<< Пред. стр. 2 (из 5) След. >>
- Выявление интересов, склонностей, профессиональных предпочтений.- Формирование образа "идеальной" профессии и разработка профессионального личного плана.
- Анализ мира профессий и конкретизация "идеального" образа в виде возможных вариантов профессий.
- Анализ психологических портретов реальных профессий.
- Изучение индивидуально-психологических особенностей клиента.
- Сопоставление выявленных особенностей с требованиями профессий.
- Уточнение профессии, разработка программы и способов овладения профессией.
Поэтапная схема профконсультирования
Схема процесса профконсультирования может быть следующей:
Подготовительный этап. Этот этап желателен и возможен именно в условиях школы, так как его цель - предварительный сбор информации о клиенте консультирования от учителей, родителей, одноклассников, врачей, а также через ознакомление с личными делами, продуктами деятельности и результатами диагностики, проводимой в школе.
Основная задача консультанта на данном этапе - составить общее представление о проблеме клиента. Консультант анализирует имеющиеся у него данные и готовится к консультации: подбирает справочно-информационный материал, необходимые диагностические методики, продумывает стратегию.
Психолог-консультант может выдвинуть на основе имеющейся информации предварительную профконсультационную гипотезу (общее представление о проблеме конкретного оптанта и путях её решения), которая будет проверяться в самой консультации. Проведённая групповая консультация кроме актуализации мотивации подростка на продолжение профориентационной работы через индивидуальную консультацию может также предоставить профконсультанту необходимую информацию о клиенте - особенностях его личности, предпочтениях, способностях, проблем профессионального самоопределения.
Первый этап консультации предполагает общую оценку ситуации консультирования по следующим позициям:
1. Как сам оптант видит свою профессиональную проблему; как он относится к консультации и психологу; какого общее состояние подростка в данный момент.
2. Насколько условия консультирования (организационно-территориальные, временные, информационно-справочная и методическая оснащённость) позволяют решать те или иные проблемы.
3. Насколько сам профконсультант готов помочь данному оптанту.
На первом этапе желательно больше слушать (понимать) оптанта, используя лишь несложные методики и задания. Особенно важно проявлять доброжелательность и эмоциональное участие в проблемах подростка.
Основная задача консультанта - помочь клиенту сформулировать свою профконсультационную проблему, то есть увидеть эту проблему глазами клиента. Данный этап начинается со знакомства и во многом определяет успешность всей консультации. В самом начале встречи консультант должен представиться. Кроме того, желательно иметь на рабочем столе карточку со своей фамилией, именем и отчеством. Далее консультант сообщает консультируемому о своей ответственности за конфиденциальность полученной в процессе консультации информации. Например: "Меня зовут... Я профконсультант... (должность). Мне приятно, что Вы обратились ко мне, и я постараюсь оказать Вам посильную помощь. Можете быть вполне откровенны, я обещаю, что содержание нашего разговора останется между нами. Теперь представьтесь и расскажите, что привело Вас ко мне".
/В случае более близкого знакомства обращение психолога к клиенту будет другим, но общий тон и этические нормы должны сохраняться как условия необходимые для успешного консультирования/.
С самого начала консультации необходимо позаботиться о дружеской, доверительной атмосфере. Успешность установления контакта с клиентом зависит от уровня коммуникативной культуры профконсультанта, которая предполагает контроль за собственным невербальным поведением, диагностику состояния клиента по посылаемым им невербальным сигналам, а также вербальную культуру. При этом следует следить за визуальным контактом, эмоциональным тоном речи, позами и жестами, межличностным пространством (Приложение...).
Далее консультант оценивает исходную ситуацию по вышеназванным позициям:
Клиент: в чем заключается его проблема, как он относится к консультации и профконсультанту, в каком состоянии находится.
Вероятные проблемы: дефицит информации о конкретных профессиях, возможностях их получения; неадекватная оценка своих способностей и возможностей; затруднение в выборе из-за разбросанности и неустойчивости интересов; незнание путей подготовки к профессии; сомнения в своих способностях при выраженной профессиональной направленности (иногда клиент старается скрыть свой выбор, чтобы узнать "независимое" заключение консультанта). Внутренним мотивом обращения к консультанту может быть стремление получить психологическую консультацию по личностным проблемам. В таких ситуациях, если консультант не имеет необходимой квалификации, ему следует порекомендовать клиенту обратиться к соответствующему специалисту.
Проблемы, могут быть связаны также с поиском места работы или альтернативных форм обучения, что характерно для одарённых подростков или подростков со сложной судьбой (трудные подростки, выпускники спецшколы, воспитанники детских домов) а также выбором профиля обучения. Помочь определиться в проблемах выбора может использование во время групповой консультации "Опросника мотивов выбора профессии" (см. Примечание 4).
Если консультант видит сопротивление со стороны подростка важно понять его причины. Возможно, оно связано: а) с вынужденным участием в консультации под давлением со стороны педагогов или родителей; б) усталостью подростка, когда консультация назначается в обеденное время после 6 уроков; в) переносом на личность консультанта негативного отношения к другим взрослым (учителей, родителей) и т.п. В этом случае необходимо сделать паузу и задать ряд вопросов на прояснение возникшей ситуации, используя технику "Я-высказывания". Например, "Глядя на то, как вы включились в работу, я чувствую, есть что-то, что мешает нам двигаться дальше, но не могу понять, что именно. Может, вы расскажете, что на самом деле вас в данный момент волнует?".
Условия: организационные, временные, информационная и методическая оснащенность.
Профконсультант: осознание профессиональной квалификации и компетентности относительно данной ситуации, функциональная готовность к ней, статус в глазах клиента.
Если контакт с консультируемым не получается, можно использовать несложные методики, например ДДО, "Карту интересов", психогеометрию, конструктивный рисунок человека из геометрических фигур. Для неуверенных клиентов рекомендуется создать условия, способствующие переживанию успеха, с помощью несложных заданий на сообразительность, внимание.
Второй этап. На втором этапе психолог, по возможности пытаясь привести в соответствие с проблемой оптанта условия и свою готовность к консультированию, определяет пути дальнейшей работы. Также уточняется профессиональная предварительная гипотеза или выдвигается новая.
Основная задача этапа - выдвижение профконсультационной гипотезы, то есть рассмотрение проблемы клиента глазами специалиста и уточнение либо изменение предварительной гипотезы, определение пути совместного решения проблемы, разработка общего плана дальнейшей консультации, коррекция условий ее проведения. При этом психолог может удлинить время беседы, перенести ее на другое время, а в промежутке между встречами уточнить или получить необходимую информацию.
Третий этап особенно важен потому, что здесь начинается конструктивное сотрудничество с подростком. Если на первом этапе консультант пытался увидеть профориентационную проблему глазами самого подростка, на втором этапе - глазами специалиста (выдвижение или уточнение профконсультационной гипотезы), то на третьем этапе важно найти общий язык и прийти к совместному определению проблемы оптанта и наметить план дальнейшей работы.
Консультант и клиент совместно определяют конкретную цель данной консультации (информационно-справочная, диагностико-рекомендательная, диагностико-корректирующая, формирующая). Этот этап предполагает равную степень активности. Консультант помогает клиенту взглянуть на себя глазами специалиста. Для этого нужно на доступном уровне объяснить ему необходимые понятия. Здесь также могут помочь профориентационные задачи, разбираемые с помощью понятных и простых схем (см. Приложение 5)
Четвертый этап. Консультант и консультируемый совместно стремятся достичь определенной ими на предыдущем этапе цели (информационной, диагностической или формирующей).
Диагностико-корректирующая цель традиционно достигается путем использования различных методик (тестов). Однако многие специалисты считают, что не следует переоценивать роли психодиагностики и построенных на ее основе профконсультационных рекомендаций. Ценность использования таких методик нередко состоит в том, что у оптанта повышается интерес к своим ПВК (профессионально-важным качествам) и он более осознанно может строить индивидуальную программу саморазвития и подготовки к конкретному профессиональному труду, т.е. совместными с психологом усилиями корректировать свое развитие. Не принижая значение тестов, стоит отметить, что опытные специалисты могут получить не менее ценную диагностическую информацию о подростке из умело организованного наблюдения или беседы, не разрушая пространства общения и установившегося эмоционального контакта.
Для достижения формирующей цели эффективно использование метода разбора профориентационных задач и профориентационных игр. Более качественно такая работа проходит в индивидуальных и групповых карточных процедурах. Однако достижение формирующей цели возможно лишь при одновременном решении других целей, что может занять немало времени и потребует систематической работы с конкретным оптантом.
Эмоциональная поддержка клиента основывается на владении психологом невербальными средствами общения, его способности укреплять в себе положительное отношение к каждому консультируемому подростку, вселять в него уверенность в собственных силах. Такая поддержка необходима, когда подростку не хватает уверенности в собственных силах и возможностях, что часто является результатом "выученной беспомощности" возникшей из-за ряда неудач в различных видах деятельности и закрепившейся установки "зачем это делать - всё равно ничего не получиться". Здесь задача психолога - помочь клиенту изменить установку "я - не могу" на позицию "у меня всё получится".
Выбор средств зависит от конкретной проблемы, но для достижения устойчивого результата преимущественно используются активизирующие средства. Например, для достижения информационной цели, - активизирующие вопросы типа: "Что Вы об этом думаете?", "Подскажите, как это называется". Важно показать клиенту, что он и сам немало знает. В диагностических целях применяются не только психодиагностические методики, но и наблюдения за клиентом, за его высказываниями о себе, знание определённых типологий и умение правильно с помощью направляющих вопросов выявить тип личности клиента. Формирующая цель достигается с помощью профориентационных задач, совместного обсуждения различных ситуаций, а так же через проведение профориентационных игр.
Пятый этап. На этом этапе происходит совместное подведение итогов консультации (окончательных или промежуточных). Консультируемого спрашивают, что дала ему консультация, достигнуты ли ее цели, какие выводы он сделал. Далее, если консультация многоразовая, определяются пути дальнейшей работы, а если одноразовая - составляется более совершенный вариант профессионального плана. На этом этапе также формулируются "домашние задания" или рекомендации для самостоятельной подготовки оптанта к будущей профессии. Желательно, чтобы подросток сначала сам высказал свое мнение об итогах консультации. Иногда помочь в этом могут некоторые схемы анализа личного профессионального плана (см. Примечание 2), которые школьник осваивает предварительно, в ходе решения профориентационных задач, а также повторные использования карточных игровых методик, которые покажут, насколько закрепилось в сознании оптанта то, что было предметом совместного рассмотрения на предыдущих встречах. Конечно, подлинные результаты совместной работы могут проявиться и быть осознанными много позже, но такая "обратная связь" полезна и оптанту, для лучшего осмысления проделанной в ходе консультации совместной работы, и психологу, для совершенствования себя как профессионала. Если обратная связь с консультируемым в чем-то неожиданна для профконсультанта, значит, на каком-то этапе он совершил ошибку.
При выходе из контакта желательно отметить положительные стороны клиента, отметить его интересные мысли, выразить надежду на удачное профессиональное будущее молодого человека.
Шестой этап. Этот этап выделяется формально и заключается в протоколировании. Протокол ориентировочно содержит следующие сведения:
* анкетные данные
* общие выводы по предварительным данным
* первоначальное понимание клиентом своей проблемы
* профконсультационная гипотеза консультанта
* совместно определённая цель
* шаги, предпринятые дли достижения цели
* итог консультации, сформулированный клиентом, и итог, сформулированный консультантом
* примечание (особенности поведения консультируемого, уровень достигнутого контакта).
Протоколировать беседу с клиентом желательно не в ее процессе, а во время перерывов либо тогда, когда консультируемый работает с методиками. К протокольным материалам относятся также заполненные бланки методик и письменные работы, выполненные в ходе консультации.
Данная схема носит самый общий характер. В зависимости от ситуации отдельным этапам консультации может уделяться разное внимание. Детализация общей схемы зависит от особенностей ситуации и профконсультанта, выбора конкретных методических приемов и процедур (6, 15).
Опираясь на собственную практику, мы предлагаем начинать работу с групповой консультации или серии консультаций, которые можно провести во время классного часа или выделить для этого несколько часов школьных занятий. Такая групповая консультация преследует несколько целей:
1. информационная - познакомить старшеклассников с миром профессий, дать представление о профессионально-важных качествах, рассказать о целях, условиях, средствах труда, как составляющих профессионального выбора, ознакомить с классификациями профессий, дать представление о существующем спросе и заработной плате по ряду как востребованных, так и престижных профессий и т.п.;
2. мотивационная - заинтересовать старшеклассников, сориентировать на продолжение работы в более активном режиме с приглашением на индивидуальную консультацию или участие в тренинге профессионального самоопределения;
3. диагностическая - дать возможность подросткам через диагностику познать мотивы своего профессионального выбора, предрасположенность к тому или иному виду профессиональной деятельности, определить профессиональный тип личности и т.п.
Вторым этапом профориентационного цикла может стать сознательное и мотивированное обращение подростка к психологу для индивидуальной работы по уже сформированному запросу. После того как клиенты консультирования поработают в индивидуальном режиме с психологом можно сформировать группу тренинга для отработки профессионально-значимых качеств и компетенций. Кроме этого тренинг профессионального самоопределения может эффективно решать и другие задачи (см. Приложение 1) и в активном режиме помочь закрепить подросткам ряд знаний, умений и способностей, необходимых для успешной профессиональной самореализации. Опыт подсказывает, что прежде чем педагогу проводить такой тренинг необходимо самому в качестве участника освоить методику его проведения. Заявки на участие в методическом тренинге можно подать по тел. 35-57-35, Кибиреву А.А.
Реализация этих целей позволит подростку органично, без внутреннего сопротивления включиться в процесс профессионального самоопределения и пройти весь цикл профориентационного обучения.
Мотивация как ключевой фактор профессионального выбора
Выбор профессии является одним из важнейших в процессе жизненного самоопределения и личностного становления. Вместе с тем существует опасность ошибки в выборе профессии, которая может дорого обойтись как человеку - "я только сейчас поняла, что полжизни занималась не своим делом и как вся эта работа мне опротивела", так и государству, потому что нелюбимая работа приводит к имитации деятельности. С другой стороны профессия, выбранная и осознанная человеком как призвание, позволяет ему наиболее полно реализовать себя в качестве целостной и гармонично развитой личности в соответствии со своими склонностями, интересами и потребностями.
Мы выбираем профессию, которая даст нам возможность наиболее полно удовлетворить основные потребности и социализировать внутренние побуждения, т.е. направить их энергию в социально-приемлемое русло. Между человеческими потребностями и способами их удовлетворения, предлагаемыми профессией, существует устойчивая взаимосвязь.
- Например, профессия педагога даёт возможность общаться с другими людьми, передавая им свои знания; удовлетворяет потребность в вербальном общении и контактах;
- профессия фотомодели имеет статус публичности; удовлетворяет потребность личности в самодемонстрации;
- профессия банкира подразумевает умение работать с крупными денежными суммами, требует от работника высокого чувства ответственности, преданности фирме; удовлетворяет потребности человека в накоплении и удержании чего-либо ценного.
Чем больше количество склонностей, интересов и потребностей индивида удовлетворяется в профессиональной деятельности, тем больше вероятность, что эта профессия выбрана им не случайно, а что называется "по зову души". Причём здесь существует прямая взаимосвязь, когда склонности ведут за собой способности, а способности подкрепляют склонности и интересы. У человека лучше получается то дело, к которому он имеет личный интерес, а ситуация успеха закрепляет мотивацию заниматься именно этим делом.
Поэтому при выборе профиля обучения, а затем и предпочитаемой профессиональной сферы очень важно помочь понять молодому человеку, какие мотивы лежат в основе этого выбора. Такое осознание может изменить первоначальный навязанный кем-то или чем-то выбор в пользу осознанного и продуманного решения.
Предлагаем диагностику (Приложение 4) и интерпретацию возможных мотивов выбора клиентом профессиональной сферы деятельности. Для выделения вида мотивации как значимого фактора необходимо, чтобы оптант в результате тестирования набрал не менее двух балов по данному типу.
Все виды мотивации, кроме "свободного выбора", можно в разной степени отнести к "навязанным" (обществом, ситуацией, родителями и т.п.) факторам профессиональной судьбы. Интерпретация даётся по книге А.В. Тихомирова (18).
Виды навязанного выбора профессии
Существуют две категории навязанных выборов (16), отличающиеся друг от друга степенью активности "Я" индивида по отношению к своей наследственности.
- Псевдовыбор, когда при отсутствии подлинной диалектики между наследственностью и "Я" выбор обуславливают наследственность или кондукторная природа клиента.
- Зрелый, осознанный выбор, связанный с диалектикой между "Я" и наследственностью. "Я" осознает доминирующую навязанность наследственности и занимает определенную позицию по отношению к ней.
Выбор профессии может быть навязан наследственностью, индивидуальными особенностями, специфическими условиями воспитания и развития личности, внешним окружением, актуальной ситуацией.
Предлагаем вашему вниманию классификацию навязанных выборов клиента, которые имеют место в теории и практике судьбоаналитического профконсультирования.
1. РОДИТЕЛЬСКИЙ СЦЕНАРИЙ
Под "родительским сценарием" понимается поведенческая модель, навязанная клиенту его родителями.
ПЛАН
> Понятие жизненного "сценария"
> Родительское программирование
> Сценарий Победителя и Неудачника
ПОЛОЖЕНИЯ
Жизненный сценарий - это универсальное понятие, которое охватывает всю человеческую жизнь, основывается на детских решениях и родительском программировании и постоянно подкрепляется в процессе межличностного общения. Большинство сценариев основывается на родительском программировании, которое дает возможность получить знания, необходимые для последующего успешного овладения профессией.
"Учиться, учиться и учиться" призывал классик молодых специалистов, однако делать это на собственных ошибках совсем не обязательно. Другой, не менее известный ученый, классик трансактного анализа Э. Берн говорил по этому поводу следующее: "Человек едва ли станет хорошим пилотом, если разобьет несколько аэропланов, "обучаясь на своих ошибках". Хирургу нужен наставник, а не возможность удалять аппендиксы один за другим, пока, наконец, не выяснится, что он делал все неправильно. Родители, программируя жизнь своих детей, передают им свой опыт, все то, чему они научились. Если они Неудачники, то передают свою программу неудачников. Если они Победители, то соответственно программируют и судьбу своего ребенка".
Согласно рассуждениям Э. Берна, ребенок программируется на выполнение родительского сценария, основу которого составляет их жизненный опыт, соединенный с их возможностями, или траектория не реализованного ими профессионального пути.
Программируя сценарий Победителя, родители участвуют в создании объективных и субъективных предпосылок для достижения детьми профессионального успеха, но окончательное решение остается за детьми. Развитие по этому сценарию происходит, если родители согласовали свои предложения с пожеланиями детей, вместе обсудили возможные варианты и перспективы, если выбор будущей деятельности планируется с учетом реальных возможностей (поступления в престижный вуз и последующего трудоустройства).
Навязывание детям какой-либо профессии ("Мы так хотели, чтобы ты стал инженером!") приводит к формированию сценария Неудачника и говорит о том, что родители пытаются удовлетворить свои профессиональные нереализованные амбиции за счет своих детей, вместо того чтобы изменить собственный социальный статус. Иногда причиной неудачного выбора профессии может стать конфронтация ребенка с одним из родителей, например, когда сын "назло" матери выбирает профессию отца ("Я тоже буду офицером!").
Однако даже самый замечательный (навязанный) карьерный проект рухнет, подобно карточному домику, в ходе становления индивидуального самосознания индивида, переоценки ценностей, если он не принимает активного участия в подготовке этого проекта.
Впрочем, несмотря на довольно жесткую конструкцию родительского сценария, ребенок может выбрать собственный вариант профессионального становления и прожить счастливую жизнь, если его "Я" способно к принятию самостоятельных решений по выбору любимой профессии.
ФОРМУЛИРОВКИ РОДИТЕЛЬСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ
"Мы всю жизнь мечтали, чтобы ты стал образованным человеком, окончил институт..."; "Я так хочу, чтобы ты стал инженером..."; "Из тебя получился бы такой хороший врач!"; "С твоими способностями нужно поступать в МГУ на филфак (химфак и т.д.)".
ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ
После сбора первичной информации профконсультант знакомит клиента со всеми профессиональными и карьерными перспективами, которые обусловлены его задатками и способностями.
Обязательно следует провести собеседование с родителями подростка или молодого человека, чтобы выяснить наличие родительского программирования в его выборах.
Основной целью консультирования является примирение клиента с родителями, стимулирование личной активности, усиление его "Я" и побуждение к принятию самостоятельного решения в отношении выбора профессии.
2. ДИНАСТИЧЕСКИЙ ВЫБОР
Династическим называется выбор профессии, связанный с продолжением профессиональных традиций семьи.
ПЛАН
> О профессиональных династиях.
> Плюсы и минусы династических профессий.
> "Подавленные предки" и профессиональный выбор потомков.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Передача профессии из поколения в поколение приводит к образованию династий, специализирующихся на определенных видах деятельности со своими традициями, правилами поведения и отличительными особенностями. На первый взгляд, нет ничего плохого в том, что ребенок продолжает дело своих родителей и выбирает для себя их профессию. Ведь он получит необходимую моральную и материальную поддержку при трудоустройстве, профадаптации и профессиональной самореализации (например, при выборе профессии военного, врача, педагога, артиста, шахтера, сталевара и т.д.).
Одновременно происходит передача тайн ремесла, тех профессиональных секретов, которые обычно скрыты от посторонних глаз. В этом случае династическая профессия выполняет роль связующего звена между членом рода и его предками, не нарушая их целостности и свободы. Поэтому для молодых людей помощь родственников, как правило, выступает залогом будущей успешной профессиональной карьеры, разумеется, при наличии у них специальных способностей (врачебных, артистических, педагогических и т.д.).
С другой стороны, каждый человек, по Л. Зонди (18), является представителем своего рода и "распорядителем" его наследства, за хранение, умножение и дальнейшую передачу которого он несет ответственность. Это придает его жизни смысл и сознание "родовой идентичности". Такие "поручения" предъявляют очень высокие требования к каждому члену рода и зачастую являются; просто несовместимыми с их жизненными установками и способностями.
Если профессиональные занятия и увлечения предков были приняты бессознательно под давлением слепой необходимости, то они могут воспрепятствовать самореализации и саморазвитию потомков, которые превратятся в легкую добычу навязанной судьбы - своих предков. Внутренний конфликт, связанный с неинтересной работой, может спровоцировать манифестацию латентного заболевания, часто встречающегося в роду: аллергия, астма, мигрень, заикание и т.д.
Отказ же от продолжения профессиональных традиций рода провоцирует конфликт поколений: "нарушитель конвенции" объявляется ренегатом и наказывается по всей строгости "родовых законов". В общем, не всегда "отцовские сапоги" оказываются впору детям.
ФОРМУЛИРОВКИ НАВЯЗАННОГО ДИНАСТИЧЕСКОГО ВЫБОРА
"У нас в роду все мужчины были офицерами".
"Мы - семья хирургов!"
"Все наши предки были учителями" и т.д.
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ
Сначала составляется генеалогическое дерево клиента с указанием основных профессий и заболеваний родственников.
После изучения полученных сведений профконсультант должен помочь клиенту определить "опасные" и "безопасные" для его здоровья профессии. Если клиент не обладает соответствующими способностями, мотивацией и личностными качествами, то династическая профессия может стать для него драматической или даже травматической.
Напомним историю 48-летнего пациента Л. Зонди, в роду которого мужчины, занимавшиеся педагогикой, заканчивали жизнь самоубийством А мужчины, выбравшие традиционные для рода профессии взрывников или шахтеров, проживали долгую счастливую жизнь. Получается, что в качестве опасной для представителей этого рода выступала профессия педагога, а в качестве безопасных - взрывника и шахтера. (Консультация этого клиента по вопросам выбора профессии опубликована в статье Л. Зонди "Каин в мире профессий", Персонал-Профи, №1, 2000).
3. РОДИТЕЛЬСКОЕ ЗАВЕЩАНИЕ
Деятельность, выбранная с разумным учетом профессиональных традиций предков, может стать условием полной профессиональной и личностной реализации.
Под "родительским завещанием" понимается выбор профессии, вызванный сильной психологической травмой, полученной в детском или подростковом возрасте в связи со смертью близких людей, и обусловленный чувством долга и вины перед ними.
ПЛАН
> Родительское программирование
> "Спасающие" и "защищающие" профессии
> Чувство долга и вины как стимул к профессиональной деятельности.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Этот вариант выбора можно считать разновидностью родительского сценария (родительского программирования). Речь здесь идет о выборе оптантом "спасающей" (врач) или "защищающей" (офицер, милиционер, пожарный) профессии, который навязан травматической ситуацией и не связан с глубинной мотивацией личности, ее интересами, способностями и талантами.
Ниже мы приведем основные варианты такого выбора, которые не нуждаются в дополнительных комментариях.
1. После смерти одного из родителей от тяжелой болезни (рак, туберкулез, инсульт и т.д.), ребенок принимает решение всю свою жизнь бороться с этой болезнью в качестве врача.
2. Гибель кого-либо из близких от рук бандитов часто приводит юношей к выбору профессии офицера милиции, призванного уничтожать преступность как явление.
Подобный невротический выбор профессии, связанной с забой о больных или пострадавших как о своих "родителях" (классический трансфер), является попыткой искупить свою вину перед ними за недостаток внимания, любви и ласки. Человек постоянно слышит этот "плач ягнят", напоминающий о чувстве вины и побуждающий к активным "помогающим" действиям, которые ненадолго избавят его от нравственных терзаний. Этот вид навязанного выбора в такой степени изобилует проблематикой, связанной с чувством "вины" и "долга", что самый искушенный психоаналитик не отказал бы себе в удовольствии как следует в нем покопаться.
Действительно, профессиональная деятельность приобретает невротические черты: болезненные тенденции отреагируются через их "ритуальное" повторение в трудовых действиях с соответствующей профессиональной средой и предметом труда. Таким образом, "родительское завещание" практически полностью исключает свободу выбора, а значит, не решает проблему самореализации клиента в профессиональной деятельности. Поэтому рано или поздно индивид становится жертвой внутреннего конфликта, следствием которого являются необратимые характерологические изменения, психосоматические расстройства. Такие прометеевского склада люди обычно "горят на работе", которая становится для них одновременно и болезнью, и смыслом существования.
Справедливости ради отметим, что именно такие специалисты до конца сохраняют верность профессии и своему профессиональному долгу. Но не слишком ли дорогой ценой им приходится расплачиваться за свой выбор?
ФОРМУЛИРОВКИ
"Я буду счастлив только тогда, когда рак будет побежден". "Я не успокоюсь, пока он (имярек) не получит по заслугам". "Они ответят за смерть моего брата!". "Ненавижу всех этих бандитов!" и т.д.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ
Профконсультант проводит анализ мотивации, побудительной сферы и способностей клиента. В случае совпадения его способностей с профессиональными требованиями можно предположить возможность благоприятного становления личности в выбранной "спасающей" или "защищающей" профессии.
Важным моментом консультации является определение дополнительных форм разрядки заднеплановых (18) тенденций личности в трудовой и спортивной деятельности (подбор хобби, спортивных занятий), знакомство клиента с кругом родственных профессий, рекомендации относительно поведения в различных ситуациях, способов преодоления стресса и т.д.
4. КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ВЫБОР
Под "консультационным" понимается выбор клиентом профессиональной деятельности, навязанный ему авторитетом консультанта.
ПЛАН
> Значение раппорта в профконсультировании
> "Речевой шаблон". Трансляция результатов тестирования
> Триада "хочу" - "могу" - "надо"
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Одной из задач профконсультации является побуждение клиента к процессу самопознания. При эффективном взаимодействии с профконсультантом у клиента запускается механизм когнитивной и эмоциональной рефлексии, в результате которой происходит осознание и осмысление своих бессознательных побуждений (в частности, имеющих отношение к выбору профессии).
У клиента должно составиться представление, что он без труда получил хорошо подогнанную под свою биографию тестовую интерпретацию, которую консультант составил на основании какого-то "особого знания". На самом же деле клиент сам активно включен в процесс интерпретации и сам же является источником эффективности теста.
В процессе консультации между клиентом и экспертом устанавливаются доверительные отношения (раппорт), от которых зависит эффективность и качество консультации. Обратная вербальная и невербальная связь помогает консультанту понять, насколько глубоко он соприкоснулся с конкретной психической реальностью клиента. При установлении раппорта клиент способен специфицировать общие и расплывчатые формулировки речевого шаблона в соответствии с личной биографией. Если наблюдаются непроизвольные реакции, указывающие на опасность потери раппорта, то консультанту следует ослабить; остроту своих, очевидно, слишком специфицированных высказываний. В этих целях консультанты пользуются номинализациями, генерализациями, модальными операторами возможности типа "наверное", "возможно", "пожалуй", "чаще всего", "едва ли"; "смотря по обстоятельствам" и т.п., которые делают высказывание открытым и исключают прямую суггестию.
Таким образом, любую провоцирующую диагностическую формулировку можно перестроить так, чтобы она не вызывала сопротивления клиента и восстановила потерянный раппорт.
Например, вместо категоричного утверждения: "Вы - ленивый человек" употребляется фраза: "Возможно, в прошлом лень была для Вас большой проблемой, но теперь она, вероятно, больше не обременяет Вас" и т.д. Опытный консультант способен транслировать результаты тестирования клиенту в виде текста, с одной стороны, подкупающего своей содержательной неопределенностью и неспецифичностью, а с другой - видимостью конкретизации.
Практический опыт консультирования показал, что авторитарные формулировки типа: "Ругая мать, Вы ведете себя агрессивно по отношению к ней", "Вы ревнуете сестру" легко провоцируют клиента на агрессию.
Составленному же по всем правилам лингвистического искусства речевому шаблону по Л. Зонда клиент едва ли окажет сопротивление, которое означает потерю раппорта.
Но парадокс ситуации заключается в том, что (сознательно или бессознательно) консультант всегда навязывает своему клиенту выбор профессии или группы профессий, так как он лучше знаком с требованиями профессиональной среды к способностям и склонностям оптантов. И дело здесь не только в педагогическом авторитете "старшего по званию" и в самом статусе консультанта, но и в технологии его работы (концепция, тесты и т.д.).
Популярный треугольник "хочу" - "могу" - "надо" уже программирует профконсультанта на то, чтобы навязать клиенту совершение "нужного" выбора. Две грани - "хочу" и "могу", - упираясь в железобетонное "надо", лишают оптанта возможности свободного выбора интересующей его профессии.
Поэтому получается, что подбор профессии в Службе занятости часто напрямую зависит от количества свободных вакансий на рынке труда, приверженности консультанта к определенной психологической школе или технологии работы, и не в последнюю очередь от его порядочности, ответственности и профессиональной честности.
ФОРМУЛИРОВКИ
"Результаты тестирования показывают, что вам лучше всего подойдет профессия маляра-штукатура". "Я знаю, что тебе надо на самом деле". "Для тебя так будет лучше".
ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ
В своей работе профконсультант пользуется определенным методологическим и диагностическим инструментарием. Между тем, даже самая безобидная методика тестирования (типа ДДО) может выступать в качестве средства навязывания клиенту профессии (в особенности, если его сознание перестраивается при помощи технологий нейролингвистического программирования).
Поэтому нужно четко понимать основные принципы функционирования тестов, которые применяются в профконсультировании, пользоваться дополнительными методиками, чтобы исключить возможность консультационного выбора.
5. КОМПЕНСАТОРНЫЙ ВЫБОР
Под "компенсаторным выбором" понимается выбор вида деятельности, компенсирующей "дефекты" развития личности.
ПЛАН
1. Понятие "компенсация"
2. О "героических" профессиях
3. О различных видах компенсации в профессии и спорте
4. Цена успеха
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Под "компенсацией" в психологии понимается один из механизмов защиты, позволяющий личности (сознательно или бессознательно) уменьшать напряжение, возникающее при невозможности достичь какой-либо цели, путем замены ее другой.
Навязанность компенсаторного выбора проявляется в том, что человек не хочет, а порой и не может выбрать себе другую деятельность, кроме той, по отношению к которой у него сформировалась зависимость. Некоторые профессии выступают в качестве компенсаторных для молодых людей с комплексом неполноценности, как бы авансируя им недостающие качества и создавая иллюзию изменений в характере, поведении и личности.
Особенно часто это проявляется в стремлении застенчивых, робких и неуверенных в себе юношей выбрать одну из так называемых "героических" профессий с определенной символикой, униформой и ритуалами: офицер вооруженных сил, сотрудник милиции и т.д. То же самое имеет место при выборе спортивных занятий, который чаще связан с желанием застенчивых молодых людей развить недостающие качества, компенсировать недостатки (например, бокс, борьба, каратэ).
В своей знаменитой книге "Застенчивость" (1991) Ф. Зимбардо рассмотрел феномен внутренней (скрытой) застенчивости среди успешных людей.
Результаты превзошли все ожидания. Оказалось, что многие представители публичных профессий (популярные актеры, певцы, журналисты, телеведущие и т.д.) являются застенчивыми людьми. И никто даже не догадывается о том, что происходит у них в душе, каких невероятных усилий им стоит "не терять лицо", сколько энергии тратится на самоконтроль. Просто они научились скрывать свои чувства и производить впечатление людей, которые находятся на своем месте.
Таким образом, "творческие и артистические профессии" предоставляют им возможность отреагировать в художественно-выразительной форме свои негативные чувства и переживания, т.е. компенсировать застенчивость профессиональной деятельностью. С другой стороны, существует опасность компенсации чувства неполноценности не позитивными, а негативными качествами, такими как цинизм, наглость, агрессивное поведение (формирование реакций), что приведет к выраженной профдеформации, формированию невроза и, в конце концов, к необходимости смены деятельности.
Утверждение "каждый человек на своем месте должен делать своё дело" неизбежно подводит к вопросу о цене успеха, или плате за собственную некомпетентность. Не окажется ли "компенсаторное" выполнение энергозатратной работы, истощающей нервную систему человека, на поверку Пирровой победой?
ФОРМУЛИРОВКИ
> "Эта профессия сделает меня сильным, смелым и уверенным в себе".
> "Если я стану налоговым инспектором или офицером милиции, все будут меня бояться и уважать" и т.д.
ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ
Компенсаторный выбор профессии может предупредить своевременная помощь квалифицированного психолога, который помог бы клиенту избавиться от комплекса неполноценности. В противном случае компенсаторная профессия может привести к интенсивному эмоциональному выгоранию и превратить человека в нетрудоспособного опасного для окружающих и самого себя невротика.
В своей практике психолог-профконсультант сталкивается с вопросами не столько компенсаторного выбора, сколько компенсаторного приспособления к профессиональной деятельности людей с поврежденными функциями зрения, слуха, расстройствами памяти, травмированными конечностями, при котором необходимо адаптировать к работе дефективную функцию или дефективный организм.
6. СТАДНЫЙ ВЫБОР
Под "стадным" выбором подразумевается конформный выбор профессии под влиянием значимой для человека референтной группы при недостатке сведений о профессии и отсутствии сформированной мотивации.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
"Стадный" (конформный) выбор наиболее часто встречается в период становления социальных качеств индивида. Подростковый возраст характеризуется повышенным интересом к общению со сверстниками и ориентацией на выработку групповых ценностей и норм, имеющих отношение к игровой, учебной и трудовой деятельности.
Групповое развитие является необходимым этапом человеческого становления и способствует формированию индивидуального самосознания. В группе сверстников отрабатывается самооценка подростка, формируются такие социальные качества, как коллективизм, самопожертвование, чувство общности, ответственность перед другими.
Однако групповое влияние сверстников на подростка не сводится только к позитивным эффектам. Одним из его негативных следствий является выбор профессии под давлением группы, иными словами, стадный (конформный) выбор. В молодежной среде широко распространены "стадные" модели поведения, интенсивно эксплуатируемые средствами рекламы различной продукции, которой присваивается соответствующий товарный индекс, например: "Только для тех, кто вправду крут!", "Выбор продвинутой молодежи" и т.д. Это позволяет манипулировать поведением людей, что убедительно подтвердили известные в 70-е годы эксперименты с "подставными группами".
Вариантом такого выбора может стать коллективное решение вместе поступать в колледж, пойти работать на какое-нибудь предприятие, вместе устроиться на работу в фирму. Страх оказаться в роли "белой вороны" и не подчиниться общему решению
Под "конформностью" понимается тенденция человека изменять свое поведение под влиянием других людей таким образом, чтобы оно соответствовало мнениям и требованиям окружающих, что вынуждает членов группы (и не обязательно конформного типа) подчиниться групповому решению. При этом "отказник" объявляется ренегатом и подвергается самым различным формам группового прессинга.
"Стадный" выбор профессии может быть также следствием государственной идеологической кампании по перераспределению трудовых ресурсов. Например, в 50-е годы КПСС выдвигала лозунг: "Молодежь - на стройку!", в 60-е: "Молодежь - за парты вузов!", в 70-е: "Все - на строительство БАМа!". И целыми бригадами и факультетами рабочая и учащаяся молодежь уезжала туда, куда их направляла воля "партии и народа".
Так сравнительно недавно свободный выбор индивида подавлялись безаппеляционным решением партийных и государственных органов, заинтересованных в рабочей силе определенной квалификации. Результатом подобной кадровой политики может стать личностный кризис, связанный с потерей смысла жизни.
Поэтому не будем забывать, что даже в однородной группе с однородным общественным сознанием существуют "разные люди" с разными способностями и разными желаниями. Может, лучше своевременно напомнить им о праве на выбор?
ФОРМУЛИРОВКИ
> "Всем классом мы будем поступать в педуниверситет".
> "Вместе с подругами я решила поступать в театральный институт".
> "Мы с друзьями идем в ПТУ учиться на строителей" и т.д.
ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ
Клиента необходимо познакомить с результатами диагностики его способностей и личностных качеств, более точно определить его профессиональные интересы и склонности, а также показать возможности его профессиональной реализации в различных сферах профессиональной деятельности.
Профконсультант может использовать метод конструктивной критики профессионального выбора клиента для проверки устойчивости и определения степени несвободы его выбора. Кроме того, большую пользу окажут дополнительные консультации у специалистов, которые предоставят информацию не только о положительных, но и об отрицательных сторонах профессии.
Но самое пристальное внимание нужно уделить усилению "Я" клиента, которое станет способным к принятию самостоятельных решений, и обучению методам разрешения конфликтных ситуаций с окружающими людьми.
7. СОЦИАЛЬНО-ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ ВЫБОР
"Социально-инфраструктурным" мы называем выбор профессии, который совершается под влиянием "производственной необходимости" и специфики социально-экономического развития региона.
ПЛАН
1. Социальная инфраструктура и массовые профессии
2. О политике "разумного государственного эгоизма"
3. О географии населения, демографии и миграции
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Развитость социальной инфраструктуры (жилье, здравоохранение, образование и т.д.) зависит от эффективности производства и географических факторов (климат, природные ресурсы) и определяет диапазон профессиональных выборов жителей в зависимости от производственных потребностей и разнообразия имеющихся вакансий.
Региональная кадровая политика традиционно направлена на привлечение и обучение рабочей силы, в первую очередь, по профилирующим массовым специальностям: токарь, строгальщик, фрезеровщик, шлифовщик, наладчик.
Государство также заинтересовано в том, чтобы заполнялись определенные рабочие места в непрестижных, низкооплачиваемых и трудоемких отраслях производства и сельском хозяйстве, поэтому права и свободы конкретной личности вполне легитимно подавляются в полном соответствии с тем, что "государство даже при демократической структуре управления не утрачивает своей функции как "аппарата насилия".
Что в таком случае предпринимается представителями государственных органов? Каким образом решается проблема заполнения вакансий на производстве?
Существует две возможности решения проблемы кадрового дефицита: внутренняя и внешняя миграция требуемой рабочей силы.
Миграция населения представляет собой сложный социальный процесс, зависящий от уровня экономического развития и расположения производственных мощностей.
Заполняемость рабочих мест в различных отраслях производства индустриальных центров и осваиваемых регионов обеспечивается государственной политикой миграции населения с определенной рабочей квалификацией, и эту политику проводит любое развитое общество.
Существуют дополнительные ресурсы рабочей силы - это наши соотечественники за рубежом. Дискриминационная политика в отношении русскоязычного населения республик бывшего СССР приводит к его отъезду в Россию. Бывшие инженеры, врачи, учителя готовы выполнять любую работу, которая позволит им обеспечить сносное существование. Эта группа квалифицированных специалистов нуждается в широкой поддержке со стороны государства.
Однако нерегулируемая миграция, массовый приток иностранной рабочей силы может повлечь за собой катастрофические последствия: повышение уровня безработицы, чрезмерное давление на инфраструктуру, рост социальной напряженности в регионе, обострение межнациональной напряженности, что подтверждают результаты "великого переселения народов" в нашей стране.
Как же найти золотую середину в распределении трудовых ресурсов и рациональном заполнении рабочих мест? Как избежать кризиса перепроизводства интеллектуальных кадров и необходимости приглашения иностранной рабочей силы? Какие шансы у жителя небольшого городка получить место адвоката, дизайнера, системного администратора?
Не появляются ли у нас новые категории видов деятельности - профессии больших городов (мегаполисов), профессии сезонной миграции?
На все эти вопросы еще нужно найти ответы. Ведь не можем мы без конца бросаться "покорять Москву", чтобы пополнять и без того многочисленные ряды внутренних мигрантов.
Что же, раз жизнь такова, что выбор профессии искусственно ограничивается, тогда свобода - это "осознанная необходимость несвободы". Но, если ясно, "кто виноват", то "что делать?" Этот вопрос особенно актуален для выпускников учреждений интернатного типа, когда выбор профессии в реальных условиях весьма ограничен. В этом случае корректнее говорить не о самоопределении, а об ориентировании на те профессии и ПУ, которые готовы принимать выпускников детских домов. Здесь необходимо разъяснять воспитанникам специфику и преимущества определённых рабочих профессий, возможностей финансовой независимости и получения специальностей, востребованных обществом.
ФОРМУЛИРОВКИ
> "А куда мы еще пойдем?"
> "У нас нет другого выхода".
> "Мы нигде не найдем другой работы".
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ
В целях преодоления кадрового дефицита необходимо проведение государственной политики, направленной на подъем престижа массовых профессий, выработку профессиональной идеологии, образование профессиональных союзов и гильдий, которые бы защищали права каждого своего члена, гарантировали бы ему свободный и осмысленный труд. Но это уже проблема не кабинетного, а, скорее, государственного масштаба.
Профконсультант может ограничиться подбором увлечения (хобби) для своих клиентов, которое компенсирует их неудовлетворенность работой, научить организовывать свой досуг, отдых, развивать кругозор, вести активный образ жизни.
8. СИТУАТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКИЙ ВЫБОР
"Ситуативно-прагматический" выбор обусловлен не соответствующей мотивацией, интересами и склонностями оптанта, а рейтингом выбираемой профессии на рынке труда.
ПЛАН
1. Об "идеалистах" и "материалистах"
2. Различные варианты прагматического выбора
3. К вопросу о карьеризме
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Ситуативно-прагматический выбор зависит от профессиональных планов личности и отличается рациональным планированием карьеры, основанным на трезвом расчете и принципе личной выгоды.
Еще в школе прагматичные оптанты сознательно нацеливаются на выбор, возможно, нелюбимых, но приносящих конкретную выгоду престижных профессий, которые рекламируются в СМИ, например: манекенщицу, фотомодель, банкир, политик, менеджер, журналист, психолог и т.д.
Современная система вузовского образования предоставляет возможность платного обучения по широкому перечню "престижных" специальностей: "юрист", "психолог", "менеджер", "переводчик", "экономист". Но доступным здесь является только получение образования, а не рабочие места на рынке труда. Вузовское предложение редко соответствует спросу работодателей, так как преследует собственные коммерческие цели.
Сейчас учебные заведения открывают новые факультеты, опираясь не на потребности рынка в специалистах определённого профиля, а на желания выпускников. В треугольнике "рынок - профессиональные намерения молодёжи - профессиональное образование" отношения развиваются по типу раковых клеток, плодя никому не нужных специалистов, чтобы прокормить огромный рынок образовательных услуг. В частности исследования, проведённые в Московской области (15) указывают, что объёмы подготовки бухгалтеров в 2003 году в 70 раз превысили потребность в них предприятий области; парикмахеров - в 50 раз; секретарей - в 40 раз; операторов ЭВМ - в 25 раз...
В тоже время востребованные на рынке труда профессии удовлетворялись специалистами, подготовленными образовательными учреждениями области лишь частично (маляр, штукатур, облицовщик - на 34%; арматурщик, бетонщик, каменщик, монтажник - на 26%)...
И только столкнувшись с проблемой трудоустройства по специальности ("требуются специалисты: фрезеровщик, формовщик, стропальщик..."), молодые люди начинают задумываться о своем месте в жизни. При прагматичном подходе профессиональные интересы часто подменяются профессиональными возможностями, т.е. теми благами, которые предоставляет человеку профессия.
Например, профессия банкира (юриста, экономиста и т.д.) предоставляет возможности получения большой зарплаты, высокого социального статуса, льгот, привилегий, установления полезных связей и т.д.
Но престиж профессий постоянно меняется в зависимости от социально-экономической ситуации в стране, поэтому их востребованность на рынке труда сложно прогнозировать. Кроме того, не следует забывать, что хорошо оплачивается не сама профессия, а должность, попадание на которую зависит от многих объективных и субъективных предпосылок.
С другой стороны, случаются ситуации вынужденного прагматизма, в основе которого не коммерческий расчет, а элементарная жизненная необходимость. К переходу на любую более высокооплачиваемую деятельность людей вынуждает низкая заработная плата по основному месту работы.
Например, перспективные ученые бросают занятия наукой, преподавание в вузах и идут на высокооплачиваемые позиции в бизнесе. Рабочие увольняются с заводов и нанимаются на контрактную службу в "горячие точки". Высококвалифицированные специалисты оставляют убыточные предприятия и идут работать к знакомым в фирмы менеджерами по продажам и т.д.
Выбор нелюбимой профессии по корыстным соображениям можно сравнить с браком по расчету, который рано или поздно заканчивается разводом, убийством или самоубийством одного из супругов.
Если работник не любит свою профессию, она платит ему той монетой. Но если на любимой работе платят мало, а на нелюбимой - много, то можно ли найти разумное разрешение этой дилеммы? Или этот "гордиев узел" нужно только разрубать?
ФОРМУЛИРОВКИ
> "Я пойду только туда, где нормально платят".
> "Надо брать от жизни все возможное".
> "В этом вузе не берут в армию".
> "Здесь больше выбор парней".
> "На этой работе быстрее заметят и выдвинут на руководящий пост".
ПСИХОКОРРЕЩИОННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ
Профконсультанту не нужно забывать о непопулярности среди молодых людей видов деятельности, которые не повышают их самооценку в глазах окружающих, требуют неквалифицированного или тяжелого физического труда, например: грузчик, работник склада, разнорабочий, дворник и т.д.