<< Пред.           стр. 2 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу

  Первые считают, что хозяйственное право включает в себя нормы, регулирующие деятельность государства в экономике, в том числе правила, относящиеся к национализации, статусу государственных предприятий, планированию, контролю за ценами, экономическими соглашениями и торговой практике. Сюда же нередко относят нормы налогового, валютного, таможенного права, предписания, касающиеся производства публичных работ и оборота ценных бумаг. Иначе говоря, хозяйственное право рассматривается как раздел публичного права, регламентирующий различные аспекты государственного управления экономикой. Эта точка зрения преобладает в юридической практике некоторых западных стран (например, ФРГ и Нидерландов).
  Ряд французских и бельгийских юристов отстаивает взгляд на хозяйственное право как на несколько расширенное торговое право, к которому добавляются нормы, регулирующие создание и деятельность различных профессиональных организаций, связанных с хозяйственной жизнью, а также правила, ограничивающие свободу предпринимательских действий.
  Некоторые авторы настаивают на широком понимании хозяйственного права. Развернутая аргументация такой позиции впервые была дана немецким юристом Гольдшмидтом в монографии "Имперское хозяйственное право". Автор противопоставлял частное хозяйство, в котором свобода усмотрения участников экономических отношений ничем не ограничена, общественному хозяйству. Частное хозяйство, регламентированное законодательством, является переходным этапом к общественному. Эта переходная форма хозяйственной жизни, равно как и общественное хозяйство, отличается от частного тем, что такие хозяйства выступают как организованные хозяйственные системы. Любые юридические нормы, относящиеся к этому организованному хозяйству, и составляют особое хозяйственное право. В нем сочетаются публично-правовые и частно-правовые элементы. Гольдшмидт различал также общую и особенную части хозяйственного права. По мнению Ж. Амеля и Ж. Лагарда, "экономическое право призвано регулировать хозяйственную жизнь и, в частности, производство и обращение богатств".
  Сторонники широкой трактовки хозяйственного права считают, что оно должно включать нормы многих традиционных отраслей права (гражданского, торгового, административного, финансового, трудового и даже уголовного) - лишь бы они прямо или косвенно регламентировали организацию и функционирование экономического механизма.
 
 Глава V. Соотношение предпринимательской и хозяйственной деятельности
 
  В Белоруссии предпринимательство появилось как общественное явление в XVII в.
  Наиболее значительными представителями предпринимательской среды были иностранные купцы и промышленники, российские, белорусские купцы, казенные предприниматели, монастыри.
  Особо следует отметить энергичную предпринимательскую деятельность белорусских купцов, наживших капиталы на торгах и промыслах. Купцы были объединены в профессиональные гильдии и корпорации.
  В XIX в. основные признаки предпринимательства уже сформировались и были сформулированы достаточно четко:
 1) владение капиталом;
 2) соединение и комбинирование факторов производства;
 3) ориентация деятельности на извлечение прибыли;
 4) самостоятельность, способность идти на риск, инициатива, - творчество, способность преодоления среды, новые методы управления производством и др.
  В истории советского государства предпринимательство мелькнуло кратковременным НЭПом, свернутым мгновенно в течение буквально двух лет как явление, противоречащее основной идее социализма. Все, кто успел "высунуться" в этот период, остались без головы, не говоря о нажитом имуществе и капитале, не только сами, но обрекли на мучения своих близких и родственников. Предпринимательство было предано анафеме, а предприниматели тщательно и планомерно изживались из общества или были изгоями.
  Прошло время, все изменилось и расставилось на свои места - отменена власть советов, так и не осуществившая ни одной из продовольственных и других программ, а предпринимательство снова стало козырной картой в экономике и политике. Новая волна предпринимательства, как закономерная и поощряемая государством деятельность возрождена в период 1987-1990 гг. Согласно действующему законодательству предпринимательской признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном законом порядке.
  Современное белорусское предпринимательство требует комплексного научного исследования. Предметом изучения должны стать в первую очередь социальные, экономические, политические, правовые, социокультурные аспекты предпринимательской деятельности, позволяющие выявить отличительные особенности белорусского предпринимательства, перспективы его развития, дать прогноз возможных сценариев взаимодействия предпринимателей с другими слоями и институтами гражданского общества во избежание острых социально-экономических коллизий в условиях весьма болезненных преобразований, создать качественное правовое обеспечение белорусским реформам.
  В настоящее время существуют следующие точки зрения на содержание данного понятия:
  предпринимательство - специфическая деятельность, связанная с инновациями и риском. Предпринимателями в собственном смысле слова в белорусском обществе являются лишь те, кто олицетворяет собой синтез экономической самостоятельности, финансовой мощи и технико-технологических новаций;
  предпринимательство - всякая деятельность, направленная на комбинирование факторов производства с целью извлечения дохода. Соответственно предпринимателем может быть признан всякий субъект, осуществляет ли он сугубо репродуктивные или новаторские функции, лишь бы они способствовали максимизации дохода. В данной трактовке предпринимательство и бизнес выступают как синонимы;
  предпринимательство - экономический и социокультурный феномен, присущий определенной (западной) цивилизации. В Белоруссии функции нововведения (изобретатели и т.п.) и "делания денег" (дельцы) отделены друг от друга, а потому предпринимательства как такового не существует.
  Безотносительно к методам, способам и конечным целям, которые при этом преследуют субъекты предпринимательства, можно расширительно трактовать предпринимательство как тип общественной деятельности, способствующий рыночной трансформации белорусской экономики.
  Можно выделить предпринимателей двух различных типов. Для первого характерно стремление к прибыли, для второго - инновационная деятельность.
  В организации и собственно ведении хозяйственной деятельности предпринимателя можно выделить несколько стадий:
 1) зарождение предпринимательской идеи, организация производства;
 2) проникновение на рынок;
 3) временная монополия - при условии, что удалось занять свою нишу;
 4) борьба с появляющимися конкурентами.
  Все эти стадии характерны своим набором проблем, стоящих перед предпринимателем.
  Для первой главное - получение информации, возможность приобрести права собственности на техническую новинку, способности и связи самого предпринимателя, подбор квалифицированной и работоспособной команды.
  Для второй - получение финансирования, приобретение различных факторов производства, что представляет особо сложную проблему, реклама. На этой стадии предприниматель, как правило, не получает прибыли.
  Проблемы третьей стадии связаны с расширением производства, с капиталовложениями и правильной ценовой политикой. На четвертой стадии необходимо внедрение очередной "новой комбинации".
  Предпринимательская деятельность (ее организация и ведение) ведется по определенным правилам, требующим государственного вмешательства и регулируется законом по многим направлениям. Интенсивное регулирование государством предпринимательской деятельности связано с тем, что в процессе производства встречаются частные интересы товаропроизводителей, интересы государства и общества, работников, потребителей. Вследствие этого возникает необходимость в согласовании различных интересов, избрании оптимальных решений, обеспечивающих как интересы предпринимателей, так и других субъектов. Для этого важно установить пределы разумного вмешательства правовых регуляторов и одновременно принять меры к устранению нежелательных эксцессов, таких, как снижение предпринимательского интереса к ведению своих дел несоразмерными налогами, социальными требованиями, с одной стороны, и, с другой стороны, предъявление разумных требований соблюдения норм природопользования, санитарии, стандартизации, ценообразования, уплаты налогов, конкуренции и др.
  Закон выдвигает определенные требования уже на подготовительной стадии, в начале предпринимательской деятельности.
  В процессе производства к предпринимателям предъявляются требования самого разного характера: соблюдать нормы природопользования, санитарии, бухгалтерского учета, осуществлять обязательные платежи в различные фонды, выполнять технологические требования к создаваемой продукции и т.д.
  Результаты хозяйствования предпринимателей также оказываются в сфере регулирования как с позиций финансовых обязательств перед бюджетом, так и с точки зрения представления отчетности, выполнения социальных обязательств и других позиций.
  Предпринимательской деятельностью признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном законом порядке.
  Среди отмеченных признаков, содержащихся в легальном определении предпринимательской деятельности необходимо различать общие, присущие любой свободной деятельности, в том числе предпринимательской (самостоятельный и рисковый характер), и специфические признаки предпринимательской деятельности (ее направленность на систематическое извлечение прибыли и необходимость государственной регистрации).
  Рассмотрим подробнее каждый из отмеченных признаков предпринимательской деятельности.
  А. Предпринимательская деятельность - деятельность самостоятельная, то есть граждане и юридические лица своей властью и в своем интересе осуществляют предпринимательскую деятельность. Если деятельность не является самостоятельной, то она не относится к предпринимательской. В частности, деятельность учреждения не может быть отнесена к предпринимательской. Учреждения, помимо основной своей деятельности, могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению цели, ради которой они созданы. Это объясняется тем, что учреждение создается собственником для заданной цели (социально-культурной, управленческой и т.п.), которая не приносит прибыли. Определяя цель деятельности учреждения и, финансируя его, собственник ограничивает учреждение в правовых возможностях.
  Предпринимательская деятельность организуется лицом по своему усмотрению, что, однако, не исключает ее регулирования со стороны государства. Так, в ст. 13 и 41 Конституции РБ, а также в ст. 22 и 45 ГК РБ гарантируется право на занятие предпринимательской деятельностью, не запрещенной законом. Из статей 2, 12, 15 и др. ГК РБ следует, что нерегламентированное законодательством вмешательство государства и его органов в деятельность предпринимателя не допускается. Предприниматель имеет право обращаться в хозяйственный суд либо в суд общей юрисдикции с заявлением о признании недействительными ненормативных актов государственных органов или органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, - нормативных актов, не соответствующих закону или иным правовым актам и нарушающих права и охраняемые законом интересы предпринимателя.
  Б. Предпринимательская деятельность - деятельность, осуществляемая субъектом на свой риск. Действительно, свобода деятельности предполагает и несение риска последствий соответствующих действий (бездействия). Если деятельность осуществляется не на свой риск, то она не относится к предпринимательской. Например, деятельность государственных и иных учреждений не может быть отнесена к предпринимательской также и потому, что при недостаточности у учреждения денежных средств субсидиарную ответственность по его долгам несет собственник соответствующего имущества (п. 2 ст. 120 ГК РБ).
  Деятельность предпринимателя направлена на получение прибыли. Однако в силу различных причин этот результат не всегда достижим. В таких случаях говорят о коммерческом риске. Коммерческий риск - нормальное рыночное явление, связанное с возможностью наступления неблагоприятных последствий для предпринимателя. Причины таких неблагоприятных последствий могут быть различными: субъективными и объективными.
  Если причины объективны, независимы от предпринимателя или других лиц (стихийные бедствия и другие чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства), то предприниматели должны учитывать эти обстоятельства и заранее принимать необходимые меры по устранению или уменьшению своих возможных потерь. К таким мерам можно отнести страхование. Причем наряду со страхованием конкретных коммерческих рисков в страховых организациях предприниматели могут, а в случаях, предусмотренных законом, - обязаны заниматься самострахованием путем создания за счет части собственной прибыли резервного (страхового) фонда, предназначенного для покрытия любых непредвиденных расходов.
  К субъективным причинам возникновения неблагоприятных последствий можно отнести неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств предпринимателем или его контрагентами по договору. В этом случае наступает ответственность предпринимателя или его контрагента, что выражается в неблагоприятных имущественных последствиях для соответствующего лица и обусловлено правонарушением с его стороны.
  Предприниматель несет ответственность в том случае, если не докажет, что надлежащее исполнение обязательства оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (стихийные бедствия, военные действия и т.п.). Вина является необходимым условием ответственности предпринимателя, если это прямо предусмотрено законом или договором.
  В. Предпринимательская деятельность - деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. При этом речь идет об основной цели деятельности предпринимателя. Если же извлечение прибыли не является основной целью деятельности лица, то оно не рассматривается в качестве предпринимателя, а его деятельность не является предпринимательской.
  В условиях рыночной экономики в качестве цели предпринимательства выступает не только производство товаров (работ, услуг), которое само собой разумеется как средство достижения цели предпринимательства, сколько извлечение прибыли. Действующим законодательством легализована цель предпринимательства - систематическое профессиональное извлечение прибыли.
  В предпринимательской деятельности каждая отдельная сделка является лишь особым звеном целого плана предпринимателя, составленного с целью получения конечного результата - прибыли.
  В конечном счете для предпринимателя важна не сфера деятельности, какой может быть торговая, посредническая, строительная, транспортная, страховая, банковская, инвестиционная и любая иная деятельность. Для предпринимателя главное составляет конечная цель деятельности - прибыль, систематическое получение прибыли. В этом смысле деятельность в любой сфере экономики (хозяйства) является предпринимательской, поскольку она направлена на извлечение прибыли (разницы между ценой приобретения и ценой продажи). И чем больше прибыли сулит та или иная сфера деятельности, тем большим внимаем со стороны предпринимателей она пользуется.
  Г. Предпринимательская деятельность - это деятельность, осуществляемая лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации запрещается. Доходы, полученные в результате такой деятельности, подлежат взысканию в доход государства в установленном порядке.
  Государственная регистрация, а в определенных случаях и лицензирование предпринимательской деятельности необходимы для осуществления контроля за ней со стороны общества в случаях, прямо указанных в законодательстве.
  Рассмотрев признаки, характеризующие предпринимательскую деятельность, можно сделать вывод о том, что хозяйственная деятельность и предпринимательская деятельность находятся между собой в определенном соотношении: то, что входит в содержание предпринимательской деятельности, характерно для любой хозяйственной деятельности. Однако предпринимательская деятельность отличается рядом характерных признаков, что позволяет говорить о предпринимательской деятельности как более узком понятии, чем хозяйственная.
  Следует согласиться, что серьезные изменения в белорусской экономике требуют адекватного законодательства, регулирующего экономические отношения. В законодательство введены новые понятия, термины, возникли новые правовые институты.
  Поэтому современная концепция предпринимательского права должна быть основана "на признании объективной необходимости государственного регулирования системы рыночного хозяйства, которая требует формирования определенной системы правовых норм, регулирующих во взаимосвязи и единстве деятельность государства по созданию, поддержанию, обеспечению и развитию рыночного механизма, а также деятельность самих предпринимателей" (Быков А.Г. Предпринимательское право: проблема формирования и развития. Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1993. № 6. С. 9).
 
 Глава VI. Торговое право зарубежных стран
 
  В связи с осуществляемыми в Белоруссии радикальными экономическими преобразованиями и значительными изменениями в правовом регулировании хозяйственных отношений большое значение приобретает опыт стран с развитой рыночной экономикой.
  В зарубежных странах исторически сложились различные правовые системы. Важнейшими из них являются романо-германская (континентальная) и англо-американская системы.
  Деление права на публичное и частное является основополагающей классификацией норм и правовых институтов в странах романо-германской правовой системы, то есть в тех странах, на право которых оказала существенное влияние римская правовая традиция.
  Английскому праву неизвестно деление права на частное и публичное, поскольку по своему происхождению английское право предстает как право публичное. Указанную традицию восприняло и право США.
  Вопрос о соотношении частного и публичного права не является просто общетеоретическим вопросом. Он носит прагматический характер, так как от его решения зависит право государства на вмешательство в частную жизнь, в экономическую, предпринимательскую и иные сферы.
  Публичное право в странах континентальной Европы традиционно включает такие отрасли, как государственное (конституционное) право, административное, финансовое и уголовное.
  Основу частного права составляет гражданское право. В некоторых странах хозяйственная деятельность, осуществляемая в качестве промысла с целью извлечения прибыли, регулируется нормами торгового права.
  В результате буржуазных революций произошла ломка устоев феодального общества и ряда его правовых институтов, стоявших на пути развития производительных сил и предпринимательства.
  В начале XVIII в. во Франции проводилась значительная кодификационная работа в области гражданского и торгового права. В 1804 г. принимается Гражданский кодекс, а в 1807 г. - Торговый кодекс, то есть произошло деление частного права на торговое и гражданское, которому предшествовал период длительного исторического развития, получило законодательное оформление. Торговое право возникло в условиях феодального государства, чему способствовали: сословный характер общества, усложнение и развитие торговой, предпринимательской деятельности. Наиболее благоприятные условия для эволюции торгового права сложились в средневековой Италии, являвшейся центром средиземноморской торговли. Сословие купцов руководствовалось в своей профессиональной деятельности складывавшимися сначала внутри купеческих корпораций, а затем в масштабах городов обычаями. Так постепенно формировалось право торгового оборота, которое первоначально распространялось на лиц торгового звания и называлось правом торговцев. Нормы, вырабатываемые в торговом обороте, передавались от поколения к поколению, от отца к сыну, в качестве обычаев предков, первоначально в рамках замкнутой купеческой корпорации, а позднее, с образованием обычаев, общих для всех купцов города, стали применяться как обычаи данного города.
  Помимо сословного характера феодального общества возникновению специальных норм способствовала специфическая деятельность купцов -организация производства, торговля. Нормы гражданского права, требующие от участников правоотношений совершения сложных формальностей, часто громоздкие, не отвечали главной потребности торгового оборота - созданию условий для быстрого и надежного перемещения ценностей от одного субъекта к другому и при этом строгой фиксации прав на имущество. Неприемлемыми для торгового оборота оказались также принципы индивидуального подхода к оценке поведения обязанного лица без учета общепринятой позиции в практике торговли, дух национальной обособленности гражданского права.
  В городах, сначала в Италии, а потом и на севере Европы предпринимались попытки записи торговых обычаев и судебных решений по торговым делам, а с развитием торговой деятельности купцов и морской торговли, укреплением рынков происходит постепенное расширение сферы действия норм обычного права как в пространстве, так и по кругу лиц. Обычаи торговцев начинают применяться для урегулирования отношений не только между лицами торгового сословия, но и другими лицами, вступавшими в отношения торгового характера, то есть постепенно происходило превращение права торговцев в торговое право. Однако для появления торгового права в современном его понимании необходим был еще долгий путь исторического развития, на котором от первоначальной записи обычаев, простой их фиксации отдельные феодальные государства переходили к попыткам кодификации торговых обычаев.
  Наиболее значительные усилия в этом направлении были предприняты во Франции при Людовике XIV, когда были разработаны и введены в действие на всей территории королевства два ордонанса - Ордонанс о торговле 1673 г. и Ордонанс о мореплавании 1681 г. Эти документы в значительной степени способствовали унификации правового регулирования торговых операций на территории Франции. Ордонансы послужили основой Французского торгового кодекса 1807 р., действующего и поныне.
  Развитие торговых отношений после буржуазных революций во Франции требовало правового регулирования, соответствующего новым условиям. Франция была первой страной, где проблема создания нового гражданского и торгового законодательства была успешно решена. Оба эти акта (Французский гражданский кодекс 1804 г. и Французский торговый кодекс 1807 г.) являются действующими законами до настоящего времени.
  Явление, когда в государстве для регулирования казалось бы однотипных имущественных отношений в области частного права применяются два закона - гражданский и торговый, имеет место своеобразная двойственность в законодательстве, регулирующем частно-правовые отношения именуется "дуализмом частного права", а страны последовавшие примеру Франции, относятся к группе стран с дуалистической системой частного права. К этой группе относятся Германия, Испания, Португалия, Япония и др.
  Генезисом дуализма частного права явилась сословная замкнутость феодального общества и специфичность профессиональной деятельности купеческого сословия.
  Несколько иначе развивалось торговое право в Англии. Без сомнения и в Англии сословие купцов вырабатывало в своей практической деятельности правила поведения - торговые обычаи. Но особенность развития права Англии - его прецедентный характер - заключалась в том, что появившийся в деловой практике обычай, однажды примененный судом в качестве нормы обычного права, для всех последующих поколений превращался в норму прецедентного права, то есть происходило поглощение обычаев прецедентным правом. В ведущем прецеденте 1875 г. дано определение торгового права, согласно которому оно есть не что иное, как подтвержденные решениями судов общего права обычаи купцов и торговцев в различных отраслях торговли. В ходе исторического развития купеческое право Англии испытало на себе некоторое влияние римского права, но уже в XVII в. начался процесс слияния торгового права с общим гражданским правом, завершившийся в XVIII в.
  В США, как и в Англии, торговое право не выделяется в качестве отдельной отрасли. Однако США являются страной, сформировавшейся в период становления и бурного развития капиталистических отношений, и потому гражданское право отдельных штатов содержит значительное число норм, предназначенных для регулирования отношений, возникающих в предпринимательской деятельности. В целях унификации правового регулирования отношений в гражданском и торговом обороте штатами разрабатываются и принимаются единообразные законы по отдельным проблемам. Наиболее значительным по объему и по важности регулируемых вопросов является Единообразный торговый кодекс. Разработка торгового кодекса, будучи явлением весьма значительным, тем не менее не дает оснований относить США к странам с дуалистической системой права, поскольку в США термин "торговое право" применяется, но в более узком смысле по сравнению, с правовыми системами европейских государств. Несмотря на 'это, в США и Англии в учебных заведениях читаются курсы по торговому праву, издаются учебники и готовятся юристы, специализирующиеся на обслуживании торгового оборота.
  Процессы, затрагивающие взаимодействие гражданского и торгового права, взаимосвязаны. Нормы гражданского и торгового права находятся в соотношении общих и специальных норм. Наблюдается их взаимовлияние в странах с дуалистической системой. Очень часто под влиянием коммерческой практики, торгового права происходит изменение отдельных норм гражданского права. Этот процесс получил название "коммерциализации" гражданского права.
  Французский гражданский кодекс делится на три книги, которым предшествует вводный титул, посвященный опубликованию, действию и применению законов.
  Книга I "О лицах" содержит постановления, касающиеся правового положения физических лиц, включая семейные отношения.
  В книге II "Об имуществах и различных видоизменениях собственности" регламентируется право собственности и другие вещные права.
  Книга III "О различных способах, которыми приобретается наследство" содержит нормы о наследственном праве, об обязательственном праве и некоторые другие положения (например, о давности).
  Французский торговый кодекс состоит из четырех книг. Книга I "О торговле вообще" содержит правила об индивидуальных торговцах и торговых товариществах, о биржах и посредниках, о векселе. Книга II "О морской торговле" определяет положение морских судов.
  Книга III "О несостоятельности и банкротствах" регламентирует указанные процедуры.
  Книга IV "О торговой юрисдикции" посвящена вопросам торгового судопроизводства.
  Торговый кодекс был издан лишь как дополнение к гражданскому. Все общие положения гражданского кодекса применяются и к торговым сделкам. В кодексе, содержатся лишь специальные правила, применяемые в сфере торгового оборота. При отсутствии специальных правил применяются общие правила гражданского кодекса.
  1 января 1900 г. в Германии вступили в силу Гражданское и Торговое уложения.
  Германское гражданское уложение состоит из пяти книг:
  I - "Общая часть";
  II - "Обязательственное право";
  III - "Вещное право";
  IV - "Семейное право";
  V - "Наследственное право".
  Германское торговое уложение состоит из четырех книг:
  I - "Торговые деятели";
  II - "Торговые товарищества";
  III - "Торговые сделки";
  IV - "Морское право".
  Существующий дуализм частного права порождает проблему разграничения сферы действия гражданского и торгового права.
  В зарубежном законодательстве эта проблема решается путем определения лиц, признаваемых коммерсантами, а также установления круга сделок, которые считаются торговыми.
  Развитие товарно-денежных отношений, включение в торговый оборот практически любых материальных и нематериальных ценностей влечет за собой расширение сферы применения торгового права. Многие принципы, конструкции и нормы торгового права распространяются в настоящее время и на область традиционного гражданского права. Указанный процесс получил название "коммерциализации" гражданского права. Эти изменения приводят к перемещению границы между гражданским и торговым правом, а сегодня в ряде случаев ее вообще бывает трудно установить.
  С учетом названных обстоятельств некоторые государства сочли целесообразным объединить гражданское и торговое право; Швейцария и Италия упразднили торговые кодексы, а Гражданский кодекс Италии, например, регламентирует не только гражданские, но и торговые отношения. Но даже принятие единых гражданских кодексов не устраняет дуализм в правовом регулировании имущественных отношений, построенных на началах юридического равенства. По существу во всех странах, включая Англию, США и другие государства общего права, имеются специальные нормы, призванные регулировать исключительно коммерческие или торговые отношения.
  Сохранение самостоятельности торгового права в полной мере отвечает тенденции современного зарубежного права к дифференцированному регулированию однородных общественных отношений в зависимости от их субъектного состава.
  В дореволюционной России курс торгового права читался в высших учебных заведениях наряду с курсом гражданского права. При этом в литературе подчеркивалось, что торгово-промышленный характер действий, сделок и отношений составляет особое содержание торгового права. Одновременно подчеркивалась необходимость научных исследовании в выяснении тех особенностей, какими обладают институты торгового права.
  Видный российский цивилист Г. Ф. Шершеневич определял торговое право как "совокупность норм частного права, общего и специального, имеющую применение к той области народнохозяйственной жизни, которую закон признает торговлей". Отметим, что термин "коммерция" (лат. commercium в переводе означает "торговля").
  Современное торговое право (коммерческое право) не претендует на самостоятельность в качестве отрасли права и является составной частью гражданского права, специальное изучение которого вызвано практическим интересом, поскольку белорусское законодательство в настоящее время развивается таким образом, что особенности правового регулирования предпринимательской деятельности находят выражение в едином Гражданском кодексе РБ и ряде специальных нормативно-правовых актов.
  При этом отмечается, что отношения, являющиеся предметом гражданско-правового регулирования, возникающие между предпринимателями или с их участием, нуждаются в особом правовом регулировании. Они и составляют предмет регулирования коммерческого права.
  Вместе с тем в юридической литературе имеются предложения о необходимости разделения частноправового материала между двумя кодексами - гражданским и торговым (Толстой Ю.К. На путях кодификации гражданского законодательства / Правоведение. 1994. № 3. С. 26).
  По мнению некоторых ученых, необходимо приступить к формированию новой отрасли - торгового права, так как существует определенная область хозяйственных отношений, которая не может регулироваться гражданским правом. Так, Чанкин В.В. (Право торговое: современные тенденции / Государство и право. 1993. № 2. С. 59-63) отмечает, что предметом торгового права являются "обширнейшие коммерческие отношения в сфере хозяйственной деятельности".
 
