<< Пред.           стр. 20 (из 23)           След. >>

Список литературы по разделу

 
  Общее между ними: это правовые акты;
  они принимаются и обеспечиваются компетентными (прежде всего государственными) органами;
  выступают властными по своему характеру документами. В отличие от нормативного правоприменительный акт:
  1) принимается именно на основе нормативного;
  2) конкретизирует норму права, содержащуюся в нормативном акте, применительно к индивидуальным ситуациям, отношениям;
  3) носит персонифицированный (индивидуально-определенный) характер;
  4) не является источником (формой) права и рассчитан только на однократное применение;
  5) выступает юридическим фактом для возникновения, изменения и прекращения соответствующих правоотношений.
 
 6. Пробелы в праве: понятие
 и способы их устранения и преодоления
 
  Пробел - это полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве необходимых юридических норм. Важно учитывать два условия пробельности:
  1) фактические обстоятельства должны находиться в сфере правового регулирования;
  2) должна отсутствовать конкретная норма права, призванная регулировать данные фактические обстоятельства.
  Существуют объективные и субъективные причины пробелов в праве. Они должны своевременно устраняться и преодолеваться.
  Устранить пробел можно лишь с помощью правотворческого процесса путем принятия новой нормы права.
  Преодолеть же пробел можно с помощью правоприменительного процесса, так как здесь никаких новых норм права не создается и правоприменитель вынужден всякий раз восполнять отсутствующее нормативное предписание посредством аналогии закона и аналогии права.
  Аналогия закона - это решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи.
  Аналогия права - это решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права. Данный способ преодоления пробелов возможен лишь тогда, когда кет конкретной нормы, которая бы регулировала сходный случай. Причем ее нет ни в данной отрасли, ни в смежной. При таком применении первостепенную важность приобретают принципы права (справедливость, равенство перед законом и судом и т. п.), большинство из которых устанавливаются в Конституции. Поэтому правоприменитель, базируясь во многом на собственном правосознании и мотивируя решение по делу, может ссылаться на конкретные конституционные статьи.
  В уголовном и административном праве аналогия исключается.
 
 7. Юридические коллизии и способы их разрешения
 
  Юридические коллизии - это противоречия между правовыми актами, регулирующими одни и те же общественные отношения.
  Они вносят в правовую систему несогласованность, дефектность, создают неудобства в правоприменительной практике, затрудняют пользование законодательством.
  Можно выделить объективные причины коллизий (например, в условиях отставания права от более динамичных общественных отношений одни нормы устаревают, другие, появляясь, не всегда отменяют прежние и действуют зачастую одновременно с ними) и субъективные (недостаток опыта законодателя, низкое качество законов, непоследовательная систематизация нормативных актов и пр.).
  Виды коллизий:
  1) между Конституцией и всеми иными актами (разрешается в пользу Конституции);
  2) между законами и подзаконными актами (разрешается в пользу законов как актов большей юридической силы);
  3) между общефедеральными актами и актами субъектов федерации:
  если последний принят в пределах ведения, то в соответствии с ч. 6 ст. 76 Конституции РФ действует именно он;
  если последний принят вне пределов своего ведения, то действует общефедеральный акт;
  4) между актами одного и того же органа (применяется позже принятый акт);
  5) между актами, принятыми разными органами (применяется акт, обладающий более высокой юридической силой);
  6) между общим и специальным актом:
  если они приняты одним органом, то применяется последний;
  если они приняты разными органами, то действует первый.
  Возможные способы разрешения коллизий:
  принятие нового акта;
  отмена старого акта;
  внесение изменений в действующие акты;
  систематизация законодательства;
  референдумы;
  деятельность судов (прежде всего Конституционного Суда РФ);
  переговорный процесс через согласительные комиссии; толкование и др.
 
 Глава 19. Толкование права
 
  Толкование правовых норм занимает существенное место в процессе правореалияации, особенно в правоприменении, ведь прежде, чем применить право, необходимо уяснить его смысл. В процессе толкования нужно определить историко-политиче-ские условия, цель и социальную направленность правовой нормы.
  Норма права - это общее правило поведения, где общественная жизнь представлена в типичных, а не в индивидуальных проявлениях. При помощи нормы права осуществляется социальное предвидение, т. е. предрекаются возможные в будущем общественные связи, изменения социальной действительности. Таким образом, при реализации норм права, в особенности отличающихся высоким уровнем нормативных обобщений, возникает необходимость их толковать в применении к отдельному случаю.
  Толкование норм права - это деятельность по выявлению воли законодателя, выраженной в правовой норме.
  Термин "толкование" употребляется в трех различных, хотя и связанных между собой, смыслах:
  1} уяснение смысла и содержания правовой нормы лицом, ее применяющим (толкование по способу);
  2) принятие актов государственными органами и высказывания отдельных лиц с целью разъяснить содержание правовой нормы;
  3} интерпретация, т. е. выяснение, как соотносится объем толкуемой правовой нормы с объемом (буквальным смыслом) ее текста.
  Толкование-уяснение достигается при помощи определенных приемов (способов): грамматического (филологического); логического; систематического; историко-политического (исто-рико-целевого); специально-юридического; функционального.
  Грамматический (филологический) способ в силу того, что содержание правовой нормы выражается в тексте нормативно-правового акта (обычно в тексте определенной статьи такого акта), выступает начальным приемом уяснения правовой нормы. Он состоит прежде всего в определении смысла отдельных слов, установлении лексической связи между ними (грамматическое толкование). При этом юристу приходится всецело опираться на правила языка, хотя при анализе текста нормы права могут потребоваться специальные юридические знания для определения смысла юридических терминов (например, "состав правонарушения", "осужденный", "неустойка", "представительство" и т. п.).
  Для правильного уяснения сути правовой нормы ее текст должен быть подвергнут самому тщательному лексическому и грамматическому анализу. Так, если два слова или два предложения в тексте правовой нормы соединены союзом "и", то для применения этой нормы требуется одновременно наличие обоих признаков, обозначаемых указанными словами или предложениями. Напротив, если они связаны союзом "или", то достаточно наличия хотя бы одного из указанных признаков (ст. 108 УК РФ). Напомним известный пример: "Казнить (,) нельзя (,) помиловать!", где даже от положения запятой роковым образом меняется смысл решения!
  Систематический способ предполагает сопоставление правовой нормы с иными нормами данной отрасли права, а также с нормами других отраслей, регулирующих это общественное отношение. Связь между нормами права отражает объективно существующую зависимость регулируемых общественных отношений. Поэтому только с учетом этих связей можно понять подлинный смысл каждой из них.
  Выяснение связи необходимо также и потому, что в других нормах могут быть установлены какие-либо изъятия из общего правила, либо внесены коррективы в ранее принятые нормы, либо могут обнаружиться пробелы, прежде всего в коллизионных нормах.
  Например, в трудовом законодательстве установлен срок - две недели - предупреждения администрации об увольнении по собственному желанию. А распространяется ли данное положение на молодых специалистов? Анализ нормы права показывает, что если молодой специалист по истечении двух недель оставит работу, то он должен считаться уволенным за прогул, а не по собственному желанию, так как он обязан отработать три года по месту своего распределения.
  Историко-политический (историко-целевой) способ состоит в выяснении общественных условий, экономических, социальных, политических и иных факторов, вызвавших к жизни данную правовую норму, а также анализе целей и задач, которые решает государство посредством введения ее в действие. Чаще всего цели правовой нормы формулирует сам закон в преамбуле или в отдельной статье (например, задачи УК РФ сформулированы в ст. 2). Отсутствие историко-политического анализа создает опасность вынесения таких решений, которые формально правильны, а по существу некорректны.
  Формальное применение закона является одним из грубейших нарушений законности. Применение правовой нормы требует правильного раскрытия ее политического смысла и четкой оценки всех существенных обстоятельств рассматриваемого дела. В частности, в уголовном законодательстве прямо указывалось, что спекуляция, т. е. скупка и перепродажа с целью наживы, является преступлением. Переход нашей страны на рыночные отношения меняет социально-экономическое содержание данного деяния, поэтому формальное применение этой нормы не соответствовало бы ее назначению.
  Применение нормы права - отнюдь не формально-логическая операция, а политико-юридический акт, который должен выражать правильную государственную оценку фактических обстоятельств дела и в рамках закона содержать политически и практически наиболее целесообразное для данного случая решение.
  В текстах юридических норм часто встречаются относительно определенные формулировки, требующие раскрытия и конкретизации применительно к различным индивидуальным случаям. Например, закон считает нарушением трудовой дисциплины прогул без уважительной причины. Для правильного понимания причины прогула, признания той или иной причины уважительной или неуважительной необходимо глубоко уяснить общественно-политический смысл нормы трудового законодательства.
  Специально-юридический способ - это исследование технико-юридических средств и приемов изложения воли законодателя, основанное на специальных знаниях юридической науки, и прежде всего юридической техники. Специально-юридическое толкование включает ряд приемов:
  а) нормативное толкование, т. е. такое уяснение воли законодателя, при котором устанавливается урегулированность данного правила поведения;
  б) конструктивное толкование, т, е. уяснение особенностей юридической конструкции (например, при толковании норм договора важно знать, какой это договор - купли-продажи или дарения);
  в) определение отраслевой принадлежности правовых норм;
  г) терминологическое толкование ("неустойка", "штраф", "пеня", "залог", "поручительство" и т. д.).
  Логический способ толкования - это исследование логической структуры отдельных положений нормативного акта. Предмет анализа не сами слова, а совокупность слов и их соотношение между собой. При этом используются различные логические приемы, например, доведение до абсурда.
  Проанализиаруем в качестве примера понятие "источник повышенной опасности". Кто является субъектом деятельности, связанной с использованием источников повышенной опасности для окружающих? Владельцы автомобилей? Да! Возникает предположение, что все транспортные средства следует рассматривать как источник повышенной опасности, тем более что в определенных ситуациях они таковыми являются. Продолжим мысль, доведем ее до логического конца: а как же владелец лошади, велосипеда, тележки, тачки, носилок и т. д.? Придем явно к нелепому выводу - абсурду; отсюда указанный вариант толкования не может быть признан правильным. Значит, дело не в транспортных средствах, а в их мощности.
  А. Ф. Черданцев выделяет, наряду с общепринятыми, еще один способ уяснения - функциональный. Под ним понимается толкование, опирающееся на факторы и условия, в которых реализуется норма права. Здесь важное значение придается оценочным терминам и выражениям ("добросовестность", "уважительная причина", "производственная необходимость", "интересы детей" и т. д.). Этот прием во многом совпадает с исто-рико-политическим.
  От толкования-уяснения следует отличать толкование-разъяснение, которое либо дается компетентным государственным органом или управомоченной на то общественной организацией, либо содержится в высказываниях отдельных лиц. Данное толкование различается по субъектам - официальное и неофициальное.
 
  Разъяснение юридической нормы, даваемое уполномоченным на то органом и являющееся в силу этого обязательным для подчиненных органов и должностных лиц либо (в некоторых случаях) общеобязательным, называется официальным легальным толкованием. Его разновидностью является аутентичное толкование - разъяснение, исходящее от органа, который установил данную правовую норму.
  Напротив, разъяснения, исходящие от тех или иных лиц, официально не наделенных подобными полномочиями, не имеют юридической силы, и их значение может состоять только в логической убедительности. Такие разъяснения называются неофициальными. Их разновидностью является доктринальное толкование, под которым понимается разъяснение, исходящее от ученых-теоретиков и юристов-практиков.
  В процессе толкования смысл нормы не может искажаться. Разъяснение не должно изменять содержание правовой нормы и преследует только одну рель: выявить волю законодателя. Толкование - одна из стадий процесса применения норм права, но оно может быть и самостоятельным актом, преследующим цель укрепления законности.
  Официальные разъяснения, даваемые государственными органами, имеют общеобязательную силу в тех случаях, когда данный орган наделен специальной компетенцией издавать инструкции и разъяснения по применению законодательства в определенной области общественных отношений, либо когда он имеет специальное поручение Федерального Собрания или Правительства издать инструкцию или иной акт по применению данного закона, указа или постановления. Так, Министерство труда России имеет право издавать обязательные постановления, правила и инструкции, а также давать министерствам и ведомствам разъяснения по вопросам труда и заработной платы (например, постановление Минтруда России от 4 декабря 1993 г. № 175а и разъяснение от 4 декабря 1993 г. № 15 "О порядке установления работникам науки и высшей школы доплат за ученые степени доктора наук и кандидата наук"). Верховный суд РФ дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства при рассмотрении судебных дел. В остальных случаях официальные разъяснения обязательны только для тех органов или должностных лиц, которые подчинены органу, дающему разъяснение.
  Официальное разъяснение может быть нормативным или казуальным. В первом случае оно имеет общий характер, касается определенной категории дел. Это общеобязательное толкование, сохраняющее свою силу для всех возможных случаев применения данной правовой нормы. Его необходимость вызывается: во-первых, неясностью закона, неточным словесным выражением воли законодателя; во-вторых, неверным пониманием закона правоприменяющими органами.
  Нормативное толкование может исходить только от компетентного органа. Законодатель дает толкования по любому вопросу государственной жизни, и они имеют высшую юридическую силу. Правительство может толковать лишь акты органов исполнительной власти. Нормативное толкование закона может давать Пленум Верховного Суда РФ. Он обобщает судебную практику и дает судам, другим органам, должностным лицам руководящие разъяснения по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении данной категории дел. Однако Пленум не может давать толкование норм, с которыми суды не имеют дела.
  Казуальное толкование - официальное обязательное разъяснение нормы права применительно к конкретному казусу (случаю). Оно обязательно только для решения дела, по которому дано. Поэтому его ни в коем случае нельзя механически распространять на другие однородные дела, поскольку каждое из них индивидуально.
  Все органы, применяющие нормы права, могут давать казуальное толкование. Приговор, решение суда, мотивирующие применение той или иной нормы права, являются казуальным толкованием закона. Для других дел, которые будут решаться в дальнейшем на основе данной статьи закона, это толкование уже не будет иметь силы.
  Весьма полезным для правильного уяснения и применения норм права является обстоятельное знакомство с неофициальным (особенно доктринальным) толкованием. Оно не является обязательным, и поэтому на него нельзя ссылаться при официальной мотивировке выносимого решения (приговора, распоряжения и т. п.). Но оно призвано помочь практическим работникам глубже разобраться в содержании применяемых норм, предотвратить возможные ошибки. Доктринальные разъяснения, содержащиеся в комментариях законодательства, в научной литературе, исходящие от юристов-практиков, призваны способствовать дальнейшему росту правосознания, воспитанию работников государственного аппарата, каждого юриста в духе глубокого понимания закона.
  От толкования-уяснения и толкования-разъяснения следует отличать толкование-интерпретацию. Это толкование по объему, необходимое в том случае, если налицо формальное несовершенство закона, т. е. недостатки в юридическом оформлении мысли законодателя или несоответствие между содержанием закона и логической формой его выражения.
  В целом интерпретация (истолкование) нормы права должна строго соответствовать смыслу ее текста в статьях нормативно-правового акта. Отступления от смысла статей недопустимы, ибо они могут открыть лазейку для нарушения законности. Истолкование нормы права в точном соответствии со смыслом текста статьи закона или иного нормативно-правового акта называется буквальным, или адекватным, толкованием.
  Фактически результатом толкования должна быть полная определенность смысла нормативного акта, которая заключается в его точности, безоговорочности, отсутствии каких-либо параллельных решений; не следует допускать выводы "и то, и другое", "и да, и нет".
  В результате систематического или историко-политического уяснения смысла правовой нормы может представиться явно необходимым истолковать норму несколько уже или несколько шире буквального смысла текста соответствующей статьи. В первом случае истолкование называется ограничительным, а во втором - расширительным.
  При режиме законности расширительное и ограничительное толкование является исключением из общего правила, закрепляющего соответствие буквального текста и действительного смысла акта. В данном случае не происходит распространения нормы на новый круг общественных отношений или же исключения общественных отношений, охватываемых нормой. Действительное содержание нормы, ее объем остается неизменным. Задача состоит в том, чтобы раскрыть это содержание. Воля законодателя определяется только по отношению к буквальному тексту.
  При расширительном толковании факты, относящиеся к делу, охватываются смыслом нормативного акта, законодатель имел их в виду, хотя его воля и не нашла точного и ясного выражения в тексте закона. Именно этим оно отличается от аналогии закона, когда определенные факты не охватываются ни смыслом закона, ни буквальным текстом, ибо законодатель не имел их в виду. При аналогии нормативный акт распространяется на новый круг общественных отношений, что возможно только, как мы уже выяснили, при строго определенных условиях.
  В процессе толкования правовых норм большое значение имеют акты толкования - интерпретационные акты, которые содержат конкретизирующие нормативные предписания, разъясняющие юридические нормы. Их характерная особенность состоит в том, что они действуют в единстве с теми нормативными актами, в которых содержатся толкуемые юридические нормы. Акты толкования зависят от них и в принципе разделяют их судьбу.
  В теории государства и права различаются два вида актов толкования;
  интерпретационные акты правотворчества - нормативные юридические акты, изданные в порядке аутентичного или легального толкования;
  интерпретационные акты правоприменения - специфические правовые акты, содержащие правила применения норм права, сформулированные в результате обобщения опыта их жизнедеятельности.
 
 Глава 20. Правомерное поведение, правонарушение, юридическая ответственность
 
 1. Правомерное поведение: понятие, признаки, виды
 
  Правомерное поведение - это деяние субъектов, соответствующее нормам права и социально полезным целям.
  Признаки правомерного поведения:
  оно находится в установленных законодательством рамках (формальный аспект);
  социально полезно, не противоречит общественным интересам и целям, что составляет его объективную сторону (содержательный аспект);
  является осознанным, что составляет его субъективную сторону.
  Правомерное поведение по степени социальной значимости подразделяется на:
  1) необходимое (служба в армии);
  2) желательное (научное и художественное творчество);
  3) допустимое (отправление религиозных культов);
 Наиболее распространенная классификация правомерного поведения производится в зависимости от его мотивов (субъективной стороны), в соответствии с которыми оно подразделяется на:
  1) социально-активное (это высшая форма правомерного поведения, выражающаяся в высоком уровне правосознания и правовой культуры, ответственности и добровольности. Здесь субъект действует не из-за страха перед наказанием и не из-за награды, а на основе убеждения в необходимости и целесообразности действовать правомерно. Этот вид поведения наиболее социально значим, ибо связан с реализацией не только личного, но и общественного интереса, с борьбой за реальное утверждение в жизни принципов права, законности, порядка);
  2) конформистское (это деяние, основанное на подчинении правовым предписаниям без их глубокого и всестороннего осознания, без высокой правовой активности);
  3) маргинальное (это деяние, которое тоже соответствует правовым предписаниям, но совершается под воздействием государственного принуждения, из-за страха перед наказанием).
 
 2. Понятие, признаки и виды правонарушений
 
  Правонарушение - это виновное, противоправное, общественно опасное деяние лица, причиняющее вред интересам общества, государства и личности.
  Признаки правонарушения:
  деяние (действие или бездействие);
  вина;
  противоправность;
  вредный результат;
  причинная связь между деянием и вредным результатом;
  юридическая ответственность.
  В зависимости от их социальной опасности (вредности) все правонарушения подразделяются на преступления и проступки.
  Преступления (уголовные правонарушения) отличаются максимальной степенью общественной вредности, посягают на наиболее социально значимые интересы, охраняемые от посягательств уголовным законодательством. В отличие от иных видов правонарушений перечень преступных деяний, предусмотренных уголовным законом, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
  Проступки отличаются меньшей степенью социальной опасности (вредности), совершаются в различных сферах общественной жизни, имеют разные объекты посягательства и юридические последствия.
  В свою очередь проступки классифицируются на:
  гражданские (правонарушения, совершаемые в сфере имущественных и личных неимущественных отношений, выражающиеся в нанесении организациям или отдельным гражданам имущественного вреда, состоящего в неисполнении обязательств по договору, в распространении сведений, порочащих честь и достоинство гражданина);
  административные (правонарушения, посягающие на установленный законом общественный порядок, на отношения в области исполнительно-распорядительной деятельности органов государства, не связанные с осуществлением служебных обязанностей);
  дисциплинарные (правонарушения, которые совершаются в сфере трудовых отношений и посягают на внутренний распорядок деятельности предприятий, учреждений и организаций);
  процессуальные (правонарушения, посягающие на установленные законом процедуры осуществления правосудия, например, неявка свидетеля в суд).
 
 3. Юридический состав правонарушения
 
  Юридический состав - это система признаков правонарушения, необходимых и достаточных для возложения юридической ответственности.
  В юридический состав входят:
  1) субъект правонарушения (праводееспособное физическое лицо или социальная организация, совершившие данное деяние);
  2) объект правонарушения (то, на что посягает правонарушение; родовым объектом выступают общественные отношения, видовым - жизнь, здоровье, честь, имущество и т.п.);
  3) субъективная сторона правонарушения (совокупность признаков, характеризующих субъективное отношение лица к своему деянию и его последствиям. Здесь главной категорией выступает вина, под которой понимают психическое отношение лица к совершенному им противоправному деянию. Выделяют две формы вины - умысел (ст. 25 УК РФ) и неосторожность (ст. 26 УК РФ). Умысел в свою очередь может быть прямым, когда лицо сознает общественно опасный характер своих деяний, предвидит возможность или неизбежность наступления вредных последствий, желает их наступления; и косвенным,
 когда лицо сознает общественно опасный характер своих деяний, предвидит возможность наступления вредных последствий, не желает, но сознательно их допускает либо относится к
 ним безразлично. Неосторожность тоже имеет две формы - легкомыслие, когда лицо предвидит общественно вредные последствия своего поведения, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает их предотвратить; и небрежность, когда лицо не предвидит общественно вредные последствия своего поведения, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть);
  4) объективная сторона правонарушения (совокупность внешних признаков, характеризующих данное правонарушение, к которым относят:
  деяние;
  противоправность (формальный аспект);
  вредный результат (содержательный аспект);
  причинную связь между деянием и вредным результатом (вредоносный результат должен быть следствием, а само поведение - причиной именно этого результата).
 
 4. Понятие, признаки, основания
 и виды юридической ответственности
 
  Юридическая ответственность есть необходимость лица подвергнуться мерам государственного принуждения за совершенное правонарушение.
  Меры эти могут быть:
  личного характера (лишение свободы);
  имущественного характера (штраф);
  организационного характера (увольнение),
  Признаки юридической ответственности:
  1) устанавливается государством в правовых нормах;
  2) опирается на государственное принуждение;
  3} применяется специально уполномоченными государственными органами;
  4) связана с возложением новой дополнительной обязанности;
  5) выражается в определенных отрицательных последстгвиях личного, имущественного и организационного характера;
  6) выступает формой реализации санкции правовой нормы в конкретном случае и применительно к конкретному лицу, но с санкцией не отождествляется, ибо санкция - часть структуры нормы права, содержащая последствия осуществления диспозиции, которые могут быть как неблагоприятными (ответственность), так и благоприятными (поощрение);
  7) возлагается в процессуальной форме;
  8) наступает только за совершенное правонарушение.
  Если фактическим основанием юридической ответственности выступает правонарушение, характеризующееся совокупностью признаков, образующих его состав, то юридическим основанием - норма права и соответствующий правоприменительный акт, в котором компетентный орган устанавливает конкретный объем и форму принудительных мер к данному правонарушителю. Подобным актом может являться приказ администрации, приговор или решение суда и т. п.
  Классифицируют юридическую ответственность по следующим основаниям.
  В зависимости от того, к какой отрасли относится юридическая ответственность, выделяются:
  уголовная (применяется только за преступления; никто не может быть признан виновным Б совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с уголовным, уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным законодательством; меры уголовной ответственности - наиболее жесткие формы государственного принуждения, направленные преимущественно на личность виновного, - лишение свободы и т. д.);
  административная (наступает за совершение административного проступка на основе законодательства об административных правонарушениях и выражается в таких мерах, как штраф, лишение специального права и т. п.);
  гражданская (наступает за нарушение договорных обязательств имущественного характера или за причинение имущественного внедоговорного вреда. Полное возмещение вреда - основной принцип гражданско-правовой ответственности; возмещение убытков в некоторых случаях дополняется штрафными санкциями, например, выплатой неустойки);
  дисциплинарная (применяется за нарушение трудовой, учебной, служебной, воинской дисциплины; возлагается администрацией предприятия, учреждения, организации; в отношении же отдельных категорий - дисциплинарными коллегиями; меры дисциплинарной ответственности - выговор, строгий выговор, увольнение и т. д.);
  материальная (наступает за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации рабочими и служащими при исполнении ими своих трудовых обязанностей).
  Различают ответственность, возлагаемую органами государственной власти, государственного управления, судами и другими юрисдикционньми структурами.
 
 
 
 
 6. Цель, функции и принципы
 юридической ответственности
 
  Цель позволяет глубже познать сущность юридической ответственности, показывает те результаты, которые достигаются с помощью данного правового средства, В качестве основной цели юридической ответственности выступает обеспечение прав и свобод субъектов, охрана и защита общественного порядка. Именно ради удовлетворения интересов субъектов права, справедливой упорядоченности социальных связей и устанавливается этот правовой инструмент.
  Функции же определяются целью и вытекают из нее. Среди них можно выделить следующие:
  1) штрафную, характеризующую карательную реакцию государства на правонарушение и выражающуюся в наказании виновного лица, что причиняет ему личные, имущественные либо организационные обременения, создает неблагоприятные последствия;
  2) правовосстановительную, позволяющую взыскать с виновного причиненный вред, возместить убытки, компенсировать потери, обеспечивая интерес управомоченного субъекта;
  3) воспитательную, призванную формировать у субъектов мотивы к правомерному поведению, предупреждать как новые правонарушения со стороны лица, подвергнутого ответственности (частная превенция), так и правонарушения иных лиц (общая превенция).
  Все названные функции юридической ответственности содействуют достижению ее целей.
  Выделяют следующие основные принципы юридической ответственности:
  1) справедливость; призвана соразмерно наказывать виновного, не допускать установления уголовных санкций за проступки и отрицать обратную силу закона, закрепляющего либо усиливающего ответственность; возлагать на виновного за одно
 нарушение лишь одно наказание, обеспечить компенсацию причиненного им вреда (если он имеет обратимый характер) и т. п.;
  2) гуманизм; выражается, в частности, в запрете устанавливать и применять такие меры наказания, которые унижают человеческое достоинство;
  3) законность; юридическая ответственность возлагается на виновное лицо строго по закону и за деяния, предусмотренные законом;
  4) обоснованность; означает необходимость объективно, всесторонне и аргументированно исследовать обстоятельства дела, установить факт совершения лицом конкретного правонарушения и соответствующую норму права, в общей форме фиксирующую юридическую ответственность;
  5) неотвратимость; означает неизбежность наступления юридической ответственности, действенное, качественное и полное раскрытие правонарушений, обязательную и эффективную карательную реакцию со стороны государства в отношении виновных лиц;
  6) целесообразность; предполагает соответствие наказания, избираемого применительно к правонарушителю, целям юридической ответственности, позволяет индивидуализировать санкции, учесть различные обстоятельства совершенного деяния (как смягчающие, так и отягчающие).
 
 7. Юридическая ответственность и другие
 виды государственного принуждения
 
  Юридическая ответственность выступает разновидностью государственного принуждения. Кроме нее существуют и другие виды, осуществляемые на основе и в рамках права: меры защиты, меры пресечения, принудительные меры воспитательного воздействия, принудительные меры медицинского характера, реквизиция.
  Если юридическая ответственность связана с возложением новой, дополнительной юридической обязанности (например, лишение свободы), то меры защиты - с выполнением "старой" обязанности, той, которая была возложена на данного субъекта. Цель мер защиты - не карать, а лишь восстановить нарушенное право без привлечения нарушителя к ответственности (например, принудительное взыскание алиментов на содержание детей).
  Меры пресечения (подписка о невыезде, задержание и т. п.), а также иные процессуальные меры, направленные на обеспечение нормального производства по уголовным, административным, гражданским делам (личный досмотр, освидетельствование, принудительные обыски и пр.), в отличие от мер юридической ответственности применяются лишь с целью предупредить правонарушение. Ввиду того, что в данном случае нет правонарушения, не может быть и кары.
  Не характеризуются карой и принудительно-профилактические меры (например, ограничение свободы передвижения в случае карантина); принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые к несовершеннолетним (недееспособным) лицам за совершение общественно опасных деяний (ст. 90, 91 УК РФ); принудительные меры медицинского характера, применяемые к душевнобольным нарушителям (ст. 97-103 УК РФ); реквизиция (принудительное изъятие имущества у собственников в государственных или общественных интересах с выплатой его стоимости), применяемая в исключительных, экстренных ситуациях (в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий и при иных обстоятельствах, носящих в соответствии со ст. 242 ГК РФ чрезвычайный характер).
 
  7. Обстоятельства, исключающие противоправность
  деяния и юридическую ответственность
 
  К обстоятельствам, исключающим противоправность деяния и юридическую ответственность, можно отнести:
  1) невменяемость (когда лицо не может отдавать отчета в своих действиях);
  2) необходимую оборону (имеет место при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства путем причинения вреда посягающему лицу, если при этом не превышены пределы необходимой обороны, т. е. не было явного несоответствия защиты характеру и степени общественной опасности посягательства) (ст. 37 УК РФ);
  3) задержание лица, совершившего преступление (имеется в виду необходимость доставить такое лицо органам власти и пресечь возможность совершения им новых преступлений путем причинения ему вреда, если иными средствами задержать его не представлялось возможным и не было допущено превышения необходимых для этого мер) (ст. 38 УК РФ);
  4) крайнюю необходимость (допустима в случаях устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости) (ст. 39 УК РФ);
  5) физическое и психическое принуждение (имеется в виду причинение лицом вреда под принуждением, если вследствие этого оно не могло руководить своими действиями) (ст. 40 УК РФ);
  6) обоснованный риск (допустим в случаях причинения вреда охраняемым законом интересам для достижения общественно полезной цели) (ст. 41 УК РФ);
  7) исполнение приказа или распоряжения (имеется в виду причинение вреда лицом, исполняющим обязательные для него предписания) (ст. 42 УК РФ);
  8) малозначительность правонарушения, не представляющего общественной опасности;
  9) казус (случай) и т. д.
  6)
 Глава 21. Механизм правового регулирования
 
 1. Понятие, признаки и виды правовых средств
 
  Право - многогранное явление, призванное регулировать общественные связи. Его можно рассматривать с разных сторон.
  В роли социального феномена цивилизации, элемента культуры, меры свободы и справедливости право в большей степени характеризуется как цель по отношению к обществу, приобретает мощное социальное звучание.
  Наряду с этим право можно оценивать и как средство (инструмент) для разрешения практически значимых задач общества, для удовлетворения интересов людей. Данный подход в юридической науке называют инструментальным, в рамках которого и исследуются правовые средства.
  Термин "правовые средства" имеет известную неопределенность. Рядом с ним вполне можно поставить термины "правовые явления", "правовые феномены", "правовые факторы", "правовые условия" и т. п., которые в самом широком смысле взаимозаменяемы. В качестве правовых средств выступают нормы и принципы права, правоприменительные акты, договоры, юридические факты, субъективные права, юридические обязанности, запреты, льготы, меры поощрения, меры наказания, акты реализации прав и обязанностей и т. п. Именно тот или иной арсенал, набор средств придает специфику отраслям и институтам права.
  На наш взгляд, правовые средства - это правовые явления, выражающиеся в инструментах (установлениях) и деяниях (технологии), с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей.
  Общие признаки правовых средств:
  1) они выражают собой все обобщающие юридические способы обеспечения интересов субъектов права, достижения поставленных целей (в этом проявляется социальная ценность
 данных образований и в целом права);
  2) отражают -информационно-энергетические качества и ресурсы права, что придает им особую юридическую силу, направленную на то, чтобы преодолеть препятствия, стоящие на пути удовлетворения интересов участников правоотношений;
  3) сочетаясь определенным образом, выступают основными работающими частями (элементами) действия права, механизма правового регулирования, правовых режимов (т. е. функциональной стороны права);
  4) приводят к юридическим последствиям, конкретным результатам, той или иной степени эффективности либо дефектности правового регулирования;
  5) обеспечиваются государством.
  Правовые средства имеют синтетический, своего рода "компромиссный" характер, ибо призваны связывать идеальное (цель) с реальным (результатом). Этимологически термин "средство происходит от слова средний, серединный. Средство - связующее звено между субъектом и объектом деятельности, между идеальной, мысленной моделью и материальным результатом. Поэтому правовые средства, выступая специфическим посредником, с неизбежностью включают как фрагменты идеального (инструменты, средства-установления - субъективные права, обязанности, льготы, запреты, поощрения, наказания и т. д.), так и фрагменты реального (технологию, средства-деяния, направленные на использование инструментов).
  К средствам-деяниям относятся акты реализации прав и обязанностей как самостоятельный элемент механизма правового регулирования. Причем практически всю правовую деятельность (правотворческую, правоприменительную, интерпретационную), если смотреть на нее через призму актов реализации, можно отнести к юридической технологии (средствам-деяниям). В частности, правотворческий орган, принимая нормативные документы, реализует соответствующие права и обязанности. Точно так же осуществляется и всякая иная юридическая деятельность, сердцевиной, стержнем которой опять же выступают акты реализации прав и обязанностей, результатом же являются совсем другие акты - правоприменительные и интерпретационные.
  Виды правовых средств:
  по отраслевой принадлежности они могут быть конституционными, гражданскими, административными и т. п.;
  по характеру - материальными и процессуальными;
  по функциональной роли - регулятивными и охранительными;
  по информационно-психологической направленности (чьим интересам отдается предпочтение) - стимулирующими (поощрения, льготы, дозволения) и ограничивающими (наказания, запреты, обязанности).
 
 4. Механизм правового регулирования:
 понятие и основные элементы
 
  Механизм правового регулирования - это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.
  Цель механизма правового регулирования - обеспечить свободное движение интересов субъектов к ценностям (содержательный признак). Механизм правового регулирования - система различных по своей природе и функциям юридических средств, позволяющих достигать его цели (формальный признак). Механизм правового регулирования показывает, как работает то или иное звено, позволяет выделить основные, ключевые, опорные юридические инструменты, занимающие определенное иерархическое положение среди всех других.
  Потребность в различных юридических средствах, действующих в механизме правового регулирования, определяется разным характером движения интересов субъектов к ценностям, наличием многочисленных препятствий на этом пути. Именно неоднозначность проблемы удовлетворения интересов как содержательного момента предполагает и разнообразие их правового обеспечения.
  Можно выделить следующие элементы механизма правового регулирования:
  1) норма права (в ней устанавливается модель удовлетворения интересов);
  2) юридический факт или фактический состав с таким решающим фактом, как организационно-исполнительный правоприменительный акт;
  3) правоотношение (нормативные требования здесь конкретизируются для соответствующих субъектов);
  4) акты реализации прав и обязанностей (действия субъектов в форме соблюдения, исполнения и использования);
  5) охранительный правоприменительный акт (в случае правонарушения).
 
 
 3. Правовые режимы: понятие, признаки, виды
 
  Правовой режим - это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.
  Правовым режимам присущи следующие основные признаки:
  1) они устанавливаются в законодательстве и обеспечиваются государством;
  2) имеют цель специфическим образом регламентировать конкретные области общественных отношений, выделяя во временных и пространственных границах те или иные субъекты и объекты права;
  3) представляют собой особый порядок правового регулирования, состоящий из юридических средств и характеризующийся определенным их сочетанием;
  4) создают конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов отдельных субъектов права.
  Правовые режимы придают адекватность и эластичность юридической форме, позволяют ей более четко улавливать различия неоднородных социальных связей, точнее реагировать и учитывать особенности разных субъектов и объектов, временные и пространственные факторы, включенные в сферу действия права.
  Правовые режимы классифицируются по многим основаниям. В зависимости от:
  предмета правового регулирования выделяют конституционный, административный, земельный режимы и т. д.;
  их юридической природы - материальные и процессуальные;
  содержания - валютный, таможенный, пошлинный режимы и т. п.;
  субъектов, в отношении которых он устанавливается, - режим беженцев, вынужденных переселенцев, лиц без гражданства и т. д.;
  функций права - режим особого регулирования и особой охраны;
  формы выражения - законный и договорный;
  уровня нормативных актов, в которых они установлены, - общефедеральные, региональные, муниципальные и локальные;
  сфер использования - внутригосударственные и межгосударственные (режимы территориальных вод, экономических санкций и пр.).
 
 4. Стимулы и ограничения
 в механизме правового регулирования
 
  Правовой стимул - это правовое побуждение к законопослушным действиям, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования.
  Общие признаки реализации правовых стимулов:
  1) они связаны с благоприятными условиями для осуществления собственных интересов личности, так как обещают либо предоставляют ценности, а иногда отменяют либо снижают меру лишения ценностей (например, отмена или снижение меры наказания есть стимул);
  2) расширяют объем возможностей, свободы, ибо формами проявления правовых стимулов выступают субъективные права, законные интересы, льготы, поощрения;
  3) обозначают собой положительную правовую мотивацию;
  4) предполагают повышение положительной активности;
  5) направлены на упорядоченное изменение общественных связей, выполняют функцию их развития. В этих признаках заключается их необходимость и социальная ценность.
  Виды правовых стимулов:
  по элементу структуры нормы права можно выделить юридический факт-стимул (гипотеза), субъективное право, законный интерес, льготу (диспозиция), поощрение (санкция);
  по предмету правового регулирования - конституционные, гражданские, экологические и т. п.;
  по объему - основные (субъективное право), частичные (законный интерес) и дополнительные (льгота);
  по времени действия - постоянные (право на собственность) и временные (разовая премия);
  по содержанию - материально-правовые (зарплата) и морально-правовые (благодарность).
  Правовое ограничение - это правовое сдерживание противозаконной акции, создающее условия для охраны и защиты интересов контрсубъекта и общественных интересов.
  Общие признаки реализации правовых ограничений:
  1) они связаны с неблагоприятными условиями (угроза или лишение определенных ценностей) для осуществления собственных интересов субъекта, ибо направлены на их сдерживание и одновременно на удовлетворение интересов противостоящей стороны и общественных интересов в охране и защите;
  2) сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а значит, и прав личности, что достигается с помощью обязанностей, запретов, наказаний и т. п.;
  3) обозначают собой отрицательную правовую мотивацию;
  4) предполагают снижение отрицательной активности;
  5) направлены на защиту общественных отношений, выполняют функцию их охраны.
  Виды правовых ограничений:

<< Пред.           стр. 20 (из 23)           След. >>

Список литературы по разделу