<< Пред.           стр. 19 (из 23)           След. >>

Список литературы по разделу

  она обусловлена социально-экономическими, политическими, национальными, религиозными, культурными, историческими факторами;
  имеет объективный характер, ибо зависит от существующих общественных отношений и не может создаваться по чисто субъективному усмотрению людей.
  Понятие "система права" не следует отождествлять с понятием "правовая система". Последнее шире по объему и включает в себя, помимо системы права, юридическую практику и господствующую правовую идеологию. Таким образом, правовая система и система права соотносятся как целое и часть.
 
 2. Предмет и метод правового регулирования
 как основания деления норм права на отрасли
 
  Для деления норм права на отрасли используют два критерия: предмет и метод правового регулирования.
  Предмет правового регулирования - это те общественные отношения, которые упорядочивает право. Он является основным критерием, ибо общественные отношения объективно существуют, их определенный характер требует и соответствующих правовых форм. Так, трудовые отношения выступают предметом регулирования трудового, семейные- семейно-брачного права.
  Вместе с тем предмет правового регулирования не может быть единственным критерием деления права на отрасли, потому что:
  1) общественные отношения, его составляющие, чрезвычайно разнообразны;
  2) нередко одни и те же общественные отношения регулируются различными отраслями и к тому же различными способами.
  Вот почему вторым (дополнительным) критерием выступает метод правового регулирования. Если предмет отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод - как регулирует. Если предмет является материальным критерием, то метод - формально-юридическим.
  Метод правового регулирования - это совокупность юридических средств, при помощи которых регулируются качественно однородные общественные отношения.
  Выделяют следующие основные методы правового регулирования:
  императивный - метод властных предписаний, субординации, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях;
  диспозитивный - метод равноправия сторон, координации, основанный на дозволениях;
  поощрительный - метод вознаграждения за определенное заслуженное поведение;
  рекомендательный - метод совета поступать так, как это желательно для общества и государства, и т. п.
 
 3. Отрасль права.
 Краткая характеристика основных отраслей права
 
  Отрасль права - это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный род (сферу) общественных отношений.
  Отрасль - наиболее крупное подразделение системы права. Качественная однородность, специфика той или иной области общественных отношений вызывает к жизни соответствующую отрасль нрава. Так, объективно существующие трудовые отношения людей обусловливают необходимость трудового, управленческие отношения - административного права.
  Если система права складывается из отраслей, то сами отрасли состоят из подотраслей, институтов и норм.
  Выделяют следующие отрасли права:
  1) конституционное (государственное) право;
  2) гражданское;
  3) административное;
  4) уголовное;
  5) земельное;
  6) трудовое;
  7) семейно-брачное;
  8) уголовно-исполнительное;
  9) аграрное (сельскохозяйственное);
  10) экологическое (природоохранное);
  11) финансовое;
  12) уголовно-процессуальное;
  13) гражданско-процессуальное.
  Среди формирующихся можно назвать отрасли предпринимательского, налогового, муниципального, компьютерного, космического права и др.
  Дать краткую характеристику основных отраслей права - значит рассмотреть конкретный предмет и доминирующий метод правового регулирования конституционного, административного, гражданского и уголовного права.
  Конституционное право - ведущая отрасль права, предметом регулирования которой являются основы конституционного строя, правовое положение личности, форма правления и государственного устройства; доминирующий метод - императивный.
  Гражданское право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения. Основной метод - диспозитивный.
  Административное право регулирует управленческие отношения, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов государства. Преобладающий метод - императивный,
  Уголовное право охраняет от преступных посягательств права и свободы человека и гражданина, конституционный строй, частную и государственную собственность и т. п. Господствующий метод - императивный.
 
 4. Институт права: понятие и виды
 
  Институт права - это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный вид (группу) общественных отношений.
  Если отрасль права регулирует род общественных отношений, то институт - лишь их вид. В каждой отрасли права можно выделить множество институтов. Так, в отрасль трудового права включаются институты дисциплины труда, материальной ответственности, охраны труда и т. п.
  Виды институтов:
  1) в зависимости от характера институты подразделяются на материальные (институт подряда) и процессуальные (институт возбуждения уголовного дела);
  2) в зависимости от сферы распространения - на отраслевые (институт наследования) и межотраслевые (институт частной собственности);
  3) в зависимости от функциональной роли - на регулятивные (институт мены) и охранительные (институт привлечения к уголовной ответственности).
  Субинститут права - это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих конкретную разновидность общественных отношений, находящихся в рамках определенного института права. Субинститут - составная часть института права. Так, институт преступлений против жизни, здоровья, достоинства личности делится на субинституты преступлений против жизни (его составляют различные виды убийств), здоровья (здесь сосредоточены нормы, касающиеся различных видов телесных повреждений) и достоинства личности (клевета, оскорбление).
  Однако далеко не каждый институт права имеет хотя бы один субинститут.
  Вместе с тем сами институты могут "складываться" в такие более крупные подразделения системы права, как подотрасли.
  Система однородных институтов определенной отрасли права образует его подотрасль. Подотрасль права - это уже не институт, но еще и не отрасль. Так, авторское, изобретательское, жилищное право являются подотраслями гражданского права; налоговое право - подотраслью финансового права; муниципальное - подотраслью административного права.
 
 5. Частное и публичное право
 
  Кроме отраслей в структуре права юридические нормы можно подразделить на две большие группы: на частное и публичное право.
  Частное право - это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Публичное же право образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления.
  Если частное право - область свободы и частной инициативы, то публичное - сфера власти и подчинения. Отсюда частное право состоит из отраслей гражданского, предпринимательского, семейно-брачного, трудового права, а публичное - из отраслей конституционного, административного, финансового, уголовного и иных.
  В литературе выделяют следующие критерии, в зависимости от которых те или иные нормы права относят к частному либо публичному праву:
  1} интерес (если частное право призвано регулировать личные интересы, то публичное - общественные, государственные);
  2) предмет правового регулирования (если частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, то публичному - неимущественные);
  3) метод правового регулирования (если в частном праве господствует метод координации, то в публичном - субординации);
  4) субъектный состав (если частное право регулирует отношения частных лиц между собой, то публичное право - частных лиц с государством либо государственных органов между собой).
  В настоящее время в правовой системе России все больше "утверждаются такие институты частного права, как право наследуемого пожизненного владения, интеллектуальной собственности, возмещения морального ущерба и другие.
 
 6. Юридический процесс: понятие и виды
 
  Юридический процесс - это нормативно установленные формы упорядочения юридической деятельности, призванные оптимально удовлетворять и гарантировать интересы субъектов права.
  Данный процесс регулируется соответствующими правовыми нормами, а его результаты оформляются и закрепляются в правовых актах - официальных документах. Он присущ любой юридически значимой деятельности (законотворческой, исполнительно-распорядительной, судебной), содержит ее программу и выступает существенной гарантией точного соблюдения и результативной реализации правовых предписаний.
  Юридический процесс, следовательно, призван нейтрализовать элементы стихийности, хаоса, неуправляемости, существующие в правовой деятельности, содействовать реализации норм материального права и удовлетворению общественно значимых интересов субъектов права.
  Юридический процесс - это всегда определенная система, состоящая из последовательно совершаемых действий и принимаемых актов. В зависимости от предмета правового регулирования (отраслевого признака) он подразделяется на гражданский, уголовный, административный, конституционный процессы.
  Гражданско-процессуальное (ГПК РСФСР) и уголовно-процессуальное (УПК РСФСР) право регулируют соответственно гражданское судопроизводство и предварительное расследование и судопроизводство по уголовным делам. Арбитражный процесс (АПК РФ) является разновидностью гражданского.
  Административный процесс пока еще не выделился из гражданского процесса, хотя определенные предпосылки для этого есть. В настоящее время административное судопроизводство регулируется главами 22-25 ГПК РСФСР.
  Конституционный процесс находится в стадии правового формирования, поисков оптимальных средств и путей осуществления конституционного контроля.
  В зависимости от природы принимаемых решений юридический процесс может классифицироваться на правотворческий (воплощается, например, в Регламентах Государственной Думы и Совета Федерации РФ), с помощью которого принимаются нормативные акты; правоприменительный (воплощается, например, в Указе Президента РФ о назначении на должность министра), с помощью которого принимаются акты применения права, праворазъяснительный (воплощается, например, в Федеральном конституционном законе "О Конституционном Суде РФ"), с помощью которого принимаются интерпретационные акты.
 
 7. Соотношение системы права и системы законодательства
 
  Законодательство, как и право, тоже имеет свою систему, под которой понимается его внутреннее строение.
  Однако данные понятия необходимо различать по следующим основаниям:
  1) если первичным элементом системы права является норма, то первичным элементом системы законодательства - нормативный акт;
  2) если система права выступает в качестве содержания, то система законодательства - в качестве формы;
  3) если система права складывается объективно в соответствии с существующими общественными отношениями, то система законодательства преимущественно субъективна, ибо зависит от законодателя;
  4) если система права имеет первичный характер, то система законодательства - производный (первая служит исходной базой для второй);
  5) если система права имеет только горизонтальное (отраслевое) строение, то система законодательства - еще и вертикальное (федеративное, иерархическое);
  6) система права и система законодательства различаются и по объему: законодательство, с одной стороны, не охватывает всего разнообразия нормативности (ведь, кроме законодательства, право оформляется и в юридических обычаях, и в нормативных договорах, и в юридических прецедентах); а с другой стороны, включает в себя, кроме формулировок норм, и иные элементы - преамбулы, названия разделов, глав, статей и т. п.
 
 
 
 Глава 17. Правовые отношения
 
 1. Правовые отношения: понятие, признаки, виды
 
  Правоотношение - это урегулированная нормами права общественная связь (отношение), участники которой имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности.
  Если норма права - статическое состояние правового регулирования, то правоотношение - динамическое. Категория "правоотношение" является одной из центральных в общей теории права и позволяет уяснить, каким образом оно воздействует на поведение людей.
  Правоотношения позволяют "перевести" абстрактные юридические нормы в плоскость персонифицированных связей, т. на уровень субъективных прав и юридических обязанносте для данных субъектов.
  Признаки правоотношений:
  1) это общественное отношение, которое представляет собой двустороннюю конкретную связь между социальными субъектами;
  2) оно возникает на основе норм права (общие требования правовых норм индивидуализируются применительно к субъектам и реальным ситуациям, в которых они находятся);
  3) это связь между лицами посредством субъективных прав и юридических обязанностей;
  4) это волевое отношение, ибо для его возникновения необходима воля его участников (как минимум с одной стороны);
  5) это отношение возникает по поводу реального блага, ценности, в связи с чем субъекты осуществляют принадлежащие им субъективные права и юридические обязанности;
  6) это отношение, охраняемое и обеспечиваемое государством (в частности, возможностью государственного принуждения).
  Правоотношение имеет сложную по составу элементов структуру:
  субъект;
  объект;
  субъективное право и юридическая обязанность (юридическое содержание).
  Правовые отношения могут классифицироваться по различным основаниям:
  1) в зависимости от предмета правового регулирования (отраслевого признака) они подразделяются на конституционные, административные, уголовные, гражданские и т. п.;
  2) в зависимости от характера - на материальные (финансовые, трудовые и т. д.} и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные и др.);
  3) в зависимости от функциональной роли - на регулятивные (возникают на основе норм права или договора) и охранительные (связаны с государственным принуждением и реализацией юридической ответственности);
  4) в зависимости от природы юридической обязанности - на пассивные, связанные с осуществлением запретов, пассивных обязанностей (правоотношения собственности) и активные, связанные с осуществлением определенных положительных действий (правоотношения займа);
  5) в зависимости от состава участников - на простые, возникающие между двумя субъектами (правоотношения купли-продажи), и сложные, возникающие между несколькими субъектами (правоотношение отбывания уголовного наказания);
  6) в зависимости от продолжительности действия - на кратковременные (правоотношения мены) и долговременные (правоотношения гражданства);
  7) в зависимости от степени определенности сторон - на относительные, абсолютные и общие. В относительных правоотношениях конкретно (поименно) определены все участники (управомоченные и обязанные субъекты - покупатель и продавец, истец и ответчик).
  В абсолютных же точно известна лишь управомоченная сторона, а обязанные лица - все возможные субъекты, призванные воздерживаться от нарушений интересов управомо-ченного (авторские правоотношения).
  Что касается общих (или общерегулятивных) правоотношений, то это вопрос дискуссионный.
  Согласно одной точке зрения выделение подобных правоотношений недостаточно убедительно и практически бесполезно (В. К. Бабаев, Ю. И. Гревцов и др.).
  По мнению других авторов (Н. И. Матузов, С. С. Алексеев, В. С. Основин), общие правоотношения, в отличие от конкретных, выражают юридические связи более высокого уровня между государством и гражданами, а также последних между собой по поводу гарантий и осуществления основных прав и свобод личности (право на жизнь, честь, достоинство, безопасность и т. п.), а равно обязанностей (соблюдать законы, уважать права других граждан). Данные правооотношения возникают на основе норм Конституции, важнейшего законодательства и являются базовыми для отраслевых правовых отношений.
 
 2. Предпосылки возникновения правоотношений
 
  Под предпосылками обычно понимают условия (факторы), порождающие правовые отношения.
  Выделяют два вида предпосылок возникновения правоотношений:
  1) материальные (общие);
  2} юридические (специальные).
  К материальным относятся жизненные интересы и потребности людей, под влиянием которых они вступают в соответствующие правоотношения. В самом широком смысле под материальными предпосылками понимается система социально-экономических, культурных и иных обстоятельств, обусловливающих объективную необходимость правового регулирования тех или иных общественных отношений. К материальным предпосылкам можно отнести также наличие объекта правоотношения (то, по поводу чего лица вступают в данные юридические связи), не менее двух субъектов (ибо само с собой лицо вступить в правоотношение не может) и соответствующее поведение участников правоотношений.
  К юридическим предпосылкам относятся:
  норма права;
  правосубъектность;
  юридический факт (как реальное жизненное обстоятельство).
  Вез названных предпосылок правоотношение невозможно.
  Взаимосвязь между нормами права и правоотношениями может проявляться в следующем:
  1) норма права и правоотношение выступают элементами механизма правового регулирования;
  2) норма права - основа возникновения правоотношения;
  3) норма права устанавливает круг субъектов правоотношений;
  4) норма права в своей гипотезе предусматривает условия возникновения того или иного правоотношения;
  5) норма права в диспозиции определяет субъективные права и юридические обязанности участников правоотношения;
  6} норма права в санкции содержит указание на возможные последствия выполнения диспозиции (наказания либо поощрения).
  Таким образом, правоотношение есть форма реализации нормы права. Правовая норма и правоотношение соотносятся как причина и следствие.
  В юридической литературе есть две точки зрения на характер взаимосвязи нормы права и правоотношения:
  по мнению большинства ученых, правоотношение - это результат воздействия нормы права на общественные отношения (последовательность здесь такая; норма права - общественные отношения - правоотношения);
  согласно другой позиции, правоотношение - это средство регулирования общественных отношений (последовательность здесь уже другая: норма права - правоотношения - общественные отношения).
 
 3. Понятие и виды субъектов правоотношений
 
  Субъекты - это участники правовых отношений, обладающие соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями. Субъект правоотношения - это субъект права, который использует свою праводееспособность.
  Выделяют следующие виды субъектов правоотношений; индивидуальные и коллективные.
  К индивидуальным субъектам (физическим лицам) относятся:
  1) граждане;
  2) лица с двойным гражданством;
  3) лица без гражданства;
  4) иностранцы.
  Лица без гражданства и иностранцы могут вступать на территории России в те же правоотношения, что и граждане РФ, за рядом ограничений, установленных законодательством: они не могут, в частности, избирать и быть избранными в представительные органы власти России, занимать определенные должности в государственном аппарате, служить в Вооруженных Силах и т. п.
  К коллективным субъектам относятся:
  1) государство в целом (когда оно, например, вступает в международно-правовые отношения с другими государствами, в конституционно-правовые - с субъектами федерации, в гражданско-правовые - по поводу федеральной государственной
 собственности и т. п.);
  2) государственные организации;
  3) негосударственные организации (частные фирмы, коммерческие банки, общественные объединения и т. д.).
  Коллективные субъекты обладают в частно-правовых отношениях качествами юридического лица. Согласно ч. 1 ст. 48 ГК РФ "юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде".
 
 4. Правоспособность и дееспособность
 субъектов права. Правосубъектность
 
  При ответе на данный вопрос сначала необходимо определить понятие "субъект правоотношения" (после чего уже переходить к характеристике обозначенных проблем).
  Для того чтобы быть субъектом правоотношения, лица должны обладать правоспособностью и дееспособностью.
  Правоспособность - это способность индивида иметь права и обязанности. Дееспособность - это способность лица своими действиями осуществлять эти права и обязанности. Дееспособность связана с психическими и возрастными свойствами человека и зависит от них.
  Выделяют следующие виды дееспособности:
  полную (с 18 лет);
  частичную (с 14 до 18 лет);
  В ст. 27 ГК РФ ("Эмансипация") установлено следующее:
  "1. Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.
  Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия - по решению суда.
  2. Родители, усыновители и попечитель не несут ответственности по обязательствам эмансипированного несовершеннолетнего, в частности по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда".
  Правоспособность и дееспособность обычно неразделимы и наступают одновременно. Таким образом обстоит дело в большинстве отраслей права, кроме гражданского.
  Разрыв между правоспособностью и дееспособностью в гражданском праве объясняется тем, что:
  1) имущественные права необходимы всем гражданам независимо от возраста, состояния их воли;
  2) Б области имущественных правоотношений вместо правоспособного, но недееспособного лица может выступать его законный представитель.
  Дееспособность может быть ограничена. В ч. 3 ст. 55 Конституции РФ закреплено, что "права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства".
  В соответствии со ст. 30 ГК РФ "гражданин, который вследствие злоупотребления напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности... "
  Правосубъектность же - это правоспособность и дееспособность вместе взятые и характеризующие лицо именно как субъект права.
 
 5. Субъективные права и юридические
 обязанности: понятие и структура
 
  Если общественные отношения выступают материальным содержанием правоотношений, то субъективные права и обязанности - юридическим. Именно через права и обязанности осуществляется юридическая связь участников правоотношений.
  Субъективное право - это мера юридически возможного поведения, позволяющая субъекту удовлетворять его собственные интересы. Субъективное право есть средство для достижения определенного блага, ценности. В этом заключается его предназначение, главная роль.
  Структура субъективного права состоит из возможности:
  1) определенного поведения управомоченного лица;
  2) требования соответствующего поведения от обязанного лица;
  3) обращаться за защитой к компетентным государственным органам (прежде всего в суд);
  4) пользоваться определенным социальным благом, ценностью.
  Юридическая обязанность - это мера необходимого поведения, установленная для удовлетворения интересов управомоченного лица. Обязанность есть гарантия осуществления субъективного права. Без нее последнее превратится в фикцию.
  Структура юридической обязанности, которая является обратной стороной субъективного права, включает необходимость:
  1) совершать определенные действия или воздерживаться от них;
  2) отреагировать на законные требования управомоченного;
  3) нести юридическую ответственность за неисполнение этих требований;
  4) не препятствовать контрагенту пользоваться тем благом, на которое тот имеет право.
  Различия между субъективным правом и юридической обязанностью:
  1) если субъективное право призвано удовлетворять собственные интересы лица, то юридическая обязанность - "чужие" интересы (управомоченного лица);
  2) если субъективное право - мера возможного поведения (реализация его зависит от усмотрения управомоченного лица), то юридическая обязанность - мера необходимого поведения (от ее реализации отказаться нельзя).
  Вместе с тем рамки ("мера") возможного (субъективного права), и необходимого (юридической обязанности) поведения должны быть четко очерчены в законодательстве.
 
 6. Объекты правоотношений: понятие и виды
 
  Объект правоотношения - это то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений, по поводу чего они вступают в юридические связи.
  Люди всегда участвуют в правоотношениях ради удовлетворения своих интересов. Эта цель достигается посредством прав и обязанностей, обеспечивающих получение определенных благ.
  Выделяют два подхода к пониманию данной категории:
  согласно первому из них, объектом правоотношения могут выступать только действия субъектов, поступки людей;
  согласно второму (разделяемому большинством ученых), объекты весьма разнообразны и могут быть;
  1) материальными благами (вещи, ценности, имущество и т. п.);
  2) нематериальными благами (жизнь, здоровье, достоинство, честь и т. п.);
  3) продуктами духовного творчества (произведения литературы, искусства, музыки, науки, компьютерные программы и т. д.);
  4) результатами действий участников правоотношений (правоотношения, возникающие, например, на основе договора перевозки, подряда на капитальное строительство и т. п.);
  5) ценными бумагами и документами (деньги, акции, дипломы, аттестаты и т. д.).
 
 7. Понятие и классификация юридических фактов
 
  Юридические факты - это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми норма права связывает наступление определенных юридических последствий. Юридические факты являются предпосылками правоотношений. Их модель фиксируется в гипотезе юридических норм.
  Юридические факты классифицируются по различным основаниям:
  1) по характеру наступающих последствий они делятся на:
 правообразующие (поступление в вуз);
 правоизменяющие (перевод с очной на заочную форму обучения);
 правопрекращающие (окончание вуза);
  2) по связи с волей участников правоотношений - на:
 события (обстоятельства, не зависящие от воли субъекта - стихийное бедствие, смерть, истечение сроков и т. п.);
 действия (обстоятельства, связанные с волей участников правоотношений).
  Последние делятся на правомерные и противоправные.
  Правомерные действия, в свою очередь, подразделяются на юридические акты (действия, совершаемые с намерением породить юридические последствия: сделки, судебные решения и т, и.) и юридические поступки (действия, приводящие к юридическим последствиям независимо от намерений лица, их совершающего, - создание художественного произведения и т. д.).
  Противоправные деяния могут быть уголовными, административными, гражданскими, дисциплинарными.
  Нередко для возникновения предусмотренных правовой нормой юридических последствий необходим не один юридический факт, а их совокупность, которую называют юридическим (фактическим) составом. Например, для получения пенсии по старости требуется достичь пенсионного возраста, иметь необходимый трудовой стаж, решение о назначении пенсии.
 
 
 
 Глава 18. Реализация права
 
 1. Реализация права: понятие и формы
 
  Реализация есть осуществление чего-либо, проведение в жизнь какого-либо плана, проекта, программы, намерения и т. п. Отсюда реализовать правовую норму - значит фактически осуществить ее предписание, претворить в жизнь общие правила поведения.
  Реализация права представляет собой необходимую сторону жизни, существования права, без чего оно утрачивает свой социальный смысл, ведь законы и подзаконные акты принимаются для того, чтобы действовать, упорядочивать общественные отношения.
  В зависимости от характера действий субъектов выделяют четыре формы реализации права:
  соблюдение (с помощью чего осуществляются запреты, от нарушения которых лицо должно воздерживаться);
  исполнение (связано с выполнением активных обязанностей, строго определенных в законе действий в интересах упра-вомоченной стороны);
  использование (выражается в осуществлении субъективных прав, посредством чего лицо удовлетворяет свой собственный интерес и тем самым достигает определенного блага, ценности);
  применение (это властная деятельность компетентных органов по разрешению конкретного юридического дела, в результате чего выносится соответствующий индивидуальный акт).
 
 2. Применение
 как особая форма реализации права
 
  Применение - особая форма реализации права, характеризующаяся следующими признаками:
  1) применяют право только уполномоченные на то компетентные субъекты (государственные, муниципальные органы и т. п.);
  2) носит властный характер;
  3) имеет ряд стадий (установление фактической и юридической основы дела, принятие решения);
  4) осуществляется в процессуальной форме (в целях усиления гарантий законного и справедливого разрешения дела данная деятельность жестко регламентирована нормами права);
  5) связано с реализацией соответствующего индивидуального, властного (правоприменительного) акта.
  6) направлено на установление конкретных правовых последствий - субъективных прав и юридических обязанностей.
  Правоприменение необходимо, когда субъекты не могут бем помощи властных органов реализовать свои права и обязанности, когда возникает потребность в государственном принуждении, когда имеется спор по поводу юридического факта и т. п.
  Принципы правоприменительной деятельности:
  законность (означает, что субъекты правоприменения должны действовать в рамках имеющихся законов и подзаконных актов);
  социальная справедливость (означает, что субъект правоприменения должен действовать в интересах не каких-либо граждан или групп, а всего общества);
  целесообразность (означает, что необходимо учитывать конкретные сложившиеся условия, специфику ситуации в момент вынесения решения);
  обоснованность (означает, что в ходе принятия правоприменительного решения необходимо в полной мере выявлять, тщательно изучать и использовать все относящиеся к делу материалы, достоверные и не подлежащие сомнению факты).
 
 3. Стадии процесса применения норм права
 
  Правоприменение - сложная последовательная деятельность, осуществляемая в рамках нескольких этапов, стадий. Данная деятельность регламентируется соответствующими процедурными нормами (уголовно-процессуальными, гражданско-процессуальными, административно-процессуальными и иными), которые устанавливают определенный порядок правоприменения и обеспечивают его логическую завершенность.
  Можно выделить три основные стадии правоприменительного процесса:
  1) установление фактической основы дела;
  2) установление юридической основы дела;
  3) решение.
  На первой стадии устанавливается объективная истина по делу. Ведь правоприменение будет обоснованным только тогда, когда фактические обстоятельства проанализированы с достаточной полнотой и достоверностью. По сути, речь здесь идет о сборе всей юридически значимой информации, относящейся к конкретному делу.
  На второй стадии правоприменитель выбирает отрасль, институт и норму права, регулирующие данное общественное отношение, проверяет подлинность текста норм права, их пределы действия во времени, в пространстве и подругу лиц, уясняет смысл и содержание юридических предписаний, квалифицирует деяние.
  На третьей стадии принимается решение и выносится правоприменительный акт. Именно в рамках данного этапа решается судьба этого дела, и от того, какие выводы будут сформулированы в ходе решения, зависит дальнейшее развитие правоотношений. Установление фактической и юридической основы дела выступают как бы подготовительными стадиями применения норм права. Принятие же решения является завершающей и вместе с тем основной стадией. После этого оно должно быть исполнено и конкретное общественное отношение реально урегулировано.
 
 4. Акты применения правовых норм:
 понятие, особенности, виды
 
  Акт применения права - это такой правовой документ, который содержит индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения конкретного юридического дела. Он выступает итогом правоприменительной деятельности и обладает следующими особенностями:
  исходит от компетентных органов;
  носит государственно-властный характер;
  носит индивидуальный (персонифицированный), а не нормативный характер, поскольку адресован конкретным субъектам, указывает на то, кто в данной ситуации обладает субъективными правами и юридическими обязанностями;
  имеет определенную установленную законом форму.
  Вместе с тем следует различать акт применения как действие (деятельность) и как акт-документ. Последний должен иметь определенную структуру и состоять из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.
  Классифицируют правоприменительные акты по следующим основаниям:
  1) по форме - на указы, приговоры, решения, приказы и т. п.;
  2) по субъектам, их издающим, - на акты государственных и негосударственных (в частности, муниципальных) органов;
  3) по функциям права - на регулятивные (приказ о повышении по службе) и охранительные (постановление о возбуждении уголовного дела);
  4) по юридической природе - на основные (выражают конечное решение юридического дела, например, приговор) и вспомогательные (подготавливают издание основных, в частности, постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого);
  5) по предмету правового регулирования - на акты уголовно-правовые, гражданско-правовые и т. п.;
  6) по характеру - на материальные и процессуальные.
 
 5. Отличие нормативных актов
 от актов применения права

<< Пред.           стр. 19 (из 23)           След. >>

Список литературы по разделу