<< Пред.           стр. 9 (из 25)           След. >>

Список литературы по разделу

 * СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1462.
 
 
 
 Правовой режим резервного фонда Правительства РФ опреде­лен Положением о порядке расходования средств резервного фонда Правительства РФ, утвержденным постановлением Прави­тельства РФ от 8 июля 1997 г.*
 _____________________
 * СЗ РФ. 1997. № 28. Ст. 3450.
 
 
 
 Этот фонд создан для финансирования непредвиденных меро­приятий федерального значения, не предусмотренных в федераль­ном бюджете на соответствующий год.
 Фонд образован исключительно за счет средств федерального бюджета. Направлениями использования средств этого фонда яв­ляются: государственная поддержка общественных объединений; проведение юбилейных мероприятий общегосударственного зна­чения; изготовление государственных наград, юбилейных меда­лей; проведение выставок, встреч, семинаров на высшем уровне по проблемам общегосударственного значения; выплаты разовых премий гражданам за заслуги перед государством; проведение ре­монтных работ; издание сборников нормативных актов и др.
 Решения Правительства РФ о выделении средств из резервного фонда принимаются в тех случаях, когда средств, находящихся в распоряжении федеральных органов исполнительной власти и ор­ганов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих эти мероприятия, недостаточно.
 Фонды финансовой поддержки как целевые бюджетные фонды формируются в федеральном бюджете для поддержки субъектов РФ и в бюджетах субъектов РФ — для поддержки муниципальных образований. Порядок формирования фондов финансовой под­держки субъектов РФ определяется ежегодно в законе РФ о феде­ральном бюджете на предстоящий финансовый год.
 Правовой режим фондов финансовой поддержки муниципаль­ных образований определен в ст. 10 Федерального закона «О фи­нансовых основах местного самоуправления в Российской Федера­ции». Источниками образования этих фондов являются отчисле­ния от федеральных и региональных налогов, поступающих в бюд­жет субъекта РФ.
 Распределение средств фонда финансовой поддержки муници­пальных образований осуществляется с учетом следующих усло­вий:
 а) численности населения муниципального образования;
 б) доли детей дошкольного и школьного возраста в общей чис­ленности населения муниципального образования;
 в) доли лиц пенсионного возраста в общей численности населе­ния муниципального образования;
 г) величины территории муниципального образования;
 д) уровня душевой обеспеченности бюджетными средствами муниципального образования;
 е) других факторов, определяющих особенности данного субъ­екта РФ.
 Доля каждого муниципального образования в общем объеме средств фонда финансовой поддержки муниципальных образова­ний устанавливается в процентах и утверждается законом субъек­та РФ о бюджете субъекта РФ.
 1.4.3. Правовой режим государственных и местных внебюджетных фондов
 Внебюджетные фонды денежных средств являются разновид­ностью целевых государственных и муниципальных фондов де­нежных средств. Они создаются на федеральном, региональном (субъектов РФ) и муниципальном уровнях как в силу самих зако­нов РФ и постановлений Правительства РФ, так и в соответствии с законами РФ, Указами Президента РФ, но по решению компе­тентных органов. Внебюджетные фонды по целевому назначению подразделяются на социальные и экономические.
 К числу социальных фондов относятся: Пенсионный фонд РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхова­ния, Фонд социального страхования РФ. Эти фонды называются внебюджетными социальными фондами потому, что созданы в целях эффективной реализации социальных задач, а именно: фи­нансирования выплаты пенсий, пособий, материальной помощи, медицинского обслуживания и т.д.
 Основам правового регулирования социальных внебюджетных фондов уделено специальное внимание в Бюджетном кодексе РФ (ст. 143—150).
 Пенсионный фонд РФ создан в соответствии со ст. 8 Закона РФ О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 г.* Его правовой режим определен Положением о Пенси­онном фонде РФ, утвержденным постановлением Верховного Со­вета РФ от 27 декабря 1991 г.**
 ______________________
 * ВВС. 1990. № 27. Ст. 351; с изм. и доп. (см.: Федеральный закон от 5 мая 1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 19. Ст. 2188).
 ** ВВС. 1992. № 5. Ст. 180; № 24. Ст. 1287; 1993. № 8. Ст. 293; САПП. 1993. № 52. Ст. 5086; СЗРФ. 1997. №9. Ст. 2188.
 
 Пенсионный фонд РФ образован в целях государственного уп­равления финансами пенсионного обеспечения в РФ. Денежные средства фонда являются государственной собственностью, не вхо­дят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.
 Источниками формирования Пенсионного фонда РФ являются страховые взносы работодателей и граждан; ассигнования из фе­дерального бюджета РФ, выделяемые на выплату пенсий и посо­бий и приравненных к ним выплат военнослужащим и их семьям, а также на выплату пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы; средства, возме­щаемые Пенсионному фонду РФ Государственным фондом заня­тости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным; средства, взыскиваемые с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований; добровольные взносы и др.
 Средства Пенсионного фонда РФ расходуются на выплату госу­дарственных пенсий, выплату пособий по уходу за ребенком в воз­расте старше полутора лет, оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособ­ным гражданам, финансовое и материально-техническое обеспече­ние текущей деятельности Пенсионного фонда и его органов, на другие мероприятия.
 Руководство Пенсионным фондом РФ осуществляется Правле­нием Пенсионного фонда и исполнительной дирекцией. В районах и городах действуют уполномоченные Пенсионного фонда РФ.
 Бюджет Пенсионного фонда РФ и отчет о его исполнении еже­годно рассматривается и принимается Государственной Думой
 РФ.
 Государственный фонд занятости населения РФ образуется в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации»* и предназначен для финансирования мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной полити­ки занятости населения. Правовой режим фонда определен Положением о Государственном фонде занятости населения РФ, ут­вержденным постановлением Верховного Совета РФ от 8 июня 1993г.**
 ______________________
 * ВВС. 1991. № 18. Ст. 565; в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 г. СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1915. См. также: пост. Конституционного Суда РФ от 16 декабря 1997 г. // Российская газета. 1997. 23 дек.
 
 
 ** ВВС РФ. 1993. №25. Ст. 911;
 
 Средства фонда занятости являются федеральной государствен­ной собственностью и находятся в оперативном управлении и рас­поряжении Госкомитета РФ по занятости населения и подведомст­венных ему территориальных органов. Эти средства не входят в состав бюджетов.
 Фонд занятости представляет собой совокупность федеральной части фонда занятости, фондов занятости, формируемых в субъек­тах Федерации, городах и района (кроме районов в городах).
 Основными источниками образования Государственного фонда занятости населения РФ в соответствии со ст. 22 Закона РФ «О за­нятости населения в Российской Федерации» являются: обяза­тельные страховые взносы работодателей; обязательные страхо­вые взносы с заработка работающих; бюджетные ассигнования; добровольные взносы и другие поступления. В Положении о Госу­дарственном фонде занятости населения РФ эти источники кон­кретизируются применительно к различным частям этого фонда.*
 _____________________
 * См.: Федеральный закон «О бюджете Государственного фонда занятости населения Российской Федерации на 1999 год» от 1 мая 1999 г. // Российская газета. 1999. 7 мая.
 
 Средства фонда занятости направляются на мероприятия по профориентации, профподготовку и переподготовку безработных граждан; на организацию общественных работ, на выплату посо­бий по безработице, оказание материальной помощи безработным, возмещение затрат Пенсионному фонду РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным, на мероприятия по созданию до­полнительных рабочих мест, на другие цели.
 Бюджет фонда занятости населения РФ и отчет о его исполне­нии ежегодно рассматриваются Государственной Думой РФ.
 Федеральный и территориальные фонды обязательного меди­цинского страхования созданы во исполнение Закона РФ «О меди­цинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28 июня 1991 г.* Правовой режим этих фондов определен Уставом Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г.,** а также Положением о территориальном фонде обяза­тельного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ «О порядке финансирования обяза­тельного медицинского страхования на 1993 год»от 24 февраля 1993г.***
 _____________________
 * ВВС. 1991. № 27. Ст. 920; с изм. и доп. (см. Закон РФ от 2 апреля 1993 г. // ВВС. 1993. №17. Ст. 602).
 ** СЗРФ. 1998. №32. Ст. 3902.
 *** ВВС. 1993 № 17. Ст. 591; СЗ РФ. 1998. № 27. Ст 3147.
 
 
 
 Федеральный и территориальные фонды обязательного меди­цинского страхования созданы для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования.
 Финансовые средства фондов находятся в государственной соб­ственности РФ, не входят в состав бюджетов и изъятию не под­лежат.
 Основными источниками образования Федерального и террито­риальных фондов обязательного медицинского страхования явля­ются: страховые взносы хозяйствующих субъектов на обязательное медицинское страхование, бюджетные ассигнования, доходы от ис­пользования временно свободных финансовых средств и нормиро­ванного страхового запаса, добровольные взносы и иные поступле­ния. При этом Устав о федеральном фонде и Положение о территори­альных фондах обязательного медицинского страхования дают конкретный перечень источников для каждого вида фондов.
 Основными направлениями расходования средств из фондов обязательного медицинского страхования являются: финансиро­вание обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями, предоставление кре­дитов страховщикам, организация подготовки специалистов для системы обязательного медицинского страхования, другие меро­приятия.
 Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и отчет о его исполнении ежегодно рассматриваются и принимаются Государственной Думой.
 Фонд социального страхования РФ является специализирован­ным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ. Его правовой режим определен постановлением Правительства РФ «О фонде социального страхования РФ» от 12 февраля 1994 г.*
 ______________________
 * САПП. 1994 № 8. Ст. 599; СЗ РФ. 1995. № 31. Ст. 3131; 1996. № 9. Ст. 809;
 № 16. Ст. 1908; 1997. № 1. Ст. 174; № 48. Ст. 5555. См. также: Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. // Россий­ская газета. 1999. 21 июля.
 
 
 
 Фонд социального страхования РФ объединяет центральный аппарат, региональные отделения, центральные отраслевые отде­ления, а также филиалы отделений фонда.
 Денежные средства фонда социального страхования РФ явля­ются государственной собственностью, не входят в состав бюдже­тов и изъятию не подлежат.
 Бюджет фонда социального страхования РФ и отчет о его испол­нении рассматриваются Государственной Думой РФ.
 Источниками образования фонда социального страхования РФ являются: страховые взносы работодателей-организаций и граж­дан, осуществляющих прием на работу по трудовому договору, доходы от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственный ценные бумаги и банковские вклады, ассигнования из федерального бюджета на покрытие рас­ходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах, добровольные взносы граждан и юридических лиц, прочие доходы.
 Направлениями расходов фонда являются: а) выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка до достижении им возраста 1,5 лет, пособий на погребение; б) оплата путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, а также на лечение, питание; в) час­тичное содержание находящихся на балансе страхователей санато­риев-профилакториев; г) частичная оплата путевок в детские заго­родные оздоровительные лагеря; д) частичное содержание детско-юношеских спортивных школ и др.
 Федеральным законом «Об обязательном социальном страхова­нии от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 г.* предусмотрено участие в этих отношениях Фонда социального страхования РФ в качестве стра­ховщика. Средствами для осуществления данного вида социально­го страхования определены обязательные страховые взносы рабо­тодателей по установленному тарифу и др.
 В 1998 г. во исполнение Федерального закона «Об исполнитель­ном производстве» от 21 июля 1997 г.** создан внебюджетный фонд развития исполнительного производства. Он предназначен для финансирования мероприятий, связанных с развитием исполни­тельного производства.
 Правовой режим этого фонда определяется Положением о вне­бюджетном фонде развития исполнительного производства, ут­вержденным постановлением Правительства РФ от 26 июня 1998 г. № 659.***
 ____________________
 * СЗ РФ. 1998. №31. Ст. 3803.
 ** Российская газета. 1997. 5 авг.
 *** СЗ РФ. 1998. №27. Ст. 3181.
 
 
 
 Средства фонда являются федеральной собственностью, нахо­дящейся в оперативном управлении Министерства юстиции РФ.
 Источниками образования фонда развития исполнительного про­изводства РФ являются: 70% сумм исполнительских сборов; суммы возмещения расходов по проведению исполнительных дей­ствий; доходы от хранения временно свободных денежных средств, размещенных в кредитных организациях; иные поступле­ния. Средства фонда направляются на: а) совершение ряда испол­нительных действий, а именно: перевозку, хранение и реализацию имущества должника; оплату работы переводчиков, специалистов и других лиц, привлеченных к совершению исполнительных дей­ствий; розыск должника; б) выплату вознаграждений судебным приставам-исполнителям в соответствии со ст. 89 Федерального закона «Об исполнительном производстве»; в) иные цели, связан­ные с развитием исполнительного производства.
 Иные внебюджетные фонды могут быть созданы на уровне субъ­ектов РФ и муниципальных образований. В соответствии со ст. 41 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г.* представительные органы местного самоуправления вправе обра­зовывать целевые внебюджетные фонды в порядке и на условиях, установленных законодательством РФ.
 _____________________
 *.См. СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506; 1996. №17. Ст. 1917.
 
 Согласно Указу Президента РФ от 24 декабря 1993 г. на уровне субъектов РФ и муниципальных образований могут быть созданы внебюджетные фонды развития жилищного строительства. Фонды создаются по решениям представительных органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. При­мерный порядок формирования этих фондов определен Прави­тельством РФ в постановлении «Об утверждении примерного по­рядка формирования и использования региональных и местных внебюджетных фондов развития жилищного строительства» от 15 июня 1994 г.*
 _____________________
 * СЗ РФ. 1994. № 8. Ст. 869.
 
 
 
 Фонды образуются в целях создания условий для привлечения внебюджетных источников финансирования в жилищную сферу, для аккумуляции добровольных взносов предприятий и организа­ций в жилищное строительство, для поддержки участия граждан в финансировании строительства для приобретения жилья и т.д.
 Основными источниками формирования фондов являются:
 добровольные взносы юридических и физических лиц, целевые кредиты, дивиденды от операций с ценными бумагами, приобре­тенными на временно свободные средства фондов, плата за услуги, оказываемые службами фондов и т.д. Средства фондов направляются на строительство жилья, строительство и ремонт объектов жилищно-коммунального хозяйства, строительство объектов со­циальной инфраструктуры и т.д.
 1.4.4. Правовой режим целевых фондов Правительства РФ
 Разновидностью целевых государственных фондов денежных средств являются целевые фонды Правительства РФ. Они подраз­деляются на два вида: а) фонды, создаваемые Правительством РФ во исполнение ежегодно принимаемых законов о федеральном бюджете; б) фонды, создаваемые Правительством РФ в силу феде­ральных законов, указов Президента РФ, а также по собственному усмотрению.
 Целевые фонды Правительства РФ относятся к экономической группе, так как они создаются для решения экономических задач. Характерной чертой всех этих фондов является то, что ос­новным источником, а иногда и единственным, их формирования выступают бюджетные ассигнования.
 К числу фондов, создаваемых Правительством РФ во исполне­ние ежегодно принимаемых законов о федеральном бюджете сегод­ня относятся: государственный фонд конверсии и фонд льготного кредитования агропромышленного комплекса.
 Государственный фонд конверсии создан во исполнение ст. 68 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1998 год» и Указа Президента РФ «О порядке финансирования инвестицион­ных программ конверсии оборонной промышленности за счет средств федерального бюджета» от 22 ноября 1997 г.
 Правовой режим этого фонда определен в части доходов в ст. 68 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1998 год», а в части расходов — постановлением Правительства РФ «О порядке финансирования инвестиционных программ конверсии оборонной промышленности за счет средств федерального бюджета и услови­ях их конкурсного отбора» от 2 февраля 1998 г.* Этим же постанов­лением Правительства РФ утверждено Положение о порядке фи­нансирования инвестиционных программ.
 _____________________
 * СЗ РФ. 1998 №6 Ст. 762.
 
 
 
 Государственный фонд конверсии является агентом Прави­тельства РФ по осуществлению финансирования инвестиционных программ конверсии.
 Источником этого фонда являются исключительно средства фе­дерального бюджета, образовавшиеся за счет погашения ранее выделенных бюджетных кредитов на цели конверсии оборонной про­мышленности.
 Средства фонда конверсии используются на финансирование затрат, связанных с переориентацией оборонной промышленности с военных на гражданские нужды. Средства предоставляются на возвратной основе на срок не более трех лет с уплатой процентов, определенных законодательством РФ на соответствующий финан­совый год. Для предоставления средств проводятся экспертизы программ и их конкурсный отбор.
 Фонд льготного кредитования агропромышленного комплекса также является целевым фондом Правительства, который созда­вался в 1998 г. в соответствии со ст. 66 Федерального закона «О фе­деральном бюджете на 1998 год».
 Правовой режим этого фонда определяется Положением о по­рядке формирования и использования специального фонда для кредитования организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях, утвержденным постановлением Правительст­ва РФ от 26 февраля 1997 г.* В дополнение к этому Положению был разработан порядок размещения средств этого фонда в 1998 г.
 _____________________
 *' СЗ РФ. 1997. № 10. Ст. 1174; 1998. № 2. Ст. 270.
 
 
 
 Источниками образования фонда льготного кредитования яв­ляются бюджетные ассигнования, определяемые федеральным бюджетом на соответствующий год; плата по процентам за креди­ты, выданные из фонда, а также пени за просрочку уплаты про­центов.
 Средства фонда используются для краткосрочного кредитова­ния сезонных затрат организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях на срок не более одного года.
 Вышеназванные целевые фонды Правительства РФ очень схожи с целевыми бюджетными фондами. Однако от последних они отличаются тем, что в федеральном бюджете не определены статьи доходов и расходов этих фондов. Они имеют некоторое сход­ство и с государственными внебюджетными фондами, однако от­личаются от последних тем, что создаются только в силу законов о федеральном бюджете на очередной финансовый год и имеют в качестве главного источника бюджетные ассигнования.
 К числу целевых фондов Правительства РФ, создаваемых ими во исполнение федеральных законов, указов Президента РФ и по собственному усмотрению, относятся, в частности: фонд содейст­вия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, федеральный фонд поддержки малого предпринимательст­ва и др.
 Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере создан в соответствии с постановлением Прави­тельства от 3 февраля 1994 г., которым утверждено Положение об этом фонде.*
 _____________________
 *' САПП. 1994. №6. Ст. 447; СЗ РФ. 1995.№З.Ст. 198; №51. Ст. 5065; 1998. № 14. Ст. 1603.
 
 Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере является государственной некоммерческой ор­ганизацией и образован для развития малого предпринимательст­ва в научно-технической сфере (создание малых наукоемких фирм — инкубаторов бизнеса, инновационных, инжиниринговых центров и др.), а также поощрения конкуренции в научно-техни­ческой сфере путем оказания финансовой поддержки высокоэф­фективным наукоемким проектам, разрабатываемым малыми предприятиями.
 Источниками формирования средств фонда являются бюджет­ные ассигнования в размере 0,1% средств, предусматриваемых ежегодно в федеральном бюджете на финансирование науки, добровольные взносы юридических и физических лиц и др. Бюд­жетные средства поступают в фонд через Министерство науки и технической политики РФ.
 Средства фонда используются на предоставление финансовой помощи для реализации проектов малого инвестиционного пред­принимательства, на долевое участие фонда в создании хозяйству­ющих субъектов, на финансирование подготовки и повышение квалификации кадров для малого предпринимательства, на фи­нансирование научных исследований и т.д. Деятельность фонда прекращается по решению Правительства РФ.
 Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства создан во исполнение Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федера­ции» от 14 июня 1995 г.* Его правовой режим определен Уставом федерального фонда поддержки малого предпринимательства, ут­вержденным постановлением Правительства РФ от 12 апреля 1996г.**
 _____________________
 * СЗ РФ. 1995. №25. Ст. 2343.
 ** СЗ РФ. 1996. №16. Ст. 1901.
 
 
 
 Фонд является государственной некоммерческой организацией, созданной для финансового обеспечения Федеральной про­граммы государственной поддержки малого предпринимательст­ва, участия в финансировании региональных программ, а также проектов, направленных на поддержку малого предприниматель­ства.
 Источниками формирования фонда являются: а) бюджетные ассигнования; б) средства, поступающие от приватизации имуще­ства, находящегося в федеральной собственности; в) доходы от соб­ственной деятельности; г) добровольные взносы физических и юридических лиц и др. Средства фонда направляются: на финан­сирование мероприятий федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства; на финансирование до­левого участия фонда в создании и деятельности организаций, обеспечивающих развитие инфраструктуры рынка; на финансиро­вание проведения научных исследований, связанных с деятель­ностью фонда, на предоставление субъектам малого предпринима­тельства льготных кредитов и др.
 
 
 1.4.5. Правовой режим государственных отраслевых (ведомственных) денежных фондов
 
 К числу целевых государственных фондов денежных средств следует отнести и отраслевые денежных фонды, число которых в настоящее время увеличивается.
 Целевые государственные фонды денежных средств образуют­ся в распоряжении министерств, ведомств, а иногда и органов ис­полнительной власти субъектов РФ и используются, как правило, на конкретные цели в рамках той или иной отрасли или того или иного вида деятельности.*
 ______________________
 * Например, образован Федеральный внебюджетный фонд противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и злоупотреб­лению ими. Средства Фонда находятся в оперативном управлении МВД России // СЗРФ. 1999. № 21. Ст. 2634.
 
 
 
 В последние годы более широкое развитие государственных от­раслевых денежных фондов обусловлено потребностью осущест­вления расходов, которые не могут быть произведены самостоя­тельно тем или иным предприятием.
 Государственные отраслевые денежные фонды являются в рам­ках отрасли централизованными фондами, так как формируются за счет внутренних резервов организаций, входящих в ту или иную отрасль народного хозяйства.
 Образование государственных отраслевых денежных фондов осуществляется во исполнение тех или иных федеральных зако­нов, указов Президента РФ на основе постановлений Правительст­ва РФ. Создаются также межотраслевые фонды.
 К числу государственных отраслевых денежных фондов следу­ет, в частности, отнести: централизованные фонды, формирующиеся в соответствии с Федеральным законом «О финансировании особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объ­ектов» от 3 апреля 1996 г.*; резервный фонд Министерства транс­порта РФ; отраслевые и межотраслевые фонды научно-исследова­тельских и опытно-конструкторских работ и др.
 ________________________
 * СЗ РФ. 1996. № 15. Ст. 1552.
 
 Правовой режим отраслевых и межотраслевых фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ определен Порядком образования и использования отраслевых и межотрас­левых внебюджетных фондов научно-исследовательских и опыт­но-конструкторских работ, утвержденным постановлением Пра­вительства РФ от 12 апреля 1994 г.,* а также положениями о каж­дом из этих фондов, которые утверждены соответствующими ми­нистерствами, ведомствами, корпорациями и т.д. по согласованию с Министерством науки и технологий РФ.
 _______________________
 * САПП. 1994. № 16. Ст. 1278; СЗ РФ. 1996. № 32. Ст. 3934; 1998. № 14. Ст.1603.
 
 
 
 Вышеназванные фонды создаются в федеральных министерст­вах и иных федеральных органах исполнительной власти, а также в корпорациях, концернах и ассоциациях, осуществляющих коор­динацию деятельности по разработке, финансированию и реализа­ции научно-технических программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Министерство науки и техноло­гий РФ создает у себя аналогичный фонд — Российский фонд тех­нологического развития. Указанные фонды не имеют прав юриди­ческого лица и действуют от имени тех органов и организаций, в которых они образованы.
 Источником образования такого рода фондов являются добро­вольные отчисления предприятий и организаций в размере до 1,5% себестоимости реализуемой продукции (работ, услуг). Пред­приятия и организации не производят отчислений в фонды, если продукция (работы, услуги) изготавливалась для государственных нужд и ее производство финансировалось за счет бюджетных ас­сигнований.
 Министерства, иные федеральные органы исполнительной власти, а также объединения ежеквартально перечисляют 2,5% средств, поступающих в их отраслевые фонды, в российский фонд технологического развития.
 Направлениями расходования отраслевых и межотраслевых фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ являются: а) финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию новых видов наукоем­кой продукции, сырья и материалов; б) разработка и совершенст­вование применяемых технологий; в) разработка инструктивных материалов. Кроме того, средства этих фондов могут направляться на высокорисковое финансирование инновационных проектов. Выделение средств из вышеназванных фондов осуществляется на договорной основе.
 Резервный фонд Министерства транспорта РФ создан по ус­мотрению Правительства РФ. Его правовой режим определен по­становлением Правительства РФ от 21 июля 1997 г., которым ут­вержден Порядок образования и использования средств резервно­го фонда Министерства транспорта РФ для обеспечения безопасно­го функционирования транспортных систем и ликвидации послед­ствий чрезвычайных ситуаций в транспортном комплексе.*
 _____________________
 *' СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3659.
 
 
 
 Цель создания этого отраслевого денежного фонда — обеспече­ние безопасного функционирования транспортных систем и лик­видации последствий чрезвычайных ситуаций в транспортном комплексе.
 Источниками его образования являются: а) добровольные от­числения организаций морского, речного и автомобильного транс­порта в размере до 1% доходов; б) сборы от лицензирования всех видов деятельности на морском, речном и автомобильном транс­порте в размере, установленном вышеназванным Положением;
 в) отчисления в размере 10% портовых, корабельных и иных сбо­ров на морском и речном транспорте; г) добровольные отчисления страховых компаний, осуществляющих страхование транспорта;
 д) другие источники.
 Средства фонда направляются на финансирование: мероприя­тий по обеспечению систем безопасности на транспорте; целевых инвестиционных проектов, предусмотренных соответствующими федеральными и отраслевыми программами.
 Ответственность за целевое использование средств возлагается на Министерство транспорта РФ.
 В соответствии с Федеральным законом «О финансировании особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объ­ектов» созданы два вида отраслевых фондов: а) централизованные фонды для финансирования работ по конверсии оборонных произ­водств на особо радиационно опасных и ядерно опасных производ­ствах и объектах; б) централизованные фонды для финансирова­ния научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ, выполняемых в целях совершенст­вования технологии и повышения безопасности функционирова­ния особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов.
 Положения об этих двух фондах утверждены постановлением Правительства РФ «О формировании и использовании централи­зованных средств в соответствии с Федеральным законом «О фи­нансировании особо радиационно опасных и ядерно опасных про­изводств и объектов» от 28 января 1997 г.*
 _____________________
 * Российская газета. 1997,13февр.
 
 
 
 Вышеназванные фонды образуются: а) в федеральных органах исполнительной власти, в ведении которых находятся особо опас­ные объекты; б) у органов исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых расположены специализированные ком­бинаты «Радон».
 Источниками образования этих фондов являются: для фонда конверсии — 3% себестоимости реализованной продукции (работ, услуг); для фонда НИОКР — 1,5% себестоимости реализованной продукции (работ, услуг). Плательщиками взносов в эти фонды являются организации и воинские части, включенные в специаль­ные перечни.
 
 
 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
 1. Что такое целевые государственные и муниципальные (местные) денежные фонды?
 2. Для чего государство и муниципальные образования создают целе­вые фонды?
 3. Какими нормативными актами определяется правовой режим целе­вых государственных и муниципальных фондов? Чем отличаются вне­бюджетные фонды от целевых бюджетных фондов?
 4. Раскройте понятие целевых бюджетных фондов: источники форми­рования, особенности, цели.
 5. Каково значение социальных внебюджетных фондов?
 6. Каковы источники образования Пенсионного фонда РФ, а также цели использования его средств?
 7. Каковы источники образования и направления использования Фонда социального страхования РФ?
 8. Что такое Государственный фонд занятости населения РФ?
 9. В чем состоит особенность целевых фондов Правительства РФ?
 10. Что характерно для государственных отраслевых денежных фон­дов?
 
 2. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ФИНАНСОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
 
 2.1. Понятие и основы правового регулирования финансов государственных и муниципальных предприятий
 2.1.1. Понятие финансов государственных и муниципальных предприятий
 Финансы предприятий являются звеном финансовой системы Российской Федерации. Роль финансов предприятий в жизнедея­тельности любого государства очень велика. Они обеспечивают не только материальное производство и социальную сферу самого предприятия, но и используются для образования денежных фон­дов в других сферах: пенсионном обеспечении, социальном и меди­цинском страховании, служат источником доходов бюджета и т.д. В связи с этим финансы предприятий являются исходной основой для всей финансовой системы страны.
 Финансы предприятий относятся к децентрализованным фи­нансовым ресурсам, т.е. таким, которые образуются на конкрет­ных предприятиях и используются на производственные и соци­альные цели этих предприятий.
 Финансы предприятий — это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием де нежных доходов и накоплений субъектов хозяйствования на производственное и социальное развитие*. К денежным дохо дам и накоплениям относятся: выручка от реализации продук­ции, работ, услуг; валовой и чистый доходы предприятия, со­ставной частью которого является прибыль предприятия (см. таб­лицу).
 ______________________
 *1 См Государственные финансы. Киев, 1991. С. 135—136; Теория финансов. Минск,1998 С 200.
 
 
 
 Специфика финансов предприятия заключается в их распреде­лительном характере, ибо основная часть финансовых отношений предприятия возникает в результате распределения выручки от реализации продукции, работ, услуг, валового и чистого дохода предприятия. Так, в результате распределения выручки, а затем валового и чистого дохода (не включая прибыль) на предприятии возникают: финансовые отношения с бюджетом по уплате налога на добавленную стоимость (НДС), акцизов, других налогов и нена­логовых доходов; финансовые отношения с государственными вне­бюджетными фондами по уплате страховых взносов; финансовые отношения по поводу отчислений средств в отраслевые и межот­раслевые внебюджетные фонды.
 
 Выручка от реализации продукции, работ, услуг
 
 
 В результате распределения прибыли как составной части чис­того дохода предприятия возникают: финансовые отношения с бюджетом по уплате налога на прибыль; финансовые отношения по поводу формирования целевых фондов внутрихозяйственного назначения, в том числе фонда развития производства, фонда со­циального развития и материального поощрения, уставного фонда и т.д.
 К числу финансовых следует отнести и некоторые отношения, возникающие в ходе использования денежных накоплений госу­дарственных и муниципальных предприятий. Эти отношения также в своей сущности являются распределительными. Среди них: отношения по уплате в бюджет платежей за превышение пре­дельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в окружаю­щую среду; отношения по уплате в бюджет штрафов за нарушения налогового законодательства и др.
 
 
 Центральное место в системе финансовых отношений предпри­ятия отводится отношениям по формированию и использованию внутрихозяйственных фондов. Это обусловлено тем, что только последние позволяют предприятию в полной мере вести процесс расширенного воспроизводства, удовлетворять свои разнообраз­ные потребности, а в конечном итоге — создавать новую стоимость и распределять ее. Собственно, вся финансовая деятельность предприятия, которая представляет собой организуемый руково­дителем предприятия процесс формирования, распределения и ис­пользования денежных доходов и накоплений предприятия, на­правлена на формирование и использование целевых внутрихо­зяйственных фондов.
 С учетом отмеченного, в материальном выражении финансы предприятий представляют собой совокупность денежных фон­дов, т.е. финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении кон­кретных предприятий. К ним относятся: фонд основных средств, который представляет собой денежное выражение основных фон­дов предприятия; фонд оборотных средств, который представляет собой денежное выражение стоимости производственных запасов предприятия, готовой продукции на складе, финансовые активы и т.д.; фонд накопления, фонд потребления, валютный, резервный фонды и др.
 2.1.2. Финансы государственных и муниципальных предприятий как объект финансово-правового регулирования
 Финансы государственных и муниципальных предприятий как объект финансово-правового регулирования представляют собой отношения (не только денежные), связанные с формированием, распределением и использованием денежных доходов и накопле­ний этих субъектов. Будучи урегулированы нормами финансового права, они являются правоотношениями.
 К числу финансово-правовых отношений, возникающих на го­сударственных и муниципальных унитарных предприятиях, отно­сятся: а) правоотношения по уплате в бюджет налогов: НДС, акци­зов, налога на прибыль, налога на землю и др.; б) правоотношения по уплате в бюджет неналоговых платежей; платы за загрязнение окружающей природной среды, платы за воду и др.; в) правоотно­шения по уплате страховых взносов и прочих платежей в государ­ственные и местные внебюджетные фонды; г) правоотношения по поводу получения предприятием бюджетных ассигнований;
 
 
 д) правоотношения по поводу планирования и использования своих финансовых ресурсов.
 Надо учитывать, что согласно ст. 114, 115 ГК РФ государствен­ные и муниципальные унитарные предприятия подразделяются на предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и государственные предприятия, основанные на праве оперативного управления (федеральные казенные предприятия).* Исходя из этого в правовом регулировании финансов государственных и му­ниципальных унитарных предприятий имеются различия. Эти различия проявляются в порядке распределения прибыли выше­названных предприятий и, соответственно, в системе финансово-правовых отношений, возникающих в связи с распределением прибыли.
 Государственные и муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения согласно п. 2 ст. 295 ГК РФ, а также уставу, утвержденному собственником (государст­вом или муниципальным образованием), самостоятельно распоря­жаются полученной прибылью.** Эту прибыль они могут распреде­лять на фонд накопления, фонд потребления и др. Однако, в соот­ветствии с абз. вторым п. 1 ст. 295 ГК РФ «собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, нахо­дящегося в хозяйственном ведении предприятия». Этот вопрос оговаривается в уставе предприятия.
 ___________________
 *1 К числу казенных предприятий относятся: научно-исследовательские и опытно-конструкторские предприятия Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы контрразведки РФ, Федерального агент­ства правительственной связи и информации при Президенте РФ, Федеральной пограничной службы РФ, Главного управления охраны РФ, Службы внешней раз­ведки РФ (см: ст. 26 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1995 год» от 31 марта 1995г.).
 ** См., например: п. 13 Устава федерального государственного унитарного предприятия «Российские технологии» // Российская газета. 1998. 15 июля.
 
 
 
 Таким образом, на государственном и муниципальном унитар­ном предприятии, основанном на праве хозяйственного ведения, возникают финансово-правовые отношения по поводу распределе­ния прибыли: а) между предприятием и всеми другими субъекта­ми, обязанными не препятствовать реализации предприятием своего право на распределение прибыли (абсолютное правоотноше­ние); б) по поводу перечисления части прибыли в бюджет в том случае, если в уставе предприятия собственником имущества ого­ворена такая обязанность.
 Государственные предприятия на праве оперативного управле­ния (казенные предприятия) распределяют свою прибыль согласно порядку, установленному собственником их имущества, т.е. госу­дарством (п. 2 ст. 297 ГК РФ). При этом, в соответствии с Порядком планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств), утвержденным постанов­лением Правительства РФ от 6 октября 1994 г.*, прибыль казенно­го предприятия направляется по нормативам, ежегодно устанав­ливаемым уполномоченным органом, на производственные цели и социальное развитие. В качестве уполномоченного органа высту­пают те федеральные органы исполнительной власти, в непосред­ственном подчинении которых находятся те или иные казенные предприятия.
 ___________________
 * СЗ РФ. 1994. №28. Ст. 2989.
 
 
 
 После распределения прибыли казенного предприятия по нор­мативам, установленным уполномоченным органом, оставшаяся часть прибыли в виде свободного остатка прибыли подлежит изъ­ятию в доход федерального бюджета.
 Таким образом, на государственных предприятиях на праве оперативного управления (казенных предприятиях) возникают финансово-правовые отношения по поводу распределения прибы­ли: а) между уполномоченным государственным органом и казен­ным предприятием по поводу установления последнему нормати­вов распределения прибыли; б) между казенным предприятием и всеми другими субъектами, обязанными не препятствовать реали­зации казенным предприятием своего права распределения при­были по нормативам (абсолютное правоотношение); в) между ка­зенным предприятием и бюджетом в связи с изъятием в бюджет свободного остатка прибыли. Отношение между уполномоченным государством органом и казенным предприятием по поводу уста­новления последнему нормативов распределения прибыли являет­ся финансово-правовым, так как оно возникает, во-первых, в ходе финансовой деятельности государства по образованию и использо­ванию децентрализованных денежных фондов, а во-вторых, оно регулируется методом властных предписаний. Уполномоченный государством орган согласно законодательству дает предприятию властные предписания, выражающиеся в установлении обязанности для последнего распределять прибыль только таким, а не каким-либо иным образом.
 Финансово-правовые нормы, реализация которых порождает правоотношения в сфере финансов государственных и муници­пальных унитарных предприятий, включены в самые различные финансово-правовые институты. Так, нормы, порождающие пра­воотношения по уплате предприятиями налогов и сборов в бюджет, а также страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, охватываются финансово-правовым институтом налогово­го права. Нормы, порождающие правоотношения по поводу упла­ты в бюджет неналоговых платежей, изъятия в бюджет свободного остатка прибыли казенного предприятия, а также части прибыли государственных и муниципальных предприятий на праве хозяй­ственного ведения, охватываются финансово-правовым институ­том неналоговых доходов. Нормы, порождающие правоотношения в связи с получением предприятиями бюджетных ассигнований, охватываются институтом государственных расходов.
 Вместе с тем некоторые правовые нормы порождают финансо­вые правоотношения в сфере государственных и муниципальных финансов, которые не включаются ни в один из известных финан­сово-правовых институтов. Среди них нормы, порождающие пра­воотношения:
 а) между уполномоченным государством органом и казенным предприятием по поводу установления последнему нормативов распределения прибыли;
 б) между казенным предприятием и всеми другими субъекта­ми, обязанными не препятствовать реализации казенным пред­приятием своего права распределения прибыли по нормативам;
 в) между государственным и муниципальным унитарным пред­приятием и всеми другими субъектами, обязанными не препятст­вовать реализации предприятием своего права на распределение прибыли,
 Все отмеченное позволяет заключить, что финансы государст­венных и муниципальных унитарных предприятии, с точки зре­ния системы права представляют собой комплексный финансо­во-правовой институт, т.е. такой, который, являясь относи­тельно самостоятельным, в то же время входит некоторыми частями в иные финансово-правовые институты. Таким обра­зом, институт финансов государственных и муниципальных уни­тарных предприятий представляет собой вторичное образование в системе финансового права.
 2.1.3. Правовые основы планирования финансовых ресурсов предприятия
 Все многообразие финансовых отношений государственных и муниципальных предприятий находит свое концентрированное выражение в их финансовых планах.
 Целью финансового планирования на государственных и муни­ципальных унитарных предприятиях является обеспечение финансовыми ресурсами государственных заданий, хозяйственной деятельности, своевременное выполнение своих обязательств перед бюджетом, банками и иными кредиторами. В связи с этим финансовый план предназначен для прогнозирования финансовой перспективы развития предприятия, а также для определения те­кущих доходов и расходов предприятия.
 Финансовый план предприятия взаимосвязан и базируется на ряде финансовых расчетов, составляемых по отдельным направле­ниям деятельности предприятия: по сбыту продукции, по сырью и материалам, производству, рекламе, капиталовложениям, науч­ным исследованиям и разработкам и т.д.
 Финансовый план предприятия составляется финансовой или экономической службой предприятия на один год с разбивкой по кварталам, а также на 3—5 лет (по годам). Финансовый план пред­приятия состоит из следующих разделов: доходы и поступления средств; расходы и отчисления средств; кредитные взаимоотноше­ния; взаимоотношения с бюджетом.
 В первом разделе планируется прибыль, амортизационные от­числения на восстановление основных фондов, иные доходы. Во втором разделе плана отражается распределение прибыли предпри­ятия, затраты на капитальные вложения и т.д. В разделе «кредит­ные взаимоотношения » планируются суммы банковских кредитов, а также расходы на погашение этих ссуд и уплату процентов за пользование ими. С разделе «взаимоотношения с бюджетом » отра­жаются суммы по налогам и иным платежам в бюджет, а также суммы бюджетных ассигнований, получаемые предприятием.
 Финансовый план предприятия утверждается руководителем предприятия. С юридической точки зрения он является правовой формой финансовой деятельности предприятия, т.е. финансово-правовым актом. Финансовый план имеет не только экономичес­кое, но и юридическое значение для предприятия: он устанавлива­ет конкретное содержание прав и обязанностей предприятия в фи­нансовых отношениях: по распределению прибыли, по получению бюджетных ассигнований и т.д.
 
 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
 1. Что такое финансы предприятий?
 2. Какова специфика финансов предприятий как звена финансовой системы РФ?
 3. Определите содержание финансовой деятельности предприятия.
 4. Каково содержание финансового плана предприятия?
 
 
 
 2.2. Правовое регулирование источников образования финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий
 2.2.1. Выручка и прибыль предприятия
 Прибыль является важнейшим показателем хозяйственной де­ятельности предприятия и источником его финансовых ресурсов. Как известно, прибыль предприятия образуется в результате рас­пределения выручки, полученной им от реализации продукции, работ, услуг, выбывшего имущества. Под выручкой от реализа­ции понимается стоимость реализованной продукции, работ, услуг, различные части которой в процессе распределения выручки принимают форму денежных доходов и накоплений. В связи с этим в экономической теории отмечено, что основным источни­ком финансовых ресурсов предприятия выступает выручка от ре­ализации продукции, работ, услуг, а также выбывшего иму­щества.**
 ______________________
 * См.: Финансы. М., 1993. С. 115.
 * Там же.
 Что касается прибыли, то в качестве финансовых ресурсов предприятия используется прибыль, остающаяся у него после уп­латы всех налогов. Прибыль, образующаяся у предприятия до уп­латы налога на прибыль, называется валовой прибылью.
 Понятие валовой прибыли предприятия и порядок ее определе­ния даны в ст. 2 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций».*
 ______________________
 * ВВС. 1992. №11. Ст. 525; СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3304; 1995. № 18. Ст. 1592;
 № 26. Ст. 2402; № 26. Ст. 2403; № 49. Ст. 4695; 1996. № 51. Ст. 5682; 1997. № 3. Ст 357; № 26. Ст. 2953; 1998. № 31. Ст. 3819.
 
 
 
 Валовая прибыль предприятия (ВПП) представляет собой сумму прибыли (убытка), складывающуюся из: а) прибыли от ре­ализации продукции (работ, услуг) (ПРП); б) прибыли от реализа­ции основных фондов (включая земельные участки), иного имуще­ства предприятия (ПРОФ); в) доходов от внереализационных операций (ДВО), уменьшенных на сумму расходов по этим операциям (РО):
 ВПП = ПРП + ПРОФ + ДВО - РО.
 Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продук­ции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себе­стоимость продукции (работ, услуг). Однако предприятия, осу­ществляющие внешнеэкономическую деятельность, при опреде­лении прибыли исключают из выручки от реализации продукции (работ, услуг) уплаченные экспортные пошлины.
 Прибыль (убыток) от реализации основных фондов и иного имущества предприятия определяется как разница между про­дажной и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и имущества. Фактически такая формулировка предполагает два способа определения прибыли от реализации основных фондов и иного имущества предприятия, т.е. нематериальных активов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, ценных бумаг и т.д.
 Первым способом определяется прибыль от реализации основ­ных фондов, нематериальных активов, малоценных и быстроизна­шивающихся предметов, стоимость которых погашается путем на­числения износа.* В этом случае прибыль определяется как разница между продажной и остаточной стоимостью этих фондов и иму­щества. Причем остаточная стоимость основных фондов и имуще­ства исчисляется, исходя из его первоначальной стоимости с уче­том начисленной амортизации и индекса инфляции, установлен­ного в соответствии с постановлением Правительства РФ «Об ут­верждении порядка начисления индекса инфляции, применяемо­го для индексации стоимости основных фондов и иного имущества предприятия при их реализации в целях определения налогооблагаемой прибыли» от 21 марта 1996 г.** В соответствии с этим постановлением индекс инфляции ежегодно публикуется Госкомстатом РФ (Российским статистическим агентством) в «Российской газе­те» 20 числа следующего за отчетным кварталом месяца.
 _______________________
 * Основные средства. — это материально-вещественные ценности, используе­мые в качестве средств труда в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. К ним относятся:
 здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принад­лежности, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, внутрихозяй­ственные дороги, земельные участки, объекты природопользования (вода, недра, другие природные ресурсы) и прочие основные средства.
 Нематериальные активы — это права, возникающие: а) из авторских и иных договоров на произведения науки, литературы и искусства; на программы для ЭВМ, базы данных и т.д.; б) из патентов на изобретения, промышленные образцы, товарные знаки; из свидетельств на полезные модели и т.д.; в) из прав на «ноу-хау» и др. Кроме того, к нематериальным активам могут относиться организационные расходы (расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами вкладом участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал, а также деловая репутация организации.
 Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы — часть материально-производственных запасов организации: а) используемая в качестве средств труда в течение не более 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превы­шает 12 месяцев; б) имеющая стоимость на дату приобретения ниже лимита, ут­вержденного организацией в пределах не более 100-кратного (для бюджетных учрждений — 50-кратного) минимального размера оплаты труда, установленного законодательством независимо от срока их действия, за исключением сельскохо­зяйственных машин и орудий, строительного механизированного инструмента, оружия, рабочего и продуктивного скота, которые относятся к основным средствам независимо от срока их действия. К этой категории также относятся (независимо от их стоимости и срока полезного использования): орудия лова, спецодежда, спец­обувь, форменная одежда, молодняк животных, кролики, птица, пушные звери, семьи пчел, бензомоторные пилы и др. (см: п. 46, 50, 55 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н, а также п. 36 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/98, утв. приказом Минфина России от 15 июня 1998 г. № 25н.
 

<< Пред.           стр. 9 (из 25)           След. >>

Список литературы по разделу