<< Пред.           стр. 24 (из 25)           След. >>

Список литературы по разделу

 Гражданское законодательство (ст. 815 ГК РФ) определяет век­сель как ценную бумагу, удостоверяющую ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель) либо иного ука­занного в векселе плательщика (переводной вексель) выплатить по наступлении предусмотренного векселем срока определенную сумму владельцу векселя (векселедержателю).
 Указом Президента РФ «Об улучшении расчетов в хозяйстве и повышении ответственности за их своевременное проведение» от 19 октября 1993 г. введена новая разновидность векселя — про­стые финансовые векселя как срочное долговое обязательство предприятий и других организаций всех форм собственности перед коммерческими банками по просроченной кредиторской задол­женности предприятий и других организаций.* Однако в настоя­щее время более широкому использованию векселей препятствует ряд нерешенных организационно-технических и правовых вопро­сов и отсутствие должной культуры и традиций в использовании этого финансового инструмента. Отметим, что в дореволюционной России и в Советском Союзе периода нэпа система вексельного обращения была весьма развитой.
 ___________________
 * СЗ РФ. 1993. № 43. Ст. 4081; см. также: Положение о переводном и простом векселе, утв. пост. Президиума Верховного Совета РСФСР от 24 июня 1991 г. // ВВС. 1991. № 31. 1024; Федеральный закон «О переводном и простом векселе» от 11 марта 1997 г.; О некоторых вопросах применения Федерального закона «О пере­водном и простом векселе». Пост. Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высше­го Арбитражного Суда РФ от 5 февраля 1998 г. № 3/1 // Российская газета. 1998. 5 марта.
 
 Третья разновидность безналичного денежного обращения — это кредитные карточки банков. Они широко распространены в развитых странах и начинают достаточно активно использоваться в Российской Федерации.
 Кредитные карточки технически исполняются таким образом, что при помещении их в специальные считывающие устройства обеспечивают мгновенную связь с банком, в котором находится счет владельца карточки. С помощью несложных манипуляций оператора (например, продавца-кассира магазина) со счета вла­дельца карточки списывается требуемая сумма и записывается на­счет субъекта, продавшего товар, оказавшего услуги и т.п. Налич­ные деньги в обороте при этом не участвуют.
 Законодательных актов о кредитных карточках и соответст­вующей системе расчетов в Российской Федерации пока нет.
 Нормативной базой для расчетов с помощью кредитных кар­точек являются правила, положения и иные нормативные акты банков, выпускающих кредитные карточки, и договоры банков с предприятиями, осуществляющими торговлю, бытовое и иное об­служивание населения.
 Есть и некоторые иные разновидности безналичного денежного обращения, носящие менее распространенный, чем описанные выше, характер. Они обычно не предусмотрены законодательст­вом, а в известных ситуациях могут и противоречить ему. В част­ности, в период массовых неплатежей начала 1990-х гг. некоторые предприятия учитывали долговые записи (расписки) в денежном выражении своих работников, данные ими предприятиям торгов­ли и иным обслуживающим население предприятиям, а затем, при поступлении средств на выплату заработной платы, производили расчеты с предприятиями-кредиторами.
 6.2.5. Правила ведения кассовых операций
 Кассовые операции — совокупность материально-техничес­ких процедур, заключающихся в приеме, хранении и выдаче налич­ных денег. Указанные процедуры урегулированы нормами финан­сового права, которые представляют собой специальный финансо­во-правовой институт.
 В зависимости от того, в отношении каких именно субъектов осуществляется государственное регулирование кассовых опера­ций, можно выделить такое регулирование в отношении операций:
 
 
 а) банков и других кредитных организаций;
 б) предприятий, учреждений и иных организаций;
 в) предприятий и других организаций по непосредственному приему от населения платежей за товары, услуги и работы.
 Регулирование порядка ведения кассовых операций обеспечивает также органическое сочетание интересов государства и субъ­ектов налично-денежного обращения.
 В первом и втором случае государственное регулирование кас­совых операций имеет основной целью обеспечить максимально возможное сокращение находящейся в обороте наличной денеж­ной массы. Кроме того, скрупулезное соблюдение правил ведения кассовых операций гарантирует частные интересы банков пред­приятий и других субъектов — сохранность наличных денег.
 В третьем случае преследуются интересы прежде всего государ­ства — обеспечить точный учет налогооблагаемых сумм. Вместе с тем учетные данные о поступающих от населения наличных день­гах дают возможность собственнику предприятия осуществлять внутренний контроль за состоянием денежного оборота на данном предприятии.
 Правовое регулирование кассовых операций всех названных видов осуществляется в наиболее общей форме высшими органами государственной власти Российской Федерации.
 Указом Президента РФ «О дополнительных мерах по ограниче­нию налично-денежного обращения» от 14 июня 1992 г.* установ­лено, что предприятия, организации и учреждения (включая орга­низации торговли) независимо от их организационно-правовой формы, а следовательно, и собственности:
 ___________________
 * ВВС. 1992. № 25. Ст. 1418.
 
 
 
 • обязаны хранить свои денежные средства в учреждениях банков;
 • должны производить расчеты по своим обязательствам с дру­гими предприятиями в безналичном порядке через учрежде­ния банков;
 • могут иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лими­тов, установленных учреждениями банков по согласованию с руководителями предприятий;
 • обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх ус­тановленных лимитов остатка наличных денег в кассе в по­рядке и сроки, согласованные с учреждениями банка;
 • имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты
 пособий по социальному страхованию, стипендий, пенсий и только на срок не свыше трех рабочих дней, включая день получения денег в учреждении банка.
 Указ содержит и некоторые другие предписания относительно налично-денежного обращения.
 В порядке развития изложенной политики государства по огра­ничению налично-денежного обращения на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации при необходимости принимаются нормативные акты и по отдельным аспектам наличного денежного обращения.
 Регулирование кассовых операций относится к функциям Банка России. Юридической основой такой регулирующей функ­ции именно Центрального банка страны является Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке Рос­сии)».
 Детально порядок ведения кассовых операций устанавливается Банком России в его нормативных актах, обязательных для испол­нения всеми банками, предприятиями, учреждениями и иными организациями вне зависимости от их организационно-правовой формы и подчиненности.*
 ______________________
 * См.: Экономика и жизнь. 1993. № 42, 43.
 
 
 
 Необходимо отметить, что устанавливаемые Банком России правила ведения кассовых операций не остаются неизменными. Они корректируются Банком в соответствии с потребностями де­нежного обращения, следовательно, финансовой и экономической систем в целом.
 Основные положения порядка ведения кассовых операций пред­приятиями, учреждениями и иными организациями. Все налич­ные деньги, поступающие на предприятия, в учреждения и иные организации, должны в обязательном порядке документально оприходоваться. Все наличные деньги, выдаваемые предприятиями, учреждениями и иными организациями, также должны докумен­тально оформляться.
 Основные денежные документы — приходный и расходный кас­совые ордера, которые оформляются на основе первичных доку­ментов — договоров, заявлений и т.п.
 В кассовой книге должна быть отражена каждая операция по приему и расходованию денег по каждому операционному дню.
 Получатель средств — руководитель предприятия, учрежде­ния, иной организации или специально уполномоченное им долж­ностное лицо подписывает приходные и расходные ордера, а также чеки на получение денег в кредитных организациях.
 На предприятии, в учреждении, иной организации наличные деньги могут храниться лишь в пределах лимита, специально ус­тановленного обслуживающим его банком для данного предпри­ятия и т.д. с учетом его потребности в наличных деньгах. По окон­чании рабочего дня сверхлимитные суммы наличных денег долж­ны сдаваться в банк. В кассе предприятия, учреждения, иной ор­ганизации может оставаться (в пределах установленного лимита) лишь такая сумма денег, которая необходима для осуществления на следующий день неотложных небольших платежей. Исключе­ния из этого правила специально оговариваются в правительствен­ных постановлениях или в нормативных актах Банка России.
 Должна быть обеспечена сохранность денег, для чего помеще­ние кассы оборудуется надлежащим образом (наличие сейфов, ре­шеток на окнах и т.п.); занимающие должности кассиров офор­мляются как материально ответственные лица и т.п.
 Специальный порядок ведения кассовых операций установлен для субъектов, получающих от населения деньги за продаваемые товары, оказываемые услуги и выполняемые работы. Цель этого порядка — обеспечить точный учет доходов для нужд налогообло­жения, защитить права граждан-потребителей.
 В соответствии с Законом РФ «О применении контрольно-кас­совых машин при осуществлении денежных расчетов с населени­ем» от 18 июня 1993 г. установлено, что денежные расчеты с насе­лением по торговым операциям или оказанию услуг производятся всеми предприятиями (в том числе физическими лицами, осу­ществляющими предпринимательскую деятельность без образова­ния ими юридического лица, в случае осуществления ими торго­вых операций или оказания услуг), организациями, учреждения­ми, их филиалами и другими обособленными подразделениями с обязательным применением контрольно-кассовых машин.*
 _______________________
 *' ВВС. 1993. № 27. Ст. 1018; см. также: САПП. 1993. № 32. Ст. 3017; СЗ РФ. 1999. № 3. Ст. 338; Указ Президента РФ «Об обязательном применении контроль­но-кассовых машин предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при осуществлении расчетов с населением» от 16 февраля 1993 г. // САПП. 1993. № 8. Ст 656. См. также: пост. Конституционного Суда РФ от 12 мая 1998 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений абз. 6 ст. 6 и абз. 2 ч. 1 ст. 7 Закона РФ «О применении контрольно-кассовых машин при осу­ществлении денежных расчетов с населением» (СЗ РФ. 1998. № 20. Ст. 2173); определение Конституционного Суда РФ от I апреля 1999 г. (Российская газета. 1999.21апр.).
 
 
 Законом на указанных субъектов возложен ряд обязанностей, в том числе: иметь контрольно-кассовые машины; регистрировать их; использовать только исправные машины для осуществления денежных расчетов с населением; выдавать покупателю (клиенту) с покупкой (после оказания услуги) отпечатанный маши­ной чек за покупку (услугу), подтверждающий исполнение обяза­тельств по договору между покупателем (клиентом) и соответству­ющим субъектом; обеспечивать работникам налоговых органов и центров технического обслуживания контрольно-кассовых машин беспрепятственный доступ к этим машинам. Кроме того, Закон обязывает субъектов, осуществляющих торговые операции и опе­рации по оказанию услуг, вывешивать в доступном покупателю (клиенту) месте ценники на продаваемые товары (прейскуранты на оказываемые услуги), которые должны соответствовать доку­ментам, подтверждающим объявленные цены и тарифы.
 Правительством РФ утверждается перечень отдельных катего­рий предприятий, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денеж­ные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин. Это, в частности, предприятия, организации и учрежде­ния в части оказания услуг населению с выдачей квитанций, путе­вых билетов, талонов, знаков почтовой оплаты или других прирав­ниваемых к чекам документов строгой отчетности по формам, ут­вержденным Министерством финансов Российской Федерации;
 выездные бригады предприятий бытового обслуживания при про­изводстве мелкого ремонта вне стационарного специализирован­ного помещения и т.д.*
 _____________________
 * САПП. 1993. № 32. Ст. 3017.
 
 
 
 
 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
 1. Дайте понятие денег.
 2. Какова роль денег в экономическом и социальном развитии?
 3. Что понимается под денежной системой?
 4. Разъясните понятие денежного обращения.
 5. Назовите источники норм права о денежном обращении и расчетах.
 6. Что такое эмиссия денег?
 7. Что понимают под денежной массой?
 8. Что означает безналичное денежное обращение? В каких формах оно осуществляется?
 9. Определите понятие кассовых операций.
 10. В чем состоят основные правила ведения кассовых операций?
 11. В каком порядке определяется лимит наличных денег в кассах предприятий, организаций, учреждений?
 12. Каковы полномочия Банка России по организации наличного и безналичного денежного обращения в стране?
 6.3. Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля
 6.3.1. Понятие валюты и валютных ценностей
 Термин «валюта» используется в двух смыслах: во-первых, это денежная единица государства; во-вторых, это денежные знаки иностранных государств, а также кредитные и платежные доку­менты, выраженные в иностранных денежных единицах и приме­няемые в международных расчетах (иностранная валюта).*
 _______________________
 *' См.: Коммерческий словарь. М., 1991. С. 28.
 
 В финансовых отношениях и финансовом праве, в служебной и бытовой лексике термин «валюта» наиболее часто используется во втором значении. В источниках финансового права приведенное определение валюты конкретизируется применительно к объек­там, охватываемым понятием «валюта».
 Для характеристики соотношения внутренней и иностранной валют используются понятия: «необратимая (неконвертируемая) валюта», используемая в пределах только одного государства; «об­ратимая (конвертируемая) валюта», которая обменивается на ино­странную валюту и является, таким образом, средством платежа на международном рынке; «частично обратимая (конвертируемая) валюта» используется не во всех внешних валютных операциях и в отношениях не всех субъектов.
 В Законе РФ «О валютном регулировании и валютном контро­ле» от 9 октября 1992 г.* даны определения валюты.
 _______________________
 * ВВС. 1992. № 45. Ст. 2542; СЗ РФ. 1999. № 1. Ст. 1; Российская газета. 1999. 7 июля.
 
 
 
 Валюта Российской Федерации — это:
 а) находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот) Центрального банка РФ и монеты;
 б) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях в Российской Федерации;
 в) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за пределами Российской Федерации на основании
 соглашения, заключаемого Правительством РФ и Центральным банком РФ с соответствующими органами иностранного государ­ства об использовании на территории данного государства валюты Российской Федерации в качестве законного платежного средства.
 Иностранная валюта — это:
 а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, мо­неты, находящиеся в обращении и являющиеся законным пла­тежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обра­щения, но подлежащие обмену денежные знаки;
 б) средства на счетах в денежных единицах иностранных го­сударств и международных денежных или расчетных единицах.
 Валютный курс означает соотношение валют двух или более стран. Валютный курс обычно устанавливается на основе спроса-предложения валют на валютном рынке, однако может носить и односторонний характер, когда государство во властном, односто­роннем порядке устанавливает валютный курс. Так было, в част­ности, в СССР в 1930—1980 гг.
 В современном российском законодательстве и экономической практике часто используется понятие «валютная интервенция Банка России», означающее его деятельность на рынке валют по поддержанию необходимого курса российского рубля путем купли-продажи иностранной валюты* и по воздействию на сум­марный спрос и предложение денег.
 Валютные ценности — ценности, в отношении которых ва­лютным законодательством установлен особый ограниченный режим обращения на территории страны.** Законом РФ «О валют­ном регулировании и валютном контроле» к валютным ценностям отнесены:
 ______________________
 * См.: ст. 41 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федера­ции (Банке России)».
 ** См.: Коммерческий словарь. С. 31.
 
