<< Пред. стр. 15 (из 15) След. >>
* возможность появления в непосредственной близости от российских границиностранных военных баз и крупных воинских контингентов;
* распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки;
* ослабление интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств;
* возникновение и эскалация конфликтов вблизи государственной границы Российской Федерации и внешних границ государств - участников Содружества Независимых Государств;
* притязания на территорию Российской Федерации.
Угрозы национальной безопасности Российской Федерации в международной сфере проявляются в попытках других государств противодействовать укреплению России как одного из центров влияния в многополярном мире, помешать реализации национальных интересов и ослабить ее позиции в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавказье, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации представляет терроризм. Международным терроризмом развязана открытая кампания в целях дестабилизации ситуации в России.
Усиливаются угрозы национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере. Серьезную опасность представляют собой стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.
Возрастают уровень и масштабы угроз в военной сфере.
Возведенный в ранг стратегической доктрины переход НАТО к практике силовых (военных) действий вне зоны ответственности блока и без санкции Совета Безопасности ООН чреват угрозой дестабилизации всей стратегической обстановки в мире.
Увеличивающийся технологический отрыв ряда ведущих держав и наращивание их возможностей по созданию вооружений и военной техники нового поколения создают предпосылки качественно нового этапа гонки вооружений, коренного изменения форм и способов ведения военных действий.
Активизируется деятельность на территории Российской Федерации иностранных специальных служб и используемых ими организаций.
Усилению негативных тенденций в военной сфере способствуют затянувшийся процесс реформирования военной организации и оборонного промышленного комплекса Российской Федерации, недостаточное финансирование национальной обороны и несовершенство нормативной правовой базы. На современном этапе это проявляется в критически низком уровне оперативной и боевой подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в недопустимом снижении укомплектованности войск (сил) современным вооружением, военной и специальной техникой, в крайней остроте социальных проблем и приводит к ослаблению военной безопасности Российской Федерации в целом.
Угрозы национальной безопасности и интересам Российской Федерации в пограничной сфере обусловлены:
* экономической, демографической и культурно-религиозной экспансией сопредельных государств на российскую территорию;
* активизацией деятельности трансграничной организованной преступности, а
также зарубежных террористических организаций.
Угроза ухудшения экологической ситуации в стране и истощения ее природных ресурсов находится в прямой зависимости от состояния экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Для России эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранной деятельности, отсутствия или ограниченного использования природосберегающих технологий, низкой экологической культуры. Имеет место тенденция к использованию территории России в качестве места переработки и захоронения опасных для окружающей среды материалов и веществ.
В этих условиях ослабление государственного надзора, недостаточная эффективность правовых и экономических механизмов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций увеличивают риск катастроф техногенного характера во всех сферах хозяйственной деятельности.
IV. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации
Основными задачами в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются:
* своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации;
* реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;
* обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства;
* подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;
* преодоление научно-технической и технологической зависимости Российской
Федерации от внешних источников;
* обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина,
его конституционных прав и свобод;
* совершенствование системы государственной власти Российской Федерации,
федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства Российской
Федерации, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление
правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;
* обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Феде
рации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;
* обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России прежде
всего с ведущими государствами мира;
* подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала
государства;
* укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и
средств его доставки;
* принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной
против Российской Федерации;
* коренное улучшение экологической ситуации в стране.
Обеспечение национальной безопасности и защита интересов России в экономической сфере являются приоритетными направлениями политики государства. Важнейшими задачами во внешнеэкономической деятельности являются;
* создание благоприятных условий для международной интеграции российской
экономики;
* расширение рынков сбыта российской продукции;
* формирование единого экономического пространства с государствами - участниками Содружества Независимых Государств.
В условиях либерализации внешней торговли России и обострения конкуренции на мировом рынке товаров и услуг необходимо усилить защиту интересов отечественных товаропроизводителей.
Важнейшее значение приобретает проведение сбалансированной кредитно-финансовой политики, нацеленной на поэтапное сокращение зависимости России от внешних кредитных заимствований и укрепление ее позиций в международных финансово-экономических организациях.
Необходимо усилить роль государства в регулировании деятельности иностранных банковских, страховых и инвестиционных компаний, ввести определенные и обоснованные ограничения на передачу в эксплуатацию зарубежным компаниям месторождений стратегических природных ресурсов, телекоммуникаций, транспортных и товаропроводящих сетей.
Эффективные меры должны быть приняты в сфере валютного регулирования и контроля в целях создания условий для прекращения расчетов в иностранной валюте на внутреннем рынке и предотвращения бесконтрольного вывоза капитала.
Основными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации во внутриэкономической деятельности государства являются:
* правовое обеспечение реформ и создание эффективного механизма контроля за
соблюдением законодательства Российской Федерации;
* усиление государственного регулирования в экономике;
* принятие необходимых мер по преодолению последствий экономического кризиса, сохранению и развитию научно-технического, технологического и производственного потенциала, переходу к экономическому росту при снижении вероятности
техногенных катастроф, повышению конкурентоспособности отечественной промышленной продукции, подъему благосостояния народа.
Переход к высокоэффективной и социально ориентированной рыночной экономике должен осуществляться путем постепенного формирования оптимальных механизмов организации производства и распределения товаров и услуг в целях максимально возможного роста благосостояния общества и каждого гражданина.
На первый план выдвигаются задачи, связанные с устранением деформаций в структуре российской экономики, с обеспечением опережающего роста производства наукоемкой продукции и продукции высокой степени переработки, с поддержкой отраслей, составляющих основу расширенного воспроизводства, с обеспечением занятости населения.
Существенное значение имеют усиление государственной поддержки инвестиционной и инновационной активности, принятие мер по созданию устойчивой банковской системы, отвечающей интересам реальной экономики, облегчение доступа предприятий к долгосрочным кредитам на финансирование капитальных вложений, оказание реальной государственной поддержки целевых программ структурной перестройки промышленности.
Важнейшие задачи - опережающее развитие конкурентоспособных отраслей и производств, расширение рынка наукоемкой продукции. В целях их решения должны быть приняты меры, стимулирующие передачу новых военных технологий в гражданское производство, введен механизм выявления и развития прогрессивных технологий, освоение которых обеспечит конкурентоспособность российских предприятий на мировом рынке.
Решение указанных задач предполагает концентрацию финансовых и материальных ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники, оказание поддержки ведущим научным школам, ускоренное формирование научно-технического задела и национальной технологической базы, привлечение частного капитала, в том числе путем создания фондов и использования грантов, реализацию программ развития территорий, обладающих высоким научно-техническим потенциалом, создание при поддержке государства инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов научно-исследовательских разработок с одновременной защитой интеллектуальной собственности внутри страны и за рубежом, развитие общедоступной сети научно-технической и коммерческой информации.
Государство должно содействовать созданию равных условий для развития и увеличения конкурентоспособности предприятий независимо от формы собственности, в том числе становлению и развитию частного предпринимательства во всех сферах, где это способствует росту общественного благосостояния, прогрессу науки и образования, духовному и нравственному развитию общества, защите прав потребителей.
В кратчайшие сроки должны быть разработаны механизмы поддержания жизнедеятельности и экономического развития особо кризисных регионов и районов Крайнего Севера, а также тарифная политика, обеспечивающая единство экономического пространства страны.
Приоритет экономических факторов в социальной сфере принципиально важен для укрепления государства, реального государственного обеспечения социальных гарантий, развития механизмов коллективной ответственности и демократического принятия решений, социального партнерства. При этом важно проведение социально справедливой и экономически эффективной политики в области распределения доходов.
Организация работы федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации конкретных мер, направленных на предотвращение и преодоление угроз национальным интересам России в области экономики, также требует дальнейшего совершенствования законодательства Российской Федерации в указанной области и обеспечения строгого его соблюдения всеми хозяйствующими субъектами.
Сближение интересов населяющих страну народов, налаживание их всестороннего сотрудничества, проведение ответственной и взвешенной государственной национальной и региональной политики позволит обеспечить в России внутриполитическую стабильность. Комплексный подход к решению этих задач должен составлять основу внутренней государственной политики, обеспечивающей развитие Российской Федерации как многонационального демократического федеративного государства.
Укрепление российской государственности, совершенствование федеративных отношений и местного самоуправления должны способствовать обеспечению национальной безопасности Российской Федерации. Необходим комплексный подход к решению правовых, экономических, социальных и этнополитических проблем при сбалансированном соблюдении интересов Российской Федерации и ее субъектов.
Осуществление конституционного принципа народовластия требует обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия всех органов государственной власти, жесткой вертикали исполнительной власти и единства судебной системы России. Это обеспечивается конституционным принципом разделения властей, установлением более четкого функционального распределения полномочий между государственными институтами, укреплением федеративного устройства России путем совершенствования ее отношений с субъектами Российской Федерации в рамках их конституционного статуса.
Основными направлениями защиты конституционного строя в России являются:
* обеспечение приоритета федерального законодательства и совершенствование на
этой основе законодательства субъектов Российской Федерации;
* разработка организационных и правовых механизмов защиты государственной
целостности, обеспечение единства правового пространства и национальных интересов России;
* выработка и реализация региональной политики, обеспечивающей оптимальный
баланс федеральных и региональных интересов;
* совершенствование механизма, препятствующего созданию политических партий и общественных объединений, преследующих сепаратистские и антиконституционные цели, и пресечение их деятельности.
Требуется консолидация усилий, направленных на борьбу с преступностью и коррупцией. Россия крайне заинтересована в искоренении экономической и социально-политической основы этих общественно опасных явлений, выработке комплексной системы мер для эффективной защиты личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приоритетное значение имеет формирование системы мер действенной социальной профилактики и воспитания законопослушных граждан. Эти меры должны быть направлены на защиту прав и свобод, нравственности, здоровья и собственности каждого человека независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств.
Важнейшими задачами в области борьбы с преступностью являются:
* выявление, устранение и предупреждение причин и условий, порождающих
преступность;
* усиление роли государства как гаранта безопасности личности и общества, создание необходимой для этого правовой базы и механизма ее применения;
* укрепление системы правоохранительных органов, прежде всего структур, противодействующих организованной преступности и терроризму, создание условий для
их эффективной деятельности;
* привлечение государственных органов в пределах их компетенции к деятельности по предупреждению противоправных деяний;
* расширение взаимовыгодного международного сотрудничества в правоохранительной сфере, в первую очередь с государствами - участниками Содружества Независимых Государств.
Решения и меры, принимаемые органами государственной власти в области борьбы с преступностью, должны быть открытыми, конкретными и понятными каждому гражданину, носить упреждающий характер, обеспечивать равенство всех перед законом и неотвратимость ответственности, опираться на поддержку общества.
Для профилактики преступности и борьбы с нею в первую очередь необходимо развитие правовой базы как основы надежной защиты прав и законных интересов граждан, а также соблюдение международно-правовых обязательств Российской Федерации в сфере борьбы с преступностью и соблюдения прав человека. Важно лишить преступность питательной среды, обусловленной недостатками в законодательстве, кризисом в экономике и социальной сфере.
В целях предупреждения коррупции и устранения условий для легализации капиталов, нажитых незаконным путем, необходимо создать действенную систему финансового контроля, усовершенствовать меры административного, гражданского и уголовно-правового воздействия, отработать механизм проверки имущественного положения и источников доходов должностных лиц и служащих организаций и учреждений независимо от формы собственности, а также соответствия их расходов этим доходам. Борьба с терроризмом, наркобизнесом и контрабандой должна осуществляться на основе общегосударственного комплекса контрмер по пресечению этих видов преступной деятельности.
Основываясь на международных соглашениях, необходимо эффективно сотрудничать с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также международными организациями, в задачу которых входит борьба с терроризмом. Необходимо также шире использовать международный опыт борьбы с этим явлением, создать скоординированный механизм противодействия международному терроризму, надежно перекрыть все возможные каналы незаконного оборота оружия и взрывчатых веществ внутри страны, а также их поступления из-за рубежа.
Федеральные органы государственной власти должны преследовать на территории страны лиц, причастных к террористической деятельности, независимо от того, где планировались и осуществлялись террористические акции, наносящие ущерб Российской Федерации.
Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации включает в себя также защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения, введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие, эксплуатирующих низменные проявления, а также включает в себя противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров.
Духовное обновление общества невозможно без сохранения роли русского языка как фактора духовного единения народов многонациональной России и языка межгосударственного общения народов государств - участников Содружества Независимых Государств.
В целях обеспечения сохранности и развития нашего культурного и духовного наследия необходимо создание социально-экономических условий для осуществления творческой деятельности и функционирования учреждений культуры.
В области охраны и укрепления здоровья граждан необходимы усиление внимания общества, органов государственной власти Российской Федерации к развитию государственной (федеральной и муниципальной) страховой и частной медицинской помощи, осуществление государственного протекционизма в отечественной медицинской и фармацевтической промышленности, реализация федеральных программ в области санитарии и эпидемиологии, охраны здоровья детей, оказания скорой и неотложной медицинской помощи, медицины катастроф.
К числу приоритетных направлений деятельности государства в экологической сфере относятся:
* рациональное использование природных ресурсов, воспитание экологической
культуры населения;
* предотвращение загрязнения природной среды за счет повышения степени без
опасности технологий, связанных с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов; предотвращение радиоактивного загрязнения окружаю щей среды, минимизация последствий произошедших ранее радиационных аварий и катастроф;
* экологически безопасное хранение и утилизация выведенного из боевого состава
вооружения, прежде всего атомных подводных лодок, кораблей и судов с ядерными
энергетическими установками, ядерных боеприпасов, жидкого ракетного топлива, топлива атомных электростанций;
* безопасное для окружающей природной среды и здоровья населения хранение и
уничтожение запасов химического оружия;
* создание и внедрение безопасных производств, поиск способов практического
использования экологически чистых источников энергии, принятие неотложных природоохранных мер в экологически опасных регионах Российской Федерации.
Необходимы новый подход к организации и ведению гражданской обороны на территории Российской Федерации, качественное совершенствование единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе дальнейшая интеграция ее с аналогичными системами иностранных государств.
Внешняя политика Российской Федерации должна быть направлена на:
* проведение активного внешнеполитического курса;
* упрочение ключевых механизмов многостороннего управления мировыми политическими и экономическими процессами, в первую очередь под эгидой Совета Безопасности ООН;
* обеспечение благоприятных условий для экономического и социального развития
страны, для сохранения глобальной и региональной стабильности;
* защиту законных прав и интересов российских граждан за рубежом, в том числе
с применением в этих целях мер политического, экономического и иного характера;
* развитие отношений с государствами - участниками Содружества Независимых
Государств согласно принципам международного права, развитие отвечающих интересам России интеграционных процессов в рамках Содружества Независимых Государств;
* полноправное участие России в глобальных и региональных экономических и
политических структурах;
* Содействие урегулированию конфликтов, включая миротворческую деятельность под эгидой ООН и других международных организаций;
* достижение прогресса в сфере контроля над ядерными вооружениями, поддержание стратегической стабильности в мире на основе выполнения государствами
своих международных обязательств в этой сфере;
* выполнение взаимных обязательств в области сокращения и ликвидации оружия
массового уничтожения, обычных вооружений, осуществление мер по укреплению
доверия и стабильности, обеспечение международного контроля за экспортом товаров
и технологий, а также за оказанием услуг военного и двойного назначения;
* адаптацию существующих соглашений по контролю над вооружениями и по
разоружению к новым условиям международных отношений, а также разработку при необходимости новых соглашений, в первую очередь по мерам укрепления доверия и безопасности;
* содействие созданию зон, свободных от оружия массового уничтожения;
* развитие международного сотрудничества в области борьбы с транснациональной преступностью и терроризмом.
Обеспечение военной безопасности Российской Федерации является важнейшим направлением деятельности государства. Главной целью в данной области является обеспечение возможности адекватного реагирования на угрозы, которые могут возникнуть в XXI в., при рациональных затратах на национальную оборону.
В предотвращении войн и вооруженных конфликтов Российская Федерация отдает предпочтение политическим, дипломатическим, экономическим и другим невоенным средствам. Однако национальные интересы Российской Федерации требуют наличия достаточной для ее обороны военной мощи. Вооруженные Силы Российской Федерации играют главную роль в обеспечении военной безопасности Российской
Федерации.
Важнейшей задачей Российской Федерации является осуществление сдерживания в интересах предотвращения агрессии любого масштаба, в том числе с применением ядерного оружия, против России и ее союзников.
Российская Федерация должна обладать ядерными силами, способными гарантированно обеспечить нанесение заданного ущерба любому государству-агрессору или коалиции государств в любых условиях обстановки.
Вооруженные Силы Российской Федерации боевым составом мирного времени должны быть способны обеспечить надежную защиту страны от воздушного нападения и решение совместно с другими войсками, воинскими формированиями и органами задач по отражению агрессии в локальной войне (вооруженном конфликте), а также стратегическое развертывание для решения задач в крупномасштабной войне. Вооруженные Силы Российской Федерации должны обеспечивать осуществление Российской Федерацией миротворческой деятельности.
Одним из важнейших стратегических направлений в области обеспечения военной безопасности Российской Федерации является эффективное взаимодействие и сотрудничество с государствами - участниками Содружества Независимых Государств.
Интересы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации предопределяют при соответствующих обстоятельствах необходимость военного присутствия России в некоторых стратегически важных регионах мира. Размещение в них на договорной и международно-правовой основе, а также на принципах партнерства ограниченных воинских контингентов (военных баз, сил Военно-Морского Флота) должно обеспечивать готовность России выполнять свои обязательства, содействовать формированию устойчивого военно-стратегического баланса сил в регионах и давать возможность Российской Федерации реагировать на кризисную ситуацию в ее начальной стадии, способствовать реализации внешнеполитических целей государства.
Российская Федерация рассматривает возможность применения военной силы для обеспечения своей национальной безопасности, исходя из следующих принципов:
* применение всех имеющихся в ее распоряжении сил и средств, включая ядерное
оружие, в случае необходимости отражения вооруженной агрессии, если все другие
меры разрешения кризисной ситуации исчерпаны или оказались неэффективными;
* применение военной силы внутри страны допускается в строгом соответствии с
Конституцией Российской Федерации и федеральными законами в случаях возникновения угрозы жизни граждан, территориальной целостности страны, а также угрозы насильственного изменения конституционного строя.
Важная роль в обеспечении национальных интересов России принадлежит оборонному промышленному комплексу. Реструктуризация и конверсия оборонного промышленного комплекса должна осуществляться без ущерба для развития новых технологий и научно-технических возможностей, модернизации вооружений, военной и специальной техники и укрепления позиций российских производителей на мировом рынке вооружений.
Требуется создать все необходимые условия для организации приоритетных фундаментальных, прогнозных и поисковых научных исследований, обеспечивающих создание в интересах обороны и безопасности государства перспективного и опережающего научно-технического задела.
Основными задачами Российской Федерации в пограничной сфере являются:
* создание необходимой нормативной правовой базы;
* развитие межгосударственного сотрудничества в этой области;
* противодействие экономической, демографической и культурно-религиозной
экспансии на территорию России со стороны других государств;
* пресечение деятельности транснациональной организованной преступности, а
также незаконной миграции;
* осуществление коллективных мер по обеспечению безопасности пограничного
пространства государств - участников Содружества Независимых Государств.
Важнейшими задачами обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются:
* реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации в
сфере информационной деятельности;
* совершенствование и защита отечественной информационной инфраструктуры,
интеграция России в мировое информационное пространство;
* противодействие угрозе развязывания противоборства в информационной
сфере.
Особое значение для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации имеет эффективное использование и всестороннее развитие возможностей разведки и контрразведки в целях своевременного обнаружения угроз и определения их источников.
Система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации создается и развивается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, федеральными программами в этой области.
Основу системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации составляют органы, силы и средства обеспечения национальной безопасности, осуществляющие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства.
Полномочия органов и сил обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, их состав, принципы и порядок действий определяются соответствующими законодательными актами Российской Федерации.
В формировании и реализации политики обеспечения национальной безопасности Российской Федерации принимают участие:
* Президент Российской Федерации - руководит в пределах своих конституционных полномочий органами и силами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; санкционирует действия по обеспечению национальной безопасности; в соответствии с законодательством Российской Федерации формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные ему органы и силы обеспечения национальной безопасности; выступает с посланиями, обращениями и директивами по проблемам
национальной безопасности, в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию
уточняет отдельные положения Концепции национальной безопасности Российской
Федерации, определяет направления текущей внутренней и внешней политики страны;
* Федеральное Собрание Российской Федерации - на основе Конституции Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации формирует законодательную базу в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
* Правительство Российской Федерации - в пределах своих полномочий и с
учетом сформулированных в ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, приоритетов в области обеспечения национальной без
опасности Российской Федерации координирует деятельность федеральных органов
исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, формирует в установленном порядке статьи федерального бюджета
для реализации конкретных целевых программ в этой области;
* Совет Безопасности Российской Федерации - проводит работу по упреждающему выявлению и оценке угроз национальной безопасности Российской Федерации,
оперативно готовит для Президента Российской Федерации проекты решений по их
предотвращению, разрабатывает предложения в области обеспечения национальной
безопасности Российской Федерации, а также предложения по уточнению отдельных
положений Концепции национальной безопасности Российской Федерации, координирует деятельность сил и органов обеспечения национальной безопасности, контролирует реализацию федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решений в этой области;
* федеральные органы исполнительной власти - обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области национальной безопасности Российской Федерации; в пределах своей компетенции разрабатывают нормативные право вые акты в этой области и представляют их Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации;
* органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти по вопросам исполнения
законодательства Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области национальной безопасности
Российской Федерации, а также федеральных программ, планов и директив, издаваемых Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, в области военной безопасности Российской Федерации;
* совместно с органами местного самоуправления проводят мероприятия по при
влечению граждан, общественных объединений и организаций к оказанию содействия
в решении проблем национальной безопасности согласно законодательству Российской Федерации; вносят в федеральные органы исполнительной власти предложения
по совершенствованию системы обеспечения национальной безопасности Российской
Федерации.
* * *
Российская Федерация намерена решительно и твердо обеспечивать свою национальную безопасность. Созданные правовые демократические институты, сложившаяся структура органов государственной власти Российской Федерации, широкое участие политических партий и общественных объединений в реализации Концепции национальной безопасности Российской Федерации - залог динамичного развития России в XXI веке.
1 Концепция национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24) // Безопасность: Информационный сборник Фонда национальной и международной безопасности, 2000, №1-12.
2 Концепция внешней политики Российской Федерации (официально представлена Министром иностранных дел РФ 11 июля 2000 г.)//Безопасность, 2000, №1-12,0.222-234; Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 г.) // Безопасность, 2000, №1-12, с. 191-221; Военная доктрина Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г.) // Безопасность, 2000, №1-12, с. 235-253; Экологическая доктрина Российской Федерации (одобрена Распоряжением Правительства Российской Федерации №1225-р от 31 августа 2002 г.) // Российская газета, 2002,18 сентября.
3 Вагцекин Н.П., Дзлиев МЛ., Урсул АД. Экономическая и социальная безопасность в России. М.: МГУК, 1999.
4 Безопасность России: Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Основополагающие государственные документы. Ч. 1. М.: Знание, 1999. С. 117.
5 Отчет по человеческому развитию. ООН: Нью-Йорк-Оксфорд, 1994. С. 24.
6 Прохожее А.А. Национальная безопасность: проблемы теории. М.: РАГС, 1997. С.'17.
7 См. : Возженников А.В. Парадигма национальной безопасности реформируемой России. М., 2000.
8 См.: Дзлиев М.И., Романович А.Л., Урсул А.Д. Проблемы безопасности: теоретико-методологический аспект. М.: МГУК, Друг, 2001.
9 Отметим, что именно так названы Межведомственные комиссии Совета безопасности РФ, образованные в соответствии с Указом Президента РФ № 1603 от 1 сентября 2000 г. (к примеру, Межведомственная комиссия по безопасности в сфере экономики, а также подразделения Совета безопасности, в частности, Управление проблем безопасности в социально-экономической сфере).
10 См.: Ельчанинов М.С. Трансформация России: синергетические аспекты // Социально-гуманитарные знания, 2002, М" 3.
11 Кузъмин В. П. Принципы системности в теории и методологии К. Маркса. М.: Издательство политической литературы, 1986. С. 16.
12 См., например: Петров В., Рабинович И. Устойчивость российского государства как основа национальной безопасности // Власть, 2001, № И, с. 50.
13 Материалы к теме подготовлены с участием канд. полит, наук А.Л. Романовича.
14 См.: Безопасность, 1992, № 3, с. 14.
15 Сенчагов В.К. Глобализация: позиция России // ЭКО, 2002, № 2, с. 23.
16 Шмелев Н.П. Экономическая составляющая российской внешней политики1// Безопасность Евразии, 2001, № 3, с. 266.
17 См.: Делягин М. Завершение формирования постсоветского мира/ Доклад на Международной конференции "Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма" (Москва, 23-24 октября 2001 г.). М., 2001. С. 30.
18 См.: Косолапое Н. Глобализация: Сущностные и международно-политические аспекты// Мировая экономика и международные отношения, 2001, № 3, с. 70.
19 См.: \Web-сайт: http:// www.akdi.ru/econom/program/obr.HTM
20 См.: Мартынов ЕМ. Обязанности политики по отношению к стратегии// Безопасность, 2001, № 7-12.
21 Концепция внешней политики Российской Федерации (официально представлена Министром иностранных дел РФ 11 июля 2000 г.) // Безопасность, 2000, № 1-12, с. 222-234
22 См., например: Шутов А.Д., Романенко В.И. Проблемы безопасности России// Дипломатический ежегодник, 2000, с. 184-185.
23 Военная доктрина Российской Федерации, с. 235.
24 Хрусталев Е., Цымбал В. Военная безопасность России: замыслы и реалии // Мировая экономика
и международные отношения, 2001, № 1, с. 39.
25 Бельков О. Военный мундир демократии: рудимент прошлого или инструмент будущего // Безопасность Евразии, 2001, № 3, с. 157.
26 Безопасность России: Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Словарь терминов и определений. С. 153.
27 См.: Коммерсанть-Власть, 2001, № 48, с. 27.
28 Безопасность России: Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Словарь терминов и определений. М.: Знание, 1999. С. 199-200.
29 Борисов С.М. Финансовый кризис и внешняя зависимость России// Деньги и кредит, 1998, №10, с. 37.
30 См.: Архипов А., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы
обеспечения // Вопросы экономики, 1994, № 12, с. 40.
31 Вопросы экономики, 1994, № 6, с. 88. 2
32 Вопросы экономики, 1994, № 12, с. 32, 87.
33 См.: Архипов А., Городецкий А., Михаилов Б. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения // Вопросы экономики, 1994, М" 12, с. 44.
34 См., например: Владимиров Ю.И., Павлов А.Г. Внешнеэкономический аспект экономической безопасности Российской Федерации // Безопасность, 1994, № 3.
35 См.: Вдовиченко Л.Н. Конфликтогенные факторы Российской Федерации // Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология, 1995, Ли 3, с. 96,
36 См., например: Серебрянников В.В. Политическая безопасность// Свободная мысль, 1997, № 1.
37 См., например: Тепечин В.И. Социология национальной безопасности как "новая" парадигма социологического знания // Безопасность, 1995, № 3-4.
38 Конфликтологией называется область научного знания, занимающаяся изучением социальной природы,
причин, типов и динамики конфликтов, путей, методов и средств их предупреждения и регулирования (подробнее об этом см., например: Во-рожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология. М.: ИНФРА-М, 2000).
39 См.: Безопасность, 1992, № 6, с. 69-70.
40 См.: Экономическая разведка и стратегия предприятий: Материалы Генерального комиссариата по планированию Франции // Новости разведки и контрразведки, 1994, № 5-6.
41 Шварценберг Р.Ж. Политическая социология в 3-х ч. М., 1992. Ч. 2. С. 24.
42 См. Дзлиев М.И., Романович А.Л., Урсул А.Д. Безопасность России: социальное измерение // Безопасность Евразии, 2001, № 4.
43 Дзлиев М.И., Романович А.Л., Урсул А.Д. Безопасность России: социальное измерение // Безопасность Евразии, 2001, М? 4, с. 158.
44 См., например: Косолапое Н.А. Политико-психологический анализ социально-территориальных систем. М.: Высшая школа, 1994.
45 Указы Президента РФ М" 849 от 13 мая 2000 г. <О полномочном представителе Президента Российской Федерации в Федеральном округе" и № 1149 от 21 июня 2000 г. •"Вопросы обеспечения деятельности аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах".
46 В настоящее время в государственной статистике и, соответственно, в статистических сборниках Госкомстата России субъекты Федерации сгруппированы не по экономическим районам (как это было раньше), а по федеральным округам.
47 Полищук Л. Российская модель "переговорного федерализма"// Вопросы экономики, 1998, № 6, с. 79.
48 Подробнее см.: Дзлиев М.И. Рынок и насилие. М.: Мир безопасности, 1999. С. 247-258.
49 Мансуров Т.Д. Национальный вопрос и безопасность России // Безопасность Евразии. 2001, № 3, с. 487.
50 См.: Джунусов М. Национализм "чужой" и "свой" // Жизнь национальностей, 1996, № 3, с. 51-52.
51 Абдулатипов Р. Одарите всех людей / Российская газета, 23 августа 1996 г.
??
??
??
??
<< Пред. стр. 15 (из 15) След. >>