<< Пред.           стр. 10 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу

  Все эти социальные гарантии предоставляются населению в виде трансфертов, т. е. в денежной форме.
  Наряду с трансфертами существует набор социальных гарантий, которые обеспечивают удовлетворение социально-значимых потребностей (охрана здоровья, образование, социальные услуги, жилье), не входящих в прожиточный минимум:
 • "корзина" бесплатных медицинских услуг;
 • уровень и объем бесплатного образования;
 • набор социальных услуг, предоставляемых бесплатно;
 • объем бесплатного или льготного жилья.
  Весь комплекс социальных гарантий обеспечивают федеральные власти за счет государственного бюджета.
  В целом же, снижение угрозы для социальной безопасности прежде всего связано с выходом из экономического кризиса, продолжение которого делает возможность социальной катастрофы практически неотвратимой. Терпение у большинства групп риска практически исчерпано. В полосу бедствия попадают все новые слои населения. Налицо полное отсутствие экономических возможностей снизить растущую социальную напряженность. Переход же к стадии экономического роста означает нарастание социальных ресурсов, расширение границ социальной безопасности.
  Сегодня наиболее существенными направлениями обеспечения социальной безопасности являются:
 • стабилизация жизненного уровня населения;
 • защита популяционного генофонда страны;
 • гарантии минимального уровня социальной безопасности;
 • формирование и стимулирование среднего класса;
 • создание системы превентивных мер по снижению уровня
 безработицы и стимулированию трудовой мотивации;
 • организация государственной социальной защиты групп
 риска;
 • реформирование системы пенсионного обеспечения;
 • совершенствование системы образования и профессиональной подготовки.
  В условиях кризисного состояния экономики, падения производства и возрастания бюджетного дефицита реализация социальных проектов и социальных реформ должна носить пошаговый, эшелонированный во времени и пространстве характер. Реализация конкретных мер при сильных ресурсных ограничениях распределяется не только во времени, но и по территориям.
  Механизмами социального реформирования, направленного на обеспечение социальной безопасности общества, следует считать:
 • определение характера социального маневра, нацеленного на радикальные изменения сложившейся социальной ситуации;
 • эшелонирование во времени и пространстве конкретных проектов и реформ в отдельных сферах социальной жизни;
 • разделение функций и источников финансирования, исходящих из Центра и регионов;
 • определение роли и масштабов привлечения к социальным проектам бюджетных и внебюджетных ресурсов;
 • активизацию и расширение деятельности благотворительных фондов и волонтеров;
 • разработку социальных стратегий и неотложных мер, рассчитанных на один-два года;
 • разработку новых социальных технологий действий.
  Основой реализации программы обеспечения социальной безопасности является социальный маневр, направленный на радикальное изменение сложившейся ситуации. Приоритетное значение при этом получает стабилизация (т. е. не снижение) жизненного уровня, и прежде всего текущего потребления основной массы населения, стабилизация численности (т. е. не увеличение) числа семей, находящихся за чертой бедности. Все меры в социальной сфере носят сегодня чрезвычайный характер и направлены, прежде всего, на поддержание семьи как основы стабилизации и интеграции общества.
  Важной составляющей национальной безопасности России является общественная безопасность. К этой области жизни общества относятся общественные отношения, связанные с предупреждением или парированием опасностей для жизни и здоровья людей и их имущества, осуществляемых с нарушением закона или сложившихся в обществе морально-этических норм поведения. Это работа по обеспечению личной безопасности граждан и поддержанию общественного порядка.
  В системе мер обеспечения социальной безопасности и социальной защиты населения исключительно важное значение имеет социальная профилактика - деятельность по регулированию общественных отношений и разрешению социальных противоречий, лежащих в основе причин преступности и других форм отклоняющего поведения. С этих позиций социальная профилактика может быть представлена на двух взаимосвязанных уровнях: общесоциальном и узкокриминологическом.
  На общесоциальном уровне осуществляется воздействие на негативные аспекты социальной деятельности. Сюда входит решение острых экономических, политических, культурных и духовных проблем общества, таких, как безработица, маргинализация населения, низкий уровень правовой культуры, пристрастие значительной части населения к алкоголю и т.д.
  Преодоление противоречий между личным интересом и интересами социального целого является необходимой предпосылкой для профилактики любых антисоциальных проявлений. Особое значение в этой деятельности имеет более справедливое распределение национального дохода, повышение возможностей для образования, социального обеспечения, занятости населения. В то же время нельзя не видеть, что глубокий кризис всех сторон жизни общества, усиление элементов социального неравенства и отчуждения неизбежно ведут к усилению социальной напряженности, разобщенности, цинизму и преступности.
  Важнейшие задачи, стоящие в этой сфере, связаны: с социальной защитой наименее обеспеченных социальных слоев населения (дети, молодежь, старики); созданием механизмов, блокирующих необоснованные социальные различия; оздоровлением духовной жизни общества и повышением роли права; уменьшением алкоголизации и наркотизации населения.
  В условиях России исключительное значение имеет развитие общественной системы социальной защиты, основанной на активности граждан, групп, слоев и всего населения страны. Это совокупность самодеятельных организаций, движений, центров, институтов (профсоюзы, комитеты защиты социальных прав, народные дружины и группы для борьбы с преступностью, инициативно создающиеся снизу движения в защиту российской духовности и культуры, забастовочные комитеты и т.п.).
  Элементом общественной системы является групповая безопасность - объединение людей по месту работы, жительства для защиты своей жизни, имущества, прав и свобод от покушения на них со стороны властей, преступных группировок, опасных личностей. Государство культивирует и развивает у граждан способность, волю и умение эффективно бороться за свои социальные права, справедливость, свободу, демократию, народовластие.
  К мерам по проведению социальной профилактики как средству обеспечения социальной безопасности непосредственно примыкают действия по осуществлению социального контроля - совокупности действий, посредством которых обеспечивается следование определенным стандартам и нормам поведения.
  Функции социального контроля состоят в обеспечении согласованности, упорядоченности и адекватности поведения правовым, моральным и другим социальным нормам.
  В последнее время концепция социального контроля и профилактики претерпевает существенные изменения. Если раньше акцент делался на защите от преступлений и других правонарушений, то сейчас эта проблема ставится шире. Речь идет о защите от любых действий, подрывающих нормальное функционирование социального организма и препятствующих его позитивному развитию. Поэтому в систему социальной профилактики включаются меры по экономической, технической, медицинской, нравственной, правовой и другой безопасности. То есть проблема социальной профилактики приобретает глобальный характер.
  Взаимосвязь социальной ситуации, поведения и социального контроля проявляется в следующей зависимости: чем лучше социальная ситуация, тем позитивнее поведение и меньшая необходимость в социальном контроле. И наоборот, чем хуже социальная ситуация, тем больше необходимость в социальном контроле.
  В качестве конкретных мер совершенствования социального контроля следует выделить:
 • ужесточение административного надзора за опасными преступниками;
 • более жесткое правовое регулирование приобретения огнестрельного и холодного оружия;
 • совершенствование системы выявления и постановка на учет лиц, ведущих антиобщественный образ жизни;
 
 • совершенствование системы финансового и налогового контроля;
 • активизация социального (общественного) контроля за органами власти и управления.
  Существенными представляются также разработка и принятие закона о прохождении государственной службы, в котором следует предусмотреть повышенный финансовый контроль за имущественным состоянием лиц, занимающих ответственные государственные должности, декларирование ценного имущества, которым они располагают при вступлении в должность, и особый порядок совершения ими крупных имущественных сделок. Эта мера, безусловно, имела бы положительное влияние на борьбу с коррупцией и организованной преступностью.
  При переходе от административной к рыночной экономике проблема контроля над доходами стоит очень остро. Сейчас уклонение от уплаты налогов, сомнительные финансовые операции носят массовый характер. Поэтому необходимо установление жесткой процедуры декларирования доходов при возможности проверки достоверности сведений, внесенных в декларацию, и установление правовой ответственности за их ложный характер. Эта проблема давно решена на Западе, но в нашей стране она встречает сильное сопротивление со стороны дельцов теневой экономики и коррумпированных ими представителей власти. Кроме этого есть препятствия чисто технического характера, связанные с недостаточно развитой сетью информационных систем на базе ЭВМ, недостаточно развитая налоговая служба и т.п.
  Таким образом, многие нерешенные проблемы социальной профилактики в настоящее время связаны со слабым правовым регулированием предотвращения антисоциальных явлений. Это обстоятельство связано с глубоким реформированием всей правовой системы в нашем государстве.
  При всей ценности мер социального контроля следует все же иметь в виду, что наиболее эффективным средством предотвращения антисоциальных явлений является такое управление социальными процессами, при котором устраняются сами мотивы антиобщественного поведения. А этого можно добиться лишь в случае гармонизации социальных отношений.
  Наказание и контроль являются вторичными по отношению к регулированию и управлению социально-экономическими процессами. Поэтому при разработке проектов экономических и социальных преобразований необходимо предусматривать специальную систему защиты от использования их в преступных целях. Для этого механизм принятия важных решений должен предусматривать в числе прочих и криминологическую экспертизу.
  В целом, наиболее реальным путем взаимной связи социальной стратегии с различными компонентами доктрины национальной безопасности является не разработка различных нормативных и регулирующих документов, а содержательный диалог. В ходе этого диалога специалисты, занимающиеся разработкой различных аспектов концепции национальной безопасности, смогли бы обсудить проблемы включения социальной компоненты во все виды безопасности: государственной, общественной и личной. Такой подход позволил бы глубже понять проблемы друг друга, перейти от взаимных требований и претензий к глубокому и реалистическому осознанию границ желаемого.
  Обеспечение безопасного развития общества, т.е. упреждение, локализация и исключение внутренних и внешних опасностей, является одной из важнейших задач политики властных структур России.
  Властные структуры могут утвердиться лишь опираясь на какую-то общественную силу, сплоченную системой национальных интересов и целей, привлекательных для подавляющего большинства населения. Это особенно важно сейчас, когда в России происходит смена ориентиров и ценностей. В этих условиях власть, если она хочет иметь поддержку общества, должна, во-первых, сама понять суть происходящих процессов и, во-вторых, внятно объяснить народу, чем он жертвует и ради чего.
  Литература к теме
 1. Ващекин Н.П., Дзлиев М.И., Урсул АД. Стабильность государства: Российская модель. М.: МГУК, 1997.
 2. Дзлиев М.И. Социальная напряженность и национальная безопасность
  России. М.: Союз, 1996.
  3. Дзлиев М.И., Романович АЛ., Урсул АД. Безопасность России: социальное измерение / Альманах высоких гуманитарных технологий "НА-ВИГУТ" (тематический выпуск), 2001, № 4.
 4. Серебрянников В., Хлопьев А. Социальная безопасность России. М.,
 1996.
 5. Тепечин В.И. Социология национальной безопасности как "новая парадигма" социологического знания // Безопасность, 1995, № 3-4.
 6. Хенкин С.М. Социальная напряженность в российском интерьере //
 Власть, 1997, № 4.
 
  Контрольные вопросы и задания
 1. Какое место занимает социальная безопасность в системе национальной безопасности России?
 2. Назовите основные угрозы социальной безопасности.
 3. Перечислите уровни напряженности социальной обстановки.
 4. Что такое фрустрация и депривации?
 5. В чем состоит различие между социальной профилактикой и
 социальным контролем?
 
 Тема 15
 БЕЗОПАСНОСТЬ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ
  Базовым критерием обеспечения национальной безопасности любого государства является уровень развития его экономики. В "Концепции национальной безопасности Российской Федерации" отмечается: "Реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. Поэтому национальные интересы России в этой сфере являются ключевыми".
  Национальные интересы России в сфере экономики заключаются в сохранении, приумножении и эффективном использовании всех видов ресурсов (трудовых, природных, интеллектуальных, информационных, финансовых и др.) в целях повышения конкурентоспособности национальной экономики. Совет Безопасности РФ уже сформулировал эти интересы:
  1. В области производства, инвестиционной, научно-технической и инновационной деятельности - национальные интересы России заключаются в формировании социально ориентированной рыночной экономики, основанной на учете интересов и возможностей развития гражданского общества, поддержке отраслей
 промышленности, которые являются носителями экономического роста и становления современного технологического уклада;
  2. В социальной сфере - главным национальным интересом является повышение уровня и качества жизни населения как основного условия обеспечения стабильного и долговременного экономического роста за счет формирования в стране достаточно
 многочисленного слоя населения с растущими доходами, обеспечивающими достойный уровень жизни, устойчивое увеличение платежеспособного спроса и уровня сбережений населения, трансформируемых в инвестиции;
 3. В сфере финансов и денежного обращения - национальные интересы заключаются в обеспечении достаточности бюджетных ресурсов для обеспечения полноценного выполнения государством своих функций, наращивании бюджетного потенциала в условиях его сбалансированности и нормализации корпоративных финансов;
 4. В сфере внешнеэкономической деятельности - национальные интересы заключаются в создании условий для эффективного использования потенциала внешнеэкономических связей страны для целей устойчивого экономического роста, повышения уровня жизни населения, научно-технического прогресса и финансовой стабильности;
 5. В экологической сфере - национальные интересы заключаются в обеспечении экологически безопасного устойчивого развития, соответствия состояния среды обитания действующим нормативам, в совершенствовании управления в области природопользования и охраны окружающей среды, предупреждения техногенных катастроф и минимизации их негативных последствий, в проведении комплекса мер по реабилитации нарушенных природных систем;
 6. В сфере региональной экономики - национальные интересы заключаются в обеспечении формирования единого экономического пространства, блокировании сепаратистских тенденций на местах, развитии интеграционных экономических процессов внутри страны. Социально-экономическая политика государства должна быть направлена на недопущение и сглаживание территориальных диспропорций, кризисных социально-экономических
 ситуаций в отдельных регионах;
  7. В сфере управления - национальные интересы связаны прежде всего со способностью вырабатывать и реализовывать не зависимую внутреннюю и внешнюю экономическую политику, основанную на контроле за национальными ресурсами и углублении социального партнерства между властью и народом.
  Национальное хозяйство - это та сфера, где зарождаются и развиваются как факторы прогресса общества, так и опасные для него тенденции. Разрушительные факторы в России сегодня с особой силой проявились в ее экономике.
 
  Эти факторы обычно рассматриваются в двух аспектах:
 • в плане все еще сохраняющейся кризисной ситуации в России, которая характеризуется постоянным ухудшением всех основных показателей российской экономики;
 • в плане долгосрочных перспектив ее развития в условиях безопасности для народа.
  Исходный пункт рассмотрения обоих аспектов - бесспорность перехода к рыночной экономике как объективно неизбежного и единственно возможного пути экономического развития России.
  Понятие "экономическая безопасность", хорошо известное в практике управленческих структур зарубежных стран, является относительно новым в лексиконе российских органов управления экономикой. Оно допускает весьма широкую интерпретацию. Общепринятое определение: экономическая безопасность - состояние, в котором народ может суверенно определять пути и формы своего экономического развития. Экономическая безопасность является синтетической категорией политэкономии и политологии, тесно связанной с категориями экономической независимости и зависимости, стабильности и уязвимости, экономического давления, шантажа, принуждения и агрессии, экономического суверенитета и т.п. Составной частью экономической безопасности является безопасность предпринимательской деятельности .
  Развернутое определение экономической безопасности дает В. Паньков: "Национальная экономическая безопасность - это состояние национальной экономики, характеризующееся устойчивостью, "иммунитетом" к воздействию внутренних и внешних факторов, нарушающих нормальное функционирование общественного воспроизводства, подрывающих достигнутый уровень жизни населения и тем самым вызывающих повышенную социальную напряженность в обществе, а также угрозу самому существованию государства". Достоинством этого определения является попытка проследить цепочку передачи внешнего негативного сигнала: нарушения в общественном воспроизводстве => снижение уровня жизни населения => рост социальной напряженности => возникновение угрозы существованию государства. Положение о необходимости поддержания определенного уровня жизни населения как фактора экономической безопасности представляется совершенно обоснованным, и его целесообразно включить в характеристику экономической безопасности.
  Противоречивость нынешней экономической ситуации в стране неизбежно порождает и разноуровневость систем обеспечения экономической безопасности. При этом если государственный сектор экономики опирается на централизованные решения, то частный сектор в основном уже интегрирован в рыночную среду и восприимчив к факторам конкурентной борьбы.
  Экономическая безопасность является также основой обеспечения сопряженных сфер национальной безопасности России, таких, как: энергетическая безопасность, продовольственная, технологическая, оборонно-промышленная, экологическая, социальная, информационная и др.
  Объектами экономической безопасности России являются жизненно важные экономические интересы личности, общества и государства (экономика страны в целом и ее регионов, конкретные рынки, отдельные юридические и физические лица).
  Так как экономическая система страны представляет собой сложную иерархическую структуру, в качестве объектов экономической безопасности выступают экономические отношения различного уровня:
 • экономический уровень семьи - экономические интересы каждого гражданина страны;
 • микроэкономический уровень - безопасность агентов рынка;
 • региональный и отраслевой уровень - безопасное развитие экономики субъектов Федерации и отраслей экономики;
  • макроэкономический уровень - безопасность экономики страны в целом.
  Основным субъектом обеспечения безопасности в сфере экономики является государство, осуществляющее свои главные функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей во взаимодействии с другими институтами гражданского общества.
  Рассматривая экономическую ситуацию в современной России, следует четко представлять, что сфера внутренней экономической жизни состоит из двух принципиально отличных друг от друга секторов: формального и неформального.
  Формальный сектор - это сфера экономики, функционирующая в рамках существующей в стране нормативно-правовой базы экономики.
  Неформальный сектор - это сфера экономической деятельности, находящаяся "в тени", сфера, где предприниматели действуют с явными или неявными нарушениями Административного и Уголовного кодексов, других нормативно-правовых актов России.
  Внешним аспектом обеспечения экономической безопасности России является комплекс международных условий сосуществования с другими странами, договоренностей и структур, дающий возможность нашей стране свободно избирать и осуществлять свою стратегию социального и экономического развития, не подвергаясь внешнему экономическому и политическому давлению.
  Один из самых существенных элементов полнокровной жизни любого общества - удовлетворение экономических потребностей его членов. Властные структуры при этом рассматриваются как инструмент, предназначенный для обеспечения этих потребностей в рамках всего спектра имеющихся возможностей.
  Потребности как проявление взаимосвязи природы и общества зависят от многих обстоятельств (природные условия, уровень развития производительных сил и др.). Экономические потребности общества обычно связываются с благосостоянием его членов. Благосостояние в свою очередь зависит от гармоничности и динамичности развития экономики страны.
  Экономическая безопасность страны непосредственно зависит от реально текущих социально-политических процессов в стране. Здесь можно выделить:
 • экономическую безопасность в условиях высокой степени
 интегрированное(tm) страны в мировую экономическую систему;
 • экономическую безопасность в условиях мирного времени;
 • антикризисную экономическую безопасность;
 • экономическую безопасность в условиях жесткого политического противостояния с каким-либо государством или группой государств;
 • экономическую безопасность в условиях конфликтов различного масштаба с использованием вооруженной силы.
  Можно утверждать, что конкретные параметры экономической безопасности государства являются производными от избранного и реально проводимого им политического и экономического курса.
  В целом, по мнению большинства специалистов, экономическую безопасность можно рассматривать как устойчивое состояние национальной экономики, при котором она способна обеспечить:
  295
 • эффективное удовлетворение общественных потребностей при условии поддержания на достаточном уровне социально-политической и военной стабильности государства;
 • технико-экономическую и технологическую независимость расширяющую понятие экономической самостоятельности, также неуязвимость страны от внешних и внутренних угроз и влияний;
 • защиту экономических интересов России на внутреннем и внешнем рынках, вне зависимости от изменения тактически),
 целей государства и соответствующей им трансформации внутренних и внешних угроз и влияний.
  Россия официально получила статус страны с "переходной экономикой". Помимо прочего это означает, что в течение достаточно длительного времени в экономике страны будут сохраняться и сосуществовать разнокачественные элементы: "пережитки" государственной, централизованной системы и рыночные сегменты экономики. Соответственно и безопасность этого сложного экономического конгломерата будет осуществляться разными способами.
  Параметры, характеризующие катастрофическое состояние российской экономики, общеизвестны, поэтому не будем подробно на них останавливаться.
  Только один пример. По оценке ООН, уровень жизни ниже 1 долл. в день характеризуется как нищета, а от 1 до 2 долл. в день - как бедность.
  В середине 2000 г. средний по России прожиточный минимум составлял 1185 руб.
 в месяц, или 42 долл. (1,4 долл. в день). При этом 34,7% населения (50,5 млн.
 человек) не достигали и этого уровня. Самое тревожное, что половина бедных, это
 так называемые "новые бедные", т.е. непосредственный продукт реформ (семьи,
 включающие двух родителей трудоспособного возраста и одного-двух детей).
 Подобные семьи в дореформенный период относились, как правило, к средне-
 обеспеченным. При этом из общего состава бедных около 50% - дети и молодежь
 до 30 лет.
  Тревожно, что население страны в основной своей массе не воспринимает реформы, проводимые сверху по модернизационной схеме. Декларации о рынке носили столь неопределенный и расплывчатый характер, что оказались по сути дела никем не понятыми или понятыми превратно. Не были разработаны необходимые условия для перехода к рынку. К тому же практика этого движения состояла из бесконечных зигзагов, отступлений, радикальных мер и компромиссов, что в массовом сознании утвердило представление о рынке как о чем-то страшном, от чего надо защищаться.
  На бытовом уровне все "рыночные" преобразования были восприняты однозначно как безудержное повышение цен, что явилось причиной усиления социальной напряженности. Усилилось и политическое противостояние, ибо у многих прочно вошла в сознание крайне примитивная альтернатива: рынок - это капитализм, план - это социализм. Произошел развал прежнего исторически сложившегося и очень привычного для многих механизма регулирования народного хозяйства. Прежний регулятор экономики был ликвидирован, новый не создан.
  Реформы привели, как показывает накопленный опыт, к дальнейшей социальной поляризации, отбрасыванию большинства групп населения, находящихся в стадии адаптации, за пределы экономической деятельности, а также к усилению социальной активности всех лишенных перспектив групп в направлении социального протеста и борьбы с режимом.
  Учет требований к экономической стратегии со стороны социальной безопасности предполагает иную логику. Она должна быть ориентирована на расширение возможностей приложения сил в легальных и стабильных хозяйственных структурах, тех слоев общества, которые сохраняют значительную социальную активность и производственно-квалификационный потенциал, но в силу объективных социально-экономических обстоятельств не имеют возможности его реализовать.
  Мировой опыт показывает, что если страна встала на путь кардинального реформирования экономической системы, ей не избежать прохождения трех обычных фаз такого процесса:
 • первая фаза - разрушение старой экономической модели и формирование принципиально новых хозяйственных механизмов. Такая фаза тем сложнее, чем больше население и предприятия
 приучены к опеке со стороны государства и чем быстрее и жестче проводятся реформы. Эта фаза реформ сопровождается инфляцией и резким спадом производства;
  • вторая фаза - финансовая стабилизация; ее результативность
 зависит в первую очередь от политической воли руководства страны, а достижение сопровождается рядом острейших экономических кризисов;
  • третья фаза - рост и развитие; она знаменует начало выздоровления экономики и наступает после завершения преобразования основных экономических институтов общества.
  Мировой опыт доказывает также, что если не созданы условия для фазы развития, то страна после фазы макроэкономической стабилизации и спада производства вместо возрождения впадает в депрессию. Это может быть обусловлено несколькими причинами:
 • отсутствием инвестиций в реальный сектор экономики;
 • запаздыванием с реформированием государственного аппарата, овладением новыми формами и методами взаимодействия государства и экономики, государственной поддержки и регулирования производства;
 • неудачами в реформировании социальной политики государства, неумением найти пути обеспечения социального мира и согласия, которые в этот период становятся важнейшими условиями
 для проведения политики обеспечения экономического роста.
  Внутренние угрозы безопасности России в экономической сфере связаны в первую очередь с противоправной деятельностью внутренних субъектов государства и общества - структур "теневой экономики", организованной преступности, отдельных юридических и физических лиц, посягающих на экономическую безопасность в различных сферах жизни общества.
  Национальная экономическая безопасность включает в себя два сектора:
 • внутреннюю материально-вещественную основу - достаточно высокий уровень развития производительных сил, способный
 обеспечить существенную долю натуральных и стоимостных элементов расширенного воспроизводства национального продукта;
 • внутреннюю социально-политическую основу - достаточно высокий уровень общественного согласия в отношении долгосрочных национальных целей, делающий возможным выработку и принятие стратегии социально-экономического развития, которая претворяется в жизнь через государственную политику и устойчиво поддерживается большинством народа.
  В этих условиях обеспечение безопасности в экономической сфере представляет собой систему мер, направленных на защиту общенациональных интересов России в сфере экономики, оказывающих регулятивное воздействие на нее, и активное противодействие внешним и внутренним угрозам, откуда бы они ни исходили.
  При этом следует иметь в виду, что невозможно обеспечить экономическую безопасность без учета следующих факторов:
 
 • хода приватизации (в чьих руках оказалась собственность);
 • состояния системы социальных отношений (политических,
 таможенных, финансовых, технологических, информационных,
 организационно-управленческих и пр.);
 • стратификации общества (качества и образа жизни различных слоев, и прежде всего безработных);
 • уровня социальной напряженности (локальных конфликтов, забастовок);
  • состояния социальных институтов (компетентности должностных лиц различного ранга).
  Следует иметь в виду, что с позиций экономической безопасности нынешняя социально-экономическая ситуация в России опасна для страны двумя последствиями, указанными ниже.
  1. Чисто экономические последствия:
 • при нищем населении нельзя рассчитывать на стабильный платежеспособный спрос на внутреннем рынке. Низкий уровень потребления будет сдерживать рост внутреннего производства и ориентировать на импорт необходимых потребительских товаров;
 • не будет необходимого объема сбережений, без которых банки не смогут аккумулировать средства, нужные для развития производства. Продолжится торможение развития среднего и мелкого бизнеса, без которых экономика будет оставаться сверхмонополизированной, всегда готовой к сращиванию с верхушкой государственного аппарата;
  • свободные капиталы будут искать применения в добыче и переработке ресурсов для экспорта или же просто в других странах, где платежеспособный спрос имеется. В свою очередь иностранные инвесторы также не будут вкладывать средства в те производства в России, спрос на продукты которого неплатежеспособен, особенно на товары длительного пользования и жилье.
  2. Социально-экономические последствия:
  • отсутствие достаточно сильного сектора независимой от власти экономики и независимого дохода;
  • как результат - отсутствие слоя населения, живущего на такой независимый доход и способного оказывать активное давление на власть.
  Это имеет особенно важное значение, потому что без независимого, свободного от контроля власти дохода в стране не может появиться ни полнокровное свободное предпринимательство, ни Независимая профессиональная деятельность лиц умственного и творческого труда. Без такой деятельности прогресс экономики и общества будет ограниченным, ущербным, подчиненным эгоистическим интересам верхушки капитала и власти.
  В этих условиях необходимо определить зоны ответственности государства, частных фирм и предпринимателей в обеспечении экономической безопасности страны. На данном этапе государство, очевидно, должно быть лидером, но не единственным субъектом в этой системе. Необходимо стремиться к координации и увязке, а не к противопоставлению их интересов. Как показывает практика, подобное противопоставление приносит больше вреда, чем пользы. Вполне возможно, что в будущем доля ответственности каждого из этих субъектов за экономическую безопасность страны будет изменяться в соответствии с изменением их доли в национальной собственности.
  На всех этапах новейшей истории нашей страны периодически вставал вопрос о том, что же является определяющим: политика или экономика. Удачнее всего из этого положения вышел В.И.Ленин, которому, как известно, принадлежат два взаимоисключающих высказывания об этом соотношении. Первое: "Политика - это концентрированное выражение экономики". Второе: "Политика не может иметь первенства над экономикой". В зависимости от обстоятельств большевики использовали для обоснования своих действий то одно утверждение, то другое. И были по-своему правы. Если на каком-то этапе экономические методы не срабатывают, нужно использовать и другие, прежде всего политические.
  Это значит, что в самом общем виде экономическая безопасность зависит от оптимального соотношения государства, общества и экономики. От того, каково содержание и состояние института власти, политических институтов, культуры общества, зависит эффективность экономики, и наоборот.
  Наиболее вероятные угрозы национальным интересам России в
 области экономики находят свое общее проявление в том, что из-за
 неподготовленности страны к нарастающему процессу глобализации мировой экономики появилась опасность дальнейшего отставания страны в экономическом и технологическом развитии, уровне и качестве жизни населения, неспособности противостояния
 рискам, вызываемым изменчивостью мировой конъюнктуры, и в
 конечном счете - вытеснению России на периферию мирового
 хозяйства.
  В целях парирования этой глобальной опасности деятельность органов государственной власти должна быть направлена на локализацию, предупреждение и противодействие угрозам, которые |" включают такие факторы, как:
  1.Деформированность структуры российской экономики, про являющаяся в сохранении ее топливно-сырьевой направленности, недостаточном развитии наукоемких и высокотехнологичных производств, особенно в машиностроении, низком уровне инвестиционной активности;
  2. Снижение конкурентоспособности национальной экономики, связанное в основном с низкой инновационной активностью,
  техническим и технологическим отставанием производства, а также ослаблением контроля за целевым использованием собственности, приобретенной хозяйственными субъектами в процессе приватизации, и недостаточной эффективностью государственного контроля над деятельностью естественных монополий;
 3. Сокращение численности населения и как следствие - снижение трудового потенциала страны, чрезмерное возрастание экономической нагрузки на трудоспособное население. К важнейшим факторам, усиливающим остроту демографической ситуации в стране, относятся: негативное воздействие социально-экономических условий жизни населения, рост заболеваемости значительной части населения, дискомфортные жилищные условия, плохая экологическая среда обитания, сокращение и ухудшение структуры рациона питания человека и др.;
 4. Сохранение высокого уровня бедности и резкой имущественной дифференциации населения, что ограничивает платежеспособный спрос и экономический рост в стране и приводит к нарушению социального мира и общественного согласия;
 5. Возрастание риска возникновения аварий и катастроф техногенного и экологического характера из-за ограниченности средств на инвестиции и возмещение выбытия устаревших фондов, особенно в отраслях с непрерывным производственно-технологическим циклом;
 6. Высокая зависимость российской экономики от внешнеэкономической конъюнктуры, политических и экономических решений интеграционных группировок зарубежных стран, международных финансовых и торговых организаций, ущемляющих интересы России в области экономики;
 7. Все еще неустойчивое состояние денежно-кредитной системы государства, банков и предприятий, вызванное в основном сохраняющейся вероятностью резких колебаний на валютном и фондовом рынках. Это создает угрозу: дестабилизацией всей финансово-банковской системы, а также низкого уровня развития банковской системы, стагнирующим состоянием платежей и расчетов, наращиванием кредиторской и дебиторской задолженности;
 8. Утрата необходимого для обеспечения безопасности в сфере обороны по объему, структуре и качественному составу мобилизационного резерва мощностей и материальных ресурсов;
 9. Увеличение разрыва в уровне социально-экономического развития субъектов Федерации в результате сокращения традиционных экономически эффективных связей, роста взаимных задолженностей предприятий, натурализации хозяйства регионов и как
 следствие - обособления отдельных регионов, что является питательной средой регионального сепаратизма, ведет к разрыву единого экономического пространства, нарушению единой финансово-кредитной и бюджетно-налоговой политики страны. Сюда же относятся нарушения принципов равноправия субъектов Федерации с Центром, проявления неправомерных форм институциональных преобразований в регионах, низкого уровня самодостаточности большинства регионов;
  11. Сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений, несовершенство ряда основополагающих законов (Бюджетный кодекс, Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, Таможенный кодекс и др.), а также недостаточная прозрачность экономических отношений между хозяйствующими субъектами и государством.
  Основные направления государственного участия в обеспечении безопасности в сфере предпринимательства можно свести к нескольким основным:
  1. Преодолеть антисоциальную направленность экономики, для чего установить пороговые значения социальных показателей, ниже которых они опускаться не должны. В дальнейшем, по мере оздоровления экономики, развернуть их в более широкий спектр
 социальных целей и приоритетов. Установить нижние пределы бюджетных расходов на здравоохранение, народное образование, науку и культуру в процентах к валовому внутреннему продукту;
  2. Дать простор рыночным стимулам оздоровления и развития производства, в особенности инвестиционному процессу как основе экономического роста. Для этого требуется коренное изменение налоговой, тарифной, таможенной политики, устранение бюрократических препон для предпринимательской деятельности;
  3. Продолжить структурную и технологическую перестройку экономики, предоставив целенаправленные финансовые льготы и помощь, в том числе инвестиционную, высокотехнологичным производствам, которые имеют хорошую перспективу и могут стать очагами оздоровления, потянуть за собой смежные производства;
 4. Коренным образом пересмотреть практику приватизации государственной собственности, освободив ее от идеологических догм любого толка, определяющего влияния фискальных соображений, кампанейщины. Исходить из главной цели - повышения конкурентоспособности предприятий, их реорганизации, технологического обновления;
 5. Изменить политику в области финансов, кредита и денежного обращения, исключив такие методы борьбы с инфляцией, как задержки бюджетных ассигнований, невыплаты заработной платы, применение принципа пирамиды в эмиссии ценных бумаг, взвинчивание ставок налогов и других платежей в бюджет с юридических и физических лиц;
 6. Создать эффективную систему регулирования внешнеэкономической деятельности, сориентировав ее на приток в страну не товаров, а капитала, защитить собственных товаропроизводителей, стимулировать их выход на внешний рынок, репатриацию
 российских капиталов, прокручиваемых в иностранных банках.
  Основными стратегическими целями экономической политики России в настоящее время являются: стабилизация хозяйства, прекращение спада производства и инфляционных процессов; стимулирование роста в ключевых отраслях, которые обеспечат выход из кризиса и станут основой экономики в будущем; обеспечение социальной стабильности экономическими методами и др.
  Рассматривая современную ситуацию в России, можно утверждать, что основные угрозы экономической безопасности страны, связаны также с недостаточным вниманием властных структур к этим проблемам, низкой квалификацией и прямыми служебными упущениями чиновников различного уровня.
  Социально-политическая ситуация в России противоречива, она характеризуется процессом становления нового государственного строя на фоне негативных явлений в экономической и социальной сферах. На фоне положительных тенденций в развитии российской экономики более резко обозначились проблемы обеспечения энергетической, продовольственной, социальной, технологической и экологической безопасности, требующие адекватных и системных действий федеральных органов исполнительной власти.
  Возникают и развиваются противоречия между Центром и регионами. Довольно сложно складываются отношения России с бывшими республиками СССР. Серьезной угрозой национальной безопасности становится экономическая преступность.
  Противостоять негативным явлениям в области социально-экономической безопасности России должна активная государственная стратегия по обеспечению экономической безопасности.
  В 1996 г. Указом Президента РФ была утверждена "Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)", где была сформулирована позиция государства в данной области. В этом документе, в частности, сказано, что для определения критериев и параметров, отвечающих требованиям экономической безопасности, необходимо учитывать "определение и обеспечение необходимого государственного регулирования экономических процессов, способного гарантировать нормальное функционирование рыночной экономики, как в обычных, так и в экстремальных условиях".
  Простой принцип определяет необходимую меру государственного участия в экономике: государство должно делать то, чего не может делать рынок сам.
  Государственная стратегия в области обеспечения экономической безопасности разрабатывается и реализуется в рамках проводимой экономической политики, основными приоритетами которой являются обеспечение устойчивого экономического положения личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества, соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина.
  Стратегия государства в области обеспечения экономической безопасности России должна способствовать созданию механизмов для выработки мер по развитию и укреплению позитивных явлений и процессов в экономике и подавлению негативных. Реализация этой стратегии призвана укрепить национальную безопасность страны.
  Предметом государственной деятельности в области экономической безопасности являются определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства в краткосрочной и долгосрочной перспективе, а также формирование экономической политики, устраняющей вредное воздействие этих факторов или смягчающей их.
  Стратегия экономической безопасности предполагает:
  • характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности как совокупности условий и факторов, создающих опасность жизненно важным экономическим интересам личности, общества и государства;
  . • определение критериев и параметров состояния экономики, отвечающих требованиям экономической безопасности и обеспечивающих защиту приоритетных интересов страны;
  • механизм обеспечения экономической безопасности страны, защиты ее кардинальных интересов на основе применения всеми институтами власти правовых, экономических и административных мер воздействия.
  В целом, государственная стратегия России в области обеспечения безопасности разрабатывается и реализуется в рамках проводимой экономической политики, основными приоритетами которой являются обеспечение устойчивого экономического положения личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества, соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина.
  Систему обеспечения экономической безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, общественные и иные организации и объединения, а также нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере экономики. В основу системы положен принцип обеспечения интеграции, взаимосвязи и сбалансированности со всеми элементами экономической политики государства и хозяйствующих субъектов.
  Защита национальных интересов России в области экономики основана на определении и нормативно-правовом закреплении процедур формирования прогнозов, целевых установок, программных мер и действий, обеспечивающих выявление, локализацию и нейтрализацию угроз экономической безопасности страны.
 
  Отсюда важнейшими функциями системы обеспечения экономической безопасности России являются:
 • мониторинг и анализ факторов и процессов, определяющих внутренние и внешние угрозы экономической безопасности;
 • прогнозирование социально-экономического развития страны с учетом выявленных и прогнозируемых негативных факторов и процессов, угрожающих экономической безопасности страны;
 • разработка мер по предотвращению вероятных угроз экономической безопасности России во всех сферах и отраслях экономики, где выявлены отклонения фактических или прогнозных параметров социально-экономического развития страны от количественных параметров пороговых значений экономической без опасности;
 • экспертиза проектов законодательных и иных нормативно-правовых актов по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции обеспечения защищенности от внутренних и внешних угроз национальным интересам страны в области экономики.
  Систему мер, направленных на защиту общенациональных интересов России в сфере экономики, оказывающих регулятивное воздействие на нее, и активное противодействие внешним и внутренним угрозам, откуда бы они ни исходили, составляют три сегмента:
 • информационно-аналитические меры - мониторинг за состоянием информации относительно уязвимости жизненно важных интересов и противодействия угрозам; выработка текущих и прогностических оценок развития экономических отношений в стране в плане предупреждения кризисных тенденций; разработка предложений о повышении эффективности системы обеспечения экономической безопасности и др.;
 • меры регулятивного воздействия - локализация и нейтрализация угроз жизненно важным интересам страны, а также устранение кризисных тенденций в сфере обеспечения экономической безопасности и др.;
 • меры прямого противодействия - противодействие носителям угроз жизненно важным интересам страны, контроль за состоянием экономических отношений в стране, программа выхода из экономического кризиса.
  В ближайшее время во внутриэкономической сфере России следует использовать известные пути и средства обеспечения экономической безопасности: совершенствовать правовое обеспечение реформ и создать эффективный механизм контроля за соблюдением законодательства, усилить государственное регулирование в экономике, принять необходимые меры по преодолению последствий экономического кризиса, сохранению и развитию научно-технического, технологического и производственного потенциала.
  Для перехода к высокоэффективной и социально ориентированной рыночной экономике следует формировать оптимальные механизмы организации производства и распределения товаров и услуг в целях максимально возможного роста благосостояния общества и каждого гражданина.
  Актуальным направлением является усиление государственной поддержки инвестиционной и инновационной активности, принятие мер по повышению устойчивости банковской системы страны, отвечающей интересам реальной экономики, облегчение доступа предприятий к долгосрочным кредитам.
  Важнейшая задача - опережающее развитие конкурентоспособных на мировом рынке отраслей и производств, расширение отечественного рынка наукоемкой продукции. Для их решения следует принять меры к стимуляции передачи новых технологий двойного назначения в гражданское производство.
  Решение этих задач предполагает концентрацию финансовых и материальных ресурсов страны на приоритетных направлениях развития науки и техники, оказание поддержки ведущим научным школам, ускоренное формирование научно-технического задела и национальной технологической базы.
  Государству следует направить свои усилия на создание равных условий для развития и увеличения конкурентоспособности предприятий независимо от формы собственности, в том числе на становление и развитие частного предпринимательства во всех сферах.
  Организация работы федеральных органов и органов исполнительной власти субъектов Федерации по реализации конкретных мер, направленных на предотвращение и преодоление угроз национальным интересам России в области экономики, невозможна без совершенствования законодательства в этой области и обеспечения строгого его соблюдения.
  В целом же, сегодня общеизвестно, что государство в значительной мере самоустранилось от эффективной защиты экономических структур и предпринимателей, хотя они являются налогоплательщиками и вправе рассчитывать на такую защиту.
 
 Литература к теме
 1. Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики, 1994, № 12.
 2. Алмаев М., Мехед Н., Фомин А. Сущность и угрозы экономической безопасности // Власть, 1996, № 12.
 3. Архипов А., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность:
 Оценки, проблемы, способы обеспечения // Вопросы экономики, 1994,
 №12.
 4. Безопасность России: Правовые, социально-экономические и научно-
 технические аспекты. Экономическая безопасность: вопросы реализации государственной стратегии. М.: Знание, 1998.
 
 5. Богданов И.Я. Экономическая безопасность России: теория и практика.
 М.: Изд-во ИСПИ РАН, 2001.
 6. Ващекин Н.П., Дзлиев М.И., Урсул АЛ. Безопасность предпринимательской деятельности. М.: Экономика, 2002.
 7. Дзлиев ММ. Неформальная экономика России. М.: АтиСО, 1999.
 8. Концепция экономической безопасности Российской Федерации. Основные положения. Экономическая академия при Минэкономики РФ.
 М., 1994.
 9. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской
 экономики / Рук. авт. колл. Д.С. Львов. М.: Экономика, 1999.
  10. Раицкий К.А. Устойчивое развитие экономики// Бизнес-Академия,
 2002, №1(11).
 
 
 
  Контрольные вопросы и задания
 1. Сформулируйте понятие "экономическая безопасность".
 2. Назовите объекты и субъекты экономической безопасности.
 3. В чем заключаются национальные интересы в сфере экономики?
 4. Какой смысл вкладывается в понятие "обеспечение экономической безопасности"?
 5. Перечислите основные угрозы в сфере экономики, которым должны противодействовать государственные органы.
  6. Что является предметом государственной деятельности в сфере обеспечения экономической безопасности?
 
 
 
 
 
 
 Тема 16
  ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО И БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА
  Становление современной цивилизации в России невозможно без формирования информационного общества. Этот в целом положительный процесс имеет ряд отрицательных последствий, представляющих угрозу как обществу в целом, так и становлению цивилизованных рыночных отношений, безопасности личности конкретного коммерсанта.
  В настоящее время в стране ситуация складывается так, что все бывшие хозяйственники стали рыночниками, а весь рынок - особо рисковым бизнесом. Дезинформирование и сокрытие истины охватывает общество в целом, так как в бизнес вовлекаются все слои населения. Потребность в качественной информации для бизнесмена и предпринимателя стала основой его успеха. Это сведения о сбыте продукции, финансовая ситуация на конкретном предприятии, информация о частной жизни и производственной деятельности конкурентов и многое другое, что необходимо знать и учитывать. Именно по данной причине наиболее ценная инвестиционная информация у нас сегодня повально засекречивается, выдается за служебную тайну, замалчивается или попросту искажается. Между тем любая скрываемая служебная информация, имеющая отношение к делу, является потенциальным полем деятельности экономической разведки.
  Объектами опасного информационного воздействия могут быть сознание, психика отдельных людей и их объединений, а также информационно-технические системы различного масштаба и назначения.
  В развитых странах техноструктура приобрела практически неограниченную власть. Для того, чтобы реально управлять финансами, нужен доступ к соответствующим информационным банкам и сетям. Это прерогатива людей, работающих с такими банками. Интернациональный характер подобных технологий приводит к тому, что люди, обращавшиеся с данным информационным потоком, могут реально оказывать влияние на положение дел в различных странах.
  Внешний долг США составляет несколько триллионов. Но это не очень волнует их администрацию. Дело в том, что в Соединенных Штатах находятся информационные банки, обеспечивающие деятельность 60% банков всего мира. Таков реальный капитал. Деньги - капитал вчерашнего дня. Швейцария может претендовать на финансовое господство, но информационное обслуживание 80% банков этой страны находится в США.
  При рассмотрении вопросов безопасности бизнеса в информационной среде обычно исходят из элементов информационной теории денег. По ней деньги носят информационный характер, и сфера использования этой информации чрезвычайно широка: торговля, социальное обеспечение, функционирование государственных структур, оценка общественной ценности личности, оценка потребительской полезности, производственной стоимости товаров и многое другое. Фактически деньги есть универсальный интерфейс, связывающий человека с человеком, человека с предприятием, человека с государством, предприятие с предприятием, предприятие с государством, государство с государством.
  Мощность множества субъектов денежных отношений достигает величины порядка 10 млрд.
  Но информация не существует без своего носителя. И характер носителя информации решающим образом влияет на возможности ее использования. Имеются три главных носителя денежной информации:
 • золото - его физическими характеристиками прямым образом связана сама носимая на нем информация. Для золотых денег такой физической характеристикой был вес (масса). Верификация в такой денежной системе достаточно проста: по весу монеты и ее химическому составу. Она не нуждается в государственной поддержке или требует ее в минимальной степени;
 • бумага - это некий субстрат, на котором записана информация, но с физическими характеристиками, которого она практически не связана. Верификация требует использования мощного аппарата государственной защиты, подавления и запугивания против фальсификации.
  Деньги, основанные на этих двух типах носителей, являются, как говорят, "наличными", обычно распространяются вместе с их владельцем (в карманах и кошельках) и являются неименными, анонимными;
 
  • электронные деньги - в компьютерных сетях они лишаются
 своих "твердых копий". Они невидимы, неслышимы, не имеют ни
 вкуса, ни запаха. Распространяются внутри специальной информационной (банковской) системы. Верификация таких денег осуществляется специальными средствами "сетевого (информационного) администрирования" и в принципе нуждается лишь в самой минимальной поддержке государства. Электронные деньги относятся к "безналичным" деньгам, они распространяются без участия их владельца, являются по преимуществу именными деньгами. Если денежная операция в первых двух типах денег является бинарной, т. е. сделка заключается непосредственно между продавцом и покупателем, то электронная денежная операция осуществляется более чем двумя субъектами рынка: в ней участвует плательщик, платежеполучатель и платежепроизводитель, который может быть представлен одним или несколькими субъектами денежных отношений (банками).
  Современные технические средства позволяют в принципе создать систему счетного именного денежного обращения, которая будет обладать практически всеми достоинствами наличного, но без его недостатков.
  Тем не менее, преступления с использованием современной информационной техники и технологий представляют собой все большую опасность для общества. К основным видам этих преступлений относятся:
  * махинации с электронными деньгами;
  * компьютерное хулиганство;
  * хищения разнообразной информации, хранящейся или пере
 даваемой в "безбумажном" виде, и др.

<< Пред.           стр. 10 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу