<< Пред. стр. 7 (из 13) След. >>
Работник, в отношении которого ставится вопрос о лишении ученого звания, может принимать участие в его рассмотрении на всех этапах, выступать и отстаивать свою позицию до проведения голосования. В случае принятия ученым советом решения о представлении к лишению ученого звания он вправе опротестовать данное постановление в Минобразовании России до вынесения по нему решения о лишении его ученого звания. Протесты и обращения, направленные в Минобразование России до вынесения ученым советом решения о представлении к лишению ученого звания, не рассматриваются.Порядок определения кворума ученого совета, проведения голосования, заполнения бюллетеней, подсчета голосов, составления и оглашения протоколов счетной комиссии такой же, как при представлении соискателей к присвоению ученого звания.
Голосование о лишении научно - педагогического работника ученых званий профессора и доцента проводится по каждому из этих званий отдельно с одновременной выдачей членам ученого совета заготовленных баллотировочных бюллетеней. Также по отдельности осуществляется в этом случае и подсчет поданных голосов, опечатывание поданных бюллетеней. Результаты баллотировки оформляются отдельными протоколами, каждый из которых подлежит оглашению счетной комиссией и утверждению, после чего принимается окончательное решение.
Если вопрос лишения ученого звания рассматривается в отношении работника, являющегося членом ученого совета, последний вправе принимать участие в голосовании, но не может входить в состав счетной комиссии. В состав счетной комиссии не включаются также члены ученого совета, принимавшие участие в подготовке заключения о возбуждении соответствующего представления, и председательствовавший на заседании ученого совета при рассмотрении данного вопроса.
Заседание ученого совета по вопросу лишения ученых званий стенографируется, а принятое на нем решение протоколируется. По требованию работника, в отношении которого рассматривался вопрос о лишении ученого звания, секретарем ученого совета выдается выписка из материалов заседания о принятом решении.
Результаты рассмотрения вопроса о лишении ученого звания доводятся до сведения коллектива высшего учебного заведения, образовательного учреждения повышения квалификации в недельный срок после проведения заседания.
В двухнедельный срок после вынесения решения о представлении к лишению ученого звания научно - педагогическим работником, в отношении которого такое решение принято, может быть подана апелляция в ученый совет. Апелляция подлежит рассмотрению на ближайшем плановом заседании ученого совета.
Рекомендация о новом рассмотрении вопроса о лишении ученого звания может быть дана Минобразованием России. Процедура повторного рассмотрения в этих случаях аналогична описанной выше.
Материалы заседания ученого совета, принявшего решение о представлении к лишению звания (ученых званий), в двухнедельный срок после окончательного рассмотрения вопроса направляются в Госкомвуз России, который выносит решение о лишении ученого звания с учетом всей совокупности имеющихся по данному делу материалов, основываясь на результатах их предварительного экспертного рассмотрения. Информация о лишении научно - педагогических работников ученых званий публикуется в изданиях Минобразования России.
Вопросы восстановления ученых званий рассматриваются учеными советами и Минобразованием России в том же порядке, как и представления соискателей ученых званий. В письме - ходатайстве руководства высшего учебного заведения, образовательного учреждения повышения квалификации при направлении в Минобразование России аттестационных документов научно - педагогического работника, представленного к восстановлению соответствующего ученого звания, указываются обстоятельства и основания постановки данного вопроса перед Минобразованием России.
На основании принятого Минобразованием России решения о восстановлении ученого звания выписывается новый аттестат согласно дате и номеру решения.
Статья 23. Признание и установление эквивалентности документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании и об ученых званиях
1. Под признанием документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании и об ученых званиях в настоящем Федеральном законе понимается согласие соответствующих органов государственной власти на наличие законной силы этих документов на территории Российской Федерации.
2. Установление эквивалентности документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании и об ученых званиях в настоящем Федеральном законе означает предоставление соответствующими органами государственной власти обладателям указанных документов тех же академических и (или) профессиональных прав, что и обладателям документов Российской Федерации государственного образца о высшем и послевузовском профессиональном образовании и об ученых званиях.
3. Признание и установление эквивалентности документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании не освобождают обладателей указанных документов от соблюдения общих требований приема в образовательные учреждения или на работу (в том числе от условия знания государственного языка), которые установлены соответствующими положениями.
4. Решение о признании и об установлении эквивалентности документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании и об ученых званиях принимается федеральным (центральным) органом управления образованием на основе соответствующих международных договоров Российской Федерации.
5. Порядок признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании и об ученых званиях, выдачи свидетельств об установлении эквивалентности документов определяется федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием. Признание и установление эквивалентности документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании и об ученых званиях подтверждаются свидетельствами, выдаваемыми федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием.
Комментарий к статье 23
Настоящая статья устанавливает правовые нормы, определяющие порядок признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании и об ученых званиях.
Этими правовыми нормами устанавливаются два качественных уровня легитимизации на территории России указанных документов: признание документов и эквивалентность документов ("эквивалент" от позднелат. atquivalens - равнозначный, равноценный).
Под признанием документов понимается согласие соответствующих органов государственной власти на наличие законной силы этих документов на территории Российской Федерации. В этом случае документ иностранного государства об образовании или об ученом звании признается действующим на территории России с определенными полномочиями, но не приравнивается к какому-либо отечественному документу о высшем (послевузовском) профессиональном образовании или об ученых званиях.
Под эквивалентностью указанных документов понимается приравнивание правомочий документа об образовании или об ученом звании соответствующему отечественному документу. Эквивалентность предоставляет его владельцу те же академические и (или) профессиональные права, которые имеют обладатели аналогичных отечественных документов государственного образца.
Законодатель, устанавливая положения о признании и эквивалентности указанных документов, предусматривал, что в большинстве случаев полной идентичности документов иностранных государств и документов государственного образца Российской Федерации, как правило, не бывает.
Поэтому ч. 3 ст. 23 настоящего Закона устанавливает, что факт признания или эквивалентности документов не освобождает их владельцев от обязанности выполнения общих требований при поступлении на обучение в образовательное учреждение или на работу, а также не освобождает от необходимости приобретения каких-либо знаний, умений или навыков, которые они не получили в период обучения, но которые необходимы для выполнения какой-либо работы или занятия должности. Например, Законом РСФСР "О языках народов РСФСР" от 25 октября 1991 г. (Ведомости РСФСР, 1991, N 50. Ст. 1740) установлено, что издание всероссийских газет и журналов, передачи всероссийского телевидения и радиовещания осуществляются на русском языке как государственном языке РСФСР. Естественно, что эта норма требует от соответствующих работников телевидения и радиовещания знания русского языка.
Ч. 4 и 5 ст. 23 устанавливают некоторые рамки признания или эквивалентности указанных документов иностранных государств. Так, ч. 4 определяет, что решение о признании и об установлении эквивалентности документов принимается федеральным (центральным) органом управления образованием (в настоящее время таким федеральным органом является Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации). Однако настоящий Закон уточняет, что решение принимается на основе соответствующих международных договоров Российской Федерации, что, очевидно, является первым определяющим признаком возможности осуществления процедуры признания или установления эквивалентности документов. Вопросы о международных договорах регулируются Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации" (СЗ РФ, 1995, N 29. Ст. 2757). В настоящее время Российской Федерацией заключено более 50 международных договоров по вопросам признания и установления эквивалентности документов об образовании.
Согласно ч. 5 ст. 23 настоящего Закона порядок признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании и об ученых званиях устанавливается федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием, т.е. Минобразованием России. При этом признание или установление эквивалентности подтверждается свидетельством Минобразования России.
Приказом Минобразования России от 9 января 1997 г. N 15 утвержден Порядок признания и установления эквивалентности (нострификации) документов иностранных государств об образовании и ученых званиях и форм соответствующих свидетельств (РВ, 1997, 13 марта).
В Положении достаточно детально проработан механизм процедуры признания и установления эквивалентности документов об образовании и ученых званиях. Так, Положением определено, что признание и установление эквивалентности документов иностранных государств об образовании и ученых званиях, выдача свидетельства о признании или эквивалентности документов осуществляются Управлением лицензирования, аккредитации и нострификации Минобразования России, если эта эквивалентность не установлена соответствующим межправительственным или межведомственным (с участием Минобразования России) соглашением или протоколом.
Если эквивалентность документов об образовании или ученом звании определена межправительственным или межведомственным соглашением или протоколом, подразделение выдает соответствующее свидетельство.
Подразделение может поручать решение отдельных задач, связанных с признанием и установлением эквивалентности документов, учебно - методическим объединениям высших учебных заведений, методическим службам органов управления образовательными учреждениями общего и профессионального образования, экспертным группам высококвалифицированных работников системы образования и выносить на утверждение руководству Минобразования дополнительные критерии признания и эквивалентности.
Признание и установление эквивалентности документов иностранных государств об образовании и ученых званиях и выдача соответствующего свидетельства осуществляются по заявлению обладателя документа или заинтересованной организации.
К заявлению о признании документов об образовании или ученом звании прилагаются следующие материалы:
- легализованный в установленном порядке документ об образовании или ученом звании (оригинал или нотариально заверенная копия);
- легализованное в установленном порядке приложение к документу об образовании (оригинал или нотариально заверенная копия) с указанием пройденных учебных курсов и их объема, полученных итоговых оценок, перечня практик, курсовых и выпускных квалификационных работ, других составляющих учебного процесса;
- заверенный перевод документа об образовании или ученом звании и приложения к нему.
Заявитель вправе представить также другие доказательства своей подготовки, в том числе документы о последующих уровнях образования, о допуске к профессиональной деятельности, практическом опыте.
Управление лицензирования, аккредитации и нострификации Минобразования России при необходимости вправе запрашивать также уточняющую документацию от заявителя, соответствующего учебного заведения, российских и зарубежных организаций.
Используемые в процедуре признания материалы и документы представляются с заверенным переводом.
Заверение перевода осуществляется, как правило, российским нотариусом, посольством (консульством) Российской Федерации в стране, в которой выдан документ об образовании или ученом звании.
В отдельных случаях может быть предъявлен перевод, выполненный посольством (консульством) в России того государства, на территории которого выдан документ об образовании или ученом звании.
Процедура признания документов об образовании и ученых званиях иностранных государств проводится на основе имеющихся международных соглашений и рекомендаций, государственных образовательных стандартов, нормативных актов системы образования России.
Для признания документа об образовании или ученом звании необходимо, чтобы:
- учебное заведение, выдавшее документ об образовании или ученом звании, было признано компетентными органами страны, в которой выдан этот документ;
- документ об образовании или ученом звании был признан в стране выдачи;
- признание документа об образовании или ученом звании было предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Срок рассмотрения документов, представленных заявителем, как правило, не превышает трех недель со дня поступления всех необходимых материалов, включая уточняющую информацию.
Непризнанные документы об образовании и ученых званиях иностранных государств с объяснением причин отказа признания возвращаются заявителю.
Свидетельство о признании документа об образовании иностранного государства выдается лично заявителю или по его поручению его представителю или высылается по почте с уведомлением.
Свидетельство о признании документа об образовании, выданного учебным заведением иностранного государства, дает право на зачисление в учебное заведение, реализующее образовательные программы соответствующего уровня на территории Российской Федерации, с зачетом успешно пройденных ранее дисциплин. При этом документ об образовании иностранного государства рассматривается в качестве академической справки. Условия зачисления определяются действующим законодательством.
Соответствие документов об образовании и ученых званиях иностранных государств российским документам об образовании и ученых званиях при допуске к профессиональной деятельности определяется вышеуказанным подразделением на основании установления эквивалентности.
Для процедуры установления эквивалентности документов об образовании и ученых званиях существуют некоторые особенности.
К заявлению об установлении эквивалентности прилагаются следующие документы:
легализованный в установленном порядке документ об образовании или ученом звании (оригинал или нотариально заверенная копия);
легализованное в установленном порядке приложение к документу об образовании (оригинал или нотариально заверенная копия) с указанием пройденных учебных курсов и их объема, полученных итоговых оценок, перечня практик, курсовых и выпускных квалификационных работ, других составляющих учебного процесса;
заверенный перевод документа об образовании или ученом звании и приложения к нему.
При необходимости от заявителя может быть потребована дополнительная документация (детализация описания пройденных курсов, сведения о предыдущем образовании и т.д.).
Подразделение при необходимости запрашивает также уточняющую документацию от заявителя, соответствующего учебного заведения, российских и зарубежных организаций.
Заявитель вправе представить также другие доказательства своей подготовки, в том числе документы о последующих уровнях образования, о допуске к профессиональной деятельности и практическом опыте.
Используемые для установления эквивалентности материалы и документы представляются с заверенным переводом в том же порядке, как это установлено в случае с признанием документов (см. выше).
Процедура установления эквивалентности документов об образовании и ученых званиях иностранных государств включает проведение экспертизы, принятие решения, оформление и выдачу свидетельства об эквивалентности. Экспертиза состоит из:
признания зарубежных документов об образовании и ученом звании;
установления соответствия содержания полученного за рубежом образования российским государственным образовательным стандартам.
Процедура установления соответствия содержания полученного за рубежом образования российским государственным образовательным стандартам в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников учебных заведений проводится после признания документов иностранных государств об образовании.
Установление соответствия содержания образования осуществляется учебно - методическими объединениями (для высшего профессионального образования), методическими службами органов управления образовательными учреждениями среднего профессионального образования, экспертными группами высококвалифицированных работников системы образования. При экспертизе учитываются:
содержание и эволюция учебных планов и программ;
наличие вступительных испытаний;
система экзаменов и зачетов;
оценки (достижения) обучающегося за время учебы;
объем изученных дисциплин;
наличие и продолжительность практик;
наличие и уровень итоговой квалификационной аттестации;
наличие и тема выпускной квалификационной работы;
форма обучения;
наличие дополнительного образования.
Полученные знания и опыт оцениваются с позиций итоговой подготовки с признанием возможных различий в учебных планах и методах обучения.
В отдельных случаях допускается проведение собеседований, пробных испытаний.
Мотивированное экспертное заключение о соответствии содержания полученного за рубежом образования российским государственным образовательным стандартам или о причинах несоответствия и возможных способах его устранения представляется в подразделение.
Заявитель имеет право ознакомиться с материалами экспертизы.
На основании экспертного заключения, сравнения общих требований к структуре образования в стране выдачи документа об образовании и в России, учета международных обязательств, принятых Российской Федерацией, соответствия критериям эквивалентности Минобразование России выносит решение об установлении эквивалентности с выдачей соответствующего свидетельства.
Решение о выдаче свидетельства об эквивалентности принимается на основании:
положительного заключения о признании документа об образовании;
положительного экспертного заключения о соответствии содержания образования;
соответствия общих требований к структуре образования в России и в стране выдачи документа об образовании;
международных соглашений об эквивалентности и обязательств, подписанных и принятых Российской Федерацией.
Отрицательное заключение по одному из оснований может служить причиной отказа в выдаче свидетельства об эквивалентности.
Отрицательное решение об эквивалентности документов об образовании иностранных государств также может быть принято, если:
общий нормативный период обучения (после окончания полного среднего образования) для получения документа о профессиональном образовании в иностранном государстве по крайней мере на 0,5 года меньше, чем это предусмотрено российским государственным образовательным стандартом;
в стране, где выданы документы об образовании, их обладателям предоставляются существенно меньшие, чем в России, академические или (и) профессиональные права (к примеру, обладатели документа об образовании не имеют права на поступление в высшие учебные заведения, магистратуру или докторантуру, не имеют права на профессиональную деятельность);
область подготовки не соответствует российскому перечню направлений и специальностей высшего профессионального образования (например, по хиропрактике, косметологии и т.д.);
документ об образовании свидетельствует о прохождении заочного и очно - заочного обучения по специальностям и направлениям, для которых такая форма обучения не допущена в Российской Федерации.
Если в стране, где выданы документы об образовании, их обладателям предоставляются существенно меньшие, чем в России, академические или (и) профессиональные права (к примеру, обладатели документа об образовании не имеют права на поступление в магистратуру или докторантуру, не имеют права на профессиональную деятельность), свидетельство об эквивалентности может включать запись, устанавливающую ограничение академических или профессиональных прав обладателя документа иностранного государства об образовании.
Свидетельство об эквивалентности подписывается заместителем министра, курирующим деятельность Минобразования России в области признания и установления эквивалентности документов, заверяется гербовой печатью министерства и выдается лично заявителю либо по его поручению его официальному представителю или высылается по почте с уведомлением.
Срок рассмотрения документов, представленных заявителем, не должен, как правило, превышать одного месяца со дня поступления всех необходимых материалов, включая уточняющую информацию.
По представлению Управления лицензирования, аккредитации и нострификации Минобразование России своим приказом подтверждает периодически пересматриваемый перечень документов иностранных государств об образовании, которые признаются эквивалентными в Российской Федерации в сфере общего образования в целях допуска к дальнейшему продолжению обучения и могут быть приняты при поступлении на первый курс образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования.
Наличие свидетельства о признании или об эквивалентности в данном случае не является обязательным.
Глава IV. Управление системой высшего и послевузовского
профессионального образования
Статья 24. Компетенция Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования
1. К компетенции Федерального Собрания Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования относятся:
1) разработка законопроектов, принятие федеральных законов в области высшего и послевузовского профессионального образования и внесение изменений в соответствующие законы и дополнений к ним;
2) утверждение Федеральной программы развития образования и контроль за ее реализацией в части, относящейся к высшему и послевузовскому профессиональному образованию;
3) утверждение соответствующих статей федерального бюджета и контроль за их исполнением;
4) установление уровней высшего и послевузовского профессионального образования;
5) ратификация международных договоров Российской Федерации, регулирующих вопросы высшего и послевузовского профессионального образования, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. К компетенции Правительства Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования относятся:
1) участие в разработке и реализация государственной политики в указанной области;
2) подготовка соответствующих разделов Федеральной программы развития образования и контроль за ее реализацией органами исполнительной власти;
3) осуществление бюджетного финансирования высшего и послевузовского профессионального образования;
4) разработка законопроектов и принятие в соответствии с ними нормативных правовых актов, определяющих функционирование системы высшего и послевузовского профессионального образования;
5) установление порядка лицензирования деятельности высших учебных заведений, их аттестации и государственной аккредитации;
6) создание, реорганизация и ликвидация государственных высших учебных заведений, находящихся в ведении Российской Федерации, по согласованию с органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
7) заключение и реализация межправительственных договоров, регулирующих вопросы высшего и послевузовского профессионального образования;
8) определение порядка разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
9) определение порядка установления перечня направлений подготовки (специальностей) высшего и послевузовского профессионального образования.
3. К компетенции федерального (центрального) органа управления высшим профессиональным образованием относятся:
1) разработка и реализация совместно с другими федеральными органами управления образованием соответствующих разделов Федеральной программы развития образования и международных программ в области высшего, послевузовского профессионального образования и соответствующего дополнительного образования;
2) утверждение федеральных компонентов соответствующих государственных образовательных стандартов, утверждение положений об итоговой государственной аттестации студентов и об экстернате в государственных, муниципальных высших учебных заведениях;
3) разработка и утверждение примерных учебных планов и образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования, организация издания учебной литературы и производства учебно - наглядных пособий;
4) осуществление полномочий учредителя (учредителей) подведомственных государственных высших учебных заведений;
5) содействие развитию и реализации новых эффективных технологий обучения в области высшего и послевузовского профессионального образования;
6) лицензирование деятельности высших учебных заведений независимо от их организационно - правовых форм и государственных образовательных учреждений соответствующего дополнительного образования, а также их государственная аккредитация;
7) установление формы документов государственного образца о высшем и послевузовском профессиональном образовании, осуществление признания и установление эквивалентности документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании и об ученых званиях;
8) определение порядка признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании и об ученых званиях, выдача свидетельств об установлении эквивалентности указанных документов;
9) участие в изучении потребности рынка труда в специалистах; разработка прогнозов подготовки специалистов; разработка предложений по объемам бюджетного финансирования высших учебных заведений, других предприятий, учреждений и организаций, действующих в системе высшего и послевузовского профессионального и соответствующего дополнительного образования, а также их научных организаций и структурных подразделений; разработка предложений по объемам капитального строительства указанных предприятий, учреждений и организаций;
10) участие в работе федеральных органов исполнительной власти по определению объема бюджетного финансирования, направляемого на подготовку специалистов, переподготовку и повышение квалификации работников, научно - педагогических работников, в том числе научных работников, развитие науки, а также участие в разработке федеральных нормативов и порядка финансирования соответствующих образовательных учреждений;
11) координация деятельности высших учебных заведений, отраслевых и региональных систем высшего и послевузовского профессионального образования по определению объемов и структуры подготовки специалистов, организация межотраслевой и межрегиональной кооперации в этой области;
12) установление общего приема и структуры приема на обучение в высшие учебные заведения и учреждения системы высшего профессионального образования студентов, аспирантов и докторантов;
13) открытие аспирантуры и докторантуры государственных высших учебных заведений, научных организаций независимо от их ведомственной принадлежности, за исключением учреждений, действующих в системе Российской академии наук и отраслевых академий наук и имеющих государственный статус, утверждение положений о подготовке научно - педагогических работников, в том числе научных работников;
14) установление порядка приема граждан в государственные высшие учебные заведения, учрежденные федеральными органами исполнительной власти, и порядка перевода обучающихся из одного высшего учебного заведения в другое;
15) прогнозирование развития сети учреждений системы высшего профессионального образования, согласование создания новых государственных учреждений системы высшего профессионального и соответствующего дополнительного образования;
16) организация участия высших учебных заведений и научных организаций, действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования, в федеральных научно - технических программах, разработка и утверждение межвузовских программ по приоритетным направлениям науки, осуществление ресурсного обеспечения указанных программ и контроля за ходом их реализации;
17) разработка и реализация совместно с профсоюзными и общественными организациями мер по социальной защите студентов, аспирантов, докторантов, слушателей и работников системы высшего и послевузовского профессионального образования по улучшению условий их обучения, труда, быта, отдыха и медицинского обслуживания;
18) финансирование деятельности подведомственных ему высших учебных заведений, предприятий, учреждений и организаций;
19) согласование нормативных документов в области высшего и послевузовского профессионального и соответствующего дополнительного образования, издаваемых федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся высшие учебные заведения, и в случае необходимости приостановление действия указанных нормативных документов;
20) осуществление по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся высшие учебные заведения, полномочий по распоряжению государственным имуществом в системе высшего и послевузовского профессионального образования;
21) утверждение положения о порядке замещения должностей научно - педагогического персонала;
22) разработка и утверждение типового положения о филиалах высших учебных заведений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, порядок организации указанных филиалов;
23) издание в пределах своей компетенции нормативных актов;
24) заключение международных договоров межведомственного характера в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. К компетенции государственной аттестационной службы относятся:
1) контроль за соблюдением государственных образовательных стандартов во всех имеющих государственную аккредитацию высших учебных заведениях независимо от их организационно - правовых форм;
2) научно - методическое обеспечение итоговой аттестации и контроль качества подготовки выпускников по завершении каждых уровня и ступени высшего и послевузовского профессионального образования в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего и послевузовского профессионального образования;
3) рассмотрение представлений и принятие решений о направлении высшему учебному заведению рекламаций на качество образования и (или) несоответствие образования требованиям соответствующего государственного образовательного стандарта;
4) организация функционирования системы региональных органов государственной аттестационной службы и аттестация образовательных учреждений.
5. Разграничение компетенции между федеральными (центральными) органами управления образованием и иными федеральными органами управления образованием устанавливается федеральными законами и положениями о соответствующих органах, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Федеральные органы управления образованием осуществляют полномочия учредителя (учредителей) высшего учебного заведения после его создания.
Комментарий к статье 24
Глава открывается статьей, посвященной компетенции Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования.
Прежде всего следует отметить, что Конституцией РФ общие вопросы образования отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации (п. "е" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). Разграничение компетенции РФ и ее субъектов в области образования проводится в Федеральном законе об образовании (ст. 28 и ст. 29). Более подробно компетенция РФ и ее субъектов в области высшего и послевузовского профессионального образования определена в ст. 24 и 25 настоящего Закона.
Ст. 24 состоит из пяти частей, четыре из которых определяют компетенцию федеральных органов законодательной и исполнительной власти: Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства, федерального (центрального) органа управления высшим профессиональным образованием, Государственной аттестационной службы.
Ч. 1 регламентирует компетенцию Федерального Собрания Российской Федерации. Согласно Конституции РФ (ст. 94) Федеральное Собрание - Парламент Российской Федерации - ее представительный и законодательный орган. Законодательная функция - основная в деятельности Федерального Собрания.
Перечисляя полномочия Федерального Собрания, настоящий Закон на первое место ставит разработку законопроектов, принятие федеральных законов в области высшего и профессионального образования, внесение изменений в законы и дополнений к ним. Федеральным законом должна быть принята Федеральная программа развития образования, о которой говорится в п. 2 ч. 1 ст. 24. Пока программа не принята. На Федеральное Собрание указанным пунктом возложен и контроль за реализацией этой программы после того, как она будет принята.
Федеральным законом ежегодно утверждается федеральный бюджет, содержащий статьи о высшем и послевузовском образовании. Федеральный бюджет - это расписанные по статьям доходы и расходы Российской Федерации на очередной год. Применительно к высшему и послевузовскому образованию в комментируемой статье речь идет конкретно об утверждении "соответствующих статей" федерального бюджета. Например, Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1997 год" (СЗ РФ, 1997, N 9. Ст. 1012) расходы на высшее образование предусмотрены в размере 10568567,5 млн. руб. Следует заметить, что утверждение соответствующих статей федерального бюджета как вопрос компетенции Федерального Собрания - это и внесение изменений в закон о федеральном бюджете. Например, Федеральным законом от 23 августа 1996 г. "О перечне федеральных целевых программ и ведомственной структуре расходов федерального бюджета на 1996 год" (СЗ РФ, 1996, N 35. Ст. 4138) в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 1996 год" (СЗ РФ, 1996, N 1. Ст. 21) были внесены изменения, в соответствии с которыми расходы на высшее образование были утверждены в сумме 8718729,4 млн. руб., т.е. по сравнению с Законом от 31 декабря 1995 г. увеличены на 33430,8 млн. руб.
Отметим, что согласно Федеральному закону от 15 августа 1996 г. "О бюджетной классификации Российской Федерации" в функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации образование имеет код 1400, высшее профессиональное образование - 1406 (СЗ РФ, 1996, N 34. Ст. 4030), а среди прямых получателей средств из федерального бюджета названы федеральные (центральные) органы исполнительной власти в сфере образования.
В компетенции Федерального Собрания находится и контроль за исполнением бюджета. Этот контроль осуществляется прежде всего Государственной Думой, которая согласно Конституции РФ (п. "а" ч. 1 ст. 114) рассматривает отчет Правительства об исполнении федерального бюджета. Исполнение соответствующих статей федерального бюджета контролируется комитетами палат Федерального Собрания: Комитетом Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам, Комитетом Совета Федерации по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности.
Исполнение федерального бюджета контролируется Федеральным Собранием (обеими его палатами) и через Счетную палату Российской Федерации. Согласно Конституции РФ Совет Федерации и Государственная Дума образуют эту палату "для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета" (ч. 5 ст. 101). Счетная палата - это постоянно действующий орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетный ему. В числе задач Счетной палаты - организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и т.д.
Поручения Совета Федерации и Государственной Думы, обращения не менее 1/5 общего числа депутатов (членов) Совета Федерации и депутатов Государственной Думы подлежат обязательному включению в планы и программы работы Счетной палаты. Обязательному рассмотрению при формировании планов и программ работы Счетной палаты подлежат запросы Президента РФ, Правительства РФ, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, комитетов и комиссий палат Федерального Собрания, депутатов (членов) Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.
Советом Федерации, например, было поручено в обязательном порядке включить в план работы на 1995 г. проведение контроля за исполнением федерального бюджета в 1994 г. и первом полугодии 1995 г. в части своевременности и достаточности финансирования Министерством финансов РФ высших учебных заведений для оплаты учебных расходов и коммунальных услуг (СЗ РФ, 1995, N 23. Ст. 2172). Государственная Дума Федерального Собрания РФ поручила Счетной палате РФ осуществить контроль и организовать тематические проверки исполнения Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ своевременности и правильности использования средств на выплату в 1995 г. заработной платы работникам организаций, финансируемых из федерального бюджета, в том числе в сфере образования (см. комментарий к ст. 6).
В числе полномочий Федерального Собрания комментируемый Закон называет и такое полномочие, как установление уровней высшего и послевузовского образования.
К компетенции Федерального Собрания Закон относит и ратификацию международных договоров Российской Федерации, регулирующих вопросы высшего и послевузовского образования, в соответствии с действующим законодательством.
"Действующее законодательство", о котором говорится в п. 5 ч. 1 ст. 24 настоящего Закона, - это прежде всего Федеральный закон от 15 июля 1995 г. "О международных договорах Российской Федерации" (СЗ РФ, 1995, N 29. Ст. 2757). В нем дано определение международного договора Российской Федерации. Под ним понимается международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом.
Ратификация - одна из форм выражения согласия Российской Федерации на обязательность для нее международного договора. Ратификации подлежат, в частности, международные договоры Российской Федерации, исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом. Ратификации подлежат и международные договоры, предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина и т.д.
Предложения об одобрении и внесении на ратификацию международных договоров представляются Президенту или Правительству (в зависимости от того, кем было принято решение о подписании международного договора) Министерством иностранных дел РФ самостоятельно или совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, если договор касается вопросов, входящих в их компетенцию. В данном случае речь должна идти о Министерстве общего и профессионального образования РФ. Президент или Правительство вносят международный договор на ратификацию в Государственную Думу, которая после предварительного обсуждения в комитетах и комиссиях принимает соответствующие решения. Принятые Государственной Думой федеральные законы о ратификации международных договоров РФ подлежат в соответствии со ст. 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
В качестве примера ратификации международных договоров Российской Федерации, регулирующих вопросы высшего и послевузовского профессионального образования, может быть приведен Федеральный закон от 21 мая 1996 г. "О ратификации Договора между Российской Федерацией, Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан и Киргизской Республикой об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях" (СЗ РФ, 1996, N 22. Ст. 2581). Статьей 12 этого Договора устанавливается, что стороны определяют межгосударственную стратегию образования, разрабатывают совместные программы обучения студентов, подготовки и переподготовки специалистов, признают без легализации дипломы, свидетельства об образовании, соответствующие документы о присвоении ученой степени и ученого звания (СЗ РФ, 1997, N 17. Ст. 1915).
Ч. 2 ст. 24 настоящего Закона регламентирует компетенцию в области высшего и послевузовского образования Правительства Российской Федерации, которое согласно Конституции РФ (ст. 110) осуществляет исполнительную власть Российской Федерации.
Закон относит к компетенции Правительства участие в разработке и реализации государственной политики в области высшего и послевузовского образования. Организационной основой этой политики является Федеральная программа развития образования в части, соответствующей высшему и послевузовскому образованию. Выше уже говорилось о том, что эта программа еще не принята. Меры по ее разработке Правительством РФ принимались. Например, Постановлением Правительства РФ от 14 октября 1992 г. предусматривалась организация конкурса на разработку Федеральной программы развития образования (САПП РФ, 1992, N 16. Ст. 1326). Распоряжением Правительства РФ от 27 октября 1992 г. была утверждена комиссия по организации конкурса на разработку Федеральной программы развития образования и Положение об этой комиссии (САПП РФ, 1992, N 18. Ст. 1547). В 1993 г. Правительство РФ вносило на рассмотрение Государственной Думы проект закона о Федеральной программе развития образования (СЗ РФ, 1994, N 3. Ст. 282).
8 января 1997 г. для финансирования подготовки проекта развития образования Правительство РФ приняло предложение Министерства экономики РФ и Министерства общего и профессионального образования РФ, согласованное с Министерством иностранных дел РФ, о подписании письма, составляющего Соглашение между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития о предоставлении Российской Федерации гранта в размере 455,2 тыс. долларов США (СЗ РФ, 1997, N 3. Ст. 412).
Говоря о таких полномочиях Правительства, как участие в разработке и реализации государственной политики в области высшего и послевузовского профессионального образования, подготовка соответствующих разделов Федеральной программы развития образования, нельзя не упомянуть принятые программы, в частности, программу социальных реформ в Российской Федерации на период 1996 - 2000 гг. (СЗ РФ, 1997, N 10. Ст. 1173), которая предусматривает и реформы в области высшего и послевузовского профессионального образования. Они включают в себя создание равноправного доступа граждан Российской Федерации к высшему и послевузовскому образованию; поддержку студенчества и образовательных учреждений высшего профессионального образования, в том числе негосударственных; формирование системы высшего профессионального образования с учетом потребностей государства в специалистах и интересов отдельной личности; развитие федеральных и региональных учебно - научно - производственных комплексов на базе имеющихся учебных заведений, усиление их научного потенциала за счет присоединения к ним отраслевых научных организаций; совершенствование системы финансирования высшего и послевузовского образования на основе консолидации бюджетных средств всех уровней, внебюджетных средств и средств населения с использованием федерального финансирования для обеспечения минимальных нормативов.
Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации обязали обеспечить реализацию этой программы, поддержанной Президентом РФ, и руководствоваться ее положениями при подготовке и осуществлении соответствующих федеральных, отраслевых и региональных программ.
Здесь же должна быть названа и Программа Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997 - 2000 годах", утвержденная Постановлением Правительства РФ от 31 марта 1997 г. (СЗ РФ, 1997, N 19. Ст. 2230). Эта Программа в части подготовки кадров в системе высшего профессионального образования ставит задачу обеспечивать эффективность и темпы проведения реформ в экономике и социальной сфере, оказать поддержку инновационным процессам в производстве. Как указывается в Программе, для этого предполагается: существенно сократить прием для обучения по не пользующимся спросом специальностям; сохранить ведущие научно - педагогические школы, обеспечивающие подготовку кадров по приоритетным направлениям развития экономики и социальной сферы как основу расширения подготовки специалистов в будущем; обеспечить в субъектах Российской Федерации интеграцию учреждений Российской академии наук, отраслевых академий и государственных классических университетов (именно так сказано в Программе) в единые научно - образовательные комплексы; создать государственную систему контроля качества образования и подготовки кадров; обеспечить присоединение основных университетов страны к международному информационному сообществу; предусмотреть инвестиции из бюджета развития на создание новых технологий образования и информатизацию сферы образования; ежегодно направлять на обучение и стажировку в ведущие мировые центры студентов старших курсов и преподавателей.
Названные Программы - пример участия Правительства РФ в разработке и реализации государственной политики в области высшего и послевузовского профессионального образования. Примерами такого участия могут служить также Постановления Правительства: от 26 июня 1993 г. "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации" (САПП РФ, 1993, N 28. Ст. 2594); от 28 апреля 1994 г. "О первоочередных мерах по поддержке системы образования в России", включающее и меры по поддержке высшего образования (СЗ РФ, 1994, N 2. Ст. 104); от 23 мая 1995 г. "О развитии системы высшего и среднего профессионального образования в Российской Федерации" (СЗ РФ, 1995, N 22. Ст. 2070).
В компетенции Правительства РФ - осуществление бюджетного финансирования. Этот вопрос все последние годы стоит очень остро. Вузы не в состоянии проводить ремонт учебных корпусов и общежитий, обновлять лабораторное оборудование, издавать учебники. Дело в том, что сократилась доля и фактический объем финансирования отрасли образования. Комментируемый Закон специально оговаривает, что на государственные высшие учебные заведения не может быть выделено менее чем 3% расходов федерального бюджета. К сожалению, в обсуждаемом проекте бюджета на 1988 г. планируется признать эту цифру неисполнимой.
На Правительство РФ возлагается разработка законопроектов и принятие в соответствии с ними нормативных правовых актов, определяющих функционирование системы высшего и послевузовского образования. Заметим, что это полномочие Правительства сформулировано в самом общем виде: оно охватывает те конкретные полномочия Правительства, которые названы как в этой статье (см. пп. 5, 8, 9 ч. 2 ст. 24), так и в других статьях настоящего Закона.
Важным полномочием Правительства РФ является установление порядка лицензирования деятельности высших учебных заведений, их аттестации и государственной аккредитации (см. комментарий к ст. 10).
В настоящее время действует Временное положение о государственной аккредитации учреждений среднего и высшего профессионального образования в Российской Федерации, утвержденное Постановлением Госкомвуза РФ от 30 ноября 1994 г. <*> (РВ, 1995, 27 апреля), и Временное положение о лицензировании учреждений среднего, высшего, послевузовского профессионального и соответствующего дополнительного образования в Российской Федерации, утвержденное Приказом Госкомвуза РФ от 7 февраля 1994 г. N 108 (РВ, 1994, 6 марта).
--------------------------------
<*> В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 24 настоящего Закона создание государственных высших учебных заведений, находящихся в ведении Российской Федерации, отнесено к компетенции Правительства РФ.
Нельзя не обратить внимания на некоторую несогласованность формулировок Положения о Минобразовании России с комментируемым Законом. В Законе четко говорится о том, что установление порядка лицензирования деятельности высших учебных заведений, их аттестации и государственной аккредитации относится к компетенции Правительства РФ (п. 5 ч. 2 ст. 24). В Положении же о Минобразовании установление порядка лицензирования, аттестации и государственной аккредитации "образовательных учреждений" без всяких оговорок отнесено к функциям Минобразования России (п. 34 ст. 5 Положения). Представляется, что Положение должно быть приведено в полное соответствие с настоящим Законом.
На Правительство РФ возложено создание, реорганизация и ликвидация государственных высших учебных заведений, находящихся в ведении Российской Федерации. Правительство должно делать это по согласованию с органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Необходимо обратить внимание также на то, что в компетенции Правительства РФ создание, реорганизация и ликвидация лишь государственных высших учебных заведений, находящихся исключительно в ведении Российской Федерации.
Это полномочие Правительство РФ реализует достаточно часто. Например, только в 1996 г. им были приняты постановления о создании Ульяновского государственного университета, Чайковского государственного института физической культуры, Ставропольского государственного университета, Череповецкого государственного университета, Саратовской государственной академии права, Уральской государственной юридической академии, Владимирского юридического института МВД России, Белгородского государственного университета, Санкт - Петербургской академии МВД России и др.
Какие вопросы при этом решаются Правительством? Обратимся для ответа на этот вопрос, например, к Постановлениям Правительства РФ от 18 июля 1996 г. и от 8 января 1997 г.: о создании Владимирского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации (на базе Владимирского филиала Рязанского института права и экономики МВД РФ), Академии налоговой полиции Федеральной службы налоговой полиции РФ (на базе Института повышения квалификации руководящих работников и специалистов федеральных органов налоговой полиции) и Академии управления МВД РФ (на базе Академии МВД РФ).
Одновременно Правительством РФ было установлено, что Владимирский юридический институт МВД РФ является правопреемником Владимирского филиала Рязанского института права и экономики МВД РФ, Академия налоговой полиции Федеральной службы налоговой полиции РФ - правопреемником Института повышения квалификации руководящих работников и специалистов федеральных органов налоговой полиции, Академия управления МВД РФ - правопреемником Академии МВД РФ.
В тех же Постановлениях Правительства РФ дано поручение Государственному комитету РФ по управлению государственным имуществом оформить в установленном порядке закрепление на праве оперативного управления относящегося к федеральной собственности имущества за Владимирским юридическим институтом МВД РФ реорганизуемого Владимирского филиала Рязанского института права и экономики МВД РФ, за Академией налоговой полиции - имущества реорганизуемого Института повышения квалификации руководящих работников и специалистов федеральных органов налоговой полиции, за Академией управления МВД - имущества реорганизуемой академии.
В постановлениях Правительства РФ о создании и реорганизации учреждений образования важное место занимают положения о средствах на их содержание. Создание Владимирского юридического института МВД РФ было произведено в пределах штатной численности и бюджетных ассигнований, предусмотренных в 1996 г. МВД РФ на содержание образовательных учреждений. Академию налоговой полиции Федеральной службы налоговой полиции (ФСНП РФ) было предписано содержать за счет средств федерального бюджета, выделяемых ФСНП РФ на содержание ее образовательных учреждений. Аналогичные предписания были сделаны и в отношении Академии управления МВД РФ.
Заключение и реализация межправительственных договоров, регулирующих вопросы высшего и послевузовского профессионального образования, - также в компетенции Правительства. Выше применительно к компетенции Федерального Собрания Российской Федерации говорилось о ратификации международных договоров. Здесь же речь идет о заключении и реализации межправительственных договоров. "Заключение" означает выражение согласия Российской Федерации на обязательность для нее международного договора. Межправительственные договоры заключаются от имени Правительства РФ. Примером такого договора является Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Таджикистан о сотрудничестве в области аттестации научных и научно - педагогических кадров высшей квалификации (СЗ РФ, 1997, N 3. Ст. 402).
