<< Пред.           стр. 17 (из 25)           След. >>

Список литературы по разделу

 Платежи за право пользования недрами регламентируются в Законе РФ «О недрах».**
 __________________
 * В экономической литературе платежи за пользование природными ресурса­ми принято считать рентными. Разнообразие рентных составляющих определяет различный уровень платы за пользование природными ресурсами. См., например:
 Юткина. Т.Ф. Налоги и налогообложение. М., 1998. С. 339—340
 ** См.: Закон РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 г. в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 823.
 
  Их система включает:
 а) основные платежи: плата за право пользования недрами; от­числения на воспроизводство минерально-сырьевой базы; сбор за участие в конкурсах и аукционах за выдачу лицензий и экспорт­ных квот;* акцизы и акцизные сборы;
 б) дополнительные платежи: плата за землю или акваторию территориального моря и участок морского дна; плата за геологи­ческую информацию о недрах;** другие платежи и сборы, не связан­ные с отраслевой спецификой финансово-хозяйственной деятель­ности.
 __________________
 * Этот сбор впервые включен в систему платежей за пользование недрами новой редакцией Закона «О недрах».
 ** Платеж впервые включен в систему платежей за пользование недрами новой редакцией закона «О недрах».
 
 
 
 Взимание не предусмотренных Законом платежей не допуска­ется.
 Сбор за участие в конкурсах и аукционах за выдачу лицензий и экспортных квот установлен в соответствии с Законом РФ «О недрах», Указом Президента РФ «Об обеспечении экономичес­кой основы суверенитета РСФСР» от 20 августа 1991 г..* Законом РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности»** и более детально регламентируется отраслевым федеральным законода­тельством,*** законодательством субъектов Российской Федерации и ведомственными подзаконными нормативными актами.****
 ____________________
 * СЗ РСФСР. №37; С. 402.
 ** СЗ РФ. 1998. №39. С. 857.
 *** См., например: Федеральный закон «О животном мире» от 24 апреля 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1462; Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4471.
 **** См., например: Положение о лицензировании отдельных видов деятельнос­ти, связанных с геологическим изучением и использованием недр, утв. пост. Пра­вительства РФ от 31 июля 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 32. Ст. 3315.
 
 Природопользование определенными объектами в Российской Федерации осуществляется на основе лицензий, за выдачу кото­рых взимаются сборы.
 Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее установленных требований и условий.
 Предоставление лицензий осуществляется через государствен­ную систему лицензирования, организационное обеспечение кото­рой возлагается на Министерство природных ресурсов РФ и его территориальные подразделения.
 Размер сборов и порядок их взимания определяются по согла­сованию с Министерством финансов РФ, исходя из расходов на экспертизу заявок на получение лицензий, организацию конкур­сов и аукционов, оплату пакетов геологической информации и иных расходов, связанных с предоставлением лицензий.
 Сбор за выдачу лицензий направляется в органы, выдающие лицензии на пользование недрами и используется на оплату расхо­дов, связанных с выдачей лицензий.
 В предоставляемой лицензии обязательно оговариваются усло­вия выполнения платежных обязательств перед государством за право пользования недрами, земельными участками, акватория­ми. Конкретные размеры и условия платежей, а также применяе­мые скидки устанавливаются по каждому объекту лицензирова­ния и фиксируются в лицензии. В случаях замены денежных пла­тежей за право пользования недрами поставками производимой продукции в лицензии указываются порядок и методы расчета объемов этой продукции, пункты ее доставки и другие необходимые данные. Отказ лица, претендующего на получение лицензии, от внесения платежа, связанного с предоставлением лицензии, яв­ляется основанием для признания сделки выдачи лицензии недей­ствительной. В случае нарушения пользователем недр условий внесения платежей за право природопользования, определенных в лицензии, право на пользование недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено компетентными на то органами.
 Владельцами лицензий могут быть субъекты предпринима­тельской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств. Владель­цами лицензий на право добычи радиоактивного сырья могут быть только государственные предприятия Российской Федерации.
 Предоставление лицензий на право пользования недрами осу­ществляется путем проведения конкурсов и аукционов.
 Плата за право пользования недрами состоит из системы пла­тежей, включающей платы: за право на поиск и оценку месторож­дений полезных ископаемых; за право разведки полезных ископа­емых; за право на добычу полезных ископаемых; за право на ис­пользование отходов горнодобывающих и перерабатывающих про­изводств; за право строительства и эксплуатации подземных со­оружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
 Платежи за пользование недрами уплачиваются субъектами предпринимательской деятельности независимо от форм собствен­ности, в том числе и иностранными юридическими и физическими лицами, допущенными к разработке недр на территории Россий­ской Федерации.
 Закон РФ «О недрах» устанавливает для определенных катего­рий недропользователей льготы в виде частичного или полного освобождения от платежей при пользовании недрами, предостав­ления отсрочек по уплате платежей, скидок за истощение недр. Вопросы предоставления льгот рассматриваются индивидуально по каждому недропользователю Министерством природных ресур­сов РФ на основании государственной экспертизы геологических и экономических материалов, проводимой Государственной ко­миссией по запасам полезных ископаемых Министерства природ­ных ресурсов РФ. Устанавливать односторонние преимущества от­дельным категориям пользователей недр запрещается.
 Процедура проведения государственной экспертизы для предо­ставления льгот по рассматриваемым платежам регламентируется письмом Министерства природных ресурсов РФ «О проведении государственной экспертизы материалов по освобождению от ре­сурсных платежей».*
 ______________________
 * Письмо от 18 ноября 1996 г. № ВО-61/3024 «О проведении государственной экспертизы материалов по освобождению от ресурсных платежей» (опубликовано не было. Содержится в компьютерной версии «Консультант»).
 
 
 
  Так, от уплаты платежей при пользовании недрами освобождаются:
 1) собственники, владельцы земельных участков, осущест­вляющие в установленном порядке добычу общераспространен­ных полезных ископаемых и подземных вод на принадлежащем им или арендуемом ими земельном участке непосредственно для своих нужд;
 2) пользователи недр, ведущие региональные геолого-геофизи­ческие работы, геологическую съемку, другие геологические рабо­ты, направленные на общее геологическое изучение недр, геологи­ческие работы по прогнозированию землетрясений и исследований вулканической деятельности, инженерно-геологические изыска­ния, палеонтологические, геоэкологические исследования, кон­троль за режимом подземных вод, иные работы, проводимые без существенных нарушений целостности недр;
 3) пользователи недр, получившие участки недр для образова­ния особо охраняемых геологических объектов.
 В целях стимулирования освоения месторождений полезных ископаемых, находящихся в сложных горно-геологических усло­виях или пониженного качества, а также внедрения экологически безопасных технологий и технологий, повышающих извлечение основных и попутных полезных компонентов, пользователи недр могут частично или полностью освобождаться от платежей за поль­зование недрами и получать отсрочки от уплаты этих платежей. Решение о предоставлении отсрочек или об освобождении от пла­тежей принимается органами, предоставляющими лицензии на пользование недрами.
 Дополнительные основания для освобождения отдельных кате­горий пользователей недр от региональных ресурсных платежей могут устанавливаться органами власти субъектов Российской Фе­дерации.
 С пользователей недр взимаются платежи за поиски, разведку месторождений полезных ископаемых, их добычу и пользование недрами в иных целях.
 Основным объектом налогообложения являются недра. Основ­ными факторами, влияющими на определение размера платежей за пользование недрами, являются экономико-географические ус­ловия, размер участка недр, виды полезных ископаемых, степень геологический изученности территории и риск.*
 Законодательство устанавливает несколько форм взимания платы за пользование недрами:**
 — денежные платежи;
 — часть объема добытого минерального сырья или иной про­дукции, производимой пользователями недр;
 — выполнение работ или предоставление услуг;
 — зачет сумм предстоящих платежей в качестве долевого вкла­да в уставный капитал создаваемого горного предприятия.
 ______________________
 * Как отмечает ряд исследователей, в этой связи актуальной становится необ­ходимость создания Кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых. См. напр.: Львов Д. Райские налоги в России можно получать и без обложения труда и капитала // Финансовые известия. 1995. 29 нояб. С. 4.
 ** См.: Закон РФ «О недрах»; Положение о порядке и условиях взимания пла­тежей за право на пользование недрами, акваторией и участками морского дна, утв. пост. Правительства РФ от 28 октября 1992 г № 828 // САПП. 1992. № 18. Ст. 1466;
 СЗ РФ. 1996. № 37. Ст. 4294.
 
 
 
 Не допускаются требование и принятие в качестве платы за пользование недрами радиоактивных и других материалов и про­дуктов, распоряжение которыми входит в соответствие с законода­тельством РФ в ведение специальных органов, а также услуг воен­ного характера и информации, составляющей государственную тайну. Не допускается также требование предоставления инфор­мации, составляющей коммерческую тайну недропользователя, в счет оплаты за пользование недрами.
 Конкретная форма и размеры внесения платы устанавливается в лицензии на пользование недрами. Так, размеры платежей за проведение поисковых и разведочных работ определяются в зави­симости от экономико-географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности работ, сте­пени геологической изученности территории и степени риска.
 Эти платежи взимаются в форме разовых и (или) регулярных взносов за единицу использованного участка недр или площади. Регулярные платежи взимаются в течение всего периода проведе­ния поисков и оценки месторождений полезных ископаемых. Ус­ловия взимания платежей зависят от договорной (сметной) стои­мости поисковых работ, продолжительности их проведения, пло­щади территории, выделенной пользователю недр. Минимальная величина ставки платежа за право на поиски и оценку месторож­дений полезных ископаемых составляет 1% договорной (сметной)
 стоимости указанных работ, максимальная — 2%.* Размеры регу­лярных взносов, как правило, возрастают в зависимости от про­должительности проведения работ. При возврате пользователем недр части поисковой площади он освобождается от дальнейшей платы за нее.
 Размеры платежей за добычу полезных ископаемых определя­ются с учетом вида полезного ископаемого, количества и качества его запасов, природно-географических, горно-технических и эко­номических условий освоения и разработки месторождения, сте­пени риска.
 Платежи за добычу полезных ископаемых взимаются в форме разового, а также в форме последующих регулярных платежей после начала добычи в течение всего срока действия лицензии. Их размеры включаются в себестоимость добычи полезных ископае­мых и определяются как доля от стоимости добытых полезных ископаемых и потерь при добыче, превышающих нормативы, ус­танавливаемые ежегодными планами горных работ, согласован­ными с органами государственного надзора. При этом стоимость добытого минерального сырья исчисляется по ценам реализации товарной продукции из него без учета налога на добавленную сто­имость.
 Относительно разового платежа за право на добычу полезных ископаемых законодательство устанавливает только его мини­мальный размер — не менее 10% величины регулярного платежа в расчете на среднегодовую проектную мощность добывающего предприятия. Окончательная сумма разового платежа определяет­ся МПР России по согласованию с Минэкономики России по ре­зультатам конкурса или аукциона. Относительно регулярных пла­тежей за право на добычу полезных ископаемых, напротив, уста­новлены только предельные уровни (в процентах от стоимости до­бытого минерального сырья),** конкретные размеры определяются по каждому месторождению и устанавливаются органами, предо­ставляющими лицензию по результатам конкурса или аукциона.
 ____________________
 *Конкретный размер платежей зависит от вида полезного ископаемого, эко­номико-географических условий района и определяется по результатам конкурсов или аукционов органами, выдающими лицензию на право ведения указанных работ.
 ** Например, ставки за добычу нефти, конденсата и природного газа установле­ны в размере 1—3%, угля — 3—6%, черных металлов — 1—5%, цветных и редких металлов — 4—6%, благородных металлов — 4—10%, алмазов и драгоценных кам­ней — 4—8%, радиоактивного сырья — 2—6%, подземных пресных вод — 2—8% стоимости добытого сырья. См.: Приложение к Положению о порядке и условиях взимания платежей за право на пользование недрами, акваторией и участками морского дна.
 Принципиально важным новшеством в деле природоохраны является положение новой редакции Закона «О недрах» об уста­новлении двойного размера платежей за добычу полезных ископа­емых в случае превышения сверхнормативных потерь полезных ископаемых при их добыче.
 Платежи за пользование недрами в целях, не связанных с добы­чей полезных ископаемых, в том числе для строительства и экс­плуатации подземных сооружений, взимаются в форме разовых взносов и (или) разовых платежей. Размеры этих платежей опре­деляются органами, предоставившими лицензию, в зависимости от размеров участка недр, предоставляемого в пользование, полез­ных свойств недр и степени экологической опасности при их ис­пользовании. Суммы таких платежей определяются в пределах 1—3% сметной стоимости объекта и стоимости предоставляемых услуг при его эксплуатации и включаются в себестоимость соору­жений.
 Порядок распределения платежей за пользование недрами ус­танавливается как законодательством, так и на договорной основе между заинтересованными сторонами. Плата за природные ресур­сы поступает в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ в следующих пропорциях:
 1. В федеральный бюджет:
 платежи за право на пользование недрами в пределах морской исключительной экономической зоны — в полном объеме;
 платежи за право на пользование недрами континентального шельфа в границах территориального моря — 40%;
 платежи за право на добычу углеводородного сырья — 40%;
 платежи за право на добычу других полезных ископаемых, кроме общераспростаненных, — 25%.
 2. В бюджеты субъектов РФ:
 платежи за право на добычу углеводородного сырья — 30%;
 платежи за право на добычу других полезных ископаемых, кроме общераспространенных, — 25%;*
 платежи за право на пользование недрами континентального шельфа в границах территориального моря — 60%.
 _______________________
 * При добыче полезных ископаемых на территории автономного округа, вхо­дящего в состав края или области, платежи за право на добычу в бюджет края или области поступают за счет половины соответствующих платежей в федеральный бюджет.
 
 
 
 3. В местные бюджеты:
 платежи за право на добычу углеводородного сырья — 30%;
 платежи за право на добычу других полезных ископаемых, кроме общераспространенных, — 50%;
 платежи за добычу общераспространенных полезных ископае­мых на территории муниципального образования — в полном объеме;
 платежи за право на пользование недрами на территории муни­ципального образования для строительства и эксплуатации под­земных сооружений, не связанных с добычей полезных ископае­мых — в полном объеме.
 Распределение платежей за право на добычу полезных ископа­емых из уникальных месторождений или групп месторождений между бюджетами разных уровней может устанавливаться в иных пропорциях по соглашению всех заинтересованных сторон.
 Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Плательщиками отчислений на воспроизводство минерально-сы­рьевой базы являются пользователи недр (субъекты предпринима­тельской деятельности независимо от форм собственности, в том числе иностранные юридические и физические лица, если законо­дательством РФ и законодательством ее субъектов они наделены правом заниматься соответствующим видом деятельности при пользовании недрами), осуществляющие добычу всех видов полез­ных ископаемых, разведанных за счет государственных средств.
 Не производятся отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы:*
 при добыче трудноизвлекаемых, некондиционных, ранее спи­санных запасов полезных ископаемых, а также при использова­нии вскрышных и вмещающих пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;
 пользователями недр, осуществляющих свою деятельность на условиях соглашений о разделе продукции;**
 пользователи недр, получившие участки недр для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетические, санитарно-оздоровительное и иное зна­чение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные по­лости);***
 пользователи недр, осуществившие за счет собственных средств поиски и разведку разрабатываемых ими месторождений или пол­ностью возместившие все расходы государства на поиски и развед­ку соответствующего количества запасов полезных ископаемых,**** при этом в сумму возмещения не входят отчисления на воспроиз­водство минерально-сырьевой базы.
 _______________________
 * Более подробно см.: Закон РФ «О недрах»; пост. Правительства РФ «О поряд­ке использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и освобождения пользователей недр от указанных отчислений» от 17 мая 1996 г. // СЗРФ. 1996. №21. Ст. 2518; письмо Госналогслужбы России и Минфина России «О размерах отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы на 1998 г.» // Налоговый-вестник. 1998. № 5; Инструкция Госналогслужбы России «О порядке исчисления, уплаты в Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы и целевом использовании отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы» // БHA.1998.N-21.
 **Соглашения о разделе продукции заключаются в соответствии с Федераль­ным законом «О соглашениях о разделе продукции» от 30 декабря 1995 г. // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 18.
 *** Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняе­мых геологических объектов регулируются Федеральным законом «Об особо охра­няемых природных территориях» от 14 марта 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 12. Ст.1024.
 **** Письмом Министерства природы Российской Федерации от 18 ноября 1996 г. утверждены Временные требования к содержанию геологических и экономических материалов, обосновывающих возможность частичного или полного освобождения недропользователей от платежей за пользование недрами (официально не опубли­ковано; содержится в компьютерной версии «Консультант»),
 
