<< Пред.           стр. 5 (из 25)           След. >>

Список литературы по разделу

 Инспекторы Счетной палаты при проведении проверок и реви­зий наделены необходимыми правами: беспрепятственно посе­щать государственные органы, предприятия, учреждения, органи­зации, банки; опечатывать кассы, кассовые и служебные помеще­ния, склады, архивы, а при обнаружении подделок, подлогов, хищений, злоупотреблений — изымать необходимые документы, ос­тавляя в делах акт изъятия или опись изъятых документов.
 В своей контрольной деятельности Счетная палата взаимодей­ствует с другими контрольными органами Российской Федерации (ст. 22 Закона). Контрольные органы Президента и Правительства РФ, контрольные органы субъектов Федерации, правоохранитель­ные органы, Центральный банк, а также органы ведомственного контроля обязаны оказывать содействие деятельности Счетной па­латы.
 Счетная палата должна регулярно предоставлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации.
 Контрольные функции в области финансов осуществляют также представительные органы, государственной власти субъ­ектов Российской Федерации, что закреплено в их законодатель­стве в соответствии с федеральными актами, и органы местного самоуправления. В отношении последних правовой основой их контрольной деятельности являются: законодательство субъектов Федерации; принятые в соответствии с Конституцией РФ законы (в том числе законы субъектов РФ о местном самоуправлении), а также нормативные акты представительных органов, местного самоуправления — уставы муниципальных образований, положе­ния и др.
 На уровне субъектов Федерации их представительные органы власти образуют счетные палаты (контрольно-счетные палаты и т.п. органы) как органы постоянно действующего государствен­ного финансового контроля за поступлением и использованием средств бюджетов субъектов РФ и внебюджетных фондов, создава­емых органами власти соответствующих субъектов. Названные счетные палаты подотчетны представительным органам власти субъектов РФ.
 Представительные органы местного самоуправления также об­разуют на своем уровне контрольные органы.
 В целях эффективности президентского контроля в ведении Президента РФ создан специальный контрольный орган — Глав­ное контрольное управление Президента Российской Федерации* (преобразованное из Контрольного управления Администрации Президента Российской Федерации, впоследствии — Контрольно­го управления Президента РФ**).
 ____________________
 * См.. Указ Президента РФ «О Главном контрольном управлении Президента Российской Федерации» от 16 марта 1996 г и утвержденное им Положение о Глав­ном контрольном управлении Президента Российской Федерации // СЗ РФ. 1996. № 12.Ст.1066
 ** См.: САПП. 1993. № 18. Ст. 1598; СЗ РФ. 1996. № 6. Ст 532.
 
 
 
 При осуществлении контрольных функций этот орган взаимо­действует с другими структурными подразделениями Админи­страции Президента РФ, соответствующими комитетами и комис­сиями при нем, аппаратами Правительства РФ, палат Федерально­го Собрания, органами судебной власти и прокуратуры, с различ­ными федеральными службами, органами налоговой полиции и другими федеральными органами исполнительной власти.
 К основным функциям Главного контрольного управления от­несено:
 — контроль и проверка исполнения федеральных законов, ука­зов и распоряжений Президента РФ федеральными органами ис­полнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, их должностными лицами, а также организациями;
 — контроль и проверка исполнения поручений Президента РФ и руководителя его Администрации;
 — подготовка на основе проведенных проверок информации для Президента РФ о предупреждении нарушений и совершенст­вовании деятельности федеральных органов исполнительной влас­ти и органов исполнительной власти субъектов РФ.
 Таким образом, это орган широкой сферы контрольной деятель­ности, в состав которой входит и финансовый контроль.
 Для реализации своих контрольных функций Главное кон­трольное управление наделено правами: требовать от руководите­лей государственных органов, предприятий, учреждений и орга­низаций документы, материалы, письменные объяснения, другую информацию, необходимую для проведения проверок в соответст­вии с задачами Управления; привлекать к проверкам представите­лей правоохранительных и специальных органов контроля, специ­алистов; вносить на рассмотрение Президента РФ предложения по результатам проверок.
 Управление не наделено правом применения каких-либо сан­кций, однако оно вправе направлять предписания об устранении выявленных нарушений руководителям федеральных органов ис­полнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации. Эти предписания должны быть рассмотрены безотла­гательно. Не позднее чем в месячный срок должны быть приняты меры по устранению нарушений.
 Управление вправе также вносить предложения Президенту РФ, руководителям федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ о привлечении к ответственности и приостановлении деятельности соответствую­щих должностных лиц до принятия решения по результатам про­верки; ставить перед руководителями соответствующих государ­ственных органов вопрос о наложении дисциплинарных взыска­ний на государственных служащих и о временном отстранении их от исполнения должностных обязанностей.
 Финансовый контроль осуществляют (наряду с другими свои­ми функциями) полномочные представители Президента РФ в регионах, включающих один или несколько субъектов РФ: на них возложен контроль за использованием средств федерального бюд­жета в соответствующем регионе.*
 _____________________
 *' См.: Положение о полномочном представителе Президента РФ в регионе // СЗ РФ. 1997. № 28. Ст. 3421.
 
 При необходимости усиления определенных направлений фи­нансового контроля на конкретных этапах Президент РФ образует временные органы. Так, Указом Президента РФ от 11 октября 1996 г. № 1428 создана Временная чрезвычайная комиссия при Президенте РФ по укреплению налоговой и бюджетной дисципли­ны,* к основным задачам которой отнесены контроль за своевре­менностью и полнотой уплаты налогов, таможенных и других обя­зательных платежей, за своевременным и целевым использовани­ем средств федерального бюджета и государственных внебюджет­ных фондов.
 ____________________
 * СЗ РФ. 1996. №42. Ст. 4793; состав Комиссии—СЗ РФ. 1998. №22. Ст. 2430.
 
 Органы исполнительной государственной власти общей ком­петенции — Правительство Российской Федерации, правительст­ва, администрации субъектов Федерации направляют контроль­ную деятельность подведомственных им органов государственного управления, в том числе финансовых, а также непосредственно сами осуществляют финансовый контроль.
 В пределах своих полномочий Правительство РФ на основа­нии Конституции России (ст. 114) и Федерального конституцион­ного закона «О Правительстве Российской Федерации»* контроли­рует составление и исполнение федерального бюджета, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, осущест­вляет валютный контроль.
 ____________________
 * СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712; 1998. № 1. Ст. 1.
 
 
 
 Одновременно в полномочия Правительства РФ входит руко­водство и контроль за деятельностью в области финансов федераль­ных министерств, государственных комитетов и других, включая органы федеральной службы финансовой сферы, которые подот­четны ему.
 Помимо этого, Правительство РФ осуществляет контроль за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам, отнесенным к ведению РФ и полномочиям совместного ведения Федерации и ее субъектов. В случае противоречия актов органов исполнительной власти субъектов РФ федеральному зако­нодательству и международным обязательствам РФ Правительство РФ вносит предложения Президенту РФ о приостановлении действия этих актов.
 Направляя деятельность подведомственных ему органов по осу­ществлению финансового контроля, Правительство РФ принимает правовые акты (нормативные и индивидуальные), регулирующие порядок этой деятельности. Это относится как к отраслевым орга­нам государственного управления, так и действующим в сфере фи­нансов. Так, Правительством РФ утверждены Положение о Ми­нистерстве финансов РФ (постановление от 6 марта 1998 г.), Поло­жение о федеральном казначействе РФ (постановление от 27 августа 1993 г.), о других службах, где закреплены функции по финан­совому контролю.
 Правительство вправе образовывать свои комиссии, другие ор­ганы при нем с контрольными функциями, включая финансовые (например, Комиссия по контролю за предоставлением налоговых и таможенных льгот;* Федеральная комиссия по обеспечению формирования доходов федерального бюджета за счет средств от при­ватизации;** Комиссия по совершенствованию налоговой системы и обеспечению доходов федерального бюджета)***
 ___________________.
 * СЗ РФ. 1998. № 8. Ст. 947.
 ** СЗ РФ. 1997. № 5. Ст. 658.
 *** СЗ РФ. 1999. №16. Ст. 1991.
 
 
 
 Создание комиссий может быть предписано Правительству РФ законодательным актом. Так, Федеральным законом «О федераль­ном бюджете на 1999 год» (ст. 129) Правительству РФ предписано создать специальную комиссию в составе представителей Прави­тельства РФ и Государственной Думы, уполномоченную контроли­ровать погашение задолженностей по возвратным бюджетным ин­вестиционным ассигнованиям.
 Важное значение в силу своей повседневности, регулярности и систематичности имеет финансовый контроль, осуществляемый государственными органами, деятельность которых специально направлена на область финансов. К ним относятся Министерство финансов РФ с входящими в его систему структурными подразде­лениями и органами, а также Министерство РФ по налогам и сбо­рам, Государственный таможенный комитет РФ, Федеральная служба по валютному и экспортному контролю.
 На уровне субъектов РФ такой контроль проводят министерст­ва финансов или финансовые управления администраций, в муниципальных образованиях — финансовые отделы или управления администраций, формируются соответствующие казначейства и налоговые службы.
 На Министерство финансов РФ возложено проведение в рам­ках его компетенции государственного финансового контроля. Его направлениями являются: контроль за целевым использованием федерального бюджета и средств государственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов; за расходами, связанными с госу­дарственным внутренним и внешним долгом; за формированием и сохранностью Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ; контроль за использованием и хранени­ем драгоценных металлов и драгоценных камней организациями и совершением сделок с ними, а также страховой надзор и кон­троль за обеспечением платежеспособности страховщиков; кон­троль за качеством аудиторских проверок; за доходами от проведе­ния лотерей, зарегистрированных в РФ.*
 _____________________
 * См.: Положение о Министерстве финансов РФ//СЗРФ. 1998. №11. Ст. 1288.
 
 
 
 В связи с этим Минфин России вправе проводить комплексные ревизии и тематические проверки поступления и расходования средств федерального бюджета, внебюджетных фондов и других федеральных средств, проводит документальные ревизии и про­верки финансово-хозяйственной деятельности по заданиям право­охранительных органов. По обращениям органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления Минфин России организует ревизии и финансовые проверки соответствую­щих организаций.
 Для выполнения контрольных полномочий Минфин России имеет право запрашивать необходимые материалы по бюджетным и внебюджетным фондам и применять меры воздействия по ре­зультатам контроля — при установлении фактов нецелевого ис­пользования взыскивать их с наложением штрафа; ограничивать, приостанавливать и прекращать финансирование организаций в случае нарушения финансовой дисциплины. Вместе с тем, Мин­фин России уполномочен предоставлять отсрочки и рассрочки по налоговым платежам в федеральный бюджет.
 Следует обратить внимание на то, что закрепленные ныне кон­трольные полномочия Министерства финансов РФ направлены на бюджет и государственные внебюджетные фонды только феде­рального уровня. И в тех случаях, когда проверяется деятельность исполнительных органов власти субъектов Федерации, его кон­трольные функции не должны выходить за эти рамки. Такой под­ход обусловлен принципом самостоятельности в бюджетном устройстве Российской Федерации, самостоятельности финансовой деятельности субъектов Федерации и органов местного самоуправ­ления в установленных законодательством пределах, их ответст­венностью за формирование и использование своих финансовых ресурсов.
 Подобно Минфину России в Российской Федерации функции контроля осуществляют финансовые органы, субъектов Федерации в отношении соответствующих бюджетов и внебюджетных фон­дов, а также финансовые органы в системе местного самоуправле­ния — относительно местных бюджетов и внебюджетных фондов.
 Важной стороной в деятельности в данной области Министерст­ва финансов РФ является выполнение функций по обеспечению организации финансового контроля: осуществление методологи­ческого руководства бухгалтерским учетом и отчетностью, ут­верждение типовых форм бухгалтерского учета и отчетности, осу­ществление лицензирования и т.п.
 Финансовый контроль осуществляют все структурные подраз­деления Министерства финансов РФ соответственно их компетен­ции. Однако Министерство финансов РФ имеет в своей структуре и специальные подразделения, предназначенные именно для про­ведения финансового контроля или надзора: Департамент государ­ственного финансового контроля и аудита, Департамент страхово­го надзора. В его ведении находятся Федеральное казначейство, Пробирная палата и др. органы.
 Департамент государственного финансового контроля и ау­дита создан на основании постановления Правительства РФ от 6 марта 1998г. № 276* на базе нескольких упраздненных структур­ных подразделений Минфина России, в том числе Контрольно-ре­визионного управления (КРУ) и Департамента организации ауди­торской деятельности.** Произведена также реорганизация кон­трольных органов на местах: на основе постановления Правитель­ства РФ от 6 августа 1998 г. № 886 организованы контрольно-реви­зионные управления Минфина России в субъекте РФ (территори­альные КРУ).***
 _____________________
 * СЗ РФ. 1998. № 10, Ст. 1204; № 33. Ст. 4006; № 45. Ст. 5524. Его деятельность регулируется также приказом Минфина России от 11 марта 1998 г. «Об образовании Департамента государственного финансового контроля и аудита».
 ** См.: Финансы. 1998. № 12. С. 6.
 *** См.: Положение о контрольно-ревизионном управлении Министерства фи­нансов РФ в субъекте РФ. Утв. пост. Правительства РФ от 6 августа 1998 г. // СЗ РФ.1998.№ 33. Ст.4007.
 
 
 
 В задачи названного Департамента входит контроль за испол­нением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использова­нием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутрен­него и внешнего долга, государственных резервов, предоставлени­ем налоговых льгот и преимуществ.
 Департамент государственного финансового контроля и аудита организует и проводит самостоятельно и с привлечением террито­риальных КРУ ревизии и проверки; контролирует использование федеральных средств, в том числе в иностранной валюте; органи­зует контроль за качеством проведения аудиторами и аудиторски­ми организациями аудиторских проверок (кроме аудита в банков­ской системе, поскольку это относится к полномочиям Централь­ного банка РФ).
 В случае установления нарушений использования федераль­ных средств, израсходованные незаконно или не по целевому на­значению средства, а также доходы от их использования, по пред­писанию Департамента, подлежат возмещению в течение одного месяца после выявления нарушений.
 Основной задачей деятельности территориальных управлений КРУ является осуществление последующего контроля за своевре­менным, целевым и рациональным использованием и сохраннос­тью федеральных средств. Они также проводят на договорной ос­нове по обращениям органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления ревизии и финан­совые проверки (с возмещением расходов) поступления и расходо­вания средств соответствующих бюджетов, внебюджетных фондов и доходов от имущества.
 В процессе ревизий и проверок территориальные КРУ вправе принимать меры по устранению выявленных нарушений финансо­вой дисциплины и неэффективного расходования средств, давать обязательные указания об устранении этих нарушений, о возмеще­нии причиненного ущерба и привлечении к ответственности ви­новных лиц в соответствии с законодательством РФ. Они также имеют право вносить предложения о взыскании с организаций бюджетных средств, использованных не по целевому назначению;
 ставить вопрос об отстранении от работы должностных лиц, винов­ных в нарушении законодательства; передавать материалы реви­зий и проверок в правоохранительные органы.
 В области аудита территориальные КРУ осуществляют в соот­ветствии с поручениями Минфина России контроль за качеством проведения аудиторами и аудиторскими организациями аудитор­ских проверок организаций (кроме аудита в банковской системе). По результатам этих проверок они имеют право ставить вопросы
 
 
 перед Минфином России об аннулировании лицензий на осущест­вление аудиторской деятельности.
 Руководитель территориального КРУ назначается на долж­ность и освобождается от нее Минфином России.
 Органы федерального казначейства, находящегося в подчине­нии Министерства финансов РФ, наряду с другими функциями осуществляют и контроль, направленный на исполнение феде­рального бюджета и использование средств государственных (фе­деральных) внебюджетных фондов.* Органы федерального казна­чейства наделены широкими правами, обеспечивающими выпол­нение их контрольных функций: производить в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, в банках и иных финансово-кредитных учреждениях проверки де­нежных и бухгалтерских документов, отчетов, планов, смет и т.п.;
 получать от банков, иных финансово-кредитных учреждений справки о состоянии счетов предприятий, учреждений и организа­ций, использующих федеральные средства; изымать документы, свидетельствующие о нарушении порядка исполнения федераль­ного бюджета и правил совершения операций с внебюджетными средствами.
 __________________
 * См.: Указ Президента РФ «О федеральном казначействе» от 8 декабря 1992г. № 1556 // ВВС РФ. 1992. № 50. Ст. 2978; Положение о федеральном казначействе. Утв. пост. Совета Министров — Правительства РФ от 27 августа 1993 г. № 864 // САПП. 1993. № 35. Ст. 3320.
 
 
 
 Они вправе применять санкции и другие меры принудительно­го воздействия в случаях установления нарушений финансовой дисциплины: приостанавливать операции по счетам в банках, вы­давать предписания о бесспорном порядке взыскания средств, ис­пользованных не по целевому назначению, с наложением штрафа в размере учетной ставки Центрального банка РФ; налагать на банки или иные финансово-кредитные учреждения штрафы в слу­чаях несвоевременного зачисления ими средств, поступающих в доход федерального бюджета или в государственные внебюджет­ные фонды (или средств, перечисленных из указанного бюджета и фондов на счета получателей) в размере действующей в банке (фи­нансово-кредитном учреждении), допустившем нарушение, про­центной ставки при краткосрочном кредитовании, увеличенной на десять пунктов. Казначейство вправе вносить в Центральный банк РФ представления на лишение соответствующих банков и иных финансово-кредитных учреждений лицензий на совершение бан­ковских операций. Упомянутая мера связана с функциями казна­чейства по кассовому исполнению федерального бюджета.
 Налоговые органы, в Российской Федерации. Налоговыми орга­нами являются Министерство РФ по налогам и сборам и его терри­ториальные органы по городам и районам.* Они действуют как система специализированных органов финансового контроля, дея­тельность которых направлена на обеспечение единой системы контроля за соблюдением российского налогового законодательст­ва, правильности исчисления, полноты и своевременности внесе­ния налогов в бюджет, а также в установленных случаях — во внебюджетные фонды. Налоговые органы наделены широким кру­гом контрольных полномочий и прав по применению мер прину­дительного воздействия к нарушителям налогового законодатель­ства. Налоговый кодекс РФ закрепил эти полномочия и санкции, уточнив и конкретизировав их содержание, а также порядок при­менения.
 Налоговые проверки полномочны также проводить федераль­ные органы налоговой полиции.**
 _____________________
 * См.: Закон РФ «О налоговых органах Российской Федерации» от 21 марта 1991 г. в ред. Федерального закона от 8 июля 1999 г. № 151-ФЗ // Российская газета. 1999. 14 июля; Указ Президента РФ «О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам» от 23 декабря 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 52. Ст. 6393.
 ** См.; Закон РФ «О федеральных органах налоговой полиции» от 24 июня 1993 г. // ВВС. 1993. № 29. Ст. 1114; СЗ РФ. 1995. № 51. Ст. 4973.
 
 В сфере налогообложения при перемещении товаров через та­моженную границу Российской Федерации осуществляют кон­троль таможенные органы, к полномочиям которых относится и валютный контроль (см. ТК РФ, ст. 34 НК РФ).
 Функции государственного страхового надзора, осуществляе­мые Департаментом страхового надзора Минфина России также ограничены особой сферой — страховой деятельностью. Они осу­ществляются в целях обеспечения соблюдения требований законо­дательства Российской Федерации о страховании, развития стра­ховых услуг, защиты прав и интересов участников страховых от­ношений, в связи с чем производится контроль за обеспечением платежеспособности страховщиков.*
 ___________________
 * См.: Закон РФ «Об организации страхового дела» в ред. Федерального закона от 31 декабря 1997 г. // ВВС. 1992. № 2 Ст. 56; СЗ РФ. 1998. № 1. Ст. 4; Положение о Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью // САПП. 1993. № 17. Ст. 1464.
 
 
 
 Важное место в их функциях занимает предварительный кон­троль, осуществляемый ими в процессе выдачи лицензий на осу­ществление страховой деятельности. По результатам текущего и последующего контроля они вправе приостановить, ограничить действие лицензии или отозвать ее.
 Банки (кредитные организации). Их функции в области финансового контроля в современный период существенно измени­лись. Это обусловлено изменением принципов регулирования эко­номики и связанной с ним перестройкой банковской системы, об­разованием коммерческих банков, основанных на различных фор­мах собственности. В результате функции банков по контролю за деятельностью предприятий, организаций, учреждений сузились. Коммерческие банки не осуществляют контрольных полномочий в отношении своей клиентуры в административном порядке, как это было прежде, когда все банки были государственными и наде­лены властными полномочиями. Однако на основе действующего законодательства банки правомочны контролировать соблюдение предприятиями, организациями, учреждениями порядка ведения кассовых операций и соблюдение валютного законодательства. В других отношениях банки осуществляют контроль на граждан­ско-правовой основе как сторона в договоре.*
 _______________________
 * См.: Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» в ред. Феде­рального закона от 3 февраля 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 492; 1998. № 31. Ст. 3829; Российская газета. 1999. 7 и 14 июля.
 
 Отличается особенностями контроль, осуществляемый Цент­ральным банком РФ в силу специфики своего правового положе­ния, соединяющего статус органа государственного управления и юридического лица, осуществляющего хозяйственную деятель­ность. На Центральный банк как орган государственного управле­ния возложен надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных организаций. При этом он вправе применить к банкам, нарушающим законодательство и установленные правила деятельности, принудительные меры воздействия в администра­тивном порядке. Федеральным законом от 31 июля 1998 г. в них были внесены изменения.* Центральный банк Российской Федера­ции осуществляет также контроль за соблюдением законодатель­ства о валютном регулировании и денежном обращении.
 ____________________
 * См.: Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в ред. Федерального закона от 26 апреля 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 1593; 1998. № 31. Ст. 3829.
 
 Ведомственный финансовый контроль — это контроль минис­терств, ведомств, других органов исполнительной власти, государ­ственного управления за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений.* Его осуществляют самостоятельные структурные контрольно-ревизионные подразделения (управления, отделы, группы) министерств, ведомств, подчиненные непосредственно руководителям этих органов. Рабо­та контрольно-ревизионных подразделений находится под контро­лем Министерства финансов РФ, финансовых органов субъектов Федерации. Не реже одного раза в год министерства и ведомства докладывают о состоянии контрольно-ревизионной работы Прави­тельству РФ.
 _________________
 * См.: Положение о ведомственном контроле за финансово-хозяйственной де­ятельностью объединений, предприятий, организаций и учреждений. Утв. пост. Совета Министров СССР от 2 апреля 1981 г. // СП СССР. 1981. Отд. 1. № 15. Ст.89.
 
 
 
 К основным задачам ведомственного контроля относятся: кон­троль за выполнением плановых заданий, экономным использова­нием материальных и финансовых ресурсов, сохранностью госу­дарственной собственности, правильностью постановки бухгал­терского учета, состоянием контрольно-ревизионной работы, а также пресечение фактов приписок, бесхозяйственности, расточи­тельства и всякого рода излишеств.
 Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности назначаются в каждом отдельном случае руководителем соответ­ствующего органа. Они проводятся в коммерческих организациях комплексно один раз в год, а в бюджетных учреждениях — один раз в два года. При проведении ревизий ревизоры обязаны опи­раться на трудовые коллективы, общественные организации, при­нимать участие в выработке предложений по устранению выявлен­ных нарушений.
 Указом Президента РФ «О мерах по обеспечению государствен­ного финансового контроля в РФ» от 25 июля 1996 г.* обращено особое внимание контрольно-ревизионных подразделений органов исполнительной власти, как и других органов государственного финансового контроля, на проверку поступления и расходования государственных бюджетных и внебюджетных средств. Признано необходимым проведение не реже одного раза в год комплексных ревизий и тематических ревизий в органах исполнительной влас­ти, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях, использующих средства федерального бюджета. Средства, израс­ходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписанию соответствующих органов государственного фи­нансового контроля в течение одного месяца после выявления ука­занных нарушений.
 ____________________
 * СЗ РФ. 1996. №31. Ст. 3696.
 
 В рамках ведомственного контроля проводится внутрихозяй­ственный финансовый контроль, т.е. контроль, осуществляемый на конкретных предприятиях, в объединениях, организациях и учреждениях их руководителями и функциональными структурными подразделениями (бухгалтерией, финансовым отделом, от­делами планирования и нормирования заработной платы и др.). Контрольные функции в данном случае — необходимое условие процесса повседневной финансово-хозяйственной деятельности. Важную роль и наиболее широкие функции внутрихозяйственного финансового контроля выполняет бухгалтерская служба предпри­ятий, организаций, учреждений, ведущая бухгалтерский учет.
 Возросшее значение бухгалтерского учета в организации хо­зяйственной деятельности, обеспечении законности и целесообраз­ности хозяйственных операций, использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов проявилось в принятии впервые в стране Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21 нояб­ря 1996 г.* До него эта сфера регулировалась в основном правовы­ми актами Министерства финансов или, реже, постановлениями Правительства.** Законодательный акт усиливает правовую основу организации бухгалтерского учета.
 _____________________
 * СЗ РФ 1996. № 48. Ст. 5369; 1998. № 30. Ст. 3619. См. также Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Утв приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н // Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. 1999. .№ 1. С. 90—107
 ** См.: Положение о главных бухгалтерах // СП СССР. 1980. № 6. Ст. 43;
 Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации. Утв. приказом Минфина России от 20 марта 1992 г. с изм. и доп. // Там же. 1994. № 8. С.101- 111.
 
 
 
 Согласно Закону бухгалтерский учет — это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их дви­жении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
 Одной из основных задач бухгалтерского учета является фор­мирование и обеспечение полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций, использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.
 Упомянутый Закон распространяется на все организации, на­ходящиеся на территории РФ, а также на филиалы и представи­тельства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами РФ. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридическо­го лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством РФ.
 Ответственность за организацию бухгалтерского учета в орга­низациях несут их руководители.
 Руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы: а) учредить бухгалтерскую службу как структур­ное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; б) ввести в штат должность бухгалтера; в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированным организациям или бухгалтеру-специалисту; г) вести бухгалтерский учет лично.
 Главный бухгалтер (бухгалтер) назначается и освобождается от должности руководителем организации и ему непосредственно подчиняется. Главный бухгалтер (бухгалтер) несет ответствен­ность за ведение бухгалтерского учета, своевременное представле­ние полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Он обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций зако­нодательству, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.
 Требования главного бухгалтера по документальному оформле­нию хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию не­обходимых документов и сведений обязательны для всех работни­ков организации.
 Денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства без подписи главного бухгалтера считаются недей­ствительными и не должны приниматься к исполнению.
 При разногласиях между руководителем и главным бухгалте­ром по отдельным хозяйственным операциям документы могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руково­дителя. В этом случае он несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.
 Финансовый контроль, осуществляемый государственными органами и органами местного самоуправления, дополняется общественным финансовым контролем, основанным на положени­ях Конституции РФ, устанавливающих права граждан, в том числе — право на участие в управлении делами государства (ст. 32), обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечить каждому возможность оз­накомления с документами и материалами, непосредственно за­трагивающими его права и свободы (ст. 24). Такой контроль могут осуществлять как отдельные граждане, так и трудовые коллек­тивы, а также общественные объединения (в частности, профсо­юзы и другие). Помимо этого государственные органы могут при­влекать общественность к выполнению своих контрольных функ­ций.
 
 
 Согласно ст. 27 Федерального закона «Об общественных объ­единениях» от 19 мая 1995 г.* они вправе: вносить свои предложе­ния по вопросам общественной жизни в органы государственной власти; участвовать в выработке решений органов государствен­ной власти и местного самоуправления; представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов, а также других граждан в органах государственной власти и местного самоуправ­ления. Реализация всех этих прав связана с участием в осущест­влении контроля, в частности, финансового контроля.
 ______________________
 * СЗ РФ.1995 № 21.Ст.1930;1997; № 20.Ст.2231;1998. № 30.Ст. 3608.
 
 Важное значение в условиях формирования рыночных отноше­ний имеет развитие аудиторского финансового контроля.
 Аудиторский финансовый контроль — это независимый вневе­домственный контроль, осуществляемый в качестве одного из видов предпринимательской деятельности — аудиторской дея­тельности.*
 ______________________
 * Характеристику аудита как предпринимательской деятельности по оказа­нию услуг см.. Хозяйственное право / Отв. ред. Мартемьямов В.С. М., 1994. Т. II. С.310—320.
 
 Появление такого вида контроля связано с переходом к рыноч­ным отношениям и изменением методов регулирования экономи­ки. Создание предприятий, коммерческих банков, других хозяй­ственных структур, основанных на негосударственных формах собственности, потребовало решения вопроса о формах и субъек­тах проведения контроля за их финансово-хозяйственной деятель­ностью в целом, поскольку контроль компетентных государствен­ных органов в рассматриваемых отношениях направлен главным образом на интересы государственной казны. В то же время сами хозяйствующие субъекты заинтересованы в достоверности и каче­ственности учета и отчетности по финансово-хозяйственной дея­тельности, что в конечном итоге отвечает и интересам государства. Использование аудиторской формы контроля позволяет сочетать интересы этих двух сторон, причем, что важно, без затрат бюджет­ных средств на контрольную деятельность.
 В становлении и развитии в России аудиторского финансового контроля нашел отражение опыт развитых зарубежных стран, где такая форма контроля широко распространена.
 Порядок проведения аудиторского финансового контроля уре­гулирован Указом Президента РФ «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» от 22 декабря 1993 г. и утвержденными этим Указом Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации.* Аудиторская деятельность согласно этим
  актам представляет собой предпринимательскую деятельность ау­диторов или аудиторских фирм по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчет­ности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических
  субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг (услуги по ведению бухгалтерского учета, составлению деклараций о доходах
 и т.п.).
 ______________________
 * САПП. 1993. № 52. Ст. 5069.
 
 
 
 К экономическим субъектам отнесены (независимо от органи­зационно-правовых форм и форм собственности) предприятия, их объединения, организации и учреждения, банки и кредитные уч­реждения, а также их союзы и ассоциации, страховые организа­ции, товарные и фондовые биржи, инвестиционные, пенсионные, общественные и другие фонды, а также граждане, осуществляющие самостоятельную предпринимательскую деятельность. Сюда же входят и аудиторские фирмы, а также самостоятельно работаю­щие аудиторы.
 Аудиторские фирмы регистрируются как предприятия, а физи­ческие лица, занимающиеся аудитом самостоятельно, — как пред­приниматели. Аудиторы должны пройти в установленном порядке аттестацию. Аудиторская деятельность может осуществляться только после получения лицензии.*
 ____________________
 * См.: Порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности; Порядок выдачи лицензии на осуществление аудиторской деятельности. Утв. пост. Правительства РФ от 6 мая 1994 г. // СЗ РФ. 1994. № 4. Ст. 365.
 
 
 
 Аудиторы и аудиторские фирмы не вправе заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, кроме аудиторской и другой, связанной с ней деятельности. Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. Обязательная провер­ка проводится в случаях, прямо установленных в законодательст­ве Российской Федерации, инициативная — по решению самого экономического субъекта.
 При уклонении экономического субъекта от обязательной проверки либо препятствовании ее проведению к нему применяют­ся меры взыскания в виде штрафа в сумме от 100- до 500-кратного, а к руководителям экономического субъекта — в сумме от 50- до 100-кратного размера минимальной заработной платы. Эти санкции применяются по решению суда или арбитражного суда по искам, предъявляемым прокурором, органами федерального казначейст­ва, государственной налоговой службы и налоговой полиции.
  Обязательными являются и проверки, проводимые по поручению органов дознания или следователя при наличии санкции прокурора, а также суда и арбитражного суда. Такие поручения могут быть даны при наличии в производстве указанных органов возбуж­денного уголовного дела, принятого к производству гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду, соответст­вующих своими обстоятельствами данному поручению.
 Оплата работы аудитора (аудиторской фирмы) в этом случае производится предварительно за счет проверяемого экономическо­го субъекта. Повторные аудиторские проверки по тем же основа­ниям производятся за счет средств федерального бюджета.
 5.3. Методы финансового контроля
 Финансовый контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают, приемы или способы, средства его осу­ществления. Применение конкретного метода зависит от ряда фак­торов: от правового положения и особенностей форм деятельности органов, осуществляющих контроль, от объекта и цели контроля, оснований возникновения контрольных правоотношений и др.
 Используются следующие методы финансового контроля: реви­зии, проверки (документации, состояния учета и отчетности и т.д.), рассмотрение проектов финансовых планов, заявок, отчетов о финансово-хозяйственной деятельности, заслушивание докла­дов, информации должностных лиц и др. Проведение их, как пра­вило, планируется. Однако они могут осуществляться и вне плана, в связи с возникшей необходимостью.
 Эти общие методы конкретизируются в методиках, правилах проведения контроля различных объектов (например, методичес­кие письма и указания налоговых органов, в частности, Методи­ческое пособие по проведению камеральных проверок. Программа проверки крупных плательщиков налога на пользователей автомо­бильных дорог,* инструкции Минфина России по составлению от­четности об исполнении бюджета, смет расходов бюджетных уч­реждений и т.п.).
 _____________________
 * См Нормативные акты по финансам, налогам 1998 № 5. С 79—87
 
 
 
 Основной метод финансового контроля — ревизия, т.е. наибо­лее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной де­ятельности предприятий, организаций, учреждений с целью про­верки ее законности, правильности и целесообразности. Ревизии проводят разные контролирующие органы, прежде всего финансо­вые, а также органы государственного управления в отношении подведомственных организаций. Ревизии могут быть проведены как по плану этих органов, так и по указанию других компетент­ных органов, в том числе правоохранительных.
 По объекту проверки различают ревизии документальные, фактические, полные (сплошные), выборочные (частичные). По организационному признаку они могут быть плановыми (предус­мотренными в плане работы соответствующего органа) и внеплано­выми (назначенными в связи с поступлением сигналов, жалоб и заявлений граждан, требующих неотлагательной проверки), ком­плексными (проводимыми совместно несколькими контролирую­щими органами).
 При проведении документальной ревизии проверяются доку­менты, в особенности первичные денежные документы (счета, пла­тежные ведомости, ордера, чеки), а не только отчеты, сметы и т.п. Фактическая ревизия означает проверку не только документов, но и наличия денег, материальных ценностей. Под полной ревизией понимают проверку всей деятельности предприятия, ор­ганизации, учреждения за определенный период. При выборочной ревизии контроль направлен на какие-либо отдельные стороны фи­нансово-хозяйственной деятельности (например, проверка коман­дировочных расходов, работы по приему налоговых и страховых взносов). Срок проведения ревизии — не более 30 дней.
 Результаты ревизии оформляются актом, имеющим важное юридическое значение. Он подписывается руководителем ревизи­онной группы, руководителем проверяемой организации и ее глав­ным бухгалтером. Свои возражения и замечания руководитель и главный бухгалтер проверяемой организации должны приложить в письменном виде к акту ревизии, подписав его.
 На основе акта ревизии принимаются меры по устранению вы­явленных нарушений финансовой дисциплины, к возмещению причиненного материального ущерба; разрабатываются предло­жения по предупреждению нарушений государственной дисцип­лины; виновные привлекаются к ответственности. Руководитель организации, назначившей ревизию, обязан обеспечить контроль за выполнением решений, принятых по ее результатам.
 При необходимости срочных мер по устранению выявленных ревизией нарушений и злоупотреблений и привлечения к ответст­венности виновных лиц в ходе ревизии составляется отдельный (промежуточный) акт, а материалы ревизии передаются следст­венным органам. Руководитель проверяемой организации обязан принять меры к устранению выявленных нарушений, не ожидая окончания ревизии. Об этом делается соответствующая запись в акте ревизии.
 
 
 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
 1. Что понимают под финансовым контролем? Каково его значение?
 2. Что составляет основное содержание финансового контроля?
 3. Что понимают под финансовой дисциплиной?
 4. Что изменилось в содержании и организации финансового контроля в условиях перехода к рыночной экономике?
 5. На какие виды подразделяется финансовый контроль в зависимости от времени его осуществления?
 6. Какие виды финансового контроля выделяются в зависимости от органов, осуществляющих его?
 7. На основе Конституции РФ рассмотрите полномочия представи­тельных (законодательных) органов власти, их комитетов, комиссий, де­путатов в области финансового контроля.
 8. Как организовано осуществление президентского финансового контроля?
 9. Охарактеризуйте правовое положение и функции Контрольного уп­равления Президента РФ, его права.
 10. Каковы полномочия по финансовому контролю Правительства РФ, правительств и администраций субъектов Федерации?
 11. Каковы полномочия Министерства финансов РФ в области финан­сового контроля, меры воздействия, применяемые по результатам контро­ля к учреждениям, предприятиям и организациям?
 12. Каковы контрольные функции федерального казначейства? Сан­кции, применяемые им?
 13. Назовите полномочия налоговых органов в области финансового контроля и применяемые этими органами санкции.
 14. Охарактеризуйте функции банков в области финансового контроля.
 15. Охарактеризуйте функции контроля и надзора, осуществляемые Центральным банком РФ за деятельностью коммерческих банков.
 16. Что понимается под ведомственным финансовым контролем, како­вы его задачи, субъекты, осуществляющие этот контроль?
 17. Что понимается под внутрихозяйственным финансовым контро­лем? Кто его осуществляет?
 18. Что такое бухгалтерский учет и каково его значение для проведе­ния финансового контроля?
 19. Каковы права и обязанности главного бухгалтера в области финан­сового контроля?
 20. Охарактеризуйте общественный финансовый контроль.
 21. Определите понятие и особенности аудиторского финансового контроля.
 22. Что понимается под инициативным аудиторским контролем?
 23. В каком порядке проводятся обязательные аудиторские проверки? Какие меры взыскания применяются в случае уклонения от них?
 24. Что понимается под методами финансового контроля? Назовите их.
 25. Охарактеризуйте ревизию как метод финансового контроля, виды ревизий.
 26. Каково значение и порядок оформления акта ревизии?
 
 
 ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
 
 
 
 1. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ
 ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МЕСТНЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) БЮДЖЕТОВ И ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ДЕНЕЖНЫХ ФОНДОВ
 
 1.1. Бюджетное право и бюджетное устройство в Российской Федерации
 1.1.1. Понятие, роль и правовая форма государственного и местного (муниципального) бюджетов
 Государственные и местные (муниципальные) бюджеты явля­ются центральным звеном финансовой системы Российской Феде­рации как и любого другого государства. Бюджет — необходимый атрибут государства и основа его суверенитета. Посредством бюд­жетов образуются денежные фонды соответствующего государст­венного или муниципального образования, которые обеспечивают выполнение задач общего для них значения, создают финансовую основу для осуществления функций органов государственной влас­ти и местного самоуправления.
 В материальном аспекте государственный, как и местный бюджет, представляет собой централизованный в масштабах оп­ределенного государственного или муниципального образования денежный фонд, который находится в распоряжении соответству­ющих органов государственной власти или местного самоуправле­ния. Материальное содержание бюджета подвижно, постоянно ме­няется объем концентрируемых в нем денежных средств, виды поступлений в него, направления расходов и т.п. Однако сущность бюджета проявляется в тех общественных отношениях, которые связаны с концентрацией и использованием его средств, т.е. в ха­рактеристике бюджета как экономической категории. В этом ас­пекте бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, которые возникают в связи с образовани­ем, распределением и использованием централизованных денеж­ных фондов, предназначенных для осуществления общих государ­ственных и муниципальных задач и выполнения функций соответ­ствующих органов власти и самоуправления.
 
 
 В бюджетах концентрируется наиболее крупная часть финан­совых ресурсов государства.
 Понятие бюджета имеет и юридический аспект. В этом случае он рассматривается как правовой акт. В таком смысле бюджет - это основной финансовый план образования, распределения и ис­пользования централизованного денежного фонда государства или муниципального образования, утверждаемый соответствую­щим представительным органом государственной власти или местного самоуправления. Данный финансовый план закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отно­шений.
 В законодательстве содержится юридическая характеристика бюджета и с позиций права собственности. Согласно Гражданско­му кодексу РФ (п. 4 ст. 214) средства государственного бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют соответст­венно государственную казну РФ или субъекта РФ. Таким образом, средства государственного бюджета — часть государственной казны. Средства местного бюджета отнесены к объектам муници­пальной собственности и соответственно — составной части муниципальной казны (ст. 215). Такая характеристика важна тем, что определяет собственника бюджетных средств: им является не тот или иной орган государственной власти или местного самоуправ­ления, а сами названные государственные или муниципальные об­разования (Российская Федерация, субъекты РФ, города, районы и т.п.). Соответствующие органы власти и управления осуществля­ют в пределах своей компетенции распоряжение этой собственнос­тью. Конституция РФ (п. «г» ч. 1 ст. 72) относит вопросы разгра­ничения государственной собственности, куда входят и бюджет­ные средства, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
 Понятие бюджета дается и в законодательстве. Так, в Законе РФ «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса» от 10 октября 1991 г. бюджет определяется как форма образования и расходования денежных средств для функционирования органов государственной власти.* Однако это характеризует лишь одну его сторону — связь с функционированием органов государственной власти. К тому же за пределами приведенного определения оста­лись не только другие особенности данной категории, но и местные бюджеты.
 ______________________
 * ВВС. 1991. №46. Ст. 1543 (с изм. и доп.).
 
 
 Впоследствии в законодательстве была уточнена формулировка понятия бюджета. Согласно Бюджетному кодексу 1998 г. (ст. 6)* и его целях бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обес­печения задач и функций государства и местного самоуправления. При сохранении сходства с вышеприведенным данное определение приобрело некоторые уточнения. В нем вместо довольно неопреде­ленного выражения «денежные средства для функционирования органов государственной власти» говорится о «фондах денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления»; учитывается обособление органов местного самоуправления от системы органов государственной власти на основании Конституции РФ 1993 г., в связи с чем местные бюджеты перестали относиться к государст­венным, выделившись в особое звено бюджетной системы.
 ____________________
 * СЗ РФ. 1998. №31. Ст. 3823.
 
 
 
 Вместе с тем более полному представлению о сущности бюджета и его роли способствует рассмотрение этой категории в разных аспектах.
 Роль бюджета выражается в том, что он создает финансовую базу функционирования государства и муниципальных образова­ний, выполнения ими своих задач. В то же время и государствен­ный аппарат, и органы местного самоуправления содержатся за счет средств соответствующего бюджета. Сюда относятся органы представительной и исполнительной власти, правоохранительные органы.
 Сконцентрированные в бюджете средства предназначаются для осуществления государственной социально-экономической поли­тики, обеспечения обороны и безопасности страны. С помощью бюджета реализуются государственные (разных уровней) и мест­ные программы по развитию и нормальному функционированию отраслей народного хозяйства, по проведению конверсии военно-промышленного комплекса, охране окружающей природной среды, по укреплению научно-технического потенциала и разви­тию культуры страны, поддержанию материального уровня жизни населения и отдельных его групп, выравниванию социаль­но-экономического уровня субъектов Федерации и муниципаль­ных образований, по борьбе с преступностью и т.д. Все эти задачи имеют общее значение для соответствующей территории.
 Аккумуляция в бюджетной системе крупных денежных фон­дов создает возможности для обеспечения равномерного развития экономики и культуры на всей территории страны, целесообразно­го размещения в ее пределах производительных сил. Бюджет яв­ляется мощным управляющим механизмом в распоряжении госу­дарства, выступает проводником его финансовой политики. Мест­ные бюджеты служат финансовой основой развития местного самоуправления.
 Значение государственного бюджета обусловлено не только ве­личиной концентрируемых в нем средств.* В непосредственной взаимосвязи с бюджетом и под его воздействием функционируют все другие звенья финансовой системы.
 _____________________
 * Расходы только федерального бюджета на 1999 г. запланированы в сумме 575 млрд руб. (исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в объеме 400 млрд руб.) (Федеральный закон «О федеральном бюджете на 1999 год» // СЗ РФ. 1999. № 9. Ст. 1093.).
 
 Наличие бюджета создает возможности для маневрирования при распределении средств на потребности общества с учетом их приоритетности на определенном отрезке времени для страны в целом или ее регионов. В результате бюджет служит реализации задач, наиболее значимых для общества на каждом конкретном периоде его развития. Так, в связи с финансовым кризисом, про­исшедшим в 1998 г., бюджет призван содействовать преодолению последствий этого кризиса, поддержанию уровня жизни населе­ния и обеспечению функционирования реального сектора эконо­мики, прекращению спада экономики и другим целям экономи­ческой политики в 1999 г.
 Роль бюджета в федеративном государстве имеет и особые, в связи с таким государственным устройством, стороны: он способ­ствует реализации региональной и национальной политики в Рос­сийской Федерации. Среди основных целей региональной полити­ки определены следующие: создание единого экономического про­странства, выравнивание условий социально-экономического раз­вития регионов. Главная цель национальной политики состоит в создании всем народам России условий для их полноправного со­циального и национально-культурного развития, укрепление об­щероссийской общности на основе соблюдения прав человека.*
 ______________________
 * См.: Основные положения региональной политики в Российской Федерации. Утв. Указом Президента РФ от 3. июня 1996 г. №803 // СЗРФ. 1996. № 23. Ст. 2756;
 Концепция Государственной национальной политики Российской Федерации. Одобр. пост. Правительства РФ от 1 мая 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 19. Ст. 2312.
 
 
 
 Бюджет способствует также развитию международных связей России, в частности укреплению ее взаимоотношений с государст­вами СНГ. Например, Федеральным законом «О федеральном бюджете на 1999 год» намечено выделить средства для взноса в бюджет Союза Белоруссии и России в сумме 520 млн. руб., предоставление кредитов государствам — участникам СНГ.
 Таким образом, в бюджетной системе концентрируется часть национального дохода, которая направляется на потребности об­щего значения: экономические и социальные программы, обеспе­чение обороны и безопасности страны.
 Говоря о важной роли бюджета, нельзя не учитывать, что кри­зисные явления в экономике и расстроенность финансовой систе­мы не позволяют государственным и местным бюджетам выпол­нить в полной мере свое предназначение. В области бюджета таки­ми негативными факторами являются бюджетный дефицит (пре­вышение расходов над доходами), обострение противоречий при распределении средств между бюджетами разных уровней, несвое­временность утверждения бюджета, несобираемость доходов в на­меченном объеме, большой удельный вес заемных средств и др.
 Государственные бюджеты (на уровнях РФ и субъектов Федера­ции) и местные бюджеты утверждаются соответствующими пред­ставительными органами власти. В результате бюджет приобрета­ет определенную правовую форму. Федеральный бюджет и бюдже­ты субъектов РФ разрабатываются и утверждаются в форме соот­ветствующих законов, а местные бюджеты — в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления, как правило — решений (ст. 11 БК РФ). Таким образом, получив пра­вовую форму, бюджет приобретает и юридическое значение: в упо­мянутых правовых актах на конкретный отрезок времени опреде­ляются права и обязанности Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований на получение, распределение и ис­пользование средств.
 Помимо бюджета, утверждаемого в обычном порядке, Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процес­са» (ст. 25) предусматривает возможность введения чрезвычайно­го бюджета. Чрезвычайный бюджет — это бюджет с особым, более жестким правовым режимом использования средств, основанием для установления которого является введение чрезвычайного по­ложения. БК РФ норм о таком бюджете не содержит.
 В соответствии с законодательством составляется также консо­лидированный бюджет,* т.е. свод бюджетов всех уровней на соот­ветствующей территории, используемый для расчетов и анализа.
 ____________________
 * См.: ст. 4 Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса»; ст. 6, 15, 16 БК РФ и др.
 
 
 
 Его необходимость обусловлена тем, что по действующему законо­дательству все бюджеты существуют как самостоятельные, обособ­ленные денежные фонды, в отличие от положения, существовав­шего до 90-х гг., когда высшим органом власти утверждался еди­ный государственный бюджет, который объединял все существо­вавшие на территории страны бюджеты и отражал в целом их сред­ства.
 Однако для управления делами России в целом, а также ее тер­риториальных подразделений, для прогнозирования их развития важно знать, какие средства аккумулируются в рамках данной территории через действующие на ней бюджеты. Это имеет значе­ние также для формирования взаимоотношений с выше- и ниже­стоящими органами власти. Поэтому составляются консолидиро­ванные бюджеты субъектов Российской Федерации (совокупность бюджета субъекта РФ и свода бюджетов муниципальных образова­ний) и консолидированный бюджет Российской Федерации, объ­единяющий федеральный бюджет и свод бюджетов субъектов РФ. В результате в консолидированном бюджете РФ учитываются все бюджеты, от федерального до местных, действующие на террито­рии страны.
 В связи с понятием консолидированного бюджета законода­тельство ввело и другое — минимальный бюджет. Это расчетный объем доходов консолидированного бюджета нижестоящего тер­риториального уровня, а также низовых звеньев бюджетной систе­мы (сельских, поселковых и т.п.), покрывающих минимально не­обходимые расходы, гарантируемые соответствующими вышесто­ящими органами власти. Это определение относится к бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам.*
 _______________________
 * См.: ВВС. 1993. № 18. Ст. 635.
 
 Закон РФ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997 г. (ст. 1)дал понятие минимального бюджета применительно к местным бюджетам, увязывая его с государственными социальными стандартами: ми­нимальный местный бюджет — это расчетный объем доходов и расходов местного значения, учитывающий государственные ми­нимальные социальные стандарты.*
 _______________________
 * СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4464; Указ Президента РФ «Об организации подго­товки государственных социальных стандартов для определения финансовых нор­мативов формирования бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов» от 23 мая 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2666.
 
 
 
 Бюджетный кодекс РФ 1998 г. взамен термина «минимальный бюджет» применяет более точный — «минимальная бюджетная обеспеченность», увязывая его с минимальными государственны­ми стандартами (ст. 6). При этом данные категории касаются бюд­жетов всех уровней, в том числе и федерального.
 Минимальные государственные стандарты определены как государственные услуги, предоставление которых гарантируется государством гражданам на безвозмездной и безвозвратной осно­вах за счет финансирования из бюджетов всех уровней и государ­ственных внебюджетных фондов на определенном минимально до­пустимом уровне на всей территории Российской Федерации.
 В свою очередь минимально допустимая стоимость государ­ственных или муниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами государственной власти или органами местного самоуправления в расчете на душу населения за счет средств соответствующих бюджетов, называется минимальной бюджетной обеспеченностью.
 Реализация норм о минимальных государственных стандартах и их минимальной бюджетной обеспеченности — важное условие выполнения государством своих социальных обязанностей перед гражданами по государственной поддержке семьи, материнства, инвалидов, по осуществлению бесплатной медицинской помощи, бесплатного образования и т.п.
 1.1.2. Бюджетное право и бюджетные правоотношения
 В связи с функционированием государственных и местных бюджетов возникает широкий круг общественных отношений, ко­торые регулируются особым подразделением (подотраслью) фи­нансового права — бюджетным правом.
 Бюджетное право — центральный раздел особенной части фи­нансового права, связанный с другими разделами и институтами последнего, что обусловлено положением бюджета в финансовой системе РФ, его координирующей ролью.
 Бюджетное право отличается от других подразделений и инсти­тутов финансового права своим предметом, т.е. содержанием от­ношений, которые оно регулирует. Специфика состоит в том, что:
 а) бюджетное право регулирует отношения Российской Федера­ции, ее субъектов, муниципальных образований и соответствую­щих органов представительной и исполнительной власти;
 б) эти отношения возникают в связи с образованием, распреде­лением и использованием денежных фондов государства (в том числе субъектов Федерации) и муниципальных образований, имеющих общее значение для соответствующей территории.
 Такая общая характеристика бюджетного права и его предмета нуждается в конкретизации, поскольку бюджетное право тесно связано с другими подразделениями и институтами финансового права. С этой целью в бюджетном праве можно выделить следую­щие блоки норм, которые закрепляют и регулируют:
 а) бюджетное устройство в РФ, т.е. виды бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ, принципы их взаимной связи, роль каждого из видов бюджетов;

<< Пред.           стр. 5 (из 25)           След. >>

Список литературы по разделу