<< Пред.           стр. 2 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу

  - желание и умение передавать свои знания другим;
  - уважение и признание индивидуальных и групповых различий;
  - ориентация на развитие способностей клиента к самопомощи;
  - предприятие действия, направленных на снятие фрустрации у клиента;
  - ориентация на социальную справедливость и достижение экономического, физического и психологического благополучия для индивида и всех членов общества;
  - ориентация на высокие стандарты личного и профессионального поведения;
  безоценочность;
  ответственность клиента за принятое решение;
  недирективность;
  уважение клиента и его прав;
  приоритет защиты прав клиента;
  партнерские отношения.
 
  Основные формы и параметры анализа приема клиента:
  вступление в контакт;
  внешний вид и манера поведение социального работника/социального педагога;
  опрос (сбор информации);
  проблематизация;
  резюмирование;
  определение приоритетности целей;
  заключение.
 
 
 
 
 27и - летний мужчина
 
 
 
 25и - летняя женщина
 
 
 мужчина -
 идентифицированный
 пациент
 
 
 
 
 мужчина,
 скончавшийся в возрасте 48и лет
 
 
 неженатая пара, живущая вместе с 1979 года
 
 
 
 супружеская пара, (вступили в брак в 1982 году)
 
 
 
 пара, расставшаяся в 1988 году
 
 
 
 пара, разведшаяся в 1989 году
 
 
 супружеская пара,
 жена беременна
 
 
 супружеская пара с мертворожденной девочкой
 
 
 
 супружеская пара с двумя детьми (слева на право по старшинству)
 
 
 
 
 
 
 
 супружеская пара с близнецами
 
 
 
 
 супружеская пара
 с приемным сыном Генограмма трехпоколенной семьи
 
 
 
 
 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
  Психологические технологии в социальной работе - совокупность психологических методов и методик, используемых на различных этапах психосоциальной работы с целью активизации собственных ресурсов клиента.
 
 Психологические методы в социальной работе:
  Психодиагностика, психологическая консультация, психологический отбор, психологическая адаптация, социально-психологический тренинг, коррекция, психотерапия.
  Психология в социальной работе выполняет функции:
 • объяснительную - на ее основе выявляется внутренняя сущность процессов социализации личности, что позволяет выбирать стратегию и тактику социальной работы.
 • диагностическую - включается в социальную работу по двум позициям: диагностики личности, ее социальных качеств и диагностики групп и их развития.
 • проектирования - включает в себя способы описания социально - психологических ситуаций, выявления связанных с ними проблем содержания методов и форм организации социальной работы.
 • прогностическую - состоит в определении перспективных личностных образований, опираясь на которые можно решать задачи социального развития личности.
 
 Принцип активизации в социальной работе
 • Empowerment - стимулирование собственной активности клиента - предоставление клиентам возможности участвовать в решении своих проблем наряду со специалистами, а также деятельность по поддержке индивидов, семей и групп с целью приобретения ими уверенности в себе и способности отстаивать их права.
 • Enabling - развитие у клиента способности самому справляться со сложными ситуациями или стрессом.
 
 Фазы и стадии работы со случаем:
  1 .Предварительная стадия включает подготовку к приему и настройку на работу. Существует два типа настройки: на тип случая и на тип клиента.
  2. Начальная стадия:
  контрактирование (формальное и психологическое);
  определение явного и скрытого запросов клиента;
  определение приоритетов;
  поддержка клиента в затруднительных для него темах разговора;
  сбор информации о ситуации клиента
 3. Рабочая стадия.
  Задача социального работника на данной стадии - показать альтернативы решения проблем клиента, снабдить его необходимой информацией и активизировать собственные ресурсы клиента.
  4.Заключительная стадия (суммирование и обобщение, определение последующих шагов, переход к другим поддерживающим системам, репетиция поведенческих актов).
 
  При проведении семейной терапии необходимо обращать внимание на вопросы: контроля; власти; распределение обязанностей и полномочий.
  Семейный терапевт работает с пятью вопросами "W": who, what, where, when, why (кто, что, где, когда, почему).
  1. Кто является клиентом - его биографические данные: Ф.И.О., возраст, профессия, условия проживания.
  Обратить внимание на взаимоотношения с клиентом (форма обращения: ты - Вы).
  Сбор информации о семейной структуре, проживании в квартире (официально или без прописки).
  Кто направил на консультацию?
  Почему обратились именно ко мне?
  2. Что происходит или что привело на консультацию (на что жалуется клиент)?
  3. Когда началось то, на что жалуется клиент? (центральный вопрос в системном подходе. Почему именно обратились сейчас - если случай хронический: ребенок-инвалид, муж алкоголик)
  4. Где проживает, лечился, где еще наблюдается (психолог, психиатр)?
  5. Почему - муж ушел потому, что ему стыдно быть отцом больного ребенка (инвалида).
  Данные вопросы являются базовыми для первого приема и процесса диагностики.
 
 Литература:
 Беличева С.А. Основы превентивной психологии М., 1993
 Бернелер Г., Юнссон Л. Теория социально - психологической работы М., 1992
 Основы социальной работы: Учебник / Отв. Ред. П.Д. Павленок. - М.: Инфра-М,1997
 Парслоу Ф. Принцип активизации в практике социальной работы // Принцип активизации в социальной работе// Пер. с англ. Под ред. Б.Ю. Шапиро.-М.:Аспект Пресс, 1997
 Шапиро Б.Ю. Общее и особенное в социальной работе в России// Куда идет Россия?... Общее и особенное в современном развитии/ Под общ. ред. Т.И. Заславской. - М.,1997
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 CИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ
 (Системный подход в социальной работе: Методологический семинар / Сост. - ред. В.В. Колков. - М.: Институт социальной работы, 1997. -С. 104-108)
 
  Семья и дети являются одним из центральных объектов социальной защиты и поддержки. Социально уязвимых семей и семей так называемой "группы риска" традиционно было достаточно много: семьи неполные и многодетные, в предразводной и послеразводной ситуациях, семьи с престарелыми, больными, инвалидами, алкоголиками и пр. Произошедшие в пост-советской России глубокие социально-экономические перемены привели к снижению уровня жизни больших групп населения, стрессу и, как следствие, к росту числа невротических реакций, депрессивных состояний и суицидов, конфликтности и дисгармоний в супружеских отношениях, нарушений поведения детей вплоть до девиантного и делинквентного и в целом - к ухудшению социально-психологической адаптированности семьи и отдельных ее членов. В итоге дестабилизированная семья оказалась не способна как социальный институт полноценно и качественно выполнять свои разнообразные функции; отсюда - снижение рождаемости, качества семейного воспитания, рост психосоматических заболеваний, преступности на семейно-бытовой почве, алкоголизации и наркотизации населения, в том числе молодежи, и других негативных явлений, в совокупности дающих картину ухудшения социального здоровья общества. Соответственно, резко возрос запрос семьи на помощь со стороны государства.
  В перечень должностных обязанностей социального работника и социального педагога входят разнообразные направления и виды деятельности, связанные с поддержкой и защитой семьи - от работы в качестве социального статистика и администратора до функций просвещения и консультирования в сфере семейной педагогики и психологии. Однако на практике социальная и социально-педагогическая работа с семьей сводится главным образом к сбору данных о нуждающихся в поддержке семьях и распределению между ними тех или иных видов материальной помощи - продуктов, денег, лекарств, путевок, билетов и т.п., а также к организационной культурно-массовой работе. При этом не удовлетворяется характерный для подавляющего большинства клиентов/семей явный или скрытый запрос на психологическую поддержку, что объясняется, с одной стороны, изначально заложенной в социальной политике ориентацией на дистрибьютивный характер материальной социальной помощи, с другой - отсутствием межпрофессионального взаимодействия сотрудников социальных служб с практическими психологами и неподготовленностью большинства специалистов к интегративной психосоциальной работе с клиентом/семьей.
  Одним из наиболее распространенных подходов в странах с развитой и адресно дифференцированной социальной работой является системный (и близкий к нему структурный) подход, выросший из теории биологических систем Людвига фон Берталанфи и теорий коммуникации Дона Джексона и Грегори Бейтсона. Согласно этому подходу, семья рассматривается как социально-психологическая система, имеющая определенную структуру с теми или иными подструктурами (например, "супруги", "дети", "бабушка и внук") и системой взаимоотношений, отражающейся в поведении всех членов семьи. Для семьи как системы характерны две потенциально противоречащие друг другу тенденции: тенденция к сохранению гомеостаза (стабильности) и тенденция к изменениям. Следует отметить, что дестабилизация семьи может быть вызвана разными причинами, и в мировой литературе существуют различные типологии семейных кризисов, однако в контексте психосоциальной работы в первую очередь следует выделить такие типы кризисов, как "снег на голову" - шоковое состояние вследствие резко ухудшившегося положения семьи из-за каких-либо внешних обстоятельств (потеря работы, снижение уровня материального благосостояния, вынужденная миграция и пр.); "кризис опеки" - результат недееспособности кого-либо из членов семьи (новорожденный, хронически больной, инвалид или престарелый); "кризис развития", связанный с этапами развития семьи.
  Типовая модель, обозначаемая как "цикл развития семьи", включает в себя 6 базовых этапов, через которые проходят подавляющее большинство семей.
 
 1
 6- - 2
 
 
 5- 3
 
 
 
 4
 
 1 - стадия "монады" (не состоящий в браке человек брачного возраста);
  2 - вступление в брак;
  3 - рождение первого ребенка;
  4 - семья с ребенком/детьми подросткового возраста;
  5 - "вылет последнего ребенка из родительского гнезда";
  6 - развод или смерть супруга (и).
 
  Одной из наиболее характерных черт жизненного цикла многих российских семей является недостаточность или отсутствие физического и, главное, психологического разделения поколений (так, например, подавляющее большинство молодых семей продолжают жить вместе с родителями одного из супругов).
  В результате многие родители активно вмешиваются в личную жизнь своего взрослого ребенка на этапе выбора им спутника жизни, а в случае заключения брака фактически имеет место не образование новой семьи, а приход нового члена семьи в родительскую семью. На стадии рождения первого ребенка часто бывает неясно, кому принадлежат родительские функции - матери или бабушке, а впоследствии нерешенные детско-родительские проблемы обычно транслируются на взаимоотношения с собственными детьми. В серьезном кризисе могут оказаться супруги среднего возраста, нередко находящиеся "между молотом и наковальней": с одной стороны - традиционные трудности взаимоотношений с ребенком подросткового возраста, с другой - груз ухода за беспомощными и/или больными стариками-родителями.
  Вышеупомянутые и другие возникающие проблемы семейная система, стремясь сохранить состояние гомеостаза, часто пытается решить неадекватными способами, и у одного или нескольких ее членов появляется, в терминах системного подхода, "симптом". Им может быть психосоматическое заболевание, алкоголизация, упорное сопротивление трудоустройству, уход из дома, ухудшение поведения или школьной успеваемости ребенка, попытка суицида, насилие в семье, совершение правонарушения и многое другое, с чем приходится повседневно сталкиваться сотрудникам социальных служб. И поскольку социальный работник фактически пытается "лечить" симптом, имеющий высокую прагматическую ценность в качестве фактора, хоть и неадекватным образом, но сплачивающим семью, в результате неосознаваемого сопротивления клиента (семьи) эффективность помощи резко снижается, поскольку не устраняется причина "болезни", то есть семейная дисфункция. Например, если взаимоотношения супругов дошли до предразводной стадии, то нередко в такой ситуации их ребенок или становится "плохим", или заболевает, или совершает попытку суицида, неосознанно пытаясь сплотить конфликтующих родителей в борьбе против возникшей проблемы.
  На основании имеющегося мирового опыта можно предположить, что применение системного подхода в практике психосоциальной работы с семьей позволило бы резко повысить не только ее эффективность, но и экономичность за счет использования не только социальных, но также личностных и семейных ресурсов.
 Б.Ю. Шапиро, академик Академии педагогических и социальных наук, проректор Московской школы социальных и экономических наук,
 кандидат психологических наук
 Литература
 1. Барнз Дж. Г. Социальная работа с семьями в Англии. - М., 1993
 2. Социальная работа с семьей / Отв. ред. - Т.В. Шеляг. -М., 1995
 3. Социальная работа с семьей / Отв. ред. - Е.И. Холостова. - М. - Тула, 1996
 4. Шапиро Б.Ю. Содержание социальной работы с семьей: проблемы и перспективы // Социальная работа / Отв. ред. - И.А. Зимняя. Вып. 7. - М., 1993
 
 СЕМЕЙНАЯ ТЕРАПИЯ
 и семья с больным ребенком
 
  Вопросы
 Какие наиболее острые проблемы испытывает семья?
 Какую помощь получает семья, и какая им необходима?
 Приходилось ли обращаться к психологам или семейным терапевтам?
 Решатся ли проблемы семьи, если будет увеличена материальная помощь? Если да, то насколько?
 Испытывали ли на себе агрессию, враждебность со стороны окружающих, отсутствие желания помочь?
 
  Состояние социальных услуг
 Основное внимание на поддержку материального состояния, предоставление гуманитарной помощи, льгот и путевок. Но представляется, что этого явно недостаточно - дома, общественные заведения и даже квартиры не приспособлены к нуждам и потребностям лиц с ограничениями, нет достаточного оборудования, проблемы досуга и общения, образования, рационального трудоустройства, и даже элементарной возможности перемещаться.
 
  Врачебное правило:
  На себя не переносить и на себе не показывать (одна из самых суеверных профессий)
 
  Семья с психологической точки зрения - взаимоотношения людей, которые либо связаны кровно - родственными узами, либо проживают вместе.
 Семья на протяжении последних десятилетий находится в состоянии нестабильности. Показатель нестабильности семьи - процент разводимости.
  Статистика разводимости в нашей стране не достоверна, так как не корректна система подсчета: берут число браков, заключенных в данном году и число разводов, юридически оформленных в этом же году. Это не корректно, так как из браков, заключенных в данном году распадается не более 3%, а в основном распадаются браки, заключенные в прошлые годы. Во всем мире принят другой индекс - относительный показатель разводимости - это количество разводов на 1000 или 10000 населения. Россия на втором месте после США. Но эти показатели также не надежны, так как разводимость зависит от массы факторов, не связаных с взаимоотношениями.
 1. Во многих странах до последнего времени развод был запрещен, следовательно, эти страны были лидерами по стабильности семьи.
 2. Финансовый фактор (как только в нашей стране повышается пошлина за бракоразводный процесс, количество разводов резко снижается - можно жить отдельно друг от друга, не разводясь). Неблагоприятные последствия для карьеры после развода.
 3. Боязнь одиночества. Негативное отношение общества к разведенной женщине.
 4. Проблема жилплощади.
 В 80% случаев инициатор развода - женщина.
 
 IV стадии развода (Элеонора Фишер):
 I. Эмоциональный развод - эмоциональное отчуждение. Снижается индекс удовлетворенности браком.
 II. Физический развод - супруги пространственно дистанцируются друг от друга, прекращаются сексуальные отношения. Время от времени могут уезжать из дома.
 III. Пробный развод - супруги разъезжаются с надеждой на восстановление отношений.
 IV. Юридический развод
 Ребенок всегда включен в контекст семейных отношений.
 
 
 
 
 
 Биполярная шкала дестабилизации семейных отношений
 
 
  Консервативная Конфликтная
  псевдосолидарная семья
  семья
  Все дезорганизованные семьи могут быть расположены на этой оси.
  Псевдосолидарная семья - видимость благополучия, не вынлсится сор из избы,у супругов может быть личная жизнь "на стороне", брак сохраняется ради детей; дети в такой семье испытывают чувство вины за отношения между родителями, для них характерна различная психосоматика.
  Конфликтная семья - постоянное выяснение отношений, борьба за власть, характерно семейное насилие и алкоголизация.
  Дезорганизованная семья не может выполнять образовательные и воспитательные функции.
  В семье повод для ссоры часто воспринимается за причину.
  Среди причин разводов на первом месте формально стоит алкоголь.
 
 Типы семьи:
 1. Патриархальная семья.
 2. Неполная семья - семья с одним родителем.
 3. Открытый брак - каждый имеет личную жизнь на стороне. От индивидуальных особенностей зависит, позволяется или нет сексуальный контакт на стороне. К концу 70-х годов нашего века в США осталось примерно 4% таких семей, так как человек, в принципе, моногамное существо. Человек удовлетворяет на стороне свои потребности по принципу комплементарности - это может быть потребность в ласке, понимании, внимании, - то есть, это компенсация того, что он не получает в своей семье.
 
 Причины конфликтов:
 1. Потребность в самоактуализации, необходимость найти свое место в жизни вообще, иметь максимальные возможности для личностного роста.
 2. Потребность в психологической свободе и автономии. Быть вместе не означает быть рабами друг друга.
 3. Потребность в самоценности - быть нужным другим людям, чтобы человека воспринимали таким, какой он есть.
  Брак должен быть симметричным не в смысле поровну разделенных обязанностей, а в том смысле, что должны одинаково удовлетворяться потребности.
  Глава семьи - тот, кто несет ответственность за семью, зарабатывает больше денег. Это тот, кому принадлежит последнее слово в принятии решения.
 
  Все отношения в семье делятся по двум осям
  Одна из них - ось власти,контроля, ответственности.
  Вторая - инструментально-экспрессивная (кто в семье выполняет какой объем работы и кто определяет психологический микроклимат). Реально рычаги влияния находятся в женских руках, практически всю домашнюю работу выполняет женщина, в случае развода в более тяжелой ситуации оказывается тоже женщина.
  С точки зрения совместимости желательно, чтобы партнеры по браку не совпадали по шкале доминирования на уровне высоких значений, так как иначи их совместная жизнь может превратиться в постоянную борьбу за власть. Если он доминантный, а она субдоминантная, то проблем не будет - она за ним как за каменной стеной и не претендует на лидерство. Если она доминантная, а он субдоминантный - он может быть доволен ситуацией, так как он не принимает решения и не несет ответственность, Если оба партнера субдоминантны, то они перекладывают ответственность друг на друга.
  Ссора выгодна одному или обоим партнерам. Ссора может быть конструктивной и деструктивной. Конфликт - это то, в основе чего всегда лежит разногласие. Конфликт нарастает лавинообразно. Людей часто "взвинчивают" вещи, с которыми бороться бесполезно - например, особенности характера и типа личности (холерики - влюбчивые и быстро остывают, флегматики -стабильные и малоэмоциональные, и т.д.).
  Аксиомы супружества:
 1. Воспринимать партнера таким, какой он есть. Встретить человека, на 100% соответствующего идеалу практически невозможно. Нельзя переделать взрослого человека, если он сам этого не хочет.
 2. Не сравнивать партнера с другими людьми и не сравнивать свою семью с другими семьями (в негативном контексте: другие люди и другие семьи часто надевают психологические маски при общении с другими людьми). Люди быстро перестают ценить положительное и начинают фокусироваться на недостатках. Необходим позитивный акцент.
 3. Терпимость.
 
  Партнеры должны быть психологически близкими людьми. Четыре основные составляющие этой близости:
 1. Партнеры = сотрудники - вместе решать семейные задачи, в том числе педагогическую работу.
 2. Партнеры = друзья - любовь, замешанная на дружбе.
 3. Сексуальные партнеры в варианте "любовники".
 4. Психологическая интимность.
 
 
 ЦИКЛ РАЗВИТИЯ СЕМЬИ
 
 1. "Монада" - не состоящий в браке человек брачного возраста. В этой фазе характерна сепарация между поколениями ("выпихивают" из дома). У нас не происходит психологической сепарации. До перестройки даже взрослые дети часто находились на иждивении своих родителей (даже пенсионеров). Сейчас в большинстве семей все наоборот.В нашей культуре родители очень часто позволяют себе грубо вмешиваться в личную жизнь детей. Например, маме не нравится жених или партнер ее дочери (она ставит себя на место дочери и представляет молодого человека своим партнером), но мама и дочь - это разные люди, и это способ не отпустить ребенка от себя. Один из способов удержать ребенка около себя - формирование чувства вины.
 2. Вступление в брак.
 3. Рождение первого ребенка. Бабушка вытесняет свою дочь с ее родительских позиций под предлогом того, что дочь неопытна и что ей нужно помогать. На самом деле идет борьба за то, кто является на самом деле матерью ребенка.
 4. Семья с ребенком (детьми) подросткового возраста. Семья среднего возраста. Два "груза" на плечах - дети с одной стороны и старики-родители с другой. Кризис среднего возраста. В этом возрасте человек задает себе вопросы : кто я?,какое место занимаю я в жизни?, правильно ли я живу? Часто происходит личностный кризис, резкая переоценка всего, что человек имеет в своей жизни.
 5. Стадия "вылета" последнего ребенка из родительского гнезда.
 6. Развод или смерть супруга.
 
 Кризисные периоды в браке (всплеск конфликтизации и разводов).
 1. Период от вступления в брак до рождения первого ребенка. Довольно быстро после заключения брака. Кризис разочарования в партнере. Причина - идеализация в предбрачный период, ошибка в выборе партнера.Идеализачия связана с романтическими отношениями, страстью, психологическими масками до брака (психология свиданий); общение до брака носит развлекательный характер. Из-за небольшого времени общения до брака партнеры плохо узнают до брака, не осуществляется информационный обмен. До брака не проявляются важные для совместной жизни личностные характеристики.
 2. Рождение первого ребенка. Женщина фокусируется на ребенке,партнер отходит на второй план. Агрессия против мужа, который не помогает. Мужчина ревнует к ребенку, он "на подхвате". Чувство отцовства появляется у мужчины очень часто тогда, когда ребенок уже несколько социализирован и с ним можно общаться.
 3. Фаза "вылета" из гнезда последнего ребенка. Супруги остаются один на один, эту ситуацию более травматично переживает мать.Обнажаются противоречия, которые ранее мескировались.В силу разных причин мужчина начинает в этом возрасте изменять жене. Всплеск разводов в парах со стажем 18 лет и выше.
 
 Детско - родительские отношения.
 4 очень часто встречающиеся педагогические маски, которые внешне выглядят как семейная педагогика, а на самом деле - проекция супружеских прблем родителей:
 1. Псевдосолидарность родителей - единство предъявляемых к ребенку требований. Ребенку не у кого искать защиты и помощи, если с ним что-то происходит. Для него родители в этой ситуации идентичны.
 2. Псевдоконфронтация - у родителей могут быть одинаковые педагогические позиции, но таким образом проявляется борьба за власть.
 3. Самоустранение от воспитания. Кто-то из взрослых членов семьи (в нашей культуре чаще отец) самоустраняется из воспитательного процесса, но если с ребенком что-то происходит, то этот отец говорит: "Я же вам говорил, как надо было делать, а вы меня не слушаете". Это предъявление неудовлетворенности тем, как человека оценивают в семье.
 4. Псевдопогружение в воспитание. Гипертрофированно много уделяется времени занятиям с ребенком. Высокий уровень тревожности. Обращение к мужу: "этого мне не хватает от тебя".
 
 НЕАДЕКВАТНЫЕ РОДИТЕЛЬСКИЕ ПОЗИЦИИ И ДЕТСКИЕ РОЛИ.
 1. Гиперпротекция - постоянный контроль за ребенком, даже в мелочах, постоянное принятие решений за ребенка. Как следствие - инфантильность. Способ удержания ребенка возле себя. Ребенку комфортнее с родителями. Чаще это семьи с единственным долгожданным ребенком, где родители - личности авторитарного типа.
 2. Гипопротекция - недостаточное уделение времени ребенку. Скрытая гипопротекция : делается все, что положено, но не уделяется достаточное внимание его личным проблемам. Это семьи, в которых отношения между родителями более важны, чем ребенок, или ребенок нежеланный. Также это встречается в многодетных семьях.
 3. Воспитание в культе болезни. Это дети с некоторыми отклонениями в здоровье. Родители усиливают симптоматику, "делают детей более больными", им по разным причинам выгодно считать ребенка больным.
 4. Эмоциональное отвержение - ребенок никому не нужен, он является обузой. Часто это следствие глубокого супружеского конфликта. Такие дети часто отстают в развитии.
 5. Воспитание в условиях жестоких взаимоотношений. Жизнь "по закону джунглей".Если с ребенком что-либо произошло, то это его проблемы. Ребенок подвергается наказанию за все ошибки и промахи.
 6. Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности. На ребенка возлагаются обязанности, не соответствующие возрасту (воспитание по типу Золушки). Дети тяжело реагируют на свои неудачи. Желание во всем быть первым. Когда такой ребенок становится взрослым, мы называем его "перфекционист", то есть человек, который всегда стремится быть "на высоте". Это люди, которые всегда контролируют других.
 7. Неустойчивая позиция. Разные позиции родителей, соперничество (например, родители и бабушка). Разные позиции одного взрослого в зависимости от его состояния.
 
 ДЕТСКИЕ РОЛИ.
 - Роли, которые взрослые заставляют играть ребенка.
 I.Позитивные роли:
 1. Кумир семьи - им все восхищаются, все проступки прощаются.
 2. Паинька - социально воспитан, знает, как и с кем себя вести, с кем, что можно себе позволить. Это часто ябедники и сплетники.
 3. "Чье-либо сокровище".
 4. Больной ребенок - ребенку может выгодно быть больным, так как это может быть единственным способом получить любовь и ласку родителей.
 
 II.Негативные роли:
 1. "Ужасный" ребенок (злоумышленник, мучитель) - он сплачивает семью, так как надо бороться с его ужасностью.
 2. "Стрелочник", козел отпущения.
 3. "Золушка".
 Все эти роли - как позитивные, так и негативные - плохи для ребенка.

<< Пред.           стр. 2 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу