<< Пред.           стр. 13 (из 25)           След. >>

Список литературы по разделу

 • доходы учащихся высших, средних специальных и других учебных заведений (дневной формы обучения), получаемые в связи с учебно-производственным процессом, за работы в период каникул по уборке сельскохозяйственных культур и заготовке кормов, в целях их социальной поддержки;
 • с той же целью — суммы денежного довольствия, денежных вознаграждений и других выплат, получаемых военнослу­жащими в связи с исполнением обязанностей военной служ­бы, и другие доходы (выплаты) согласно п. 1 ст. 3 Закона РФ о подоходном налоге с физических лиц. Всего здесь содер­жится 42 подпункта, предусматривающих различные виды доходов, не подлежащих налогообложению. Последний под­пункт «я» об освобождении от налогообложения доходов фи­зических лиц, получаемых в виде гуманитарной помощи (со­действия) дополнен Федеральным законом от 4 мая 1999 г.*
 Кроме того, совокупный доход уменьшается на указанные в Законе (п. 2-6 ст. 3) виды полученных или использованных дохо­дов (т.е. эти суммы вычитаются из совокупного дохода налогопла­тельщика).
 ____________________
 * См.: Федеральный закон «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государст­венные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации» от 4 мая 1999 г. // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст.2221.
 
 
 
 К ним относятся:
 1) суммы установленного законом необлагаемого минимума до­ходов, предусмотренного в размере, кратном минимальной зара­ботной плате за каждый полный месяц, в течение которого получен доход:
 — в пятикратном для Героев Советского Союза и Российской Федерации; лиц, награжденных орденом Славы трех степеней; ин­валидов и участников Гражданской и Великой Отечественной войн; лиц, получивших лучевую болезнь вследствие радиационных аварий; лиц, находившихся в Ленинграде в период блокады в годы Великой Отечественной войны; инвалидов I и II групп, инва­лидов с детства и др.;
 — в трехкратном для родителей и супругов военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных ими при защите СССР, РФ или при исполнении иных обязанностей военной службы; граждан, выполнявших интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия; для одного из родителей, супруга, опекуна и попечите­ля, на содержании которых находится инвалид с детства или ин­валид I группы; инвалидов III группы, имеющих на иждивении престарелых родителей или несовершеннолетних детей.
 По нормам Закона, действовавшим до 1998—1999 гг., все ос­тальные налогоплательщики пользовались правом на необлагае­мый минимум доходов в размере однократной минимальной зара­ботной платы. С 1998 г. этот порядок изменился, а в 1999 г. в него внесены уточнения, касающиеся сумм получаемых доходов. Он заключается в следующем. Для физических лиц, доход которых не превысил 10 тыс. руб. в течение года необлагаемая подоходным налогом сумма дохода составляет двукратный размер минималь­ной заработной платы. Если сумма дохода в течение года составила от 10 тыс. руб. 1 коп. до 30 тыс. руб., то не облагаемой налогом является сумма в размере двукратной минимальной заработной платы до месяца, в котором доход не превысил 10 тыс. руб. При превышении этой суммы не подлежит налогообложению доход в размере одной минимальной заработной платы.
 При превышении дохода 30 тыс. руб. не облагаемый налогом минимум доходов не предусмотрен. Однако в течение года произ­водится вычитание двукратного и однократного размера мини­мальной заработной платы из получаемого дохода по месяцам, со­ответственно его нарастающему итогу (до 30 тыс. руб.).
 Размер минимальной заработной платы в связи с инфляцион­ными процессами регулярно устанавливается Законом РФ.*
 _____________________
 * С 1 января 1997 г. минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 8 490 руб. // СЗ РФ. 1997. № 3. Ст. 350.
 
 
 
 В таких же пределах из совокупного дохода вычитаются суммы расходов на содержание детей и иждивенцев. Они произ­водятся на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, студента и уча­щегося дневной формы обучения — до 24 лет, на каждого другого иждивенца, не имеющего самостоятельного источника дохода. Такое право на уменьшение суммы облагаемого налогом дохода имеют оба супруга.
 Помимо рассмотренных, из совокупного дохода вычитаются и другие суммы, а именно:
 — суммы доходов, перечисляемые по заявлениям физических лиц на благотворительные цели предприятиям, учреждениям и организациям культуры, образования, здравоохранения и соци­ального обеспечения, частично или полностью финансируемым из соответствующих бюджетов;
 — суммы, направленные на строительство и приобретение жи­лого дома, квартиры, дачи, садового домика в пределах 5000-крат­ного размера минимальной оплаты труда, учитываемого за трех­летний период;
 — суммы документально подтвержденных физическими лица­ми (кроме лиц, не имеющих постоянного места жительства в РФ) расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода от вы­полнения ими работ по гражданско-правовым договорам и дохода от предпринимательской деятельности;
 — суммы дохода, не превышающие размера совокупного дохо­да, облагаемого по минимальной ставке у физических лиц, полу­чивших лучевую болезнь, инвалидность в связи с радиационными авариями, принимавших участие в ликвидации их последствий, участвовавших в испытаниях ядерного оружия и т.п.;
 — суммы, передаваемые в качестве добровольных пожертвова­ний в избирательные фонды кандидатов в депутаты органов госу­дарственной власти и местного самоуправления, а также в избира­тельные фонды избирательных объединений.
 В результате производства предусмотренных Законом вычетов из совокупного дохода образуется облагаемый налогом совокуп­ный доход. Закон требует учитывать все доходы, получаемые фи­зическим лицом в разных местах и из разных источников, поэтому при налогообложении дохода к нему применяется определение «совокупный».
 Ставки налога установлены в отношении облагаемого совокуп­ного дохода, полученного в календарном году по всем видам до­ходов.
 В 1999 г. установлены раздельные ставки налога, зачисляемого в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федера­ции. Причем для федерального бюджета — одинаковый размер ставки (3%) независимо от суммы полученного дохода. В бюджеты субъектов Российской Федерации налог зачисляется по дифферен­цированным ставкам (в зависимости от размера дохода).
 Итак, с облагаемого совокупного дохода, полученного в кален­дарном году, подоходный налог взимается по следующим ставкам:
 
 
 
 Размер совокупного облагаемого дохода, полученного в календарном году
  Ставка налога в федеральный бюджет
  Ставка налога в бюджеты субъектов Российской Федерации
 
 До 30 000 руб.
  3%
  9%
 
 От 30 001 до 60 000 руб.
  3%
  2 700 руб.+ 12% с суммы, превышающей 30 000 руб.
 
 От 60 001 до 90 000 руб.
  3%
  6 300 руб. 17% с суммы, превышающей 60 000 руб.
 
 От 90 001 до 150 000 руб.
  3%
  11 400 руб.+ 22% с суммы, превышающей 90 000 руб.
 
 От 150 001 до 300 000 руб.
  3%
  24 600 руб.+ 32% с суммы, превышающей 150 000 руб.
 
 От 300 001 руб. и выше
  3%
  72 600 руб. + 42% с суммы, превышающей 300 000 руб.
 
 
 
 С сумм доходов, полученных в 1999 г., превышающих 150 000 руб., налог взимается в следующих размерах: в федераль­ный бюджет — 3%, в бюджеты субъектов Российской Федера­ции — 24 600 руб. + 32% с суммы, превышающей 150 000 руб.*
 _________________________
 * См.: Федеральный закон от 31 марта 1999 г. // СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1663.
 
 
 
 С сумм материальной выгоды при получении процентов по вкладам в банках и страховых выплат налог исчисляется и удер­живается у источника фактической выплаты их физическому лицу отдельно от других доходов по ставке 15%.
 Суммы подоходного налога исчисляются в полных рублях.
 С лиц, не имеющих постоянного места жительства в РФ, налог удерживается у источника выплаты в размере 3% в федеральный бюджет и 17% в бюджеты субъектов РФ, если иное не предусмот­рено международными договорами. Однако с доходов, получаемых за выполнение трудовых и иных приравненных к ним обязаннос­тей, налог удерживается на общих основаниях.
 Законодательство РФ при исчислении подоходного налога ис­ходит из принципа избежания двойного налогообложения. На это направлены следующие правила.
 Доходы, полученные за пределами Российской Федерации фи­зическими лицами, имеющими постоянное место жительства в РФ, включаются в доходы, подлежащие налогообложению в РФ. Суммы подоходного налога, выплаченные в соответствии с законо­дательством иностранных государств физическими лицами, имеющими постоянное местожительство в РФ, засчитываются при внесении ими подоходного налога в РФ. При этом размер засчитываемых сумм налогов не может превышать сумму налога, подле­жащего уплате этими лицами в РФ. Уплата налога за пределами РФ должна быть подтверждена налоговым органом соответствую­щего иностранного государства.
 Устанавливая в принципе одинаковый порядок налогообложе­ния всех видов доходов, закон закрепляет и особенности по разным их видам, выделяя несколько групп.
 1. Налогообложение доходов, получаемых за выполнение тру­довых и иных приравненных к ним обязанностей по месту основ­ной работы. (службы, учебы).
 Исчисление и удержание налога в этом случае производится предприятием, учреждением, организацией с начала календарно­го года по истечении каждого месяца. При этом учитывается доход, полученный не только от выполнения основных трудовых обязанностей, но и по совместительству, и от выполнения работ по гражданско-правовому договору в этой же организации. По окон­чании года производится перерасчет налога, исходя из сумм сово­купного дохода, начисленных физическому лицу в течение кален­дарного года.
 Предприятия, учреждения и организации обязаны перечис­лять в бюджет суммы исчисленного и удержанного с физических лиц налога не позднее дня фактического получения в банке налич­ных денежных средств на оплату труда либо не позднее дня пере­числения со счетов указанных организаций в банке по поручениям работников причитающихся им сумм.
 Предприятия, учреждения и организации, выплачивающие суммы на оплату труда из выручки от реализации продукции (вы­полнения работ и оказания услуг), перечисляют исчисленные суммы налога в банки не позднее дня, следующего за днем выпла­ты средств на оплату труда.
 2. Налогообложение доходов, получаемых не по месту основной, работы (службы, учебы). Если гражданин помимо места основной работы (службы, учебы) получает одновременно какие-либо дохо­ды, в том числе от предпринимательской деятельности, от других предприятий, учреждений и организаций или физических лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателей, то такие дохо­ды подлежат налогообложению без исключения из них сумм уста­новленного законом размера минимальной заработной платы, рас­ходов на содержание детей и иждивенцев и других, предусмотрен­ных п. 2—6 ст. 3 Закона РФ о подоходном налоге с физических лиц (за исключением сумм, удержанных в Пенсионный фонд РФ).
 
 
 По окончании года сведения об этих доходах налогоплатель­щик должен включить в декларацию и представить ее по месту жительства в налоговый орган.
 Предприятия, учреждения, организации и физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей, обязаны не реже одного раза в квартал представлять налоговым органам по месту своего нахождения сведения о выплаченных физическим лицам суммах и удержанных с них налогах. Эти сведения пересы­лаются в налоговые органы по месту постоянного жительства на­логоплательщика.
 3. Налогообложение доходов от предпринимательской дея­тельности и других доходов.
 Здесь имеется в виду налогообложение доходов физических лиц от любых видов предпринимательской деятельности и других до­ходов, кроме уже рассмотренных выше.
 Налогоплательщиками в этих случаях являются: физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; нотариусы и другие лица, зани­мающиеся в установленном законодательством порядке частной практикой; физические лица, не имеющие основного места работы (службы, учебы), по суммам вознаграждений, полученных от предприятий, учреждений, организаций и физических лиц на ос­нове заключенных договоров гражданско-правового характера; физические лица, сдающие в наем или в аренду строения, кварти­ры, автомобили и другое движимое и недвижимое имущество, — по суммам доходов, получаемых как в денежной, так и в натураль­ной форме; физические лица с постоянным местом жительства в РФ — по суммам доходов, получаемых из источников за границей; физические лица — по доходам от продажи имущества, принадле­жащего им на праве собственности и т.д.
 К плательщикам налога с таких доходов относятся, в частнос­ти, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятель­ность индивидуально, а также в коллективе без образования юри­дического лица (в составе полного товарищества).*
 _______________________
 * Индивидуальные предприниматели вправе перейти на уплату подоходного налога по упрощенной системе посредством оплаты патентов. См.: СЗ РФ. 1996. № 1.Ст. 15.
 
 
 
 Облагаемым доходом выступает разность между суммой вало­вых доходов и произведенных для их получения расходов.
 При этом из валового дохода исключаются документально под­твержденные плательщиком расходы, непосредственно связанные с извлечением этого дохода, или затраты, включаемые в себестои­мость продукции (работ, услуг), определяемые Правительством России.
 При определении облагаемого дохода лиц, не имеющих основ­ного места работы, делаются и другие вычеты, предусмотренные законодательством для всех налогоплательщиков — физических лиц (необлагаемый минимум соответственно размеру минималь­ной заработной платы, расходы на иждивенцев и др.). Если доходы получены от нескольких предприятий, учреждений, организаций и физических лиц, зарегистрированных в качестве предпринима­телей, то вычеты производятся лишь в одном месте получения доходов по выбору налогоплательщика. При наличии у последнего места основной работы такие вычеты не производятся, так как это осуществляется по месту основной работы.
 Налог по данной группе доходов исчисляется и удерживается при выплате дохода предприятиями, учреждениями, организа­циями, физическими лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей, или налоговыми органами на основании дек­лараций либо материалов проверок, а также полученных от орга­низаций сведений. Налог, исчисляемый налоговыми органами, уплачивается налогоплательщиком в три срока по доходам за про­шедший год. По совокупному годовому доходу налоговыми орга­нами производится перерасчет, а также взыскание или возврат налоговых сумм не позднее 15 июля следующего за отчетным года.
 4. Налогообложение иностранных граждан и лиц без граждан­ства, имеющих постоянное место жительства в РФ.
 На указанных лиц распространяются правила налогообложе­ния по рассмотренным трем группам доходов с некоторыми особен­ностями в определении облагаемого совокупного дохода (напри­мер, в нем учитываются суммы, выплачиваемые для компенсации расходов на обучение детей в школе, поездки членов семьи в от­пуск, и не включаются суммы компенсаций по найму жилого по­мещения). О полученных доходах эти лица представляют деклара­ции налоговым органам.
 При налогообложении применяются общие ставки (ст. 6 Зако­на РФ о подоходном налоге с физических лиц).
 Не подлежат налогообложению доходы следующих категорий иностранных граждан: глав и членов персонала представительств иностранных государств и членов их семей; членов администра­тивно-технического персонала представительств и членов их семей; членов обслуживающего персонала представительств, кото­рые не являются гражданами РФ или не проживают в РФ постоян­но; сотрудников международных организаций в соответствии с ус­тавами этих организаций.
 В Законе РФ о подоходном налоге с физических лиц особо регу­лируется порядок представления деклараций о доходах. В сравне­нии с ранее действовавшим (до 1992 г.) законодательством круг лиц, которым надлежит представлять декларацию налоговым ор­ганам, значительно расширен.
 От представления декларации освобождаются лица:
 а) имеющие доход только от выполнения трудовых обязаннос­тей по месту основной работы, в том числе по совместительству по этому месту;
 б) не имеющие постоянного места жительства в России, с дохо­дов, получаемых у источника выплат;
 в) лица, совокупный облагаемый доход которых не превысил сумму дохода, облагаемую по минимальной ставке. С 1 января 1999 г. такой ставкой является 12% (3+9), применяемая при нало­гообложении доходов до 30 тыс. руб. Эти положения, однако, не распространяются на лиц, получающих доходы от предпринима­тельской деятельности.
 Закон РФ от 31 марта 1999 г. изменил срок представления декларации: вместо до 1 апреля, она должна представляться нало­говому органу по месту постоянного жительства не позднее 30 ап­реля следующего за отчетным года. Если в течение года появляют­ся доходы от предпринимательской деятельности, то декларация подается в пятидневный срок по истечении месяца со дня их появ­ления.
 При неправильном привлечении к уплате налога возврат или довзыскание производится не более чем за три года, предшествую­щих обнаружению факта неправильного удержания. При уклоне­нии налогоплательщика от уплаты налога не взысканные суммы взыскиваются за все время уклонения.
 3.3.3. Налоги на имущество физических лиц
 Закон РФ «О налогах на имущество физических лиц» был при­нят 9 декабря 1991 г.* В советский период действовало налогообло­жение принадлежащего гражданам имущества лишь по отдель­ным его видам, в сущности единичным: это налоги с владельцев строений и с владельцев транспортных средств. До 50—60-х гг. существовали налоги и с владельцев скота. Сюда же относится и налогообложение земли (платеж именовался земельной рентой)**. В силу незначительности перечня объектов налогообложения не применялось обобщающего их наименования, не существовало и общего нормативного акта, регулирование производилось отдель­ными нормативными актами по конкретным видам имущества.
 
 _____________________
 * ВВС. 1992. № 8. Ст. 362; с изм.идоп.: 1993. №4. Ст. 118; № 14. Ст. 486; 1236;
 СЗ РФ. 1994. № 16. Ст. 1863; 1995. № 5. Ст. 346.
 
 
 ** См.: Указ Президиума Верховного Совета СССР «О местных налогах и сбо­рах» от 10 апреля 1942 г. // ВВС. 1942. № 13.
 
 Поимущественные налоги действовали в царской России (на­пример, квартирный налог, налог с наследства). Они взимаются в зарубежных странах со стоимости движимого и недвижимого иму­щества, обычно по невысоким ставкам, в системе местного налого­обложения.
 Особенность имущественных налогов состоит в том, что их объ­ектом является имущество само по себе, а не как источник дохода.*
 Закон РФ от 9 декабря 1991 г. в едином акте установил нало­гообложение имущества граждан, охватывающее разнообразные его виды. Как исключение выделены автомобили и другие транс­портные средства на пневмоходу, налогообложение которых регу­лируется особым нормативным актом,** как и налогообложение земли.*** Круг объектов налогов на имущество по действующему законодательству в сравнении с недавним прошлым существенно расширен.
 ______________________
 * По законодательству царской России выделялись помимо имущественных еще и имущественно-подоходные налоги, в которых учитывалась доходность объ­ектов налогообложения. См.: Ходский Л.В. Основы государственного хозяйства. СПб.,1894.С.167,275.
 ** Закон РФ «О дорожных фондах в РФ» от 18 октября 1991 г. // ВВС. 1991. № 44. Ст. 1426; с изм. и доп. на 25 июля 1998 г.//СЗ РФ. 1998. №13. Ст. 1473; №26. Ст.3013.
 *** См.: Закон РФ «О плате за землю» от 11 декабря 1991 г. // ВВС. 1991. № 44. Ст. 1424; с изм. и доп. на 25 июня 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3810.
 
 Значительные изменения в налогообложение имущества фи­зических лиц внесены Федеральным законом от 17 июля 1999 г.* В основном они коснулись ставок налога на строения, помещения и сооружения: взамен установленной прежде общей ставки в 0,1% стоимости названного имущества предусмотрены дифферен­цированные ставки в зависимости от величины его стоимости. Соответственно уточнена компетенция органов местного самоуп­равления по определению ставок налогов на имущество физичес­ких лиц.
 ______________________
 * См. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» от 17 июля 1999 г. // Российская газета. 1999. 21 июля.
 
 
 
 Плательщиками налогов являются физические лица — собст­венники имущества, отнесенного Законом к объектам налогообло­жения.
 Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком считается каждое из них соразмерно своей доле в этом имуществе. Аналогично определяются налого­плательщики, если имущество находится в общей долевой собст­венности физических лиц и предприятий (организаций). Однако если имущество находится в общей совместной собственности не­скольких физических лиц, на них возложена равная ответствен­ность по исполнению налогового обязательства.
 Объекты налогообложения Закон подразделяет на две группы. К первой отнесены: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения; ко второй — самолеты, вер­толеты, теплоходы, яхты, катера, мотосани, моторные лодки и другие водно-воздушные транспортные средства (за исключением весельных лодок).
 Ставки налогов.
 1. Закон устанавливает предельные ставки налога на строения, помещения и сооружения в дифференцированных размерах в за­висимости от стоимости имущества:
 Стоимость имущества
  Ставка налога
 
 До 300 тыс. руб.
  До 0,1 проц.
 
 От 300 тыс. до 500 тыс. руб.
  От 0,1до0,3проц.
 
 Свыше 500 тыс. руб.
  От 0,3 до 2,0 проц.
 
 
 
 В рамках предусмотренных пределов конкретные ставки уста­навливаются нормативными правовыми актами представитель­ных органов местного самоуправления в зависимости от суммар­ной инвентаризационной стоимости указанного имущества. При этом органы местного самоуправления могут учитывать и другие критерии, например тип использования имущества.
 2. Налог на транспортные средства уплачивается ежегодно по ставкам, установленным представительными органами местного самоуправления. Размер налога определяется в процентах от раз­мера минимального размера оплаты труда, действующего на 1 ян­варя года, за который начисляется налог (от 3 до 30%), и устанав­ливается в зависимости от вида транспортных средств с каждой лошадиной силы (с каждого киловатта мощности), с каждого пассажиро-места, с каждой регистровой тонны валовой вместимости.
 
 
 Льготы установлены как для всех объектов налогообложения, так и по некоторым видам имущества.
 По всем объектам за особые заслуги перед обществом и государством от налога освобождаются Герои Советского Союза и Российской Федерации и лица, награж­денные орденом Славы трех степеней, участники гражданской и Великой Отечест­венной войн и т.п. В качестве социальной поддержки также по всем объектам от налога освобождаются инвалиды I и II групп и инвалиды с детства; лица, получаю­щие льготы как подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других подобных аварий; лица, принимавшие участие в испытаниях ядерного оружия, в ликвидации аварий на ядерных установках; лица, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 20 лет и более; члены семьи военнослужащего, потерявшие кормильца.
 Помимо этого, освобождаются от налога на строения, помещения и сооруже­ния: пенсионеры; граждане, выполнявшие интернациональный долг в Афганиста­не и других странах, в которых велись боевые действия; родители и супруги погиб­ших военнослужащих, а также государственных служащих, погибших при испол­нении служебных обязанностей; деятели культуры, искусства и народные мастера, использующие специально оборудованные помещения (включая жилье) исключи­тельно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также лица, исполь­зующие жилую площадь для организации негосударственных музеев, галерей, биб­лиотек и т.п. (на период использования). В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. налог не уплачивается также с расположенных на участках в . садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилых строений жилой площадью до 50 кв.м и хозяйственных строений и сооружений общей пло­щадью до 50 кв.м.
 От уплаты налога освобождаются владельцы моторных лодок с мотором мощ­ностью не более 10 л. с. (7,4 кВт).
 Поскольку данный налог является местным и зачисляется в местный бюджет (по месту нахождения, регистрации имущества), то органы местного самоуправле­ния могут предоставлять дополнительные, помимо предусмотренных в Законе, льготы и уменьшать размеры ставок.
 Исчисление налогов возложено на налоговые органы, которые вручают нало­гоплательщикам платежные извещения не позднее 1 августа.
 За строения, помещения и сооружения, перешедшие по наследству, налог взима­ется с момента открытия наследства.* За вновь возведенные строения, помещения и сооружения налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением.
 _____________________
 * Временем открытия наследства признается день смерти наследодателя; при объявлении его умершим днем смерти считается день вступления в законную силу решения суда об этом (ст. 528 ГК РСФСР).
 
 
 
 Налог на транспортные средства исчисляется по состоянию на 1 января того года, за который исчисляются платежи. По новым транспортным средствам залог исчисляется с начала года, следующего за их приобретением. За транспортное сред­ство, находящееся в собственности нескольких физических лиц, налог взимается с того лица, на имя которого оно зарегистрировано.
 В случае уничтожения, полного разрушения строения, помещения, сооруже­ния или транспортного средства взимание налога должно быть прекращено, начи­ная с месяца, в котором они были уничтожены или полностью разрушены.
 Налоговый кодекс России (часть первая) сохранил налог на имущество физических лиц, в числе налоговых платежей населе­ния, оставив его по-прежнему в группе местных налогов (ст. 15). Однако наряду с этим Кодекс в перечне региональных налогов предусмотрел и налог на недвижимость как альтернативный сово­купности налогов на имущество физических лиц, организаций и земельного налога. Действие последних прекращается на террито­рии тех субъектов РФ, органы государственной власти которых ввели налог на недвижимость. Таким образом, в результате введе­ния этого нового налога сократится число местных налогов, зачис­ляемых в местные бюджеты.
 3.3.4. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения
 Налог с наследств и дарений имеет распространение в зарубеж­ных странах с глубокой древности, существуя в форме единого либо двух налогов. По этому налогу в современный период дейст­вует довольно высокий необлагаемый минимум, большое количе­ство льгот. Поэтому поступления от него в бюджет незначительны. В России налогообложение имущества, переходящего безвозмезд­ным способом, существовало еще при царе Алексее Михайловиче (царствовавшем с 1645 г.) и неоднократно впоследствии изменя­лось. Такой налог взимался и в СССР на основании постановления ЦИК и СНК СССР от 29 января 1926 г. Были установлены резко прогрессивные ставки от 1 до 90% , колебавшиеся в зависимости от стоимости имущества. Затем Указом Президиума Верховного Со­вета СССР от 9 января 1943 г. он был отменен и возрожден почти через 50 лет Законом РФ «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» от 12 декабря 1991 г.* Данный налог действующим законодательством РФ отнесен к группе феде­ральных налогов с зачислением его в местный бюджет. Налоговый кодекс России (часть первая) отнес этот платеж к группе местных, изменив его наименование на налог с наследств или дарений (ст. 15).
 ______________________
 * ВВС. 1992. № 12. Ст. 593; с изм. и доп.: 1993. № 4. Ст. 118; № 14. Ст. 486, 1236; СЗ РФ. 1995. № 5. Ст. 346.
 
 
 
 Плательщики налога — физические лица, которые принима­ют на территории РФ имущество, переходящее в их собственность в порядке наследования или дарения на основании свидетельства о праве на наследство или договора дарения, нотариально удосто­веренных.
 Объекты налогообложения представляют конкретно перечис­ленные в законе виды имущества. Их перечень после принятия Закона был впоследствии расширен. Итак, к объектам налогообло­жения отнесены: жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики в садоводческих товариществах, автомобили, мотоциклы, мотор­ные лодки, катера, яхты, другие транспортные средства, предметы антиквариата и искусства, ювелирные изделия, бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней и лом таких из­делий, паенакопления в жилищно-строительных, гаражно-строительных и дачно-строительных кооперативах, суммы, находя­щиеся во вкладах в учреждениях банков и других кредитных ор­ганизациях, средства на именных приватизационных счетах фи­зических лиц, имущественные и земельные доли (паи), валютные ценности и ценные бумаги в их стоимостном выражении.
 Закон различает налогообложение имущества, переходящего по наследству, и имущества, переходящего в порядке дарения. Эти различия касаются необлагаемой части (стоимости) имущества, ставок, определения круга субъектов (плательщиков), льгот.
 Более «мягкое» налогообложение установлено в отношении наследуемого имущества. Обязанность уплаты налога с насле­дуемого имущества установлена при превышении им стоимос­ти 850-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда, а имущества, переходящего в порядке дарения, — 80-кратной минимальной месячной оплаты труда. Налог взимается с превышающей части указанной стоимости.
 При налогообложении имущества, переходящего в порядке на­следования, закон выделяет три подгруппы налогоплательщи­ков: а) наследники первой очереди; б) наследники второй очереди;
 в) другие наследники.* В зависимости от принадлежности к какой-либо из этих подгрупп установлены ставки налога. Они зависят также от стоимости наследуемого имущества. Так, при наследова­нии имущества стоимостью от 850-кратной до 1700-кратной мини­мальной заработной платы наследники первой очереди уплачива­ют налог в размере 5% стоимости имущества, превышающей 850-кратную минимальную заработную плату, наследники второй очереди — соответственно 10%, а другие наследники — 20%. С увеличением стоимости имущества возрастают и ставки налога. Максимальные ставки установлены при наследовании имущест­ва стоимостью свыше 2550-кратной минимальной заработной платы: для наследников первой очереди — в размере 127,5-крат­ной минимальной заработной платы плюс 15% стоимости имуще­ства, превышающей 2550-кратную минимальную заработную плату, а для наследников второй очереди — соответственно 255-кратной минимальной заработной платы плюс 30%, для дру­гих наследников — 425-кратной минимальной заработной платы плюс 40% стоимости имущества, превышающей 2550-кратный размер минимальной заработной платы.
 ______________________
 * По гражданскому законодательству при наследовании по закону к наследни­кам первой очереди относятся дети (в том числе усыновленные), супруг, родители (усыновители) умершего, а также ребенок умершего, родившийся после его смерти;
 второй очереди — братья и сестры умершего, его дед и бабка как со стороны отца, так и со стороны матери. Эти наследники призываются к наследованию по закону лишь при отсутствии наследников первой очереди или непринятии ими наследства, а также в случае, когда наследники первой очереди лишены завещателем права наследования (ст. 532 ГК РСФСР).
 
 
 
 Подобный принцип налогообложения применен и в отношении имущества, переходящего в порядке дарения. Налогоплательщи­ки в этом случае разделены на две подгруппы, а) дети, родители и б) другие физические лица.
 
 Дети и родители обязаны уплатить налог в размере 3% стоимос­ти имущества, переходящего в порядке дарения, превышающей 80-кратную минимальную заработную плату, а другие физические лица — 10% , Ставки налога увеличиваются в зависимости от сто­имости имущества. Максимальные ставки установлены в отноше­нии имущества, превышающего 2550-кратную минимальную за­работную плату, а именно: для детей и родителей — в размере 176,1-кратной минимальной заработной платы плюс 15% стоимос­ти имущества, превышающей 2550-кратную минимальную зара­ботную плату, для других физических лиц — 502-кратной мини­мальной заработной платы плюс 40%.
 Установлены следующие льготы. От налога освобождаются: имущество, переходящее в порядке наследования или дарения супругу; жилые дома (квартиры) и паенакопления в жилищно­строительных кооперативах, если наследники (одаряемые) про­живали в этих домах (квартирах) совместно с наследодателем (да­рителем) на день открытия наследства или оформления договора (дарения); имущество лиц, погибших при защите СССР и РФ в связи с выполнением ими государственных или общественных обязанностей, или в связи с выполнением долга гражданина СССР и РФ по спасению человеческой жизни, охране государственной собственности и правопорядка.
 Не облагаются налогом жилые дома и транспортные средства, переходящие в порядке наследования инвалидам I и II групп; транспортные средства, переходящие в порядке наследования чле­нам семей военнослужащих, потерявших кормильца. Потерявши­ми кормильца считаются члены семьи умершего (погибшего) воен­нослужащего, имеющие право на получение пенсии по случаю по­тери кормильца.
 Исчисление налога производится налоговыми органами на ос­новании документов, представляемых им нотариусами, а также должностными лицами, уполномоченными совершать нотариаль­ные действия.
 Если физическому лицу от одного и того же физического лица в течение года неоднократно переходит в собственность имущество в порядке дарения, то налог исчисляется с общей стоимости иму­щества на основании всех нотариально удостоверенных договоров.
 Налогоплательщик уплачивает налог на основании платежного извещения, вручаемого ему налоговым органом. Уплата должна быть произведена не позднее трехмесячного срока со дня вручения им извещения.
 Имущество, перешедшее в порядке наследования или дарения, может быть продано, подарено, обменено лишь после уплаты нало­га, подтвержденной справкой налогового органа.
 
 
 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
 1. Какие платежи входят в систему налогов с физических лиц? Какова роль налогов с населения?
 2. Каким законом регулируется взимание подоходного налога с физи­ческих лиц? К каким классификационным группам платежей относится этот налог? Какие группы плательщиков налога выделяет закон?
 3. Что является объектом налогообложения подоходным налогом с физических лиц? Какие доходы подлежат налогообложению? Какие виды доходов и расходов исключаются из совокупного дохода? Что такое обла­гаемый совокупный доход?
 4. Что такое необлагаемый налогом минимум доходов? В каких разме­рах он установлен по подоходному налогу с физических лиц? Какие вне­сены изменения в 1999 г. в размеры и порядок его применения?
 5. Какие действуют ставки по подоходному налогу с физических лиц? Назовите новые моменты в шкале ставок, введенных в 1999 г.?
 6. Какие имеются особенности налогообложения в зависимости от видов доходов физических лиц?
 7. Какие льготы предусмотрены по подоходному налогу с физических лиц?
 8. К каким классификационным группам платежей относятся налоги на имущество физических лиц? Каким законодательством они регулиру­ются?
 
 
 9. Дайте юридическую характеристику налогов на имущество физи­ческих лиц соответственно основным элементам налогового закона (пла­тельщики, объект налогообложения, ставки, льготы).
 10. К каким классификационным группам платежей налогов относит­ся налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения? Каким законодательством регулируется этот налог?
 11. Назовите плательщиков и объекты обложения по налогу на иму­щество, переходящее в порядке наследования и дарения.
 12. Какими особенностями различаются налогообложение имущест­ва, переходящего в порядке наследования, от налогообложения имущест­ва, переходящего в порядке дарения?
 13. Какие налоги с физических лиц закреплены в Налоговом кодексе России (часть первая)? Что нового в его нормах по этому вопросу?
 14. К каким уровням относятся налоги с физических лиц по Налого­вому кодексу России (часть первая)?
 15. Каково соотношение налога на недвижимость с налогами на иму­щество согласно Налоговому кодексу России (часть первая)?
 
 
 
 3.4. Налоги с организаций
 3.4.1. Общие положения
 До 1992 г. виды налоговых платежей государственных пред­приятий и других хозяйственных организаций, основанных на не­государственных формах собственности (кооперативной, колхоз­ной, общественной), существенно различались между собой. Дохо­ды (прибыль) государственных предприятий в большей мере под­лежали централизованному перераспределению, изъятию по рас­поряжению органов государственного управления (министерств, ведомств) и зачислению в централизованные денежные фонды. Поэтому государственные предприятия, помимо налоговых по форме своих платежей (налог с оборота), имели обязанность вно­сить в бюджет платежи, такой формы не имевшие (отчисления от прибыли, свободный остаток прибыли). Они отличались от нало­гов индивидуализированностью размеров для разных пред­приятий.
 В законодательстве и литературе такие платежи именовались не налогами, а обязательными платежами государственных пред­приятий в бюджет. В то же время в науке финансового права и в финансовой экономической науке была обоснована доктрина, со­гласно которой и те платежи государственных предприятий, кото­рые имеют налоговую форму (налог с оборота), по своей сущности налогами также не являются. Основным аргументом для обоснова­ния данного положения, помимо других факторов, выдвигалось отсутствие в этом случае перехода части доходов в собственность государства, так как предприятия являлись государственными.* Впоследствии повышение уровня самостоятельности и возникно­вение новых форм взаимоотношений государственных предпри­ятий с органами государственного управления, установление рав­ноправия предприятий независимо от форм собственности при переходе к рыночной экономике обусловили и общность правового
 положения предприятий в области платежей в бюджет, а также единство применяемой к ним системы налогообложения. Выделе­ние из последней особой системы платежей для государственных предприятий потеряло прежнее значение.
 _______________________
 * См., например: Цыпкин СД. Доходы государственного бюджета СССР. Пра­вовые вопросы. М., 1973. С. 47; Марьяхин Т.Л. Налоги в СССР. М., 1958. С. 15. Подобная позиция высказывалась и в ранее изданных учебниках по советскому финансовому праву.
 
 
 
 До 90-х гг. основными платежами государственных предпри­ятий были установленные в результате реформы 1930 г. налог с оборота и отчисления от прибыли. Последние преобразовались затем в разные формы: плату за фонды, фиксированные платежи, свободный остаток прибыли, отчисления от прибыли в новом вари­анте. При этом налог с оборота распространялся и на негосударст­венные предприятия, а в отношении государственных предпри­ятий он признавался налогом лишь по форме, но не по существу. Колхозно-кооперативные и общественные предприятия уплачива­ли также соответствующие подоходные налоги.
 Однако уже в Законе СССР «О государственном предприятии (объединении)» от 30 июня 1987 г. содержалась ориентация на переход к налогообложению прибыли этих предприятий (ст. 17).* Предполагалось сочетать его с другими обязательными платежами в бюджет.
 ______________________
 * ВВС.1987.№ 26.Ст.385.
 
 
 
 И лишь в 1992 г. была проведена реформа платежей в бюджет всех предприятий и других организаций. В системе этих платежей перестали учитываться особенности форм собственности платель­щиков. С этой точки зрения она стала унифицированной. Основ­ной формой платежей в государственную казну стал налог. Круг налогоплательщиков-организаций значительно расширился. В него вошли также банки, страховые и другие коммерческие ор­ганизации. Но и некоммерческие организации, в том числе бюд­жетные, стали налогоплательщиками при наличии у них объекта налогообложения.
 По действующему российскому законодательству организации уплачивают налоги, относящиеся к разным территориальным уровням.
 Рассматривая правовой статус организаций в качестве налого­плательщиков, следует заметить, что в законодательстве встреча­ется выражение «юридическое лицо», которое применяется как обобщенное, относящееся к организациям различных видов и пра­вовых форм. Причем под этим термином законодательство нередко имеет в виду и организации, не являющиеся юридическими лица­ми (филиалы и другие аналогичные подразделения, имеющие от­дельный баланс и расчетный счет). В таком расширенном толкова­нии, например, говорится о юридическом лице в нормах Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г., как утративших в 1999 г. силу, так и продол­жающих действовать. Однако Налоговый кодекс России (часть первая) применяет в качестве обобщающего уже другой термин, а именно «организации» (ст. 19).
 В качестве налогоплательщиков могут выступать как коммер­ческие, так и некоммерческие организации. Коммерческие орга­низации, в отличие от некоммерческих, основной целью своей де­ятельности имеют извлечение прибыли.* Особо среди коммерчес­ких организаций выделяются субъекты малого предприниматель­ства, которым оказывается государственная поддержка в разви­тии их деятельности, распространяющаяся и на область налогооб­ложения в форме предоставления налоговых льгот, отсрочек и рас­срочек по уплате налогов.** Субъектам малого предпринимательст­ва предоставлена возможность применения упрощенной системы налогообложения.***
 ____________________
 * См.: ст. 50 ГК РФ.
 ** См.: Федеральный закон «О государственной поддержке малого предприни­мательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 25.
 Ст.2343.
 *** См.: Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29 декабря 1995 г. // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 15.
 
 Итак, к плательщикам налогов, входящим в группу организа­ций, относятся:
 а) предприятия и организации (в том числе бюджетные), имею­щие согласно российскому законодательству статус юридического лица, включая созданные на территории России предприятия с иностранными инвестициями;
 б) международные объединения и организации, осуществляю­щие предпринимательскую деятельность на российской терри­тории;
 в) компании, фирмы, любые другие организации, образован­ные в соответствии с законодательством иностранных государств, которые осуществляют в России предпринимательскую деятель­ность через постоянные представительства (или — иностранные юридические лица);
 г) филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий и организаций при условии, что они имеют отдельный баланс и расчетный счет. Не являясь юридическими лицами, филиалы на­селяются имуществом создавшим их юридическим лицом и дейст­вуют на основании утвержденного им положения.*
 _______________
 * См.: ст. 55 ГК РФ.
 
 
 
 Уточненный перечень налогоплательщиков-организаций со­держится в законах по каждому налогу. Придание статуса нало­гоплательщиков филиалам и другим подразделениям способству­ет более полному охвату объектов налогообложения и своевремен­ному поступлению средств в государственную казну.
 Все перечисленные субъекты несут обязанность уплатить какой-либо налог и другие связанные с ней обязанности лишь при наличии у них соответствующих объектов налогообложения. Они же обязаны:
 • руководствуясь законодательством, исчислить сумы налого­вых платежей, подлежащих уплате в установленные сроки;
 • своевременно перечислить со своего расчетного счета в банке требуемую сумму;
 • вести бухгалтерский учет, представлять налоговым органам отчеты о финансово-хозяйственной деятельности и в установ­ленных случаях — расчеты платежей.
 Объектами налогообложения для организаций могут быть:
 прибыль, доход, стоимость определенных товаров, оборот товаров и другие денежные суммы, а также имущество. Соответственно этому организации уплачивают налоги: на прибыль, на имущест­во, на добавленную стоимость и акцизы, на операции с ценными бумагами. С них взимается также ряд налогов целевого и нецеле­вого назначения, относящихся одновременно и к физическим лицам (налоги, зачисляемые в дорожные фонды, земельный налог, на покупку иностранной валюты, налог с продаж и др.). Организации в соответствующих случаях осуществляют и такие платежи, включенные в налоговую систему, как государственная и таможенная пошлины, разнообразные сборы, платежи за поль­зование природными ресурсами, иные платежи обязательного ха­рактера. Наиболее существенны по числу плательщиков и посту­пающим суммам — налог на прибыль, налог на добавленную стои­мость и акцизы, из иных платежей — таможенная пошлина.
 Федеральным законом от 10 февраля 1999 г.* в налоговое зако­нодательство внесены дополнения, касающиеся налогообложения организаций, действующих в области недропользования на основе соглашений о разделе продукции, заключаемых с государством в соответствии с федеральным законом.** В соответствии с дополне­ниями к Закону РФ «Об основах налоговой системы» (к ст. 19—21) взимание налогов и сборов при заключении таких соглашений за­меняется разделом произведенной продукции или осуществляется в соответствии с налоговым законодательством с учетом положе­ний Закона РФ «О соглашениях о разделе продукции». Замена уплаты налогов разделом продукции распространяется на акцизы, налоги на прибыль и имущество предприятий, на добавленную стоимость, таможенную пошлину, налог на пользователей автомо­бильных дорог, платежи за пользование недрами и др. Соответст­вующие дополнения внесены в законы об этих платежах.
 
 ____________________
 * СЗ РФ. 1999. №7. Ст. 879.
 ** См.: Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» от 30 декаб­ря 1995 г. // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 18; 1999. № 2. Ст. 246.
 
 
 
 3.4.2. Налог на добавленную стоимость
 Налог на добавленную стоимость (НДС) введен Законом РФ от б декабря 1991 г.* До этого такого налога в стране не было. В тот же день Верховный Совет Российской Федерации принял Закон «Об акцизах». Одновременно с января 1992 г. были отменены налог с оборота, установленный в результате проведения налого­вой реформы 1930 г.** и представлявший крупнейший стабильный источник бюджетных доходов, и налог на продажи, действовав­ший в течение 1991 г.***
 ________________________
 * ВВС. 1991. № 52. Ст. 1871 с изм. и доп. на 31 марта 1999 г. // СЗ РФ. 1999. № 5. Ст. 1662, и на 4 мая 1999 г. // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2221.
 ** См.: Положение о налоге с оборота предприятий общественного сектора. Пост. ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 г. // СЗ СССР. 1930. № 46. Ст. 477.
 *** О введение налога на продажи см.: ВВС. 1991. № 1. Ст. 55.
 
 
 
 Налог на добавленную стоимость имеет широкое распростране­ние в развитых капиталистических странах, являясь разновиднос­тью налога с оборота.
 Наименование его объясняется тем, что налог уплачивается с той части стоимости, которая добавляется (прирастает) на каждой стадии производства товара (работ, услуг). Дело в том, что в выруч­ке предприятия за реализованную им продукцию содержится сумма НДС, уплаченная поставщиком, продукцию которого ис­пользовало данное предприятие для производства новой продук­ции. Поэтому из общей суммы налога, рассчитанной за реализа­цию вновь созданной продукции, вычитается та сумма, которая уплачена поставщиком, а данное предприятие вносит в бюджет лишь оставшуюся часть, т.е. налог с добавленной стоимости.
 По российскому законодательству налог на добавленную стои­мость представляет собой форму изъятия в бюджет части добав­ленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отне­сенных на издержки производства и обращения.
 К числу плательщиков налога относятся:
 а) предприятия и организации, имеющие согласно российскому законодательству статус юридических лиц, включая предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производствен­ную и иную коммерческую деятельность;
 б) полные товарищества, реализующие товары (работы, услуги) от своего имени;
 в) индивидуальные (семейные) частные предприятия, осущест­вляющие производственную и иную коммерческую деятельность;
 г) филиалы, отделения и другие обособленные подразделения предприятий, находящиеся на российской территории и самосто­ятельно реализующие товары (работы, услуги);
 д) компании, фирмы, любые другие организации, образован­ные в соответствии с законодательством иностранных государств и международные организации, их филиалы и представительства, осуществляющие производственную и иную коммерческую дея­тельность на российской территории.
 В дальнейшем перечисленные предприятия и организации будут именоваться предприятиями.
 Плательщиками налога на добавленную стоимость в отноше­нии товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, яв­ляются предприятия, определяемые в соответствии с таможенным законодательством России.
 Объектами налогообложения являются обороты (т.е. выручка) по реализации на российской территории товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а также товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в соответствии с таможенными режима­ми, установленными таможенным законодательством России.
 Закон конкретизирует положения об объектах налогообложе­ния, определяя несколько групп оборотов, а именно:
 а) обороты по реализации всех товаров как собственного произ­водства, так и приобретенных на стороне;
 б) обороты по реализации товаров (работ, услуг) внутри пред­приятия для нужд собственного потребления, затраты по которым не относятся на издержки производства и обращения, а также своим работникам;
 в) обороты по реализации товаров (работ, услуг) в обмен на дру­гие товары (работы, услуги);
 г) обороты по передаче безвозмездно или с частичной оплатой товаров (работ, услуг) другим предприятиям или физическим лицам;

<< Пред.           стр. 13 (из 25)           След. >>

Список литературы по разделу