<< Пред.           стр. 2 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу

  Одним из наиболее эффективных методов исследования систем различного рода является системный подход - направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем. Он ориентирует исследователей на раскрытие целостности объекта, выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину.
  Новые концептуальные возможности для исследования проблем социальной динамики и обеспечения безопасности открывает системно-синергетическая методология, которая носит междисциплинарный характер. Социосинергетика исследует нелинейные изменения и процессы самоорганизации, возникающие в неустойчивом, неравновесном обществе, особенно в период его
 структурной перестройки. Таким образом, применение методологических идей и представлений социальной синергетики позволяет рассмотреть проблематику системной трансформации России в новом социологическом ракурсе10.
  Сущность системного подхода при исследовании проблем обеспечения безопасности заключается прежде всего в том, что деятельность личности, общества и государства в этой сфере рассматривается как открытая динамическая система в совокупности ее важнейших внутренних и внешних взаимосвязей в целях нахождения путей оптимизации этой системы. Еще раз отметим, что личность, общество и государство являются как субъектами, так и объектами обеспечения безопасности. Они объединяются при решении стоящих перед ними задач по достижению конкретных целей и направляют совместные усилия на получение нужного результата. Эта цель определяет все взаимоотношения между компонентами системы, ее структуру и функции, а также конкретные задачи управления по поддержанию безопасности на определенном уровне или изменению ее состояния.
  Узловым при этом является фундаментальное положение о единстве и неразрывности экономической, социальной и экологической среды обитания человека и общества. Следствием такого подхода является тесная связь социально-экономической, политической, судебно-правовой и других систем со средой обитания.
  Как известно, социально-экономические системы являются специфическими системами материальных и информационных отношений между отдельными людьми, социальными группами и общностями как элементами и составными частями социума. Эти связи характеризуются чрезвычайной сложностью, причинно-следственные воздействия в них порой трудно уловимы или сознательно скрыты, а поэтому часто с трудом поддаются научному анализу.
  В контексте нашей проблемы, наиболее емкой категорией представляется понятие "социум" - социальная реальность как объект социологической науки, т. е. общество, рассматриваемое с позиций общих форм человеческого взаимодействия. В науке пока еще нет четкого определения социума и его соотношения с обществом. Общепризнанным является то, что в содержание понятия "социум" включаются: личности и их объединения, социальные связи, действия и взаимодействия, социальные институты и организации, культура, социальные ценности и нормы, социальное регулирование и т.д.
  Обобщенная схема системного разрешения проблем обеспечения безопасности государства, личности, общества обычно представляется в виде трех базовых элементов: национальные интересы => угроза =" защита.
  Тогда алгоритм действий по обеспечению безопасности социума можно представить следующим образом: определение национальных интересов => выявление угроз социуму => определение опасностей обществу => формирование образа врага => защита социума посредством реальной деятельности => обеспечение безопасности социума.
  Сферу безопасного и устойчивого развития общества, ее компоненты и взаимосвязи с окружающим миром с различных сторон изучают такие гуманитарные науки, как философия, политическая экономия, социология, социальная психология, правоведение, общая и социальная экология, социальная информатика, историческая наука. Эти издавна сложившиеся частные общественно-научные дисциплины при анализе отдельных сторон объекта создают некие условные конструкции, отвлекаясь от несущественных, с их профессиональных позиций, свойств реального объекта или процесса. Такая процедура научной абстракции в теории познания общепринята и обладает большой разрешающей силой.
  Системные аналитики, рассматривая процессы в обществе (в частности, его взаимодействия с окружающей природной средой) с точки зрения системного анализа, используют элементы из всех указанных наук, однако при этом оперируют значительно более широким кругом характеристик.
  Потребность привлечения системного подхода как методологии исследования процессов
 обеспечения безопасного и устойчивого развития объясняется не тем, что исчерпаны возможности других наук, а тем, что он конечной своей целью имеет повышение эффективности проводимых исследований. Именно системный подход, дающий возможность анализировать конкретные ситуации, позиции и цели в комплексе всех социально-экономических и экологических факторов, позволяет по-новому подойти к решению ряда актуальных проблем.
  Характеризуя принцип системности, В.П. Кузьмин отмечает: "Если в самом общем виде характеризовать принцип системности, то это означает, что всякое явление объективной действительности рассматривается с позиций системного целого и его закономерностей... Основная содержательная, а вместе с тем методологическая проблема при исследовании системных объектов состоит в том, чтобы выявить детерминанты, приводящие к организации элементов в систему, обнаружить специфические основания, связи и отношения в системе, ее особую качественность, установить закономерности структуры, функционирования и развития
 данной системы."11.
  В самом общем виде в качестве основных системных угроз и опасностей безопасности России нежизненно важным интересам ее граждан можно рассматривать:
 * в политической сфере - любые действия, направленные на подрыв целостности России, интеграционных процессов в СНГ; нарушение прав и свобод человека; вооруженные конфликты в сопредельных государствах; действия, ведущие к ослаблению или подрыву международных позиций страны;
 * в экономической сфере - деиндустриализация России, потеря ею своего интеллектуального, технологического и промышленного потенциала; закрепление топливно-сырьевой специализации страны в мировой экономике и ослабление ее экономической самостоятельности;
 * в военной сфере - сохраняющаяся военная опасность со стороны ведущих стран Запада, имеющих на вооружении армий и военно-морских сил значительные арсеналы современных средств поражения, включая ядерные, способные достигать жизненно важных объектов на территории России; множащиеся очаги локальных конфликтов в непосредственной близости от, российских границ; распространение ядерного оружия, других средств массового поражения, а также средств их доставки; сохраняющаяся возможность подрыва стратегической стабильности в результате нарушения другими странами международных договоров в области ограничения и сокращения вооружений, их качественного и количественного наращивания;
 * в сфере деятельности по обеспечению экологической безопасности - обострение экологической ситуации в стране в результате усиления техногенного воздействия на окружающую среду и снижения качества продуктов питания, приближение к критическому уровню состояния земельных угодий и водоемов России.
  Аналогичным образом могут быть раскрыты угрозы и опасности национальной безопасности России в других сферах социальной деятельности: информационной, интеллектуальной, технологической, генетической и т.д.
  Результатом проведения анализа угрозы как категории безопасности является установление некоторой "шкалы приоритетов безопасности", классификация и ранжирование угроз по характеру и степени той опасности, которую они представляют. При такой классификации угроз могут использоваться различные признаки, в том числе:
 * по сфере человеческой деятельности - политическая, экономическая, социальная, правовая, военная, обострение межнациональных отношений, экологическая, демографическая, генетическая, научно-техническая, технологическая, интеллектуальная, информационная, сырьевая;
 * по источнику угрозы - внутренняя (источник на территории России), внешняя
 * по отношению к человеческой деятельности - объективная (формируется независимо от целенаправленной деятельности), субъективная (создается сознательно, например, разведывательной, подрывной и иной деятельностью, организованной преступностью);
 * по вероятности реализации - реальные (могут осуществляться в любой момент времени), потенциальные (могут реализовываться в случае формирования определенных условий);
 * по последствиям - всеобщие (отражаются на всей стране или большинстве ее субъектов), локальные (отражаются на части Федерации и ее субъектов), частные (отражаются на отдельных структурах и лицах).
  Подобная "шкала приоритетов" не является постоянной величиной и может претерпевать значительные изменения в зависимости от конкретной ситуации, характера и степени угроз. Так, в настоящее время, в сложившейся международной обстановке и условиях продолжающегося социально-экономического кризиса главная угроза безопасности России находится во внутренней сфере и определяется внутренними проблемами социально-экономического, политико-правового, национально-этнического, техногенно-экологического и иного плана.
  Реальные процессы системного обеспечения безопасности любой страны осуществляются в рамках сложившейся конкретно-исторической обстановки и определяются, в частности, социальным, экономическим, организационным и научно-техническим фоном жизни государства и общества, а именно:
 * социальный фон общественной ситуации - это расстановка сил, а также общественных интересов и потребностей, отражающихся в программах политических партий, социально-психологических взглядах населения и т.п.;
 * экономический фон - природные и человеческие ресурсы, развитие экономики, уровень жизни населения, внешняя торговля, финансы, состояние народного хозяйства и его отраслей;
 * организационный фон - показатели функционирования организаций, от которых зависит уровень государственного управления;
 * научно-технический фон - научный потенциал страны (кадры, их численность и уровень научной квалификации, материально-техническое и информационное обеспечение научных исследований), темпы и масштабы развертывания научно-технической революции (развитие автоматики и вычислительной техники, химии, биологии и т.д., уровень внедрения достижений науки в экономику), количество и качество открытий и изобретений и т.п.
  Если рассматривать системы обеспечения безопасности отдельных государств, выясняется, что большинство развитых стран мира имеют свои национальные концепции, стратегии и доктрины, в той или иной мере связанные с проблемой безопасности.
  Для России системное обеспечение своей безопасности означает деятельность государства, всего общества и каждого гражданина в отдельности, направленную на защиту национальных интересов, национальных ценностей и их приумножение. Кроме того, идея национальной безопасности тесно связана с концепцией устойчивого демократического развития, выступает в качестве ее неотъемлемой части и одновременно является условием ее реализации. Это значит, что обеспечение безопасности должно быть направлено не только на предотвращение угроз, но и осуществление комплекса мер по развитию и укреплению прав и свобод личности, материальных и духовных ценностей общества, конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности государства. Речь здесь идет о долгосрочной государственной политике и стратегии.
  По мнению специалистов, безопасность и устойчивость государства как системная политико-правовая категория включает в себя ряд факторов12:
  государственную целостность - территории, системы власти и управления, а также отсутствие внутренних границ (государственных, таможенных и пр., кроме административных). Сюда же относится отсутствие любых обособленных государственных образований внутри страны (этнонациональных, конфессиональных и др.). При этом следует учитывать социальные, природно-климатические и иные особенности регионов и национально-культурные проблемы представителей малых народов, проживающих в России;
 * государственное единство - единые для всей страны законы, центральное правительство, единые экономическое и информационное пространство, валюта, налоги, гражданство и т.д.;
 * национальный суверенитет - население государства как единственный источник власти при условии верховенства общенациональной конституции и законодательства на всей территории государства, наличия международно признанных границ государства. Кроме того, должны быть легитимные общенациональные институты власти, общенациональные символы (флаг, гимн, герб), вооруженные силы и силы правопорядка и др.;
 * общенациональное согласие - социальный, расовый, межэтнический и межконфессиональный мир и согласие; равноправие (равенство всех в гражданских и политических правах и свободах, равенство перед законом и государством и др.);
 * государственная независимость и международный авторитет - экономическая, финансовая, оборонная и научно-техническая мощь государства, высокий международный авторитет и политический вес страны, активное участие государства в деятельности международных организаций, высокий моральный авторитет страны в мире и др.;
 * адекватное политическое руководство - динамизм, реалистичность, приверженность национальным интересам в поиске общенационального согласия, проведение ответственной политики, открытость для диалога с обществом, верность конституционным принципам;
 * развитое местное самоуправление - высокий моральный и патриотический дух общества, высокая политическая активность граждан и др.;
 * приоритет права и правопорядок - верховенство права, правовое государство, право как источник законотворчества; равенство всех перед законом независимо от социального положения.
  Как известно, мировое сообщество представляет собой систему национальных государств - входящие в государство национальности (народности) отличаются между собой не только степенью своего развития, но и типом национальной консолидации. Ряд государств (в том числе и Россия) являются многонациональными, что не мешает им вместо термина "государственная безопасность" применять термин "национальная безопасность" для обозначения необходимых условий их существования, своего нормального функционирования и дальнейшего развития (в данном случае имеется в виду нация-государство - весь многонациональный народ России). Тем не менее содержание понятия "национальная безопасность" для многонациональных государств в определенной степени отличается от содержания этого понятия для однонациональных (гомогенных) стран.
  В США, к примеру, они имеют форму доктрин и связаны в основном с политикой, в том числе с глобальной. Приоритеты других стран имеют форму идей и концепций и связаны с бесчисленными разрозненными инициативами (Италия, Франция, Южная Корея) и более или менее устойчивой деятельностью (Германия, Великобритания, Япония).
  Доктрина национальной безопасности США является совокупностью взаимосвязанных позиций и идей в сфере управления тенденциями (реальными и прогнозируемыми процессами) для защиты постоянных интересов американского общества и государства. Видение проблем национальной безопасности в США носит доктринальный характер. При этом периодически обновляемая "Стратегия национальной безопасности США" является лишь официальным документальным резюме по вопросам национальной безопасности, не отражая активности и действий всей страны в этой сфере.
  Последним документом, в котором изложены официальные подходы США к современным реальностям и вызовам, сформулированы в "Стратегии национальной безопасности США для нового столетия".
  Основой этой стратегии является защита своих национальных интересов. Это означает следующее:
 * национальные интересы страны стоят выше любых других аргументов при принятии решений руководством страны;
 * под национальными интересами понимаются в основном собственная выгода - в политике, экономике, военной сфере, торговле и т.п.;
 * национальные интересы понимаются в США исключительно широко, не ограничиваясь географическими, национальными или иными рамками;
 * национальные интересы США имеют глобальный характер, и их реализация может быть обеспечена только при условии глобального лидерства Вашингтона.
  Политика национальной безопасности Франции носит смешанный, евро-атлантический характер, причем с опорой на евроцентризм, т. е. основные модели проведения политики национальной безопасности ограничиваются двумя альтернативами - евроцентризмом и атлантизмом.
  Среди основных приоритетов политики национальной безопасности Франции за последние годы выделяются:
 * подтверждение собственного независимого статуса через обладание ядерным потенциалом и значительной военной мощью;
 * дальнейшее укрепление Европейского Союза через валютный союз и франко-германское взаимодействие, а также ОБСЕ;
 * опора на адаптированную НАТО и формирование модели "четырехстороннего лидерства" в Европе.
  Существенно, что во Франции существует устойчивое внутреннее национальное согласие, что страна является великой мировой державой. Это наложило свой отпечаток на формирование политики национальной безопасности.
  В связи с этим находящиеся в прямой зависимости от политической практики концепции национальной безопасности Франции фактически, определяются идеологическими установками национальной доктрины.
  В осуществлении политики национальной безопасности Франция претендует на глобальную роль в мире, что выражается в стремлении играть роль посредника между ведущими западными странами и государствами "третьего мира". В отличие от США, Франция никогда не стремилась к одностороннему гегемонизму.
  Традиционно обеспечение безопасности ею рассматривается через равновесие великих держав в рамках многополярного мироустройства. Отсюда и традиционное стремление Франции к проведению гибкой политики балансирования и отказ от двусторонних союзов в пользу многосторонних соглашений.
  Особенностью организации обеспечения национальной безопасности Франции является определяющая роль президента республики. По Конституции Франции 1958 г., президент является "гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения соглашений Сообщества и договоров", а также главой вооруженных сил. Роль президента была еще более усилена благодаря созданию так называемого "президентского сектора", т. е. отнесения вопросов внешней политики, дипломатии, обороны, отношений с членами Сообщества исключительно к его полномочиям.
  Доктрина комплексного обеспечения национальной безопасности Японии (КОНБ), разработанная 20 лет назад, основывалась на принципах "глобальности" и "неделимости" безопасности "свободного мира" перед лицом советской опасности.
  Япония ориентирована на непосредственное реагирование на изменения в окружающей среде. Если в других странах цели задаются заранее и создаются механизмы их достижения, то японские структуры не формулируют цели жестко. Цели не задаются извне, а гибко формулируются в рамках текущей ситуации.
  Так как КОНБ к настоящему времени практически исчерпала себя, появилось несколько альтернатив ей:
 * паняпонизм, ориентирующийся на превращение Японии в "нормальную" державу;
 * "новые реалисты", считающие необходимым повысить роль Японии в обеспечении международной безопасности;
 * современные традиционалисты - сторонники совместного с США глобального гегегонизма;
 * сторонники концепции "глобальной невоенной державы", в целом ориентирующиеся на военный нейтралитет Японии;
 * концепция совместного регионального гегегонизма, основанная на тесном союзе с США в действиях, ограниченных Азиатско-Тихоокеанским регионом;
 * "неоазияцентризм", имеющий ярко выраженную японоцентричность с региональным уклоном.
  После окончания "холодной войны" институциональная система Японии начала давать заметные сбои в формулировании и формировании политики национальной безопасности. Это было связано с тем, что реальная внешняя угроза фактически перестала существовать: СССР распался, а Россия, по мнению самих же японцев, опасности не представляет.
  В настоящее время ситуация с формированием основ политики национальной безопасности сходна с тем американским вариантом, когда отсутствует серьезная внешняя угроза. Текущие обоснования политики национальной безопасности Японии носят беспорядочный, ситуативный характер и отражают представления определенной группы правящих кругов при отсутствии общенациональной платформы.
  В каждой из этих концепций есть рациональное зерно, которое можно использовать при разработке системных документов по обеспечению безопасности России. Вместе с тем анализ большого числа зарубежных материалов, связанных с обеспечением национальной безопасности, показывает, что между отечественной и зарубежной, прежде всего американской, политической наукой и практикой имеются существенные различия. Назовем лишь два из них:
 * в зарубежных странах национальная безопасность рассматривается преимущественно как сфера военной и государственной безопасности, вопросы обеспечения безопасности личности и общества, особенно в социальной, экономической и экологической сферах, не рассматриваются вовсе. В России же утвердился подход к безопасности как к многогранному явлению, составными частями которого являются политическая, военная, социально-экономическая, информационная, экологическая, культурная и другие виды безопасности;
 * основными методами обеспечения безопасности, защиты национальных интересов в США считаются "сдерживание за счет устрашения", оборона с использованием армии и "контроль над вооружениями", обеспечивающие неуязвимость государства от враждебных актов путем достижения военного преимущества. Россия же опирается на приоритет общечеловеческих ценностей и выступает против использования военной силы.
  В процессе обеспечения национальной безопасности России центральное место занимает вопрос о политико-организационных и правовых основах этой деятельности. Переход к пониманию безопасности страны в широком и всеобъемлющем смысле привел к необходимости разработки "Концепции национальной безопасности Российской Федерации". Свидетельство тому - катастрофические тенденции в изменении продолжительности жизни ее населения, состоянии его здоровья и окружающей природной среды, в росте преступности, а также резкая критика ряда важных межгосударственных соглашений по оборонным вопросам, как бы рассчитанных на отсутствие для нас внешних угроз.
  В недалеком прошлом в условиях отсутствия четкой концепции национальных интересов и обеспечения безопасности в общегосударственном масштабе министерства и ведомства вынуждены были определять их на своем уровне. При этом акценты смещались на узкопрофессиональные интересы при решении любой конкретной проблемы.
  Следует отметить, что сам термин "национальная безопасность" в отечественном официальном лексиконе, политических дискуссиях и научных публикациях употребляется не так давно. Если в США концепция национальной безопасности получила силу закона в 1947 г., то в России Закон "О безопасности" был принят только в 1992 г. В 1997 г. была принята первая "Концепция национальной безопасности Российской Федерации", которая в конце прошлого века стала руководством для органов и структур, обеспечивающих национальную безопасность страны.
  В настоящее время система мер по обеспечению безопасности России определяется исходя из основных положений новой редакции "Концепции национальной безопасности Российской Федерации". Это "система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В этой Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации".
  В Концепции дано современное официальное определение национальной безопасности России: "...безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации".
  Концепция представляет собой совокупность официально принятых взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В ней сформулированы важнейшие направления государственной политики нашей страны. Документ состоит из четырех основных разделов, или блоков.
  Первый раздел. Показаны место и роль России в мировом сообществе. Указано, что Россия является одной из крупнейших стран мира с многовековой историей и богатыми культурными традициями. Несмотря не сложную международную обстановку и трудности внутреннего характера, она в силу значительного экономического, научно-технического и военного потенциала, уникального стратегического положения на Евразийском континенте объективно продолжает играть важную роль в мировых процессах. В перспективе - более широкая интеграция России в мировую экономику, расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами.
  Вместе с тем активизируются усилия ряда государств, направленные на ослабление позиций России в политической, экономической, военной и других областях. Попытки игнорировать интересы России при решении крупных проблем международных отношений, включая конфликтные ситуации, способны подорвать международную безопасность и стабильность, затормозить происходящие позитивные изменения в международных отношениях.
  Второй раздел. Сформулированы национальные интересы России, под которыми понимается вся совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции, в том числе во взаимодействии с общественными организациями.
  Отмечено, что интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, обеспечении личной безопасности, повышении качества и уровня жизни, физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.
  Интересы общества состоят в упрочении демократии, создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, духовном обновлении России.
  Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.
  Подчеркнуто, что реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. Поэтому национальные интересы России в этой сфере являются ключевыми.
  Третий раздел. Приведены основные угрозы безопасности России. Отмечается, что состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности в экономической, социальной, экологической и информационной сферах, а также в области криминализации общественных отношений и расширения терроризма. Особое внимание уделено угрозам в международной, военной и пограничной сферах.
  Четвертый раздел. Показаны пути обеспечения национальной безопасности России. Сформулированы основные задачи в области обеспечения национальной безопасности, среди которых названы: своевременное прогнозирование, выявление и парирование внешних и внутренних угроз безопасности страны; обеспечение суверенитета и территориальной целостности России; подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса; обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод; совершенствование системы государственной власти Российской Федерации, федеративных отношений, мест-то самоуправления, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества; обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России с ведущими государствами мира; подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства; коренное улучшение экологической ситуации в стране и др.
  Указано, что основу системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации составляют органы, силы и средства обеспечения национальной безопасности, осуществляющие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение (безопасности личности, общества и государства.
  В формировании и реализации политики обеспечения национальной безопасности Российской Федерации принимают участие: Президент РФ, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство РФ, Совет Безопасности РФ, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления.
  В заключение в Концепции отмечено, что Россия намерена решительно и твердо обеспечивать свою национальную безопасность. Созданные правовые демократические институты, сложившаяся структура органов государственной власти страны, широкое участие политических партий и общественных объединений в реализации "Концепции национальной безопасности Российской Федерации" - залог динамичного развития России в XXI веке.
  Важно, что приведенный в Концепции перечень угроз в различных сферах государственной деятельности и общественной жизни страны, задачи, сформулированные в Концепции, не являются окончательными и не ранжированы по степени их приоритетности. Это является задачей текущей деятельности Совета Безопасности РФ.
  Сейчас принципиально важно создать действенный механизм разработки и практической реализации Концепции безопасности, процедуры подготовки и принятия решений в сфере обеспечения безопасности, организации их исполнения и эффективного контроля.
 
 
 Литература к теме
 1. Дзлиев М.И., Романович АЛ., Урсул АД. Проблемы безопасности: теоретико-методологический аспект. М.: МГУК, Друг, 2001.
 2. Дзлиев М.И., Яновский Р.Г., Ващекин А.Н. Стабильность как системная основа внутренней безопасности России // Безопасность Евразии, 2001, №4.
 3. Доктрины и концепции национальной безопасности США, Франции и Японии // Безопасность, 2000, № 1-12.
 4. Елъчанинов М.С. Трансформация России: синергетические аспекты // Социально-экономические знания, 2002, № 3.
 5. Концепция национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24) // Безопасность: Информационный сборник Фонда национальной и международной безопасности, 2000, № 1-12.
 6. Косолапое Н. Национальная безопасность в меняющемся мире // Мировая экономика и международные отношения, 1992, № 10.
 7. Матрусов Н.Д,. О необходимости создания целостной системы национальной безопасности России: основные принципы, подходы, элементы // Безопасность, 1996, № 3-4.
 8. Петров В., Рабинович И. Устойчивость российского государства как основа национальной безопасности // Власть, 2001, №11.
 9. Стратегия национальной безопасности США для нового столетия: интересы и позиция России // Безопасность, 1999, № 5-6.
 
 Контрольные вопросы и задания
 1. Что такое система?
 2. Назовите системообразующие сферы обеспечения безопасности России.
 3. Что такое системный подход при исследовании проблем обеспечения безопасности России?
 4. Перечислите системные угрозы и опасности безопасности России.
 5. Кратко охарактеризуйте концепции, стратегии и доктрины обеспечения национальной безопасности зарубежных стран.
 6. Опишите структуру и содержание "Концепции национальной безопасности Российской Федерации" и ее основные разделы.
 
 
 Тема З МЕХАНИЗМЫ И СТРУКТУРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
  Коренные изменения внутренней и международной обстановки в начале XXI в. требуют переоценки сложившихся ранее подходов к обеспечению безопасности России. В обществе постепенно утверждается мнение, что сложность процесса российских преобразований целиком фокусируется в комплексной задаче обеспечения безопасности жизнедеятельности всех слоев населения, являясь и условием, и фактором, и одной из целей реформирования.
  При этом обеспечение безопасности государства есть не самоцель, а условие для развития граждан, наиболее полного и всестороннего удовлетворения их интересов и потребностей. Эта диалектика личного и общественного в наибольшей мере проявляется в господствующей в обществе нравственности, которая в свою очередь влияет на поведение людей, призванных обеспечивать безопасность государства, и в то же время на отношение граждан к этим людям и их деятельности. Вот почему, говоря об обеспечении государственной безопасности, решая политические, экономические и технические проблемы, возникающие в связи с этим, не следует забывать о том, ради кого и чего охраняется государственность, какими средствами это достигается и насколько сами защитники безопасности государства получают поддержку общества.
  Государственная безопасность - это состояние, при котором в государстве защищены его национальные интересы в широком их понимании, включающем политические, социальные, экономические, военные, экологические аспекты, нераспространение оружия массового поражения, права и свободы его граждан, а также предотвращение угрозы духовным и интеллектуальным ценностям народа.
  На решение проблем современной России в этой области ориентирована новая редакция "Концепции национальной безопасности Российской Федерации", где указано: "Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества".
  В прошлом ориентация на силовое охранение привела в конечном счете к кризису безопасности бывшего Советского Союза. В результате, вместо военной безопасности страны - экономика, разваливающаяся под бременем военных трат в сочетании с тотальной незаинтересованностью в ее эффективности. Вместо безопасности государственных и общественных структур - развал одних и опасная дестабилизация других, системный кризис общества и власти. Вместо безопасности граждан и гарантий их прав - разгул беззакония и преступности, произвола и коррупции.
  В СССР широкое распространение получило извращенное толкование самого понятия "государственная безопасность", отождествляющее ее с отсутствием оппозиции в стране, с "победой" над инакомыслием. Вопросы безопасности государства полностью стали компетенцией известного ведомства, использовавшего самые различные методы воздействия на оппонента, вплоть до физического уничтожения лидеров оппозиции, массового репрессирования населения, депортации целых народов.
  Вместе с тем не следует забывать, что бывшее государство, наряду с государственным терроризмом, преследованием инакомыслия, тотальным враньем и засильем геронтократии, оказалось совмещенным со всеобщей грамотностью, индустриализацией и такой мировой ценностью, как советская наука и образование. При нем созданы многие шедевры искусства, достиг высочайшего уровня спорт и, кстати, эффективная система внешней разведки и безопасности, что теперь надлежит восстанавливать.
  Прежнее осознание безопасности как совокупности мер исключительно ограничительного характера привело к такому пониманию роли государства, которое отождествляет его силу, власть с правом на произвол. Формировалась определенная социальная среда, характеризующаяся высокой вероятностью использования насильственных форм разрешения конфликтов. Проявлялось отсутствие политических, правовых, нравственных, экономических, социальных ограничений произвола со стороны государства. На передний план выдвигались силовые характеристики безопасности.
  Но если раньше насилие было необходимо как средство нападения и самозащиты ради выживания, то в современном обществе оно все чаще используется в опосредованном виде - как сила сдерживания агрессивного поведения других.
  Интересы обеспечения безопасности требуют не отказа от насилия, а разработки более цивилизованных способов его применения, расширения арсенала его средств и методов, повышения его эффективности путем большей избирательности, прицельности действия, вытеснения примитивных и жестоких форм насилия.
  Тогда государственный суверенитет следует понимать как институт социальной ответственности, самоограниченный в своих притязаниях. Безопасность социальной системы, в том числе и государства, должна восприниматься не как совокупность охранительных мер власти, а как состояние жизнеспособности страны (нации), как стратегия, направленная прежде всего на обеспечение жизненно важных национальных интересов (а не только на защиту государства).
  Государство, функционирующее в конкурентных рамках, создает условия для прогресса страны, а общество со своей стороны располагает ориентирами, стимулами и ресурсами для развития в этом направлении. Парадигма безопасности концентрируется вокруг принципов открытости общества, его плюрализма и конкурентности, демократических методов разрешения социальных проблем (переговорный процесс, учет интересов сторон, согласительные процедуры, экономические рычаги и т.п.). Базовым в общественных отношениях выступает язык взаимопонимания и согласия (компромисс).
  Первоосновой, обусловливающей государственную безопасность как систему мер, органов и функций государства и общества, является растущая потребность защищать политические интересы страны, народа, общества, граждан. Эти интересы заключаются в утверждении таких политических отношений, форм власти, механизмов государственного управления и способов деятельности, которые обеспечили бы наиболее эффективное решение проблем преодоления кризиса и перехода к устойчивому развитию общества.
  Осуществлению этих интересов мешают многие силы, преследующие свои групповые (зачастую корыстные) цели, а также ошибки и просчеты политиков, стоящих у руля государства. Этим интересам наносят ущерб перекосы в механизмах формирования политики и управления страной.
  Силовые функции системы обеспечения государственной безопасности возлагаются на государство и его институты как на стратегическое средство обеспечения целей национальной безопасности. Это означает способность государства и его структур обеспечивать целостность, суверенитет, конституционный строй страны как необходимое условие устойчивого развития нации. Государственная безопасность локализована в политической сфере и предполагает защиту главного в политике - конституционного строя и государственной власти. Иные сферы жизнедеятельности страны существенны в плане государственной безопасности лишь в том случае, если происходящие в них процессы начинают угрожать политическим аспектам безопасности страны.
  Политика национальной безопасности выражает осуществляемую по ёдиному замыслу деятельность государства во всех сферах его ответственности, направленную на выявление, блокирование, нейтрализацию всех видов внутренних и внешних угроз существованию и развитию личности, общества и государства. В России уже сложился определенный механизм выработки, принятия и осуществления решений в области обеспечения национальной безопасности.
  Государственная стратегия в области обеспечения безопасности разрабатывается и реализуется в рамках проводимой экономической политики, основными приоритетами которой являются обеспечение устойчивого экономического положения личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества, соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина.
  Социально-политическая ситуация в России противоречива. Она характеризуется процессом становления нового государственного строя на фоне негативных явлений в экономической и
  социальной сферах. Возникают и развиваются противоречия между Центром и регионами. Довольно сложно складываются отношения России с бывшими республиками СССР. Серьезной угрозой национальной безопасности становится экономическая преступность.
  В этих условиях к основным функциям государства относятся:
 * обеспечение регулируемости общественных процессов, защита суверенитета и территориальной целостности;
 * ускорение формирования и создание устойчивых основ правового, демократического, федеративного государства, обеспечивающего безусловное исполнение законов;
 * обеспечение социально-политической и экономической стабильности страны;
 * защита конституционного строя, правопорядка, в том числе посредством борьбы с организованной преступностью и коррупцией;
 * обеспечение эффективной внутренней и внешней политики, налаживание и развитие эффективной системы международных связей на основе партнерства и сотрудничества;
 * обеспечение способности к сдерживанию и отражению любой внешней агрессии.
  Важнейшая задача государства - верно определить приоритеты в обеспечении безопасности жизнедеятельности населения России. Именно несбалансированность интересов общества, государства, различных социальных групп и личности является одной из серьезнейших проблем современной России, от решения которой в определяющей мере зависит стабильность обстановки.
  Основные средства и ресурсы обеспечения государственной безопасности, "помимо"объективных преимуществ природно-ресурсного потенциала, географического положения России и наличия стратегических ядерных вооружений, связаны с ее интеллектуальным богатством, высоким научно-техническим потенциалом, возможностями ее природы и недр, перспективами в области демографии и рядом других факторов. Особо следует подчеркнуть определяющее значение интеллектуального потенциала как первоисточника всех прочих ресурсов общества и государства.
  Правовую основу обеспечения безопасности России составляют Конституция, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также международные договоры и обязательства России. Государство прежде всего формирует нормативно-правовую базу обеспечения национальной безопасности, которая включает:
 * законодательство - разрабатывает нормативно-правовые документы;
 * суд - отвечает за обсуждение документов, т. е. толкование закона применительно к конкретному случаю;
 * прокуратуру - орган, наблюдающий за исполнением закона.
  Законотворчество, суд и прокурорский надзор - исторически основные функции государства. Кроме этих основных функций, возникших в момент становления государства, существуют две дополнительные: функция внешних связей; функция сбора и хранения информации. Всякое государство стремится прежде всего благоустроить эту сферу.
  К сожалению, в российском законодательстве по обеспечению безопасности имеется явный пробел с парированием угроз и вызовов наиболее уязвимого ее объекта - того уклада государственной и общественной жизни наших народов, который исторически апробирован как самый подходящий для удовлетворения жизненно важных потребностей каждого. Речь здесь идет о необходимости законодательной защиты наших общественных и духовных ценностей от так называемых антропогенно-социальных опасностей, связанных с воздействием на сознание людей потоков различной информации, в особенности от той, которая формируется некоторыми средствами массовой информации. Недооценка значимости подобных угроз - одна из причин переживаемого нашей страной кризиса.
  Россия обеспечивает свою безопасность всеми имеющимися в ее распоряжении средствами - политическими, экономическими, правовыми, военными, организационными и иными - на основе последовательной реализации политики национальной безопасности с учетом разграничения полномочий и обеспечения координации действий органов законодательной, исполнительной и судебной власти.
  Исторически известны три основных подхода к обеспечению государственной безопасности:
 * первый - делает ставку на социальный эгоизм и возможность любого произвола при его реализации. По сути - это навязывание силой своей воли другим, для чего необходимо собственное превосходство. Такой подход обычно определяется как "охранительный" (силовой);
 * второй - тоже опирается на силу, на способность дать эффективный отпор потенциальному агрессору. Однако при этом вводятся определенные ограничения на возможные проявления собственного эгоизма, признается нежелательность или даже недопустимость силового давления. Подобные положения легли в основу подхода, условно называемого "конкурентным";
 * третий - это прежде всего стремление к обретению безопасности через отказ от насилия вообще, через процесс всеобъемлющего разоружения. Такой подход в современных условиях совершенно нереален, хотя и имеет определенную перспективу при переходе к устойчивому развитию.
  Сопоставительные характеристики охранительной и конкурентной концепций по их базисным параметрам приведены в табл. 3.1.
 
  Таблица 3.1
  Охранительная и конкурентная концепций безопасности
 Аспекты Концепции безопасности
  охранительная конкурентная Психологический Доминирование в сознании элиты (и общества в целом) представлений о том, что только концентрированная сила дает право на власть В общественном сознании доминирует представление о том, что главенствуют только волеизъявление граждан и законы, которые регламентируют процедуры функционирования государства Политический Субъектом власти, т. е. носителем концентрированной силы, предстает государство, выступающее, однако, как некая сумма институтов власти Источником власти выступает народ, который вправе осуществлять государственную власть непосредственно (референдумы) либо поручать реализацию своей воли органам власти и местного самоуправления Правовой Функция права - дать юридическое обоснование так называемому закону "о силе" и корпоративным претензиям государственной бюрократии Функции права - закрепить в законах жизненно важные интересы страны и взаимную ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности, обосновать баланс их интересов Управленческий Механизм управления системой, в том числе системой безопасности, поддерживается за счет стабильности раз и навсегда заданных элементов системы Механизм управления системой, в том числе системой безопасности, поддерживается путем устранения менее совершенных элементов и замещения их новыми, возникающими в процессе организации (самоорганизации) Социальный Подчинение бюрократическим аппаратом государственных и общественных институтов своим интересам, которое приводит, с одной стороны, к произволу властей, с другой - к отчуждению общества Подчинение интересам общества государственных институтов, потенциала чиновничьего аппарата, высокая степень заинтересованности граждан в обеспечении безопасности страны, их социальная активность; оптимальный уровень согласия по базовым ценностям общества
  Системе обеспечения безопасности России при создании условий для развития страны в безопасных условиях не обойтись без чисто силовых функций. "Силовой" срез в обеспечении безопасности должен проявляться в гарантированной способности страны своевременно распознать и оценить весь спектр угроз, принимать необходимые меры к оптимальному их снижению или парированию с учетом своих возможностей и долговременных интересов развития.
  Функционально "силовой" аспект национальной безопасности включает ряд других аспектов: способность страны выявить, оценить угрозы и их возможные последствия в объективных величинах и понятиях; наличие средств для противостояния внешним и внутренним угрозам своей безопасности; готовность общества к определенным жертвам для компенсации конкретной угрозы и ее последствий.
  Способность всякой системы безопасности отпугивать (устрашать) одних субъектов от совершения опасных действий против других распространяется и на взаимодействия власти с обществом.
  Следует отметить, что подлинная безопасность заключается не в охранении и консервации существующей элиты и порядков, а в способности и желании обеспечивать рациональное, эволюционное и устойчивое развитие общества (в том числе и в способности структур безопасности поддерживать такое развитие).
  Если говорить о системах обеспечения безопасности государства, история дала несколько типов таких систем:
 * карательно-репрессивный - ориентированный на поиск врагов, их подавление, изоляцию, изгнание и уничтожение;
 * охранительно-силовой - сосредоточение внимания на обеспечении безопасности правящей элиты и режима с основной опорой на силу, а также применение "гибких" мер (подкупа, обмана, создания фальшивых ассоциаций, оппозиции и т.п.);
 * основанный на демократическом законодательстве - применение преимущественно не силовых средств насилия (духовно-психологических, информационных, судебно правоохранительных и т.п.).
  В условиях современной России под системой обеспечения безопасности понимается организованная совокупность специальных органов, служб, средств, методов и мероприятий, обеспечивающих защиту жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз. Задачами этой системы являются:
 * разработка и осуществление планов и других мер по защите интересов;
 * формирование, функционирование и развитие органов, сил и средств обеспечения безопасности;
 * восстановление объектов защиты, пострадавших в результате противоправных действий.
  В "Концепции национальной безопасности Российской Федерации" определен порядок создания и функционирования системы обеспечения безопасности страны. Ее основу составляют органы, силы и средства обеспечения национальной безопасности, осуществляющие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства.
  В формировании и реализации политики обеспечения безопасности России принимают участие:
 * Президент Российской Федерации - руководит в пределах своих полномочий органами и силами обеспечения безопасности страны, санкционирует действия по обеспечению национальной безопасности, выступает с посланиями (обращениями, директивами) по проблемам национальной безопасности, определяет направления текущей внутренней и внешней политики страны;
 * Федеральное Собрание Российской Федерации - по представлению Президента РФ и Правительства страны формирует законодательную базу в области обеспечения национальной безопасности России;
 * Правительство Российской Федерации - с учетом сформулированных пожеланий в ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию координирует деятельность органов исполнительной власти, формирует статьи федерального бюджета для реализации конкретных целевых программ в области обеспечения безопасности России;
 * Совет Безопасности Российской Федерации - проводит работу по упреждающему выявлению и оценке угроз национальной безопасности России, оперативно готовит для Президента РФ проекты решений по их предотвращению, разрабатывает предложения в области обеспечения национальной безопасности страны, координирует деятельность сил и органов обеспечения национальной безопасности, контролирует реализацию органами исполнительной власти решений в этой области;
 * федеральные органы исполнительной власти - обеспечивают (исполнение законодательства РФ, решений Президента и Правительства РФ в области национальной безопасности России;
 * органы исполнительной власти субъектов Федерации - взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти по вопросам исполнения российского законодательства, решений Президента и Правительства РФ в области национальной безопасности.
  Силы и средства обеспечения безопасности России на уровне государства включают ряд структур и органов: вооруженные силы; федеральные органы безопасности; органы внутренних дел и внутренние войска; внешняя разведка; система обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной власти и их высших должностных лиц; службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования 'гражданской обороны; пограничные войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, налоговой полиции; природоохранительные органы; органы Федеральной миграционной службы; органы охраны здоровья населения и др.
  При этом основные министерства и ведомства, осуществляющие меры по обеспечению безопасности, подчиняются непосредственно Президенту Российской Федерации. Это Министерство внутренних дел РФ; Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; Министерство иностранных дел РФ; Министерство обороны РФ; Министерство юстиции РФ; Служба внешней разведки РФ; Федеральная служба безопасности РФ; Федеральная служба налоговой полиции РФ; Федеральная служба охраны РФ; Федеральная пограничная служба РФ; Федеральное агентство правительственной связи и информации; Главное управление специальных программ Президента РФ; Государственная техническая комиссия при Президенте РФ.
  Свои (законные и прочие) службы обеспечения собственной безопасности имеют политические партии, коммерческие структуры, общественные и религиозные организации, а также отдельные личности.
  Выбор тех или иных средств обеспечения безопасности в конкретной ситуации зависит от целого ряда обстоятельств, прежде всего от характера и масштабов опасности, а также опыта защиты от опасностей, которым обладает субъект обеспечения безопасности. Для эффективного обеспечения безопасности необходимо, чтобы выбранные средства защиты были адекватны угрожающей опасности.
  По функциям (задачам), содержанию деятельности, положению и роли в системе государственной власти органы безопасности "подразделяются на три вида:
 * являющиеся службами обеспечения руководства страны специальной политической информацией, противодействия разведывательно-подрывной деятельности иностранных государств и иных враждебных инфраструктур, проведения специальных операций против них, но не участвующие в управлении государством;
 * входящие в механизм государственного управления и кроме вышеуказанных функций обладающие правом давать обязательные рекомендации другим министерствам и ведомствам, осуществлять контроль за их деятельностью, умонастроением людей (обязательное согласование с органами кадровых вопросов, зарубежных командировок и т.д.);
 * включенные не только в систему государственного управления, но и являющиеся головным (главным) органом в сфере обеспечения безопасности страны.
  Как правило, эти три вида действий органов государственной безопасности характерны, соответственно, для демократических, переходных и тоталитарных государств.
  Под "специальными службами" принято понимать государственные органы, созданные и действующие в интересах защиты национальных интересов и безопасности как внутри страны, так и на международной арене. Они всегда являлись наиболее острым инструментом борьбы, обеспечивая политическое руководство достоверной объективной информацией о реальном состоянии дел в той или иной сфере социально-политической и экономической жизни, требующих решения на высшем уровне. Деятельность специальных служб регламентируется законом и контролируется правительственными и законодательными органами.
  Обычно различают два вида деятельности таких служб:
 * первый вид - это деятельность исключительно в роли специальной службы, занимающейся только сбором и получением оперативной информации с последующим предоставлением ее правительственным, правоохранительным и иным официальным органам; осуществлением негласного контроля за разведывательно-подрывными и иными враждебными структурами, а также проведением против них специальных операций оперативными средствами или ограниченными контингентами специально подготовленных сотрудников;
 * второй вид - сложился на протяжении 70 лет в СССР (и в течение определенного периода в странах Восточной Европы). Он функционировал в виде симбиоза спецслужбы с органами государственного управления. Характерной чертой такого вида структуры и ее деятельности явилось не только включение спецслужб как органов госбезопасности в систему государственного управления, но и признание их головным органом во всей многогранной сфере обеспечения национальной безопасности страны.
  Специальные службы используют в своей практической деятельности специальные формы и методы, которые не применяются другими государственными органами власти и управления. Речь идет об использовании агентуры, т. е. лиц, которые тайно, добровольно или вынужденно, на постоянной или временной основе выполняют поручения спецслужб, не являясь их кадровыми сотрудниками.
  Принципиально важную роль в определении государственной стратегии российского руководства по обеспечению безопасности России и координации деятельности силовых структур сыграло создание в 1992 г. Совета Безопасности Российской Федерации. Это коллегиальный орган, возглавляемый Президентом России, призван олицетворять естественное и жизненно необходимое для реального обеспечения безопасности России единство законодательной и исполнительной власти. С помощью своего аппарата он координирует деятельность всех органов, ведомств, структур, сил и средств по выработке и проведению единой государственной политики безопасности.
  Именно Совет Безопасности РФ - совет первых лиц государства, несущих ответственность за защиту жизненных интересов страны в различных сферах, - призван фокусировать, увязывать в подготавливаемых им решениях Президента весь многообразный спектр задач по обеспечению безопасности.
 
  Совет Безопасности РФ является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности.
  Основными задачами Совета Безопасности являются:
 * определение жизненно важных интересов общества и государства, выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности;
 * разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности России;
 * подготовка рекомендаций Президенту РФ для принятия решений по вопросам внутренней и внешней политики России в области обеспечения безопасности личности, общества и государства и др.
  К основным функциям Совета Безопасности РФ относятся:
 * рассмотрение вопросов внутренней, внешней и военной политики России, решение проблем государственной, экономической, социальной, оборонной, экологической и иных видов безопасности;
 * подготовка решений Президента РФ по вопросам внутренней, внешней и военной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;
 * осуществление контроля за реализацией органами исполнительной власти стратегии в области внутренней, внешней и военной политики, военно-технического сотрудничества и информационной безопасности России;
 * рассмотрение вопросов создания и поддержания в готовности сил и средств обеспечения безопасности и др.
  В августе 1997 г. был образован Научный совет при Совете Безопасности РФ. В соответствии с основными задачами и направлениями своей деятельности Совет Безопасности РФ образует межведомственные комиссии, которые являются его основными рабочими органами. Комиссии осуществляют подготовку предложений и рекомендаций по основным направлениям государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства, способствуют координации деятельности органов исполнительной власти по выполнению федеральных целевых программ и решений Совета Безопасности.
 
  Важнейшим звеном системы безопасности России служат органы внутренних дел и войска МВД.
  Работу этих органов возглавляет Министерство внутренних дел России. Оно действует на основе Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом
  Президента РФ.
  В состав этой системы входят: министерства внутренних дел республик, главные управления, управления и отделы внутренних дел субъектов Федерации, районов, городов, районов в городах, закрытых административно-территориальных образований, управления внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, управления (отделы) на особо важных и режимных объектах, региональные управления по борьбе с организованной преступностью и др. В систему МВД России входят также внутренние войска.
  Основными задачами органов МВД России являются: • разработка и принятие мер по защите прав и свобод граждан России, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка и безопасности;
 * организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений;
 * обеспечение исполнения уголовных наказаний;
 * совершенствование нормативно-правовой деятельности органов внутренних дел и обеспечение законности их деятельности.
  Кроме того, для органов внутренних дел, в соответствии с последними дополнениями к Закону РФ "О милиции", дополнительными важнейшими задачами признаны: обеспечение безопасности личности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, защита всех видов собственности.
  Уникальным комплексом спецслужб, носящим всеобъемлющий характер, являлся Комитет государственной безопасности СССР (КГБ СССР). Общая численность войск и органов КГБ составляла около 420 тыс. человек.
  Сразу же после провала путча в августе 1991 г. начался процесс непрерывных реорганизаций органов государственной безопасности. По числу этих реорганизаций за 10 лет система госбезопасности (КГБ - МБР - ФСК - ФСБ) превзошла все властные структуры России.
 
  В августе 1991 г. в России оказались две спецслужбы: Межреспубликанская служба безопасности (МСБ) и Агентство федеральной безопасности. Далее на их базе создали Министерство безопасности России (МБ), затем Министерство безопасности и внутренних дел, которое потом расформировали, а МБ преобразовали в Федеральную службу контрразведки (ФСК). И наконец, создали действующую ныне Федеральную службу безопасности (ФСБ). За это время сменилось 9 руководителей этих служб.
 
  В результате непрерывных перестроек союзных и российских спецслужб, последовавших после ликвидации КГБ, в России действуют 6 специальных служб, имеющих статус федеральных министерств и ведомств.
  Из состава КГБ СССР была выделена внешнеполитическая разведка, получившая название Служба внешней разведки (СВР). В соответствии с Законом РФ "О внешней разведке" приоритетным направлением деятельности СВР является обеспечение высших органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологической областях.
  Отдельным ведомством стала Служба охраны (9-е Управление), преобразованная в две спецслужбы: Федеральную службу охраны и Службу безопасности Президента, подчиненные непосредственно Президенту страны. Сюда организационно входит I Служба безопасности Президента, созданная для обеспечения физической охраны и парирования угроз безопасности Президента. Она также имеет право заниматься оперативно-розыскной деятельностью.
  В 1991 г. Управление правительственной связи, 8-е и 16-е главные управления (шифросвязи и электронная разведка) также были выведены из структур КГБ и объединены в Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте России (ФАПСИ).
  Основным направлением деятельности ФАПСИ является обеспечение надежного функционирования и развития защищенных информационно-телекоммуникационных систем России как инструментов органов государственной власти и управления в стране. В первую очередь ФАПСИ обеспечивает надежную защиту конфиденциальной информации Президента России, органов государственной власти и управления, правоохранительных структур, а также кредитно-финансовых и налогово-имущественных ведомств и учреждений Российской Федерации.
  В настоящее время агентство завершает создание системы ситуационных центров в Московском Кремле, Доме Правительства, Совете Безопасности РФ, МЧС, Минэкономразвития РФ.
 
  Отметим, что наиболее мощной в мире организацией, решающей задачу добычи информации техническими средствами, является Агентство национальной безопасности (АНБ) США. Бюджет АНБ составляет около 15 млрд. долл., численность - около 24 тыс. сотрудников в центральном аппарате и примерно 40-50 тыс. на периферийных пунктах радиоперехвата.
 
  В итоге реорганизации КГБ в самостоятельное ведомство были выделены пограничные войска, составившие основу Федеральной пограничной службы России (ФПС). В своей работе они используют технические, агентурно-оперативные и чисто военные методы охраны Государственной границы России. Войсковое прикрытие Государственной границы осуществляют Вооруженные Силы Российской Федерации.
  Те подразделения, которые остались в результате выделения из КГБ СССР этих ведомств, а это в основном контрразведывательные подразделения, теперь объединены под общим названием: Федеральная служба безопасности (ФСБ).
  В настоящее время по своей организации органы контрразведки России являются строго централизованным ведомством, находящимся в непосредственном подчинении Президенту России.
  Центральные органы этого ведомства возглавляют единую систему органов контрразведки России, функционирующих независимо от органов власти субъектов Российской Федерации на местах, в которую входят: органы контрразведки в республиках, краях и областях (территориальные органы контрразведки), а также органы военной контрразведки в Вооруженных Силах, Пограничных войсках, Внутренних войсках и других воинских формированиях.
  Органы ФСБ, в соответствии с Федеральным Законом "Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации" (№40-ФЗ от 3 апреля 1995 г.), осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению и пресечению шпионажа, терроризма, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия, наркотических средств и контрабанды. Кроме того, они ведут дознание и предварительное следствие по делам, которые отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя России.
  Приоритетными направлениями деятельности ФСБ являются:
  •участие (с использованием специальных и правовых мер) в нормализации обстановки в Северокавказском регионе;
  •выявление и нейтрализация угроз конституционному строю и целостности России, помощь местным органам власти в стабилизации социально-политической и экономической обстановки, предупреждение конфликтов на национальной и религиозной основе;
  •активизация контрразведывательной деятельности по противодействию устремлениям иностранных спецслужб, повышение эффективности борьбы с проявлениями организованной преступности.
  Особо важные задачи стоят перед органами контрразведки в деле обеспечения безопасности российских стратегических объектов. Для этого образовано специальное Управление по контрразведывательному обеспечению стратегических объектов (УКРОСО).
  Наряду с действующей государственной системой обеспечения безопасности в России формируется общественная система общегражданской безопасности, основу которой составляют как существующие, так и создающиеся общественные структуры различного уровня.
  Это, пожалуй, практически единственный показатель демократизации общества в России с момента начала так называемой перестройки - массовое возникновение и конституирование общественных организаций и движений.
 
  Только Министерством юстиции РФ было зарегистрировано около 2 тыс. политических партий, движений, союзов, ассоциаций, обществ, гильдий, землячеств, фондов и клубов. В целом же по стране действуют уже десятки тысяч формальных и неформальных общественных объединений и групп.
 
  Создание этих организаций в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества обусловлено тем, что государственные органы, призванные обеспечивать безопасность в различных сферах, сами отчасти дезорганизованы и в сегодняшней ситуации неспособны полностью справиться со всем многообразием задач обеспечения безопасности. Остро чувствуя свою незащищенность, общество напрямую, без посредничества государства, пытается предпринять шаги в плане обеспечения собственной безопасности.
  Роль и место общественных структур как демократической базы и организационной основы общественной системы общегражданской безопасности страны определяются их социально-политической сущностью и способностью решать конкретные задачи:
 * упреждающей сигнальной системы о появлении источников опасности и возрастании угроз;
 * раннего выявления и предупреждения возникновения кризисных ситуаций, конфликтов и противоречий;
 * защиты прав и свобод, потребностей и интересов гражданского общества;
 * формирования общественного мнения и воздействия на него;
 * общественного контроля за деятельностью органов власти и управления, контроля за исполнением их решений;
 * вовлечения широких масс граждан в практическую деятельность по обеспечению общенациональной безопасности, стабилизации обстановки, достижению общегражданского мира и согласия;
 * борьбы с социальными и моральными пороками, коррупцией, служебной безответственностью и некомпетентностью государственных служащих;
 * развития гражданского самосознания, творчества, инициативы и подвижничества.
  Широкий общественный резонанс получает деятельность общественных аварийно-спасательных служб, положительно оценивается работа многих охранно-сыскных агентств и структур экологической безопасности, все большее влияние на ход событий в периферийных регионах России оказывают казачьи формирования.
  Исключительное значение для становления негосударственных служб безопасности (НГСБ) имело создание в 1990 г. Фонда национальной и международной безопасности - неправительственного общественного международного объединения.
  Общественные организации и движения в России в своей совокупности образуют уже довольно разветвленную общественно-политическую инфраструктуру. Анализ позволяет типологизировать их в зависимости от правового статуса и масштабов деятельности, сферы приложения сил, состава учредителей и целей учреждения, специфики финансирования.
  По своему правовому статусу и масштабам деятельности НГСБ подразделяются на: международные, общероссийские, межреспубликанские, межрегиональные, местные.
  В зависимости от сферы приложения сил различают НГСБ: экономической безопасности, политической безопасности, национальной безопасности, экологической безопасности, технологической безопасности, военной безопасности, гуманитарной безопасности, информационной безопасности, безопасности этноса (этносоциальных общностей) и др.
  По составу учредителей и целям учреждения различают НГСБ:
 * сословные возрожденческие структуры (казачьи формирования, Дворянское собрание, Союз офицеров, Военно-исторический клуб и др.);
 * организации ветеранов войны в Афганистане;
 * "дочерние" структуры правоохранительных органов;
 * структуры безопасности региональных и местных органов власти (Национальная гвардия, отряды местной самообороны и др.).
  В зависимости от специфики субсидирования различают НГСБ:
 * коммерческие структуры НГСБ - нацелены на получение доходов от выполнения охранно-сыскных функций, оказания юридических услуг и информационно-аналитических работ;
 * аварийно-спасательные службы - специфика функций определяет "замыкание" этих служб на государственные комиссии по чрезвычайным ситуациям и соответствующее субсидирование;
 * военно-патриотические объединения - их главная функция заключается в подготовке (моральной и физической) подрастающего поколения к службе в армии. Они рассчитывают на государственные субсидии, благотворительную помощь, допуская при этом определенную коммерциализацию своей деятельности.
  Необычным, новым явлением для общественной жизни России стала деятельность организаций и движений, охватывающих кадры военнослужащих и запаса Армии и Флота, а также правоохранительных органов.
  Вопрос о создании общественной системы безопасности непосредственно связан с извечной проблемой отношений государственной власти и общества, попытками уравновесить их взаимное воздействие друг на друга.
  Пока у нас государство продолжает полностью подменять общество, им же разрушенное. Складывается впечатление, что определенная часть властных структур заинтересована в формировании гражданского общества, видя в нем опасного для себя оппонента. Для нас же, граждан России, нет сегодня более важной задачи, чем становление гражданского общества. А поскольку проблема безопасности, выживания стала главной для россиян, то и самоорганизация общества наиболее продуктивно может идти через создание структур общественной системы безопасности.
  Эта система может стать и "общественной почвой" для государственной системы безопасности, если только спецслужбы, правоохранительные органы, армия обретут доверие народа, который почувствует их готовность и способность защитить его от всех бед, в том числе от лихоимства власти. Без "общественной почвы" спецслужбы останутся слепыми исполнителями воли хозяина, предметом его манипуляций ради собственной пользы, опасными для народа и в то же время беззащитными от хозяйского произвола.
  У спецслужб и общественных организаций, добровольно взявших на себя обеспечение тех или иных аспектов безопасности, есть масса общих точек приложения сил и сфер взаимных интересов - начиная от защиты жизни, здоровья, имущества, прав граждан и кончая участием в законотворчестве по проблемам безопасности, анализе ситуации и выработке рекомендаций для соответствующих государственных и общественных структур.
  Наиболее целесообразным представляется взаимодействие спецслужб и структур общественной системы безопасности в области информации.
  Спецслужбы могли бы делиться с НГСБ своими базами и банками данных, не рискуя поступиться служебными тайнами. Известно, что только 5% общего объема информации является закрытой, добываемой тайными методами и способами, а вся остальная информация общедоступна. Представляя невостребованную по своим каналам информацию, спецслужбы тем самым расширили бы свои возможности по ее реализации, существенно раздвинули бы информационное поле безопасности.
  В основе деятельности всех структур НГСБ лежат два принципа: содействие обеспечению безопасности и стремление к самостоятельности. Их деятельность способствует выравниванию ритма жизни общества, дает надежду на защиту интересов граждан, а в ряде случаев - и государства в условиях частичного паралича властных структур или несоответствия направленности их деятельности объективным общественным интересам.
  Однако при имеющейся юридической несостоятельности деятельности большинства организаций НГСБ, слабом контроле за их деятельностью со стороны государственных органов власти в условиях нестабильности политической и экономической ситуации достаточно велика вероятность использования сил НГСБ в авантюрных политических и иных общественно опасных целях.
  Структурные противоречия процесса становления сил НГСБ еще в большей мере увеличивают риск потери контроля над ситуацией. Местные органы власти создают сейчас свои военизированные подразделения, которые, по сути, не подчиняются вышестоящим властным структурам. В этом случае происходит нарушение субординации сил и рассогласование деятельности организаций НГСБ, ориентированных на разные органы государственной власти.
  Организации НГСБ единодушно хотят иметь свою правовую "вертикаль" и не подчиняться никаким иным структурам правопорядка (кроме, конечно, прокуратуры), хотя функциональное пространство с государственными структурами у них во многом совпадает.
  Если провести некоторые аналогии, то окажется, что казачьи формирования будут выполнять роль, сходную с ролью пограничных войск и милиции, охранно-сыскные организации - с ВОХР и уголовным розыском и т.д.
  Эта аналогия весьма условна, но она наглядно показывает, в каких функциональных нишах происходит вытеснение старых структур новыми. Понятно, что подобное вытеснение требует четкого юридического обоснования, разграничения полномочий и функций традиционных государственных структур охраны правопорядка и новых негосударственных, а также уровня их материального обеспечения. Целесообразно построить систему взаимоотношений двух структур на принципе взаимодополнения, а не взаимоисключения. К настоящему времени этот полезный принцип взаимодополнения еще не реализован.
 Литература к теме
 1. Абдурахманов М.И., Баришполец В.А., Манилов В.Л., Пирумов В.С. Основы национальной безопасности России. М.: Друза, 1998.
 2. Ващекин Н.П., Дзлиев М.И., Урсул АД. Безопасность и устойчивое развитие России. М.: МГУК, 1998.
 3. Возжеников А.В. Парадигма национальной безопасности реформирующейся России. М.: ЭДАСПАК, 2000.
 4. Демидов А.М. Тоталитарное государство и безопасность общества // Безопасность, 1994, № 4.
 5. Золотарев В.А. Раскрытие парадигмы национальной безопасности России. М., 1999.
 6. Петров В.И. О роли и месте силовых структур в нормализации обстановки// Безопасность, 1993, № 1.
 7. Прохожее АЛ. Национальная безопасность: проблемы теории. М.: РАГС, 1997.
 8. Серебрянников В.В. Политическая безопасность // Свободная мысль, 1997, № 1.
 9. Шершнев Л.И. Безопасность: государственные и общественные устои //
  Безопасность, 1994, № 4.

<< Пред.           стр. 2 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу