<< Пред. стр. 13 (из 15) След. >>
* деградация основных компонентов биосферы, в том числесокращение биологического разнообразия и связанное с этим снижение способности природы к саморегуляции;
* происходящие изменения климата и истощение озонового слоя Земли;
* возрастание экологического ущерба от стихийных бедствии и техногенных катастроф;
* недостаточная для перехода к устойчивому развитию человеческой цивилизации координация действий мирового сообщества
и области решения экологических проблем и регулирования процессов глобализации;
* продолжающиеся военные конфликты и террористическая деятельность.
К числу основных опасностей, внутренних факторов деградации природной среды России относятся:
* преобладание ресурсодобывающих и ресурсоемких секторов
в структуре экономики, что приводит к быстрому истощению при
родных ресурсов;
* низкая эффективность механизмов природопользования и
* охраны окружающей среды;
* резкое ослабление управленческих, и прежде всего контрольных, функций государства в области природопользования и охраны окружающей среды;
* высокая доля теневой экономики в использовании природных
ресурсов;
* низкий технологический и организационный уровень экономики, высокая степень изношенности основных фондов;
* низкий уровень экологического сознания и экологической
культуры населения страны.
Эти факторы должны учитываться при проведении в России единой государственной политики в области экологии.
Состояние окружающей среды угрожает здоровью населения и самому его существованию. Хотя эта угроза несколько уменьшилась в связи с экономическим спадом в 90-х годах, но в условиях роста производства она может возрасти. Это связано с неудовлетворительным качеством почвы, воздуха, воды, продуктов питания, со всякого рода проектами, осуществление которых наносит ущерб окружающей среде.
С экологическими проблемами тесно связано неравенство в потреблении в различных странах. И здесь человечество приближается к опасной грани.
По подсчетам специалистов, так называемый экологический след, оставляемый одним человеком при использовании производственных ресурсов земли и моря для своих нужд (продовольствие, вода, жилище, транспорт, торговля, утилизация отходов и т.д.), составляет приблизительно 1 га в развивающихся странах и 10 га в США. В среднем каждый человек планеты имеет в своем распоряжении 2,2 га экологических ресурсов. Это означает, что для того, чтобы каждому землянину достичь уровня потребления США, понадобится около четырех планет Земля. Это значит, что 5 млрд. человек, проживающих в развивающихся странах, никогда не смогут достичь уровня изобилия сегодняшней Америки.
Что касается России, то она сегодня находится практически на грани экологической катастрофы.
На страну наступает пустыня. Каждые 5 лет в России из оборота выпадает до 7 млн. га сельскохозяйственных угодий, в том числе 2 млн. га пашни. В конце 90-х годов 100-120 млн. га сельхозугодий были подвержены опустыниванию или находятся на грани этого. Около 30 регионов страны, где проживает 50% населения и производится более 70% сельскохозяйственной продукции, входят в число реальных или потенциальных пустынников. Это прежде всего Северный Кавказ, Ставропольский и Краснодарский края, Калмыкия. Общий ущерб от опустынивания ежегодно составляет около 1 млрд. долл. Не менее велики и социальные издержки. На опустыненных территориях растет миграционный поток, ухудшается медико-демографическая обстановка.
В середине 90-х годов 109 млн. человек в России жили в неблагоприятных экологических условиях. Около половины жителей РФ использовали недоброкачественную питьевую воду, примерно 30% товаров народного потребления на российском рынке - фальсифицированные, 6-10% молочных, мясных и рыбных продуктов не отвечают гигиеническим требованиям по микробиологическим показателям, имеют высокую бактериальную загрязненность. Огромный ущерб окружающей среде наносят аварии и катастрофы техногенного характера.
Особо следует остановиться на проблемах ядерной безопасности России. Угрозу такой безопасности несут возможные ядерные катастрофы типа Чернобыльской, аварии на реакторах атомных подводных лодок, ликвидация ракет, радиоактивные отходы от деятельности промышленных предприятий и научно-исследовательских институтов и, наконец, возможный ввоз отработанного ядерного топлива на территорию России.
Во второй половине 90-х годов в РФ насчитывалось 39 тыс. ядерных и радиационно-опасных объектов, 29 атомных энергоблоков, 113 научно-исследовательских реакторов, 245 атомных подводных лодок, 120 из которых было выведено из эксплуатации. На этих лодках находилось 170 атомных реакторов с невыгруженным топливом. Кроме того, ядерное топливо имелось у 12 надводных судов. Утилизация этого топлива стала острой финансовой и социальной проблемой России, напрямую связанной с обеспечением ее безопасности. К 1997 г. объем накопленных на территории страны ядерных отходов, подлежащих утилизации, составил 1,5 млрд. Кюри. Для их ликвидации необходимо было 50 млн. долл. ежегодно, а в 1996 г. на эти цели было выделено только 20 млн. долл. Опаснейшими местами стали озеро Карачай, куда сливались отходы радиохимического производства, и речка Теча, бывшее проточное озеро Кыштым. Здесь к середине 90-х годов было накоплено более 400 тыс. куб. м загрязненной воды, уровень которой постоянно повышается за счет дождей и притока грунтовых вод.
В условиях, когда Россия не в состоянии обеспечить утилизацию собственных ядерных отходов, усилиями руководства Минатома и депутатов Государственной Думы РФ внесены поправки в Закон "Об охране окружающей природной среды", разрешающие ввоз, хранение и переработку отработанного ядерного топлива (ОЯТ) на территории России.
Мировой рынок ОЯТ составляет 200 млрд. долл. Цивилизованная переработка этого топлива в России, по расчетам Минатома РФ, должна принести ей 15 млрд. долл. в течение 10 лет при себестоимости 4 млрд. долл. Не менее 20% прибыли должно пойти на решение проблем экологии. Однако авторы этого Закона игнорируют опасности, связанные с превращением России во "всемирную ядерную свалку", реальные угрозы аварий и катастроф, которые могут произойти в результате выполнения этого Закона.
В целом, к числу основных показателей, характеризующих экологическую безопасность нашей страны, можно отнести:
* состояние отдельных компонентов природной среды (воды,
воздуха, почвы);
* объемы выбросов загрязняющих веществ;
* площади деградированных земель;
* динамика заболеваемости в регионе;
* экономический ущерб от загрязнения и др.
В зависимости от имеющихся результатов в социоэкологической сфере может отмечаться рост социальной напряженности в обществе как из-за ухудшения качества среды обитания, так и в : связи с ужесточением экологической политики, отражающейся на ' экологических интересах части населения. Это связано с возможным ростом безработицы в результате остановки "грязных" пред- . приятии, сокращением выработки электро- и тепловой энергии в '*, результате остановки атомных электростанций, запретом или ограничением доступа к охраняемым природным ресурсам и т.п.
Анализируя экологическую ситуацию в России, необходимо отметить, что идет быстрое расширение особо неблагоприятных экологических зон и зон бедствия. По экспертным оценкам, на них приходится примерно 15% территории страны.
Но если к этому добавить 20% территории, занятой зоной, где уровень сейсмичности выше 7 баллов, и 40% территории, относящейся к зоне вечной мерзлоты, то не так уж и много остается места в России для комфортного проживания. Ухудшилось и плодородие почвы. Эрозия к концу 90-х годов возросла на 20%, засоление - в 2,5 раза, переувлажнение - в 1,5 раза, потери гумуса - на 30%.
Кроме того, заметно расширились масштабы радиоактивного загрязнения в стране. Это и крупные зоны загрязнения на Южном Урале, вокруг Красноярска, в местах захоронения отработавших реакторов кораблей и подводных лодок на Севере и Дальнем Востоке.
В целом, с точки зрения социальной экологии, в наиболее общем виде вся территория Российской Федерации может быть разделена на три группы районов:
* первая - районы традиционно компактного развития индустрии и социально-бытовой инфраструктуры: Северо-Западный,
Центральный, Уральский. Здесь очень сложная экологическая обстановка из-за высокого уровня промышленного и транспортного
загрязнения атмосферного воздуха городов, поверхностных вод и
почв. Очень высока плотность городского населения;
* вторая - районы с локально развитой индустрией, очаги ко
торой чередуются с обширными малонаселенными территориями:
Северный, Западно-Сибирский и Дальневосточный. Индустриальные зоны здесь характеризуются очень сложной экологической
обстановкой из-за высоких антропогенных нагрузок на окружающую среду, усугубляющихся неблагоприятными природными условиями в большинстве районов и отставанием в развитии социально-бытовой инфраструктуры. Отличительные черты: наличие малонарушенных в экологическом отношении территорий; сочетание достаточно высоких показателей урбанизации по отдельным территориям и низкой плотности населения;
* третья - районы аграрно-индустриального типа с некоторым отставанием в развитии социально-бытовой инфраструктуры, особенно в сельской местности: Северо-Кавказский, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Поволжский. Эти территории характеризуются умеренно сложной экологической обстановкой в зонах размещения промышленного производства и сложной обстановкой в сельской местности в результате нерационального использования минеральных удобрений, пестицидов, плохого благоустройства животноводческих ферм.
Каждой группе регионов будет соответствовать своя, адекватная существующим проблемам, система природоохранного регулирования.
Для человека как живого и разумного существа экологическая безопасность имеет приоритетное значение, ибо от нее зависит его поведение, особенно реализация соответствующих моральных норм. Уже есть прецедент выработки кодекса принципов экологической безопасности, который был изложен в "Договоре граждан СССР и США об экологической безопасности". Среди положений (принципов) этого кодекса можно назвать следующие:
* неотъемлемое право любого человека на здоровую окружающую среду;
* примат экологической целостности (под которой понимается
* долговременная жизнеспособность и продуктивность экосистем,
* служащих поддержанию жизни на Земле);
* предотвращение экологического ущерба (что оказывается
предпочтительнее обременительной и дорогостоящей компенсации);
* свобода получения и обмена информацией по вопросам эко
логии;
* равная экологическая безопасность для каждого человека и
* каждой страны;
* запрещение агрессивных действий, способных нанести экологический ущерб;
* ответственность (нравственная, политическая и юридическая) за нарушение экологической безопасности;
* международное сотрудничество в чрезвычайных экологических обстоятельствах;
* доступ к экологически безопасным технологиям и обмен ими;
* мирное урегулирование споров по вопросам экологии (с по
мощью переговоров, посредничества, арбитража).
Изучая процессы влияния, с одной стороны, различных политических сил на экологическую обстановку, а с другой, экологической ситуации на лозунги политических партий, движений и течений, следует иметь в виду, что за каждым явлением общественной жизни стоят не отвлеченные понятия, а вполне определенные группы граждан.
Общество состоит из людей, входящих в разные формальные и неформальные группы (половозрастные, профессиональные, религиозные, этнические), различные партии и другие политические и общественные организации.
Совершенно очевидно, что различные аспекты экологических проблем - истощение природных ресурсов, потеря продуктивности земель, загрязнение воздуха и воды, а также проблемы экологических ограничений экономики совершенно по-разному влияют на эти группы, у каждой группы по каждой из проблем имеются свои, присущие только ей цели и интересы.
Взаимосвязь политических процессов с состоянием окружающей природной среды можно характеризовать двумя тесно связанными между собой понятиями: "экологическая политика" и "политическая экология". Перестановка терминов означает изменение мест субъекта и объекта рассмотрения.
Термин "экологическая политика" можно трактовать как характеристику системы политических, экономических, юридических и т.п. мер, направленных на регулирование состояния окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в рамках какой-либо территории или мира в целом (глобальная экологическая политика).
Под "политической экологией" следует понимать научное направление, рассматривающее взаимосвязи между процессами техногенного изменения окружающей природной среды и политическими процессами в жизни общества, как в региональном, так и в глобальном смысле.
Рассматривая содержание понятия "экологическая политика" следует иметь в виду, что если ранее оно включало лишь политику, направленную на охрану и оздоровление окружающей природной среды, рациональное использование и возобновление природных ресурсов, то в настоящее время, по мнению многих ученых, понятие "экологическая политика" вбирает также сохранение и развитие социосферы, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность и экологическую безопасность человека.
В современном понимании этого словосочетания экологическая политика должна выполнять ряд функций:
* учитывать долговременные, а не текущие факторы развития
общества и стать приоритетной в государственной политике и
госбюджете;
* переосмыслить развитие общества - с примитивно экономического, направленного только на увеличение потребления при-
•родных ресурсов, на создание достойной человека среды обитания;
* максимально приблизить технологические циклы к требованиям природы - использовать до конца ресурсы, вовлеченные в
переработку, а отходы включать в природные биогеохимические
циклы без их нарушения;
* изменить самого человека, его понимание ценностей, систему
образования и воспитания.
Защита человека, экологический императив его выживания, вобравший в себя множество забот и проблем, в том числе социально-экономических и политических, составляет суть экологической политики.
При построении концепции экологической безопасности важно считаться не столько с мнением политиков, сколько с мнениями специалистов. Если этого не происходит, существующие сегодня кризисы, отношения господства и насилия, составляющие суть Политической жизни, проявляются самым резким образом.
К примеру, как известно, война в Персидском заливе имела трагические последствия для окружающей среды. Вместе с тем, "опасаясь того, что обсуждение последствий войны для окружающей среды может заставить общественность усомниться в мудрости президента и правильности его решения начать бомбардировку Ирака", Белый дом 22 ноября 1991 г. принял решение запретить всем ученым, работающим на правительство США, обсуждать последствия войны для окружающей среды.
Похоже, что в настоящее время инстинкт самосохранения утратил способность подсказать надежные ориентиры поведения, хотя экологическая ситуация в мире находится на грани катастрофы.
Экополитика отражает не только текущие, но и перспективные задачи, решение которых обусловливает ускорение научно-технического прогресса, экологизацию материального производства и общественного сознания, развитие сотрудничества в области охраны природы.
Обратной стороной медали является процесс политизации экологии. По существу, речь идет о формировании нового научного направления - политической экологии (политэкологии) как составной части политологии.
Деградация окружающей среды в результате хозяйственной деятельности человека приобрела характер вселенской угрозы - вышла за рамки отдельных территорий и стала приобретать глобальные масштабы, т.е. в природе стали проявляться изменения планетарного характера.
Трансграничный атмосферный перенос химических и радиоактивных веществ приводит к выпадению кислотных дождей, тяжелых металлов и радиоактивных осадков на территориях других стран, превращает проблему загрязнения из национальной в глобальную. Происходит истощение озонового слоя под влиянием хлорфторуглеводородов и иных веществ и связанное с этим нарастание крайне неблагоприятного действия на все живое жесткого ультрафиолетового излучения; накопление в атмосфере углекислого газа и ряда других веществ, ведущее к усилению так называемого "парникового эффекта" и т.д.
Устойчивое развитие России, высокое качество жизни и здоровья ее населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую государственную политику в области экологии, направленную на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Сохранение и восстановление природных систем должно быть одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества.
Однако, рассматривая ход экологического развития России, следует отметить, что формирование экологической политики страны до сих пор остается непоследовательным, что в этой политике не обозначены достаточно четко приоритеты, экологически и экономически приемлемые технологии, антропогенно-экологические риски.
Так, серьезные негативные последствия для экологии имел Указ Президента РФ от 17 мая 2000 г. об упразднении Государственного Комитета по охране окружающей среды и Федеральной Службы лесного хозяйства, функции которых были переданы Министерству природных ресурсов РФ. При всех недостатках и бюрократическом характере упраздненных ведомств они все же препятствовали ухудшению окружающей среды в России. Промышленные проекты, ориентированные на технологическую дешевизну за счет игнорирования природоохранных соображений, не получали поддержки при обязательной экспертизе Госкомэкологии (по этой причине ежегодно отклонялось около 1/3 проектов).
С принятием же упомянутого Указа ситуация коренным образом изменилась. Подразделения экологического контроля, вошедшие в структуру Министерства природных ресурсов РФ, при выработке решений не имеют даже совещательного голоса в Правительстве.
Хотя в рамках Министерства и создана служба экологического контроля, но результаты ее экспертизы утверждаются лишь министром. Министерство же заинтересовано именно в разработке природных ресурсов, а не в охране окружающей среды." Заниженные экологические стандарты ведут к тому, что российский рынок окажется заваленным недорогой, но некачественной, вредной для здоровья населения продукцией. Резко увеличится количество вредных производств, на которых будет работать в основном малоимущая часть населения. Заниженные экологические стандарты снимут препятствия для рубки леса, лова рыбы, производства икры на экспорт. Между тем при снятии ограничений на вырубку леса его запасов хватит не более чем на 10-20 лет.
Анализ зародившихся в период "перестройки" систем управления природопользованием показал, что, несмотря на имеющиеся существенные различия в экологических, социальных, экономических, этнических и иных условий в различных регионах, прослеживается инвариантное ядро, в которое входят три элемента:
* объединяющий подразделения, которые осуществляют функции государственного контроля и инспекции;
* включающий подразделения, которые ведут экологическую экспертизу;
* состоящий из подразделений, которые занимаются экономико-правовым регулированием деятельности природопользователей.
При большом числе вариаций этих трех составляющих мировой опыт показывает основную тенденцию движения данных систем управления - от административно-контрольных к экономико-правовым.
К первоочередным задачам в этой сфере относятся:
* введение в действие нового хозяйственного механизма регулирования взаимодействия общества и природы, проведение эко
логической экспертизы программ и проектов всех видов;
* повышение технологической дисциплины и поддержание
проектных технологических параметров на существующих производствах, максимальная экономия и сбережение ресурсов;
* объединение функционирующих на территории России федеральных и ведомственных систем наблюдения и контроля за состоянием природных ресурсов и объектов окружающей среды под
* единым руководством в целях обеспечения достоверности и сопоставимости получаемой информации;
* повышение эффективности контроля за соблюдением существующих регламентов природопользования с применением административных и экономических санкций, пресечение экологических правонарушений и преступлений;
* прекращение финансирования природоохранных мероприятий, малоэффективных для решения тактических задач и бесперспективных в стратегическом плане;
* приглашение на льготных условиях зарубежных фирм для
создания объектов природоохранной инфраструктуры с использованием современных технологий;
* привлечение населения к участию в деле охраны окружающей
среды.
Стратегической целью государственной политики в области обеспечения безопасности в сфере экологии является: сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечение экологической безопасности страны.
Для этого необходимы: сохранение и восстановление природных систем, их биологического разнообразия и способности к саморегуляции как основного условия существования человечества; обеспечение рационального природопользования и равноправного доступа к природным ресурсам ныне живущих и будущих поколений людей; обеспечение благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия улучшения качества жизни и здоровья населения.
Государственная политика в области экологии базируется на следующих основных принципах:
* устойчивое развитие, предусматривающее равное внимание к
экономической, социальной и экологической составляющим, и
признание невозможности развития человеческого общества при
деградации природы;
* приоритетность для общества жизнеобеспечивающих функций
биосферы по отношению к прямому использованию ее ресурсов;
* справедливое распределение доходов от использования при
родных ресурсов и доступа к ним;
* предотвращение негативных экологических последствий хозяйственной деятельности, учет отдаленных экологических последствий;
* отказ от хозяйственных и иных проектов, связанных с воздействием на природные системы, если их последствия непредсказуемы для окружающей среды;
* природопользование на платной основе и возмещение населению и окружающей среде ущерба, наносимого в результате нарушения законодательства об охране окружающей среды;
* открытость для всех экологической информации;
* участие граждан, органов самоуправления и деловых кругов в
подготовке, обсуждении и реализации крупных решений в области охраны окружающей среды.
Основными направлениями государственной политики в области обеспечения безопасности в экологической сфере являются:
* обеспечение устойчивого природопользования - неистощительное использование возобновляемых и рациональное использование невозобновляемых природных ресурсов;
* снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение - уменьшение выбросов, сбросов и отходов, а также удельной
энерго- и ресурсоемкости продукции и услуг;
* сохранение и восстановление природной среды - ландшафтного и биологического разнообразия, достаточного для поддержания способности природных систем к саморегуляции и компенсации последствий антропогенной деятельности.
Приоритетные направления деятельности по обеспечению экологической безопасности России включают в себя:
* обеспечение безопасности при осуществлении потенциально
опасных видов деятельности и при чрезвычайных ситуациях -
гарантия экологической безопасности потенциально опасных
видов деятельности, реабилитация территорий и акваторий, по
страдавших в результате техногенного воздействия на окружающую среду;
* соблюдение экологических приоритетов в здравоохранении -
улучшение качества жизни, здоровья, увеличение продолжительности жизни населения путем снижения неблагоприятного воз
действия экологических факторов, а отсюда - улучшения экологических показателей окружающей среды;
* предотвращение и снижение экологических последствий
чрезвычайных ситуаций - выявление и минимизация экологических рисков для природной среды и здоровья населения, связанных
с возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
* предотвращение терроризма, создающего опасность для окружающей среды - предупреждение террористических актов, вызывающих ухудшение экологической обстановки и деградацию при
родной среды;
* контроль за использованием чужеродных видов и генетически
измененных организмов - организация контроля за ввозом, использованием и распространением на территории страны чужеродных видов и генетически измененных организмов.
Путями и средствами реализации государственной политики в области экологии являются:
* развитие системы государственного управления охраной окружающей среды и природопользованием - обеспечение эффективного государственного управления охраной окружающей среды и
использование природных ресурсов в соответствии с демократическим устройством и требованиями рыночной экономики;
* нормативное правовое обеспечение и правоприменение - со
здание эффективного правового механизма обеспечения сохранения природной среды и экологической безопасности, а также совершенствование правоприменительной практики в целях обеспечения адекватной ответственности за экологические правонарушения и ее неотвратимости;
* экономические и финансовые механизмы - экономическое
регулирование рыночных отношений в целях рационального неистощительного природопользования, снижения нагрузки на при
родную среду, ее охраны, привлечения бюджетных и внебюджетных средств на природоохранную деятельность;
* экологический мониторинг и информационное обеспечение -
обеспечение государственных и муниципальных органов, юридических лиц и граждан достоверной информацией о состоянии окружаю
щей среды и ее возможных неблагоприятных изменениях и др.
Одним из важнейших инструментов контроля государства за проведением рациональной экологической политики является привлечение к этой работе национальных спецслужб.
Исходя из существующей отечественной и зарубежной практики, на органы контрразведки в этой сфере возложены следующие функции:
* вскрытие диверсионно-вредительской и террористической
деятельности иностранных спецслужб и враждебных элементов
через направленное воздействие на природную среду с применением биологических, химических, радиоактивных и иных веществ,
* предотвращение преступных посягательств на объекты повышен-1 ной экологической опасности;
* предупреждение крупных аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций, участие в расследовании причин и ликвидации последствий стихийных бедствий, экологических катастроф и других чрезвычайных происшествий;
* участие совместно с органами МВД в мероприятиях по нормализации обстановки в условиях чрезвычайных ситуаций, охране объектов жизнеобеспечения населения, важных народнохозяйственных объектов;
* борьба с организованной преступной деятельностью по
контрабандному вывозу за границу ценных природных ресурсов и
редких видов флоры и фауны;
* участие совместно с государственными природоохранными и правоохранительными органами в раскрытии наиболее опасных экологических преступлений;
* получение сведений о внешних угрозах экологической без
опасности России, планах и действиях иностранных государств и
организаций, противоречащих международным соглашениям, до
говорам и конвенциям;
* выявление и пресечение попыток иностранных спецслужб
использовать канал международного сотрудничества в области
экологических проблем для осуществления разведывательной деятельности;
* защита совместно с погранвойсками экономической зоны
России, участие в разработке и осуществлении мер по охране континентального шельфа страны и др.
Примерно такие же функции выполняют спецслужбы в других развитых странах, к примеру, ФБР в Соединенных Штатах.
Требования к уровню безопасности формулируются с учетом всей системы социально-экономических связей. В действие приводятся экономические механизмы, обеспечивающие реализацию сформулированных требований с минимальными потерями в экономической эффективности.
Структуру системы экономических механизмов обеспечения экологической безопасности можно представить в виде ряда слагаемых:
* механизмы экономической ответственности - включают в себя систему стандартов (норм, нормативов и квот, отклонения от "которых ведут к определенным экономическим санкциям, от штрафов до полной остановки производства или запрещения строительства);
* механизмы перераспределения риска - в основном это механизмы страхования рисков (государственного, независимого и
взаимного).-Основная проблема - определение размера страхового взноса;
* механизмы формирования и использования общественных
фондов - здесь наиболее слабым звеном является распределение
фондов. Эффективные механизмы распределения фондов должны
опираться на систему комплексной оценки уровня безопасности в
регионе;
* механизмы стимулирования повышения уровня безопасности
(снижения ожидаемого ущерба) - это механизмы льготного налогообложения, кредитования, а также бюджетного финансирования мероприятий по повышению безопасности;
* механизмы резервирования на случай чрезвычайных ситуаций - объединяют механизмы образования резервов трудовых и
материальных ресурсов (запасы продовольствия, транспорт и др.),
мощностей для быстрой организации производства продукции,
необходимой для ликвидации или уменьшения потерь от чрезвычайной ситуации.
Особую роль в системах экономических механизмов играет механизм комплексной оценки уровня безопасности. Практически он присутствует в каждой из групп экономических механизмов.
До сих пор социально-экономический прогресс достигается преимущественно за счет экологического регресса, что и определяет модель развития, которая в последние десятилетия потеряла свою устойчивость. Не учитывались, например, влияние социально-экономических, правовых механизмов на характер природопользования, их возможная регулятивная функция в освоении природы.
Время требует существенного совершенствования природоохранного законодательства, которое должно обеспечивать права человека на здоровую среду обитания, чистые продукты питания и жилье, свободный доступ к информации о состоянии окружающей среды и здоровье населения, рациональное использование природных ресурсов.
Необходимо сформировать новую систему эколого-правовых отношений, обеспечивающую включение экологических и санитарно-гигиенических требований в производственно-хозяйственную деятельность, и дать гарантии природоохранных мероприятий по обеспечению здоровья населения.
Важную роль играет усиление экологического надзора прокуратуры. Повышению его эффективности во многом должны способствовать природоохранные прокуратуры. Постепенно сеть природоохранных прокуратур должна покрыть всю территорию России.
Поскольку современный экологический кризис в России является результатом хозяйственной (социально-экономической) деятельности человека, который строит свои взаимоотношения с природой на основе сугубо технократических, узкоутилитарных потребительских принципов, то выход из кризиса следует искать прежде всего в направлении изменения самого человека, перестройки его сознания, изменения его ценностей, установок, мировоззрения по отношению к окружающей его природе, формирования экологически зрелой личности.
Именно поэтому экологически зрелая личность должна обладать определенными качествами:
* сформированными эмоциональной, мотивационной, познавательной, нравственной сферами, что обеспечивает для нее принципиальную возможность вступать в разнообразные отношения с
природой;
* выраженной экологической направленностью, т. е. определенным комплексом ценностных ориентации, установок, мировоззренческих позиций, включающих природу в число важнейших
личностных приоритетов и ценностей, ориентирующих человека
на активное, широкое и гармоничное взаимодействие с природой;
* высокой экологической грамотностью, т. е. включенностью в
психологические системы жизнедеятельности и профессиональной деятельности человека, знаний, умений, навыков и стереотипов экологически правомерного поведения.
В соответствии с целями и задачами формирования экологически зрелой личности, необходима коренная трансформация всей сферы воспитания и образования в направлении ее общей гуманизации. Это проблема огромной сложности, и ее полномасштабное решение требует значительного времени.
В целом же, главное направление выхода России из социально-экономического и экологического кризиса - создание новых экономических отношений в обществе, которые позволят осуществить структурную перестройку народного хозяйства на базе ресурсосбережения, внедрения более совершенной и экологически чистой техники и технологии, что поможет существенно повысить эффективность общественного производства, решить многие социально-экономические проблемы.
Мерой экологической безопасности является уровень экологического риска. При анализе риска и безопасности человека, общества и природы требуется решить ряд проблем: оценка безопасности (риска), экспортирование безопасности (приемлемости риска) и управления безопасностью (риском).
Риск определяется как вероятность возникновения нежелательного события и размер его последствий. При таком определении риск обычно характеризуется двумя величинами: вероятностью события и его последствиями.
Комплексная оценка экологических факторов опасности должна включать:
* оценку индивидуального риска каждого фактора опасности;
* построение маргинальных (для каждого фактора опасности)
полей риска вокруг источников опасности;
* построение интегральных полей риска для отдельного региона;
* оценку интегральных последствий реального и потенциального воздействий факторов риска.
Произведя оценку интегрального регионального риска (или главных его составляющих: химического и радиационного риска) и его пространственного распределения, необходимо сделать следующий шаг: оценить меру опасности привносимого техногенного риска.
Суждение о мере техногенной опасности, допустимости или приемлемости составляет суть экспертизы безопасности.
Мера имеющейся техногенной опасности очень сильно зависит от существующего фона риска. Фоновый уровень риска состоит из природного риска, существующего в данном регионе, и риска социальной среды обитания человека, т.е. техногенный риск накладывается на уже имеющееся поле природного и социального риска. Причем уровень социального риска среды обитания человека может быть достаточно высоким и сильно превосходить техногенный риск. Значение границы приемлемости риска может варьироваться от региона к региону, отражая различный фоновый риск.
Анализ фонового риска - не единственный способ определения областей приемлемого экологического риска. Могут учитываться и этические нормы, сложившаяся практика допустимых рисков, используемых в профилактических медицинских целях, изучение уровней профессиональных рисков. Для экосистем существуют толерантные зоны, в пределах которых воздействие может считаться допустимым или приемлемым.
Комплексное применение этих методов приводит к количественному ограничению риска, которое называется критерием безопасности.
Оценка совокупного риска для населения производится в конечном счете для того, чтобы посредством эффективного управления риском добиться максимального снижения его воздействия на людей при минимальных затратах. Управление риском включает систему нормативно-правовых, административных и экономических механизмов, способствующих достижению цели минимизации воздействия с учетом социально-экологических факторов.
Процесс управления риском можно условно разбить на три группы методов: законодательные (нормативно-правовые), административные и экономические. Понятно, что невозможно провести четкую границу между ними - нормативно-правовые акты должны закладывать основу методов администрирования и действия экономических механизмов; административное управление включает контроль за действием экономических рычагов; экономические механизмы по сути дела должны определять оптимальную или по крайней мере эффективную структуру администрирования и ее нормативно-правовую базу.
И все же главными направлениями здесь являются экономические методы управления безопасностью.
Основой экономического механизма управления риском является определение экономического ущерба, наносимого техногенным воздействием. Общий подход для оценки экономического ущерба обычно основывается на концепции социально-, эколого- экономического ущерба, в соответствии с которой предполагается линейная связь между натуральными и социально-экономическими показателями ущерба.
Для того чтобы охарактеризовать варианты осуществления компенсационных механизмов проживания в условиях повышенного риска, необходимо оценить размер социально-экономического ущерба для жителей, проживающих на различных расстояниях от источника повышенного риска. Эти данные должны являться основой расчета платежей в региональные медико-экологические фонды и установления страховых медицинских и экологических премий.
Законодательно установленные цены риска на уровне региона будут эквиваленты введению налога на риск. Экономический механизм введения налога на риск предусматривает создание эколого-медицинских региональных фондов и страховых компаний, задачи которых определяются целевым назначением поступлений.
При хозяйственной деятельности, в результате которой потенциально возможны аварийные ситуации, свое специфическое, место и большую социальную роль имеет страхование экологического риска.
Перед этой новой и недостаточно освоенной для стран СНГ областью страхования стоит ряд серьезных проблем, без решения которых невозможно успешное продвижение к созданию всеобщей, эффективно работающей и необременительной системы экологического страхования. Для России большинство из них кроется:
* в неразвитости всей отрасли страхового бизнеса, малом опыте
его применения;
* в недостаточной разработанности теоретических вопросов
экологического риска;
* в отсутствии соответствующей политической воли, норматив
ной базы, финансовых и материальных возможностей, а порой и
желания у властей, общественности, промышленного и страхового
бизнеса заняться созданием подходящих условий.
Вместе с тем большое внимание этой области страхования уделяется в промышленно развитых странах, там имеется четкое представление по поводу того, что рассматривается в качестве экологического риска, поддающегося страхованию.
"Экологическое страхование", или "страхование от загрязнений окружающей среды", означает систему страхования случаев экологического риска и применяется для обозначения компенсаций, выплачиваемых страховщиками пострадавшим в зависимости от их ущерба по причине аварийных загрязнений.
В области экологического страхования термин "загрязнения в результате аварий" (аварийное загрязнение) как правило используется для описания единственно случайных, непреднамеренных загрязнений, которые возникают неожиданно. В отдельных случаях страхуются другие возможные формы промышленного загрязнения, включая и постепенное загрязнение. Однако в этих случаях страховщики редко погашают ущерб, поскольку считается, что это есть загрязнения по неустановленной причине.
Под ущербом в данном случае понимается стоимость работ по очистке и ликвидации последствий страховых событий. Это возможный ущерб от загрязнений в результате аварий на определенном заводе, установке или агрегате или возможный ущерб от случайных событий, причиняющих внезапное либо постепенное загрязнение, которое воздействует на население и организации.
Анализ показывает, что на пути к осуществлению стабильной и необременительной системы страхования экологического риска лежат значительные препятствия. Это прежде всего затруднения, объективно проистекающие от сложившейся экономической, юридической и социально-политической обстановки в конкретных странах, а также в результате несовпадений и иногда противоречий в интересах разных заинтересованных сторон (промышленный бизнес, страховщики, местные и центральные власти, общественность и др.). Необходимость в такой системе страхования экологического риска полностью признается всеми промышленно развитыми странами мира, так как она дала бы возможность удовлетворить требования всех заинтересованных сторон - и жертв, и потенциальных загрязнителей.
Это особенно важно в тех случаях, когда страховые выплаты пострадавшим превосходят кредитные возможности организации-загрязнителя. Меры по страхованию экологического риска выполняют важную социальную функцию, они гарантируют, что жертва не останется без законной компенсации, и кроме того дают уверенность, что организация, на которой произошла авария, сможет восстановить и возобновить производство.
Обществу, целью которого является погоня за прибылью, "можно противопоставить только одно - гуманизацию общества, высочайшую сознательность и нравственность его членов"1. Без гуманизации всех сфер человеческой деятельности спасти жизнь на Земле не удастся. Как отметил академик В.А. Коптюг, "роль гуманитарных и социально-экономических наук на этом этапе жизни человечества приобретает особое значение, превосходящее даже значение естественных и технических наук".
Литература к теме
Ващекин Н.П., Лось В.А., Урсул А.Д. Экология. М.: МГУК, 2000.
Введение в социальную экологию / Рук. авт. колл. Урсул А.Д. Ч. 1,2.
М.: Луч, 1994.
Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С. Экологический вызов и устойчивое
развитие. М., 2000.
Дзлиев М.И. Современные подходы к мониторингу социально-экологической обстановки в регионе. М.: Союз, 1994.
Дзлиев М.И., Потрубач Н.Н., Мошковский В.А. Социоэкологическая
безопасность в современных условиях. М.: Союз, 1995.
Мамедов Н.М. Основы социальной экологии. М., 2002.
Пуляев В.Т. Экология человека - путь к спасению жизни на Земле /\
Социально-гуманитарные знания, 2001, № 1.
Урсул А Д. Переход России к устойчивому развитию (Ноосферная стратегия). М.: Ноосфера, 1998.
Экологическая доктрина Российской Федерации (одобрена Распоряжением Правительства Российской Федерации №1225-р от 31 августа
2002 г.) // Российская газета, 18 сентября 2002 г.
Контрольные вопросы и задания
В чем заключаются национальные интересы России в экологической сфере?
Сформулируйте понятие "экологическая безопасность" и назовите основные принципы ее обеспечения.
Перечислите основные показатели экологической безопасности.
В чем разница между содержанием понятий "экологическая политика" и "политическая экология"'?
Что такое экологически зрелая личность?
В чем заключаются особенности экологического страхования в
России?
Тема 19
БЕЗОПАСНОСТЬ В УСЛОВИЯХ КРИМИНАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
Одной из сущностных характеристик современного российского общества, которая к настоящему времени приобрела достаточную устойчивость и в силу этого может считаться системообразующей, стала теневая деятельность, теневые отношения во всем многообразии их проявлений.
Теневые отношения получили широкое распространение в современной России. Они вышли за рамки экономики и проявляются по существу во всех неэкономических сферах общества. Помимо заурядной уголовщины, это и теневые договоренности в процессах функционирования властных структур различного уровня, включая органы правопорядка; теневые методы решения проблем в отраслях социальной сферы (в учебных заведениях, лечебных учреждениях, жилищно-коммунальной сфере) и т.п. Теневые процессы стали неотъемлемой чертой уровня и образа жизни существенной части населения страны. Достаточно напомнить про привычные теневые доходы (неформальную занятость) населения. Тот сектор экономики, который назван "неформальным"1, охватывает целый комплекс социальных сфер экономики - от труда и занятости до экономики домашних хозяйств. Все это позволяет считать, что российское общество начала XXI в. в немалой мере является теневой социально-экономической системой.
В отличие от информационно обеспеченных, теневые процессы - это такие изменения в жизни общества, которые не оставляют видимых следов. О них нет ни статистических данных, ни финансовых документов (например, налоговых). Теневые процессы для общества как бы и не существуют. То есть это спектр событий, информационно недоступный для населения.
Именно поэтому в "Концепции национальной безопасности Российской Федерации" отмечается: "Угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности, приобретает особую остроту. Серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере, снижение духовно-нравственного потенциала общества являются основными факторами, способствующими росту преступности, особенно ее организованных форм, а также коррупции".
При всех "межсферных" различиях всю совокупность теневых отношений можно разделить на две большие и принципиально отличающиеся группы: теневые отношения в экономике; теневые отношения вне экономики, в социальной сфере.
О теневых отношениях в экономике написано достаточно много. Отличия теневых отношений в социальной сфере от теневой экономики:
* рассматриваемые теневые отношения выходят за рамки экономики как таковой, поскольку экономика лишь одна из сфер
социальной жизни общества, причем весьма целостная и компактная. Под нею понимается функционирование (производство, распределение, перераспределение) теневого капитала в "экономическом пространстве", в ходе той или иной хозяйственной деятельности. Что касается социальной сферы общества (того, что
остается вне экономики), то здесь теневые процессы весьма разно
родны, так как мало общего между политикой и репетиторством,
сферой правопорядка и наукой;
* субъекты теневых отношений, в отличие от сферы экономики,
разнообразны. Например, роль теневых политиков резко отличается от поведения теневых преподавателей, теневых врачей, теневых ученых и многих других теневиков, представляющих разнообразные социальные сферы общества;
* цели теневого поведения в сфере экономики состоят в по