 
 
 а) иностранная валюта,
 б) ценные бумаги в иностранной валюте — платежные доку­менты (чеки, векселя, аккредитивы и другие), фондовые ценности (акции, облигации) и другие долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте;
 в) драгоценные металлы. — золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий;
 г) природные драгоценные камни — алмазы, рубины, изумру­ды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых из­делий из этих камней и лома таких изделий.
 Порядок и условия отнесения изделий из драгоценных метал­лов и природных драгоценных камней к ювелирным и другим бы­товым изделиям и лому таких изделий устанавливаются Прави­тельством РФ.
 Валютные операции — это:
 а) операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе связанные с исполь­зованием в качестве средства платежа иностранной валюты и пла­тежных документов в иностранной валюте;
 б) ввоз и пересылка и Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из Российской Федерации валютных ценностей;
 в) осуществление международных денежных переводов. Возни­кающие при функционировании валюты и валютных ценностей отношения в значительной части входят в предмет финансового права. Это касается отношений, возникающих в процессе валютно­го регулирования и валютного контроля.
 За нарушение валютного законодательства, в зависимости от содержания правонарушения, устанавливается уголовная, адми­нистративная и гражданско-правовая ответственность.
 6.3.2. Понятие и содержание валютного регулирования
 Валютное регулирование — это деятельность государствен­ных органов, направленная на регламентирование порядка совер­шения валютных операций.
 Государство вообще и Российская Федерация в частности регу­лируют валютные отношения с учетом экономических задач госу­дарства. Для Российской Федерации с момента провозглашения ее суверенитета (12 июня 1990 г.) характерна политика либерализа­ции в регулировании валютных отношений. Отменена существо­вавшая в годы советской власти государственная монополия на валюту и на часть валютных ценностей и на операции с ними. Разрешен, хотя и под контролем государства, вывоз из страны ва­люты и ряда валютных ценностей. Допускается в известных пре­делах обращение на территории страны иностранной валюты в ка­честве платежного средства.
 В процессе валютного регулирования изменяется и система ор­ганов, осуществляющих это регулирование.
 
 
 Допуская в известных пределах обращение иностранной валю­ты и валютных ценностей, государство обеспечивает приоритет собственной валюты.
 Так, денежные обязательства, возникающие при совершении сделок с золотом и серебром, должны быть выражены и оплачены в валюте Российской Федерации.* В соответствии с решением Со­вета Безопасности РФ «Об итогах работы Государственной комис­сии по рассмотрению причин резкой дестабилизации финансового рынка» от 2 ноября 1994 г. в расчетах между конечными потреби­телями запрещено применять валюту иностранных государств. В связи с этим на предприятиях розничной торговли и других предприятиях, обслуживающих население, запрещается объяв­лять цены на товары и услуги в иностранной валюте.**
 Оценка вложения капитала в уставный фонд предприятия с иностранными инвестициями осуществляется в валюте Россий­ской Федерации.***
 ___________________
 * См.: п. 3 Положения о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации // СЗ РФ. 1994. № 11. Ст. 1291.
 ** См.: Российская газета. 1994. 9 нояб.
 *** См.: абз. 3 ст. 6 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. // Российская газета. 1999. 14 июля.
 
 
 
 Валютное правовое регулирование осуществляется на двух уровнях: нормативном и индивидуальном.
 Нормативно-правовое регулирование состоит в создании (раз­работке и утверждении) правовых норм, объектом которых явля­ются общественные отношения, связанные с валютой.
 Индивидуально-правовое регулирование — это применение правовых норм к конкретным жизненным обстоятельствам, что влечет за собой возникновение, изменение и прекращение кон­кретных валютных правоотношений.
 Основы организации и осуществления валютного регулирова­ния определены Законом РФ «О валютном регулировании и ва­лютном контроле». Более детальное регулирование частных во­просов, связанных с валютными отношениями, осуществляется в других законодательных и иных нормативных актах, в том числе ведомственных (однако имеющих общее значение).
 В соответствии с законодательством органом государственного валютного регулирования является Центральный банк Российской Федерации (Банк России) (ст. 53 Федерального закона «О Цент­ральном банке Российской Федерации (Банке России)»; ст. 9 Зако­на РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»).
 В этих целях Банк России:
 а) определяет сферу и порядок обращения в Российской Феде­рации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте;
 б) издает нормативные акты, обязательные к исполнению в Рос­сийской Федерации резидентами и нерезидентами;
 в) осуществляет все виды валютных операций;
 г) устанавливает правила проведения резидентами и нерезиден­тами в Российской Федерации операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила прове­дения нерезидентами в Российской Федерации операций с валю­той Российской Федерации и ценными бумагами в валюте Россий­ской Федерации;
 д) устанавливает порядок обязательного перевода, ввоза и пере­сылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации;
 е) устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных опе­раций и выдает такие лицензии;
 ж) устанавливает единые формы учета, отчетности, документа­ции и статистики валютных операций, в том числе уполномочен­ными банками, а также порядок и сроки их представления;
 з) готовит и публикует статистику валютных операций Россий­ской Федерации по принятым международным стандартам;
 и) выполняет другие функции, предусмотренные Законом.
 Указанный Закон закрепляет статус всех субъектов валютных отношений, в том числе резидентов и нерезидентов.
 Резиденты — это:
 а) физические лица, имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации, в том числе временно находящиеся за ее пределами;
 б) юридические лица, созданные в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации, с местонахождением в Российской Федерации;
 в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации, с местонахождением в Российской Федерации;
 г) дипломатические и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации;
 
 
 д) находящиеся за пределами Российской Федерации филиалы и представительства резидентов, указанных в п. «б» и «в».
 Нерезидентами являются:
 а) физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами Российской Федерации, в том числе временно находя­щиеся в Российской Федерации;
 б) юридические лица, созданные в соответствии с законодатель­ством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации;
 в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностран­ных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации;
 г) находящиеся в Российской Федерации иностранные дипло­матические и иные официальные представительства, а также меж­дународные организации, их филиалы и представительства;
 д) находящиеся в Российской Федерации филиалы и предста­вительства нерезидентов, указанных в п. «б» и «в».
 Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливает, что операции с иностранной валютой и пенными бумагами в иностранной валюте подразделяются на текущие ва­лютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.
 Под текущими валютными операциями понимаются:
 а) переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федера­ции иностранной валюты для осуществления расчетов без отсроч­ки платежа по экспорту и импорту товаров, работ и услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспорт­но-импортных операций на срок не более 180 дней;
 ' б) получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;
 в) переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федера­ции процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвести­циям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;
 г) переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и из Российской Федерации, включая переводы сумм заработной платы, пенсии, алиментов, наследства, а также другие аналогич­ные операции.
 Под валютными операциями, связанными с движением капи­тала, понимаются:
 
 
 а) прямые инвестиции, т.е. вложения в уставный капитал пред­приятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;
 б) портфельные инвестиции, т.е. приобретение ценных бумаг;
 в) переводы в оплату права собственности на здания, сооруже­ния и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;
 г) предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг;
 д) предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней; е) все иные валютные операции, не являющиеся текущими ва­лютными операциями.
 Действует правило о том, что расчеты между резидентами осу­ществляются в валюте Российской Федерации.
 Вывоз и пересылка из Российской Федерации валюты Россий­ской Федерации и иных ценных бумаг, выраженных в российской валюте, а также ввоз и пересылка в Российскую Федерацию рос­сийской валюты и ценных бумаг, выраженных в валюте Россий­ской Федерации, осуществляются резидентами и нерезидентами в порядке, устанавливаемом Банком России совместно с Минис­терством финансов РФ и Государственным таможенным комите­том РФ.
 Законом определены правовые основы функционирования внутреннего валютного рынка.
 Покупка и продажа иностранной валюты в Российской Федера­ции производятся через уполномоченные банки в порядке, уста­навливаемом Банком России.
 Банку России в целях регулирования внутреннего валютного рынка Российской Федерации предоставлено право устанавливать предел отклонения курса покупки иностранной валюты от курса ее продажи, а также проводить операции по покупке и продаже иностранной валюты.
 Юридические лица обязаны продавать государству часть ва­лютной выручки, полученной от реализации экспортной продук­ции.
 В 1999 г. в соответствии с Указом Президента РФ «Об измене­нии порядка обязательной продажи части валютной выручки» № 334 от 15 марта 1999 г., а также в соответствии с Инструкцией Банка России «О порядке обязательной продажи предприятиями, учреждениями, организациями части валютной выручки через
 
 
 уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем ва­лютном рыке Российской Федерации», утвержденной приказом Центрального банка Российской Федерации № 02-104Аот 29 июня 1992 г. (с изменениями и дополнениями) юридические лица осу­ществляют обязательную продажу 75% валютной выручки от экс­порта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной дея­тельности) через банки и иные кредитные организации, имеющие лицензии Центрального банка РФ на осуществление банковских операций в иностранной валюте по рыночному курсу иностранных валют к рублю, складывающемуся на внутреннем валютном рынке Российской Федерации на день (момент) продажи.*
 ____________________
 * СЗ РФ. 1999. №11. Ст. 1279; Экономикам жизнь. 1992. №28; Вестник Банка России. 1999. № 1; Экономика и жизнь. 1999. № 17.
 
 Освобождение от этой обязанности производится на основании указов Президента РФ при условии, что выручка будет использо­вана на государственные или общественные цели.
 Например, Указом Президента РФ «Об освобождении Инфор­мационного телеграфного агентства России и Российского инфор­мационного агентства «Новости» от обязательной продажи части валютной выручки, поступающей от распространения информа­ции и услуг» от 22 ноября 1994 г. эти агентства освобождены от обязательной продажи части валютной выручки, поступающей от распространения информации и услуг, при условии направления высвобождаемых валютных средств на приобретение современно­го оборудования и совершенствование базисного сбора, обработки и передачи информации.*
 _______________________
 * СЗ РФ. 1994. №31. Ст. 3262.
 
 Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» уста­навливает следующий порядок осуществления текущих валют­ных операций резидентами:
 текущие валютные операции осуществляются без ограни­чений;
 валютные операции, связанные с движением капитала, осу­ществляются в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации;
 право без ограничений переводить, ввозить и пересылать ва­лютные ценности в Российскую Федерацию при соблюдении тамо­женных правил; порядок обязательного перевода, ввоза и пере­сылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, уста­навливает Банк России. Порядок обязательного ввоза и пересылки в Российскую Федерацию драгоценных металлов, природных дра­гоценных камней, а также жемчуга, принадлежащих резидентам, определяет Правительство РФ;
 право продавать иностранную валюту за валюту Российской Федерации на внутреннем валютном рынке Российской Федера­ции в порядке, предусмотренном ст. 4 Закона;
 порядок формирования государственных валютных резервов устанавливается высшим представительным органом Российской Федерации. Порядок обязательной продажи резидентами поступ­лений иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Рос­сии устанавливается Президентом РФ с последующим представле­нием информации высшему законодательному органу Российской Федерации;
 физические лица — резиденты имеют право переводить, выво­зить и пересылать из Российской Федерации ранее переведенные, ввезенные или пересланные в Российскую Федерацию валютные ценности при соблюдении таможенных правил в пределах, указан­ных в декларации или ином документе, подтверждающем их пере­вод, ввоз или пересылку в Российскую Федерацию;
 порядок вывоза и пересылки из Российской Федерации валют­ных ценностей (за исключением случаев, указанных в п. 6 ст. 6 Закона) устанавливает Банк России совместно с Государственным таможенным комитетом РФ.
 Федеральным законом от 5 июля 1999 г. № 128-ФЗ установлено право физических лиц—резидентов вывозить из Российской Феде­рации без разрешения, но при соблюдении таможенных правил, наличную иностранную валюту в размере, не превышающем сумму, эквивалентную 10 тыс. долл. США (Российская газета. 1999. 7 июля).
 В отношении нерезидентов действуют следующие правила. Они имеют право:
 иметь счета в иностранной валюте и в валюте Российской Феде­рации в уполномоченных банках. Порядок открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в иностранной ва­люте и в валюте Российской Федерации устанавливает Банк Рос­сии;
 без ограничений переводить, ввозить и пересылать валютные ценности в Российскую Федерацию при соблюдении таможенных правил;
 продавать и покупать иностранную валюту за валюту Россий­ской Федерации в порядке, устанавливаемом Банком России;
 
 
 беспрепятственно переводить, вывозить и пересылать из Рос­сийской Федерации валютные ценности при соблюдении таможен­ных правил, если эти валютные ценности были ранее переведены, ввезены или пересланы в Российскую Федерацию или приобрете­ны в Российской Федерации на основаниях, указанных в Законе, и в иных случаях в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом физические лица—нерезиденты вправе вы­возить из Российской Федерации при соблюдении таможенных правил наличную иностранную валюту в размере, не превышаю­щем сумму иностранной валюты, ранее ввезенную, переведенную или пересланную в Российскую Федерацию, с предоставлением подтверждающих документов;
 переводить, вывозить и пересылать из Российской Федерации валютные ценности, за исключением случаев, указанных в Зако­не, в порядке, установленном Банком России совместно с Государ­ственным таможенным комитетом РФ.
 Иностранным инвесторам после уплаты соответствующих на­логов и сборов гарантируется беспрепятственный перевод за грани­цу платежей в связи с осуществляемыми ими инвестициями, если эти платежи получены в иностранной валюте (ст. 11 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г.).
 Порядок реализации гражданам на территории Российской Фе­дерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту устанавли­вается Банком России.* В целях усиления контроля за валютными операциями с 1 ян­варя 1994 г. Банк России запретил реализацию гражданам на тер­ритории России товаров (работ, услуг) за наличную иностранную валюту.** При этом все расчеты между уполномоченными предпри­ятиями и гражданами за реализуемые последним товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации могут осущест­вляться в рублях и иностранной валюте во всех формах, принятых в международной практике (включая оплату кредитными и дебетными картами), за исключением расчетов наличной иностранной валютой.
 ___________________
 * См.: Указ Президента РФ «О реализации гражданам на территории Россий­ской Федерации товаров (работ, услуг) аа иностранную валюту» от 27 октября 1992 г. // Российская газета. 1992. 30 окт.
 ** См.: письмо Центробанка РФ «Об изменении порядка реализации гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валю­ту от 1 октября 1993 г.//Нормативные акты по финансам, налогам и страхованию. 1994. № 3. С. 61—62. См. также: положение ЦБ РФ № 503 «О прекращении на территории Российской Федерации расчетов в иностранной валюте за реализацию физическими лицами товаров (работ, услуг)» // Вестник Банка России. 1997. № 63.
 
 Вопросы понятия драгоценных металлов и драгоценных кам­ней, собственности на них и порядка осуществления операций с ними урегулированы Федеральным законом «О драгоценных ме­таллах и драгоценных камнях» от 26 марта 1998 г.*
 ____________________
 * СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1463; Российская газета. 1999. 7 апр.
 
 
 
 В соответствии с законом под драгоценными металлами пони­маются: золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Этот перечень может быть изменен только федеральным законом.
 Под драгоценными камнями понимаются: природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоцен­ным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, который устанавливается Правительством РФ. Пере­чень драгоценных камней может быть изменен только федераль­ным законом.
 Закон предусматривает, что добытые из недр драгоценные ме­таллы и драгоценные камни, а равно иная продукция и доходы, правомерно полученные при добыче указанных объектов, являют­ся собственностью субъектов добычи, если иное не установлено лицензиями на их добычу, договорами поставок продукции для федеральных нужд, заключенными с участием этих субъектов, а также международными договорами Российской Федерации. Если драгоценные металлы и драгоценные камни добыты незаконно, то их собственником является Российская Федерация.
 Драгоценные металлы и драгоценные камни, приобретенные в порядке, установленном законодательством Российской Федера­ции, могут находиться в собственности: федеральной, субъектов Федерации, муниципальной собственности, а также в собственнос­ти юридических и физических лиц.
 Закон гарантирует преимущественное право Российской Феде­рации и субъектов Российской Федерации на заключение догово­ров о приобретении ими добытых и произведенных драгоценных металлов и драгоценных камней с субъектами их добычи и произ­водства в целях пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, золотого запаса Российской Федерации, государственных фондов драгоцен­ных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Феде­рации.
 Добыча и производство драгоценных металлов и драгоценных камней могут осуществляться исключительно организациями, по­лучившими соответствующие разрешения (лицензии).
 Закон дает понятие старательской добычи — способ организа­ции работ по добыче драгоценных металлов и драгоценных камней с отрывом работников от мест их постоянного проживания на срок больший, чем четыре месяца. Старательская добыча может приме­няться при добыче драгоценных металлов и драгоценных камней, кроме алмазов, организациями различных форм собственности, в том числе артелями старателей.
 В Законе определен правовой статус государственных фондов и запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, подробно характеризуются цели, содержание и механизм государственного регулирования отношений в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения, государственного контроля в этой сфере.
 6.3.3. Валютный контроль
 Валютный контроль — деятельность государства, направлен­ная на обеспечение валютного законодательства при осуществле­нии валютный операций.
 Для обозначения этого вида деятельности следовало бы исполь­зовать термин «надзор».
 «Надзор» в общепринятом смысле означает обеспечение закон­ности какой-либо деятельности, в то время, как под «контролем» понимают обеспечение соблюдения как законности, так и целесо­образности определенной деятельности. Обеспечение государством соблюдения различными субъектами правовых норм о валютных операциях служит гарантией законности соответствующей дея­тельности. Обеспечением целесообразности валютных операций (например, на какие именно цели расходуется валюта) государство не занимается (за исключением государственных организаций). Однако, поскольку термин «валютный контроль» является обще­принятым, поэтому он широко используется, несмотря на отме­ченную неточность.
 Валютный контроль является разновидностью финансового контроля, поэтому ему присущи все общие черты финансового контроля. В то же время он имеет некоторые специфические черты.
 
 
 В соответствии с Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» целью валютного контроля является соблю­дение валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
 Основными направлениями валютного контроля являются:
 а) определение соответствия проводимых валютных операцией действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий (разрешений);
 б) проверка выполнения резидентами обязательств в иностран­ной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;
 в) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валю­те Российской Федерации.
 Органы валютного контроля — это
 • Центральный банк Российской Федерации;
 • Правительство Российской Федерации;
 • Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю.*
 _____________________
 * См.: пост. Совета Министров Российской Федерации «Вопросы Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю» от 16 июня 1993 г. с изм. от 7 июля 1998 г. // САПП. 1993. № 25. Ст. 2394; СЗ РФ. 1998. № 28. Ст. 3364.
 
 
 
 Агенты валютного контроля — это организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля (эти агенты подотчетны соответствующим органам валютного контроля) и уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Рос­сийской Федерации.
 Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» (ст. 12) закреплены полномочия органов и агентов валютного кон­троля.
 Указанные органы:
 1) издают в пределах своей компетенции нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации;
 2) определяют порядок и формы учета, отчетности и докумен­тации по валютным операциям резидентов и нерезидентов.
 Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компе­тенции:
 а) осуществляют контроль за проводимыми в Российской феде­рации резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиями лицен­зий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля;
 б) проводят проверки валютных операций резидентов и нерези­дентов в Российской Федерации.
 Федеральная служба России по валютному и экспортному кон­тролю является центральным органом федеральной исполнитель­ной власти, образованным для реализации функций Правительст­ва РФ по валютному и экспортному контролю.
 В качестве основной задачи Службы установлено проведение единой общегосударственной политики в области организации контроля и надзора за соблюдением российского законодательства в сфере валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономи­ческих операций. Этот орган осуществляет межотраслевую коор­динацию и регулирование по вопросам, находящимся в ведении РФ. В пределах своей компетенции Служба обеспечивает контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации министерствами, ведомствами, организациями и предприятиями, участвующими в регулировании и осуществлении валютных, экс­портно-импортных и иных внешнеэкономических операций.* В системе Федеральной службы имеется сеть территориальных ор­ганов (региональных центров и отделений).**
 ____________________
 *' См.: Указ Президента РФ «О Федеральной службе России по валютному и экспортному контролю» от 24 сентября 1993 г. // САПП. 1993. № 39. Ст. 3605. См. также: СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5807; 1998. № 28. Ст. 3364.
 ** См.: пост. Правительства РФ «О территориальных органах по валютному и экспортному контролю» от 3 февраля 1994г. с изм. от 7 июля 1998г. //САПП. 1994. № 7. Ст. 563; СЗ РФ. 1998. № 28. Ст. 3364.
 
 Валютный контроль осуществляет также Государственный таможенный комитет Российской Федерации. В соответствии со ст. 198 Таможенного кодекса Российской Федерации* Государст­венный таможенный комитет — орган валютного контроля, а иные таможенные органы — агенты валютного контроля, подот­четные этому Государственному комитету.
 ____________________
 * ВВС. 1993. №31. Ст. 1224.
 
 
 
 На основании ст. 199 Таможенного кодекса России таможен­ные органы Российской Федерации осуществляют валютный кон­троль за перемещением лицами через таможенную границу Феде­рации (за исключением периметров таможенных зон и свободных складов) валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютны­ми операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств.
 В валютном контроле участвуют и другие органы исполнитель­ной власти. В соответствии с Указом Президента РФ «О Федераль­ной службе России по валютному и экспортному контролю» от 24 сентября 1993 г. Министерство безопасности Российской Феде­рации (ныне — Федеральная служба безопасности), Министерство внутренних дел РФ, Служба внешней разведки РФ, Министерство обороны РФ информируют Федеральную службу России по валют­ному и экспортному контролю о ставших им известными фактах нарушения резидентами и нерезидентами валютного и таможенно­го законодательства и иных нормативных актов, касающихся осу­ществления валютных и других операций.* Федеральный закон от 8 июля 1999 г. № 151-93 включил в полномочия налоговых орга­нов контроль за соблюдением валютного законодательства, осу­ществляемый в пределах их компетенции.**
 ______________________
 * САПП. 1993. № 39. Ст. 3605.
 ** См.: п. 2 ст. 1 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О Государственной налоговой службе РСФСР» // Российская газета. 1999. 14 июля.
 
 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
 1. Что такое иностранная валюта?
 2. Каковы различия в правовом режиме валюты Российской Федера­ции и иностранной валюты на территории России?
 3. Что такое валютные ценности?
 4. Перечислите состав валютных ценностей по законодательству Рос­сийской Федерации.
 5. Кто понимается под «резидентами» и «нерезидентами» по валютно­му законодательству Российской Федерации?
 6. Дайте понятие валютного контроля.
 7. Какова система органов валютного контроля в Российской Федера­ции?
 8. Есть ли различия в понятиях: «орган валютного контроля» и «агент валютного контроля»? Если есть, то в чем они состоят?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

<< Пред.           стр. 24 (из 25)           След. >>

Список литературы по разделу