<< Пред.           стр. 13 (из 23)           След. >>

Список литературы по разделу

  43. Механизм правового регулирования.
  44. Стимулы и ограничения в праве.
  45. Соотношение поощрений и наказаний в праве.
  46. Право и закон: проблемы их соотношения,
  47. Виды правоотношений.
  48. Понятие и структура субъективного права.
  49. Понятие и структура юридической обязанности.
  50. Правовой статус личности.
  51. Единство прав и обязанностей личности.
  52. Юридические коллизии и способы их разрешения.
  53. Проблемы эффективности права.
  54. Проблемы соотношения законности и целесообразности.
  55. Дисциплина и демократия.
  56. Дискуссионные вопросы юридической ответственности.
  57. Юридическая практика: понятие и виды.
  58. Юридический процесс.
  59. Юридический состав правонарушения.
  60. Преступление и проступок.
  61. Юридическая ответственность и государственное принуждение.
  62. Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность.
  63. Соотношение государства и права.
  64. Федерализм в России: проблемы развития.
  65. Нормативность права.
  66. Государство, право, собственность.
  67. Причины правонарушений и пути их предупреждения и устранения.
  68. Правовые акты: понятие, признаки, виды.
  69. Тенденции развития современного российского законодательства.
  70. Соблюдение и защита прав человека и гражданина - обязанность государства.
  71. Марксистская теория права.
  72. Социологическая теория права.
  73. Естественно-правовая доктрина,
  74. Психологическая теория права.
  75. Нормативистская теория права.
  76. Историческая школа права.
  77. Реалистическая школа права.
  78. Право, законность, правопорядок: проблемы соотношения.
  79. Льготы в праве: понятие, признаки, виды.
  80. Запреты и приостановления в праве.
  81. Проблемы принципов права.
  82. Основные требования правильного применения права.
  83. Дискуссионные вопросы юридических фактов и фактических составов.
  84. Юридические лица как субъекты права.
  85. Система российского права и международное право.
  86. Проблемы совершенствования правотворческой деятельности в Российской Федерации.
  87. Проблемы кодификации законодательства.
  88. Система нормативных актов в России.
  89. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.
  90. Взаимодействие органов государства и местного самоуправления.
  91. Законные интересы личности.
  92. Юридическая квалификация.
  93. Правомерное поведение: понятие, признаки, виды, стимулы.
  94. Справедливость как принцип права.
  95. Гуманизм как принцип права.
  96. Проблемы пробелов и путей их устранения и преодоления.
  97. Политический и государственно-правовой режимы.
  98. Право как мера свободы.
  99. Способы (приемы) толкования права.
  100.Отрасли российского права: проблемы развития.
 
 Перечень тем
 и методика написания
 выпускных квалификационных
 (дипломных) работ
 
  Выполнение дипломной работы является заключительным этапом обучения студентов-выпускников в вузе и имеет своей целью:
  систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности;
  применение их при решении конкретных научных и профессиональных задач;
  дальнейшее развитие навыков самостоятельной работы с литературой и законодательством, овладение методикой научного анализа.
  Дипломная работа представляет собой самостоятельное теоретическое исследование одной из наиболее актуальных, наиболее сложных проблем по специальности, имеющее выход на практику. Поэтому каждая дипломная работа должна содержать элементы новизны, поиска собственных путей разрешения современных научно и практически значимых вопросов. Выводы автора работы должны быть в достаточной степени убедительны и аргументировании.
  Тематика дипломных работ составляется кафедрой, передается в деканат и утверждается советом вуза. Она должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки.
  Студентам предоставляется право выбора темы дипломной работы. Поскольку кафедрой устанавливается лишь примерный перечень тем, студент может предложить для дипломной работы свою тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки.
  Закрепление темы дипломной работы оформляется приказом ректора вуза на основе личного письменного заявления студента на имя заведующего кафедрой.
  Каждому студенту назначается руководитель дипломной работы из числа соответствующего преподавательского состава (прежде всего профессоров и доцентов). Руководитель:
  дает студенту задание на дипломную работу;
  помогает в разработке календарного графика на весь период выполнения дипломной работы;
  рекомендует необходимую основную литературу, справочные и архивные материалы, законодательные акты и другие источники по теме;
  проверяет выполнение работы (по частям или в целом).
  По предложению руководителя дипломной работы кафедре в случае необходимости предоставляется право приглашать консультантов по отдельным разделам дипломной работы, за счет времени, отведенного на руководство дипломной работой. Консультантами могут назначаться профессора и преподаватели других высших учебных заведений, а также высококвалифицированные специалисты и научные работники других учреждений и государственных органов. Консультанты проверяют соответствующую часть выполненной студентами работы и ставят на ней свою подпись.
  Дипломная работа выполняется на основе глубокого изучения литературы по специальности (учебников, учебных пособий, курсов лекций, монографий, статей из научных сборников, журналов "Государство и право", "Правоведение", "Общественные науки и современность", "Законность", "Российская юстиция" и др.), анализа нормативных, правоприменительных и интерпретационных актов, обобщения юридической практики.
  Студент должен составить календарный график работы на весь период с указанием очередности выполнения отдельных этапов, и после одобрения руководителем представить на утверждение заведующему кафедрой (декану факультета).
  Декан факультета устанавливает сроки периодического отчета по выполнению дипломной работы. В эти сроки студент отчитывается перед руководителем и заведующим кафедрой, которые фиксируют степень готовности работы и сообщают об этом декану.
  Законченная дипломная работа, подписанная студентом и консультантами (если они назначаются), представляется руководителю. После просмотра и одобрения дипломной работы руководитель подписывает ее и вместе со своим отзывом представляет заведующему кафедрой (декану факультета). В отзыве должна быть характеристика всех разделов дипломной работы. Заведующий кафедрой (декан факультета) на основании этих материалов решает вопрос о допуске студента к защите, делая об этом соответствующую запись на дипломной работе. В случае, если заведующий кафедрой (декан факультета) не считает возможным допустить студента к защите дипломной работы, этот вопрос рассматривается на заседании кафедры с участием руководителя. Протокол заседания кафедры представляется на утверждение ректору вуза.
  Дипломная работа должна быть отпечатана через два интервала на одной стороне стандартного листа белой бумаги с полями для брошюровки по левой стороне. Размер шрифта, используемого при электронном наборе материала (на компьютере), необходимо приблизить к стандартному машинописному, так, чтобы при распечатке текста через 1,5 - 2 интервала на странице помещалось не более 30-43 строк по 60-70 знаков в каждой.
  Титульный лист начинается с указания на Министерство общего и профессионального образования РФ, содержит полное наименование вуза и кафедры, учебной дисциплины (по которой выполнена работа), тему дипломного исследования, фамилию и инициалы дипломанта, ученое звание, ученую степень, фамилию и инициалы руководителя, место (город, в котором находится вуз) и год написания работы.
  Рукопись переплетается или вкладывается в специальную папку "для диплома". Общий объем работы составляет 50-80 машинописных страниц (без учета схем, приложений и списка используемой литературы). Работа, представленная в нарушение предъявляемых требований, к защите не допускается.
  Дипломное исследование должно иметь план, с помощью которого материал структурируется, излагается в логической последовательности. Содержание работы состоит из введения (где обосновывается выбор темы, определяется ее актуальность, научная и практическая значимость, показывается степень разработанности рассматриваемой проблемы, обозначаются цели, задачи и методы исследования и т. п.), основной части (в которой анализируются вопросы плана, доказываются те или иные провозглашаемые положения и пр.) и заключения (в котором кратко излагаются полученные автором выводы, обобщения, достижения; устанавливаются основные направления дальнейшего анализа данной проблемы). Библиография начинается после заключения и состоит из следующих частей: 1) нормативных актов; 2) книг; 3) научных статей; 4) авторефератов на соискание ученой степени кандидата и доктора юридических наук.
  Дипломная работа, допущенная выпускающей кафедрой к защите, направляется на рецензию. Состав рецензентов утверждается деканом факультета по представлению заведующего соответствующей кафедры из числа сотрудников правоохранительных органов и иных юридических учреждений. В качестве рецензентов могут привлекаться как преподаватели своего вуза (но не работающие на выпускающей кафедре), так и преподаватели иных вузов. По дипломной работе представляется не менее одной рецензии.
  Декан факультета знакомит с рецензией заведующего соответствующей кафедрой, студента-выпускника и направляет дипломную работу с рецензией в итоговую аттестационную комиссию для защиты. Порядок защиты дипломных работ определяется Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации.
  Дипломная работа после защиты хранится в библиотеке высшего учебного заведения.
 
 
 Темы дипломных работ
 
  1. Причины происхождения государственности
  2. Сущность государства
  3. Проблемы механизма современного Российского государства
  4. Разделение властей как принцип правового государства
  5. Проблемы формы современного Российского государства
  6. Государство и право: проблемы соотношения
  7. Правовое государство; проблемы становления в современной России
  8. Нормотворчество: федеральный и региональный уровни
  9. Право и мораль: проблемы соотношения, взаимодействия и противоречий
  10. Социальная ценность права
  11. Действие права
  12. Правовое регулирование и правовое воздействие: проблемы соотношения
  13. Механизм правового регулирования: понятие и структура
  14. Правовые стимулы
  15. Правовые ограничения
  16. Статика и динамика права
  17. Правовые режимы
  18. Цели и средства в праве
  19. Льготы в праве
  20. Поощрение как юридическое средство
  21. Эффективность правового регулирования
  22. Формы российского права
  23. Публичное и частное право
  24. Международное и национальное право: проблемы соотношения
  25. Правовая система: понятие и структура
  26. Качество закона
  27. Проблемы правовых отношений
  28. Механизм правотворчества
  29. Механизм правоприменения
  30. Правовой нигилизм и правовая культура
  31. Правовой статус личности
  32. Проблемы правопонимания
  33. Марксистская теория права
  34. Естественно-правовая теория
  35. Историческая школа права
  36. Социологическая теория права
  37. Психологическая теория права
  38. Нормативистская теория права
  39. Проблемы правосознания
  40. Пробелы в праве и пути их устранения и преодоления
  41. Проблемы систематизации нормативных актов
  42. Юридический процесс как общетеоретическая категория
  43. Юридический прецедент как форма права
  44. Преемственность и обновление в праве
  45. Право как мера свободы личности
  46. Предмет и метод теории государства и права: основные проблемы
  47. Государство, право, экология
  48. Государство, право, собственность
  49. Государство, право, религия
  50. Проблемы типологии государства и права
  51. Предмет и метод правового регулирования
  52. Нормативный договор как форма права
  53. Запреты в праве
  54. Субъективное право
  55. Юридическая обязанность
  56. Законные интересы личности
  57. Правовые категории: понятие и система
  58. Юридическая техника и язык права
  59. Цели, задачи и функции государства
  60. Правовой обычай как форма права
  61. Общая характеристика российской правовой системы
  62. Англо-саксонская правовая семья
  63. Романо-германская правовая семья
  64. Религиозная правовая семья
  65. Традиционная правовая семья
  66. Юридические коллизии и способы их разрешения
  67. Права человека как общетеоретическая проблема
  68. Убеждение и принуждение в праве
  69. Справедливость как принцип права
  70. Гуманизм как принцип права
  71. Современные проблемы юридической ответственности
  72. Проблемы юридических фактов
  73. Объективно противоправное деяние
  74. Система нормативных актов в России
  75. Проблемы функций права
  76. Соотношение права и закона
  77. Закон как приоритетная форма права
  78. Проблемы системы современного российского права
  79. Принципы организации и деятельности современного Российского государства
  80. Проблемы российского федерализма
  81. Подзаконные нормативные акты
  82. Акты официального толкования норм права
  83. Проблемы толкования норм права
  84. Субъекты права: современный аспект
  85. Проблемы правонарушений
  86. Механизм реализации законов
  87. Проблемы стимулирования правомерного поведения
  88. Взаимная ответственность государства и гражданина как принцип правовой государственности
  89. Гражданское общество и государство
  90. Институт и подотрасль права
  91. Проблемы законности в современном Российском государстве
  92. Правопорядок; проблемы становления в России
  93. Лоббизм в правотворческой и правоприменительной деятельности
  94. Проблемы юридического состава правонарушений
  95. Государственный орган как элемент механизма государства
  96. Взаимодействие системы государственных и муниципальных органов
  97. Государство в политической системе общества
  98. Личность в политической системе общества
  99. Защита права как юридическая категория
  100.Нормы права: понятие, структура, виды
 
 Словарь основных понятий
 теории государства и права
 
  Абсолютные права - такие субъективные права, которые обеспечиваются пассивной обязанностью (воздержанием от нарушаемых действий) со стороны неопределенного круга лиц (например, право собственности).
  Абсолютные правоотношения - такое урегулированное нормой права общественное отношение, в котором управомо-ченной стороне противостоит неопределенно большое количество пассивно обязанных субъектов.
  Абсолютная монархия - разновидность монархической формы правления, для которой характерна неограниченная государственная власть, принадлежащая одному лицу - монарху.
  Автономия - форма самоуправления части территории государства, характеризующаяся правом самостоятельного решения внутренних вопросов.
  Автономная область в составе Российской Федерации - область, самостоятельно осуществляющая государственную власть на соответствующей территории, отличающаяся особенностями быта и национального состава и входящая непосредственно в Российскую Федерацию на началах административной автономии (Еврейская автономная область),
  Автономный округ в составе Российской Федерации - национальное государственное образование, входящее в область или край и отличающееся особым национальным составом и бытом населения (например, Корякский автономный округ).
  Авторитаризм - один из видов политического режима, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа и т. д.) при минимальном участии народа и для которого характерны бюрократически-командные методы управления обществом.
  Административно-территориальная единица Российской Федерации - структурный элемент административно-территориального деления, в качестве которого выступают край, область, район, город, район города, поселок и сельский населенный пункт.
  Административно-территориальное деление - это система территориальной организации государства, на основе которой образуются и функционируют органы государственной власти и управления.
  Административно-территориальное устройство Российской Федерации - разделение территории России на определенные части (районы, города, районы города, поселки, сельские населенные пункты), в соответствии с которыми строится и функционирует система местных органов государства.
  Администрация - система исполнительно-распорядительных государственных органов, обеспечивающая реализацию законов в масштабах всей страны или определенного региона.
  Акт нормативный - правовой акт, принимаемый субъектами правотворчества, содержащий нормы права, имеющий особую официальную письменную форму и направленный на урегулирование определенных общественных отношений.
  Акт применения права (правоприменительный акт) - правовой акт, который содержит индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения конкретного юридического дела,
  Акт толкования права (интерпретационный акт) - правовой акт, который содержит разъяснение смысла юридических норм и выносится специальными компетентными органами.
  Аналогия закона - решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи.
  Аналогия права - решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права.
  Аутентическое (авторское) толкование - разъяснение смысла юридической нормы, даваемое тем же органом, который принял данную норму.
 
 
  Бездействие преступное - разновидность преступного деяния, представляющая собой общественно опасное и прот исправное пассивное поведение, выражающееся в несовершении общественно ценного действия, которое лицо могло и должно было совершить в силу возложенных на него юридических обязанностей.
  Буквальное толкование - разъяснение смысла правовой нормы, при котором этот смысл совпадает с ее текстуальным выражением.
 
 
  Важнейшие полномочия - установленные Конституцией и законами специальные права для конкретных государственных органов и должностных лиц, позволяющие оптимальным путем достигать наиболее значимые социальные цели,
  Вето - отказ главы государства подписать законопроект, принятый парламентом.
  Вина - психическое состояние, характеризующееся отношением правонарушителя к совершенному им деянию (см. умысел и неосторожность).
  Власть социальная - присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение.
  Властные решения - правовые акты, принимаемые государственными органами или должностными лицами в пределах их компетенции для достижения определенных целей и влекущие юридические последствия.
  Вменяемость - нормальное психическое состояние лица, при котором оно способно оценить свое место в обществе и отдавать отчет своим действиям.
  Воинская дисциплина - соблюдение военнослужащими правил, установленных законами, уставами, приказами.
  Воля народа - концентрированное выражение интересов большинства граждан в обществе, направленное на достижение определенных социально значимых целей и лежащее в основе какого-либо управленческого решения (например, конкретного закона, принятого на референдуме).
  Вотум - решение, принятое большинством голосов избирательного корпуса или представительного учреждения по определенному вопросу (например, вотум недоверия правительству).
  Временное правительство - центральный орган исполнительной власти, созданный в переходный период конкретного государства в условиях его экономической или политической нестабильности.
  Временное правление - система высших органов государства, осуществляющая в определенный промежуток времени политическую власть в обществе.
  Всенародное голосование (референдум) - принятие непосредственно гражданами управленческого решения по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, обладающее высшей юридической силой.
  Всенародное обсуждение - форма демократии, заключающаяся в непосредственном участии граждан в процессе управления государством, выработке и принятии оптимальных государственных решений путем выражения мнений и оценок по наиболее общественно значимой проблеме (например, при обсуждении законопроектов с целью выявить самый широкий спектр предложений и рекомендаций, поступающих от различных групп, слоев, отдельных граждан общества).
  Всеобщее избирательное право - признак демократии и избирательной системы, означающей предоставление активного (быть избранным) и пассивного (избирать) права всем дееспособным гражданам страны независимо от их происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, времени проживания в данной местности, рода и характера занятий.
 
 
  Гарантии законности - средства и условия, обеспечивающие соблюдение законов и подзаконных актов, беспрепятственное осуществление прав граждан и интересов общества и государства.
  Гипотеза правовой нормы - элемент нормы права, указывающий на условия ее действия (время, место, субъектный состав и т. п.), которые определяются путем закрепления юридических фактов.
  Глава государства - высшее должностное лицо в государстве, являющееся носителем его исполнительной власти и одновременно верховным официальным представителем всего данного общества в сфере внешних сношений.
  Государственная власть - публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.
  Государственная дисциплина - определенные требования к поведению людей, связанные с выполнением правил, предъявляемых к государственным служащим.
  Государственно-правовой режим - система методов, приемов и средств, с помощью которых осуществляется государственная власть.
  Государственное принуждение - осуществляемое организованно, персонифицированно и в пределах юридических предписаний физическое, психологическое либо идеологическое воздействие государственной власти на членов общества, обеспечивающее при помощи государственного аппарата безусловное утверждение государственной воли в области охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, безопасности общества, борьбы с правонарушениями и наказания виновных в их совершении.
  Государственный аппарат - система органов, призванных осуществлять задачи и функции государства.
  Государственный суверенитет - присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.
  Государство - организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, националистических, расовых и т. п.) в пределах определенной территории.
  Гражданское общество - совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.
  Гражданство - устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности мх взаимных прав, обязанностей и ответственности.
  Грамматический способ толкования - прием разъяснения правовых норм, осуществляемый с помощью языковых средств, правил грамматики, орфографии и т. п.
  Гуманизм права - один из важнейших принципов права, выражающийся в признании человека как высшей ценности, закреплении и обеспечении его прав, свобод, законных интересов, достоинства личности, условий свободного всестороннего развития и стимулирования подлинно человечных отношений между людьми.
 
 
  Давностъ - установленный в нормативном акте срок, истечение которого влечет определенные юридические последствия.
  Дееспособность - установленная (признанная) в законе возможность лица собственными действиями осуществлять свои права и обязанности.
  Действие права - содержательно-динамическая сторона права, характеризующая его фактически реализуемую способность осуществлять регулятивное (специально-юридическое), информационно-психологическое (мотивационное), воспитательное (идеологическое, педагогическое) и социальное воздействие на участников общественных отношений.
  Декларация - провозглашение основных принципов; правовой документ, имеющий силу рекомендации.
  Декрет - наименование особо важных нормативных актов.
  Деликтоспособностъ - способность лица самостоятельно нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение.
  Демократизм права - один из важнейших принципов права, выражающийся в юридическом установлении и реальном обеспечении идей народовластия, свободы, равенства, братства, справедливости, ответственности в общественных отношениях, подлежащих правовому регулированию.
  Демократический режим - система методов и приемов, с помощью которых население участвует в осуществлении государственной власти посредством прямой (когда граждане, например, на референдуме непосредственно принимают решения по важнейшим вопросам общественной жизни) и представительной демократии (когда народ реализует свою власть через выбираемые им представительные органы), принимая решения большинством с учетом интересов меньшинства.
  Диктатура - безраздельная политическая, экономическая и идеологическая власть, не ограниченная законом и осуществляемая единолично (или строго определенной группой лиц во главе в лидером).
  Динамизм права - способность права изменяться адекватно изменившимся общественным отношениям, реагировать на появление новых или прекращение отживших социальных связей в различных сферах жизнедеятельности.
  Диспозитивный метод правового регулирования - способ правового воздействия, связанный с равноправием сторон, координацией, основанный на дозволениях.
  Диспозииия правовой нормы - основной элемент.нормы права, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов.
  Дисциплина- определенные требования к поведению субъектов, отвечающие сложившимся в обществе социальным нормам.
  Догма права (специально-юридическая теория) - наиболее стабильная, неизменная часть общей теории права, изучающая его с позиции специально-юридических свойств и проявлений.
  Договор нормативный - соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ 1932 г.).
  Договорная дисциплина - соблюдение субъектами обязательств, предусмотренных в хозяйственных и иных договорах.
  Доказательства - полученные- в соответствии с законом сведения (юридически значимая информация, фактические данные}, необходимые для установления объективной истины по юридическому делу.
  Доказывание - юридически оформленная деятельность субъектов, направленная на установление с помощью доказательств объективной истины по делу.
  Доктриналъное толкование норм права - наиболее глубокое и аргументированное разъяснение смысла правовых норм учеными-юристами в монографиях, научных комментариях, статьях и т. п.
  Дуалистическая монархия - разновидность ограниченной монархии, при которой монарх, действуя в рамках конституции, и формально, и фактически сохраняет широкие властные полномочия, что ставит его в центр всей политической системы данного общества.
 
 
 
  Единоначалие - форма организации управления, при которой во главе соответствующего государственного органа, учреждения или предприятия стоит одно лицо, правомочное принимать юридически обязательные решения.
  Естественное право - совокупность неотъемлемых прав и свобод, обусловленных природой человека и не зависящих тем самым от воли конкретного законодателя.
 
 
  Жалоба - обращение граждан в органы государства и местного самоуправления с требованием восстановить нарушенное право.
 
 
  Закон - нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
  Законность - система требований общества и государства, состоящая в точной и неуклонной реализации норм права всеми и повсеместно.
  Законный интерес - отраженная в объективном праве либо вытекающая из его общего смысла и в определенной степени гарантированная государством юридическая дозволенность, выражающаяся в стремлениях субъекта пользоваться определенным социальным благом, а также в возможности обращаться за его защитой к компетентным органам государства или общественным организациям - в целях удовлетворения своих потребностей, не противоречащих общегосударственным.
  Законодательная инициатива, - закрепленное в Конституции РФ право определенных субъектов (Президента РФ, Совета Федерации, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, законодательных (представительных) органов субъектов РФ, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ) внести предложение об издании закона и/или соответствующий законопроект в законодательный орган, которое порождает у последнего обязанность рассмотреть предложение и законопроект.
  Законодательная оговорка - социально обусловленное, имеющее специальную нормативно-лексическую форму условие (заявление, положение), которое частично изменяет содержание или объем действия нормы закона, создает новый правовой режим, выступает формой согласования интересов и порождает определенные юридические последствия.
  Законодательная власть - избранные народом представительные органы, призванные вырабатывать стратегию раз-вития общества путем принятия законов.
  Законодательство - система действующих в конкретно-исторический период развития государства законов и основанных на них подзаконных актов.
  Законопроект - текст предлагаемого к принятию закона, подготовленный в соответствии с законодательной процедурой, установленной для внесения на рассмотрение законодательного органа или на референдум.
  Законотворческий процесс - установленный в юридических нормах вид правотворческого процесса, регламентирующий порядок деятельности законодательного органа государства по выработке, принятию и изданию законов.
  Запрет - способ правового регулирования, требующий воздержаться от совершения определенных социально-вредных, правонарушаемых действий.
  Заслуга - добросовестный, правомерный поступок, связанный со "сверхисполнением" субъектом своих обязанностей либо с достижением им общепризнанного полезного результата и выступающий основанием для поощрения.
  Злоупотребление правом - использование субъективного права в противоречии с его социальным назначением, влекущее за собой нарушение охраняемых законом личных, общественных либо государственных интересов.
  Императивный метод правового регулирования - способ правового воздействия, связанный с властными предписаниями; субординацией, основанный на запретах, обязанностях, наказании.
  Импичмент - процедура привлечения к ответственности высших должностных лиц.
  Индивидуально-правовое регулирование - поднормативное персонифицированное правовое воздействие на участников общественных отношений в конкретных жизненных обстоятельствах с целью побудить их совершить предусмотренные нормами права социально-ценные действия.
  Инкорпорация - форма систематизации, совершаемая путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение.
  Институт права - упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный вид (группу) общественных отношений.
  Интерпретационный акт - см. Акт толкования права.

<< Пред.           стр. 13 (из 23)           След. >>

Список литературы по разделу