<< Пред. стр. 23 (из 25) След. >>
* О правовых особенностях операций по банковскому кредитованию см.: Агарков М.М. Основы банкового права. Учение о ценных бумагах. М., 1994. С. 80—84.Переход к рыночной экономике в России кардинально изменил отношения в области банковского кредитования. Была ликвидирована государственная монополия и в данной сфере общественной жизни. Банковское кредитование, т.е. размещение привлеченных денежных средств физических и юридических лиц, стали осуществлять различные кредитные организации независимо от форм собственности. Отмена государственной монополии при осуществлении банковского кредитования и других банковских операций не исключала, а предполагала сохранение государственного регулирования банковской деятельности, но иными методами и в иных формах, чем это было в условиях плановой экономики. Финансовый кризис, постигший Россию в августе 1998 г., расшатавший, подорвавший банковскую систему и доверие граждан к ней и к государству в целом, подтвердил бесспорность положения о необходимости усиления государственного регулирования экономикой страны, в том числе и банковской деятельности.
Общественные отношения по банковскому кредитованию регламентируются нормами права и поэтому приобретают правовую форму. Воздействие права на общественные отношения осуществляется различными способами, в своей совокупности образующими метод правового регулирования тех или иных общественных отношений.
Сложность, разноплановость общественных отношений, возникающих при банковском кредитовании, требуют применения при их правовом регулировании разнородных методов, присущих различным отраслям российского права. При регулировании общественных отношений, возникающих в области банковского кредитования, применяются метод юридического равенства сторон, присущий гражданскому праву, и метод «власти и подчинения», применяемый (с определенной спецификой) административным и финансовым правом.
Общественные отношения, возникающие при банковском кредитовании, в зависимости от их сущности, требующей применения соответствующего метода правового регулирования, регламентируются нормами различных отраслей российского права, главным образом нормами административного, финансового и гражданского права, которые в своей совокупности образуют комплексный межотраслевой правовой институт.* Конституционные основы банковской деятельности закреплены в п. «ж» ст. 71 Конституции РФ, согласно которой кредитное регулирование и федеральные банки находятся в ведении Российской Федерации.
Правовое регулирование банковской деятельности, в том числе и кредитования, осуществляется Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»,** Федеральным законом «О банках и банковской деятельности»***, другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.
____________________
* В юридической литературе были высказаны различные точки зрения по этому вопросу. См.: Ефимова А.Г. Банковское право: учебное и практическое пособие. М., 1994; Олейник О.М. Основы банковского права. М., 1997; Тосунян ГА. Место банковского права в системе российского права // Юридический мир. 1998. № 8. С. 8; Горбунова О.Н. Выделять банковское право в отдельную отрасль права пока рано // Юридический мир. 1998. № 8. С. 15.
** СЗРФ. 1995. №18. Ст. 1593; 1998. №31. Ст. 3829; Российская газета. 1999. 14 июля.
*** СЗ РФ. 1996. № б. Ст. 492; Российская газета. 1999. 14 июля.
В регулировании банковского кредитования значительное место принадлежит также деловым обыкновениям и банковским обычаям.
Банковское кредитование осуществляется в соответствии с определенными принципами. — основными руководящими положениями, закрепленными в нормах права. Основными принципами банковского кредитования являются: срочность, возвратность, платность, обеспеченность, целенаправленность. В Федеральном законе «О банках и банковской деятельности» (ст. 1) установлено, что банк имеет право от своего имени и за свой счет размещать привлеченные во вклады денежные средства на условиях возвратности, платности, срочности. Предоставление банковского кредита под различные формы обеспечения возвратности кредитов предусмотрено в ст. 33 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», согласно которой кредиты могут обеспечиваться залогом недвижимого и движимого имущества, в том числе государственных и иных ценных бумаг, банковскими гарантиями и иными способами, предусмотренными федеральными законами или договором.
Реализация принципа возвратности банковского кредита означает, что денежные средства, полученные в виде ссуды, служат для заемщика лишь временным источником финансовых ресурсов и должны быть возвращены банку или иной кредитной организации.
Из принципа возвратности банковского кредита вытекает принцип его срочности. Ссуды подлежат возврату в установленные сроки, нарушение которых влечет за собой применение определенных санкций.
Осуществление принципа платности банковского кредитования основывается на возмездном характере услуг, оказываемых кредитными организациями при предоставлении кредита. За предоставление банковской ссуды, как правило, взимается определенная плата в виде процента. Размер процентной ставки определяется сторонами по кредитному договору самостоятельно. В условиях рыночных отношений размер процентной ставки за банковский кредит в конечном итоге зависит от спроса и предложения денежных средств на кредитном рынке. Законодательством России предусмотрено только одно ограничение предельного размера процента за пользование банковским кредитом. При предоставлении кредитной организацией клиенту кредита за счет централизованных кредитных ресурсов она не должна повышать процентную ставку Банка России более чем на 3% (так называемая принудительная маржа*). Денежные средства, полученные кредитными организациями в виде процента за предоставленный кредит, служат источником образования их собственных доходов.
___________________
* Маржа — разница между процентной ставкой, взимаемой с заемщика, и процентной ставкой, уплачиваемой кредитной организацией за кредитные ресурсы.
Законодательство предусматривает возможность предоставления кредита без соответствующего обеспечения (так называемый бланковый кредит). Бланковые кредиты, как правило, получают клиенты, имеющие тесные связи с банком, проводящие все свои банковские операции через данный банк.
Банковский кредит выделяется строго на определенные цели, использование ссуды не по целевому назначению нарушает принцип целенаправленности банковского кредита и влечет за собой применение соответствующих санкций.
В юридической литературе к названным принципам банковского кредитования предлагается и такой принцип, как дифференцированность, что означает необходимость при выдаче кредита учитывать кредитоспособность клиента, его финансовое положение, создающее у банка уверенность в способности заемщика возвратить кредит в установленный договором срок.
Принципы банковского кредитования, закрепленные в нормах права, отражают сущность кредитных отношений, соответствуют объективным экономическим законам, действующим в сфере движения ссудного капитала.
В зависимости от срока, на который выдан кредит, и объекта кредитования банковский кредит подразделяется на два вида:
краткосрочный и долгосрочный.
При краткосрочном кредите объектами кредитования являются потребности текущей деятельности хозяйствующего субъекта, определяемые по укрупненным показателям. Устранена излишняя детализация объектов кредитования, существовавшая ранее. Банковский кредит выдается на совокупность материальных запасов и производственных затрат, а не дифференцированно, как прежде: под запасы сырья, топлива, готовой продукции, расчетные документы в пути, незавершенное производство и т.д. Совокупность материальных запасов и производственных затрат как объект краткосрочного кредитования используется в промышленности, на транспорте, в строительстве, предприятиями связи. Для торговых и снабженческо-сбытовых организаций объектом краткосрочного кредитования является совокупность товаров текущей реализации, сезонного и временного накопления товарно-материальных ценностей.
Долгосрочный кредит выдается на один год и более длительное время. Объектами долгосрочного кредитования обычно являются затраты на строительство новых предприятий, техническое перевооружение и реконструкцию действующих предприятий, выпуск новой продукции; затраты по жилищному строительству и строительству объектов социально-культурного назначения и т.д.
В условиях спада производства, инфляции и других отрицательных тенденций в экономике России банки в основном предоставляют краткосрочный кредит.
6.1.2. Взаимоотношения Банка России с кредитными организациями
Переход к рыночным отношениям, как отмечалось ранее, не исключает государственного регулирования различных сфер общественной жизни, в том числе и в кредитной сфере. С целью осуществления согласованных мер по реализации единой государственной политики в области денежно-кредитных отношений установлено взаимное представительство Правительства РФ на заседаниях Совета директоров Центрального банка РФ (Министр финансов РФ и Министр экономики РФ участвуют в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса) и Председателя Банка России в заседаниях Правительства РФ. Банк России и Правительство РФ информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации.
Правовое положение Банка России и его взаимоотношения с кредитными организациями определяются тем, что, с одной стороны, Банк России наделен широкими властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой Российской Федерации, а с другой стороны — Банк России — юридическое лицо, вступающее в определенные гражданско-правовые отношения с банками и другими кредитными организациями.
Банк России непосредственно не контролирует деятельность хозяйствующих субъектов и других кредитных организаций, принимает меры по защите интересов вкладчиков; для обеспечения стабильности банковской системы создает страховой фонд за счет обязательных отчислений кредитных организаций на условиях и в порядке, определяемых Банком России.
Банк России имеет Право предоставлять российским и иностранным кредитным организациям, Правительству РФ кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено законом о федеральном бюджете. Обеспечением для кредитов Банка России могут выступать:
золото и другие драгоценные металлы в различной форме;
иностранная валюта;
векселя в российской и иностранной валюте со сроками погашения до шести месяцев;
государственные ценные бумаги.
Списки векселей и государственных ценных бумаг, пригодных для обеспечения кредитов Банка России, определяются Советом директоров. В случаях, устанавливаемых Советом директоров, обеспечением могут выступать другие ценности, а также гарантии и поручительства.
В целях воздействия на ликвидность банковской системы Банк России рефинансирует банки путем предоставления им краткосрочных кредитов по учетной ставке Банка России и определяет условия предоставления кредитов под залог различных активов.
Банк России согласно законодательству является кредитором последней инстанции. Он способствует созданию условий для устойчивого функционирования кредитных организаций, не вмешиваясь в их оперативную деятельность.
Как орган управления кредитной системы РФ он, осуществляя функции регулирования, вправе издавать нормативные акты по вопросам, отнесенным к его компетенции в области банковского кредитования.
В соответствии с законодательством Банк России осуществляет контроль за законностью и целесообразностью создания банков и небанковских кредитных организаций. Указанный контроль осуществляется в процессе рассмотрения вопроса о регистрации кредитной организации в Книге государственной регистрации кредитных организаций, выдаче и отзыве лицензий на право совершения банковских операций как в рублях, так и в иностранной валюте.
Отказ в государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций, а также непринятие Банком России в установленный срок соответствующего решения могут быть обжалованы в арбитражный суд.
Банк России в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в целях
обеспечения устойчивости кредитных организаций может устанавливать им определенные обязательные нормативы:
1. Минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций; минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций. Минимальный размер собственных средств (капитала) устанавливается как сумма уставного капитала, фондов кредитной организации и нераспределенной прибыли. Об увеличении минимального размера собственных средств (капитала) Банк России официально объявляет не позднее чем за три года до момента его введения.
Уставный капитал кредитной организации составляется из вкладов (номинальной стоимости акций) ее учредителей (участников)*. Вклады в уставный капитал могут быть и виде:
денежных средств;
материальных активов.
____________________
* Вестник Банка России. 1998. №55.
Внесенные в уставный капитал кредитной организации в установленном порядке материальные активы (банковское оборудование, здания, помещение, в котором располагается кредитная организация, другое имущество) становятся ее собственностью.
Не могут быть внесены в уставный капитал кредитной организации нематериальные активы (в том числе права аренды помещения) и ценные бумаги.
2. Предельный размер неденежной части уставного капитала кредитной организации не должен превышать 20% в первые два года деятельности кредитной организации и 10% в последующие годы (с учетом сумм, направленных в уставный капитал по результатам капитализации переоценки неденежной части уставного капитала).
3. Максимальный размер риска на единого заемщика или группу связанных заемщиков. Данный норматив устанавливается в процентах от собственных средств кредитной организации. При ; определении размера риска учитываются вся сумма кредитов кредитной организации данному заемщику или группе связанных заемщиков, а также гарантии и поручительства, представленные организацией заемщику или группе заемщиков.
4. Максимальный размер крупных кредитных рисков. Указанный норматив устанавливается как процентное соотношение совокупной величины крупных рисков и собственных средств кредитной организации.
' Вестник Банка России. 1998. № 55.
Крупным кредитным риском является объем кредитов, гарантий и поручительств в пользу одного клиента в размере свыше 5% собственных средств кредитной организации. Максимальный размер крупных кредитных рисков не может превышать 25% собственных средств кредитной организации. Банк России вправе вести реестр крупных кредитных рисков кредитных организаций.
5. Максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика). Данный норматив устанавливается на одного кредитора как процентное соотношение величины вклада, полученных гарантий и поручительств, остатков по счетам одного или связанных между собой кредиторов (вкладчиков) и собственных средств кредитной
организации.
6. Нормативы ликвидности кредитной организации, которые определяются как:
соотношение между ее активами и пассивами с учетом сроков,
сумм и типов активов и пассивов и других факторов;
соотношение ее ликвидных активов (наличные денежные средства, требования до востребования, краткосрочные ценные бумаги, другие легкореализуемые активы) и суммарных активов.
7. Нормативы достаточности капитала. Эти нормативы определяются как предельное соотношение общей суммы собственных средств кредитной организации и суммы ее активов, взвешенных по уровню риска.
8. Максимальный размер привлеченных денежных средств (депозитов) населения, который определяется как предельное соотношение общей суммы денежных вкладов (депозитов) граждан и величины собственных средств (капитала) банка.
9. Размеры валютного, процентного и иных рисков.
10. Минимальный размер резервов, создаваемых под высокорисковые активы.
11. Нормативы использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц. Размер указанного норматива не может превышать 25% собственных средств кредитной организации.
12. Максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам). Указанный норматив не может превышать 20% собственных средств банка.
С помощью обязательных нормативов Банк России воздействует на деятельность кредитных организаций, способствует созданию условий для устойчивого их функционирования, поддерживает стабильность кредитной системы России. При установлении
обязательных нормативов для кредитных организаций возникают общественные отношения, по своему характеру относящиеся к сфере финансовой деятельности данных хозяйствующих субъектов; при их правовом регулировании применяется метод «власти и подчинения» (не основанные на отношениях субординации кредитные организации (юридические лица) не входят в систему Банка России). Поэтому рассмотренные выше отношения являются финансово-правовыми.
6.1.3. Банк России — орган банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций
Финансовый кризис, разразившийся в России в августе 1998 г., потребовал усиления взаимодействия органов исполнительной власти и Центрального банка Российской Федерации по стабилизации социально-экономического положения в стране, в том числе принятия неотложных мер по реструктуризации банковской системы Российской Федерации, с целью восстановления полноценной кредитной деятельности банковской системы, создания условий для эффективной работы банков с реальным сектором экономики, усиления банковского надзора.*
___________________
* Пост. Правительства РФ «Об утверждении плана действий по реализации документа «О мерах Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации по стабилизации социально-экономического положения в стране» от 20 декабря 1998 г. // Российская газета. 1999. 5 янв. ;
Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства. Надзорные и регулирующие функции осуществляются Банком России непосредственно или через создаваемый при нем орган банковского надзора, который образуется по решению Совета директоров.
Для осуществления своих функций в области банковского регулирования и надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и принимает предусмотренные законом санкции по отношению к нарушителям. Проверки могут осуществляться уполномоченными Советом директоров, представителями Банка России и по его поручению аудиторскими фирмами. В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)» в случае нарушения предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до одной десятой процента от размера минимального уставного капитала либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до шести месяцев.
В случае невыполнения в установленный Банком России срок предписаний об устранении нарушений, а также в случае, если эти нарушения и совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков). Банк России вправе:
1) взыскать с кредитной организации штраф до 1% размера оплачиваемого уставного капитала, но не более 1% минимального размера уставного капитала;
2) потребовать от кредитной организации:
осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры активов;
замены руководителей кредитной организации;
реорганизации кредитной организации;
3) изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок до шести месяцев;
4) ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года, а также на открытие филиалов на срок до одного года;
5) назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев. Порядок назначения и деятельности временной администрации устанавливается федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами банка России.
Банк России вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Порядок отзыва лицензии на осуществление банковских операций устанавливается нормативными актами Банка России.
Банк России может отозвать лицензию на осуществление банковских операций в случаях, предусмотренных ст. 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»:
установления недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия;
задержки начала осуществления банковских операций, предусмотренных лицензией, более чем на год со дня ее выдачи;
установления фактов недостоверности отчетных данных, задержки более чем на 15 дней представления ежемесячной отчетности (отчетной документации);
осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не предусмотренных лицензией Банка России;
неисполнения требований федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
неспособности кредитной организации удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение одного месяца с наступления даты их исполнения, если требования к кредитной организации в совокупности составляют не менее 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом;
неоднократного в течение года виновного неисполнения содержащихся в исполнительных документах судов, арбитражных судов требований о взыскании денежных средств со счетов (вкладов) клиентов кредитной организации при наличии денежных средств на счете (во вкладе) указанных лиц.
Отзыв лицензии на осуществление банковских операций по другим основаниям, кроме предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», не допускается.
Сообщение об отзыве лицензии на осуществление банковских операций публикуется Банком России в официальном издании Банка России («Вестнике Банка России») в недельный срок со дня принятия соответствующего решения.
В целях защиты интересов кредиторов (в том числе вкладчиков) Банк России вправе назначить в кредитную организацию, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, уполномоченного представителя Банка России в порядке, установленном Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». С момента создания ликвидационной комиссии (ликвидатора) или назначения арбитражным судом арбитражного управляющего деятельность уполномоченного представителя Банка
России прекращается.
С момента отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций наступают следующие последствия:
1) срок исполнения обязательств кредитной организации считается наступившим. Обязательства кредитной организации в иностранной валюте учитываются по курсу Банка России, действовавшему на дату отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций;
2) прекращается начисление процентов, а также неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых (экономических) санкций по обязательствам кредитной организации;
3) приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании судебных решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и морального вреда, вступивших в законную силу до момента отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций;
4) до момента создания ликвидационной комиссии (ликвидатора) или назначения арбитражным судом конкурсного управляющего запрещаются заключения сделок кредитной организации и исполнение обязательств по сделкам кредитной организации (за исключением сделок, связанных с текущими коммунальными и эксплуатационными платежами кредитной организации, а также с выплатой выходных пособий и оплатой труда лиц, работающих по трудовому договору (контракту) в пределах сметы расходов, согласуемой с Банком России либо с уполномоченным представителем Банка России в случае его назначения).
После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций средства обязательных резервов, депонированные кредитной организацией в Банке России, перечисляются на счет ликвидационной комиссии (ликвидатора) или конкурсного управляющего и используются в порядке, установленном федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними актами Банка России.
Как отмечалось выше, кредитные организации при недостатке средств для осуществления кредитования клиентов и выполнения,
принятых на себя обязательств, могут обращаться за получением кредитов в Банк России на условиях, определяемых Банком России.
В целях воздействия на ликвидность банковской системы Банк России рефинансирует кредитные организации путем предоставления им краткосрочных кредитов по учетной ставке Банка России и определяет форму обеспечения кредита.
Предоставляя кредитным организациям кредит, Банк России вступает с ними в гражданско-правовые отношениям, строящиеся на началах юридического равенства сторон.
Заемщики — юридические лица, в том числе банки и небанковские кредитные организации, не выполняющие свои обязанности по своевременному возврату полученных ссуд, могут быть признаны в установленном порядке несостоятельными (банкротами) с опубликованием соответствующего решения в печати.
Основания признания судом юридического лица, в том числе и кредитной организации, банкротом или объявление им о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого юридического лица устанавливается федеральным законом. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» был принят 8 января 1998 г.* Особенности оснований и процедур признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами) и их ликвидация в порядке конкурсного производства установлены Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25 февраля 1999 г.** В соответствии со ст. 35 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом обладают: кредитная организация — должник, кредитор кредитной организации, Банк России, прокурор в случаях, предусмотренных законом, налоговый или иной уполномоченный орган. Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом только после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. При этом требования кредиторов к кредитной организации в совокупности должны составлять не менее одной тысячи минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом, и если эти требования не исполняются в течение одного месяца с момента наступления даты их исполнения.
______________________
* СЗ РФ. 1998. №2. Ст. 222.
** СЗ РФ. 1999. №9. Ст. 1097.
Объявление о решении арбитражного суда о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства публикуется в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации», «Вестнике Банка России», а также в местной печати по месту расположения кредитной организации за счет ее средств.
Ликвидация кредитной организации считается завершенной, а кредитная организация прекратившей свое существование с момента внесения в Книгу государственной регистрации кредитных организаций записи о ликвидации кредитной организации.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Какими отраслями права регламентируются отношения по банковскому кредитованию?
2. Какие важнейшие нормативные акты регулируют банковское кредитование?
3. В соответствии с какими принципами осуществляется банковское
кредитование?
4. Назовите виды банковского кредита.
5. Охарактеризуйте банковскую систему России.
6. Каково правовое положение Центрального банка Российской Федерации (Банка России)?
7. Какие функции выполняет Банк России в области кредитования?
8. Какие взаимоотношения существуют между Банком России и кредитными организациями?
9. Какие обязательные нормативы вправе устанавливать Банк России
кредитным организациям?
10. Какова ответственность за нарушения банковского законодательства?
11. В каких случаях Банк России вправе отозвать лицензию на осуществление банковских операций?
12. Каков порядок ликвидации кредитной организации?
6.2. Правовые основы денежного обращения и расчетов
6.2.1. Понятие денежной системы
Денежная система — это форма организации денежного обращения в стране.
Денежная система состоит из ряда элементов.
В Российской Федерации денежная система включает в себя:
официальную денежную единицу; порядок эмиссии наличных денег; организацию и регулирование денежного обращения.
Официальная денежная единица (валюта) Российской Федерации — рубль. Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещены.
Деньги — категория экономическая. В экономической литературе деньги определяются как особый товар, стихийно выделившийся из товарного мира, который служит всеобщим эквивалентом и представляет собой «кристаллизацию меновой стоимости».*
____________________
* См.: например: коммерческий словарь. М. 1991 С.52.
Деньги как экономическое явление выполняют разнообразные функции. Прежде всего, они являются средством платежа (расчетов) по товарным и нетоварным (налоги, штрафы и т.п.) операциям.
Деньги являются мощным регулятором экономических и неэкономических отношений. Кредитование, дотирование и другие операции осуществляются с помощью денег. Поэтому деньги — стимул развития экономики в целом, отдельных ее отраслей и подотраслей, конкретных субъектов экономической деятельности, а также социальной сферы. Сокращение нежелательных для государства и общества экономических и неэкономических операций осуществляется, помимо административно-правовых и гражданско-правовых ограничений, с помощью денег. Например, государство в целях обеспечения протекционистской политики в отношении отечественных товаров устанавливает более высокие в сравнении с другими импортируемыми товарами таможенные пошлины.
Деньги отражают глубинное состояние экономики, в первую очередь — наполненность рынка товарами и степень финансовой обеспеченности субъектов экономической и неэкономической деятельности. Так, инфляционные процессы (обесценение денег), наблюдавшиеся в России в начале 1990-х гг., в числе прочих причин были вызваны сокращением производства, низкой наполняемостью рынка отечественными товарами. Необходимость обеспечить поддержку ряда отраслей экономики и социальную поддержку ряда групп населения вызвала сознательную эмиссию большего количества денежной массы, чем это требуется законами денежного обращения. Постоянное понижение курса российского рубля по отношению к наиболее устойчивой валюте — доллару США — было вызвано в этот период расширением импорта товаров в Россию и оттоком российского капитала в страны, где существовали более благоприятные условия для инвестирования.
В Российской Федерации, в условиях перехода к рыночной экономике, деньги используются как один из важнейших регуляторов экономических отношений, формирования их в направлении, необходимом для достижения государственных и общественных интересов, а также частных интересов, не противоречащих интересам государственным и общественным. В процессе экономических преобразований неизбежно выявлялись недостатки существовавшей ранее денежной системы, ряд параметров которой определялся не экономическими, а административными методами.
Все эти обстоятельства делают необходимым проведение комплекса мер по становлению и укреплению денежной системы России.
Известно, что в разных странах в разное время функции денег выполняли самые различные товары. При этом учитывались географические, национальные и иные особенности населения, проживавшего в соответствующих странах, а также специфика хозяйственной деятельности этих стран. С течением времени практически во всех странах перешли к универсальному денежному средству — золоту, учитывая особые качества золота как вещества и товара: компактность; неизменяемость физических свойств; большое количество труда и средств, затрачиваемых на добычу и переработку золота, следовательно, и высокую его стоимость, и т.п. Однако наличное обращение золота (в слитках, монетах, изделиях) затруднено из-за необходимости постоянного перемещения его больших масс и из-за физической изнашиваемости монет, слитков, изделий.
Поэтому в XVII—XIX вв. практически во всех странах переходят на бумажные деньги, особенностью которых являлось выражение в денежной единице определенной меры (массы) золота.
Длительное время традиционно сохранялись право владельца бумажных денег на их обмен на определенное количество золота и соответствующая обязанность эмитента (т.е. субъекта, выпустившего в обращение деньги) обменять представленные бумажные деньги на золото. Это было характерно, в частности, для дореволюционной России и для советского государства времен новой экономической политики 1920-х гг.
Современная практика подавляющего большинства государств и банков исходит из отсутствия права и обязанности обменять бумажные деньги на золото. Внешним ее проявлением является отсутствие на бумажных денежных знаках некогда традиционных надписей о соответствии «бумажной» денежной единицы определенной массе золота и об обязательстве эмитента обменять бумажную купюру на соответствующее количество золота. Таких надписей нет, в частности, на бумажных денежных знаках Банка России.
В современной практике организации денежного обращения в различных странах становятся все более редкими надписи на бумажных денежных знаках о том, что эти знаки обеспечиваются золотом и другими драгоценностями, «всем достоянием» конкретного государства или банка-эмитента (такие надписи были, в частности, на бумажных денежных знаках Союза ССР).
Принято считать, что денежные знаки (как бумажные, так и металлические) обеспечены всеми активами эмитента.
Это положение в общей форме закреплено в законодательных актах соответствующих государств о денежном обращении.
В частности, в ст. 30 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» указано, что банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами. В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается.*
_______________________
* СЗ РФ. 1995. № 18. Ст. 1593; с изм. и доп. на 8 июля 1999 г. (Российская газета. 1999. 14 июля).
Таким образом, российское государство не обеспечивает рубль золотым и т.п. содержанием. Отметим, что в последний период существования СССР, в отличие от Предыдущих периодов также не устанавливалось золотого содержания советского рубля. В соответствии со ст. 10 Закона СССР «О государственном банке СССР» от 11 декабря 1990 г. официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами отменено.
Поэтому нет необходимости в специальном указании на каждой банкноте (монете) о возможности ее обмена на золото или о ином способе ее обеспеченности. Такая необходимость, вызванная психологическими мотивами, ощущалась при переходе от непосредственно золотого и ему подобного денежного обращения к традиционному обращению.
Наряду с золотом функции денег широко выполняли другие драгоценные металлы — платина и серебро. В настоящее время лишь очень немногие государства используют серебро для изготовления монет.
В современной Российской Федерации золотые, серебряные и -платиновые монеты выпускаются как сувениры, как объект коллекционирования, причем специально обработанные и упакованные. Хотя такие монеты обязательны к приему наряду с денежными купюрами и обычными монетами, в денежном обращении их фактически нет.*
______________________
* См., например: Письмо ЦБ РФ «О выпуске в обращение памятных монет из драгоценных металлов» от 28 мая 1998 г.; «О выпуске в обращение памятных серебряных монет» от 15 мая 1998 г. // Вестник Банка России. 1998. № 34.
В настоящее время в России обсуждается вопрос о возможности введения в «обычное» обращение монет из драгоценных металлов (золото, серебро, платина) в целях стабилизации денежной системы.
Современные деньги выпускаются в обращение непосредственно государством, но чаще от его имени — уполномоченным им банком. В любом случае денежные знаки являются таким же символом государства, как герб или флаг.
Официальные денежные знаки предусмотрены законодательными актами государства. Иногда на территории государства обращаются — с его ведома и разрешения или «самовольно» — другие денежные знаки. Например, после распада Советского Союза на территории большинства государств, возникших на базе союзных республик, обращались денежные знаки уже не существовавшего Союза ССР.
Наконец, встречаются денежные суррогаты, т.е. такие денежные знаки, которые не предусмотрены законодательством и которые вводятся отдельными предприятиями или иными организациями, а также гражданами вопреки закону.
Одна из причин их появления — нехватка официальных денежных знаков. Суррогаты достаточно часто вводятся предприятиями ввиду их неплатежеспособности, с одной стороны, и необходимостью рассчитываться с работниками предприятий по заработной плате, с другой стороны.
Появление денежных суррогатов может быть связано и с иными факторами. Например, в провозгласившей себя независимой Приднестровской Молдавской Республике имеющие хождение собственные денежные знаки представляют собой денежные суррогаты, так как юридически территория ПМР входит в состав Республики Молдова.
Несмотря на то что номинальное значение денежного суррогата обычно выражается в официальной денежной единице (валюте) соответствующего государства, государство не признает суррогаты в качестве платежного средства. Это выражается, в частности, в безусловном отказе принимать платежи в пользу государства в суррогатных формах, в запрещении различным организациям и физическим лицам осуществлять расчеты с помощью суррогатов, а в крайних случаях — в изъятии и уничтожении суррогатов.
6.2.2. Правовые основы денежной системы Российской Федерации
Денежная система любого государства является объектом правового регулирования.
Конституция Российской Федерации относит финансовое и валютное регулирование, денежную эмиссию, федеральные банки к предметам ведения Российской Федерации (см. п. «ж» ст. 71 Конституции Российской Федерации). Следовательно, денежная система имеет конституционную основу, а нормы Конституции о ней являются одновременно нормами конституционного (государственного) права и нормами финансового права.
Нормы финансового права детально фиксируют организацию денежной системы Российской Федерации. Кроме того, с помощью норм финансового права — о признаках платежеспособности денежных знаков, об обеспечении порядка обращения наличных денег, основ организации расчетов и т.п. обеспечивается ее нормальное функционирование.
Нормы гражданского права регулируют вопросы права собственности на деньги (денежные знаки), порядок расчетов при сделках гражданско-правового характера.
Нормы административного права устанавливают ответственность за административные правонарушения в сфере денежной системы, главным образом в процессе денежного обращения.
Наконец, нормы уголовного права предусматривают уголовную ответственность за совершение преступлений, направленных против денежной системы (ранее это, в основном, фальшивомонетничество — изготовление или сбыт поддельных денег — ст. 186 УК РФ). В УК РФ, вступившем в действие с 1 января 1997 г., впервые введена ответственность за «Злоупотребление при выпуске ценных бумаг (эмиссии)» — ст. 185.
Таким образом, к денежной системе имеют непосредственное отношение нормы многих отраслей права.
Комплекс финансово-правовых норм, специально посвященных денежной системе, содержится в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Кроме того, отдельные нормы, относящиеся к денежной системе, содержатся в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности», в Гражданском кодексе Российской Федерации и в некоторых других законодательных актах Российской Федерации.
Вопросы финансово-технического характера, обеспечивающие функционирование денежной системы (изготовление денежных знаков, правила их перевозки, хранения и инкассации, создание резервных фондов денежных знаков, установление признаков и порядка платежности, замены и уничтожения поврежденных денежных знаков и другие), регулируются нормативными актами Банка России, издаваемыми на основе законодательства.
Переход Российской Федерации к собственной денежной единице, неофициально именуемой российским рублем, занял около трех лет. Юридическое закрепление официальной денежной единицы РСФСР — рубля — произведено в декабре 1990 г. в законе «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» (ст. 10).*
Денежные знаки российского рубля были введены в обращение позднее и поэтапно.** Так, постановлением Верховного Совета РФ о введении в действие Закона РФ «О денежной системе Российской Федерации» было установлено,*** что банкноты Государственного банка СССР и монеты образцов 1961—1991 гг., находящиеся в обращении, подлежат обязательному приему по их нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации во все виды платежей, а также для зачисления на счета, во вклады, на аккредитивы и для перевода. В 1992 г. Банк России ввел в платежный оборот модификаций банкнот Государственного банка СССР достоинством 50, 200, 500 и 1000 руб. образца 1992 г. В 1992 г. выпущены в обращение монеты Банка России некоторых номиналов. В начале 1993 г. в обращение вошли банкноты и монеты Банка России. В связи с этим был осуществлен обмен денежных купюр образца 1961—1991 гг. для физических лиц. Однако купюры образца 1961—1992 гг. достоинством 1, 3, 5 и 10 руб. сохранялись в платежном обороте до 1 сентября 1993 г.****
____________________
* ВВС. 1990. №27. Ст. 356.
** См., например: Коммерческий словарь. М., 1991. С. 51.
*** ВВС. 1992 .№ 43 Ст. 2406. Этот Закон утратил силу в связи с введением в действие новой редакции Закона о Центральном банке РФ от 26 апреля 1995 г. // СЗ РФ. 1995. №18. Ст. 1593.
**** См.: Официальное сообщение Центрального банка России «Уточнены правила обмена денег» //Российская газета. 1993. 4 авг.
В 1998 г. произведена деноминация российского рубля (из расчета 1 руб. новых денег за 1000 руб. старых) и введены в обращение новые денежные знаки образца 1997 г.*.
При этом было решено ввести в обращение с 1 января 1998 г. банкноты Банка России образца 1997 г. достоинством 5, 10, 50, 100 и 500 руб., а также металлическую монету Банка России образца 1997 г. достоинством 1, 5, 10, 50коп., 1, 2 и 5 руб. Одновременно было установлено, что банкноты Банка России образца 1993 г. (включая их модификации 1994 г.) и образца 1995 г., а также металлическая, монета СССР и Банка России 1961—1996 гг. выпуска остаются в обращении на территории Российской Федерации в течение всего 1998 г. и обязательны к приему всеми предприятиями, организациями и учреждениями независимо от формы собственности и сферы деятельности и отдельными лицами во все виды платежей, а также банками для зачисления во вклады, депозиты, на текущие, расчетные и другие счета без всяких ограничений из расчета одной тысячной их нарицательной стоимости. Начиная с 1 июля 1998 г., в соответствии с указанием ЦБ РФ, все кредитные организации при осуществлении расходных кассовых операций выдавали клиентам только банкноты и монету Банка России образца 1997 г. Банкноты и монета старого образца подлежали сдаче учреждениям Банка России в установленном порядке. Выдача банкнот и монеты старого образца из касс кредитных организаций после 1 июля 1998 г. запрещалась.
_____________________
* См.: Указ Президента РФ «Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен» // СЗ РФ. 1997. № 32. Ст. 3752; решение ЦБ РФ от 4 августа 1997 г. // Вестник Банка России. 1997. № 53; постановление Правительства РФ от 18 сентября 1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 38. Ст. 4389.
Денежно-кредитное регулирование экономики Российской Федерации осуществляется Банком России. В порядке указанного регулирования Банк России определяет нормы обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, устанавливает экономические нормативы для коммерческих банков, проводит операции с ценными бумагами.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную кредитно-денежную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля.
Денежное обращение — движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее кругооборот товаров, а также нетоварные платежи и расчеты.
Имеется два вида денежного обращения.
Во-первых, это обращение наличных денег, т.е. денежных знаков (банкнот и монет). Средством платежа в данном случае являются реальные денежные знаки, передаваемые одним субъектом другому за товары, работы и услуги или в других предусмотренных законодательством случаях (например, штрафы).
Во-вторых, это безналичное денежное обращение. Оно состоит в списании определенной денежной суммы со счета одного субъекта в кредитной организации и зачислении ее на счет другого субъекта в этой же или иной кредитной организации, либо в иной форме, при которой наличные денежные знаки как средство платежа отсутствуют.
Право выбирать форму расчетов — наличную или безналичную — принадлежит заинтересованным предприятиям, учреждениям, другим организациям, гражданам. Только в специально предусмотренных законодательством случаях форма расчетов должна быть четко определенной. Это, к примеру, выплата заработной платы, стипендий и пенсий, производимая в наличной форме.
Подчеркивая теснейшую связь обращения наличных и безналичных денег, законодательство оперирует категорией «денежная масса». Денежная масса — это денежные знаки, находящиеся в обращении; денежные средства на счетах и во вкладах юридических лиц и граждан; другие безусловные денежные обязательства банков.
Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики (ст. 43 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).
6.2.3. Правовые основы обращения наличных денег
Обращение наличных денег начинается с их эмиссии, т.е. выпуска в обращение. Эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятие из обращения на территории Федерации осуществляются исключительно Банком России.
В целях организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации на Банк России возлагаются следующие функции:
прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты, создание их резервных фондов;
установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожения;
определение порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.
Наличные деньги (банковские билеты — банкноты и металлическая монета) являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.
Образцы банкнот и монет, их номинал утверждаются Советом директоров Банка России. Официальные сообщения о выпуске в обращение новых денежных знаков и их описание публикуется в средствах массовой информации.
Решение по этим вопросам в порядке предварительного информирования направляется в Правительство РФ.
При этом Закон закрепил правило (ст. 31), в соответствии с которым банкноты и монеты Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монеты нового образца. Не допускаются какие-либо ограничения по суммам или субъектам обмена.
При обмене банкнот и монет Банка России на денежные знаки нового образца срок изъятия банкнот и монет из обращения не может быть менее одного года, но не превышает пяти лет.
При необходимости повысить техническую защищенность банкнот и монет от подделок (фальшивомонетничества) обычно время от времени осуществляется их модификация (как правило, это относится к наличным деньгам наиболее крупных достоинств).
В целях обеспечения максимальных удобств при обращении наличных денег могут вводиться денежные знаки новых достоинств.
Ответственность за покупюрный состав наличных денег, находящихся в обращении и необходимых для проведения бесперебойных расчетов наличными деньгами на территории Российской Федерации, возлагается на Банк России. Ветхие и поврежденные банкноты обмениваются Банком России без ограничений в соответствии с установленными им правилами.*
____________________
* См.: ст. 33 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Ограничений на расчеты в наличной денежной форме между:
физическими лицами, физическими и юридическими лицами не имеется.
Расчеты в наличной денежной форме между юридическими лицами ограничиваются. В соответствии с указанием Центрального банка Российской Федерации от 7 октября 1998 г. предельный размер расчетов наличными деньгами по одному платежу между юридическими лицами установлен в сумме 10 тыс. руб.
Для предприятий потребительской кооперации за приобретаемые у юридических лиц товары, сельскохозяйственные продукты и сырье максимальный размер наличного денежного платежа установлен в сумме 15 тыс. руб.
Аналогичные правила существуют и для предприятий и организаций торговли Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации при закупке ими товаров у юридических лиц.**
___________________
* Российская газета. 1998. 14 нояб.; Вестник Банка России. 1998. № 72.
6.2.4. Правовые основы безналичного денежного обращения
При безналичном денежном обращении реальные денежные знаки как средство платежа между субъектами соответствующих отношений отсутствуют, а используются своего рода символы, т.е. цифровые записи об обращающейся денежной массе.
Имеется три основные разновидности безналичного денежного обращения.
Первую можно назвать «классической». Она состоит в поручении юридического или физического лица, даваемом банку другой кредитной организации, списать со счета данного лица в данном банке определенную сумму и записать ее на счет другого юридического или физического лица в этом или ином банке.
Для хранения безналичных денег юридическое или физическое лицо открывает в банке или ином кредитном учреждении на свое имя счет (расчетный, текущий или иной).
В системе безналичных расчетов в настоящее время все чаще используются электронные устройства, позволяющие в минимально короткие сроки передавать соответствующую информацию о расчетах не только в пределах одного населенного пункта, но и в масштабах всей страны и даже — на межгосударственных пространствах.
Любое государство, в том числе Российская Федерация, заинтересовано в максимально широком использовании безналичного денежного обращения (расчетов), поскольку банкноты и монеты как физические объекты подвержены естественному процессу износа (старения) и изношенные денежные знаки приходится изымать из обращения и заменять новыми, такого же достоинства.* Каждая банкнота и монета имеют определенную себестоимость, причем себестоимость производства банкноты (монеты) более низкого достоинства относительно дороже (по сравнению с номиналом), чем себестоимость банкнот и монет более высокого достоинства. К тому же для пересчета, инкассирования, хранения и перевозки наличных денег требуются дополнительные расходы.
___________________
* По общепринятым правилам, соблюдается определенное соотношение между находящимися в обращении банкнотами и монетами конкретных достоинств.
Безналичные расчеты (обращение) лишены этих недостатков. Себестоимость одного безналичного расчета ничтожна. Поэтому государство всемерно стимулирует безналичные расчеты, используя в необходимых случаях и прямые юридические запреты на совершение некоторых финансовых действий с использованием наличных денег.
Политика расширения безналичных расчетов и ограничения наличных расчетов изложена в Указе Президента РФ «О дополнительных мерах по ограничению налично-денежного обращения» от 14 июня 1992 г.* и в некоторых других нормативных актах. В настоящее время вопросы безналичных расчетов регулируются Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденным Центральным банком России 9 июля 1992 г. с изменениями от 26 декабря 1997 г.**
___________________
* ВВС. 1992. №25. Ст. 1418.
** Вестник ВАС РФ. 1993. № 4; Вестник Банка России. 1997. № 91—92.
Организационно-технические и технико-юридические аспекты безналичных расчетов устанавливаются Банком России.
Вторая разновидность безналичного денежного обращения — это расчеты с помощью векселей и им подобных безусловных денежных обязательств.
Проблема вексельного обращения приняла особую актуальность в связи с так называемым кризисом неплатежей — явлением, широко распространенным в российской экономике.
Суть векселя состоит в том, что один субъект, имеющий задолженность перед другим субъектом (векселедатель), выдает ему вексель как обязательство уплатить в определенный срок требуемую сумму. Лицо, получившее вексель (векселедержатель), вправе погасить свое денежное обязательство перед третьим лицом путем предъявления ему полученного от первого лица векселя.
Эта цепочка может быть продолжена. В конечном счете лицо, имеющее вексель, вправе предъявить его векселедателю с требованием уплатить обозначенную в векселе сумму. При отсутствии нужной суммы предъявитель векселя вправе претендовать на соответствующее имущество векселедателя, которое послужило гарантией векселя.