<< Пред.           стр. 2 (из 13)           След. >>

Список литературы по разделу

  К компетенции высшего учебного заведения относятся многие вопросы оплаты труда работников. Вуз устанавливает ставки заработной платы и должностных окладов работников в пределах собственных финансовых средств и с учетом ограничений, установленных федеральными и местными нормативами. Высшее учебное заведение вправе устанавливать надбавки и доплаты к должностным окладам работников, порядок и размеры их премирования.
  Образовательное учреждение высшего профессионального образования самостоятельно формирует контингент студентов в пределах контрольных цифр, установленных федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием, и квоты, оговоренной лицензией.
  К компетенции высшего учебного заведения относится самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с уставом, лицензией и свидетельством о государственной регистрации; разработка и утверждение образовательных программ, учебных планов, программ учебных курсов и дисциплин, календарных учебных графиков; организация и совершенствование методического обеспечения образовательного процесса; осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов.
  Высшее учебное заведение ведет контроль за своевременным предоставлением отдельным категориям студентов дополнительных льгот и видов материального обеспечения, предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления.
  Вуз осуществляет материально - техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями в пределах собственных финансовых средств; создает необходимые условия для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контролирует их работу в целях охраны и укрепления здоровья студентов и работников.
  Для осуществления деятельности, предусмотренной уставом, высшее учебное заведение привлекает дополнительные источники финансовых и материальных средств, в том числе использование банковского кредита. Вуз предоставляет учредителю и общественности ежегодные отчеты о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств.
  К компетенции высшего учебного заведения относится содействие деятельности организаций педагогических работников и методических объединений, координация деятельности общественных организаций (объединений), не запрещенной законом.
  Автономность, широкая самостоятельность высшего учебного заведения предполагает его ответственность за свою деятельность перед личностью, обществом и государством. Вуз несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции, реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников, жизнь и здоровье студентов и работников во время образовательного процесса, нарушение прав и свобод студентов и педагогических работников.
  Согласно ч. 2 ст. 3 контроль за соответствием деятельности высшего учебного заведения целям, предусмотренным его уставом, осуществляет в пределах своей компетенции учредитель (учредители) высшего учебного заведения и государственный орган управления образованием, выдавший лицензию на время образовательной деятельности. В случаях нарушения высшим учебным заведением условий образовательной деятельности, предусмотренных лицензией, к нему могут быть применены соответствующие санкции. По результатам аттестации вуз может быть лишен государственной аккредитации (ч. 3 ст. 12). Федеральный (центральный) орган управления образованием вправе изъять у вуза лицензию на ведение образовательной деятельности (ч. 2 ст. 26). Государственная аттестационная служба может принять решение о направлении высшему учебному заведению рекламации на качество образования или несоответствие образования требованиям соответствующего образовательного стандарта (ч. 4 ст. 24).
  По решению учредителей, а также по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом, либо деятельности, не соответствующей его уставным целям, высшее учебное заведение может быть ликвидировано (ч. 4 ст. 34 Федерального закона "Об образовании").
  Автономность, самостоятельность высших учебных заведений проявляется в предоставлении студентам, педагогическим и научным работникам определенных академических свобод. Согласно ч. 3 ст. 3 к таким свободам, в частности, относится свобода педагогических работников излагать учебный предмет по своему усмотрению, выбирать темы для научных исследований и проводить их своими методами, а также свобода студента получать знания согласно своим склонностям и потребностям.
  В последующих статьях Закона академические свободы студентов и педагогических работников существенно конкретизируются. Студенты вузов, как гласит ч. 2 ст. 16 настоящего Закона, имеют право участвовать в формировании содержания своего образования при условии соблюдения требований государственных образовательных стандартов высшего образования. Указанное право может быть ограничено только условиями договора, заключенного между студентом и физическим или юридическим лицом, оказывающим ему содействие в получении образования и в последующем трудоустройстве.
  Конкретное участие студента в формировании содержания своего образования проявляется в том, что он вправе выбирать факультативные (необязательные для данного направления подготовки) и элективные (избираемые в обязательном порядке) курсы, предлагаемые кафедрами и факультетом. Одновременно у студента есть право осваивать помимо учебных дисциплин по избранным направлениям подготовки (специальностям) любые другие учебные дисциплины, преподаваемые в данном вузе, в порядке, предусмотренном его уставом, а также преподаваемые в других высших учебных заведениях (по согласованию между их руководителями). Студентам предоставлено право бесплатно пользоваться в государственных высших учебных заведениях библиотеками, информационными фондами, услугами учебных и научных подразделений, принимать участие во всех видах научно - исследовательских работ, конференциях, симпозиумах, представлять свои работы для публикации, в том числе в изданиях высшего учебного заведения.
  Научно - педагогические работники также наделены правом пользоваться бесплатно услугами библиотек, информационных фондов, учебных и научных подразделений в соответствии с уставом и коллективным договором высшего учебного заведения. Они вправе самостоятельно определять содержание учебных курсов в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего и послевузовского профессионального образования, выбирать методы и средства обучения, наиболее полно отвечающие их индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество учебного процесса (ч. 4 - 5 ст. 20). При исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники могут свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники, способы оценки знаний студентов.
  Научные работники высшего учебного заведения свободны в выборе методов и средств проведения научных исследований, отвечающих мерам безопасности, наиболее полно соответствующих их индивидуальным профессиональным качествам и запросам и обеспечивающих высокий уровень научного поиска.
  Академические свободы, которые предоставляются согласно ст. 3 настоящего Закона студентам, педагогическим и научным работникам, влекут за собой определенную академическую ответственность. Академическая ответственность предполагает соответствующие обязанности субъектов образовательных отношений. Реализация академических свобод на практике должна быть подчинена одной цели: созданию оптимальных творческих условий для свободного поиска истины, ее свободного изложения и распространения.
  В числе обязанностей студентов высших учебных заведений в настоящем Законе указываются такие, как овладение знаниями, выполнение в установленные сроки всех видов заданий, предусмотренных учебным планом и образовательными программами высшего профессионального образования, соблюдение устава вуза, правил внутреннего распорядка и правил общежития (ч. 8 ст. 16). Выполнение студентами этих обязанностей создает предпосылки для постепенного, последовательного накопления прочных знаний в области избранной специальности, формирования на этой основе навыков творческой, инициативной, самостоятельной работы в учебной, научной и практической деятельности.
  Педагогические и научные работники высших учебных заведений обязаны развивать у студентов самостоятельность, инициативу, творческие способности, обеспечивать высокую эффективность педагогического и научного процессов, формировать у обучающихся профессиональные качества по избранному направлению подготовки (специальности), гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии.
  Закрепление в законодательном порядке автономии высших учебных заведений значительно расширяет их полномочия, повышает их самостоятельность в организации образовательного процесса и научных исследований, обучении и воспитании студентов, формировании состава преподавателей, укреплении материальной базы.
 
 Глава II. Система высшего и послевузовского
 профессионального образования
 
  Статья 4. Структура системы высшего и послевузовского профессионального образования
 
  Структура системы высшего и послевузовского профессионального образования представляет собой совокупность:
  государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования и образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования;
  имеющих лицензии высших учебных заведений и образовательных учреждений соответствующего дополнительного профессионального образования независимо от их организационно - правовых форм;
  научных, проектных, производственных, клинических, медико - профилактических, фармацевтических, культурно - просветительских предприятий, учреждений и организаций, ведущих научные исследования и обеспечивающих функционирование и развитие высшего и послевузовского профессионального образования;
  органов управления высшим и послевузовским профессиональным образованием, а также подведомственных им предприятий, учреждений и организаций;
  общественных и государственно - общественных объединений (творческих союзов, профессиональных ассоциаций, обществ, научных и методических советов и иных объединений).
 
  Комментарий к статье 4
 
  Статья 4 является вводной статьей во второй главе "Система высшего и послевузовского профессионального образования" комментируемого Закона. Цель статьи - дать общее системное описание высшего и послевузовского профессионального образования как социального института, отличающегося набором специфических социальных норм, а также наличием материальных средств, необходимых для реализации нормативных предписаний.
  Понятие системы образования в целом дано в ст. 8 Федерального закона РФ "Об образовании". Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность ряда взаимодействующих компонентов. Она включает, во-первых, преемственные образовательные программы и государственные образовательные стандарты разного уровня и направленности, во-вторых, сеть образовательных учреждений различных организационно - правовых форм, типов и видов, в-третьих, органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации.
  В характеристике системы высшего и послевузовского профессионального образования ст. 4 опирается на определение системы образования в целом и конкретизирует его с учетом целей и задач вузовского и послевузовского образования. Это проявляется уже в названии ст. 4, где акцент сделан не на перечислении компонентов системы высшего и послевузовского образования, а на структуре системы, т.е. на связях компонентов, ее составляющих, их порядке, взаимодействии, соподчиненности.
  Именно поэтому в структуре системы высшего и послевузовского профессионального образования ведущее место отводится содержанию образовательного процесса. В условиях автономности высших учебных заведений, академической свободы педагогических работников излагать учебный предмет по своему усмотрению, большой самостоятельности студентов в определении содержания учебы ведущая роль в поддержании высокого качественного уровня высшего и послевузовского профессионального образования, как отмечено в ст. 4, принадлежит государственным образовательным стандартам и образовательным программам.
  Основное назначение государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования состоит в том, чтобы определить контуры федерального образовательного пространства, которое должно быть единым для всей страны. Решая эту задачу, образовательные стандарты устанавливают общие требования к основным образовательным программам. Они определяют обязательный минимум их содержания и сроки их освоения. Образовательные стандарты содержат обязательные требования к условиям реализации образовательных программ, в том числе к учебной производственной практике и итоговой аттестации выпускников. С помощью государственных образовательных стандартов определяется максимальный объем учебной нагрузки обучающихся.
  Выступая в качестве наиболее общего регулирующего начала, гарантируя необходимый качественный уровень образования, государственные образовательные стандарты создают возможности для включения российской высшей школы в мировое культурно - образовательное пространство, для международного признания и установления эквивалентности документов о высшем профессиональном образовании, полученных в России и иностранных государствах.
  Система требований к содержанию высшего профессионального образования, заложенная в государственных образовательных стандартах, служит основой для разработки образовательных программ.
  Наряду с обязательным минимумом в образовательную программу включаются дисциплины по выбору студента, различные факультативные курсы.
  Вторым важнейшим компонентом в структуре системы высшего и послевузовского профессионального образования, как гласит ст. 4, являются высшие учебные заведения и образовательные учреждения дополнительного профессионального образования. Основная их задача - реализация образовательных программ, организация образовательного процесса, обучение и воспитание обучающихся. Они имеют статус юридического лица, действуют в соответствии с лицензией на основании Типового положения об образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации (САПП РФ, 1993, N 28. Ст. 2594), Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов (СЗ РФ, 1995, N 27. Ст. 2580) и собственного Устава.
  По своим организационно - правовым формам образовательные учреждения высшего профессионального и послевузовского образования могут быть государственными, муниципальными и негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)).
  При характеристике образовательных учреждений законодательство использует такие понятия, как "тип" и "вид". В сфере высшего профессионального и послевузовского образования действуют образовательные учреждения двух типов: образовательные учреждения высшего профессионального образования (вузы) и учреждения дополнительного профессионального образования. Образовательные учреждения каждого типа имеют видовые особенности. Так, в Российской Федерации установлены следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт. Различаются они характером и масштабом решаемых образовательных, исследовательских и методических задач.
  Наряду с образовательными учреждениями в структуре системы высшего и послевузовского профессионального образования выделяются учреждения научно - исследовательского, производственного и культурно - просветительского профиля. В числе их задач - проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, методическое обеспечение образовательного процесса, закрепление знаний и навыков обучающихся в условиях производственной практики. Данные учреждения обеспечивают условия для функционирования и развития высшего и послевузовского профессионального образования.
  В числе других компонентов структуры системы высшего и послевузовского профессионального образования ст. 4 называет органы управления образованием, подведомственные им предприятия, учреждения, организации, а также общественные и государственно - общественные объединения (творческие союзы, профессиональные организации, общества, научные и методические советы и иные объединения).
 
  Статья 5. Государственные образовательные стандарты высшего и послевузовского профессионального образования и образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования
 
  1. Государственные образовательные стандарты высшего и послевузовского профессионального образования предназначены для обеспечения:
  1) качества высшего и послевузовского профессионального образования;
  2) единства образовательного пространства Российской Федерации;
  3) основы для объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования;
  4) признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании.
  2. Государственные образовательные стандарты высшего и послевузовского профессионального образования состоят из федеральных и национально - региональных компонентов.
  Федеральные компоненты государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования включают в себя:
  1) общие требования к основным образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования;
  2) требования к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования, к условиям их реализации, в том числе к учебной и производственной практике и итоговой аттестации выпускников, уровню подготовки выпускников по каждому направлению подготовки (специальности);
  3) сроки освоения основных образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, не противоречащие срокам, установленным законодательством Российской Федерации и (или) положениями о высших учебных заведениях соответствующих видов;
  4) максимальный объем учебной нагрузки обучающихся.
  Национально - региональные компоненты государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования отражают национально - региональные особенности подготовки специалистов по соответствующим направлениям подготовки (специальностям).
  3. Порядок разработки, утверждения и введения в действие государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом, определяется Правительством Российской Федерации.
  4. Содержание национально - региональных компонентов государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования определяется высшим учебным заведением самостоятельно, в случае финансирования их реализации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
  5. Основные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования разрабатываются федеральными (центральными) органами управления образованием и ведомственными государственными органами управления образованием и в части, выходящей за пределы соответствующих государственных образовательных стандартов, выполняют функции примерных образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования.
  6. Перечень направлений подготовки (специальностей) высшего и послевузовского профессионального образования устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
 
  Комментарий к статье 5
 
  Понятие "государственные образовательные стандарты" было введено в 1992 г. Законом Российской Федерации "Об образовании".
  Указанный Закон не содержит специального определения термина "образовательный стандарт". Это позволяет считать, что в целом на него распространяется общее определение стандарта как документа, который "устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утверждается компетентными органами".
  В данном Законе (ст. 7) определены объекты государственной стандартизации: содержание образования, его результаты и объем учебной нагрузки обучающегося. При этом государственный образовательный стандарт должен устанавливать обязательный минимум содержания образовательной программы, требования к уровню подготовки выпускников и максимальный объем учебной нагрузки обучающегося.
  До введения в действие образовательных стандартов содержание высшего образования нормировалось, например, типовыми учебными планами и типовыми программами учебных дисциплин, утверждавшихся центральным органом (министерством) управления образования. Требования к выпускникам содержались в квалификационных характеристиках специалистов, введенных Министерством высшего и среднего специального образования СССР в качестве нормативных документов в 1980 году.
  Особенностью и важнейшим преимуществом государственного образовательного стандарта по отношению к этим, близким по смыслу, документам является, во-первых, его комплексность, т.е. взаимосвязанность норм, относящихся к содержанию и результатам обучения, и, во-вторых, его существенно меньшая "жесткость", предоставляющая больше возможностей образовательному учреждению и собственно обучающемуся для реализации своих академических свобод.
  Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 1993 г. N 773 был утвержден Порядок разработки, утверждения и введения в действие государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (САПП, 1993, N 33. Ст. 3097). Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в части общих требований к структуре высшего профессионального образования, условиям их реализации, нормативам учебной нагрузки обучающихся и ее максимальному объему был утвержден Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 940 (РГ, 1994, 31 августа). В течение 1993 - 1995 гг. Госкомвуз России утвердил перечень направлений и специальностей высшего профессионального образования, требования к документам об образовании государственного образца, а также требования к содержанию образовательных программ и уровню подготовки выпускников по всем направлениям и специальностям. В связи с выходом в свет Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" Минобразование России приступило к приведению названных документов в соответствие с нормами данного Закона. Несмотря на то, что образовательный стандарт подпадает под общее определение стандартов, он обладает настолько существенной спецификой по сравнению со стандартами в сфере производства, что федеральный орган России по стандартизации не включил его в общий перечень стандартов, разработка, функционирование и исполнение которых контролируется этим высшим органом по стандартизации в стране. Специфика заключается главным образом в том, что в реализации норм и положений образовательного стандарта важную роль играет не только преподаватель, но и обучающиеся, что принципиально отличает этот стандарт от стандартов, в которых объекты стандартизации (процесс, изделие) пассивны по отношению к своему качеству.
  Образовательный стандарт, поскольку он относится к воспитанию и обучению личности, выступает как защитник свободы личности, ее права на самовыражение и самореализацию. Кроме того, определяя по существу качество функционирования образовательной системы, государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования должен защищать и интересы общества в целом, государства, всех тех предприятий, организаций и учреждений, которые выступают работодателями на рынке труда.
  Таким образом, государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования представляет собой совокупность норм, правил и требований в сфере высшего образования, согласованных со стороны личности, государства, общества в целом, профессиональных и академических сообществ, которая предоставляет субъектам образовательной системы широкое правовое поле для свободы преподавания и обучения в рамках единого образовательного пространства России.
  В эффективном функционировании высшей школы заинтересованы как граждане (студенты, аспиранты), которые получают образование, так и предприятия и организации, являющиеся работодателями по отношению к выпускникам вузов, государство и общество в целом и работники (преподаватели и работники структур управления системой) данной сферы, профессиональные и академические ассоциации и объединения.
  Каждый из субъектов имеет свои специфические требования к образовательной системе, которые отражает и гармонизирует государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.
  Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования обеспечивает качество высшего и послевузовского профессионального образования, задавая адекватный мировому уровень содержания образования и требований к его освоению.
  Стандарт гарантирует студенту и аспиранту (обучающемуся) наличие в образовательной программе как естественнонаучных, так и гуманитарных дисциплин, а также дисциплин по его выбору, что создает условия для всестороннего развития личности и ее самореализации.
  Профессиональная компетентность выпускника, его способность адаптироваться к изменяющимся условиям рынка квалифицированного интеллектуального труда, возрастающим требованиям к специалистам со стороны потребителей кадров гарантируется государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, в том числе и наличием значительного объема фундаментальной подготовки, составляющей основу высшего образования, сочетанием теоретической и практической подготовки; обязательной итоговой аттестацией выпускников, проводимой государственной комиссией; высоким уровнем требований, предъявляемых к профессиональным навыкам и умениям специалистов с высшим профессиональным образованием, зафиксированным в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования.
  Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования обеспечивает единство образовательного пространства Российской Федерации тем, что имеет федеральный компонент, обязательный для реализации в образовательной профессиональной программе любого аккредитованного вуза по соответствующему направлению или специальности. Являясь вариантом образовательных программ, разрабатываемых вузами России, федеральный компонент обеспечивает каждому обучающемуся академическую мобильность, т.е. возможность в установленном порядке перейти с одной программы на другую, из одного российского вуза в другой.
  Основные профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования, согласно государственному образовательному стандарту, должны предусматривать изучение студентом следующих обязательных дисциплин:
  - общих гуманитарных и социально - экономических дисциплин;
  - математических и общих естественно - научных дисциплин (для специальностей, отнесенных к группе "Культура и искусство", формы изучения этих дисциплин устанавливаются государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по соответствующим специальностям);
  - общепрофессиональных дисциплин (для данного направления или специальности подготовки);
  - специальных дисциплин.
  Основные профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования должны включать наряду с обязательными дисциплины по выбору студента и факультативные дисциплины.
  Единое образовательное пространство обеспечивается также наличием базовых требований к выпускнику любого вуза по определенной специальности, зафиксированной в государственном образовательном стандарте. Это определяет эквивалентность выданных различными вузами России дипломов и степеней, что расширяет возможности работодателей эффективно использовать трудовые ресурсы, подготавливаемые высшей школой.
  Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования служит основой для объективной оценки деятельности образовательных учреждений, поскольку согласно ст. 6, 10, 26 настоящего Закона государственный контроль за качеством высшего и послевузовского профессионального образования в своей основе имеет целью установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников вуза требованиям государственного образовательного стандарта по направлениям (специальностям) подготовки. Одновременно, благодаря специальным способам изложения, тексты государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования адаптированы для целей контроля.
  Наличие объективного контроля за соблюдением государственного образовательного стандарта обеспечивает личности гарантию уровня полученного образования, а обществу в целом - уверенность в эффективном использовании бюджетных средств, выделяемых на образование.
  В этих целях Госкомвуз России Постановлением от 25 мая 1994 г. N 3 утвердил Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации (БНА РФ, 1994, N 10).
  Согласно Положению итоговая государственная аттестация осуществляется государственными аттестационными комиссиями, организуемыми в высших учебных заведениях по каждой основной профессиональной образовательной программе.
  Основными функциями государственной аттестационной комиссии являются следующие:
  - комплексная оценка уровня подготовки выпускника и соответствия его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта;
  - решение вопроса о присвоении квалификации по результатам итоговой государственной аттестации и выдаче выпускнику соответствующего диплома о высшем образовании;
  - разработка рекомендаций по совершенствованию подготовки выпускников на основании результатов работы комиссий.
  Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования является источником полной и достоверной информации о программе обучения и области будущей профессиональной деятельности выпускника, что обеспечивает возможность компетентным органам решать вопрос об установлении эквивалентности документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании путем соответствующего сравнительного анализа.
  Для этих же целей используются и российские документы о высшем и послевузовском профессиональном образовании, которые в сжатом виде отражают содержание государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению или специальности.
  Формы российских документов о высшем образовании государственного образца, порядок их изготовления, заполнения и хранения утверждены соответствующим Постановлением Госкомвуза России от 30 ноября 1994 г. N 9 "Об утверждении образцов государственных документов о высшем профессиональном образовании" (РВ, 1996, 11 июля) и Приказом Госкомвуза России от 4 июня 1996 г. N 989 "Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке выдачи государственных документов о высшем профессиональном образовании, изготовлении, заполнении и хранении соответствующих бланков".
  Согласно ст. 7 Федерального закона "Об образовании" федеральные компоненты государственного образовательного стандарта определяют в обязательный минимум содержания основных образовательных программ максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.
  Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по отношению к этим обязательным элементам включает ряд дополнительных норм и положений, а именно:
  - определение базовых понятий в сфере государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования;
  - определение общих требований к составу, структуре и условиям реализации основных образовательных программ;
  - описание академических свобод вуза в определении содержания основных образовательных программ.
  Эти нормы и положения фиксируются в общих требованиях к основным образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования, являющихся документами, утверждаемыми Правительством РФ.
  Кроме того, в состав государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования включаются сроки освоения основных образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
  Они (сроки) указываются в общей части государственного образовательного стандарта, устанавливающей требования к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ, уровню подготовки выпускников по каждому направлению подготовки (специальности). Сроки указываются для очной формы обучения и являются минимально необходимыми для освоения данной программы. Разработка государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования осуществляется на конкурсной основе. Конкурс проводится федеральным (центральным) государственным органом управления высшим образованием совместно с министерствами, ведомствами и другими центральными органами федеральной исполнительной власти, в ведении которых имеются высшие учебные заведения.
  Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования утверждается:
  - в части общих требований к структуре высшего профессионального образования и образовательным программам высшего профессионального образования, условиям их реализации, нормативам учебной нагрузки обучающихся и ее максимальному объему - Правительством Российской Федерации;
  - в части государственных требований к минимуму содержания, к уровню подготовки выпускников по конкретным направлениям (специальностям) высшего профессионального образования, к образцам документов о высшем профессиональном образовании, перечню направлений (специальностей), правилам государственного контроля за соблюдением государственного стандарта - федеральным (центральным) государственным органом управления высшим образованием по согласованию с министерствами, ведомствами и другими центральными органами федеральной исполнительной власти, в ведении которых имеются высшие учебные заведения.
  Государственные образовательные стандарты по новым образовательным программам высшего профессионального образования вводятся не ранее чем через пять лет после начала работы по данным программам. По действовавшим более пяти лет образовательным программам высшего профессионального образования государственные образовательные стандарты вводятся с момента их утверждения. В период между открытием нового направления подготовки (специальности) до введения в действие государственных образовательных стандартов по этому направлению (специальности) действуют временные требования, утверждаемые федеральным (центральным) государственным органом управления высшим образованием.
  Национально - региональный компонент является обязательной частью государственного образовательного стандарта для образовательных программ любого уровня образования. Его наличие обеспечивает реализацию принципа федерализма в сфере образования. Если федеральный компонент государственного образовательного стандарта обеспечивает единство образовательного пространства России, задавая инвариантную часть, базу образования того или иного уровня, то национально - региональный компонент, согласно ст. 2 Федерального закона "Об образовании", обеспечивает разнообразие образовательных программ одного уровня, защиту и развитие "национальных культур, региональных, культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства".
  Учитывая высокий уровень компетенции и гражданской ответственности коллективов высших учебных заведений, именно им настоящий Закон передает право определения содержания национально - регионального компонента государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. В случае, если за счет средств бюджета субъекта РФ финансируется реализация этой составляющей образовательной программы, то ее содержание согласуется с органом исполнительной власти соответствующего субъекта Федерации.
  В любом случае высшее учебное заведение должно дополнить минимальное содержание образовательной программы, определяемой федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, учебным материалом, отразив в нем особенности подготовки специалистов, диктуемые местными условиями. Это означает также и дополнительные требования к выпускнику, вытекающие из изучения этого материала. Такой учебный материал может быть реализован как специальными курсами (дисциплинами специализаций, например), так и рабочими программами учебных дисциплин, заданных федеральной компонентой государственного образовательного стандарта.
  Основные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования - это документ (или комплект документов), определяющий в соответствии с государственным образовательным стандартом содержание образования по направлению (специальности) определенного уровня, включая всю совокупность образовательных услуг.
  Таким образом, образовательная программа включает перечень всех обязательных, элективных и факультативных дисциплин, предлагаемых студентам (аспирантам), с указанием видов учебных занятий по каждой из них, содержание и срок прохождения учебных и производственных практик, перечень курсовых и дипломных проектов и работ, экзаменов и других видов учебных занятий и контрольных мероприятий. Образовательная программа как комплект документов может представлять собой совокупность согласованных между собой рабочих программ учебных дисциплин и учебного плана как организационного документа, определяющего последовательность и порядок их реализации в учебном процессе.
  Органы управления образованием обеспечивают разработку образовательных программ, которые являются обязательными для исполнения аккредитованными вузами в той части, где образовательная программа раскрывает соответствующие позиции федерального компонента государственного образовательного стандарта, и рекомендательными в той части, которая находится в компетенции вуза.
  Правительством РФ определено, что перечень направлений подготовки (специальностей) специалистов в системе высшего образования устанавливается федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием (в настоящее время - Министерство общего и профессионального образования РФ).
  Действующий перечень утвержден Приказом Госкомвуза России от 5 марта 1994 г. N 180 "Об утверждении государственного образовательного стандарта в части Классификатора направлений и специальности высшего профессионального образования" (с последующими дополнениями) (БГК РФ, 1994, N 6).
  В системе послевузовского профессионального образования номенклатура специальностей научных работников определяется федеральным органом управления в сфере науки и технологии (в настоящее время - Министерство науки и технологий РФ). Действующая номенклатура специальностей научных работников утверждена Министерством науки и технической политики РФ от 28 февраля 1995 г. N 24.
 
  Статья 6. Ступени высшего профессионального образования, сроки и формы его получения
 
  1. Основные образовательные программы высшего профессионального образования могут быть реализованы непрерывно и по ступеням.
  2. В Российской Федерации устанавливаются следующие ступени высшего профессионального образования:
  высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "бакалавр";
  высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации "дипломированный специалист";
  высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "магистр".
  3. Образование лиц, не завершивших обучение по основной образовательной программе высшего профессионального образования, но успешно прошедших промежуточную аттестацию (не менее чем за два года обучения), признается неполным высшим профессиональным образованием и подтверждается выдачей дипломов установленного образца.
  Лицам, не завершившим освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования, выдаются академические справки установленного образца.
  4. Сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования составляют:
  для получения квалификации (степени) "бакалавр" не менее чем четыре года;
  для получения квалификации "дипломированный специалист" не менее чем пять лет, за исключением случаев, предусмотренных соответствующими государственными образовательными стандартами;
  для получения квалификации (степени) "магистр" не менее чем шесть лет.
  5. Лица, получившие документы государственного образца о высшем профессиональном образовании определенной ступени, имеют право в соответствии с полученным направлением подготовки (специальностью) продолжить обучение по образовательной программе высшего профессионального образования следующей ступени.
  6. Получение впервые образования по образовательным программам высшего профессионального образования различных ступеней не рассматривается как получение второго высшего профессионального образования.
  7. Освоение лицом образовательной программы высшего профессионального образования соответствующей ступени в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, является основанием для занятия им в государственной, муниципальной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему. Для лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического образования, основанием для занятия ими указанных должностей является первичная годичная послевузовская подготовка (интернатура), подтверждаемая удостоверениями установленного образца.
  Квалификация "бакалавр" при поступлении на работу дает гражданину право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование.
  Занятие должностей государственных и муниципальных служащих осуществляется в порядке, устанавливаемом соответствующим федеральным законом.
  8. Основные образовательные программы высшего профессионального образования обучающимися могут осваиваться в различных формах в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника высшего учебного заведения с обучающимися: очной, очно - заочной (вечерней), заочной, в форме экстерната. Допускается сочетание различных форм получения высшего профессионального образования. Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым получение высшего профессионального образования в очно - заочной (вечерней), заочной формах обучения или в форме экстерната не допускается, устанавливается Правительством Российской Федерации.
  9. Экстернат - самостоятельное изучение обучающимся дисциплин согласно основной образовательной программе высшего профессионального образования по избранному направлению подготовки (специальности) с последующей аттестацией (текущей и итоговой) в высшем учебном заведении.
  Положение об экстернате утверждается федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием.
  10. Лица, обучающиеся в не имеющих государственной аккредитации высших учебных заведениях или успешно окончившие их, имеют право на текущую и итоговую государственную аттестацию в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, на условиях экстерната.
 
  Комментарий к статье 6
 
  Согласно Федеральному закону "Об образовании" система образования России представлена преемственными образовательными программами определенного уровня и направленности, в том числе отнесенными к уровню высшего профессионального образования. Различия самих программ, т.е. структуру высшего профессионального образования, названный Закон не дает.
  Данная статья является ключевой для понимания системы высшей школы России.
  До 1992/1993 учебного года в России, как и ранее в СССР, не существовало различий в программах высшего образования с точки зрения назначения и квалификации выпускников, освоивших эти программы. Все выпускники высших учебных заведений получали квалификацию специалиста, выраженную через профессионально ориентированные термины: "учитель", "инженер", "экономист", "химик", "филолог" и т.п. Сроки реализации этих программ для большинства направлений подготовки кадров по существу также не отличались и находились в пределах пяти лет обучения.
  Постановлением Комитета по высшей школе России от 13 марта 1992 г. N 13 было утверждено Временное положение о многоуровневой структуре высшего образования, которое ввело три уровня высшего образования: первый - неполное высшее образование (два года обучения, имеющих общенаучный характер), второй - базовое высшее образование (еще два года профессионально ориентированного обучения), третий уровень имел две модификации - еще год или два профессиональной подготовки, ведущей соответственно к квалификации "специалист" и "магистр". Лица, завершившие базовое высшее образование, получали квалификацию "бакалавр". Действующая до этого традиционная модель подготовки российских специалистов сохранялась как основная и вела без промежуточных этапов к квалификации "специалист".
  В 1994 году данная структура была с небольшими коррективами утверждена Правительством Российской Федерации в качестве составной части государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в части "Общие требования" (Постановление Правительства РФ от 12.08.94 N 940 - СЗ РФ, 1994, N 18. Ст. 2085).
  Настоящий Закон понятие "уровень высшего профессионального образования" заменил понятием "ступень высшего профессионального образования", а также уточнил ряд других позиций.
  Ч. 1 ст. 6 настоящего Закона устанавливает норму, согласно которой достигнуть определенной ступени высшего профессионального образования можно как последовательно переходя с одной ступени на другую, так и не разделяя образовательную программу на ступени, а "непрерывно". Эта норма делает нецелесообразным установление счетной последовательности ступеней: первая, вторая, третья и т.д., поскольку первая по счету ступень для выпускника, реализовавшего свое право на непрерывное освоение программы, может оказаться второй по счету для лиц, осваивавших программу поэтапно, по ступеням.
  Ч. 2 этой же статьи перечисляет ступени высшего профессионального образования, не нумеруя их. Ступени расположены в порядке возрастания сроков их освоения. В основе различий ступеней - различие квалификаций выпускников, получивших соответствующее высшее профессиональное образование.
  Перечисление ступеней высшего профессионального образования начинается с образования, ведущего к квалификации (степени) бакалавра, затем институциализируется высшее профессиональное, ведущее к квалификации "дипломированный специалист", и, наконец, высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации (степени) магистра.
  Употребляющееся сочетание "квалификация (степень)" означает, что степень - это вид квалификации, с преобладающей академической направленностью. Употребленный для наименования одной из квалификаций термин "дипломированный специалист" не означает, что лица, получившие квалификации "бакалавр" или "магистр" и также, естественно, относящиеся к группе специалистов, не являются дипломированными специалистами в обычном понимании этого слова. В данном случае термин "дипломированный специалист" должен рассматриваться как словосочетание, указывающее на тип квалификации. Подобная лингвистическая коллизия имеет место с термином "кандидат наук". Очевидно, что это научная квалификация ученого, а не указание на то, что ее обладатель является лишь кандидатом в ученые.
  В отличие от ранее установленной структуры высшего профессионального образования двухлетнее обучение по основной образовательной программе высшего профессионального образования не отнесено к уровням или ступеням высшего образования. Вместе с тем настоящий Закон закрепляет данное ранее этому образованию наименование "неполное высшее профессиональное образование" и факт подтверждения его путем выдачи дипломов установленного образца.
  Этим подчеркивается то значение, которое имеет программа первых двух лет обучения в решении задачи последовательного повышения общеобразовательного уровня личности, в обеспечении фундаментальности российской системы высшего образования, понимаемой как сочетание общих гуманитарных и естественно - научных знаний. Именно эта часть образовательных программ высшей школы, как отмечают многие отечественные и зарубежные ученые, имеет наибольшее значение для развития интеллектуальных и нравственно - этических личностных качеств будущего работника, создающих основу его профессиональной мобильности.
  Термин "успешно прошедших промежуточную аттестацию" в тексте статьи означает наличие для данного студента подтвержденного в установленном порядке (наличие зачетных ведомостей) факта полного выполнения программы двух лет обучения, предусмотренной учебным планом очного обучения данного вуза.
  Поскольку диплом о неполном высшем образовании не устанавливает квалификации, он не выдается лицам, продолжающим обучение после окончания второго курса. Вместе с тем в случае, когда по каким-либо причинам студент прерывает обучение на третьем и последующих курсах, ему выдается диплом о неполном высшем профессиональном образовании и академическая справка установленного образца, где фиксируются только результаты обучения сверх указанных в соответствующем дипломе. До окончания второго курса лицам, не завершившим обучение, выдается только академическая справка.
  Ч. 4 ст. 6. Различие в квалификациях выпускников влечет за собой различные сроки освоения соответствующих образовательных программ.
  Закон ограничивает минимальный срок их освоения, оставляя конкретизацию этих сроков за соответствующими государственными образовательными стандартами.
  Ч. 4 ст. 2 настоящего Закона декларирует конституционное право граждан РФ на получение бесплатного высшего и послевузовского профессионального образования, в том числе если образование данного уровня (т.е. уровня высшего или послевузовского профессионального образования) гражданин получает впервые.
  Таким образом, если не вводить дополнительные нормы в установленное право, то лица, получившие высшее профессиональное образование на определенной ступени, будут считаться воспользовавшимися предоставленными гарантиями и при дальнейшем обучении в рамках уровня "высшее профессиональное образование" правом бесплатного обучения пользоваться не будут. В таком случае граждане, осваивающие программы высшего профессионального образования непрерывно, и граждане, осваивающие те же программы по ступеням, окажутся в неравных условиях.
  Ч. 5 и 6 ст. 6 настоящего Закона исключают отмеченное неравноправие граждан в реализации конституционных прав на получение высшего профессионального образования. В них специально указывается, что лица, получившие высшее профессиональное образование на определенной ступени, имеют право продолжить обучение на следующей ступени. При этом прохождение впервые программы различных ступеней не рассматривается как получение второго высшего образования.
  Ключевое слово в этой норме - следующая ступень. Непосредственно настоящий Закон не устанавливает последовательность ступеней. Конкретное содержание этого понятия, следовательно, должно быть конкретизировано в документах, устанавливающих последовательность прохождения различных ступеней. В настоящее время такой документ отсутствует.
  Если использовать для комментариев аналогию между понятием "уровень высшего профессионального образования", содержащемся в государственном образовательном стандарте "Общие требования", утвержденном Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 940, и понятием "ступень высшего профессионального образования" комментируемого Закона, то последующими ступенями, согласно государственному образовательному стандарту, будут: высшее профессиональное образование, ведущее к квалификации "дипломированный специалист", и высшее профессиональное образование, ведущее к квалификации "магистр", по отношению к высшему профессиональному образованию, ведущему к квалификации "бакалавр".
  Лица, имеющие квалификацию "бакалавр" и продолжающие обучаться по программе, ведущей к квалификации "магистр" или "дипломированный специалист", не рассматриваются как лица, получающие второе высшее образование.
  Специалисты, имеющие диплом магистра или дипломированного специалиста, при дальнейшем обучении в рамках уровня высшего профессионального образования права на бесплатное обучение не имеют, за исключением случаев, прямо предусмотренных Законом. Ч. 7 ст. 6 имеет принципиальное значение для системы профессионального образования, поскольку устанавливают статус российского высшего профессионального образования в сфере труда. Согласно этим положениям российские дипломы государственного образца, удостоверяющие какую-либо квалификацию выпускника, из числа установленных настоящим Законом, являются основанием для занятия им в государственной, муниципальной организации определенной должности. (Дипломы негосударственного образца таким статусом не наделены.)
  Таким образом, российский диплом о высшем образовании, выданный аккредитованным вузом, устанавливает не только наличие определенного образования, но и дает выпускнику возможность приступить к профессиональной деятельности без дополнительной подготовки.
  Исключение составляют дипломы, удостоверяющие освоение студентом образовательных программ высшего медицинского и фармацевтического образования. В этой сфере, учитывая ее прямое отношение к высшей ценности общества - человеческой жизни, наряду с соответствующим дипломом для начала профессиональной деятельности необходимо удостоверение о прохождении интернатуры (послевузовской подготовки).
  Учитывая, что длительность освоения образовательной программы, ведущей к квалификации (степени) бакалавра, меньше, чем сроки обучения по действовавшим ранее программам высшей школы, и это может вызвать неясность в профессиональном статусе бакалавров, в статье подчеркивается еще раз статус этой квалификации, ее принадлежность (адекватность) понятию "высшее профессиональное образование".
  Поскольку наряду с образовательным цензом существует ряд других требований для занятия тех или иных должностей государственных и муниципальных служащих, то Закон отсылает к федеральному закону, устанавливающему порядок замещения таких должностей.
  В тексте статьи не устанавливается связь между наличием диплома и занятием должностей в негосударственных организациях и учреждениях. Означает ли это, что, например, частной медицинской или юридической практикой можно заниматься, не имея соответствующего диплома о профессиональном образовании? Очевидно, ответ на этот вопрос не находится в сфере действия данного Закона.
  Ч. 8 ст. 6 настоящего Закона конкретизирует принцип свободы выбора формы получения высшего профессионального образования.
  Наименования очно - заочной, вечерней форм обучения акцентируют внимание на том, в какое время суток проводится учебный процесс и в какой степени (объеме) в нем присутствует очный контакт преподавателя и студента.
  Ч. 9 ст. 6 узаконивает такую форму получения высшего образования, как экстернат, которая в российской высшей школе имеет сложную судьбу (широко применялась до 1917 г. В бывшее советское время действовала с 1935 по 1951 гг. Вновь восстановлена в 1988 г.).
  Положение об экстернате в государственных высших учебных заведениях Российской Федерации утверждено Приказом Госкомвуза России от 31 мая 1995 г. N 2 (РВ, 1995, 10 августа).
 
  КонсультантПлюс: примечание.
  По-видимому, ссылаясь на Положение об экстернате в государственных высших учебных заведениях Российской Федерации, утв. Приказом Госкомвуза РФ от 31.05.1995 N 2, автор имел в виду Положение об экстернате в государственных, муниципальных высших учебных заведениях Российской Федерации, утв. Приказом Минобразования РФ от 14.10.1997 N 2033.
 
  Согласно Положению экстернат в высшем учебном заведении представляет собой государственную аттестацию лиц, самостоятельно изучающих дисциплины, согласно профессиональной образовательной программе по избранной специальности (направлению). Правом получения высшего образования через экстернат пользуются лица, имеющие образование не ниже среднего (полного) общего или не ниже среднего профессионального образования.
  Аттестация экстернов в государственных вузах в рамках получения первого высшего образования проводится бесплатно. Помимо этого, по желанию экстерна или с его согласия за счет средств спонсора (предприятия, организации, учреждения, частного лица - благотворителя) вузом может быть оказана экстерну любая образовательная услуга (обучение как в рамках профессиональной программы, так и сверх нее) за плату, размер которой определяется договором.
  Право на открытие экстерната предоставляется учредителю вуза. Перечень специальностей (направлений) высшего профессионального образования, получение которых в форме экстерната не допускается, устанавливается в порядке, определяемом Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1993 г. N 597 (САПП РФ, 1993, N 28. Ст. 2594).
  Экстерн, успешно прошедший текущую и итоговую государственную аттестацию, получает диплом государственного образца об окончании высшего учебного заведения (на соответствующем уровне образования) с присвоением соответствующей квалификации и указанием специальности (направления) подготовки.
  Ч. 10 ст. 6 закрепляет права лиц, обучающихся в высших учебных заведениях, не имеющих государственной аккредитации, или успешно окончивших их, на аттестацию по условиям экстерната в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию.
  Экстернат - наиболее приемлемая форма получения диплома о высшем образовании государственного образца для лиц, не обучавшихся в аккредитованных вузах, но получивших требуемые знания в неаккредитованных вузах.
 
  Статья 7. Документы о высшем и послевузовском профессиональном образовании
 
  1. Лицам, завершившим обучение по образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о соответствующем образовании.
  2. Высшее учебное заведение, имеющее государственную аккредитацию, выдает выпускникам документы государственного образца о соответствующем образовании с официальной символикой Российской Федерации. Форма документа государственного образца утверждается федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием.
  3. Устанавливаются следующие виды документов, которыми удостоверяется завершение высшего профессионального образования различных ступеней:
  диплом бакалавра;
  диплом специалиста с высшим профессиональным образованием;
  диплом магистра;
  диплом о неполном высшем профессиональном образовании (в соответствии с пунктом 3 статьи 6);
  справка установленного образца о незаконченном высшем профессиональном образовании.
  4. Решение государственной аттестационной комиссии о присвоении выпускнику квалификации (степени) и выдаче ему документа государственного образца о высшем профессиональном образовании может быть отменено государственным органом управления образованием, утвердившим председателя государственной аттестационной комиссии, только в случае, если по вине обучающегося нарушен установленный порядок выдачи документов государственного образца о высшем профессиональном образовании.
  5. По результатам защиты диссертации в установленном порядке выдается диплом кандидата наук или диплом доктора наук.
 
  Комментарий к статье 7
 
  Обязанность вуза выдать студенту диплом государственного образца или диплом по форме, установленной самим вузом, записывается в договор о подготовке специалиста с высшим профессиональным образованием. В него также включается право студента получить диплом.
  В договоре должны быть четко определены условия, при которых студент имеет право получить диплом.
  В договоре также конкретно определяется форма и вид диплома.
  Согласно ст. 7 право на получение диплома возникает при наличии двух юридических фактов:
  - завершения обучения по образовательным программам высшего или послевузовского профессионального образования;
  - прохождения итоговой аттестации.
  Завершение обучения по образовательной программе означает изучение и сдачу на положительную оценку всех предметов, предусмотренных программой, а также выполнение всех других заданий.
  Право образовательного учреждения выдавать обучающимся документ об образовании возникает с момента получения лицензии на право ведения образовательной деятельности. Документ об образовании выдается на основании ст. 27 Закона РФ "Об образовании" образовательным учреждением в соответствии с лицензией. Форма документа определяется самим образовательным учреждением. Документ обязательно должен быть заверен печатью образовательного учреждения.
  Образовательное учреждение получает право выдавать обучающимся документ государственного образца об уровне образования с официальной символикой Российской Федерации, если оно получило государственную аккредитацию.
  Порядок оформления и выдачи документов, аттестатов и их дубликатов аспирантам и докторантам установлен в Инструкции о порядке оформления и выдачи документов, аттестатов и их дубликатов, утвержденной решением Президиума ВАКа России от 4 ноября 1994 г. N 48/25 (Аттестация научных и научно - педагогических работников, М., 1995, с. 102 - 103).
  Дипломы доктора наук, а также аттестат профессора по специальности оформляются в ВАКе России, подписываются Председателем ВАКа России или его заместителем и главным ученым секретарем ВАКа России и скрепляются гербовой печатью ВАКа России.
  Дипломы кандидата наук оформляются в ВАКе России, подписываются председателем и ученым секретарем диссертационного совета, где проходила защита диссертации, и скрепляются печатью организации, в которой создан диссертационный совет.
  Дипломы и аттестаты выдаются ВАКом России уполномоченным представителям регионов, диссертационных советов и советов организаций по доверенности за подписью директора (ректора) или его заместителя по научной работе (проректора), скрепленные печатью.
  Постановлением Государственного комитета РФ по высшему образованию от 30 ноября 1994 г. N 9 "Об утверждении образцов государственных документов о высшем профессиональном образовании" (РВ, 1996, 11 июля) были утверждены образцы (формы) государственных документов бакалавра, магистра, специалиста. Утверждена также форма академической справки, диплома о неполном высшем образовании.
  В соответствии с Приказом Минобразования России от 26 февраля 1997 г. N 267 (БМОиП РФ, 1994, N 5) признаны имеющими законную силу ученые звания профессора и доцента, присвоенные Аттестационной коллегией бывшего Министерства образования РФ в период с 28 декабря 1991 г. до его ликвидации.
  В период с 1992 по 1995 гг. Аттестационной коллегией бывшего Министерства образования РФ без согласования с Госкомвузом России проведено 24 заседания коллегии, на которых рассмотрено 717 дел, представленных на присвоение ученого звания профессора, и 2994 дела на присвоение ученого звания доцента. Ученое звание профессора присвоено 637 человекам, а ученое звание доцента - 2914.
  В случае утраты аттестации об ученом звании, присвоенном Аттестационной коллегией бывшего Министерства образования РФ, будет проводиться в каждом случае полная переаттестация в соответствии с требованиями действующего Положения "О порядке присвоения ученых званий научно - педагогическим работникам образовательных учреждений высшего профессионального образования (повышения квалификации) специалистов".
  Для обеспечения рынка образовательных услуг и квалифицированного труда Приказом Минобразования России от 9 января 1997 г. N 15 утвержден Порядок признания и установления эквивалентности (нострификации) документов иностранных государств об образовании и ученых званиях и формы соответствующих свидетельств (БМОиП РФ, 1997, N 4). (Подробнее см. комментарий к ст. 23.)
  В соответствии с Приказом Минобразования России от 31 января 1997 г. N 163 "О присвоении дополнительной квалификации "Преподаватель" выпускникам вузов по специальностям высшего профессионального образования" (БМОиП РФ, 1997, N 3), если выпускнику вуза присвоена дополнительная квалификация "Преподаватель", то об этом в дипломе делается соответствующая запись.
 
  Статья 8. Высшее учебное заведение, его задачи и структура
 
  1. Высшим учебным заведением является образовательное учреждение, учрежденное и действующее на основании законодательства Российской Федерации об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования.
  2. Основными задачами высшего учебного заведения являются:
  1) удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования;
  2) развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности научно - педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе;
  3) подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников с высшим образованием и научно - педагогических работников высшей квалификации;
  4) формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;
  5) сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;
  6) распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня.
  3. Высшие учебные заведения самостоятельны в формировании своей структуры, за исключением их филиалов.
  Структурные подразделения высшего учебного заведения могут наделяться по доверенности полностью или частично правомочиями юридического лица в порядке, предусмотренном уставом высшего учебного заведения. Статус и функции структурного подразделения высшего учебного заведения определяются положением, утвержденным в порядке, предусмотренном уставом высшего учебного заведения.
  Структурные подразделения высшего учебного заведения могут реализовывать образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального и среднего профессионального образования, а также образовательные программы дополнительного образования при наличии у высшего учебного заведения соответствующей лицензии.
  Филиалами высших учебных заведений являются обособленные структурные подразделения, расположенные вне места его нахождения.
  Филиалы государственных и муниципальных высших учебных заведений создаются учредителем (учредителями) по согласованию с федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием, соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по месту нахождения филиала.
  Типовое положение (положение) о филиалах государственных и муниципальных высших учебных заведений и порядок их организации разрабатываются и утверждаются соответственно федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления.
  Филиалы высших учебных заведений проходят лицензирование и аттестацию самостоятельно, а государственную аккредитацию - в составе высшего учебного заведения.
 
  Комментарий к статье 8
 
  Статья содержит предписания по трем взаимосвязанным вопросам. Она устанавливает требования, которым должны удовлетворять образовательные учреждения, реализующие программы высшего и послевузовского профессионального образования, закрепляет задачи этих учреждений и формулирует исходные принципы правового положения структурных подразделений вузов.
  Согласно ч. 1 ст. 8 настоящего Закона вуз как самостоятельное образовательное учреждение должен удовлетворять четырем требованиям:
  1) быть учрежденным в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации об образовании;
  2) неукоснительно соблюдать в своей деятельности действующее законодательство;
  3) иметь статус юридического лица;
  4) обеспечивать реализацию программ высшего профессионального образования в соответствии с лицензией.
  Для того, чтобы заниматься образовательной деятельностью, реализовывать программы высшего профессионального образования, вуз как и любое иное образовательное учреждение должен быть зарегистрирован в установленном Федеральным законом "Об образовании" порядке (см. комментарий ст. 10). Лишь после прохождения этой процедуры образовательное учреждение получает статус юридического лица и может обращаться в Минобразование России с заявлением о выдаче ему лицензии на ведение образовательной деятельности по конкретным направлениям и специальностям.
  Статус юридического лица образовательное учреждение получает сразу же автоматически после государственной регистрации. Согласно ст. 48, 49 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.
  Юридическое лицо может иметь права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент его ликвидации. Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
  Приобретение вузом после государственной регистрации прав юридического лица означает, что он признается самостоятельным субъектом гражданско - правовых отношений и может по своему усмотрению и от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, в том числе:
  1) иметь на правах оперативного управления здания, сооружения, имущественные комплексы и иное имущество, переданное учредителями; быть собственником денежных средств и имущества, иных объектов собственности, переданных вузу в форме дара, пожертвования или по завещанию, приобретенного на доходы от собственной деятельности;
  2) иметь самостоятельный расчетный счет, в том числе и валютный, в банке и иных кредитных учреждениях;
  3) может заключать договоры аренды, перевозки, подряда на ремонт зданий, сооружений, техники, вступать в иные имущественные отношения, отвечать по своим обязательствам имеющимися денежными средствами, а также защищать от нарушений свои имущественные права и законные интересы, быть истцом и ответчиком в суде;
  4) разрабатывать и утверждать структуру образовательного учреждения, штатное расписание, осуществлять подбор и прием на работу преподавателей и иных работников, разрабатывать и утверждать образовательные программы и учебные планы, осуществлять меры по организации методического и материального обеспечения образовательного процесса и др.
  В связи с тем, что реализация образовательных программ может осуществляться только учреждениями, имеющими лицензии, то вуз, обладая всеми правами юридического лица, не может реализовывать образовательные программы до получения соответствующей лицензии. Тем самым вуз не правомочен осуществлять главную, предусмотренную учредительными документами деятельность, для осуществления которой он собственно и был создан. Поэтому лицензия признается одним из необходимых условий функционирования вуза, ибо без ее соблюдения становится невозможной сама образовательная деятельность.
  Необходимым условием организации и деятельности вуза является соответствие его деятельности действующему законодательству Российской Федерации. И это вполне понятно. Деятельность любого предприятия, учреждения, иных лиц, не соответствующая требованиям закона и подзаконных нормативно - правовых актов, является правонарушением и не может порождать юридически значимых результатов, ради которых оно было совершено. В любом случае закон защищает нарушенное противоправным деянием право, а виновное лицо помимо надлежащего исполнения возложенной обязанности несет юридическую ответственность за совершенное правонарушение.
  Требование законности при создании вуза означает, что данное образовательное учреждение приобретает права юридического лица только при соблюдении всех действующих норм:
  1) регистрация вуза должна быть осуществлена компетентными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления;
  2) на регистрацию должны быть представлены все необходимые документы;
  3) по заявлению учредителей о регистрации вуза должно быть принято положительное решение. Действующее законодательство не содержит специальных норм об ответственности учредителей вуза за предоставление недостоверных, фальсифицированных документов. В этом случае действует общий судебный порядок признания недействительными актов государственных органов, не соответствующих закону или иным правовым актам, закрепленный ст. 13 ГК РФ.
  Иначе решаются вопросы о нарушениях законодательства РФ и иных нормативно - правовых актов, допускаемых вузами в процессе их деятельности. За некачественную подготовку специалистов с высшим образованием вуз может быть лишен государственной аккредитации. За несоблюдение санитарных и гигиенических норм и правил, охраны здоровья обучающихся и работников вуза, недостаточной оснащенности учебного процесса оборудованием, учебными аудиториями, учебными пособиями, отсутствия квалифицированных преподавателей и другие упущения вуз может быть лишен лицензии. Лишение вуза государственной аккредитации и лицензии осуществляется Минобразованием России на основании заключения экспертизы. В случае осуществления образовательной деятельности без надлежащей лицензии либо деятельности, запрещенной законом либо не соответствующей уставным целям, вуз по решению суда может быть ликвидирован. Лица, допустившие нарушения законов в деятельности вуза, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
  Вузы неизменно объединяют специалистов высшей квалификации (докторов наук и профессоров), а также доцентов и кандидатов наук, способных осуществлять как преподавательскую деятельность, так и фундаментальные или прикладные исследования либо вносить вклад в развитие живописи, литературы и искусства. Поэтому и основные задачи вузов не ограничиваются только образовательным процессом. Как центры интеллектуальной элиты общества вузы, согласно ч. 2 ст. 8, призваны осуществлять задачи трех видов:
  1) задачи в области подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием;
  2) задачи в области науки, литературы и искусства;
  3) задачи в области народного просвещения.
  Задачи вуза по подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием ставятся достаточно широко - вуз должен удовлетворять потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, формировать у обучающихся гражданскую позицию, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии. Правомерность такого широкого понимания задач по подготовке специалистов с высшим образованием обоснована и теоретически, и практически.
  В процессе своей жизни и деятельности специалист с высшим профессиональным образованием оказывается включенным в сложную и постоянно меняющуюся систему социальных связей в сфере политики, экономики, права, семьи, культуры и др., требующих от него здравых и обоснованных решений. Необходимые навыки принятия таких решений обучающиеся должны получать в вузе в процессе изучения философии, политологии, социологии, основ правоведения, теории экономики и других общих гуманитарных и социально - экономических дисциплин.
  Специалист с высшим образованием должен быть современным человеком, способным понимать и ценить достижения культуры, литературы, искусства и, следовательно, обладать определенной совокупностью знаний в названных сферах, иметь представления об эстетических ценностях, их значении в современном обществе, творчестве и повседневной жизни, уметь ориентироваться в них. В современных условиях от специалиста с высшим образованием требуется умение и способность вести профессиональную деятельность в иноязычной сфере, знать, как минимум, один - два иностранных языка. В этих целях государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования предусматривает обучение иностранному языку, культурологии, истории философии и другим дисциплинам.
  Вуз должен вносить существенный вклад в развитие науки, а вузы в сфере культуры, искусства, живописи - создавать произведения, способные обогатить русскую и мировую культуру. Эта задача вузами решается тремя способами: подготовкой и повышением квалификации научно - педагогических работников; созданием условий для проведения фундаментальных и прикладных исследований, подготовки диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук; созданием произведений литературы, живописи, искусства; сохранением культурных и научных ценностей, которыми располагают вузы, особенно те из них, которые существуют не один десяток лет или не одно столетие.
  Важнейшей задачей вузов является пропаганда научных знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня. Эта задача в настоящее время решается преимущественно путем подготовки и опубликования популярных статей в прессе, издания научно - популярных брошюр, комментариев действующего законодательства, выступлением ученых в популярных передачах по радио, телевидению. Однако один из действенных и наиболее доступных каналов народного просвещения - лекции перед населением - пока что используется крайне редко, что значительно снижает возможности повышения образовательного и культурного уровня населения.
  Предусмотренные ч. 2 ст. 8 настоящего Закона задачи нельзя рассматривать как некие благие пожелания; они действительно служат критериями оценки результатов и качества работы вузов. Решая вопрос о выдаче вузу свидетельства о государственной аккредитации, Минобразование России учитывает прежде всего качество подготовки специалистов. Критериями же этого качества выступают как раз знания, навыки и умения в сфере профессиональной деятельности, наличие гражданской позиции, способностей к труду и жизни в современных условиях, необходимый уровень культурного и нравственного развития. Реальный вклад вуза в развитие науки, подготовки и повышения научно - педагогических работников имеет существенное значение для решения вопроса о том, является ли данный вуз институтом, академией или университетом.
  Часть 3 ст. 8 закрепляет один из важнейших аспектов академической свободы вуза - его право самостоятельно устанавливать свою структуру, т.е. совокупность учебных, научно - исследовательских, учебно - производственных, административно - хозяйственных, социально - бытовых и культурных подразделений. Основными учебными подразделениями вуза выступают факультеты, отделения, центры, курсы, кафедры, институты, колледжи, филиалы, магистратура, аспирантура, докторантура. Вуз может иметь и разветвленную сеть научно - исследовательских и учебно - производственных подразделений в виде научно - исследовательских и проектных институтов, конструкторских бюро, промышленных и (или) сельскохозяйственных предприятий, учебно - опытных хозяйств, полигонов, библиотек, информационных служб и др. В число административно - хозяйственных подразделений вуза входят бухгалтерия, отдел кадров, канцелярия, секретариат и другие службы. Весьма разнообразной может быть и сеть социально - бытовых и культурных подразделений вуза. Это - поликлиника, общежития, дома культуры, отдыха, пансионаты, стадионы, музеи и т.д.
  Предоставленное вузам право самостоятельно формировать свою структуру означает:
  1) разрабатывать критерии и нормативы, которым должны удовлетворять соответствующие подразделения вуза;
  2) разрабатывать и утверждать положения о структурных подразделениях вуза;
  3) создавать, реорганизовывать и расформировывать структурные подразделения в установленном уставом вуза порядке;
  4) устанавливать штатное расписание;
  5) наделять структурные подразделения по доверенности полностью или частично правами юридического лица.
  Согласно ч. 7 ст. 12 Федерального закона "Об образовании" филиалы, отделения, структурные подразделения образовательного учреждения могут по его доверенности осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица, в том числе иметь самостоятельный баланс и собственные счета в банковских и других кредитных организациях.
  Предоставленное вузам право самостоятельно формировать структурные подразделения означает, что в настоящее время все типовые положения о факультетах, кафедрах и иных структурных подразделениях вузов утратили общеобязательное значение и имеют характер лишь рекомендаций. Вузы могут использовать такие нормативные акты в качестве образца, модели при подготовке соответствующего положения, но не обязаны неукоснительно придерживаться их и правомочны принимать противоречащие им положения, если таковые наилучшим образом соответствуют задачам и интересам вуза.
  Из изложенного правила ч. 3 ст. 8 устанавливает одно существенное ограничение - филиалы государственных и муниципальных вузов создаются не самими вузами, а их учредителями по согласованию с Минобразованием России, органом управления образованием субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления по месту нахождения филиала. При этом типовое положение о филиалах государственных и муниципальных вузов и порядок их организации разрабатываются и утверждаются Минобразованием России в отношении филиалов федеральных вузов, находящихся в ведении Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления принимают типовые положения о филиалах вузов, которые находятся в их ведении.
  При определении правового статуса филиалов вузов следует руководствоваться также общими положениями, закрепленными ст. 55 ГК РФ. Согласно этим положениям филиалом признается обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне его места нахождения и осуществляющее все его функции или их часть. Филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. Филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.
  Филиалы вузов, как и любых других юридических лиц, представляют собой обособленные структурные подразделения, расположенные вне места его расположения. И вследствие этой особенности - значительной отдаленности от вуза - филиал в отличие от других структурных подразделений обладает наибольшей самостоятельностью в реализации образовательных программ. Он имеет свой штат работников, в том числе и профессорско - преподавательские кадры, свои факультеты и кафедры, расчетный счет, необходимое имущество, самостоятельно проходит аттестацию и лицензирование. Именно самостоятельность филиала, осуществление им образовательной деятельности в другом городе или населенном пункте делают необходимым согласование вопроса о его создании с компетентными органами управления образованием.
  В то же время филиал является структурной частью вуза и не обладает необходимыми признаками юридического лица. Во-первых, руководитель филиала действует на основании доверенности, выданной ректором вуза, и может вступать в гражданско - правовые отношения в пределах, предусмотренных этой доверенностью. Во-вторых, имущественную ответственность по договорам, заключенным филиалом, несет вуз, равно как и взыскание по долгам вуза может быть обращено на имущество, выделенное филиалу, независимо от того, связаны долги с деятельностью филиала или нет. Ибо согласно ст. 55 ГК РФ филиалы не имеют обособленного имущества и, соответственно, самостоятельного баланса. Предоставленное филиалу имущество может находиться лишь на отдельном балансе, представляющем собой часть самостоятельного баланса юридического лица.
  Положение ст. 12 Федерального закона "Об образовании" о том, что филиалы и иные структурные подразделения образовательных учреждений могут иметь самостоятельный баланс, противоречит ст. 55 ГК РФ и фактически превращает структурные подразделения образовательных учреждений, в том числе и филиалы, в самостоятельные юридические лица. Таким образом, по нашему мнению, вузы по вопросам предоставления правомочий юридического лица своим структурным подразделениям должны руководствоваться гражданским законодательством, устанавливающим общие требования к юридическим лицам и их структурным подразделениям и в силу этого имеющим всеобщее значение, в том числе и в сфере образовательных отношений.
  Статья 13 Федерального закона "Об образовании" не предусматривает закрепления в уставе образовательного учреждения его структурных образований и тем самым вновь вступает в противоречие со ст. 55 ГК РФ. Ибо филиалы надлежит обязательно указывать в образовательных документах юридического лица.
 
  Статья 9. Виды и наименования высших учебных заведений
 
  1. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт.
  2. Университет - высшее учебное заведение, которое:
  реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей);
  осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно - педагогических работников;
  выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук;

<< Пред.           стр. 2 (из 13)           След. >>

Список литературы по разделу