<< Пред.           стр. 12 (из 24)           След. >>

Список литературы по разделу

 Фамилия ведущего прием ____________________________________________
  Оборотная сторона
 
 #G0Кому и что поручено, дата ____________________________________________
 __________________________________________________________________
 __________________________________________________________________
 __________________________________________________________________
 __________________________________________________________________
 __________________________________________________________________
 __________________________________________________________________
 
 Результат рассмотрения заявления ____________________________________
 __________________________________________________________________
 __________________________________________________________________
 __________________________________________________________________
 __________________________________________________________________
 __________________________________________________________________
 __________________________________________________________________
 
 Когда и кем дан ответ _______________________________________________
 __________________________________________________________________
 __________________________________________________________________
 __________________________________________________________________
 __________________________________________________________________
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Приложение 5.4
 
 Аннотационный лист
 
 #G0_________________________ 200__ г.
  Дата поступления письма
  Ф.И.О. _____________________________________________________
 
 Место работы _______________________________________________
 
 Район _____________________________________________________
 
 Адрес проживания ___________________________________________
 ___________________________________________________________
 
 Содержание обращения ______________________________________
 ___________________________________________________________
 ___________________________________________________________
 
 Куда обращался ранее ________________________________________
 
 N по классификатору _________________________________________
 
 Доложено __________________________________________________
 
 Направлено на исполнение ____________________________________
 
 Характер задания ____________________________________________
  __________________ 200__ г.
  Дата
 
 Подпись
 
 
 Приложение 5.5
 
 Справка о работе с письмами граждан в ______ по состоянию на ___________ 200__ г.
 
 
 
 
 
 
 
 Приложение 5.6
 
 Справка о приеме граждан в ___________по состоянию на ____________ 200__ г.
 
 
 
 
 Приложение 5.7
 
 Справка о поступлении писем граждан
 в ____________из районов и городов области
 #S
 
 #G0Название районов и городов За __________
 200__ г.
  Всего с начала года За соответствующий период 200__ г. _________________________________________________
 
 Итого:______________________________________________
 Подпись должностного лица
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Приложение 5.8
 
 Справка о результатах рассмотрения предложений,
 заявлений и жалоб граждан, поступивших
 в ________________________
 Наименование организации
 
 #G0
  За ________ 200__ г.
  Всего с начала года За соответствующий период 1. Общее количество :
  поступивших писем
 
 
  В том числе: предложений заявлений жалоб 2. Всего поступило писем
  граждан через
  вышестоящие органы
 
 
  В т ом числе: из Администрации
  Президент а
  из Комитета ветеранов
  войны
 
 
  3. Количество повторных
  писем граж дан
 
 
  В том числе поступивших
  через вышестоящие
  органы
 
 
  Подпись должностного лица
 
  Приложение 5.9
 Справка о тематике обращений граждан,
 поступивших в __ __________________ _ _ __
  Наименование организации
 
 200__ г.
 #G0№ п/п Характер писем граждан
  Количество писем 1. Финансовые вопросы 2. Вопросы, связанные с прохождением службы в Вооруженных Силах 3. Вопросы промышленности, строительства, транспорта и органов связи 4. Вопросы сельского хозяйства и заготовок, организации фермерских хозяйств 5. 5. Вопросы организации торговли в условиях рыночной экономики 6. Вопросы народною образования, работы детских дошкольных учреждений и
  здравоохранения в условиях перехода к рынку 7. Вопросы, касающиеся работы органон юстиции и органов внутренних дел 8. Вопросы ремонта и 'эксплуатации жилою фонда 9. Жилищные и коммунально-бытовые вопросы, вопросы приватизации жилою фонда 10. О нарушении в учете и распределении жилья 11. Вопросы деятельности органов государственной власти и управления работы руководящих кадров 12. Вопросы груда и заработной платы 13. Пенсионные и другие вопросы социальною обеспечения рабочих, служащих, колхозников, арендаторов и фермеров
  14. Письма по другим вопросам 15. Всего поступило писем
  В том числе:
  повторных
  многократных
  коллективных
  ___________________________________________
 Подпись должностного лица
 #G0#M12291 941850048Тема 6. Оформление и составление основных видов управленческих документов
 
 1. Современное деловое письмо
 
  Официальное письмо - один из важнейших каналов связи предприятия, организации, учреждения с внешним миром. Через письма ведутся преддоговорные переговоры, выясняются отношения между предприятиями, излагаются претензии. Письма сопровождают материальные ценности в пути и т.д.
 
  Несмотря на наличие современных форм связи: телефона, телеграфа, факса, модемной связи и т.п., - объем переписки даже на небольшом предприятии весьма велик. Однако диапазон управленческих ситуаций, дающих повод для составления деловых писем далеко не беспределен и поддается сравнительно четкой классификации. Огромное количество писем при однотипности управленческих ситуаций, требующих их составления, вызывает острую необходимость в унификации делового письма. К сожалению, анализ современной деловой переписки показывает отсутствие у многих управленческих работников навыков составления писем. Между тем неправильное оформление письма затрудняет работу с ним. Эксперты единодушны в том, что деловое письмо должно занимать не более страницы. Авторы изданного в 70-е годы в США под руководством канцелярии Белого Дома сборника "Простые письма" считают, что расточительство в словах ведет к расточительству в долларах. Нельзя не учитывать и того обстоятельства, что деловые документы вовсе не материал для "чтения", а информация, которая должна побуждать к определенным поступкам.
 
  Очень важно, чтобы текст официального письма не допускал нескольких толкований. Ввиду правовой зависимости официальных писем их язык и стиль должны удовлетворять тем же требованиям, что и язык законов. "Всегда, во все века однозначность языка деловой бумаги, строгая его формализованность рассматривались людьми как средство ограничения произвола власти. Еще в V в. до н.э. древнеримский плебс требовал введения четких "писаных" законов. Создание зафиксированных на бумаге установлений и правил было также главным требованием многих средневековых восстаний. Когда же такие законы появились, от делопроизводителей требовались абсолютная точность формулировок, доскональное соблюдение формы. Иначе документ терял юридическую силу"*.
  _____
  Дунаевский О.В. Современная условная речь. - М., 1987. - с. 6, 7.
 
  Сегодня во многих странах активно идет процесс унификации делового письма. Так, в Англии разработан кодифицированный стиль официального общения, известный под названием Zip-Codе, что в буквальном переводе означает "код-молния". Но особенно сильна тенденция к унификации делопроизводства в США, что обусловлено широкой автоматизацией информационных процессов в управлении. Сейчас, когда компьютеризация охватывает все новые и новые сферы информационной деятельности учреждений, предприятий, организаций, факт преднамеренной эволюции американского делового письма служит убедительным доводом в пользу того, что весь состав информации в служебной документации настолько стандартен, что его выражение через индивидуальную исполнительскую технику совершенно не оправданно.
 
  Унификация затрагивает все уровни и аспекты языка: его словарный состав, морфологию, синтаксис, графику, пунктуацию и стиль. В частности, поскольку деловые письма отражают в основном не индивидуальные, а групповые интересы - интересы государственных учреждений, фирм, компаний и т.д., практически во всех странах письма сегодня составляются чаще всего от имени коллективного субъекта. Иными словами, унифицированный стиль изложения в деловой переписке в сфере промышленности и торговли имеет свою социальную базу - коллективный характер производственных отношений. Технической его базой является, как уже отмечалось, компьютеризация.
 
  Правила оформления делового письма
 
  Официальные письма пишутся на специальных бланках, соответствующих стандарту. Для таких бланков установлен комплекс обязательных элементов (реквизитов), которые должны располагаться в определенном порядке.
 
  Бланк официального письма представляет собой лист бумаги с воспроизведенными типографским способом постоянными элементами. Можно сказать, что официальное письмо состоит из "рамы" письма и основного текста и содержит помимо основного текста информацию об адресанте: полное и сокращенное название организации-отправителя, ее почтовый и телеграфный адреса, номера телефона, факса и телетайпа, номер того письма или телеграммы, которые послужили поводом для переписки, и многое другое. Бланки могут быть как с угловым, так и с продольным расположением реквизитов.
 
  Оформление бланка, соответствующее принципам технической эстетики, положительно влияет на восприятие его содержания. Например, учитывая свойство человеческого глаза легче фиксировать верхнюю часть любого объекта, при оформлении документов следует их верхнюю часть делать более насыщенной, а нижнюю - более "устойчивой".
 
  Стандарты на формуляры-образцы устанавливают форматы и размеры полей документов, входящих в состав унифицированной системы документации, а также требования к построению конструкционной сетки формуляра-образца, реквизиты и правила их расположения. Документы, входящие в состав унифицированных систем документации, состоят из трех основных частей, которые располагаются в пределах четко разграниченных зон. Такая "геометрия" документа обеспечивает необходимую быстроту восприятия его текста.
 
  Реквизиты - это обязательные признаки, установленные законом или положениями для отдельных видов документов. Состав и расположение реквизитов на бланках организационно-распорядительных документов должны соответствовать ГОСТ Р 6.30-97.
 
  Установление стандарта на формуляр-образец, который, в свою очередь, определяет требования к бланку официального письма, вызвано необходимостью унифицировать процесс его оформления, что позволяет
 
  - организовать централизованное изготовление бланков для писем;
 
  - уменьшить стоимость машинописных работ;
 
  - сократить трудозатраты на составление и оформление писем;
 
  - облегчить визуальный поиск необходимой информации;
 
  - расширить возможности применения вычислительной и организационной техники при обработке писем.
 
  Формуляр-образец является основой для конструирования формуляров и бланков всех видов управленческой документации. Площадь, отводимая формулярам-образцам для расположения каждого реквизита, соответствует оптимальному объему этого реквизита в печатных знаках.
 
  Согласно ГОСТ Р 6.30-97 документы могут содержать (в зависимости от назначения) до 29 реквизитов, однако ни один документ не оформляется полным их набором. Для каждого вида документа определен состав реквизитов в зависимости от назначения документа. Так, для официального письма рекомендуется следующий состав реквизитов:
 
  1) Государственный герб Российской Федерации или герб субъекта РФ (для государственных предприятий);
 
  2) эмблема организации (если не государственное);
 
  3) код предприятия по ОКПО (для внутриреспубликанской переписки), если он есть;
 
  4) код документа по ОКУД (если есть);
 
  5) наименование организации (полное и сокращенное);
 
  6) справочные данные об организации;
 
  7) дата;
 
  8) регистрационный номер документа;
 
  9) ссылка на индекс и дату входящего документа;
 
  10) адресат;
 
  11) заголовок к тексту;
 
  12) текст;
 
  13) подпись;
 
  14) фамилия (или фамилия, имя, отчество) и телефон исполнителя;
 
  15) идентификатор электронной копии документа.
 
  Могут быть указаны инициалы машинистки и количество экземпляров, но они не входят в состав обязательных реквизитов.
 
  Совокупность реквизитов официального письма называется формуляром. Реквизиты (1)-(6) печатаются, как правило, типографским способом.
 
  Официальное письмо является единственным документом, на котором не ставится название его вида. Все остальные документы имеют названия. Например: "Приказ", "Акт", "Решение", "Докладная записка" и т.д.
 
  Согласно ГОСТ Р 6.30-97 изображение Государственного герба РФ помещается на бланках писем государственных учреждений.
 
  Наименование организации - адресанта документа дается в полном и сокращенном виде. Например: Всероссийский научно-исследовательский институт документирования и архивного дела - ВНИИДАД.
 
  Следует помнить, что сокращать названия организаций произвольно нельзя. Сокращенные наименования организаций образуются тремя способами:
 
  - по первым буквам слов, входящих в наименования. Например: МВД (Министерство внутренних дел). Аббревиатуры пишутся слитно и буквы в них не разделяются точками;
 
  - по начальным слогам букв, входящих в наименования. Например: Уралмаш (Уральский машиностроительный завод);
 
  - смешанным способом, когда сложносокращенные наименования образуются частично из начальных букв, частично из усеченных слов и пишутся в первой части прописными буквами, во второй - строчными. Например: ВНИИдормаш. Такие слова пишутся тоже слитно.
 
  Названия учреждений сокращаются только в том случае, если сокращенное название указано в официальном документе.
 
  К обязательным реквизитам официального письма относятся почтовый и телеграфный адреса. Порядок и форма записи сведений о почтовом и телеграфном адресах организации должны соответствовать Почтовым правилам. На бланке письма необходимо указывать также номера телефона, факса, номер счета в банке.
 
  Обязательным реквизитом письма является дата, которая проставляется в левом верхнем углу. Датой письма считается дата его подписания. Она служит поисковым признаком и используется при ссылке на письмо. Даты в письме должны оформляться цифровым способом. Элементы даты приводятся в одной строке арабскими цифрами в такой последовательности: число, месяц, год. Число, месяц и год записываются тремя двузначными цифрами. Например, дату 25 октября 1998 года следует записать так: 25.10.98 (допускается и иная запись: 25.10.1998). Если число или месяц обозначаются одной цифрой, то перед ней ставится ноль. Например, дату 12 января 1998 года записывают следующим образом: 12.01.98. После двух цифр, обозначающих число и месяц, ставятся точки, после двух цифр, обозначающих год, точка не ставится.
 
  Регистрационный номер исходящего документа - номер письма и его условное обозначение - обычно состоит из нескольких частей. Сначала может быть записан индекс структурного подразделения, индекс по номенклатуре дел классификатора корреспондентов, исполнителей, а последней частью будет порядковый номер исходящего письма. Например: № 2/16-2955 или 18/275.
 
  Ссылка на номер и дату входящего документа включает регистрационный номер и дату письма, на которое дается ответ, и располагается ниже индекса и даты исходящего документа. Этот реквизит присутствует только на бланке для писем. Сопоставление дат отправки и получения писем дает представление о степени оперативности работы учреждения с корреспонденцией.
 
  При ссылке на входящий документ слова "наш", "ваш" употреблять не рекомендуется. Наиболее рациональна следующая форма этого реквизита:
 
  На № _______________ от _____________
 
  Ни в коем случае не следует помещать эти данные в самом тексте письма. Вид этого реквизита в письме должен быть следующим: "На № 4520/144 от 17.05.98".
 
  Адресат - наименование и адрес получателя письма (наименование и адрес организации, структурной части организации, фирмы или фамилия и адрес лица, которому направляется письмо) - указывается на верхней правой стороне бланка письма. Это внутренний адрес письма. В адресате название организации-получателя пишется в именительном падеже. Например: ЗАО "Оксид".
 
  Отчасти это делается с учетом машинной обработки. В целях ускорения исполнения письма, если известна фамилия лица, которое будет его рассматривать, рекомендуется указывать и эту фамилию. Согласно ГОСТ Р 6.30-97 при направлении письма должностному лицу название организации указывается в именительном падеже, а должность и фамилия - в дательном.
 
 
  Например:
 
 #G0 Кемеровское ОАО "Гранит"
 А.Н.Смирнову
  Если же письмо адресуется руководителю организации, наименование организации должно входить в состав наименования должности адресата. Например:
 
 #G0 Ректору Новосибирской
 государственной академии
 экономики и управления
 проф. Ю.В.Гусеву
  Знаки препинания во внутреннем адресе могут быть опущены. Наименование организации, имя и фамилию лица, которому письмо адресовано, следует писать так, как они даны на исходящей от этой организации корреспонденции или как в справочнике.
 
  В состав реквизита "адресат" может входить почтовый адрес. Почтовый адрес не проставляется на документах, направляемых в правительственные организации и постоянным корреспондентам - в этих случаях целесообразно применять конверты с заранее напечатанными адресами.
 

<< Пред.           стр. 12 (из 24)           След. >>

Список литературы по разделу