<< Пред.           стр. 14 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу

 лучении дополнительного дохода; смысл же теневых отношений
 в социальных сферах - не деньги как таковые, не получение
 экономического эффекта, а незаконное достижение тех или
 иных социальных (политических, идеологических, научных и т.п.) целей;
 * "продукты" социальных теневых рынков нельзя свести к какому-либо единому показателю, чем в экономике является доля в
 ВВП. Оборачивающиеся в социальной сфере ценности не имеют
 интегральной оценки, так как объекты теневых социальных рынков чересчур разнокачественны и разнородны. Например, "продукт" политического рынка (принятие парламентариями каких-то политических решений) совершенно несоизмерим с "продуктом" теневой науки (написанием диссертации и т.п.).
  Теневые экономические (в более широком смысле социальные) отношения в обществе находятся в прямой связи с криминалитетом. Связь эта двусторонняя: "тень" создает благоприятную среду для преступлений, а преступления нуждаются в "тени" и, соответственно, усиливают ее.
  Одним из заметных, если не определяющих, явлений общественной жизни последнего времени стало "силовое предпринимательство" - набор решений и стратегий, позволяющих на постоянной основе конвертировать организованную силу в денежный доход и иные блага, имеющие рыночную ценность. Если для финансового предпринимательства основным ресурсом являются деньги, для торгового - потребительские товары, для промышленного - факторы производства, для информационного - знания и т.д., то
  для ведения силового предпринимательства основным ресурсом выступает организованная сила или физическое насилие как прямое, так и потенциально возможное.
  Если провести различие между реальным насилием, т.е. непосредственным применением физической силы, и потенциальным насилием, т.е. угрозой силы, ставящей ее реальное применение в зависимость от дополнительных условий, то это дает возможность использовать более тонкие политико-экономические отношения.
  В ситуации неравенства сил сам факт наличия превосходящей силы делает возможным отношения принуждения как способности определять действия другого лица или группы. Возможность, предоставляемая силовым превосходством, - конвертация потенциального насилия в конкретное материальное благо.
  Потенциал силы, т.е. демонстрация ее наличия без активного применения (расходования), составляет основу экономии силы, в то время как ее реальное применение существенно сужает политико-экономические отношения. Потенциальное насилие превращается в политический или экономический ресурс при двух условиях:
 * существования наглядного и убедительного различия в уровне силы между контрагентами, т. е. силового дифференциала;
 * существования "ценностного дифференциала", который понимается как межгрупповое различие в ценности жизни или физической целостности относительно других ценностей.
  Аналитическое различие между реальным и потенциальным насилием позволяет понять, как неприменение силы, т.е. воздержание от действия, может приобретать характер услуги, предоставляемой в обмен на другие блага или услуги. Особенность этой услуги состоит в том, что, во-первых, не купить ее нельзя, свобода выбора ограничена и, во-вторых, цена такой услуги устанавливается произвольно ее поставщиком.
  В любом случае экономисты согласны, что мир организованной преступности можно рассматривать как сеть фирм, производящих запрещенные законом товары и услуги и стремящихся контролировать рынок.
  Состояние преступности в социально-экономической сфере отражает комплекс сложных проблем, которые определяют экономическую ситуацию в стране. Спад производства, инфляция, социальное расслоение общества, криминальные формы предпринимательства обусловили пересмотр отношений значительной части граждан к ранее действовавшим стандартам поведения.
  Либерализация экономической деятельности, "разгосударствление" собственности по заниженным ценам, допуск в экономику теневого капитала, не сопровождавшиеся созданием государством адекватного механизма контроля и защиты от противоправных?; посягательств, предоставили благоприятные условия для внедрения в экономические отношения преступных элементов, подкупа служащих госаппарата, бесконтрольного распоряжения руководителями государственных предприятий и организаций вверенным им имуществом. Широкое распространение в постперестроечной России получила групповая организованная преступность.
  Под организованной преступностью обычно понимается система организованных преступных групп, преступных сообществ (преступных организаций) и их участников, а также совершенные ими преступления.
  Результаты анализа показывают, что организованная преступность - это сложное системное образование, структура которого характеризуется наличием различных рода и степени устойчивости связей между отдельными преступными группами и лицами, действующими в сфере теневой экономики, с одной стороны, и коррумпированным административным аппаратом - с другой. Цель этого образования - получение максимальной прибыли с минимальным риском.
  Опасность современных преступных формирований - в высокой степени их организованности. Эти формирования отличают: многочисленность, хорошая техническая оснащенность и вооруженность, наличие строгой и четкой иерархической структуры (организаторы, непосредственные исполнители, наводчики, разведчики, скупщики и укрыватели похищенного и т.д.), жесткая дисциплина, тщательный подбор членов банд с использованием родственных, дружеских, этнических, земляческих связей, прежних отношений по совместному совершению преступлений и отбытию наказания, наличие связей с коррумпированными представителями органов власти и управления.
  Организованная преступность создает для своих нужд альтернативную государственной систему собственного контроля. Она действует в двух направлениях: поддержание порядка неправовыми методами, а также осуществление "самозащиты", т. е. принятие мер по защите своих интересов в правовой сфере (лоббирование принятия и непринятия законов) и блокирование укрепления правоохранительной системы.
  Набравшая силу организованная преступность стала монополизировать все сферы противоправной деятельности, приносящие материальную выгоду.
  Организованная преступность достигла в России таких масштабов и распространения, что эта проблема называется в числе первоочередных, требующих целого комплекса мер государственного и общественного противодействия.
  В сфере криминального бизнеса вращаются огромные денежные средства. Мало того, они выведены из-под налогообложения и государство таким образом теряет миллиарды. Эти капиталы питают преступный мир, усиливают инфляционные процессы, способствуют росту цен, социальной напряженности и политической стабильности. Все это в совокупности создает реальную угрозу национальной безопасности России.
  Особо опасно то, что в сферу деятельности преступных групп вовлекаются военнослужащие внутренних войск и других подразделений Вооруженных сил, работники милиции, прокуратуры, ФСБ и иных правоохранительных органов.
  Отставные и действующие сотрудники служб разведки и безопасности связаны с организованными преступными группировками тремя основными путями:
 * через использование методов разведки в преступных целях;
 * через свои возможности защищать деятельность преступников внутри самого
 правительства;
 * через свои связи с зарубежными компаниями на основании операций, проводившихся КГБ во времена развала СССР.
  В последнее время все чаще стали делаться попытки повлиять на ход расследования (в том числе судебного) преступлений, совершенных организованными группами через средства массовой информации.
  Все это выводит организованную преступность на новый виток криминальной спирали.
  Современная организованная преступность в России представляет собой сложное негативное и неоднородное явление. Это собирательное понятие, характеризуемое рядом признаков, основными из которых, по мнению специалистов, являются следующие:
  1. Специфическая форма планирования и осуществления преступных акций силами жестких структур преступного мира - разновидности "бизнеса";
  2. Мощная проникающая способность во все интересующие ее
 сферы жизни общества;
  3. Повышенная общественная опасность совершаемых преступлений, степень тяжести, экономических, политических и
 иных социальных последствий.
  4. Избирательность объектов воздействия, т. е. конкретных лиц
 и структур, владеющих собственностью;
  5. Устойчивые связи как внутреннего, так и внешнего порядка;
  6. Наличие высокой латентности (т. е. скрытости), зависящей от многих объективных и субъективных обстоятельств, в том числе и от слабой реакции на ее проявления со стороны правоохранительных органов;
  7. Значительное омоложение за счет вовлечения в преступную
 деятельность подростков, как правило, имеющих достаточный
 опыт противоправной деятельности и побывавших в местах лишения свободы или специальных учреждениях.
  Широкая консолидация и сплочение организованных преступных групп и сообществ во всех регионах России определяются неадекватной законодательной базой и коррумпированностью государственного аппарата. Обострение криминогенной ситуации генерируется также социально опасными факторами сегодняшнего времени: пренебрежением к закону, мутацией нравов, обнищанием народа.
  В сфере организованной преступности России последних лет можно выделить несколько типов организованных криминальных образований:
  1. Криминальные группы без строгой соподчиненное(tm) и четко
 выраженного лидера;
  2. Группы с четко выраженным лидером;
  3. Многочисленные преступные группировки, объединяющие в
 своих рядах десятки или даже сотни лиц, активно занимающихся
 преступной деятельностью;
  4. Вооруженные группировки, создаваемые с целью нападения
 на государственные или частные предприятия и на отдельных лиц;
  5. Преступные образования, которые по степени организованности и характеру деятельности выходят за рамки чисто преступных объединений и сочетают как преступные, так и легальные
 формы деятельности.
  Руководители правоохранительных органов задачу противостояния криминалитету в большинстве случаев сводят к борьбе с тривиальными бандитскими группировками, составляющими, несомненно, чрезвычайно важный, но всего лишь низовой, самый незначительный исполнительный элемент глобальной структуры организованной преступности.
  В январе-сентябре 2002 г. было зарегистрировано 1935,8 тыс. преступлений, что на 14,7% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Рост преступлений отмечен в трех субъектах Федерации, их снижение - в 86 субъектах.
  За этот период раскрыто 1236,1 тыс. преступлений, из которых каждое четвертое совершено лицами, ранее совершавшими преступления, каждое пятое - в состоянии алкогольного опьянения, каждое одиннадцатое - несовершеннолетними.
  Не раскрыто 664,4 тыс. преступлений, что на 9,5% превышает аналогичный показатель 2001 г. Из этого количества на тяжкие и особо тяжкие преступления приходится 82,4%.
  Для сравнения: в жесточайшем 1937 г. в огромном Советском Союзе в тюрьмах и лагерях сидело 820 тыс. 880 человек, из них 13% политических заключенных.
  По данным МВД РФ, современная российская преступность имеет структуру, приведенную в табл. 19.1.
  Характерный признак нашего времени - государственно-мафиозные отношения, которые стали образом жизни российских властей, определяющих вместе с лидерами криминального мира экономические и политические реалии. Организованная преступность в нашей стране полностью сформировалась, проникла во все представительные, исполнительные и правоохранительные структуры власти, накопила достаточный капитал, организовала тысячи людей, вооружила их, имеет солидную базу в виде коммерческих структур различной организационно-правовой формы и может оперативно приспосабливаться в своих преступных целях к новым изменениям в социально-экономической сфере жизни.
  Таблица 19.1
  Структура преступности в России
  Вид преступлений Доля преступлений % Кража 41,9 Хулиганство 7,8 Грабеж, разбой 5,3 Убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилование. 3,9 Присвоение или растрата 3,0 Мошенничество 2,1 Прочие виды 36,0
  Синдикаты организованной преступности продвигают своих собственных кандидатов на государственную службу, обеспечивают финансирование и, если избираются их кандидаты, получают статус парламентской неприкосновенности. Они могут также покупать на черном рынке посты в качестве помощников членов Думы за 4 или 5 тыс. долл.
  В последнее время изменился и облик криминальных группировок. В них пришли люди, пытающиеся разобраться не только в расстановке сил, но и в способах ведения хозяйственной деятельности.
  Силовые структуры особо выделяют четко обозначившееся стремление лидеров организованной преступности, накопивших огромные капиталы, вторгнуться в политику, лоббировать свои интересы во властных структурах всех уровней, подкупая представителей власти, влиять на ход выборов депутатов и непосредственно пытаться войти в представительные политические органы. В настоящее время в этих целях активно используется институт помощников народных депутатов, среди которых много представителей криминального мира, лиц с уголовным прошлым.
  В целом, все преступления, совершаемые организованными преступными группами в России в экономической сфере, обычно подразделяют на четыре категории:
 * первая - преступления против жизни и здоровья предпринимателей и членов их семей. К ним относятся убийства, тяжкие
 телесные повреждения, похищения, захват заложников и т.д.;
 * вторая - экономические преступления. Это хищения чужого имущества, принадлежащего предпринимателям и их структурам, банкам, совершаемые с использованием служебного положения либо путем мошенничества, взяточничество, фальшивомонетничество и др.;
 * третья - корыстно-насильственные преступления. Это бандитизм, разбои, грабежи, вымогательство, рэкет и пр.;
 * четвертая - преступления против общественной безопасности. Это действия, связанные с незаконным изготовлением и сбытом наркотических средств, торговля оружием, контрабанда и др.
  Безусловно, новой формой противоправных действий являются преступления, совершаемые организованными группами из числа так называемых "интеллектуальных" и "предприимчивых" преступников, занимающихся различными злоупотреблениями при финансовых операциях и манипуляциях с собственностью.
  Перераспределение сфер влияния в преступном мире, новые, нетрадиционные виды преступной деятельности объективно определили образование преступных организаций и сообществ, занимающихся не только организацией обыкновенных краж, но и проведением многоходовых мошеннических сделок, не исключая факты вымогательства, разбойных и бандитских нападений.
  Происходит сегментация рынков по степени криминализации и распространенности в них действий криминалитета. Преступники тянутся не просто к "легким" деньгам, но к "темным" сегментам рынков. И чем глубже предприниматель уходит в "тень" тем вероятнее он подвергается риску силового воздействия и должен уделять больше внимания обеспечению безопасности.
  Свидетельством того, насколько далек современный российский бизнес от цивилизованных форм, является широкое распространение в экономической практике такого явления, как рэкет, или вымогательство.
  Распространился рэкет гораздо быстрее, чем многие законные формы и структуры предпринимательской деятельности. Способствуют тому сами предприниматели, которым оказывается выгоднее разрешать споры не через государственные, а через рэкетирские структуры - это получается дешевле и справедливее. Стало нормой, обыденной практикой заверять документ только подписями партнеров. Нотариус им не нужен, так как в случае конфликта решать, кого наказывать, будут по этому документу рэкетиры.
  В целом, о проблемах, связанных с рэкетом, в последние годы говорилось очень много. Было принято считать, что примерно 70% коммерческих структур платили дань криминальным группировкам.
  Сосредоточение значительной доли собственности в частных руках усилило корыстную мотивацию преступлений, в определенной мере стимулировало возникновение новых видов противоправных деяний, нетипичных для предшествующих периодов. Резко увеличилось число субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность нелегально. Расширилась практика использования лжефирм или предприятий, зарегистрированных на подставных лиц. Эти обстоятельства и способствовали фактам крупномасштабного мошенничества в отношении вкладчиков различных финансовых компаний, вызвавших большой резонанс в обществе.
  Однако для отдельных секторов экономики проблема криминализации не столь существенна, как для рынка в целом. Степень защищенности зависит прежде всего от масштабов предприятия и его близости к государству. С крупными структурами, особенно оборонными, государственными или связанными с обслуживанием государства, предпочитают не связываться.
  По результатам социологических опросов, каждый седьмой предприниматель отметил наличие проблем с вымогателями. В первую очередь это касалось руководителей предприятий розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания (26%), которые оперируют наличными деньгами и находятся на виду. Разумеется, именно к ним и обращались с настойчивыми предложениями о предоставлении "крыши". В меньшей степени это коснулось предприятий в сферах науки, медицины и культуры (9%), финансов (6%). По остальным отраслям показатели близки к среднему уровню.
  В целом же, силовые вымогательства в хозяйственной деятельности распространены достаточно широко. Ниже представлены масштабы и динамика насилия в российском бизнесе:
 
  Как часто применяются угрозы и вымогательства в российском бизнесе? Часто
  (17%) Иногда
  (62%) Никогда
  (21%) Как часто приходится предпринимателю сталкиваться с угрозами и силовым вымогательством? Часто
  (3%) Иногда
  (39%) Никогда
 (58%) Как изменилась ситуация с угрозами и силовым вымогательством за последние 2-3 года? Стали чаще
  (14%) Без изменений (56%) Стали реже
  (30%) Возможна ли сегодня успешная деятельность без угроз и силового вымогательства? Нет
  (8%) С трудом
  (34%) Да
  (58%) Специалисты уже определили факторы, обусловливающие наличие или отсутствие силовых вымогательств. Те, кто страдали от рэкетиров раньше, при создании предприятий, не могут освободиться от внешних силовых воздействий и по сей день. Очевидно, что после попадания предприятия в определенную нишу, отличающуюся повышенной или пониженной степенью криминализации, оно закрепляется в этой нише, отношения приобретают инерционный характер.
  В целом, насилие концентрируется там, где быстрее оборачиваются средства и проще характер хозяйственных операций (сложность и "непрозрачность" операций затрудняют применение силы, требующей простых решений).
  Решение вопроса о безопасности своего бизнеса принимается предпринимателем самостоятельно в рамках общей деловой стратегии, связанной с выбором своей ниши в бизнесе и способов защиты своего бизнеса. Исходное решение обычно бывает добровольным, но затем предприниматель уже вынужден действовать в рамках выбранной стратегии, подчиняясь навязанным ему правилам.
  Специалисты определили состав групп предпринимателей, пользующихся тем или иным способом обеспечения собственной безопасности:
 * первая - те, кто предпочитает справляться своими силами. Это главы приватизированных предприятий, а также руководители, не начавшие собственного дела директора предприятий, не испытавшие давления преступников в начале своей деятельности;
 * вторая - предприниматели, пользующиеся услугами милиции. Здесь больше руководителей крупных фирм и предприятий с
 долей государственной собственности и тех, кто чаще сталкивается с угрозами и вымогательствами;
 * третья - деловые люди, имеющие свою службу безопасности
 или пользующиеся услугами охранных агентств. Это руководите
 ли новых, малых и негосударственных предприятий и те, кто готов
 тратить средства на охрану и безопасность бизнеса. Здесь большая
 доля представителей финансовой сферы;
 * четвертая - представители бизнеса, связанные с криминалитетом. Здесь много людей, давно связанных с преступниками, -
 предпринимателей, изначально попавших в сферу влияния рэкетиров. Столкнувшись с силовым давлением, они чаще других не
 имеют возможности от него избавиться. Здесь много руководите
 лей малых предприятий; фирм, работающих в сферах оптовой и
 розничной торговли, общественного питания и услуг и не усматривающих особого риска в обходе закона.
  Рыночная среда, в которой приходится действовать структурам, обеспечивающим экономическую безопасность, в том числе и государственным спецслужбам, требует сегодня не только новых форм и методов, но и новой идеологии, т. е. формирования иных правовых, организационных и нравственных подходов. Вызванная к жизни объективными обстоятельствами негосударственная система охраны показывает, что она не только способна защитить , корпоративные интересы предпринимателей, но и берет на себя ту часть тяжелой работы, которую правоохранительные органы пока сделать не в состоянии.
  В настоящее время в России уже складывается негосударственная система обеспечения безопасности предпринимательства, собственности, личности и в целом безопасности общества. Ее формирование происходит непросто и сопровождается рядом негативных явлений.
  Основную функцию преступных группировок, а также групп работников силовых ведомств, действующих как частные лица, и частных охранных предприятий специалисты определяют как "силовое партнерство".
  Силовое партнерство - это специфическая функция, базирующаяся на использовании потенциального насилия на коммерческой основе и заключающаяся в формировании определенной структуры рыночной экономики путем предоставления таких услуг, как безопасность, гарантирование выполнения контрактных обязательств, решение споров и т.п.
  Основой силового партнерства являются "силовые предпринимательские структуры". Такие структуры обычно подразделяются на следующие виды:
 * государственные, но нелегальные - подразделения государственных органов
 правопорядка и безопасности, выступающие как частные субъекты;
 * негосударственные, но легальные - зарегистрированные частные охранные
 предприятия;
 * частные и нелегальные - преступные или бандитские группировки.
  Силовые предпринимательские структуры различны по размерам, принципам организации и правовому статусу, но сходны по методам предпринимательской деятельности и функциям, выполняемым ими на российском рынке.
  На кого же реально рассчитывают российские бизнесмены в сложившейся ситуации? Результаты широкомасштабных исследований в этой сфере приведены в табл. 19.2.
 
 
 
 
  Таблица 19.2
  Показатели Расходы на охрану и безопасность, % Значительные Незначительные Отсутствуют Реакция на применение силы:
  обойдутся своими силами 33 42 28 обратятся в милицию 10 13 15 прибегнут к услугам охранных агенств 15 11 4 обратятся к криминальным группировкам 31 13 11 Затруднились ответить 10 21 42 Реакция на обман:
  используют силу 28 11 4 используют уговоры 44 65 21
  Отношение предпринимателей к применению силы и расходы на охрану и безопасность бизнеса
  Закономерной стадией развития экономической преступности явилось возникновение качественно новой формы ее существования - экономической организованной преступности.
  Мир организованной преступности обычно представляется двумя принципиально различными категориями субъектов: ворами и бандитами.
  Воры не являются силовыми предпринимателями, они ничего не производят. Основная их задача - хищение и стремление избежать задержания и наказания.
  Бандиты считают себя производителями определенных услуг, вытекающих из возможности распоряжаться организованной силой. Сила должна быть заметной, так как именно это является основным рыночным ресурсом группы.
  Если доход вора состоит из присвоения какой-то части имущества предпринимателей или экономических структур, то бандит получает долю прибыли субъектов рынка, которая, по его мнению, произведена при содействии группировки. Этот доход носит характер своеобразного налога, изымается на постоянной основе и опирается на долговременные отношения. Именно поэтому бандиты, охраняющие порядок, борются с воровством (например, выгоняют воров с вещевых рынков).
  В настоящее время отмечается широкое внедрение организованной преступности на черный рынок в целях его монополизации. В последние годы здесь отчетливо прослеживается процесс перераспределения части доходов мелких теневых дельцов (фарцовщиков, торговцев наркотиками, спекулянтов и пр.) в пользу мощных высокоорганизованных преступных формирований.
  Очевидно, что мелкий предприниматель, действующий в теневой сфере, ограничен в ресурсах любого вида, а также в возможности обеспечить себе официальное прикрытие "сверху", без которого практически невозможно более или менее спокойное существование на современном российском рынке. Предел его возможностей - это подкуп конкретного сотрудника правоохранительных органов, что в одиночку тоже не просто сделать. Поэтому широко распространенным способом воздействия на строптивых предпринимателей является давление на них не только с помощью обычных рэкетиров, но и силами официальных представителей правоохранительных органов, состоящих в "штате" крупных организованных преступных формирований. Сотрудники милиции успешно "повышают выявляемость и раскрываемость", расчищая жизненное пространство для организованных форм противоправного предпринимательства.
  Не менее важной тенденцией развития организованной преступности в стране становится ее проникновение в сферу кооперации. Значительные просчеты в развитии кооперативного движения привели к тому, что деятельность многих кооперативов стала приобретать все более "теневую" окраску. Проведенные исследования позволяют оценить долю кооперативов, систематически нарушающих существующие нормы права (хозяйственного, гражданского, трудового и пр.), примерно на уровне 80-85%. Все это создает условия для роста экономической преступности, причем многие ее виды напрямую связаны с организованными формами. Значительная часть сконцентрированных в криминальной среде капиталов направлялась на воспроизводство преступности в более широких масштабах. Наряду с корыстными убийствами, разбоями, квалифицированным вымогательством, характерными для организованной преступности, продолжалась активная ее интеграция в экономическую сферу в целях получения сверхвысоких незаконных доходов. По опубликованным данным, на стыке общеуголовной и экономической преступности действуют более 1 тыс. организованных преступных групп.
  Наиболее "прогрессивные" оргпреступные группировки сегодня предпочитают выступать под видом предпринимательских коммерческих или финансовых структур. В этом случае они защищены законами о предпринимательской деятельности, о банках, акционерных обществах и т.д. Но это не означает, что они стали предпринимателями. Юридически они - предприниматели, но основную часть дохода получают не за счет классического предпринимательства или коммерции, а за счет мошенничества, воровства, грабежа и вымогательства, осуществляемого под прикрытием рыночной деятельности.
  Анализ современных правонарушений указывает на очень существенное обстоятельство. Если в условиях плановой экономики преступники (за редким исключением) подстраивались под существовавшие структуры промышленности, торговли и финансов, то в условиях рыночной экономики они все чаще создают собственные частные производственные, коммерческие и банковские структуры для последующего совершения различных противоправных действий.
  Преступными сообществами фактически парализованы все столь ожидаемые многими в России перемены в экономической жизни. О каких рыночных отношениях, здоровой конкуренции можно говорить, когда экономические интересы, спрос и предложения на все виды товаров определяются лицами из преступных формирований.
  Криминалитет навязывает свои правила игры на рынках. Он распространил свое влияние на ключевые отрасли и направления экономической деятельности, в том числе на финансово-кредитную и биржевую системы, внешнеэкономические отношения, сферу обращения валютных ценностей, процесс приватизации, частный бизнес, и на этой основе постоянно расширяет масштабы перекачивания в свою собственность национального богатства.
  Все больше распространяются созданные криминальными структурами собственные "карманные" банки, предназначенные специально для прикрытия махинаций с сокрытием незаконно полученной прибыли и отмывания преступно нажитых капиталов. Банковская сфера использования довольно широка для незаконного получения кредитов, неконтролируемого прилива капиталов в теневую экономику и зарубежные банки. Криминализируется и внешнеэкономическая деятельность, продолжается незаконный вывоз за пределы России стратегически важных ресурсов.
  Высокими темпами продолжается криминализация потребительского рынка, где повседневными стали факты незаконного повышения цен, незаконного предпринимательства и обмана потребителей, торговли фальсифицированными товарами и другие правонарушения.
  В острую проблему выливается безлицензионная деятельность многочисленных финансовых компаний по привлечению денежных средств юридических и физических лиц, которая нередко заканчивается их присвоением и последующим фиктивным банкротством. Правовая неурегулированность фондового рынка и рынка ценных бумаг создает благоприятные условия для крупных мошеннических операций.
  Возникли и новые, ранее не наблюдавшиеся виды преступной деятельности - например, своего рода "промышленный шпионаж", т. е. внедрение "агента" в конкурирующую экономическую структуру, чтобы получить необходимую информацию и организовать ее развал изнутри. Нанимаются рэкетиры для "силового" воздействия на конкурентов, широкое распространение получила практика организации "нужных" публикаций в прессе, формирования соответствующего общественного мнения и дискредитации конкурента.
  Все это свидетельствует о высокой степени диверсификации российской организованной преступности, т. е. ее способности мимикрировать, быстро приспосабливаться к изменяющейся социально-экономической ситуации.
  В условиях рыночной экономики участники организованных преступных групп нередко используют частные предпринимательские и иные структуры для решения своих задач, таких, как маскировка своей преступной деятельности, средство для достижения преступного результата, путь легализации денежных средств, получаемых преступным путем.
  Следует подчеркнуть, что руководство отдельных экономических структур при решении некоторых вопросов (например, возврате кредитов) само прибегает к внеэкономическим, на грани с преступными, способам, включая шантаж и угрозы. Нанимая для выполнения подобных мероприятий лиц из криминогенной среды, такие руководители бизнеса, с одной стороны, стимулируют деятельность преступных структур, при этом впоследствии сами нередко становясь объектами преступных посягательств, а с другой - способствуют процессу сращивания легальных структур с криминальными группировками.
  Особо следует остановиться на этнических преступных формированиях. Сложность и деликатность проблемы состоит в том, что юриспруденция здесь тесно переплетается с национальной политикой, которая в нынешних условиях России приобретает особую остроту.
  Однако анализ показывает, что больше половины выявленных преступных групп составляют жители Закавказских стран и Северокавказских республик. И было бы неверно отрицать активность этнических преступных формирований только на том основании, что это может затронуть национальные чувства.
  Хотим мы того или нет, но жизнь заставила возродить в криминологических исследованиях пресловутый "пятый пункт" анкет бандформирований - их этническую принадлежность.
  В частности, в Москве, отличающейся насыщенностью преступных формирований, преобладают: на 1-м месте - этнические группы из числа азербайджанцев, на 2-м - чеченцы, на 3-м - дагестанцы, на 4-м - армяне, на 5-м - грузины, на 6-м - ингуши, на 7-м месте - татары. За последние 7 лет преступность жителей Закавказья и Северного Кавказа в столице возросла в 3,5 раза. "Иногородними" совершается каждое пятое преступление в стране.
  Происходит определенная специализация этнических группировок. Этнические преступные группы выявлены практически во всех регионах нашей страны, более чем в 20 крупных городах. По данным ФСБ РФ, количество их активных участников превышает 6,5 тыс. человек.
  Так, по опубликованным данным: чеченские общины занимаются незаконным экспортом нефти и нефтепродуктов, редкоземельных металлов, банковскими операциями, автобизнесом (крадеными автомобилями). Азербайджанские группировки - наркобизнесом, азартными играми, торговлей. Армянские - кражами и угонами автотранспортных средств, мошенничеством, взяточничеством. Грузинские - квартирными кражами, грабежами, разбоями, захватами заложников. Для ингушских группировок характерна незаконная деятельность в сфере золотодобычи, операции с оружием. В дагестанских проявляется большая склонность к корыстно-насильственным и имущественным преступлениям.
  Характеристика организованной преступности в России была бы далеко не полной, если не рассмотреть ее международные аспекты. Здесь выделяют два типа преступных группировок: преступные организации и преступные сообщества.
  Преступные организации, как правило, действуют на какой-то конкретной территории, либо в какой-то отрасли криминального промысла или криминально-коммерческой деятельности. Преступные сообщества, в отличие от них, осуществляют преступную деятельность в нескольких регионах, а также в масштабах России, странах Ближнего и Дальнего зарубежья, сочетая в себе те или иные признаки преступных организаций.
  К преступным сообществам следует отнести и межрегиональные преступные организации, воровское сообщество России, этнические преступные организации чеченцев, грузин, китайцев, нигерийцев, вьетнамцев и других национальностей.
  Российская организованная преступность за рубежом состоит из многочисленных группировок, которые используют различные предприятия и фирмы на территории бывшего СССР, Западной и Восточной Европы, США в качестве прикрытия для отмывания прибыли от преступного промысла, а также других незаконных видов деятельности (например, ведения торговли), избегая уплаты налогов. Интернациональный аспект проблемы обострился настолько, что в ряде ведущих стран мира ею занимаются на уровне законодательных органов.
  Безусловно, в любой стране с рыночной экономикой имеется мафиозная прослойка, паразитирующая на созидательном труде остального населения. Это неизбежно. Однако она может спокойно существовать оставаясь лишь в определенных количественных рамках, действуя в определенных социальных сферах и не выходя за пределы определенных поведенческих границ.
  Так будет продолжаться до тех пор, пока капитал, вложенный в мошенничество, воровство, грабеж и вымогательство, будет давать норму прибыли намного большую по сравнению с прибылью от законного производства, торговли или иного вида оказания потребительских услуг.
  Анализ доходности многих видов экономической деятельности за последние несколько лет показывает, что сейчас в России нет практически ни одного вида законной предпринимательской деятельности, который бы давал норму прибыли (при условии выплаты всех налогов), достаточную для покрытия уровня инфляции и накопления сколь-нибудь значительного капитала, необходимого для развития бизнеса. Это можно сделать только незаконными способами накопления капитала, которые осуществляются с помощью мошенничества, вымогательства, воровства и грабежа.
  Рассматривая долгосрочные тенденции в экономической истории преступного мира, можно отметить, что пока основной формой преступлений были "преступления с жертвами" (кражи, грабежи и т.д.), крупные и стабильные преступные организации отсутствовали. Современные формы организованной преступности складываются, когда растет число так называемых "преступлений без жертв" (проституция, наркобизнес, контрабанда, рэкет). Если "преступления с жертвами" основаны на применении насилия к потерпевшим, то при "преступлениях без жертв" имеет место купля-продажа запрещенных законом товаров и услуг по обоюдному согласию. Именно при "преступлениях без жертв" формируются криминальные рынки в собственном смысле слова. Этот переход от преступления-перераспределения к преступлению-производству и является причиной образования организованной преступности в ее современных формах.
  В криминальном производстве действуют те же факторы, что и в легальном: стремление минимизировать издержки ведет к формированию криминальных "органов власти" и к объединению ранее самостоятельных преступников в криминальные "фирмы". Они обеспечивают, во-первых, выполнение нелегальных соглашений внутри преступного мира и, во-вторых, достижение соглашений преступников с силами правопорядка. Таким образом, мафия выполняет функции криминального правительства, которое берет на себя организацию "теневого" правосудия и налаживание контактов с окружающей средой.
  Само давление также принимает более цивилизованные формы. Криминальная опека теперь в большинстве случаев не просто элементарное выколачивание денег у предпринимателей, а предоставление различного рода "деловых услуг".
  Все это вовсе не значит, что криминализация пошла на убыль. Просто вместо грубых и часто случайных налетов появились более устойчивые и "цивилизованные" формы контроля над хозяйственной деятельностью.
  Эксперты признают, что основными причинами сокращения диапазона организованного насилия являются: конец эпохи "быстрых денег"; раздел зон влияния; повышение заботы о собственной безопасности; уход криминала в "белые" и "серые" сегменты рынков.
  Известно, что криминал интересуют быстрые и легкие деньги. К настоящему времени общепризнанно, что эти рыночные сегменты значительно сузились. И как следствие - понизилась привлекательность многих форм бизнеса для криминальных групп.
  Однако специалисты считают, что есть более важная причина, а именно: завершен первоначальный раздел сфер влияния - между легальными и нелегальными структурами, а также внутри криминального сообщества.
  Это приводит к постепенной рутинизации насилия - превращению его в "нормальный" элемент хозяйственной жизни. Вспышки грубого насилия возникают время от времени - при попытках передела зон влияния и как санкции против злостных нарушителей. Но они касаются лишь внутренних "разборок" между криминальными группировками, охраняющими границы "владений", - происходят в спорных зонах и деятельность большинства предпринимателей не затрагивают.
  По мнению аналитиков, в целом криминальная ситуация в стране в ближайшие годы не будет радикально или существенно изменяться, а перемены будут постепенными. Это относится как к общесоциальной, так и к криминальной ситуации. Более того, в силу инерционности преступности ("эффект запаздывания"), даже в случае если к 2005 г. социальная, экономическая и политическая ситуация заметно изменятся к лучшему, эти позитивные сдвиги скажутся на положении дел с преступностью только по прошествии определенного времени. Это обстоятельство также говорит в пользу гипотезы о стабильности тенденций криминальных процессов.
  Тем не менее в перспективе прогноз развития организованной преступности будет определяться общей экономической ситуацией. Если она будет неблагоприятной, то наиболее крупные преступные сообщества могут предпринять попытку переделить сферы влияния. При этом вспышка криминального насилия неизбежна. В этом случае стремление организованной преступности легализоваться уменьшится из-за сохраняющихся возможностей получать сверхдоходы от традиционных видов криминального "бизнеса". При благоприятном стечении обстоятельств, произойдет лишь изменение направленности форм организованной преступной деятельности и ослабление ее насильственной.
  К 2005 г., считают специалисты, в России может появиться интегрированное преступное сообщество общенационального масштаба. Таким образом, основными тенденциями развития российской преступности будут:
 * целенаправленная деятельность по коррумпированию представителей властных государственных структур и внедрению в
 них своих представителей;
 * активное проникновение в легальную экономику и финансовую систему;
 * сращивание традиционной уголовной преступности с экономической преступностью при доминирующей роли последней;
 * создание и совершенствование отлаженной системы противодействия контролю со стороны общества и государства;
 * преследование политических целей наряду с экономическими;
 * укрепление криминальных связей с международной преступностью.
  Постепенно мафия перейдет к рынку "черных услуг". В этой связи утвердятся такие формы бизнеса, как контроль над проституцией, рэкет в разных его проявлениях, торговля оружием, антиквариатом, услуги в сфере трансплантации человеческих органов, контрабанда, аферы с недвижимостью и землей, наркобизнес.
  В целом развитие российской организованной преступности будет происходить по следующим направлениям:
 * дальнейший рост числа организованных преступных групп,
 ориентированных на совершение корыстно-насильственных преступлений, характеризующихся сплоченностью, жесткой дисциплиной, вооруженностью и дерзостью преступлений;
 * укрупнение преступных организаций, контролирующих
 сферы производства, сбыта и бытового обслуживания, а также
 конкретные территории и регионы;
 * активизация и расширение масштабов "службы криминальных услуг" (выколачивание долгов, возвращение кредитов и т.п.);
 * охрана подконтрольных структур (фирм) - силовое подавление их конкурентов;
 * укрепление международных связей с аналогичными зарубежными формированиями, создание интернациональных преступных сообществ;
 * активизация деятельности, направленной на установление и
 поддержание коррумпированных связей с работниками правоохранительных органов, органов юстиции, чиновниками государственного аппарата.
  По степени устойчивости влияния на рост или снижение прогнозируемых показателей можно выделить три группы экономических преступлений:
 * первая группа - те виды преступлений, которые дадут стабильный и наивысший их рост. В нее войдут прежде всего 15-17
 видов экономических преступлений, впервые признанных новым
 Уголовным кодексом России (лжепредпринимательство, получение кредита путем обмана, налоговые преступления, злостное на
 рушение бухгалтерского учета, ограничение конкуренции, воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, зло
 употребления при выпуске ценных бумаг, преднамеренное банкротство и др.), ежегодный прирост которых может колебаться в
 пределах 100-200 %. В эту же группу войдут те виды преступлений, которые в настоящее время проявили тенденцию активного
 роста. Их ежегодное увеличение может быть: фальшивомонетничества и налоговых преступлений - в 2-3 раза; незаконных сделок
 с валютными ценностями, контрабанды и мошенничества - в 1,5-2;
 нарушения правил торговли - в 1,4 раза;
 * вторая группа - это 17-20 составов экономических преступлений (присвоение вверенного имущества, вымогательство, хищение предметов, имеющих особую ценность, уклонение от уплаты
 таможенных платежей, легализация преступных доходов, обман
 потребителей, превышение полномочий служащих частных охранных и детективных служб). Предполагается, что применительно к
 данной совокупности деяний средняя величина прироста в прогнозируемом периоде будет колебаться в пределах 10-15%;
 * третья группа - это 15-20 видов преступлений, число которых, вероятнее всего, обнаружит тенденцию к сокращению (умышленное и неосторожное уничтожение или повреждение имущества, самовольное использование энергии, приобретение или сбыт
 заведомо похищенного имущества, подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных
 коммерческих конкурсов, злоупотребление полномочиями, получение незаконного вознаграждения, недобросовестное отношение
 к обязанностям и др.).
  На фоне устойчивой тенденции роста выявляемое(tm) преступлений по первым двум группам прогнозируемое снижение по третьей группе не окажет существенного влияния в целом на итоговый показатель. Общий количественный рост экономических преступлений будет сопровождаться повышением их общественной опасности за счет организованных форм совершения, расширения масштабов коррумпированности и дальнейшим сращиванием с общеуголовной преступностью.
  Все это вызывает тревогу у широких слоев законопослушного населения и руководства страны. В "Концепции национальной безопасности Российской Федерации" отмечается: "Требуется консолидация усилий, направленных на борьбу с преступностью и коррупцией. Россия крайне заинтересована в искоренении экономической и социально-политической основы этих общественно опасных явлений, выработке комплексной системы мер для эффективной защиты личности, общества и государства от преступных посягательств". Указано, что приоритетное значение имеет формирование системы мер действенной социальной профилактики и воспитания законопослушных граждан. Эти меры должны быть направлены на защиту прав и свобод, нравственности, здоровья и собственности каждого гражданина России.
  К основным направлениям деятельности в сфере борьбы с преступностью относятся:
 * предупреждение, выявление и устранение причин и условий,
 порождающих преступность во всех ее проявлениях;
 * усиление роли государства как гаранта безопасности личности и общества, создание необходимой для этого нормативно-правовой базы и механизма ее применения;
 * укрепление системы силовых структур (прежде всего противодействующих организованной преступности и терроризму), со
 здание необходимых условий для их эффективной деятельности;
 * расширение взаимовыгодного международного сотрудничества в правоохранительной сфере (в первую очередь со странами
 СНГ).
  Все решения и меры, принимаемые государственными органами в сфере борьбы с преступностью, должны быть эффективными, открытыми, конкретными и понятными каждому гражданину страны. Они должны носить упреждающий характер, обеспечивать равенство всех перед законом и неотвратимость ответственности, опираться на поддержку общества. В целом, для профилактики преступности и борьбы с нею в первую очередь необходимо развивать правовую базу как основу надежной защиты прав и законных интересов граждан, а также соблюдение международно-правовых обязательств России в сфере борьбы с преступностью и соблюдения прав человека. Важно лишить преступность питательной среды, обусловленной недостатками в законодательстве, кризисом в экономике и социальной сфере.
  Литература к теме
  Ващекин Н.П., Дзлиев М.И., Урсул АД. Экономическая и социальная
 безопасность в России. М.: МГУК, 1999.
  Волков В.В. Политэкономия насилия, экономический рост и консолидация государства // Вопросы экономики, 1999, № 10.
  Дзлиев М.И. Насилие на российском деловом рынке // Безопасность,
 2000, №1-12.
  Долгосрочный прогноз развития криминальной ситуации в Российской
  Федерации // Мир безопасности, 1998, № 1.
  Козлов Ю. Теневая экономика и преступность // Вопросы экономики,
 1998, № 3.
  Латов Ю. Экономическая теория преступления и наказания // Вопросы экономики, 1999, № 10.
  Организованная преступность. М.: Юридическая литература, 1989.
  Подлесских, А. Терешонок В. Воры в законе: бросок к власти. М., 1995.
  Рывкина Р.В. Российское общество как теневая социально-экономическая система // Мировая экономика и международные отношения, 2001,
 №4.
  10. Эндерсон Э. Организованная преступность и органы власти // Полит
 эконом. Politecoiioni, 1996, № 2.
 
  Приложение
 
  КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  (утверждена Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24)
  Концепция национальной безопасности Российской Федерации (далее - Концепция) - система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации.
  Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.
  I. Россия в мировом сообществе
  Положение в мире характеризуется динамичной трансформацией системы международных отношений. После окончания эры биполярной конфронтации возобладали две взаимоисключающие тенденции.
  Первая тенденция проявляется в укреплении экономических и политических позиций значительного числа государств и их интеграционных объединений, в совершенствовании механизмов многостороннего управления международными процессами. При этом все большую роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические и информационные факторы. Россия будет способствовать формированию идеологии становления многополярного мира на этой основе.
  Вторая тенденция проявляется через попытки создания структуры международных отношений, основанной на доминировании в международном сообществе развитых западных стран при лидерстве США и рассчитанной на односторонние, прежде всего военно-силовые, решения ключевых проблем мировой политики в обход основополагающих норм международного права.
  Формирование международных отношений сопровождается конкуренцией, а также стремлением ряда государств усилить свое влияние на мировую политику, в том числе путем создания оружия массового уничтожения. Значение военно-силовых аспектов в международных отношениях продолжает оставаться существенным.
  Россия является одной из крупнейших стран мира с многовековой историей и богатыми культурными традициями. Несмотря на сложную международную обстановку и трудности внутреннего характера, она в силу значительного экономического, научно-технического и военного потенциала, уникального стратегического положения на Евразийском континенте объективно продолжает играть важную роль в мировых процессах.
  В перспективе - более широкая интеграция Российской Федерации в мировую экономику, расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами. Объективно сохраняется общность интересов России и интересов других государств по многим проблемам международной безопасности, включая противодействие распространению оружия массового уничтожения, предотвращение и урегулирование региональных конфликтов, борьбу с международным терроризмом и наркобизнесом, решение острых экологических проблем глобального характера, в том числе проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности.
  Вместе с тем активизируются усилия ряда государств, направленные на ослабление позиций России в политической, экономической, военной и других областях. Попытки игнорировать интересы России при решении крупных проблем международных отношений, включая конфликтные ситуации, способны подорвать международную безопасность и стабильность, затормозить происходящие позитивные изменения в международных отношениях.
  Во многих странах, в том числе в Российской Федерации, резко обострилась проблема терроризма, имеющего транснациональный характер и угрожающего стабильности в мире, что обусловливает необходимость объединения усилий всего международного сообщества, повышения эффективности имеющихся форм и методов борьбы с этой угрозой, принятия безотлагательных мер по ее нейтрализации.
  II. Национальные интересы России
  Национальные интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции, в том числе во взаимодействии с действующими на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации общественными организациями.
  Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, обеспечении личной безопасности, повышении качества и уровня жизни, физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.
  Интересы общества состоят в упрочении демократии, создании правового, социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, духовном обновлении России.
  Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.
  Реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. Поэтому национальные интересы России в этой сфере являются ключевыми.
  Во внутриполитической сфере национальные интересы России состоят в сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти, в обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка и в завершении процесса становления демократического общества, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий - социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.
  Национальные интересы России в социальной сфере заключаются в обеспечении высокого уровня жизни народа.
  Национальные интересы в духовной сфере состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.
  Национальные интересы России в международной сфере заключаются в обеспечении суверенитета, упрочении позиций России как великой державы - одного из влиятельных центров многополярного мира, в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами - участниками Содружества Независимых Государств и традиционными партнерами России, в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов.
  Национальные интересы России в информационной сфере заключаются в соблюдении конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею, в развитии современных телекоммуникационных технологий, в защите государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа.
  Национальные интересы России в военной сфере заключаются в защите ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности, в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства.
  Национальные интересы России в пограничной сфере заключаются в создании политических, правовых, организационных и других условий для обеспечения надежной охраны государственной границы Российской Федерации, в соблюдении установленных законодательством Российской Федерации порядка и правил осуществления экономической и иных видов деятельности в пограничном пространстве Российской Федерации.
  Национальные интересы России в экологической сфере заключаются в сохранении и оздоровлении окружающей среды.
  Важнейшими составляющими национальных интересов России являются защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе международного, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время - от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
  III. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации
  Состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны.
  В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены прежде всего существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости.
  Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности России.
  Негативные процессы в экономике лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов Российской Федерации. Это ведет к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России и его важнейших составляющих - производственно-технологических и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем.
  Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации.
  Этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, проявляющиеся в деятельности ряда общественных объединений, а также неконтролируемая миграция способствуют усилению национализма, политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и создают условия для возникновения конфликтов.
  Единое правовое пространство страны размывается вследствие несоблюдения принципа приоритета норм Конституции Российской Федерации над иными правовыми нормами, федеральных правовых норм над нормами субъектов Российской Федерации, недостаточной отлаженное(tm) государственного управления на различных уровнях.
  Угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности, приобретает особую остроту. Серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере, снижение духовно-нравственного потенциала общества являются основными факторами, способствующими росту преступности, особенно ее организованных форм, а также коррупции.
  Последствия этих просчетов проявляются в ослаблении правового контроля за ситуацией в стране, в сращивании отдельных элементов исполнительной и законодательной власти с криминальными структурами, проникновении их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями. В связи с этим борьба с организованной преступностью и коррупцией имеет не только правовой, но и политический характер.
  Масштабы терроризма и организованной преступности возрастают вследствие зачастую сопровождающегося конфликтами изменения форм собственности, обострения борьбы за власть на основе групповых и этнонационалистических интересов. Отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности по предупреждению терроризма и организованной преступности, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров увеличивают степень воздействия этой угрозы на личность, общество и государство.
  Угрозу национальной безопасности России в социальной сфере создают глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы.
  Угрозой физическому здоровью нации являются кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ.
  Последствиями глубокого социального кризиса являются резкое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни в стране, деформация демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства, ослабление фундаментальной ячейки общества - семьи, снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения.
  Углубление кризиса во внутриполитической, социальной и духовной сферах может привести к утрате демократических завоеваний.
  Основные угрозы в международной сфере обусловлены следующими факторами:
 * стремление отдельных государств и межгосударственных объединений принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности,
 прежде всего ООН и ОБСЕ;
 * опасность ослабления политического, экономического и военного влияния Рос
 сии в мире;
 * укрепление военно-политических блоков и союзов, прежде всего расширение
 НАТО на Восток;

<< Пред.           стр. 14 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу