<< Пред.           стр. 6 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу

 * формирование оптимальной для российских условий системы конституционно-правового регулирования;
 * создание эффективных властных структур как на федеральном, так и на местном уровнях;
 * нейтрализация межэтнических противоречий на основе формирования сплачивающих народы общенациональных ценностей;
 * быстрый и оптимальный выход из экологического кризиса;
 * развитие экономики по пути ее интенсификации с учетом ее перспективной многоукладности, с приоритетной ориентацией на увеличение благосостояния российского населения при обеспечении полной экологической безопасности;
 * сохранение и восстановление экономических связей со странами СНГ, развитие взаимовыгодных экономических отношений с другими странами мира.
  В соответствии с позицией руководства страны основными принципами обеспечения внутренней безопасности России являются:
 * соблюдение законности и правопорядка;
 * обеспечение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства;
 * взаимная ответственность личности, общества и государства в деле обеспечения безопасности, интеграции с международными системами безопасности.
  К источникам внутренних угроз экстремистского характера в политической и социально-экономической сферах обычно относятся:
 * криминализация части предпринимательского корпуса (по некоторым данным, уже сегодня каждый четвертый предприниматель связан с мафией);
 * политизация организованной преступности и рост коррумпированности властных структур;
 * рост политического насилия и экстремизма. Особо следует подчеркнуть возросший "профессионализм" террористов и факт полулегального существования многочисленных вооруженных формирований;
 * вероятность сохранения старых и возникновения новых вооруженных конфликтов как в Ближнем зарубежье, так и в пределах России.
  К числу существенных угроз для общества и российского государства относятся также распространение коррупции и организованной преступности. Эти новые социальные явления (в отличие от всегда существовавшей традиционной преступности и злоупотреблений чиновничества) появились в России в конце 60-х годов как мощный альянс между преступниками в сфере экономики, лидерами криминального мира и представителями бюрократического аппарата различных уровней.
  Основные направления политики обеспечения безопасности России во внутренней сфере известны. Они должны быть направлены на решение широкого круга задач. В их числе, к примеру, можно назвать следующие:
 * мобилизация всех резервов - моральных, духовных и материальных ресурсов (в том числе источников бюджетных поступлений) для выхода России из кризиса;
 * развитие демократического правового федеративного государства;
 * недопущение обострения социальной и политической напряженности в обществе, создающей возможность обострения политических кризисов, способных перерасти в военные конфликты;
 * проведение взвешенной и сбалансированной региональной политики, отражающей оптимальное сочетание интересов федерального Центра и регионов, находящихся в различных природно-климатических, социально-экономических и этнополитических условиях;
 * осуществление действенной и реалистичной национальной политики, при которой создаются оптимальные условия для свободного культурного развития всех народов России;
 * централизация всех валютных резервов страны, ужесточение валютного регулирования и контроля, повышение эффективности контроля за ценообразованием и поставками в отраслях естественных монополий вплоть до их денационализации;
 * ориентация кредитно-финансовой политики на поддержку и развитие реального производства;
 * очистка аппарата государственного управления страной от недобросовестных чиновников;
 * эффективная защита рыночных структур от произвола криминалитета;
 * государственное стимулирование конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей, проведение активной промышленной, структурной и научно-технической политики;
 * создание условий для достойного существования и развития семьи как ячейки гражданского общества и ее государственная поддержка;
 * достижение всеобщего общественного согласия, здорового социально-психологического и нравственного климата в обществе;
 * надежная защита жизни, здоровья, имущества, прав и свобод человека и гражданина;
 * повышение доступности, эффективности и уровня образования для всех слоев населения;
 * достижение реальных результатов в борьбе с преступностью, совершенствование нормативно-правовой базы в целях устранения юридических предпосылок, облегчающих совершение различного рода преступлений и злоупотреблений.
  В современных условиях, и это совершенно очевидно, внутренние угрозы безопасности проистекают в первую очередь от факторов, воздействующих на общество и его граждан, а не на государство. Именно несбалансированность в социальной практике интересов государства, общества, различных социальных групп и конкретной личности - одна из серьезнейших проблем современной России, от решения которой в определяющей мере зависит внутренняя безопасность в стране.
  В этой связи к жизненно важным интересам граждан России относятся:
 * становление на деле структур гражданского общества;
 * государственная поддержка семьи как основной ячейки гражданского общества;
 * создание механизмов контроля общества над институтами государства;
 * формирование политической и правовой культуры населения, соответствующей принципам гражданского общества;
 * достижение и поддержание общенационального согласия по жизненно важным проблемам развития страны;
 * выход из кризисной демографической и экологической ситуации;
 * повышение интеллектуальной, созидательной, социальной и экономической активности населения;
 * преодоление экономического кризиса и обеспечение поступательного экономического развития на принципах социально ориентированной рыночной экономики;
 * содействие обеспечению признанных международным правом интересов и прав русскоязычного населения в других странах,
 * духовное возрождение России на основе обогащения ее национальных ценностей, дальнейшее культурное и интеллектуальное развитие в русле глобального цивилизационного процесса.
  Ключевыми критериями при анализе конкретной ситуации и прогнозировании устойчивых тенденций являются выделение базовых угроз и их ранжирование, а также систематизация этих угроз.
  В целом деятельность по обеспечению внутренней безопасности России - это интегрированная система ценностно-рациональных действий, т. е. система действий, обусловленных потребностями общества, имеющая ясную, общезначимую мотивацию, внутренний идеальный смысл и общественную осмысленность, эффективные пути и средства для обеспечения безопасности личности, общества и государства, а в перспективе - перехода к устойчивому развитию.
  Систему внутренней безопасности образуют: органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере обеспечения безопасности.
  Если говорить о глобальных факторах национальной безопасности внутреннего характера, то следует исходить из общеизвестной оценки: социально-политическая и экономическая ситуация в России остается очень тяжелой. Практически все негативные тенденции за последние 10 лет прошлого века усилились, и только в последние 2 года начались попытки противодействия растущим угрозам.
  Внутреннее положение России, наряду с начавшейся в последнее время социальной ориентацией проводимых реформ, характеризуется негативными и достаточно долговременными последствиями системного кризиса, начавшегося в СССР, а также кризисными явлениями, возникшими в переходный период. Другими словами, страна переживает трудности преодоления наследия прежней тоталитарной системы, а также первых 10 лет преобразований.
  Анализ конкретных данных позволяет сделать вывод о том, что практические действия по реализации основных стратегических целей реформ пока не привели к устранению системного кризиса в обществе, не способствовали обеспечению повышения жизнеспособности и безопасности России. Напротив, образовалась новая система социальных отношений, которая начала функционировать по своим собственным законам, расширенно воспроизводящим деструктивные процессы. В стране нарастают новые социально-политические, экономические, межнациональные противоречия, приобретающие характер конфронтационного конфликта.
  Нынешний этап кризиса характеризуется тем, что линия противостояния проходит через все институты государственной власти. Сегодня конфликт назрел между организованными социальными группами и кланами, представляющими определенные социально-экономические интересы, направленные на передел собственности и политической власти. Это тревожный признак глубокого социального кризиса, медленно развивающегося в сторону социальной катастрофы.
  Приоритетность обеспечения национальной безопасности в той или иной сфере жизнедеятельности (политической, экономической, социальной, экологической, военной и т.д.) определяется объективными факторами, т. е. потребностью конкретных людей, социальных групп, их объединений, государств, мирового сообщества в целом в этом (в конкретных исторических условиях) для своего самосохранения и развития, а также наличием широкого круга самых разнообразных опасностей, которым должна противостоять система обеспечения безопасности в условиях ограниченных средств на ее реализацию.
  Исходя из этого, в условиях мировых геополитических реалий XXI в., для сохранения российской государственности, обеспечения безопасности и территориальной целостности современной России исключительно велика роль внутриполитических процессов, позиция руководства страны в их регулировании. Это обусловливает значение власти, ее авторитета, уровня воздействия на все стороны жизни народа, в том числе на обеспечение безопасности страны. Не случайно в сознании большинства граждан жизненные проблемы, их возникновение и решение связывались и связываются прежде всего с политическими явлениями и с деятельностью властных структур. По мнению населения, именно органы власти должны направлять социально-экономические процессы в стране в сторону улучшения жизни людей.
 _____________________________________________________________________________
  Так, по результатам опроса Института социально-политических исследований РАН, "виновниками" проблем и трудностей, с которыми приходится сталкиваться в повседневной жизни, от 50 до 70% опрошенных считали представителей центральной власти, а от 28 до 41% опрошенных - местных органов власти. При этом на политические факторы, приведшие к ухудшению жизни и росту напряженности, указали в сумме от 30 до 55% участников опроса35.
 _____________________________________________________________________________
  Такое восприятие политики в массовом сознании не только предъявляет высокие требования к политической деятельности, но и реально определяет ее место в общественной жизни России.
  Причем под внутриполитической сферой имеется в виду относительно самостоятельное образование наряду с другими основными сферами общества (экономической, социальной, духовно-нравственной). Эта сфера охватывает политическое сознание, политические отношения, институты, действия, процессы в стране.
  Обеспечение национальной безопасности РФ связано, прежде всего, с укреплением политической безопасности и стабильности России. Специалисты определяют политическую безопасность как совокупность мер по выявлению, предупреждению и устранению тех факторов, которые могут нанести ущерб политическим интересам страны, народа, общества, граждан, обусловить политический регресс и даже гибель государства, а также превратить политику из конструктивной в разрушительную, в источник бед и несчастий для людей и страны.
  Обеспечение политической безопасности России связано с такими факторами, как:
 * разрешение противоречий между той частью бывшей советской номенклатуры, которая сегодня обладает реальной властью, и той ее частью, которая отстранена от власти и стремится овладеть ею;
 * политическая безопасность, зависящая от разрешения противоречий внутри нынешней правящей элиты, а также тех кланов в ней, которые добиваются доминирующего положения во властных структурах, и тех группировок, у которых такого положения нет;
 * противоречия между федеральным Центром и регионами, между русским населением и национальными меньшинствами России, между государственниками и сепаратистами. Острейшим проявлением противоречий стали две чеченские войны;
 * главное противоречие, от разрешения которого зависит политическая безопасность России, - является противоречие между управляющими и управляемыми, между властью и народом.
  Под политической безопасностью обычно понимается совокупность мер по выявлению, предупреждению и устранению тех факторов, которые могут нанести ущерб политическим интересам страны, народа, общества, граждан, обусловить политический регресс и даже политическую гибель государства, а также превратить власть и политику из созидательно-конструктивной в разрушительную силу, источник бед и несчастий для людей, страны36.
  Первоосновой, обусловливающей политическую безопасность как систему определенных мер, органов и функций государства и общества, является растущая потребность защищать политические интересы страны, народа, общества, граждан.
  Эти интересы заключаются в нормативно-правовом обеспечении таких политических отношений, форм власти, механизмов государственного управления, способов деятельности, в выдвижении во власть таких политических лидеров и сил, которые обеспечили бы наиболее эффективное решение проблем преодоления кризиса и последующего устойчивого развития страны.
  Воплощению в жизнь этих интересов препятствуют многие силы, преследующие свои корыстные цели, а также ошибки и просчеты политиков, сегодня возглавляющих государство.
 _____________________________________________________________________________
  По данным МВД РФ, в современной России действует целая "криминальная индустрия", располагающая гигантскими средствами для решения масштабных политических задач: влияния на государственную политику, поддержки националистических и сепаратистских движений, снабжения их оружием, финансирования боевых действий крупных военизированных формирований в зонах вооруженных конфликтов и войн.
 _____________________________________________________________________________
  В целом под политическими опасностями понимаются социальные явления, процессы и действия, которые способны подорвать власть и правовой порядок в стране, вызвать хаос, междоусобицы и конфликты, потерю национальной независимости, ослабить и разрушить государство, лишить граждан политических прав и свобод, свести на нет возможности народа, общества, оппозиции воздействовать на власть. Это, прежде всего, конфронтационные действия одних социально-политических институтов (структур государства, социальных групп, партий, элит, отдельных личностей и т.п.) против других в борьбе за власть.
  В самом общем плане политические опасности можно свести в три группы:
 * первая - опасности для политической сферы, исходящие от других областей общественной жизни - экономики, социальных процессов, экологии и т.п.;
 * вторая - опасности, исходящие от политической сферы для экономики, социальных отношений, экологии, военной безопасности и т.п.;
 * третья - опасности для отдельных политических институтов, проистекающие от процессов, происходящих в самой политической сфере.
  Именно от некомпетентной, ошибочной и злонамеренной политики проистекают самые большие угрозы для общества. К примеру, политика насильственного решения чеченского вопроса привела к огромным потерям людских и материальных ресурсов, углубила кризис общества, так и не обеспечив цивилизованное разрешение проблемы.
  Наблюдение за политической жизнью в современной России приводит к выводу о неустойчивости всех звеньев государственного механизма. В целом суть кризиса власти, переживаемого Россией и до последнего времени так и не разрешенного, включает в себя:
 * недостаточную легитимность власти и ее стремление заменить закон насилием и принуждением общества к подчинению;
 * превращение государственных институтов в нечто самодовлеющее, оторванное от общества, нацеленное на самосохранение и тем самым обреченное на постоянную борьбу со своим народом;
 * неумение и нежелание властных структур не только ограничивать себя в пользу общества, но даже признавать его право на свободное развитие;
 * полное нежелание государства предоставить право общественного контроля над собой, более того, абсолютная убежденность власти в своем праве (и даже долге) самому держать общество под постоянным жестким контролем.
  По опубликованным данным, главными внутриполитическими опасностями для России являются:
 * подмена интересов народа и страны корпоративными интересами правящих политических и экономических элит;
 * эволюция демократических институтов власти в авторита-Зм и диктатуру, представляющие интересы избранного меньшинства, отчуждающие народ от власти;
 * сохранение антидемократического верхушечного анонимного мехаанизма формирования внутренней и внешней политики, неспособность обеспечить высокое ее качество;
 * продолжение социально-несправедливого курса реформ, ведущего к разделению общества на бедных и богатых, антагонизации общественных отношений;
 * ставка на насилие и административно-командную систему государственного управления;
 * разжигание социально-политического противостояния, национальной розни, конфликтов;
 * ослабление и подавление оппозиции, "закрытие" честной политической борьбы (соревнования, соперничества в политической сфере);
 * лишение независимости средств массовой информации и подчинение их правящей элите и др.
  Особенность состояния системы национальной безопасности современного периода в том, что нет никакой институциональной социальной системы, которая могла бы взять на себя роль гаранта управляемости и устойчивости обеспечения национальной безопасности. Этот этап кризиса государственности опасен тем, что Россия постепенно может втянуться в состояние "войны всех против всех".
  Анализ показывает, что политические угрозы и опасности разного рода для России множатся. При этом, чем сильнее опасность, тем более ее маскирует противник, тем труднее ее распознать и оказать ей эффективное противодействие.
  Механизм обеспечения политической безопасности включает в себя целый ряд элементов, целеустремленно взаимодействующих, в том числе:
 * объекты, т. е. территория, государственные и общественно-политические институты, политические права и свободы, а также реальная политическая деятельность граждан, социальных групп, объединений и т.п., которые нуждаются в защите;
 * взгляды, принципы, концепции (доктрины) по этим проблемам;
 * система соответствующих нормативно-правовых актов (правовая основа);
 * субъекты (специальные институты, а также имеющие определенные функции другие государственные и общественные учреяс-дения, общество и граждане), призванные защищать политическую сферу;
 * средства, методы и способы обеспечения политической безопасности;
 * критерии оценки состояния обеспечения политической безопасности и эффективности ее механизма.
  Внутриполитическая безопасность России тесно связана с внутриполитической стабильностью в стране - целостной системой связей между государством и обществом, обеспечивающей выполнение каждой из взаимодействующих сторон своих конституционных функций.
  Можно выделить три уровня политической стабильности:
 * стабильность правительства - относительный срок его существования, неизменность основного состава;
 * стабильность политического режима - сохранение существующей в настоящее время политической и социальной системы, эволюционный характер политических изменений, отсутствие политического насилия;
 * стабильность общности и народа - сохранение территориальной целостности государства, обеспечение личной безопасности и благосостояния его граждан, улучшение охраны окружающей среды и поддержание демографического баланса.
  Анализ процессов третьего уровня представляет собой наибольшую сложность, но именно здесь формируются представления о стабильности как свойстве динамической системы, поскольку возможно сохранение стабильности первых двух уровней при нарастающей дестабилизации самой общности и ее упадке.
  Ярким подтверждением этому служит авария на Чернобыльской АЭС. Катастрофа глобального масштаба, потрясшая общество, практически никак не отразилась ни на властных структурах, ни на личном благополучии политических лидеров государства.
  Только на третьем уровне анализа появляются условия для создания системы мониторинга стабильности государства, результаты которого служили бы в первую очередь не желаниям партий или политического режима, а национально-государственным интересам.
  Реальную угрозу любой общественной системе может представлять острое противоречие, т.е. социальный конфликт - макросоциологические процессы, имеющие кратковременные исторические последствия: изменение соотношения сил в общественной иерархии или экономического статуса больших социальных групп, политические катаклизмы, смена правительства, хозяйственная дестабилизация37. Социальный конфликт - это собирательное понятие, охватывающее множество форм проявления групповых столкновений, располагающихся вдоль определенного континуума. Они различаются: масштабом, типом, составом участников, причинами и вызываемыми ими последствиями.
  Накопленный в нашей стране и за рубежом опыт социального моделирования говорит о том, что в основу создания различных моделей, как правило, закладываются закономерности, выявленные конфликтологией38. Это приводит к тому, что обычно "уровень безопасности" отождествляется с "состоянием без конфликта".
  Тесное родство существует между понятиями "противоречие" и "конфликт": первое выражает статистический, а второе - динамический аспект явления. Конфликт - игра противоречивых интересов, ценностей и сил. Для того чтобы противоречие перешло в конфликт, т.е. в подвижное равновесие противоположностей, оно должно быть осознанным. Но в подвижном равновесии противоположностей всегда существует угроза его нарушения, а значит, разрешения конфликта формами, представляющими угрозу для устойчивости социального сообщества.
  Социальный конфликт - явление подвижное, динамическое. По мере своего развития он проходит стадии от начального статистического этапа (противоречия) до крайней динамической, неустойчивой фазы - социальной катастрофы. Тогда основными фазами развития угрозы от потенциальной до острой (реальной) можно назвать цепочку социальных явлений: противоречие => конфликт => кризис => катастрофа.
  Возможны три принципиально разных сценария "конфликта как фактора стабильности":
 * первый - стихийно возникающий конфликт доходит до каких-то становящихся устойчивыми форм противоборства, закрепляется в этих формах и уже в таком качестве превращается в долговременный фактор жизни;
 * второй - конфликт может и не доходить до крайних своих форм, однако противоборство затягивается, его формы противоборства оказываются неустойчивыми, а сам такой конфликт, сильно растягиваясь во времени, также превращается в долговременный фактор жизни;
 * третий - стихийно возникающий конфликт перехватывается на ранних этапах и направляется в заранее заготовленные для подобных случаев формы и процедуры его ограничения, сдерживания и решения.
  Вполне понятно, что сам процесс политического управления был бы невозможен, если бы социальная система, во-первых, не сохраняла относительную устойчивость, определенность своей структуры во времени и, во-вторых, если бы она утрачивала свою качественную специфичность вследствие любого внешнего воздействия. Тогда каждое воздействие из среды вело бы или к управлению, т.е. ограничению автономности (суверенитета) системы, либо к ее трансформации, потере своей качественной определенности.
  Конфликты всегда разрушающе действуют на общество, поэтому крайне важно вовремя распознавать их зарождение, предупреждать развитие и в случае возникновения уметь ликвидировать их последствия. Уже установлены основные понятия, характеризующие конфликт как социально-политическое явление39.
  Конфликт зарождается в конфликтной среде, которая определяется такими характеристиками, как экономическое состояние общества, социальное самочувствие народа, авторитет власти и т.д.
  Конфликтующие стороны - это индивиды, группы людей, различные социальные образования, которые участвуют в конфликте и имеют несовпадающие или противоположные цели. Таких сторон бывает не менее двух.
  Конфликты выполняют диагностическую функцию, они возникают именно в тех звеньях и по тем поводам, по которым сознательно или бессознательно были приняты ошибочные решения. Тогда под конфликтной средой понимается социальная среда, готовая к конфликту. Она формируется как продукт неразрешенных противоречий различного рода, носящих как объективный, так и субъективный характер.
  Конфликтная ситуация возникает как совокупность конфликтной среды, конфликтующих сторон и объекта конфликта. Чтобы конфликт произошел, необходимы действия конфликтующих сторон по достижению своих целей. Такие действия называются "инцидент".
  При рассмотрении различных вариантов конфронтации (конфликта) в социально-экономической сфере на стратегическом уровне эксперты используют так называемую сетку Бернара Надулека, который подразделяет конфронтацию на следующие виды40:
 * прямая конфронтация - характерна для двухполюсного конфликта, по принципу "один на один";
 * косвенная конфронтация - присуща многополюсному конфликту: "все против всех". Здесь важно победить, по возможности не сражаясь, сделав особый упор на коалиционность действий и повышенную мобильность, добиваясь преимуществ воздействием на самые устои системы и запугиванием противника;
 * стратегия опережения - задача того, кто в одиночку противостоит всем и поэтому вынужден учитывать как общую, в целом для него неблагоприятную обстановку, так и свои собственные силы, причем ситуация общая постоянно меняется, развивается. При такой стратегии исчезает различие между состояниями войны и мира: налицо постоянная боеготовность, позволяющая мгновенно начать молниеносную войну.
  Поскольку ситуация "один против всех" не дает права на ошибку, необходима повышенная всеобщая активность, увеличивающая эффективность добывания и внутреннего распределения информации. Разведка выясняет прежде всего слабые места противника в целях блокирования сферы его влияния и нанесения ему одного решающего удара.
  Разрешение конфликта связано с изменением конфликтной ситуации, а способы его разрешения - со способами изменения конфликтной ситуации. В этом случае завершение конфликта определяется, прежде всего, завершением инцидента. Это может произойти только в случае изменения самой конфликтной ситуации. Различают следующие исходы:
 * достижение всех целей одной из сторон и поражение другой;
 * изоляция одной из конфликтующих сторон, в то время как несовместимость целей сохраняется;
 * хотя бы частичный компромисс между конфликтующими сторонами;
 * прекращение конфликта путем устранения источников конфликтной ситуации.
  В случае, если конфликтная ситуация решается методом компромисса, каждая из конфликтующих сторон вынуждена отказаться от чего-то ценного для нее, и при этом нет ни победителей, ни побежденных. Вместо этого обе стороны несут равные потери. Этот метод может быть эффективным в том случае, когда силы обеих конфликтующих сторон равны, они борются за достижение взаимоисключающих целей, или когда из-за недостатка времени стороны вынуждены выработать совместное решение.
  Политические, социальные, межэтнические, конфессиональные конфликты затрагивают интересы широкого круга людей, причем иногда не только в зоне самого столкновения сторон, но и далеко за ее пределами.
  Как правило, в конфликтах тесно переплетаются интересы жизненные (физическая угроза жизни и здоровью людей, условиям их жизни и существования), политические (борьба за власть, обладание территорией, влияние на группы и слои населения) и экономические (угроза потери имущества, капитала, сферы вложения инвестиций, получения доходов, в том числе криминальных).
  Особое место занимают идеологические интересы, которые сначала достаточно чужды для широких слоев населения, но являются доминирующими в сознании и поведенческих установках национальных и иных лидеров конфликтующих сторон, а также лиц, претендующих на выражение общественного мнения (религиозных деятелей, старейшин, представителей творческой, научной и педагогической интеллигенции). К категории идеологических интересов относятся национальные, конфессиональные, великодержавные, геополитические и иные идейные ценности и устремления.
  Самый старый способ предотвращения конфликтов в обществе - создание образа врага. Натравливание граждан на действительного и мнимого врага становится эффективным средством политической дезориентации недовольной части общества.
 _____________________________________________________________________________
  В последнее время на практике широко известны случаи, когда вокруг быто-конфликтов, уголовных проявлений с участием представителей различных цнональностей возникали попытки сделать широкие обобщения и далеко иду-н е выводы, провоцирующие проявления великодержавных устремлений и межнациональную рознь.
 _____________________________________________________________________________
  В обстановке всеобщего экономического недовольства один из самых легких способов снять напряжение - обещание перераспределить некоторую долю общественного богатства.
 _____________________________________________________________________________
  Совсем недавно для улучшения благосостояния всерьез предлагалось быстрое и заманчивое средство - национализация и передача народу собственности КПСС. Существенная часть населения восприняла это предложение с доверием и энтузиазмом. Однако в результате служебные помещения обрели новые вывески, а в бывшие номенклатурные санатории доступ хотя и открылся, но за большие деньги. Вместе с тем напряженность в обществе на какой-то период была снижена.
 _____________________________________________________________________________
  Конфликт зарождается в конфликтной среде, которая в свою очередь определяется такими характеристиками, как экономическое состояние общества, уровень благосостояния народа, тип власти и т.д. Это подтверждается результатами исследования взаимосвязи уровня политических конфликтов и степени общественно-экономического развития, проведенного в 84 странах мира41. Из табл. 9.1 видно, что относительно "современные" общества имеют уровень конфликтов явно ниже уровня конфликтов "традиционных" и особенно "переходных" обществ (находящихся на стадии перехода от "традиционализма" к "современности").
 
  Таблица 9.1
  Уровни политического конфликта в обществе
 Тип общества Число стран Политические конфликты, %
 
  высокий уровень низкий уровень Традиционное общество 23 57 43 Переходное общество 37 68 32 Современное общество 24 13 87
  Данные табл. 9.1 указывают на то, что возможность урегулирования политических конфликтов мирным путем возрастает по Мере развития общества и повышения благосостояния населения.
  И это понятно. Убывание "конфликтного уровня" по мере экономического развития объясняется прежде всего тем, что положен конец бедности, дефициту. До той поры потребности, которых нужно было удовлетворить, заметно превышали имевшееся количество наличных товаров и благ. Это обусловливало беспощадную борьбу за присвоение имеющихся ресурсов, острую напряженность, глубокие социальные антагонизмы, обычно противопоставлявшие привилегированное меньшинство, живущее в достатке, массам, переносящим серьезные лишения.
  Экономический рост приводит к ослаблению классовых антагонизмов, к смягчению социальной напряженности. Устанавливается консенсус, т.е. всеобщее согласие, относительно фундаментальных общественных ориентиров. Борьба внутри режима (в рамках институтов, с которыми все согласны) вытесняет борьбу по поводу режима.
  Заметно уменьшая социальные антагонизмы, экономическое развитие преобразует конфликтное общество в консенсусное, которое представляет собой единственно возможную структуру для либеральной демократии, основанной на свободных выборах, наличии оппозиции и на чередовании партий у власти и т.д.
  Исходя из этого, важная задача реформаторских сил России на переходном этапе состоит в том, чтобы научиться переводить конфликты из разрушительных, деструктивных форм в позитивно-функциональные. Иными словами, следует "приручить конфликты", "встроить" их в систему, превратить в стимулятор развития общества. Решение этой задачи неотделимо от разработки соответствующей российским условиям теории социальных конфликтов, в частности пока отсутствующего эффективного механизма их разрешения.
  Российскому обществу необходим упреждающий подход к социально-политическим конфликтам, их научная прогностика, предусматривающая в числе прочего разработку системы статистических измерителей, показывающих уровень и остроту социальной напряженности, выявляющих ее порог, за которым социальный взрыв становится вероятным, а то и неизбежным. Совершенствование механизма предотвращения конфликтов предполагает рост политической и правовой культуры населения, изменение мировоззрения людей и традиций политического процесса в обществе, долгое время находившемся во власти силовых и насильственных моделей социального устройства.
  Для решения этих задач важно иметь достоверную систему индикаторов (показателей) опасности. В их качестве обычно выступают:
 * предварительные социально-политические процессы и явления, свидетельствующие о нарастании политических опасностей и угроз;
 * комплекс обработанных данных об эволюции негативных политических тенденций (статистические сводки об учащении и расширении масштабов политических выступлений; аналитические справки научно-исследовательских центров и т.п.);
 * обобщенные сведения об агрессивно-экстремистских настроениях, намерениях и планах в тех или иных слоях и партиях.
  Первая и вторая группы представляют объективные, а третья - субъективные индикаторы (показатели). Тем не менее важно учитывать весь комплекс этих индикаторов.
  Система индикаторов, определяющая социально-политическую обстановку, должна включать 6 основных классов: индикаторы экономического сотрудничества; индикаторы политического сотрудничества; индикаторы политического конфликта; индикаторы коммуникаций; индикаторы отношения населения; индикаторы взаимоотношения руководящих структур.
  В совокупности они позволяют представить сложную структуру общества в историческом взаимодействии ее производственных, распределительных, политико-идеологических, культурных и информационных процессов, составляющих единый социальный процесс.
  В заключение отметим, что российское общество все еще находится в одном из самых глубоких социально-политических кризисов в своей истории. Уровень недоверия россиян к ходу радикально-модернизационных реформ не снижается.
  При этом если до 1991 г. ключ к пониманию событий в стране находился в сфере политических отношений, то сейчас он сместился в узел социально-экономических и межнациональных отношений. Центр тяжести неуклонно начинает смещаться в сторону социальной сферы, и многие вопросы, которые предстоит решить, как раз здесь, в том числе вопросы обеспечения национальной безопасности России. Именно развитие противоречий и различия интересов основной массы населения и новых социальных групп определяют напряженность обстановки в стране. Традиционная социальная структура размывается новыми стратами, к которым относятся предприниматели, банкиры, фермеры, безработные и т.п.
  Основные элементы социальной связи в сфере национальной безопасности42:
 * субъекты связи - политические и экономические институты, институты духовной сферы сообщества и взаимодействующих сообществ, являющиеся субъектами деятельности по обеспечению национальной безопасности, а также индивиды, социальные группы и социальные общности, являющиеся предметами этой деятельности;
 * предмет связи - интересы и потребности индивидов, социальных групп, социальных общностей и сообществ, направленные в сферу обеспечения безопасности личности, общества и государства;
 * механизм регулирования взаимоотношений между субъектами - концепция национальной безопасности, правовые акты, регулирующие социальные отношения в сфере национальной безопасности.
  Государственные органы и структуры по мере возможности пытаются обеспечить национальную безопасность всеми имеющимися в их распоряжении средствами - политическими, экономическими, правовыми, военными, организационными и др. - на основе последовательной реализации политики обеспечения национальной безопасности.
 Литература к теме
 1. Возженников А.В. Парадигма национальной безопасности реформирующейся России. Изд. 2-е. М.: ЭДАСПАК, 2000.
 2. Дзлиев М. Каждому хочется жить в стабильном государстве // Вестник Российской академии наук, 1998, № 1.
 3. Конфликты в современной России. Проблемы анализа и регулирования. М., 2000.
 4. Конфликты и согласие в современной России (Социально-философский анализ). М., 1998.
 5. Макеев А.В. Политика и безопасность России (Теоретические основы) // Безопасность, 1998, № 5-6.
 6. Серебрянников В.В. Политическая безопасность // Свободная мысль, 1997, № 1.
 7. Степанов Е.И. Конфликтология переходного периода: методологические, теоретические, технологические проблемы. М., 1996.
 Контрольные вопросы и задания
 1. Дайте определение внутренней безопасности России.
 2. Каковы цели обеспечения внутренней безопасности?
 3. Назовите принципы обеспечения внутренней безопасности.
 4. Охарактеризуйте внутриполитическую сферу.
 5. Сформулируйте понятие "политическая безопасность".
 6. Перечислите главные внутриполитические опасности для России.
 Тема 10 РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ БЕЗОПАСНОСТИ
  Одной из важных тенденций в развитии социально-политической и экономической ситуации в России, обеспечении безопасности и стабилизации обстановки в стране, является заметное усиление роли и значения субъектов Федерации и самостоятельных территорий в решении задач выхода из затянувшегося социально-экономического кризиса.
  В "Концепции национальной безопасности Российской Федерации" указано: "Укрепление российской государственности, совершенствование федеративных отношений и местного самоуправления должны способствовать обеспечению национальной безопасности Российской Федерации. Необходим комплексный подход к решению правовых, экономических, социальных и этнополитических проблем при сбалансированном соблюдении интересов Российской Федерации и ее субъектов".
  Вялотекущий процесс социально-экономических преобразований в России, неопределенность политической ситуации в стране, социально-экономическая поляризация российского общества, рост организованной преступности, обострение межнациональных отношений, проявления регионального сепаратизма создали Широкий спектр угроз национальной безопасности страны. Кардинальное решение этих проблем возможно только на основе эффективной политики федерального Центра, при проведении соответствующей систематической работы на местах.
  Позиция федеральных властей по этому вопросу известна; "Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и Центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации"43.
  Субъекты Федерации при анализе социально-экономической обстановки в них обычно называют "социально-территориальные системы" (СТС)44. Их обычно определяют так: в целом стабильный по основополагающим признакам социум, соответствующим образом организованный для длительной самостоятельной жизнедеятельности, поддержания своего существования как целостного социального организма и развития в пределах данной административно-территориальной единицы.
  При рассмотрении регионального аспекта проблемы обеспечения безопасности в стране в целом и в отдельно взятом регионе следует анализировать обобщенную систему: собственно исследуемая СТС и сопряженный с ней фрагмент окружающей среды (природного или социального характера), образующие в своем взаимодействии поле функциональных зависимостей системы и среды.
  При этом следует иметь в виду, что обстановка в любой СТС характеризуется динамизмом и постоянно меняется, поэтому актуальной становится задача мониторинга изменений сложившейся ситуации - постоянного и систематического сбора информации средствами массовой коммуникации в целях наблюдения, контроля за ходом развития социально-политических явлений и процессов и их прогнозирования.
  При мониторинге под внутриполитической стабильностью подразумевается целостная система связей между государством и обществом, которая обеспечивает выполнение функций взаимодействующих сторон.
  Задачами мониторинга в этом случае будут:
 * определение социальных групп и политических сил, заинтересованных в дестабилизации общества или своими действиями способствующих дестабилизации;
 * выявление тех стереотипов в массовом сознании, которые оказывают дестабилизирующее влияние;
 * определение политических и экономических группировок, которые в силу объективных и субъективных причин работают на дестабилизацию общества;
 * измерение состава и численности дестабилизирующих обстановку социальных групп, распространения дестабилизирующих стереотипов мышления в массовом сознании, степени влияния дестабилизирующих политических и экономических групп;
 * выявление взаимосвязей между дестабилизирующими группами интересов, распространением дестабилизирующих стереотипов и влиянием политических течений, нацеленных на дестабилизацию.
  Наличие подобной информации на региональном и федеральном уровнях может способствовать прогнозированию всплесков нестабильности и своевременному принятию мер по коррекции социально-экономического курса и совершенствованию политической системы.
  Наибольшее распространение получили три варианта подобного мониторинга:
 * первый - отслеживает состояние обстановки в целом по стране без выделения отдельных регионов;
 * второй, двухуровневый - предусматривает осуществление мониторинга как для страны в целом, так и для отдельных ее частей;
 * третий - предполагает проведение мониторинга по укрупненным межрегиональным зонам и регионам (трех- или четырехуровневый мониторинг).
  Первый подход являлся основой деятельности властных структур Советского Союза в условиях тоталитарного режима, когда абсолютно все решения принимались в Москве, а регионам оставалось только их беспрекословно исполнять.
  В послесталинские времена в СССР частично стал использоваться второй подход, и в государственное управление страной были введены определенные элементы децентрализации.
  Для современной России предпочтительным представляется третий вариант. Организационно это оформилось в виде введения в административно-территориальное деление страны новых звеньев. Для построения эффективной вертикали управления Указами Президента РФ45, наряду с 89 субъектами Федерации, образованы новые структуры - 7 федеральных округов (табл. 10.1). Во главе их поставлены специальные лица - полномочные представители Президента РФ.
  Таблица 10.1
  Структура федеральных округов Российской Федерации
 Федеральные округа Субъекты Федерации, входящие в округа Центральный г. Москва; Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская области Северо-Западный г. Санкт-Петербург; Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская области; республики Карелия, Коми; Ненецкий АО Южный Астраханская, Волгоградская, Ростовская области; Краснодарский, Ставропольский края; республики Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия - Алания, Чеченская Приволжский Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Пермская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области; республики Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртская, Чувашская; Коми-Пермяцкий АО Уральский Курганская, Свердловская, Тюменская, Челябинская области; Ханты-мансийский, Ямало-Ненецкий АО Сибирский Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Читинская области; Алтайский, Красноярский края; республики Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия; Агинский Бурятский, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский, Эвенкийский АО Дальневосточный Амурская, Камчатская, Магаданская, Сахалинская области; Приморский, Хабаровский края; Республика Саха (Якутия); Корякский, Чукотский АО; Еврейская автономная область
  Такое число федеральных округов выбрано не случайно. Одним из главных критериев в теории управления является так называемое "число Миллера", или "число семи". В соответствии с этим постулатом любой руководитель может эффективно управлять лишь в том случае, если количество его подчиненных не превышает семи.
  К настоящему времени эти федеральные округа приобрели гораздо большее значение, нежели существовавшие ранее экономические районы46.
  Определяющее значение для осмысления реальных процессов, происходящих в СТС, приобретает социально-политический анализ дающий возможность руководителю перейти от личного мнения по тому или иному вопросу как прерогативы своего здравого смысла к знанию им реальной обстановки как результату научного изучения.
  Социально-политический анализ как метод познания процессов в обществе и получения достоверной информации об обстановке в регионе дает возможность повысить эффективность работы руководящих структур и общественных объединений за счет сокращения затрат времени на выработку решений и повышения надежности политического результата.
  Рассмотрим социально-экономические и политические процессы, происходящие в СТС.
  Состояние социально-политической, экономической, экологической и другой обстановки в регионе каким-то образом воздействует на все население региона и определяет его социальное самочувствие в самом широком смысле этого слова.
  В зависимости от этого различные социальные группы населения по-разному воздействуют на органы власти: одни группы, получающие достаточное количество жизненных благ или политически ориентированные на властные структуры, поддерживают их; другие группы, обделенные социальными благами или политически противостоящие действующим органами власти, требуют перемен, изменения курса властных структур, смещения реальной политики вправо или влево.
  Носителем протеста является население, неудовлетворенное своим экономическим, социальным и другим положением. Его значимость можно оценить потенциалом протеста, т. е. количеством неудовлетворенных людей.
  Исходя из этого, в социально-экономических конфликтах основными действиями со стороны населения являются протест, насилие, поддержка властей, а со стороны властей - действия и санкции, в том числе и силовые.
  Региональные органы власти, исходя из соотношения сил, поддерживающих их курс, и сил, требующих перемен, вырабатывают определенные решения и осуществляют конкретные действия, каким-то образом меняющие состояние социально-политической и экономической обстановки. Новые реалии опять же воздействуют на население, и оно, исходя из этого, вновь оказывает давление на власть. Процесс этот перманентен.
  Просматриваются 3 уровня оценки состояния стабильности или дестабилизации любой СТО - государства, региона, области, города и т. п., а также их отдельных подсистем, частей и процессов:
 * объективное состояние обстановки;
 * субъективная оценка сложившегося положения вещей населением;
 * поведенческая предрасположенность, возникающая под влиянием сочетания объективного состояния, его субъективной оценки и личностных (системных) особенностей людей.
  При этом изучение реальных социально-экономических процессов в социально-территориальных системах может вестись в условиях различных фоновых состояний:
 * анализ обстановки в условиях повседневной жизни общества;
 * анализ при экстремальной природно-техногенной обстановке;
 * анализ при чрезвычайной социально-политической ситуации.
 Если в первом случае анализ может быть результатом научного
 исследования, то в других (из-за бесчисленного числа различных вариантов ситуации и часто неадекватной реакции населения на то или иное происшествие) - это уже искусство.
  Общая схема анализа обстановки при этом такова: реальная обстановка в регионе => социальная политика властей => социальная дистанция между различными группами населения => социальная напряженность в регионе => социальное самочувствие населения => стабильность в обществе.
  В целом же следует указать, что отход от конфронтационной модели при анализе стабильности социальной обстановки предполагает рассматривать социально-экономическую ситуацию с точки зрения интегративных процессов. Принципы социальной справедливости имеют смысл только в том случае, когда между социальными группами существует совместная социальная деятельность на базе заранее оговоренных условий распределения социальных благ.
  Основополагающим условием обеспечения национальной безопасности России и ее регионов является создание системы рациональных взаимоотношений между Центром и субъектами Федерации.
  В странах со зрелыми федеративными отношениями распределение полномочий, сфер деятельности и ресурсов между Центром и регионами стабильно, предсказуемо, ясно очерчено и опирается на прочную основу в виде конституции, судебно-правовой системы и многолетних политических традиций. Политическое поведение в таких федерациях определяется четко установленными и одинаково воспринимаемыми нормами и правилами и является, поэтому производным от существующих федеральных институтов. В России институты федерализма формируются довольно-таки произвольно, как следствие текущих политических процессов, где доминируют предпочтения и ресурсы вовлеченных в них политических элит.
  Осуществление конституционного принципа народовластия требует обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия всех органов государственной власти, жесткой вертикали исполнительной власти и единства судебной системы России. Это обеспечивается конституционным принципом разделения властей, установлением более четкого функционального распределения полномочий между государственными институтами, укреплением федеративного устройства России путем совершенствования отношений Центра с субъектами Федерации в рамках их конституционного статуса.
  Однако действующая Конституция РФ лишь в незначительной степени регламентирует становление и функционирование институтов взаимодействия Центра и регионов, поскольку содержит самые общие и расплывчатые указания о распределении полномочий между властными структурами различного уровня. То же немногое, что Конституция все же предписывает определенно, в повседневной жизни сплошь и рядом нарушается.
  Федеральный Центр по-разному относится к регионам страны. Создание федеральных округов еще более запутало положение. Существование множества моделей отношений "Центр-регион" связано с серьезными отличиями в системе организации и взаимодействия различных интересов, присутствующих на той или иной территории.
  В зависимости от уровня внимания Центра, а также степени самостоятельности регионов и выраженности их собственных интересов можно выделить как минимум 5 моделей взаимодействия. Их сравнительные характеристики приведены в табл. 10.2.
  Таблица 10.2
  Характеристики моделей отношений Центр- регионы
 Модели отношений
 
  Описание основных параметров модели уровень влияния Центра структура интересов процедура решений Доминирование Повсеместный и всеобъемлющий Отсутствие конфликтов в условиях доминирования интересов Центра Решение Центра без согласования с регионами Влияние Высокий, но не всеобъемлющий Стратегические интересы Центра. Выраженная и ограниченная сфера региональных интересов Центр может влиять на собственные решения региональных властей, не затрагивая сугубо региональных интересов Соприсутствие Высокий в ограниченной сфере Сосуществование и тщательное разграничение интересов Политический договор Взаимодействие Влияние через сотрудничество Взаимосвязь и взаимодополняемость Позитивные процедуры согласования. Компромиссы Отстраненность Низкий и невысокий Отсутствие явных интересов Центра или недопущение вмешательства со стороны местных властей Контролируется местными властями при отсутствии чрезвычайных обстоятельств
  Как видно, отношение федеральных органов к конкретным регионам может быть самым разнообразным: от доминирования (как по отношению к большинству областей центральной России) до отстраненности (как, к примеру, с Татарстаном и Башкортостаном). Слабость позиций Центра заключается именно в том, что он не выбрал для себя более или менее ровной позиции по отношению к субъектам Федерации.
  Сохранение такого положения крайне опасно для современной России. Основные неудачи государственной региональной политики объясняются именно ее непоследовательностью и несогласованностью действий, попытками решить сложнейшие вопросы разовыми решениями, отдельными визитами, заигрыванием с различного рода "лидерами" в ущерб населению региона, состоянию национальных отношений в стране.
  Разумеется, проблемы региональной политики сложны, и в каждом конкретном случае к ним требуется свой подход. Но в то же время у российского руководства должна быть четко определенная линия поведения по этому вопросу, которой до сего времени нет.
  Все это оказывает отрицательное воздействие на социально-психологическую обстановку в России, подрывает авторитет властей, беспомощность которых все более очевидна для всех.
  В принципе, роль федеральных органов в экономических процессах регионов должна постепенно понижаться. Однако необходимо восстановление и развитие межрегиональных систем связи, транспорта и т.д., формирование единых нормативно-правовых актов и других компонентов "институционального пространства".
  Вместе с тем федерализм является существенным средством независимого контроля над центральной властью. Его роль все более возрастает. Он создает властные структуры, заинтересованные в том, чтобы наблюдать за Центром и давать ему более или менее объективную оценку того, что надо делать для страны.
  Однако федерализм может оказаться и не очень надежной опорой, поскольку стимулы к фаворитизму могут существовать и существуют в российских условиях децентрализации. Сама эта проблема достаточно сложна и неоднозначна. Федерализм может выступать в роли ограничивающего фактора по отношению к Центру, если он унифицирует условия деятельности бизнеса на различных территориях. Этого пока нет. Например, разрешение бизнесмену действовать на одной территории ее властями недействительно на всех остальных территориях Федерации. Однако если децентрализация сопровождается созданием мелких местных монопольных властей, идет вверх самовластие чиновников на местах.
  Действия властей региона диктуются сочетанием "горизонтальных стимулов и вертикальных правил", иными словами, подотчетностью местным интересам и отношениями с федеральным правительством. Губернаторы могут стремиться к достижению своих политических целей, либо концентрируя усилия в пределах подведомственных им регионов, либо добиваясь привилегий у Центра, в том числе и в экономической сфере. Первое направление Деятельности обусловлено самой сутью федерализма: глава региона, находясь в рамках своих полномочий, стремится к повышению эффективности государственного сектора региональной экономики, снижению налогового бремени и созданию благоприятного климата для частного предпринимательства и инвестиций; сущность второго направления - лоббирование, или борьба за ренту. Эту борьбу принято рассматривать как непроизводительное использование ресурсов, цель которого не приращение общественного богатства, а его перераспределение. Привлекательность лоббирования для руководства регионов зависит, во-первых, от масштабов межрегионального перераспределения ресурсов и, во-вторых, от возможности регионов повлиять на его результаты47.
  Два параллельно развертывающихся процесса - бюджетный кризис и постепенный рост значимости и действенности публичного права - переориентируют усилия региональных руководителей в области их отношений с федеральными властями. Объектом приложения этих усилий становится сама правовая реформа, а цель лоббирования заключается уже не в получении единовременных субсидий, а в постоянном закреплении за регионом властных полномочий и источников экономической ренты. Особая привлекательность новых форм торга с Центром для регионов состоит в возможности застраховаться от политической и бюджетной неопределенности на федеральном уровне и укрепить правовые позиции в будущих конфликтах с федеральным Центром.
  Федеральные органы должны участвовать в развитии регионов путем формирования общероссийской нормативно-правовой базы экономики, размещения государственных заказов, инвестирования отдельных проектов, осуществления федеральных программ регионального развития с долевым государственным финансированием.
  Межрегиональное же сотрудничество должно строиться на основе соответствующих соглашений между субъектами Федерации.
  В целом же, роль субъектов Федерации в социально-экономической жизни страны существенно возрастает. К компетенции региональных органов управления относится развитие предпринимательской деятельности на местах, освоение и использование природных ресурсов, развитие торговли, сферы услуг, культуры, здравоохранения, поддержания правопорядка.
  Специалисты считают, что существенной проблемой для обеспечения безопасности России является асимметрия экономического развития регионов, концентрация экономических ресурсов на федеральном уровне, а политических - на региональном. Одна из главных причин такого несоответствия - межрегиональное экономическое неравенство.
  Межрегиональное неравенство в России многомерно, оно включает социальные, этнические, культурные и иные компоненты, а также резкие перепады уровня жизни экономического развития от одной части страны к другой. Эти различия в своем большинстве обладают значительной инерцией - за исключением межрегиональной дифференциации благосостояния, природа и характер которой за последние несколько лет претерпели глубокие изменения.
 _____________________________________________________________________________
  Известно, например, что по размерам федеральной инвестиционной поддержки Центральный экономический район (а в его составе - Москва) устойчиво опережает все другие регионы России. На развитие экономики этого района сегодня направляется примерно каждый третий инвестиционный рубль из федерального бюджета, в том числе Москвы - более ? их суммарного объема по региону.
 _____________________________________________________________________________
  В основе создавшейся асимметрии уровня жизни в период централизованного планирования лежали либо политические приоритеты центральных властей, либо неспособность последних добиться повышения жизненных стандартов в неблагополучных регионах. На смену этому традиционному межрегиональному неравенству пришло новое, порожденное резкими дисбалансами в возможностях получения рыночного дохода.
  Новое экономическое неравенство выявило перекосы существовавшего к началу реформ производственного потенциала, и с этой точки зрения было неизбежным. Это неравенство может играть и положительную роль, но лишь в том случае, если возможна адекватная реакция на рыночные сигналы. Для этого необходимы социальная и экономическая мобильность населения, а также инвестиционная активность, открывающие реальные пути выхода из бедности и Депрессии. В таком случае напряжение, создаваемое межрегиональным неравенством, разряжается экономически полезным и общественно бесконфликтным путем. Если же рыночная адаптация затруднена или вовсе невозможна, то неравенство становится политической проблемой.
  В результате, спустя несколько лет после начала рыночных преобразований в России стартовые условия региона, и в первую очередь дореформенная специализация и структура хозяйства, продолжают оставаться чрезвычайно важными для состояния региональной экономики. Более того, межрегиональные различия усиливаются рядом отраслевых перекосов внутри самих регионов. Главным из них является доминирование торговли и других видов услуг среди секторов российской экономики, получивших ускоренное развитие в последние годы.
  Такая направленность структурных сдвигов естественна, во-первых, в силу неразвитости сферы услуг в дореформенной российской экономике и, во-вторых, из-за незначительной капиталоемкости этой отрасли, которая может развиваться и на фоне инвестиционного кризиса. Развитие сферы услуг, как известно, определяется местным платежеспособным спросом, а потому развивается прежде всего в относительно благополучных регионах с достаточно высокими доходами населения, еще более увеличивая разрыв между этими регионами и районами депрессии.
  Таким образом, стартовые условия для развития регионов были распределены по территории России крайне неравномерно. Первопричиной этого в первую очередь явились унаследованные российской экономикой структурные искажения дореформенного периода, а также в определенной мере географические факторы. Однако то обстоятельство, что это неравенство воспроизводится и, возможно, продолжает усугубляться, связано как с нарушениями федеральных законов местными властями, так и с неразвитостью полноценного общероссийского рынка труда и таких предпосылок инвестиций, как предсказуемый правовой и налоговый режим, гарантии прав собственности и общая политическая стабильность в государстве.
  Совершенно очевидно, что сегодня стержневым вопросом создания новой системы комплексного регионального управления является обеспечение экономической безопасности субъектов федерации как в целом, так и каждого в отдельности.
  Важнейшими элементами политики федеральных и местных властей по нейтрализации очагов кризиса и снижения уровня угроз экономической безопасности территорий являются:
 * усиление плановых и регулирующих начал хозяйственной политики
 * санация и прямое финансовое участие в перепрофилировании убыточных производств и депрессивных территорий;
 * селективный подход при выборе хозяйствующих субъектов для поддержки с учетом сложившегося естественного и регионального монополизма;
 * стимулирование инвестиционной активности, вовлечение в оборот средств населения и других мелких инвесторов;
 * поддержка всех форм предпринимательства.
 Приоритетными задачами региональной (территориальной) экономической политики, направленными на повышение экономической безопасности, являются:
 * реструктуризация экономики с преимущественным развитием отраслей, наиболее прибыльных и перспективных на данный период, а также отраслей, имеющих долгосрочные экономические преимущества для данного региона;
 * активизация внутренних, собственных источников экономического развития;
 * формирование территориально-производственных комплексов, ориентированных на требования рынка и гибко реагирующих на конъюнктурные изменения;
 * локализация и преодоление депрессивного социально-экономического состояния отдельных районов в регионе.
  Разработка и реализация новых подходов к управлению системой экономической безопасности субъектов Федерации должна способствовать их динамичному и стабильному развитию как саморегулирующихся, самоуправляемых политических и социально-экономических единиц.
  Критериями успеха при этом будут: степень приспособления структур управления регионов к внешним и внутренним угрозам и изменениям экономического, социально-политического, научно-технологического и экологического характера; способность органов власти и управления своевременно распознавать угрозы национальным экономическим интересам, должным образом реагировать на них; способность максимально использовать имеющийся научно-технический потенциал.
  Только создав гибкую систему комплексного обеспечения безопасности региона, можно получить реальный механизм управления социально-экономическими процессами. Эту работу следует вести в два этапа:
 * разработать концепцию обеспечения экономической безопасности региона вместе с программой управления развитием и безопасностью;
 * разработать и внедрить собственно комплексную систему экономической безопасности региона и выработать соответствующий механизм ее долговременного функционирования.
  Основные цели функционирования системы обеспечения безопасности региона:
 * своевременное выявление внешних и внутренних угроз потенциалу субъекта Федерации, ее стабильному социально-политическому и экономическому развитию;
 * информационное обеспечение стратегического и оперативного управления регионом;
 * координация деятельности по обеспечению политической, экономической, общественной, экологической и т.д. безопасности;
 * содействие развитию экономического, научно-технологического, культурного потенциала региона, полному использованию его интеллектуальных ресурсов и возможностей;
 * информационное обеспечение коммерческих интересов региона в условиях перехода к рыночным отношениям, защита коммерческой тайны;
 * ограждение органов власти и управления, правоохранительных органов региона от проникновения в них коррумпированных элементов, действующих в интересах традиционных элитных групп и организованных преступных группировок.
  Стабильность социально-экономической обстановки в регионе, уровень обеспечения безопасности в стране во многом определяют региональные элиты, которые имеют свои, свойственные только им, формальные и неформальные правила поведения. Элиты - неотъемлемый политический феномен любой общественной цельности, которой может являться как общество в целом, так и отдельный ее регион (республика, область, район, город, муниципальное образование).
  Как любой социальный объект, элиты имеют свою структуру и иерархию, представляют собой систему элит: политических, экономических интеллектуальных и т.п.
  Ведущую роль в регионах играют политические элиты, определяющие "правила игры" как на месте, так и во взаимоотношениях с федеральным Центром.
  Это объясняется тем, что стремительные и кардинальные преобразования в России происходили при сохранении существенной части корпуса государственных служащих. Причем на старых местах остались многие из тех, кто был не в состоянии приспособиться к новым условиям и начать самостоятельный бизнес или использовать в нем свои знания, талант, профессионализм и связи. Значит, остались не самые лучшие, а носители старых стереотипов закрытости власти и возможности вмешательства во все стороны жизни. Одновременно оставались и приходили те, кто видел богатые возможности извлечения личной выгоды из административных полномочий, что принесло немалый ущерб российской государственности и обществу.
  Основой всевластия местных политических элит является также неправовой характер экономических преобразований, обусловленный тем, что реальное поведение населения (в том числе предпринимателей) и властей всех уровней в период реформ лишь в малой степени регулируется формальными законами, а в первую очередь - сложившимися неформальными институтами местного характера.
  Другой аспект проявления неправового характера действий региональных элит - принятие местных законодательных актов без учета как федерального законодательства, так и интересов и запросов населения. Местные законодательные органы в большинстве случаев принимают не те решения, в которых обобщается опыт реальной жизни и учитываются потребности населения, а административные распоряжения, отражающие интересы тех или иных влиятельных групп, имеющих возможности лоббирования и "продавливания" нужных им документов. Люди относятся к таким законам не как к нормам, выработанным обществом в лице своих представителей, которым нужно следовать, а как к внешним институционально-бюрократическим запретам, принимаемым "начальством" для своей пользы, с тем, чтобы "выкачать" из населения побольше денег.
  Местные правящие элиты не заинтересованы также в эффективной работе правоохранительной системы, так как нормальная работа суда, прокуратуры и других правоохранительных структур связывала бы руки представителям высокостатусных групп в борьбе за раздел и передел бывшей социалистической собственности. Кроме того, сами правоохранительные органы глубоко вовлечены в хозяйственную активность и являются одними из важнейших ее субъектов в нынешней России. Иначе говоря, они, во-первых, заняты не свойственной им деятельностью (милиционеры в форме работают охранниками в частных фирмах, торгуют в "свободное" от службы время и т.п.), во-вторых, коррумпированы. Естественно, при этом они не могут эффективно поддерживать правопорядок в сфере экономики и выступать арбитрами при разрешении возникающих конфликтов. Тогда эти конфликты улаживаются неформальными структурами по своим правилам.
  Существенное влияние на безопасное и стабильное развитие региона оказывает сложившаяся в нем криминогенная обстановка - ситуация (совокупность условий), обусловленная наличием и деятельностью криминальных структур, их численностью и активностью, слиянием с государственными и правоохранительными органами, влиянием на стабильность обстановки.
  Криминальные структуры, действующие по всей России, - это многочисленные, хорошо вооруженные и оснащенные, опытные и дисциплинированные оргпреступные группы. В ряде регионов они полностью контролируют промышленное производство, торговлю.

<< Пред.           стр. 6 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу