<< Пред.           стр. 14 (из 25)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 д) обороты по реализации предметов залога, включая их пере­дачу залогодателю при неисполнении обеспеченного залогом обя­зательства.
 Закон устанавливает, что исчисление облагаемого оборота про­изводится на основе стоимости реализуемых товаров (работ, услуг), исходя из применяемых цен и тарифов (без включения налога на добавленную стоимость). Если оборот исчисляется по товарам, с которых взимаются акцизы, то сумма акцизов в него включается.
 В облагаемый налогом оборот включаются также любые полу­чаемые предприятиями денежные средства, если их получение связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг).
 Облагаемым оборотом при изготовлении товаров из давальческого сырья и материалов является стоимость их обработки.
 Закон предусматривает особенности определения облагаемого оборота предприятий разных отраслей — строительных, стро­ительно-монтажных и ремонтных; розничной торговли и общест­венного питания; заготовительных, снабженческо-сбытовых, оп­товых и т.п.; при осуществлении предприятиями посреднических услуг.
 Особо предусмотрен порядок исчисления налогооблагаемой базы по товарам, ввозимым на территорию Российской Федера­ции: в нее должна включаться таможенная стоимость товара, та­моженная пошлина, а по подакцизным товарам — и сумма ак­циза.
 Ставка налога. Первоначально ставка НДС была установлена в размере 28% с облагаемого оборота, а при реализации товаров по регулируемым ценам — 21,88%; впоследствии по некоторым про­довольственным товарам (муке, крупе) ставка была понижена до 15%. С января 1993 г. ставки НДС пересмотрены в сторону по­нижения. Они различаются в зависимости от видов товаров:
 10% — по продовольственным товарам (за исключением подак­цизных) по перечню, утверждаемому Правительством РФ, и това­рам для детей по перечню, утвержденному Правительством РФ;*
 _____________________
 * В такой перечень включены следующие продовольственные товары хлеб, мясо и мясопродукты, яйца, маргарин и т д , а также продукты диабетического и детского питания (СЗ РФ 1998 №42 Ст 5165)
 
 10% — по зерну, сахару-сырцу, рыбной муке, рыбе и морепродуктам, реализуемым для использования в технических целях, кормопроизводства и производства лекарственных препаратов;
 Из числа товаров для детей в перечень включены детские кровати, матрацы и коляски, тетради школьные и др. (СЗ РФ 1998 № 29. Ст 3572).
 
 
 20% — по остальным товарам (работам, услугам), включая по­дакцизные продовольственные товары.
 Указанные ставки применяются также при исчислении налога на добавленную стоимость по товарам, ввозимым на территорию РФ.
 Реализация товаров (работ, услуг) населению и организациям производится по ценам (тарифам), увеличенным на сумму НДС. Сумма указывается в расчетных документах на реализуемые това­ры (работы, услуги) отдельной строкой.
 По налогу на добавленную стоимость установлен широкий круг льгот, имеющих разное назначение: стимулировать производство, экспорт производимых товаров, оказывать финансовую поддерж­ку социально значимым объектам, содействовать развитию кре­дитно-денежных отношений и др. Их перечень является единым на всей российской территории.
 Льготы выражаются в освобождении отдельных видов товаров (работ, услуг) от уплаты НДС.
 Так, от НДС освобождаются: услуги городского пассажирского транспорта, продукция собственного производства студенческих и школьных столовых, больниц и т.п., услуги в сфере образования, связанные с учебно-производственным и воспитательным процес­сом; научно-исследовательская работа, выполняемая за счет бюд­жета; товары (работы, услуги), производимые и реализуемые орга­низациями, в которых инвалиды составляют не менее 50% общего числа работников; ритуальные услуги; продукция собственного производства сельскохозяйственных предприятий, реализуемая в счет натуральной оплаты; операции по страхованию, банковские операции; товары, экспортируемые непосредственно предпри­ятиями-изготовителями; товары, ввозимые на территорию РФ в качестве гуманитарной помощи; технические средства для инва­лидов; услуги, оказываемые членами коллегий адвокатов, и ряд других. Всего в Законе РФ «О налоге на добавленную стоимость» с изменениями и дополнениями на 31 марта 1999 г. перечислено более 30 видов товаров (работ, услуг), освобождаемых от этого на­лога (ст. 5).
 Перечень льгот, как и размер ставок по НДС, могут уточняться при утверждении бюджета на предстоящий финансовый год.
 Сроки уплаты налога. Налог уплачивается ежемесячно, исхо­дя из фактических оборотов по реализации товаров (работ, услуг) за истекший календарный месяц не позднее 20 числа следующего месяца. Предприятия, отнесенные Федеральным законом «О госу­дарственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» к малым предприятиям, уплачивают налог еже­квартально в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за пос­ледним месяцем отчетного квартала.
 Датой совершения оборота считается день поступления средств за товары (работы, услуги) на счета в банках, а при расчетах налич­ными деньгами — день поступления выручки в кассу. Уплата на­лога по товарам, ввозимым на российскую территорию, произво­дится одновременно с уплатой других таможенных платежей.
 Контроль за внесением НДС в бюджет возложен на налоговые и, в соответствующих случаях, на таможенные органы. Взыскание недоимки по НДС, сумм штрафов и применение иных налоговых санкций производится также налоговыми органами, а по импорт­ным товарам — таможенными органами.
 Законодательство учитывает особенность хозяйственных свя­зей в рамках СНГ. В отношении хозяйствующих субъектов госу­дарств — участников СНГ по ввозимым в РФ или вывозимым с территории РФ товарам могут устанавливаться межгосударствен­ные соглашения РФ о принципах взимания НДС при расчетах за реализуемые на территориях стран СНГ товары (работы, услуги). При отсутствии такого соглашения данные вопросы подлежат ре­шению на основе взаимности применительно к каждому отдельно­му государству — участнику СНГ.
 3.4.3. Акцизы
 Акцизы введены Законом РФ от 6 декабря 1991 г.* Как и налог на добавленную стоимость, они имеют широкое распространение в странах с развитой рыночной экономикой. Такие платежи приме­нялись и в СССР до налоговой реформы 1930 г.
 ____________________
 * ВВС. 1991. № 52. Ст. 1872.
 
 
 
 Термин «акциз» происходит от латинского слова accedere (об­резать). Акциз, будучи косвенным налогом, имеет определенное сходство с налогом на добавленную стоимость, но отличается от него своей индивидуализированностью, привязкой к конкретным товарам. Например, в Германии подакцизными являются сигаре­ты, пиво, соль, чай, уксус, игральные карты. В странах Запада под акцизы подпадают обычно товары массового внутреннего потреб­ления.
 По российскому Закону акцизы — это косвенные налоги, вклю­чаемые в цену товара и в результате этого фактически оплачивае­мые покупателем, хотя юридически плательщиками в казну вы­ступают организации, производящие и реализующие товары.
 Закон РФ от 6 декабря 1991 г., установивший акцизы, действу­ет в новой редакции, принятой Федеральным законом от 7 марта 1996 г., с последующими изменениями.* Был уточнен круг пла­тельщиков, перечень подакцизных товаров, объект налогообложе­ния, порядок исчисления и уплаты налога, ставки акцизов за не­которыми исключениями установлены непосредственно законода­тельным актом (прежде установление всех их относилось к полно­мочиям Правительства РФ).
 _______________________
 * СЗ РФ. 1996. № 11. Ст. 1016; 1997. № 3. Ст. 356; 1998. № 7. Ст. 800; № 30. Ст.3614;1999. № 1.Ст. 1; № 7.Ст.879.
 
 В законе дается конкретный перечень видов товаров (продук­ции), которые облагаются акцизами. Это спирт этиловый из всех видов сырья, спиртосодержащая продукция, алкогольная продук­ция, пиво, табачные изделия, ювелирные изделия, нефть, вклю­чая газовый конденсат, бензин автомобильный, легковые автомо­били (за исключением автомобилей с ручным управлением, в том числе ввозимых на российскую территорию, реализуемых инвали­дам в порядке, определяемом Правительством РФ), а также от­дельные виды минерального сырья в соответствии с перечнем, ут­верждаемым Правительством РФ.
 Отдельные виды подакцизных товаров подлежат обязательной маркировке марками акцизного сбора установленного образца. На перечисленные товары акцизы распространяются и в тех случаях, когда они ввозятся на территорию РФ. Обложение акцизами при этом производится в соответствии с Законом об акцизах и тамо­женным законодательством РФ.
 Плательщиками акцизов выступают организации, а также в соответствии с Законом РФ от 10 января 1997 г.* и индивидуаль­ные предприниматели. Последние условно именуются в Законе также организациями. Помимо российских, плательщиками ак­цизов могут быть иностранные и международные организации.
 Объект налогообложения зависит от формы, в которой установ­лены ставки акцизов, от использованного сырья (давальческого или нет) и других факторов. Им может быть стоимость товаров или их объем в натуральном выражении.
 _______________________
 *СЗРФ.1997.№3 Ст.356
 
 По товарам, ввозимым на российскую территорию, объектом налогообложения является таможенная стоимость, увеличенная на сумму таможенной пошлины и таможенных сборов. При уста­новлении специфических (твердых — с литра, штуки и т. п.) ставок акцизов объектом налогообложения является объем ввозимых на территорию Российской Федерации товаров в натуральном выра­жении.
 Ставки акцизов являются едиными на всей территории Рос­сийской Федерации. Они распространяются и на подакцизные то­вары, ввозимые на российскую территорию. Однако по подакциз­ным видам минерального сырья утверждаются Правительством РФ дифференцированные ставки в зависимости от горно-геологических и экономико-географических условий месторождений.
 Ставки акцизов, кроме утверждаемых Правительством РФ, ус­тановлены в Законе в двух формах: 1) в процентах к стоимости товаров по отпускным ценам без учета акцизов; 2) в рублях за единицу измерения товаров.
 Первые действуют в отношении ювелирных изделий (15%) и автомобилей легковых (10%).
 В твердых суммах установлены ставки по другим подакцизным товарам: за разные виды алкогольной продукции за 1 литр от 3 до 60 руб.; за 1 литр пива 72 коп.; за табачные изделия за 1 кг или число штук сигарет, папирос и т.д. (168 руб. за 1 кг трубочного табака, 3 руб. 60 коп. за 1 штуку сигар, 7 руб. за 1000 штук сигарет без фильтра и т.д.); за 1 тонну бензина автомобильного от 350 до 450 руб.; за нефть (средневзвешенная ставка) — 55 руб. за 1 тонну. При пересмотре этих ставок должны вноситься соответствующие изменения в Закон об акцизах.
 В целях обеспечения полноты сбора акцизов и предотвращения нелегального ввоза и реализации подакцизных товаров с 1 июля 1994 г. введен порядок взимания акцизов в форме продажи марок акцизного сбора и обязательная маркировка на алкогольную и та­бачную продукцию. С 1 января 1995 г. постановлением Правитель­ства РФ запрещена реализация на территории Российской Федера­ции товаров, подлежащих маркировке, без наличия на них марок акцизного сбора.* Принятый впоследствии Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этило­вого спирта и алкогольной продукции» от 22 ноября 1995 г.** уста­новление акцизов на алкогольную продукцию определил как один из элементов государственного регулирования в отношении этой продукции. Согласно изменениям и дополнениям, внесенным в него Федеральным законом от 10 января 1997 г., обязательной маркировке марками акцизного сбора или специальными марка­ми подлежит алкогольная продукция с содержанием алкоголя свыше 6 процентов. Кроме того, 8 января 1998 г. принят Федераль­ный закон «О сборах за выдачу лицензий на производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции».***
 _____________________
 * См.: САПП. 1994. № 17. Ст. 1404; СЗ РФ. 1996. № 31. Ст. 3719, 3720; № 33. Ст. 4007; 1997. № 7. Ст. 863; 1999. № 25. Ст. 3126. См. также: Федеральный закон «Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индиви­дуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» от 8 июля 1999 г. // Российская газета. 1999. 13 июля.
 ** СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4553; 1997. № 3. Ст. 359.
 
 
 *** СЗ РФ. 1998. №2. Ст. 221.
 
 Сроки уплаты. В Законе «Об акцизах» установлены сроки уп­латы акцизов в зависимости от сроков реализации товаров (напри­мер, не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным меся­цем, по товарам, реализованным с 1 по 15 число отчетного месяца).
 По товарам, подлежащим обязательной маркировке марками акцизного сбора, плательщики вносят авансовый платеж в разме­ре, установленном Правительством РФ.
 Сумма акциза, подлежащего уплате по подакцизным товарам, происходящим и ввозимым с территории государств — участни­ков СНГ, уменьшается на сумму акциза, уплаченного в стране про­исхождения.
 Сумма акциза, подлежащая уплате, определяется плательщи­ком самостоятельно. При этом в расчетных и первичных учетных документах она выделяется отдельной строкой. Плательщики предоставляют налоговым органам по месту своего нахождения налоговый расчет (декларацию) по установленной форме не позд­нее 20 числа месяца, следующего за отчетным.
 Контроль за исчислением и своевременным внесением акцизов в бюджет осуществляется налоговыми и таможенными органами в соответствии с их компетенцией.
 3.4.4. Налог на прибыль предприятий и организаций
 Налог на прибыль предприятий и организаций установлен За­коном РФ от 27 декабря 1991 г.* и введен с 1992 г. взамен ранее действовавших платежей из прибыли государственных предпри­ятий и налогов с колхозов, предприятий кооперативных и общест­венных организаций. Он отнесен к разряду федеральных налогов. Крупные поступления по этому налогу позволили использовать его в качестве регулирующего доходного источника в отношении бюд­жетов субъектов Российской Федерации в целях их сбалансированности. В таком качестве налог закреплен в Законе «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (п. 4 ст. 19).
 ___________________
 * ВВС. 1992. № 11. Ст. 525; с изм. и доп. на 31 марта 1999 г. // СЗ РФ. 1999. № 14. Ст.1660.
 
 
 
 Однако впоследствии поступления данного налога были поделе­ны на две части — федеральную и субъектов Федерации. Послед­ние получили право самостоятельно утверждать ставки налога (в установленных федеральным законодательством пределах) в части, подлежащей зачислению в их бюджеты. Такой порядок был первоначально введен с 1994 г. Указом Президента РФ «О некото­рых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюд­жетов различных уровней» от 22 декабря 1993 г.* и затем закреп­лен в законодательных актах. Налоговый кодекс РФ (часть первая) по-прежнему предусматривает налог на прибыль предприятий и организаций в перечне федеральных платежей.
 ______________________
 * САПП. 1993. № 52. Ст. 5076; 1994. № 1. Ст. 5.
 
 
 
 Помимо упомянутого изменения с 1994 г. было отменено нало­гообложение доходов банков и страховых организаций на основе особого законодательства и на этих субъектов распространен Закон о налоге на прибыль предприятий и организаций.
 С учетом изменений и дополнений Закон относит к плательщи­кам налога на прибыль:
 а) предприятия и организации (в том числе бюджетные), яв­ляющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, вклю­чая кредитные и страховые организации;
 б) созданные на российской территории предприятия с ино­странными инвестициями, международные объединения и орга­низации, осуществляющие предпринимательскую деятельность;
 в) филиалы и другие обособленные подразделения предпри­ятий и организаций, включая филиалы кредитных и страховых организаций, за исключением филиалов (отделений) Сбербанка РФ, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий, коррес­пондентский) счет;
 г) филиалы (территориальные банки) Сбербанка РФ, созданные в республиках, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петер­бурге.
 Перечисленные плательщики в дальнейшем именуются «пред­приятиями», а кредитные, страховые организации и их филиа­лы — соответственно банками и страховщиками при необходимос­ти определения особенностей их налогообложения.
 Для предприятий некоторых отраслей народного хозяйства, а именно: для предприятий, относящихся к основной деятельности железнодорожного транспорта и связи, а также объединений и предприятий по газификации и эксплуатации газового хозяйства, порядок уплаты налога на прибыль устанавливается особо Прави­тельством РФ.
 Предприятия любых организационно-правовых форм не явля­ются плательщиками данного налога по прибыли от реализации ими сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной ими собственной сельско­хозяйственной продукции (за исключением сельскохозяйствен­ных предприятий индустриального типа, определяемых по переч­ню, утверждаемому законодательными органами субъектов Феде­рации). Однако названные предприятия уплачивают налог на при­быль, полученную от других видов деятельности.
 Организации, занимающиеся игорным бизнесом, который под­лежит особому налогообложению, вместе с тем должны уплачи­вать налог на прибыль, полученную от иных видов деятельности, на основании Федерального закона «О налоге на игорный бизнес» от 31 июля 1998г.*
 ____________________
 * СЗ РФ. 1998. №31. Ст. 3820.
 
 Объектом налогообложения является валовая прибыль пред­приятия, полученная от реализации продукции (работ, услуг), ос­новных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия, и доходов от внереализационных операций, умень­шенная на сумму расходов по этим операциям.
 Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) оп­ределяется как разница между выручкой от реализации продук­ции (без налога на добавленную стоимость и акцизов) и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость про­дукции, в том числе на оплату труда. Перечень затрат, включае­мых в себестоимость, и порядок формирования финансовых ре­зультатов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли, должен определяться особым федеральным законом. До его приня­тия следует руководствоваться ранее установленным порядком.*
 При определении прибыли от реализации основных фондов и иного имущества предприятия для целей налогообложения учи­тывается разница между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и имущества, увеличенной на индекс инфляции. Этот индекс исчисляется в порядке, устанавли­ваемом Правительством РФ.
 ______________________
 * См.: Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении при­были. Утв. пост. Правительства РФ от 5 августа 1992 г. // САПП. 1992. № 9. Ст. 602;
 СЗ РФ. 1995. № 28. Ст. 2686; 1996. № 43. Ст. 4924; № 49. Ст. 5557.
 
 
 
 В состав доходов от внереализационных операций входят дохо­ды, получаемые от долевого участия в деятельности других пред­приятий, от сдачи имущества в аренду, доходы по ценным бума­гам, принадлежащим предприятию, прибыль, полученная при ис­полнении соглашения о разделе продукции, и другие доходы, не­посредственно не связанные с производством продукции (работ, услуг) и ее реализацией. Сюда же входят суммы безвозмездной помощи и др.
 При исчислении налогооблагаемой базы банков валовая при­быль уменьшается на сумму отчислений на формирование резе­рвов под обесценение ценных бумаг и на возможные потери по ссудам.
 Бюджетные учреждения и другие некоммерческие организа­ции, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уп­лачивают налог с получаемой от такой деятельности суммы пре­вышения доходов над расходами.
 Закон предусматривает особенности определения налогообла­гаемой прибыли иностранных юридических лиц: налогообложе­нию подлежит лишь та часть прибыли, которая получена ино­странным юридическим лицом в связи с деятельностью в Россий­ской Федерации. В случаях, когда не ведется отдельного учета такой прибыли, она может быть определена на основе расчета, согласованного налогоплательщиком с налоговым органом, если же не представляется возможность прямо определить эту при­быль, то налоговый орган вправе рассчитывать ее на основании валового дохода или произведенных расходов, исходя из нормы рентабельности — 25 процентов.
 Ставки налога. Установлены две раздельные ставки для зачис­ления в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ (с одной и той же суммы облагаемой налогом прибыли перечисленных пред­приятий). Федеральным законом от 31 марта 1999 г. их размер понижен и составляет: для зачисления в федеральный бюджет 11% (вместо 13%) и в бюджеты субъектов РФ — не свыше 19% (вместо 22%), а для предприятий от прибыли, полученной от по­среднических операций и сделок, страховщиков, бирж, брокер­ских контор, банков, других кредитных организаций не свыше 27% (вместо 30%). Конкретные ставки налога в указанных преде­лах для зачисления в бюджеты субъектов РФ устанавливают зако­нодательные органы соответствующих субъектов РФ.
 По данному налогу предусмотрена широкая система льгот, имеющих стимулирующее, социальное и иное значение. Среди них следующие группы льгот.
 
 
 1. Льготы, призванные стимулировать расходы предприятий на определенные направления их деятельности, имеющие эконо­мическое и социальное значение общего характера (затраты на фи­нансирование капитальных вложений производственного назна­чения предприятиями сферы материального производства; на со­держание находящихся на балансе предприятий объектов и уч­реждений социального значения — здравоохранения, народного образования, культуры и т.п.; взносы на благотворительные цели в пределах 5% облагаемой прибыли (в Фонд 50-летия Победы — 10%); затраты образовательных учреждений на нужды образова­тельного процесса (включая оплату труда) в данном образователь­ном учреждении; научных организаций — непосредственно на развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; затраты предприятий на развитие социальной и коммуналь­но-бытовой сферы для содержания спецконтингента и социальной сферы личного состава уголовно-исполнительной системы и неко­торые другие). На суммы фактически произведенных указанных расходов для данных предприятий уменьшается облагаемая при­быль.
 2. Льготы для отдельных предприятий, нуждающихся в силу своих особенностей в финансовой поддержке. Это предприятия, не менее 50% общего числа работников которых составляют инвали­ды и (или) пенсионеры. Для этих предприятий сумма налога пони­жается на 50%.
 У предприятий, находящихся в собственности творческих со­юзов, из налогооблагаемой прибыли исключается сумма прибы­ли, направленная на осуществление уставной деятельности этих союзов.
 Несколько льгот предусмотрено и для малых предприятий. Так, предприятия, получившие убыток в предыдущем году, за ис­ключением убытков от операций с ценными бумагами, освобожда­ются от уплаты налога с той части прибыли, которая направляется на покрытие убытка в течение пяти лет. Не облагается налогом прибыль от вновь созданного производства на период его окупае­мости (не свыше трех лет) и т.д.
 3. Льготы для организаций, нуждающихся в финансовой под­держке в силу своего социального предназначения. Освобождены от налога на прибыль общественные организации инвалидов; спе­циализированные протезно-ортопедические предприятия; при­быль от производства продукции традиционных народных, а также народных художественных промыслов, психиатрические, психоневрологические и противотуберкулезные учреждения; государственные и муниципальные музеи, библиотеки, театры и т.п.
 Освобождены также религиозные объединения и находящиеся в их собственности предприятия от налога на прибыль от культо­вой деятельности, а также на прибыль, направляемую на осущест­вление религиозной деятельности этих объединений.
 Законодательство устанавливает в определенных случаях усло­вия и пределы предоставляемых льгот, а также общее ограничение по уменьшению сумм налога за счет льгот.*
 ________________________
 * См. п 7 ст. 6 Закона «О налоге на прибыль предприятий» в ред Федерального закона от 31 марта 1999 г.
 
 Состав налоговых льгот, как и ставки налога на прибыль, могут изменяться при утверждении федерального бюджета на предстоя­щий год.
 Сроки уплаты. Предприятия, за исключением иностранных юридических лиц, уплачивают в бюджет в течение квартала авансовые взносы налога на прибыль (исходя из ее предполагаемой суммы) не позднее 15 числа каждого месяца равными долями в размере одной трети квартальной суммы.
 Начиная с 1 января 1997 г. все предприятия, за некоторыми исключениями, имеют право перейти на ежемесячную уплату на­лога, исходя из фактически полученной прибыли за предшествую­щий месяц.
 Иностранные организации уплачивают налог на прибыль в на-. логовом органе по месту их постановки на учет. Не позднее 15 ап­реля года, следующего за отчетным, они должны представлять в этот налоговый орган отчет о деятельности в РФ и налоговую дек­ларацию.
 Закон предусматривает особенности уплаты налогов с отдельных видов доходов, которые взимаются с предприятий помимо на­лога на прибыль. В отношении них установлены особые ставки налога. К таким доходам отнесены следующие.
 В размере 15% облагаются дивиденды, проценты, полученные по ценным бумагам, в том числе доходы, полученные по государ­ственным ценным бумагам РФ и субъектов РФ, а также органов местного самоуправления; доходы от долевого участия в других предприятиях, созданных на территории Российской Федерации. При этом не взимается налог с доходов в виде дивидендов и доходов от долевого участия, выплачиваемых инвестором в соответствии с соглашением о разделе продукции за счет прибыли, полученной им при исполнении указанного соглашения.
 
 
 В размере 70% облагаются доходы видеосалонов (видеопоказа) от проката носителей с видео- и аудиозаписями. Суммы налога с доходов, взимаемого по ставке 15%, зачисляются в федеральный бюджет, с других доходов — в бюджеты субъектов Федерации.
 Установлены также ставки налогов, уплачиваемых иностран­ными юридическими лицами с доходов, не связанных с их деятель­ностью в Российской Федерации (от дивидендов, процентов, доле­вого участия в предприятиях с иностранными инвестициями, от использования авторских прав, лицензий и др.).
 Если международным договором Российской Федерации или бывшего СССР установлены иные правила, чем в российском зако­нодательстве о налоге на прибыль предприятий и организаций, то применяются правила международного договора. Но в договоры запрещается вносить оговорки, в соответствии с которыми пред­приятие или иностранное лицо берет на себя обязательство нести расходы по уплате налога других налогоплательщиков.
 В целях устранения двойного налогообложения учитывается сумма налога на прибыль (доход), уплаченная российскими орга­низациями за границей в соответствии с законодательством ино­странных государств, однако только в пределах сумм налога, упла­ченных с дохода от источников за пределами РФ.
 3.4.5. Налог на имущество предприятий
 Налог на имущество предприятий установлен Законом РФ от 13 декабря 1991 г. и действует на основании этого Закона.* Он относится к числу налогов субъектов РФ. Налоговый кодекс РФ (часть первая) также предусматривает его в составе платежей этого уровня, однако называет налогом с имущества организаций.
 ______________________
 * ВВС. 1992. № 12. Ст. 599, с изм. и доп на 10 февраля 1999 г. // СЗ РФ. 1999. №7.Ст.879.
 
 
 
 Плательщиками данного налога являются: предприятия, уч­реждения и организации, в том числе с иностранными инвести­циями, — юридические лица по законодательству РФ; филиалы и другие аналогичные подразделения указанных юридических лиц, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет; компа­нии, фирмы, любые другие организации (включая полные товари­щества), образованные в соответствии с законодательством ино­странных государств, международные организации и объедине­ния, а также их обособленные подразделения, имеющие имущест­во на территории РФ, континентальном шельфе РФ и в исключи­тельной экономической зоне РФ.
 В число плательщиков налога входят также банки и другие кредитные организации. Центральный банк РФ и его учреждения не являются плательщиками налога, предусмотренного назван­ным Законом.
 Перечисленные плательщики налога в дальнейшем именуются «предприятиями».
 Объектами налогообложения по данному платежу являются:
 основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе предприятия, определяемые по среднего­довой стоимости. Основные средства, нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы учитываются по остаточной стоимости.
 Ставка налога. Закон устанавливает предельный размер став­ки: она не может превышать 2% стоимости налогооблагаемого имущества. Установление конкретных ставок налога относится к компетенции законодательных (представительных) органов влас­ти субъектов Федерации. Конкретизация их размеров зависит от видов деятельности предприятий. Однако не разрешается устанав­ливать ставку налога для отдельных предприятий.
 Если органы власти субъектов Федерации не примут решения о ставках налога на имущество, то применяется максимальная ставка, установленная Законом (2%).
 Сроки уплаты налога. Сумма налога, самостоятельно исчис­ленная налогоплательщиком, вносится в бюджет поквартально на­растающим итогом. В конце года производится перерасчет.
 Уплата налога производится по квартальным расчетам в пяти­дневный срок со дня, установленного для представления бухгал­терского отчета за квартал, а по годовым расчетам — в 10-дневный срок со дня, установленного для бухгалтерского отчета за год.
 Затраты по уплате данного налога относятся на финансовые результаты деятельности предприятия, а по банкам и другим кре­дитным организациям — на операционные и разные расходы.
 Льготы. Закон содержит перечень организаций, имущество ко­торых освобождено от налогообложения. Это бюджетные учрежде­ния и организации, органы государственной законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы местного самоуправления. Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхо­вания РФ, Государственный фонд занятости РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; коллегии адвока­тов и их структурные подразделения; предприятия по производст­ву, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции; выращиванию, лову и переработке рыбы и морепродуктов (если выручка от этой деятельности составляет не менее 70% общей суммы выручки); специализированные протезно-ортопедические предприятия.
 Освобождается от налогообложения также имущество, исполь­зуемое исключительно для нужд образования и культуры; иму­щество религиозных объединений и организаций, национально-культурных обществ, предприятий народных художественных промыслов; используемое для образования страхового и сезонного запасов; жилищно-строительных, дачно-строительных и гараж­ных кооперативов, садоводческих товариществ; общественных объединений, осуществляющих свою деятельность за счет целе­вых взносов граждан (если они не осуществляют предпринима­тельскую деятельность); общественных организаций инвалидов (в которых инвалиды составляют не менее 50% общего числа ра­ботников); научно-исследовательских учреждений; предприятий, учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы; специализированных предприятий, производящих ме­дицинские препараты для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями; фондов имущества — российского, субъектов Федерации, райо­нов, городов; имущество, исключительно предназначенное для от­дыха или оздоровления детей, органов управления и подразделе­ний Государственной противопожарной службы, профессиональ­ных аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных фор­мирований; имущество иностранных и российских юридических лиц, используемое на период реализации социально-экономичес­ких программ для военнослужащих (перечень этих юридических лиц, освобождаемых от уплаты налога, определяется Правитель­ством РФ).
 Федеральным законом от 10 февраля 1999 г. предусмотрено также освобождение от налогообложения имущества, используе­мого исключительно для деятельности, обусловленной соглаше­ниями о разделе продукции.*
 ________________________
 * СЗ РФ. 1999. № 7. Ст. 879.
 
 
 
 Помимо этого, у предприятий, имущество которых подлежит налогообложению, установлено уменьшение его стоимости на ба­лансовую (нормативную) стоимость некоторых видов имущества, а именно: объектов жилищно-коммунальной и социально-куль­турной сферы; объектов, используемых для охраны природы и по­жарной безопасности, и т.д. Перечень такого имущества также установлен в Законе РФ.
 Помимо льгот, предусмотренных в Законе РФ, законодатель­ные (представительные) органы субъектов РФ и органы местного самоуправления могут устанавливать для отдельных категорий плательщиков дополнительные льготы в пределах сумм, зачисля­емых в бюджеты субъектов РФ.
 В Налоговом кодексе РФ (части первой) налог на имущество организаций назван наряду с налогом на недвижимость (ст. 14). При введении последнего на территории субъекта РФ действие налога на имущество организаций, как и налога на имущество физических лиц, прекращается.
 3.4.6. Налог на операции с ценными бумагами
 Налог на операции с ценными бумагами установлен Законом РФ от 12 декабря 1991 г.* отнесен к группе федеральных налогов. Введение этого налога отразило развитие рынка ценных бумаг и перспективы его расширения.
 Первоначально данный налог распространялся на юридичес­ких и физических лиц. Впоследствии в новой редакции закона (Федеральный закон от 10 октября 1995 г.)** физические лица среди плательщиков уже не предусмотрены. Изменился и объект нало­гообложения.
 Плательщики налога — юридические лица — эмитенты цен­ных бумаг. Под эмиссией в данном случае понимают выпуск цен­ных бумаг в обращение.***
 ______________________
 * ВВС 1992 №11 Ст.523
 ** СЗ РФ. 1995. № 43. Ст. 4011; 1998. № 12. Ст. 1349.
 *** См.: Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. // СЗ РФ. 1996. №17. Ст. 1918.
 
 
 
 Объектом, налогообложения является номинальная сумма вы­пуска ценных бумаг, заявленная эмитентом. Данная норма Закона распространяется на акции акционерных обществ, облигации, иные ценные бумаги, эмиссия которых требует государственной регистрации.
 Если уставный капитал акционерного общества увеличивается путем увеличения номинальной стоимости акций, то налогооблажению подлежит разница между заявленной эмитентом суммой выпуска нового номинала и величиной уставного капитала до его увеличения.
 Не облагается налогом:
 а) номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерных об­ществ, осуществляющих первичную эмиссию ценных бумаг. Под первичной эмиссией ценных бумаг акционерного общества пони­мается выпуск акций при его учреждении;
 б) номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерных об­ществ, осуществляющих увеличение уставного капитала на вели­чину переоценок основных фондов, производимых по решению Правительства РФ.
 Впоследствии этот перечень был дополнен. К нему отнесено также: номинальная сумма выпуска ценных бумаг:
 а) акционерного общества, образованного в результате реорга­низации в форме слияния, разделения или выделения акционер­ных обществ;
 б) конвертируемых в акции акционерного общества, к которо­му осуществляется присоединение;
 в) при консолидации или дроблении размещенных ранее акций;
 г) при конвертации размещенных ранее акций одного типа в акции другого типа;
 д) в случае уменьшения акционерным обществом своего устав­ного капитала путем уменьшения номинальной стоимости акций.
 При этом обусловлено непревышение размера уставного капи­тала присоединяемого акционерного общества (п. «б») и оставле­ние без изменений размера уставного капитала акционерного об­щества (п. «в», «г»).*
 ___________________
 * См.: Федеральный закон от 23 марта 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 12. Ст. 1349.
 
 
 
 Ставка налога. Налог взимается в размере 0,8% номинальной суммы выпуска ценных бумаг. В случае отказа в регистрации эмиссии ценных бумаг налог не возвращается.
 Плательщик исчисляет сумму налога самостоятельно. Если операции с ценными бумагами осуществляются в иностранной ва­люте, то налог исчисляется в рублях в перерасчете по курсу, уста­навливаемому Центральным банком РФ и действующему на дату регистрации эмиссии. Такое правило распространяется на ценные бумаги, номинальная сумма выпуска которых заявлена эмитентом в иностранной валюте.
 Сумма налога уплачивается плательщиком одновременно с представлением документов на регистрацию эмиссии. В налого­вый орган представляется расчет налога в трехдневный срок после его уплаты.
 Налоговый кодекс РФ (часть первая) налога с таким наимено­ванием не содержит. Его заменяет налог на доходы от капитала.
 
 
 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
 1. Какие налоги в соответствии с российским законодательством упла­чивают организации? Как изменилась система этих платежей в условиях перехода российской экономики к рыночным отношениям?
 2. Какие виды субъектов входят в круг плательщиков налогов с орга­низаций?
 3. К каким классификационным группам налогов относится налог на добавленную стоимость? Какими законодательными актами он регулируется?
 4. Дайте юридическую характеристику налога на добавленную стои­мость в соответствии с основными элементами закона о налоге (субъект и объект налогообложения, ставки, льготы, сроки уплаты).
 5. Предусмотрен ли налог на добавленную стоимость в Налоговом ко­дексе РФ?
 6. К каким классификационным группам относятся акцизы? Каким законодательством регулируется этот платеж? Предусмотрены ли акцизы Налоговым кодексом РФ?
 7. Что общего между налогом на добавленную стоимость и акцизами? Чем они различаются?
 8. Дайте юридическую характеристику акцизов в соответствии с ос­новными элементами закона о налоге.
 9. К каким классификационным группам налогов относится налог на прибыль предприятий? Каким законодательством он регулируется? Предусмотрен ли этот налог в Налоговом кодексе РФ?
 10. На каких субъектов распространяется налог на прибыль?
 11. Что входит в объект налогообложения по налогу на прибыль?
 12. Какие ставки применяются по налогу на прибыль предприятий? В каком порядке эти ставки устанавливаются?
 13. Какие установлены льготы по налогу на прибыль предприятий?
 14. Что является объектом налогообложения налога на прибыль пред­приятий, кроме прибыли, полученной от реализации продукции?
 15. К каким классификационным группам налогов относится налог на имущество предприятий? Какими законодательными актами он регули­руется?
 16. Дайте юридическую характеристику налога на имущество пред­приятий в соответствии с основными элементами закона о налоге.
 17. Что нового вносит Налоговый кодекс РФ в налогообложение иму­щества предприятий?
 18. Каким законом регулируется налог на операции с ценными бумагами?
 19. Кто является плательщиком налога на операции с ценными бума­гами?
 20. Что является объектом налогообложения по налогу на операции с ценными бумагами?
 21. Какова ставка налога на операции с ценными бумагами?
 22. К какой классификационной группе налогов относится налог на операции с ценными бумагами?
 
 
 3.5. Налоги целевые
 3.5.1. Общие положения
 Налоги, имеющие определенное целевое назначение, давно из­вестны в мировой практике налогообложения. Такие налоги по­явились еще в докапиталистическую эпоху и сохраняются по на­стоящее время. В отличие от обычного порядка они зачисляются, как правило, не в бюджет как денежный фонд общего значения, а в целевые внебюджетные фонды. Например, в США существует налог на продажу бензина, бензопродуктов, топлива, смазочных материалов, который поступает в дорожный фонд.
 Такой опыт был широко использован при установлении новой налоговой системы в Российской Федерации. В 1990-х гг. был вве­ден ряд налогов и других платежей, зачисляемых в целевые вне­бюджетные фонды, или в бюджет, но специальной строкой для использования на определенные цели, а также в целевые бюджет­ные фонды. Единичные случаи придания налогу целевого назначе­ния встречались в советской практике и прежде. Например, налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов, действовавший на основании Указа Президиума Вер­ховного Совета СССР от 21 марта 1988 г.,* был предназначен для привлечения средств на строительство и ремонт автомобильных дорог.
 _________________________
 * ВВС. 1988. № 12. Ст. 186.
 
 
 
 Четко выраженное целевое назначение из числа ныне действу­ющих налогов имеют налоги, зачисляемые в дорожные фонды. Такой же характер свойствен земельному налогу, который учиты­вается в бюджете отдельной строкой; местному налогу на содержа­ние жилищного фонда и объектов социально-культурного назначе­ния, налогу с продаж, а также некоторым платежам обязательного характера разных уровней, включенных законодателем в налого­вую систему Российской Федерации (платежи за пользование при­родными ресурсами, лесным фондом, отчисления на воспроизвод­ство минерально-сырьевой базы, сбор на нужды образовательных учреждений и другие, среди них и местные целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций на содержание ми­лиции, на благоустройство территории и иные цели).
 3.5.2. Налоги, зачисляемые в дорожные фонды
 На основании Закона РФ «О дорожных фондах в РФ» от 10 ок­тября 1991 г.* были созданы внебюджетные дорожные фонды, предназначенные для мобилизации финансовых ресурсов в целях содержания и устойчивого развития сети автомобильных дорог об­щего пользования (внегородских автомобильных дорог). Такие фонды создавались на федеральном уровне и уровне субъектов Фе­дерации (Закон именует последние «территориальными фонда­ми»). Впоследствии Законом РФ «О федеральном бюджете на 1995 год» от 31 марта 1995 г. Федеральный дорожный фонд, наря­ду с некоторыми другими внебюджетными фондами, был включен (консолидирован) в федеральный бюджет и преобразован в целе­вой бюджетный фонд, что было продолжено и в последующие годы. Одновременно проведение такой консолидации было реко­мендовано субъектам РФ. Что касается субъектов Федерации, то они вправе решить этот вопрос самостоятельно. Преобразование дорожного фонда из внебюджетного в целевой бюджетный не по­влекло изменений в источниках средств его формирования.
 _______________________
 * ВВС 1991. №44. Ст. 1426; с изм. и доп. на 12 апреля 1999 г.//СЗ РФ 1999. №16.Ст 1930
 
 
 
 Упомянутый Закон РФ «О дорожных фондах в РФ» среди ис­точников образования названных фондов указывает ряд налогов, для которых характерна связь с использованием автомобильного транспорта и дорог. Они включены в перечень федеральных нало­гов. К ним отнесены налоги:
 а) на реализацию горюче-смазочных материалов;
 б) на пользователей автомобильных дорог;
 в) с владельцев транспортных средств;
 г) на приобретение автотранспортных средств;
 д) акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользова­ние граждан.
 Плательщиками налогов являются организации и физические лица.
 Налог на реализацию горюче смазочных материалов (автобен­зина, дизельного топлива, масел, сжатого и сжиженного газов, используемых в качестве моторного топлива) уплачивают органи­зации и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, реализующие ука­занные материалы, в том числе ввозимые на территорию РФ.
 Объект налогообложения — оборот по реализации (в денежном исчислении, включая акциз) без налога на добавленную стои­мость. Ставка налога — 25% суммы реализации горюче-смазоч­ных материалов. Данный налог взимается также при перепродаже горюче-смазочных материалов с суммы разницы между выручкой и стоимостью их приобретения (без налога на добавленную стои­мость). Ставка — также 25%.
 Налог на пользователей автомобильных дорог. Его плательщики — предприятия, организации, учреждения, предпринима­тели, являющиеся юридическими лицами по российскому законо­дательству. К их числу относятся также созданные на территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвестиция­ми, международные объединения, осуществляющие предприни­мательскую деятельность через постоянные представительства;
 иностранные юридические лица; филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий, организаций и учреждений, имею­щие отдельный баланс и расчетный счет.
 Ставки налога в 1997 г. повышены: они установлены в раз­мере:
 а) 2,5% выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг);
 б) 2,5% суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.
 Налог исчисляется отдельно по каждому виду деятельности. Закон РФ распределяет средства налога между Федеральным и территориальными дорожными фондами: в Федеральный фонд за­числение производится по ставке 0,5% и в территориальные фонды - 2% . Однако законодательные (представительные) органы субъектов РФ могут с учетом местных условий изменять (повы­шать или понижать) ставку налога, но не более чем на 50% ставки данного федерального налога.
 Объектом налогообложения выступают: выручка от реализа­ции продукции (работ, услуг), а также сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в резуль­тате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой дея­тельности.
 Льготы. От налога освобождаются колхозы, совхозы, крес­тьянские (фермерские) хозяйства, предприятия, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции (при удельном
 
 
 весе доходов от ее реализации 70% и более); предприятия, осу­ществляющие содержание автомобильных дорог общего пользова­ния и отдельных магистральных улиц городов Москвы и Санкт-Петербурга; иностранные и российские юридические лица, при­влекаемые на период реализации целевых социально-экономичес­ких программ жилищного строительства, создания, строительства и содержания профессиональных центров переподготовки лиц, уволенных с военной службы и членов их семей; профессиональ­ные аварийно-спасательные службы и формирования; органы уп­равления и подразделения Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел РФ.
 Учреждения, финансируемые собственником (в том числе бюд­жетные), и другие некоммерческие организации уплачивают налог на пользователей автомобильных дорог, если они имеют до­ходы от предпринимательской деятельности.
 При уплате этого налога действует также Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» в соответствии с которым инвесторы - российские и иностранные юридические лица - могут быть освобождены от уплаты налога.
 Налог с владельцев транспортных средств. Плательщиками являются предприятия, объединения, учреждения и организа­ции, включая иностранных юридических лиц, а также граждан, в том числе иностранных, и лиц без гражданства, имеющих транс­портные средства на пневмоходу, указанные в Законе.
 Объект налогообложения — принадлежащие указанным лицам транспортные средства (автомобили, мотоциклы, моторол­леры, автобусы) и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу. При этом не являются плательщиками налога пред­приятия автотранспорта общего пользования в отношении транс­портных средств, осуществляющих перевозки пассажиров (кроме такси).
 Ставки налога установлены Законом в твердых денежных сум­мах с каждой лошадиной силы. Они зависят от вида транспортного средства и мощности двигателя. Законодательные органы субъек­тов Федерации компетентны увеличивать эти ставки в связи с из­менением уровня цен и заработной платы.
 Уплата налога производится ежегодно до регистрации, перере­гистрации или технического осмотра транспортных средств в сроки, установленные органами государственной власти субъек­тов Федерации.
 По налогу предусмотрены льготы, которые носят характер со­циальной поддержки (освобождаются, к примеру, от его уплаты инвалиды, имеющие мотоколяски и автомобили, общественные организации инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию ра­диации вследствие чернобыльской катастрофы, и т.д.). Другие льготы стимулируют необходимую для общества деятельность: не взимается налог с колхозов, совхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств, предприятий, осуществляющих содержание дорог обще­го пользования; иностранных и российских юридических лиц, привлекаемых на период реализации целевых социально-эконо­мических программ; профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований; органов управления и подразделений Го­сударственной противопожарной службы МВД РФ. Закон осво­бождает от уплаты налога Героев Советского Союза, Героев Россий­ской Федерации, граждан, награжденных орденом Славы трех сте­пеней, признавая их заслуги перед обществом и государством.
 От налога освобождаются также российские и иностранные юридические лица, выполняющие в качестве инвесторов работы по соглашениям о разделе продукции в соответствии с Федераль­ным законом «О соглашениях о разделе продукции»*.
 ___________________
 *1 См. Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. // СЗ РФ. 1999. № 7. Ст. 879.
 
 
 
 Дополнительно к предусмотренным в Законе РФ льготам орга­ны государственной власти субъектов Федерации вправе полнос­тью освободить отдельные категории граждан, предприятий и уч­реждений от уплаты налога.
 Налог на приобретение автотранспортных средств.
 Плательщиками налога являются предприятия, организации, учреждения, предприниматели без образования юридического лица, приобретающие автотранспортные средства путем купли-продажи, мены, лизинга или взносов в уставной фонд.
 Объект налогообложения — продажная цена автотранспортно­го средства (без налога на добавленную стоимость и акцизы). Их виды перечислены в Законе. Уплата налога производится по месту регистрации или перерегистрации автотранспортного средства.
 Ставки налога зависят от вида транспортных средств. Они ус­тановлены в процентах от их продажной цены: для грузовых авто­мобилей, пикапов, легковых фургонов, автобусов, специальных автомобилей, легковых автомобилей — 20%; для прицепов и полу­прицепов — 10%.
 Если автотранспортные средства приобретены за пределами Российской Федерации, налог исчисляется по установленным ставкам от стоимости автотранспортных средств, которая опреде­ляется в соответствии с таможенным законодательством РФ.
 Льготы, по данному налогу в большой мере сходны с льготами по налогу с владельцев транспортных средств. Кроме того, осво­бождаются от налога граждане, приобретающие легковые автомо­били в личное пользование.
 Органы государственной власти субъектов Федерации вправе производить полное освобождение отдельных категорий граждан, предприятий, организаций и учреждений от уплаты налога или понижение его размера.
 Из перечисленных налогов в федеральный дорожный фонд за­числяются налог на реализацию горюче-смазочных материалов, акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан, а также часть налога на пользователей автомобильных дорог, другие платежи подлежат зачислению согласно Закону о дорожных фондах в территориальные дорожные фонды.
 3.5.3. Земельный налог
 Земельный налог установлен Законом РФ «О плате за землю» от 11 октября 1991 г.* В связи с принятием названного Закона прекращено взимание установленных законодательством СССР налогов: сельскохозяйственного, земельного и налога с владельцев строений (строения стали облагаться налогами на имущество).
 ______________________
 * ВВС. 1991. № 44. Ст. 1424; с изм. и доп. на 25 июля 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 31.Ст.3810
 
 
 
 В Налоговом кодексе РФ (части первой) 1998 г. земельный налог сохраняется и по-прежнему включен в группу местных на­логов. Однако в случае введения субъектами Федерации на своей территории налога на недвижимость, его взимание должно пре­кратиться одновременно с прекращением действия налога на иму­щество физических лиц и предприятий (п. 2 ст. 14).
 Земельный налог по Закону РФ от 11 октября 1991 г., помимо того, что является источником бюджетных доходов, представляет собой одну из форм платы за землю в связи с установлением плат­ности землепользования. Цель введения платы за землю — стиму­лирование рационального использования земель, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях раз­ного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населен­ных пунктах, формирование специальных фондов финансирова­ния этих мероприятий. Таким образом, Закон определяет конкрет­ное целевое назначение налога на землю.
 Закон особо отмечает, что его размер не зависит от результатов хозяйственной деятельности налогоплательщиков и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
 Плательщиками налога являются собственники земли, зем­левладельцы и землепользователи. Арендаторы не уплачивают зе­мельный налог, так как за землю, переданную в аренду, с них взимается арендная плата.
 Объект налогообложения — земля. Закон делит земли на два вида: а) земля сельскохозяйственного назначения, б) земля несель­скохозяйственного назначения, устанавливая более низкие разме­ры налогообложения для первых.
 При взимании налога за земли сельскохозяйственного назначе­ния Закон различает две группы налогоплательщиков В первую входят колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства, межхозяйственные предприятия и организации, кооперативы и другие сельскохозяйственные предприятия. С них взимается толь­ко земельный налог. Все остальные налоги по отношению к ним не применяются. Но если предприятие имеет доходы от несельскохо­зяйственной деятельности, то на них положение об освобождении от других налогов не распространяется.
 Ко второй группе отнесены сельскохозяйственные предпри­ятия индустриального типа (птицефабрики, тепличные комбина­ты, зверосовхозы, животноводческие комплексы и другие пред­приятия на самостоятельном балансе) по перечню, утвержденному органами законодательной (представительной) власти субъектов Федерации. Эти предприятия должны уплачивать кроме налога на землю и другие налоги в установленном порядке.
 Единицей налогообложения для перечисленных плательщиков определен один гектар пашни.
 Ставки налога. Закон РФ утверждает средние ставки по рес­публикам, краям, областям, автономной области, автономным ок­ругам, на основании которых соответствующие органы законода­тельной (представительной) власти субъектов Федерации утверж­дают ставки налога для данной территории. При их определении должно учитываться качество земельных угодий. Они же устанав­ливают минимальные ставки за один гектар пашни и другие сель­скохозяйственные угодья.
 Особо регулируется порядок налогообложения других земель сельскохозяйственного назначения. К ним отнесены участки в гра­ницах сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, са­доводства и огородничества, животноводства и сенокошения, выпаса скота. Земельный налог за эти участки взимается со всей пло­щади земельного участка по средним ставкам налога за земли сель­скохозяйственного назначения административного района.
 Земельный налог за участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в границах сельских населенных пунктов для иных целей (за исключением указанных выше), взимается со всей площади земельного участка в других размерах (за кв. метр).
 Органам местного самоуправления предоставляется право с учетом благоприятных условий размещения указанных участ­ков повышать ставки земельного налога, но не более, чем в два раза.
 Налогообложение земель несельскохозяйственного назна­чения.
 К ним отнесены земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков, а также расположенные вне населенных пунктов земли различного специального назначения.
 Перечисленные виды земель облагаются налогом по разным ставкам, однако большей частью они выше ставок по землям сель­скохозяйственного назначения (за исключением случаев, когда к последним приравниваются отдельные виды земель).
 Так, по городским землям Закон утверждает средние ставки налога за один квадратный метр по экономическим районам с уче­том категорий городов. Наиболее высокие ставки — в Централь­ном районе. Средние ставки дифференцируются органами местно­го самоуправления по местоположению и зонам различной градо­строительной ценности.

<< Пред.           стр. 14 (из 25)           След. >>

Список литературы по разделу