К компетенции Правительства в области высшего и послевузовского образования относится определение порядка разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Такой случай предусмотрен, например, самим Законом о высшем и послевузовском профессиональном образовании в ч. 4 ст. 5, где точно установлено, что содержание национально - региональных компонентов государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования определяется высшим учебным заведением самостоятельно, а в случае финансирования их реализации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Федерации.
Следует иметь в виду, что согласно ч. 3 ст. 5 комментируемого Закона Правительством РФ определяется порядок разработки, утверждения и введения в действие государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования в части, не урегулированной комментируемым Федеральным законом.
Наконец, за Правительством РФ настоящим Законом закреплено определение порядка установления перечня направлений подготовки (специальностей) высшего и послевузовского профессионального образования.
В ч. 3 ст. 24 настоящего Закона определена компетенция федерального (центрального) органа управления высшим профессиональным образованием. Сейчас это Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации. Следует заметить, что в Федеральном законе об образовании говорится не о федеральном (в ед. числе), а о федеральных (центральных) органах управления образованием. Дело в том, что в 1995 г., когда принимался данный Закон об образовании, существовали Министерство образования РФ и Государственный комитет РФ по высшему образованию.
14 августа 1996 г. Указом Президента РФ на базе упраздняемых Министерства образования РФ и Государственного комитета РФ по высшему образованию было образовано Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации (СЗ РФ, 1996, N 34. Ст. 4082). Согласно определению, содержащемуся в Указе Президента РФ "О системе федеральных органов исполнительной власти", министерство Российской Федерации - это федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства Российской Федерации, деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти (СЗ РФ, 1996, N 34. Ст. 4081; N 37. Ст. 4264).
Минобразование России действует на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 1997 г. N 395 (СЗ РФ, 1997, N 15. Ст. 1796). Минобразование России является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере образования (общего, профессионального и дополнительного) и в сфере научно - технической деятельности учреждений среднего и высшего профессионального образования, научных и иных организаций сферы образования.
Минобразование России координирует деятельность в сфере образования иных федеральных органов исполнительной власти, поскольку многие из них в своей системе также имеют учебные заведения. Например, перечень учебных заведений, входящих в систему Министерства внешних экономических связей и торговли Российской Федерации, составляет 60 наименований.
31 наименование учебных заведений, в том числе и высших, находится в ведении Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Минобразование России осуществляет деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Российской академией наук, Российской академией образования, другими отраслевыми академиями наук, научными организациями. Минобразование России взаимодействует и с общественными объединениями, в частности, с профсоюзными организациями, например, при разработке и реализации мер по социальной защите студентов, аспирантов, докторантов, слушателей и работников системы высшего и послевузовского профессионального образования по улучшению условий их обучения, труда, быта, отдыха, медицинского обслуживания. Разработка и реализация этих мер совместно "с профсоюзными и общественными организациями" <*> возлагается на Минобразование России настоящим Законом (см. п. 17 ч. 3 ст. 24).
--------------------------------
<*> Слова, взятые в кавычки, - цитата из Закона. Выражение неудачное, т.к. профсоюзы есть одна из общественных организаций.
К компетенции Минобразования России комментируемый Закон относит разработку и реализацию совместно с другими федеральными органами управления образованием соответствующих разделов Федеральной программы развития образования (о ней уже говорилось в ч. 1 и ч. 2 ст. 24) и международных программ в области высшего, послевузовского профессионального образования и соответствующего дополнительного образования.
На Минобразование России Закон возлагает утверждение федеральных компонентов соответствующих государственных образовательных стандартов, утверждение положений об итоговой государственной аттестации студентов и об экстернате в государственных, муниципальных высших учебных заведениях.
Минобразование России, согласно настоящему Закону, должно разрабатывать и утверждать примерные учебные планы и образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования, организовывать издание учебной литературы и производство учебно - наглядных пособий. Как указывается в Положении о Минобразовании РФ (п. п. 16, 17), оно утверждает долгосрочные и краткосрочные программы выпуска учебной и учебно - методической литературы, аудиовизуальных и технических средств обучения. Министерство координирует издательскую деятельность подведомственных организаций и редакций, в пределах своей компетенции осуществляет государственную поддержку учебного и научного книгоиздания.
Минобразование России осуществляет полномочия учредителя (учредителей) подведомственных государственных высших учебных заведений. Речь идет именно о подведомственных учебных заведениях. Полномочия учредителя (учредителей) высших учебных заведений после их создания, находящихся в ведении иных федеральных органов управления образованием, осуществляются этими органами (ч. 5 ст. 24) <*>. В соответствии со ст. 24 настоящего Закона создание государственных высших учебных заведений, находящихся в ведении Российской Федерации, отнесено к компетенции Правительства РФ. Минобразование России содействует развитию и реализации новых эффективных технологий обучения в области высшего и послевузовского профессионального образования. На него возлагается лицензирование деятельности высших учебных заведений независимо от их организационно - правовых форм и государственных образовательных учреждений соответствующего дополнительного образования. Их государственная аккредитация также находится в компетенции Минобразования России.
--------------------------------
<*> В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 24 Закона создание государственных высших учебных заведений, находящихся в ведении Российской Федерации, отнесено к компетенции Правительства РФ.
Минобразование России устанавливает форму документов государственного образца о высшем и послевузовском профессиональном образовании, осуществляет признание и установление эквивалентности документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании и об ученых званиях, выдает свидетельства об установлении эквивалентности указанных документов; определяет порядок признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании и об ученых званиях.
Заметим, что определенными полномочиями в этом отношении обладает и Государственный высший аттестационный комитет Российской Федерации, который, согласно Положению, утвержденному Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1993 г. (САПП РФ, 1993, N 9. Ст. 741), проводит в пределах своей компетенции нострификацию (приравнивание) документов о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий работникам научных учреждений, полученных гражданами Российской Федерации в других государствах, с которыми Российской Федерацией заключены договоры (соглашения) о признании и эквивалентности ученых степеней и ученых званий.
Актуальной задачей является определение потребности рынка труда в специалистах. Минобразование России, согласно настоящему Закону, участвует в изучении этой потребности, разрабатывает прогнозы подготовки специалистов. Как подчеркивается в Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996 - 2000 гг., одно из направлений реформирования образования - это формирование системы высшего профессионального образования с учетом потребностей государства в специалистах и интересов отдельной личности.
Минобразование России разрабатывает предложения по объемам бюджетного финансирования высших учебных заведений, других предприятий, учреждений и организаций, действующих в системе высшего и послевузовского профессионального и соответствующего дополнительного образования, а также их научных организаций и структурных подразделений.
Согласно названной выше Программе социальных реформ совершенствование системы финансирования высшего и послевузовского образования должно вестись на основе консолидации бюджетных средств всех уровней, внебюджетных источников и средств населения с использованием федерального финансирования для обеспечения минимальных нормативов. Как показывает практика, существенную добавку к бюджетному финансированию составляет, например, валюта, получаемая вузом за обучение иностранных студентов. Так, около 100 иностранных студентов учится в Пензенском государственном университете, что позволило ему заработать несколько десятков тысяч долларов. Минобразование России осуществляет программу, направленную на привлечение иностранных студентов в Россию.
На Минобразование России настоящий Закон возлагает важную функцию координации деятельности высших учебных заведений, отраслевых и региональных систем высшего и послевузовского образования по определению объемов и структуры подготовки специалистов, организации межотраслевой и межрегиональной кооперации в этой области. Им же устанавливается общий прием и структура приема на обучение в высшие учебные заведения и учреждения системы высшего профессионального образования студентов, аспирантов и докторантов.
К компетенции Минобразования России относится также открытие аспирантуры и докторантуры государственных высших учебных заведений, научных организаций независимо от их ведомственной принадлежности (исключение составляют учреждения, действующие в системе Российской академии наук и отраслевых академий наук и имеющих государственный статус), утверждение положений о подготовке научно - педагогических работников, в том числе научных работников.
Поскольку конкурсы в вузы в последние годы растут, особенно важным является полномочие Минобразования России по установлению порядка приема граждан в государственные высшие учебные заведения, учрежденные федеральными органами исполнительной власти, перевода обучающихся из одного высшего учебного заведения в другое.
В компетенцию Минобразования России настоящий Закон отнес и ряд других вопросов, включая заключение международных договоров межведомственного характера.
Федеральным законом об образовании (ст. 38) предусматривается государственный контроль за качеством образования в аккредитованных образовательных учреждениях. Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании также уделяет значительное внимание регламентации государственного контроля за качеством высшего и послевузовского образования, который осуществляется государственной аттестационной службой и государственными органами управления высшим профессиональным образованием в соответствии с их компетенцией, предусмотренной Федеральным законом об образовании, настоящим Законом и другими нормативно - правовыми актами.
В ч. 4 ст. 24 излагается компетенция государственной аттестационной службы. К ней относится, в первую очередь, контроль за соблюдением государственных образовательных стандартов во всех имеющих государственную аккредитацию высших учебных заведениях, независимо от их организационно - правовых форм. Согласно настоящему Закону (ч. 3 ст. 26) государственная аттестационная служба проводит аттестацию имеющих государственную аккредитацию высших учебных заведений независимо от их организационно - правовой формы и ведомственной подчиненности не реже чем один раз в пять лет.
На государственную аттестационную службу возлагается научно - методическое обеспечение итоговой аттестации, контроль качества подготовки выпускников по завершении каждого уровня и ступени высшего и послевузовского профессионального образования в соответствии с государственными образовательными стандартами. Причем требования к государственной итоговой аттестации (выпускной работе, государственным экзаменам, диссертации), как уже говорилось, определяются государственными образовательными стандартами высшего и послевузовского профессионального образования.
Государственная аттестационная служба рассматривает представление и принимает решение о направлении высшему учебному заведению рекламаций на качество образования и (или) несоответствие образования требованиям соответствующего государственного образовательного стандарта. Согласно Федеральному закону "Об образовании" (ст. 38) основанием для рассмотрения высшим органом государственной аттестационной службы вопроса о направлении рекламации являются: решение общего собрания обучающихся высшего учебного заведения и официальное представление государственной службы занятости населения. Решение о направлении рекламации или об отклонении требований заявителей о рекламации принимается высшим органом государственной аттестационной службы и сообщается заявителям в месячный срок. Отказ государственной аттестационной службы от направления рекламации может быть обжалован заявителями в суде. Иск подлежит рассмотрению в суде по месту регистрации образовательного учреждения в двухмесячный срок. Решение суда является окончательным. Повторная в течение двух лет рекламация автоматически влечет за собой лишение образовательного учреждения его государственной аккредитации. Возобновление аккредитации осуществляется в том же порядке, что и ее получение.
На государственную аттестационную службу возлагается организация функционирования системы региональных органов государственной аттестационной службы и аттестация образовательных учреждений. Целью и содержанием аттестации, как уже говорилось выше <*>, является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников высшего учебного заведения требованиям государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлениям подготовки (специальностям). Критерии аттестации, порядок функционирования государственной аттестационной службы определяются Правительством РФ.
--------------------------------
<*> См. комментарий к ч. 6 ст. 10 Закона.
Согласно ч. 5 ст. 24 настоящего Закона разграничение компетенции между федеральными (центральными) органами управления образованием и иными федеральными органами управления образованием устанавливается федеральными законами и положениями о соответствующих органах, утвержденных Правительством РФ. В частности, большое число норм, которыми разграничивается компетенция между Минобразованием РФ и другими федеральными органами управления образованием, содержится в комментируемом Законе. Например, этим Законом установлено, что Минобразование России осуществляет лишь в отношении подведомственных государственных высших учебных заведений финансирование и полномочия учредителя (см. п. 4 и п. 18 ч. 3 ст. 24). Вместе с тем многие полномочия Минобразования России, закрепленные за ним настоящим Законом, носят надведомственный (межведомственный) характер, затрагивая деятельность в области высшего образования других федеральных органов управления образованием (см., например, п. п. 11, 12, 13, 14 и др. ч. 3 ст. 24).
Статья 25. Компетенция субъектов Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования
По общим вопросам высшего и послевузовского профессионального образования субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти вне установленной настоящим Федеральным законом компетенции Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования.
Комментарий к статье 25
Содержание ст. 25 вытекает из ст. 72 Конституции РФ, относящей к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов общие вопросы образования, и из ст. 73 Конституции РФ, устанавливающей, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации последние обладают всей полнотой государственной власти.
Определяя компетенцию субъекта Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования, целесообразно иметь в виду, что в ст. 28 и ст. 29 Федерального закона "Об образовании" установлена исчерпывающим образом компетенция в области образования федеральных органов управления образованием и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Компетенция Российской Федерации в области высшего и послевузовского образования исчерпывающе установлена в ст. 24 настоящего Закона. Сравнительный анализ содержания названных статей этих двух Законов позволяет определить компетенцию субъекта Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования.
Разграничение компетенции в области образования между органами законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, а также между их органами регулируется законодательством субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 30 Федерального закона "Об образовании").
Какое законодательство субъектов РФ здесь имеется в виду? Это прежде всего законы об образовании, принятые во многих субъектах Федерации (Башкортостане, Бурятии, Кабардино - Балкарии, Карелии, Марий Эл, Татарстане, Хакасии, Чувашии и др.).
Говоря о законодательстве субъектов Российской Федерации, нельзя не сказать об их основных законах: о конституциях республик и уставах краев, областей, городов федерального значения (Москвы и Санкт - Петербурга), автономных областей, автономных округов.
Конституции и уставы субъектов РФ в соответствии с Конституцией РФ закрепляют положение о том, что общие вопросы образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и конкретного субъекта Федерации (ст. 61 Конституции Республики Хакасия, ст. 28 Устава Самарской области) <*>.
--------------------------------
<*> Правда, Конституция Республики Саха (Якутия) относит образование, а точнее руководство образованием, к исключительному ведению республики (ст. 38), что противоречит Конституции РФ и Федеральным законам "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".
Ряд конституций и уставов субъектов Федерации в соответствии с Конституцией РФ закрепляют право каждого на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном учреждении (см., например, ст. 40 Конституции Республики Адыгея, ст. 52 Конституции Республики Башкортостан, ст. 43 Конституции Республики Марий Эл, ст. 42 Конституции Республики Мордовия, ст. 89 Устава Смоленской области). При этом некоторые конституции и уставы говорят только о государственном учреждении (ст. 22 Конституции Республики Саха (Якутия), ст. 45 Конституции Республики Тува), учитывая, вероятно, что муниципальных высших учебных заведений в данном субъекте РФ нет.
Но во многих субъектах РФ муниципальные высшие учебные заведения все же имеются.
Как правило, высшие учебные заведения - государственные и муниципальные - располагаются в городах, а в Республике Адыгея есть и аульский университет: в районном центре, ауле Кошехабль, в 1996 г. был открыт филиал Адыгейского университета, в котором учатся юноши и девушки Кошехабльского и Шовгеновского районов Адыгеи и Лабинского, Курганинского и Мостовского районов Краснодарского края <*>. Это, действительно, гарантия доступности высшего образования в условиях нашего времени.
--------------------------------
<*> Адыгея смотрит в завтра, Российская газета, 1997, 5 января.
Статья 26. Государственный контроль за качеством высшего и послевузовского профессионального образования
1. Государственный контроль за качеством высшего и послевузовского профессионального образования направлен на обеспечение единой государственной политики в области высшего и послевузовского профессионального образования, повышение качества подготовки специалистов, рациональное использование средств федерального бюджета, выделяемых на финансирование системы высшего и послевузовского профессионального образования.
Государственный контроль за качеством высшего и послевузовского профессионального образования осуществляется государственной аттестационной службой и государственными органами управления высшим профессиональным образованием в соответствии с их компетенцией, предусмотренной Законом Российской Федерации "Об образовании", настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами в этой области.
2. Контроль за соблюдением высшим учебным заведением условий образовательной деятельности, предусмотренных лицензией, обеспечивает федеральный (центральный) орган управления высшим профессиональным образованием. В случае нарушения этих условий лицензия подлежит изъятию.
3. Имеющее государственную аккредитацию высшее учебное заведение независимо от его организационно - правовой формы и ведомственной подчиненности не реже чем один раз в пять лет проходит аттестацию, проводимую государственной аттестационной службой.
Комментарий к статье 26
В статье законодательно закреплено право государства осуществлять контроль за качеством высшего и послевузовского профессионального образования. Ст. 26 определяет задачи государственного контроля, функции и права государственных органов, осуществляющих такой контроль, формы и периодичность контроля.
В ч. 1 ст. 26 подчеркивается мысль о том, что государственный контроль не ограничивает автономию и самостоятельность образовательных учреждений и имеет своей главной задачей обеспечение должного уровня высшего и послевузовского профессионального образования, единой государственной политики, повышение качества подготовки специалистов, рациональное использование средств федерального бюджета, выделяемых на финансирование образования.
Государственные органы управления высшим профессиональным образованием осуществляют контроль исполнения законодательства Российской Федерации в области образования, государственных образовательных стандартов, бюджетной и финансовой дисциплины. Органам управления образованием подконтрольны подведомственные им образовательные учреждения.
Государственный контроль осуществляется органами управления образованием в соответствии с их компетенцией, предусмотренной Федеральным законом "Об образовании", настоящим Законом и другими федеральными законами в этой области.
В Положении о Министерстве общего и профессионального образования Российской Федерации, разработанном на основе требований федеральных законов и утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1997 г. N 395 (СЗ РФ, 1997, N 15. Ст. 1796), перечисляются следующие контрольные функции министерства. Министерство обеспечивает контроль за реализацией законодательства Российской Федерации в сфере образования и научной деятельности, осуществляет совместно с органами управления образованием субъектов Российской Федерации государственный контроль за качеством образования, координирует и контролирует деятельность государственных органов управления образованием по проведению ими аттестации отдельных типов образовательных учреждений, осуществляет разработку и контроль за выполнением государственных нормативов материально - технического обеспечения образовательного процесса в государственных образовательных учреждениях, проводит в подведомственных учреждениях и организациях инспекторскую и контрольно - ревизионную работу, проверку состояния бухгалтерского учета, отчетности и осуществляет внутриведомственный финансовый контроль, в том числе за целевым расходованием средств, выделяемых из федерального бюджета.
Государственный контроль за качеством высшего и послевузовского профессионального образования проводит государственная аттестационная служба. В настоящее время ее функции выполняет Минобразование России.
В компетенцию государственной аттестационной службы входит контроль за соблюдением государственных образовательных стандартов во всех имеющих государственную аккредитацию высших учебных заведениях независимо от их организационно - правовых форм, научно - методическое обеспечение итоговой аттестации и контроль качества подготовки выпускников по завершении каждого уровня и ступени высшего и послевузовского профессионального образования, рассмотрение представлений и принятие решений о направлении высшему учебному заведению рекламаций на качество образования или несоответствие образования требованиям государственных образовательных стандартов, организация работы системы региональных органов аттестационной службы (ч. 4 ст. 24).
Каждое высшее учебное заведение, имеющее государственную аккредитацию, независимо от его организационно - правовой формы и ведомственной подчиненности должно пройти аттестацию не реже чем один раз в пять лет.
Функционирование государственного контроля в сфере образования предполагает применение определенных санкций к высшим учебным заведениям, деятельность которых не отвечает нормативным требованиям. Как уже отмечалось, государственная аттестационная служба вправе принять решение о направлении вузу рекламации на недостаточное качество образовательного процесса (ч. 4 ст. 24). Повторная в течение двух лет рекламация автоматически влечет за собой лишение образовательного учреждения его государственной аккредитации (ч. 4 ст. 38 Федерального закона "Об образовании"). В случае нарушения условий образовательной деятельности, предусмотренных лицензией, федеральный (центральный) орган управления высшим профессиональным образованием может изъять лицензию у вуза (ч. 2 ст. 26).
Государственные органы управления образованием в случае нарушения подведомственным образовательным учреждением законодательства Российской Федерации в области образования либо своего устава имеют право своим предписанием приостановить в этой части деятельность образовательного учреждения до решения суда (ч. 6 ст. 37 Федерального закона "Об образовании"). Образовательное учреждение высшего профессионального образования при определенных обстоятельствах может быть ликвидировано. В частности, образовательное учреждение подлежит ликвидации по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом, либо деятельности, не соответствующей его уставным целям (ч. 4 ст. 34 Федерального закона "Об образовании").
Глава V. Экономика системы высшего и послевузовского
профессионального образования
Статья 27. Отношения собственности в системе высшего и послевузовского профессионального образования
1. За высшим учебным заведением в целях обеспечения деятельности, предусмотренной его уставом, учредитель (учредители) закрепляет на праве оперативного управления здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование, а также иное необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения.
2. Высшему учебному заведению принадлежит право собственности на денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные ему физическими и юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию, на продукты интеллектуального и творческого труда, являющиеся результатом деятельности высшего учебного заведения, а также на доходы от собственной деятельности и приобретенные на эти доходы объекты собственности.
3. За государственным и муниципальным высшим учебным заведением закрепляются в бессрочное безвозмездное пользование выделенные ему в установленном порядке земельные участки.
4. Высшее учебное заведение вправе выступать в качестве арендатора и (или) арендодателя имущества. Сдача в аренду государственным, муниципальным высшим учебным заведением закрепленных за ним объектов собственности, а также земельных участков осуществляется без права выкупа с согласия ученого совета высшего учебного заведения по ценам, которые не могут быть ниже цен, сложившихся в данном регионе.
Средства, полученные высшим учебным заведением в качестве арендной платы, используются на обеспечение и развитие образовательного процесса.
5. Использование высшим учебным заведением природных ресурсов осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
6. Полномочия собственников по распоряжению государственным имуществом системы высшего и послевузовского профессионального образования в отношении объектов федеральной собственности закрепляются за федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием, осуществляющим эти полномочия совместно с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся высшие учебные заведения.
7. Государственные, муниципальные высшие учебные заведения, закрепленные за ними на правах оперативного управления либо находящиеся в их собственности или в самостоятельном распоряжении объекты производственной и социальной инфраструктуры, в том числе жилые помещения, расположенные в зданиях учебного, производственного, социального, культурного назначения, а также жилые помещения, расположенные в сельской местности, общежития, клинические базы образовательных учреждений медицинского образования, находящиеся в оперативном управлении образовательных учреждений или в ином ведении, в том числе во владении, пользовании и (или) распоряжении, другие предприятия, учреждения и организации, действующие в системе высшего и послевузовского профессионального образования, приватизации (разгосударствлению) не подлежат.
Комментарий к статье 27
Вуз согласно ст. 8 настоящего Закона является юридическим лицом. В соответствии с п. 2 ст. 32 Закона РФ "Об образовании" к компетенции вуза относится материально - техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормативами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.
Для реализации этой функции вузы наделяются собственностью.
Имущество вузов делится на два вида. Собственность учредителя - она закрепляется за вузом на правах оперативного управления в договоре между учредителем и вузом. За вузом на правах оперативного управления закрепляется здание, сооружения, имущественные комплексы, оборудование, а также иное необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения.
Вуз - учреждение, т.е. организация, созданная собственником для осуществления социально - культурных или образовательных функций некоммерческого характера. Вуз финансируется полностью или частично учредителем согласно ст. 120 ГК РФ.
Положение образовательного учреждения определяется также Законом "О некоммерческих организациях" (СЗ РФ, 1996, N 3. Ст. 145). Этот Закон применяется по отношениям образовательных учреждений, которые не урегулированы федеральными законами об образовании (ст. 1).
Некоммерческой организацией согласно ст. 2 этого Закона является организация, не имеющая извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Распределение полученных доходов в виде зарплаты не является распределением прибыли.
Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Некоммерческая организация согласно ст. 25 Закона "О некоммерческих организациях" может иметь в собственности или оперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество. Некоммерческая организация может иметь в собственности или в бессрочном пользовании земельные участки.
Некоммерческие организации отвечают по своим обязательствам тем имуществом, на которое по законодательству Российской Федерации может быть обращено взыскание.
Статья 31 Закона "О некоммерческих организациях" - экономическая поддержка некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления, устанавливает следующие формы поддержки: закрепление за ними имущества на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ; осуществляет их полное или частичное финансирование; предоставление льгот по уплате налогов, таможенных или иных сборов и платежей; полное или частичное освобождение от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом; размещение среди образовательных и других некоммерческих учреждений на конкурсной основе государственных и муниципальных социальных заказов; предоставление в соответствии с законом льгот по уплате налогов гражданам и юридическим лицам, оказывающим некоммерческим организациям материальную поддержку.
Вуз финансируется полностью или частично учредителем согласно ст. 120 ГК РФ.