<< Пред.           стр. 21 (из 23)           След. >>

Список литературы по разделу

  по элементу структуры нормы права можно выделить юри-дический факт-ограничение (гипотеза), юридическую обязанность, запрет, приостановление и пр. (диспозиция), наказание (санкция);
  по предмету правового регулирования - конституционные, гражданские, экологические и т. п.;
  по объему - полные (ограничение дееспособности детей) и частичные (ограничение дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет);
  по времени действия - постоянные (установленные законом избирательные ограничения) и временные (обозначенные в акте о чрезвычайном положении);
  по содержанию - материально-правовые (лишение премии) и морально-правовые (выговор).
 
 5. Правовые льготы: понятие, признаки, функции
 
  Правовая льгота - это. правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворять собственные интересы и выражающиеся как в предоставлении дополнительных особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей.
  Признаки правовых льгот:
  1) связаны с более полным удовлетворением собственных интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности, что обязательно должно осуществляться в рамках общественных интересов (цели здесь имеют первостепенное значение, ибо не всякое расширение прав и освобождение от обязанностей выступают в качестве льготы. Например, увеличение властных полномочий администрации в условиях чрезвычайного положения, освобождение иностранцев от воинской службы не являются правовыми льготами, так как перед ними стоят другие цели);
  2) представляют собой специфические исключения из общих правил, отклонения от единых требований нормативного характера, выступая способом юридической дифференциации (льготы - это элемент прежде всего специального правового статуса лица, механизм дополнения основных прав и свобод субъекта возможностями юридического характера);
  3) в отличие от привилегий выступают правомерными исключениями, законными изъятиями, установленными компетентными органами в нормативных актах в соответствии с демократическими процедурами нормотворчества.
  Правовые льготы выполняют две основные функции: компенсационную (создают хотя бы примерно равные возможности для развития лиц неравных в силу биологических и социальных причин);
  стимулирующую (побуждают к отдельным видам общественно-полезной деятельности, обеспечивая благоприятные условия для удовлетворения собственных интересов лица).
 
  5. Правовые поощрения:
 понятие, признаки, функции, виды
 
  Правовые поощрения - это форма и мера юридического одобрения добровольного, заслуженного действия, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприятные последствия.
  Признаки правовых поощрений:
  1) заслуженность поведения, т. е. добросовестный правомерный поступок, связанный со "сверхисполнением" субъектом своих обязанностей либо с достижением общепризнанного полезного результата, требующего поощрения;
  2) добровольность, ибо в поощрительной норме содержится призыв совершить желательный для общества и государства, но не обязательный для каждого субъекта поступок (поощрение жестко не предписывает тот или иной вид социально ценного поведения, а воздействует благодаря привлекательности и выгодности обещанных в установленной норме последствий);
  3) юридическое одобрение добровольного заслуженного поступка в форме вознаграждения (для правового поощрения необходимы лишь определенные формы одобрения - юридические, с соответствующими количественными и качественными
 характеристиками - мерой, зависимыми от степени заслуг);
  4) взаимовыгодность их как для субъекта, так и для общества (поощрение сочетает различные интересы, гармонизирует их, удовлетворяя благоприятными последствиями);
  5) выступают в качестве юридического стимула, как правило, самого действенного по сравнению с субъективными правами, рекомендациями, льготами и т. и.
  Заслуга (заслуженное поведение) характеризуется следующими чертами:
  1) она сопряжена с социально-активным поведением, с осуществлением позитивных обязанностей;
  2) это добросовестное отношение лица к своему долгу;
  3) это правомерное поведение, не противоречащее юридическим нормам;
  4) связана со "сверхисполнением" лицом своих обязанностей либо с достижением им общепризнанного полезного результата ("сверхисполнение" означает поведение, воплощаю
 щееся в общественно полезном деянии, превосходящем по своим масштабам итоги обычных действий);
  5) является основанием поощрительных мер точно так же, как правонарушение выступает основанием мер наказания (более того, характер и степень заслуг определяют вид поощрения).
  Для наиболее полного рассмотрения признаков правовых поощрений необходимо последнее понятие соотнести с понятием "правовое наказание".
  Правовое наказание - это форма и мера юридического осуждения (порицания) виновного, противоправного поведения, в результате которого субъект в чем-то обязательно ограничивается, чего-то лишается.
  Общие признаки поощрений и наказаний:
  1) они являются правовыми средствами воздействия на интересы лиц;
  2) для них установлены определенные процедуры - формы поощрения и наказания заранее известны и закреплены в соответствующих нормативных актах, там же определен и круг лиц, наделенных правом применять те или иные меры поощрения и наказания;
  3) обеспечиваются мерами государственной защиты, гарантируются законом;
  4) выступают одновременно в качестве наиболее сильных обеспечивающих факторов реализации других правовых средств (льгот, субъективных прав, запретов, юридических обязанностей);
  5) связаны с благом, ценностями, хотя последствия этой связи будут зависеть от того, что применяется - поощрение или наказание;
  6) для их наступления необходимо, кроме объективной стороны, еще и определенное субъективное состояние лица, выразившееся либо в заслуге и подлежащее поощрению, либо в прямо противоположной "заслуге" (вине) и подлежащее наказанию.
  Различил между поощрением и наказанием:
  1) если поощрение как заслуженная мера призвано подкрепить положительное поведение, характеризующее позитивные цели и мотивы субъекта, а также превосходящее обычные требования, то наказание - тоже своеобразная заслуженная мера, но выступающая как средство защиты общества от правонарушений;
  2) если меры поощрения связаны с элементами взаимополезности общества и субъекта, то меры наказания - с элементами взаимовредности;
  3) если поощрение одобряет, то наказание осуждает, что вызывает у лица соответственно положительные или отрицательные эмоции;
  4) по-разному проявляется связь с благом, ценностями - если при поощрении субъекту предоставляется определенная ценность, то при наказании он лишается каких-либо ценностей;
  5) если в наказании заложены силы, подтягивающие, так сказать, поведение личности до нормы, то в поощрении - силы, поднимающие такое поведение выше нормы;
  6) при соотношении этих мер ведущую роль отводят поощрениям, которые, увеличивая число альтернатив поведения, представляют собой более гибкое воздействие, чем наказание.
  Правовые поощрения выполняют следующие функции:
  1) контролирующую, с помощью которой законодатель и правоприменитель корректируют ту или иную деятельность лиц (например, путем обозначения в нормативных и правоприменительных актах действий, в которых заинтересовано общество и государство);
  2) мотивационную, с помощью которой поощрение побуждает к "сверхисполнению" обязанностей и к совершенствованию социально-полезных творческих действий, превосходящих обычные требования, развивает трудовую и общественно-политическую активность (мотивация построена на основе привлекательных и заранее обещанных благоприятных последствий)
  3) коммуникативную, с помощью которой поощрительные меры выражают определенную юридическую информацию, содержат конкретные сообщения, поступающие от субъекта управления (законодателя, правоприменителя) к объекту (лицам) и служат тем самым особым способом связи между ними;
  4) оценивающую, с помощью которой управляющий орган дает официальную положительную оценку чьего-либо заслуженного поведения, публично признает и одобряет его, отражает степень его полезности для общества, выделяет лучших субъектов, достойных поощрения;
  5) гарантирующую, с помощью которой поощрения создают благоприятные условия для укрепления дисциплины и порядка, обеспечивают реализацию других юридических средств (прежде всего обязанностей);
  6) распределяющую, с помощью которой право, закрепляя меру поощрения за инициативное, добросовестное поведение, устанавливает тем самым условия пользования определенными благами, в получении которых выражен собственный интерес субъектов;
  7) воспитательную, с помощью которой поощрение, создавая у человека хороший психологический настрой, вдохновляет его к проявлению инициативы, к творчеству.
  Правовые поощрения весьма многообразны. Они используются в разных областях социальной жизнедеятельности. Их соответственно можно классифицировать по:
  предмету правового регулирования - на административные (досрочное присвоение специального звания), трудовые (награждение Почетной грамотой), уголовно-исполнительные (досрочное освобождение из мест лишения свободы) и т. п.;
  их юридической природе - на материально-правовые (награждение именным оружием) и процессуальные (вознаграждение свидетеля за предоставление особо ценной информации
  сфере использования - на поощрения в области литературы, искусства, науки, техники, государственной и воинской службы и т. п.;
  применяющим их субъектам - на государственные (президентские, правительственные, министерские и т. п.) и негосударственные (муниципальные и пр.);
  форме связи с благом - на предоставляющие дополнительные блага (награждение ценным подарком, медалями и орденами) и освобождающие от обременения (досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания);
  содержанию - на финансово-экономические (выдача денежной премии), моральные (объявление благодарности) и организационные (присвоение в органах внутренних дел специального звания на одну ступень выше предусмотренного по занимаемой штатной должности);
  иерархии - на общефедеральные, региональные, локальные;
  уровню - на высшие (государственные награды) и обычные (занесение в Книгу Почета, на Доску Почета);
  связи с конкретной профессиональной деятельностью - на профессиональные (присвоение почетного звания "Заслуженный юрист Российской Федерации", "Заслуженный деятель науки Российской Федерации") и общесоциальные (вручение золотой или серебряной медали за отличную учебу в средней школе) и т. п.
 
 7. Эффективность правового регулирования
 
  Механизм правового регулирования - организационное воздействие правовых средств, позволяющее в той или иной степени достигать поставленных целей, т. е. результативности. Как и любой иной управленческий процесс, правовое регулирование стремится к оптимизации, к действенности правовой формы, в наибольшей мере создающей режим благоприятствования для развития полезных общественных отношений.
  Эффективность правового регулирования - это соотношение между поставленной перед ним целью и достигнутым результатом.
  В современных условиях можно выделить следующие пути повышения эффективности правового регулирования:
  1) совершенствование правотворчества, в процессе которого в нормах права (с учетом высокого уровня законодательной техники) наиболее полно выражаются общественные интересы и те закономерности, в рамках которых они будут действовать. Нужно создавать с помощью соответствующих юридических и информационных средств такое положение, когда закон выгоднее соблюдать, чем нарушать. Кроме того, важно усилить юридическую гарантированность правовых средств, т. е. повысить уровень вероятности в достижении ценности и снизить уровень вероятности в воспрепятствовании этому процессу;
  2) совершенствование правоприменения "дополняет" действенность нормативного регулирования. Если нормативная регламентация призвана обеспечить стабильность и необходимое единообразие в регулировании общественных отношений, ввести их в твердые рамки законности, то правоприменение - учет конкретной обстановки, своеобразие каждой юридической ситуации. Оптимальное сочетание правотворчества и правоприменения придает гибкость и универсальность правовому регулированию, минимизирует сбои и остановки в действии права;
  3) повышение уровня правовой культуры субъектов права также будет влиять на качество правового регулирования, на процесс укрепления законности и правопорядка.
  Интересы человека - вот главный ориентир для совершенствования элементов механизма правового регулирования. Выступая своего рода юридической технологией удовлетворения данных интересов, механизм правового регулирования должен быть социально ценным по своей природе, создавать режим благоприятствования реализации законных стремлений личности, упрочению ее правового статуса.
 
 Глава 22. Законность, правопорядок и дисциплина
 
 1. Понятие законности
 
  Формирование гражданского общества, правового государства в нашей стране требует качественно нового уровня законности и правопорядка. Законность и правопорядок неотделимы от права, его реализации, поэтому изучение их связей в механизме правового регулирования постоянно находится в центре внимания теоретических разработок.
  Наряду с постановкой традиционных теоретических и практических вопросов законности (роль прокуратуры, суда, арбитража, милиции, государственных органов в обеспечении законности в их нормальной деятельности) неизмеримо возросло значение анализа ее функционирования во всех сферах хозяйственного и культурного строительства.
  Изучение проблем законности и правопорядка в курсе теории государства и права исключительно важно, потому что все отраслевые юридические науки, исследующие различные аспекты права, правоприменительного процесса, так или иначе, но в конечном счете обязательно выходят на эти проблемы, что, естественно, порождает различные взгляды.
  В теории права отмечается, что понятие "законность" характеризует правовую действительность, взятую под углом зрения практической реализации права, идейно-политических основ правовой системы, ее связи с основополагающими общественно-политическими институтами, с политическим режимом данного общества.
  В юридической литературе законность рассматривается по-разному. Часто ее определяют как режим, принцип, метод государственного руководства обществом, состоящий в издании и проведении в жизнь законов и иных нормативно-правовых актов в интересах определенного класса, социальных групп или народа в целом.
  В соответствии с этой дефиницией законность состоит из двух элементов: законотворчества (издание законов и основанных на них правовых актов) и осуществления нормативно-правовых актов. Однако представляется весьма спорным включение в понятие законности правотворческого процесса, т. е. особой формы или особого вида деятельности соответствующих органов, призванных устанавливать новые нормы, изменять или отменять старые. Ведь если нормы права изменяются, то, следуя логике, нельзя сказать, что законность - величина постоянная; она меняется всякий раз, как только происходит корректировка законодательства.
  Правотворческий процесс - это деятельность, которая определяется соответствующими нормативными актами, она подпадает под необходимость соблюдать, исполнять законность и в этом отношении не отличается от других видов государственной деятельности, например, от правоприменения, следовательно, нет необходимости включать ее в понятие законности. Законность связана с законами, но они выступают не как ее составная часть, а прежде всего как предпосылка и условие ее осуществления.
  Разногласия в юридической литературе по поводу определения законности порождены не столько сложностью, многогранностью и динамикой предмета, сколько терминологической неясностью. Термин "законность" обозначает положительное отношение к законам в практической деятельности и повседневной жизни,
  Еще Н. Б. Крыленко в свое время определял революционную законность как общественный уклад, режим, строй, складывающийся на основе претворения в жизнь норм, директив советского государства. Н. Г. Александров рассматривал законность как "особенный общественный режим", как "обстановку", в которой правонарушения своевременно вскрываются и пресекаются, иными словами, законность определялась им как "устойчивый образ правоотношений". П. Е. Недбайло отмечал, что законность есть состояние, которое характеризует соблюдение всем обществом государственно-правовых актов, "свойство общественной жизни". В определенной мере синтезируя высказывания многих ученых, П. М. Рабинович считает законность определенным режимом (состоянием) общественных отношений, который характеризуется их соответствием законам и подзаконным актам.
  На первый взгляд может показаться, что все различия в определениях являются чисто словесными, не касаются существа. Однако главное - это отграничить законность от близких с нем понятий. П. М. Рабинович, пожалуй, прав, когда подвергает критике определение законности как неуклонного и точного соблюдения (исполнения) законов.
  Сама по себе правоприменительная и правореализующая деятельность еще не является законностью. Коль скоро они соответствуют законности, то выступают не элементами ее содержания, а ее носителями. Законность - это особое состояние деятельности, выражающееся в свойствах юридической правомерности последней.
  Когда говорится о законности, то имеется в виду соответствие деятельности закону. Содержанием законности является не исполнение закона как такового, не деятельность, в которой он находит осуществление, а соответствие этой деятельности закону, законосообразность поведения. Термин "законосообразность", пожалуй, дает возможность провести четкую границу между тесно связанными явлениями - законностью и реализацией права (Л. С. Явич).
  Понятие "режим законности" обозначает определенное состояние соответствия общественных отношений законам и другим подзаконным актам, которое может быть зафиксировано, охвачено одним словом - правомерность. Итак, режим законности есть состояние правомерности общественных отношений, законосообразности поведения. Правоприменительная, право-реализующая деятельность выступает ближайшей, непосредственной причиной законности. Эта необходимая и существенная внутренняя связь законности представляет собой, таким образом, генетическую зависимость (П. М. Рабинович).
  Не претендуя на истину в последней инстанции, понимая, что никакое краткое определение не может отразить все стороны предмета, предложим следующее понимание законности: это требование общества и государства, состоящее в точной и неуклонной реализации правовых норм всеми и повсеместно.
  Суть этого требования заключается в добросовестном, ответственном соблюдении, исполнении, использовании и применении правовых норм, оно предусматривает прежде всего активное участие в управлении государственными и общественными делами на основе и в рамках закона.
  Законность тесно связана с государством и обусловлена такими его специфическими характеристиками, как разделение граждан по территориальному признаку и наличие публичной власти.
  Разделение граждан по государственно-территориальным единицам неизбежно ведет к тому, что их поведение подпадает под правовое регулирование, осуществляемое не только федеральными, но и органами власти субъектов федерации, местного самоуправления. Законность, рассматриваемая в этом аспекте, обозначает иерархию правовых норм (законов и подзаконных актов), известное соответствие и подчинение нормам права, установленным высшими и центральными органами государства.
  Публичная власть - сложное понятие. Прежде всего это государственная власть, основными формами реализации которой являются правотворчество, управление и правосудие; законность заключается в осуществлении всех функций в определенных границах и по определенным правилам.
  В условиях законности государственные органы и должностные лица призваны в соответствии с действующими нормами права рассматривать и решать конкретные вопросы, касающиеся прав и свобод граждан, реагировать на жалобы по поводу незаконных актов применения права. В свою очередь граждане должны исполнять обязанности, возложенные на них правовыми нормами.
  Законность связана и с государственным суверенитетом. Его законы обладают всеобщей обязательностью. Это значит, что их сила распространяется не только на государственные органы, должностных лиц и граждан, но и на все иные организации и их органы. В этой связи встает очень интересная проблема соотношения законности и политической системы в целях раскрытия особенностей складывающегося политического режима, т. е. рассмотрение законности как явления политико-правовой жизни, как принципа функционирования политической системы. В настоящее время ведется активный анализ нормативной основы функционирования последней.
  Право как регулятор общественных отношений выполняет свои функции прежде всего в процессе соблюдения, исполнения, использования и применения юридических норм в общественной практике, поэтому законность существует, пока существует право, является правовым режимом общественных отношений.
  В западной литературе такое состояние стали называть правозаконностью, что свойственно обществу с развитыми гражданскими и демократическими институтами, считая, что соблюдение великих принципов правозаконности ярко свидетельствует об особенностях жизни в свободных странах, отличающихся от стран с авторитарным режимом. Концепция правозаконности сознательно разрабатывалась лишь в либеральную эпоху и стала одним из ее величайших достижений, послуживших не только щитом свободы, но и отлаженным юридическим механизмом ее реализации.
  Понятие законности как режима вытекает из того факта, что право объективно. Оно порождает и столь же необходимое явление - законность, которое связано с осуществлением права. Поэтому понятие законности как режима нередко употребляется в качестве синонима понятия "право", что нельзя признать удачным, так как взаимодействие законности и права есть встречное влияние однопорядковых общественно-политических явлений.
  Законность оказывает на право обратное влияние, в нем, как в процессе его формирования, так и реализации, объективируются требования законности.
 
 2. Основные идеи законности
 
  Для понимания природы законности нужно выяснить ее основные идеи (свойства, черты).
  1. Всеобщность законности заключена в ее обязательности, обращенной ко всем и каждому без исключения, независимо от положения, чина и ранга. Перед законом все равны и все должны ему подчиняться, в противном случае предполагается неотвратимость ответственности.
  2. Единство законности состоит в распространении этого требования на всю территорию Российской Федерации. В. И. Ленин справедливо отмечал, что законность не может быть калужская или казанская, она должна быть единая всероссийская, и даже единая для всей федерации советских республик. Единство законности состоит в ее единообразном понимании. Проявление местничества - противозаконное явление. Местные особенности нужно учитывать, но только в рамках закона и на его основе.
  3. Верховенство закона является важнейшим свойством законности, связанным с исключительностью закона, означающим иерархию нормативно-правовых актов, что закрепляется в Конституции РФ. Последняя имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
  Функционирование государства должно осуществляться исключительно на основе законов, при строгой реализации должностными лицами своих обязанностей и прав социальных субъектов. Это свойство распространяется на все правовые формы деятельности государства: правотворческую, исполнительно-распорядительную и правоохранительную. Оно не позволяет должностным лицам - исполнителям норм права (прежде всего закона) занимать позицию "свободного усмотрения", произвольно принимать решение, исполнять или не исполнять закон по тем или иным мотивам.
  4. Неотвратимость реализации законности обозначает пресечение любых нарушений закона, от кого бы они ни исходили, неотвратимость ответственности за эти нарушения. Всякое правонарушение есть одновременно и нарушение законности. Праву должны быть чужды "мертвые" нормы, которые только провозглашаются, но не реализуются. Еще Петр Великий отмечал: "Всуе законы писать, коли их не исполнять". Законность является проводником, реальностью его, это право в действии, реализация его как социальной ценности, как важнейшего инструмента регуляции общественных отношений.
  5. Недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Законность есть высшая целесообразность. Диалектика взаимоотношений здесь такова: любое отступление от законности, объясняемое "высшими интересами", "требованиями народа", "моральными соображениями" и т. п., приводит к дестабилизации в обществе, способствует росту правового нигилизма.
  Если закон устарел, стал нецелесообразен, то его нужно изменить, дополнить, но только в соответствии с установленной процедурой, которая также определяется законом. До тех пор, пока изменения не внесены, закон действует, существует. Не зря древние говорили: "Закон суров, но это закон" ["Dura lex, sed lex"].
  В то же время законность предполагает учет целесообразности, пользы в процессе применения права, когда назначается конкретная мера наказания за совершенное правонарушение.
  Но в любых случаях соображения целесообразности учитываются на основании и в рамках закона.
  6. Неразрывная связь законности и культурности. Без культурности не может быть и речи о законности; чем выше уровень культуры общества в целом, отдельных граждан, тем выше и уровень законности.
  Единство права и законности вытекает из свойства права как регулятора общественных отношений. Государство не привносит законность в право, а учитывает природу последнего и обеспечивает реализацию его функций посредством законности. Так как законность связана с реализацией права, то из этого вытекает целый ряд свойств, конкретизирующий сказанное выше.
  Законность, рассматриваемая как режим государственной и общественной жизни, включает не только требование законосообразного поведения, но и само такое поведение. Только в единстве этих сторон может быть осуществлен режим законности, который неразрывно связан с демократией, является ее выражением. Если право демократично по своему содержанию, то его нормы обеспечивают действие институтов демократии, прежде всего прав и свобод граждан. Реализация законов есть не только правовое, но и политическое требование, поскольку нарушение законности причиняет ущерб общественным интересам.
  Законность включает равенство всех перед законом, равенство прав и обязанностей. Выполнение последних есть реализация требований законности и в то же время обеспечение условий использования демократических прав, что способствует активному участию граждан в делах общества и государства, прежде всего в демократической процедуре принятия законов и других нормативных актов. Это является залогом того, что принимаемые законы будут восприняты их абсолютным большинством. Демократия, в свою очередь, обеспечивает заинтересованность людей в исполнении законодательства и подконтрольность деятельности государственного аппарата. Это надежная гарантия законности.
  Законность как режим государственной и общественной жизни есть единство объективно необходимых требований строгого и неукоснительного практического осуществления законов и иных нормативно-правовых актов, т. е. строжайшей фактической реализации, воплощения в жизнь.
  Важным аспектом исследования законности является ее рассмотрение как принципа, как идеологического явления. Согласно принципу законности поведение всех субъектов должно отвечать законам и подзаконным актам. Это одна из идей правосознания, идеологическая предпосылка режима законности.
  В то же время ясно, что нельзя сводить это понятие к принципу законности. Если определять законность как "совокупность определенных требований", "режим требований", то тогда она сводится к одному из своих идеологических проявлений - к принципу или методу деятельности, воплощенному в требованиях. Требования - это сфера только сознания, а законность этим не ограничивается, поэтому она представляет собой режим общественных отношений, а не режим требований.
  Основной вывод юридической науки по данной проблеме состоит в том, что только с помощью понятия режима можно раскрыть все свойства законности как особого общественного явления (В. М. Левченко).
  В современных условиях в процессе формирования правового государства, перестройки правового сознания нашего общества важным становится определение основных тенденций в разработке теории законности: 1) проведение четких разграничений законности как режима и форм ее реализации (как метода государственного руководства обществом, как принципа деятельности социальных субъектов); 2) изучение законности в связи с другими социально-политическими явлениями (правотворчеством, демократией, правосознанием); 3) анализ законности в механизме правового регулирования, дающий возможность более четко отграничить ее от близких государственно-правовых явлений, исследовать ее структуру, т. е. состав элементов и связь между ними.
  Мало исследован вопрос о функциях законности. С учетом ее сущности и роли в жизни общества можно назвать в общей форме три основные функции:
  проведение в жизнь государственной воли народа, связь законности с реализацией права;
  создание условий для выработки целесообразных, эффективных норм права, связь законности с правотворчеством;
  обеспечение реальности правового регулирования, связь законности со всеми элементами его механизма.
  Научный интерес представляет анализ структуры законности. К элементам, лежащим в ее основе, относится: а) правомерность субъектного состава участников общественных отношений (определяемая их правоспособностью); б) правомерность положения (социальной позиции) участников общественной жизни (определяемая содержанием и объемом их субъективных прав и обязанностей); в) правомерность деятельности субъектов по применению и реализации прав и обязанностей (определяемая "материальными" и формальными ее показателями, закрепленными в соответствующих юридических нормах).
  Суть познания внутренних необходимых связей законности состоит в том, что вскрывается механизм конституирова-ния, функционирования и развития общественных отношений.
 
 3. Понятие правопорядка,
 его соотношение с общественным порядком
 
  Общепризнано, что порядок - это форма упрочения отношений, которые поддерживаются как стабильные, отвечающие интересам всего общества. Они урегулированы многообразными социальными нормами (морали, обычаев, общественных организаций, права и др.).
  Общественный порядок является сложившейся системой стабильных отношений между членами общества, утвердившейся как образ жизни в результате воздействия всей системы нормативного регулирования, отражающей идеи социальной справедливости.
  Правопорядок является частью общественного порядка, но складывается он в результате регулятивного действия не всех социальных норм, а только норм права. Следовательно, правопорядок - это часть системы общественных отношений, урегулированных нормами права. Это такая же реальность, как всякие фактические отношения, существующие в обществе. Поэтому правопорядок выступает его социальной ценностью. Он находится под защитой закона, поддерживается в качестве господствующего и тем самым "воспроизводится".
  Правопорядок существует в результате того, что участники юридически регулируемых общественных отношений реализуют свои субъективные права и обязанности, следуют режиму законности. Иными словами, правопорядок складывается в результате соблюдения, исполнения, использования и применения норм права. В его сфере находятся все общественные отношения, регулируемые нормами права.
  В юридической литературе не всегда верно определяется соотношение правопорядка с общественным порядком. Не следует сужать объем общественного порядка, понимая под ним лишь систему отношений, складывающихся главным образом в общественных местах, обеспечивающих охрану жизни, здоровья, чести, достоинства и других прав граждан. Такая позиция глубоко ошибочна теоретически и вредна практически. Правопорядок всегда является частью более широкого социального порядка, объемлющего все сферы жизни общества.
  До последнего времени большинство ученых интерпретировали правопорядок как систему существующих между членами общества правовых отношений. В. В. Борисов предпринял попытку расширить и углубить это понятие, рассмотреть его как социально-политическое и государственно-правовое явление. Его отправная позиция состоит в том, что правопорядок есть слияние двух начал: объективного и субъективного (объективных законов развития общества, объективных потребностей упорядоченности и субъективной деятельности людей). Он дает определение правопорядка как состояния социальной жизни общества, характеризующегося внутренне согласованной и урегулированной государством системой правовых отношений и связей. Тем самым указывается на одно из существенных свойств правопорядка, что отмечают и другие авторы.
  Так, П. М. Рабинович, говоря о соотношении законности и правопорядка, ставит вопрос, не отождествляется ли законность с правопорядком, когда она определяется как режим, как состояние правомерности поведения, и дает общий ответ: если понятие "законность" отражает состояние юридической правомерности общественных отношений, то понятие "правопорядок" включает и другие их свойства, такие, как согласованность, организованность, упорядоченность, системность и т. п.
  С этим суждением следует согласиться. Состояние правомерности, свойственное законности, в результате реализации норм права "материализуется", превращается в состояние согласованности, упорядоченности общественных отношений.
  Правопорядок - это объективная необходимость и закономерность развития общества, он является правовой формой образа жизни, обеспечивает нормальное функционирование общества, является эталоном (образцом) для его членов в выборе ими поведенческих решений.
  Важная для юридической науки задача - правильно определить соотношение правопорядка и законности. Эти явления нельзя отрывать одно от другого, они тесно взаимосвязаны и существуют неразрывно, в единстве, в комплексе.
  Законность - это в большей степени требование государства к деятельности субъектов права в процессе воплощения правовых норм в социальную действительность, это господство права в общественных отношениях. Говоря философским языком, законность есть область долженствования.
  Правопорядок как результат проявления законности есть состояние фактической упорядоченности общественных отношений, приобретших форму правовых, содержанием которых является деятельность лиц, реализующих свои права и обязанности. Можно сказать, что правопорядок - это законность в действии. Наиболее существенным моментом в правопорядке является то, что законность должна не только провозглашаться, но и реально проводиться в жизнь. Существует прямая зависимость между правопорядком и законностью: укрепление законности влечет в качестве результата укрепление правопорядка, и наоборот, если нарушается законность, то нарушается и правопорядок.
  Было бы неверно полагать, что правопорядок можно обеспечить любыми средствами, в том числе и незаконными. Стремление к этому противоречит самой сущности правопорядка и на деле ведет к его нарушению, дестабилизации общества. Нельзя изобличить преступника противозаконными методами и средствами не только потому, что это редко приводит к установлению истины, во и потому, что подрывает авторитет закона, создает мнение, что его можно нарушить и обойти, отрицательно влияет на правосознание, а потому и на общий правопорядок.
  Деятельность правоохранительных органов тщательно регламентирована законом. Правопорядок допустимо охранять только законными средствами и методами, которые соответствуют принципам нравственности.
  Правовой порядок является сердцевиной демократии. Уровень его развития есть своеобразное мерило свободы личности, гарантированности ее прав, интересов, выполнения обязанностей и осуществления ответственности. Правовое положение личности, правопорядок, демократия настолько тесно связаны, что образуют единую внутренне согласованную социальную систему. Ее нормальное функционирование находится в прямой зависимости от правовой основы общества.
  Назовем основные тенденции развития правопорядка:
  1) к упрощению, универсализации правовых связей, отношений, правового регулирования в целом (казалось бы, увеличивается объем работ, углубляются социальные процессы, усложняются отношения, однако общество отвергает устаревшие социальные институты, упрощает связи);
  2) к усилению нормативности, что проявляется в росте требований к образцам, эталонам социальной жизни и поведения людей;
  3) к борьбе противоположностей. Законы диалектики свидетельствуют о том, что всякое движение есть возникновение, развитие и разрешение противоречий. Так и в правопорядке наблюдается борьба с преступностью, правонарушениями, дезорганизацией законности и т. д.
  Необходимы: совершенствование социально-правовых образцов, эталонов поведения и их восприятия населением, что призвано упростить структуру правопорядка; четкое оформление правового состояния каждого участника правопорядка и программы его поведения; четкость, конкретность и определенность правовых связей и отношений; усиление непримиримости, твердости и жесткости при выполнении закона.
  Итак, правопорядок - это тот социальный результат, к которому стремятся государство и весь народ, используя разнообразные рычаги и средства.
 
 4. Гарантии законности и правопорядка
 
  Под основными средствами обеспечения законности и правопорядка в юридической науке принято понимать систему гарантий и методов обеспечения законности.
  Гарантии - это совокупность условий и способов, позволяющих беспрепятственно реализовать правовые нормы, пользоваться субъективными правами и исполнять юридические обязанности.
  Под гарантиями понимаются как объективные условия существования общества, так и специально выработанные государством и общественностью средства, обеспечивающие точную реализацию норм права всеми субъектами.
  Экономическими (материальными) гарантиями являются, прежде всего, материальные условия жизни общества, сердцевину которых составляют социально-экономическое устройство общества, существующие формы собственности, их многообразие, хозяйственная самостоятельность частных (физических) и юридических лиц.
  Социальные гарантии включают весь комплекс общественных мер по борьбе с правонарушениями, отступлениями от идеи законности. Это профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений, контрольная функция общественности, использование возможностей учета общественного мнения и т. п.
  Политические гарантии - это демократизм государственного и общественного строя, отраженный в функционировании политической системы в целом, с присущими демократическому обществу политическим плюрализмом, реальным разделением властей, наличие правового государства (или хотя бы тенденции к его построению).
  Идеологические гарантии состоят в господстве идеологии, на базе которой развиваются духовная жизнь общества, идейное воспитание граждан, включая все формы общественного сознания, в первую очередь правовое, глубокое уважение к праву как социальной ценности.
  Юридические гарантии выступают как система специальных средств укрепления законности и правопорядка, деятельность специальных правовых органов по предупреждению и пресечению правонарушений.
  К специальным юридическим средствам следует отнести прежде всего все нормы права, в которых выражено требование законности. Правовая регламентация общественных отношений ставит правоохранительные органы в четкие правовые рамки, лишает их возможности действовать исходя из интересов целесообразности.
  Юридическое требование законности состоит в следующем: 1) справедливое наказание за неисполнение норм права; 2) законодательное (конституционное) закрепление верховенства закона и определение способов его охраны; 3) возложение на определенные органы обязанности охранять законность, пресекать ее нарушения, контролировать и осуществлять надзор за исполнением законов и определение полномочий этих органов по реализации функции охраны законности и правопорядка; 4) законодательное закрепление за гражданами возможности отстаивать свои права, запрещение использовать их в ущерб другим лицам, конституционное закрепление идеи презумпции невиновности. Эти способы закреплены в Конституции РФ, а в отраслевом законодательстве получили конкретизацию.
  Правоохранительные органы пресекают нарушения законности, восстанавливают права, устраняют неблагоприятные последствия правонарушений. По действующему законодательству органы дознания, прокурор, следователь, суд обязаны выявить причины и условия, способствовавшие совершению преступления, и принять меры к их устранению.
  Прокуратура - это специальный орган, на который возложены обязанности общего надзора за законностью следствия и дознания, содержания в местах изоляции, за актами судебных органов с точки зрения их обоснованности и законности. Ее деятельность осуществляется в специфических формах: привлечение к уголовной ответственности; поддержание государственного обвинения в суде; разрешение жалоб граждан; выдача ордеров на арест и обыск; принесение протеста на незаконные нормативные акты и индивидуальные решения государственных органов, должностных лиц, учреждений и организаций; проверка состояния законности в учреждениях и организациях; надзор за деятельностью муниципальной и криминальной милиции; обращение с исками в суд в целях защиты прав и законных интересов граждан и организаций.
  Важной гарантией является судебный контроль, так как "третьей властью" является вся система правосудия. Надо полагать, настала пора вообще изменить наше видение правосудия, интерпретацию его назначения лишь как "применителя права". Опыт развитых демократических стран, причем не только англо-американской группы, свидетельствует, что высокий уровень правового развития достигается в обществе, где суд, опираясь на Конституцию, на закон, на общепризнанные права человека, тоже творит право. Поэтому придание решениям высших судебных инстанций функций судебного прецедента представляется делом назревшим, вполне оправданным.
  Деятельность судебных органов на основе гласности должна создавать условия для укрепления законности и правопорядка в нашей стране, включая и впервые осуществляемый конституционный контроль.
  В современных условиях особую важность имеет нормативное закрепление обязанностей Президента России быть гарантом конституционной законности, используя для этого все дозволенные средства, включая в первую очередь деятельность правоохранительных органов по пресечению правонарушений и устранению их вредных последствий, профилактическую работу. Кроме того, важно личное восприятие каждым идей законности и понимания необходимости укрепления правопорядка.
  Большое значение в современных условиях приобретает комплексная разработка системы мер и государственно-правовых механизмов, призванных защищать конституционные права и законные интересы граждан, субъектов федерации, предотвращать злоупотребления своими правами со стороны государственных органов, обеспечивать единство правовой системы.
  Отсутствие конституционного механизма ответственности должностных лиц всех ветвей власти за принимаемые решения слишком очевидно для юристов, его создание напрашивается само собой, В этой связи являются прогрессивными принимаемые законодателем меры по персонализации ответственности должностных лиц за исполнение незаконных актов, приказов и распоряжений. "Законность" тоталитарной системы, которая строилась на известной формуле: "приказ начальника - закон для подчиненных" и поныне, к сожалению, служит должностным лицам оправданием в принятии решений, унижающих человеческое достоинство, влекущих невосполнимые потери экономического, политического, нравственного и социального характера.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Тематика курсовых работ
 Дисциплина: ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
 
 1. Государство и гражданское общество (механизмы и модели взаимодействия).
 2. Теория разделения властей (история формирования и практика реализации в современных
 государствах).
 3. Элементы государства (характеристика с точки зрения различных типов правопонимания).
 4. Юридический позитивизм (философское основание, общая характеристика, основные направления).
 5. Либертарное правопонимание (история формирования и общая характеристика).
 6. Естественно-договорные теории происхождения государства и права (сравнительные характеристики
 воззрений Т.Гоббса, Дж.Локка, Ж.-Ж.Руссо).
 7. Неолитическая теория происхождения государства и права.
 8. Государство: общее и особенное в различных подходах к понятию.
 9. Понимание права в отечественной юридической науке.
 10. Право и иные системы социальной регуляции (соотношение с точки зрения различных типов
 правопонимания).
 11. Типология государства (анализ различных вариантов классификации).
 12. Концепции и модели правового государства.
 13. Современный федерализм.
 14. Современное конституционное демократическое государство (общая теория).
 15. Современное правовое социальное государство (иигория формирования и современное состояние).
 16. Тоталитаризм.
 17. Политический режим современной России.
 18. Источники права Российской Федерации.
 19. Закон (понятие, юридические свойства, виды, особенности функционирования в качестве источника права
 в различных правовых системах).
 20. Судебный прецедент (понятие, юридические свойства, виды, особенности функционирования в качестве
 источника права в различных правовых системах).
 21. Система права и система законодательства (различные подходы к пониманию и соотношению).
 22. Система права и система законодательства Российской Федерации.
 23. Типология национальных и правовых систем.
 24. Романо-германская правовая семья.
 25. Англо-саксонская правовая семья.
 26. Религиозные правовые системы.
 27. Традиционные правовые системы.
 28. Правовая система Российской Федерации и ее соотношение с основными правовыми семьями
 современности.
 29. Естественно-правовая школа (общая характеристика, основные направления).
 30. Общая теория правоотношения.
 
 
 Схемы
 
 Предмет и методология теории государства и права
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Происхождение и сущность государства
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

<< Пред.           стр. 21 (из 23)           След. >>

Список литературы по разделу