 
 
 
 
 
 Раздел II СУБЪЕКТЫ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРАВА. ПРАВО НА ИМУЩЕСТВО СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
 Глава I. Понятие, признаки и классификация субъектов хозяйственного права. Правовое положение предпринимателя и формы предпринимательской деятельности
 
  Вопрос о субъектах хозяйственного права является достаточно сложным. Хозяйственную деятельность ведут коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства. В установленных законом пределах хозяйственной (предпринимательской) деятельностью вправе заниматься и некоммерческие организации. В соответствии с пунктом 3 статьи 46 Гражданского кодекса Республики Беларусь некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность, если это необходимо для достижения целей, ради которых они созданы. Участниками хозяйственных правоотношении могут быть также государство (Республика Беларусь), административные образования. Однако основными субъектами хозяйственного права являются коммерческие организации и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Предпринимательская деятельность подлежит специальной правовой регламентации, занятие ею требует соблюдения ряда условий, к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, предъявляются определенные требования и они приобретают особый правовой статус. В связи с этим большое практическое значение имеет уяснение понятий предпринимательства и предпринимателя.
  Под предпринимательской деятельностью, как вам уже известно, понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (п. 1 ст. 1 ГК РБ), а предприниматель - это лицо, осуществляющее в установленном порядке предпринимательскую деятельность (производящее товары, выполняющее работы, оказывающее услуги), занимающееся этой деятельностью систематически на профессиональной основе, в виде промысла. Таким образом, критерии, позволяющие отнести то или иное лицо к субъектам предпринимательской деятельности, являются следующими. Во-первых, такое лицо должно заниматься хозяйственной деятельностью, т. е. производством, реализацией товаров, оказанием услуг, выполнением работ. Во-вторых, эта деятельность должна осуществляться им от своего имени и на постоянной основе (в качестве основного занятия). В-третьих, хозяйственная деятельность может считаться предпринимательской только в том случае, когда она направлена на извлечёние прибыли1.
  Существенными признаками предпринимателя, как субъекта хозяйственного права, является наличие у него обособленного имущества и самостоятельная имущественная ответственность по обязательствам, вытекающим из хозяйственных отношений. Без имущественного обособления и самостоятельной ответственности не может быть хозяйствующего субъекта. Обязательным условием осуществления предпринимательской деятельности является государственная peгистрация. Осуществление предпринимательства без регистрации является незаконным и все, полученное в результате такой деятельности, подлежит обращению в доход государства. Для осуществления некоторых видов предпринимательской деятельности необходимо специальное разрешение (лицензия).
  Субъекты хозяйственного права могут быть классифицированы по различным признакам, в зависимости от формы собственности, на основе которой они созданы; от характера хозяйственной компетенции; от организационно-правовой формы. С учетом этих факторов в юридической литературе дается следующая классификация субъектов хозяйственного права. Выделяются субъекты, в компетенции которых преобладает ведение хозяйственной деятельности: предприниматели - физические лица; предприятия и другие коммерческие организации; подразделения коммерческих организаций. Далее идут субъекты, в хозяйственной компетенции которых наибольший удельный вес составляют хозяйственно-организаторская деятельность, а также реализация и защита публичных интересов общества: государство (Республика Беларусь), административные образования. Внутри этих групп предлагается дифференцировать субъектов по особенностям их имущественной базы, компетенции, правовому статусу, отраженному в специальных актах, посвященных таким субъектам.
  Правовое положение предпринимателя (хозяйствующего субъекта) определяется прежде всего Гражданским кодексом Республики Беларусь, положения которого будут развиты и уже находят развитие в других республиканских законах, а также в установленных законом случаях в подзаконных актах. Принятые законы "Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью", " О товарных биржах " и ряд других играют существенную роль в регулировании предпринимательской деятельности, определении правового положения предпринимателя. Как уже было отмечено, предпринимательская деятельность реализуется в индивидуальной и коллективной форме, посредством образования и без образования юридического лица. В условиях перехода к рыночному хозяйству довольно значительное распространение получила индивидуальная предпринимательская деятельность без образования юридического лица. Новый Гражданский кодекс достаточно полно определяет правовой режим этого вида предпринимательской деятельности, четко фиксирует требования о право-, дееспособности граждан, выступающих в качестве индивидуальных предпринимателей, а также иные условия ее осуществления.
  В соответствии с частью третьей статьи 22 ГК РБ к предпринимательской деятельности граждан применяются правила, регулирующие деятельность коммерческих организаций, то есть в хозяйственных отношениях индивидуальные предприниматели выступают на тех же основаниях, что и коммерческие организации, имеющие статус юридического лица. Предусмотрена возможность использования наемного труда индивидуальными предпринимателями, решены в законодательстве в настоящее время и вопросы, возникающие в связи с неплатежеспособностью граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, предусматривается возможность банкротства индивидуального предпринимателя, условия и пределы его ответственности перед кредиторами. В соответствии со статьей 24 ГК РБ индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществляемой им предпринимательской деятельностью, объявляет о своем банкротстве либо признается банкротом в принудительном порядке по решению суда. По своим обязательствам перед кредиторами индивидуальный предприниматель отвечает всем своим имуществом, а не только тем, которое использует в предпринимательской деятельности. При осуществлении процедуры признания индивидуального предпринимателя банкротом его кредиторы по обязательствам, не связанным с осуществлением им предпринимательской деятельности, также вправе предъявить свои требования. Представляется важным отметить и следующее. Как уже было сказано, предпринимательская деятельность подлежит обязательной государственной регистрации. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением данного требования, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
  Регистрация индивидуальных предпринимателей производится районной, городской (в городах без районного деления), районной в городе, поселковой, сельской администрацией по месту жительства гражданина. Процедура регистрации определена Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь № 11 от 16 апреля 1999 года. Для регистрации представляется заявление по установленной форме и документ об уплате регистрационного сбора. Государственная регистрация осуществляется в день представления документов либо в трехдневный срок с момента получения документов по почте. В этот же срок заявителю выдается или высылается по почте бессрочное свидетельство о регистрации в качестве предпринимателя.
  Особым субъектом хозяйственного права является крестьянское (фермерское) хозяйство. Крестьянское (фермерское) хозяйство может состоять из одного или нескольких членов, в том числе составлять семью или группу лиц, объединившихся в такое хозяйство. В крестьянском (фермерском) хозяйстве могут работать и наемные работники.
  Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если договором между ними не установлено иное. В совместной собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства находятся предоставленный в собственность этому хозяйству или приобретенный земельный участок, насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое имущество, приобретенное для хозяйства на общие средства его членов. Плоды, продукция и доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, являются общим имуществом членов крестьянского (фермерского) хозяйства и используются по соглашению между ними.
  Правовое положение крестьянского (фермерского) хозяйства определяется законом "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и другими нормативно-правовыми актами.
  Право на создание крестьянского (фермерского) хозяйства и получение для этих целей земельного участка имеет каждый дееспособный гражданин, имеющий опыт работы в сельском хозяйстве и сельскохозяйственную квалификацию или прошедший специальную подготовку. Преимущественным правом на получение земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства пользуются граждане, проживающие в данной местности.
  Земельный участок для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства предоставляется по заявлению гражданина в пользование, пожизненное наследуемое владение или собственность на основе решения районной или городской администрации. В пределах установленных норм земля передается в собственность бесплатно, а сверх этих норм - за плату.
  Крестьянские (фермерские) хозяйства чаще всего создаются при выходе граждан из колхозов и совхозов. Владелец имущественного и земельного пая может подать заявление во внутрихозяйственную комиссию колхоза или совхоза о выделении его паев для организации крестьянского (фермерского) хозяйства, после чего производится регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства.
  Основными субъектами хозяйственного права являются юридические лица. В соответствии со статьей 44 части первой Гражданского кодекса Республики Беларусь юридическими лицами признаются организации, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающие по своим обязательствам этим имуществом. Юридические лица могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности; могут быть истцами и ответчиками в суде.
  Как субъекты гражданского права, юридические лица обладают следующими признаками:
  - организационное единство (юридическое лицо - это организованный коллектив, осуществляющий производственные, социальные или иные функции и имеющий свою систему органов управления и контроля, наделенных соответствующей компетенцией);
  - имущественная обособленность (каждое юридическое лицо имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс или смету);
  - самостоятельная имущественная ответственность (юридическое лицо самостоятельно отвечает по своим обязательствам, ответственность других субъектов гражданского права, в том числе учредителей, по обязательствам юридических лиц может иметь место лишь в предусмотренных законом или договором случаях);
  - наличие фирменного наименования (коммерческая организация должна имеет фирменное наименование и выступать под этим наименованием в гражданском обороте)2.
  Являясь субъектами гражданского права, юридические лица обладают право- и дееспособностью, которая может быть общей и специальной (целевой).
  Правоспособность юридического лица возникает с момента его государственной регистрации и прекращается с ликвидацией юридического лица.
  Новый ГК РБ расширил возможности предпринимательской деятельности коммерческих организаций. Сейчас коммерческие организации (за исключением государственных и коммунальных предприятий) вправе заниматься любыми видами деятельности, если они не запрещены законом. Однако отдельными видами деятельности можно заниматься только при наличии специального разрешения (лицензии).
  Право заниматься лицензируемой деятельностью возникает у юридического лица с момента получения лицензии, а прекращается в момент истечения срока ее действия, если иное не указано в законе или другом нормативно-правовом акте. Помимо рассмотренного выше ограничения деятельности субъектов хозяйствования имеются ограничения и более общего характера. В частности, занятие отдельными видами деятельности разрешено лишь определенным юридическим лицам и считается запрещенным всем остальным участникам гражданского оборота. Примером может служить деятельность, составляющая государственную монополию. Исключительный характер определенных видов деятельности предусмотрен в ряде специальных актов (законы о банковской, биржевой, страховой и некоторых других видах деятельности).
  Ограничение правоспособности может иметь и другую форму, нормативным актом может быть предусмотрено, какими видами деятельности юридическое лицо заниматься не вправе. Так, в законе о страховании установлено, что предметом непосредственной деятельности страховщика не может быть производственная, торговая и банковская деятельность. Закон о банках запрещает банкам совершать операции по производству и торговле материальными ценностями, а также всеми видами страхования, за исключением страхования валютных и кредитных рисков. В соответствии с законом о биржах, биржи не могут заниматься торговлей, торгово-посреднической и иной деятельностью, не связанной непосредственно с организацией биржевой торговли. Биржи не вправе также осуществлять вклады, приобретать долги (паи), акции предприятий и организаций, если эти предприятия и учреждения не ставят целью осуществление биржевой деятельности.
  В соответствии со статьей 48 ГК РБ юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В предусмотренных законом случаях юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.
  В учредительных документах должно быть указано наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления, а также ряд других сведений (см. ст.48 Гражданского кодекса Республики Беларусь).
  Статус юридического лица приобретается субъектами предпринимательской деятельности посредством государственной регистрации. В соответствии со статьей 47 части первой Гражданского кодекса Республики Беларусь регистрация юридических лиц должна осуществляться в порядке, определяемом законодательством. В настоящее время сохраняется прежний порядок, то есть юридические лица регистрируются местными исполнительными органами власти.
  Важные положения о регистрации предпринимательской деятельности содержатся в Декрете Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999г. № 11 "Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования" \ "Республика" от 18.03.99г., в соответствии с которым учредительные документы могут представляться в регистрирующий орган как непосредственно учредителями, так и направляться ценным почтовым отправлением с уведомлением и описью вложения. При этом датой представления учредительных документов для регистрации ЯВЛЯЕТся соответственно дата их фактической подачи в регистрирующий орган или дата почтового отправления, указанная в квитанции. Регистрация юридических лиц должна осуществляться регистрирующим органом не позднее трех дней с момента представления необходимых документов либо в течение тридцати календарных дней с даты почтового отправления. Данные о государственной регистрации юридического лица сообщаются органом, осуществившим регистрацию, в недельный срок в налоговую инспекцию для включения в государственный реестр. Сведения о включении в государственный реестр подлежат опубликованию в установленном порядке.
  В Положении содержится и ряд других важных норм, в частности, запрещается требование гарантийных писем и иных документов, подтверждающих местонахождение юридического лица, указанное в учредительных документах; существенно повышен минимальный размер уставного капитала коммерческих организаций. Для акционерных обществ, коммерческих структур с долевым участием иностранных партнеров (совместные предприятия независимо от их организационно-правовых форм), а также для государственных и коммунальных предприятий размер уставного капитала должен быть не менее десяти тысячекратного размера минимальной оплаты труда, установленной законодательством РБ на дату представления учредительных документов для регистрации.
  Положение существенно ограничивает возможность отказа в регистрации субъектов предпринимательской деятельности. Отказ допускается только в случаях несоответствия перечня представленных документов и содержащихся в них сведений установленным Положением требованиям. Уведомление об отказе должно быть направлено заявителю в письменной форме за подписью должностного лица, ответственного за регистрацию, в трехдневный срок со дня получения документов на регистрацию или получения их по почте. Отказ в государственной регистрации может быть обжалован в хозяйственный суд.
  Установленные Положением предельно сжатые сроки регистрации субъектов предпринимательской деятельности затрудняют возможность выявления всех нарушений законодательства, которые могут быть в учредительных документах, поэтому в данном нормативном акте предусмотрены меры, которые должны быть предприняты регистрирующим органом для устранения выявленных впоследствии нарушений. В случае установления недостоверности сведений, содержащихся в представленных документах, нарушения порядка создания предприятия, а также несоответствия учредительных документов законодательству РБ орган, осуществивший регистрацию, обязан в течение одного календарного месяца со дня регистрации уведомить учредителей о необходимости внесения соответствующих дополнений или изменений в учредительные документы. Учредители юридического лица обязаны в течение семи календарных дней с даты получения ими уведомления внести соответствующие дополнения или изменения в учредительные документы и представить их в орган, осуществивший регистрацию юридического лица. В случае непредставления сведений в установленные сроки орган, осуществивший регистрацию юридического лица, обязан обратиться в хозяйственный суд с иском о признании недействительными (полностью или частично) учредительных документов.
  Решение хозяйственного суда является основанием для аннулирования государственной регистрации юридического лица.
  Аннулирование государственной регистрации производится в течение семи календарных дней с даты получения регистрирующим органом судебного решения.
  Регистрирующий орган обязан в 3-дневный срок с даты аннулирования государственной регистрации на основании судебного решения направить юридическому лицу письменное уведомление об этом. Данные об аннулировании сообщаются органом, осуществившим регистрацию, в недельный срок в налоговую инспекцию для внесения в государственный реестр.
  Сведения об исключении из государственного реестра подлежат опубликованию в установленном порядке.
  Действующее гражданское законодательство определяет также порядок реорганизации и ликвидации юридических лиц. Под реорганизацией юридического лица понимается его преобразование, которое может быть осуществлено различными способами, посредством слияния, присоединения, разделения, выделения, изменения организационно-правовой формы. Решение о реорганизации принимается учредителями либо органом юридического лица, уполномоченным на то учредительными документами.
  В предусмотренных законом случаях реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц может быть осуществлена по решению уполномоченных на то государственных органов или суда.
  При реорганизации юридических лиц имеет место правопреемство. При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. Аналогично решается вопрос и при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу.
  При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.
  При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.
  Учредители юридического лица или орган, принявший решение о его реорганизации, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица, при этом кредиторы вправе потребовать прекращения либо досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков.
  Под ликвидацией юридического лица понимается прекращение его деятельности. При ликвидации отсутствует правопреемство. Юридическое лицо может быть ликвидировано добровольно - по решению его учредителей или в принудительном порядке, по решению суда в установленных законом случаях, в том числе при неплатежеспособности (банкротстве) юридического лица.
  Раздел первый Гражданского кодекса Республики Беларусь устанавливает ряд требований, которые должны быть соблюдены при ликвидации юридического лица. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о его ликвидации, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу, осуществившему государственную регистрацию ликвидируемого юридического лица, для внесения сведений об этом в Единый государственный реестр юридических лиц. По согласованию с вышеназванным органом назначается ликвидационная комиссия, которая осуществляет ряд важных функций (с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят функции по управлению делами юридического лица, выявлению кредиторской и дебиторской задолженности и др.). Ликвидационная комиссия помещает в органах печати публикацию о ликвидации юридического лица и о порядке и сроках заявления требований кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации юридического лица.
  Статья 60 Гражданского кодекса Республики Беларусь устанавливает очередность удовлетворения требований кредиторов ликвидируемого юридического лица.
  В первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих платежей.
  Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), и по выплате вознаграждений по авторским договорам.
  После этого удовлетворяются последовательно обязательства перед бюджетом и внебюджетными фондами; требования кредиторов, обязательства перед которыми были обеспечены залогом имущества ликвидируемого юридического лица
  В последнюю (пятую) очередь производятся расчеты со всеми прочими кредиторами.
  При ликвидации банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан.
  После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации. Ликвидационный баланс согласовывается с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридического лица. Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными.
  В условиях расширения самостоятельности субъектов хозяйствования большое практическое значение приобрел вопрос о правовом положении филиалов и представительств. Филиалы и представительства являются обособленными подразделениями юридического лица. Они располагаются вне места нахождения юридического лица и могут осуществлять все или часть его функций (филиалы) либо представлять интересы юридического лица и осуществлять их защиту (представительства). Филиалы и представительства не являются юридическими лицами. Они получают от юридического лица необходимое для их деятельности имущество и действуют на основании утвержденных им положений.
  Руководители филиалов и представительств назначаются на должность и освобождаются от должности юридическим лицом и управляют представительствами и филиалами по доверенности юридического лица.
  Не являясь юридическими лицами, филиалы и другие внутрихозяйственные подразделения юридического лица могут, однако, выступить в ограниченных пределах в качестве субъекта хозяйственных отношений.
  Внутрихозяйственные подразделения признаются субъектами хозяйственного права, если они действуют на основе организационно-имущественного обособления и внутрихозяйственного расчета. Внутрихозяйственная деятельность осуществляется по общему правилу вне сферы товарно-денежного оборота, вместе с тем в условиях рыночных отношений коммерческие организации нередко прибегают к организации своего (условного) внутрихозяйственного расчета, строят отношения между подразделениями предприятия на договорной основе, правовой статус структурных подразделений определяется при этом самим предприятием во внутрихозяйственных актах. На предприятии разрабатывается общее положение об условиях хозрасчетной работы подразделений, положения о конкретных подразделениях. В этих локальных актах определяется имущественная база и хозяйственная компетенция подразделения, порядок взаимодействия с другими подразделениями и администрацией предприятия, условия стимулирования за достижение установленных показателей и. ответственность за нарушения обязательств. Отношения со структурными подразделениями могут оформляться и внутрихозяйственными договорами, при этом возможны два вида внутрихозяйственных договоров: договоры между структурными подразделениями и договоры структурных подразделений с предприятием в лице его администрации. Как уже было отмечено, хозяйственная компетенция структурных подразделений определяется самим предприятием. Однако некоторые исходные положения для отдельных видов подразделений зафиксированы в законе. Это относится, в частности, к возможности открытия предприятиями расчетных и текущих счетов в банке для своих обособленных структурных подразделений.3
 
 
 
 
 
 Глава II. Организационно-правовые формы коммерческих организаций: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы (артели), республиканские, коммунальные, частные и дочерние унитарные предприятия
 
  Наиболее широкими возможностями для проявления себя как субъекта хозяйственного права обладают коммерческие организации, то есть те юридические лица, которые в качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечение прибыли.
  Предпринимательская деятельность коммерческих организаций может осуществляться в различных организационно-правовых формах. Новый Гражданский кодекс внес ряд изменений в организационно-правовые формы. Индивидуальные и семейные частные предприятия Гражданским кодексом вообще не предусмотрены. В связи с этим предприятия данных организационно-правовых форм, коллективные предприятия, а также предприятия, имущество которых является собственностью иных юридических и (или) физических лиц, а указанным предприятиям принадлежит на праве полного хозяйственного ведения, до 1 июля 2000 года подлежат преобразованию в хозяйственные общества, товарищества, производственные кооперативы, либо ликвидируются. До преобразования или ликвидации к вышеназванным предприятиям применяются нормы, регулирующие деятельность унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления. Из этого следует, что при недостаточности имущества таких предприятий для удовлетворения требований кредиторов, кредиторы вправе предъявить иск к собственнику, который несет в этом случае субсидиарную ответственность по долгам своего предприятия.
  Однако объединения государственных предприятий, учреждений и организаций, созданные по решению Президента, Правительства РБ, а также по их поручению министерствами и другими республиканскими органами государственного управления либо по решению органов местного управления и самоуправления будут продолжать свою деятельность со статусом коммерческих организаций вплоть до особого решения соответственно Президента либо Правительства Республики Беларусь.
  Гражданский кодекс Республики Беларусь содержит исчерпывающий перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций. В соответствии с пунктом 2 статьи 46 ГК РБ юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов и унитарных предприятий. Товарищества могут создаваться в виде полного товарищества или коммандитного товарищества.
  Новый ГК РБ рассматривает полное товарищество в качестве юридического лица. Участниками полного товарищества могут быть как индивидуальные предприниматели, так и коммерческие организации.
  Полное товарищество создается на основе учредительного договора, в котором должно быть указано наименование товарищества, его местонахождение, порядок совместной деятельности по созданию товарищества, размер и состав уставного капитала и ряд других положений (см. ст.67 ГК РБ).
  Ведение дел в полном товариществе осуществляется каждым участником, т.е. любой участник вправе вести дела от имени товарищества без особого согласия на это других участников, если учредительным договором не предусмотрено иное.
  Прибыль и убытки полного товарищества распределяются пропорционально долям в уставном капитале, если иное не предусмотрено соглашением участников. ГК РБ регламентирует вопросы выхода из полного товарищества.
  Если полное товарищество учреждено без указания срока, выйти из него можно, заявив об этом за шесть месяцев до выхода, если учредительным договором не предусмотрен иной срок. Досрочный выход возможен лишь по уважительной причине. Выбывшему из полного товарищества участнику выплачивается стоимость части имущества, соответствующая его доле в уставном капитале, если в учредительном договоре не предусмотрено иное. По соглашению всех участников выплата может быть заменена выдачей имущества в натуре.
  Под коммандитным товариществом понимается хозяйственное товарищество, в котором участвует как минимум одно лицо, отвечающее по обязательствам товарищества своим имуществом (полный товарищ) и как минимум одно лицо, несущее связанный с деятельностью товарищества риск в пределах сумм внесенных вкладов (вкладчик, коммандит).
  Коммандитное товарищество создается и действует на основании учредительного договора, который подписывается всеми полными товарищами.
  Управление в товариществе на вере осуществляется полными товарищами в порядке, предусмотренном для полного товарищества. Вкладчики не участвуют в управлении и не вправе оспаривать действия полных товарищей по управлению. Вкладчик может выступать от имени товарищей лишь по доверенности.
  Вкладчик товарищества на вере вправе:
 ¦ получать предусмотренную учредительными документами часть прибыли на свою долю в складочном капитале;
 ¦ знакомиться с годовым отчетом и балансом;
 ¦ выйти из товарищества по окончании финансового года, получив свой вклад в предусмотренном учредительным договором порядке;
 ¦ передать свою долю в складочном капитале другим вкладчикам или третьим лицам, при этом другие вкладчики пользуются преимущественным правом покупки доли перед третьими лицами.
  Учредительным договором могут быть предусмотрены и иные права вкладчиков.
  При ликвидации коммандитного товарищества вкладчики имеют преимущественное право перед полными товарищами на получение своих вкладов из имущества товарищества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов.
  Наиболее распространенными организационно-правовыми формами коммерческих организаций являются хозяйственные общества. Перечень их довольно обширен, а правовой статус различен и многогранен.
  Более простыми правилами регулируется деятельность обществ с ограниченной и с дополнительной ответственностью.
  Общество с ограниченной ответственностью учреждается двумя или более физическими лицами. Учредители ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов в уставный капитал.
  На момент регистрации ООО уставный капитал должен быть оплачен не менее, чем на 50 процентов. Оставшаяся часть подлежит оплате в течение первого года деятельности общества. Увеличение уставного капитала ООО допускается лишь после внесения всеми участниками своих вкладов. ГК РБ предусматривает меры для защиты прав кредиторов ООО. Если по окончании второго (и последующих) финансового года стоимость чистых активов общества (т.е. реально имеющегося у него имущества) окажется меньше уставного капитала, общество обязано объявить об уменьшении уставного капитала и зарегистрировать это уменьшение. Об уменьшении уставного капитала ставятся в известность кредиторы. Кредиторы вправе потребовать от общества досрочного исполнения обязательств (п.4,5 ст.89 ГК РБ).
  Участник общества с ограниченной ответственностью вправе в любой момент выйти из общества независимо от согласия других участников ООО, при этом ему должна быть выплачена стоимость части имущества, соответствующая стоимости его доли. Возможна также передача доли учредителя в уставном капитале общества другим лицам. При отсутствии иной договоренности учредители ООО обладают преимущественным правом на приобретение уступаемой одним из учредителей доли. В случае, если участники общества не воспользуются своим преимущественным правом в течение месяца со дня извещения либо в иной срок, предусмотренный Уставом общества или соглашением участников, доля участника может быть отчуждена третьему лицу.
  Общество с дополнительной ответственностью является разновидностью общества с ограниченной ответственностью. Отличие общества с дополнительной ответственностью от общества с ограниченной ответственностью заключается в наличии дополнительной ответственности учредителей, кратной их вкладу в уставный капитал (ст.94 ГК РБ), то есть учредители общества с дополнительной ответственностью отвечают по обязательствам общества не только вкладом, внесенным в уставный капитал, но и другими своими средствами. Размер дополнительной ответственности законодательством не установлен и определяется самими учредителями.
  Новый Гражданский кодекс РБ внес значительные изменения в правовое регулирование деятельности акционерных обществ.
  Под акционерным обществом понимается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций, и участники которого не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью АО, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерные общества могут быть открытыми и закрытыми. Различия между ними заключаются в следующем. Открытыми признаются акционерные общества, которые вправе увеличивать уставный капитал путем открытой подписки на выпускаемые акции. Акционеры открытого АО могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров.
  Закрытыми признаются акционерные общества, акции которых могут распространяться лишь среди заранее определенного круга лиц. Эти общества не вправе производить открытую подписку. Их участники обладают преимущественным правом на приобретение акций, уступаемых другими участниками.
  От открытых акционерных обществ требуется публичное ведение дел. Открытые акционерные общества обязаны ежегодно публиковать годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков. Для проверки правильности годовой финансовой отчетности должна назначаться аудиторская проверка.
  Учредительным документом акционерного общества является устав. Для осуществления учредителями совместной деятельности по созданию АО между ними заключается письменный договор, но учредительным документом он не является.
  В соответствии с Декретом Президента РБ № 11 "Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования" минимальный размер уставного капитала открытого АО должен быть не менее 10000 величины минимального размера оплаты труда, установленного на дату регистрации АО, а закрытого - не менее трехтысячной величины минимального размера оплаты труда.
  Законом допускается увеличение и уменьшение уставного капитала. Увеличение уставного капитала возможно по решению общего собрания акционеров, но лишь после его полной оплаты. Осуществляется оно либо путем увеличения номинальной стоимости акций, либо путем выпуска дополнительных акций. Не допускается увеличение уставного капитала для покрытия убытков АО. Уменьшение уставного капитала производится путем покупки и погашения части акций обществом, если это предусмотрено уставом, либо путем уменьшения их номинальной стоимости. Об уменьшении размера уставного капитала должны быть поставлены в известность кредиторы АО. Если после окончания второго и каждого последующего года стоимость чистых активов АО окажется меньше уставного капитала, уставный капитал должен быть уменьшен; если же он станет меньше минимально допустимого размера, акционерное общество подлежит ликвидации.
  Хозяйственные товарищества и общества могут создавать дочерние общества. Критерием признания общества дочерним является наличие другого, основного общества или товарищества, которое вправе определять решения дочернего общества, в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в силу заключенного договора, либо по иному предусмотренному законом основанию. На дочернее общество распространяется правовое регулирование, применимое к организационно-правовой форме, в которой оно функционирует.
  ГК РБ закрепляет также статус зависимых обществ.
  Хозяйственное общество признается зависимым, если другое (преобладающее) общество обладает количеством голосов в высшем органе управления зависимого общества, достаточным в соответствии с уставом зависимого общества для отклонения нежелательного решения для него решения, за исключением решений, принимаемых единогласно.
  Вновь легализованы производственные кооперативы. Отличительной особенностью этой организационно-правовой формы является:
 ¦ участие граждан в кооперативе только на основе членства;
 ¦ совместное осуществление производственной и иной хозяйственной деятельности;
 ¦ личное участие членов кооператива в деятельности кооператива;
 ¦ паевые взносы.
  Производственные кооперативы (артели) являются прежде всего объединениями лиц, а не капиталов. Они основаны на личном участии членов кооператива в деятельности артели. Каждый член кооператива, независимо от величины его пая, имеет на общем собрании кооператива один голос. Распределение прибыли осуществляется в производственном кооперативе, исходя из трудового вклада.
  Учредительным документом производственного кооператива является устав, утвержденный общим собранием кооператива. В уставе должны быть указаны условия о размерах паевых взносов членов кооператива; положения о характере и порядке их трудового участия в деятельности кооператива и ответственности за нарушение обязательств по личному трудовому участию; положения о порядке распределения прибыли и убытков кооператива; о размере и условиях субсидиарной ответственности членов по долгам кооператива.
  Имущество производственного кооператива делится на паи его членов, за исключением обособленной его части (неделимых фондов), решение об образовании которых может быть принято кооперативом.
  На пай члена кооператива может быть обращено взыскание по его личным долгам при отсутствии у него другого имущества.
  Член производственного кооператива по своему усмотрению может выйти из кооператива, в этом случае ему выплачивается стоимость пая или выдается имущество, соответствующее паю. В таком же порядке выплачивается пай и при исключении из кооператива. Исключение возможно по решению общего собрания, в частности, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на члена кооператива обязанностей.
  Передача пая или его части гражданину, не являющемуся членом кооператива, допускается только с согласия кооператива. При передаче пая выбывающим членам кооператива другие члены кооператива имеют преимущественное право на его приобретение.
  Наследники умершего члена кооператива могут быть приняты в кооператив, если это не запрещено уставом. При наличии такого запрета им выплачивается пай умершего.
  Высшим органом управления в производственном кооперативе является общее собрание его членов. Каждый член кооператива имеет на собрании один голос. Исполнительным органом кооператива является правление и (или) председатель кооператива. В кооперативах с численностью более 50 членов может быть создан промежуточный орган - наблюдательный совет. Исполнительные органы осуществляют текущее руководство деятельностью кооператива и подотчетны наблюдательному совету и общему собранию членов кооператива. В исключительную компетенцию общего собрания производственного кооператива входит:
 ¦ изменение устава;
 ¦ образование наблюдательного совета и прекращение полномочий его членов;
 ¦ образование и прекращение полномочий исполнительных органов кооператива, если это право по уставу кооператива не передано его наблюдательному совету;
 ¦ прием и исключение членов кооператива;
 ¦ утверждение годового отчета и бухгалтерского баланса кооператива, распределение его прибыли и убытков;
 ¦ принятие решения о реорганизации и ликвидации кооператива.
  Упорядочено правовое положение республиканских и коммунальных предприятий. Они могут существовать в форме так называемого унитарного предприятия, имущество которого является неделимым, не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
  В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные (республиканские или коммунальные) унитарные предприятия либо частные унитарные предприятия. Однако, как было уже отмечено, нормы, регулирующие деятельность унитарных предприятий, созданных на основе права оперативного управления, в настоящее время распространены и на некоторые другие предприятия: индивидуальные и семейные частные предприятия;
  предприятия, созданные хозяйственными товариществами и обществами,
  общественными и религиозными организациями, объединениями, благотворительными фондами, и иные предприятия, основанные на праве полного хозяйственного ведения и не находящиеся в государственной или коммунальной собственности. Все эти предприятия подлежат до 1 июля 2000 года преобразованию в хозяйственные товарищества, общества или кооперативы либо ликвидации. По истечении указанного срока предприятия подлежат ликвидации в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию соответствующих юридических лиц, налогового органа или прокурора.
  Имущество республиканского или коммунального унитарного предприятия находится соответственно в государственной собственности или в собственности административно-территориальных единиц.
  Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РБ), создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, либо учреждается по решению собственника его имущества. Этот орган определяет предмет и цели деятельности предприятия, назначает руководителя, осуществляет контроль за использованием и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, решает вопросы реорганизации и ликвидации предприятия.
  Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения может создать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие (дочернее предприятие) путем передачи ему в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение, но оно не вправе продавать полученное в хозяйственное ведение недвижимое имущество, сдавать его в аренду, в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ. Эти действия унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может совершать только с согласия собственника.
  На созданные унитарным предприятием дочерние предприятия распространяются нормативные положения, предусмотренные ГК РБ для унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения.
  Собственник унитарного предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении унитарного предприятия.
  Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, унитарное предприятие распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
  Уставный фонд унитарного предприятия, создаваемого на основе права хозяйственного ведения, должен быть полностью оплачен собственником до государственной регистрации предприятия.
  Иной правовой статус имеет унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие).
  Такое предприятие может быть создано по решению Правительства Республики Беларусь на основе имущества, находящегося в государственной собственности. Правительство РБ утверждает устав этого предприятия, устанавливает порядок распределения его доходов, может изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество казенного предприятия и распорядиться им по своему усмотрению, то есть уровень хозяйственной самостоятельности казенного предприятия ниже, чем у унитарного государственного предприятия, функционирующего на основе права хозяйственного ведения.
  Государство (Республика Беларусь) несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия, если у самого предприятия недостаточно финансовых активов и имущества для удовлетворения требований кредиторов.
  Государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, несет самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам, за исключением случаев, когда предприятие оказалось неплатежеспособным (стало банкротом) по вине государственного органа, наделенного правом давать обязательные для исполнения данным предприятием указания. В этих случаях при недостаточности имущества самого предприятия возможна субсидиарная ответственность собственника (государства) перед кредиторами по обязательствам предприятия.
  Субъекты предпринимательской деятельности избирают организационно-правовую форму учреждаемых ими коммерческих организаций по своему усмотрению.
 
 Глава III. Субъекты предпринимательской деятельности, имеющие особый правовой статус
 
  Правовое положение субъектов хозяйственного права предопределяется не только организационно-правовой формой, но и в значительной мере зависит от характера их деятельности. Особым правовым статусом обладают, в частности, банки, биржи; имеет свою специфику предпринимательская деятельность некоммерческих организаций.
  Правовое положение коммерческих банков определяется законом "О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь". Банк - это коммерческое учреждение, привлекающее денежные средства юридических и физических лиц и от своего имени размещающее их на условиях возвратности, платности и срочности, а также осуществляющее иные банковские операции.
  Компетенция коммерческих банков реализуется исключительно в денежно-финансовой сфере. Коммерческим банкам запрещается осуществлять операции по производству и торговле материальными ценностями, а также по страхованию всех видов, за исключением страхования валютных и кредитных рисков.
  Регистрация коммерческих банков производится Нацбанком РБ.
  Имущественную базу банка составляют уставный капитал банка и привлеченные средства, а также средства, полученные банком в виде доходов от банковской деятельности.
  Деятельность коммерческих банков осуществляется на основе лицензии. В лицензии указывается перечень операций, которые коммерческий банк вправе совершать.
  Отдельные банковские операции могут выполнять кредитные учреждения, не являющиеся банками. На такие кредитные учреждения распространяется действие Закона "О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь", если иное не предусмотрено законодательством.
  Отношения коммерческих банков с клиентами строятся на договорной основе. Процентные ставки и величина комиссионного вознаграждения по операциям банков устанавливаются по соглашению сторон.
  Коммерческие банки обязаны публиковать годовые балансы по установленной Нацбанком форме и в установленные им сроки, их деятельность подлежит ежегодной аудиторской проверке.
  Под биржей понимается учреждение, в котором осуществляются биржевые торги (купля-продажа товаров, ценных бумаг, валюты).
  Биржи бывают товарные и фондовые.
  Правовое положение товарных бирж определяется законом "О товарных биржах". На товарной бирже продаются и покупаются товары, определяемые родовыми признаками, индивидуально-определенные вещи биржевым товаром не являются.
  Особенностью правового положения биржи является то, что в собственно биржевой торговле биржа не участвует, никаких сделок в ходе торгов она не заключает. Биржа только организует и регулирует биржевую торговлю.
  Товарная биржа может создаваться в форме открытых и закрытых акционерных обществ. Суммарная доля иностранных учредителей не должна превышать 25 процентов.
  Высшим органом биржи является собрание членов биржи. Членство в бирже возникает посредством участия в формировании уставного капитала биржи. Порядок вступления в члены биржи определяется ее учредительными документами.
  Биржевая торговля осуществляется, как было отмечено, в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным биржей правилам.
  Биржевые сделки, как правило, совершаются через брокеров, которые являются постоянными участниками биржевых торгов.
  Отношения субъектов, заключающих биржевые сделки через брокеров, и отношения брокеров с клиентами регулируются договорами. Однако биржа может регламентировать взаимоотношения биржевых посредников и их клиентов, применять в установленном порядке санкции к биржевым посредникам, нарушающим установленные ею правила взаимоотношений биржевых посредников с их клиентами (Закон "О товарных биржах").
  Некоторые вопросы деятельности брокеров определяются законом. Так, в соответствии с Законом РБ "О товарных биржах" брокеры обязаны вести учет сделок по каждому клиенту и хранить эти сведения в течение пяти лет со дня совершения сделки. По требованию Комиссии по товарным биржам брокер обязан предоставить ей сведения о совершенной сделке.
  Правила, регламентирующие биржевую торговлю, способы совершения и оформления сделок принимаются каждой биржей самостоятельно. Вместе с тем Закон РБ "О товарных биржах" устанавливает обязательный перечень регламентации, которые вводятся в Правила биржевой торговли на всех товарных биржах.
  В Правилах должны быть определены:
 ¦ порядок проведения биржевых торгов;
 ¦ виды совершаемых на бирже сделок;
 ¦ наименования товарных секций;
 ¦ перечень основных структурных подразделений биржи;
 ¦ порядок информирования участников биржевой торговли о предстоящих биржевых торгах;
 ¦ порядок регистрации и учета биржевых сделок;
 ¦ порядок котировки цен биржевых товаров;
 ¦ порядок взаимных расчетов членов биржи и других участников биржевой торговли при заключении биржевых сделок;
 ¦ меры по контролю за процессом ценообразования на бирже в целях недопущения резкого дневного повышения или понижения уровней цен, искусственного завышения или занижения цен, сговора или распространения ложных слухов с целью воздействия на цены;
 ¦ перечень нарушений, за которые биржей взыскиваются штрафы с участников биржевой торговли, а также размеры штрафов и др.
  В связи с важной ролью товарных бирж в организации экономического оборота законом предусмотрено государственное регулирование их деятельности, которое осуществляется Комиссией по товарным биржам. Эта комиссия:
 ¦ выдает лицензии на организацию биржевой торговли;
 ¦ контролирует соблюдение законодательства о биржах;
 ¦ рассматривает жалобы участников биржевой торговли на злоупотребления и нарушения законодательства о биржевой торговле.
  Комиссия по товарным биржам вправе выдавать биржам обязательные предписания об изменении учредительных документов, Правил биржевой торговли, решений органов управления биржей и т.д. Она может также выдавать предписания биржевым посредникам об устранении нарушений в их деятельности, вправе применить к бирже и биржевым посредникам санкции за нарушение закона и несвоевременное исполнение предписаний Комиссии.
  Специфическим является правовое положение фондовых бирж. Фондовая биржа может заниматься только организацией обращения ценных бумаг, иной деятельностью она заниматься не вправе. Для ведения деятельности с ценными бумагами она должна получить лицензию Минфина РБ.
  В установленном законом порядке предпринимательской деятельностью могут заниматься и некоммерческие организации. Их деятельность не преследует непосредственно цели извлечения прибыли, в соответствии с действующим законодательством некоммерческие организации создаются для удовлетворения духовных и иных потребностей, их участники решают в рамках этих организаций социальные, благотворительные и другие общественно-полезные задачи, поэтому некоммерческие организации обладают правами, соответствующими целям их деятельности, предусмотренным в учредительных документах некоммерческой организации, то есть они обладают так называемой специальной (целевой) правоспособностью. Предпринимательской деятельностью некоммерческие организации могут заниматься лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых создана некоммерческая организация.
  Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных и религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.
  Специфическими субъектами хозяйственного права являются инвестиционные компании и фонды. Их правовой статус определяется Положением "Об инвестиционном фонде Национального банка Республики Беларусь" 9 марта 1998 г. №15 и другими нормативными документами.
  Инвестиционная компания представляет собой организацию, имеющую специальную компетенцию в сфере эмиссии (выпуска) и обращения ценных бумаг.
  Важнейшим направлением деятельности инвестиционных компаний является выполнение посреднических функций по реализации ценных бумаг организаций - эмитентов, в частности, они оказывают содействие акционерным обществам в реализации их акций.
  Деятельностью в сфере эмиссии (выпуска) и обращения ценных бумаг занимаются и инвестиционные фонды. Они могут образовываться в форме акционерных обществ.
  Инвестиционные фонды выпускают акции с целью привлечения средств инвесторов. Эти средства они вкладывает в ценные бумаги, а также на банковские счета и во вклады, а акционерам выплачивает доходы, получаемые от этих вложений. Инвестиционные фонды могут быть открытыми и закрытыми. Открытый инвестиционный фонд обязан выкупать свои ценные бумаги по требованию их владельцев, а закрытый делать этого не обязан.4
  Как уже было отмечено, в хозяйственной деятельности участвуют государство, а также административно-территориальные образования. Формы их участия различны, государство воздействует на хозяйственную деятельность, регулирует и контролирует ее; кроме того, государство и административно-территориальные единицы организуют деятельность подведомственных предприятий. Созданные государством (Республикой Беларусь) и административно-территориальными единицами юридические лица являются самостоятельными субъектами хозяйствования, они не отвечают по обязательствам своих учредителей, в свою очередь, Республика Беларусь, административно-территориальные единицы также не несут ответственности по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом. Участие РБ и административно-территориальных единиц в хозяйственном (экономическом) обороте возможно и на основе договорных отношений. Являясь субъектами права собственности, они вступают в сделки, связанные с отчуждением собственности, сдачей ее в аренду, обременением залогом и др., и становятся таким образом участниками обязательственных правоотношений. В соответствии со статьей 124 Гражданского кодекса Республики Беларусь государство (Республика Беларусь) и административно-территориальные единицы участвуют в экономическом обороте на равных началах с иными участниками этих отношений, к ним применяются нормативные положения, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. Гражданские права и обязанности Республика Беларусь и административно-территориальные единицы приобретают и осуществляют соответственно через органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, а несут ответственность по своим обязательствам, принадлежащим им на праве собственности имуществом.
 
 Глава IV. Материальные предпосылки хозяйственной деятельности. (имущество субъектов хозяйствования)
 

<< Пред.           стр. 2 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу