<< Пред.           стр. 17 (из 23)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 5. Соотношение методов убеждения и принуждения в праве
 
  Данные методы социального управления универсальны; они присущи различным регуляторам, в особенности праву.
  Убеждать - значит склонять субъектов к определенной деятельности, соответствующей их воле, без силового давления, расширяя свободу выбора. Убеждение возможно через такие позитивные юридические средства, как субъективные права, законные интересы, льготы и т. д. Убеждение основывается на заинтересованности, доказательствах законности и целесообразности сознательного поведения, отвечающего нормам права, и должно использоваться как основной метод.
  К важным формам" убеждения относятся правовоспитательная работа, обсуждение законопроектов. В этом смысле большое значение имеют преамбулы нормативных актов, обосновываются цели и задачи их принятия.
  Принуждать - значит склонять людей к определенной деятельности путем силового давления (вопреки воле управляемых), ограничивая свободу их выбора. Принуждение может осуществляться в правовой сфере через такие юридические средства, как меры пресечения, приостановления, наказания и т. д. Особенности принуждения:
  1) это более жесткий метод воздействия права на субъектов;
  2) является второстепенным, применяемым после убеждения;
  3) реализуется в особой процессуальной форме, установленной в праве;
  4) выступает не как самоцель, а как средство исправления и перевоспитания, т. е. включает черты убеждения правонарушителей и других членов общества в необходимости выполнять правовые предписания.
  Главная задача законодателя - установить оптимальное сочетание мер принуждения и убеждения в праве.
  Убеждение и принуждение воплощаются в двух соответствующих способах правового регулирования - диспозитивном и императивном.
 
 6. Функции права: понятие и классификация
 
  Функции права - это основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.
  С помощью понятия "функции права" можно познать предназначение права в обществе, его динамику, действие.
  Функции права рассматривают в двух плоскостях в зависимости от того, освещаются ли они в рамках специально-юридических или общесоциальных. Если следовать широкому смвгс-лу функций права, то среди них можно выделить, например, такие, как экономическая (право упорядочивает производствен-HBie отношения, закрепляет формы собственности и т. п.), политическая (регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.), воспитательная (отражает определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, связана с формированием у субъектов мотивов правомерного поведения}, коммуникативная (выступает способом связи между субъектом и объектом управления).
  На специально-юридическом уровне право выполняет регулятивную (развитие общественных отношений) и охранительную функции.
  Регулятивная функция имеет первичное значение, носит творческий характер, ибо право с ее помощью призвано содействовать развитию наиболее ценных для общества и государства социальных связей. Подобную функцию обеспечивают правовые стимулы - поощрения, льготы, дозволения, рекомендации и т. и.
  Охранительная функция осуществляется с помощью правовых ограничений - обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений - и имеет вторичный характер. Она производна от регулятивной и призвана ее обеспечивать, ибо охрана и защита начинают действовать, когда нормальному процессу развития тех или иных социальных связей что-либо препятствует. Для того, чтобы убрать с пути эти препятствия, и используются правовые ограничения, охраняющие и защищающие интересы лиц.
 
 
 Глава 9. Типы права и правовые системы (семьи)
 
 1. Понятие и типы права
 
  При формационном подходе следует исходить из того положения, что каждому типу государства соответствует свой тип права.
  Исторически первым в отдельных странах возникает рабовладельческое право. Оно рождается вместе с государством и представляет собой возведенную в закон волю, стоящих у власти рабовладельцев, юридически закрепляет рабовладельческую форму частной собственности, эксплуатацию человека человеком. Характерная его черта - открытое закрепление неравенства людей. Это выражалось в том, что рабы рассматривались не как субъекты права, а как его объекты.
  Рабовладельческое право предоставляло рабовладельцу полную, ничем не ограниченную свободу действий относительно своего "говорящего" орудия, была разработана сложная система жестоких наказаний рабов за сопротивление господину. В области имущественных отношений раб также был полностью бесправен. Все, что он приобретал, становилось собственностью его владельца.
  Рабовладельческое право открыто закрепляло неравенство и среди свободного населения. В Вавилоне это были мушкену, в Риме - плебеи и перегрины, в Афинах - метеки и т. д. Полная правоспособность признавалась лишь за патрициями, сокращенная - за плебеями, еще более ограниченная - за иностранцами. Рабы были полностью неправоспособны.
  В рабовладельческом праве открыто признавался и обеспечивался принцип неравенства мужчины и женщины, господства отца над детьми. Ни жена, ни дети не имели права приобретать собственность, женщины отстранялись от участия в общественной жизни.
  Центральное место в рабовладельческом праве занимает институт частной собственности, детально регламентированный порядок приобретения, пользования, и распоряжения ею. Охрана частной собственности сопровождалась установлением смертной казни за посягательство на нее. Наивысшего расцвета этот институт достиг в нормах римского права, которое было классической формой права, основанного на частном собственности. В римском праве подробно регламентировалось все, что имело отношение к праву собственности (вещное право, обязательственное право, долговое право и т. д.), и это привело к его рецепции (заимствованию) буржуазными государствами (достаточно сослаться на кодекс Наполеона).
  С точки зрения формы рабовладельческое право было примитивно. Преобладал правовой обычай. Обычное право было преимущественно неписаным, его нормы устно передавались из поколения в поколение. С развитием рабовладельческого общества возникла потребность ввести право в виде законов, роль которого все более и более возрастала. Немалое значение имела и такая форма, как судебный или административный прецедент. Рабовладельческому государству было известно правотворчество в форме издания общеобязательных постановлений органами государственной власти (сенатом) или должностными лицами.
  Рабовладельческое право было систематизировано. Так, римские гористы различали; цивильное право - право, которое каждый отдельный "народ" устанавливал для себя; естественное право - право, установленное самой природой; право народов, по которому аргументировалось рабство во всех его формах.
  Цивильное право по чисто формальным моментам делилось на частное и публичное. Впервые такое деление обосновал римский юрист Ульпиан, утверждавший, что публичное право выражает интересы римского государства, частное - отдельных лиц. Публичное право включает святыни, деятельность жрецов, государственные должности; частное делится на три части: предписания собственно правовые, предписания народов и предписания государства. Частное право составляло совокупность норм, регулирующих отношения собственности, наследования, семейное право.
  В отдельных странах исторически первым возникает феодальное право, для которого характерен принцип формального неравенства: права и обязанности определялись по принадлежности к тому или иному сословию.
  Феодальное право - это право-привилегия. Оно носило партикулярный (местный) характер. Хозяйственной разобщенности, неразвитой технике и медленному развитию сельского хозяйства способствовала политическая децентрализация.
  Классовая сущность феодального права заключалась в защите интересов крупных землевладений и личности феодалов, в закреплении крепостной зависимости крестьянства. Земельная собственность - это непосредственные отношения господства и порабощения, отсюда феодальное право - это кулачное право. Ему не присуще деление на частное и публичное. При господстве крупной земельной собственности право принуждения непосредственно вытекает из земельной собственности и является одним из правомочий землевладельца, а политическая власть составляет атрибут земельной собственности. Иммунитеты ограждали частные интересы собственников.
  Феодальное право носило религиозный характер, что определялось местом и ролью церкви в средневековом обществе. Церковь как крупный земельный собственник, независимый от светской власти, имела свое право (каноническое), свой суд, свои тюрьмы. Она была идеологической силой, монополизировавшей дело образования. Ее догмы лежали в основе мировоззрения, носившего теологический характер, авторитет феодального законодательства подкреплялся религиозными постулатами. Например, армянский просветитель Мхитар Гош в своем Судебнике пространно объясняет, почему Христос, завещав людям блюсти законы, не изложил их сам письменно, а предоставил это законодателям отдельных стран. Санкции за нарушение правил поведения во многом определялись церковным судом.
  Буржуазное право появилось как результат правотворческой деятельности буржуазного государства для укрепления капиталистического общественного и государственного строя.
  Буржуазное право устраняет сословное деление общества, провозглашает принцип "священной и неприкосновенной частной собственности", идеи естественных и неотчуждаемых прав человека, деление права на частное и публичное и т. п.
  Социалистическое право провозглашает равенство, справедливость, гуманизм, демократизм, закрепляет принадлежность власти народу. На первом этапе это неравное право, так как открыто предоставляет преимущество пролетариату и его классовым союзникам. В последующем оно объявляется общенародным, хотя на деле выражает, как правило, интересы находящейся у власти партийно-государственной бюрократии.
 
 2. Правовые системы (семьи)
 
  В теории государства и права различаются понятия "правовая система" и "система права". Под первым понимается сложившееся национальное законодательство, в котором закрепляются структура права, основы правового положения личности, система органов государственной власти и т. п. Под вторым - внутренняя структура права, деление его на части. Общность национальных законодательств, источников права, исторических корней и правовых традиций дает возможность говорить о правовой семье. При этом в последнее время наблюдается тенденция к универсализации правовых семей, закрепление в них общепризнанных норм, например в области прав человека и т. п.
  Р. Давид различал три основные правовые семьи: романо-германскую, общего права, социалистическую правовую семью, а также примыкающие к ним религиозные и традиционные правовые семьи. Основанием классификации в этом случае выступает юридическая техника, а также философия и идеология общества. Первый можно назвать формальным критерием, второй - идеологическим. Существуют и другие точки зрения. Например, К. Цвайгерт считает основным критерием классификации существующий "правовой стиль", включающий пять факторов: идеологический, природу источников права и способы их толкования, специфику юридического мышления, особенность правовых институтов, происхождение и развитие правовой системы. А. X. Саидов считает, что при классификации нужно учитывать три группы критериев: исторический генезис правовых норм, систему источников права, структуру правовой системы.
  Наиболее распространенной является система общего права (common law), в основе которой лежит судебный или административный прецедент. Это во многом "живое право", так как судьи, принимающие решения, свободны, хотя и формально связаны решением по аналогичному вопросу. Иными словами, в рамках этой правовой системы судья формулирует нормы права. Ю. И. Гревцов справедливо отмечает, что в системе общего права можно выделить отдельные структурные части: общее право - основной источник; право справедливости - дополняющее его и в чем-то конкретизирующее; статутное право - писаное право парламентского происхождения.
  Романо-германская система права в своей основе имеет нормативно-правовой акт как письменный документ компетентного государственного органа. Истоки данной правовой системы следует искать в римском праве, которое во многом считается классическим, так как в нем наиболее подробно были закреплены прежде всего нормы, касающиеся частной собственности.
 
 
 
 Глава 10. Личность, право, государство
 
 1. Понятие и классификация прав человека и гражданина
 
  Прежде чем рассматривать права человека и гражданина, важно соотнести между собой категории "человек", "личность", "гражданин".
  Понятие "человек" характеризует его с биологической стороны, как представителя живого мира, обладающего определенными физиологическими свойствами.
  Понятие "личность" характеризует человека с социальной стороны, как осознающего себя, свое место и роль в обществе, ответственность перед ним (возможны случаи, когда человек в силу различных объективных и субъективных причин не обладает качествами личности, например, признан судом недееспособным вследствие психического заболевания).
  Понятие "гражданин" характеризует человека с юридической стороны, как находящегося в устойчивой правовой связи с конкретным государством.
  Права человека - это охраняемая законом мера возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов человека. Это универсальная категория, которая представляет собой вытекающие из самой природы человека возможности пользоваться элементарными, наиболее важными благами в условиях безопасного, свободного существования личности в обществе. В современный период права человека понимаются как общесоциальное понятие, отражающее наднациональные, общечеловеческие требования и стандарты в области свободы личности.
  Правам человека присущи следующие признаки;
  1) они возникают и развиваются на основе природной и социальной сущности человека с учетом постоянно изменяющихся условий жизни общества;
  2) складываются объективно и не зависят от государственного признания;
  3) принадлежат индивиду от рождения;
  4) имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются как естественные (как воздух, земля, вода и т. п.);
  5) являются непосредственно действующими;
  6) признаются высшей социальной ценностью;
  7) выступают необходимой частью права, определенной формой выражения его существа;
  8) представляют собой принципы и нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению или получать определенные блага;
  9) их признание, соблюдение и защита - обязанность государства.
  Для реализации таких прав человека, как право на жизнь, на достойное существование достаточно лишь факта его рождения, а для реализации остальных прав требуется, чтобы человек обладал качествами гражданина, личности.
  Права гражданина - это охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством. В отличие от прав человека права гражданина всегда выступают как юридические категории (а не только как моральные или социальные). Они не могут существовать независимо от их государственного признания и законодательного закрепления, вне связи человека с конкретной страной.
  Свобода личности - право гражданина, которое выражает лишь отсутствие каких-либо препятствий, стеснений в чем-то.
  Права человека и гражданина - весьма сложные и многообразные явления, которые могут классифицироваться в зависимости от следующих критериев:
  1) в зависимости от содержания - на:
  гражданские или личные (право на жизнь, на охрану достоинства, тайна переписки, телефонных переговоров и др.);
  политические (право избирать и быть избранным во властные структуры, на равный доступ к государственной службе, на объединение, мирные собрания, митинги, демонстрации и др.);
  экономические (право частной собственности, на предпринимательскую деятельность, труд, отдых и др.);
  социальные (право на охрану семьи, охрану материнства и детства, охрану здоровья, на социальное обеспечение, благоприятную окружающую среду и др.);
  культурные (право на образование, участие в культурной жизни, пользование результатами научного и культурного прогресса; свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и др.).
  2) в зависимости от соподчиненности - на: основные (участвовать в управлении обществом и государством) и дополнительные (избирательное право);
  3) в зависимости от принадлежности лица к конкретному государству - на: права российских граждан, иностранных граждан, лиц с двойным гражданством и лиц без гражданства;
  4) в зависимости от степени распространения - на: общие (присущие всем гражданам) и специальные (зависящие от социального, служебного положения, пола, возраста лица, а так
 же других факторов, например, права потребителей, служащих, несовершеннолетних, женщин, пенсионеров, ветеранов, беженцев и пр.);
  5) в зависимости от характера субъектов - на: индивидуальные (право на жизнь, труд и т. п.) и коллективные (право на забастовку, митинги и пр.);
  6) в зависимости от роли государства в их осуществлении - на: негативные (государство должно воздерживаться от конкретных действий по отношению к индивиду) и позитивные (государство должно предоставить лицу определенные блага, содействовать в реализации им своих прав);
  7) в зависимости от особенностей личности, проявляющихся в различных сферах и отдельных ситуациях ее жизнедеятельности, - на:
  права в сфере личной безопасности и частной жизни;
  права в области государственной и общественно-политической жизни;
  права в области экономической, социальной и культурной деятельности.
  Исходя из этапов провозглашения основных прав и свобод граждан их обычно подразделяют на три поколения.
  Первое включает в себя провозглашенные буржуазными революциями (XVII-XVIII вв.) гражданские и политические права, которые получили название "негативных", т. е. выражающих независимость личности от власти государства, обозначающих пределы его невмешательства в область свободы и самовыражения индивида (к ним, например, относятся право на жизнь, свободу и безопасность личности, неприкосновенность жилища, право на равенство перед законом, избирательное право, право на свободу мысли и совести, свободу слова и печати и т. д.);
  Второе поколение связано с социальными, экономическими и культурными правами, которые как таковые утвердились к середине XX столетия под влиянием борьбы народов за улучшение своего социально-экономического, культурного статуса, под воздействием социалистических идей и стран. Данные права иногда называют "позитивными", ибо их реализация, в отличие от реализации прав первого поколения, требует известных целенаправленных действий со стороны государства, т. с. его "позитивного вмешательства" в их осуществление, создание необходимых обеспечивающих мер (к ним, например, относятся право на труд и свободный выбор работы, на отдых и досуг, защиту материнства и детства, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, участие в культурной жизни общества и т. п.);
  Третье поколение - права коллективные или солидарные, вызванные глобальными проблемами человечества и принадлежащие не столько каждому индивиду, сколько целым нациям, народам (к ним, например, относятся права на мир, благоприятную окружающую среду, самоопределение, информацию, социальное и экономическое развитие и пр.). Данные права стали возникать после Второй мировой войны на фоне освобождения многих стран от колониальной зависимости, углубления экологических и гуманитарных проблем и находятся во многом еще на стадии становления в качестве юридически обязательных норм.
 
 2. Правовой статус личности
 
  Правовой статус - это юридически закрепленное положение субъекта в обществе. Он фиксирует фактический (социальный) статус лица, его реальное положение в обществе. Правовой статус есть признанная Конституцией и законодательством совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальные функции. Именно права и обязанности составляют ядро правового статуса. В структуре последнего выделяют такие элементы, как:
  1) права и обязанности;
  2) законные интересы;
  3) правосубъектность;
  4) гражданство;
  5) юридическая ответственность;
  6) правовые принципы и т. п.
  Правовой статус бывает общим, специальным и индивидуальным. Эти виды отражают соотношение таких философских категорий, как "общее", "особенное" и "отдельное".
  Общий - это статус лица как гражданина государства, закрепленный в Конституции. Он является одинаковым для всех граждан РФ.
  Специальный статус фиксирует особенности положения определенных категорий граждан (студентов, участников войны, бизнесменов, адвокатов и т. д.), обеспечивает возможность выполнения их специальных функций.
  Индивидуальный статус выражает конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность, стаж и т. п.) и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности.
 
 3. Соотношение и взаимосвязь государства и права
 
  Единство между данными явлениями состоит в том, что государство и право:
  1) возникают и развиваются совместно;
  2) имеют одинаковые подходы к сущности и типологии;
  3) выступают средствами управления, инструментами власти;
  4) призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общественные интересы;
  5) основаны на едином базисе, определяются социально-экономическими и духовными факторами и т. п.
  Различия между государством и правом:
  1) если государство есть особая организация политической власти, то право - социальный регулятор;
  2) если государство выражает силу, то право - волю;
  3) если первичным элементом государства является государственный орган, то первичным элементом права - норма;
  4) они также не совпадают по формам, функциям и т. д.
 Взаимодействие государства и права:
  - с одной стороны, воздействие государства на право состоит в том, что первое формирует, изменяет, отменяет второе (правотворчество), а также реализует и охраняет его (правоприменение);
  - с другой стороны, право воздействует на государство, упорядочивая деятельность государственного аппарата, устанавливая компетенцию его органов.
  Выделяют два основных типа взаимоотношения между государством и правом:
  1} когда государство стоит над правом, выступая определяющим фактором (характерно для антидемократических государств);
  2) когда право стоит над государством, выступая его ограничителем (характерно для правовых государств).
 
 4. Правовое государство: понятие и принципы
 
  Правовое государство - это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти с целью не допустить злоупотреблений.
  Прообраз идеи правового государства возник, но сути дела, как противоядие от произвола, как реакция на деспотизм, тиранию.
  Можно выделить два основных принципа (две стороны сущности) правового государства:
  1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, создание для личности режима правового стимулирования (социальная, содержательная сторона);
  2) наиболее последовательное связывание с помощью права государственной власти, формирование для государственных структур ограничительного правового режима (формально-юридическая сторона).
  Первый принцип нашел свое закрепление в статье 2 Конституции РФ, где установлено, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью". Правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение -гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Речь идет о такой системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, естественными, в то время как возможность осуществления функций государственной власти выступает вторичной, производной.
  Правовой наукой ныне в виде естественных признается система гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав личности, которые содержатся во Всеобщей декларации прав человека 1948 года и в других между на родных актах.
  Второй основной принцип воплощается в жизнь с использованием следующих способов, выступающих в качестве самостоятельных принципов:
  разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви с целью исключить злоупотребления ею;
  федерализм, который дополняет горизонтальное разделение власти еще и разделением ее по вертикали;
  верховенство закона (закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти);
  взаимная ответственность государства и личности и т. д.
  Кроме них можно выделить и другие принципы, которые в той или иной мере вытекают из вышеприведенных и создают для них обеспечивающий фон. Это: высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе; наличие гражданского общества и контроль с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права.
  Идея правового государства есть идея взаимоуправления гражданского общества и государства, предполагающая разрушение монополии государства на власть с одновременным изменением соотношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной личности.
  При всем многообразии принципов правового государства два из них все равно остаются главными, определяющими, которые необходимо рассматривать во взаимосвязи. Если анализировать первый (социальный, показывающий привлекательность, ценность идеи правовой государственности, ее самоцель) без второго (формально-юридического, олицетворяющего собой средства достижения названных привлекательных идеалов), то неясно, как добиться наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Если же, напротив, брать за основу только формально-юридический аспект, тогда становится не совсем понятно, во имя чего и ради кого необходимо ограничивать государственную власть посредством права. Ведь такое ограничение - не самоцель. Можно таи его ограничить, что государство вообще не выполнит ни одной из своих функций. И тогда гражданское общество только проиграет.
 
 5. Разделение властей как
 принцип правового государства
 
  Главное требование принципа разделения властей сфор-мулированно еще Д. Локком и Ш. Монтескье: чтобы утвердить политическую свободу, обеспечить законность и устранить злоупотребления властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разде-лить государственную власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) и судебную (выступающую гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных). Причем каждая из этих властей, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах.
  Система "сдержек и противовесов", установленная в Конституции, законах, представляет собой совокупность правовых ограничений конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной.
  Так, применительно к законодательной власти используется довольно жесткая юридическая процедура законодательного процесса, которая регламентирует основные его стадии. В системе противовесов важную роль призван играть президент, который имеет право применить отлагательное вето поспешных решений законодателя. Деятельность Конституционного Суда также можно рассматривать в качестве правосдер-живающей, ибо он имеет право блокировать все антиконституционные акты.
  В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного законодательства, запреты на принятие ею актов, затрагивающих такие отношения, которые могут быть урегулированы только законом. Сюда относят сроки президентской власти, импичмент, вотум недоверия правительству, запрет ответственным работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой деятельностью.
  Для судебной власти тоже есть свои правоограничиваю-щие средства, отраженные в Конституции, процессуальном законодательстве, в его гарантиях, принципах: презумпции невиновности, праве на защиту, равенстве граждан перед законом и судом, гласности и состязательности процесса, отводе судей и т, п.
  Кроме всего прочего фиксируются правоограничения, которые запрещают осуществлять функции, принадлежащие по закону другому органу. Деятельность государственных структур должна ограничиваться их компетенцией, которая основывается на принципе "дозволено только то, что прямо разрешено законом".
 
  6. Государство и личность: взаимная ответственность
 
  Взаимная ответственность государства и личности - самостоятельный принцип правового государства. Еще И. Кант сформулировал эту идею так; каждый гражданин должен обладать той же возможностью принуждения в отношении властвующего к точному и безусловному исполнению закона, что и властвующий - в отношении гражданина.
  Это своеобразный способ ограничения политической власти, который выражает нравственно-юридические начала в отношениях между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее осуществления. Устанавливая в законодательной форме свободу общества и личности, само государство не свободно от ограничений в собственных решениях и действиях. Посредством закона оно должно брать на себя обязательства, обеспечивающие справедливость и равенство в своих отношениях с гражданином, общественными организациями, другими государствами.
  "Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства", - закреплено в ст. 2 Конституции РФ.
  Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушение или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся:
  1) ответственность правительства перед представительными органами;
  2) дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за нарушение прав и свобод конкретных лиц, за превышение власти, злоупотребление служебным положением и пр.;
  3) импичмент и т. п.
  Формами контроля со стороны общественности за выполнением обязательств государственных структур могли бы быть референдумы, опросы, отчеты депутатов перед избирателями и т. д.
  На тех же правовых началах строится и ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.
  Таким образом, отношения между государством и личностью должны осуществляться на основе взаимной ответственности.
 
  7. Соотношение общества и государства
 
  Общество в широком смысле - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком -исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений.
  Государство - это организация политической власти, со- действующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т. п.) в пределах определенной территории.
  Общество и государство - понятия несовпадающие. Первое шире второго, ибо в обществе есть и негосударственные структуры (политические партии, политические движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т. д.).
  Государство занимает в обществе центральное положение и играет в нем главную роль. По характеру государства можно судить о характере всего общества, его сущности.
  Государство по отношению ко всему обществу выступает как средство управления, ведения общих дел (обеспечивая по рядок и общественную безопасность), а по отношению к противникам господствующего класса - нередко как орудие подавления и насилия.
  Хронологически рамки общества и государства тоже не совпадают: первое возникло раньше и имеет более богатую историю, нежели второе. Рожденное развивающимся обществом, государство приобретает по отношению к нему относительную самостоятельность. Причем степень этой самостоятельности постоянно изменяется, зависит от внутренних и внешних условий их взаимодействия.
 
 8. Гражданское общество:
 понятие, структура, признаки
 
  Понятие "гражданское общество" формировалось такими мыслителями, как Аристотель, Цицерон, Гроций, Гоббс, Локк, Гегель, Маркс и многими другими.
  При этом практически всеми учеными в качестве основной проводится идея человека.
  Гражданское общество можно определить как совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.
  Структура гражданского общества:
  1) негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство);
  2) совокупность независимых от государства производителей (частные фирмы и т. п.);
  3) общественные объединения и организации;
  4) политические партии и движения;
  5) сфера воспитания и негосударственного образования;
  6) система негосударственных средств массовой информации;
  7) семья.
  8) церковь и т. п.
  Признаки гражданского общества:
  наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
  самоуправляемость;
  конкуренция образующих его структур и различных групп людей;
  свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;
  всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление права человека на информацию;
  жизнедеятельность базируется на принципе координации (в отличие от государственного аппарата, который построен по принципу субординации);
  многоукладность экономики;
  легитимность и демократический характер власти;
  правовое государство;
  сильная социальная политика государства, обеспечивающая достойный уровень жизни людей, и другие.
 
 
 Глава 11. Право в системе нормативного регулирования
 
 1. Понятие системы нормативного регулирования
 
  В повседневной жизни каждого человека нередко возникает вопрос, как правильно поступить в различных ситуациях на работе, в общественных местах, дома, в семье, или, иначе говоря, как согласовать свои поступки с интересами общества, государства, других людей. Ответ на вопрос о допустимом, желательном и должном поведении в подавляющем большинстве случаев мы получаем из сложившихся в обществе социальных норм, в которых аккумулируется опыт многих поколений.
  Следует напомнить, что система нормативного регулирования не совпадает полностью с юридической (правовой) надстройкой. Юридическая (правовая) надстройка - это совокупность всех правовых явлений, определяемых, в конечном счете, экономическим базисом общества.
  Система социальных норм выступает лишь частью системы нормативного регулирования, так как в обществе действуют два вида норм (правил поведения): социально-технические и собственно социальные. Следовательно, нормы используются для регулирования поведения человека в его отношениях с природой, техникой либо в сфере общественных отношений.
  Система нормативного регулирования - это совокупность социальных норм, регламентирующих поведение людей в обществе, их отношения между собой в рамках объединений, коллективов, и социально-технических, регламентирующих их взаимоотношения с природой. Система нормативного регулирования обеспечивает в целом упорядоченность существующих в обществе отношений. Социально-технические нормы указывают, как человек должен обращаться с орудиями труда, машинами, как нужно реагировать на воздействие сил природы. Следует отметить, что пренебрежение техническими нормами может привести к тяжелым последствиям и именно с необходимостью их соблюдения в немалой степени связано повышение ответственности человека перед обществом и природой, о чем нам постоянно напоминает чернобыльская трагедия. Социально-технические нормы непосредственно связаны с уровнем развития производительных сил и регулируют целесообразное поведение человека в таких несоциальных образованиях, как природа, техника, математика и т. д.
  Социальные нормы обусловлены уровнем развития общественно-экономического строя и регулируют поведение людей в обществе. Определяя должное либо возможное поведение человека, они создаются коллективами людей.
  Возникновение социальных норм и их развитие выражают тенденцию общества к самоподдержанию порядка в процессе обмена материальными и духовными благами. Объекты обмена выступают в качестве тех ценностей, которые человек стремится получить, освоить, и поэтому обменные отношения приобретают нормативно-ценностный характер, а повторяющиеся, устойчивые связи, возникающие в процессе обмена деятельностью, становятся привычными эталонами социального поведения.
  Объективный характер социальных норм определяется следующими обстоятельствами:
  1) социальные нормы возникают из объективной потребности общества в саморегуляции, в поддержании стабильности и порядка;
  2) норма возникает в процессе человеческой деятельности, субъективно обусловленной способом производства;
  3) норма неотделима от отношений обмена, характер которых также определяется способом производства и распределения.
  Следовательно, несмотря на большое различие социальных норм, их общие черты следующие: это правила поведения людей в обществе; нормы носят общий характер (обращены ко всем и каждому), создаются в результате сознательно-волевой деятельности людей, их коллективов, организаций и обусловлены экономическим базисом общества.
  По способам установления и обеспечения они классифицируются на нормы права, нормы морали (нравственности), обычаи, корпоративные нормы (нормы общественных организаций и других юридических лиц). Такое деление в юридической литературе считается общепризнанным.
  Есть и иные критерии классификации социальных норм: по способам образования (складываются стихийно или создаются сознательно); по способам закрепления или выражения (устная или письменная форма). Таким образом, особое место в формировании общественных отношений принадлежит всей системе нормативного регулирования, ибо отдельные нормы выступают важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений, целенаправленно воздействуют не только на их развитие, но и на преобразование.
 
 2 Соотношение норм права и норм морали
 
  Каково же соотношение норм права и норм морали? Что представляют собой право и мораль, каковы их характерные черты как особых норм поведения, занимающих важное место в общественной жизни? Вспомним, что под нормой права понимается общеобязательное, формально-определенное правило поведения, установленное или санкционированное и охраняемое государством.
  Мораль (нравственность) - это взгляды, представления и правила, возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства и т. д.
  Взаимодействие права и морали в обществе - сложный, многогранный процесс. Активно влияя на мораль, право способствует более глубокому ее укоренению в обществе, в то же время оно само под влиянием морального фактора постоянно обогащается: расширяется его нравственная основа, повышается авторитет, возрастает его роль как социального регулятора общественных отношений. Таким образом, воздействию права на мораль сопутствует процесс обратного влияния морали на право.
  Право и мораль - дополняющие друг друга средства социального нормативного регулирования. Их взаимодействие носит преимущественно созидательный, конструктивный характер. В действительности право и мораль нерасторжимы, они функционируют в единстве, органически переплетаясь между собой, дополняя и обогащая друг друга.
  Наиболее характерными чертами взаимодействия права и морали является их сближение, взаимопроникновение, усиление согласованного воздействия на общество. В процессе совместного регулирования общественных связей возникает качественно новое явление - морально-правовое воздействие. Право и мораль как составные части этого явления, не растворяясь в нем и не теряя своих индивидуальных качеств, в совокупности образуют социальную ценность, реально существующую и активно влияющую на практику.
  Характерной чертой права должна быть его моральная обоснованность.
  В чем же конкретно проявляется возрастание морального фактора? Во-первых, в содержании права: во вновь создаваемых правовых нормах тоньше, полнее отражены моральные воззрения, в целом моральный элемент становится составной частью механизма действия правовой нормы, без которой она не работает. Во-вторых, возрастает значимость морали в ходе применения правовых норм: каналы усиления ее воздействие - рост культурного уровня работников правоприменительных органов, рост их профессионального мастерства, опыт реализации моральных требований.
  Главные общие черты:
  право и мораль являются надстройкой над экономическим базисом общества;
  право и мораль имеют нормативное содержание и призваны быть регулятором поведения человека, общественных отношений;
  право и мораль основаны на единстве социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей идеалам свободы и справедливости.
  Далее остановимся на их отличительных чертах и свойствах. Если право возникает вместе с государством, то мораль рождается задолго до появления государственно-организованного общества. Право состоит из норм, установленных и санкционируемых в определенном порядке компетентными государственными органами и зафиксированных в юридических актах. Мораль же включает не только нормы, но и представления, чувства, т. е. является более сложным по своей структуре явлением; в нормах права выражается и закрепляется воля народа, в морали же воля выступает в форме общественного мнения. Отдельные принципы и нормы морали могут быть систематизированы, но в целом нравственные воззрения, представления, требования выражаются в общественном мнении, передаются им; содержание норм права характеризуется определенностью, конкретностью. В них предусмотрены, подчас весьма подробно, права и обязанности сторон, черты взаимоотношений. Моральные же требования отличаются более широким содержанием, дают больший простор для толкования. Например, мораль осуждает все виды обмана и лжи (включая использование шпаргалок), в праве же осуждение конкретизируется применительно к отдельным видам неправомерного обмана (например, мошенничество).
  Отличие норм права и морали проявляется также и в характере гарантий их осуществления. Требования норм права и норм морали исполняются большинством наших граждан добровольно в силу понимания долга. Нормы морали реализуются в силу привычки, внутренних побуждений. Внутренним гарантом морали выступает совесть человека, а внешним - сила общественного мнения. Право же опирается на собственный моральный авторитет, но в качестве специфической гарантии воплощения его норм выступают авторитет и принудительная власть государства.
  Право и мораль опираются на меры принуждения, но их характер и способ осуществления различны. В сфере морали принуждение выступает в форме общественного мнения, которое определяет меру соответствующего морального воздействия. Моральные нормы заранее не регламентируют конкретные формы и меры принуждения. Это могут быть обсуждение, порицание, предупреждение. Если же совершено правонарушение, соответствующие государственные органы обязаны принять меры, предусмотренные законодательством.
  Различие между нормами права и морали проявляется и в оценке мотивов поведения. Право предписывает необходимость всесторонней оценки поведения человека, преступившего закон, особенно уголовный, но с правовой точки зрения безразлично, какими мотивами руководствовался человек в конкретном случае, если его поведение по своим результатам является правомерным, законным. С моральной же точки зрения важно выявить мотивы, стимулы человека в выборе определенного варианта поведения, которое внешне является правомерным и нравственным.
  Различны и исторические судьбы права и морали. Право отомрет вместе с государством, а нормы морали получат дальнейшее развитие, обогатятся новым содержанием, останутся одним из основных видов регулирования человеческой деятельности.
  Для морали и права характерно единство, которое выражается в их взаимодействии и взаимопроникновении. Взаимопроникновение сказывается в том, что право основывается на морали и является одной из форм ее существования. Взаимодействие выражается в единстве действия обоих видов социальных норм. Оно может состоять в таких основных формах, как: а) влияние морали на формирование права; б) влияние права на формирование нравственных норм; в) охрана правом моральных норм; г) использование нравственных норм при применении права. Мораль - необходимая принадлежность всякого общества, ее значение неуклонно возрастает. При этом взаимодействие правовых и моральных факторов в жизни общества должно постоянно усиливаться; чем лучше будет налажено это взаимодействие, взаимная поддержка, а не поглощение права моралью, тем успешнее будет движение общества по пути прогресса.
  Между правом и нравственностью могут быть и противоречия, отражающие отсутствие их должной согласованности. Вопрос о причинах этого явления решается по-разному. Одни объясняют это изменениями в экономической жизни, другие - влиянием иных частей надстройки, формальной определенностью правовых норм.
  Возникающие время от времени противоречия между отдельными правовыми и нравственными нормами объективно отражают диалектику развития правового и нравственного регулирования. Эти противоречия преодолеваются как путем выработки новых нравственных принципов и норм в ходе развития общества, так и путем внесения корректив в действующее законодательство.
  Единство социальной сущности и содержания принципов права и моральных убеждений приводит к созданию единой для всего общества моральной основы реализации правовых норм, так как все его слои глубоко заинтересованы в неуклонном соблюдении закона, видят в укреплении законности и правопорядка нравственный долг каждого члена общества, общественных организаций и государства.
  Ряд правовых норм непосредственно нацелен на охрану моральных интересов общества. Таковы, например, нормы гражданского и семейного права о защите чести и достоинства граждан и организаций, о защите интересов правильного воспитания детей в семье, вплоть до лишения родительских прав в случаях грубого нарушения родителями своих обязанностей или аморального поведения. Ряд норм уголовного права, устанавливающих ответственность за хулиганство, оскорбление и клевету, охраняет нравственные интересы общества и его членов-
  Закономерность развития права и нравственности состоит в том, что постепенно на базе единства правовых требований и моральных убеждений происходит все большее сближение этих важнейших видов социальных норм.
  Сближение права и нравственности выражается в переплетении методов воздействия правовых и моральных норм. Так, если возрастает роль убеждения и воспитания, то сужается сфера действия принуждения, в том числе наиболее острой ее формы - уголовного наказания. Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное законодательство предусматривает возможность применения мер общественного воздействия за совершенные впервые нетяжкие преступления.
  Однако сближение права и нравственности на современном этапе вовсе не означает ослабления принудительной стороны правовых норм. Правовые нормы обязательны для всех, независимо от моральных убеждений. Если этих убеждений оказывается недостаточно, чтобы обеспечить соблюдение закона, государственные органы вправе и должны применять все необходимые меры принуждения к тем, кто поступает вопреки правовым требованиям.
  Социальные нормы, которые регулируют деятельность человека, во многом зависят от его профессии. Особо следует сказать о моральных нормах профессиональной деятельности юриста. Профессия юриста имеет свою специфику. Его призвание - осуществлять интересы государства, воспитывать у человека уважение к другим людям, перевоспитывать граждан, нарушивших закон. Честность, неподкупность, принципиальность и справедливость - вот его неотъемлемые качества. Он должен не только хорошо знать право, но, главное, правильно его применять. Нужно проявлять постоянную заботу об улучшении качественного состава и воспитании кадров правоохранительных органов, строго следить за тем, чтобы на работу в суды, прокуратуру, органы внутренних дел и юстиции отбирались нравственно безупречные люди, сочетающие в себе высокую профессиональную подготовку с гражданским мужеством, обостренным чувством справедливости.
 
 3. Корпоративные нормы, их особенности и значение
 
  Неотъемлемой частью системы нормативного регулирования общественных отношений выступают корпоративные нормы. Они вырабатываются на основе взаимодействия индивидуальных воль отдельных членов различных негосударственных организаций, их слияния.
  Нормы негосударственных, в том числе коммерческих, организаций являются одним из видов социальных норм. Их особенность состоит в том, что действие этих норм ограничено пределами той или иной организации и вследствие этого носит локальный характер. Для выявления их взаимосвязи и специфики первостепенное значение имеет классификация, критерием которой в данном случае служат вид регулируемых общественных отношений и форма обеспечения их реализации. Общепризнанным является подразделение этих норм на правовые и неправовые.
  Корпоративные нормы есть установленные правила поведения, выраженные в уставах, положениях, решениях различных организаций для реализации и достижения целей их функционирования.
  Корпоративные нормы регулируют только внутренние отношения: задачи и цели данной организации, компетенцию органов, их права и обязанности, порядок вступления и выхода из данной организации, гарантии соблюдения норм (в частности, мерами общественного воздействия).
  Правовые нормы этих организаций могут содержаться в актах, издаваемых совместно с государственными органами; при этом они приобретают значение правового акта. Все негосударственные организации могут принимать участие в правотворчестве, однако осуществляют они эту функцию в различных формах и в разном объеме. Формально-юридически право издавать нормативно-правовые акты закреплено в основном за профсоюзами и отдельными видами кооперации.
  Механизм действия норм негосударственных организаций сходен с правовым. Они имеют политическое содержание, обеспечиваются при помощи организационных мер и санкций и т, д. Однако следует отметить отсутствие непосредственной связи корпоративных норм с государственной деятельностью. Эти нормы уступают правовым по силе, сфере действия, категоричности, но имеют и преимущества: выражают активность и инициативу, являются самодеятельными, распространяют свое влияние за пределы правового регулирования.
  Таким образом, общие черты норм права и корпоративных норм следующие: они содержат четкие, ярко выраженные правила поведения; закреплены в специальных актах; представляют собой системы норм. Различие между ними - в степени обеспечения: если нормы права принимаются государством и обеспечиваются его принудительной силой, то корпоративные нормы принимаются организациями и ими же, т. е. силой общественного мнения данной организации, обеспечиваются. Кроме того, отметим определенный приоритет норм права, признаваемый в нормах этих организаций.
 
 4. Соотношение норм права и обычаев
 
  Особое положение в системе социальных норм занимают обычаи - такие правила поведения, которые складываются в определенной общественной среде, передаются из поколения в поколение, выступают естественной жизненной потребностью людей, а в результате многократного повторения становятся привычными. Они несколько менее связаны с правом, чем, например, моральные нормы, но тем не менее не являются нейтральными.
  Нормы права и обычаи обладают рядом признаков, присущих всем социальным нормам: являются общими, обязательными правилами поведения людей, указывают, какими должны или могут быть человеческие поступки по мнению определенных коллективов.
  Вместе с тем обычаи и нормы права отличаются друг от друга по происхождению, форме выражения, способу обеспечения. Если обычаи появились с возникновением человеческого социума, то нормы права существуют в государственно-организованном обществе; если обычаи не закрепляются в специальных актах, а содержатся в сознании людей, то нормы права существуют в определенных формах; если обычаи обеспечиваются силой общественного мнения, то нормы права реализуются с учетом возможности государственного принуждения.
 
 
 Глава 12. Правосознание и правовая культура
 
 1. Понятие и структура правосознания
 
  Существуют различные формы общественного сознания: политическое, моральное (нравственное), эстетическое, этическое, религиозное, правовое.
  Правосознание есть понимание права, совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей как к действующему, так и к желаемому праву. Оно имеет общую природу с правом и в силу этого вторично по отношению к существующим экономическим отношениям; формируется под непосредственным воздействием объективно обусловленных потребностей и интересов общества, различных социальных групп; динамично развивается под влиянием меняющихся объективных условий и процессов; является частью общественного сознания и поэтому испытывает на себе воздействие философских, идеологических и политических воззрений.
  Первобытное понимание права - это не что иное, как представления о порядке взаимоотношений людей, фактических, личных отношений. Право отождествляется здесь с определенным общественным порядком и не противопоставляется обязанности.
  С возникновением права в собственном смысле слова юридические отношения стали рассматриваться не как индивидуальные, а как всеобщие. Содержание правосознания изменилось в корне. Общезначимость социальных связей отражается в сознании людей как такие общие признаки явлений, фактов, само наличие которых обязательно должно влечь возможность или обязанность определенного поведения, предписанного государственной властью. Иначе говоря, общественные отношения, представления о них обрастают в сознании людей идеалами, понятиями о должном порядке. Такие понятия воплощаются в законах государства.
  Понятия "юридические права" и "юридические обязанности" возникают в результате потребности в государственном признании определенных интересов, т, е, в придании им общеобязательного, общезначимого характера; в обеспечении этих интересов мерами государственного принуждения.
  Таким образом, право и правосознание формируются в диалектическом единстве. Специфический признак последнего - взаимосвязь в сознании (индивидуальном, классовом и т. д.) жизненных условий, потребностей, интересов данного класса и возможных, необходимых или существующих юридических прав и обязанностей. Результатом такого соотнесения являются идеи, представления о праве.
  Следовательно, правосознание - это форма общественного сознания, система понятий, представлений, идей о должном порядке правового регулирования общественной жизни.
  Правовые взгляды и воплощающие их нормы права участвуют в детерминации поведения людей, всего хода исторического развития. Правосознание как часть правовой надстройки играет наряду с правом и вместе с ним активную роль в общественной жизни. Оно включает как осознание обществом, классом, социальной группой, индивидом потребности в общезначимых правилах поведения, которые должно установить государство, так и оценку справедливости (или несправедливости) действующего правового порядка, перспектив, направлений развития права,
  В антагонистическом обществе нет единого правосознания: оно диаметрально противоположно у господствующих и. угнетенных классов. Поэтому право неразрывно связано не со всем, а с господствующим в обществе правосознанием, т. е. правосознанием политических сил, стоящих у власти.
  Правосознание формируется прежде всего передовыми представителями - идеологами стоящих у власти политических сил в процессе уяснения ими общих интересов, которые приобретают в сознании форму юридических мотивов, воли этих политических сил, побуждающих ее принять форму государственной воли.
  Юридический мотив воли - это особая идеологическая форма осознания людьми социальных потребностей и интересов, это сознательное стремление и требование опосредовать общественные связи нормами права. Чтобы получить санкцию закона, экономические факты в каждом отдельном случае должны принять форму юридического мотива,
  Следовательно, без правосознания немыслимы и правотворчество, и право. Но право создается не правосознанием, а материальными условиями жизни общества. Правосознание лишь опосредует этот процесс.
  Действующее в обществе право оценивается коллективным и индивидуальным сознанием с точки зрения справедливости или несправедливости. В последнем случае формируются представления о необходимости совершенствовать правовую систему.
  Политические силы, стоящие у власти, подчас из-за ограниченности своего сознания не способны понять преходящий характер отношений господства, поэтому их правосознание иллюзорно и они ложно понимают "вечность", "естественность", "справедливость" охраняемых правом отношений, т. е. искаженно представляют собственный статус. Их правосознанию присущи и такие черты, как нереальность, авантюризм.
  Некоторые представители юридической науки отрицают правосознание как форму общественного сознания, имеющую рациональный характер. Чаще всего в правосознании усматривается "иррационализм", "правовые чувства" и т, п. Очевидно, что ну ясно исходить из единства взглядов политических сил, стоящих у власти, и господствующего правосознания.
  Право и правосознание не создают друг друга. Они оба формируются объективными условиями и взаимодействуют. Право влияет на правосознание, складывает представления членов общества об их правах и обязанностях, о должном правопорядке. И, наоборот, правосознание влияет на право, определяет практику правоприменения в интересах политических сил, стоящих у власти, обусловливает нормотворчсскую деятельность государства.
  Материальное господство эксплуататорского меньшинства приводит к тому, что его идеология также становится господствующей, навязывается массам; тем не менее и в эксплуататорских обществах правосознание политических сил, стоящих у власти, не может устранить инакомыслия отдельных социальных групп. Так, для буржуазного правосознания характерна индивидуалистическая психология, и она нередко приходит в столкновение с общими интересами буржуазии.
  Правосознание эксплуатируемых масс, формируясь и освобождаясь от идеологического влияния эксплуататоров, служит необходимым звеном подготовки коренных социальных перемен.
  Таким образом, различные уровни правосознания играют неодинаковую роль как в правовом понимании действительности, так и в воздействии на право.
  Правосознание обладает определенной структурой. Общепризнано, что оно складывается из двух основных элементов: правовой идеологии и правовой психологии.
  Правовая идеология охватывает весь слой правотворчества и правоприменения, она содержит идеи, концепции, оценку перспектив развития права, цели и задачи принятия тех или иных правовых актов, основные правовые принципы, конкретное содержание правового регулирования.
  Правовая наука создает теоретические концепции, которые отражают закономерности развития правовой надстройки; является базой для правовой политики и идеологии; содержит методологию изучения государственно-правовой надстройки; формирует пути совершенствования права.
  Правовая психология выражает психическое отношение к праву и правовым институтам и включает следующие элементы:

<< Пред.           стр. 17 (из 23)           След. >>

Список литературы по разделу