<< Пред.           стр. 10 (из 23)           След. >>

Список литературы по разделу

  Тема 11. Право в системе нормативного регулирования
  Тема 12. Правосознание и правовая культура .
  Тема 13. Нормы права
  Тема 14. Формы (источники) права
  Тема 15. Правотворчество
 
  III. Темы 16-22
 
  Тема 16. Система права
  Тема 17. Правовые отношения
  Тема 18. Реализация права
  Тема 19. Толкование права
  Тема 20. Правомерное поведение, правонарушение, юридическая ответственность
  Тема 21. Механизм правового регулирования
  Тема 22. Законность, правопорядок, дисциплина
 
  По каждому блоку на отдельных листах готовятся контрольные задания (несколько вариантов) и раздаются студентам. При ответе на них студент должен показать свои знания по данной совокупности проблем. В пособии а качестве приложения прилагаются 4 варианта заданий к каждому блоку.
  Суть заданий заключается в следующем:
  1) дать определение и перечислить признаки того или ино
 го понятия;
  2) правильно выбрать ответ на поставленный вопрос;
  3) вставить пропущенное слово;
  4) произвести классификацию понятий;
  5) схематично показать соотношение понятий и т. д.
 
  Подобная методика проведения промежуточного (рубежного) контроля ориентирует студента не на пространные и неконкретные ответы (что обычно обозначается образным словом "вода"), а на краткость, четкость и точность.
  Данный контроль - своего рода микрозачет. Если студент не сдает его по I блоку, то не допускается к сдаче II и т. д. Преподаватель может не допустить студента и до зачета, и до экзамена по дисциплине, если он не сдал микрозачеты по всем установленным блокам.
 
 Задание к блоку № I
 (1-й вариант)
 
  1. Ответьте на вопрос: что является предметом теории государства и права?
  2. Подчеркните, к представителям какой теории происхождения государства относится А. Н. Радищев:
  а) насилия;
  б) договорной;
  в) патриархальной.
  3. Укажите критерии формационного подхода к типологии государства.
  4. Покажите схематично классификацию форм государственного правления.
  5. Перечислите признаки, свидетельствующие о том, что государство занимает в политической системе общества центральное положение.
 
 Задание к блоку № 1
 (2-й вариант)
 
  1. Покажите схематично систему методов теории государства и права.
  2. Подчеркните, какую теорию происхождения государства и права разрабатывали Гумплович, Дюринг, Каутский:
  а) патриархальную;
  б) психологическую;
  в) насилия.
  3. Перечислите признаки федерации. Приведите примеры федеративных государств.
 
  4. Дайте определение функций государства и приведите их классификацию.
  5. Перечислите основные принципы организации и деятельности государственного аппарата.
 
 Задание к блоку № 1
 (3-й вариант)
 
  1. Кратко охарактеризуйте частноправовые методы теории государства и права.
  2. Перечислите признаки государства, отличающие его от организации власти первобытного строя.
  3. Подчеркните, какое понятие соответствует данному определению: "Совокупность методов, способов и средств осуществления государственной власти":
  а) форма государственного правления;
  б) государственно-правовой режим;
  в) форма государственного устройства.
  4. Дайте определение органа государства и перечислите его основные признаки.
  5. Покажите схематично соотношение понятий "политическая система" и "государство".
 
 Задание к блоку № 1
 (4-й вариант)
 
  1. Подчеркните, основоположником какой теории происхождения государства является Аристотель:
  а) органической;
  б) теологической;
  в) патриархальной.
  2. Подчеркните, как называется свойство государства, выражающееся в верховенстве государственной власти внутри страны и ее независимость вовне:
  а) легитимность;
  б) суверенитет;
  в) правосубъектность.
  3. Дайте определение государства с точки зрения его общесоциальной сущности.
  4. Перечислите элементы структуры механизма государства.
  5. Покажите схематично соотношение понятий "форма государства" и "форма государственного правления".
 
 Задание к блоку № 2
 (1-й вариант)
 
  1. Перечислите основные идеи социологической теории права.
  2. Подчеркните, какой принцип права является отраслевым:
  а) справедливость;
  б) обеспечение договорной дисциплины;
  в) гласность судебного разбирательства.
  3. Покажите схематично соотношение понятий "правовая система" и "правовая семья".
  4. Дайте определение правосознания и укажите основные элементы его структуры.
  5. Вставьте пропущенное слово в тексте: "Принятый федеральный конституционный закон в течение дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию".
 
 Задание к блоку №2
 (2-й вариант)
 
  1. Перечислите основные идеи естественно-правовой теории.
  2. Дайте определение правовой системы. Покажите схематично соотношение понятий "право" и "правовая система".
  3. Перечислите признаки отличия права от морали.
  4. Дайте определение нормы права и перечислите ее основные признаки.
  5. Выберите правильный вариант решения применительно к следующей ситуации: Федеральный закон считается принятым Государственной Думой, если за него проголосовало:
  а) большинство от общего числа депутатов;
  б) более двух третей участвующих в голосовании;
  в) не менее трех четвертей от общего числа депутатов.
 
 Задание к блоку № 2
 (3-й вариант)
 
  1. Дайте определение права.
  2. Перечислите основные идеи марксистской теории права.
  3. Покажите схематично соотношение таких понятий, как "правосознание личности" и "правовая культура личности".
  4. Вставьте пропущенное слово в тексте: "Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу".
  5. Выберите правильный вариант решения применительно к следующей ситуации: федеральный закон считается одобренным Советом Федерации:
  а) если за него проголосовало не менее трех четвертей голосов от общего числа членов этой палаты либо если в течение десяти дней он не был рассмотрен Советом Федерации;
  б) если за него проголосовало не менее двух третей голосов от общего числа членов этой палаты либо если в течение семи дней он не был рассмотрен Советом Федерации;
  е) если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.
 
 Задание к блоку № 2
 (4-й вариант)
 
  1. Перечислите основные идеи исторической школы права.
  2. Дайте определение правового государства и укажите его принципы.
  3. Покажите схематично соотношение понятий "правовые нормы" и "социальные нормы".
  4. Выберите правильный вариант решения применительно к следующей ситуации: федеральный конституционный закон считается принятым:
  а) если он одобрен большинством от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы;
  б) если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы;
  в) если он одобрен большинством от общего числа членов Совета Федерации и не менее трех четвертей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
  5. Вставьте пропущенное слово в тексте; "Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации".
 
 Задание к блоку № 3
 (1-й вариант)
 
  1. Дайте определение частного права и перечислите отрасли, относящиеся к нему.
  2. Перечислите основные принципы законности.
  3. Укажите, к какому правовому акту относится следующее определение: "правовой акт, который содержит конкретизирующие нормативные предписания, выражающие разъясне
 ния юридических норм":
  а) нормативный акт;
  б) акт толкования права;
  в) акт применения права.
  4. Определите форму вины: "лицо сознает общественноопасный характер своих действий, предвидит возможность наступления вредных последствий, не желает, но допускает их наступление":
  а) прямой умысел;
  б) косвенный умысел;
  в) преступное легкомыслие как разновидность неосторожности.
  5. Покажите схематично соотношение таких понятий, как "преступление" и "правонарушение".
 
 Задание к блоку № 3
 (2-й вариант)
 
  1. Покажите схематично соотношение понятий "институт права", "отрасль права" и "подотрасль права".
  2. Укажите, для какой отрасли права в наибольшей мере характерен поощрительный метод:
  а) уголовное право;
  б) трудовое право;
  в) семейное право.
  3. Подчеркните, как называется способность лица иметь права и обязанности:
  а) правосубъектность;
  б) правоспособность;
  в) дееспособность.
  4. Определите, каким видом толкования является разъяснение закона, принятого Государственной Думой, данное самой Государственной Думой:
  а) казуальным;
  б) легальным;
  в) аутентическим.
  5. Дайте определение правонарушения и перечислите его основные признаки.
 
 Задание к блоку № 3
 (3-й вариант)
 
  1. Покажите схематично соотношение понятий "правовая система" и "система права".
  2. Укажите, какой из ниженазванных институтов выступает сложным (межотраслевым):
  а) возбуждения уголовного дела;
  б) государственной собственности;
  в) наследования.
  3. Перечислите признаки отличия нормативного акта от акта правоприменительного.
  4. Подчеркните, какие из юридических фактов относятся к событиям:
  а) стихийное бедствие;
  б) истечение срока давности;
  в) сделка.
  5. Выделите начальное звено механизма правового регулирования:
  а) появление юридического факта;
  б) возникновение правоотношения;
  в) принятие нормы права.
 
 Задание к блоку № 3
 (4-й вариант)
 
  1. Покажите схематично соотношение таких понятий, как "правовой порядок" и "общественный порядок".
  2. Дайте определение правоприменения и перечислите его основные признаки.
  3. Подчеркните, что составляет юридическое содержание правоотношений:
  а) объект правоотношения;
  б) юридические факты;
  в) субъективное право и юридическая обязанность.
  4. Укажите различия таких юридических фактов, как юридический акт и юридический проступок.
  5. Подчеркните, какая из названных мер принуждения выступает в форме юридической ответственности:
  а) взыскание алиментов на содержание ребенка;
  б) лишение прав на ведение охоты;
  в) запрет выезжать из населенного пункта в связи с подпиской о невыезде.
 
 Методические советы
 по подготовке и сдаче экзамена
 
  Экзамен - проверочное испытание по какому-нибудь учебному предмету (см.: Ожегов С. И. Словарь русского языка. М,, 1991. С. 903). Это своеобразный "венец", конечная форма изучения определенного предмета, механизм выявления и оценки результатов учебного процесса.
  Цель экзамена - завершить курс обучения конкретной дисциплине, проверить сложившуюся у студента систему понятий и отметить степень полученных знаний. Тем самым экзамены содействуют решению главной задачи высшего образования - подготовке квалифицированных специалистов.
  Основные функции экзаменов: обучающая, оценивающая и воспитательная.
  Обучающее значение экзаменов состоит в том, что студент в период сессии вновь обращается к пройденному материалу, перечитывает конспект лекций, учебник, иные источники информации. Он не только повторяет и закрепляет полученные знания, но и получает новые. Во-первых, именно во время экзаменов "старые" знания обобщаются и переводятся тем самым на качественно новый уровень - на уровень системы как упорядоченной совокупности данных, что позволяет студенту понять логику всего предмета в целом. Во-вторых, новые знания студент получает в процессе изучения того, чего не было на лекциях и семинарских занятиях: отдельных тем, предложенных для самостоятельного изучения, новейшей научной литературы (монографий, статей и т. п.} и нормативной базы (законов и т. п.).
  Оценивающая функция экзаменов заключается в том, что они не только обучают, но и подводят итоги как знаниям студентов (что выражается в конкретной оценке), гак и в определенной степени всей работе по данному предмету.
  Если экзамены принимаются объективно и доброжелательно, то они, бесспорно, играют и большую воспитательную роль: стимулируют у студентов трудолюбие, принципиальность, ответственное отношение к делу, развивают чувство справедливости, уважения к науке и преподавателям.
  Экзамен, как и всякая иная форма учебного процесса, имеет свои нюансы, тонкости, аспекты, которые студенту необходимо знать и учитывать. Речь идет о таких вопросах, которых нет в экзаменационных билетах, но на которые студенту тоже нужно найти ответ: что и как запоминать при подготовке к экзамену; по каким источникам готовиться и на что направлять основные усилия; каким образом в максимальной степени использовать программу курса и т. п. Попытаемся дать ответ на эти и некоторые другие вопросы.
  Перед экзаменом на консультации, как правило, спрашивают: нужно ли заучивать учебный материал? И да, и нет. Все зависит от того, что именно заучивать. Прежде всего необходимо запоминать определение понятий, ибо именно в нем фиксируются признаки, показывающие их сущность и позволяющие отличить данное понятие от других.
  Кроме того, студент-юрист в процессе заучивания определений конкретных понятий "наращивает" свою правовую культуру, формирует профессиональное правосознание, связанное со специфической юридической терминологией и соответствующей юридической деятельностью. Всякая наука, в том числе теория государства и права, имеет свою систему понятий, и студент-юрист через усилия, запоминание конкретной учебной информации приобщается к данной системе, "поднимается" до ее уровня, говорит на ее языке, а не пытается объяснить суть той или иной категории с помощью обыденных слов. Это может исказить содержание рассматриваемых проблем, что недопустимо.
  Однако преподаватель на экзамене проверяет не столько уровень запоминания учебного материала, сколько то, как студент понимает те или иные правовые категории и реальные юридические проблемы, как умеет мыслить, аргументировать, отстаивать определенную позицию, объяснять, передавать заученную дефиницию своими словами. Таким образом, для экзаменов необходимо разумное сочетание запоминания и понимания, простого воспроизводства учебной информации и работы мысли.
  Следует иметь в виду, что некоторая учебная информация поддается так называемому "условно-гарантированному" запоминанию, т. е. запоминанию в расчете на помощь определенных подсобных учебно-методических средств и приемов. Речь, например, идет о той информации, которая содержится в программе курса (в ней зачастую перечисляются признаки отдельных наиболее сложных понятий, показывается их структура, приводятся виды и т. п.). Учитывая, что программа курса должна обязательно лежать на столе экзаменующегося, ему необходимо научиться максимально использовать сведения, содержащиеся в ней. Это обеспечивает студенту информационный минимум.
  Следует распространить этот метод запоминания и на некоторые классификационные критерии: предмет и метод правового регулирования, время и сфера действия, содержание и форма, характер и последствия, функциональная роль и структура и т. п. Помня о том, что они повторяются, классифицируя юридические понятия, их можно использовать в виде своеобразной схемы, специфического универсального набора.
  Такие "палочки-выручалочки" не только позволяют облегчить, упростить, разгрузить сам процесс запоминания, не теряя при этом той информации, которую необходимо запомнить, но и содействуют развитию гибкости мышления, сообразительности, ассоциативности, творческого отношения к анализу конкретного учебного материала.
  Психологи для улучшения запоминания предлагают определенные способы. Один из них - использование ассоциаций. Ассоциация в психологии - это связь, образующаяся при определенных условиях между двумя или более понятиями, представлениями и т. д. Другими словами, это такой психический процесс, в результате которого одни понятия или представления вызывают появление в уме других. "С чем большим количеством фактов мы ассоциировали данный факт, - писал известный психолог У. Джеймс, - тем более прочно он задержан нашей памятью. Каждый из элементов ассоциации есть крючок, на котором факт висит и с помощью которого его можно выудить, когда он, так сказать, опустился на дно... Тайна хорошей памяти есть, таким образом, искусство образовывать многочисленные и разнородные ассоциации со всяким фактом, который мы желаем удержать в памяти" (Джеймс У. Психология. М., 1091. С. 194).
  Для того, чтобы быть уверенным на экзамене, необходимо подготовить и тезисно записать ответы на наиболее трудные, с точки зрения студента, вопросы. Запись включает дополнительные (моторные) ресурсы памяти.
  В идеале, к экзаменам необходимо начинать готовиться с начала учебного процесса по данному курсу (с первой лекции, семинара и т. п.). По большому счету возможности для этого преподавателями создаются. Однако далеко не все студенты сразу хотят "включаться" в такую долгосрочную подготовку.
  Зачастую студенты выбирают "штурмовой метод", когда факты закрепляются в памяти в продолжение немногих часов или дней и лишь для того, чтобы "свалить" экзамен. Однако они не могут образовать в уме прочных ассоциаций с другими понятиями. Поэтому знания, приобретенные с помощью подобного метода, как правило, менее прочны и надежны.
  Материал же, набираемый памятью постепенно, день за днем, в различных контекстах, освещенный с разных точек зрения, связанный ассоциациями с другими событиями и неоднократно подвергавшийся обсуждению, образует качественные системные знания.
  Важно иметь в виду высказывание Л. Н. Толстого о том, что знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.
  При подготовке к экзамену следует особое внимание уделить конспектам "живых" лекций, а уж затем учебникам, курсам лекций и т. п. печатной продукции. Дело в том, что "живые" лекции обладают рядом преимуществ: они более детальны, иллюстрированны и оперативны, позволяют оценить современную ситуацию, отразить самую "свежую" научную и нормативную информацию, ответить непосредственно на интересующие аудиторию в данный момент вопросы. Для написания же и опубликования печатной продукции нужно время. Отсюда изложение некоторого учебного материала (особенно в эпоху перемен) быстро устаревает. К тому же объем печатной продукции практически всегда ограничен.
  На консультациях подчас задают вопросы: каким пользоваться учебником при подготовке к экзамену? Однозначно ответить на данный вопрос нельзя. Дело в том, что не бывает идеальных учебников: они пишутся представителями различных школ, научных направлений, по-разному интерпретирующих философские проблемы государства и права и т. п., и поэтому в каждом из них есть свои достоинства и недостатки, чему-то отдается предпочтение, что-то недооценивается либо вообще не раскрывается. Отсюда для сравнения учебной информации и полноты картины желательно использовать два или более учебных пособий.
  Отвечая на конкретный вопрос, необходимо исходить из принципа плюрализма, согласно которому допускается многообразие мнений. Это означает, что студент вправе выбирать по дискуссионной проблеме любую точку зрения (не обязательно, кстати, совпадающую с позицией преподавателя), но с условием ее достаточной аргументации.
  При подготовке к экзамену важно наряду с "живыми" лекциями, учебниками и т.п. максимально использовать и программу курса. Ведь она включает в себя разделы, темы и основные проблемы предмета, в рамках которых и формируются вопросы для экзамена. Поэтому студент, заранее посмотрев программу курса, сможет лучше сориентироваться: чем ему поможет программа и в какой последовательности (чтобы структурировать знания, построить их в определенную систему) учить ответы на вопросы.
  Программа окажет содействие, напомним, и на самом экзамене. Важно понять, что она составляется по определенным правилам: имеет свою логику изложения основного учебного материала, обладает структурой, в которой каждый элемент (раздел, тема, проблема) занимает строго отведенное ему место и играет конкретную роль, ранжируется по значимости, смысловой соподчиненности. Студент же, учитывая то, где расположен экзаменационный вопрос (в каком разделе, теме, абзаце), как он связан и соотносится с другими вопросами и применяя приемы, так сказать, "систематического и логического толкования", сможет гораздо увереннее и грамотнее построить свой ответ.
  На экзамене преподаватель может задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы. Если первые задаются помимо вопросов экзаменационного билета и связаны, как правило, с плохим ответом, то вторые - в рамках билета и направлены на уточнение мысли студента.
  Иногда студент сознательно пытается "вырыть яму" для преподавателя. Так называют ситуацию, когда студент заведомо в своем ответе опускает какую-либо деталь, чтобы преподаватель задал соответствующий вопрос. Блестящий ответ на уточняющий вопрос лишь усиливает эффект общего ответа студента. Но здесь есть и негативные стороны, в результате действия которых студент сам может попасть в "вырытую им яму". Речь, например, идет о какой-либо неоднозначной проблеме, дискуссионном аспекте, слаборазработанном понятии и т. п.
  Можно выделить следующие критерии, которыми обычно руководствуются преподаватели на экзамене:
  1) правильность ответов на вопросы (верное, четкое и достаточно глубокое изложение идей, понятий, фактов и т. д.);
  2) полнота и одновременно лаконичность ответа;
  3) новизна учебной информации, степень использования научных и нормативных источников;
  4) умение связывать теорию с практикой, творчески применять знания к неординарным ситуациям;
  5) логика и аргументированность изложения;
  6) грамотное комментирование, приведение примеров, аналогий;
  7) культура речи.
  Это значит, что преподаватель оценивает как знания данного предмета (содержания), так и форму изложения их студентом (об экзаменах подробнее см.: Фарбер И. Е. Очерки вузовской педагогики. Саратов, 1984. С. 230-249).
 
 Вопросы для повторения курса,
 выносимые на экзамен
 
  1. Предмет и метод теории государства и права
  2. Теория государства и права в системе юридических и гуманитарных наук
  3. Общая характеристика социальной власти и норм догосударственного периода
  4. Причины и формы возникновения государства
  5. Теологическая теория происхождения государства
  6. Патриархальная теория происхождения государства
  7. Договорная теория происхождения государства
  8. Теория насилия по вопросу о происхождении государства
  9. Органическая теория происхождения государства
  10. Материалистическая теория происхождения государства
  11. Психологическая теория происхождения государства
  12. Признаки государства, отличающие его от общественной власти родового строя
  13. Особенности возникновения права
  14. Государственная власть как особая разновидность социальной власти
  15. Понятие и сущность государства
  16. Типы государства: различные подходы
  17. Понятие и классификация функций Российского государства
  18. Характеристика основных внутренних функций российского государства.
  19.Характеристика основных внешних функций российского государства
  20. Формы и методы осуществления функций государства
  21. Понятие и элементы формы государства
  22. Формы государственного правления
  23. Соотношение типа и формы государства
  24. Формы национально-государственного и административно-территориального устройства
  25. Политический (государственный) режим: понятие и виды
  26. Механизм государства: понятие и структура
  27. Органы государства: понятие, признаки, виды
  28. Принципы организации и деятельности государственного аппарата
  29. Политическая система общества: понятие и структура
  30. Место и роль государства в политической системе общества
  31. Понятие и сущность права
  32. Понятие права в объективном и субъективном смысле
  33. Право как государственный регулятор общественных отношений
  34. Естественно-правовая теория
  35. Историческая школа права
  36. Нормативистская теория права
  37. Марксистская теория права
  38. Психологическая теория права
  39. Социологическая теория права
  40. Соотношение экономики, политики и права
  41. Принципы права: понятие и виды
  42. Соотношение убеждения и принуждения в праве
  43. Функции права: понятие и классификация
  44. Типы права: различные подходы
  45. Правовая система общества: понятие и структура
  46. Романо-германская правовая семья
  47. Англо-саксонская правовая семья
  48. Семья религиозного права
  49. Семья традиционного права
  50. Правовой статус личности: понятие, структура, виды
  51. Соотношение и взаимосвязь государства и права
  52. Правовое государство: понятие и принципы
  53. Разделение властей как принцип правового государства
  54. Государство и личность: взаимная ответственность
  55. Соотношение общества и государства
  56. Гражданское общество: понятие, структура, признаки
  57. Социальные и технические нормы, их особенности и взаимосвязь
  58. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие, противоречия
  59. Понятие, структура и виды правосознания
  60. Правовая культура: понятие и структура
  61. Правовое воспитание: понятие, формы, методы
  62. Понятие и признаки нормы права
  63.Предоставительно-обязывающий характер правовых норм

<< Пред.           стр. 10 (из 23)           След. >>

Список литературы по разделу