<< Пред. стр. 4 (из 15) След. >>
Наша страна на протяжении многих лет предпринимала попытки создания системы обеспечения международной безопасности, правда не всегда успешные. К примеру, перед Второй мировой войной Советский Союз настойчиво добивался создания системы коллективной безопасности в Европе, но сделать этого так и не сумел. Отказ западных государств создать такую систему, противодействовать агрессии германского фашизма на Западе, и японского милитаризма на Востоке, сговор Сталина с Гитлером и подписание советско-германского пакта о ненападении и секретного протокола к нему в августе 1939 г. во многом способствовали развязыванию Второй мировой войны.Не увенчалась успехом и попытка создать систему коллективной безопасности в Европе, предпринятая СССР и его союзниками в первой половине 50-х годов прошлого века. Отказ западных держав войти в такую систему, а также вовлечение ФРГ в состав НАТО привели к созданию военно-политического союза социалистических стран - Организации Варшавского договора, просуществовавшего до начала 90-х годов. Ни Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.), ни другие усилия ослабить противостояние двух военно-политических блоков в Европе и добиться прекращения "холодной войны" в дальнейшем так и не дали реальных результатов.
Самая важная попытка была предпринята в середине 80-х годов, когда на основе доклада комиссии под руководством бывшего премьер-министра Швеции У. Пальме XXVII съездом КПСС была принята программа создания всеобъемлющей системы международной безопасности, которую с некоторыми поправками и дополнениями одобрило и мировое сообщество, приняв ее на 44 и 45 сессиях Генеральной Ассамблеи ООН. Однако последующее развитие событий показало, что и эта программа в основном оказалась не более чем декларация. В итоге, хотя в конце 80-х - начале 90-х годов удалось добиться прекращения "холодной войны" и до минимума сократить угрозу возникновения мирового термоядерного конфликта, региональные и внутригосударственные конфликты продолжились и даже усилились. В частности, в 90-е годы они стали трагической реальностью для бывшего Советского Союза.
В начале XXI в. геополитическая ситуация в мире существенно изменилась по сравнению со временами "холодной войны". За несколько лет, прошедших после ее окончания, возникли и получили развитие новые тревожные тенденции, такие, как претензии США на однополярное мировое господство; явное стремление к демонтажу ООН и ее институтов; расширение военного блока НАТО на Восток; срыв договоренностей, обеспечивающих ракетно-ядерное равновесие, дальнейшее расширение клуба ядерных держав; выдвижение на первый план доктрины "ограниченного суверенитета" в ее новом варианте; открытая агрессия внешних сил в отдельных регионах (в частности, на Балканах) под флагом "гуманитарной интервенции", рост международного терроризма, исламского фундаментализма, национализма и сепаратизма, организованной преступности и пр.
Современную ситуацию в мире характеризует ряд основных факторов:
* возрастание угрозы зависимости экономической системы и информационного пространства любого государства от воздействия извне;
* усиление роли международных институтов и механизмов в мировой экономике и политике (ВТО, "Большая девятка", МВФ, МБРР, крупные ТНК и др.), связанное с необходимостью повышения управляемости международной системы. Сегодня каждое государство стремится к полноформатному и равноправному участию в разработке основных принципов функционирования мировой финансово-экономической системы в современных условиях. Кроме того, идет развитие региональной и субрегиональной интеграции в Европе, Азиатско-Тихоокеанском регионе, Африке и Латинской Америке;
* возрастание военно-политического соперничества между государствами в рамках регионов, рост сепаратизма, этнонационального и религиозного экстремизма. Все это происходит в условиях попыток принизить роль отдельного суверенного государства как основополагающего элемента международных отношений, что создает угрозу произвольного вмешательства во внутренние дела. Угрозу мировому сообществу и его безопасности представляют и неурегулированные или потенциальные региональные и локальные вооруженные конфликты. Существенное влияние на глобальную и региональную стабильность начинает оказывать рост международного терроризма, транснациональной организованной преступности, а также незаконного оборота наркотиков и оружия.
В этих условиях, приоритетными внешнеполитическими интересами любой страны являются:
* на глобальном уровне - активное и полноправное участие страны в построении такой системы международных отношений, в которой она занимала бы место, соответствующее ее исторической, политической, экономической и интеллектуальной значимости, военно-политическим и внешнеэкономическим возможностям и потребностям;
* на региональном уровне - обеспечение стабильного и безопасного международного окружения;
* на субрегиональном уровне - развитие всесторонних взаимовыгодных связей с новыми независимыми государствами и участие в развитии интеграционных процессов на взаимовыгодной основе.
Своеобразие обеспечения международной безопасности, виды, формы и способы осуществления, международно-правовые и другие механизмы реализации безопасности определяются особенностями текущего конкретно-исторического периода. Они не являются неуправляемыми. Большую роль играет сложившаяся в мире расстановка международных политических, экономических и военных сил, определяющая необходимость и реальную возможность обеспечения международной безопасности в интересах всего человечества.
Конец биполярной системы международных отношений нарушил стратегическую стабильность и равновесие в мире. Международная и региональная безопасность смещается от простых, прозрачных и ясных проблем обороны, наличия конкретного противника к более неопределенным политическим, экономическим и экологическим проблемам.
Отметим, что важное значение для глобальной безопасности имеет прогнозирование вероятных конфликтных ситуаций на международной арене и внутри отдельных государств, а также принятие на возможно более ранних стадиях превентивных мер по разрешению конфликтов мирными средствами. Международная безопасность неотделима от мер по углублению кооперации и интеграции государств в различных сферах, в том числе в предотвращении кризисного обострения глобальных проблем и сохранении общечеловеческого наследия - общих природных сред, которые находятся вне национальной юрисдикции отдельных государств (атмосфера, Мировой океан, Арктика и Антарктика, космическое пространство).
Все формы межгосударственных действий, кооперации и сотрудничества отдельных государств, интеграции с другими странами при реализации гуманитарных программ, в борьбе с международным терроризмом, международной преступностью и другими угрозами безопасности требуют значительных организационно-технических затрат, людских и материальных ресурсов.
Для того, чтобы активно реагировать на новые вызовы безопасности, сформированы и продолжают формироваться многосторонние структуры обеспечения глобальной и региональной безопасности, обладающие реальными возможностями.
Среди многочисленных международных организаций, созданных для обеспечения глобальной безопасности, прежде всего, следует назвать Организацию Объединенных Наций (ООН). Как одну из основных своих целей Устав этой организации провозгласил стремление объединить силы мирового сообщества для поддержания глобальной безопасности.
В соответствии с Уставом ООН главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности возложена на Совет Безопасности ООН. Именно Совет Безопасности, этот всемирный орган, имеет исключительное право дать разрешение на применение санкций против любого агрессора.
Следует отметить, что со времени образования ООН расстановка сил и приоритеты в мире существенно изменились. Все это определило потребность в реформировании данной международной организации применительно к современным условиям. Но эти преобразования не должны затрагивать главного - основных положений Устава ООН, полномочий Совета Безопасности ООН как единственного органа, имеющего законное право во имя сохранения и укрепления мира на нашей планете использовать все средства, в том числе (в случае крайней необходимости) международные вооруженные силы.
Составной частью глобальной безопасности является безопасность региональная. Она характеризует состояние отношений между группой стран в ситуации, когда им угрожает опасность войны или имеются другие посягательства извне на их существование, суверенитет и независимое развитие.
Обеспечение региональной безопасности имеет много общего с обеспечением безопасности глобальной, но имеет ряд своих специфических черт, придающих ей определенное своеобразие. В частности, все региональные системы можно подразделить на две принципиально отличные друг от друга группы. Наряду со структурами, созданными для решения экономических проблем, предотвращения конфликтов и регулирования кризисов, существуют военно-агрессивные структуры.
Наиболее развитой является система европейской безопасности. Здесь помимо агрессивного военно-политического Североатлантического союза (НАТО), который пытается взять на себя функции системы коллективной безопасности (в своем понимании), созданы и работают с участием России: Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Европейское Сообщество (ЕС); Содружество Независимых Государств (СНГ).
Например, участники ОБСЕ в заключительном акте 1975 г. отметили, что следует "воздерживаться от любых действий, которые могут ухудшить положение в такой степени, что будет поставлено под угрозу поддержание... безопасности". В этих нормах под безопасностью понимается определенное поддерживаемое состояние (качество) международных отношений, взаимозависимое от национальных правоотношений.
Одним из последних документов по обеспечению региональной безопасности была "Хартия европейской безопасности", принятая на саммите ОБСЕ в Стамбуле в ноябре 1999 г., где было указано: "Безопасность и мир должны быть упрочены с помощью подходов, сочетающих два основных элемента: нам необходимо укреплять доверие между людьми внутри государств и развивать сотрудничество между государствами".
Среди других региональных организаций можно назвать Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и Форум азиатско-тихоокеанского сотрудничества (АТЭС), который объединяет 21 страну региона.
Деятельность любого государства на международной арене имеет в основном некую силовую основу, используемую либо активно, либо пассивно: при активном применении силы государство осуществляет выгодную для него военную, экономическую и финансовую политику, нанося вред или угрожая нанести вред, помогая или обещая помочь, экономически ослабляя или экономически усиливая другие страны; при пассивном - оно сдерживает использование экономической власти других государств против него самого.
Активная сила применяется для достижения ряда таких целей, как:
* извлечение экономической выгоды и развитие собственного экономического потенциала;
* осуществление контроля над другими государствами;
* ослабление противостоящей стороны;
* усиление дружественного государства;
* принуждение другой страны к каким-либо действиям;
* выражение своего недовольства и наказание "провинившегося";
* демонстрационный эффект.
Что касается пассивной силы, то здесь имеется в виду вторжение других государств в сферу своих интересов, что, естественно, беспокоит существенно больше, чем возможность или невозможность самому проникнуть в чужую сферу.
На протяжении многих лет считалось, что только полностью самообеспеченное, или "закрытое", государство при гарантии своей национальной безопасности застраховано от любых попыток экономического силового воздействия извне. Однако в современном мире таких государств нет и не может быть. Даже такие традиционно закрытые страны, как Северная Корея, Ирак, Ливия, становятся все более доступными для мирового сообщества.
Все страны зависят друг от друга в получении благ, необходимых им для достижения желаемого уровня жизни и темпов экономического развития. Поэтому все они постоянно пребывают в состоянии выбора между большей и меньшей открытостью экономики, между политикой свободы торговли и протекционизма.
Следует иметь в виду, что военная и экономическая сила мощных государств не всегда используется агрессивно. При внимательном рассмотрении этой проблемы становится очевидным, что крупнейшие государства и транснациональные компании для защиты своих интересов обычно довольствуются угрозами и обороной. На определенном уровне сила используется главным образом в оборонительных целях для сохранения сложившегося положения.
Это значит, что имеются альтернативы в поведении на международной арене: государство либо имеет возможность влиять, либо у него есть "чувствительность" к воздействиям. Первая свидетельствует о том, насколько страна способна контролировать свое окружение, управлять им и структурировать его в соответствии со своими интересами, вторая - о возможности влиять на изменения и давления, поступающие извне на национальные интересы государства.
Высокая способность влиять позволяет странам "настаивать" на приведении внешней среды в соответствие с их желаниями, низкая же побуждает "воздерживаться" от подобных шагов. Высокая чувствительность к воздействиям вынуждает страны "уступать" внешним требованиям, а низкая, напротив, позволяет "контролировать" ситуацию.
Основной компонентой внешней безопасности любого государства в рамках безопасности международной является безопасность военная. Дипломатия до сих пор не нашла средств полностью упразднить вооруженные столкновения между народами, и они вспыхивают в разных концах планеты. Вместе с тем война является лишь орудием политики, когда ее возможности исчерпаны, потому последняя не только определяет ее начало, но и оказывает весьма сильное влияние на дальнейшее осуществление стратегии.
Хотя каждый конкретный исторический период своеобразен и неповторим и наше время не имеет аналогов в прошлом, определенный интерес вызывают сформулированные в России в начале прошлого века обязанности, которые политика должна выполнить по отношению к военной стратегии для того, чтобы дать ей возможность в кратчайшее время с наименьшей затратой сил и средств достигнуть благоприятного конечного результата20:
1. Политика должна создать для своей деятельности правильную руководящую идею и, сообразуясь с ней, выбирать союзников и противников. Каждый народ в известную эпоху имеет свой политический идеал. Для одного народа он заключается в национальном объединении, для другого - в завоевании прочных естественных границ, для третьего - в овладении морем, для четвертого - в приобретении выгодных рынков. Эти идеалы также разнообразны, как бесконечно разнообразны условия жизни различных государств, потребности и вкусы их населения;
2. Политика должна подготовить для деятельности стратегии благоприятную обстановку. Для этого в руках дипломатии есть несколько средств - заключение союзов, обеспечение нейтралитета, возбуждение подданных неприятеля, финансовая подготовка и привлечение общественного мнения;
3. Политика должна выбрать удобный момент для начала войны. Подобным моментом, очевидно, является такой, когда противник не готов к войне, внимание же поддерживающих его держав отвлечено собственными делами;
4. Политика должна установить политическую цель войны и затем предоставить военной стратегии полную свободу действий. При постановке политической цели для какой-нибудь войны следует, прежде всего, сообразовываться с той общей идеей, которая руководит нашей политикой в известную эпоху;
5. Политика должна дать в распоряжение стратегии достаточно средств для ведения боевых действий. Выполнение этой обязанности лежит как на внутренней, так и на внешней политике;
6. Политика должна умело использовать результаты, добытые стратегией. При исполнении этой последней своей обязанности политике приходится бороться не столько с неприятелем, сопротивление которого уже сломлено силой оружия, сколько с вмешательством соседних держав.
Хотя все это писалось около 100 лет назад, подобные подходы в какой-то мере могут быть использованы и в наше время при анализе локальных конфликтов, которые периодически вспыхивают в различных концах планеты.
_____________________________________________________________________________
Это, к примеру, конфликт между Индией и Пакистаном за штат Джамну-и-Кашмир, угрожающий перейти в широкомасштабные военные действия. Пакистан грозил в случае начала войны применить ядерное оружие. Если учесть, что Индия также обладает определенным ядерным потенциалом, подобное развитие событий было непредсказуемым для всего человечества. Пока переход к крайним мерам сдерживается дипломатическими методами, однако этот конфликт далеко не исчерпан.
_____________________________________________________________________________
В связи с существенными изменениями в мире, перед Россией встали новые крупные задачи по обеспечению внешней безопасности страны. Международная обстановка, сложившаяся к началу XXI в., потребовала переосмысления руководством страны общей ситуации вокруг Российской Федерации, выявления приоритетов российской внешней политики и возможностей ее ресурсного обеспечения.
Во внешнеполитической сфере главной целью политики национальной безопасности России является формирование внешнего окружения, благоприятного для внутреннего развития страны. Ключевым условием ее достижения является сохранение мира - мирное решение всех возникающих межгосударственных проблем и противоречий, не наносящее ущерба интересам России. Как указано в "Концепции национальной безопасности Российской Федерации": "Внешняя политика Российской Федерации должна быть направлена на... обеспечение благоприятных условий для экономического и социального развития страны, для сохранения глобальной и региональной стабильности...".
Современный мир переживает динамичные перемены принципиального характера, глубоко затрагивающие интересы России и ее граждан. Россия является активным участником этих процессов. Будучи постоянным членом Совета Безопасности ООН, обладая значительным ядерным потенциалом и ресурсами во всех областях жизнедеятельности, поддерживая интенсивные отношения с ведущими государствами мира, она оказывает существенное влияние на формирование нового мироустройства.
Трансформация международных отношений, прекращение конфронтации и последовательное преодоление последствий "холодной войны", продвижение российских реформ существенно расширили возможности сотрудничества на мировой арене. Сведена к минимуму угроза глобального ядерного конфликта. При сохранении значения военной силы в отношениях между государствами все большую роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические и информационные факторы.
Исходя из этого, во внешнеполитическом курсе России произошли существенные перемены - постепенно устраняется крен в сторону проведения исключительно прозападной внешней политики. Хотя на западном направлении достигнуты ощутимые успехи в интеграции с ключевыми политическими и экономическими институтами США и Западной Европы ("Большая восьмерка", Европейский союз, НАТО, Лондонский и Парижский клубы и др.), стало ясно, что Запад пользуется временной слабостью России для продвижения в мире своих собственных, односторонних интересов.
Запад начал проводить политику "геополитического плюрализма", подталкивая новых национальных лидеров к дистанцированию от Москвы. Эти действия и особенно политика расширения НАТО на Восток, несмотря на протесты России, были негативно восприняты большинством российского общества.
В начале XXI в. российская внешняя политика отказалась от курса на бездумное равнение на Запад и опасных колебаний влево и вправо к более взвешенной стратегии. Резко активизировалась политика на Дальнем Востоке, углубились отношения с Китаем, улучшились отношения с Японией. Российская политика в регионе Персидского залива привела не только к предотвращению опасного кризиса, но и к усилению общего политического влияния нашей страны. Возрастает роль России на Ближнем Востоке. Активизировалась дипломатия в Европе, произошло заметное политическое сближение с важнейшими западноевропейскими державами.
Несмотря на объективно нарастающие разногласия, удалось сохранить в основном партнерские политические отношения с США при отходе от модели "ведущий - ведомый" и более четко обозначить поля совпадающих интересов. Россия заявила о себе в Латинской Америке. Политическими успехами России является почти полноправное вхождение в "восьмерку", вступление в Лондонский и Парижский клубы.
Список достижений можно было бы продолжить. В то же время в международной сфере зарождаются новые вызовы и угрозы национальным интересам России. Усиливается тенденция к созданию монополярной структуры мира при экономическом и силовом доминировании США. При решении принципиальных вопросов международной безопасности упор делается на западные институты и форумы ограниченного состава.
Такая стратегия односторонних действий может дестабилизировать ситуацию в мире, провоцировать напряженность и гонку вооружений, углубить межгосударственные противоречия, национальную и религиозную рознь. Применение силовых методов без учета сложившихся международно-правовых механизмов лишь приглушает, но не может устранить глубинные социально-экономические, межэтнические и другие противоречия, лежащие в основе конфликтов, и только подрывает основы правопорядка.
Рассматривая проблемы внешней безопасности нашей страны, надо учитывать, что ее национальные интересы следует обеспечивать в условиях современных реалий, когда положение России существенно отличается от прежнего союзного государства. Российская Федерация составляет: по территории - 76%, населению - 60, ВНП - 40-50% по сравнению с Советским Союзом.
Резко изменилось геополитическое и геостратегическое положение России. Она оказалась еще более отодвинутой от центра Европы в глубину Евразийского материка, оторванной от важнейших портов Балтийского и Черного морей. На значительном протяжении изменились границы и соседи. Нарушены экономические связи не только внутри СНГ, но и со многими государствами Восточной Европы и "третьего мира".
Очевидно, что в условиях современных реалий главными факторами, определяющим развитие Российского государства, будут оставаться внутренние и внешние противоречия, связанные с его размещением на двух континентах - в Европе и Азии - и между тремя океанами. Это принципиально отличает его от таких государств, как, например, евроазиатская Турция и океаническая Япония. Уязвимость России с Запада, Востока и Юга дополняется крайне слабой для страны таких масштабов транспортной (наземной, воздушной и особенно морской) инфраструктурой - крайне ненадежной не только для боевых, но и диверсионных действий.
Внутренние противоречия России во многом определяются именно ее географическим положением и размерами территории: подавляющее большинство населения страны и основные группировки Вооруженных Сил сосредоточены в европейской части страны, в то время как главные запасы сырьевых и энергетических ресурсов, огромная часть военно-промышленного комплекса размещены в Сибири и на Дальнем Востоке.
При этом важно понимать, что эта реальность является объективным природно-географическим и социально-экономическим фактором и не должна зависеть от преходящих политических обстоятельств (смена власти, режима, перекройка границ и т.д.).
В современных условиях Российская Федерация имеет объективные предпосылки для сохранения и укрепления своей внутренней и внешней безопасности большие, чем многие государства мира.
Несмотря на переживаемый кризис, страна остается крупнейшей державой по своему политическому весу, потенциальной экономической мощи, геополитическому положению, наличию ядерных вооружений и высокому научно-техническому потенциалу, ресурсному обеспечению и обладанию всеми видами сырья. На ее территории находится около половины запасов стратегического сырья планеты.
_____________________________________________________________________________
По расчетам Госкомстата РФ и РАН, ресурсный потенциал нашего государства оценивается в 340-380 трлн. долл. На душу населения национального богатства у нас приходится в 2 раза больше, чем в США, в 6 раз - чем в Германии, 22 раза - чем в Японии. Россия полностью обеспечена энергоресурсами, в то время как, к примеру, Япония зависит от иностранных энергоресурсов на 82%, Германия и Франция - на52, США - на 23°/о.
_____________________________________________________________________________
Это значит, что как бы ни развивалась Россия, какие бы политические формы и уровень автономии (суверенитета) ни принимали ее отдельные части, бытие России как великой державы неуничтожимо геополитически.
Особенности нынешней внешнеполитической ситуации, когда нет масштабной внешней военной угрозы, позволяют России использовать имеющиеся силы и средства для достижения наиболее приоритетных целей - достройки основ конституционного демократического строя, духовного и хозяйственного возрождения.
В то же время восстановление России в мировом сообществе как великой державы невозможно без сохранения присущего ранее России баланса сил в ее отношениях с наиболее влиятельными державами современного мира. Можно выделить ряд основных факторов, которые этот баланс обеспечивают:
* место в мировой экономике, а также степень экономической зависимости России от других государств;
* роль в международных политических отношениях и степень политической независимости;
* наличие и характер противоречий с другими государствами;
* наличие союзников и стран с совпадающими интересами.
В "Концепции национальной безопасности Российской Федерации" названы основные угрозы России в международной сфере:
* стремление отдельных государств и межгосударственных объединений принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего ООН и ОБСЕ;
* опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире;
* укрепление военно-политических блоков и союзов, прежде всего расширение НАТО на Восток;
* возможность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов;
* распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки;
* ослабление интеграционных процессов в СНГ;
* возникновение и эскалация конфликтов вблизи государственной границы России и внешних границ государств - участников СНГ;
* притязания других стан на территорию Российской Федерации.
Угрозы безопасности России в международной сфере проявляются в попытках других государств противодействовать укреплению России как одного из центров влияния в многополярном мире, помешать реализации национальных интересов и ослабить ее позиции в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавказье, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Исходя из этого, можно утверждать, что национальная безопасность России будет обеспечена лишь той политикой, которая будет соответствовать объективному геополитическому статусу России как великой державы. Все, что способствует интеграции России, укреплению взаимосвязи ее частей, освоению геополитического пространства, одновременно укрепляет и национальную безопасность.
Работы по обеспечению безопасности России в области международных отношений осуществляются на основе "Концепции внешней политики Российской Федерации", которая "...представляет собой систему взглядов на содержание и основные направления внешнеполитической деятельности России"21.
Отмечается, что успешная внешняя политика России должна быть основана на соблюдении разумного баланса между ее целями и возможностями для их достижения. Сосредоточение политико-дипломатических, военных, экономических, финансовых и иных средств на решении внешнеполитических задач должно быть соразмерно их реальному значению для национальных интересов России, а масштаб участия в международных делах - адекватен фактическому вкладу в укрепление позиций страны. Многообразие и сложность международных проблем, и наличие кризисных ситуаций предполагают своевременную оценку приоритетности каждой из них во внешнеполитической деятельности России. Особо важно повысить эффективность политических, правовых, внешнеэкономических и иных инструментов защиты государственного суверенитета России и ее национальной экономики в условиях глобализации
Высшим приоритетом внешнеполитического курса России является защита интересов личности, общества и государства. В рамках этого процесса главные усилия должны быть направлены на достижение следующих основных целей:
* обеспечение надежной безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, которые в наибольшей мере отвечают интересам России как великой державы, одного из основных центров современного мира;
* воздействие на общемировые процессы для формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка, строящегося на общепризнанных нормах международного права, включая, прежде всего, цели и принципы Устава ООН, на равноправных и партнерских отношениях между государствами;
* создание благоприятных внешних условий для развития России, подъема ее экономики, повышения уровня жизни населения, успешного проведения демократических реформ, укрепления основ конституционного строя, соблюдения прав и свобод человека;
* формирование отношений добрососедства со странами по периметру российских границ, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения потенциальных очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к России регионах;
* поиск согласия и совпадающих интересов с зарубежными странами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач, определяемых национальными приоритетами России, строительство на этой основе системы партнерских и союзнических отношений, улучшающих условия международного взаимодействия;
* всесторонняя защита прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом;
* содействие созданию позитивного образа России в мире, популяризации русского языка и культуры народов, населяющих Россию за рубежом.
В Концепции отмечено, что Россия выступает за дальнейшее снижение роли фактора силы в международных отношениях при одновременном укреплении стратегической и региональной стабильности. В этих целях Российская Федерация будет неукоснительно выполнять взятые на себя обязательства по действующим Договорам и соглашениям в области ограничения и сокращения вооружений и участвовать в разработке и заключении новых договоренностей, отвечающих как ее национальным интересам, так и интересам безопасности других государств.
Россия готова идти на дальнейшее сокращение своего ядерного потенциала на основе двусторонних договоренностей с США и - в многостороннем формате - с участием других ядерных держав при том условии, что стратегическая стабильность в ядерной области не будет нарушена. Россия станет добиваться сохранения и соблюдения Договора 1972 г. об ограничении систем противоракетной обороны - краеугольного камня стратегической стабильности. Создание в США противоракетной обороны своей территории неизбежно вынуждает нашу страну принять адекватные меры по поддержанию на должном уровне своей национальной безопасности.
Россия намерена и далее содействовать укреплению региональной стабильности путем участия в процессах сокращения и ограничения обычных вооруженных сил, а также применения мер доверия в военной области. Она считает международное миротворчество действенным инструментом урегулирования вооруженных конфликтов и выступает за укрепление его правовых основ в строгом соответствии с принципами Устава ООН. Поддерживая меры по наращиванию и модернизации потенциала быстрого антикризисного реагирования ООН, Россия намерена продолжать активно участвовать в операциях по поддержанию мира, проводимых как под эгидой ООН, так и в конкретных случаях региональными и субрегиональными организациями.
Наша страна рассматривает как важнейшую внешнеполитическую задачу борьбу с международным терроризмом, способным дестабилизировать обстановку не только в отдельных государствах, но ив целых регионах. Мы выступаем за дальнейшую разработку мер по усилению взаимодействия государств в этой области. Прямая обязанность любого государства - защита своих граждан от террористических посягательств, недопущение на своей территории деятельности, имеющей целью организацию подобных актов против граждан и интересов других стран, и не предоставление убежища террористам. Сюда же относится целенаправленное противодействие незаконному обороту наркотиков и росту организованной преступности в сотрудничестве с другими государствами в многостороннем формате, прежде всего в рамках специализированных международных органов, и на двустороннем уровне.
Национальный интерес Российской Федерации в области международных отношений заключается в обеспечении баланса сил, как во внешнеполитической сфере, так и в выгодных для России внешнеэкономических связях.
В целом, по мнению Совета по внешней и оборонной политике, идеологией нового подхода должны стать: во внутреннем плане - деятельность по улучшению жизни россиян на основе международных стандартов ООН, во внешнем - поиск и использование реальных возможностей, прежде всего экономических, а не ответы на привычные для ума, но часто мифические или преувеличенные военно-политические угрозы. Надо понять, что упускать возможности не менее опасно, нежели неадекватно реагировать на военно-политические и геостратегические вызовы. Другим элементом подхода должна стать максимально возможная ориентация на устойчивое будущее, политика должна готовить нас к нему. Необходимо при решении всех проблем жестко руководствоваться национальными интересами, но при этом постоянно помнить, что в наступающем и уже наступившем мире многие из этих проблем и подходов существенно отличаются от тех, какими они были буквально 10 лет назад (хотя основные, базовые интересы и остаются неизменными).
Понятно, что новый подход к внешней политике, который в большей степени соответствовал бы сложившемуся миропорядку и новым российским интересам, требует прежде всего не бюрократических мер (это сегодня не главное), но изменений мышления внешнеполитической элиты страны.
Из всего этого следует, что основными направлениями обеспечения внешней (международной) безопасности России являются:
* проведение активного внешнеполитического курса страны;
* упрочение ключевых механизмов многостороннего регулирования мировых политических и экономических процессов, в первую очередь под эгидой Совета Безопасности ООН;
* создание и поддержание благоприятных внешних условий для экономического и социального развития страны, сохранения глобальной и региональной стабильности;
* защита законных прав и интересов российских граждан за Рубежом, в том числе мерами политического, экономического, информационного и иного характера;
* укрепление отношений со странами СНГ в соответствии с принципами международного права, развитие отвечающих интересам России интеграционных процессов в рамках СНГ;
* полноправное участие России как равноправного участника в глобальных и региональных экономических и политических структурах;
* содействие урегулированию региональных конфликтов, в том числе участвуя в миротворческой деятельности под эгидой ООН и других международных организаций;
* реальное продвижение в сфере контроля над ядерными вооружениями, поддержание стратегической стабильности в мире на основе выполнения всеми государствами международных обязательств в этой сфере;
* выполнение взаимных обязательств в области сокращения и ликвидации оружия массового уничтожения, обычных вооружений, осуществление мер по укреплению доверия и стабильности, обеспечение международного контроля за экспортом товаров и технологий двойного назначения, а также за оказанием услуг военного и двойного назначения;
* адаптация действующих соглашений по контролю над вооружениями и по разоружению к современной международной обстановке, а также разработка при необходимости новых соглашений, в первую очередь по мерам укрепления доверия и безопасности;
* содействие созданию зон, свободных от оружия массового уничтожения;
* развитие международного сотрудничества в области борьбы с транснациональной преступностью и международным терроризмом.
К настоящему времени в России уже сложилась своя система формирования и реализации внешней политики.
В соответствии с Конституцией РФ, руководство внешней политикой страны осуществляет Президент Российской Федерации. Он же как глава государства представляет Россию в международных отношениях.
Законодательную работу по обеспечению внешнеполитического курса страны и выполнению ее международных обязательств ведут Совет Федерации и Государственная Дума Федерального собрания РФ.
Свое место в этой системе занимает Совет Безопасности Российской Федерации - он осуществляет подготовку решений Президента в области обеспечения международной безопасности и контроль за их выполнением.
Работу по непосредственной реализации внешнеполитического курса проводит МИД России. Он осуществляет координацию внешнеполитической деятельности федеральных органов исполнительной власти и контроль за ней.
Субъекты Федерации развивают свои международные связи в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" и другими законодательными актами. МИД России и другие федеральные органы исполнительной власти оказывают содействие субъектам Российской Федерации в осуществлении ими международного сотрудничества при строгом соблюдении суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации.
При подготовке решений о проведении внешнеполитического курса государства федеральные органы исполнительной власти по мере необходимости взаимодействуют с негосударственными организациями. Активное привлечение негосударственных организаций к внешнеполитической деятельности страны дает возможность обеспечить максимальную поддержку гражданским обществом внешней политики государства и способно внести вклад в ее эффективную реализацию.
В целом же, при проведении своего внешнеполитического курса Россия будет добиваться формирования многополярной системы международных отношений, реально отражающей многоликость современного мира с разнообразием его интересов.
Гарантия эффективности и надежности такого мироустройства - взаимный учет интересов. Миропорядок XXI в. должен основываться на механизмах коллективного решения ключевых проблем, на приоритете права и широкой демократизации международных отношений.
Литература к теме
1. Вахрамеев А.В. К вопросу об обеспечении национальной безопасности Российской Федерации (декларации и реальность) // Социально-гуманитарные знания, 2002, № 1-3.
2. 2.Дзлиёв М.И., Романович АЛ., Урсул А.Д. Проблемы безопасности: теоретико-методологический аспект. М.: МГУК, Друг, 2001.
3. Концепция внешней политики Российской Федерации (официально представлена Министром иностранных дел РФ 11 июля 2000 г.) // Безопасность, 2000, № 1-12.
4. Макеев А.В. Политика и безопасность России (теоретические основы) // Безопасность, 1998, № 5-6.
5. Мартынов ЕМ. Обязанности политики по отношению к стратегии// Безопасность, 2001, № 7-12.
6. Сергеева Л.И. Ответственная внешняя политика России и безопасность// Безопасность Евразии, 2000, № 2.
7. Стратегии для России: анализ ситуации и некоторые предложения (доклад Совета по внешней и оборонной политике). \Web-сайт www.svop.ru
8. Шутов А.Д., Романенко В.И. Проблемы безопасности России // Дипломатический ежегодник, 2000.
Контрольные вопросы и задания
1. Дайте определения международной (глобальной) и внешней безопасности.
2. В чем заключается геополитический подход к оценке ситуации в мире?
3. Дайте характеристику современной международной обстановки.
4. Охарактеризуйте международные организации, созданные для обеспечения глобальной и региональной безопасности.
5. В чем особенности современного положения России на международной арене?
6. Назовите основные направления обеспечения внешней (международной) безопасности России.
Тема 7 ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ
Для России, как и для других стран, военные опасности исходят от различных источников: внешних и внутренних.
Военная безопасность - это состояние и объективные тенденции общественного развития, а также совокупность условий и факторов, которые нейтрализуют или исключают возможность нанесения кому-либо ущерба военным путем или средствами вооруженного насилия. Она является важной составной частью общей проблемы обеспечения национальной безопасности России, образует одну из основ систем национальной, региональной и международной безопасности и находится в диалектической связи с другими их слагаемыми.
Позиция руководства страны по проблемам обеспечения военной безопасности изложена в "Концепции национальной безопасности Российской Федерации", где отмечается: "Формирование международных отношений сопровождается конкуренцией, а также стремлением ряда государств усилить свое влияние на мировую политику, в том числе путем создания оружия массового уничтожения. Значение военно-силовых аспектов в международных отношениях продолжает оставаться существенным". И далее: "Национальные интересы России в военной сфере заключаются в защите ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности, в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства".
Современная Россия заинтересована в сохранении тех элементов прежней системы в международных отношениях, которые закрепляют ее положение как великой державы. это прежде всего:
* сохранение числа постоянных членов Совета Безопасности;
* усиление решающей роли Совета Безопасности ООН в вопросах поддержания международного мира при минимальной включенности России в конкретные конфликтные ситуации в любом качестве;
* укрепление режима нераспространения ядерного оружия;
* сохранение принципа равенства и одинаковой безопасности в соглашениях с США по ядерному разоружению;
* противодействие схемам типа "Европа без России";
* превращение НАТО в организацию коллективной безопасности и т.д.
Для субъекта политики военная безопасность характеризуется либо отсутствием применения и угрозы применения военной силы по отношению к нему, либо его способностью гарантированно противостоять военному давлению в любой форме - от ограничений в предоставлении научно-технической информации до прямой вооруженной агрессии.
Общий характер военной опасности состоит в стремлении ряда государств и союзов стран удовлетворить за счет России свои национально-государственные интересы, используя для этого различные методы, в том числе военные средства и способы достижения своих целей.
В предотвращении войн и вооруженных конфликтов Российская Федерация отдает предпочтение политическим, дипломатическим, экономическим и другим невоенным средствам. Вместе с тем защита национальных интересов России требует, чтобы уровень обеспечения ее оборонной безопасности соответствовал конкретной международной военно-политической обстановке, реалиям меняющегося мира и возможностям общества и государства.
В последние годы вследствие прекращения глобальной конфронтации времен "холодной войны" создались благоприятные условия для обеспечения военной безопасности России. И это заложило предпосылки конструктивного сотрудничества государств на региональном и глобальном уровнях. Явно обозначилась тенденция к формированию международного сообщества, регулируемого на основе норм международного права. Но вместе с тем в мире по-прежнему весомую роль играют ядерное сдерживание и военно-силовой фактор. Особенностью мироустройства XXI в. является также формирование полицентризма в мировой политике, переход к которому генерирует нестабильность.
В современных условиях степень военной опасности решающим образом зависит от соотношения военных сил противоборствующих сторон и в целом от их военной мощи. Однако военная опасность при ее возрастании может трансформироваться в военное нападение только при условии, когда нападающая сторона признает войну в качестве средства достижения политических целей.
Присутствие военной опасности становится реальностью лишь при одновременном проявлении признаков воздействия трех факторов:
* существования или возможного проявления у потенциального агрессора интересов и целей к государству - объекту агрессии, для достижения которых может понадобиться применение военной силы;
* наличия у агрессора вооруженных сил, способных вести наступательные действия, а также инфраструктуры, обеспечивающей их эффективное применение;
* убежденности военно-политического руководства (потенциального агрессора) в эффективности вооруженного насилия как средства достижения политических целей.
Состояние и перспективы развития современной военно-политической обстановки определяются качественным совершенствованием средств, форм и способов вооруженной борьбы, увеличением ее пространственного размаха и тяжести последствий, распространением на новые сферы.
Возможность достижения военно-политических целей непрямыми, неконтактными действиями предопределяет особую опасность современных войн и вооруженных конфликтов для народов и государств, сохранения международной стабильности и мира, обусловливает жизненную необходимость принятия исчерпывающих мер для их предотвращения, мирного урегулирования противоречий на ранних стадиях их возникновения и развития.
Сегодня военно-политическая обстановка в мире определяется рядом факторов, основные из них:
* уменьшение опасности развязывания крупномасштабной войны, в том числе ядерной;
* формирование и укрепление региональных центров силы, усиление национализма, этнического и религиозного экстремизма, активизация регионального сепаратизма;
* распространение локальных войн и вооруженных конфликтов, усиление региональной гонки вооружений;
* распространение ядерного и других видов оружия массового уничтожения, средств его доставки;
* обострение информационного противоборства в мире и др.
Наибольшую опасность для России извне представляют государства, располагающие значительным потенциалом стратегических ядерных вооружений и средств их доставки.
США и Россия за последние 10 лет почти в 2 раза сократили свои ядерные арсеналы, но они все еще огромны. При этом обе стороны оставляют за собой право нанести первый ядерный удар и поддерживают свои стратегические ядерные силы в состоянии повышенной боевой готовности.
_____________________________________________________________________________
К примеру, в США, по опубликованным данным, на ракетах, находящихся в 30-секундной готовности к пуску, установлено более 4 тыс. боезарядов.
_____________________________________________________________________________
Вместе с тем следует отметить, что на смену угрозе мировой войны, в том числе ядерной, пришла угроза эскалации локальных войн и вооруженных конфликтов, способных перерасти в конфликт глобального масштаба; все еще существенную роль играют обычные вооружения.
Единственным государством мира, обладающим в настоящее время реальной возможностью воевать с Россией, являются США (табл. 7.1).
Наиболее агрессивные антироссийские силы в США полагают, что не следует допускать возрождения России в границах СССР, сбалансировать ее мощь в Европе и Азии, развернуть национальную ПРО для нейтрализации ее ядерного статуса, получить свободный доступ к ресурсам и рынкам России, а также Ближнего зарубежья и в конечном итоге ликвидировать ООН.
Таблица 7.1 Соотношение военных потенциалов России и США
(по состоянию на конец 2001 г.)
Параметры сравнения Россия США Численность населения, млн. человек 144,8 282,1 Численность мужчин, пригодных к военной службе, млн. человек 30,0 56,0 Военный бюджет, млрд. долл. 8,36 292,3 Численность регулярных вооруженных сил, тыс. человек 1200 1365 В том числе: сухопутных сил 400 471 ВВС 250 353 ВМС 225 541 Военная техника, ед.
В том числе:
межконтинентальные баллистические ракеты 756 534 межконтинентальные бомбардировщики 81 190 танки 16000 8300 реактивные установки 1700 1075 артиллерийские орудия 6400 6000 истребители 950 4300 вертолеты 2500 6720 авианосцы 1 12 эсминцы 17 54 атомные ударные подводные лодки 27 57 десантные корабли 25 84 Источгик: Аргументы и факты, 2001, № 48, с. 7.
В США крепнет представление о своих возможностях как о стержневом механизме поддержания выгодного для американского общества мирового порядка. Основными путями и средствами осуществления стратегии национальной безопасности США являются:
* военная сила (ее применение или угроза использования) как основное средство обеспечения национальных интересов США;
* армия как инструмент внешней политики, действующая обычно в рамках "миротворческих" операций в целях "принуждения к миру";
* военно-блоковая политика США, прежде всего в рамках НАТО, вовлечение все новых государств в свою военную и политическую орбиту, что дает возможность контролировать обстановку на военно-политическом уровне;
* активная агрессивная внешняя политика, исходящая из корыстных интересов страны, что обеспечивает ведущие позиции США в мире;
* идеологические, информационные и психологические подрывные действия, осуществляемые в рамках "информационной войны", направленные на прямое или опосредованное обеспечения верховенства США;
* финансово-экономические инструменты воздействия на отдельные государства и международное сообщество, которые являются эффективным средством достижения целей США.
В настоящее время эволюция взглядов США на национальную безопасность привела к тому, что они открыто заявляют о своей силовой "единственности" в глобальном масштабе. Весь мир делится США на тот, который признает "мир по-американски" и тот, который "заблуждается" относительно этого.
Существенным дестабилизирующим фактором является расширение блока НАТО. Продвижение зоны НАТО на Восток позволит Североатлантическому союзу получить ряд принципиально новых военно-стратегических преимуществ:
* Россия лишается стратегического предполья на своих западных границах, что уже происходит в результате развития военного сотрудничества Украины с НАТО, которое осуществляется по схеме 16+1. Особо следует отметить стремление Украины сохранить свой контроль над Керченским проливом, что практически откроет доступ военно-морским силам НАТО в Азовское море;
* оперативно-тактическое ядерное оружие НАТО в случае его размещения в странах Центральной и Восточной Европы и Балтии (это предусмотрено условиями членства в НАТО) фактически превращается в стратегическое;
* с принятием в НАТО только первоочередных стран Центральной и Восточной Европы боевой состав объединенных вооруженных сил увеличится на 11 дивизий, 38 бригад, по танкам и БМП - На 25%, по боевым самолетам и вертолетам - на 15%. Кроме того, военная инфраструктура НАТО будет дополнена десятками аэродромов и получит новые военно-морские базы (в Польше);
* с включением в НАТО стран Балтии и Черноморского бассейна оперативные возможности Балтийского и Черноморского флотов России окажутся еще более ограниченными;
* ВВС и ракетные средства оперативно-тактического назначения НАТО получат возможность наносить удары по всей системе государственного и военного управления РФ. При этом Россия уже не будет иметь времени для подготовки к отражению нападения (если учесть, что сейчас территория РФ не имеет сплошного, как это было в СССР, прикрытия ракетами класса "земля-воздух").
В целом, по мнению экспертов, наступление НАТО на Восток идет по трем стратегическим направлениям22:
* первое направление - на Севере, в Норвегии и Баренцевом море, где Северный флот фактически прижат к нашим берегам; в ответ на наше сокращение состава и активности войск и сил флота, НАТО наращивает силы, которые получают и качественное превосходство;
* второе направление - Центральная и Восточная Европа. Здесь НАТО продвинулось в течение 10 лет в сторону России на 750 км, в результате чего: на 18-20% увеличен состав объединенных ВВС НАТО и сил флота; на полученных НАТО 290 аэродромах стран бывшего Варшавского договора имеется возможность разместить до 3500 самолетов; увеличился радиус действия тактической авиации НАТО, что делает реальным достижение объектов на территории России до рубежа Волги; значительно сократилось подлетное время к жизненно важным объектам страны; создаются условия для развертывания войск НАТО и передовых баз ядерного оружия в предельно короткие сроки; резко возрастают возможности внезапного нападения;
* третье, южное, направление - Черное море, Кавказ, Каспийское море, Средняя Азия. Эти районы объявлены США и другими странами альянса зонами жизненно важных интересов, увеличивается их военное и экономическое присутствие. Искусственно создаются условия, когда без участия стран НАТО не решаются жизненно важные вопросы региона.
Таковы конкретные цели и выгоды расширения НАТО на Восток. Для их достижения странами НАТО развернуты активные действия на широком фронте: массированная кампания в средствах массовой информации (в том числе российских), визиты и "инспекторские поездки" руководителей и высокопоставленных деятелей ведущих государств этого блока и т.д.
Ситуация усугубляется структурными изменениями в квотах на обычные вооружения, происшедшие за последние годы в рамках договора об обычных вооружениях в Европе, в силу исторических перемен, связанных с распадом Варшавского договора и Советского Союза.
В целом дестабилизирующее воздействие на военно-политическую обстановку мире оказывают:
* попытки ослабить или игнорировать сложившиеся механизмы обеспечения международной безопасности (прежде всего ООН и ОБСЕ);
* использование военно-силовых акций в качестве средства "гуманитарного вмешательства" без санкции Совета Безопасности ООН, минуя общепризнанные принципы, процедуры и нормы международного права;
* нарушение отдельными государствами международных договоров и соглашений в области ограничения запасов вооружений и разоружения;
* использование субъектами международных отношений информационных и других высокотехнологичных средств и технологий в агрессивных или экспансионистских целях;
* деятельность националистических, религиозно-этнических, сепаратистских и террористических движений, организаций и структур;
* расширение масштабов организованной преступности, терроризма, незаконного оборота оружия и наркотиков, транснациональный характер этой деятельности.
Существенную опасность представляют: увеличивающийся технологический отрыв ряда ведущих держав; наращивание их возможностей по созданию вооружений и военной техники нового поколения на основе высоких технологий, что создает предпосылки качественно нового этапа гонки вооружений, коренного изменения форм и способов ведения военных действий.
Анализ показывает, что в современных условиях угроза прямой военной агрессии в традиционных формах против России и ее союзников снижена благодаря позитивным изменениям международной обстановки, проведению нашей страной активного миролюбивого внешнеполитического курса, поддержанию на достаточном уровне российского военного потенциала, прежде всего потенциала ядерного сдерживания.
Вместе с тем сохраняются, а на отдельных направлениях усиливаются потенциальные внешние и внутренние угрозы военной безопасности Российской Федерации и ее союзников.
Общий характер внешней военной опасности состоит в стремлении ряда государств и союзов стран удовлетворить за счет России свои национально-государственные интересы, используя для этого различные методы, в том числе военные средства и способы достижения целей. Основными внешними угрозами в сфере обороны страны являются:
* территориальные претензии к Российской Федерации и вмешательство в ее внутренние дела;
* попытки ущемлять интересы России при решении проблем международной безопасности;
* очаги вооруженных конфликтов, прежде всего вблизи государственной границы России и границ ее союзников;
* наращивание группировок войск, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил в мире;
* расширение агрессивных блоков и союзов;
* ввод иностранных войск в нарушение Устава ООН на территории сопредельных с Россией и дружественных ей государств;
* создание и оснащение на территориях других стран вооруженных формирований для их переброски и действий на территориях России и ее союзников;
* нападения на военные объекты России, расположенные на территориях других государств, а также на объекты и сооружения на государственной границе России, границах ее союзников и в Мировом океане;
* действия, направленные на подрыв глобальной и региональной стабильности, в том числе помехи работе российских систем государственного и военного управления, нарушение функционирования стратегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, противоракетной обороны, контроля космического пространства и т.д.;
* дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан России в иностранных государствах;
* активизация международного терроризма.
Внутренняя военная безопасность страны зависит от конструктивного разрешения возникающих внутри страны экономических, политических и социальных проблем, достижения гражданского согласия, основанного на принципах демократического правового государства. Основными внутренними угрозами здесь являются:
* попытки насильственного свержения конституционного строя в стране;
* активизация деятельности экстремистских националистических, религиозных, сепаратистских и террористических структур, направленной на нарушение единства и территориальной целостности России, дестабилизацию внутриполитической обстановки в стране;
* подготовка и осуществление действий, направленных на дезорганизацию работы органов государственной власти, нападения на государственные, хозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;
* создание, оснащение и поддержание функционирования незаконных вооруженных формирований;
* незаконное распространение на территории России оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и других средств, пригодных для осуществления диверсий и террористических актов;
* расширение организованной преступности, терроризма и другой противозаконной деятельности в масштабах, угрожающих военной безопасности России.
В обеспечении военной безопасности основная роль принадлежит государству, усилия которого направляются на защиту личности, общества, отдельного государства, коалиции государств, мира в целом. Вместе с тем в определенных условиях относительно самостоятельными субъектами обеспечения собственной военной безопасности выступают общественные движения и политические партии, социальные, национальные, территориальные и другие общности, экономические структуры, международные организации и объединения и т.д.
Россия рассматривает возможность применения военной силы для обеспечения своей национальной безопасности на основе двух основных принципов:
* применения всех имеющихся в ее распоряжении сил и средств, включая ядерное оружие, для отражения вооруженной агрессии, если все другие меры выхода из кризисной ситуации исчерпаны или оказались неэффективными;
* применения военной силы внутри страны - допускается лишь в строгом соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами в случаях возникновения угрозы жизни граждан, территориальной целостности страны, а также угрозы насильственного изменения конституционного строя.
Определяющим документом, на основе которого формируется стратегия обеспечения безопасности в оборонной сфере, является "Военная доктрина Российской Федерации", которая "представляет собой совокупность официальных взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности Российской Федерации"23.
Военная доктрина носит оборонительный характер, что предопределяется органическим сочетанием в ее положениях последовательной приверженности миру с твердой решимостью защищать национальные интересы, гарантировать военную безопасность России и ее союзников.
Российская Федерация рассматривает обеспечение своей военной безопасности в контексте строительства демократического правового государства, осуществления социально-экономических реформ, утверждения принципов равноправного партнерства, взаимовыгодного сотрудничества и добрососедства в международных отношениях, последовательного формирования общей и всеобъемлющей системы международной безопасности, сохранения и укрепления всеобщего мира.
Важно, что военная безопасность обеспечивается прежде всего за счет невоенных мер экономического, политико-дипломатического, разведывательного, идеологического и т.д. характера, направленных на разрешение международных и внутригосударственных противоречий, предупреждение перерастания их в военно-силовое противостояние.
Вместе с тем в России сложилась вполне определенная общность - военная организация, куда входят вооруженные силы, другие войска, воинские формирования и органы. Военные задачи, решаемые компонентами военной организации, распределены между ними в соответствии с Указом Президента РФ "Основы (Концепция) государственной политики РФ по военному строительству на период до 2005 года", подписанном в 1998 г.24
Основным инструментом обеспечения военной безопасности страны являются Вооруженные Силы Российской Федерации. Руководство страны уже приняло решение о том, какой будет российская армия к 2010 г. - это профессиональные вооруженные силы численностью 850 тыс. человек и 5-миллионный резерв. Другими словами, в обозримом будущем у нас по-прежнему будет типичная мобилизационная армия, хотя и несколько меньшей, чем сегодня, численности. При этом российское государство:
* исходит из непреходящего значения основополагающих принципов и норм международного права;
* сохраняет статус ядерной державы для сдерживания и предотвращения агрессии против него и его союзников;
* придает приоритетное значение укреплению системы коллективной безопасности в рамках СНГ на основе укрепления Договора о коллективной безопасности;
* отдает предпочтение политическим, дипломатическим и иным невоенным средствам предотвращения, локализации и нейтрализации военных угроз;
* соблюдает международные договоры в области ограничения, сокращения и ликвидации вооружений, содействует обеспечению определяемого ими режима;
* выполняет международные договоры и соглашения по стратегическим наступательным вооружениям и противоракетной обороне, готово к дальнейшему сокращению своего ядерного оружия на двусторонней основе с США, а также на многосторонней основе с другими ядерными государствами;
* содействует расширению мер доверия между государствами в военной области.
Военная безопасность Российской Федерации обеспечивается всей совокупностью имеющихся в ее распоряжении сил, средств и ресурсов.
В современных условиях Россия исходит из потребности иметь ядерный потенциал, позволяющий гарантировать нанесение ответного удара агрессору в любых условиях. При этом ядерное оружие, которым оснащена российская армия, рассматривается как фактор сдерживания агрессии, обеспечения военной безопасности страны, а также поддержания международной стабильности и мира,
Важно, что Российская Федерация оставляет за собой право на применение ядерного оружия в ответ на использование против нее и ее союзников ядерного и других видов оружия массового уничтожения, а также в ответ на крупномасштабную агрессию с применением обычного оружия в критических для национальной безопасности страны ситуациях.
Руководство страны неоднократно подчеркивало, что Россия не применит ядерного оружия против государств - участников Договора о нераспространении ядерного оружия, не обладающих ядерным оружием, кроме как в случае прямого нападения на страну.
Россия поддерживает готовность к ведению войн и участию в вооруженных конфликтах исключительно в целях предотвращения и отражения агрессии, защиты целостности и неприкосновенности своей территории, обеспечения военной безопасности государства, а также ее союзников в соответствии с международными договорами.
_____________________________________________________________________________
Следует отметить, что если исходить из того, что военная доктрина носит исключительно оборонительный характер, не совсем ясно, зачем России нужны атомные подводные лодки нового поколения, которые вводятся в строй. Они ведь принадлежность сверхдержавы, каковой наша страна давно уже не является. Понятно, что для реализации чисто оборонительной доктрины атомные крейсеры просто не нужны, это оружие первого удара. Более того, с берега обороняться и дешевле и удобнее.
_____________________________________________________________________________
Характер современных войн и вооруженных конфликтов определяется их военно-политическими целями, средствами достижения этих целей и масштабами военных действий. В соответствии с этим война или вооруженный конфликт могут быть:
* по военно-политическим целям - справедливыми, т.е. не противоречащими Уставу ООН, нормам и принципам международного права, ведущимися в порядке самообороны стороной, подверг шейся агрессии, или несправедливыми, т.е. противоречащими Уставу ООН, нормам и принципам международного права, подпадающими под определение агрессии;
* по применяемым средствам - с использованием ядерного и других видов оружия массового уничтожения или только обычных средств поражения;
* по масштабам - локальными, региональными, крупномасштабными.
В отличие от войн начала и середины XX в., современным войнам свойственен ряд специфических, присущих только им характеристик, а именно: влияние на все сферы жизнедеятельности человечества; коалиционный характер боевых действий; широкое использование непрямых форм и способов действий; активное информационное противоборство, дезориентация общественного мнения; стремление сторон к парализации системы государственного и военного управления; применение новейших высокоэффективных (в том числе основанных на высоких технологиях) систем вооружения и др.
Перечень мер государства по обеспечению военной безопасности России в различные периоды приведен в табл. 7.2.
Боевые действия могут носить различный характер.
Вооруженный конфликт обычно проявляется в форме вооруженного инцидента, вооруженной акции и других вооруженных столкновений ограниченного масштаба как следствие попытки разрешить национальные, этнические, религиозные и иные противоречия с помощью средств вооруженной борьбы. Особой формой вооруженного конфликта является пограничный конфликт.
Вооруженный конфликт может иметь международный характер (между двумя или несколькими государствами) или международный внутренний характер (с ведением боевых действий в пределах территории одного государства с участием других стран). Он характеризуется:
* высокой "включенностью" в него и уязвимостью мирного населения;
* применением нерегулярных вооруженных формирований;
* широким использованием диверсионных и террористических методов;
* сложностью морально-психологической обстановки, в которой идут боевые действия;
* вынужденным отвлечением значительных сил и средств на обеспечение безопасности коммуникаций, маршрутов передвижения и мест расположения войск;
* опасностью трансформации конфликта в локальную (международный вооруженный конфликт) или гражданскую (внутренний вооруженный конфликт) войну.
Локальная война ведется группировками войск, развернутыми в районе конфликта, с усилением их при необходимости за счет переброски войск, сил и средств с других направлений и проведения частичного стратегического развертывания вооруженных сил.
Здесь стороны будут действовать в границах противоборствующих государств и преследовать ограниченные военно-политические цели.
Таблица 7.2
Действия по обеспечению военной безопасности России
Период Содержание действий государства Мирное время * Формирование и реализация единой государственной политики в области военной безопасности;
* поддержание внутриполитической стабильности, защита конституционного строя, целостности и неприкосновенности территории России;
* развитие и укрепление дружественных (союзнических) отношений с соседними и другими государствами;
* создание и совершенствование системы обороны государства и его союзников;
* всестороннее обеспечение и качественное совершенствование Вооруженных Сил, поддержание их в готовности к действиям по предотвращению, локализации и нейтрализации внешних и внутренних угроз;
* подготовка системы мероприятий по переводу Вооруженных Сил России на условия военного времени;
* повышение мобилизационной готовности экономики к выпуску военной продукции;
* охрана и защита государственной границы Российской Федерации в пределах приграничной территории, воздушного пространства и подводной среды;
* поддержка политических акций России путем проведения соответствующих мероприятий военного характера Угрожаемый период, начало войны или вооруженного конфликта * Своевременное объявление состояния войны, введение военного или чрезвычайного положения в стране либо в отдельных местностях, проведение полного или частичного стратегического развертывания армии;
* координация деятельности органов власти различного уровня, общественных организаций и граждан по отражению агрессии;
* организация и ведение вооруженной, дипломатической, экономической и других видов борьбы с врагом;
* перевод экономики страны на работу в условиях военного положения;
* оказание помощи союзникам России, реализация их возможностей для достижения совместных целей;
* предотвращение вовлечения других государств в войну (вооруженный конфликт) на стороне агрессора
Региональная война является результатом эскалации локальной войны или вооруженного конфликта и ведется с участием двух или нескольких государств или групп государств одного региона, национальными или коалиционными вооруженными силами с применением как обычных, так и ядерных средств ведения войны.
Крупномасштабная война может стать результатом эскалации вооруженного конфликта, локальной или региональной войны, вовлечения в них значительного количества государств различных регионов мира. При этом война с применением обычных средств поражения может с высокой вероятностью перерасти в ядерную с катастрофическими последствиями для цивилизации и существования человечества. В такой войне противоборствующие стороны ставят радикальные военно-политические цели, что потребует полной мобилизации всех материальных и духовных ресурсов государств-участников.
Для отражения агрессии против Российской Федерации или ее союзников Россия считает правомерным применение Вооруженных Сил. Они также могут применяться для защиты государства от антиконституционных действий и противоправного вооруженного насилия, угрожающих целостности и неприкосновенности территории страны, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами и федеральным законодательством.