 
 Решение об освобождении пользователей недр от уплаты отчис­лений принимается органами, выдающими лицензии на пользова­ние недрами.
 Ставки отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы установлены Федеральным законом «О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы» от 30 декабря 1995 г.,* являются едиными для всех недропользователей, добыва­ющих данный вид минерального сырья, и устанавливаются в про­центах от стоимости первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых полезных ископаемых. Так, ставка отчислений на воспроизводство нефти, газа и конден­сата составляет 10%, угля — 5%, радиоактивного сырья — 3%, цветных и редких металлов — 8,2%, благородных металлов — 7,8%, алмазов — 3,5% стоимости первого товарного продукта. Недропользователи производят отчисления от стоимости всего добы­того ими минерального сырья как за основное, так и за попутные компоненты. Сумма отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы соответственно установленным ставкам определя­ется плательщиком самостоятельно. Выручка в иностранной ва­люте пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка РФ, действовавшему на дату совершения операции в иностранной ва­люте.
 ______________________
 * См.: Федеральный закон «О ставках отчислений на воспроизводство мине­рально-сырьевой базы» //СЗРФ. 1996. № 1. Ст. 17.
 
 
 
 Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы включаются в себестоимость продукции.*
 _______________________
 * См.: п. 2, 6 Положения о составе затрат по производству и реализации про­дукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учиты­ваемых при налогообложении прибыли, утв. пост. Правительства РФ от 5 августа 1992 г. с учетом изменений и дополнений, внесенных пост. Правительства РФ от 1 июля 1995 г. // САПП. 1992. № 9. Ст. 602.
 
 Отчисления направляются в федеральный Фонд воспроизводст­ва минерально-сырьевой базы и бюджеты субъектов Российской Федерации и используются по целевому назначению для финанси­рования работ по государственному геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы. Основанием для распределения отчислений, направляемых в федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы и фонды воспро­изводства минерально-сырьевой базы субъектов Федерации (в том числе передаваемых добывающим организациям и предприятиям) являются соответственно федеральные и территориальные госу­дарственные программы геологического изучения недр и воспро­изводства минерально-сырьевой базы. В целях наиболее качест­венного освоения недр и более полного финансирования работ по поиску, разведке и освоению запасов полезных ископаемых орга­нам власти субъектов РФ могут быть предоставлены более широ­кие возможности по использованию сумм отчислений на воспроиз­водство минерально-сырьевой базы на основании двусторонних до­говоров, заключаемых между компетентными органами власти РФ и субъекта Федерации.*
 _______________________
 * Впервые подобный двусторонний договор был заключен в 1995 г. с Республи­кой Коми, а в 1996—1997 гг. такие договоры были заключены практически со всеми республиками. В ведении этих субъектов предусмотрено было оставлять от 60 до 95% сумм отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, которые использовались на ведение геологоразведочных работ и обустройство территории, оставленной после геологических работ.
 
 
 
 Порядок использования отчислений на воспроизводство мине­рально-сырьевой базы, поступающих в бюджеты субъектов РФ, регламентируется законодательством субъектов Федерации. Часть отчислений из направляемых в Фонды воспроизводства ми­нерально-сырьевой базы субъектов РФ по представлению террито­риальных подразделений МПР России может передаваться добы­вающим организациям и предприятиям для самостоятельного фи­нансирования геологоразведочных работ. Использованные не по назначению средства, переданные добывающим организациям и предприятиям для самостоятельного финансирования работ по геологическому изучению недр, по решению органов исполнительной власти субъектов Федерации, территориальных подразделе­ний МПР РФ, федеральных органов исполнительной власти (в со­ответствии с их компетенцией), взыскиваются по их представле­нию налоговыми органами в Фонды воспроизводства минерально-сырьевой базы субъектов Федерации.
 Часть отчислений (от 0,5 до 2%) направляется на выплату воз­награждений за открытие и разведку недр.
 Уплачиваются отчисления на воспроизводство минерально-сы­рьевой базы ежеквартально или в зависимости от суммы платежей ежемесячно. Предусмотрены также авансовые платежи при круп­ных суммах.
 Законодательством Российской Федерации* установлены акци­зы на нефть, включая газовый конденсат, добываемую (вырабаты­ваемую) из месторождений с относительно лучшими горно-геологическими и экономико-географическими характеристиками. Плательщиками акциза на нефть, включая газовый конденсат, являются предприятия и организации всех форм собственности, осуществляющие добычу нефти и газового конденсата на террито­рии РФ и ее континентальном шельфе. Плательщиками акциза на природный газ являются предприятия и организации по транспор­ту и поставкам газа РАО «Газпром», реализующие газ как посред­никам, так и непосредственно потребителям.
 _______________________
 * См.: Федеральный закон «Об акцизах» // СЗ РФ. 1996. № 11. Ст. 1016;
 пост. Правительства РФ «О видах минерального сырья, подлежащих обложению акцизами» от 3 июля 1997 г. № 808 // СЗ РФ. 1997. № 27. Ст. 3242; Инструкция Госналогслужбы России от 1 ноября 1995 г. «О порядке уплаты акцизов на нефть, включая газовый конденсат, и природный газ» // БНА. 1996. № 3.
 
 Объектом обложения акцизом на нефть, включая газовый кон­денсат, является количество реализованной продукции, а по при­родному газу — стоимость реализованной продукции.
 Сумма акциза определяется плательщиками самостоятельно и зачисляется в федеральный бюджет. Сроки уплаты акциза зависят от товарооборота плательщика и могут быть ежедекадными, еже­месячными или ежеквартальными.
 В составе неналоговых доходов государства выделяется лесной доход, представляющий собой совокупность платежей за пользова­ние природными ресурсами: лесные подати и арендную плату за участок лесного фонда, сданный в аренду. Основное назначение лесного дохода — покрыть расходы государства на воспроизводст­во древесины.
 Платежи за пользование лесными богатствами имеют в России давнюю историю и назывались они по-разному: «лесной доход», «попенная плата», «плата за древесину, отпускаемую на корню», «лесные подати».*
 Значительные изменения в систему платежей за лесопользование были внесены Лесным кодексом Российской Федерации от 29 января 1997 г.,** особенно относительно видов платежей, поряд­ка их начисления и распределения полученных средств. В связи с отнесением лесного фонда к федеральной собственности измени­лась компетенция Российской Федерации и ее субъектов в сфере установления, взимания и распределения платежей за пользова­ние лесом.
 ___________________
 * См., например: Закон РФ «Об уточнении показателей республиканского бюд­жета Российской Федерации на 1992 год» от 18 декабря 1992 г. // Российская газета. 1993. 16 янв.; Основы лесного законодательства Российской Федерации // ВВС. 1993. № 15. Ст. 523; Федеральный закон «О федеральном бюджете на 1995 год» //СЗРФ. 1995. №14. Ст. 1213; Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»; Указ Президента Российской Федерации «О ставке от­числений (сбора) на воспроизводство, охрану и защиту лесов» от 23 декабря 1993 г. // САПП. 1993. № 52. Ст. 5077.
 ** СЗРФ. 1997. №5. Ст. 610.
 
 
 
 Наибольшая значимость в составе лесного дохода принадлежит лесным податям, являющимся платой, взимаемой за:
 древесину, отпускаемую на корню;
 заготовку живицы, второстепенных лесоматериалов, сеноко­шения, выпас скота, промысловую заготовку древесных соков, ди­корастущих ягод, грибов, лекарственных растений, технологичес­кого сырья, размещение ульев, пасек и другие побочные лесопользования;
 использование лесных угодий для нужд охотничьих хозяйств, в оздоровительных, туристических, спортивных и других анало­гичных целях.
 Лесные подати взимаются со всех пользователей лесным фон­дом, за исключением арендаторов, а также физических и юриди­ческих лиц, которым предоставлены льготы по уплате лесных по­датей лесным законодательством.
 Плательщиками лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, являются лесопользователи, заготавливающие древесину в лесном фонде, а также в лесных насаждениях, не входящих в лесной фонд.
 Таким образом, платными являются виды лесопользования, которые требуют оформления в специальном порядке, за исключе­нием:
 древесины, заготавливаемой при рубках промежуточного поль­зования, проводимых осуществляющим рубки главного пользова­ния на арендованном участке арендатором за свой счет; древесины, заготавливаемой лесхозами федерального органа управления лесным хозяйством при проведении рубок проме­жуточного пользования, других лесохозяйственных работ;
 пребывания граждан в лесах для отдыха, сбора для личных нужд дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пище­вых продуктов, лекарственно-технического сырья, участия в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных меро­приятиях.
 От платежей за пользование лесным фондом освобождаются:
 лица, внесшие платежи за пользование лесным фондом;
 лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством;
 участники Великой Отечественной войны, а также граждане, на которых законодательством распространены социальные гаран­тии и льготы участников Великой Отечественной войны;
 инвалиды I и II групп;
 пенсионеры, проживающие в сельской местности;
 лица, пострадавшие от стихийных бедствий;
 вынужденные переселенцы;
 крестьянские (фермерские) хозяйства;
 представители коренных малочисленных народов.
 Нормативы льгот по платежам за лесопользование устанавли­ваются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
 Размеры лесных податей определяются по ставкам, установ­ленным за единицу продукции, получаемой при пользовании лес­ным фондом, а по отдельным видам пользования — по гектарным ставкам эксплуатируемой площади лесного фонда. Конкретные ставки должны быть не ниже минимальных ставок,* которые ус­танавливаются органами государственной власти субъектов РФ по согласованию с территориальными органами федерального органа управления лесным хозяйством, за исключением минимальных ставок лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, кото­рые устанавливаются Правительством РФ. Ставки лесных податей также могут устанавливаться по результатам лесных торгов (аук­ционов). В случае отсутствия спроса на какие-либо виды лесных ресурсов конкретные ставки лесных податей определяются по до­говоренности с лесопользователем или в размере минимальной ставки. В связи с рыночными условиями ценообразования в лес­ном хозяйстве минимальные ставки лесных податей регулярно пересматриваются.
 _____________________
 * Минимальные ставки являются экономической оценкой лесных ресурсов. Они определяются как разница между рыночной ценой продукции и затратами на ее производство с учетом средней нормы прибыли, т. е. являются рентой. Мини­мальные ставки являются нижним пределом стоимости (цены) лесопользования.
 
 
 
 Минимальные ставки лесных податей разграничены в зависи­мости от вида основных пород леса, качества древесины (деловая и дровяная), сортиментам деловой древесины (крупная, средняя, мелкая), от расстояния вывозки (семь разрядов такс). Наиболее высокие ставки установлены на бук, кедр, сосну, а самые низ­кие — на осину, ольху.
 В составе лесных податей взимается плата за землю лесного фонда в соответствии с Законом РФ «О плате за землю» от 10 ок­тября 1991 г.*
 _______________________
 * ВВС. 1991. № 44. Ст. 1424; с изм. и доп. на 25 июля 1998 г. // СЗ РФ. 1998. №31. Ст.3810.
 
 
 Дифференцированы и формы взимания лесных податей, кото­рые могут быть в виде денежных платежей, части объема добытых лесных ресурсов или иной производимой пользователем продук­ции, выполнения работ или предоставления услуг. Лесные подати взимаются в виде разового или регулярных платежей с начала пользования участком лесного фонда в течение всего срока дейст­вия разрешительного документа. Форма и порядок внесения лес­ных податей определяется в разрешительном документе по каждо­му объекту пользования.
 На основе ставок лесных податей устанавливается арендная плата. Основным документом, определяющим размер, порядок, условия и сроки внесения арендной платы является договор арен­ды участка лесного фонда. Конкретные размеры арендной платы определяются органами государственной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов федерального органа уп­равления лесным хозяйством или по результатам лесных торгов.
 В условиях инфляции ставка арендной платы может пересмат­риваться в течение периода действия арендного договора. Решение о порядке изменения ставок арендной платы отражается в каждом конкретном договоре.
 Размер арендной платы зависит от экономико-географических условий арендуемого участка лесного фонда, качества и количест­ва лесных ресурсов, вида деятельности, который будет осущест­вляться на этом участке.
 Так, при аренде участков лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства ставки арендной платы устанавливаются исходя из фак­тического качества охотничьих угодий, сдаваемых в аренду, а также количества и стоимости лицензий, которые могут быть вы­даны для отстрела животных на арендуемом участке. При аренде участков лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристи­ческих и спортивных целей арендная плата рассчитывается исхо­дя из предполагаемых расходов арендатора и рентабельности этого вида деятельности.
 Лесной кодекс в части межбюджетного распределения лесного дохода значительно отличается от ранее действовавшего законода­тельства.* Согласно ст. 106 Лесного кодекса часть лесных податей и арендной платы в размере минимальных ставок за древесину, отпускаемую на корню, поступает в федеральный бюджет, бюдже­ты субъектов Российской Федерации** в следующем соотношении:
 федеральный бюджет — 40%; бюджеты субъектов Российской Фе­дерации — 60%.
 _______________________
 * Ранее на основании Основ лесного законодательства вся сумма арендной платы и лесных податей зачислялась в местные бюджеты.
 ** Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», кото­рый к федеральным налогам относит платежи за пользование природными ресурса­ми, зачисляемые в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федера­ции, вместе с тем в перечне налогов субъектов РФ называет лесной доход (ст. 19,20).
 
 От уплаты в федеральный бюджет части лесных податей и арендной платы освобождаются те субъекты Российской Федера­ции, в которых расчетная лесосека по рубкам главного пользова­ния не превышает 1 млн куб. м.
 Часть указанных средств, поступивших в бюджет субъекта Фе­дерации, направляется соответствующему территориальному ор­гану федерального органа управления лесным хозяйством на фи­нансирование лесного хозяйства: лесовосстановительных работ, ухода за лесом, противопожарных и лесозащитных мероприятий, лесомелиорации, строительства лесохозяйственных дорог, лесо­устройства, проектно-изыскательских работ, содержания терри­ториальных органов управления Федеральной службы лесного хо­зяйства России, других мероприятий по организации воспроизвод­ства, охраны и защиты лесов. Лесные подати и арендная плата, поступившие в распоряжение лесхозов, приравниваются к бюд­жетным средствам и приобретают соответствующий режим расхо­дования.
 В целях экономического регулирования использования, вос­становления и охраны водных объектов в Российской Федерации Водным кодексом* установлена система платежей, связанных с пользованием водными объектами, включающая в себя:
 плату за пользование водными объектами (водный налог);
 плату, направляемую на восстановление и охрану водных объ­ектов.
 _____________________
 * СЗРФ. 1995. №47. Ст. 4471. Федеральный закон от 17 июня 1999г. плату за пользование водными объектами отнес к составу федеральных налогов, исключив ее из перечня налогов субъектов РФ // СЗ РФ. 1999. № 25. Ст. 3041.
 
 
 
 Плата за воду регулируется, помимо Водного кодекса, други­ми законодательными и подзаконными нормативными актами.*
 _____________________
 *' См.: Федеральный закон «О плате за пользование водными объектами» от 6 мая 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 19. Ст. 2067; пост. Правительства РФ «Об утверж­дении положения о введении государственного мониторинга водных объектов» от 14 марта 1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 12. Ст. 1443; пост. Правительства РФ «Об утверждении минимальных и максимальных ставок платы за пользование водны­ми объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам» от 22 июля 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 30. Ст. 3784.
 
 Субъектами платы за пользование водными объектами явля­ются организации и предприниматели, осуществляющие на ос­новании лицензии непосредственное пользование водными объ­ектами с применением сооружений, технических средств или уст­ройств.
 Плату за пользование водными объектами не уплачивают поль­зователи обособленных водных объектов (замкнутых водоемов), не включенных в реестр водных объектов.*
 ______________________
 * В соответствии со ст. 122 Водного кодекса взимание платы по таким обособ­ленным объектам осуществляется на основании Закона «О плате за землю» // ВВС. 1991. №44. Ст. 1424.
 
 
 
 Объектом платы, за водопользование является использование поверхностных водных объемов, внутренних морских вод, терри­ториального моря Российской Федерации с применением сооруже­ний, технических средств или устройств в определенных целях:
 осуществления забора воды из водных объектов;
 удовлетворения потребности гидроэнергетики в воде;
 использования акватории водных объектов для лесосплава, а также для добычи полезных ископаемых, размещения плаватель­ных средств, коммуникаций, зданий, сооружений и т.п.;
 осуществления сброса сточных вод в водные объекты.
 В случаях возникновения необходимости воды для государст­венных, социальных или природоохранных мероприятий, плата за пользование водными объектами не взимается. Так, не является платным водопользование в следующих случаях:
 забора воды для ликвидации стихийных бедствий и последст­вий аварий;
 забора воды для рыбоводства и воспроизводства водных биоло­гических ресурсов;
 забора воды сельскохозяйственными организациями, крес­тьянскими (фермерскими) хозяйствами, садоводческими и огородническими объединениями граждан для сельскохозяйственных целей;
 проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов и т.п.
 Налоговая база определяется в зависимости от вида пользова­ния водными объектами и представляет собой: объем воды, забран­ной из водного объекта; объем продукции (работ, услуг), произве­денной при пользовании водным объектом без забора воды; пло­щадь акватории используемых водных объектов; объем сточных вод, сбрасываемых в водные объекты.
 Ставки платы за воду зависят от категорий плательщиков, вида водопользования и состояния водных объектов. Действующее федеральное законодательство устанавливает только минималь­ные и максимальные ставки платы за пользование водными объ­ектами, а конкретизируются ставки законодательными (предста­вительными) органами власти субъектов Российской Федерации с учетом местных особенностей. От категорий плательщиков зави­сят и сроки перечисления платы в бюджет: субъекты малого пред­принимательства и плательщики, использующие акваторию вод­ного объекта, вносят плату ежеквартально, остальные плательщи­ки — ежемесячно.
 Льготы по плате за воду устанавливаются представительными органами субъектов Федерации в пределах суммы, поступающей в соответствующий бюджет субъекта Федерации.
 Водный кодекс значительно изменил порядок межбюджетного распределения платы: 40% зачисляется в федеральный бюджет, оставшиеся 60% — в бюджет субъекта Федерации, на территории которого находятся водные объекты. В целях бюджетного регули­рования представительные органы власти субъектов Федерации в пределах сумм своих поступлений от платы за воду имеют право принимать решения о зачислении в местные бюджеты всей суммы платы или ее части. Поступившие денежные средства имеют час­тично целевое назначение: не менее 50% должно направляться на осуществление мероприятий по восстановлению и охране водных объектов.
 Составным элементом системы платежей, связанных с пользо­ванием водными объектами, является плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов. Данный вид платы является формой возмещения затрат специализированных водохо-зяйственных организаций на осуществление водоохранной дея­тельности.
 
 
 Объектом платы является весь объем водопользования. В слу­чае превышения лимита забора воды, при сбросе в водный объект сточных вод с повышенным содержанием вредных веществ, при отсутствии у водопользователя надлежаще оформленной лицен­зии и договора на водопользование, плата взимается по повышен­ным ставкам.
 В бюджетной системе плата на восстановление и охрану водных объектов распределяется по двум направлениям: либо между госу­дарственными бюджетами, либо между бюджетами всех уровней. Конкретное распределение сумм платы зависит от вида водополь­зования. Так, плата взимаемая за забор воды в пределах лимита, сброс сточных вод нормативного качества, а также за использова­ние водных объектов без изъятия воды на условиях лицензии по­ступает в объеме 40% в федеральный бюджет и 60% — в бюджет субъекта Федерации, на территории которого осуществляется во­допользование. Плата, поступающая в федеральный бюджет, яв­ляется доходным источником федерального целевого бюджетного фонда восстановления и охраны водных объектов. Плата, посту­пающая в бюджеты субъектов Федерации используется на строго целевые мероприятия по реализации государственных программ использования, восстановления и охраны водных объектов.
 Плата, взимаемая за сброс в водные объекты сточных вод с повышенным содержанием вредных веществ и за сброс сточных вод нормативного качества сверх установленных лимитов поступа­ет в федеральный целевой бюджетный экологический фонд (10%), бюджеты субъектов Федерации (30%) и местные бюджеты (60%). Суммы платы, поступившей в бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты используются не менее чем на 80% для финан­сирования мероприятий по восстановлению и охране водных объ­ектов.
 Сроки внесения платежей, связанных с пользованием водными объектами, устанавливаются органами Министерства РФ по нало­гам и сборам.
 Уплата водопользователями платы на восстановление и охрану водных объектов и ее целевое использование не освобождает обя­занных субъектов от рационального использования водных объек­тов и возмещения в полном объеме вреда, причиненного ими в результате нарушения водного законодательства.
 Действующее законодательство предусматривает систему пла­тежей за пользование животным миром,* включающую плату за пользование животным миром и штрафы за сверхлимитное и не­рациональное пользование животным миром.
 ___________________
 * См.: Федеральный закон «О животном мире» от 24 апреля 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 17.Ст.1462.
 
 
 
 Денежные суммы за пользование животным миром распреде­ляются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации и используются по целевому назначению на реализа­цию соответствующих федеральных и региональных программ, мероприятия по комплексному использованию, охране и воспро­изводству объектов животного мира, их защиту от вредных воздей­ствий, ведение государственного мониторинга объектов животного мира, научно-исследовательские работы и т.п.
 Законодательные органы власти РФ и субъектов Федерации имеют право устанавливать льготы по платежам за пользование животным миром в пределах сумм, поступающих в соответствую­щий бюджет.
 Существенные изменения в системе платежей за пользование природными ресурсами предстоят в связи с принятием Налогового кодекса РФ (часть первая), согласно ст. 13 которого платежи дан­ной категории включены в налоговую систему группы федераль­ных налогов и сборов и состоят из:
 налога на пользование недрами;
 налога на воспроизводство минерально-сырьевой базы;*
 налога на дополнительный доход от добычи углеводородов;**
 сбора за право пользования объектами животного мира и вод­ными биологическими ресурсами;
 лесного налога;
 водного налога;
 экологического налога.
 ___________________
 * Данный налог планируется в течение пяти лет поэтапно отменить.
 ** Указанный налог будет являться альтернативным. Добывающие предпри­ятия получат возможность вместо акцизов на природный газ и нефть уплачивать налог на дополнительные доходы от добычи углеводородов
 
 
 
 Следует отметить относительную условность включения ре­сурсных платежей в налоговую систему. Это не налоги по совокуп­ности юридических признаков, но платежи, по механизму тесно примыкающие к налоговым. Как и налоги, платежи за пользова­ние природными ресурсами имеют определенный порядок уста­новления, введения и взимания, порядок их уплаты контролиру­ется налоговыми органами, а суммы платежей поступают в бюдже­ты или внебюджетные фонды. Однако в определенных случаях платежи этой системы носят разовый характер и имеют эквива­лентную основу в виде действий со стороны государственных орга­нов в пользу плательщика.
 После введения в действие части второй Налогового кодекса РФ значение этих платежей останется прежним: они должны оказы­вать стимулирующее влияние на повышение эффективности ис­пользования и охраны земель, лесов, водных объектов и объектов животного мира, недр, добычи и рационального использования минерально-сырьевых ресурсов и продуктов переработки.
 
 
 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
 1. Дайте понятие государственной пошлины.
 2. Чем государственная пошлина отличается от налогов?
 3. Какими законодательными актами регулируется взимание государ­ственной пошлины?
 4. Кто является плательщиком государственной пошлины?
 5. Какие объекты взимания государственной пошлины установлены законодательством?
 6. В каких формах и размерах установлены ставки государственной пошлины? Какие факторы влияют на их размеры?
 7. В каких случаях государственная пошлина возвращается?
 8. Какие имеются льготы по государственной пошлине? Кто их уста­навливает?
 9. В какие бюджеты зачисляются платежи по государственной пошли­не?
 10В каких целях устанавливается таможенная пошлина?
 11. Какими законодательными актами регулируется взимание тамо­женной пошлины?
 12. Каковы отличия и сходство таможенной пошлины с налогом?
 13. Кто является плательщиком таможенной пошлины?
 14. Что является объектом взимания таможенной пошлины?
 15. Назовите виды ставок таможенной пошлины. Кто устанавливает размеры ставок таможенной пошлины?
 16. В каком порядке предоставляются льготы по таможенной пошлине?
 17. Что представляют собой лицензионные платежи?
 18. Каковы основания возникновения лицензионных платежей?
 19. Носят ли лицензионные платежи обязательный характер?
 20. Перечислите виды лицензионных платежей.
 21. Имеет ли местная администрация право вводить собственные ли­цензионные платежи?
 22. Охарактеризуйте систему платежей за пользование природными ресурсами.
 23. Из каких платежей состоит система платежей за право пользова­ния недрами?
 24. Что представляет собой сбор за участие в конкурсах и аукционах за выдачу лицензий и экспортных квот?
 25. Охарактеризуйте роль системы платежей за право пользования недрами.
 26. Кто является плательщиком платы за право пользования недрами?
 27. Какие льготы установлены законодательством при пользовании недрами? Какова процедура предоставления подобных льгот?
 28. Назовите объекты налогообложения платы за право пользования недрами.
 29. В каких формах и размерах взимается плата за право пользования недрами?
 30. В какие бюджеты зачисляются платежи за пользование недрами?
 31. Кто отнесен законодательством к плательщикам отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы?
 32. Каковы ставки отчислений на воспроизводство минерально-сырье­вой базы?
 33. Назовите особенности взимания акцизов на нефть.
 34. Что такое лесной доход?
 35. Что представляют собой лесные подати и с каких объектов они взимаются?
 36. Кто является плательщиком лесных податей? Какие категории лиц освобождены от уплаты лесных податей?
 37. Назовите особенности определения ставок лесных податей.
 38. Определите особенности взимания арендной платы за пользование участком лесного фонда.
 39. Каков порядок распределения лесного дохода между бюджетами?
 40. Из каких элементов состоит система платежей, связанных с поль­зованием водными объектами?
 41. Что представляет собой плата за воду?
 42. Каковы особенности платы, направляемой на восстановление и охрану водных объектов?
 43. Назовите систему платежей за пользование животным миром.
 44. Какие изменения в системе платежей за пользование природными ресурсами предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации?
 

<< Пред.           стр. 17 (из 25)           След. >>

Список литературы по разделу