<< Пред.           стр. 3 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу

  Контроль за деятельностью юридических лиц, в частности, международных корпораций. На юридическое лицо, по законодательству ряда стран, может быть наложено уголовное наказание в виде штрафа, конфискации имущества или лишения юридических прав.
  Совершенствование конструкции уголовно-судебной системы. Например, коррумпирование уголовно-судебной системы затрудняется, если ее конструкция предполагает наличие частично совпадающих сфер деятельности различных ведомств, частично совпадающих округов..
  Централизация деятельности по борьбе с организованной экономической преступностью. Организованная преступность, как правило, более успешно коррумпирует местных политических деятелей и правоохранительные органы, чем политиков и сотрудников правоохранительных органов федерального уровня. Там, где местная власть полностью или частично находится в подчинении у криминальных группировок, единственный способ навести законный порядок заключается в привлечении центральных правоохранительных органов для проведения соответствующих следственных действий и судебных разбирательств в отношении преступных элементов. Без привлечения внешних прокуроров и судей не обойтись особенно в тех случаях, когда в отношении местных честных судей и их семей раздаются угрозы физической расправы.
  Вместе с тем, руководители правоохранительных органов федерального уровня могут быть легко вовлечены в политические кампании на федеральном уровне.
 Другая проблема центральных правоохранительных органов может состоять в нехватке специалистов для проведения эффективной следственной работы на месте. Внешние специалисты часто имеют ограниченные возможности осуществить проникновение в ряды местных криминальных организаций, особенно когда его члены почти целиком являются выходцами из одной этнической группы.
  Использование методов финансового анализа. При расследовании дел, связанных с организованной экономической преступностью, успешно используется финансовый анализ.
  Различаются три основных вида финансового анализа: анализ чистой стоимости, анализ расходов и анализ банковских вкладов. Их цель - определить общее состояние или размер расходов какого-либо лица в сравнении с его объявленными доходами.
  Методом анализа чистой стоимости из любого увеличения чистой стоимости вычитаются доходы, не подлежащие налогообложению, и объявленный доход, а в остатке получается необъявленный доход.
  Методом анализа расходов сумма средств определяется по их движению в течение года, а не по определению изменений чистой стоимости от начала до конца. При методе анализа банковских вкладов анализируются поступления в банковские вклады, покупки за наличные (деньги, израсходованные без посредства банков), а также деньги, хранящиеся в других местах (наличные деньги).
  Анализ финансовых документов эффективно используется при расследовании такой организованной экономической преступной деятельности, как создание фиктивных компаний по незаконному присвоению денег, завышение оплаты труда сотрудников или субподрядчиков с целью получения части незаконно выплаченных средств и других видов мошеннической деятельности.
  Электронное наблюдение. Роль и значение электронного наблюдения при ведении дел, связанных с организованной экономической преступностью, а также коррупцией среди государственных чиновников, невозможно переоценить. Однако применение электронного наблюдения потенциально содержит в себе опасность ущемить гражданские права и свободы. Эта опасность может стать реальностью только тогда, когда средства электронного наблюдения будут применяться в массовом масштабе и не по назначению.
  Использование дискреционного права, которое позволяет правоохранительным органам либо не проводить расследование, либо начинать преследование, в отношении осведомителей из преступного мира. В правовых системах следует поощрять в ряде случаев возможности освобождать мелких преступников от уголовного преследования с тем чтобы выявить главарей групп организованной преступности.
  Введение системы судебного иммунитета и защиты свидетелей.
 Цель судебного иммунитета - разоблачить лидеров преступных организаций на основании показаний менее значительных участников преступных организаций. Учитывая то обстоятельство, что преступники жесточайшим образом мстят тем, кто не только дает показания против них в полиции, но и готов выступить в суде на стороне обвинения, необходимо принимать меры по защите таких свидетелей. Для этого в отношении информатора необходимо установить правовой иммунитет и защита для его и его ближайших родственников.
  Издержки, связанные с защитой свидетеля, довольно велики. Такого рода подход оправдывает себя только при осуждении крупного криминального авторитета. В целях защиты свидетеля и получения показаний суд может принять в качестве доказательства показания, зафиксированные с помощью видеотехники, если это не нарушает конституционных и уголовно-процессуальных норм. В этом случае устранение членами организованных преступных групп свидетеля оказывается лишенным смысла, поскольку даже в случае его смерти записанные на видеопленку показания сыграют свою роль.
  Федеральный Закон РФ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству" принимался Государственной Думой РФ в 1995 и 1998 гг., но отклонялся Президентом РФ
  Создание специальных судебных органов. В США такими органами являются специальные большие жюри. Они создаются в федеральных юридических районах с населением не менее 1 миллиона человек и заседают не реже одного раза в полтора года. Кроме того, жюри могут созываться по специальному запросу прокурора, а их полномочия продлеваться до трех лет.
  На заседании жюри идет секретное и обычно одностороннее изложение дела с целью рассмотрения доказательств совершения преступной деятельности. Эта процедура не сопровождается прениями сторон и жестко контролируется обвинителями. Благодаря своим полномочиям жюри может получать такие документы, как истории болезни, регистры счетов за междугородние телефонные переговоры, личные дела, налоговые декларации, счета за коммунальные услуги и другие финансовые документы для конечного использования их обвинением на судебном процессе.
  Специальные большие жюри имеют дополнительные полномочия. В частности, в конце своего срока они могут публиковать сообщения о состоянии работы по расследованию конкретных дел о коррупции должностных лиц, проводить дальнейшие расследования вместе с полицией.
  Использование метода ударных групп. Метод заключается в том, что сотрудники правоохранительных органов объединяются в команды для координации усилий, направленных против конкретно намеченных преступных групп или лиц. В круг обязанностей этих формирований входят добывание доказательств преступной деятельности участников незаконного предпринимательства и предъявление им обвинений в суде. Особое внимание фокусируется на ключевых фигурах преступных синдикатов.
  "Жалящие" меры. Эти меры проводятся негласно с целью возвращения украденного имущества и товаров. Часто их финансируют страховые компании. С помощью имеющихся средств все незаконные операции записываются на видеоленту или кинопленку, сделки подробно регистрируются. Федеральные правоохранительные органы в процессуальном порядке при посредстве специального или большого жюри оформляют обвинительные акты, после чего полиция арестовывает лиц, причастных к тайной скупке краденого, выявленных в ходе этих мероприятий.
  Международное сотрудничество
  Международные соглашения, конвенции и обмены информацией. Последним примером в этом отношении является Конвенция о борьбе с международной коррупцией, заключенная и подписанная по инициативе и под эгидой Организации европейского сотрудничества и развития. Конвенция была подписана представителями 34 стран мира и в 1999 г. введена в действие. экономическому развитию и международным усилиям по борьбе с организованной преступностью.
 
 
 Заключение
 
  По результатам исследования в данной работе проблемы российской организованной экономической преступности можно сформулировать следующие выводы:
  Существует много видов экономических преступлений, объединенных в границах преступности в сфере экономической деятельности, сфере предпринимательства. Эта преступность обладает собственными особенными свойствами и аддитивными чертами, которые присущи лишь рыночному типу хозяйствования. Для нее характерен высокий уровень наносимых государству экономических потерь и особая социальная опасность;
  Генезис российской преступности последнего десятилетия выявил две взаимообусловленные тенденции - "экономизации" организованной преступности и повышения уровня организованности самой экономической преступности. Их действие привело к возникновению принципиально нового асоциального явления - организованной экономической преступности, представляющей собой некий симбиоз развитых форм организованной и экономической преступности;
  Организованная преступность и экономика имеют тесную связь. Сама организованная преступность становится социальным фактом лишь при условии обретения собственной экономической и финансовой основы за счет извлечения доходов как в сфере собственно криминальной экономики, так и в легальном хозяйстве. Последнее характерно преимущественно для России. У нас проникновение оргпреступности в законную экономику и финансовую систему уже состоялось, а для западных стран такая инфильтрация только прогнозируется специалистами;
  В основном завершившийся процесс первоначального накопления собственных капиталов позволил российской оргпреступности занять прочные позиции в легальной хозяйственной системе и в определенном смысле обладать экономической властью в стране. К настоящему времени в целом завершено проникновение организованной преступности в политическую сферу, властные структуры на всех уровнях государственного управления, средства массовой информации;
  Российская оргпреступность приобрела транснациональный характер, уверенно вышла "на мировую арену" и закрепила там свои позиции. Существуют достаточно основательные предпосылки выхода ее в число будущих лидеров среди крупнейших криминальных ассоциаций преступного мира западных стран, с возможным подчинением их своим интересам;
  Организованная преступность, имеющая чисто уголовно-криминальное происхождение, владеет собственной экономикой - криминальной, и проникает в легальную хозяйственную систему государства. В этой последней части оргпреступность имеет общее поле с организованной экономической преступностью.
  Генезис организованной экономической преступности выявил закономерность: чем выше уровень энтропии легальной экономической среды, тем выше и уровень организованности самой экономической преступности;
  Принципиальное феноменологическое отличие российской организованной экономической преступности от аналогичных криминальных явлений в странах Запада состоит в двойственности (дихотомичности) ее природы: одна составляющая ОЭП возникла в итоге преступной деятельности уголовных элементов в сфере легальной экономики, вторая - зародилась непосредственно в лоне самой легальной экономики на базе развития криминализированного предпринимательства, за счет совершения в рамках деятельности официально зарегистрированных бизнес-структур экономических преступлений. Эта последняя составляющая ОЭП может быть достаточно безболезненно элиминирована и сведена до минимума в результате акций по амнистии капиталов ее субъектов и структур, легализации и легитимизации их деятельности;
  Организованная экономическая преступность основные источники извлечения доходов получает от деятельности официально зарегистрированных бизнес-структур в легальной экономике. Они извлекаются:
  а) за счет разрешенного производства экономических благ;
 б) за счет совершения противоправных деяний под прикрытием имиджа легальной фирмы - различного рода экономических преступлений преимущественно мошеннического характера, сокрытия доходов от налогообложения, отмывания "грязных" денег из сферы криминальной деятельности организованной преступности и др.;
  ОЭП имеет тесные связи, базирующиеся, как правило, на коррупционных взаимоотношениях, с представителями политического истэблишмента, властных и силовых структур государства, что позволяет ее представителям обеспечивать "прикрытие" собственной противоправной деятельности, и извлекать стабильно высокие незаконные доходы;
  Совокупность эндо- и экзогенных факторов эволюции собственно организованной преступности и ОЭП на определенном этапе приводит к возникновению нового неинституционального социального образования - криминальной экономики. Криминальная экономика представляет особый интерес для криминологов, пытающихся понять условия и причины, обусловливающие воспроизводство организованной экономической преступности, изучить ее сущностные характеристики, определить эффективные меры предупреждения и контроля. Криминальная экономика обладает свойствами системы с присущими ей специфическими аддитивными признаками, имеет мощные сегменты, складывающиеся в особую структуру, особенные виды экономической деятельности, собственный характер трансакционных издержек, производства и накопления капитала, распределения и присвоения прибыли, занятости, сегментации рынка, обладает своими "трудовыми ресурсами", особой системой отбора, подготовки и продвижения кадров и др.;
  Кадровый потенциал ОЭП в лоне криминальной экономики в России в целом сложился и представляет собой достаточно четко структурированную систему. Внутри каждого из двух секторов ОЭП сформировались собственные социально-профессиональные группы (страты): кадры первого сектора - преимущественно социальные маргиналы, "уголовники", кадры второго сектора - они заняты разрешенной экономической деятельностью в официально функционирующих бизнес-структурах легальной экономики государства, в рамках и под прикрытием которых совершают экономические преступления. Экономические преступления обеспечивают бизнесменам-делинквентам получение высокой нормы и массы прибыли и служат основным инструментом в достижении цели как максимизации доходов, так и повышения собственных статутных позиций в обществе;
  В борьбе с организованной преступностью, включая ОЭП, главные усилия российского государства (в том числе и в международном сотрудничестве в данной сфере), целесообразно сосредоточить на двух направлениях: а) бескомпромиссной борьбе с деятельностью оргпреступности в собственно криминальной экономике и криминальном бизнесе, воспроизводящих социально деструктивные и опасные товары и услуги; б) вытеснении и (или) элиминировании криминализированной экономической деятельности в сфере легальной экономики;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Список использованной литературы.
 
 1. Аслаханов А, Максимов С. Организованная преступность и коррупция в сфере экономики: состояние и прогноз развития // Криминальный вестник 1995 №12 С.4.
 2. Актуальные проблемы теории и практики борьбы с организованной преступностью в России: Мат-лы науч. - практ. конф. 17-18 мая 1994 года,- Вып. 1. -М.: НИИ РИО МЮИ МВД России, 1994. - 264 С.
 3. Айдинян Н.Р, Гилинский Я.И. Функциональная теории организации и организованная преступность // Организованная преступность в России: Теория и реальность. СПб" 1996. С. 3-4
 4. Борьба с организованной преступностью в странах АТР проблемы организации и взаимодействия // Материалы международной конференции 4-5 ноября 1997.под ред. А.Л. Репецкой. Изд. Иркутского университета:.1998.
 5. Быков А. О нарушениях законодательства при приватизации федеральной собственности // Экономика и жизнь, - 1994,- № 7
 6. Водько Н.П. Уголовно-правовая борьба с организованной преступностью: Научно-практическое пособие М.: Юриспруденция. 2000. С.15-17
 7. Волженкин Б. Преступления в сфере экономической деятельности по уголовному праву стран СНГ// Уголовное право, 1997, № 1
 8. Винокуров С.В. Организованная преступность как она есть // Российский следователь. 1999. № 1.
 9. Гилинский Я.И. Теневая экономика и экономическая организованная преступность // Молодежь: цифры, факты, мнения. 1994 №2 С.19.
 10. Гаухман Л.Д. Организованная преступность: понятия, виды, тенденции, проблемы уголовно-правовой борьбы. - М., 1993.
 11. Гараев Р.Ф. , Селихов Н.В. Понятие коррупции // Следователь. 2001. № 2
 12. Гладких Р.Б. Криминологическая характеристика преступлений, совершаемых в сфере малого предпринимательства // Следователь. 1999. № 1.
 13. Дементьева Е.Е. Экономическая преступность и борьба с ней в странах с развитой рыночной экономикой (на материалах США и Германии). - М.: ИНИОН РАН, 1992.
 14. Долгова А.И. Криминальная ситуация в России и правовые проблемы борьбы с организованной преступностью // Преступность и законодательство. М., 1997.
 15. Изучение организованной преступности: российско-американский диалог. -М.: 1997, С. 43.
 16. Исмагилов Р.Ф. Экономика и организованная преступность: Монография. - М.: Академия МВД РФ, 1997
 17. Исмагилов Р.Ф. Экономическая организованная преступность. Канд. дис. Спб., 1997
 18. Исправников В.О. "Серая" экономика под властью криминальных структур // Экономика и жизнь. 1997. № 47.
 19. Кузнецова Н.Ф. Кодификация норм о хозяйственных преступлениях// Вестник Московского университета. Сер. 11: Право. 1993. № 4.
 20. Крылов А.А. Социально-экономические основы деятельности милиции в обществе рыночного типа. Автореферат Док. Юрид. Наук М.:1993
 21. Корчагин А.Г. Преступления в сфере экономики и экономическая преступность. Владивосток 2001.
 22. Корчагин А.Г., Номоконов В.А., Шульга В.И. Организованная преступность и борьба с ней. Учебное пособие. Владивосток, 1995.
 23. Корчагин А.Г., Иванов А.М., Щербаков А.В. Экономические преступления, политико-правовые аспекты. Владивосток 1999 год.
 24. Лунеев В.В. Преступность ХХ века. - М.: 1997.
 25. Лунеев В.В. Организованная преступность в России: осознание, истоки, тенденции// Государство и право 1996 №4 С.102
 26. Лунеев В.В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. - М.: НОРМА, 1997, с. 136.
 27. Лунеев В.В. Преступность XX века: Мировой криминологический анализ. М., 1997.
 28. Лунеев В.В. Углубление социального контроля преступности (Материалы круглого стола). - Государство и право, 1999, № 9.
 29. Максимов С.В. Эффективность общего предупреждения преступлений. - М.,1992.
 30. Максимов С.В. Организованная преступность в России: Состояние и прогноз развития // Уголовное право. 1998. N 1. С. 9.3 - 94
 31. Миньковский Г.М., Аликперов Х.Д. Понятие организованных форм преступности в сфере экономики и проблемы совершенствования борьбы с ними //Актуальные проблемы борьбы с экономической преступностью. Труды Академии МВД РФ М.,1992 С.116
 32. Мамардашвили М. Картезианские размышления. - М.: Издательская группа "Прогресс", "Культура", 1993. - С. 32.
 33. Межгосударственная программа борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств-участников СНГ на период до 2000 г. Утверждена Советом глав государств СНГ. 17 мая 1996 г. // Российская газета, 1996, 22 июня.
 34. Мелешко И.П. Организованная преступность, коррупция и власть в Российской Федерации. РнД., 2000.
 35. Никифоров А.С. Контроль над преступностью в России // Государство и право. 1994. № 5. С. 72-81.
 36. Номоконов В.А. Организованная преступность на Дальнем Востоке // Уголовная юстиция. М., 1999.
 37. Номоконов В.А. Организованная преступность Дальнего Востока: общие и региональные черты. Владивосток, 1998.
 38. Номоконов В.А. Организованная преступность: тенденции, перспективы борьбы. Владивосток, 1999.
 39. Номоконов В.А. Особенности противоправного проникновения организованной преступности в экономику Дальнего востока // Социально-экономические и политические процессы в странах АТР. Владивосток 1997.
 40. Проблемы борьбы с криминальным рынком, экономической и организованной преступностью. Мат. конф. М., 2001
 41. Преступность: стратегия борьбы /Под. Ред. Проф. А.И. Долговой - М.: Криминологическая ассоциация, 1997.
 42. Основы борьбы с организованной преступностью. Монография. Под редакцией В.С. Овчинского, В.Е. Эминова, Н.П. Яблокова М.:"Инфра-м"1996 С.151.
 43. Овчинский B.C. Мафия: необъявленный визит. - М., 1993.
 44. Организованная преступность и переход к рыночным отношениям // Государство и право. 1992. №2,3.
 45. Организованная преступность - 2. -М.: Криминологическая ассоциация, под редакцией А.И. Долговой, С.В. Дъяковой. 1993.
 46. Организованная преступность - 3. - М.: Криминологическая ассоциация, под редакцией А.И. Долговой, С.В. Дъяковой. 1996.
 47. Организованная преступность - 4. - М.: Криминологическая ассоциация, под редакцией А.И. Долговой 1998.
 48. Организованная преступность - угроза культуре и державности России. - СПб: Издательский Дом "Бизнес-Пресс", 1998.
 49. Привалов К.В.Теневая экономика (теоретико-правовой анализ) Монография СПб.: Санкт-Петербургская академия МВД России 1988 С.33-34.
 50. Петров И.Э., Марченко Р.Н., Баринова Л.В. Криминологическая характеристика и предупреждение экономических преступлений. - М.: Академия МВД России, 1995. - С. 12.
 51. Проблемы борьбы с криминальным рынком, экономической и организованной преступностью. Материалы конференции. - М.: Российская криминологическая ассоциация. 2001год.
 52. Мишин Г.К. Проблема экономической преступности (опыт междисциплинарного изучения). - М.: ВНИИ МВД России, 1994, С. 33-34.
 53. Мельников А.Б. Экономико-правовые аспекты влияния организованной преступности на российскую экономику. Краснодар, 1999.
 54. Меретуков А.Г. Правовые и криминалистические аспекты преступлений, совершаемых в сфере внешнеэкономической деятельности: Учебное пособие, Краснодар: Краснодарский юридический институт МВД России, 1998.
 55. Никифоров Л., Кузнецова Г. Теневая экономика // Вопросы экономики. 1991. №1.
 56. Нещадин А. "Серая" экономика России // Известия. 1994. 21 сентября.
 57. Радаев В. О роли насилия в российских деловых отношениях // Вопросы экономики, 1998, № 10,
 58. Репецкая А.Л. Организованная преступность в сфере экономики и финансов и проблемы борьбы с ней. ИГЭА 2000.
 59. Рогов И.И. Экономика и преступность. Алма-Ата. Казахстан 1991. С.10.
 60. Сазерленд Э.А. Являются ли преступления людей в белых воротничках преступлениями?// Социология преступности (Современные буржуазные теории).-М.,1966
 61. Самыгин Л.Д. Специфические признаки организованной преступной деятельности. // Вест. МГУ. Серия 11. Право. 1991. №6.
 62. Шульга В.И. Организованная преступность и предпринимательство на Дальнем Востоке // Проблемы защиты прав и свобод человека. Владивосток. 2001.
 63. Теневую экономику санкциями не запугать. Финансовые известия от 24.02.98г.
 64. Яни П. Проблемы ответственности за экономические преступления // Законность. 2001. № 1.
 65. АИФ 1994 №14
 66. Газета Известия 1996 13 Августа.
 67. Газета Версия за 2000 год. №№ 37,40,44
 68. Криминология. Учебное пособие /Под. ред. В.Е. Эминова. - М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997, С.16.
 
 Интерактивные источники в Internet.
 
 69. Босхолов С.С. Законодательное обеспечение борьбы с организованной преступностью // Журнал российского права. 1998. № 9. http://www.edd.ru/rccgi/zhurnaly.exe/Content?Path=magazine/JournalRossiskogoPrava
 70. Колесников Вадим Вячеславович Феномен российской организованной экономической преступности. Санкт-Петербургский Центр по изучению организованной преступности и коррупции http://jurfak.spb.ru/centers/traCCC/article/kolesnikov1.htm
 71. Финансовые известия. WWW: http://financial.izvestia.ru
 72. Компромат.ру http://www.compromat.ru/main/mafia/opdv.htm
 73. Прокурорский надзор http://nadzor.vvsu.ru
 74. МВД РФ http://www.mvdinform.ru
 75. Васин Ю.Г.О разработке прогноза законодательной деятельности в сфере борьбы с организованной экономической преступностью. http://msu.jurinfor.ru/conf/98001/031-ru.h
 76. Спецтактика. Российская организованная преступность
 http://www.professional.spb.ru/SEMINAR/TAKTIKA/smarket/sm_234.htm
 77. Теневая экономика и коррупция в Российской Федерации (экономико-криминалистическое исследование) Л. Я. Драпкин http://chinovnik.uapa.ru/old/n7/10.html
 78. Международная конференция Проблемы борьбы с новыми видами экономических преступлений в России и США 20 - 21 мая 1997 года http://msu.jurinfor.ru/conf/97002/97002.html
 79. http://www.crime.ru/Main/FMAIN.htm Дежурная часть
 80. Аферы, подделки, криминал http://www.aferizm.ru/index.htm
 81. http://www.cry.ru/theme.shtml?Theme=%CE%CF%C3 ОПГ на CRY.RU
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Приложение №1
 (Нормативный материал использованный при написании работы).
 1. VIII Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с
 правонарушителями. Гавана, 27 авг.-7сент., 1990: Доклад, подготовленный Секретариатом. Изд-во ООН. N R 91, IV. 2. Гл. I. C.7.
 2. Доклад Генерального секретаря ООН "Воздействие организованной преступной деятельности на общество в целом" вторая сессия Комиссии по предотвращению преступности и уголовному правосудию. Экономического и социального совета ООН 13-23 апреля 1993 года.
 3. Конвенция Организации Объединенных Наций против Транснациональной организованной преступности, принята резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи от 15 ноября 2000 года.
 4. Итоговый документ Международного семинара ООН по вопросами борьбы с преступностью, проходившего в Суздале 21 -25 октября 1991 года.
 5. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)
 6. Таможенный кодекс Российской Федерации от 18 июня 1993 г. N 5221-I (с изменениями от 19 июня, 27 декабря 1995 г., 21 июля, 16 ноября 1997 г., 10 февраля 1999 г.
 7. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (с изменениями от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа 2000 г., 24 марта 2001 г.) и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изменениями от 29 декабря 2000 г.) Часть первая Принята Государственной Думой 16 июля 1998 года Одобрена Советом Федерации 17 июля 1998 года
 8. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (действующая редакция) Принят Государственной Думой 24 мая 1996 года Одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года.
 9. Федеральный закон от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Принят Государственной Думой 18 ноября 1994 года Одобрен Советом Федерации 7 декабря 1994 года
 10. Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" (с изменениями от 19 ноября 1999 г., 2 января, 27 декабря 2000 г.)
 11. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 394-1 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изменениями от 27 декабря 1995 г., 20 июня 1996 г., 27 февраля, 28 апреля 1997 г., 4 марта, 31 июля 1998 г., 8 июля 1999 г.)
 12. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями от 22 апреля, 26 ноября 1996 г., 17 марта 1997 г.,4 августа 2000 г.) Принят Государственной Думой 12 августа 1995 года
 13. Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изменениями от 26 ноября 1998 г., 22 декабря 1999 г., 12 мая, 29 декабря 2000 г.) Принят Государственной Думой 16 сентября 1998 года
 14. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" Принят Государственной Думой 12 марта 1999 года Одобрен Советом Федерации 17 марта 1999 года Постановление Правительства РФ от 24 июля 2000 г. N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" Положение о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации
 15. Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" (с изменениями от 30 декабря 1999 г., 7 ноября 2000 г.) Принят Государственной Думой 22 февраля 1995 года
 16. Федеральный закон от 10 января 1996 г. N 5-ФЗ "О внешней разведке" (с изменениями от 7 ноября 2000 г.) Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года
 17. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (с изменениями от 18 июля 1997 г., 21 июля 1998 г., 5 января, 30 декабря 1999 г., 20 марта 2001 г.) Принят Государственной Думой 5 июля 1995 года
 18. Закон РФ от 24 июня 1993 г. N 5238-I "О федеральных органах налоговой полиции" (с изменениями от 17 декабря 1995 г., 7 ноября 2000 г.)
 19. Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (с изменениями от 29 декабря 1998 г., 5 июля 1999 г.)
 20. Закон РФ от 22 марта 1991 г. N 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (с изменениями от 24 июня 1992 г., 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000 г.)
 21. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. N 4871-I "Об обеспечении единства измерений"
 22. Закон РФ (проект) "О борьбе с коррупцией" // Рос. газета. 1993. 16 апреля.
 23. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции" (с изменениями от 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г., 31 марта, 6 декабря 1999 г., 25 июля, 7 ноября, 29 декабря 2000 г.)
 24. Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4524-I "О федеральных органах правительственной связи и информации" (с изменениями от 24 декабря 1993 г., 7 ноября 2000 г.)
 25. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. N 4871-I "Об обеспечении единства измерений"
 26. Указ Президента РФ от 25 июля 1996 г. N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации"(с изменениями от 25 июля 2000 г.),
 27. Приказ Минфина РФ от 31 марта 1998 г. N 53 "Об утверждении Положения о Департаменте государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов Российской Федерации", которым было утверждено Положение о Департаменте государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов Российской Федерации
 28. Постановление Правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 273 "Об утверждении Положения о Министерстве финансов Российской Федерации" (с изменениями от 18 июня 1999 г.) Положение о Министерстве финансов Российской Федерации (с изменениями от 18 июня 1999 г.)
 29. Указ Президента РФ от 8 декабря 1992 г. N 1556 "О федеральном казначействе"
 30. Постановление Правительства РФ от 16 октября 2000 г. N 783 "Об утверждении Положения о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам" Положение о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам
 31. Указ Президента РФ от 18 июля 1996 г. N 1039 "Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации" (с изменениями от 6 сентября 1997 г., 24 апреля, 27 мая, 20 октября 1998 г., 1 декабря 1999 г., 13 января 2001 г.) Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации (с изменениями от 6 сентября 1997 г., 24 апреля, 27 мая, 20 октября 1998 г., 1 декабря 1999 г., 13 января 2001 г.)
 32. Указ Президента РФ от 25 октября 1994 г. N 2014 "Об утверждении Положения о государственном таможенном комитете Российской Федерации" (с изменениями от 16 сентября 1999 г.) Положение о Государственном таможенном комитете Российской Федерации.
 33. Постановление Президиума ВС РФ от 13 января 1992 г. N 2167-I "О безотлагательных мерах по нормализации налично-денежного обращения в Российской Федерации"
 34. Указ Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 г. N 622 О дополнительных мерах по ограничению налично-денежного обращения.
 35. Положение ЦБР от 5 января 1998 г. N 14-П "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" (утв. ЦБР 19 декабря 1997 г.) (с изменениями от 22 января 1999 г.)... "Порядке ведения кассовых операций в Российской Федерации" (Утвержден решением Совета Директоров ЦБР 22 сентября 1993 г. N 40)
 36. Постановление Правительства РФ от 6 июня 1994 г. N 655 "О Государственной регистрационной палате при Министерстве экономики Российской Федерации" Приказ Минюста РФ от 29 декабря 1998 г. N 192"Об утверждении Устава Государственной регистрационной палаты при Министерстве юстиции Российской Федерации" Устав Государственной регистрационной палаты при Министерстве юстиции Российской Федерации
 37. Постановление Правительства РФ от 12 июля 1999 г. N 793 "Об утверждении Положения о Министерстве Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства" (с изменениями от 8 апреля, 30 сентября 2000 г.) Положение о Министерстве Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (с изменениями от 30 сентября 2000 г.)
 38. Постановление Правительства РФ от 7 мая 1999 г. N 498 "Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по стандартизации и метрологии"Положение о Государственном комитете Российской Федерации по стандартизации и метрологии
 39. Постановление Правительства РФ от 9 ноября 1998 г. N 1320 "Вопросы Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии" (с изменениями от 7 мая 1999 г., 19 августа 2000 г.)
 40. Постановление СМ РФ от 27 мая 1993 г. N 501 "О Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации" (с изменениями от 25 декабря 1993 г., 19 июня 1994 г., 6 сентября 1995 г., 14 июля 1997 г., 9 апреля, 2 октября 1999 г., 17 апреля 2001 г.) Положение о Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства внешних экономический связей и торговли Российской Федерации (в редакции постановления Правительства РФ от 14 июля 1997 г. N 866)
 41. Указ Президента РФ от 16 ноября 1992 г. N 1392 "О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий" (с изменениями от 16 апреля 1998 г.)
 42. Указ Президента РФ от 6 июля 1998 г. N 806 "Об утверждении Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации и ее структуры" (с изменениями от 26 августа, 5 октября 1998 г., 4 января, 28 августа 1999 г., 17 июня 2000 г.) Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации (с изменениями от 26 августа, 5 октября 1998 г., 17 июня 2000 г.)
 43. Указ Президента РФ от 2 августа 1996 г. N 1136 "Об утверждении Положения о Федеральной службе охраны Российской Федерации" (с изменениями от 9 июля 1997 г., 2 декабря 1998 г., 11 апреля 2001 г.) Положение о Федеральной службе охраны Российской (с изменениями от 2 декабря 1998 г.)
 44. Указ Президента РФ от 30 декабря 1994 г. N 2245 "О Федеральной пограничной службе Российской Федерации" (с изменениями от 8 августа 1997 г.)
 45. Указ Президента РФ от 2 марта 1995 г. N 232 "Об утверждении Положения о Федеральной пограничной службе Российской Федерации" (с изменениями от 4 августа, 20 декабря 1995 г., 19 июля 1997 г., 14 февраля 1998 г., 25 сентября 1999 г.) Положение о Федеральной пограничной службе Российской Федерации (с изменениями от 4 августа, 20 декабря 1995 г., 19 июля 1997 г., 14 февраля 1998 г., 25 сентября 1999 г.)
 46. Распоряжение Правительства РФ от 1 июня 1994 г. N 798-р Положение о Главном управлении информационных ресурсов органов государственной власти Российской Федерации Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 1 июня 1994 г. N 798-р)
 47. Указ Президента РФ от 01.11.2001 № 1263 "О создании комитета финансового мониторинга"
 48. Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. N 608 "О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)" Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)
 49. Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24)
 
 
 
 1 По данным МВД РФ http://www.mvdinform.ru
 
 2 Мамардашвили М. Картезианские размышления. - М.: Издательская группа "Прогресс", "Культура", 1993. - С. 32.
 3 См.: Сазерленд Э.А. Являются ли преступления людей в белых воротничках преступлениями?// Социология преступности (Современные буржуазные теории).-М.,1966
 4 См.: Кузнецова Н.Ф. Кодификация норм о хозяйственных преступлениях// Вестник Московского университета. Сер. 11: Право. 1993. № 4. С. 12.
 5 Мишин Г.К. Проблема экономической преступности (опыт междисциплинарного изучения). - М.: ВНИИ МВД России, 1994, С. 33-34.
 6 Дементьева Е.Е. Экономическая преступность и борьба с ней в странах с развитой рыночной экономикой (на материалах США и Германии). - М.: ИНИОН РАН, 1992. - С. 12-13.
 
 7 Петров И.Э., Марченко Р.Н., Баринова Л.В. Криминологическая характеристика и предупреждение экономических преступлений. - М.: Академия МВД России, 1995. - С. 12.
 8 См.: VIII Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с
 правонарушителями. Гавана, 27 авг.-7сент., 1990: Доклад, подготовленный Секретариатом.
 Изд-во ООН. N R 91, IV. 2. Гл. I. C.7.
 9 Лунеев В.В. Преступность 20 Века: Мировой криминологический анализ. М. 1997
 10 Итоговый документ Международного семинара ООН по вопросами борьбы с преступностью, проходившего в Суздале 21 -25 октября 1991 года.
 11Доклад Генерального секретаря ООН "Воздействие организованной преступной деятельности на общество в целом" вторая сессии Комиссии по предотвращению преступности и уголовному правосудию Экономического и социального совета ООН 13-23 апреля 1993 года.
 12 Конвенция Организации Объединенных Наций против Транснациональной организованной преступности, принята резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи от 15 ноября 2000 года.
 13 Материалы дискуссий "Круглого стола" были опубликованы в первом выпуске сборника - См.: Организованная преступность/ Под ред. А.И. Долговой, С.В. Дъякова. М.: Юрид. лит., 1989
 14 См. указ. соч. С. 132, 133, 134 и др.
 15 Рогов И.И. Экономика и преступность. Алма-Ата: Казахстан, 1991. С.10.
 16 См.: Никифоров А.С. Контроль над преступностью в России // Государство и право. 1994. N 5. С.72
 17 См.: Основы борьбы с организованной преступностью. Монография/ Под ред. В.С. Овчинского, В.Е. Эминова, Н.П. Яблокова. М.: "ИНФРА-М", 1996. С.151.
 18 См.: Крылов А.А. Социально-экономические основы деятельности милиции в обществе рыночного типа. Автореф. дис. ... докт. экономич. наук. М., 1993. С. 38-39. Такое разграничение преследует, по словам А. Крылова, вполне прагматичную цель - "чтобы из сферы организованной преступности вывести действительно деловых людей и дать им возможность реализовать себя в официальных традиционных и новых социально-экономических структурах" (Там же. С. 39).
 19 Энтропия (от греч. entropia - поворот, превращение) - в данном контексте: есть степень неопределенности экономической среды.
 20 См.: Гилинский Я.И. Теневая экономика и экономическая организованная преступность // Молодежь: цифры, факты, мнения. 1994. № 2. С.79.
 21 См.: Лунеев В.В. Организованная преступность в России: осознание, истоки, тенденции // Государство и право. 1996. № 4. С. 102
 22 См.: Привалов К.В. Теневая экономика (теоретико-правовой анализ): Монография. СПб.: Санкт-Петербургская академия МВД России, 1998. С. 53-54.
 23 В уголовно-правовой оценке такое разделение называют "сложное соучастие"="соучастие с различным исполнением ролей". - См., напр.: Водько Н.П. Уголовно-правовая борьба с организованной преступностью: Научно-практическое пособие. М.: Юриспруденция, 2000. С. 15, 16, 17 и др.
 24 См.: Аслаханов А., Максимов С. Организованная преступность и коррупция в сфере экономики: состояние и прогноз развития // Криминальный вестник. 1995. N 32. C.4
 25 См.: Миньковский Г.М., Аликперов Х.Д. Понятие организованных форм преступности в сфере экономики и проблемы совершенствования борьбы с ними// Актуальные проблемы борьбы с экономической преступностью. Труды Академии МВД РФ. М., 1992. С. 116.
 26 Аналогичную ценность представляют и так называемые типологические элементы организованной преступной деятельности в сфере экономики: из десяти элементов достаточно косвенное отношение к экономике имеют три - третий, седьмой и десятый (См.: Там же. С. 115-116).
 27 О начале процесса такого захвата в одном из крупных российских регионов - в Приморье, - еще в 1994 году откровенно говорил в интервью корреспондентам АиФ (1994. № 24. См. также: Известия. 1996. 13 августа) криминальный авторитет из Хабаровска Владимир Податев (кличка "Пудель"); близкий знакомый Вячеслава Иванькова ("Япончика"), задержанного в Бруклине агентами FBI и осужденного американской Фемидой за вымогательство на длительный срок заключения. Податев, трижды судимый и отсидевший 18 лет за хулиганство, грабежи и изнасилование несовершеннолетней, являлся советником Б. Ельцина - возглавлял Комиссию по правам человека в Общественной палате при Президенте Российской Федерации (!..). В интервью для "АиФ" шестилетней давности В. Податев не без пафоса утверждал, что уже к тому времени он и сотоварищи создали по всему Приморью разветвленную сеть общественных организаций, которые контролируют в регионах ситуацию, проводят "своих", "порядочных", - по его собственным словам, - людей в кресла мэров и губернаторов, и намереваются активно участвовать в президентских выборах 1996 года... Сегодня о результатах подчинения криминалитету регионов страны откровенно пишет пресса. - См., напр.: Какоткин А. Марийский пахан// Версия. 2000. № 37. С.12-13; Братков Н. Псковский бабай, или воспоминание о будущем// Версия. 2000. № 40. С. 13; Соколов А. Марийский дефолт// Версия. 2000. № 44. С. 13; и др. Не говоря уже о Чечне, которая еще при Дудаеве превратилась в некое завершенное территориально-административное образование криминального типа с террористическим уклоном: для него стало типичным извлечение доходов за счет присвоения госбюджетных средств, похищения людей в качестве заложников для требования выкупа, обращения граждан не чеченской национальности в рабство, прокручивания незаконных операций с подложными финансово-банковскими документами (фальшивыми авизо и др.), подпольного производства продуктов нефтепереработки, практически тотального сокрытия доходов от налогообложения (а попросту, повсеместной - с прямого одобрения руководства республики, - неуплаты налогов), совершения массы иных преступлений в сфере экономики.
 
 
 28 Репецкая А.Л. Организованная преступность в сфере экономики и финансов и проблемы борьбы с ней. ИГЭА 2000.
 29 См.: Лунеев В.В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. - М.: НОРМА, 1997, с. 136.
 
 30 Теневую экономику санкциями не запугать. Финансовые известия от 24.02.98г.
 
 31 Криминология. Учебное пособие /Под. ред. В.Е.Эминова. - М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997, С.16.
 
 32 http://www.compromat.ru/main/mafia/opdv.htm
 33 Актуальные проблемы теории и практики борьбы с организованной преступностью в России: Мат-лы науч. - практ. конф. 17-18 мая 1994 года,- Вып. 1. -М.: НИИ РИО МЮИ МВД России, 1994. - 264 С.
 34 См. там же.
 35 См. например: Лунеев В.В. Преступность XX века: Мировой криминологический анализ. М., 1997. С. 287 - 288; Максимов С.В. Организованная преступность в России: Состояние и прогноз
 развития // Уголовное право. 1998. N 1. С. 9.3 - 94; Айдинян Н.Р, Гилинский Я.И. Функциональная теории организации и организованная преступность // Организованная преступность в России: Теория и реальность. Спб" 1996. С. 3-4.
 36 Исмагилов Р.Ф. Экономика и организованная преступность: Монография. - М.: Академия МВД РФ, 1997.
 37 См. Там же..
 38 Нещадин А. "Серая" экономика России // Известия. 1994. 21 сентября.
 
 39 Никифоров Л., Кузнецова Г. Теневая экономика // Вопросы экономики. 1991. №1.
 
 40 Гаухман Л.Д. Организованная преступность: понятия, виды, тенденции, проблемы уголовно-правовой борьбы. - М., 1993
 41 Термин "отмывание" появился в 1920-х годах в Чикаго, где главари преступных формирований смешивали криминальны доходы с доходами, получаемыми ими от специально созданной сети прачечных, и декларировали как легальные.
 42 Яни П.С. Преступное предпринимательство // Законодательство. 1999. N 3.
 
 43 Овчинский B.C. Мафия: необъявленный визит. - М., 1993.
 44 Радаев В. О роли насилия в российских деловых отношениях // Вопросы экономики, 1998, № 10,
 45 Гараев Р.Ф. , Селихов Н.В. Понятие коррупции // Следователь. 2001. № 2
 
 46 Винокуров С.В. Организованная преступность как она есть // Российский следователь. 1999. №
 
 47 Изучение организованной преступности: российско-американский диалог. -М.: 1997, С. 43.
 48 Оринич С.К. Оценка угроз экономической безопасности России со стороны теневой экономики и меры их предотвращения. СПб.. 2001.
 49 Есипов В.М., Крылов А.А. Криминализация экономических отношений в кредитно-финансовой сфере. М., 1998.
 
 50 Наиболее крупные сокрытия доходов установлены на операциях: с автомобилями (28% начислений), нефтью и нефтепродуктами (26%), цветными металлами (8%), товарами народного потребления (7%), древесиной, денежными средствами и ценными бумагами (по 6%), спиртом и ликероводочными изделиями (3%), электроэнергией (1,5%), сельхозпродукцией (1%).
 51 Меретуков А.Г. Правовые и криминалистические аспекты преступлений, совершаемых в сфере внешнеэкономической деятельности: Учебное пособие, Краснодар: Краснодарский юридический институт МВД России, 1998.
 
 52 См. там же.
 53 Волженкин Б. Преступления в сфере экономической деятельности по уголовному праву стран СНГ// Уголовное право, 1997, № 1
 
 54 Быков А. О нарушениях законодательства при приватизации федеральной собственности // Экономика и жизнь, - 1994,- № 7
 55 Преступность: стратегия борьбы /Под. Ред. Проф. А.И. Долговой - М.: Криминологическая ассоциация, 1997
 56 Лунеев В.В. Углубление социального контроля преступности (Материалы круглого стола). - Государство и право, 1999, № 9. - С. 6
 
 57 Лунеев В.В. Углубление социального контроля преступности (Материалы круглого стола). - Государство и право, 1999, № 9. - С. 6
 58 Закон РФ (проект) "О борьбе с коррупцией" // Рос. газета. 1993. 16 апреля.
 
 59 Целью государственного контроля за уголовной политикой в сфере борьбы с организованной экономической преступностью является сбалансированное решение двух задач. С одной стороны, повышение эффективности деятельности органов уголовной юстиции в выявлении, пресечении, раскрытии экономических преступлений, совершаемых организованными преступными группами, привлечении виновных лиц к уголовной ответственности. С другой стороны - важнейшей задачей такого контроля является обеспечение гарантий защиты прав граждан и общества от произвольных действий этих органов и принятие мер в случае нарушений провозглашенных действующими законами прав и свобод физических и юридических лиц. Рассмотрим более подробно сущность контроля, осуществляемого федеральными законодательными органами государственной власти.
 60 Максимов С.В. Эффективность общего предупреждения преступлений. - М.,1992.
 61 Никифоров А.С. Контроль над преступностью в России // Государство и право. 1994. № 5. С. 72-81.
 62 Почти сто лет тому назад Линкольн Стефенс, известный американский борец с коррупцией в сфере политических отношений, предал гласности то, как довольно крупный и весьма выгодный контракт достался компании, глава которой числился в друзьях руководителей города Питтсбурга. Городские власти собирались заключить контракт на поставки строительного камня. Но поскольку "нужная" компания добывала камень только с серой прожилкой, в условиях проведения открытых торгов было специально оговорено именно это "техническое" обстоятельство. Теоретически, любая компания могла участвовать в публичном тендере. Но контракт достался той компании, которая обеспечила соблюдение соответствующего "технического" условия.
 63 В условиях излишне зарегулированной перуанской экономики хорошо была принята местная инициатива по ограничению перечня нормативных правил, определяющих деятельность частных производителей товаров и услуг. Согласно монографии Эрнандо де Сото "Другой путь" ("The Other Path"), где содержится данная инициатива, перуанцы, желающие открыть свое дело (частный магазин или какое-либо иное малое предприятие), должны были заявить о своей готовности выполнять требования нескольких десятков положений и инструкций, что на практике предполагало дачу взяток различным государственным чиновникам. Как утверждает де Сото, лишь снятие ненужных бюрократических препон незамедлительно вызовет экономический подъем в стране и снижение уровня коррупции.
 64 Германский еженедельник "Der Spiegel" сыграл ведущую роль в изобличении в начале 1980-х гг. некоторых политических партий и политических деятелей, получавших незаконные финансовые пожертвования. Разразившийся тогда общенациональный скандал получил известность как "Дело Флика".
 В 1960-х гг. английский сатирический журнал "Private Eye" сыграл главную роль в изобличении системы коррупционных сделок, ассоциируемых с архитектором Джоном Пулсоном.

<< Пред.           стр. 3 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу