<< Пред.           стр. 1 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 Факультет социальной работы и информационных систем
 Кафедра труда и социальной работы
 
 
 
 
 
 
  СЕМЕЙНАЯ ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ:
  Методические материалы
 
  Составитель - проф. В.В. Колков
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 МОСКВА
 
 2005
 
 
 
 
 СОДЕРЖАНИЕ
 Введение: становления классических методов социальной работы
  Семейная терапия как метод социальной работы
  Модели семейной терапии
  Центральные концепции в семейной терапии
  Важнейшие аспекты, на которые необходимо обращать внимание,
  при проведении семейной терапии
  Модель семейной терапии Мкмастера
  Ценности и принципы социальной работы в области взаимодействия социального работника и клиента
  Психологические технологии в социальной работе
  Cистемный подход в психосоциальной работе с семьей
  Социологические аспекты исследования семьи
  Литература
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Введение: становления классических методов социальной работы
 
  Основоположники теории социальной работы Джейн Адамс (1860 - 1935) и Мэри Ричмонд (1861 - 1928) и их вклад в развитие теории социальной работы.
 
 Основоположники теории социальной работы
 
 
 Медицинская модель (индивидуальная социальная работа).
 Движение сеттльментов (общинная социальная работа)
  Характер отношений между социальным работником и клиентом.
 
  Медицинская модель социального лечения по М. Ричмонд:
 
 
 
  Движение сеттльментов и общинная социальная работа.
 
  Современные трактовки методов социальной работы.
 
 
 
 
 
 
 
 
  СЕМЕЙНАЯ ТЕРАПИЯ
  КАК МЕТОД СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
 
  В "Социальных диагнозах" (1917) употребляется case work - в трактовке работа по отдельному случаю с индивидом или семьей. М. Ричмонд определяла семью как единицу, требующую постоянного внимания и поддержки. "Семья как таковая, - писала она, - продолжает оставаться основным институтом, вокруг которого вращаются наши судьбы". М. Ричмонд предупреждала, что все положительные результаты, достигнутые в работе с отдельными клиентами, могут пойти насмарку, если социальные работники не будут принимать во внимание семью.
 
  В ходе Всероссийской переписи населения 2002 г. удалось сосчитать 145 млн. 537,2 тыс. человек. Из них гражданами России являются 145 млн. 287,4 тыс., остальные - иностранцы, временно оказавшиеся на территории нашей страны. Таким образом, Россия сегодня занимает седьмое место в мире по численности населения после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии и Пакистана.
  Число супружеских пар составило 34 миллиона (в 1989 г. - 36 млн.). Из общего числа супружеских пар 3 млн. состояли в незарегистрированном браке. Брачная структура населения характеризуется следующими данными: из 1000 человек в возрасте 16 лет и более 210 человек - никогда не состояли в браке (в 1989 г. - 161); 572 - состоят в браке (в 1989 г. - 653); 114 - вдовые (в 1989 г. - 110); 94 - разведенные (в 1989 г. - 72). Традиционно число женщин, указывающих, что они состоят в браке, превышает число состоящих в браке мужчин (в 2002 г. - на 65 тыс. человек, в 1989 г. - на 28 тыс. человек).
 
 Функции семьи - жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов:
 > воспитательная,
 > хозяйственно-бытовая (экономическая),
 > эмоциональна,
 > духовного (культурного) общения,
 > первичного социального контроля (первичной социализации),
 > сексуально-эротическая.
 
 Нарушение функции семьи - такие особенности ее жизнедеятельности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций.
 "Все счастливые семьи одинаковы, все несчастные - разные".
 Л.Н. Толстой
 Задания для анализа ситуации (в письменной форме)
 * опишите конфликтную ситуацию в семье;
 * перечислите причины развода.
 
 
 УРОВНИ СЕМЕЙНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
 
 1. Брачно-партнерские отношения ? родительские отношения
 
 2. Старшее поколение: бабушки, дедушки
 
 3. Дети
 
 СТРУКТУРА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
 1. Распределение ролей
 "Весь мир - театр"
 В. Шекспир
 мужчина - женщина - биологическое
  ? ?
  муж жена - социальное
  ? ?
  отец мать
  ? ?
  сын дочь
 
 2. Распределение обязанностей
 хозяин / хозяйка
 Кто и что выполняет по хозяйству?
 
 3. Контроль
 Кто главный в семье? Кто принимает окончательное решение?
 Кто управляет домашним бюджетом?
 
 Проблема. Ролевой конфликт и ролевая напряженность
 
 ЦИКЛ РАЗВИТИЯ СЕМЬИ
  1. Стадия "Монады" (не состоящий в браке человек брачного возраста) - эффект Ромео и Джульетты, которых убивает В. Шекспир.
  2. Вступление в брак (Укрощение строптивой. В. Шекспир)
  3. Рождение первого ребенка.
  4. Семья с ребенком / детьми подросткового возраста.
  5. "Вылет" последнего ребенка из "родительского гнезда".
  6. Развод или смерть супруга (и).
 
 
 МОДЕЛИ СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ
 (MODELS OF FAMILY THERAPY)
 
 1. STRATEGIC стратегическая
  Концентрация внимания на решения конкретной проблемы клиента, а не всю структуру семейных отношений.
  Родоначальник метода Милтон Эриксон разрабатывал многообразие стратегии вмешательства в зависимости от того, с какой проблемой он имел дело. По его мнению, пациенты склонны воспринимать свои проблемы как ловушку, из которой возможен лишь один выход, неизвестный им, а на самом деле у них есть широкий набор альтернатив.
  Суть стратегического подхода - разработка стратегии для решения проблем, так как изменения в семье важнее, нежели понимание причин нарушений.
  - CHANGES PATTERNS OF INTERACTION
  изменение образца (модели) интеракции
 REFRAMES PROBLEM
 переопределение проблемы ( взгляд на нее под другим углом зрения)
  - CHANGE FOCUSSED
  изменение фокусировки
 
 2. STRUCTURAL структурная
  Состав семьи и число ее членов, а также совокупность их взаимоотношений. Анализ структуры дает представление каким образом реализуются функции семьи; кто в семье осуществляет руководство и кто является исполнителем, как распределены между членами семьи права и обязанности.
  - CHANGES BY ACTION METHODS DURING SESSION
  изменения за счет активных методов во время проведения сессии
  - FOCUS ON STRUCTURE AND ROLES
  фокусирование на структуре и ролях
 DIRECTIVE AND REALLIGNING
 
 3. SYSTEMIC системная
  Системный подход означает понимание, что в семье все взаимосвязано, что она есть единое целое, единый психологический и биологический организм. Поэтому рассмотрение любого вопроса осуществляется в увязке со всеми остальными сторонами семейной жизни.
  Основывается на модели теории систем: система, подсистема, обратная связь, информация и т. д.
  Индивидуальное психотерапевтическое воздействие на члена семьи, преследует цель позитивного влияния на семью в целом. Призвана создавать конструктивные варианты семейного функционирования.
  - ENQUIRES ABOUT BELIEFS AROUND PROBLEM
  в центре опроса проблема семьи
  - CIRCULAR QUESTIONS
  циркулярный (круговой) опрос
  - NEUTRALITY PRESERVED
  нейтральная позиция терапевта
 
 
 ЦЕНТРАЛЬНЫЕ КОНЦЕПЦИИ В СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ
 (CENTRAL CONCEPTS IN FAMILY THERAPY)
 
 1. FAMILY BEHAVIOUR IS GOVERNED BY BROAD SETS OF CONSTRAINTS.
  Семейное поведение определяется (обуславливается) широкой сетью принуждений (обязанностей, давления).
 
 2. CIRCULAR CAUSALITY INSTEAD OF LINEAR CAUSALITY.
  Циркулярный опрос вместо линейного.
 
 3. EVERY FAMILY IS UNIQUE - DO NOT RELY ON STEREOTYPES.
  Каждя семья уникальна - не полагайтесь на стереотипы.
 
 4. THE FAMILY IS A LIVING, EVOLVING SYSTEM RELATING IN OBSERVABLE PATTERNS.
  Семья - это живая, эволюционирующая система с определенными образцами (моделью)
 
 5. THE WHOLE IS GREATER THAN THE SUM OF ITS PARTS.
  Целое больше, чем сумма его частей.
 ВАЖНЕЙШИЕ АСПЕКТЫ, НА КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ, ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ
 (THE IMPORTANCE OF CONVENING A FAMILY SESSION)
 
 1. IT IS EASIER TO COMPREHEND THE SYSTEMIC NATURE OF THE PROBLEMATIC BEHAVIOUR.
  Проще понять проблему поведения в семье. Понимание стоится на системной природе проблемного поведения.
 
 2. IT IS GENERALLY MORE DIFFICULT TO GET PEOPLE TO ATTEND LATER IN THERAPY IF THEY HAVE NOT DONE SO FROM THE BEGINNING.
  Как правило, сложнее привлекать к терапии тех людей, которые не участвовали на начальном этапе.
 
 3. IT EMPHASIZES TO THE FAMILY THE INTERACTIONAL NATURE OF THE PROBLEM AND ITS SOLUTION.
  Особое значение придается интерактивной природе семейной проблеме и ее решению. Рассматриваются те вопросы, которые представляют интерес для всех членов семьи, а не отдельных ее членов.
 
 4. THE THERAPIST IS LESS LIKELY TO BE SWAYED BY THE VIEWS OF THOSE PARTICIPATING AGAINST THE ABSENTEES.
  Высказывания участников об отсутствующих не должны оказывать влияние на терапевта (так как не могут ответить на высказывания в их адрес).
 
 
 МОДЕЛЬ СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ МКМАСТЕРА
 (MCMASTER MODEL OF FAMILY THERAPY)
 
 1. ASSESSMENT - оценка
 2. CONTRACTING - контрактирование
 3. TREATMENT - лечение
 4. CLOSURE - заключение
 
 ASSESSMENT - оценка
 1. ORIENTATION - ориентация: объяснение семье что Вы хотите сделать
 2. DATA GATHERING - сбор информации
 3. PROBLEM DESCRIPTION - описание (осознание) проблемы - как сама семья описывает проблему
 4. CLARIFYING AND AGREEING A PROBLEM LIST - согласование с семьей перечня проблем
 
 CONTRACTING - контрактирование
 1. ORIENTATION - обсуждение того о чем была достигнута договоренность на предыдущем этапе и заключение соглашения над чем вы будете работать на данном этапе
 2. OUTLINING OPTIONS - возможные варианты
 3. NEGOTIATING EXPECTATIONS - проведение переговоров о том, что члены семьи ожидают от терапевта и друг от друга. Заключение контракта (устного или письменного - в зависимости от достигнутого соглашения с семьей)
 4. CONTRACT SIGNING - подписание контракта при этом важно чтобы между всеми членами семьи было достигнуто согласие
 
 TREATMENT - лечение
 1. ORIENTATION - обсуждение прошедших этапов и ориентирование при постановки новых задач
 2. CLARIFYING PRIORITIES - установление приоритетности в решение задач (что наиболее важно)
 3. SETTING TASKS - постановка задач. Важно, чтобы сама семья принимала участие в описание задачи, которую необходимо решить, может быть, в качестве домашнего задания
 4. TASK EVALUATION - оценка задачи (как ее выполнили)
 
 CLOSURE - заключение
 1. ORIENTATION - обсуждение достижений предыдущих этапов и задач нового
 2. SUMMARY OF TREATMENT - суммирование того, что сделано, оценка членов семьи. Терапевт обращает внимание на то, какие чувства испытывали члены семьи во время выполнения заданий.
 3. LONG-TERM GOALS - долгосрочное планирование
 4. FOLLOW-UP - последующие встречи, например, через полгода. Необходимо показать, что семья сама имеет ресурсы для решения собственных проблем. Важно посадить их в кресло водителя, что бы они самостоятельно управляли своей жизнью.
 
 RECORD-KEEPING
 - ведение записей (аудио или видео). В последнем случае можно показать семье как они вели себя.
 TECHNIQUE
 - совершенствование техники и овладение новыми методиками
 SUPERVISION
 - важнейший фактор в семейной терапии. Присутствие коллег (профессионалов) для наблюдения Вашей работы и совместное обсуждение, рекомендации
 TIMING
 - назначение времени
 PROXIMITY
 - близость или дистанцирование по отношение к семье
 NEUTRALITY
 - нейтралитет по отношению ко всем членам семьи
 RELATIONSHIPS
 - отношения между коллегами и социальными службами
 NETWORK
 - сеть профессиональных отношений, предполагающая обмен информацией с коллегами и привлечение специалистов из других областей для совместной деятельности
 CAUSALITY
 - причинность. Представления семьи о причинах проблемы. Возможны разноуровневые варианты - несогласие между: терапевтом и семьей, детьми и родителями
 GOALS - цели
 DISADVANTAGES
 - сопротивление, нежелание перемен.
 
  Необходимо учитывать, что при системном подходе решение одной проблемы, зачастую, порождает другую.
 
  Социальное консультирование - особая форма оказания социальной помощи путем целенаправленного психологического воздействия на человека или малую группу с целью их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, ориентиров, выработки социальных норм общения.
  Целью практического занятия является приобретение навыков ведения беседы при установлении первого контакта с клиентом, эмпатического слушания, совместного с клиентом принятия решения по разрешению конфликтной или проблемной ситуации, оказания помощи в трудной жизненной ситуации, а также выработки программы последующих соответствующих действий.
  Тренинг включает в себя три этапа: подготовительный (подготовка домашних заготовок), групповая работа и работа с учебным видеофильмом по курсу "Теория и практика социальной работы" - "Взаимодействие социального работника с клиентом: проведение первичного приема", подготовленного авторским коллективом в составе: М.Доула (Великобритания), Б.Ерёмина, В.Галичина, В.Колкова, Б.Шапиро, Н.Яблонскене.
 Подготовительный этап
  Задание 1 - Составьте коллекцию конфликтных/проблемных ситуаций: семейных - на примере родительских отношений, со своими сверстниками, из художественной литературы или фильмов, обратив внимание на следующие фазы - возникновение конфликта (причины), протяженность конфликта и его формы, выход из конфликта.
 
  Задание 2 - Придумайте или опишите из практики конфликтную/проблемную ситуацию, с которой Вы как клиент обратились бы к социальному работнику.
 
  Работа с учебным видеофильмом "Взаимодействие социального работника с клиентом: проведение первичного приема"
  В учебных целях по ходу развития сюжета видеофильма воспроизводятся как позитивные, так и негативные действия, ошибки социального работника/социального педагога.
 
 ЦЕННОСТИ И ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБЛАСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА И КЛИЕНТА
  (по материалам видеофильма):
  - признание приоритетности интересов клиента;
  - соблюдение конфиденциальности отношений с клиентом;
  - осуществлений социальных изменений в целях удовлетворения социальных потребностей клиента;
  - отделение личных чувств и потребностей социального работника от профессиональных отношений с клиентом;

<< Пред.           стр. 1 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу