерального бюджета (ст. 35 Налогового кодекса).
 В целях защиты своих прав налогоплательщик может обра­титься в органы Прокуратуры РФ,* которая осуществляет надзор за исполнением законов, включая и налоговое законодательство, за соблюдением прав гражданина, в том числе органами контроля и их должностными лицами.
 _____________________
 * См.: Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 но­ября 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
 
 
 
 
 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
 1. Дайте определение налога. Какие юридические признаки свойст­венны налогу?
 2. Что такое сбор? Чем он отличается от налога?
 3. Какую роль выполняют налоги?
 4. Проведите классификацию налогов по разным основаниям.
 5. Какие изменения в налогообложении произошли в период перехода к рыночным отношениям в российской экономике?
 6. Что понимается в российском законодательстве под системой нало­гов и сборов? Какие платежи объединены этим понятием?
 7. На какие уровни подразделяются законодательством налоговые платежи? Что входит в каждый из них, какие общие особенности свойст­венны платежам соответствующих уровней?
 8. Что понимается под установлением налогов? Какой порядок уста­новления платежей налоговой системы предусмотрен законодательством, на каких нормах Конституции РФ он основан?
 9. Дайте определение налогового права.
 10. Охарактеризуйте источники налогового права. Укажите нормы Конституции РФ, закрепляющие основы налогового права.
 11. Охарактеризуйте Налоговый кодекс РФ.
 12. Какие основные элементы содержатся в каждом законе о налоге?
 13. Что понимается под налоговыми льготами? , 14. Определите понятие налоговых правоотношений. Кто выступает в качестве их субъектов?
 15. Каковы обязанности налогоплательщиков? В чем состоят их права?
 16. Какими мерами обеспечивается исполнение налогоплательщика­ми их обязанностей?
 17. В каком порядке взыскиваются невнесенные в срок налоговые пла­тежи (недоимки), пени, суммы санкций за просрочку платежей?
 18. Какими правами обладают налоговые органы при осуществлении своих функций в области налогообложения?
 19. Каковы обязанности и ответственность банков в области налогооб­ложения? Какие виды нарушений банком своих обязанностей предусмот­рены Налоговым кодексом РФ, меры ответственности за эти нарушения?
 20. Определите понятие налогового правонарушения. Каковы их осо­бенности, круг субъектов?
 21. Какие налоговые санкции применяются к налогоплательщикам, нарушившим налоговое законодательство, каковы их особенности?
 22. Назовите конкретные налоговые правонарушения и применяемые налоговые санкции за их совершение.
 23. Охарактеризуйте административный порядок защиты прав нало­гоплательщиков .
 24. Охарактеризуйте судебный порядок защиты прав налогоплатель­щиков. Кто из них вправе обращаться за защитой прав в суд общей юрис­дикции и кто — в арбитражный суд?
 25. Охарактеризуйте роль Конституционного Суда РФ в защите прав и законных интересов субъектов налогового права. В каком порядке она реализуется? Приведите конкретные примеры из деятельности Конститу­ционного Суда РФ в этой области.
 26. Какова роль Прокуратуры РФ в защите прав субъектов налоговых правоотношений? Охарактеризуйте ее на основе Федерального закона «О Прокуратуре Российской Федерации».
 
 
 
 3.3. Налоги с физических лиц
 3.3.1. Общие положения
 В Российской Федерации, как и во всех других государствах мира, существует разветвленная система налогов, взимаемых с собственных граждан, лиц без гражданства и иностранных граж­дан, именуемых в российском законодательстве с 1990-х гг. обоб­щенным термином — физические лица. Эта система в 1992г. суще­ственно изменилась. При сохранении наиболее крупного налога с физических лиц — подоходного налога, были отменены некоторые ранее установленные налоги, а именно: налог на холостяков, оди­ноких и малосемейных граждан, существовавший как дополнение к подоходному налогу; сельскохозяйственный налог; налог с вла­дельцев строений. Однако взамен было установлено несколько новых платежей, поглотивших или преобразовавших прежние, а их перечень дополнен и новыми налогами.
 Налоги, взимаемые государством с населения, выполняют функции, свойственные налогам вообще. Но при этом они служат и средством связи гражданина, причем индивидуальной, с госу­дарством или органами местного самоуправления, отражают его индивидуальную причастность к государственным и местным делам, позволяют ощущать себя активно действующим членом об­щества по отношению к этим делам, дают основание для контроля за ними, а также ответственности государства и органов местного самоуправления перед налогоплательщиками. Разумеется, в таком аспекте можно рассматривать взаимоотношения и с органи­зациями, однако именно с гражданами он проявляется особенно четко в силу своей непосредственной связи с ними.
 В действующую с 1992 г. систему налогов с физических лиц по законодательству Российской Федерации входят: подоходный налог; налоги на имущество; налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения. Помимо них, они уплачивают целевые и общие с организациями налоги: земельный налог; налог с владельцев транспортных средств и другие платежи, зачисляе­мые в дорожные фонды; налог на покупку иностранной валюты; на индивидуальных предпринимателей (без образования юридичес­кого лица), как и на организации, распространяется налог с про­даж, единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, местные налоги, устанавливаемые по решению ор­ганов местного самоуправления (налог на рекламу, налог на пере­продажу автомобилей). Кроме того, с граждан в соответствующих случаях взимается значительное число разнообразных сборов, пошлин и других обязательных платежей, включенных в налого­вую систему Российской Федерации.
 В соответствии с Налоговым кодексом РФ (часть первая) число налогов с физических лиц несколько сокращается, хотя из этого не вытекает обязательное уменьшение налогового бремени, т.е. обще­го размера суммы налоговых платежей. Последнее зависит от ста­вок и льгот по налогам, определения налоговой базы по объекту налогообложения и других факторов. В Кодексе, в частности, не упоминаются целевые налоги, подлежащие зачислению в дорож­ные фонды, называется лишь один — дорожный налог. Но основ­ные налоги — подоходный и на имущество — сохранены. Переве­ден на уровень местного налог на наследование или дарение. Со­хранены и пошлины (государственная и таможенная) и ряд сборов. Все они также распределены по трем уровням.
 3.3.2. Подоходный налог с физических лиц
 Подоходный налог с физических лиц* — наиболее значитель­ный и по суммам поступлений, и по кругу плательщиков из числа прямых налогов с населения. Охватывая разнообразные источни­ки доходов граждан, он связан с различными сферами их деятель­ности. В связи с этим для подоходного налога особенно важно со­ответствие принципу справедливости. Основоположник финансо­вой науки в России Н.И. Тургенев писал: «Налоги должны быть распределяемы между всеми гражданами в одинаковой соразмер­ности; пожертвования каждого на пользу общую должны соответ­ствовать силам его, т.е. доходу».**
 ___________________
 * См.: Закон РФ «О подоходном налоге с физических лиц» от 7 декабря 1991 г.//ВВС. 1992. № 12. Ст. 591; с изм. и доп. на 31 марта и 4 мая 1999 г //СЗРФ. 1999. № 14. Ст. 1663; № 18. Ст. 2221.
 ** См.: Тургенев Н.И. Опыт теории налогов. 1818 г. // У истоков финансового права. Т. 1 / Под ред. Козырина А.Н. М., 1998. С. 134.
 
 
 
 Подоходный налог — один из главных налогов в современных государствах. Он возник в условиях капиталистического общества в XVIII—XIX вв., когда четко определились различия в видах и источниках доходов различных социальных групп: заработная плата рабочих, предпринимательский доход капиталиста, ссуд­ный процент и т.д. На введение подоходного налога существенное влияние оказало рабочее движение, требовавшее налоговой рефор­мы с целью снижения налогового бремени, а также другие факто­ры. Так, известный русский ученый И.Х. Озеров, объяснял причи­ны введения подоходного налога в Англии «дефицитами»,* а затем общественными отношениями, ростом числа трудящихся, кото­рые стали представлять уже крупную силу и были в состоянии заставить прислушиваться к их интересам..,».**
 _______________________
 * Имеются в виду бюджетные дефициты, обусловленные во многом несовер­шенством налоговой системы.
 ** Озеров И.Х. Основы финансовой науки. Вып. 1. М., 1911. С. 362.
 
 В царской России предпринимались попытки введения подо­ходного налога. Однако этому препятствовало крепостное право.* После его отмены к этому вопросу вновь вернулись. Наконец, в 1916 г. был принят закон о подоходном налоге со сроком начала взимания в октябре 1917 г. В связи с революционными событиями ввод в действие данного закона не состоялся.
 _______________________
 * См.: Слуцкий М. И. Популярные лекции по финансовому праву. СПб., 1902. С. 50.
 
 
 
 Позднее, в советский период в стране было введено и действова­ло законодательство о подоходном налоге с населения. Порядок взимания подоходного налога в Российской Федерации, введен­ный с января 1992 г. на основании Закона РФ от 7 декабря 1991 г., существенно отличается от ранее действовавшего, что связано с изменениями в экономике, процессами перехода ее к рыночным отношениям.
 Наиболее значительные отличия заключаются в следующем. Произведен переход к исчислению подоходного налога всеми ка­тегориями плательщиков, исходя из совокупного годового дохо­да, а не месячного, как устанавливалось ранее для большей части налогоплательщиков. В отношении всех видов доходов теперь ус­тановлена единая шкала ставок и единая система льгот, тогда как прежде они различались по категориям доходов и плательщи­ков налогов (заработная плата рабочих и служащих, доходы от кустарно-ремесленных промыслов и т.п.). Расширен и круг пла­тельщиков: начиная с 1992 г. подоходный налог уплачивают и члены колхозов. Ранее уплачивался налог с фонда оплаты труда колхозников колхозом в целом, а не каждым колхозником в от­дельности. По-новому определяется налогооблагаемый минимум доходов: не в конкретной сумме, а в размере определенной кратности относительно минимальной заработной платы, установлен­ной законом (пятикратной, трехкратной, двукратной или одно­кратной). Более широким стало применение деклараций о дохо­дах. Такие черты создают предпосылки для дальнейшего реформи­рования подоходного налога, исходя из новых экономических ус­ловий. С момента введения в действие в Закон РФ о подоходном налоге с физических лиц от 7 декабря 1991 г. внесено большое число изменений и дополнений, в том числе довольно существен­ных в 1997—1999 гг.*
 В Налоговом кодексе РФ (часть первая) подоходный налог с физических лиц по-прежнему включен в перечень федеральных налогов.
 Плательщиками подоходного налога являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, как имеющие, так и не имеющие постоянного места жительства в РФ. Все они обоб­щенно именуются в Законе физическими лицами.
 Вместе с тем Закон различает налогообложение лиц, имеющих постоянное место жительства (к ним относятся те из них, кото­рые проживают в Российской Федерации в общей сложности не менее 183 дней в календарном году) и не имеющих такового.
 Объектом налогообложения является совокупный доход физи­ческого лица, полученный им в календарном году (т.е. с 1 января по 31 декабря), как в денежной (валюте РФ или иностранной валю­те), так и в натуральной форме, в том числе в виде материальной выгоды, полученной по вкладам в банках, договорам страхования, низкопроцентным ссудам.**
 _____________________
 * См., в частности: Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О подоходном налоге с физических лиц» от 31 марта 1999 г. // СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1663.
 ** Последнее (о материальной выгоде как объекте налогообложения в указан­ных случаях) установлено Федеральным законом от 10 января 1997 г. // СЗ РФ-1997. №3.Ст.355.
 
 
 
 Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются по го­сударственным регулируемым ценам, а при их отсутствии — по свободным (рыночным) ценам на дату получения дохода.
 При этом у физических лиц, имеющих постоянное место жи­тельства в Российской Федерации, учитывается доход от источни­ков в Российской Федерации и за ее пределами, а у физических лиц, не имеющих постоянного места жительства, — лишь от ис­точников в Российской Федерации.
 Доходы в иностранной валюте для целей налогообложения пересчитываются по курсу Центрального банка РФ, действовавшему на дату получения дохода. Уплата налога с доходов, получен­ных в иностранной валюте, производится в рублях или, по жела­нию налогоплательщика, — в иностранной валюте, покупаемой Центральным банком РФ.
 Закон устанавливает перечень доходов, не подлежащих налого­обложению. При этом в нем выделяются две группы доходов: во-первых, не включаемые в совокупный доход, и, во-вторых, суммы доходов (расходов), на которые производится уменьшение сово­купного дохода.
 К первой группе относятся:
 • различного рода государственные пособия (кроме пособий по временной нетрудоспособности, в том числе по уходу за боль­ным ребенком);
 • пенсии;
 • алименты, получаемые физическими лицами;
 • все виды установленных законодательством и решениями органов местного самоуправления компенсационных выплат в пределах утвержденных норм (связанных с выполнением трудовых обязанностей, переездом на работу в другую мест­ность, возмещением командировочных расходов, гибелью военнослужащего и др.);
 • суммы материальной помощи, оказываемой в связи со сти­хийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельст­вом на основании решений органов законодательной власти или органов местного самоуправления, иностранными госу­дарствами (суммы оказываемой в других случаях материаль­ной помощи не включаются в облагаемый доход в пределах до 12-кратного размера минимальной заработной платы);
 • проценты и выигрыши по облигациям и другим государст­венным ценным бумагам бывшего СССР, Российской Феде­рации и субъектов Федерации, а также выпущенным органа­ми местного самоуправления;
 • проценты и выигрыши по вкладам в банках в пределах сумм, рассчитанных, исходя из ставки рефинансирования, уста­новленной Центральным банком РФ (а по вкладам в валю­те — в пределах до 15% годовых);
 • суммы, получаемые в течение года от продажи квартир, жилых домов, дач, земельных участков, садовых домиков, земельных паев (долей), принадлежащих физическим лицам на праве собственности, в части, не превышающей 5000-крат­ного размера минимальной оплаты труда, а от продажи друго-го имущества — в части, не превышающей 1000-кратного
 
 
 размера минимальной оплаты труда; в целях стимулирова­ния определенных видов общественно полезной деятельнос­ти и ее финансовой поддержки доходы от продажи выращен­ного в личном подсобном хозяйстве скота;
 • доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, по­лучаемые в этом хозяйстве от сельскохозяйственной деятель­ности, в течение пяти лет, и др.;
 • стипендии студентов и аспирантов;

<< Пред.           стр. 12 (из 25)           След. >>

Список литературы по разделу