<< Пред.           стр. 5 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

  3. Система связи и управления.
  4. Способы группового взаимодействия.
  5. Индивидуальные тактические приёмы.
  6. Парамедицина.
  7. Спецтехника, исходя из рода деятельности.
  8. Мимикрия и корректная коммуникабельность. Психологическая подготовка проходит через всё разделы и призвана формировать индивидуальную и групповую ответственность за выполнение поставленной задачи.
  Целью является условно-рефлекторное реагирование на типичные раздражители, заложенные в процессе обучения.
  Средством является психологический прессинг с акцентом на подавление ЭГО обучаемого, а после достижения первичного результата - зомбирование на заданную тему. Помимо прессинга проводится адаптация обучаемых к опасности. Огромное значение имеет внушение возможности гибели обучаемого с последующей адаптацией к этой мысли, что, в свою очередь, снижает последствия стресса, возможного при исполнении служебных обязанностей, связанных с риском для жизни. Во время всего тренинга должно быть так тяжело (морально и физически), как, возможно, не будет в реальной обстановке. Это позволяет:
  - реализовать скрытые резервы организма;
  - приучить обучаемых к постоянной опасности;
  - отрабатывать действия неосознанно (рефлекторно), с максимальной силой, скоростью, а если необходимо - с максимальной жёсткостью.
  Собеседование при проведении психической подготовки: перечислив примерные способы работы подразделений, выявить объективно слабые точки и обосновать трудность либо невозможность их устранения. Привести примеры из других подразделений, случаи из практики. После этого подвести обучаемых к мысли о большой вероятности их гибели. После этого подчеркнуть, что, по вашему мнению, позволит им выжить и выполнить поставленную задачу с максимальной долей вероятности. Максимальную жёсткость приёмов обосновать невозможностью проявления слабости.
  Вывод: исходя из вышеизложенного, считаю необходимым провести исследования в данных направлениях методик с целью их конкретизации и универсализации для широкого применения в учебных программах.
 
 МЕТОДИКА МНОГОБОРЬЯ
 В ПРЕПОДАВАНИИ РУКОПАШНОГО БОЯ
 
  Современные системы рукопашного боя структурно состоят из нескольких разделов (в зависимости от тактического назначения). Так, например, армейский рукопашный бой (РБ):
  * Атакующие действия с холодным оружием армейского образца;
  * Ударная техника;
  * Защита от холодного оружия;
  * Броски, самостраховка;
  * Болевые приемы;
  * Типичные тактические задачи (снятие часового, связывание, обыск и т. д.).
  На примере армейского РБ видно, что обучение носит разноплановый характер. Учитывая эту разноплановость, напрашивается вывод:
  * Преподаватель этой системы либо очень одарённый человек;
  * Либо освоение этой системы отняло у специалиста долгие годы жизни;
  * А скорее всего, он умеет делать на "отлично" что-то одно, а всё остальное может прилично продемонстрировать.
  Как правило, преподаватель РБ либо боксёр, либо борец, что сразу проясняет, какие тема и техника будут доминировать при обучении личного состава.
  Подобное положение существует не только и не столько в армии и флоте, любая разноплановая система требует:
  • Разносторонне развитого (в рамках системы) преподавателя высочайшей квалификации;
  • Либо продуманного разделения тем преподавания среди тренерского коллектива.
  Подобная методика разделения была опробована автором в 1988 г. при подготовке к первенству УРВО по офицерскому многоборью. К тому времени стаж занятий этим видом спорта у него составлял уже 3,5 года, а лучший результат всего лишь чуть-чуть превышал сумму первого разряда. Преподавание вел В. Н. Зарубин, компетентный, уважаемый в этой области тренер, МС СССР, с огромным стажем работы. Беда была лишь в том, что Василий Николаевич:
  • Отлично и стабильно стрелял;
  • Прилично бежал и неплохо разбирался в беге;
  • Очень средне плыл, и как, следствие, плавание преподавалось методически слабо.
  Это не могло не отразиться на планах тренировок, а значит, и на результатах спортсменов. Те из участников команды, кто имел плавательный опыт или когда-то занимался бегом, значительно поднимали личные результаты именно за счёт предыдущей базы и стрельбы. За четыре месяца перед соревнованиями, о которых пойдёт речь, автор разделил тренировочный процесс на четыре составляющие и определил процентное соотношение нагрузок:
  1. ОФП - 10%.
  2. СТРЕЛЬБА - 30%.
  3. БЕГ - 20%.
  4. ПЛАВАНИЕ - 40%.
  Исходя из индивидуальных особенностей, приоритетными видами были определены плавание и стрельба, потому что стрельба на тот момент была самым результативным для него видом, а плавание - самым проблематичным.
  Для стабилизации результатов по стрельбе было решено поменять тренировочную базу, а главное - найти тренера по стрельбе именно из крупнокалиберного пистолета.
  Учитывая собственный низкий уровень плавания, спортсмен обратился за помощью к тренеру юношеской группы по плаванию.
  Эти шаги позволили составить грамотные программы обучения для индивидуальной отработки. В итоге норматив МС СССР был превышен более чем на 200 очков. В этом примере элемент индивидуальной подготовки сыграл роль связующего фактора, потому что тренировочные программы писались специалистами без учёта суммарных нагрузок, это могло привести к перетренированности, но, основываясь на анализе самочувствия и длительном спортивном опыте, спортсмен самостоятельно выбирал оптимальный режим тренировок.
  На этом, не совсем "прикладном", примере видно, как распределение приоритетов в индивидуальных программах обучения и комплексных учебных задачах позволяет достичь ощутимого прогресса именно за счёт разделения разноплановых видов на тематические составляющие, причём обучением каждой субтемы должен, по возможности, заниматься узкий специалист, а вот синтезом и общим руководством - руководитель учебной программы. Для спортивного РБ, боевых видов каратэ и прикладных систем можно посоветовать следующий недельный план тренировок на татами:
  • ПОНЕДЕЛЬНИК - после воскресного отдыха, БОРЬБА с учётом правил и традиций, принятых в избранном виде спорта, но под руководством специалиста в борьбе, причём выбор вида борьбы (и тренера) должен происходить с учётом предполагаемых правил соревнований.
  • ВТОРНИК - кросс.
  • СРЕДА - БОКС, КАРАТЭ ДО, ТХЭКВОНДО и т. д., в зависимости от принятых приоритетов в избранном виде РБ.
  • ЧЕТВЕРГ - футбол, баня.
  • ПЯТНИЦА - ИТОГОВАЯ ТРЕНИРОВКА с элементами борьбы, ударной техникой и обязательно условными и свободными спаррингами под руководством главного наставника (старшего тренера).
  • СУББОТА - общая физическая подготовка либо специальная физическая подготовка в зависимости от общего плана.
  Подобный график тренировок не означает, что главный наставник появляется в зале по пятницам, контроль руководителя должен быть на протяжении всего учебного процесса, но в отличие от пятницы в другие дни он занимает вторичную позицию по отношению к "узкому специалисту". Данная методика хороша для подготовительного периода обучения, Предсоревновательный и соревновательный требуют интенсификации уже реальных задач, без разделения по техническому признаку.
  Чем интереснее и компетентнее будет подаваться каждая тема, тем более вероятен позитивный результат в целом.
 
 
 
 
 
 
 
 ТАКТИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ
 ПРИКЛАДНОГО РАЗДЕЛА
 
  Спецподразделения в тактическом плане делятся на две "стороны забора". То есть одни нападают, другие выявляют и пресекают нападения (разведка - контрразведка), такое деление на две тактические группы крайне условно, но оно позволяет абстрагироваться от специфических особенностей в работе подразделений и от взаимопересекающихся задач. Это важно для выявления двух основных стереотипов служебного поведения. Исходя из тематики, коснемся прикладной тактической стороны взаимоотношений двух абстрактных, антагонистических спецслужб.
  Для удобства одну назовем охрана, другую террористы. Поставим предполагаемые задачи перед обоими подразделениями.
  Охрана - один человек, осуществляет охрану и оборону порученного объекта свободного доступа. По должностной инструкции вооружен: дубинка резиновая, наручники, экипирован в униформу, эластичный кевларовый бронежилет, средства связи, солнцезащитные очки. Исходя из условий общего пользования (офис, представительство), применение, а значит, и ношение огнестрельного оружия невозможны. Критической точкой является кабинет директора, имеющий один вход и выход, выходящий в помещение свободного доступа. Вход в основное помещение оборудован металлоискателем.
  Террорист - один человек, должен нейтрализовать охрану кабинета директора и удерживать контроль над входом в кабинет не менее одной минуты. Действия по нейтрализации должны носить максимально скрытый характер. Следовательно, применение оружия невозможно, явный травматизм невозможен, шумовая окраска операции недопустима. В связи с критически малым временем подготовки технические средства нейтрализации применить невозможно. Экипирован: костюм, рубашка и галстук спокойных тонов, очки офисного характера без диоптрий.
  Охранник - служебная должность явного типа. Соответственно, чем физически более одарен, тем лучше. Наличие униформы еще более выделяет его служебный статус. При уяснении задачи:
  - четко знать должностную инструкцию (особенно в отношении оружия);
  - выяснить систему доступа и контроля данного поста;
  - выявить критические точки;
  - знать систему связи, оповещения и взаимодействия;
  - план работы в режиме ALARM;
  - уяснить секторы контроля и границы поста. Террорист, осуществляя деятельность скрытого характера, может применить следующие формы мимикрии:
  - использовать атрибуты других служб и ведомств;
  - носить одежду спокойных тонов, типичную для данного объекта либо местности;
  - применять грим;
  - очень полезны очки с простыми стеклами (безобидный очкарик);
  - индивидуальный подбор оружия и форм скрытого ношения;
  - корректная коммуникабельность (типичный способ общения для местных условий).
  Охранник, находясь в границах поста, ведет визуальный контроль входящих и выходящих посетителей. Порядок контроля:
  1. Глаза.
  2. Руки.
  3. Часы.
  4. Обувь.
  5. Особенности внешнего вида в целом.
  6. Наличие личных вещей.
  7. Сопровождение.
  1. Глаза - до 70% информации о человеке и его намерениях, пристальный взгляд не менее трех секунд в состоянии вызвать замешательство, которое, в свою очередь, выдает скрытые намерения. Взгляд в глаза должен быть тяжелым, пристальным, в район переносицы или в один из глаз. Тренировать взгляд следует перед зеркалом, чуть наклонив голову вперед, с застывшей маской лица, это придает лицу решительное и одновременно холодное выражение.
  2. Руки - зеркало способностей человека, его физической формы, наличие шрамов и форма кулака говорят о прикладном опыте, ногти часто подчеркивают социальную группу. Кольца и татуировки - яркие особые приметы.
  3. Часы - финансовые возможности и внутренний мир человека. Кто-то покупает дорогие безделушки, а кто-то дешевые перегруженные функциями электронные часы. Часы очень многое могут сказать о личности человека.
  4. Обувь - самая важная часть гардероба, по ней можно судить о человеке в целом:
  - его достаток;
  - эстетические устремления;
  - чистоплотность;
  - наличие автомобиля.
  5. Костюм - важен своими особенностями либо их отсутствием.
  6. Личные вещи - сумки и кейсы, потенциальные средства доставки оружия и взрывчатки, а значит, требуют повышенного контроля на протяжении всего периода пребывания на охраняемой территории.
  7. Сопровождение - группу людей всегда отличает форма общения и явные общие признаки. В группе всегда есть доминирующий член, выявление которого возможно при помощи вышеизложенных приемов.
  Самое главное в визуальном контроле - это выявление несоответствия одного или двух пунктов к шести остальным. Мимикрия не бывает абсолютной, как не бывает абсолютно скрытых намерений.
  Примеры:
  - Человек в дорогих ботинках и костюме навряд ли станет надевать дешевые китайские часы.
  - Безобидный очкарик редко имеет натренированные кисти.
  - Человек, прячущий глаза, что-то прячет от вас.
  - Господин в золотых часах и дешевых грязных ботинках настораживает.
  Охранник не должен подпускать посетителей к себе ближе, чем на среднюю дистанцию, но делать это следует корректно, задавая встречный вопрос и отступая на шаг либо перенося вес на заднюю ногу.
  Например: к вам направляется проанализированный вами человек, причём с какими-то визуальными несоответствиями. Пристально глядя в глаза, не дожидаясь его вопроса, задать свой, причём по возможности короткий по форме, но сложный по содержанию, типа:
  "Вы что-то нашли? ("Почему вы так решили?") Показалось".
  "Вы к директору? (если "Да") Он в другом помещении".
  Замысел вопроса - взять инициативу на себя и заставить противника задуматься, потерять собственную динамику.
  Если посетитель продолжает сближаться на критическую дистанцию, стоит еще раз её разорвать, но с приказом: "Стоять!" Если остановился на средней дистанции, задать вопрос: "Изложите цель вашего визита". Если не остановился, акцентировать внимание на правой руке, сблизиться на критическую дистанцию, вывести из баланса после шокирующего удара и произвести задержание с обыском и конвоированием.
  План задержания:
  - сближение на критическую дистанцию;
  - визуальный и осязательный контроль правой руки;
  - шокирующий удар;
  - выведение из баланса;
  - положение болевого контроля;
  - наручник на свободную руку, затем на заломленную;
  - обыск;
  - конвоирование либо оповещение.
  Террорист. Анализ предполагаемого места атаки лучше проводить заранее, используя всё средства информации, и уяснить:
  1. Наличие входов - выходов.
  2. Средств слежения и ALARM.
  3. Широту угла визуального контроля.
  4. Скрытые подходы.
  5. Типичный внешний вид.
  6. Профпригодность охранника:
  - по рукам;
  - способы ношения формы;
  - спецсредствам, их расположению;
  - выражению лица и способу визуального контроля.
  7. Выявить уязвимые места подготовки охранника:
  - высокий, низкий;
  - рассеянный, невнимательный;
  - физически слабый;
  - судя по рукам, без прикладного опыта.
  Тактический план атаки:
  1. В среднем темпе неявное сближение по диагонали под правую руку до критической дистанции.
  2. Шокирующий удар с осязательным контролем.
  3. Выведение из баланса.
  4. Добивание.
  Контроль за целью осуществляется периферическим зрением, смотреть следует левее, правее либо в грудь.
  Два приведенных плана подразумевают унифицированность основной части атаки, что значительно облегчает составление учебных программ для любого спецподразделения, вводя тактические поправки только в начальную и завершающую части атаки (контратаки). Самой важной частью атаки является визуальный анализ, именно он определяет типичные раздражители, а осязательный контроль (прикосновение) позволяет реализовать рефлекторное восприятие. Добивание (задержание) возможно только при выведении противника из баланса, лишая его возможности уклониться от ваших действий.
 
 
 
 
 
 ВИЗУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
 И ОСЯЗАТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
 
  В разделе "Тактические стереотипы..." мы уже касались порядка и способов визуального анализа и некоторых форм контроля критической ситуации. Теперь рассмотрим эти тактические приёмы более подробно.
  Визуальная форма анализа и контроля окружающей действительности - это самый естественный способ уяснения ситуации, вне зависимости от её тактической направленности. В идеале прикладное "поведение" бойца должно базироваться на его естественных поведенческих и двигательных навыках. Соответственно, тренинг и форму визуального анализа следует практиковать с учётом не только экстремальных, но и повседневных условий, тем более что одни зачастую резко переходят в другие. Подобный подход позволяет стирать границу между служебными и индивидуальными навыками, что позволяет значительно расширить тренинговый процесс и закрепить его результаты на уровне естественных поведенческих стереотипов. Реакция на раздражитель лишь тогда стабильна, когда она управляется не мыслительными, значительными по времени и субъективными по форме, а моментальными, инстинктивными, процессами. Уже отмечалось, что мгновенная идентификация типичного раздражителя тем стабильней, чем глубже и направленней тренинг условно-рефлекторного восприятия.
  Самый мощный чувственный инструмент - это зрение. Именно зрение даёт нам максимально ёмкую информацию об окружающей нас действительности, и именно зрение (и связанная с ним ментальная деятельность) входит в число самых энергозатратных видов жизнедеятельности. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что применение визуального контроля нуждается в дополнительном, идеомоторном тренинге и дальнейшей тактической проработке с целью закрепления правильных навыков на инстинктивном уровне. Это позволит:
  1. Значительно расширить как индивидуальные тактические возможности, так и рамки группового взаимодействия;
  2. Снизить энергозатраты, избегая эмоциональности, в процессе восприятия действительности;
  3. Добиться полноты и объективности визуального контроля, причём вне зависимости от изменений и направленности окружающей обстановки.
  Какие типы визуального контроля преобладают у человека?
  1. Центральное зрение. Непроизвольный способ визуального изучения объекта, абстрактно напоминающий узкий луч света, выхватывающий из окружающей "темноты" некий объект. Благодаря окружающей "темноте" этот объект заполняет собой всё "зеркало" сознания. Предмет при пристальном рассмотрении вызывает те или иные эмоциональные переживания, связанные с предыдущим опытом общения с ним либо с отсутствием этого опыта, с абстрактными или оформленными ассоциациями. Все эти составляющие вынуждают в большей мере не отражать "объект", а, скорее, эмоционально переживать комплекс ассоциаций, связанных с этим предметом. Даже на бытовом уровне подобный подход не отвечает требованиям объективности и слишком зависит от эмоционального состояния субъекта изучения и относительности способа его мышления. Применение центрального зрения, видимо, оправдано при изучении узко определённого процесса или предмета, при котором не требуется рассмотрение объекта в системе его изменений и взаимодействий.
  2. Периферийное зрение. Не акцентируясь на чём-то конкретном, направляя взгляд перед собой и в бесконечность, человек начинает видеть наиболее полную картину окружающего мира. Имея одинаково "размытые" изображения, предметы не различаются по степени значимости. Проецируя на "зеркало" сознания диалектически наполненные, сложные по форме, картины действительности, человек перестаёт выделять и пытаться осознать увиденные процессы и предметы, он просто становится частью окружающего мира, не осмысляя его, а, скорее, принимая интуитивно правила его существования (философия Дзен). Более того, использование периферийного зрения позволяет значительно расширить сектор визуального контроля, причём в этом случае предметы не воспринимаются обособленно, а отображаются в системном виде. При применении оружия использование этого типа зрения просто необходимо, прицеливание двумя глазами позволяет:
  • Контролировать сектор для стрельбы, даже в процессе выстрела и прицеливания.
  • Сократить процесс прицеливания и повысить его стабильность.
  • При скоростной, упреждающей стрельбе избегать жёсткой привязки к системе "мушка-целик", используя для прицеливания направленность ствольной коробки.
  • Избежать мощного раздражителя в виде плотно закрытого глаза.
  Периферийный способ прицеливания (двумя глазами) хорошо знаком стрелкам высокого уровня. Он представляет собой методику, использующую стереоскопический контроль системы "мушка-целик" обоими глазами (разновидность периферийного зрения), причём без напряжения, точка прицеливания в этот момент имеет достаточно расплывчатые формы, что не отражается негативно на результатах стрельбы, а при стрельбе по нескольким целям просто необходимо.
  При физической форме единоборства периферийный способ зрения позволяет:
  • Избегать необъективного восприятия обстановки.
  • Снизить энергозатраты за счёт устранения ментальных процессов, связанных с осмыслением увиденного.
  • В полной мере реализовать условно-рефлекторные наработки за счёт отсутствия сознательной составляющей в процессе контроля.
  • Сократить время и повысить эффективность последовательности идентификация раздражителя - типичная реакция - последующий визуальный контроль.
  • Лишить противника возможности прогнозирования ваших атакующих действий по направлению взгляда.
  • В случае противостояния с несколькими противниками осуществлять визуальный контроль обстановки, причём в неявной форме.
  • При помощи "отсутствующего" взгляда подавлять психику потенциального либо явного противника.
  • При определённой наработке навыков находиться в постоянной боевой готовности, причём в наиболее естественной, расслабленной её форме.
  Какие формы тренинга периферийного зрения возможны в повседневной жизни?
  1. Печатание текста на клавиатуре.
  2. Скорочтение с проведением взгляда по середине листа.
  3. Выход из лифта. После выхода следует, не поворачивая головы, увидеть оба края лестничной площадки.
  4. Переход улицы без поворотов головы. Экстремальное упражнение, связанное с реальной опасностью, проводится только после предварительного тренинга.
  5. Попробуйте пообедать, не смотря на стол, а направляя зрение поверх него.
  6. При условном спарринге попробуйте смотреть не на грудь партнёра, а мимо него, левее или правее, в "продвинутом" варианте можно вести бой на критической дистанции не глядя (Вин-чунь).
  В процессе прикладного тренинга отработка периферийного зрения должна проходить отдельной темой и иметь базисный характер.
 
 
 
 ОСЯЗАТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
 
  Зрение - самый важный орган чувств, участвующий в процессе контроля, но, имея функциональную сложность, он очень раним физически и порой необъективен, опять-таки в силу сложности процесса.
  Второй по значимости способ контроля - осязательный. Благодаря своей инстинктивной природе он незаменим в условиях:
  - плохой видимости (для ориентации по окружающим предметам);
  - боя на критической дистанции;
  - контроля при устранении противника без применения огнестрельного оружия;
  - защитных действий при отражении атаки противника в ходе рукопашного боя.
  Какие зоны на теле противника наиболее информативны для инстинктивного, осязательного, способа контроля?
  1. Локти.
  2. Предплечье в районе локтя, сверху.
  3. Лоб.
  То есть те части тела, которые имеют максимальную амплитуду в процессе выполнения технического действия.
  Какой вид тренинга интересен для отработки осязательного контроля?
  1. Техника "липких рук". Китайско-вьетнамский способ ведения поединка, основанный на постоянном контроле предплечья противника. Тренинг выполняется в медленном темпе, до появления неосознанных реакций на движение, затем возможна проработка в темпе реального боя.
  2. Бой на критической дистанции с завязанными глазами. Сначала очень медленно, до появления уверенности, затем с повышением темпа до уровня реального боя.
  3. Попробуйте просуществовать в собственной квартире 2 - 3 часа с завязанными глазами. Вы поймёте, что главное - избегать растерянности и положиться на собственные инстинкты.
  Все перечисленные методики имеют не только прикладное значение, но и позволяют ощутить новые возможности человека в повседневной жизни.
 
 
 
 
 
 
 ПРАКТИКА "ТАКТИЧЕСКОГО ЗОМБИРОВАНИЯ"
 В ПОДГОТОВКЕ СЛУЖАЩИХ
 СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
 
  "Зомбирование" включает в себя достаточно широкий арсенал средств управления человеком через угнетение его ЭГО и внедрением в психику запрограммированных поведенческих стереотипов. Средствами достижения этих целей могут является:
  - глубокий гипноз;
  - медикаментозное и нейрохирургическое вмешательство;
  - болевое подавление психики;
  - насаждение условно-рефлекторных стереотипов.
  В этом разделе мы рассмотрим создание условно-рефлекторных стереотипов, как главную составляющую "тактического зомбирования".
  Под "тактическим зомбированием" следует понимать вид психотактического тренинга, целью которого является реализация руководства действиями исполнителя посредством "ключевых раздражителей".
  Несмотря на свою новизну и необычность, этот термин обозначает комплекс тренинговых действий, каждое из которых в отдельности не является революционно новым, а сведение их в последовательный алгоритм позволяет добиваться от обучаемого:
  - прогнозируемых реакций на предполагаемые "ключевые раздражители";
  - неосознанного выполнения приказа, задаваемого "ключевой формой", с чётко определёнными составляющими - ключевые слова, визуальный ряд, эмоциональный фон и т. д. в зависимости от типа задачи;
  - замещения доминирующего положения инстинкта самосохранения комплексом выполнения задачи.
  Рассмотрим примерный алгоритм "тактического зомбирования", производимый посредством закрепления в подсознании условно-рефлекторных стереотипов.
  Следует помнить, что подобный психотактический тренинг распространяется только на индивидуальные задачи, предполагающие единственное решение, при тактической невозможности альтернативного выхода.
  • Уяснение комплекса предполагаемых тактических задач с определением случаев, требующих однозначного решения, и типичным либо желательным опытом их реализации.
  • Изучение психического типа предполагаемого исполнителя с определением возможных комплексов неполноценности:
  - место в данном коллективе (наблюдением);
  - коммуникабельность в целом;
  - предыдущий прикладной опыт;
  - отношение с родными;
  - условия и особенности периода формирования личности ~ до 20 лет.
  - допущенные дисциплинарные нарушения и их мотивация.
  После изучения этих пунктов следует сделать вывод о пригодности обучаемого на основании его психического типа и возможности использования комплексов неполноценности для морального подавления воли исполнителя. Подавление осуществляется путём психологического прессинга в заданном направлении.
  • Немотивированное моральное и физическое подавление исполнителя до значительных депрессивных проявлений, время и глубина угнетения психики подбираются индивидуально и во многом зависят от компетентности преподавателя и серьёзности предстоящей задачи. Состояние отчуждённости подразумевает "стирание" типичного поведения, а во многом и основных инстинктов, на "стёртое" место наносится программируемая форма поведения, не зависящая от сознания самого индивида.
  • При достижении безразличного отношения к окружающей действительности на фоне значительного утомления перейти к практическому тренингу ключевого этапа предполагаемой задачи. Выполнение разделяется на демонстрацию "ключевого раздражителя" и на последующее стереотипное выполнение задания. Количество повторений должно находится в пределах от 7 до 2000 раз в зависимости от:
  - глубины предварительного угнетения психики;
  - серьёзности предполагаемой задачи;
  - индивидуальных особенностей исполнителя.
  • Применение "косметических задач", выполняемых сразу после процесса "тактического зомбирования"; задачи должны носить простой, понятный характер без значительного физического и морального утомления. Если процесс "тактического зомбирования" максимально обезличен и эмоционально нейтрален (со стороны преподавателя), то выполнение последующей задачи должно активно поощряться, это позволяет скрыть основные цели и снизить эмоциональные нагрузки, к тому же одобрение будет подсознательно распространяться на всё темы обучения, что косвенно закрепит достигнутый результат в основной теме.
  • Закреплённый результат требует проверки в условиях, максимально приближенных к реальным, причём без предварительной подготовки и постановки задач.
  • Вне зависимости от качества выполнения тренинговых задач с использованием "тактического зомбирования" преподаватель не должен оценивать исполнителя.
  • При постановке тренинговых задач и в процессе реакции (выполнения) на ключевую команду нельзя использовать отрицательные частицы НЕ и НИ.
  • "Ключевая форма" может быть вербальной, визуальной либо кодированной, в зависимости от предполагаемой задачи.
  Распространённым примером "тактического зомбирования" считается следующая задача: преподаватель кидает на пол дамскую сумочку с предполагаемой гранатой, обучаемый должен прыгнуть и накрыть её животом, широко раскинув руки и ноги.
  "Тактическое зомбировате" не может быть типичной практикой обучения, а для исполнителей со слабой психикой - совершенно недопустимо. Применение "зомбирования" должно быть более чем обоснованно, так как подобное вмешательство в психику носит долговременный характер.
 
 
 
 
 
 
 
 
 КРИТЕРИИ САМООЦЕНКИ
 ДОСТИГНУТОГО РЕЗУЛЬТАТА
 
  Учебный процесс вне зависимости от сложности и длительности нуждается в разделении на этапы (периоды), а они, в свою очередь, требуют текущего подведения итогов. Умение правильно оценить проделанную работу позволяет выявить недостатки, сформулировать и реализовать перспективные задачи. Объективная оценка по текущему результату, как правило, затруднена. Делая упор на субъективное осмысление и изучение каратэ, нельзя усреднять всех обучаемых без учета их особенностей. А учитывая полноконтактный способ ведения боя и наличие прикладного раздела, особое внимание в тренинге уделяется психологической составляющей. Поэтому совершенно несоизмерим субъективный путь одаренного физически спортсмена и одержимого, трудолюбивого, но не развитого физически. Хотя, конечно, мерилом всего пройденного пути будет бой, то есть конечный результат.
  Важнейшим показателем для конкретного бойца является не физическая, а духовная сила, успехи не в технике, а в процессе формирования самоотверженной личности бойца. Сила и скорость могут подвести либо оказаться недостаточными для победы. "Мэцкей сутеми" (тотальная решимость идти до конца) либо есть, либо ее нет. Причём, если она есть, бойцу не интересен даже исход поединка, воин просто идет однажды выбранным путем, как "карп, плывущий против течения". Каждый бой должен быть, как последний в жизни, а стоит ли омрачать "последнюю схватку" суетой и досужими размышлениями. Схватка, как песня, и жить в ней надо на одном дыхании в полный "голос", не оставляя ничего на потом, всё, как в последний раз.
  Не раз слышал выражение о том, что надо уметь проигрывать. Самая грубая ошибка после "умения тактически мыслить" во время боя. Для бойца, ввязавшегося в реальную схватку, победа не имеет реальной цены, а проигрыш стоит ему жизни. Если спортсмен морально не одержим победой, даже спортивный бой нанесет глубокую травму его психике, если он проиграет. Будучи не готовым для победы и проиграв, он остался жив, и этот исход событий он воспринимает, как нормальный ход вещей, что неверно. Стремясь к победе всем своим существом и проиграв по объективным причинам, настоящий боец вправе сказать себе: "Мне очень больно за этот проигрыш, но нет той цены, которую бы я не заплатил за победу, дух мой не сломлен, а тело сегодня оказалось слабее собственного духа, что поправимо". Непобедимым быть легко, достаточно ни с кем не сражаться, победа всегда в противнике, и ее можно только вырвать у него. Для того чтобы обороняться, надо быть рассудительным, для того чтобы атаковать, нужно всё и ничего кроме невозможности другого выбора. "Непобедимость есть оборона, возможность победить есть наступление. Когда обороняешься, значит, в чем-то есть недостаток, когда нападаешь, значит, всё в избытке". Сунь-цзы, V в. до н. э. Если, даже проиграв, спортсмен уверен, что дух его не сломлен - это и есть суть всего пути, высшая оценка проделанной работы. Это, возможно, всё, чему нужно научиться.
 
 
 ШКОЛА МЕТОДИЧЕСКОГО ТИПА
 
  Основной целью создания школы и "Центра прикладных исследований" была разработка и внедрение новых форм подготовки специальных подразделений и служб безопасности. Учитывая индивидуальный подход к каждому подразделению, принимая во внимание ведомственную принадлежность и субординацию, было принято решение о создании учебно-тренировочной базы вневедомственного типа. Обучаемые не принадлежат школе, а всего лишь получают знания, используя её методику.
  Главная задача школы - научная работа в области рукопашного боя и применения оружия. В связи с этим огромное значение имеют все формы сотрудничества с инструкторами боевой подготовки, анализ боевого опыта любой направленности. Более того, школа имеет право присвоения спортивных степеней (Кю, Дан) и планирует проведение инструкторских сборов спортивного и прикладного разделов.
  Имея методическую направленность, школа призвана выявлять и реализовать новые направления в технике и тактике боя, заниматься психологическими исследованиями прикладного типа. Для этой цели существует методический спортивный раздел, который, по сути, является "лабораторией двигательных навыков" и интересен сам по себе, т. к. формирование бойца на уровне высших спортивных достижений требует постоянной аналитической и практической работы. В процессе работы преподаватель выявляет перспективные формы обучения и двигательные наработки, которые после тактической адаптации возможны к применению в прикладном разделе. Только в условиях относительной независимости от силовых ведомств и спортивных федераций можно освободиться от устоявшихся стереотипов в боевой и спортивной подготовке, что позволяет сохранить диалектическую основу тренинга, не впадая в зависимость от зарубежных специалистов, и преодолевать ведомственный консерватизм.
  Единственным критерием оценки любой методики является конечный результат. "Непобедимость заключена в себе самом, возможность победы заключена в противнике". Сунь-цзы, V в. до н. э.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Приложение 1
 
  СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
  РАЗВЕРНУТАЯ ПРОГРАММА
 
  1. Работа в парах.
  2. Работа с утяжелителями, резиной (экспандер лыжника).
  3. Статика.
  4. Использование тренажеров для бодибилдинга.
  5. "Маятник".
  6. Челночный бег.
  7. Тактический прорыв через толпу.
 
 Описание упражнений
 
  1. Работа в парах:
 * Борьба в стойке;
 * Борьба в партере;
 * Отягощение отжиманий;

<< Пред.           стр. 5 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу