<< Пред.           стр. 7 (из 36)           След. >>

Список литературы по разделу

 * выпускать иные ценные бумаги, кроме обыкновенных именных акций;
 * совершать иные действия, запрещенные нормативными актами Федеральной комиссии.
  В соответствии с требованиями Постановления Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 20 мая 1998г. №10 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности инвестиционных фондов», стоимость активов инвестиционного фонда должна составлять не менее 10000-кратного минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом. Состав и структура активов инвестиционного фонда должны соответствовать требованиям нормативных актов Федеральной комиссии.
  Лицензирование деятельности инвестиционных фондов и их управляющих производится Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг.
  Число акционеров открытого общества не ограничено.
  Инвестиционный фонд закрытого типа формирует собственные ресурсы за счет оказания определенных консультационных услуг, а также перепродажи как акций, так и облигаций на рынке ценных бумаг. Причем выпуск акций является разовым и фиксированным по объему. При этом фонд не несет обязательств по выкупу акций у инвесторов.
  Число акционеров закрытого общества не должно превышать пятидесяти.
  Чековым инвестиционным фондом признается акционерное общество открытого типа, которое одновременно осуществляет деятельность, заключающуюся в привлечении средств за счет эмиссии собственных акций и их инвестирования в ценные бумаги других эмитентов.
  Кроме того, фонд занимается торговлей ценными бумагами, стоимость которых составляет 30 и более процентов от общей стоимости его активов, а до недавнего времени принимал и осуществлял операции с приватизационными чеками.
  Чековыми фондами не могут являться банки и страховые компании.
  Чековый фонд не имеет права принимать на себя обязательства по выкупу акций, принадлежащих его акционерам.
  Самостоятельные инвестиционные фонды создают организационные структуры управления деятельностью на основе тех задач, которые им предстоит решать в соответствии с потребностями практики. Наличие специального органа, руководящего и управляющего инвестиционным фондом, которым может быть физическое или юридическое лицо, создает благоприятные предпосылки для эффективной деятельности на рынке ценных бумаг.
  Наряду с чековыми фондами, в инфраструктуре фондового рынка действуют чековые инвестиционные фонды социальной защиты, в которых более 50% акций принадлежит гражданам, нуждающимся в особой социальной защите. Это — одинокие пенсионеры, инвалиды всех групп, дети-сироты, сироты, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся на полном государственном обеспечении, одинокие нетрудоспособные граждане, находящиеся на надомном обслуживании, а также граждане, постоянно проживающие в домах для престарелых и инвалидов.
  Для осуществления своей деятельности чековым инвестиционным фондам социальной защиты разрешается создавать страховые фонды (с отчислением в них более 20 % прибыли) с целью в пределах этих средств выполнять страхование здоровья и жизни своих акционеров.
  Паевой инвестиционный фонд (ПИФ) не является юридическим лицом. Он формируется путем объединения капиталов акционеров.
  Имущество паевого инвестиционного фонда состоит из переданных в доверительное управление средств инвесторов и приращенного имущества, в том числе имущественных прав, приобретенных управляющей компанией в процессе доверительного управления средствами инвесторов.
  Пай паевого инвестиционного фонда признается именной ценной бумагой.
  Учет имущества паевого инвестиционного фонда и прав инвесторов осуществляется специализированным депозитарием паевого инвестиционного фонда на основании договора с управляющей компанией.
  Управляющей компанией может быть только коммерческая организация, имеющая лицензию на право осуществления деятельности по доверительному управлению имуществом паевых инвестиционных фондов. Управляющая компания вправе осуществлять деятельность по управлению имуществом нескольких паевых инвестиционных фондов.
  Управляющая компания вправе инвестировать имущество паевого инвестиционного фонда, находящееся в доверительном управлении, в ценные бумаги, недвижимость, банковские депозиты и иное имущество в порядке, установленном Федеральной комиссией.
  Паевой инвестиционный фонд может быть открытым или интервальным. Паевой инвестиционный фонд признается открытым, если управляющая компания принимает на себя обязанность осуществлять выкуп выпущенных ею инвестиционных паев по требованию инвестора в срок, установленный Правилами паевого инвестиционного фонда, но не превышающий 15 рабочих дней с момента предъявления требования.
  Паевой инвестиционный фонд признается интервальным, если управляющая компания принимает на себя обязанность осуществлять выкуп выпущенных ею инвестиционных паев по требованию инвестора в срок, установленный правилами паевого инвестиционного фонда, но не реже одного раза в год.
  Как показывает история работы паевых инвестиционных фондов, они являются очень точными и чувствительными индикаторами, отражающими все процессы, происходящие на фондовом рынке и вокруг него.
  Характерной чертой развития отрасли паевых инвестиционных фондов на современном этапе является стабильность. Это проявляется как в поступательном развитии инфраструктуры отрасли, так и в устойчиво хороших финансовых показателях, которые фонды демонстрируют на протяжении 1999-2000 г.
  О финансовых результатах работы фондов можно судить по данным табл. 6.2, которая дает возможность оценить уровень прироста стоимости чистых активов (СЧА), стоимости пая и количества паев всех фондов за различные периоды в течение 12 месяцев.
 
  Таблица 6.2
  Финансовые результаты работы фондов
 
 
 
 
  Как видно из данных табл. 6.2, за анализируемый год СЧА (стоимость чистых активов) и стоимость паев практически всех фондов значительно выросли. Исключение составляют лишь фонды «Кредит Свисс АКСП» и «Монблан», стоимость чистых активов которых снизилась за счет выкупа паев, причем в случае с «Монбланом» довольно значительного - 80%.
  Максимальный прирост СЧА показал фонд «Пионер Первый ФЛА» — 420,98%. Прирост был достигнут как за счет рыночного фактора, так и за счет размещения паев, количество которых выросло более чем в четыре раза (300,8%). По продаже паев «Пионер Первый ФЛА» также является безусловным лидером, ближе всех к нему приблизился интервальный фонд «Алемар», количество размещенных паев которого выросло на 161,47%.
  Максимальную доходность по итогам 12 месяцев показал интервальный фонд «Промышленный», прирост стоимости пая которого составил 235,57%, а минимальную - фонд «АВО Дубна» (0,44%).Из данных табл. 6.2 также видно, что стоимости пая сохранили только те фонды, которые инвестировали свои активы полностью или частично в государственные ценные бумаги. По состоянию на конец 2000 г. активами паевых инвестиционных фондов управляли 18 компаний; всего имеют лицензию ФКЦБ России на доверительное управление имуществом ПИФов 28 компаний. При этом половина новых фондов — это открытые фонды, что в свою очередь означает, что поддержание ликвидности фондов такого типа больше не является проблемой для управляющих.
  Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) были созданы в соответствии с указом Президента РФ № 1077 от 16 сентября 1992 г. «О негосударственных пенсионных фондах», положившим начало новой отрасли — негосударственному пенсионному обеспечению.
  Инспекция НПФ при Министерстве труда РФ осуществляет регистрацию уставов НПФ и их лицензирование, на основании анализа специальной отчетности НПФ и документальных проверок осуществляет контроль за деятельностью НПФ, а также издает нормативные и методические документы, обязательные для негосударственных пенсионных фондов.
  За этот период негосударственные пенсионные фонды зарекомендовали себя как надежный и устойчивый финансовый институт, сложилась система законодательного и нормативного регулирования, сформировались механизмы перекрестного контроля за их деятельностью.
  В конце 2000 г. работало 286 НПФ, их суммарные активы составили около 20 млрд. руб. Общее число участников НПФ превысило 2,5 млн человек, в том числе 258 тыс. человек получали дополнительную негосударственную пенсию.
  После принятия в 1998 г. закона «О негосударственных пенсионных фондах» сложилась четкая система регулирования и контроля над деятельностью НПФ.
  В 1999-2000 гг. закончилось формирование нормативной базы, регламентирующей процесс размещения пенсионных резервов на финансовом рынке. Она включает в себя:
 * постановление Правительства РФ № 1432 от 23 декабря 1999 г. «Об утверждении Правил размещения пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением»;
 * постановление Правительства РФ № 383 от 28 апреля 2000 г. «О порядке заключения негосударственными пенсионными фондами договоров с депозитариями и особенностях деятельности депозитариев, обслуживающих негосударственные пенсионные фонды»;
 * приказ Инспекции негосударственных пенсионных фондов № 134 от 27 декабря 1999 г. «Об утверждении условий договора о размещении пенсионных резервов»;
 * приказ Инспекции негосударственных пенсионных фондов № 135 от 27 декабря 1999 г «Об утверждении требований к составу и структуре пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов»;
 * приказ Инспекции негосударственных пенсионных фондов № 15 от 14 февраля 2000 г. «Об утверждении порядка согласования предложений по введению особого порядка размещения пенсионных резервов».
  В соответствии с действующим законодательством негосударственные пенсионные фонды вправе размещать свои пенсионные резервы самостоятельно в государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги субъектов РФ, на банковский депозит или в объекты недвижимости, а также через управляющие компании — в активы, указанные выше, и в корпоративные ценные бумаги.
  Взаимоотношения НПФ и управляющей компании строятся на основании договоров доверительного управления и иных договоров в зависимости от схемы работы пенсионного фонда на финансовом рынке. В свою очередь управляющие компании обязаны иметь лицензию на те виды деятельности, по которым она осуществляет операции со средствами пенсионных фондов например лицензию профессионального участника при операциях с ценными корпоративными бумагами.
  Негосударственные пенсионные фонды обязаны утвердить и представить в Инспекцию НПФ план размещения пенсионных резервов, являющийся, по сути, инвестиционной декларацией, который должен включать: оценку общих тенденций на рынке объектов размещения пенсионных резервов, оценку состояния эмитентов ценных бумаг, в которые предполагается размещать пенсионные резервы, а также рисков, связанных с их размещением в объекты, предусмотренные планом размещения.
  При этом общая стоимость пенсионных резервов не должна превышать:
 * 30% стоимости пенсионных резервов — при размещении их в ценных бумагах, выпущенных учредителями и вкладчиками фонда, за исключением случаев, когда эти бумаги включены в котировальный лист эмитентов;
 * 50% стоимости пенсионных резервов — при размещении их в банковских вкладах и объекты недвижимости.
  По виду доходности направления инвестирования разделяются на следующие варианты:
 * вложения с установленной доходностью (облигации, банковские депозиты, векселя и т.п.);
 * вложения с рыночной доходностью (акции и т.п.).
  Во вложения с установленной доходностью должно размещаться не менее 50% стоимости пенсионных резервов.
  По степени риска объекты размещ??ия пенсионных резервов разделяются:
 * на безрисковые объекты вложения (риск потери активов не превышает 10%);
 * с минимальным риском (риск потери активов 10—25%);
 * с повышенным риском (риск потери активов составляет от 25—50%);
 * на высокорискованные (риск потери активов превышает 50%);
 * на недопустимые риски, которые запрещены «Правилами размещения пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением», утвержденными Правительством РФ.
  Отнесение объектов инвестирования пенсионных резервов к группам риска производится фондом самостоятельно. При размещении их должны соблюдаться следующие ограничения по степени риска:
 * в безрисковые объекты и в объекты с минимальным риском — размещение без ограничения объемов пенсионных резервов фондов;
 * в объекты с повышенным риском и в рискованные — не более 40% стоимости пенсионных резервов фондов;
 * в рискованные объекты — не более 20% стоимости пенсионных резервов фондов.
  В ряде случаев Инспекция НПФ допускает возможность отступления от установленных пропорций и соотношений по объектам и направлениям размещения пенсионных резервов. Особый порядок размещения вводится, когда соблюдение пенсионным фондом установленных нормативов не обеспечивает полноту и своевременность выполнения обязательств но пенсионным договорам или когда для соблюдения интересов участников необходимы дополнительные (иные) условия. Особый порядок размещения пенсионных резервов подлежит обязательному согласованию в Инспекции НПФ и утверждается советом фонда.
  Негосударственные пенсионные фонды выступают на рынке как портфельные инвесторы (табл. 6.3). К основным направлениям инвестирования пенсионных резервов следует отнести государственные и муниципальные ценные бумаги, корпоративные ценные бумаги (акции, облигации, векселя), банковские депозиты.
  Даже в условиях недостаточной законодательной и нормативной базы НПФ на протяжении последних лет ежегодно удваивают свои активы (20 крупнейших НПФ по размеру пенсионных резервов представлены в табл. 6.4). Несмотря на все сложности, связанные с дефолтом и последовавшим кризисом ликвидности, 1999 г. является наиболее удачным периодом развития пенсионной индустрии, поскольку именно в это время окончательно стабилизировалось налогообложение НПФ: предприятия получили возможность относить пенсионные расходы на себестоимость продукции, доходы НПФ от размещения пенсионных резервов перестали облагаться налогом на прибыль.
  В ближайшее время правительство должно окончательно определить роль и место НПФ в проводимой пенсионной реформе.
  Одним из основных сценариев пенсионной реформы является введение обязательного накопительного пенсионного обеспечения (чилийская модель развития), когда каждый гражданин в течение трудового периода жизни будет отчислять примерно 2—10% от доходов в один из негосударственных пенсионных фондов. Денежные средства (при обязательном государственном регулировании и контроле) будут размещаться на финансовом рынке, а размер пенсии будет зависеть от суммы уплаченных взносов и полученного инвестиционного дохода. Например, реализация модели обязательной накопительной системы на базе частных пенсионных фондов в Чили позволила обеспечить граждан пенсией в размере около 80% от их заработка и обеспечить устойчивый экономический рост чилийской экономики на протяжении последнего десятилетия.
  В рамках реформирования системы льготного пенсионного обеспечения предполагается ввести обязательные профессиональные пенсионные системы на базе негосударственных пенсионных фондов. Финансирование льготных (досрочных) пенсий по условиям труда планируется осуществлять не за счет перераспределения (субсидирования) средств Пенсионного фонда России, а за счет использования накопительно-страховых пенсионных схем и дополнительных (к основному тарифу) взносов работодателя в негосударственные пенсионные фонды. Перенос финансовой нагрузки на работодателя позволит повысить его ответственность за состояние условий труда на предприятии и серьезно снизит нагрузку на систему государственного пенсионного обеспечения.
  Реализация любого из сценариев пенсионной реформы приведет к многократному увеличению темпов роста активов негосударственных пенсионных фондов, а следовательно, их роль на финансовом рынке будет неуклонно возрастать. В свою очередь появление полноценных институциональных инвесторов будет способствовать формированию внутреннего рынка капитала и создаст предпосылки для устойчивого экономического роста.
 
  Таблица 6.3
  Структура портфеля НПФ
 
 
 
  Таблица 6.4
  Крупнейшие негосударственные пенсионные фонды
 
 
 
 
  Как показывает зарубежный опыт, инвестиционные фонды в России имеют широкие перспективы развития.
  В США наиболее динамично развивающимися институциональными инвесторами являются пенсионные фонды, взаимные фонды и хедж-фонды. Первый современный пенсионный фонд в США создала компания General Motors в 1950 г. В настоящее время примерно 40% работающего населения США участвует в пенсионных фондах, различающихся схемами вложения средств населения. Активы пенсионных фондов, составлявшие на стадии их появления 170 млрд долларов, сейчас превышают 3 трлн дол. Причем если до 1970-х гг. пенсионные фонды США осуществляли покупку американских облигаций и акций, то теперь они вкладывают средства в акции и облигации международных корпораций, в производные ценных бумаг и осуществляют различные альтернативные вложения.
  Рост пенсионных фондов сопровождался разработкой и внедрением разнообразных технологий управления инвестициями, что в свою очередь предопределило появление сложных систем анализа и управления инвестиционным портфелем.
  Взаимные фонды — разновидность инвестиционных фондов, особенность которых состоит в том, что, будучи инвестиционными компаниями открытого типа, они постоянно выпускают в обращение свои акции, покупая при этом акции не только американских эмитентов, но и зарубежных, прибегая к активному и пассивному управлению.
  Хедж-фонды представляют собой объединение частного капитала «квалифицированных инвесторов» в форме партнерства. В США более 65% всех инвесторов должны быть квалифицированными инвесторами с минимальным вкладом 250 тыс. дол. При этом собственный капитал инвестора должен составлять не менее 1 млн дол., а доход за предыдущий год не менее 200 тыс. дол.
  Количество инвесторов также ограничено и не должно превышать 100. Исключения допускаются для инвесторов с собственным капиталом не менее 5 млн дол. При этом правовой характер партнерства запрещает хедж-фондам рекламировать себя широкому кругу инвесторов.
  Фонды используют спекулятивные инвестиционные стратегии с привлечением значительных средств. Отличием от других типов институциональных инвесторов является относительное отсутствие регулирования, поскольку юридический адрес большинства из них находится в оффшорных зонах.
  Хедж-фонды могут неограниченно использовать заемные средства. Кредит может в десятки раз превышать собственный капитал. Соотношение собственных и заемных средств определяется в зависимости от стратегии фонда, его репутации на рынке ценных бумаг и размеров активов.
  Хедж-фонды могут быть классифицированы по признакам региональной принадлежности, типам, инвестиционных стратегий, степени риска, размеру активов.
  К основным типам хедж-фондов относятся фонды, которые:
 * занимаются арбитражными операциями с конвертируемыми облигациями;
 * открывают «длинные» или «короткие» позиции по ценным бумагам;
 * осуществляют инвестиции на развивающихся рынках;
 * приобретают акции с хеджированием посредством открытия «коротких» позиций или операций с опционами на индекс акций;
 * нейтрализуют рыночный риск;
 * работают с не хеджированными акциями;
 * ориентируются на различные корпоративные события;
 * занимаются в основном инвестированием в инструменты с фиксированным доходом;
 * ориентируются на ожидаемое движение рынков ценных бумаг, процентных ставок, валютных курсов и товарных рынков с привлечением существенных кредитных ресурсов;
 * занимаются арбитражными операциями с ценными бумагами компаний.
  Как показывает зарубежный опыт, необходимыми условиями успешного функционирования инвестиционных фондов являются:
 * наличие в организации компетентных специалистов, умело составляющих портфели ценных бумаг и эффективно управляющих ими;
 * эффективное распределение инвестиций в различные инструменты фондового рынка, обеспечивающее тем самым снижение риска;
 * высокая ликвидность вкладываемых средств, обеспечивающая быструю продажу и покупку новых, более привлекательных на фондовом рынке ценных бумаг;
 * возможность привлечения средств от различных категорий населения.
 
 6.5. Расчетно-клиринговые организации
 
  Процесс расчета по сделкам с ценными бумагами был в значительной степени облегчен созданием клиринговых центров, клиринговых палат, или расчетных центров.
  Клиринговая деятельность — это деятельность по определению взаимных обязательств. Она включает:
 * сбор, сверку, корректировку информации;
 * составление расписания расчетов, согласно которому денежные средства должны поступать в расчетно-клиринговую организацию;
 * расчет вариационной маржи;
 * осуществление расчетов между участниками сделок;
 * принятие к исполнению бухгалтерских документов при определении взаимных обязательств;
 * формирование специальных фондов, служащих для снижения рисков неисполнения сторонами своих обязательств при совершении сделок с ценными бумагами;
 * контроль за перемещением ценных бумаг или других активов, лежащих в основе сделок.
  Сверка основных показателей заключенной сделки осуществляется с целью урегулирования всех возможных расхождений, возникающих чаще всего на рынках, где сделки заключаются устно или путем обмена письменными обязательствами сторон. Если же расхождения отсутствуют, то сверка считается успешной. Существует определенное время, отводимое на сверку по выявлению возможных расхождений и их устранению, продолжительность которого зависит от договаривающихся сторон.
  В ряде случаев от процедуры сверки клиенты отказываются, считая что достаточно заключенного договора и условий его выполнения, а также в тех случаях, когда сделки проходят в рамках компьютизированной системы, где лишь технические сбои могут повлечь за собой необходимость сверки.
  Сделки, не требующие сверки, именуются зафиксированными.
  Основным этапом осуществления сделки является клиринг, включающий множество операций, целью которых служит расчет за поставленные ценные бумаги. При этом перевод денег или поставка денежных средств не производится.
  Наряду с непосредственным расчетом суммы платежа за приобретенные ценные бумаги, включая всевозможные сборы и налоги, в ряде случаев возникает потребность во взаимозачете встречных требований, которые возникают по разным сделкам. Причем процедура существенно усложняется, если биржевой оборот в течение биржевой сессии достигает десятка тысяч сделок по разным ценным бумагам. Применяемый взаимозачет существенно уменьшает платежные операции по итогам биржевых торгов.
  Процедура клиринга включает в себя:
 * определение котировочной цены по каждому виду торгуемых контрактов;
 * оценку состояния клиринговых счетов участников по итогам торговой сессии.
  В ходе торгов различают текущую и котировочную цену. Текущая цена — это усредненная цена сделки, заключенной до начала торговой сессии.
  Текущая цена становится- котировочной в результате проведения клиринга. Если в течение торговой сессии сделки отсутствовали, то в качестве котировочной принимается котировочная цена предыдущей сессии.
  Изменение текущей цены в ходе торговой сессии влечет за собой расчет вариационной маржи по каждой позиции, открытой участниками торгов. Вариационная маржа определяется по формулам:
 
 
 где Мк — вариационная маржа по одному купленному в ходе торговой сессии контракту; Мо — вариационная маржа по одному проданному в ходе торговой сессии контракту; Р — текущая цена торговой сессии но данному контракту; Ро — цена сделки, совершенной в текущую торговую сессию но данному контракту; N — количество заключенных контрактов данного вида.
  Если в результате расчета по указанной формуле будет получен положительный знак вариационной маржи, то сумма маржи перечисляется в пользу участника торгов. При получении отрицательного значения сумма маржи списывается со счета участника в пользу другого участника — контрагента.
  Общий объем вариационной маржи, начисляемый по результатам сделки в ходе торговой сессии, равен сумме вариационной маржи по каждой открытой позиции участника торгов.
  По результатам каждой совершенной в текущую торговую сессию сделки рассчитывается состояние клирингового счета участника торгов. Расчет производится по формуле:
 
 
 где St — сумма свободных средств клирингового счета на момент времени t; S - общая сумма средств клирингового счета на момент времени t; aM - сумма вариационной маржи, вычисляемой на момент времени t; Ni — количество открытых позиций по i-му контакту на момент времени t; Pi — текущая цена i-го контракта на момент времени t; Ki — ставка депозитной маржи i-го контракта.
  Проведение платежей осуществляется по указанной формуле. При этом под t понимается момент проведения клиринга.
  При сделках существуют двухсторонний взаимозачет и многосторонний взаимозачет.
  Двухсторонний взаимозачет базируется на попарном (по паре контрагентов — покупателя и продавца) расчете требований друг к другу денежных средств или ценных бумаг. Этот вид взаимозачета используется весьма редко, поскольку не всегда совпадают на одном и том же рынке метод денежного взаимозачета с методом взаимозачета по ценным бумагам. Поэтому применение двухстороннего взаимозачета ограничено использованием его на внебиржевых рынках в отношениях между доверяющими друг другу клиентами или на небольших фондовых биржах с малым числом участников и небольшим оборотом.
  Многосторонний взаимозачет может осуществляться:
 * без участия клиринговой организации в качестве посредника в расчетах;
 * с участием клиринговой организации.
  Независимо от принятого решения относительно участия клиринговой организации в процедуре взаимозачета каждая из сторон участников сделки рассчитывает свои требования или обязательства на установленный период. Чистое сальдо, именуемое «позицией», определяется на основе разницы между требованием участника и его обязательством.
  Позиция считается «закрытой», если сальдо равно нулю, и «открытой», если сальдо не равно нулю. Положительное сальдо свидетельствует о том, что объем требований данного участника превышает его обязательства. При этом говорят, что у участника клиринга открыта «длинная позиция». Такой участник называется «нетто-кредитором».
  В случае отрицательного сальдо, т.е. когда участник клиринга должен больше, чем должны ему, возникает «короткая позиция», а ее участник называется «нетто-должником».
  После удовлетворения встречных требований сделок, включенных в расчет и прошедших процедуру клиринга, можно считать что обязательства сторон исполнены.
  Различие между двумя методами взаимозачета состоит лишь в процедурах урегулирования рассчитанных позиций клиринга.
  Выбор процедуры зависит от числа пар «кредитор-должник» и их финансового положения.
  Если клиринговая организация не участвует в расчетах, то наиболее перспективен метод многостороннего взаимозачета, в основе которого лежит определение числа пар «кредитор-должник», которые сами между собой договариваются о расчетах по сделкам. Этот метод может успешно применяться при наличии небольшого числа пар на биржах и внебиржевых сделках.
  Другой метод требует участия клиринговой организации, которая выступает в качестве посредника, выполняющего роль единого кредитора по отношению как к должнику, так и к тем, с кем обязаны рассчитаться. Полная смена сторон на этапе исполнения сделок путем расчетов только с клиринговой организацией находит широкое применение на рынках большинства стран мира.
  Оформление клиринговой организацией расчетных документов, направляемых в систему оплаты за ценные бумаги и их поставку, является одним из завершающих этапов сделки. Форма, порядок заполнения расчетных документов зависят от формы взаимозачета.
  Исполнение сделки предполагает денежный платеж и поставку ценных бумаг. Срок устанавливается непосредственно участниками сделки, например на современных электронных биржах и в клиринговых организациях, где процесс прохождения всех этапов сделки не превышает одного дня. Многое зависит при этом от действующей в той или иной стране системы денежных расчетов. Соответственно клиринговая организация определяет форму контроля над исполнением сделок и расчетов.
 
 6.6. Депозитарии
 
  Инфраструктура российского фондового рынка неоднородна и делится на две крупные системы — торговую и учетную, чьи интересы зачастую вступают в противоречие. Действительно, профессиональному посреднику выгоднее свести всех своих клиентов (инвесторов) в одну учетную организацию, контролируемую им же (даже если это противоречит интересу инвестора), чем реорганизовать свою работу с точки зрения обеспечения надежности защиты прав инвесторов, в том числе через эффективную систему учета прав собственности на ценные бумаги.
  Депозитарной деятельностью, как указано в Федеральном законе «О рынке ценных бумаг» признается оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и/или учету и переходу прав на ценные бумаги. Для организации деятельности по ведению счетов, на которых учитываются пенные бумаги, переданные на хранение клиентами, создаются депозитарии.
  Счета, предназначенные для учета ценных бумаг, называются счетами депо. В рамках одного счета депо могут учитываться различные выпуски ценных бумаг.
  Поскольку цепные бумаги одного выпуска могут находиться в состоянии залога или быть выставлены на торги и т.п., то для отражения состояния ценных бумаг депозитарий может завести не один лицевой счет депо. Лицевой счет депо — минимальная единица депозитарного учета. Совокупность лицевых счетов владельца ценных бумаг формирует его счет депо.
  Открытие счета депо не ставится в обязательную зависимость от внесения на него депонентом каких-либо ценных бумаг в момент открытия, т.е. договор счета депо по согласию сторон не обязывает клиента на передачу ценных бумаг.
  Депозитарием может быть только юридическое лицо.
  Технология депозитарной деятельности основывается на учете всех сделок, совершаемых фондовыми брокерами, каждый из которых имеет свой счет депо, на котором отмечаются принадлежащие ему и клиентам ценные бумаги в виде сертификатов. После совершения сделок на бирже отпадает необходимость в обращениях к регистратору, осуществляющему обязанности по ведению реестра ценных бумаг и выдаче на руки сертификатов на имя их новых владельцев.
  В результате оформления сделок и внесения соответствующих изменений в счета депо отпадает также необходимость физического перемещения сертификатов от одного клиента к другому. Депозитарий, выступая в качестве посредника между эмитентом и инвестором, может осуществлять функции не только регистратора, но и отчасти функции клиринга. Эмитент для выплаты дивидендов переводит в депозитарий сумму денег, соответствующую числу ценных бумаг, находящихся на счете депозитария, который в свою очередь перечисляет дивиденды владельцам ценных бумаг.
  Все операции, связанные с депозитарной деятельностью, осуществляются в соответствии с договором, заключаемым между депозитарием и депонентом, т.е. лицом, пользующимся услугами депозитария. Депозитарный договор заключается в письменной форме и не влечет за собой переход к депозитарию права собственности на ценные бумаги депонента. Поскольку по договору в обязанности депозитария входят лишь регистрация фактов обременения ценных бумаг депонента обязательствами и ведение отдельного от других счета депо депонента с указанием даты и основания каждой операции по счету, то, соответственно, депозитарий не имеет права распоряжаться ценными бумагами, управлять ими или осуществлять какие-либо действия без согласия депонента.
  В то же время депозитарий на основании соглашений с другими депозитариями может привлекать их к исполнению своих обязанностей по хранению сертификатов ценных бумаг и/или учету прав на ценные бумаги депонентов. Таким образом, он становиться депонентом другого депозитария или принимает в качестве депонента другой депозитарий, если это прямо не запрещено депозитарным договором.
  Депозитарий несет гражданско-правовую ответственность за сохранность депонированных у него сертификатов. При этом он не оказывает ряда услуг типа: доверительного управления ценными бумагами, исполнения поручений клиентов на рынках или их консультирования.
  Необходимо отметить, что отличительной чертой Федерального закона «О рынке ценных бумаг» является четкая регламентация условий депозитарного договора, которые предусматривают:
 * однозначное определение предмета договора: предоставление услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и/или учету прав на ценные бумаги;
 * порядок передачи депонентом депозитарию информации о распоряжении депонированными в депозитарии ценными бумагами депонента;
 * срок действия договора;
 * размер и порядок оплаты услуг депозитария, предусмотренных договором;
 * форму и периодичное» отчетности депозитария перед депонентом;
 * обязанности депозитария.
  Депозитарная деятельность в России находится в постоянном развитии. В соответствии с Постановлением ФКЦБ РФ № 3 от 20 января 1998 г. и Положением ЦБ РФ №16-11 от 22 января 1998 г. резко сокращен круг потенциальных расчетных организаций, исключив тем самым возможность совмещения брокерско-дилерской деятельности и деятельности по обеспечению расчетов по сделкам с ценными бумагами, заключаемыми в организованных торговых системах. Таким образом, из числа расчетных депозитариев были исключены банки, которые в целях управления собственной ликвидностью должны проводить дилерские операции. С момента вступления в силу указанного постановления банковские депозитарии стали классифицироваться как клиентские.
  Однако анализ причин и последствий кризиса российского фондового рынка конца 90-х годов в части, касающейся его учетной инфраструктуры, привел специалистов к следующим выводам:
 * сама по себе учетная система, в центре которой находится расчетный депозитарий (американская модель), не ведет к устранению рисков профессиональных участников и повышению ликвидности рынка;
 * наличие множества технологически не связанных между собой регистраторов с отличающимися друг от друга правилами и формами документооборота осложняет работу торгующих на рынке профессиональных участников;
 * многоуровность отношений в учетной системе (использование нескольких мест хранения прав на ценные бумаги) приводит к путанице и потере информации, затрудняющей реализацию прав инвесторов на ценные бумаги, включая участие в корпоративном управлении;
 * идеология существующих торговых площадок не ведет к созданию единой учетной системы, а ориентирует участников на работу с различными расчетными депозитариями;
 * со стороны профессиональных участников рынка существует известная недооценка рисков, сопровождающих учетную деятельность.
  В настоящее время учетная система российского фондового рынка как комплекс институтов, уполномоченных фиксировать права владельцев на ценные бумаги, состоит из более чем сотни специализированных регистраторов и ряда депозитарных систем, среди которых можно выделить следующие:
 * депозитарную систему Национального депозитарного центра (НДЦ), предназначенную в основном для обслуживания торгов государственными, муниципальными и корпоративными ценными бумагами на ММВБ;
 * депозитарную систему депозитарно-клиринговой компании (ДКК), специализирующуюся на обслуживании торгов корпоративными ценными бумагами в РТС и сделок, совершаемых на неорганизованных рынках;
 * депозитарную систему депозитарно-расчетного союза ( ДРС), предназначенную в основном для обслуживания торгов на МФБ;
 * депозитарную систему Газпромбанка, в основном предназначенную для учета прав акционеров на акции Газпрома;
 * депозитарную систему Санкт-Петербургского расчетно-депозитарного центра (РДЦ), предназначенную в основном для обслуживания торгов ценными бумагами субъектов Федерации на биржах Санкт-Петербурга.
  Несколько сотен остальных профессиональных участников рынка, имеющих депозитарную лицензию, используют ее, как правило, для обеспечения доступа в вышеуказанные расчетно-депозитарные системы и реестры, выполняя функции клиентских (кастодиальных) депозитариев.
  Сложившаяся учетная система так или иначе удовлетворяет текущие потребности рынка. Однако ситуация меняется, и то, что сформировалось как учетная инфраструктура по итогам приватизации, сейчас устраивает далеко не всех. Но это не означает, что изменения инфраструктуры путем более точного копирования доминирующей на западных рынках модели дадут положительный результат. Вопросы, как организовать инфраструктуру всего рынка, как обеспечить гарантию исполнения сделок при внебиржевых операциях, остаются открытыми.
  Необходимо иметь в виду, что российский фондовый рынок, создававшийся «по американским рецептам», имел изначально серьезные отличия от заокеанского — отечественные ценные бумаги на 95% «дематериализованы», т.е. выпускаются в бездокументарной форме. Уже одно это могло бы послужить поводом для серьезных раздумий о целесообразности внедрения американской модели инфраструктуры, в центре которой находится расчетный депозитарий, первоначально создававшийся как единое хранилище сертификатов акций. Кроме того, в отличие от развитых рынков в России значительная часть сделок происходит вне систем организованной торговли, а в случае их заключения между частными инвесторами — и без участия профессиональных посредников.
  Огромную долю составляют сделки с участием иностранного капитала, что пагубно отражается на устойчивости рынков. Основная доля нарушений прав инвесторов и случаев мошенничества приходится на сделки, проводимые на неорганизованном рынке. В этих условиях любые колебания финансовых рынков, например в Азии или Латинской Америке, приводят к катастрофическим последствиям для котировок на наших биржах.
  В 1996 г. появились первые специализированные депозитарии. На 1 января 2000 г. лицензии были только у четырех специализированных депозитариев инвестиционных и паевых инвестиционных фондов.
  В течение 2000 г. наблюдалась повышенная активность получения лицензий специализированными депозитариями, связанная с тем, что 28 апреля 2000 г. вышло постановление Правительства РФ «О порядке заключения негосударственными пенсионными фондами договоров с депозитариями и особенностях деятельности депозитариев, обслуживающих негосударственные пенсионные фонды», обязывающее НПФ хранить ценные бумаги только в специализированных депозитариях. При этом юридические лица, осуществляющие депозитарное обслуживание фондов (вплоть до утверждения положения о лицензировании деятельности специализированного депозитария инвестиционных и паевых инвестиционных фондов), должны иметь две лицензии:
 * профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление депозитарной деятельности;
 * на осуществление деятельности специализированного депозитария инвестиционных и паевых инвестиционных фондов.
  В соответствии с указанным постановлением Правительства специализированные депозитарии будут заниматься не только хранением и учетом ценных бумаг НПФ, но также должны контролировать выполнение правил размещения и инвестирования пенсионных резервов, а также их состав и структуру.
  Специализированные депозитарии, не являющиеся банками, не ведут банковских операций, а значит, и не несут рисков, связанных с деятельностью кредитных организаций. В связи с этим надежность выше у депозитариев, не совмещающих свою деятельность с иными видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг или с банковской деятельностью. Хотя сегодня определяющим моментом в разделе рынка НПФ является, пожалуй, не надежность, а активная клиентская политика.
  Если до последнего времени специализированные депозитарии обслуживали только паевые фонды, то с появлением НПФ у каждого специализированного депозитария на обслуживании будут не только паевые, но и пенсионные фонды (на 1 января 2001 г. потенциально в среднем на каждый специализированный депозитарий приходится по 10—11 НПФ).
  Таким образом, объективные потребности в повышении ликвидности российского фондового рынка требуют изменений неудобной учетной системы, сформировавшейся в первой половине 90-х годов. При этом нужно отметить, что основное потенциальное преимущество инфраструктуры российского рынка состоит в том, что благодаря ее сравнительно малому сроку существования совершенствование не потребует слишком больших усилий на преодоление указанных недостатков.
  Предусматривается также организация клиентских депозитариев, не имеющих сети счетов в реестрах акционеров и уполномоченных депозитариях, а пользующихся для учета ценных бумаг клиентов счетами в расчетных депозитариях или клиентских депозитариях, обладающих такой сетью. К ним прежде всего относится кастоди. Под кастоди на развитых рынках ценных бумаг подразумевается широкий перечень персонифицированных услуг. Услуги кастодиана, в качестве которого может выступать депозитарий, связаны прежде всего с обеспечением сохранности прав на ценные бумаги, реализацией прав, закрепленных за ценными бумагами, и исполнение сделок по ценным бумагам. Персонификация депозитария (кастодиана) подразумевает индивидуальный подход к каждому из клиентов при выполнении разнообразных услуг, включая открытие и ведение счетов в указанных клиентом валютах. Как показывает зарубежный опыт, клиенты предъявляют к поставщикам услуг кастоди, как правило, следующие требования:
 * максимизации безопасности учета и хранения ценных бумаг (активов) и минимизации рисков, связанных с операциями с ценными бумагами;
 * получения услуг высокого качества от поставщиков услуг, хорошо понимающих специфические потребности клиентов;
 * использования услуг поставщиков, приверженных бизнесу, инвестирующих в его развитие и имеющих отличную репутацию;
 * оплаты услуг поставщика в разумных пределах с точки зрения уровней и структуры тарифов, комиссионных и всей системы тарифов в целом;
 * доступа к дополнительным банковским и инвестиционным услугам тогда, когда это нужно и когда это выгодно;
 * потенциальной возможности создания стратегического партнерства с поставщиком услуг для совместного развития определенных видов деятельности.
  В соответствии с новой схемой взаимодействия данные о переходе прав собственности на ценные бумаги передаются торговой системой в расчетный депозитарий, у которого имеется механизм и полномочия на проведение клиринга.
  Механизм проведения клиринга подразумевает установление максимальной суммы обязательств одного участника перед другим, а также перед учетной системой в целом, и в результате — наличия системы управления рисками.
  Надо отметить, что развитая инфраструктура рынка создает условия и предпосылки для привлечения внутренних и иностранных инвестиций, препятствует оттоку капитала из страны и тем самым способствует защите иностранных интересов.
 
 6.7. Саморегулируемые организации
 
  Особое место на рынке ценных бумаг занимают саморегулируемые организации — добровольные объединения профессиональных участников, которые учреждаются для обеспечения деятельности участников рынка, соблюдения ими стандартной профессиональной этики, защиты интересов владельцев ценных бумаг и других клиентов. Все профессиональные участники рынка ценных бумаг могут стать членами саморегулируемой организации некоммерческого типа.
  Согласно Федеральному закону «О рынке ценных бумаг», организация, учрежденная не менее чем десятью профессиональными участниками рынка ценных бумаг, вправе подать в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг заявление о приобретении ею статуса саморегулируемой организации.
  В выдаче разрешения может быть отказано, если в представленных организацией профессиональных участников рынка ценных бумаг документах не будут содержаться соответствующие требования, к которым относятся:
 * профессиональная квалификация персонала (за исключением технического);
 * правила и стандарты осуществления профессиональной деятельности;
 * правила, ограничивающие манипулирование ценами;
 * ведение учета и отчетности;
 * минимальная величина их собственных средств;
 * правила вступления в организацию профессионального участника рынка ценных бумаг и выхода или исключения из нее;
 * равные права на представительство при выборах в органы управления организацией и участие в управлении организацией;
 * порядок распределения издержек, выплат, сборов среди членов организации;
 * защита прав клиентов, включая порядок рассмотрения претензий и жалоб клиентов-членов организации;
 * обязательства ее членов по отношению к клиентам и другим лицам по возмещению ущерба из-за ошибок или упущений при осуществлении членом организации его профессиональной деятельности, а также неправомерных действий члена организации или его должностных лиц и/или персонала;
 * соблюдение порядка рассмотрения претензий и жалоб членов организации;
 * процедура проведения проверок соблюдения членами организации установленных правил и стандартов, включая создание контрольного органа и порядка ознакомления с результатами проверок других членов организации;
 * санкции и иные меры в отношении членов организации, их должностных лиц и/или персонала и порядок их применения;
 * требования по обеспечению информации для проверок, проводимых по инициативе организации;
 * контроль за исполнением санкций и мер, применяемых к членам организации, и порядок их учета.
  В соответствии со своими правами саморегулирующая организация должна:
 * своевременно информировать о результатах проверок деятельности своих членов;
 * разрабатывать правила и стандарты осуществления профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами своими членами и осуществлять контроль за их соблюдением;
 * разрабатывать учебные программы и планы, осуществлять подготовку должностных лиц и персонала организаций, выполняющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, определять квалификацию указанных лиц и выдавать им квалификационные аттестаты.
  Саморегулируемая организация обязана представлять в Федеральную комиссию по ценным бумагам данные обо всех изменениях, вносимых в документы о создании, положениях и правилах саморегулируемой организации, с кратким обоснованием причин и целей таких изменений.
  Все доходы саморегулируемой организации используются ею исключительно для выполнения уставных задач и не распределяются среди ее членов.
  Число и направленность саморегулируемых организаций должны устанавливаться государством и определяться в зависимости от развития фондового рынка и его правой обеспеченности. В США, например, к числу саморегулируемых организаций относятся все фондовые биржи, Национальная ассоциация фондовых дилеров, 12 клиринговых агентств, Муниципальный Совет по правилам торговли ценными бумагами, Корпорация по защите интересов инвесторов.
  Наиболее представительной из этих организаций является Национальная ассоциация фондовых дилеров, созданная в 1939 г. и включающая в настоящее время свыше 6 тыс. фирм, связанных с торговлей ценными бумагами, и более 440 тыс. отдельных лиц. Все члены Ассоциации обязаны сдать специальные квалификационные экзамены типа тех, которые необходимы для получения аттестата Министерства финансов РФ. Поскольку члены Ассоциации могут использовать мощную инфраструктуру внебиржевого рынка, то, опасаясь исключения из ее рядов, они вынуждены выполнять все ее правила и предписания. При этом лица, находившиеся под следствием или исключенные из какой-либо профессиональной организации, а также лишенные лицензии на право работы на фондовом рынке или нанимающие на работу лиц, осужденных за преступления, совершенные на рынке ценных бумаг, не могут быть членами Ассоциации.
  Деятельностью Ассоциации руководит Совет управляющих, в задачи которого входит:
 * координация работы постоянных и временных комитетов и групп, занимающихся арбитражем;
 * надзор за правильностью операций участников Ассоциации;
 * поддержание контактов с правительственными и законодательными организациями;
 * решение вопросов, связанных с деятельностью на фондовом рынке акционерных обществ, институциональных инвесторов, инвестиционных компаний;
 * оказание консультационных услуг;
 * правовое регулирование;
 * подготовка кадров и принятие у них квалификационных экзаменов;
 * информационное обеспечение;
 * связи с общественностью;
 * развитие международных связей.
  Для выполнения своих функций Ассоциация располагает окружными комитетами, которые обеспечивают проведение политики, проводимой Советом управляющих.
 
  Краткие выводы
 
 1. К участникам рынка ценных бумаг относятся: эмитенты, инвестиционные институты, организации, специализирующиеся на обслуживании рынка, государственные органы регулирования и контроля, саморегулируемые организации, инвесторы, инфраструктура рынка.
 2. Каждый из участников рынка ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ и договорами может выполнять различные функции, удовлетворяющие конкретным требованиям.
 3. Практически все участники рынка ценных бумаг являются юридическими лицами и могут нести по своим обязательствам имущественную ответственность.
 4. В зависимости от специфики рынка каждый участник рынка может находиться в позиции покупателя или продавца.
 5. Учредителями инвестиционных институтов могут быть российские и иностранные юридические лица.
 6. Все инвесторы подразделяются на определенные группы, каждая из которых отличается поведением на рынке ценных бумаг. Так, для стратегических инвесторов основной целью является приобретение наибольшего числа акций для последующего воздействия на функционирование АО. Рискованные же инвесторы стремятся максимизировать доход при возможном при этом риске.
 7. Определенная часть инвесторов выступает в роли эмитентов. Сначала ищет прибыльное размещение временно свободных средств, а затем выпускает ценные бумаги.
 8. Фондовые брокеры и дилеры — это посредники между теми, кто хочет получить деньги, и теми, кто хочет их вложить. Для того чтобы успешно работать на фондовом рынке, они должны быть профессионалами: знать сегменты своего рынка, эмитентов и инвесторов, умело использовать информацию при выполнении поручений.
 9. Брокеры выполняют поручения клиентов за их счет. Дилеры же могут совершать сделки купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет. Особенностью отечественной практики работы на фондовом рынке является возможность совмещения деятельности брокера и дилера.
 10. Дилер может выступать на фондовом рынке как инвестиционная компания или инвестиционный фонд, предоставляя клиентам множество услуг: выпуск, покупку, продажу и хранение ценных бумаг, управление ими, а также осуществление расчетов с клиентами.
 11. Инвестиционные фонды могут создаваться в виде акционерных обществ открытого или закрытого типа для привлечения свободных денежных средств населения и других инвесторов с целью эффективной работы на фондовом рынке.
 12. Существуют определенные требования к деятельности инвестиционных фондов, которые должны ими обязательно выполняться.
 13. Определенной разновидностью инвестиционных фондов и компаний являются пенсионные и взаимные фонды. Они в свою очередь делятся на три типа: простые инвестиционные фонды; чековые инвестиционные фонды (в том числе инвестиционные фонды социальной защиты); паевые инвестиционные фонды (открытые и интервальные).
 14. Простой инвестиционный фонд открытого типа, наряду с привлечением средств населения и других инвесторов, может формировать свои ресурсы путем выпуска обыкновенных акций, которые могут быть проданы обратно только самому фонду.
 15. Инвестиционный фонд закрытого типа формирует собственные ресурсы за счет оказания определенных консультационных услуг, а также перепродажи как акций, так и облигаций на рынке ценных бумаг.
 16. Особенность взаимных фондов состоит в том, что, будучи инвестиционными компаниями открытого типа, они постоянно выпускают в обращение свои акции, покупая при этом акции не только американских эмитентов, но и других стран.
 17. Хедж-фонды представляют собой объединение частного капитала «квалифицированных инвесторов» в форме партнерства.
 18. Чековым инвестиционным фондом признается акционерное общество открытого типа, которое одновременно осуществляет деятельность, заключающуюся в привлечении средств за счет эмиссии собственных акций и инвестирования средств в ценные бумаги других эмитентов.
 19. Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) положили основу новой отрасли — негосударственному пенсионному обеспечению. Негосударственные пенсионные фонды выступают на рынке как портфельные инвесторы.
 
  Рекомендуемая литература
 
 1. Алексеев М. Ю. Рынок ценных бумаг. - М.: Финансы и статистика, 1992. - 352 с.
 2. Закон РФ «О рынке ценных бумаг».
 3. Коллективные инвестиции /Составитель и редактор Т. Бойко. — СПб.: Норма, 1997.
 4. Миркин Л.М. Ценные бумаги и фондовый рынок. - М.: Перспектива, 1995. -550 с.
 5. Миловидов В. Д. Инвестиционные фонды и трасты: как управлять капиталом. - Л.: Экономика, 1992. - 160 с.
 6. Шарп У., Александер Г., Бейли Дж. Инвестиции: Пер. с англ. - М.: Инфра-М., 1997. - 1025 с.
 7. Тьюлз Р., Брэдли Э., Тьюла Т. Фондовый рынок. - 6-е изд.: Пер. с англ. - М.: Инфра-М., 1997. - 648 с.
 8. Журнал «Рынок ценных бумаг» за 1998-2001 гг.
 
 Раздел 2. Фондовый рынок
 
 Глава 7. Фондовая биржа и внебиржевая торговля
 
 7.1. Фондовые биржи России
 
  Российские фондовые биржи прошли в своем развитии несколько периодов: дореволюционный, советский и современный, который начался с приватизации собственности государства. Каждый из этих исторических этапов имеет свои особенности, обусловленные спецификой экономических преобразований.
  Впервые потребность в бирже как месте организованной торговли ценными бумагами возникла у российского государства в 1769 г. Именно тогда в Амстердаме был размещен первый выпуск Российского государственного займа. Затем последовало размещение государственных займов на рынках западноевропейских стран.
  Спустя всего сорок лет государственные долговые бумаги были впервые на законных основаниях размещены среди населения России.
  Начало деятельности отечественной фондовой биржи как самостоятельного института, пользующегося поддержкой государства, было положено законом от 27 июля 1900 г., которым министру финансов предписывалось образовать особый фондовый отдел при Санкт-Петербургской бирже для торговли валютой и ценными бумагами. Этот закон передавал формируемый фондовый отдел в ведение особой канцелярии по кредитной части Министерства финансов. В 1901 г. министром финансов С. Ю. Витте были утверждены «Правила для фондового отдела С.-Петербургской биржи», в которых в полной мере нашли отражение основные принципы государственного контроля и регулирования торговли фондовыми ценностями.
  В дальнейшем биржевая реформа получила развитие еще в ряде документов, утвержденных министром финансов. Среди них в первую очередь следует отметить «Правила о допущении бумаг к котировке на фондовом отделе С.-Петербургской биржи» (1902 г.), которые расширяли и конкретизировали положения 1886 и 1895 гг. и правила 1901 г.

<< Пред.           стр. 7 (из 36)           След. >>

Список литературы по разделу