<< Пред.           стр. 1 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

 Международный союз боевого каратэ
 "Кои но такинобори рю" (IUKKK)
 
 Центр прикладных исследований
 
 Военный институт физической культуры
 
 Международный институт повышения
 квалификации "Перспектива"
 
 А. КОЧЕРГИН
 
 
 
 КОИ НО ТАКИНОБОРИ РЮ НЮМОН
 
 ВВЕДЕНИЕ В ШКОЛУ
 БОЕВОГО КАРАТЭ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
 2002
 
  ББК 75.715
 
 
 
 
  Кочергин А. КОИ НО ТАКИНОБОРИ РЮ НЮМОН. ВВЕДЕНИЕ В ШКОЛУ БОЕВОГО КАРАТЭ. - СПб.: "Лекс Стар", 2002.
 
 
 
 
  ISBN 5-901342-01-1
 
 
 
 
 
 
 
 Издательство ООО "ЛЕКС СТАР",
 198152, С.-Петербург, пр. Стачек, д. 93.
 Издание осуществляется при участии ООО "Альфа"
 Лицензия ИД № 02094 от 19.06.2000 г.
 Подписано в печать 26.03.2002. Формат 60x88/16.
 Печать офсетная. Объем 9,0 печ. л.; вкл.
 Тираж 3000 экз. Заказ № 2743. Отпечатано с готовых диапозитивов
 в АООТ "Типография "Правда"".
 191119, С.-Петербург, Социалистическая ул., 14.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  ISBN 5-901342-01-1
  (c) Оформление ООО "ЛЕКС СТАР", 2002.
  (c) Кочергин А., 2002.
 
 
 
 СОДЕРЖАНИЕ
 Предисловие 4 Введение 5 Диалектическая методика "Кои но такинобори рю" (Карп, плывущий вверх по водопаду) 6 Религиозные разногласия в преподавании восточных систем рукопашного боя 8 Наступательная тактика "Кои но такинобори рю" 9 "Кои но такинобори рю" - особенности мотивации 11 Спортивный и прикладной разделы по методике "Кои но такинобори рю" 13 "Кои но такинобори рю" - техника субъективного каратэ 15 Тактическая направленность борьбы в практике "Кои но такинобори рю" 18 Особенности техники ударов ногами в боевом каратэ "Кои но такинобори рю" 20 Разминка "Кои но такинобори рю" 21 Зависимость выносливости бойца от правильно поставленного дыхания 23 Формирование комплексов ОФП по методике "Кои но такинобори рю" 24 Распределение нагрузок в Предсоревновательном периоде обучения 26 Постановка техники ударов по методике "ШИФР 1:1" и "ШИФР 5:5" 28 Методика пассивной безопасности "Кои но такинобори рю" 29 Зоны поражения в "Кои но такинобори рю" 31 Ритмы и звуки в методике "Кои но такинобори рю" 35 Японская традиция в манере ведения поединка 37 Способы психического самоуправления "Кои но такинобори рю" 38 Способы формирования и практическое использование психотактики 40 Влияние учения Конфуция на методические основы дальневосточных систем рукопашного боя 42 Методика "Сатори" в преподавании систем рукопашного боя 45 Вторичные факторы формирования индивидуальной манеры ведения поединка 48 Отношение к болевым ощущениям как фактор, формирующий силу личности бойца 50 Тематика прикладного раздела 52 Специальная физическая подготовка 55 Спецприемы и психологическая подготовка 58 Методика многоборья в преподавании рукопашного боя 59 Тактические стереотипы прикладного раздела 61 Визуальный анализ и осязательный контроль 64 Осязательный контроль 66 Практика "тактического зомбирования" в подготовке служащих специального назначения 67 Критерии самооценки достигнутого результата 69 Школа методического типа 70 Приложение 1 71 Приложение 2 73 Приложение 3 75 Приложение 4 76 Приложение 5 77 Положение о поединках с боевым ножом 82 Приложение 6 84 Тематический план работы 89 Библиография 91 Фото 92
 
 Предисловие
 
  Данные материалы представляют собой совокупность взглядов автора на идею организации, методику подготовки (спортивной и прикладной) в школе, где не только проходят обучение спортсмены разных стилей, но и осуществляется переподготовка, повышение квалификации достаточно большого круга специалистов: инструкторов и сотрудников служб безопасности государственных и негосударственных структур, а также тренеров по спортивно-боевым единоборствам.
  Изучение этих материалов убеждает, что автор обладает большим опытом, высокой квалификацией и собственным взглядом на систему профессиональной подготовки соответствующих специалистов. Это касается практически всех аспектов подготовки (технической, тактической, психологической), направленности и содержания общей и специальной физической подготовки, а также оценки уровня их квалификации и подготовленности. Безусловно, представляют интерес предлагаемые и обосновываемые автором принцип силового доминирования, алгоритмы возможных действий против потенциальных преступников, и принцип перехвата психологической инициативы, особенности использования специальных средств тренировки для интенсификации обучения (в частности, в процессе разминки) и др.
  При этом автор ясно отдает себе отчёт о существенных и принципиальных отличиях процесса обучения спортсмена и профессионала специального назначения (в широком понимании этого термина). Более того, он акцентирует внимание и пытается разрешить диалектическое противоречие между необходимостью использования спортивных средств в подготовке и опасностью формирования так называемого спортивного стереотипа мышления (по его определению). Главный путь разрешения этого противоречия он видит в моделировании в спортивном зале и на татами (на тренировках и в соревновательных поединках) достаточно жесткой обстановки, которая, учитывая реалии будущей деятельности этих специалистов, вполне оправданна.
  Не всё в позициях автора является бесспорным, а часть из них требует своего практического подтверждения. На мой взгляд, упущены вопросы совершенствования спортивной экипировки, рекомендации по режиму тренировок и отдыха, вопросы питания в период больших тренировочных нагрузок и др. Думается, что в дальнейшем они будут проработаны.
  В целом реализация и проверка идей автора и его программы интересна как в теоретическом плане (в целях развития теории спортивно-боевых единоборств, акмеологических аспектов обучения соответствующих специалистов), так и в практическом - для создания и развития отечественной системы профессиональной подготовки широкого круга специалистов служб безопасности и для создания новых методик подготовки в спортивных единоборствах.
  Начальник кафедры преодоления препятствий и рукопашного боя Военного института физической культуры, доктор педагогических наук, профессор, полковник, мастер спорта СССР, мастер 3-го Дана по боевому каратэ
  С. М. Ашкинази
 
 
 Введение
 
  Данная публикация посвящена концепции развития боевой школы каратэ "Кои но такинобори рю", созданной для изучения и популяризации новых форм обучения полноконтактному каратэ, апробации и адаптации новых тактических и технических решений, как созданных в рамках школы, так и принятых в спортивных видах единоборств. Отдельной темой изучения является создание новейших методик подготовки сотрудников специального назначения.
  При создании школы за основу построения была взята базовая идеология старых боевых школ Японии (Рю), которые не занимались коммерческой популяризацией своих методик, а готовили реальных разносторонних бойцов, причём подготовка, как правило, велась индивидуально, учитывая особенности обучаемого. Если бы старые мастера перенеслись в современность, наверняка они не стали бы пренебрегать современными видами оружия и новейшей тактикой, так как древние Рю были прежде всего практическими боевыми тренинговыми центрами, а уже потом носителями мистических знаний. Центр прикладных исследований "Кои но такинобори рю" активно занимается разработкой новых методик обучения рукопашному бою и тактикой применения современного холодного и огнестрельного оружия.
  На Востоке существуют символические цвета обучения:
  • Белый - цвет доброты и открытости, символизирует позитивность передаваемых знаний и чистоту намерений как учителя, так и ученика (айкидо, трад. каратэ, дзюдо).
  • Чёрный - таинственный цвет секретных знаний и закрытых кланов (нин дзюцу, дзю дзюцу, айки дзюцу).
  • Красный - агрессивный цвет беспощадности. Учитель "толкает ученика в яму" и наблюдает, как тот карабкается в "грязи", пытаясь выбраться. Если выберется - значит, чему-то научится, причём сам и сразу, если нет - значит, в этой школе он не сможет ничему научиться и он ошибся с выбором места обучения.
  Однажды к Миямото Муссаси пришёл самурай с просьбой принять его в ученики, великий мастер посмотрел в его глаза и спросил имя просителя, затем взял лист бумаги и начертал сертификат об окончании школы. "Но я же ничему не успел научится?.." - удивился самурай. "Твой мужественный взгляд говорит о том, что ты познал самое главное - "То", чему я пытаюсь научить в моей школе..." - ответил ему Миямото.
  "Кои но такинобори" переводится, как "карп, плывущий вверх по водопаду", это символически означает, что только смерть может остановить карпа, плывущего на нерест вверх по водопаду, он либо достигает своей цели, либо умирает -отсутствие выбора и беспощадность к себе, вот о чём говорит эта старая китайская легенда, получившая в Японии новое звучание.
  "Кои но такинобори" - символ доблести самурая. Цвет обучения школы "Кои но такинобори рю" - красный!
 
 ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА
 "КОИ НО ТАКИНОБОРИ РЮ"
 (КАРП, ПЛЫВУЩИЙ ВВЕРХ
 по ВОДОПАДУ)
 
  Каждый вид спорта определяется двумя составляющими: правилами соревнований и системой подготовки. Это позволяет не путать дзюдо с самбо, а кикбоксинг с муай тай. Для подготовки спортсменов высокого класса крайне важно строить тренировочный процесс грамотно, поступательно, продвигаясь от ОФП к СФП, затем технике и тактике, разделяя подготовительный, предсоревновательный и соревновательный периоды.
  Развитие в мире восточных систем рукопашного боя идет сложным путем. Если с внешним восприятием эстетики боевого искусства у европейцев всё в порядке, то с глубинными мотивациями и методической базой полная неразбериха, которой в немалой степени способствуют сами основатели. Мировоззрение японца - это философия человека, сидящего на полу своего дома и смотрящего в открытую дверь, европеец взирает на мир с вершины холма (по мнению самих японцев). Поэтому на Востоке не принято заглядывать слишком далеко вперед, европейцу же свойственно перспективное планирование.
  Школы на Востоке изначально носили закрытый, клановый характер, методики которых скрывались не то что от иностранцев, а от собственных соотечественников. Современное развитие и популяризация единоборств носит чисто коммерческий характер, что совершенно противоречит клановым принципам восточного типа, а это, в свою очередь, отражается на всей системе подготовки.
  Следует заметить, что идеологическая и методическая базы любого восточного единоборства основываются на доминирующих восточных религиях: буддизме, синтоизме, ламаизме, даосизме и т. д. Это мировоззрение чуждо русскому человеку, да и любому европейцу тоже. Много раз наблюдая за восточными учителями, невольно замечаешь, как за маской благожелательности скрывается холодная снисходительность к неяпонцу, некорейцу, некитайцу. Опыт показывает, что приглашение на семинар очередного сэнсэя заканчивается в лучшем случае легким шоу на тему "секретная техника" и абсолютным нежеланием творчески передать продвинутые методики. Объясняется это идеологическими причинами:
  Во-первых, не обладая глубокими знаниями и стремясь их получить, неяпонские отделения школы вынуждены приглашать японских мастеров, причём небесплатно.
  Во-вторых, при подобной экспансии японских видов спорта нельзя (для японцев) терять лидирующие позиции в этих видах, что поднимает престиж Японии.
  В-третьих, о Японии. Японцы считают, что они и их страна имеют божественное происхождение, которое началось на горе Фудзияма. Соответственно, все неяпонцы, не имеющие связи с Фудзиямой, такого происхождения не имеют, а значит, не совсем полноценны по японским меркам.
  Рассмотрим типичный японский план тренировки по каратэ.
  1. Построение в ряды, согласно рейтингу.
  2. Подготовительно-ритуальная часть.
  3. Разминка на месте.
  4. Отработка техники в рядах.
  5. Работа в парах.
  6. Завершающая ритуальная часть.
  Подготовительная и заключительная части занимают вместе до 10% времени тренировки и, как правило, включают в себя до 10 различных приветствий и ритуалов. Все ритуалы проводятся на японском языке, что, конечно, настраивает обучаемых на занятие, причём именно своей непонятностью и экзотичностью. Представим, насколько обыденно и понятно звучат эти ритуалы для японца. Основное отличие в методике заключается в мировоззрении, для японца в каратэ нет тайны, эта всего лишь одна из сторон национальной культуры.
  Для европейца Восток - это всегда мистика, начни называть проявление энергии КИ (ЦИ) - биомеханикой, а состояние дзин-син - чувством партнера, и с каратэ спадет половина мистического очарования. Не сотвори себе кумира, Восток, как известно, дело тонкое. Полный ритуал целесообразно проводить перед боями для психологического настроя, в остальные дни ограничиваться коротким приветствием, счётом и терминологией, принятыми в этом виде спорта. Сложные биомеханические процессы следует объяснять на понятном для обучаемых языке, что необходимо для идеомоторной отработки. При применении сложных, но необходимых терминов давать их популярный перевод. Что касается методики тренировок, то каждый тренер должен подходить к этому процессу творчески, не копируя слепо восточные образцы, а исходя из своего видения тренировочного процесса, причем поиск бесконечен, а любая остановка этого поиска диалектически необоснована.
  Вникая в ритуалы, знакомясь с официальной историей школ, вдруг начинаешь понимать, что быть лучшим мастером, чем Уэсиба или Ояма, невозможно, тогда куда же ведет методика этих школ? Даже на Востоке говорят: "Глуп тот, кто думает, что он сильный, всегда придет тот, кто сильнее". Надо скептически изучать как можно большее количество информации и всего, что связано с избранным видом спорта, пытаясь выделить рациональное зерно, исключая несущественные внешние атрибуты. Неразвивающаяся методика морально деградирует, а слепое подражание чужим традициям - это дорога в никуда. Мерилом любой методики является конечный результат.
  Я не против японских традиций, я за сохранение и развитие огромного спортивного опыта России. Хочу привести один пример. Развитие дзюдо в СССР шло своим, обособленным от остального мира, путем, всегда с дефицитом японских методик и ритуалов, это заставило в короткий срок создать собственную, оригинальную, советскую школу дзюдо, имеющую в своем активе чемпионов мира, Европы и Олимпийских игр, это убедительный пример диалектического подхода к методике.
  В заключение хочу подчеркнуть, что развитие таких технически сложных видов спорта, как восточные единоборства, в России невозможно без собственных методических разработок, учитывающих широкий спортивный опыт и творчески реализующих современные исследования в этой области.
 
 
 
 
 
 
 
 
 РЕЛИГИОЗНЫЕ РАЗНОГЛАСИЯ
 В ПРЕПОДАВАНИИ ВОСТОЧНЫХ СИСТЕМ
 РУКОПАШНОГО БОЯ
 
  Уже отмечалось, что мировоззрение восточного мастера базируется на одной из доминирующих ветвей буддизма. Важнейшей частью подготовки бойца считается психологическая подготовка, а точнее - способы управления психикой. В этой важной части обучения возникают основные противоречия. Восток, без сомнения, добился ощутимых результатов в области самоуправления, суггестии и гипноза. Причем вся методика психорегуляции либо заимствована, либо и есть религиозная практика. Хорошо ли это?
  Португальцы были первыми европейцами, всерьёз и надолго проникшими в Японию. Будучи миссионерами Папского престола, они активно обращали язычников в католицизм, причем в начале процесс крещения проходил достаточно активно, более того, эмиссары португальского двора благосклонно принимались при дворах удельных князей. Затем за исторически ничтожный промежуток времени христианство в Японии практически полностью погибло в огне междоусобных войн, а традиционные буддийские верования вновь заняли своё доминирующее положение. Почему господа самураи так легко приняли, а затем так легко расстались с христианством? Дело в том, что расхожее мнение о религиозности самураев несколько неверно. Настоящий самурай более почитал предков, чем Будду, а фамильный меч - более, чем храм. Внимательно прочитав "Хагакурэ", начинаешь понимать почему. Вся жизнь самурая пронизана стремлением к достойной смерти, а воинская доблесть и чувство долга и есть высшие добродетели. Как говорил Мао Цзэдун: "Читай, не читай - императором не станешь". Исповедуя (в разных вариантах) буддизм, самурай всё же на первое место ставил свои традиционные ценности: "Если боги не услышали мои молитвы только потому, что я осквернён кровью, я убеждён, что ничего не могу с этим поделать, и поэтому я молюсь, не взирая на осквернённость" ("Хагакурэ").
  Такое "уравновешенное" отношение к религии дало возможность для японского эксперимента с католицизмом, но дело в том, что весь уклад жизни, построенный на другой религии, диктовал возврат к вере предков, а многие поколения воинственных самураев и есть зримое воплощение смысла жизни и мировоззрения настоящего японца. Человечество по сей день не придумало более совершенного холодного оружия, чем самурайский меч, и более целенаправленного воина, чем самурай. Всё это продукт связи поколений, единства их морали, этики и религиозных взглядов. Историческая целостность нации - залог её дальнейшего развития. Под исторической целостностью мы понимаем:
  - почитание своих исторических корней;
  - самобытную культуру;
  - уважение к предкам;
  - и самое главное, национальное мировоззрение, в основе которого лежит традиционная религия.
  Будучи русским человеком, я могу добиться успехов, лишь оставаясь целостной личностью, что невозможно без твёрдого православного мировоззрения. Любые метания по экзотическим - восточным - мировоззрениям и религиозным течениям могут только ослабить целеустремленность и силу личности славянского типа. Самое страшное для духа - это сомнение. Блуждая между верой и неверием, можно потерять самого себя.
  Некоторые психотехники Востока крайне интересны и, бесспорно, необходимы в тренинге, но только при наличии целостного взгляда на жизнь. Наш предок святой Александр Невский перед Ледовым побоищем сказал: "Не в силе Бог, а в правде", и не допустил католиков на Святую Русь. "Блажен тот, кто жизнь свою за ближнего своего отдаёт", - сказано в Святом Писании. Чем это хуже самурайских идеалов? Всё, что приходит с Востока, не более чем инструмент для достижения практических целей, духовная сторона тренинга должна быть глубоко национальной. У нас свой путь познания. Он не лучше и не хуже, он просто наш, а те элементы "восточного пути", которые используются в тренинге, для нас всего лишь средство достижения наших целей в наших условиях.
 
 НАСТУПАТЕЛЬНАЯ ТАКТИКА
 "КОИ НО ТАКИНОБОРИ РЮ"
 
  Наступательная тактика крайне интересна для силовых стилей единоборств, так как она позволяет:
  - добиться успеха за короткое время;
  - реализовать свои физические данные;
  - избежать спорных поединков;
  - добиться успеха при выполнении специальных (боевых) задач;
  - компенсировать пробелы в технике и ОФП.
  В настоящее время существуют спортивные направления, ориентированные на атакующие действия, это кёкусинкай, ашихара-каратэ, дайдо-джуку, всё виды борьбы и "бои без правил". В связи с этим было бы полезно систематизировать атакующие действия.
  Прежде всего поговорим о дистанции. Именно чувство дистанции позволяет реализовать технические возможности и осуществлять пассивную защиту. Дистанция делится на:
  - нерабочую;
  - дальнюю;
  - среднюю;
  - критическую.
  Соответственно, для каждой дистанции характерны свои технические действия.
  Количественный состав связки определяется количеством ударов, включенных в одно тактическое действие, и может быть определен абсолютным числом - не более четырех ударов. Этот выбор имеет объективные объяснения. Дело в том, что, если атакующий не добивается поставленной цели в течение четырех ударов, значит:
  - удары технически несовершенны;
  - неправильно выбрана дистанция либо положение для атаки;
  - защита противника пока позволяет ему компенсировать атакующие действия.
  В любом из этих случаев следует прекратить атаку. Затем, упреждая контратаку противника, разорвать дистанцию и атаковать вновь, выбрав другой технический арсенал или изменив позицию относительно противника.
  Качественный состав связки определяется, исходя из субъективных особенностей спортсмена, а также предполагаемой дистанции. Находясь на нерабочей либо дальней дистанциях, боец во время атаки должен стремиться к сближению на критическую дистанцию, что позволяет подавлять противника, используя и технику, и физическую силу. Уточним, что:
  - дальней называется дистанция, на которой возможна работа только ногами;
  - средней - работа руками, коленями и короткие удары ногами;
  - критической - дистанция, на которой возможен захват, броски, борьба в партере, удары локтями и головой.
  Если спортсмен во время атаки сближается лишь до средней дистанции или предпочитает работать ногами на дальней, он значительно ограничивает себя в технике и не реализует свои физические возможности.
  Несмотря на кажущуюся неперспективность работы на критической дистанции высоких длинноруких спортсменов, есть масса примеров, подтверждающих, что правильный подбор и субъективная адаптация ударов и бросков позволяет добиться значительных успехов высоким людям именно на критической дистанции. Например, в боксе - Такер, Холлифилд; в борьбе - Веричев, Карелин. Верно подобранный арсенал позволяет работать на любой дистанции, что крайне важно.
  Связка, как правило, включает в себя не более трех ударов, не менее чем на двух дистанциях. При выборе дистанции важен принцип последовательности, например: два прямых руками - удар локтем. То есть средняя - средняя - критическая. Удары ногами с дальней дистанции оптимальны лишь как завершение связки, потому что, не обладая, как правило, значительной скоростью, выдают намерения атакующего.
  Существует масса одиночных ударов ногами, способных шокировать или отвлечь противника, но, учитывая, что в последнее время восточные единоборства становятся всё более атлетичными, а спортсмены всё более мощными во всех весовых категориях, несобранность в начале атаки приводит к нежелательным контратакующим действиям противника, т. к. любой удар ногами негативно сказывается на балансе атакующего, а следовательно, и на его защите. Глубоко уверен, что все удары в связке должны быть на поражение. Отсутствие "фехтующих" ударов значительно сэкономит силы, создаст фактор силового доминирования, что, в свою очередь, позволит сломить волю противника и победить с минимальными энергозатратами. При атакующей тактике не столь важны "фехтовальные" прелюдии, гораздо важнее мощный старт, хорошо поставленные связки и своевременный выход из атаки.
  Оптимальной дистанцией для начала атаки является средняя, потому что позволяет реализовать максимальный арсенал технических приемов. Критической дистанции свойственно силовое единоборство, поэтому переход на критическую дистанцию необходим лишь как завершение удачных действий со средней дистанции.
  Разрыв дистанции при выходе из атаки требует специальной отработки, т. к. является частью пассивной безопасности и призван погасить контратаку противника. Предпочтительным считается выход на фланги, а в идеале - под левую руку (в поединке с правшой). Отступление назад слишком прямолинейно и не имеет достаточной скорости, движущийся на вас противник обладает несомненным преимуществом для ответной атаки. Уход на фланг - это уход с линии контратаки, а левая рука (нога), как правило, слабее правой, что тоже ослабляет остроту ситуации. При разрыве дистанции до дальней, тем более при уходе на фланг, выгодно наносить одиночные удары ногами. Даже не полностью реализованные, они остановят противника и будут создавать "комплекс наказания за ответные действия", реализуя принцип силового доминирования.
  Обмен ударами на средней дистанции крайне травматичен и опасен, а следовательно, не обоснован, так как велика вероятность случайного попадания. Любая нестабильность негативна. При напоре противника стоит применять тактику челночного движения, два-три удара - шаг назад, резкое ускорение - два-три удара - шаг назад и т. д. Это позволяет измотать агрессивного противника, не ввязываясь в жёсткий обмен, но не забывая, что каждая атака противника должна быть наказана.
  Не стоит забывать о разных типах физической деятельности в защите и при атаке (Инь-Ян движения). Удар отличает жёсткое и непродолжительное мышечное возбуждение. Защита осуществляется длительными мышечными напряжениями, и следовательно, более энергозатратна. В конце поединка, когда силы значительно истрачены, целесообразны жёсткие одиночные удары, применяемые с входом на среднюю дистанцию и имеющие стойкую периодичность, заставляя противника находиться в скованном состоянии. Единоборство на критической дистанции физически является самым тяжёлым и в конце поединка не рекомендуется.
  Атакующая тактика позволяет реализовать принцип силового доминирования, свести к минимуму защитные действия, минимизировать энергозатраты, свободно выбирать и использовать дистанцию. Крайне важно реально реализовать каждый удар в связке и вовремя разрывать дистанцию, не ввязываясь в обмен. Техника, количество и дистанция ударов выбираются субъективно для каждого спортсмена. А самое главное, атака - основа тактики специальных подразделений и доминирующая тема в содержании прикладных разделов.
 
 
 ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ТАКТИКИ
 "КОИ НО ТАКИНОБОРИ РЮ":
 
  1. Отсутствие неакцентированных ударов.
  2. Реализация индивидуального технического арсенала на всех дистанциях по мере сближения или удаления от противника.
  3. Сближение на критическую дистанцию и силовое доминирование.
  4. Максимальное сведение защитных действий к пассивной безопасности.
 
 "КОИ НО ТАКИНОБОРИ РЮ" -
 ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ
 
  "КОИ НО ТАКИНОБОРИ" переводится с японского, как "карп, плывущий вверх по водопаду", и подразумевается, что только смерть может остановить карпа, плывущего на нерест вверх по течению. Это выражало состояние духа самурая, который уясняет свою цель, и только смерть может его остановить в движении к ней. При всей средневековой патетике это короткое выражение очень ёмко отражает состояние духа опытного бойца.
  Крайне важно с первого занятия формировать жёсткие конкретные цели стратегического характера. Причём физическая, техническая и психологическая подготовки должны взаимопересекаться, компенсируя при необходимости недоработки друг друга. Чтобы пояснить свою мысль, приведу пример:
  отжимание на кулаках
  1. Физическая часть - специальное физическое упражнение для укрепления плечевого пояса и ударной поверхности кулака.
  2. Техническая часть - упражнение, имитирующее прямой удар рукой. Обратить внимание на положение локтей (прижатые), правильный (примерно 45°) разворот кулака, прямая спина, жёсткое ударное дыхание.
  3. Психологическая часть - упражнение, развивающее выносливость, традиционно выполняется максимальное количество + еще один раз, несет элемент преодоления, который обучаемый в состоянии оценить субъективно.
  Психологическая подготовка в состоянии компенсировать недостатки индивидуальной техники и физической готовности. Дело в том, что, опираясь на последние исследования, можно с уверенностью сказать, что максимальные энергозатраты у человека связаны с интеллектуальной, а не с мышечной деятельностью. Это наводит на мысль о перераспределении энергии путем психологического тренинга. Многие специалисты в прикладных - боевых дисциплинах подтверждают особую трудность нейтрализации наркоманов, алкоголиков и душевнобольных минимум по трем причинам:
  1. Нечувствительность (этих целей) к боли.
  2. Удивительные всплески физической силы.
  3. Неудержимое стремление к выбранной цели.
  Эти наблюдения предполагают, что при искусственном или болезненном ограничении ментальной деятельности человек приобретает, хотя и импульсивно, уникальные физические качества, совершенно не соизмеримые с его субъективными физическими характеристиками.
  Цель всей психологической подготовки - это умение управлять своим психическим состоянием, способность акцентировать тактические цели путем выделения главного из общего, делая это рефлекторно.
  На Востоке первый и главный девиз для воина: "Опустоши себя".
  Говоря современным языком, боец не должен думать во время схватки, оставив свой разум пустым. Только в этом случае энергия, не потраченная на интеллектуальные процессы, может быть перераспределена на физический уровень, а отсутствующее сознание не будет иметь возможности субъективно ошибаться, оставляя воину органы чувств, объективное восприятие и неосознанное реагирование.
  Схематично психологическая сторона тренинга выглядит так:
  - осмысление полученного задания;
  - идеомоторное моделирование движения;
  - физическое воспроизведение;
  - многократное повторение;
  - постановка тех. действия с учётом тактических вводных;
  - завершение тренинга - рефлекторное, неосознанное воспроизведение;
  - тех. действия по команде либо как реакция на типичный раздражитель.
  Психическая деятельность опытного бойца сводится к опознанию типичных раздражителей и типичной реакции на них без эмоциональной окраски действия. Такое состояние называется "не присутствие", боец ментально отсутствует в процессе борьбы, в ней участвует лишь его комплекс раздражители - реакция. Это позволяет объективно воспринимать обстановку, не анализируя ее, а лишь типично реагируя на ее изменения. Подобное состояние достигается лишь продолжительным тренингом и совершенно невозможно без реального прикладного опыта.
  Боевой опыт является главной и завершающей стадией психологического тренинга. На начальных этапах формирования бойца подобный эффект невозможен. Для повышения боевых качеств следует использовать внутренние раздражители, отключающие сознательную деятельность. Дело в том, что в сознании человека доминирующую роль играет инстинкт самосохранения, это безусловный инстинкт, заложенный изначально, а не приобретённый под воздействием внешних условий. Реакция, вызванная этим инстинктом, может быть настолько сильна, что способна вызвать необратимые физические и психические нарушения, не будь у психики системы защиты. При пике возбуждения срабатывает механизм охранительного торможения, человек перестает воспринимать окружающее как реальную действительность. Если взглянуть в прошлое, то каждый вспомнит состояния: "как во сне"; "не помню, как оказался"; "откуда силы взялись". Отключившись на пике возбуждения, психика проявлялась в виде рефлекторных действий без осмысления происходящего.
  В начале обучения для управления психикой и её отключением следует использовать два раздражителя: страх и ярость. Несмотря на свою непохожесть, эти чувства вызывают сходные психические состояния. Крайне важно довести психику до пика возбуждения, что, в свою очередь, позволяет перейти на рефлекторный уровень восприятия действительности. Страх и ярость вызывают стрессовые состояния, которые сами по себе негативны, т. к. могут вызвать скованность и повышенные энергозатраты, поэтому в процессе обучения инструктор должен наращивать количество спаррингов, что, в свою очередь, позволяет накопить опыт управления психикой.
  Для управления психикой можно использовать методику "минимизации побудительного мотива". Приведу пример: мой вес 95 кг, занимаюсь каратэ более 20 лет и достаточно агрессивный человек, сориентированный на атакующий стиль поведения. Представим, что произошло столкновение в ограниченном пространстве с агрессивно настроенным мужчиной около 150 кг и явно спортивной внешности. Что я буду ощущать? Избежать поединка невозможно. Моя стереотипная агрессия подсознательно ослабляется чувством самосохранения, поэтому привычный настрой на "победу любой ценой" может вызвать внутреннее противоречие, а любое сомнение в бою - губительно. Любая суперзадача (например, полная победа) вызывает подсознательные противоречия, попытки оценки своих и чужих шансов на успех, что недопустимо! Чтобы избежать этих негативных размышлений, следует минимизировать стратегическую цель. Не победа, а, скажем, привычное, конкретное техническое действие, в результативности которого я уверен. В моем случае это "тейсо" в подбородок. Учитывая большой прикладной опыт, подсознательно уверен в успехе этого приема; и, если он пройдет, дальнейшие мои действия будут подчинены динамике боя, и навряд ли я буду о чём-то размышлять, а значит, мои действия будут носить рефлекторный характер.
  Минимизация побудительного мотива целесообразна прежде всего в начале поединка. Задача, стоящая перед бойцом, должна сводиться от абстрактной победы к выполнению конкретного, хорошо знакомого, апробированного, технического действия, это придаст спортсмену раскованность, что очень важно. Победа из первичной задачи становится вторичной, это снижает негативную составляющую чувства ответственности, нейтрализуя комплекс самооценки и преобразуя бойца в "биомеханизм" по воплощению на практике предварительных наработок. Исходя из этих психологических установок, утверждаю, что бойцу необходимо иметь коронные удары и связки.
  Победа в бою в большей мере зависит от правильно сформированной мотивации. Психология бойца, способы самоуправления крайне важны как для боевого использования, так и для спорта. Наиболее значительным материалом в этой области является японский средневековый трактат "Хагакурэ", известный, как "Бусидо", или "Путь воина". Он практически полностью посвящен психологической подготовке бойца, что ещё раз подтверждает главенствующую роль психологии в тренировочном процессе.
 
 СПОРТИВНЫЙ И ПРИКЛАДНОЙ РАЗДЕЛЫ
 ПО МЕТОДИКЕ "КОИ НО ТАКИНОБОРИ РЮ"
 
  Принцип боевого искусства состоит в том, чтобы нападать, не думая о жизни и смерти, - пускай всё решит судьба.
  "Хагакурэ", XVIII в.
 
  Уже не раз говорилось, что у спортивного и реального поединков очень мало общих черт. То, что запрещено в спорте, является ведущей техникой в прикладном разделе. Чем это вызвано?
 
 Спорт Прикладной раздел Существует за счет широкой популяризации и проведения для соревнований. Специальные техника и тактика исполнителей специального назначения. Определяется правилами проведения соревнований. Определяется предпочтительной методикой поражения. Цель поединка - доказать судьям свое превосходство над соперником в рамках правил. Цель - "отключение", травмирование или уничтожение противника без ограничения в средствах. Тождественность соперников - вес, спортивный опыт. Невозможность предварительного выбора противников. Техника и тактика, зрелищного оценочного боя. Грубая неэстетичная техника, выполняемая с максимальной жестокостью.
  Слишком много различий, слишком тяжело перенести и адаптировать спортивный стиль в русло боевого применения. Но в то же время не стоит забывать, что при существенных различиях в тактике и психологии спорт и боевые разделы используют однотипную технику. Связано это с общими корнями - древними боевыми школами, которые для привлечения большего числа занимающихся стали вводить ограничения в правила ведения боя, постепенно превратив его в спортивный поединок. Яркий тому пример - современное у-шу Саньда, напрочь лишенное даже намека на свое боевое прошлое. Современные школы даже бравируют своим эстетизмом и безопасностью ведения поединка. Тхэквондо, сётокан и так называемые боевые фулконтактные стили типа кёкусинкай, джиу-джитсу, хапкидо имеют столь значительные ограничения в правилах, что называть их боевыми можно только с иронией. Современные школы, рожденные, как правило, в первой половине прошлого века, носят исключительно спортивный характер. Пытаться преподавать их без принципиальных изменений служащим "специального назначения" не просто глупо, а, скорее, опасно, т. к. формирование спортивного образа мышления и самоконтроля, спортивная тактика и спортивная психология не имеют ничего общего с реальным боем, где победа порой означает окончание чьей-то жизни. Нужен ли спорт и спортивные поединки для центров боевой подготовки? Да, если используют спортивные методики для:
  - специфического укрепления организма;
  - постановки типичной техники;
  - последовательного, подводящего укрепления психики.
  Спорт - это мощный инструмент для общего формирования бойца специального назначения. Более того, зримость успехов конкретной школы более всего заметна при участии её членов в соревнованиях. Но в каких? Соревновательный опыт, способность гибко вносить ограничения в собственную технику и тактику необходимы бойцу при идеомоторном формировании стереотипов поведения. Что касается предпочтения, то, на мой взгляд, наиболее полезны соревнования по самбо и дзюдо, а наиболее интересны - по дайдо-джуку и муай тай в связи с их незначительными ограничениями при ведении поединка. Более того, думается, что в процессе отработки техники и тактики боевого применения необходимо проводить спарринги по правилам дайдо-джуку и армейскому рукопашному бою, что обогатит спарринговый опыт, укрепит физически. А учитывая способ оценки поединка, позволит реальнее оценить субъективную технику.
  Но не надо забывать, что даже такие свободные от ограничений стили, как дайдо-джуку, рукопашный бой и панкратион, ни в коей мере не являются готовой боевой системой и могут использоваться лишь как одна из частей формирования бойца, позволяя частично оценить успехи обучаемого. Не техника и физическая сила определяют готовность обучаемого к реальному бою, а психика и тактика. То есть те части обучения, которые диаметрально отличаются от принятых спортивных.
  На основе вышеизложенного напрашивается вывод, что проведение спортивных соревнований необходимо при подготовке бойцов специального назначения, но лишь как техническая и физическая составляющие этой подготовки.
  Психологию и тактику следует объединить и выделить в отдельную дисциплину - "Специальная психотактика".
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 "КОИ НО ТАКИНОБОРИ РЮ" -
 ТЕХНИКА СУБЪЕКТИВНОГО КАРАТЭ
 
  Беспринципно считать, что ты не можешь
  достичь всего, чего достигли великие мастера.
  Мастера - это люди, и ты - человек.
  "Хагакурэ", XVIII в.
 
  Если мы внимательно посмотрим на любого продвинутого бойца и сравним его стиль борьбы и технический арсенал с арсеналом других бойцов этого же стиля, то однозначно сделаем вывод: различия в технике и тактике бойцов более значительны, чем общие черты. Это совершенно объяснимо. Неосознанно в течение длительного времени спортсмен оттачивает именно те действия, которые максимально подходят к его биомеханической модели и типу поведения. Если быть точным, то и побеждает боец именно за счет своих индивидуальных особенностей и степени их реализации. Яркий пример тому - плеяда чемпионов мира в тяжелом весе по боксу: Сани Листон, Фрезер, Форман, Мохаммед Али, Холлифилд, Тайсон. Бокс технически крайне ограничен правилами соревнований, и тем не менее каждый из этих великих чемпионов ухитрялся обладать своей собственной техникой, я уж не говорю о тактике. Чемпион - это всего лишь удачный пример реализации индивидуальных особенностей спортсмена.
  Возникает вопрос: почему же каждый спортсмен не становится чемпионом? Вопрос сложный и чрезвычайно многогранный. В создании спортсмена экстракласса важны все аспекты подготовки. Но самое главное - выявление субъективных черт на начальных ступенях обучения. Обладая собственным набором характеристик, спортсмен, как правило, вынужден получать обезличенную технику и методику подготовки. И тратит годы, чтобы приспособить её под свой двигательный тип. Причём неизвестно, хватит ли у него способностей для такой серьёзной аналитической работы. И не сведется ли всё к интуитивному отбору приёмов и действий, не застрахованному от ошибок. Методика "Кои но такинобори рю" предполагает следующую последовательность учебного процесса с начинающими:
  1. ОФП - 1 месяц. Нагрузка должна быть значительной, что позволяет отсеять психически непригодных людей.
  2. СФП - 2 недели. Подводящие упражнения, растяжка, укрепление ударных поверхностей.
  3. Соревновательный период - 1 неделя. Не отягощенные знаниями спортсмены соревнуются с максимальным применением защитных средств:
  3.1. по правилам бокса;
  3.2. по правилам дзюдо.
  Соревнования проводятся с учетом весовых категорий и возраста. В процессе соревнований ведется индивидуальное исследование и классификация спортсменов:
  - психический тип;
  - физические характеристики;
  - тактическое предпочтение (первый или второй номер);
  - предпочтительная техника (борец или боксер).
  На начальном периоде обучения эти классификации крайне относительны, но позволяют тренеру сделать вывод об особенностях и перспективном направлении в развитии спортсмена.
  4. Усвоение базовой техники - от 6 месяцев до 1 года.
  5. Адаптация базовой техники к индивидуальным особенностям - проводится по мере тренированности спортсмена.
  В процессе адаптации происходит изменение траекторий ударов, защиты, стоек, выявление перспективных связок. Не надо бояться экспериментировать с техникой. Бояться нужно биомеханических ошибок. Тело человека следует представлять, как кинематическую модель с одной вертикальной и одной горизонтальной осями и системой шарниров. Затем нужно уяснить, что:

<< Пред.           стр. 1 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу