<< Пред.           стр. 1 (из 24)           След. >>

Список литературы по разделу

 #G0Кирсанова М.В.
 
 Современное делопроизводство: Учебное пособие. - 2-е изд., испр. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001. - 288 с. - (Серия "Высшее образование").
 
  Предлагаемое учебное пособие основано на изучении и обобщении существующей практики работы с документами и ведения делопроизводства в различных учреждениях государственных и негосударственных форм собственности. Учтены новый государственный стандарт РФ ГОСТ Р 6.30-97 "Унифицированная система организационно-распорядительной документации" (введен с 1 июля 1998 г.), с изменениями, утвержденными постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 21.01.2000 N 9-ст, эти изменения введены в действие с 1 апреля 2000 г.; Типовая инструкция по делопроизводству в министерствах и ведомствах Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства РФ от 24.06.92 г. N 1118-р); Правила работы с документами в учебных заведениях (методические рекомендации Министерства образования РФ), а также разработанный Всероссийским научно-исследовательским институтом документоведения и архивного дела (ВНИИДАД) сборник плакатов и учебные формы основных управленческих документов.
 
 Пособие предназначено для обучения секретарей-референтов, в помощь руководителям служб делопроизводства, а также для студентов, изучающих делопроизводство и менеджмент.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Содержание
  Предисловие Тема 1. Организация служб делопроизводства 1. Организационное построение службы делопроизводства 2. Разделение функций между подразделениями делопроизводства и исполнителями 3. Организация работы секретаря-референта Приложения
 Тема 2. Основные требования к оформлению управленческих (организационно-распорядительных) документов 1. Основные положения по документированию управленческой деятельности #M12291 981800023#S#M12293 0 941850044 78 3093430987 4 798274587 1357760905 3297342578 3093430987 32973425782. Унификация и стандартизация управленческих документов#S #M12293 0 941850045 79 3242750807 3297342578 4 1273 1243527883 4291619115 22263759513. Виды документов и их классификация#S #M12293 0 941850046 80 1305767122 3675456991 1357760905 1377372891 3297342578 77 774. Правила оформления управленческих (организационно-распорядительных) документов#S #M12291 981800027#S#M12291 941850049Приложения#S
 #M12291 941850030Тема 3. Ведение делопроизводства в организации, учреждении#S #M12293 0 941850008 77 57404379 38251440 2631625989 1126311823 77 3720639778 24693061. Организация документооборота (общие положения)#S #M12291 941260011#S#M12291 981800#S#M12293 0 941850021 78 1004720299 4 466260812 4168602717 4294967294 996174810 32973425782. Регистрация и учет поступающих в организацию документов#S #M12291 941260012#S#M12291 941300012#S#M12293 0 941850025 79 4121940864 4 1943490731 2684366623 3297342578 2858396943 26843666073. Подготовка и регистрация отправляемых документов#S #M12291 981800012##M12293 0 941850026 80 942710677 713441589 3297342578 77 942710677 713441589 32973425784. Прохождение внутренних документов#S#M12291 981800012#S #M12291 981800013##M12293 0 941850027 81 3770535500 1727505264 38251440 791890050 38251440 2469306 8571530305. Учет объема документооборота#S #M12291 941260014#S#M12291 941260014#S#M12291 98180001##M12293 0 941850028 82 1343157494 938 736738986 3297342578 77 1343157494 9386. Контроль за исполнением документов#S#M12291 981800014#S #M12293 0 941850032 2028685199 2028685173 78 77 656832639 3321101044 4168601763 120916012Приложения#S
 #M12291 981800016#S#M12293 0 941850034 1029494998 3464 3890530079 3195298443 1320151495 2428756088 3232494294 3932322719Тема 4. Делопроизводство по личному составу#S #M12293 0 941850035 884525799 77 2596788349 3980391731 2455457408 1658157388 1516924632 552097088Задания#S #M12293 0 941850036 2910053237 79 77 507747176 630490271 3297342578 10 3979902517Приложения#S
 #M12293 0 941850009 3737803808 80 1029494998 3464 382236794 4 325581538 1522943566Тема 5. Делопроизводство по письменным и устным обращениям граждан#S #M12293 0 941850037 2910053237 80 77 125085075 1327796360 1430634421 4294960385 1522943575Приложения#S
 #M12291 941850048Тема 6. Оформление и составление основных видов управленческих документов#S #M12291 9418500381. Современное деловое письмо#S #M12291 9418500392. Органзационно-распорядительные документы#S #M12291 9418500403. Документы оперативной информации#S #M12291 941850042Приложения#S
 #M12291 941850031Тема 7. Номенклатура дел. Подготовка документов для хранения в архиве#S #M12291 981800034#S#M12293 0 941850011 77 791792389 1126311823 3465285152 321 2469306 3531690615 30201397511. Общие положения#S #M12291 981800035#S#M12293 0 941850012 78 2383917485 321 2383917485 321 2469306 588683781 32973425782. Формирование дел#S #M12293 0 941850013 79 4121940864 3297342578 6 2878126027 3279516158 4 2125175103. Подготовка документов к последующему хранению и использованию#S #M12293 0 941850022 2028685199 2028685173 83 77 398143096 3675456991 1886457403 321Приложения#S#M12291 941850022#S
 #M12293 0 941850023 0 0 0 0 0 0 0 0Тема 8. Некоторые рекомендации при печатании текстов служебных документов#S #M12293 0 941850016 77 2024542340 3555651368 2254998849 4292402550 1527268855 357213120 1333668771. Особенности официально-делового стиля#S #M12291 98180003#M12293 0 941850017 78 3851967013 2140057651 4 1955365283 4203570686 4294967262 13398956552. Употребление прописных и строчных букв#S #M12293 0 941850018 79 3286731671 4196225871 3745642303 403162182 4291619115 3745642303 4031621823. Наиболее употребляемые сокращения слов#S #M12293 0 941850019 80 266585541 4294966054 4 143778021 4294967294 3297338201 33038847234. Оформление дат и чисел в документах#S #M12293 0 981800036 415664045 2690439497 1595438062 2251405042 1985650450 3825778756 3080991167 2251405042#S#M12291 941850024Приложения#S
 Литература#S
 
 
 #G0Предисловие
 
  Сегодня совершенствование управления производственно-хозяйственными системами, повышение уровня организации и эффективности управленческого труда во многом зависит от того, насколько рационально поставлено в учреждениях и на предприятиях делопроизводство. Порой руководителями служб делопроизводства становятся люди слабо подготовленные, от чего страдают все работники учреждений. Часто секретарей-референтов обучают на краткосрочных курсах, по различным учебникам, с использованием устаревших нормативных документов и разным их толкованием, что, конечно, не способствует повышению уровня делопроизводства.
 
  Предлагаемое учебное пособие - результат изучения и обобщения существующей практики работы с документами, того нового, что есть в этой области в России и за рубежом. Мы использовали исследования известных авторов в области делопроизводства Т. Н. Бондаревой, П. В. Веселова, М. Т. Лихачева, А. Н. Соковой; Типовую инструкцию по делопроизводству в министерствах, ведомствах Российской Федерации, подготовленную Комитетом по делам архивов и утвержденную решением Правительства РФ от 24 июня 1992 г. N 1118-р; разработанный архивными службами материал "Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения"; новый ГОСТ Р 6.30-97 "Унифицированная система организационно-распорядительной документации" (требования к оформлению документов), который введен в действие с 1 июля 1998 г. во всех федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации (включая субъекты РФ, имеющие наряду с русским языком в качестве государственного национальный язык), органах местного самоуправления, на предприятиях, в организациях и их объединениях независимо от организационно-правовой формы и вида деятельности; закон "Об обращении граждан к депутатам, должностным лицам государственных органов, органов местного управления, руководителям предприятий и организаций в Новосибирской области" от 9 июня 1995 г., а также материалы собственных исследований и разработок.
 
  Особое внимание уделяется организационной структуре самих служб делопроизводства, работе секретарей-референтов. Подробно рассматривается делопроизводственный процесс, включающий оформление, движение документов, контроль исполнения, поисково-справочную и аналитическую работу. В пособии приводятся развернутые характеристики основных нормативов в этой области. Отдельной темой дается ведение номенклатуры дел, подготовка документов для хранения в архиве - это наиболее слабое место в работе организаций.
 
  Учебное пособие "Современное делопроизводство" включает восемь тем:
  1. Организация служб делопроизводства;
  2. Основные требования к оформлению управленческих (организационно-распорядительных) документов;
  3. Ведение делопроизводства в организации, учреждении;
  4. Делопроизводство по личному составу;
  5. Делопроизводство по письменным и устным обращениям граждан;
  6. Оформление и составление основных видов управленческих документов;
  7. Номенклатура дел. Подготовка документов для хранения в архиве;
  8. Некоторые рекомендации при печатании текстов служебных документов.
 
 В конце каждой темы для закрепления изучаемого материала предлагаются практические задания, прилагаются образцы оформления документов. Этот материал нам представляется особенно важным для самостоятельного изучения курса секретарями-референтами. Мы обращаем внимание преподавателей, применяющих данное учебное пособие в своей работе, на то, что для формирования у слушателей умений и навыков в области делопроизводства им необходимо выполнить все задания, приведенные в конце каждой темы, и использовать приложения.
 Тема 1. Организация служб делопроизводства
 
 #G01. Организационное построение службы делопроизводства
 
  Существует три формы организации делопроизводства: централизованная, децентрализованная и смешанная.
 
  При централизованной форме организации делопроизводства все операции по обработке документов сосредоточиваются (централизуются) в едином для всего учреждения центре - канцелярии, общем отделе или у секретаря. Децентрализованная форма предполагает рассредоточение делопроизводственных операций между структурными подразделениями учреждения; при этом в каждом из них выполняется относительно однородный набор делопроизводственных операций. Не следует смешивать децентрализованную форму организации делопроизводства, при которой делопроизводственные операции выполняются в различных структурных подразделениях учреждения, с организационной структурой службы делопроизводства, имеющей специализированные подразделения, - экспедиции, машбюро, контрольные группы и т.д. При смешанной форме операции выполняют централизованно (прием, регистрация, контроль, размножение документов) и децентрализованно (справочно-информационное обслуживание, хранение документов, формирование дел).
 
  Форму организации делопроизводства выбирают с учетом размера учреждения, объема документооборота, состава структурных подразделений. В мелких учреждениях (когда документирование осуществляется непосредственно в подразделениях), а также в территориально разобщенных (расположенных, например, в различных районах большого города) выбирают централизованную форму. В большинстве же учреждений и организаций используют смешанную форму организации делопроизводства.
 
  Наиболее рациональной формой организации отдельных делопроизводственных процессов и операций является централизация, поскольку она позволяет:
 
  - снизить стоимость делопроизводственных операций;
  - улучшить организацию труда делопроизводственного персонала и, в частности, внедрить его нормирование;
  - обеспечить специализацию и взаимозаменяемость работников;
  - использовать прогрессивные и производительные технические средства;
  - обеспечить единство организационного и методического руководства.
 
  В современных условиях полностью централизовать делопроизводственное обслуживание можно только в сравнительно небольших учреждениях. В крупных учреждениях следует стремиться к целесообразной централизации отдельных функций делопроизводства, таких как прием и отправка документов, регистрация и контроль исполнения документов, стенографирование и печатание документов, их размножение, методическое руководство делопроизводством.
 
  В небольших учреждениях, не имеющих общих отделов, отделов делопроизводства, делопроизводственное обслуживание осуществляет секретарь-референт руководителя.
 
  Если организация или учреждение имеют большой объем документов, то вводится структурное подразделение, отвечающее за делопроизводство, - канцелярия, общий отдел, отдел делопроизводства и т.д. Деятельность этого структурного подразделения отражается в специально разрабатываемом положении (см. #M12293 1 941850007 2028685173 77 77 2471574649 1126311797 10 1054237216 2512996840прилож. 1.1#S).
 
 С целью регламентации делопроизводственного процесса, определения приемов и способов создания и обработки документов в организации отделы делопроизводства разрабатывают инструкции по делопроизводству, которые учреждаются приказом руководителя учреждения (см. #M12293 0 941850007 2028685173 77 78 2471570279 1955387115 3464 1017960667 3855663234прилож. 1.2#S).
 #G02. Разделение функций между подразделениями делопроизводства и исполнителями
 
  Основой организации труда делопроизводственного персонала является глубокое и четкое разделение функций между подразделениями и исполнителями. Оно отражается в нормативных документах - положениях о делопроизводственных подразделениях и должностных инструкциях их работников.
 
  Положение об отделе делопроизводства разрабатывает руководитель отдела и утверждает руководитель учреждения. Положение о структурном подразделении отдела разрабатывает руководитель этого подразделения совместно с руководителем отдела, а утверждает руководитель отдела, управляющий делами или руководитель другого подразделения, в состав которого входит отдел делопроизводства.
 
  Положение об отделе или его структурном подразделении включает следующие разделы:
 
  - общие положения;
  - основные функции и задачи;
  - обязанности, права и ответственность руководителя (этот пункт имеет место в том случае, если не разрабатывается должностная инструкция руководителя);
  - организация работы;
  - управление подразделением.
 
  Положение должно содержать четкие формулировки, не допускающие разногласий в вопросе о том, кто и что должен делать, кто кому подчинен и т.д. Пункты положения, определяющие взаимоотношения отдела делопроизводства с другими подразделениями, должны быть согласованы с этими подразделениями.
 
  При разработке положения об отделе делопроизводства используют типовое положение. Его дополняют (при необходимости - сокращают) и корректируют в соответствии с конкретными условиями работы данного аппарата управления и его делопроизводственной службы.
 
  Для каждого работника отдела делопроизводства разрабатывается должностная инструкция, которая определяет организационно-правовое положение работника в структурном подразделении и обеспечивает условия для его эффективной работы (см. #M12293 0 941850007 2028685173 77 79 2471570279 860509687 1955387115 3840286661 1527955684прилож. 1.3#S). Инструкция состоит из следующих разделов.
 
  Общая часть. Устанавливаются основные задачи работника (например, основная задача делопроизводителя - регистрация документов), порядок замещения должности (т.е. кем назначается и освобождается от должности данный работник), профессиональные требования к работнику (уровень образования, стаж работы, должен знать..., должен уметь...), лицо, которому непосредственно подчинен работник, основные документы и материалы, которыми обязан руководствоваться работник в своей деятельности.
 
  Функции работника. Определяются предмет ведения или участок работы, закрепленный за сотрудником, перечень видов работ, из которых складывается выполнение возложенных функций (например, регистрация документов может слагаться из таких работ, как заполнение карточек, ведение картотеки, выдача справок по телефону и т.д.).
 
  Обязанности работника. Указываются обязанности, связанные с подготовкой документов, получением, обработкой и выдачей информации, предполагающие обязательное использование определенных форм и методов работы (например, периодический контроль за формированием дел в структурных подразделениях, проведение инструктажей и т.д.), требующие соблюдения сроков выполнения конкретных действий, определяющие порядок исполнения поручений, этические нормы, которые необходимо соблюдать в коллективе. Иногда в этом разделе описываются элементы технологии выполняемых работ.
 
  Права работника. Определяются права работника по реализации порученных ему функций.
 
  Взаимоотношения (связи по должности). Указываются подразделения и работники, от которых исполнитель получает и которым передает информацию, сроки передачи, кто привлекается к исполнению тех или иных документов, с кем они согласовываются и т.д.
 
  Оценка работы. Перечисляются критерии, позволяющие оценить степень выполнения работником своих функций и обязанностей, использования прав и т.д. Основными критериями являются качество работы и своевременность ее выполнения.
 
 Должностную инструкцию подписывает начальник отдела делопроизводства и утверждает руководитель или заместитель, курирующий отдел делопроизводства.
 
 #G03. Организация работы секретаря-референта
 
  Главная фигура делопроизводственного процесса - секретарь-референт. Его важнейшая задача, которая реализуется при выполнении многих функций, - оказание максимальной помощи руководителю и экономия его времени.
 
  Состояние делопроизводства и общая культура обслуживания руководителей, специалистов в значительной мере определяется качеством труда секретаря-референта, которое, в свою очередь, зависит от уровня его организации. На практике секретарь-референт либо ведет полностью (или в значительной мере) делопроизводство аппарата управления или крупного структурного подразделения в целом, выполняя при этом функции секретаря руководителя, либо выполняет только функции секретаря руководителя. Преобладает первый тип секретарско-референтской деятельности.
 
  Труд секретаря-референта характеризуется широтой и разнообразием выполняемых функций и операций. Во-первых, секретарская деятельность требует умения быстро переключаться с одного вида работы на другой: регистрация документов, телефонные переговоры, машинопись, работа с факсом, прием посетителей и т.д. Во-вторых, секретарь-референт в течение рабочего дня общается с относительно большим кругом лиц. В-третьих, зачастую секретарь-референт помимо поручений непосредственного руководителя по роду своей деятельности нередко должен выполнять поручения других лиц. Такое положение создает дополнительные трудности в работе секретаря-референта, и поэтому его обязанности и права должны быть особенно строго определены и закреплены в должностной инструкции.
 
  Наличие должностной инструкции - важнейшая предпосылка рациональной организации секретарской деятельности. Рассмотрим особенности должностной инструкции секретаря-референта (см. #M12293 0 941850007 2028685173 77 80 2471570279 860509687 1955387115 951530612 3855663234прилож. 1.4#S).
 
  В разделе "Общие положения" должен быть строго ограничен круг лиц, которым непосредственно подчинен секретарь. Оптимальное решение - непосредственное подчинение секретаря-референта одному лицу. Должен быть приведен максимально полный перечень инструктивно-методических документов, которыми руководствуется секретарь-референт в своей деятельности, справочных и иных пособий.
 
  Следует определить требования не только к профессиональной грамотности секретаря-референта, но и к его профессиональному умению (например, печатать, оформлять документы, пользоваться множительной техникой, владеть компьютером и т.д.).
 
  В разделе "Функции и задачи секретаря-референта" необходимо в общем плане изложить главные направления деятельности секретаря-референта. Например: прием и регистрация документов; предварительное рассмотрение документов; контроль за исполнением документов; доставка документов; отправка всех видов служебной корреспонденции; прием и передача телетайпограмм; прием и передача телефонограмм; учет явки сотрудников на работу; выполнение машинописных работ; организация приема посетителей; ведение протоколов (стенограмм) совещаний у руководителя; оформление листов временной нетрудоспособности; оформление и регистрация командировочных удостоверений; контроль за формированием дел в подразделениях; контроль за состоянием рабочего места руководителя; выполнение поручений руководителя и т.д.
 
  С исчерпывающей полнотой должны быть определены обязанности секретаря по каждой из выполняемых им функций (делопроизводство, машинопись, связь, прием посетителей, обслуживание руководителя и т.д.). При перечислении обязанностей, которые должны излагаться ясно, четко и недвусмысленно, целесообразно указывать действия, вытекающие из тех или иных условий или результатов выполнения установленных обязанностей.
 
  В разделе "Ответственность секретаря-референта" следует указать ответственность, которую несет секретарь за неполное или неправильное выполнение своих обязанностей, за неправильное использование или неиспользование своих прав. При этом следует иметь в виду, что в аппарате управления не бывает работ, за выполнение которых никто не несет ответственность.
 
  Помимо работы с документами секретарь в большинстве случаев выполняет функции, связанные с организацией приема посетителей, подготовкой и участием в проведении совещаний и заседаний, ведет телефонные переговоры, занимается машинописью и ксерокопированием документов.
 
  Организация приема посетителей - одна из важнейших функций секретаря. При ее выполнении секретарь обязан проявлять тактичность, умение вступать в контакт с посетителями, самостоятельно решать некоторые вопросы. Следует различать три группы лиц, с которыми руководитель поддерживает постоянные или разовые контакты, - это сотрудники учреждения, представители других организаций, граждане, которых руководитель принимает при решении вопросов, относящихся к компетенции возглавляемого им учреждения.
 
  Организуя прием сотрудников, целесообразно придерживаться следующих рекомендаций.
 
  Руководитель должен информировать секретаря-референта о лицах, которые могут быть им приняты в любое время без предварительной договоренности. Прием остальных работников руководитель, как правило, осуществляет в установленные часы, о которых секретарь-референт обязан информировать соответствующий контингент сотрудников. По желанию руководителя секретарь-референт может вести предварительную запись работников, что позволит сократить время ожидания приема; с этой же целью секретарь-референт может пригласить работника по телефону.
 
  Если работник настаивает на необходимости встречи с руководителем в не отведенное для приема время, секретарь-референт обязан доложить об этом руководителю, сообщив фамилию работника и существо интересующего его вопроса; в дальнейшем секретарь-референт действует согласно указаниям руководителя, информируя о них сотрудника.
 
  Организуя прием работников других учреждений, секретарь-референт обязан выяснить, согласована ли заранее (письменно или по телефону) встреча данного лица с руководителем. Если встреча согласована, то секретарь информирует руководителя о прибытии данного лица, при необходимости напоминает ему об этом и в дальнейшем поступает в соответствии с его указаниями. Если предварительной договоренности не было, секретарь выясняет, из какой организации прибыло данное лицо, его фамилию, существо вопроса и, оценив полученную информацию, может направить это лицо в структурное подразделение. Если же вопрос может решить только руководитель, секретарь-референт докладывает руководителю и действует в дальнейшем в соответствии с его указаниями.
 
  Ни при каких обстоятельствах секретарь-референт не должен направлять прибывших лиц к руководителю без предварительного уведомления. Представляя посетителя, секретарь-референт должен четко назвать его фамилию, должность, организацию.
 
  Во время приема следует переключить телефон руководителя на секретаря-референта.
 
  Если в заранее назначенное для приема время руководитель отсутствует по причинам, известным секретарю-референту, то секретарь-референт обязан от имени руководителя извиниться, объяснить причину его отсутствия (задержки) и согласовать время следующей встречи.
 
  Существенно отличны от изложенных обязанности секретаря по организации приема граждан. В большинстве случаев он выполняет следующие функции:
 
  - ведет регистрацию граждан, желающих быть принятыми руководителем, при этом в регистрационной форме (карточке) указываются сведения о посетителе и представленные им документы. Опытный секретарь-референт может указать на отсутствие документов, необходимых для рассмотрения дела;
 
  - обеспечивает порядок в приемной во время приема (регулирует очередность, подбирает по требованию руководителя необходимые документы, приглашает работников аппарата и т.д.);
 
  - при необходимости ведет запись беседы руководителя с лицом, прибывающим на прием, делает отметки о ходе рассмотрения дела в карточке или журнале.
 
  Значительную часть рабочего дня секретаря-референта занимают телефонные переговоры. При этом для экономии рабочего времени руководителя секретарь-референт должен переадресовывать телефонные вызовы, если это возможно, другим работникам аппарата управления. Весьма живуча тенденция обращаться к руководителям с второстепенными вопросами. Секретарю-референту требуется опыт, такт и авторитет, чтобы четко и, главное, с пользой для дела регулировать телефонные обращения к руководителю.
 
  При отсутствии руководителя секретарь-референт записывает должность, фамилию, телефон абонента и, при возможности, интересующие его вопросы, а затем докладывает руководителю.
 
  Секретарь-референт по телефону обязан дать исчерпывающую информацию о часах приема, наличии или отсутствии руководителя на рабочем месте, а в некоторых случаях - о месте его пребывания и времени возвращения.
 
  В каждом учреждении может быть круг сведений, которые по телефону не сообщаются. В этом случае секретарь-референт рекомендует абоненту обратиться к руководителю письменно или лично.
 
  Стиль телефонного разговора должен быть кратким и тактичным, а содержание - исчерпывающим, не допускающим двойного или превратного толкования.
 
  При подготовке и проведении совещания функции секретаря-референта могут быть следующими:
 
  - информирование приглашаемых о месте, времени, повестке дня, докладчиках и т.д. (с этой целью используются телефон, радио, личные контакты, громкоговорящая связь, объявления, приглашения, лист оповещения и т.п.);
 
  - подготовка списка участников и обеспечение приглашенных необходимыми материалами и письменными принадлежностями;
 
  - оформление доклада руководителя, подготовка иллюстративных материалов;
 
  - регистрация участников и доклад руководителю о количестве участников, опоздавших, отсутствующих, причинах неявки и т.п.;
 
  - ведение протокола или стенограммы совещания;
 
  - подбор материалов для руководителя;
 
  - выполнение оперативных поручений руководителя, полученных в ходе совещания;
 
  - оформление протокола (стенограммы), его размножение и рассылка участникам совещания, контроль за исполнение принятых решений.
 
 Качество секретарского обслуживания прямо зависит от уровня подготовки секретаря-референта. В России создана и развивается сеть учебных заведений начального профессионального образования, осуществляющих подготовку этой категории работников.
 
 #G0Приложения
 
 Приложение 1.1
 
 Примерное положение о структурном подразделении по делопроизводству
 
 
 #G0Герб РФ
 (если государственное учреждение)
 Наименование организации
 
 Документационное обеспечение управления
 
 ПОЛОЖЕНИЕ
 00.00.2000 N __________ УТВЕРЖДАЮ
 
 Директор организации
 
  Подпись И.И.Петров
  Дата
  1. Общие положения
 
  1.1. Документационное обеспечение управления осуществляет служба Документационного обеспечения управления (ДОУ), действующая на правах самостоятельного структурного подразделения, подчиненного непосредственно руководителю.
 
  1.2. В состав службы ДОУ, как правило, включаются отдел делопроизводства (приемная, секретариат руководителя, секретариаты заместителей руководителя, секретариат коллегии, протокольное бюро), канцелярия (экспедиция, машинописное бюро, копировально-множительное бюро, телетайпная и др.), отдел писем граждан, отдел совершенствования работы с документами и внедрения технических средств, центральный архив.
 
  1.3. Работа службы ДОУ регламентируется положением о ней, которое разрабатывается на основе настоящего Положения. Деятельность работников службы ДОУ регламентируется должностными инструкциями, которые закрепляют рациональное разделение труда, предусматривают равномерную загрузку работников, распределение работ по сложности выполнения и квалификации исполнителей. Должностные инструкции разрабатываются службой ДОУ и утверждаются ее руководителем или его заместителем. При изменении функций и задач службы ДОУ должностные инструкции пересматриваются.
 
  1.4. Служба ДОУ в своей деятельности руководствуется законодательными и иными нормативно-правовыми актами органов государственной власти и управления Российской Федерации, правилами, инструкциями, методическими рекомендациями учреждений ГАС Российской Федерации и другими действующими нормативами по вопросам документационного обеспечения управления.
 
  1.5. Руководство службы ДОУ должно замещаться специалистами с высшим или средним специальным образованием соответствующего профиля.
 
  1.6. Служба ДОУ имеет круглую печать с обозначением своего наименования.
 
  2. Цели и задачи службы ДОУ
 
  Основными целями службы ДОУ являются организация, руководство, координация, контроль и реализация работ по документационному обеспечению управления. Служба ДОУ решает следующие задачи:
 
  - совершенствование форм и методов работы с документами;
  - обеспечение единого порядка документирования, организация работы с документами, построение поисковых систем;
  - контроль исполнения и подготовки документов к передаче в государственный архив в соответствии с действующими нормативами;
  - сокращение документооборота, количества форм документов;
  - разработка и внедрение нормативных и методических документов по совершенствованию документационного обеспечения организации;
  - участие в разработке и внедрении прогрессивных технологий документационного обеспечения управления на базе применения вычислительной и организационной техники, персональных компьютеров.
 
  3. Функции службы ДОУ
 
  В соответствии с возложенными задачами в функции службы ДОУ входит следующее:
 
  3.1. Разработка, внедрение и ведение табеля и альбома унифицированных форм документов организации, внесение в них изменений.
 
  3.2. Осуществление обработки, регистрации документов и учебно-справочной работы по документам.
 
  3.3. Организация своевременного рассмотрения и подготовки к докладу руководству поступающих документов, осуществление контроля за правильностью оформления документов, представляемых на подпись руководству.
 
  3.4. Контроль за прохождением, исполнением и оформлением документов в установленные сроки, обобщение сведений о ходе и результатах исполнения документов, систематическое информирование руководства по этим вопросам.
 
  3.5. Организация машинописного изготовления, копирования и оперативного размножения документов, разработка и проектирование бланков документов.
 
  3.6. Разработка номенклатуры дел организации, обеспечение хранения дел и оперативного использования документов информации.
 
  3.7. Организация работы по предложениям, заявлениям и жалобам граждан.
 
  3.8. Организация контроля за работой с документами в структурных подразделениях.
 
  3.9. Разработка (совместно с соответствующими структурными подразделениями организации) мероприятий по совершенствованию форм и методов работы с документами, а также по повышению исполнительской дисциплины.
 
  3.10. Осуществление контроля за правильностью оформления и формирования структурными подразделениями дел, подлежащих сдаче в архив.
 
  3.11. Организация работы архива в соответствии с законодательством по архивному делу Российской Федерации, правилами, инструкциями и методическими рекомендациями учреждений ГАС Российской Федерации.
 
  3.12. Повышение квалификации работников службы ДОУ, проведение совещаний и консультирование по вопросам, относящимся к их компетенции.
 
  3.13. Организация рабочих мест, в том числе автоматизация.
 
  4. Права и ответственность службы ДОУ
 
  4.1. Служба ДОУ имеет право:
 
  4.1.1. Осуществлять контроль за сокращением избыточной информации в организации и подведомственной системе и принимать к этому соответствующие меры.
 
  4.1.2. Требовать от руководителей структурных подразделений выполнения установленных правил работы с документами в организации и контролировать выполнение этих правил.
 
  4.1.3. Запрашивать у структурных подразделений и организаций сведения, необходимые для работы.
 
  4.1.4. Проводить проверки организации документационного обеспечения управления в структурных подразделениях и доводить итоги проверок до руководителей структурных подразделений для принятия соответствующих мер.
 
  4.1.5. Привлекать в установленном порядке специалистов структурных подразделений к подготовке проектов документов по поручению руководства.
 
  4.1.6. Возвращать исполнителям на доработку документы, подготовленные с нарушением установленных требований.
 

<< Пред.           стр. 1 (из 24)           След. >>

Список литературы по разделу