<< Пред.           стр. 3 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу

 Идеальное родительское отношение - безусловная любовь и принятие ребенка.
 ? Шапиро Б. Ю.
 
  СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СЕМЬИ
  Общие черты свойственные семьям в индустриально развитых странах: нуклеаризация, падение рождаемости, усложнение межличностных отношений.
  Анализ социологической литературы (например: Харчев А. Г. Брак и семья в СССР. М.: Мысль, 1979; Соловьев Н. Я. Брак и семья сегодня. Вильнюс: Изд-во МИНТИС, 1977) по брачно-семейной проблематике показывает, что можно выделить следующие общие черты, свойственные современной семье в развитых в экономическом отношении странах:
  ?ослабление влияния общества на жизнь семьи, по крайнем мере, в виде явного давления;
  ?нуклеаризация семьи. Переход от расширенной семьи с тремя и более поколениями и широко разветвленными родственными связями к супружеской паре с несколькими детьми;
  ?увеличение числа одиноких людей брачных возрастов;
  ?уменьшение возраста впервые вступающих в брак;
  ?переход от браков по сговору или при сильном влиянии родителей к бракам, основанным на собственной воле молодых людей при минимальном вмешательстве родителей;
  ?изменение характера супружеских отношений, переход к новым ролям, большое внимание к личным потребностям и интересам личности;
  ?падение рождаемости, увеличение числа семей с одним ребенком;
  ?увеличение материальных и временных ресурсов, уделяемых воспитанию каждого ребенка;
  ?увеличение количества разводов;
  ?увеличение количества повторных браков для разводящихся и овдовевших людей.
  По А. Г. Харчеву характер семейной структуры, под которой он понимает всю совокупность межличностных, межролевых и т.д. отношений в семье, "в конечном счете определяется социально-историческими условиями: неравноправие женщин в обществе всегда влечет за собой их неравноправие в семье; иерархичность общественных отношений порождает соответствующие тенденции в семейных отношениях, и демократизация общества соответственно ведет к эгалитаризации семьи". (Харчев А. Г. Брак и семья в СССР, с. 74.)
 
  Культ насилия и успеха "любой ценой", сексуальная вседозволенность в искусстве и средствах массовой информации сочетается в США с проповедью пуританизма, идеалами "хорошей домашней хозяйки", ориентацией на потребление. Дискриминация женщин, проявляющаяся в идеологическом давлении (например, "доказательствах" их природной ограниченности, не позволяющей им занимать высшие посты), в предоставлении им малоквалифицированной работы и т. д., сочетается с широко развернувшимся феминистским движением, шумные представительницы которого нередко доходят до абсурда в своих требованиях женского равноправия. Ориентация на "последовательную полигамию" (частую смену брачных партнеров в течение жизни), широко обсуждаемую в специальной и популярной литературе, происходит в стране, в ряде штатов которой наблюдается относительно строгая юридическая процедура разводов. Все это весьма сложно повлияло на формирование ряда специфических черт американской семьи, таких, например, как:
  ?относительная важность образовательного, материального и престижного успеха каждого из супругов при заключении брака, в процессе супружеской жизни и при принятии решения о разводе;
  ?сравнительно часто наблюдаемые случаи физического насилия в отношениях между супругами и родителями и детьми;
  ?все более широкое проникновение эгоистических ценностей в систему семейных отношений - "отказ от детоцентризма", ущемления собственных интересов интересами семьи и т. д., что проявляется, в частности, и в ориентации на сознательную бездетность;
  ?относительная важность материальных сторон жизни, проявляющихся, в частности, в частоте супружеских конфликтов по поводу доходов и расходов в семье;
  ?широкое распространение добрачных сексуальных связей и сожительств;
  ?сравнительная распространенность семей, ищущих "новые формы" супружеских отношений (групповые браки, обмен супругами, браки, свободные от сексуальных обязательств) и т.д.
  Известный американский специалист по проблемам брака и семьи Г. Кристенсен предложил разделить всю историю исследований семьи на четыре периода, каждый из которых имеет свои особенности.
  1. Предисследовательский период (до 1850 г.) был посвящен в основном изучению семейных традиций, фольклора, философской и художественной литературы.
  2. Период "социального дарвинизма" как преобладающей научной теории (1850-1900 гг.) характеризовался изучением в первую очередь революционных изменений в семье, появлением работ, содержащих широкие теоретические обобщения в исторической и институциональной перспективе.
  3. В период "спонтанной науки" (1900-1950 гг.) появляется большое число абстрактно-теоретических работ о семье и ее роли в обществе, а также накапливаются эмпирические данные о различных типах брачно-семейных отношений и отдельных их стадиях (выбор супруга, развод и т. д.).
  4. Период планомерного построения теории (с 1950 г.-до настоящего времени) можно описать как "период самоосознания", основанного на систематизации результатов предшествующих исследований и анализе перспектив развития семьи. К этому времени обнаружилась тривиальность и некумулятивность большинства существующих теорий семьи, противоречивость принятых схем исследования. Явной стала необходимость разработки стратегии построения и формализации теории брачно-семейных процессов (Christensen H. Development of the family field of study.-In: Handbook of marriage and the family/ Ed. H. Christensen, Chicago, 1964.)
  Несмотря на обилие работ, выходящих в США, развитие теории семьи в начале 60-х годов, по словам Р. Хилла и Д. Хансена, "являлось очень скромным. Мы были так заняты исследованиями, нагромождая результат на результат, что основная задача того, что мы делаем, была забыта" (Hill R., Hansen D. The identification of coceptual frameworks utilized in family study.-Marriage and Family Living, I960, Nov., vol. 22, p. 299.) Для исправления создавшегося положения Р. Хилл организовал в Миннесотском университете систематическую работу по описи и анализу проведенных исследований. Его цель состояла в упорядочивании исследовательских процедур, обобщении наиболее существенных результатов и вытекающих из них теоретических утверждений. В течение 10 лет было проанализировано 15% всех работ, вышедших в США в 1945-1956 гг., и все публикации, появившиеся в 14 странах Европы и Азии за тот же период.
  Такой анализ позволил получить обобщенную картину эмпирических исследований семьи, выделить основные теоретические подходы к ее изучению, систематизировать накопленную информацию, оценить методологический и методический уровень проданной ранее работы.
  Было обнаружено, что сравнительно мало работ по семье основано на проверке гипотез (50% - в США и 17% - в Европе Contemporary theories about the family, p. 5), не делалось никаких попыток интегрировать частные гипотезы в теоретические построения более высокого уровня обобщения. Не было работ, в которых бы сравнивались процессы, происходящие в семье, с процессами в других малых группах.
 На основании анализа теоретических положений и понятийного аппарата исследований семьи Р. Хилл и Д. Хансен выделили 5 основных подходов, применяемых в исследованиях семьи (Hill R., Hansen D. Op. cit., p. 300-310).
  Интеракционистский подход. В рамках этого подхода семья исследуется посредством анализа взаимодействия членов семьи, занимающих определенные позиции (связанные с соответствующими ролями) внутри семьи. В большинстве исследований семья рассматривается как относительно закрытая система, имеющая слабую связь с окружающими институтами, организациями и даже группами. По словам Р. Хилла и Д. Хансена, "сотни исследований были сосредоточены на внутренних аспектах семейных отношений и семейного взаимодействия и фактически не рассматривали внешние связи семьи". Институциональный и культурный аспект семьи, т. е. анализ ее как социального института, практически выпадал из поля зрения ученых, работающих в рамках интеракционистского подхода. При интеракционистском подходе использовались такие понятия, как статус и межстатусные отношения в процессе коммуникации, конфликты, принятие решений и т. д.
  Структурно-функциональный подход характеризуется анализом семьи как социальной системы. Со структурно-функциональной точки зрения семья состоит из индивидов, имеющих свои статусы и роли. Связь между семьей и обществом определяется через понятие функции. В рамках этого подхода рассматривается система соотнесения семьи с внешними системами, семьи с внутренними подгруппами, такими, как брачная пара, братья или сестры, отдельные индивиды внутри семьи. Индивид в рамках этого подхода рассматривается скорее как "пакет" статусов и ролей, чем как активный, инициирующий свои действия человек. Подобно этому семья анализируется с точки зрения ее приспособления к более широкой системе. Основными понятиями при исследовании с таких позиций выступают: "структура", "функция", "определение ситуации", "референтная группа" и т. д.
  Ситуационный подход. Представители данного подхода соглашаются с интеракционистами в том, что семья есть система взаимодействия людей, имеющих опыт относительно продолжительных взаимоотношений. Но вместе с тем они фиксируют внимание не на взаимодействии между членами семьи, а на семейных процессах и явлениях, рассматривая их как социальную ситуацию, определяющую их поведение. Понятия "социальная ситуация" и "роль" выступают центральными для последователей данного направления.
  Институциональный подход связан с наиболее ранними исследованиями брака и семьи, он близок к культурно-историческом анализу брачно-семейных отношений. Институциалисты рассматривают семью как социальную систему, в которой центральными понятиями оказываются индивид и те культурные ценности, которые он разделяет. Хотя институциалисты согласны с тем, что семья передает многие важные функции обществу, они продолжают рассматривать ее как один из основных социальных институтов.
  Эволюционный подход не является оригинальным и представляет собой попытку эклектически свести различные подходы в одну общую систему. "Стадии и циклы в семейной жизни", "эволюция потребностей и целей", "социальные роли" и "обрацы поведения" - все эти понятия широко используются при эволюционном подходе.
  Классификация Р. Хилла и Д. Хансена оказала больше влияние на последующие работы и часто цитировалась в американских публикациях 60-70-х годов. Однако в начале 70-х годов другой известный американский социолог семьи Р. Бродерик предложил новую классификацию, отражающую более современную систему взглядов. Проанализировав социологические работы конца 60-х и начала 70-х годов, он предложил разделить имеющиеся теории на три группы по степени распространенности в эмпирических исследованиях семьи. Первая группа основывается на трех основных подходах к исследованию - системном, интеракционизме, принципе обмена. Далее следует группа менее значимых теорий, таких, как развития, экосистем, бихейвиоризм и феноменология. И, наконец, в третью группу входят теории, которые он назвал периферийными, так как они мало используются в исследованиях семьи. Среди них-теории игр, баланса, поля, обучения, психоанализ, структурный функционализм. В теориях этой группы широко используется институциональный и ситуационный подходы.
 Таким образом американская социологическая мысль демонстрирует явное непостоянство в использовании теоретических концепций. За исключением интеракционистского подхода, который "продолжает быть наиболее влиятельным подходом в изучении семьи" (Holman Т.. Burr W. Beyond the beyond: The growth of family theories in the 1970.-In: Decade review: Family research 1970-1979.-J. Marriage and Family, 1980, vol. 42, № 4, p. 9), остальные оказались не более чем модными течениями. Психоанализ, который по прогнозам 60-х годов должен был стать основным методом исследования семьи, отошел как теоретическая концепция на задний план. То же самое произошло и со структурным функционализмом.
  Такое разнообразие, пестрота и отсутствие единства становится еще очевиднее при анализе более частных концептуальных схем, моделей или гипотез, описывающих отдельные стороны или стадии брачно-семейных отношений. Таких теоретических построении накоплено в американской специальной литературе множество, и среди них есть немало интересных.
  Многое сделано, например, в направлении классификации и типологизации. Так, в работе К. Киркпатрика (Kirkpatrick С. The family as process and institution. N. Y., 1963, p. 180) приводится перечень 10 основных дилемм, отражающих конфликты ценностей " американских семьях.
  1. Свобода в семье или порядок и дисциплина.
  2. Достижения в работе или глубина отношений между супругами, между родителями и детьми.
  3. Самовыражение личности или самопожертвование ради детей.
  4. Гибкое общее воспитание или жесткое (ригидное) специальное воспитание.
  5. Стремление к достижению детьми больших успехов или реалистические ожидания, опирающиеся на понимание возможностей детей.
  6. Приверженность интересам семьи или интересам общества.
  7. Широта и случайность внешних контактов семьи или их ограниченность и глубина.
  8. Опыт в любви или верность в любви.
  9. Свободное сексуальное выражение или сексуальная сдержанность.
  10. Ранний брак или брак в более зрелом возрасте, предполагающий более тщательный выбор брачного партнера.
 Самa по себе схема достаточно любопытна. Однако характерно, то что автор не излагает принципа отбора дилемм и формулируются они на весьма неопределенном языке. В то же время такая схема при ее переработке, строгом определении понятий и обосновании отбора пунктов может явиться полезным инструментом для систематизации конфликтов ценностей. То же можно сказать и о классификации ролевых обязанностей в традиционной, товарищеской и партнерской семье, предложенной тем же К. Киркпатриком (Харчсв А. Г., Мацковский М. С. Современная семья и ее проблемы, С. 131-132), и многих других классификационных схемах.
  Все эти классификации не бесполезны, но они имеют два общих недостатка. Во-первых, в них не учитываются социальные и экономические условия функционирования семьи и специфика aaiiuo классификаций применительно к различным социальным условиям, классам и группам. Во-вторых, подавляющее большинство из них сформулировано скорее на уровне здравого смысла, чем на языке какой-либо теории.
 ЛИТЕРАТУРА
 1. Указ Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 года № 712 "Об основных направлениях государственной семейной политики".
 2. Доклад о положении в области народонаселения в Российской Федерации в 1994-1998 гг. - М., 1999.
 3. Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года. - М., 2000.
 4. Концепция законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин. - М., 1998.
 5. Концепция охраны репродуктивного здоровья населения России на период 2000-2004 гг. и план мероприятий по ее реализации. - М., 2000.
 6. Концепция разработки Федерального закона "Об основах государственной поддержки семьи в Российской Федерации". - М.: МГСУ, 2004. - 7 с.
 7. Национальный план действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года. - М., 1996.
 8. Государственный доклад "О состоянии здоровья населения Российской Федерации в 1998 г." - М., 1999.
 9. Мониторинг социально-экономического потенциала семей. Министерство труда и социального развития Российской Федерации. Всероссийский центр уровня жизни. Вып. I. - М., 2000.
 10. О демографической ситуации в Росси и мерах Правительства Российской Федерации по ее оптимизации: Материалы парламентских слушаний. Государственная Дума. - М., 2000.
 11. О положении семей в Российской Федерации. - М.: Юрид. лит., 1994. - 144 с.
 12. О положении семей в Российской Федерации. 1994-1996. - М.: НИИ семьи, 1998. - 184 с.
 13. Здоровая семья - здоровое поколение // Аналитический вестник Совета Федерации. - 2001. - № 13.
 14. Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю. Семейная психотерапия в центре психолого-педагогической помощи: научно-методическое пособие. - М.: НИИ семьи, 1998. - 112 с.
 15. Барнз Дж. Г. Социальная работа с семьями в Англии. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. - 170 с.
 16. Бернс Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки / Пер. с англ. - М.: Смысл, 2000. - 146 с.
 17. Бреева Е.Б. Программа социальной работы с безработными и их семьями. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994. - 76 с.
 18. Бреева Е.Б. Программа социальной работы с многодетными семьями. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992. - 66 с.
 19. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия: Краткий лекционный курс. - СПб.: Речь, 2001. - 144 с.
 20. Васильева В.А., Васильев Ю.А. Семья и девиантное поведение подростков. - М.: Институт молодежи, 1993. - 35 с.
 21. Герни Б. Психотерапия супружеско-семейных отношений: Учеб. пособие. - М.: Российский государственный социальный институт, 1992. - 85 с.
 22. Государственная семейная политика. Опыт регионов России по организации межведомственного взаимодействия по защите прав и интересов детей / Под общ. ред. М.В. Гордеевой. - М.: Министерство труда и социального развития РФ, 2000.
 23. Гребенников И.В. Основы семейной жизни: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1991. - 158 с.
 24. Грачев Л.К. . Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992. - 72 с.
 25. Губачев Ю.М. Психосоциальные проблемы семейной медицины / Ю.М. Губачев, В.В. Макиенко. - Пб.: Будапешт: Гедеон Рихте А.О., 2000. - 49 с.
 26. Гурко Т.А. Программа социальной работы с неполными семьями. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992. - 55 с.
 27. Дармодехин С.В. Государственная семейная политика: принципы формирования и реализация // Семья в России. - 1995. - № 3-4. - С. 5-25.
 28. Дармодехин С.В. О состоянии и неотложных мерах по развитию государственной семейной политики (к Международному конгрессу "Российская Семья", посвященному 10-летию Международного года семьи в Российской Федерации) // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации (Серия: Основные проблемы социального развития России - 74). - 2004. - № 4. - 20 с.
 29. "Дорога - это то, как ты идешь по ней..." Социально-реабилитационная работа с семьей нетипичного ребенка: Учебное пособие / Н.А. Абрашина, Л.Н. Бабич, Е.Ю. Герасимова и др.; Под общ. ред. В.Н. Ярской, Е.Р. Смирновой. - Саратов: Изд-во Поволж. Фил. Рос. Учеб. центра, 1996. - 153 с.
 30. Информационный бюллетень. 1994 - Международный год семьи в Российской Федерации. Вып. 1. - М.: Национальный совет по подготовке и проведению Международного года семьи в Российской Федерации, 1944. - 64 с.
 31. Каткова И.П., Лебединская О.И., Андрюшина Е.В. Медико-социальные проблемы юного материнства (программа социальной работы с юными матерями). - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992. - 53 с.
 32. Королева К.П. Семейное воспитание и школа в России в мемуарной и художественной литературе (середина ХIX - начало ХХ в.): Пособие для педвузов. - М.: АО "Капитал и культура", 1994. - 160 с.
 33. Климанова Г.И. Государственная семейная политика современной России: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2004. - 192 с.
 34. Личность - Семья - Общество: Материалы научно-практической конференции 1-3 июня 1993 г. - М.: Союз, 1994. - 197 с.
 35. Матвейчик З.Я. Социальная работа и планирование семьи // Социальная работа. - Вып. № 8. Социальная служба - организационная форма социальной работы: Учебно-методическое пособие. - М., 1993. - С.75 - 85.
 36. Материалы Международной научно-практической конференции "Семья в процессе развития". М.: НИИ семьи, 1994. - 192 с.
 37. Молодая семья: Документы Российской Федерации и субъектов Федерации: Специальный выпуск № 3-5 за 1995 год Информационного бюллетеня "Молодежная политика". - М.: Институт молодежи, "Социум", 1995.
 38. Москаленко В.Д. Программа социальной работы с семьями больных алкоголизмом. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992. - 75 с.
 39. Навайтис Г. Муж, жена и ... психолог. - М. - Воронеж: Изд-во "Институт практической психологии", 1995. - 128 с.
 40. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. - М. - Воронеж: Московский психолого-социальный институт, 1999. - 224 с.
 41. Нормативно-правовые основы социального обслуживания семьи, женщин и детей: Сборник материалов и нормативных документов по вопросам социального обслуживания семьи, женщин и детей. - М.: Институт социальной работы, 1997. - 164 с.
 42. Организаторы науки и ученые, занимающиеся исследованием проблем семьи, женщин, молодежи и детей. - М.: Центр социальных исследований, 1993. - 20 с.
 43. Пилипов В.М. Так ли плох Домострой? - М.: Панорама, 1991. - 48 с.
 44. Правовые гарантии социальной защиты семьи, женщин и детей: Нормативные акты. - М.: Луч, 1993. - 32 с.
 45. Проблемы семьи и детства в современной России. В 2 ч. - М.: Прометей, 1992. (136 с., 136 с.).
 46. Проблемы семьи и семейной политики: Сборник научных работ. Вып. 3. - М.: НИИ семьи, 1993. - 160 с.
 47. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: Семья как терапевт / Пер. с анг., нем. - М.: Смысл, 1993. - 332 с.
 48. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Под ред. Е.Г. Силаевой. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 192 с.
 49. Римашевская Н.М. Жизненный уровень населения как фактор национальной безопасности // Народонаселение как фактор национальной безопасности: Аналитический вестник. - М. - 2000. - № 15 (127). - С.3-20.
 50. Сатир В. Психотерапия семьи. - СПб.: Ювента, 1999. - 283 с.
 51. Семейная политика: практика и проблемы. Опыт Самарской области. - М.: Институт социальной работы, 1997. - 177 с.
 52. Семейный кодекс и брачный договор: Библиотека журнала "Социальная защита". - Вып. 5. - М., 1966. - 176 с.
 53. Семья как объект социальной работы. // Социальная работа. - Вып. 7. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1993. - 189 с.
 54. Смирнова Е.Р. Семья нетипичного ребенка: Социокультурные аспекты. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1996. - 192 с.
 55. Современная семья: социальные, правовые, медицинские, психолого-педагогические аспекты проблем: Тезисы докладов совместного российско-американского научно-практического семинара. - Пермь, 1994. - 128 с.
 56. Состояние социальной защиты нетрудоспособных граждан и семей с детьми в Российской Федерации (Сборник статистических материалов). - Ч.2. - М.: Минсоцзащиты, 1992. - 94 с.
 57. Содержание и организация деятельности территориальных центров социальной помощи семье и детям: Научно-методическое пособие в помощь работникам социальных служб и органов управления. - М.: Институт социальной работы, 1997. - 122 с.
 58. Социальная защита семьи и детей (зарубежный опыт). - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992. - 95 с.
 59. Социальная помощь семье и детям: Сборник материалов из практики работы. - Вып. 2. - М.: Институт молодежи, 1992. - 76 с.
 60. Социальная работа с семьей / Отв. ред. Т.В. Шеляг. - М.: Институт социальной работы, 1995. - 176 с.
 61. Социальная работа с семьей / Ред.-сост. Т.В. Шеляг. - М. - Тула: Институт социальной работы, 1996. - 212 с.
 62. Социальная работа с семьей в системе местного самоуправления / Под ред. В.П. Малыхина. - М.: Социально-технологический институт, 2000. - 197 с.
 63. Сулимова Т.С. Социальная работа с семьей: международные документы ООН и российское законодательство: Материалы и практические занятия по курсу: "Теория и методы социальной работы". - М.: Институт молодежи, 1994. - 36 с.
 64. Технологии и приемы профессионального воздействия в социальной работе со случаями семейного насилия / Под ред. И.В. Матвиенко. - М.: Региональная общественная организация "АННА", 2001. - 168 с.
 65. Территориальные учреждения социальной помощи семье и детям: Документы и материалы / Ред.-сост. И.И. Бондаренко - М.: Департамент проблем семьи, женщин и детей, 1993. - 105 с.
 66. Шапиро Б.Ю. Психология семейных отношений: Программа курса. - М.: Изд-во Международной педагогический академии, 1994. - 24 с.
 67. Шапиро Б.Ю., Сидоренкова Т.А., Либоракина М.И. и др. Социальные работники за безопасность в семье: Учебное пособие. - М.: ЗАО "Редакционно-издательский комплекс Русанова", 1999. - 144 с.
 68. Шеляг Т.В. Современная семья и социальная работа. - М.: Социально-технологический институт, 1999. - 242 с.
 69. Шеляг Т.В. Мир семьи и социальная работа. - М.: МГСУ, 2004. - 205 с.
 70. Харли У.Ф. Законы семейной жизни / Пер. с анг. - М.: Протестант, 1992. - 208 с.
 71. Черняк Е.М. Социология семьи: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2003. - 238 с.
 72. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб: ЗАО "Изд-во "Питер", 1999. - 656 с.
 
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 2
 
 
 

<< Пред.           стр. 3 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу