<< Пред.           стр. 2 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу

  - специфические приемы, типичные для деятельности организованных преступных формирований. К ним относятся:
  а) жестокое воздействие на свидетелей и потерпевших с целью принуждения их к даче необходимых преступникам показаний;
  б) воздействие на сотрудников правоохранительных органов и судей (подкуп, шантаж, угрозы убийством);
  в) похищение потерпевших, свидетелей или членов их семей;
  г) избиения и пытки захваченных;
  д) прикрытие нелегальной части организованной преступной деятельности легальными формами (в виде создания коммерческих предприятий, банков, предприятий торговли, туристических агентств);
  е) приемы конспирации руководителей преступного формирования;
  ж) обеспечение перевода на нелегальное положение членов формирований, против которых в правоохранительных органах появились серьезные улики40.
  Типичными для организованной преступной деятельности являются такие приемы противодействия следствию, как выделение денег из общей кассы на подкуп работников правоохранительных органов; оказание материальной помощи членам преступных групп, отбывающим показание, но не выдавшим соучастников; использование недобросовестных адвокатов для связи с содержащимися под стражей соучастниками, подкупа потерпевших и свидетелей.
  К типичным следам-отражениям организованной преступной деятельности относятся:
  1) следы однородных корыстно-насильственных преступлений в одном или смежных регионах;
  2) следы, как материальные, так и идеальные, одних и тех же лиц, обнаруженных на местах преступлений;
  3) следы применения на местах совершения нескольких преступлений одного и того же огнестрельного оружия;
  4) похищение сходных по структуре и значению предметов, ценностей, документов;
  5) следы похищения людей и их пыток;
  6) документы, с использованием которых отмываются, легализуются преступные доходы;
  7) одинаковые внешние признаки нескольких преступников, отобразившиеся в сознании потерпевших от различных преступлений (по сходным субъективным портретам, создаваемым на основе показаний очевидцев по разным преступлениям).
  Немаловажное значение имеет обстановка подготовки, совершения и сокрытия организованной преступной деятельности. Это сложная и динамическая система, поскольку нередко эта деятельность является длительной, межрегиональной, а также межгосударственной.
  Важнейшим элементом криминалистической характеристики организованной преступной деятельности является личность члена организованного преступного формирования, которая может рассматриваться в различных аспектах: ее роль в преступном сообществе, профессионализм, преступный опыт, связи и т.д.
  Все эти качества будут зависеть от уровня преступного формирования, базового элемента его деятельности и других факторов. Для небольших организованных преступных групп характерно наличие лидеров, исполнителей, сбытчиков, укрывателей и иных пособников. В более крупных преступных сообществах можно выделить:
  1) организаторов и иных лидеров, т.е. руководящее звено;
  2) лидеров групп, входящих в сообщество;
  3) телохранителей и других лиц, обеспечивающих безопасность группировки;
  4) исполнителей-боевиков;
  5) держателей кассы;
  6) связников;
  7) контролеров;
  8) коррумпированных представителей власти, обеспечивающих деятельность преступного сообщества и его прикрытие от разоблачения.
  Для отдельных разновидностей преступных групп существуют и специфические типологии личности их членов. Для формирований, занимающихся наркобизнесом, типично наличие сборщиков, поставщиков сырья, переработчиков, целая цепь транспортировщиков из одних регионов в другие, организаторов сбыта на местах, мелких сбытчиков, содержателей притонов или руководителей всей цепочки по сбыту наркотиков. Приведем пример: начальник отдела УУР ГУВД Алтайского края майор милиции Евдокимов создал в г. Барнауле преступное сообщество с целью сбыта изъятых в ходе работы наркотиков (героина, опия) на дискотеках. К реализации привлекались не только гражданские лица, но и оперативные работники, которые по долгу службы должны были выявлять сбытчиков наркотиков. Изъятые у цыган наркотики реализовывались на молодежной дискотеке, имелся канал поставки наркотиков из южных республик СНГ41. В г. Рубцовске Алтайского края цыганка Ермакова создала преступное сообщество с целью сбыта опия-сырца среди молодежи. Для сбыта она привлекла Еременко, Доронину и ранее трижды судимого Сергеева, которым отдавала на сбыт опий в крупном и особо крупном размерах42.
  По своему прошлому, личным и профессиональным качествам участники преступного сообщества отличаются большим разнообразием: это и рецидивисты с большим преступным прошлым, в том числе "воры в законе", преступные авторитеты (положенцы, смотрящие); бизнесмены; лица, имеющие связи в правоохранительных органах; сами коррумпированные представители таких структур.
  Каждый второй участник преступных группировок - ранее судимый, у них достаточно высокий профессионализм. Для исполнителей-боевиков и телохранителей характерны хорошая физическая подготовка, умение владеть оружием, навыками ближнего боя, жестокость и решительность. К этой категории относятся бывшие спортсмены, военнослужащие или сотрудники спецподразделений.
  В преступных сообществах с межгосударственной сферой деятельности имеются соучастники из числа граждан государств СНГ или стран дальнего зарубежья.
  Правоохранительные органы России в целом адекватно реагируют на изменения в обществе, сосредоточив основные усилия на борьбе с наиболее опасной организованной преступностью. Так, в 1997 году было привлечено к уголовной ответственности более 12 тыс. членов организованных преступных групп, в том числе более 2 тыс. лидеров этих групп. Раскрыто 22 тысячи преступлений, совершенных организованными преступными группами, 118 заказных убийств, что в 3 раза выше уровня 1996 года. Освобождена от преступного контроля одна из крупнейших автокомпаний "АвтоВАЗ", в ходе чего было ликвидировано 7 преступных групп общей численностью около 800 человек и чистым доходом около 100 млн. долларов в год, раскрыты убийства 65 членов этих групп и двух руководителей "АвтоВАЗа". В 2001 году возбуждено уголовное дело по лидерам татарской группировки ''29 квартал'', задержаны два ее лидера и 40 активных участников, на счету которых убийства 29 человек, похищения людей, участие в экономических аферах.
  По данным МВД, в 2004 году предотвращено 250 терактов, возбуждено 456 уголовных дел прямого финансирования бандформирований, пресечена деятельность более 10 тыс. лидеров и активных участников ОПГ, совершивших 26 тысяч особо тяжких преступлений. За прошедший год выявлено 400 тысяч преступлений экономической направленности, размер причиненного ущерба по которым составил 275 млрд. рублей. По мнению Генерального прокурора РФ В.Устинова, в России регистрируется только 20-25% реально совершаемых преступлений, поэтому он считает, что в год совершается 9-12 млн. преступлений. По его мнению, периодические заявления об объявлении войны с преступностью были больше призывами, чем проявлением государственной воли. В деле защиты прав и свобод граждан пора отказаться от использования военной терминологии. Нужна не война, а воздействие на преступность при существовании как минимум четырех условий: адекватной правовой базы, надлежащем ресурсном обеспечении, достаточной квалификации и специализации работников правоохранительных органов43.
 
 Тема 6. Криминалистическая характеристика расследования преступлений,
 совершенных организованными преступными формированиями
 
  Статистика свидетельствует, что времена преступников-одиночек прошли, и все большее распространение в РФ получают совершаемые организованными группами заранее спланированные, подготовленные и тщательно замаскированные преступления, что делает их расследование особенно сложным.
  Раскрывать преступления, совершенные ОПГ, традиционными способами очень сложно, а порой и невозможно. Поэтому раскрытие преступления, установление фактических обстоятельств совершенного в прошлом преступления всегда ретроспективно, обращено в прошлое, а картина происшедшего восстанавливается по следам, оставленным преступником в памяти людей и на предметах материального мира. Опытные преступники заранее принимают меры к уничтожению таких следов. Криминалистическая характеристика расследования преступлений отражает перспективную направленность, содержанием которой являются закономерности механизма расследования преступлений. С этих позиций она изучает систему сведений, во-первых, о следственных ситуациях, как на момент возбуждения уголовного дела, так и по ходу дальнейшего расследования; во-вторых, о способах собирания, использования доказательств применительно к следственным ситуациям, версиям и направлениям расследования.
  Таким образом, основными элементами криминалистической характеристики расследования преступлений являются следственные ситуации, следственные версии и направления расследования, складывающиеся на первоначальном и последующем этапах, система следственных оперативно-розыскных и организационно-технических мероприятий, обеспечивающих выполнение целей расследования.
  Опыт борьбы с организованной преступностью свидетельствует, что положительный результат может быть достигнут в том случае, когда наряду с процессуальными средствами применяются методы оперативно-розыскной деятельности.
  Поскольку преступления совершаются в условиях латентности, использование таких методов позволяет не только реагировать на заявления и после этого отыскивать доказательства с помощью различных оперативно-розыскных мероприятий (наблюдение, прослушивание телефонных переговоров, контроль почтовых отправлений), но и появляется возможность проникать в преступную среду, длительное время поддерживать контакты с разрабатываемыми лицами, отслеживать и в определенной мере контролировать их деятельность. Именно так может быть получена достоверная информация о составе и структуре преступной группы, о ее связях, именах и кличках и т.д.
  В уголовный процесс такие данные могут быть введены двумя способами:
  1) допросом лиц, принимавших участие в проведении оперативно-розыскных мероприятий;
  2) приобщением к материалам дела вещественных доказательств (предметов преступного посягательства, аудио- и видеозаписи, оружие и т.д.), которые дают следователю, судье наглядное и убедительное представление о происшедшем, позволяют непосредственно наблюдать отдельные фрагменты совершенного преступления44.
  Таким образом, использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам имеет важное значение в борьбе с преступностью, защите от преступных посягательств прав и законных интересов граждан, интересов общества и государства45.
  При решении криминалистических задач следователю следует обратить внимание на следующие вопросы:
  - жестокость, насильственный характер деятельности преступных формирований;
  - высокий уровень технической оснащенности и вооруженности;
  - наличие денежных и материальных средств, определенных норм поведения и системы подчиненности этим нормам;
  - создание системы безопасности, включающей разведывательную и контрразведывательную деятельность, подкуп должностных лиц, угрозы и другие меры по нейтрализации усилий государственных органов, направленных на разоблачение, пресечение организованной преступной деятельности;
  - межрегиональный характер деятельности преступных групп;
  - разграничение функций между участниками преступной деятельности.
  Наиболее типичными преступлениями, совершаемыми организованными преступными формированиями, являются:
  - хищения чужого имущества в форме присвоения, кражи, грабежа, разбоя, мошенничества; бандитизм; убийства; причинение вреда здовроью; вымогательства; подделка документов; похищения людей; захват заложников; террористические акты; незаконное ношение оружия; взяточничество; преступления в кредитно-финансовой сфере, другие виды экономических преступлений; приобретение и сбыт наркотических веществ; контрабанда.
  Расследование организованной преступной деятельности характеризуется рядом особенностей организационного и тактического плана. К их числу относятся:
  1) специализация субъектов расследования и оперативно-розыскной деятельности;
  2) особенности возбуждения дел данной категории и выдвижения версий;
  3) планирование расследования многоэпизодных дел с совершением преступлений в различных регионах.
  В связи с этим должны применяться и специфические меры при расследовании:
  - по выявлению организатора преступного формирования и всех его членов;
  - установлению ролевых функций в группе;
  - по изучению личности членов преступного формирования в процессе расследования;
  - по преодолению противодействия предварительному расследованию;
  - по обеспечению безопасности свидетелей и потерпевших.
  При расследовании таких уголовных дел существенные особенности имеются в обеспечении следственной тайны, в использовании специальных познаний и учетов органов внутренних дел, в организации взаимодействия следователя с органом дознания, средствами массовой информации и адвокатами.
  Расследование преступлений группой (бригадой) следователей получило широкое распространение в правоприменительной практике, что является закономерным результатом усиления борьбы государства с организованной преступностью (ст. 163 УПК РФ). Судебно-следственная практика показывает, что именно следственным группам принадлежит главная роль в борьбе с коррупцией, бандитизмом, крупными хищениями и другими особо опасными преступлениями.
 
 Тема 7. Особенности возбуждения уголовных дел о преступлениях,
 совершенных организованными преступными группами
 
  Расследование по делам рассматриваемой категории в прокуратуре, органах внутренних дел, ФСБ и ФСКН осуществляется следователями, специализирующимися в указанном направлении. Такая специализация позволяет следователям лучше овладеть навыками работы в сложных условиях этой борьбы, эффективно взаимодействовать с организованной преступностью и коррупцией.
  Уголовные дела об организованной преступной деятельности, как правило, возбуждаются:
  1) по отдельным преступлениям, совершенным членами формирования (с соединением этих дел в процессе их дальнейшего расследования);
  2) по факту деятельности организованной преступной группы (банды). Такие дела обычно возбуждаются, когда преступное формирование и его деяния выявляются в результате оперативно-розыскной деятельности (ч.3 ст.140 УПК РФ), либо когда признаки такого формирования не вызывают сомнений при обнаружении конкретного преступления46.
  В соответствии с Инструкцией о порядке предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд от 13 мая 1998 года, результаты оперативно-розыскной деятельности, предоставляемые для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, должны содержать сведения о лицах, скрывающихся от органов расследования и суда, о возможных источниках доказательств, лицах, которым известны обстоятельств и факты, имеющие значение для уголовного дела, о местонахождении орудий и средств совершения преступлений, денег и ценностей, добытых преступным путем, предметах и документах, связанных с обстоятельствами предмета доказывания, и о других фактах и обстоятельствах, позволяющих определить объем и последовательность проведения отдельных следственных действий, выбрать наиболее эффективную тактику их производства, выработать оптимальную методику расследования по конкретному уголовному делу.
  Они должны позволять формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств, и содержать сведения имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на источник получения предполагаемого доказательства или предмета, который может стать доказательством, а также данные, позволяющие проверить в условиях судопроизводства доказательства, сформированные на их основе.
  Следует отметить, что далеко не всегда имеющаяся оперативная информация может быть реализована на стадии возбуждения уголовного дела. Поэтому уголовные дела возбуждаются, как правило, по факту отдельных общественно опасных посягательств (убийство, разбойное нападение, вымогательство, грабеж), а по ходу расследования, когда собираются доказательства о наличии организованной группы, банды и сообщества, предъявляется обвинение по соответствующему квалифицирующему признаку статьи Особенной части УК или же по ст. ст. 209-210 УК РФ.
  К сожалению, проблема в полном объеме не разрешима, поскольку данные, полученные оперативно-розыскным путем, не приобретают автоматически статус доказательств, они должны получить процессуальное оформление, при этом проверяется законность их получения и достоверность содержащейся в них информации.
  Сложность расследования уголовных дел, связанных с организованной преступной деятельностью, связана с их многоэпизодностью и большим объемом следственной работы.
  При выявлении преступного формирования в результате оперативно-розыскной деятельности многие из таких признаков становятся известными уже до возбуждения уголовного дела и используются при решении вопроса о моменте начала расследования, а также при планировании следствия. Если сведения, характеризующие ОПГ, поступают в ходе расследования, они должны быть учтены для корректировки плана следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.
  Чаще всего заявления или рапорта о преступлениях, совершаемых организованными преступными группами, поступают в дежурные части УВД, подразделения ДБОПТ, УУР и УБЭП, таможенной службы РФ. Передача таких заявлений, материалов проверки специализированным следователям осуществляется, если в материалах есть данные о наличии группы, ее устойчивости, вооруженности, длительности существования или наличии у нее замыслов на совершение ряда преступлений.
  Следующим основанием, когда материалы передаются в ДБОПТ или специализированным следователям, является выявленная связь преступников с коррумпированными чиновниками государственных служб, учреждений, банков, коммерческих структур. При этом должны учитываться данные о четко выраженной структуре группы, о наличии у нее больших денежных и материально-технических средств, а также попытки со стороны должностных лиц, депутатов и других представителей властных структур повлиять на ход расследования в целях освобождения членов группы от уголовной ответственности.
  В ФСБ материалы или возбужденные уголовные дела о преступных деяниях организованных формирований передаются, если имеются признаки преступлений, подследственных органам ФСБ:
  1) когда в преступлениях принимают участие иностранные граждане и налицо выход преступной деятельности за рубеж;
  2) если организованная преступность принимает экстремальные формы, ведет к массовым беспорядкам, вызывает нарастание социальной напряженности в регионе;
  3) в преступное сообщество оказываются втянутыми ответственные должностные лица государственного аппарата, сотрудники правоохранительных органов.
  Следователь совместно с оперативными работниками отрабатывает общую версию: о наличии преступного формирования и его целях; составе и совершенных преступных деяниях.
  Кроме этого, отрабатываются частные версии: о причастности к формированию тех или иных лиц; об организаторах и лидерах группировки; местах хранения и приобретения оружия; полученных преступным путем имущества и денег; наличии и местонахождении общей кассы; замыслах преступников, совершении латентных преступлений.
  Обязательным условием эффективного расследования таких уголовных дел является составление плана работы по делу, который должен предусматривать действия, направленные на решение ряда задач, заключающихся в установлении всех членов преступного формирования и всех совершенных ими преступлений.
  При проведении следственных действий особое внимание уделяется выявлению организатора группы и доказыванию его вины. Если организатор остался на свободе, он продолжает преступную деятельность, под его руководством группа усиливает противодействие расследованию.
  Задержанные члены группы в этой ситуации, как правило, не дают правдивых показаний, опасаясь расправы. Поэтому часто само преступление без установления организатора группы нельзя отнести к числу проявлений организованной преступности.
  Следователю необходимо знать типичные методы выявления и доказывания вины организатора преступного формирования. К ним относятся:
  1) допросы задержанных и арестованных членов преступных формирований;
  2) обыски у задержанных (арестованных) и связанных с ними лиц (изъятие фото и видео материалов);
  3) изучение и анализ сведений о личности всех выявленных членов преступного формирования;
  4) проведение очных ставок;
  5) анализ способа совершения преступлений и обеспечивающей деятельности;
  6) анализ изъятых документов, если в качестве легального прикрытия используется фирма, банк, а также иным способом происходит отмывание доходов, полученных преступным путем;
  7) анализ поведения заподозренных лиц в период расследования;
  8) проведение судебных экспертиз, в том числе наиболее сложной - фоноскопической, т.е. звукозаписей, полученных в результате проведения прослушивания телефонных переговоров.
  Решение многих криминалистических задач по расследуемому делу зависит от глубины изучения личности всех членов преступного формирования.
  Эти данные помогут следователю проследить путь каждого участника в преступное сообщество, установить его роль в группировке и потенциальные возможности его использования в разоблачении деятельности группы. В этой связи необходимо выделить приоритет оперативно-розыскных методов изучения личности над следственными (с учетом повышенной конспиративности в деятельности преступников, запугивания лиц, которые могут дать полезную для следствия информацию, противодействия со стороны коррумпированных должностных лиц).
  В процессе расследования следователь встречается с различной обстановкой, которая характеризуется определенной системой фактических и иных данных, "отражающих ход и состояние как производства отдельных следственных оперативно-розыскных и иных организационно-технических действий, так и расследование в целом"47.
  В связи с этим повышение эффективности расследования возможно по пути выделения в отдельных методиках типичных следственных ситуаций и разработки соответствующих им правил работы следователя по раскрытию и расследованию преступлений48.
  Поэтому прежде чем приступить к расследованию, планированию и производству следственных и иных действий, необходимо сориентироваться на типичную следственную ситуацию и ее возможные варианты.
  Если общая ситуация по делу ориентирует следователя на стратегическое решение задач расследования, то остальные следственные ситуации нацеливают следователя на выполнение производных, частных задач.
  С методической точки зрения возможна дальнейшая классификация следственных ситуаций по времени их возникновения и с учетом этапов расследования:
  1) исходные ситуации расследования, складывающиеся в момент возбуждения уголовного дела, где фактической базой являются вначале достаточные данные, указывающие на признаки преступления и служащие основанием для возбуждения уголовного дела49;
  2) ситуации дальнейшего этапа расследования, которые формируются после выполнения первоначальных следственных действий. От исходных следственных ситуаций они отличаются по времени возникновения, объему, количеству и качеству содержащихся в них доказательств, способам формирования, степени и условиям установления объективной истины по делу;
  3) доследственные, проверочные ситуации, которые складываются до возбуждения уголовного дела и характеризуются отсутствием в поступивших материалах достаточных данных, указывающих на признаки преступления и необходимости производства предварительной проверки (ст.144 УПК РФ).
  Анализ судебно-следственной практики показывает, что криминалистическим ситуациям расследования организованной преступной деятельности присущ ряд характерных особенностей заключающихся в следующем:
  1) при наличии в организованной преступной группе коррумпированных связей, в том числе в правоохранительных органах, нередко сведения о следственной или оперативно-розыскной информации частично или полностью становятся известными преступному формированию, деяния которого расследуются. Группа, со своей стороны, пытается контролировать развитие ситуации и предугадывать различные "ходы" следствия;
  2) следствию противостоят члены группы как задержанные за совершение преступлений, так и оставшиеся на свободе;
  3) в информационной основе таких ситуаций, особенно первоначальных, обычно содержится больше оперативно-розыскных, нежели уголовно-процессуальных данных, что тоже в определенной мере усиливает их проблематичность;
  4) влияние на характер возникающих ситуаций факторов по обеспечению безопасности потерпевших и свидетелей; обеспечение тайны следствия; уровня взаимодействия между следователем и органом дознания; теоретический и практический уровень подготовки следователей и оперативных работников.
  Следственные ситуации, возникающие при расследовании организованной преступной деятельности, в научно-методическом плане можно дифференцировать по различным основаниям.
  По месту и роли в расследовании организованной преступной деятельности следственные ситуации целесообразно разделить не только на ситуации расследования и ситуации отдельных следственных действий, но и на ситуации криминалистических операций, которые возникают в связи с необходимостью проведения операций по задержанию членов группы с поличным, установлению места содержания заложников и их освобождению, розыску и задержанию преступников.
  По степени возможного воздействия следователя ситуации можно разделить на контролируемые, частично контролируемые и неконтролируемые.
  Первые ситуации, в свою очередь, можно разделить на два вида:
  а) ситуации, контролируемые оперативно-розыскными средствами, возникающие в ходе доследственного оперативно-розыскного собирания и накопления разведывательной информации о преступной деятельности группы;
  б) ситуации, контролируемые процессуальными средствами, возникающими в процессе расследования.
  Частично контролируемые ситуации делятся на ситуации, поддающиеся частичному регулированию средствами криминалистики. Среди криминалистических средств, наряду с применением традиционных тактических приемов работы с группой преступников, использованием целенаправленных допросов на основе оперативно-розыскных данных, необходимо применять нетрадиционные приемы, используя данные социологии и психологии:
  К этому блоку можно отнести:
  1. Организационно-управленческие средства воздействия на ситуации расследования заключающиеся в инициировании различных ведомственных и вневедомственных, контрольно-ревизионных проверок, цель которых - заставить членов ОПГ изменить линию своего криминального поведения и проявлять себя, что позволит в дальнейшем контролировать эту деятельность. Особенно эффективны подобные средства бывают при регулировании сложных ситуаций расследования организованной преступной деятельности в сфере экономики.
  2. В качестве психологических средств регулирования сложных ситуаций расследования организованной преступной деятельности могут в определенных случаях служить хорошо продуманные организованные ''утечки'' выгодных для следствия сведений в прессу, криминальную сферу, использование методов рефлексивного управления.
  Неконтролируемые следствием и оперативно-розыскными органами ситуации, возникающие в процессе расследования, обычно носят непродолжительный характер, поскольку одной из важнейших задач расследования подобных преступлений является обеспечение постоянного контроля за возможным развитием следственных ситуаций и применение надлежащих средств их регулирования в интересах следствия.
  Все следственные ситуации, возникающие по делам анализируемой ситуации, в зависимости от этапов расследования, можно разделить на ситуации первоначального, последующего и заключительного этапов расследования. На первоначальном этапе расследования следственные ситуации зависят от следующих факторов:
  1) находилась ли ОПГ некоторое время под оперативным контролем правоохранительных органов, или о ее существовании стало известно лишь в результате выявления преступления, совершенного ее членами;
  2) в результате проведения операции задержаны основные члены ОПГ или только один или несколько рядовых исполнителей;
  3) при возбуждении уголовного дела были выявлены признаки организованной преступной деятельности в расследуемом деянии.
  В ситуациях, когда преступная деятельность находилась под контролем оперативно-розыскных органов до начала расследования, в ходе оперативного наблюдения, чаще всего выявляются и фиксируются основные моменты отдельных криминальных деяний преступной группы (хищение государственного либо иного чужого имущества, передача ценностей при вымогательстве, мошеннических действий в кредитно-банковской сфере). Это позволяет выявить состав группы, связи преступников и ролевые функции при подготовке, совершении и сокрытии преступлений.
  Следователь как руководитель следственно-оперативной группы должен тщательно планировать проведение операций, группа задержания должна быть хорошо подготовлена и вооружена, действия виновных необходимо фиксировать видеозаписью. Другой задачей следователя является быстрое процессуальное закрепление ранее полученной оперативно-розыскной информации. Учитывая особенности ее добывания и возможность получения не вполне достоверной информации, необходимо тщательно ее перепроверять, используя иные источники оперативно-розыскных данных, а также данные, добытые следственным путем. Только после такой проверки ее можно использовать при расследовании.
  На заключительном этапе расследования следственные ситуации определяются следующими факторами50:
  1) наличием имеющегося фактического материала об объеме преступной деятельности криминальной организации;
  2) количеством выявленных и задержанных ее членов;
  3) наличием сведений о том, какие звенья данной организации или конкретные члены являются наиболее уязвимыми элементами ее системы;
  4) удалось ли следствию расшатать единство основных и второстепенных членов преступной группы;
  5) наличием реальных условий, обеспеченных собранными оперативно-розыскными и следственными данными, необходимыми для удара по руководству группы с целью ее развала и уничтожения.
 
 Тема 8. Способы преодоления противодействия следствию при расследовании преступлений, совершенных организованными преступными формированиями
 
  Основными факторами, побуждающими преступников принимать меры к сокрытию преступлений, является желание избежать наказания, то есть опасение в разоблачении и ответственности за содеянное.
  Как показывает анкетирование осужденных за корыстно-насильственные преступления, 36% из них желали бы как можно дольше продолжать преступную деятельность. Это свидетельствует о том, что группы создаются с целью совершения разбойных нападений и других преступлений на длительное время.
  Проблема противодействия расследованию приобрела в последнее время особую актуальность и остроту, что вызвано размерами организованной преступной деятельности. Если раньше под противодействием расследованию понимали преимущественно различные формы и способы сокрытия преступлений, то в настоящее время противодействие расследованию может быть определено как умышленная деятельность с целью воспрепятствовать решению задач расследования и, в конечном счете, установлению истины по уголовному делу.
  В настоящее время имеется несколько крупных работ, посвященных проблемам противодействия расследованию51, авторы которых обосновали актуальность проблемы, соотношение понятий "противодействие" и сокрытие преступлений, сформировали основные элементы частной криминалистической теории о преодолении противодействия предварительному следствию.
  Актуальность проблемы обосновывается тем, что корыстно-насильственные преступления совершаются в группах ранее судимыми. В каждой восьмой группе состоят лица, ранее служившие в МВД или внутренних войсках, т.е. знакомые с методами работы милиции. За совершение преступлений задерживается только часть группы, а оставшиеся на свободе оказывают воздействие на свидетелей и потерпевших не только путем угроз, шантажа, но и при помощи защитников, руководителей правоохранительных органов с целью оказания давления на лиц, ведущих расследование.
  Недостаточно эффективное преодоление противодействия расследованию - одна из причин качественного и количественного ухудшения показателей деятельности правоохранительных органов, этими же причинами объясняется высокий уровень латентной преступности52.
  В.Н. Карагодин различает противодействие предварительному расследованию как специфическую социальную деятельность и противодействие в суде как препятствие осуществлению правосудия53. Деятельность в суде по объему шире предварительного расследования, т.к. суд в порядке ст.299 УПК РФ разрешает вопросы, которые не входят в компетенцию предварительного расследования.
  В криминалистической литературе имеется классификация противодействия расследованию по способам сокрытия преступлений, предложенная В.А. Овечкиным. Он разделяет их на 2 группы:
  1. Способы, выступающие в форме воспрепятствования получения органами предварительного расследования информации о преступлении: уничтожение материальных (документы) и идеальных (люди) источников информации; уклонение от явки в орган расследования; отказ от дачи показаний; недонесение.
  2. Способы, выступающие в форме воспрепятствования получения органами предварительного расследования информации о преступлении и выдачи вместо нее ложной информации (инсценировка, заведомо ложное сообщение с целью сокрытия преступления)54.
  Изучение и анализ приговоров по уголовным делам, связанным с совершением бандитизма, разбойных нападений, вымогательства, убийств, свидетельствует о том, что, как правило, приговор выносится в отношении одного-двух подсудимых, а в отношении оставшейся на свободе части преступной группы материал либо выделяется в отдельное производство, либо эти лица объявляются в розыск.
  Типичным в поведении обвиняемых является то, что на предварительном следствии вину в содеянном преступлении они признают, но в стадии судебного разбирательства вину признают частично и отводят себе роль пассивного разбойника, когда они, с их слов, присутствуют в помещении, но активных действий не предпринимают, либо вину не признают.
  Анализ литературы по данной проблеме и обобщение судебно-следственной практики показывает, что если на первоначальном этапе расследования противодействие заключается в сокрытии преступления, то после задержания части преступной группы противодействие приобретает иные формы, заключающиеся в следующих действиях:
  1) скрыть имеющуюся в распоряжении преступников доказательственную информацию и ее носителей;
  2) воспрепятствовать правоохранительным органам завладеть этой информацией.
  Взаимодействие членов преступной группы, оставшихся на свободе и находящихся под стражей, осуществляется в двух направлениях:
  1) нелегально, путем передачи сообщений (писем, записок), используя возможность работников следственных изоляторов, тюрем. Практике известны случаи, когда работники следственных изоляторов в вечернее время за вознаграждение доставляют в камеры к подследственным сотовые и радиотелефоны, при помощи которых арестованные разрешают проблемы, дают указания родственникам и оставшимся на свободе членам группы с целью воздействия на свидетелей, потерпевших, работников следствия;
  1) легально:
  а) с использованием возможностей защитников, обслуживающих преступные группировки;
  б) через руководство правоохранительных органов путем давления на следователей или отстранения их от должности в целях облегчения участи подследственных, сокрытия других факторов преступной деятельности.
  Одной из форм противодействия расследованию является давление на потерпевших и свидетелей. Они нередко под давлением преступников, оставшихся на свободе, дают следствию такие сведения, которые выгодны лицам, принимавшим участие в совершении разбойных нападений. По данным исследований, более 30% опрошенных на вопрос об их действиях в случае, если они станут свидетелями преступления, ответили, что в правоохранительные органы о случившимся не сообщат55.
  Отмечая, что характер противодействия расследованию зависит от типа преступного формирования, А.С. Золотарев выделяет два типа действий преступников - силовой и материальный. Если под силовым понимается устранение лиц в форме запугивания с целью изменения показаний, то под материальным - коррумпирование должностных лиц, иногда способами силового подчинения или методами постоянного содержания и подкупа56.
  Обосновано это тем, что в группах состоят лица, ранее служившие в милиции либо во внутренних войсках, имеющие навыки оперативно-розыскной деятельности, использующие знакомства среди сотрудников правоохранительных органов с целью получения сведений о ходе следствия по уголовным делам, т.е. фактически занимающиеся разведкой и контрразведкой.
  При расследовании преступлений, совершенных ОПГ, следователю необходимо использовать тактические приемы, разработанные криминалистикой, с учетом особенностей каждого конкретного преступления и складывающихся следственных ситуаций.
  Обобщение судебно-следственной практики свидетельствует о том, что приемы, методы и средства противодействия расследованию организованной преступной деятельности в силу специфических особенностей отдельных проявлений организованной преступности можно разделить на две группы:
  1) первая реализуется лидерами преступных группировок в процессе: а) формирования группы (банды, организации); б) в ходе организованной преступной деятельности; в) в процессе некриминальной части жизнедеятельности ОПФ;
  2) вторая группа средств, приемов и методов противодействия после начала предварительного следствия, где можно выделить две ситуации: а) факты, инкриминируемые подозреваемому, однозначно свидетельствуют о совершении им преступления в составе ОПФ; б) в инкриминируемом деянии нет признаков организованной деятельности, но у правоохранительных органов имеется оперативная информация, свидетельствующая о принадлежности подозреваемого к ОПФ или о совершении им данного преступления в ее интересах в ее составе.
  Цели, преследуемые ОПФ в ходе организации противодействия следствию, вызывают адекватные меры преодоления такого противодействия расследованию. Отмеченные меры преодоления противодействию можно классифицировать на три группы:
  1) процессуальные, криминалистические и оперативно-розыскные приемы, методы и средства ведения предварительного следствия, которыми осуществляется сбор и фиксация источников доказательств, доказывание по делу;
  2) организационно-технические, оперативно-розыскные криминалистические, процессуальные средства, которые осуществляются следователями в ответ на конкретные шаги ОПФ и ситуации расследования, возникающие в связи с принятием ими мер противодействия следствию;
  3) к третьей группе приемов, способов и методов преодоления следствию относят экстраординарные меры следствия, адекватные заранее подготовленным, мощным средствам противодействия, которые организованные преступные формирования применяют в ответ на реальную угрозу полного их разоблачения:
  а) ''включение'' в процесс противодействия заранее созданных коррумпированных связей в органах власти, СМИ, правоохранительных органах, субъекты которых нацеливаются на ''развал'' или прекращение уголовного дела, оправдание подозреваемых, дискредитацию ведущих расследование лиц;
  б) манипулирование свидетелями и потерпевшими и их показаниями, которое реализуется путем подкупа их большими деньгами, а также угрозами осуществления убийств и уничтожения имущества;
  в) ''заволокичивание'' уголовного дела, многократные приостановки его расследования, связанные с переходом подозреваемых на нелегальное положение.
  Следует отметить, что коррумпированные лица, втягиваемые в противодействие следствию, только в крайнем случае идут на составление каких-либо документов, в которых могут содержаться доказательства противодействия следствию. Наиболее эффективным методом нейтрализации в этой ситуации является возбуждение процедуры служебной проверки заподозренного в попытках вмешательства в ход расследования, объективно нанесших ущерб расследованию.
  При второй ситуации средствами нейтрализации являются изоляция свидетелей и потерпевших от воздействия на них членов ОПФ (вывоз этих лиц с семьями из города, размещение в пансионатах и санаториях, взятие под охрану имущества). В необходимом случае можно продемонстрировать реальную возможность обвинения в пособничестве ОПФ, привлечение к уголовной ответственности за лжесвидетельство.
  В третьей ситуации при расследовании причастности подозреваемых к организованной преступной деятельности играет роль динамичная реализация имеющейся в распоряжении следствия оперативно-розыскной информации в процессуальных формах. Следователь должен проверить возможную их причастность:
  а) ко всем нераскрытым на территории региона преступлениям;
  б) ко всем раскрытым аналогичным преступлениям, по которым в качестве обвиняемых проходили друзья, родственники, знакомые подозреваемых;
  в) к нераскрытым уголовным делам, которые могли выполнять роль вспомогательных или побочных для данного криминального факта преступлений. Такая работа может быть реализована не только следственным путем, но и оперативно-розыскными методами.
 
 Тема 9. Криминалистические характеристики отдельных видов преступлений, совершенных организованными преступными формированиями
 
  Отличительной особенностью современной организованной преступности в РФ является значительное расширение ее границ в сфере завладения государственным и другими видами имущества.
  В таких ОПФ состоит немало должностных лиц различного уровня, имеющих свободный доступ к похищенному имуществу, пользующихся им, осуществляющих с ним необходимые производственно-финансовые махинации.
  Подобные хищения тщательно маскируются и совершаются в течение длительного периода (от двух месяцев до нескольких лет), принося многомиллионные убытки экономике. При выявлении хищений и расследовании уголовных дел криминалистически значимыми являются такие элементы, как предмет преступного посягательства, способ совершения, обстановка подготовки, совершения и сокрытия хищения, личности виновных.
  Предметом анализируемых хищений являются дорогостоящие отечественные товарно-материальные ценности, а также импортные товары, ценное промышленное сырье, оружие и вооружение, крупные денежные суммы. В связи с ''прозрачностью'' границ бывшего СССР увеличился вывоз за рубеж нефтепродуктов, стратегически важного сырья. Хищения денежных средств совершаются следующими способами:
  1) путем присвоения заранее созданных неучтенных излишков денег в процессе самого производственного процесса;
  2) путем присвоения денег, полученных от преступных операций с банковскими кредитами;
  3) от махинаций с переводом безналичных денежных сумм в наличные;
  4) с заведомой переплатой денежных средств по различным зарубежным контрактам.
  Способы таких хищений связаны со сферой, видом и особенностями выполняемых работ с предметом преступного посягательства, видом похищенного имущества и его ценностью, связи между объектом посягательства и расхитителями, сложившейся обстановкой на предприятии, составом участников ОПФ, их личными и криминалистическими навыками.
  Способы хищения на производстве связаны с созданием неучтенных излишков товаров и денег в результате:
  1) несоблюдения правил списания сырья и других материальных ценностей, нарушение технологических норм и правил; нарушение порядка бухгалтерского учета и ведения кассовых операций; пересортица товаров и материалов;
  2) внесения изменений в содержание подлинных документов с последующим присвоением товарно-материальных ценностей.
  Для сбыта похищенного сырья преступники используют ''крышу'' в виде акционерных и других обществ и документов ликвидированных ведомств и предприятий. Для вывоза товаров за рубеж используются контрабандные операции с вооруженным сопровождением груза, при этом крупные партии грузов дробятся на мелкие, меняются маршруты, оборудуются тайники в транспортных средствах, используются поддельные документы.
  Судебно-следственная практика указывает на появление новых способов хищений:
  1) незаконный перевод основных фондов государственного предприятия в частный сектор с последующим их присвоением;
  2) хищения с использованием поддельных документов инвестиционных фондов;
  3) умышленное занижение стоимости приватизированной собственности через аукционы посредством подставных лиц.
  Незаконное получение кредитов и последующее их присвоение связано с подлогом документов, по которым используется кредит, при этом искажаются сведения о величине имеющихся у предприятия финансовых средств в уставном фонде, о владельце этих средств.
  Все хищения связаны с передачей взяток отдельным государственным служащим за нарушения при выдаче различного рода разрешений, оформлении финансовых, договорных и иных операций, а также за неосуществление должного контроля за вышеуказанными операциями.
  ОПФ, нацеленные на совершение крупных хищений, более всего приближаются к организациям преступных синдикатов мафиозного типа: они многочисленны, имеют высшую степень организованности, всегда имеют ''легальную крышу'' в виде коммерческих структур, банков, ассоциаций, фондов.
  Следует выделить несколько криминалистических ситуаций, возникающих при расследовании подобных хищений:
  1) негласная информация о деятельности ОПФ поступает в оперативно-розыскные подразделения МВД, ФСБ, других ведомств, где на основе этой информации проводится оперативно-розыскная проверка;
  2) в следственные органы поступает информация из КРУ, налоговых инспекций и аудиторских фирм, в которой содержатся сведения о крупной недостаче, излишках или иных фактах с признаками преступления;
  3) в следственные и оперативные подразделения поступают сообщения от должностных лиц, граждан, СМИ, указывающие на возможные преступные действия с имуществом предприятий и учреждений.
  Все ситуации могут быть детализированы с учетом того, какая информация содержится в первичных данных об основных обстоятельствах хищения (времени, месте, способах хищения, круге лиц, участвующем в нем, периоде преступной деятельности). В зависимости от этого на основе типовых ситуаций могут создаваться частные, конкретные ситуации, в соответствии с которыми определяются методы и средства расследования.
  Маскировкой преступной деятельности выступает внешне естественный фон правомерной хозяйственной деятельности, а нарушение технологии может обнаружить только специалист, который впоследствии нейтрализуется. Фальшивые документы, как правило, умело выполнены, и не выделяются на фоне множества других документов, сопровождающих аналогичную деятельность. Когда же бывает трудно скрыть просочившуюся информацию о хищении, используются коррумпированные связи, угрозы, похищения людей, убийства и т.д.
  По всем делам поиск похищенного имущества носит сложный характер, поскольку расхитители обычно стараются быстро реагировать на действия правоохранительных органов, продать, переправить их через границу, а денежные средства перечислить на счет различных организаций или конвертировать и переправить за рубеж. По месту своего жительства или у родных и знакомых имущество не держат. Поэтому при обыске по месту жительства и работы обращается внимание на то имущество, которое может пойти на возмещение ущерба, а также на поиск документов ''черной'' бухгалтерии.
  Изучение судебно-следственной практики показывает, что имеются факты, когда ''черная'' бухгалтерия ведется в компьютерной базе данных как самих ОПФ, так и служб безопасности фирм-конкурентов. В этой связи к расследованию подобных преступлений привлекаются специалисты в области информационных систем.
  В кредитно-банковской сфере совершается значительное количество преступлений, при этом особый размах получили вымогательство работниками банков взяток за предоставление ссуд, кредитов. Преступления, совершаемые ОПФ в этой сфере, чаще всего связаны с хищениями сумм денег с помощью фальшивых авизо, разнообразных чековых документов и т.д.
  При хищении денег с помощью фальшивых авизо предметом преступного посягательства являются денежные средства государства, а не частных коммерческих структур. Вся преступная операция по хищению связана с перечислением по поддельным банковским документам несуществующих денег. В результате преступных операций такие деньги материализуются, превращаются в реальные и похищаются.
  Борьба с криминальным банкротством определена одним из приоритетных направлений деятельности МВД. По статистике, количество таких преступлений растет: в 2002 году в РФ было зарегистрировано 334 случая ложного банкротства, в первом квартале 2003 - 134 случая. Ежегодный размер причиненного ущерба превышает 4 млрд. рублей. Интересуют криминал потребительский рынок, незаконный оборот алкоголя, нелегальный автобизнес, топливно-энергетический комплекс, металлургия, лесная промышленность.
  Способы совершения преступления имеют трехзвенную структуру. В первую очередь это связано с подготовкой совершения преступлений, когда похитители подыскивают коммерческую фирму и с ней заключают фиктивный договор на перечисление ''воздушных'' денег от имени фирмы, зарегистрированной по подложным документам.
  Затем в дело вступают специалисты ОПФ по банковским операциям, которые добывают бланк авизо или изготавливают его, узнают банковские шифры, коды, точные реквизиты банков, расчетно-кассовых центров, которые будут фигурировать в авизо и других банковских документах.
  Все суммы, якобы снятые со счета несуществующей фирмы, вписываются в авизо. Затем подыскивается работник расчетно-кассового центра, в который будет направлено поддельное авизо.
  На втором этапе подготовки решается вопрос о способе доставки авизо по назначению. Это может быть передано по почте, телеграфом, но чаще всего используется телетайпный способ передачи авизо. Такой способ передачи обоснован следующими причинами:
  1) отсутствием контроля со стороны ответственных лиц за работой телетайпных аппаратов, что делает их доступными для использования в преступных целях;
  2) сложностью установления по телетайпному тексту места его отправления.
  В-третьих, доставление авизо по назначению является началом совершения самого хищения, включающего и все последующие действия преступников (осуществление контроля за прохождением авизо, предоставление новых подтверждающих документов). Затем деньги изымаются со счета той организации, куда они поступили, и быстро реализуются.
  Сокрытие таких преступлений обычно проявляется в составлении документов, оправдывающих движение похищенных денег (подложных договоров, контрактов, актов сдачи-приема, доверенностей).
  Преступные формирования, совершающие такие хищения, имеют такую же структуру, как и преступные группы, занимающиеся хищениями на производстве, однако в их составе почти нет должностных лиц. В руководящем и среднем звене много лиц, хорошо разбирающихся в тонкостях банковского дела, а в качестве соучастников могут принимать участие руководители отдельных коммерческих банков. В то же время ОПФ, совершив подобного рода аферы, избавляются от ненужных свидетелей в банковской сфере, что в определенной мере объясняет имеющую место ''охоту'' за банкирами.
  Хищения, совершенные ОПГ путем вымогательства (рэкета), в настоящее время являются одним их самых распространенных видов организованной преступной деятельности.
  Значение типовых криминалистических особенностей вымогательства, совершенного членами ОПФ, и сопоставление их с конкретными особенностями преступного деяния позволяет следователю целенаправленно избирать тактику и стратегию своих действий по такому делу.
  Предмет вымогательства весьма разнообразен: деньги в любой валюте, драгоценности, дорогостоящие товары, машины, квартиры, дачи, земельные участки. Указанные ценности вымогаются не только у частных лиц, представителей коммерческих структур, но и у государственных учреждений и даже у городских администраций.
  Иногда стремление завладеть предприятием вымогатели маскируют иными действиями: предлагают какой-либо фирме финансовую помощь под большие проценты, а впоследствии вымогается все предприятие путем внедрения в его производственную структуру.
  Этому обычно предшествует тщательная подготовка, в ходе которой собираются сведения о деятельности предприятия, отдельных предпринимателях, информация об их доходах, удачных коммерческих операциях, наличием в их распоряжении денег или ценного имущества.
  Способы совершения вымогательства постоянно совершенствуются. Получила распространение такая форма рэкета, как предложение рэкетирами своих услуг в области охраны фирмы с предупреждениями о возможных последствиях в случае несогласия.
  Иногда вымогательство совершается под видом предложения предприятию финансовой помощи под высокий процент, который после заключения сделки удваивается под соответствующим предлогом.
  Источником такого преступного промысла является наличие несовершенства в законодательстве, в правовом регулировании взаимоотношений коммерческих структур и банков со своими клиентами.
  ОПФ вымогателей хорошо подготовлены к совершению преступлений, имеют отработанную структуру с четким распределением ролей между отдельными членами. Группы достаточно велики, насчитывают до нескольких сот человек, что позволяет им совершать вымогательства на значительной территории и создавать в структуре организованной преступности настоящую корпорацию вымогателей. На определенных территориях активно действуют и менее многочисленные, но высокоорганизованные, с железной внутренней дисциплиной группы вымогателей.
  Основанием для возбуждения уголовных дел о вымогательстве являются данные, содержащиеся в заявлениях руководителей предприятий, организаций и отдельных граждан о незаконном требовании передачи им государственного или иного имущества.
  В начале расследования возникают следующие типичные ситуации:
  а) следователю поступает информация о преступной деятельности ОПФ как результат длительной оперативной разработки. В ней содержатся данные о криминальной ориентации ОПФ, его структуре, лидерах, отдельных преступных акциях, ранее совершенных и нераскрытых;
  б) заявление о факте вымогательства поступает в тот момент, когда владельцам имущества предъявлены незаконные требования о передаче имущества и назначена встреча для передачи денег или иного имущества. Имеется информация о приметах вымогателей;
  в) поступает заявление о том, что вымогатели осуществили свои угрозы и захватили в качестве заложников руководителя предприятия или его сотрудников, членов их семей. Сведений о том, где могут содержаться заложники, а также сведений о вымогателях нет;
  г) заявление о факте вымогательства поступает уже после того, как преступникам были переданы деньги или имущество, и вымогатели скрылись. Имеются примеры переданного имущества, обстоятельства передачи, приметы вымогателей, характер их насильственных действий и угроз;
  д) потерпевшие не обращались в правоохранительные органы, информация о вымогательстве поступила в правоохранительные органы из СМИ. В связи с этим возможности добывания информации ограничены.
  При поиске и оценке криминалистически значимых особенностей в расследуемом событии необходимо обратить внимание на данные, содержащиеся в первичных материалах и свидетельствующие о характере вымогаемого имущества, особенностях субъектов преступления и их жертвах, специфике способа вымогательства, его обстановки и механизма.
  Круг других вопросов зависит от конкретных обстоятельств сложившейся следственной ситуации.
 
 Тема 10. Взаимодействие следствия, органов дознания и иных участников уголовного процесса при выявлении, раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений
 
  Одной из основных проблем, от разрешения которой зависит повышение уровня предварительного расследования, является организация взаимодействия следствия, дознания, иных участников уголовного процесса на различных этапах совместной деятельности, начиная с выявления преступлений на стадии возбуждения уголовного дела и до рассмотрения дела в суде. Раскрытие и расследование сложных, многоэпизодных дел, совершенных ОПФ, невозможно без правильной организации взаимодействия правоохранительных органов, принимающих участие в этой деятельности. Под взаимодействием органов, призванных обеспечивать борьбу с преступностью, следует понимать основанную на законе взаимосвязь в деятельности суда, прокуратуры и органов дознания, которая обеспечивает разумное сочетание и эффективное использование полномочий, методов и средств и направлена на выявление, раскрытие, расследование и предупреждение преступлений и розыска скрывшихся преступников.
  В деятельности по раскрытию и расследованию преступлений, совершенных ОПФ, выделяются следующие виды взаимодействия:
  1) следователя и органов дознания в работе по конкретному уголовному делу;
  2) следователя, дознавателя с прокурором;
  3) прокурора, органа дознания, дознавателя, следователя с судом;
  4) прокурора с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;
  5) следователя с экспертами и специалистами;
  6) следователя, дознавателя с представителями контрольно-ревизионных органов и различных инспекций,
  7) прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя с общественностью.
  Изучение и анализ судебно-следственной практики показывает, что важнейшим условием успеха борьбы с проявлениями организованной преступности является координация усилий и организация взаимодействия государственных органов, наделенных полномочиями обеспечивать разработку преступных групп, проводить работу по выявлению, раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений. Изучение литературы свидетельствует, что при исследовании проблем взаимодействия не учитываются положения криминалистического учения о следственных ситуациях. Рекомендации по организации и осуществлению взаимодействия в основном даются для применения в беспроблемных, простых ситуациях. На практике при расследовании сложных, многоэпизодных уголовных дел, совершенных в нескольких регионах страны или на территории двух и более государств, складываются конфликтные и организационно-неупорядоченные ситуации с участием указанных представителей стороны обвинения. Разрешение таких ситуаций возможно только с учетом норм действующего уголовно-процессуального законодательства, претерпевшего существенные изменения со времени разработки имеющихся организационно-тактических рекомендаций по взаимодействию57.
  В соответствии с УПК РФ перед прокурором, следователем, дознавателем поставлены единые задачи в борьбе с преступностью. Именно об этом свидетельствуют положения ст. 21 УПК РФ, где в ч. 2 указано: "В каждом случае обнаружения признаков преступления прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель принимают предусмотренные настоящим Кодексом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления".
  Наиболее общим видом взаимодействия И.Ф.Герасимов называет взаимодействие между судом, прокуратурой, следователем и органом дознания58. Хотя со времени этого высказывания прошло 30 лет, изменилось законодательство, эта точка зрения актуальна и в настоящее время. В соответствии с концепцией судебной реформы, в ст. 15 УПК РФ закреплено положение о том, что суд не является органом уголовного преследования. Однако суд создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав. Поэтому в основе взаимодействия прокурора, следователя, дознавателя, органа дознания с судом на досудебной стадии уголовного судопроизводства лежит требование своевременного обращения в установленной законом форме с соответствующим ходатайством в суд, предоставлении всех необходимых документов для правильного разрешения ходатайства, отстаивания в судебном заседании законности и обоснованности того или иного процессуального решения.
  Взаимодействие следствия, дознания и суда закреплено в ст.29 УПК РФ, где на суд возложены исключительные полномочия принимать в ходе досудебного производства решения, ограничивающие конституционные права граждан, в том числе об избрании меры пресечения, о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц, о наложении ареста на корреспонденцию и т.д. Прокурор в соответствии со ст. 37 УПК РФ осуществляет от имени государства уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия. При этом функции прокурора и следователя разделены: следователь расследует преступления, а прокурор осуществляет надзор за законностью этой деятельности и без необходимости не вмешивается в работу следователя, который по закону наделен процессуальной самостоятельностью и единолично несет ответственность за результаты расследования дела, находящегося у него в производстве. Но задачи расследования решаются не только при производстве процессуальных действий, а в результате осуществления системы действий как процессуального, так и непроцессуального характера, причем непроцессуальные действия проводит орган дознания, руководствуясь положениями Закона об оперативно-розыскной деятельности.
  Если следователь дает задание органу дознания, он должен пользоваться правом контроля за своевременностью и качеством выполнения поручения. Этот вопрос тесно связан с другим вопросом: может ли следователь знакомиться с материалами, имеющимися в распоряжении органов дознания. Здесь следует присоединиться к точке зрения В.И. Шиканова, который на данный вопрос отвечает положительно59. Ведомственные нормативные акты МВД РФ официально наделяют следователя правом знакомиться с оперативными материалами, имеющимися в распоряжении органа дознания. Однако считается, что следователи прокуратуры, расследующие уголовные дела по фактам убийства, наркобизнеса, других проявлений организованной преступности не могут в полной мере знакомиться с информацией органа дознания. Представляется, что ответ на этот вопрос вытекает из анализа полномочий ст. 157 УПК РФ, где в ч. 4 указано, что орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.
  Возможность ознакомления следователя с результатами проведения оперативно-розыскных мероприятий является основой успешного расследования сложных, многоэпизодных уголовных дел, что согласуется с требованиями уголовно-процессуального законодательства.
  Определенный интерес вызывают тактические формы взаимодействия следствия и органов дознания на стадии возбуждения уголовного дела. К ним относятся:
  1) совместное обсуждение материалов проверки информации о преступном деянии;
  2) передача следователю материалов о преступлениях, выявленных в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
  3) выполнение органом дознания поручений следователя о проведении оперативно-розыскных мероприятий с целью получения сведений, имеющих значение при расследовании многоэпизодных уголовных дел.
  При этом возрастает роль аналитической работы следователя и органа дознания по легализации материалов, полученных в ходе оперативно-розыскной деятельности, планирования и проведения оперативно-розыскных мероприятий, направленных на решение в будущем задач расследования. Например, детальное планирование по результатам проведения контролируемой поставки, одновременного задержания группы контрабандистов, производство обысков и выемок в транспортных средствах, по месту их жительства и работы, допросов очевидцев и лиц, проводивших оперативно-розыскное мероприятие. Такие действия, как правило, проводятся в рамках тактических операций и связаны с дефицитом времени, при этом немаловажное значение имеет фактор внезапности и соблюдение требований конспирации.
  Законность следственного действия и оперативно-розыскного мероприятия, образующих тактическую операцию, зависит от основания их проведения. Таким основанием является возбуждение уголовного дела. Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий до возбуждения уголовного дела указаны в ст. ст. 7, 8 Закона об оперативно-розыскной деятельности, поэтому оперативно-тактическая операция, как форма взаимодействия следствия и органа дознания, может начинаться до возбуждения уголовного дела, а завершаться на стадии предварительного расследования. При этом та часть операции, которая осуществляется до возбуждения уголовного дела, проводится оперативными работниками без участия следователя, но по их общему замыслу, и в этом нет ничего противоправного, поскольку в данном случае роль следователя состоит только в участии в разработке плана предстоящей операции, в координации работы группы.
  Такая координация способствует формированию стабильных связей при планировании по выявлению, раскрытию и расследованию латентных преступлений и разрешению проблем, возникающих при осуществлении взаимодействия следствия и органов дознания, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Такие виды деятельности взаимно дополняют друг друга, а поскольку уголовно-процессуальный закон предусматривает раскрытие преступлений только процессуальными средствами, то криминалистическая и оперативно-розыскная деятельность по отношению к процессуальной носят обеспечивающий характер. Криминалистическая деятельность выражается в применении методики и тактики раскрытия преступлений, техники работы со следами, производстве специальных исследований, а оперативно-розыскная деятельность направлена на выполнение поисковой и розыскной функции. Эта деятельность, кроме выявления события преступления и лиц, его совершивших, обеспечивает процесс доказывания, а также розыск скрывшихся обвиняемых. Кроме этого, специфика оперативно-розыскной деятельности заключается в использовании специальных форм, методов и средств, а также в привлечении специальных сил.
  Таким образом, процессуальная, криминалистическая и оперативно-розыскная деятельность, имея общие задачи, составляют основное содержание работы по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, совершенных преступными группами.
  Анализируя современную учебную и монографическую литературу, приходим к выводу о том, что правильная организация взаимодействия указанных выше органов - важнейшее условие выполнения поставленной законом задачи по выявлению, раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений, а общность задачи, стоящей перед субъектами уголовного судопроизводства, является правовой и фактической основой взаимодействия.
 
 Литература
 1. Артамонов И.И. Терроризм: основы предотвращения, методика расследования. М., 2002.
 2. Асташкина Е.Н., Марочкин Н.А., Михальчук А.Е., Решетников В.Я. Расследование преступлений. Криминалистические комплексы: Уч.-практ. пособие. М.: "Приор-издат", 2003.
 3. Баев О.Я. Тактика уголовного преследования и профессиональной защиты от него. Следственная тактика: Научно-практическое пособие. М.: Изд-во "Экзамен", 2003.
 4. Болотский Б.С., Волеводз А.Г., Воронова Е.В., Калачев Б.Ф. Борьба с отмыванием доходов от индустрии наркобизнеса в странах Содружества. М.: ООО "Изд-во "Юрлитинформ"", 2001.
 5. Брылев В.И. Проблемы раскрытия и расследования организованной преступной деятельности в сфере наркобизнеса: Автореф. дисс. ...д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 1999.
 6. Ведерникова О.Н. Теория и практика борьбы с преступностью в Великобритании. М.: Рос. криминологическая ассоциация, 2001.
 7. Возгрин И.А. Научные основы криминалистической методики расследования преступлений. - Сиб. 1993.
 8. Гавло В.К. Теоретические проблемы и практика применения методики расследования отдельных видов преступлений. Томск, 1985.
 9. Гасанов Э. Наркотическая преступность как вид организованной преступности // Законность. 1997. №2.
 10. Годунов И.В. Противодействие организованной преступности: Уч. пособие. М.: Высш. шк., 2003.
 11. Гриб В.Г. Противодействие организованной преступности: Уч. пособие. М.: ИНФРА-М, 2001.
 12. Гурев М.С. Убийства на "разборках" (методика расследования). СПб., 2001.
 13. Дворкин В.И., Сафин Р.М. Расследование убийств, совершенных организованными группами при разбойных нападениях: Научно-методическое пособие. М., Изд-во "Экзамен", 2003.
 14. Жердев В.А., Комиссаров В.П. Расследование серийных корыстно-насильственных преступлений, совершаемых организованными группами, на первоначальном этапе. М.: Юрлитинформ, 2002.
 15. Жук О.Д. Особенности возбуждения уголовных дел о преступлениях, совершенных организованными формированиями. Томск, 1998.
 16. Журавлев С.Ю. Противодействие деятельности по расследованию преступлений и тактика его преодоления. Автореф. дисс. ...канд. юр. наук. Н. Новгород, 1992.
 17. Золотарев А.С. Теоретические и практические проблемы корыстно-насильственной организованной преступной деятельности. Автореферат дисс. ...канд. юр. наук. Екатеринбург, 1997.
 18. Карагодин В.Н. Преодоление противодействия предварительному расследованию. Свердловск, 1992.
 19. Карагодин В.Н. Коррупция в правоохранительных органах: понятия, виды, пути искоренения // Государство, право, экономика: исторические, социальные и юридические аспекты. Екатеринбург, 2000.
 20. Карагодин В.Н. Методы и средства борьбы с коррупцией // Уголовная юстиция: состояние и пути развития: Региональная научно-практическая конференция. Тюмень. Изд.-полиграф. Центр "Экспресс", 2003.
 21. Кларк Р. Преступность в США. М., Изд-во "Прогресс", 1975.
 22. Клименко И.И. Проблемы расследования и судебного следствия по делам о разбойных нападениях, совершенных организованными группами, на охраняемые помещения: Автореф. дисс ...канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2001.
 23. Кореневский Ю.В., Токарева М.Е. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам: Метод. пос. М., 2000.
 24. Криминалистическое обеспечение деятельности криминальной милиции и органов предварительного расследования / Под ред. Т.В. Аверьяновой и Р.С. Белкина. М., 1997.
 25. Коррупция. Политические, экономические, организационные и правовые проблемы / Под ред. В.В. Лунеева. М., 2001.
 26. Кудрявцев В.Н., Лунеев В.В., Наумов А.В. Организованная преступность и коррупция в России (1997-1999). М., 2000.
 27. Куликов В.И. Основы криминалистической теории организованной преступной деятельности. Ульяновск, 1994.

<< Пред.           стр. 2 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу