<< Пред. стр. 13 (из 25) След. >>
• доходы учащихся высших, средних специальных и других учебных заведений (дневной формы обучения), получаемые в связи с учебно-производственным процессом, за работы в период каникул по уборке сельскохозяйственных культур и заготовке кормов, в целях их социальной поддержки;• с той же целью — суммы денежного довольствия, денежных вознаграждений и других выплат, получаемых военнослужащими в связи с исполнением обязанностей военной службы, и другие доходы (выплаты) согласно п. 1 ст. 3 Закона РФ о подоходном налоге с физических лиц. Всего здесь содержится 42 подпункта, предусматривающих различные виды доходов, не подлежащих налогообложению. Последний подпункт «я» об освобождении от налогообложения доходов физических лиц, получаемых в виде гуманитарной помощи (содействия) дополнен Федеральным законом от 4 мая 1999 г.*
Кроме того, совокупный доход уменьшается на указанные в Законе (п. 2-6 ст. 3) виды полученных или использованных доходов (т.е. эти суммы вычитаются из совокупного дохода налогоплательщика).
____________________
* См.: Федеральный закон «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации» от 4 мая 1999 г. // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст.2221.
К ним относятся:
1) суммы установленного законом необлагаемого минимума доходов, предусмотренного в размере, кратном минимальной заработной плате за каждый полный месяц, в течение которого получен доход:
— в пятикратном для Героев Советского Союза и Российской Федерации; лиц, награжденных орденом Славы трех степеней; инвалидов и участников Гражданской и Великой Отечественной войн; лиц, получивших лучевую болезнь вследствие радиационных аварий; лиц, находившихся в Ленинграде в период блокады в годы Великой Отечественной войны; инвалидов I и II групп, инвалидов с детства и др.;
— в трехкратном для родителей и супругов военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных ими при защите СССР, РФ или при исполнении иных обязанностей военной службы; граждан, выполнявших интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия; для одного из родителей, супруга, опекуна и попечителя, на содержании которых находится инвалид с детства или инвалид I группы; инвалидов III группы, имеющих на иждивении престарелых родителей или несовершеннолетних детей.
По нормам Закона, действовавшим до 1998—1999 гг., все остальные налогоплательщики пользовались правом на необлагаемый минимум доходов в размере однократной минимальной заработной платы. С 1998 г. этот порядок изменился, а в 1999 г. в него внесены уточнения, касающиеся сумм получаемых доходов. Он заключается в следующем. Для физических лиц, доход которых не превысил 10 тыс. руб. в течение года необлагаемая подоходным налогом сумма дохода составляет двукратный размер минимальной заработной платы. Если сумма дохода в течение года составила от 10 тыс. руб. 1 коп. до 30 тыс. руб., то не облагаемой налогом является сумма в размере двукратной минимальной заработной платы до месяца, в котором доход не превысил 10 тыс. руб. При превышении этой суммы не подлежит налогообложению доход в размере одной минимальной заработной платы.
При превышении дохода 30 тыс. руб. не облагаемый налогом минимум доходов не предусмотрен. Однако в течение года производится вычитание двукратного и однократного размера минимальной заработной платы из получаемого дохода по месяцам, соответственно его нарастающему итогу (до 30 тыс. руб.).
Размер минимальной заработной платы в связи с инфляционными процессами регулярно устанавливается Законом РФ.*
_____________________
* С 1 января 1997 г. минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 8 490 руб. // СЗ РФ. 1997. № 3. Ст. 350.
В таких же пределах из совокупного дохода вычитаются суммы расходов на содержание детей и иждивенцев. Они производятся на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, студента и учащегося дневной формы обучения — до 24 лет, на каждого другого иждивенца, не имеющего самостоятельного источника дохода. Такое право на уменьшение суммы облагаемого налогом дохода имеют оба супруга.
Помимо рассмотренных, из совокупного дохода вычитаются и другие суммы, а именно:
— суммы доходов, перечисляемые по заявлениям физических лиц на благотворительные цели предприятиям, учреждениям и организациям культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из соответствующих бюджетов;
— суммы, направленные на строительство и приобретение жилого дома, квартиры, дачи, садового домика в пределах 5000-кратного размера минимальной оплаты труда, учитываемого за трехлетний период;
— суммы документально подтвержденных физическими лицами (кроме лиц, не имеющих постоянного места жительства в РФ) расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода от выполнения ими работ по гражданско-правовым договорам и дохода от предпринимательской деятельности;
— суммы дохода, не превышающие размера совокупного дохода, облагаемого по минимальной ставке у физических лиц, получивших лучевую болезнь, инвалидность в связи с радиационными авариями, принимавших участие в ликвидации их последствий, участвовавших в испытаниях ядерного оружия и т.п.;
— суммы, передаваемые в качестве добровольных пожертвований в избирательные фонды кандидатов в депутаты органов государственной власти и местного самоуправления, а также в избирательные фонды избирательных объединений.
В результате производства предусмотренных Законом вычетов из совокупного дохода образуется облагаемый налогом совокупный доход. Закон требует учитывать все доходы, получаемые физическим лицом в разных местах и из разных источников, поэтому при налогообложении дохода к нему применяется определение «совокупный».
Ставки налога установлены в отношении облагаемого совокупного дохода, полученного в календарном году по всем видам доходов.
В 1999 г. установлены раздельные ставки налога, зачисляемого в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации. Причем для федерального бюджета — одинаковый размер ставки (3%) независимо от суммы полученного дохода. В бюджеты субъектов Российской Федерации налог зачисляется по дифференцированным ставкам (в зависимости от размера дохода).
Итак, с облагаемого совокупного дохода, полученного в календарном году, подоходный налог взимается по следующим ставкам:
Размер совокупного облагаемого дохода, полученного в календарном году
Ставка налога в федеральный бюджет
Ставка налога в бюджеты субъектов Российской Федерации
До 30 000 руб.
3%
9%
От 30 001 до 60 000 руб.
3%
2 700 руб.+ 12% с суммы, превышающей 30 000 руб.
От 60 001 до 90 000 руб.
3%
6 300 руб. 17% с суммы, превышающей 60 000 руб.
От 90 001 до 150 000 руб.
3%
11 400 руб.+ 22% с суммы, превышающей 90 000 руб.
От 150 001 до 300 000 руб.
3%
24 600 руб.+ 32% с суммы, превышающей 150 000 руб.
От 300 001 руб. и выше
3%
72 600 руб. + 42% с суммы, превышающей 300 000 руб.
С сумм доходов, полученных в 1999 г., превышающих 150 000 руб., налог взимается в следующих размерах: в федеральный бюджет — 3%, в бюджеты субъектов Российской Федерации — 24 600 руб. + 32% с суммы, превышающей 150 000 руб.*
_________________________
* См.: Федеральный закон от 31 марта 1999 г. // СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1663.
С сумм материальной выгоды при получении процентов по вкладам в банках и страховых выплат налог исчисляется и удерживается у источника фактической выплаты их физическому лицу отдельно от других доходов по ставке 15%.
Суммы подоходного налога исчисляются в полных рублях.
С лиц, не имеющих постоянного места жительства в РФ, налог удерживается у источника выплаты в размере 3% в федеральный бюджет и 17% в бюджеты субъектов РФ, если иное не предусмотрено международными договорами. Однако с доходов, получаемых за выполнение трудовых и иных приравненных к ним обязанностей, налог удерживается на общих основаниях.
Законодательство РФ при исчислении подоходного налога исходит из принципа избежания двойного налогообложения. На это направлены следующие правила.
Доходы, полученные за пределами Российской Федерации физическими лицами, имеющими постоянное место жительства в РФ, включаются в доходы, подлежащие налогообложению в РФ. Суммы подоходного налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств физическими лицами, имеющими постоянное местожительство в РФ, засчитываются при внесении ими подоходного налога в РФ. При этом размер засчитываемых сумм налогов не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этими лицами в РФ. Уплата налога за пределами РФ должна быть подтверждена налоговым органом соответствующего иностранного государства.
Устанавливая в принципе одинаковый порядок налогообложения всех видов доходов, закон закрепляет и особенности по разным их видам, выделяя несколько групп.
1. Налогообложение доходов, получаемых за выполнение трудовых и иных приравненных к ним обязанностей по месту основной работы. (службы, учебы).
Исчисление и удержание налога в этом случае производится предприятием, учреждением, организацией с начала календарного года по истечении каждого месяца. При этом учитывается доход, полученный не только от выполнения основных трудовых обязанностей, но и по совместительству, и от выполнения работ по гражданско-правовому договору в этой же организации. По окончании года производится перерасчет налога, исходя из сумм совокупного дохода, начисленных физическому лицу в течение календарного года.
Предприятия, учреждения и организации обязаны перечислять в бюджет суммы исчисленного и удержанного с физических лиц налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на оплату труда либо не позднее дня перечисления со счетов указанных организаций в банке по поручениям работников причитающихся им сумм.
Предприятия, учреждения и организации, выплачивающие суммы на оплату труда из выручки от реализации продукции (выполнения работ и оказания услуг), перечисляют исчисленные суммы налога в банки не позднее дня, следующего за днем выплаты средств на оплату труда.
2. Налогообложение доходов, получаемых не по месту основной, работы (службы, учебы). Если гражданин помимо места основной работы (службы, учебы) получает одновременно какие-либо доходы, в том числе от предпринимательской деятельности, от других предприятий, учреждений и организаций или физических лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателей, то такие доходы подлежат налогообложению без исключения из них сумм установленного законом размера минимальной заработной платы, расходов на содержание детей и иждивенцев и других, предусмотренных п. 2—6 ст. 3 Закона РФ о подоходном налоге с физических лиц (за исключением сумм, удержанных в Пенсионный фонд РФ).
По окончании года сведения об этих доходах налогоплательщик должен включить в декларацию и представить ее по месту жительства в налоговый орган.
Предприятия, учреждения, организации и физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей, обязаны не реже одного раза в квартал представлять налоговым органам по месту своего нахождения сведения о выплаченных физическим лицам суммах и удержанных с них налогах. Эти сведения пересылаются в налоговые органы по месту постоянного жительства налогоплательщика.
3. Налогообложение доходов от предпринимательской деятельности и других доходов.
Здесь имеется в виду налогообложение доходов физических лиц от любых видов предпринимательской деятельности и других доходов, кроме уже рассмотренных выше.
Налогоплательщиками в этих случаях являются: физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; нотариусы и другие лица, занимающиеся в установленном законодательством порядке частной практикой; физические лица, не имеющие основного места работы (службы, учебы), по суммам вознаграждений, полученных от предприятий, учреждений, организаций и физических лиц на основе заключенных договоров гражданско-правового характера; физические лица, сдающие в наем или в аренду строения, квартиры, автомобили и другое движимое и недвижимое имущество, — по суммам доходов, получаемых как в денежной, так и в натуральной форме; физические лица с постоянным местом жительства в РФ — по суммам доходов, получаемых из источников за границей; физические лица — по доходам от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности и т.д.
К плательщикам налога с таких доходов относятся, в частности, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность индивидуально, а также в коллективе без образования юридического лица (в составе полного товарищества).*
_______________________
* Индивидуальные предприниматели вправе перейти на уплату подоходного налога по упрощенной системе посредством оплаты патентов. См.: СЗ РФ. 1996. № 1.Ст. 15.
Облагаемым доходом выступает разность между суммой валовых доходов и произведенных для их получения расходов.
При этом из валового дохода исключаются документально подтвержденные плательщиком расходы, непосредственно связанные с извлечением этого дохода, или затраты, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг), определяемые Правительством России.
При определении облагаемого дохода лиц, не имеющих основного места работы, делаются и другие вычеты, предусмотренные законодательством для всех налогоплательщиков — физических лиц (необлагаемый минимум соответственно размеру минимальной заработной платы, расходы на иждивенцев и др.). Если доходы получены от нескольких предприятий, учреждений, организаций и физических лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателей, то вычеты производятся лишь в одном месте получения доходов по выбору налогоплательщика. При наличии у последнего места основной работы такие вычеты не производятся, так как это осуществляется по месту основной работы.
Налог по данной группе доходов исчисляется и удерживается при выплате дохода предприятиями, учреждениями, организациями, физическими лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей, или налоговыми органами на основании деклараций либо материалов проверок, а также полученных от организаций сведений. Налог, исчисляемый налоговыми органами, уплачивается налогоплательщиком в три срока по доходам за прошедший год. По совокупному годовому доходу налоговыми органами производится перерасчет, а также взыскание или возврат налоговых сумм не позднее 15 июля следующего за отчетным года.
4. Налогообложение иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих постоянное место жительства в РФ.
На указанных лиц распространяются правила налогообложения по рассмотренным трем группам доходов с некоторыми особенностями в определении облагаемого совокупного дохода (например, в нем учитываются суммы, выплачиваемые для компенсации расходов на обучение детей в школе, поездки членов семьи в отпуск, и не включаются суммы компенсаций по найму жилого помещения). О полученных доходах эти лица представляют декларации налоговым органам.
При налогообложении применяются общие ставки (ст. 6 Закона РФ о подоходном налоге с физических лиц).
Не подлежат налогообложению доходы следующих категорий иностранных граждан: глав и членов персонала представительств иностранных государств и членов их семей; членов административно-технического персонала представительств и членов их семей; членов обслуживающего персонала представительств, которые не являются гражданами РФ или не проживают в РФ постоянно; сотрудников международных организаций в соответствии с уставами этих организаций.
В Законе РФ о подоходном налоге с физических лиц особо регулируется порядок представления деклараций о доходах. В сравнении с ранее действовавшим (до 1992 г.) законодательством круг лиц, которым надлежит представлять декларацию налоговым органам, значительно расширен.
От представления декларации освобождаются лица:
а) имеющие доход только от выполнения трудовых обязанностей по месту основной работы, в том числе по совместительству по этому месту;
б) не имеющие постоянного места жительства в России, с доходов, получаемых у источника выплат;
в) лица, совокупный облагаемый доход которых не превысил сумму дохода, облагаемую по минимальной ставке. С 1 января 1999 г. такой ставкой является 12% (3+9), применяемая при налогообложении доходов до 30 тыс. руб. Эти положения, однако, не распространяются на лиц, получающих доходы от предпринимательской деятельности.
Закон РФ от 31 марта 1999 г. изменил срок представления декларации: вместо до 1 апреля, она должна представляться налоговому органу по месту постоянного жительства не позднее 30 апреля следующего за отчетным года. Если в течение года появляются доходы от предпринимательской деятельности, то декларация подается в пятидневный срок по истечении месяца со дня их появления.
При неправильном привлечении к уплате налога возврат или довзыскание производится не более чем за три года, предшествующих обнаружению факта неправильного удержания. При уклонении налогоплательщика от уплаты налога не взысканные суммы взыскиваются за все время уклонения.
3.3.3. Налоги на имущество физических лиц
Закон РФ «О налогах на имущество физических лиц» был принят 9 декабря 1991 г.* В советский период действовало налогообложение принадлежащего гражданам имущества лишь по отдельным его видам, в сущности единичным: это налоги с владельцев строений и с владельцев транспортных средств. До 50—60-х гг. существовали налоги и с владельцев скота. Сюда же относится и налогообложение земли (платеж именовался земельной рентой)**. В силу незначительности перечня объектов налогообложения не применялось обобщающего их наименования, не существовало и общего нормативного акта, регулирование производилось отдельными нормативными актами по конкретным видам имущества.
_____________________
* ВВС. 1992. № 8. Ст. 362; с изм.идоп.: 1993. №4. Ст. 118; № 14. Ст. 486; 1236;
СЗ РФ. 1994. № 16. Ст. 1863; 1995. № 5. Ст. 346.
** См.: Указ Президиума Верховного Совета СССР «О местных налогах и сборах» от 10 апреля 1942 г. // ВВС. 1942. № 13.
Поимущественные налоги действовали в царской России (например, квартирный налог, налог с наследства). Они взимаются в зарубежных странах со стоимости движимого и недвижимого имущества, обычно по невысоким ставкам, в системе местного налогообложения.
Особенность имущественных налогов состоит в том, что их объектом является имущество само по себе, а не как источник дохода.*
Закон РФ от 9 декабря 1991 г. в едином акте установил налогообложение имущества граждан, охватывающее разнообразные его виды. Как исключение выделены автомобили и другие транспортные средства на пневмоходу, налогообложение которых регулируется особым нормативным актом,** как и налогообложение земли.*** Круг объектов налогов на имущество по действующему законодательству в сравнении с недавним прошлым существенно расширен.
______________________
* По законодательству царской России выделялись помимо имущественных еще и имущественно-подоходные налоги, в которых учитывалась доходность объектов налогообложения. См.: Ходский Л.В. Основы государственного хозяйства. СПб.,1894.С.167,275.
** Закон РФ «О дорожных фондах в РФ» от 18 октября 1991 г. // ВВС. 1991. № 44. Ст. 1426; с изм. и доп. на 25 июля 1998 г.//СЗ РФ. 1998. №13. Ст. 1473; №26. Ст.3013.
*** См.: Закон РФ «О плате за землю» от 11 декабря 1991 г. // ВВС. 1991. № 44. Ст. 1424; с изм. и доп. на 25 июня 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3810.
Значительные изменения в налогообложение имущества физических лиц внесены Федеральным законом от 17 июля 1999 г.* В основном они коснулись ставок налога на строения, помещения и сооружения: взамен установленной прежде общей ставки в 0,1% стоимости названного имущества предусмотрены дифференцированные ставки в зависимости от величины его стоимости. Соответственно уточнена компетенция органов местного самоуправления по определению ставок налогов на имущество физических лиц.
______________________
* См. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» от 17 июля 1999 г. // Российская газета. 1999. 21 июля.
Плательщиками налогов являются физические лица — собственники имущества, отнесенного Законом к объектам налогообложения.
Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком считается каждое из них соразмерно своей доле в этом имуществе. Аналогично определяются налогоплательщики, если имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и предприятий (организаций). Однако если имущество находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, на них возложена равная ответственность по исполнению налогового обязательства.
Объекты налогообложения Закон подразделяет на две группы. К первой отнесены: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения; ко второй — самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, катера, мотосани, моторные лодки и другие водно-воздушные транспортные средства (за исключением весельных лодок).
Ставки налогов.
1. Закон устанавливает предельные ставки налога на строения, помещения и сооружения в дифференцированных размерах в зависимости от стоимости имущества:
Стоимость имущества
Ставка налога
До 300 тыс. руб.
До 0,1 проц.
От 300 тыс. до 500 тыс. руб.
От 0,1до0,3проц.
Свыше 500 тыс. руб.
От 0,3 до 2,0 проц.
В рамках предусмотренных пределов конкретные ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости указанного имущества. При этом органы местного самоуправления могут учитывать и другие критерии, например тип использования имущества.
2. Налог на транспортные средства уплачивается ежегодно по ставкам, установленным представительными органами местного самоуправления. Размер налога определяется в процентах от размера минимального размера оплаты труда, действующего на 1 января года, за который начисляется налог (от 3 до 30%), и устанавливается в зависимости от вида транспортных средств с каждой лошадиной силы (с каждого киловатта мощности), с каждого пассажиро-места, с каждой регистровой тонны валовой вместимости.
Льготы установлены как для всех объектов налогообложения, так и по некоторым видам имущества.
По всем объектам за особые заслуги перед обществом и государством от налога освобождаются Герои Советского Союза и Российской Федерации и лица, награжденные орденом Славы трех степеней, участники гражданской и Великой Отечественной войн и т.п. В качестве социальной поддержки также по всем объектам от налога освобождаются инвалиды I и II групп и инвалиды с детства; лица, получающие льготы как подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других подобных аварий; лица, принимавшие участие в испытаниях ядерного оружия, в ликвидации аварий на ядерных установках; лица, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 20 лет и более; члены семьи военнослужащего, потерявшие кормильца.
Помимо этого, освобождаются от налога на строения, помещения и сооружения: пенсионеры; граждане, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия; родители и супруги погибших военнослужащих, а также государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей; деятели культуры, искусства и народные мастера, использующие специально оборудованные помещения (включая жилье) исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также лица, использующие жилую площадь для организации негосударственных музеев, галерей, библиотек и т.п. (на период использования). В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. налог не уплачивается также с расположенных на участках в . садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилых строений жилой площадью до 50 кв.м и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 кв.м.
От уплаты налога освобождаются владельцы моторных лодок с мотором мощностью не более 10 л. с. (7,4 кВт).
Поскольку данный налог является местным и зачисляется в местный бюджет (по месту нахождения, регистрации имущества), то органы местного самоуправления могут предоставлять дополнительные, помимо предусмотренных в Законе, льготы и уменьшать размеры ставок.
Исчисление налогов возложено на налоговые органы, которые вручают налогоплательщикам платежные извещения не позднее 1 августа.
За строения, помещения и сооружения, перешедшие по наследству, налог взимается с момента открытия наследства.* За вновь возведенные строения, помещения и сооружения налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением.
_____________________
* Временем открытия наследства признается день смерти наследодателя; при объявлении его умершим днем смерти считается день вступления в законную силу решения суда об этом (ст. 528 ГК РСФСР).
Налог на транспортные средства исчисляется по состоянию на 1 января того года, за который исчисляются платежи. По новым транспортным средствам залог исчисляется с начала года, следующего за их приобретением. За транспортное средство, находящееся в собственности нескольких физических лиц, налог взимается с того лица, на имя которого оно зарегистрировано.
В случае уничтожения, полного разрушения строения, помещения, сооружения или транспортного средства взимание налога должно быть прекращено, начиная с месяца, в котором они были уничтожены или полностью разрушены.
Налоговый кодекс России (часть первая) сохранил налог на имущество физических лиц, в числе налоговых платежей населения, оставив его по-прежнему в группе местных налогов (ст. 15). Однако наряду с этим Кодекс в перечне региональных налогов предусмотрел и налог на недвижимость как альтернативный совокупности налогов на имущество физических лиц, организаций и земельного налога. Действие последних прекращается на территории тех субъектов РФ, органы государственной власти которых ввели налог на недвижимость. Таким образом, в результате введения этого нового налога сократится число местных налогов, зачисляемых в местные бюджеты.
3.3.4. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения
Налог с наследств и дарений имеет распространение в зарубежных странах с глубокой древности, существуя в форме единого либо двух налогов. По этому налогу в современный период действует довольно высокий необлагаемый минимум, большое количество льгот. Поэтому поступления от него в бюджет незначительны. В России налогообложение имущества, переходящего безвозмездным способом, существовало еще при царе Алексее Михайловиче (царствовавшем с 1645 г.) и неоднократно впоследствии изменялось. Такой налог взимался и в СССР на основании постановления ЦИК и СНК СССР от 29 января 1926 г. Были установлены резко прогрессивные ставки от 1 до 90% , колебавшиеся в зависимости от стоимости имущества. Затем Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 января 1943 г. он был отменен и возрожден почти через 50 лет Законом РФ «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» от 12 декабря 1991 г.* Данный налог действующим законодательством РФ отнесен к группе федеральных налогов с зачислением его в местный бюджет. Налоговый кодекс России (часть первая) отнес этот платеж к группе местных, изменив его наименование на налог с наследств или дарений (ст. 15).
______________________
* ВВС. 1992. № 12. Ст. 593; с изм. и доп.: 1993. № 4. Ст. 118; № 14. Ст. 486, 1236; СЗ РФ. 1995. № 5. Ст. 346.
Плательщики налога — физические лица, которые принимают на территории РФ имущество, переходящее в их собственность в порядке наследования или дарения на основании свидетельства о праве на наследство или договора дарения, нотариально удостоверенных.
Объекты налогообложения представляют конкретно перечисленные в законе виды имущества. Их перечень после принятия Закона был впоследствии расширен. Итак, к объектам налогообложения отнесены: жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики в садоводческих товариществах, автомобили, мотоциклы, моторные лодки, катера, яхты, другие транспортные средства, предметы антиквариата и искусства, ювелирные изделия, бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней и лом таких изделий, паенакопления в жилищно-строительных, гаражно-строительных и дачно-строительных кооперативах, суммы, находящиеся во вкладах в учреждениях банков и других кредитных организациях, средства на именных приватизационных счетах физических лиц, имущественные и земельные доли (паи), валютные ценности и ценные бумаги в их стоимостном выражении.
Закон различает налогообложение имущества, переходящего по наследству, и имущества, переходящего в порядке дарения. Эти различия касаются необлагаемой части (стоимости) имущества, ставок, определения круга субъектов (плательщиков), льгот.
Более «мягкое» налогообложение установлено в отношении наследуемого имущества. Обязанность уплаты налога с наследуемого имущества установлена при превышении им стоимости 850-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда, а имущества, переходящего в порядке дарения, — 80-кратной минимальной месячной оплаты труда. Налог взимается с превышающей части указанной стоимости.
При налогообложении имущества, переходящего в порядке наследования, закон выделяет три подгруппы налогоплательщиков: а) наследники первой очереди; б) наследники второй очереди;
в) другие наследники.* В зависимости от принадлежности к какой-либо из этих подгрупп установлены ставки налога. Они зависят также от стоимости наследуемого имущества. Так, при наследовании имущества стоимостью от 850-кратной до 1700-кратной минимальной заработной платы наследники первой очереди уплачивают налог в размере 5% стоимости имущества, превышающей 850-кратную минимальную заработную плату, наследники второй очереди — соответственно 10%, а другие наследники — 20%. С увеличением стоимости имущества возрастают и ставки налога. Максимальные ставки установлены при наследовании имущества стоимостью свыше 2550-кратной минимальной заработной платы: для наследников первой очереди — в размере 127,5-кратной минимальной заработной платы плюс 15% стоимости имущества, превышающей 2550-кратную минимальную заработную плату, а для наследников второй очереди — соответственно 255-кратной минимальной заработной платы плюс 30%, для других наследников — 425-кратной минимальной заработной платы плюс 40% стоимости имущества, превышающей 2550-кратный размер минимальной заработной платы.
______________________
* По гражданскому законодательству при наследовании по закону к наследникам первой очереди относятся дети (в том числе усыновленные), супруг, родители (усыновители) умершего, а также ребенок умершего, родившийся после его смерти;
второй очереди — братья и сестры умершего, его дед и бабка как со стороны отца, так и со стороны матери. Эти наследники призываются к наследованию по закону лишь при отсутствии наследников первой очереди или непринятии ими наследства, а также в случае, когда наследники первой очереди лишены завещателем права наследования (ст. 532 ГК РСФСР).
Подобный принцип налогообложения применен и в отношении имущества, переходящего в порядке дарения. Налогоплательщики в этом случае разделены на две подгруппы, а) дети, родители и б) другие физические лица.
Дети и родители обязаны уплатить налог в размере 3% стоимости имущества, переходящего в порядке дарения, превышающей 80-кратную минимальную заработную плату, а другие физические лица — 10% , Ставки налога увеличиваются в зависимости от стоимости имущества. Максимальные ставки установлены в отношении имущества, превышающего 2550-кратную минимальную заработную плату, а именно: для детей и родителей — в размере 176,1-кратной минимальной заработной платы плюс 15% стоимости имущества, превышающей 2550-кратную минимальную заработную плату, для других физических лиц — 502-кратной минимальной заработной платы плюс 40%.
Установлены следующие льготы. От налога освобождаются: имущество, переходящее в порядке наследования или дарения супругу; жилые дома (квартиры) и паенакопления в жилищностроительных кооперативах, если наследники (одаряемые) проживали в этих домах (квартирах) совместно с наследодателем (дарителем) на день открытия наследства или оформления договора (дарения); имущество лиц, погибших при защите СССР и РФ в связи с выполнением ими государственных или общественных обязанностей, или в связи с выполнением долга гражданина СССР и РФ по спасению человеческой жизни, охране государственной собственности и правопорядка.
Не облагаются налогом жилые дома и транспортные средства, переходящие в порядке наследования инвалидам I и II групп; транспортные средства, переходящие в порядке наследования членам семей военнослужащих, потерявших кормильца. Потерявшими кормильца считаются члены семьи умершего (погибшего) военнослужащего, имеющие право на получение пенсии по случаю потери кормильца.
Исчисление налога производится налоговыми органами на основании документов, представляемых им нотариусами, а также должностными лицами, уполномоченными совершать нотариальные действия.
Если физическому лицу от одного и того же физического лица в течение года неоднократно переходит в собственность имущество в порядке дарения, то налог исчисляется с общей стоимости имущества на основании всех нотариально удостоверенных договоров.
Налогоплательщик уплачивает налог на основании платежного извещения, вручаемого ему налоговым органом. Уплата должна быть произведена не позднее трехмесячного срока со дня вручения им извещения.
Имущество, перешедшее в порядке наследования или дарения, может быть продано, подарено, обменено лишь после уплаты налога, подтвержденной справкой налогового органа.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Какие платежи входят в систему налогов с физических лиц? Какова роль налогов с населения?
2. Каким законом регулируется взимание подоходного налога с физических лиц? К каким классификационным группам платежей относится этот налог? Какие группы плательщиков налога выделяет закон?
3. Что является объектом налогообложения подоходным налогом с физических лиц? Какие доходы подлежат налогообложению? Какие виды доходов и расходов исключаются из совокупного дохода? Что такое облагаемый совокупный доход?
4. Что такое необлагаемый налогом минимум доходов? В каких размерах он установлен по подоходному налогу с физических лиц? Какие внесены изменения в 1999 г. в размеры и порядок его применения?
5. Какие действуют ставки по подоходному налогу с физических лиц? Назовите новые моменты в шкале ставок, введенных в 1999 г.?
6. Какие имеются особенности налогообложения в зависимости от видов доходов физических лиц?
7. Какие льготы предусмотрены по подоходному налогу с физических лиц?
8. К каким классификационным группам платежей относятся налоги на имущество физических лиц? Каким законодательством они регулируются?
9. Дайте юридическую характеристику налогов на имущество физических лиц соответственно основным элементам налогового закона (плательщики, объект налогообложения, ставки, льготы).
10. К каким классификационным группам платежей налогов относится налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения? Каким законодательством регулируется этот налог?
11. Назовите плательщиков и объекты обложения по налогу на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения.
12. Какими особенностями различаются налогообложение имущества, переходящего в порядке наследования, от налогообложения имущества, переходящего в порядке дарения?
13. Какие налоги с физических лиц закреплены в Налоговом кодексе России (часть первая)? Что нового в его нормах по этому вопросу?
14. К каким уровням относятся налоги с физических лиц по Налоговому кодексу России (часть первая)?
15. Каково соотношение налога на недвижимость с налогами на имущество согласно Налоговому кодексу России (часть первая)?
3.4. Налоги с организаций
3.4.1. Общие положения
До 1992 г. виды налоговых платежей государственных предприятий и других хозяйственных организаций, основанных на негосударственных формах собственности (кооперативной, колхозной, общественной), существенно различались между собой. Доходы (прибыль) государственных предприятий в большей мере подлежали централизованному перераспределению, изъятию по распоряжению органов государственного управления (министерств, ведомств) и зачислению в централизованные денежные фонды. Поэтому государственные предприятия, помимо налоговых по форме своих платежей (налог с оборота), имели обязанность вносить в бюджет платежи, такой формы не имевшие (отчисления от прибыли, свободный остаток прибыли). Они отличались от налогов индивидуализированностью размеров для разных предприятий.
В законодательстве и литературе такие платежи именовались не налогами, а обязательными платежами государственных предприятий в бюджет. В то же время в науке финансового права и в финансовой экономической науке была обоснована доктрина, согласно которой и те платежи государственных предприятий, которые имеют налоговую форму (налог с оборота), по своей сущности налогами также не являются. Основным аргументом для обоснования данного положения, помимо других факторов, выдвигалось отсутствие в этом случае перехода части доходов в собственность государства, так как предприятия являлись государственными.* Впоследствии повышение уровня самостоятельности и возникновение новых форм взаимоотношений государственных предприятий с органами государственного управления, установление равноправия предприятий независимо от форм собственности при переходе к рыночной экономике обусловили и общность правового
положения предприятий в области платежей в бюджет, а также единство применяемой к ним системы налогообложения. Выделение из последней особой системы платежей для государственных предприятий потеряло прежнее значение.
_______________________
* См., например: Цыпкин СД. Доходы государственного бюджета СССР. Правовые вопросы. М., 1973. С. 47; Марьяхин Т.Л. Налоги в СССР. М., 1958. С. 15. Подобная позиция высказывалась и в ранее изданных учебниках по советскому финансовому праву.
До 90-х гг. основными платежами государственных предприятий были установленные в результате реформы 1930 г. налог с оборота и отчисления от прибыли. Последние преобразовались затем в разные формы: плату за фонды, фиксированные платежи, свободный остаток прибыли, отчисления от прибыли в новом варианте. При этом налог с оборота распространялся и на негосударственные предприятия, а в отношении государственных предприятий он признавался налогом лишь по форме, но не по существу. Колхозно-кооперативные и общественные предприятия уплачивали также соответствующие подоходные налоги.
Однако уже в Законе СССР «О государственном предприятии (объединении)» от 30 июня 1987 г. содержалась ориентация на переход к налогообложению прибыли этих предприятий (ст. 17).* Предполагалось сочетать его с другими обязательными платежами в бюджет.
______________________
* ВВС.1987.№ 26.Ст.385.
И лишь в 1992 г. была проведена реформа платежей в бюджет всех предприятий и других организаций. В системе этих платежей перестали учитываться особенности форм собственности плательщиков. С этой точки зрения она стала унифицированной. Основной формой платежей в государственную казну стал налог. Круг налогоплательщиков-организаций значительно расширился. В него вошли также банки, страховые и другие коммерческие организации. Но и некоммерческие организации, в том числе бюджетные, стали налогоплательщиками при наличии у них объекта налогообложения.
По действующему российскому законодательству организации уплачивают налоги, относящиеся к разным территориальным уровням.
Рассматривая правовой статус организаций в качестве налогоплательщиков, следует заметить, что в законодательстве встречается выражение «юридическое лицо», которое применяется как обобщенное, относящееся к организациям различных видов и правовых форм. Причем под этим термином законодательство нередко имеет в виду и организации, не являющиеся юридическими лицами (филиалы и другие аналогичные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет). В таком расширенном толковании, например, говорится о юридическом лице в нормах Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г., как утративших в 1999 г. силу, так и продолжающих действовать. Однако Налоговый кодекс России (часть первая) применяет в качестве обобщающего уже другой термин, а именно «организации» (ст. 19).
В качестве налогоплательщиков могут выступать как коммерческие, так и некоммерческие организации. Коммерческие организации, в отличие от некоммерческих, основной целью своей деятельности имеют извлечение прибыли.* Особо среди коммерческих организаций выделяются субъекты малого предпринимательства, которым оказывается государственная поддержка в развитии их деятельности, распространяющаяся и на область налогообложения в форме предоставления налоговых льгот, отсрочек и рассрочек по уплате налогов.** Субъектам малого предпринимательства предоставлена возможность применения упрощенной системы налогообложения.***
____________________
* См.: ст. 50 ГК РФ.
** См.: Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 25.
Ст.2343.
*** См.: Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29 декабря 1995 г. // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 15.
Итак, к плательщикам налогов, входящим в группу организаций, относятся:
а) предприятия и организации (в том числе бюджетные), имеющие согласно российскому законодательству статус юридического лица, включая созданные на территории России предприятия с иностранными инвестициями;
б) международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность на российской территории;
в) компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, которые осуществляют в России предпринимательскую деятельность через постоянные представительства (или — иностранные юридические лица);
г) филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий и организаций при условии, что они имеют отдельный баланс и расчетный счет. Не являясь юридическими лицами, филиалы населяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденного им положения.*
_______________
* См.: ст. 55 ГК РФ.
Уточненный перечень налогоплательщиков-организаций содержится в законах по каждому налогу. Придание статуса налогоплательщиков филиалам и другим подразделениям способствует более полному охвату объектов налогообложения и своевременному поступлению средств в государственную казну.
Все перечисленные субъекты несут обязанность уплатить какой-либо налог и другие связанные с ней обязанности лишь при наличии у них соответствующих объектов налогообложения. Они же обязаны:
• руководствуясь законодательством, исчислить сумы налоговых платежей, подлежащих уплате в установленные сроки;
• своевременно перечислить со своего расчетного счета в банке требуемую сумму;
• вести бухгалтерский учет, представлять налоговым органам отчеты о финансово-хозяйственной деятельности и в установленных случаях — расчеты платежей.
Объектами налогообложения для организаций могут быть:
прибыль, доход, стоимость определенных товаров, оборот товаров и другие денежные суммы, а также имущество. Соответственно этому организации уплачивают налоги: на прибыль, на имущество, на добавленную стоимость и акцизы, на операции с ценными бумагами. С них взимается также ряд налогов целевого и нецелевого назначения, относящихся одновременно и к физическим лицам (налоги, зачисляемые в дорожные фонды, земельный налог, на покупку иностранной валюты, налог с продаж и др.). Организации в соответствующих случаях осуществляют и такие платежи, включенные в налоговую систему, как государственная и таможенная пошлины, разнообразные сборы, платежи за пользование природными ресурсами, иные платежи обязательного характера. Наиболее существенны по числу плательщиков и поступающим суммам — налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и акцизы, из иных платежей — таможенная пошлина.
Федеральным законом от 10 февраля 1999 г.* в налоговое законодательство внесены дополнения, касающиеся налогообложения организаций, действующих в области недропользования на основе соглашений о разделе продукции, заключаемых с государством в соответствии с федеральным законом.** В соответствии с дополнениями к Закону РФ «Об основах налоговой системы» (к ст. 19—21) взимание налогов и сборов при заключении таких соглашений заменяется разделом произведенной продукции или осуществляется в соответствии с налоговым законодательством с учетом положений Закона РФ «О соглашениях о разделе продукции». Замена уплаты налогов разделом продукции распространяется на акцизы, налоги на прибыль и имущество предприятий, на добавленную стоимость, таможенную пошлину, налог на пользователей автомобильных дорог, платежи за пользование недрами и др. Соответствующие дополнения внесены в законы об этих платежах.
____________________
* СЗ РФ. 1999. №7. Ст. 879.
** См.: Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» от 30 декабря 1995 г. // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 18; 1999. № 2. Ст. 246.
3.4.2. Налог на добавленную стоимость
Налог на добавленную стоимость (НДС) введен Законом РФ от б декабря 1991 г.* До этого такого налога в стране не было. В тот же день Верховный Совет Российской Федерации принял Закон «Об акцизах». Одновременно с января 1992 г. были отменены налог с оборота, установленный в результате проведения налоговой реформы 1930 г.** и представлявший крупнейший стабильный источник бюджетных доходов, и налог на продажи, действовавший в течение 1991 г.***
________________________
* ВВС. 1991. № 52. Ст. 1871 с изм. и доп. на 31 марта 1999 г. // СЗ РФ. 1999. № 5. Ст. 1662, и на 4 мая 1999 г. // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2221.
** См.: Положение о налоге с оборота предприятий общественного сектора. Пост. ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 г. // СЗ СССР. 1930. № 46. Ст. 477.
*** О введение налога на продажи см.: ВВС. 1991. № 1. Ст. 55.
Налог на добавленную стоимость имеет широкое распространение в развитых капиталистических странах, являясь разновидностью налога с оборота.
Наименование его объясняется тем, что налог уплачивается с той части стоимости, которая добавляется (прирастает) на каждой стадии производства товара (работ, услуг). Дело в том, что в выручке предприятия за реализованную им продукцию содержится сумма НДС, уплаченная поставщиком, продукцию которого использовало данное предприятие для производства новой продукции. Поэтому из общей суммы налога, рассчитанной за реализацию вновь созданной продукции, вычитается та сумма, которая уплачена поставщиком, а данное предприятие вносит в бюджет лишь оставшуюся часть, т.е. налог с добавленной стоимости.
По российскому законодательству налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
К числу плательщиков налога относятся:
а) предприятия и организации, имеющие согласно российскому законодательству статус юридических лиц, включая предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;
б) полные товарищества, реализующие товары (работы, услуги) от своего имени;
в) индивидуальные (семейные) частные предприятия, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;
г) филиалы, отделения и другие обособленные подразделения предприятий, находящиеся на российской территории и самостоятельно реализующие товары (работы, услуги);
д) компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств и международные организации, их филиалы и представительства, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на российской территории.
В дальнейшем перечисленные предприятия и организации будут именоваться предприятиями.
Плательщиками налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, являются предприятия, определяемые в соответствии с таможенным законодательством России.
Объектами налогообложения являются обороты (т.е. выручка) по реализации на российской территории товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а также товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в соответствии с таможенными режимами, установленными таможенным законодательством России.
Закон конкретизирует положения об объектах налогообложения, определяя несколько групп оборотов, а именно:
а) обороты по реализации всех товаров как собственного производства, так и приобретенных на стороне;
б) обороты по реализации товаров (работ, услуг) внутри предприятия для нужд собственного потребления, затраты по которым не относятся на издержки производства и обращения, а также своим работникам;
в) обороты по реализации товаров (работ, услуг) в обмен на другие товары (работы, услуги);
г) обороты по передаче безвозмездно или с частичной оплатой товаров (работ, услуг) другим предприятиям или физическим лицам;