<< Пред.           стр. 3 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу

 
  "Здесь погребен сэр Исаак Ньютон, который отличался почти божественным складом ума и удивительно владел математикой. Он исследовал небесные светила, пути движения комет, морские приливы, природу света, и, что до него не удавалось ни одному ученому мужу, он понял свойства цветов. Прилежный, прозорливый, правоверный и добросовестный в своих исследованиях природы, истории и Священного Писания, он доказал своей философией величие Господа великого и добросердечного и выразил в своих трудах простоту Евангелия. Возрадуйтесь, смертные, что жил на свете такой великий представитель человечества! Он родился 25 декабря 1642 года и почил 20 марта 1727 года".
  См. также: Исаак Ньютон.
 
  "ОПУС ДЕИ"
  "Опус Деи" - католическая организация, к которой принадлежат два персонажа "Кода да Винчи" - Мануэль Арингароса и Сайлас. Ее основал в Испании 2 октября 1928 года Хосемария Эскрива де Балагер с целью "распространения в широких слоях общества глубинного понимания необходимости соблюдения священных церковных канонов через профессиональную работу индивидов, выполняемую свободно и с личной ответственностью" (цитата из "Энциклопедии ассоциаций").
  "Опус Деи" за историю своего существования вызвал неоднозначные оценки. Его основатели трудятся в сфере светской, но неизменно под строгим духовным руководством, следуя так называемому распорядку жизни: ежедневная духовная практика, чтения, молитвы, особые ритуалы "Опус Деи", а в некоторых случаях - усмирение плоти.
  В переводе с латыни "Опус Деи" означает "Дело Божье". Организация насчитывает примерно восемьдесят тысяч членов в шестидесяти странах мира. Штаб-квартира находится в Риме. В 1982 году папа Иоанн Павел II объявил организацию своей личной прелатурой, придав ей тем самым весьма серьезный статус и обеспечив личную поддержку. По указу того же папы 6 октября 2002 года основатель "Опус Деи" Хосема-рия Эскрива был канонизирован. В написанной ЭскривоЙ книге под названием "Путь" говорится: "Благословляйте боль. Возлюбите боль... Восславьте боль во веки веков". Заявления подобного рода подтверждают тот факт, что организация поддерживает суровое усмирение плоти. Известно, что Эскрива наносил себе удары плетью по спине с такой силой, что стены комнаты были забрызганы его кровью.
  Католицизм, которому следуют члены "Опус Деи", теоретически не отличается от "стандартного" католицизма, однако они более строго воплощают в жизнь каноны Священного Писания и евангелий. Члены "Опус Деи" подразделяются на следующие группы.
 
 
 
  Нумерарии: это те, кто живет в домах организации и соблюдает обет безбрачия. Мужчины и женщины проживают отдельно. Все нумерарии большую часть своих доходов (а иногда и все доходы) передают в пользу "Опус Деи". Считается, что они занимаются усмирением плоти {см. статью *Пояс смирения"). Герой романа "Код да Винчи" Сайлас - именно такой рядовой нумерарии.
  Супернумерарии: так называются нумерарии, живущие в миру, за пределами общины. Некоторые из них заводят семьи и имеют детей, но при этом все равно следуют "распорядку жизни" своей организации. Значительную часть доходов они также отдают "Опус Деи".
  Нумерарии-священнослужители: это главным образом основатели ордена, которые были тщательно подобраны на эту роль высшими иерархами "Опус Деи". Многие из них занимают высокие должности не только в "Опус Деи", но и в самом Ватикане.
  Помощники: многие помощники "Опус Деи" также принимают обет безбрачия, однако не живут в домах, принадлежащих организации.
  Помощники нумерариев: в основном женщины, занимающиеся уборкой и поддержанием порядка в домах и учреждениях "Опус Деи".
  Сочувствующие: хотя сочувствующие официально не считаются членами "Опус Деи", они оказывают этой организации финансовую и другую помощь. Они единственные могут сами не исповедовать католицизм.
  Как сказано в "Коде да Винчи", "Опус Деи" принадлежит новый шикарный семнадцатиэтажный дом, в котором располагается штаб-квартира этой организации. Он находится в Нью-Йорке по адресу: Лексингтон-авеню, 243. Вывески на нем нет. Внутри сооружения находятся две часовни, библиотека, конференц-залы, жилые помещения и столовые. Как явствует из издаваемого в Ватикане альманаха, в США проживают тридцать тысяч членов "Опус Деи", а по всему североамериканскому материку разбросано примерно шестьдесят филиалов этой организации. По причине своего очевидно немалого богатства "Опус Деи" неизменно привлекает к себе внимание. В числе тех, кого можно назвать сочувствующими, немало очень богатых людей, понятно, что они жертвуют "Опус Деи" крупные суммы. Многие из них не являются католиками, однако видят в "Опус Деи" организацию, готовую серьезным образом отстаивать догматы христианской веры и противостоять всем ее противникам.
  См. также: Мануэль Арингароса, Пояс смирения, Сайлас.
 
  ОСИРИС
  Софи Неве получает сведения об Осирисе от Роберта Лэнгдона и Ли Тибинга, решивших просветить ее по этому вопросу. От них она узнает, что христианство довольно многое заимствовало из древнего культа Осириса. В романе Брауна читателю предлагается альтернативный взгляд на историю христианства. Осирис - древнеегипетский бог мертвых и подземного мира ("дуат"), а также плодородия. Его имя состоит из двух иероглифов, означающих "трон" и "глаз", а переводится как "wsr" - "могущественный". Кроме того, Осирис удостаивался эпитета "первый с Запада", то есть "из царства мертвых"* причем акцент делался на погребальную роль Осириса, а также прочие, связанные с его превращением в звездного бога.
  Изображался Осирис в виде человека с мумифицированным телом и знаками власти в свободных от погребальных бинтов руках. На голове у него была корона атеф, украшенная плюмажем, а иногда бараньими рогами.
 
  Подобно большинству богов Древнего Египта, происхождение Осириса неясно, однако очевидно то, что он был одним из самых древних божеств и ранее являлся богом плодородия и ассоциировался с зерном и урожаем.
  По мере того как культ Осириса укреплялся и проникал в разные земли Египта, самому Осирису стали приписываться атрибуты тех местных богов, которых он постепенно заменял. В результате Осирису были присвоены регалии бога города Анджети, некоторые атрибуты Хентиа-менти, древнего бога-шакала города Абидоса, а также Сокара.
  Таким образом, Осирис обрел черты бога загробного мира, В "Текстах пирамид" - старейшем корпусе текстов египетской литературы магического характера, датируемом эпохой 4-й и '5-Й династий (2492-2181 гг. до н.э.), - утверждается, что Осирис родился в дельте Нила от бога Геба и богини Нут и был братом Исиды, Сета, Нефгиды и Тога. Еще со времен Древнего царства (2686-2181 гг. до н.э.) Осириса отождествляли с фараоном - после своей смерти царь становился Осирисом, владыкой подземного мира.
  Мифы об Осирисе часто повествуют о его злодейском убийстве. Его лишил жизни родной брат Сет. Его супруга и сестра Исида отыскала мертвое тело убиенного бога, в котором еще оставалась мужская сила, и зачала от него Гора. Брат Осириса Тот и сын Гор мумифицировали его тело, и Осирис таким образом позднее стал владыкой царства мертвых.
  Позднее появились мифы несколько иного содержания. В них смерть Осириса представлена иначе - тело убитогобрата Сет разрубил на часта, которые затем выбросил в Нил. Исида находит останки мужа и придает им форму мумии. Считалось, что ненайденным остался лишь фаллос бога, который был съеден нильским карпом, поэтому Исида при помощи волшебных заклинаний создала искусственный и смогла зачать ребенка от уже мертвого мужа. В каждом месте, гае были найдены останки Осириса, возвели храмы в его честь. На месте нахождения нижней части ноги воздвигли храм Себеннитос, бедра, частей головы, двух боков и двух ног - Гераклеополь, сердца - Атрибис, части головы - Абидос, части правой ноги - Эдфу и части левой ноги - Бита.
  В Абидосе каждый год устраивались празднества-мистерии в честь Осириса, воспроизводившие эпизоды из легенд о нем. Торжественную процессию с саркофагом возглавлял бог в образе волка - Вепуат, затем саркофаг помещался на лодку. После этого устраивался потешный морской бой, символизировавший уничтожение Осирисом своих врагов. В трудах Геродота упоминалось о том, что подобные бои часто влекли за собой смерть участников мистерии. По окончании церемонии лодка с саркофагом возвращалась в храм Абидоса, где проводилось несколько очистительных ритуалов.
  Начиная со времен Среднего и Нового царств (2055- 1069 гг. до н.э.) в Древнем Египте стали верить в то, что умершие цари превращаются в Осириса. Позднее укоренилась вера в то, что то же самое происходит и с любым человеком, погребенным в соответствии со всеми необходимыми ритуалами. Считалось, что не каждый достоинвойти в подземное царство Осириса. Это решал по своему усмотрению только сам Осирис, поскольку был судьей загробного мира. В "Текстах пирамид" его имя часто упоминается вместе с именем "владычицы Маат", богини истины и порядка. Для того чтобы определить, достоин ли покойный вечного блаженства в царстве Осириса, на весах взвешивалось его сердце. На вторую чашу весов ставилась фигурка Маат. Если чаши уравновешивались, покойника признавали достойным.
  Символом Осириса считался столб "джед". В "Книге мертвых" говорится, что он являл собой хребет бога, символизирующий его прочность. "Джед" имел форму столба с несколькими - не менее трех - перекладинами, которые располагались наверху. Этот символ имеет древнее происхождение и мог представлять собой шест для обмолачивания снопов зерновых культур.
  Считалось, что Осирис ежегодно умирает и возрождается к жизни. Это прямая параллель с историей христианства. Подобно поклонникам культа Осириса, христиане верят в то, что вечной жизни в загробном мире достойны лишь те усопшие, которые безгрешно прожили земную жизнь.
  См. также: Исида, Роберт Лэнгдон, Софи Неве, Ли Ти-бинг.
 
  ПЕНТАГРАММА
  В начале романа "Код да Винчи" в одном из залов Лувра находят убитого куратора музея Жака Соньера. Его тело лежит в позе так называемого Витрувианского человека, имеющего форму пентаграммы.
  Пентаграмма - правильный звездчатый пятиугольник, известный также под названием пентакль. По мнению многих христиан, пентаграмма считалась символом черной магии, однако первоначально была талисманом или священным геометрическим знаком, который был знаком еще древним грекам. Название пришло из греческого языка и означает пятиконечную звезду. Существует предположение, что в Грецию слово могло попасть примерно в третьем тысячелетии до нашей эры из Междуречья, где оно означало божественное тело или звезду. В Египте пентаграмма, вписанная в круг, стала символом царства мертвых.
  В христианской культуре пентаграмма некогда символизировала пять ран, или стигматов, Христовых. По мнению пифагорейцев, членов религиозно-философского братства* основанного греческим философом Пифагором, пять концов являлись символами пяти главных стихий: огня, земли, воздуха, воды и божественной идеи. Пифагорейцы признавали математическое совершенство пентаграммы и считали, что в ее строении таится легендарное число "фи" - 1,618.
  В черной магии перевернутая пентаграмма признавалась сатанинским символом - головой Бафомета. Пентаграмма в роли сатанинского символа сохраняет свою актуальность и по сей день безотносительно реальной связи с ее прежним использованием в древние времена. Для иудеев пентаграмма была символом пяти книг Пятикнижия - первых пяти книг Ветхого Завета, предположительно написанных Моисеем.
  Пентаграмма известна также под названием Звезды Соломона или Соломоновой печати и используется арабскими оккультистами, а также в ритуалах иудаизма. Первое упоминание пентаграммы в английском языке предположительно относится к 1380 году. В романе "Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь" у Гавейна на щите изображена пентаграмма.
  См. также: Бафомет, Золотое сечение, "Витрувианский человек".
 
  ПЬЕР ПЛАНТАР
  Этот человек известен также под именем Пьер Плантар де Сен-Клер, 17 января 1981 года он был избран великим магистром Приората Сиона и стал связующим звеном между орденом и общественностью в начале 1980-х годов, когда Майкл Бей-джент, Ричард Ли и Генри Линкольн работали над своей книгой "Святая кровь, Священный Грааль". В "Коде да Винчи" в ходе развития сюжета связь между Софи Неве и ее семьей с Приоратом Сиона становится все более очевидной. Софи узнает о Плантаре и при встрече с бабушкой в самом конце книги обнаруживает, что связана родственными узами с семействами Плантар и Сен-Клер.
  Генеалогические таблицы, содержащиеся в "Тайных досье", свидетельствуют в пользу заявления Плантара о том, что он является прямым наследником короля Дагоберта II из династии Меровингов. Таким образом, когда Плантар заявил, что одной из целей Приората Сиона было восстановление Меровингов на французском троне, он подразумевал, что сам является законным наследником престола. Хотя согласно традиционным историческим источникам Дагоберт II был злодейски убит в 679 году, не оставив после* себя наследника, Плантар утверждал: архивы Приората подтверждают факт, что у Дагоберта II имелся сын, Сигиберг IV. Последнему удалось спастись и продолжить священную династию Меровингов, которая сохранилась и до наших дней в лице самого Плантара.
  Большая часть существующей сегодня информации о Приорате Сиона скорее всего была подготовлена под руководством Плантара и просочилась в виде множества самиз-датовских бюллетеней, зашифрованных манускриптов и генеалогических таблиц, хранящихся в Национальной библиотеке в Париже, или через интервью с доверенными лицами.
  Литературу о Приорате Сиона часто отличает использование эзотерических двусмысленностей, недосказанности и намеков, которые возбуждали любопытство многих исследователей истории Грааля, пытавшихся в течение десятилетий разгадать загадочные документы Приората.
  Вероятно, старания Плантара, приложенные к тому, чтобы вышеназванные сведения просочились в общество, объясняются довольно просто: ему хотелось довести до сведения окружающих, что он является законным наследником династии французских королей. О том, что Приорат Сиона защищал предполагаемую династию потомков Иисуса Христа, он никогда не заявлял.
  Хотя о деятельности Приората Сиона во Франции написано множество книг, как Плантар, так и само тайноеобщество приобрели международную известность лишь после публикации в 1982 году книги "Святая кровь, Священный Грааль", что, похоже, стало причиной немалых раздоров внутри Приората. Небывалая популярность Приората Сиона вызвала к жизни большое количество рыцарских орденов и тайных обществ, которые заявляли о своем превосходстве друг над другом, доказывая это при помощи собственных "секретных" документов, семейных архивов и генеалогических таблиц.
  Когда ситуация с Приоратом Сиона неожиданно осложнилась, Пьер Плантар 11 июля 1984 года ушел с поста великого магистра, сославшись на состояние здоровья и несогласие с отдельными членами ордена, проживающими в США, намекнув на некий "американский контингент", остающийся загадкой и по сей день.
  Пьер Плантар умер 3 февраля 2000 года и был кремирован, однако местонахождение его праха остается неизвестным.
  См. также: "Тайные досье*, Меровинги, Софи Неве, Приорат Сиона.
 
  АЛЕКСАНДР ПОП
  Второй криптекс являет собой загадку, которую нужно разгадать Роберту Лэнгдону и Софи Неве, чтобы понять истинный смысл фразы: "Лондон, там рыцарь лежит, похороненный папой..." После поиска в компьютерных базах данных они понимают, что под "папой" (Pope) подразумевался английский поэт Александр Поп (1688-1744 гг.). Вызвавший у них недоумение рыцарь оказался сэром Исааком Ньютоном, о котором А. Поп написал следующие строчки:
  Был этот мир Ужасной тьмой окутан. Бог света захотел, И появился Ньютон.
  Поп с почтением относился к Исааку Ньютону, открывшему для человечества законы движения и взаимодействия планет и природу света. Ньютон также изобрел телескоп, который представил Лондонскому королевскому обществу.
 
  Разгадка поэтических строк А. Попа привела главных героев "Кода да Винчи" к гробнице Ньютона в Вестминстерском аббатстве.
  Александр Поп родился в Лондоне в семье купца. По вероисповеданию он был католиком и потому был лишен возможности обучаться в университете или поступить на государственную службу. Однако юноша отличался живым умом и склонностью к иностранным языкам. Хорошее знание латыни и древнегреческого впоследствии принесло ему внушительную по тем временам сумму в 2000 фунтов за перевод гомеровской "Илиады" и "Одиссеи" на английский язык. Преследуемый с раннего возраста тяжелым недугом - по всей видимости, это был костный туберкулез, который тогда называли Поповой болезнью, - Александр Поп имел маленький рост - всего 4 фута 6 дюймов и был вынужден постоянно носить жесткий корсет.
  Первая известная книга Попа - "Опыт о критике" - была опубликована в 1711 году, когда ему исполнилось всего двадцать три года. В ней содержалась не утратившая и поныне актуальности фраза: "Малое знание таит в себе великую опасность". Другое произведение - "Похищение локона" - поэма, в которой приемами сатиры высмеивалось английское великосветское общество.
  Добившись известности у читателей, Поп приобрел и немало недругов в среде литературных критиков. Поэма "Дун-сиада", первая часть которой вышла в 1728 году, а в полном виде опубликованная в 1742 году, являла собой язвительную сатиру на критиков и бездарных литераторов. В "Подражаниях Горацию" поэт избрал предметом насмешек свою бывшую знакомую, леди Мэри Уортли Монтегю.
  Несмотря на репутацию неуживчивого, склочного человека, Александр Поп имел немало друзей, в числе которых были Джонатан Свифт, Роберт Харли (первый граф Оксфорда) и Марта Блаунт, которой он завещал наследство. Умер Поп в 1744 году. Он был истовым поклонником Исаака Ньютона, что видно из его талантливого посвящения великому ученому.
  См. также: Исаак Ньютон, Памятник Ньютону.
 
  ПРИОРАТ СИОНА
  Приорат Сиона - это тайное общество, существующее уже много веков. Оно играет важную роль в сюжете романа Дэна Брауна "Код да Винчи". После убийства деда Софи, Жака Соньера, выясняется, что тот был великим магистром Приората. Это знание становится своего рода катализатором, заставляющим Лэнгдона и Софи ускорить поиски местонахождения главной тайны Приората, прежде чем о нем станет известно заклятым врагам Приората - католической организации "Опус Деи".
  Согласно "официальной истории" Приората Сиона, изложенной в "Тайных досье", это тайное общество было основано Готфридом Бульонским на Святой земле в 1090 году. После захвата крестоносцами в 1099 году Иерусалима по приказанию Готфрида здесь было начато сооружение аббатства Богоматери Сионской Горы. Его возвели на развалинах древней византийской церкви, находившейся за пределами городских стен Иерусалима, близ СионскихВрат. В этом монастыре разместился орден монахов-августинцев, выступавших в роли советников Готфрида. Они, как утверждают архивы Приората Сиона, были причаст-ны к созданию в 1118 году ордена тамплиеров, служивших военно-административным инструментом Приората.
  В 1152 году небольшая группа послушников монастыря Богоматери Сионской Горы сопровождала французского короля Людовика VII в его возвращении на родину по окончании второго крестового похода. Во Франции они нашли пристанище неподалеку от Орлеана, Тщательно отобранная часть этой группы была размещена в "небольшом приорате Сионской Горы" близ Сен-Жан-ле-Блан, на окраине Орлеана. Как утверждается в "Тайных досье", так было создано ядро будущего Приората Сиона.
  Приорат Сиона и орден тамплиеров занимались сходной деятельностью на состязательной основе, что привело к серьезным разногласиям и последующему официальному расколу. Это произошло в 1188 году в Жизоре, в Нормандии, и получило название Распиливание Вяза. В "Тайных досье" утверждается, что, после того как два ордена прервали между собой отношения, тамплиеры продолжали действовать открыто, приобретая все большее влияние в Европе под руководством своих собственных великих магистров, вплоть до роспуска в 1307 году. В этот момент Приорат Сиона якобы ушел в подполье, приняв новое имя - Орден истины розы и креста. Он получил тайное название Ормус, от французского слова "огте" - "вяз". Судя по всему, орден стал основой эзотерическогодвижения, позднее вошедшего в европейскую историю под названием "розенкрейцерского".
  Великие магистры тайного Приората Сиона традиционно именовались навигаторами (Nautonniers). Первым навигатором Приората был Жан (Иоанн) де Жизор, присутствовавший на церемонии Распиливания Вяза в Жизо-ре. Он занимал этот пост под именем Иоанна II с 1188 по 1220 год, вплоть до дня своей смерти. Звание навигатора Приората Сиона передавалось прямым наследникам династии, однако впоследствии традиция изменилась, и этот пост стали занимать наиболее известные и влиятельные художники, ученые и мыслители. Это явствует из обнародованного в 1956 году хранившегося в "Тайных досье" списка великих магистров. В данной книге он полностью приводится в статье "Великие магистры Приората Сиона". В списке значатся такие знаменитые личности, как Леонардо да Винчи, Исаак Ньютон, Виктор Гюго и Жан Кокто, возглавлявший Приорат с 1918 по 1963 год.
  Точных сведений о том, кто сменил Кокто на посту навигатора Приората после того, как он ушел из жизни в 1963 году, нет. Однако это звание в конечном счете перешло к Пьеру Плантару, который выступал в роли официального представителя Приората Сиона, специалиста по связям с общественностью, до своей отставки в 1984 году.
  Во время пребывания в звании навигатора Плантар был главным поставщиком информации для авторов международного бестселлера "Святая кровь, Священный Грааль", постоянно контактируя с ними. Именно эта книга привлекла в 1982 году внимание к Приорату Сиона в странах, где говорят по-английски. При подготовке этой книги Майкл Бейджент, Ричард Ли и Генри Линкольн несколько лет потратили на поиски необходимых сведений, подготовку генеалогических таблиц и схем, разгадывание шифров и уточнение фактов о деятельности тайных обществ, беседы и контакты с нужными людьми. Все это позволило им изучить широкую панораму европейской истории за тысячелетний период, полный загадок и политических интриг.
  В результате авторы обнаружили истинную цель существования Приората Сиона. В списке приоритетов Планта-ра на первом месте стояло восстановление Меровингов на троне французских королей, однако не меньшую важность для него представляло создание политико-экономического конгломерата европейских государств, своего рода Соединенных Штатов Европы. Любопытно, что это намерение Приората осуществилось с созданием Евросоюза и вытеснением местных валют единым евро.
  Таким образом, в отсутствие какого-либо ясного заявления или цели Бейджент, Ли и Линкольн выдвинули революционную гипотезу о том, что Меровинги представляли династию потомков брака Иисуса Христа и Марии Магдалины (которая якобы нашла пристанище во Франции после распятия Иисуса на кресте), а главной целью Приората Сиона было сохранение этой священной династии. Несмотря на тот факт, что сам Пьер Плантар ни разу не подтвердил эту версию или отказался от нее, за последние два десятка лет было написано множество книг, в которых рассматривалась возможность продолжения династии потомков Иисуса Христа и Марии Магдалины в лице аристократических семейств Европы.
  После отставки Плантара с поста навигатора Приората, произошедшей в 1984 году, Приорат Сиона снова порвал все связи с окружающим миром и ушел в подполье, несмотря на настойчивые слухи о том, будто организация продолжает свою деятельность под самыми разными обличьями. Эти слухи, в свою очередь, вызвали к жизни многочисленные фиктивные рыцарские ордена, причем некоторые из них выдавали себя за "настоящий" Приорат Сиона.
  27 декабря 2002 года на официальном бланке Приората Сиона было опубликовано коммюнике, подписанное Джи-но Сандри - бывшим личным секретарем Пьера Плантара. В нем был указан статус Сандри - генеральный секретарь, а в качестве навигатора ордена упоминалась некая анонимная женщина. Однако многие люди, причастные к деятельности ордена, считают это ловким рекламным трюком.
  Таким образом, существование Приората Сиона и сегодня продолжает оставаться загадкой.
  См. также: "Тайные досье", Великие магистры Приората Сиона, Пьер План тар.
 
  "ПЕРЕВЕРНУТАЯ ПИРАМИДА*
  Это вдающееся антисооружение... символическое использование новейшей технологии... произведение зодчества. Оно задумывалось как обычный объект, но превратилось в объект, пропускающий свет". Так написало жюри комиссии по присуждению премии "Бенедиктус", когда финалистом конкурса стала "Перевернутая пирамида" музейного комплекса в парижском Лувре. Спроектированная и сооруженная фирмой "Пей, Кобб, Фрид и партнеры", которой было поручено создание стеклянной пирамиды, игравшей роль входа в Лувр, "Перевернутая пирамида" является внушительным строением из стекла, визитной карточкой сокровищницы французского искусства.
  В "Коде да Винчи" маленькая пирамида у подножия "Перевернутой пирамиды" содержит в себе ответ на вопрос, на который должны ответить герои и читатели романа.
  "Перевернутая пирамида" - это тридцатитонное сооружение из стекла и стали общей площадью 43,6 квадратного фута в форме опрокинутой вниз пирамиды, свисающей над небольшой каменной пирамидой и своей вершиной указывающей на подземные помещения. По ночам она великолепно подсвечивается многочислен-ными прожекторами и зеркалами. См. также: Лувр.
 
  ЛИНИЯ РОЗЫ
  Линия Розы - мистическое название меридиана, имеющего научное определение "нулевой меридиан". Этот термин также используется в отношении предполагаемой династии наследников Иисуса Христа и Марии Магдалины. Суть понятия Роберт Лэнгдон и Ли Тибинг объясняют Софи Неве во время их совместного пребывания в замке Шато Виллет. Места, которые посещают герои романа, находятся на разных Линиях Розы. Одно находится в Великобритании, второе - во Франции. В Париже линия проходит через Лувр, а затем через гномон в церкви Сен-Сюльпис. Когда Роберт Лэнгдон и Софи Неве отправляются в Шотландию, в часовню Рослин, им кажется, что они оказываются на другой линии и что название часовни является сокращением от этого названия (Rosslyn от Rose Line), Чтобы понять, что такое Линия Розы, мы должны представить себе Землю как центральную точку в окружении двенадцати зодиакальных знаков, подобно тому как зодиакальные созвездия окружают земную орбиту в космосе.
  Постепенно разгадывая тайные ключи и коды Приората Сиона, мы обнаружим, что существует некая фиксированная линия "Север - Юг", именуемая Линией Розы, которая одновременно служит и навигационной картой, и солнечным календарем.
  Именно этот принцип лежит в основе знаменитого солнечного гномона в парижской церкви Сен-Сюльпис, куца Сайлас приходит в поисках замкового камня. В этой церкви в полдень в день зимнего солнцестояния солнечный луч, проникнув сквозь линзу в окне южного поперечного нефа, скользит по бронзовой полоске гномона, размеченной делениями, а затем проходит по полу церкви и упирается в мраморный обелиск в северном поперечном нефе. (См. Сен-Сюлышс.)
  Символ розы ветров был придуман в навигационных целях для помощи мореплавателям. Длинные концы этой восьмиконечной звезды указывают на север, юг, восток и запад, а маленькие - отмечают срединные направления. Северное направление розы ветров обычно обозначается символом fleur-de-lis. Это геральдический символ королевской династии. В эпоху Средневековья северное направление также носило название септентрион по числу семи звезд Большой Медведицы, которая указывает на Полярную звезду. С тех пор образ медведя присутствует в мифах о короле Артуре и Святом Граале и в шифрах Приората Сиона как символ стража или хранителя. Полярную звезду также называют Стелла марис, или Морская звезда, ее же связывают с образом Богородицы.
  Таким образом, вероятно, отнюдь не случайно то, что Линия Розы, пересекающая Францию от Дюнкерка на севе
  ре и проходящая через Амьен, Сен-Сюлышс в Париже, Бурж в эпицентре, затем через Каркасон и заканчивающаяся на юге в испанском городе Барселона, отмечена большим количеством соборов и церквей Богородицы, и почти в каждой имеется солнечный меридиан, подобный парижскому, что в церкви Сен-Сюльпис.
  Эти же символы встречаются в тексте загадочной
  поэмы Приората Сиона "Красный змей". В ней можно найти намеки на то, как и почему в парижской церкви Сен-Сюльпис появился этот солнечный меридиан.
  В конце XVII века новые научно-технические изобретения позволили астрономам с большей точностью вычислить местонахождение нулевого меридиана, что дало возможность отказаться от устаревших методов. В 1672 году было завершено строительство Парижской обсерватории. Она была возведена на месте нового парижского нулевого меридиана, что поставило под сомнение значимость гномона церкви Сен-Сюльпис.
  В 1884 году мировые державы проголосовали за то, чтобы перенести нулевой меридиан в английский Гринвич. Однако, несмотря ни на что, Линия Розы продолжаст жить в сердцах истинных любителей эзотерических курьезов.
  См. также: Гномон в Сен-Сюльпис, Приорат Сиона, Сен-Сюльпис.
 
  ЧАСОВНЯ РОСЛИН
 
  Последнес место, в котором Софи Нсвё обнаруживает сведения о своей семье, было найдено благодаря стихотворной строчке ее деда Жака Соньера: "Грааль под древним Рослином вас ждет". Вместе с Робертом Лэнгдоном Софи отправляется в Шотландию, где совершает удивительное открытие. Вопреки популярному мнению часовня Рослин построена отнюдь не тамплиерами. Бедные рыцари Храма Соломонова не имеют вообще никакого отношения к этому знаменитому сооружению. Часовня Рослин была воздвигнута в XV веке на средства сэра Уильяма Сен-Клера, графа Рослина и Оркни. Орден рыцарей храмовников был уничтожен за столетие до того, как в Шотландии заложили первый камень будущего собора кодов. Единственное, что как-то связывает между собой часовню Рослин и тамплиеров, состоит в том, что штаб-квартира тамплиеров в Шотландии располагалась на расстоянии всего нескольких миль от замка Рослин, а также в том, что клан Сен-Клер свидетельствовал противних, когда в 1309 году группа рыцарей тамплиеров предстала перед судом в эдинбургском замке Холируд.
  Часовня Рослин находится в нескольких милях южнее шотландской столицы. Сам Рослин попал в газетные заголовки совсем недавно, когда в институте Рослина была клонирована легендарная овечка Долли. Часовня является всемирно известным историческим памятником архитектуры, вдохновлявшим таким знаменитых поэтов, как Роберт Берне, сэр Вальтер Скотт и Уильям Вордсворт. Кроме того, это действующая церковь с многочисленной паствой, где еженедельно проводятся службы.
  Церковь в ее нынешнем виде весьма мало напоминает величественный собор, который планировалось построить. Более правильное ее название - "Коллегиальная община духовных лиц Святого Матфея". Считается, что клан Сен-Клер, основавший часовню Рослин, предвидел, что со временем она превратится во внушительных размеров духовный центр. В замке Рослин когда-то располагался средневековый скрипторий, где переводились и переписывались от руки книги из стран континентальной Европы. Резные украшения внутри часовни отчасти имитируют изысканные миниатюры средневековых часословов и бестиариев. Сказочные существа вроде драконов, единорогов, леших, львов и обезьян соседствуют здесь со святыми, рыцарями, королевами, средневековыми музыкантами и библейскими персонажами.
  Название часовни отнюдь не восходит к словосочетанию Rose Line (Линия Розы), как утверждается в романе"Код да Винчи". На самом деле оно составлено из двух кельтских слов - ross (гора, холм) и lynn (вода). То есть в буквальном смысле Рослин - значит "холм у реки". Название идеально соответствует местности. Здесь река Эск огибает высокую гору, на которой высится замок Рослин.
  За последние несколько лет появился ряд книг по так называемой альтернативной истории, в которых о часовне Рослин излагаются гипотезы одна другой интереснее. Высказывалось предположение, что Ковчег Завета Господня, Святой Грааль и тайные утраченные евангелия Христа, сокровища тамплиеров, а также набальзамированная голова Иисуса Христа спрятаны где-то в церкви. Некоторые авторы утверждают, что часовня буквально нашпигована шифрами и символами тайных учений тамплиеров, а также символами братства вольных каменщиков. Местные жители часто шутят, что не удивятся, если в один прекрасный день кто-нибудь заявит, будто лох-несское чудовище и НЛО Розуэлла также спрятаны где-то под часовней. Существует местная легенда о том, что Рослин таит в себе огромное сокровище, однако имеется в виду не часовня, а замок. Этот клад якобы оценивается в несколько миллионов долларов, и его охраняют темный рыцарь и белая дама-призрак.
  Действительно, тайное помещение под Рослином все-таки существует. Это склеп семейства Сен-Клеров. Здесь покоится прах многих поколений шотландских рыцарей, погребенных в доспехах и с оружием. Вход в гробницу часто упоминается в старинных летописях и находится под каменными кубическими глыбами в полу северного бокового нефа.
  Проводить раскопки родовой гробницы Сен-Клеров запрещено, поскольку Рослин является действующей церковью и представляет собой довольно ветхое сооружение, о котором долгое время никто должным образом не заботился. К тому же нет никаких точных свидетельств того, что под ней спрятано некое "тайное сокровище". Любые же раскопки внутри здания неизбежно приведут к его обрушению.
  Действительно ли существует магическая линия между Рослином и Гластонбери, как это утверждает автор "Кода да Винчи"? Эти две точки на карте можно соединить при помощи линейки. Единственное более или менее значимое, что оказывается на этой линии, - это автострады М5 и Мб. На полу храма вы не увидите никакой Соломоновой Звезды - это деталь целиком и полностью на совести Дэна Брауна. Любая божественная геометрия в архитектурной структуре часовни Рослин восходит не к Соломонову Храму и не к "гамплиерской кладке", а скорее повторяет восточные хоры собора Глазго, архитектура которого во многом схожа с архитектурой часовни. Вы не найдете здесь никаких колонн Боаз и Яхин, хотя внутри имеются три колонны, включая и знаменитую Колонну Подмастерья. Легенда рассказывает, что она была высечена из камня неким юным подмастерьем, который создал ее по образцу великолепной колонны, увиденной им во сне. Его наставник, мастер-каменщик, который учился своему мастерству в Риме, преисполнился зависти. Он был настолько разгневан, что ударил своего ученика с такой силой, что лишил его жизни.
  На любом участке поверхности часовни Рослин имеется огромное количество резных изображений, однако крипто-логи занимаются их изучением лишь несколько последних лет. Дело в том, что далеко не каждый "код" может на самом деле оказаться кодом. Расшифровка кодов вовсе не означает, что будет найден вход в фамильный склеп Сен-Клеров, поскольку его местонахождение хорошо известно. Существует предположение, что резьба на каменных кубах-глыбах неким образом соответствует нотам средневековой песни, поскольку каждую арку венчает каменный ангел, играющий на музыкальном инструменте XV века.
  Имя Сен-Клер, упоминаемое в "Тайных досье" Приората Сиона, связано с Сен-Клерами и Рослином только благодаря появлению книги "Святая кровь, Священный Грааль*. Мари де Сен-Клер - имя вымышленное, фиктивное, оно ни разу не упоминается в исторических документах. То есть такой женщины на самом деле никогда не существовало.
  Часовня Рослин - воистину волшебное место. Это настоящая сокровищница средневековых изображений, дающая нам возможность понять мышление ученых, аристократов и художников Средних веков. Сен-Клеры из Рослина - шотландские дворяне, соратники Уильяма Уоллеса и короля Роберта Брюса. Это была богатая и влиятельная семья, приближенная к шотландскому королевскому двору. Они также были посланниками Шотландии во Франции.
  Часовня Рослин была построена в период наивысшего могущества Сен-Клеров. Этот прекрасный храм полон многих чудес и вещей, значение которых нам еще предстоит разгадать.
  См. также: "Тайные досье", Тамплиеры, Приорат Сиона.
 
  БОЖЕСТВЕННАЯ ГЕОМЕТРИЯ
  Божественная геометрия - искусство передачи из поколения в поколение божественной мудрости при помощи геометрических форм, исполняющих роль символов. Это также форма искусства, используемая вот уже многие столетия, и особый язык общения между носителями тайн и теми, кто будет в них посвящен. Божественная геометрия считалась достоянием лишь немногих избранных, делом, понятным далеко не каждому простому смертному, чем-то вроде сближения возвышенного и земного.
  Тысячелетиями использовался этот тайный язык, который так любили греческие философы и математики, особенно Платон и Пифагор. Большая часть платоновского диалога "Тимей" посвящена трактату по божественной геометрии. В нем также содержится описание загадочного острова - Атлантиды - и много символизма, которым буквально пронизано это произведение Древние греки приписывали особые свойства и видели большую ценностьв так называемых Платоновых твердых телах, наделяя их значением и определяя в рамках этого значения свое отношение к божественному и окружающему миру.
  Классическим образцом использования божественной геометрии является каббалистика - философское и религиозно-мистическое иудейское учение, которое претендует на понимание божественной сути. "Каббала" на древнееврейском означает "обретение", и к этому обретению была при-частна группа избранных иудеев, познавших разновидность тайного языка, известного только посвященным.
  Идея божественной геометрии занимает видное место в "Коде да Винчи" - она и в рассказе Лэнгдона о Храме Соломоновом, построенном на знании законов божественной геометрии, и в позе, которую принял умирающий Жак Соньер. Будучи ученым-символогом, Лэнгдон отличался солидными познаниями в этой области.
  См. также: Последовательность Фибоначчи, Золотое сечение, Золотой прямоугольник, Пентаграмма.
 
  ЖАК СОНЬЕР
  Жак Соньер - куратор Лувра и великий магистр Приората Сиона. Его убийство заставило Роберта Лэнгдона и Софи Неве пуститься в безумные приключения по расшифровке символов, дабы разгадать тайны Приората Сиона прежде, чем это сделают люди из "Опус Деи".
  Давая своему герою имя Соньер, автор наверняка был вдохновлен тайной, окружавшей загадочного священника по имени Беранже Соньер, который в июне 1885 года получил церковный приход в церкви Святой Марии Магдалины в деревушке Ренн-ле-Шато.
  Первые шесть лет своей службы молодой и привлекательный священник Соньер вел скромную жизнь, присущую сельскому захолустью, занимался охотой и рыбалкой и изучением истории родного края, о которой ему рассказывал аббат Анри Буле - священник из соседней деревни Ренн-ле-Бен. Соньер нанял себе в служанки деревенскую девушку по имени Мари Дерарно, которая вскоре прониклась к нему преданностью и унаследовала его имущество и секреты.
 
  В 1891 году, вдохновленный романтическими рассказами Буде о местной истории, Соньер основал фонд для проведения довольно скромной реконструкции церкви, возведенной еще в 1059 году на развалинах старого вестготского святилища VI века. При проведении работ по обновлению алтаря он якобы нашел четыре старинных манускрипта, спрятанных в колоннах вестготских времен, поддерживающих алтарный камень. Эти таинственные манускрипты никто лично не видел, однако считается, что два из них содержат генеалогические таблицы, датируемые 1244 и 1644 годами. А два других представляют собой зашифрованные документы, составленные в 1780-е годы Антуаном Бигу - предшественником Соньера на посту настоятеля церкви Святой Марии Магдалины.
  Когда документы были расшифрованы, выяснилось, что они содержат некие таинственные послания. Соньер якобы заподозрил, что обнаружил нечто очень важное, и поговорил об этом с епископом Каркассона, который тут же посоветовал молодому кюре отвезти находки аббату Биель и Эмилю Оффе из парижской семинарии Сен-Сюльпис, чтобы те внимательно с ними ознакомились. Во время своего пребывания в столице Соньер побывал в Лувре, где приобрел репродукции картин Пуссена и Тенирса. Эти художники имели некое отношение к расшифрованным документам.
  По возвращении Соньера в Ренн-ле-Шато его поведение сделалось еще более странным. Прежде всего он продолжил восстановление церкви, раскопав древнюю мостовую и расчистив надписи на могильных плитах кладбища. Затем стал совершать долгие прогулки по окрестностям деревушки в обществе Мари Дерарно, собрав внушительную коллекцию не представлявших никакой ценности камней. Вскоре после этого он затеял обширную переписку практически со всеми странами Европы и открыл банковские счета в стратегически важных местах на юге Франции.
  Позднее, в 1896 году, Соньер начал тратить внушительные суммы на реставрацию и украшение своей церкви загадочной символикой, а также построил новую дорогу и провел водопровод для жителей деревни. Он также построил особняк, который назвал Вилла Вифания, в котором практически никогда не жил. Здание виллы имело сложную, изысканную конструкцию. В нем, например, была зубчатая башенка, получившая название Тур-Маг-дала. Она была пристроена к склону горы, давая возможность любоваться из нее живописной панорамой раскинувшейся внизу долины.
  Есть сведения, что этот считавшийся бедным священник из заштатного церковного прихода за последние двадцать лет своей жизни, завершившейся в 1917 году, потратил несколько миллионов долларов.
  Огромные расходы Соньера предположительно привлекли внимание местных церковных властей, которые потребовали объяснить, откуда взялось богатство. Когда Соньер отказался открыть происхождение своего состояния, местный епископ обвинил его в незаконном проведении церковных ритуалов и присваивании денег. Церковный трибунал сместил Соньера с поста настоятеля деревенского прихода, Соньер обратился с апелляцией непосредственно в Ватикан, который отменил решение трибунала и вернул священнику его место и сан.
 
  В январе 1917 года у Соньера случился удар, от которого он так и не оправился. День, когда он занемог, таинственным образом совпал с важным для членов Приората Сиона праздником - праздником церкви Сен-Сюльпис, который - ну просто мистика! - совпадает с датой, начертанной на одном из надгробий кладбища.
  Рассказывают, будто священник, пришедший исповедовать умирающего, отказался принимать слова покаяния, и 22 января Соньер умер без исповеди.
  Вилла Вифания упоминается в "Тайных досье" как арка, или материнский дом, двадцати семи командоров Приората Сиона, живших по всей Франции. Более того, Пьер Плантар, великий магистр Приората Сиона, намекал на то, что Ренн-ле-Шато - это то самое тайное место, где хранятся архивы Приората. В пользу истинности этого слуха свидетельствует тот факт, что Плантар приобрел в Ренн-ле-Шато недвижимость.
  Слухи о том, что Соньер якобы нашел клад, не утихают и сто лет спустя после его смерти, а охотники за сокровищами и по сей день продолжают прочесывать округу. Ничего существенного так пока и не обнаружено, и загадка находки Соньера по-прежнему остается неразгаданной.
  См. также: Пьер Плантар, Приорат Сиона, Сен-Сныышс.
 
 
  ШЕХИНА
  Это слово использует в своей лекции Роберт Лэнг-дон, занимавшийся исследованиями роли секса как путеводной тропы к Богу. Лэнгдон пытается объяснить Софи Неве суть ритуала иеро-гамии, в котором участвовал ее дед Жак Соньер.
  В Таргуме, арамейском переводе Библии, этим термином обозначаются признаки присутствия Бога среди людей. Тем не менее средневековые иудейские богословы и философы во избежание неверного антропоморфического толкования идеи, возникшего по причине специфического использования слова "иерогамия" в Талмуде и Мидраше, где совершенно ясно, что это понятие не тождественно Богу, ввели в обиход женский образ - шехину - роль которой была незначительной.
  Эта отдельная сущность, в свою очередь, стала использоваться в некоторых каббалистических трактатах и учениях в значении "супруги Бога", придавая этому образу куда большую значимость. В каббалистике шехина можетвоссоединиться с Богом только при соблюдении всех божественных заповедей, провозглашая тем самым новый мессианский век.
  См. также: Роберт Лэнгдон, Софи Неве.
 
  САЙЛАС
  Сайлас - член католической организации "Опус Деи", уверенный в -том, что исполняет волю Бога, творя злодеяния, как описано в "Коде да Винчи". Он усмиряет плоть, носит так называемый пояс смирения и бичует себя до крови. Его имя не несет никакого скрытого смысла, однако заставляет вспомнить святого Силу, товарища святого Петра, упоминаемого в Деяниях (15:22) в числе "мужей, начальствующих между братиями".
  См. также: Пояс смирения, "Опус Деи".
 
  ХРАМ СОЛОМОНА
  Герой "Кода да Винчи" Роберт Лэнгдон сообщает Софи Неве, что часовня Рослин является копией Соломонова Храма в Иерусалиме. Согласно иудейской и христианской мифологии, Соломон был сыном царя Давида. Он продолжил строительство легендарного храма на вершине горы Мория в Иерусалиме, который начал возводить его отец. Наследник царя Давида, царь Соломон правил царством древних иудеев приблизительно в 970-930 гг. до н.э. Его царствование было отмечено союзами со многими соседними странами, включая Египет и Финикию, и укреплением нации древнего Израиля, который стал грозной силой и значительно расширил свои земли. Как явствует из библейских источников, в те же годы на севере Израиля произошли народные волнения и вспыхнул мятеж, во главе которого стоял Иеровоам I.
  Большую часть сведений о Соломоне можно почерпнуть из библейских высказываний царей Самуила I и Самуила II, а также из небольшого количества неканонических текстов. Однако странно то, что археологические раскопки не подтверждают существующих легенд. Соломон славился своей мудростью, и несколько книг Ветхого Завета приписываются его перу Песнь Песней. В Коране Соломон именуется Сулейманом, он один из главных пророков ислама.
  Согласно библейским мифам, царь Давид успел до своей смерти заготовить все необходимое для строительства хра-ма, а Соломон увеличил эти запасы и разработал план сооружения. В Третьей книге Царств много рассказывается о подготовке места для строительства храма, о возведении стен на горе Мория и выравнивании фундамента. Соломону приписывают также сооружение огромных резервуаров для хранения воды и туннелей для ее доставки в город. Размеры и архитектурный план храма самым подробным образом изложены в Библии и в течение многих веков неоднократно становились предметом споров относительно истинных размеров храма и назначения отдельных его частей.
  Храм был построен в качестве вместилища святая святых, священного для иудейской религии легендарного Ковчега Завета Господня - сундука с десятью каменными табличками, на которых высечены десять заповедей - своего рода соглашение между Богом и народом Израи-левым. Ковчег был сделан из золота с выгравированными на его поверхности четырьмя херувимами и с двумя парами ручек спереди и сзади. Иудеи приписывали Ковчегу магические свойства; он до сих пор остается источникомвсевозможных слухов и домыслов. Ему посвящены многочисленные книги.
  Перед входом в храм стояли две бронзовые колонны, Яхин и Боаз, которые также были и остаются темой многих предположений и гипотез. Эти колонны играют важную роль в традициях современных масонов. Масоны почитают Хирама Абиффа, который больше известен как царь Хирам Тирский. Он заключил военный союз с царем Соломоном и помогал ему в возведении храма.
  Сегодня в Израиле почти не сохранилось материальных свидетельств эпохи царствования Соломона, что заставляет современных ученых задаваться вопросом: а действительно ли существовал легендарный царь? По мнению некоторых исследователей, имя знаменитого царя могло состоять из таких элементов, как "сол" - "солнце" и "омон" - Амон, бог солнца в Древнем Египте, и иметь таким образом универсальное символическое значение.
  Согласно традиционной точке зрения, Храм Соломона - реальное сооружение, построенное в сердце древнего Иерусалима на вершине горы Мория. Как бы то ни было, несмотря на недостаток убедительных археологических свидетельств, способных подкрепить это утверждение, многие современные ученые и писатели пришли к совершенно другому выводу о Соломоне, его биографии и построенном им храме. Имел ли храм именно символическое значение? Или же какое-то другое? Может, это метафора, означающая врата на пути к Богу?
  Существует гипотеза, что храмы царя Соломона имелись во многих странах античного мира и что размерыИерусалимского храма, указанные в Священном Писании, якобы имеют отношение к божественной геометрии. Шотландский ученый Алан Ритчи считает, что гигантский Соломонов Храм мог стоять на месте нынешней часовни Рослин. Другие исследователи высказывали предположения о том, что часовня Рослин с ее резными украшениями и внушительными колоннами построена по чертежам Иерусалимского храма.
  Какова бы ни была истина, следует признать тот факт, что Храм царя Соломона вот уже много столетий по-прежнему привлекает к себе внимание величайших умов человечества.
  См. также: Тамплиеры, Часовня Рослин, Божественная геометрия.
 
  СЕН-СЮЛЬПИС
  Сен-Сюльпис - знаменитая парижская церковь, куда Сайлас направился в поисках замкового камня, якобы спрятанного в подножии обелиска под Линией Розы. Церковь Сен-Сюльпис была построена еще в эпоху Меровингов на территории аббатства Сен-Жермен-де-Пре и была приходской церковью для крестьян с левого берега Сены. Она была возведена в честь святого Сюльпиция, архиепископа Буржа, жившего в VI веке, чей праздник отмечается 17 января. Согласно документам Приората Сиона, церковь была возведена на развалинах более раннего языческого храма Исиды. Жители Сен-Жермена поклонялись статуе Исиды, почитая ее как Деву Марию вплоть до 1514 года, когда статуя была уничтожена.
  По мере того как увеличивалась значимость прихода Сен-Жермен - в монастыре имелась своя церковь - Сен-Жермен-де-Пре, в которой хранились кусок Святого креста и плащаница святого Винсента, сама церковь Сен-Сюльпис постоянно перестраивалась и увеличивалась вразмерах. Росла и численность ее паствы, что приносило приходу немалые доходы.
  Работа над зданием, которое предполагалось сделать семинарией Сен-Сюльпис и соперником собору Парижской Богоматери как по размерам, так и по значению, началась в 1646 году. Однако вскоре возникли серьезные финансовые трудности. За 134 года, пока шло ее строительство, сменилось шесть разных архитекторов.
  Церковь Сен-Скшьпис известна во всем мире своим легендарным гномоном, при помощи которого можно определить дату солнцестояния и равноденствия. В документах Приората Сиона говорится о том, что бронзовая полоска, при помощи которой определяется солнечный меридиан, носит название Линии Розы, что представляет собой игру слов, совпадая с именем святой Розалины, умершей 17 января.
  По особой договоренности можно спуститься в подземный склеп и посмотреть на фундамент самого первого храма, на развалинах которого была построена церковь Сен-Сюльпис. К сожалению, в данное время гномон не функционирует, хотя вышеупомянутую бронзовую полоску можно увидеть и сегодня.
  В этой церкви некогда крестили Бодлера и маркиза де Сада, здесь же венчался Виктор Гюго.
  См. также: "Тайные досье", Гномон в Сен-Сюльпис, Пьер Шантар, Приорат Cuonat Линия Розы, Жак Соньер.
 
  ПОД РОЗОЙ (SUB ROSA)
  Этот знак Жак Соньер использовал для того, чтобы сообщить Софи Неве о необходимости соблюдать тайну. Жак Соньер обычно вешал розу над дверью своего офиса, когда вел конфиденциальный телефонный разговор и не желал, чтобы его беспокоили.
  Понятие "под розой" означает "тайный", "конфиденциальный", "приватный". Оно происходит от латинского словосочетания "sub rosa" и символизирует конфиденциальность, будучи связано с древней легендой. Это история о том, как купидон подкупил бога молчания Гарпо-крата, подарив ему розу, чтобы тот не отзывался непочтительно о Венере. В пиршественных залах древних римлян потолки часто украшались изображением розы, напоминая гостям о том, что все сказанное за столом не подлежит разглашению.
 
  ЛИ ТИБИНГ
  Ли Тибинг - один из главных героев "Кода да Винчи". Он живет в роскошном особняке Шато Виллет близ Версаля. Его имя - анаграмма, составленная из имен писателей Майкла Бейд-жента и Ричарда Ли, соавторов книги "Святая кровь, Священный Грааль". Фамилия "Тибинг* (Teabing) составлена из фамилии "Бейджент" (Baigent).
  См. также: "Святая кровь, Священный Грааль".
 
  ЦЕРКОВЬ ТЕМПЛА
  Церковь Темпла - это место, в которое попадают герои "Кода да Винчи" Роберт Лэнгдон и Софи Неве в Лондоне и которое оказывается ложным следом в цепочке их поисков. Церковь Темпла - сооружение XII века. Она расположена между Флит-стрит и набережной Темзы. Церковь действующая, в ней по воскресеньям проводятся службы, она открыта для доступа посетителей со среды по воскресенье. Она была построена тамплиерами; до ее возведения собрания членов ордена храмовников - первого великого магистра Гуго да Пейна и еще девяти рыцарей - проходили в лондонском районе Хай-Холборн. Поскольку это место сделалось слишком тесным для членов ордена, было решено купить участок земли и построить более просторную молельню. В те давние годы, помимо самой часовни, были построены жилища для рыцарей и помещения для отдыха и проведения военной подготовки. Новые члены ордена, послушники, не имели права появляться в Лондоне без разрешения великого магистра.
 
  Здание церкви состоит из двух частей: круглой церкви и примыкающего к ней прямоугольного строения - алтаря, который был пристроен спустя полвека.
  В основе архитектурного проекта круглой церкви - Иерусалимская церковь Гроба Господня. Внутри храма находятся отдельно стоящие мраморные колонны, окружающие неф, диаметр которого составляет 55 футов. Стены были первоначально раскрашены яркими красками.
  Круглая церковь была освящена 10 февраля 1185 года патриархом Иерусалимской церкви Ираклием. Не исключено, что на церемонии мог присутствовать сам король Англии Генрих П. В церкви можно заметить ряд интересных особенностей этого сооружения. В "Коде да Винчи" говорится о том, что в центре пола инкрустированы мраморные изображения девяти рыцарей. Главные герои романа приходят сюда в поисках "".рыцаря, похороненного папой", который является звеном в цепи загадок, окружающих местонахождение Святого Грааля.
  Самый известных из рыцарей, похороненных здесь, - Уильям Маршал, пожелавший найти последнее успокоение по обряду тамплиеров, поскольку он вступил в орден незадолго до смерти. Маршал был посвящен в рыцари в 1167 году. Он был известен рыцарской доблестью и участвовал в ристалищах по всей стране, выиграв не менее пятисот поединков и не проиграв ни одного. Маршал также способствовал королевской власти в переговорах с мятежными баронами, вынудившими короля Иоанна Безземельного подписать в 1215 году на лугу Раннимед близ Лондона Великую хартию вольностей, ограничивавшую монаршую власть и закреплявшую нормы феодального права. При этом церковь Темпла была важным местом проведения предварительных переговоров.
  Маршалу было суждено стать регентом в годы правления сына Иоанна Безземельного, Генриха III, который также пожелал быть погребенным в церкви Темпла. В соответствии с этим пожеланием решено было снести хоры и увеличить помещение, ныне именуемое алтарем. Он было освящено в 1240 году на праздник Вознесения. Однако усилия оказались напрасными, потому что Генрих III изменил завещание и решил найти последнее успокоение в стенах Вестминстерского аббатства. Тем не менее один из его сыновей, умерший в юном возрасте, был похоронен в церкви Темпла.
  Магистр Темпла, как и подобало члену такого могущественного ордена, заседал в парламенте в качестве первого барона (Primus Ваго) королевства. Церковь Темпла была местом временного проживания папских легатов, королей и церковных сановников со всех концов Европы, а также банком, принимавшим на хранение деньги и ценности английских дворян и рыцарей, доверявших свое имущество этому влиятельному ордену.
  После 1307 года, когда орден тамплиеров был распущен, Эдуард II сделал церковь собственностью короны. Позднее она была передана ордену госпитальеров, которые, в свою очередь, превратили церковь Темпла в две гильдии юристов. Они были известны под общим названием "Канцлерских иннов" (корпорации солиситоров), а по отдельности именовались "Иннер Темпл* ("Внутренний Темпл") и "Миддл Темпл" ("Средний Темпл"). Онитакже использовались и как церковь - этот статус даровал им Яков I в 1608 году.
  Церковь Темппа была свидетельницей многих исторических событий, разворачивавшихся в ее стенах: переговоров, предварявших подписание Великойхартии вольностей, роспуска ордена тамплиеров, столкновения кальвинистов и сторонников англиканской церкви в 1580-х годах, работ по переделке внутреннего убранства церкви под руководством сэра Кристофера Рена, который впервые поместил в церкви орган, бомбардировок, осуществлявшихся немецкой авиацией в 1941 году, когда на крыше храма начался пожар, уничтоживший орган и отделку викторианской эпохи. Именно во время этих воздушных налетов были разрушены мраморные колонны нефа, которые впоследствии были заменены новыми. Следует отметить одну любопытную деталь - старые мраморные колонны имели легкий наклон, который при замене бьш в точности повторен.
  Церковь была повторно освящена в ноябре 1958 года.
  Уильям Шекспир в своей исторической хронике "Генрих IV" описывает сцену в саду Темпла, с которой началась война Алой и Белой роз. На этом же месте в память этого исторически значимого события были посажены белые и алые розы.
  См, также: Тамплиеры.
 
  "ВИТРУВИАНСКИЙ ЧЕЛОВЕК"
 
 
  Марк Витрувий, древнеримский архитектор, в одной из своих книг утверждал, что природа распорядилась в строении человеческого тела следующими пропорциями: длина четырех пальцев равна длине ладони, четыре ладони равны стопе, шесть ладоней составляют один локоть, четыре локтя - рост человека. Четыре локтя равны шагу, а двадцать четыре ладони составляют рост человека. Все эти пропорции он использовал в своих архитектурных сооружениях. Если вы расставите ноги так, чтобы расстояние между ними равнялось 1/14 человеческого роста, и поднимете руки таким обра-зом> чтобы средние пальцы оказались на уровне макушки, то центральной точкой тела, равноудаленной от всех конечностей, будет ваш пупок. Пространство между расставленными ногами и полом образует равносторонний треугольник. Длина вытянутых рук будет равна росту. Расстояние от корней волос до кончика подбородка равно одной десятой человеческого роста. Расстояние от верхней части груди до макушки составляет одну шестую роста. Расстояние же от верхней части груди до корней волос - одну седьмую. Расстояние от сосков до макушки составляет ровно четверть роста. Наибольшая ширина плеч - восьмая часть роста. Расстояние от локтя до кончика пальцев - одна пятая роста, от локтя до подмышечной ямки - одна восьмая. Длина всей руки - это одна десятая роста. Начало гениталий находится как раз посредине тела. Стопа - одна седьмая часть роста. Расстояние от мыска ноги до коленной чашечки равно четверти роста, а расстояние от коленной чашечки до начала гениталий также равно четверти роста. Расстояние от кончика подбородка до носа и от корней волос до бровей будет одинаково и, подобно длине уха, равно одной трети лица".
  Вышеприведенный текст - полный перевод подписи, сопровождающей рисунок Леонардо, получивший название "Витрувианский человек*. Это перевод из книги Марка Витрувия, поскольку рисунок великого художника первоначально создавался как иллюстрация для книги, посвященной трудам Витрувия.
  "Витрувианский человек", пожалуй, самый знаменитый и узнаваемый рисунок Леонардо да Винчи. Это любимый рисунок героини "Кода да Винчи" Софи Неве. Позу "Вит-рувианского человека" принимает перед смертью ее дед Жак Соньер. Плакаты с изображением человека с вытянутыми руками и широко расставленными ногами украшали стеныпо меньшей мере двух поколений молодых людей. Витру-вий - архитектор, инженер и писатель, жил в Древнем Риме в конце I века до нашей эры и в самом начале I века нашей эры. Главный его труд - "Архитектура* - состоит из десяти книг. В них Витрувий рассматривает вопросы городской планировки Рима, инженерных и архитектурных сооружений Вечного Города. Кроме этого, автор целый раздел посвятил пропорциям человеческого тела.
  О Витрувий снова вспомнили в эпоху Возрождения, и его теории в значительной степени способствовали росту и развитию классицизма той поры и в последующие периоды истории. Композиция "Витрувианского человека" Леонардо полностью основывается на процитированном выше отрывке из трактата Витрувия, который оказался в значительной степени прав, сделав акцент на рационализации геометрии посредством небольших целых чисел.
  См. также: Леонардо да Винчи, Софи Неве, Жак Со-ньер.
 
  БИБЛИОГРАФИЯ
  ОСНОВНОЙ СПИСОК
  Baigent, Michael; Leigh, Richard & Lincoln, Henry: The Holy Blood and the Holy Grail* (Arrow, 1996).
 Baigent, Michael; Leigh, Richard & Lincoln, Henry: The Messianic Legacy (Arrow, 1996).
 Baigent, Michael; Leigh, Richard & Lincoln, Henry: The Temple and the Lodge (Arrow, 2000).
 Baigent, Michael & Leigh, Richard: The Elixir and the Stone: The Tradition of Magic and Alchemy (Viking, 1997).
 Greene, Liz: The Dreamer of the Vine (Bodley Head, 1980).
 Lincoln, Henry: The Holy Place: The Mystery of Rennes-le-Ch&teau (Weidenfeld & Nicolson Illustrated, 2002).
 Picknett, Lynn & Prince, Clive: The Templar Revelation: Secret Guardians of the True Identity of Christ (Corgi, 1998).
 Starbird, Margaret: The Woman With the Alabaster Jar Mary Magdalene and the Holy Grail (Bear & Company, 1993).
 Starbird, Margaret: The Goddess in the Gospels: Reclaiming the
 Sacred Feminine (Bear & Company, 1998).
 Stoyanov, Yuri: The Other God (Yale University Press, 2000).
  * Опубликовано в США под названием Holy Blood, Holy Grail (Dell, 1983).
 
  КУЛЬТ ЖЕНСКОГО БОЖЕСТВА
  Ashe, Geoffrey: The Virgin: Mary's Cult and the Re-Emergence of the Goddess (Arkana, 1988).
  Begg, Ean: The Cult of the Black Virgin (Arkana, 1996). Haskins, Susan: Mary Magdalene, Myth and Metaphor (River-head Books, 1995).
  Kinstler, Clysta: The Moon Under Her Feet: The Story of Mari Magdalene in the Service to the Great Mother (HarperCollins, 1989).
  Markale, Jean: Courtly Love: The Path of Sexual Initiation (Inner Traditions, 2000).
  Pagels, Elaine: The Gnostic Gospels (Penguin, 1990). Robinson, James M. (ed.)-. The Nag Hammadi Library (HarperCollins, 1990). Stoyanov, Yuri: The Hidden Tradition in Europe (Arkana, 1994).
  ПОСТИЖЕНИЕ НЕОБЪЯСНИМОГО
  Andrew, Christopher (ed.): Codebreaking and Signals Intelligence (Frank Cass, 1986).
  Boulton, D*Arcy J.D.: Knights of the Crown (Palgrave Mac-millan, 1987).
  Burman, Edward: The Templars, Knights of God (Inner Traditions, 1990).
  Cooper-Oakley, Isabel: Masonry & Medieval Mysticism (Theo-sophical Publishing House London, 1977).
  Daraul, Arkon: A History ofSecret Societies(Citadel Press, 1984).
  Delaforge, Gaeton: The Templar Tradition in the Age of Aquarius (Threshold Books, 1987).
  Fortune, Dion: The Mystical Qabalah (Weiser Books, 2000).
  Godwin, Joscelyn (transl.): The Chemical Wedding of Christian Rosenkreutz (Phanes Press, 1994).
  Hall, Manly P.: Secret Teachings of All Ages (Deep Books, 2003). Highfield, A.C.: The Book of Celestial Images (Bargo Press, 1986).
  Home, Alexander: King Solomon's Temple in the Masonic Tradition (HarperCollins, 1972).
  Jung, C.G.: Mysterium Coniunctionis (Princeton University Press, 1977).
  Jung, C.G.: Psychology and Alchemy (Routledge, 1980).
  Jung, C.G.: On the Nature of the Psyche (Routledge, 2001).
  Kieckhefer, Richard: Magic in the Middle Ages (Cambridge University Press. 1989).
  Knight, Gareth: A Practical Guide to Qabalistic Symbolism (Red Wheel/Weiser, 2002).
  MacGregor Mathers, S.L. (transl.): The Kabbalah Unveiled (R A Kessinger, 1998).
  Robinson, John J.; Born in Blood: The Lost Secrets of Freemasonry (M Evans & Co, 1999).
  Robinson, John J.: Dungeon, Fire and Sword(Caxton Editions, 2001).
  Roob, Alexander: Alchemy & Mysticism (Taschen, 2001).
  Runciman, Steven: The Medieval Manichee (Cambridge University Press, 1982).
  Runciman, Steven: A History of the Crusades (Vois 1-3) (Penguin, 1991).
  Stevenson, David: The Origins of Freemasonry: Scotland's Century 1590-1710 (Cambridge University Press, 1980).
  Waite, Arthur Edward: The Hermetic Museum (Red Wheel/ Weiser, 1991).
  Waite, Arthur Edward: The Brotherhood of the Rosy Cross (R A Kessinger, 1998).
  Watson, William: The Last of the Templars (The Harvill Press, 1998).
  Webster, Nesta H.: Secret Societies and Subversive Movements (GSG & Associates, 1972).
  Wood, Jan: The Merovingian Kingdoms 450-751 (Longman, 1993). Yates, Frances A.: The Art of Memory (Pimlico, 1992).
  НЕБЕСНЫЕ И ЗЕМНЫЕ КОДЫ
  Allen, Richard Hinckley: Star Names, Their Lore and Meaning (R A Kessinger, 2003).
  De Santillana, Giorgio & Von Dechend, Hertha: Hamlet's Mill: An Essay Investigating the Origins of Human Knowledge and Its Transmission Through Myth (Harvard Common Press, 1969).
  Heilbron, J.L.: The Sun in the Church: Cathedrals as Solar Observatories (Harvard University Press, 1999).
  Michell, John: The Dimensions of Paradise: The Proportions and Symbolic Numbers of Ancient Cosmology (Adventures Unlimited, 2001).
  Michell, John & Rhone, Christine: Twelve-Tribe Nations and the Science of Enchanting the Landscape (Phanes Press, 1991). Richer, Jean: Sacred Geography of the Ancient Greeks, Astrological Symbolism in Art, Architecture and Landscape (State University of New York Press, 1994).
  Rigby, Greg: On Earth As It Is in Heaven: Revelations of French Cathedral Locations (Rhaedus Publications, 1996).
  АРХИТЕКТУРНЫЕ КОДЫ
  Charpentier, Louis: The Mysteries of Chartres Cathedral (А В Academic Publishers, 1997).
  De Lubicz, Schwaller: The Temple of Man, Vols land II (Inner Traditions, 1998).
  Fulcanelli: The Mystery of the Cathedrals (Aims International Books, 1982).
  Querido, Rene: The Golden Age of Chartres: The Teachings of a Mystery School and the Eternal Feminine (Floris Books, 1987).
  КОДЫ ИЗ ОБЛАСТИ ЖИВОПИСИ И ГЕОМЕТРИИ
  Cook, Theodore Andrea: The Curves of Life (Dover Publications, 1979).
  Ghyka, Matila: The Geometry and Art of Life (Dover Publications, 1978).
  Huntley, H.E.: The Divine Proportion, A Study in Mathematical Beauty (Dover Publications, 1970).
  Lehner, Ernst: Symbols, Signs andSignets(Dovzr Publications, 1969). Poynder, Michael: Pi in the Sky (Collins Press, 1997).
  МАТЕМАТИЧЕСКИЕ КОДЫ
  Borissavlievitch, M: The Golden Number (Tiranti, 1958).
  Colman, Samuel: Nature's Harmonic Unity: A Treatise on its Relation to Proportional Form (Arno Press, 1976).
  Herz-Fischler, R.: A Mathematical History of the Golden Number (Dover Publications, 1998).
  Runion, Garth E.: The Golden Section (Non Basic Stock Line, 1990).
  Vajda, Steven: Fibonacci and Lucas Numbers and the Golden Section: Theory and Application (Ellis Horwood, 1989).
  Wentworth Thompson, D'Arcy: On Growth and Form (Cambridge University Press, 1992).
  СВЯТОЙ ГРААЛЬ
  Begg, Ean & Deike: In Search of the Holy Grail and the Precious Blood (HarperCollins, 1995).
  Godwin, Malcolm: The Holy Grail: Its Origins, Secrets & Meaning Revealed (Penguin, 1994).
  Goodrich, Norma Lone: The Holy Grail (HarperPerennial, 1993).
  Matthews, John: The Elements of the Grail Tradition (Element Books, 1996).
 
  РЕНН-ЛЕ-ШАТО
  Andrews, Richard & Schellenberger, Paul: The Tomb of God (Time Warner, 1997).
  Byrne, Patrick: Templar Gold (Blue Dolphin Publishing, 2001). Fanthorpe, Lionel & Patricia, and Wallace-Murphy, Tim: Rennes-le- Chateau: Its Mysteries and Secrets(Red Wheel/Weiser, 2004).
  James, Stanley: The Treasure Maps ofRennes-le-Chateau (Max-bow Publishing, 1984).
  Markale, Jean: The Templar Treasure at Gisors (Inner Traditions, 2003).
  Patton, Guy & Mackness, Robin: Web of Gold (Sidgwick & Jackson, 2000).
  Putnam, Bill & Wood, John Edwin: The Treasure of Rennes-le-Chateau (Sutton Publishing, 2003).
  Wood, David: Genesis: The First Book of Revelations (Baton Wicks Publications, 1985).
  Wood, David & Campbell, Jan: Geneset: Target Earth (Belle-vue Books, 1994).
  ЧАСОВНЯ РОСЛИН
  Gerber, Pat: The Search for the Stone of Destiny (Canongate Books Ltd, 2000).
  Green, James: Rosslyn Chapel: The Enigma - The Myth (Temple Arch Publishers, 2002).
  Knight, Christopher & Lomas, Robert: The Hiram Key (Arrow, 1997).
 
  Sinclair, Andrew: The Sword and the Grail (Birlinn Limited, 2002).
  Wallace-Murphy, Tim & Hopkins, Marilyn: Rosslyn: The Guardian of the Secrets of the Holy Grail (Element Books, 1999).

<< Пред.           стр. 3 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу