<< Пред.           стр. 1 (из 13)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 ИНСТИТУТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ
 ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
 КОММЕНТАРИЙ
 К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ "О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ
 ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ"
 
 Под общей редакцией В.М. Сырых и Е.В. Буслова
 
 Коллектив авторов:
 
  В.К. Бацин, начальник Управления международного сотрудничества Министерства общего и профессионального образования РФ (ст. 33); Е.В. Буслов, советник аппарата Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии (ст. ст. 11, 23, 28); И.М. Верещака, к.ю.н., научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ (ст. ст. 30, 31, Приложение 1); В.Н. Зенков, к.ф.н., доцент, ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ (ст. ст. 3, 4, 16, 17, 26); Ю.А. Кудрявцев, к.ф.н., заместитель директора Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов Минобразования России (ст. ст. 5, 6); В.Н. Петренко, заместитель начальника Управления международного сотрудничества Министерства общего и профессионального образования РФ (ст. 33); О.Н. Смолин, к.ф.н., заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке (ст. ст. 2, 15); В.М. Сырых, д.ю.н., профессор, заведующий отделом Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ (Предисловие, ст. ст. 8, 9, 10, 12, 19, 22, 32, 34); Ю.Г. Татур, профессор, главный научный сотрудник Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов Минобразования России (ст. ст. 5, 6); Н.В. Шелютто, к.ю.н., ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ (ст. ст. 24, 25); В.И. Шкатулла, профессор, ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ (ст. ст. 1, 7, 13, 14, 20, 21, 27, 29).
 
 
 
 
 
 
 ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
 
  РФ - Российская Федерация.
  БГК РФ - Бюллетень Государственного комитета РФ по высшему образованию.
  БМОиП РФ - Бюллетень Министерства общего и профессионального образования РФ. Высшее и среднее профессиональное образование.
  БМТ РФ - Бюллетень Министерства труда и социального развития Российской Федерации.
  БНА РФ - Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации.
  Ведомости ВС (СССР, РСФСР, РФ) - Ведомости Верховного Совета СССР; Ведомости Верховного Совета РСФСР; Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.
  ГК РФ - Гражданский кодекс РФ.
  Госкомвуз России - Государственный комитет РФ по высшему образованию.
  КЗоТ - Кодекс законов о труде Российской Федерации.
  Минобразование России - Министерство образования Российской Федерации; Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации.
  Минтруд России - Министерство труда и социального развития Российской Федерации.
  п. - пункт нормативно - правового акта.
  пп. - подпункт пункта нормативно - правового акта.
  РВ - "Российские вести".
  РГ - "Российская газета".
  САПП РФ - Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации.
  СПРФ - Собрание постановлений Совета Министров РСФСР; Правительства РФ.
  СЗ РФ - Собрание законодательства Российской Федерации.
  Ст. - статья федерального закона.
  УМО - учебно - методическое объединение.
  ч. - часть статьи федерального закона.
 
 
 
 
 
 
 ПРЕДИСЛОВИЕ
 
  Настольной книгой каждого, кто так или иначе принимает участие в образовательном процессе, осуществляемом вузами, или в управлении вузами, служит текст Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". И это вполне понятно. Творческое применение этого Закона позволяет не только активно использовать академические свободы, предоставленные вузам, совершенствовать образовательные отношения и повышать качество образования, но и находить легальные способы выживания вузов в современных, не самых легких, материальных, экономических условиях.
  Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" содержит системное регулирование отношений, связанных с получением высшего профессионального образования, а также отношений, в которые вступают специалисты в процессе обучения в аспирантуре, докторантуре, использования иных форм послевузовского образования и получения ученых степеней и званий. Основное содержание настоящего Закона составляют нормативно - правовые предписания, закрепляющие:
  1) систему высшего и послевузовского образования (государственные образовательные стандарты и образовательные программы, высшие учебные заведения и образовательные учреждения, имеющие лицензии, научные, проектные и иные учреждения и организации, органы управления высшим и послевузовским образованием и др.);
  2) правовой статус субъектов учебной и научной деятельности в системе высшего и послевузовского образования;
  3) субъекты и порядок управления системой высшего и послевузовского образования;
  4) экономические и международные отношения вузов и иных субъектов образовательного процесса.
  В процессе уяснения норм права, закрепленных Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", а также их использования, реализации в конкретных правоотношениях возникают затруднения, вызванные различными обстоятельствами.
  Во-первых, встречаются термины, понятия, нормативно - правовые предписания, допускающие их неоднозначное толкование либо вызывающие затруднения в понимании их смысла.
  Во-вторых, будучи комплексным, комментируемый Закон не содержит исчерпывающего нормативно - правового регулирования значительной части отношений в сфере высшего и послевузовского профессионального образования. Требуется прежде всего учитывать положения Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об образовании", Гражданского кодекса РФ и других федеральных законов. Имеется значительное число норм, которые дополняются и конкретизируются указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативно - правовыми актами федеральных (центральных) органов исполнительной власти. Между тем из текста комментируемого Закона нельзя установить, какие конкретно нормативно - правовые акты следует учитывать при применении той или иной его статьи или отдельного нормативно - правового предписания.
  В-третьих, в процессе системного толкования комментируемого Закона и иных нормативно - правовых актов выявляются отдельные противоречия, т.е. ситуации, когда положения, принятые по одному и тому же вопросу, содержат различные решения. Например, положение ст. 12 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об образовании" и о том, что филиалы и иные структурные подразделения вузов и иных образовательных учреждений могут иметь самостоятельный баланс, противоречит ст. 55 ГК РФ и фактически превращает структурные подразделения образовательных учреждений в самостоятельные юридические лица. Комментируемый Закон вводит новый термин "ступень высшего профессионального образования", тогда как подзаконные акты этот термин не применяют, а используют термин "уровень высшего профессионального образования".
  В-четвертых, в комментируемом Законе и конкретизирующих его актах имеются пробелы, т.е. отсутствуют конкретные нормы, без которых невозможно решить соответствующий вопрос в предусмотренном Законом порядке. В частности, ст. 10 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" говорит о том, что регистрация вуза осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Между тем специального закона по вопросам регистрации организаций, учреждений и предприятий пока что не имеется.
  Существенную помощь в преодолении названных и иных затруднений, возникающих в процессе толкования и применения Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", может оказать настоящий Комментарий, подготовленный сотрудниками Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ с участием квалифицированных специалистов иных научных учреждений и федеральных органов государственной власти.
  Комментарий дается к отдельным статьям вышеназванного Закона. При этом основное содержание Комментария составляют:
  разъяснения терминов и понятий, смысл которых может пониматься по-разному либо вызывает определенные затруднения в процессе уяснения текста Закона;
  сведения о федеральных законах и подзаконных нормативно - правовых актах, подлежащих использованию при применении соответствующей статьи или отдельного положения комментируемого Закона;
  пояснение порядка реализации прав и исполнения обязанностей, предусмотренных комментируемым Законом, который установлен иными федеральными законами и подзаконными нормативно - правовыми актами;
  рекомендации по разрешению противоречий и преодолению пробелов в действующем законодательстве по вопросам высшего и послевузовского профессионального образования и пока еще не устраненных законодателем.
  Предлагаемый вашему вниманию Комментарий содержит также разъяснение принципов государственной политики в области высшего и послевузовского профессионального образования, которые конкретизируются и развиваются последующими статьями настоящего Закона и которые нужно непременно учитывать при уяснении содержания этих статей и их отдельных положений.
  В Приложении к Комментарию приводится перечень федеральных законов и основных подзаконных нормативно - правовых актов, регулирующих отношения в сфере высшего и послевузовского профессионального образования. В этот перечень однако не включены нормативно - правовые акты других отраслей законодательства, действующие в сфере образовательного права. Это, в частности, ГК РФ, КЗоТ, акты по вопросам налогового законодательства, учета и отчетности и др. Перечень таких актов и порядок пользования ими составляют предмет специального комментария и иных изданий.
  В приложениях <*> приводятся тексты наиболее важных федеральных законов и подзаконных нормативно - правовых актов, принятых по вопросам организации и деятельности вузов.
 --------------------------------
  <*> Не приводятся.
 
  Предлагаемый Комментарий представляет первый опыт системного разъяснения положений Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Поэтому авторы будут искренне благодарны всем, кто выскажет свои замечания о Комментарии и внесет конкретные предложения по его дальнейшему совершенствованию.
 
 В.М.СЫРЫХ
 доктор юридических наук,
 профессор
 
 
 
 
 
 
 22 августа 1996 года N 125-ФЗ
 
 
 
 
 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
 
 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
 
 О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
 
 Принят
 Государственной Думой
 19 июля 1996 года
 
 Одобрен
 Советом Федерации
 7 августа 1996 года
 
 Глава I. Общие положения
 
  Статья 1. Правовое регулирование отношений в области высшего и послевузовского профессионального образования
 
  1. Правовое регулирование отношений в области высшего и послевузовского профессионального образования осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
  2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
 
  Комментарий к статье 1
 
  В преамбуле Федерального закона РФ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об образовании" (СЗ РФ, 1996, N 3. Ст. 150) (далее - Федеральный закон об образовании) под образованием понимается процесс обучения и воспитания человека в интересах общества и государства. Образовательные отношения - это отношения, в которые вступают граждане, представители образовательных учреждений и иные лица в процессе обучения и образования.
  По сферам действия образовательные правоотношения подразделяются на отношения по обучению и воспитанию (педагогические отношения), а также трудовые, управленческие, имущественные, финансовые и др.
  Педагогические отношения возникают в области высшего и послевузовского профессионального образования и включают: отношения по поводу заключения, изменения и расторжения договора образовательного учреждения и обучающегося; отношения по поводу времени обучения, включая время отдыха; отношения по оплате обучения; дисциплинарные отношения; отношения по поводу содержания, в том числе качества образования; отношения по поводу исполнения государственных образовательных стандартов; отношения по поводу воспитания обучающихся.
  Образовательные отношения в области высшего и послевузовского профессионального образования регулируются следующими Федеральными законами:
  статьей 43 Конституции РФ, гарантирующей каждому гражданину право на образование, включая право на общедоступность и бесплатность на конкурсной основе высшего образования;
  Федеральным законом "Об образовании"; Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (далее - настоящий или комментируемый Закон) (СЗ РФ, 1995, N 35. Ст. 4135);
  Гражданским кодексом Российской Федерации; Кодексом законов о труде Российской Федерации и другими законами.
  В соответствии со ст. 3 Закона РФ "Об образовании" субъекты Российской Федерации в соответствии с их статусом и компетенцией могут принимать в области образования законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам в области образования.
  Законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации в области образования не могут ограничивать права физических и юридических лиц по сравнению с законодательством Российской Федерации в области образования.
  Кроме того, образовательные отношения регулируются подзаконными актами:
  а) федеральными - указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, например, Постановление Правительства РФ от 10 августа 1993 г. N 773 "Об утверждении порядка разработки, утверждения и введения в действие государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования".
  В регулировании образовательных отношений важную роль играют нормативные правовые акты Министерства общего и профессионального образования России и Министерства труда и социального развития России;
  б) субъектов РФ;
  в) местных органов самоуправления;
  г) вузов, которые принимают устав, правила внутреннего распорядка, расписание занятий и иные локальные нормативно - правовые акты.
  Отношения в области высшего и послевузовского профессионального образования регулируются и нормами международного права. Это прежде всего:
  а) пересмотренная Рекомендация о техническом и профессиональном образовании ЮНЕСКО 19 ноября 1974 г.;
  б) Конвенция о техническом и профессиональном образовании, принятая ЮНЕСКО 10 ноября 1989 г. (Международные нормативные акты ЮНЕСКО. М., 1993, с. 110).
  Конвенция исходит из того, что техническое и профессиональное образование в разных странах имеет одинаковые цели и аналогичные проблемы, поэтому в мире необходимы общие нормы для регулирования технического и профессионального образования.
  Конвенция рекомендует периодически пересматривать структуры технического и профессионального образования, учебные планы и программы, а также методы обучения и учебные материалы, формы сотрудничества между школьной системой и миром труда.
  Педагоги должны обладать соответствующими теоретическими и практическими знаниями в своих областях профессиональной компетенции, а также навыками преподавания.
  Техническое и профессиональное образование - это все виды образования, которые в дополнение к общему образованию направлены на изучение техники и относящихся к ней дисциплин, к приобретению практических навыков, склонностей, понимания и знаний, относящихся к профессии в различных областях экономической и социальной жизни.
  Целями технического и профессионального образования в каждом вузе являются:
  1) достижение обществом более широкой демократизации, социального, культурного и экономического прогресса, развитие вместе с тем потенциальных способностей отдельных лиц для активного участия в осуществлении этих задач;
  2) понимание научных и технических проблем современной цивилизации, постижение законов окружающего мира и воздействие на них; критическое отношение к социальным, политическим и экологическим последствиям научного и технического прогресса;
  3) уничтожение барьеров между уровнями и областями образования, между образованием и занятостью, между школой и обществом;
  4) широкая профессиональная подготовка, облегчающая горизонтальную и вертикальную связь в рамках системы образования, между школой и работой, содействующая таким образом ликвидации всех форм дискриминации;
  5) гармоническое развитие личности и характера, развитие высоких духовных и человеческих качеств, способности понимания, суждения, критического осмысления и самовыражения, способности к сотрудничеству;
  6) подготовка человека к тому, чтобы он учился постоянно, развивая умственные способности и практическое мастерство;
  7) развитие способностей к принятию решений и качеств, необходимых для активного и разумного участия в работе коллектива и общества в целом.
  Конвенция требует от администрации вуза при разработке локальных нормативных актов учитывать и руководствоваться не только законодательством России, но и международным законодательством в области образования (ч. 2 ст. 1).
 
  Статья 2. Государственная политика и государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования
 
  1. Государственная политика в области высшего и послевузовского профессионального образования основывается на принципах, определенных Законом Российской Федерации "Об образовании", а также на следующих принципах:
  1) суверенность прав субъектов Российской Федерации в определении собственной политики в области высшего и послевузовского профессионального образования в части национально - региональных компонентов государственных образовательных стандартов;
  2) непрерывность и преемственность процесса образования;
  3) интеграция системы высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы в мировую систему высшего образования;
  4) конкурсность и гласность при определении приоритетных направлений развития науки, техники, технологий, а также подготовки специалистов, переподготовки и повышения квалификации работников;
  5) государственная поддержка подготовки специалистов, приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований в области высшего и послевузовского профессионального образования.
  2. Организационной основой государственной политики в области высшего и послевузовского профессионального образования является Федеральная программа развития образования в части, соответствующей высшему и послевузовскому профессиональному образованию.
  3. Государство обеспечивает приоритетность развития высшего и послевузовского профессионального образования посредством:
  1) финансирования за счет средств федерального бюджета государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (далее - высшие учебные заведения). При этом на соответствующие цели не может быть выделено менее чем три процента расходов федерального бюджета, за счет которого обеспечивается финансирование обучения в государственных высших учебных заведениях не менее чем ста семидесяти студентов на каждые десять тысяч человек, проживающих в Российской Федерации;
  2) расширения доступа граждан Российской Федерации к высшему образованию, недопущения сокращения числа студентов, обучающихся за счет средств федерального бюджета;
  3) предоставления налоговых льгот высшим учебным заведениям и образовательным учреждениям соответствующего дополнительного образования, а также организациям, вкладывающим средства в развитие высшего и послевузовского профессионального образования;
  4) предоставления обучающимся (студентам, аспирантам, докторантам и другим категориям обучающихся) в государственной системе высшего и послевузовского профессионального образования государственных стипендий, мест в общежитиях, пособий и льгот, в том числе на питание и проезд на транспорте, в соответствии с настоящим Федеральным законом;
  5) создания условий для равной доступности высшего и послевузовского профессионального образования;
  6) содействия созданию и функционированию негосударственных высших учебных заведений.
  4. Гражданам Российской Федерации гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного высшего и послевузовского профессионального образования в государственных, муниципальных высших учебных заведениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
  5. Гражданам Российской Федерации гарантируется свобода выбора формы получения высшего и послевузовского профессионального образования, образовательного учреждения и направления подготовки (специальности).
  Ограничения прав граждан на получение высшего и послевузовского профессионального образования могут быть установлены исключительно федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
 
  Комментарий к статье 2
 
  Для правильного понимания значения термина "государственная образовательная политика" необходимо иметь в виду, что согласно ст. 25 настоящего Закона по общим вопросам высшего и послевузовского профессионального образования субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти вне установленной настоящим Законом компетенции Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования. Следовательно, настоящий Закон определяет преимущественно федеральную государственную политику в области высшего и послевузовского профессионального образования. По вопросам, отнесенным к ведению субъектов РФ, политика определяется субъектами РФ самостоятельно.
  В отличие от большинства специалистов - политологов, которые не рассматривают политику в области образования в качестве самостоятельного направления, а в лучшем случае включают ее в структуру социальной или культурной политики, законодатель не только провозгласил сферу образования приоритетной и подчеркнул особую важность образовательной политики (см. ст. 1 Федерального закона "Об образовании"), но и счел необходимым выделить в качестве самостоятельного направления политику в области высшего и послевузовского профессионального образования. Последнее не означает, что эта политика существует отдельно от образовательной политики и наряду с ней. Напротив, подобно тому, как само высшее и послевузовское образование представляет собой одну из подсистем образования, так и государственная политика в этой области выступает как одно из направлений образовательной политики.
  Выделение "политики в области образования" в качестве самостоятельного направления государственной политики помимо иных причин вызвано растущей ролью образовательного потенциала в обеспечении национальной безопасности страны. Образование воздействует на все без исключения уровни национальной безопасности (безопасность общества, государства, личности). Экономическая, военная и технологическая безопасность современного государства немыслимы без квалифицированных кадров и научных разработок. Экологи утверждают: без новой культуры выживания, без так называемого инновационного обучения человечество обречено на катастрофу. Что касается безопасности культурного развития, выделяемой многими специалистами, то образование как фундамент культуры, несомненно, является ее основой. И, наконец, ни одна общественная система, ни одно государство не может нормально развиваться без системы ценностей, объединяющей ее членов. Образование, таким образом, - один из важнейших компонентов национальной безопасности любой страны, и тем более важный, чем выше уровень ее развития.
  Объединение в рамках одной статьи закона государственной политики и государственных гарантий и прав граждан в области высшего и послевузовского образования не случайно, ибо обеспечение гарантии реализации этих прав по сути дела и является главной целью государственной образовательной политики в соответствующей области.
  Законодатель доступными ему средствами стремится задать соответствующим органам исполнительной власти основные параметры курса федеральной государственной образовательной политики в области высшего и послевузовского образования и указывает на федеральные государственные гарантии прав граждан в области высшего и послевузовского образования в качестве главного направления этой политики.
  Настоящий Закон (ч. 1 ст. 2) устанавливает принципы, на которых основывается государственная политика в области высшего и послевузовского профессионального образования. При этом законодатель подразделяет всю совокупность этих принципов по формальным юридическим основаниям на две большие группы. Первую образуют принципы государственной образовательной политики, определенные Федеральным законом "Об образовании", вторую - установленные настоящим Законом и призванные отразить специфику уровней высшего и послевузовского профессионального образования.
  Ст. 2 Федерального закона "Об образовании" гласит:
  "Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:
  1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
  3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
  4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
  5) свобода и плюрализм в образовании;
  6) демократический, государственно - общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений".
  Законы указывают на то, что каждый из перечисленных выше принципов непосредственно относится к системе высшего и послевузовского образования, хотя некоторые из них интерпретируются иначе, чем на предыдущих уровнях. Так, общедоступность высшего и послевузовского профессионального образования предполагает не отсутствие конкурса, как это имеет место в системе общего образования (исключение могут составлять образовательные учреждения, реализующие образовательные программы повышенной сложности) и начального профессионального образования, а конкурсный отбор. Общедоступность, следовательно, понимается здесь не в индивидуальном (доступность буквально для каждого), а в социальном смысле (доступность независимо от социального положения).
  Доступность высшего образования обеспечивается следующими мерами.
  Во-первых, для некоторых групп абитуриентов устанавливаются "привилегии во имя равенства" (точнее - во имя ограничения неравенства возможностей). Так, ч. 3 ст. 11 настоящего Закона гласит: "...Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных испытаний принимаются в высшие учебные заведения дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению врачебно - трудовой экспертной комиссии не противопоказано обучение в высших учебных заведениях, а также граждане других категорий, предусмотренных законодательством".
  Во-вторых, накладываются ограничения на развитие платных образовательных услуг, на вытеснение бесплатного образования платным. Например, ч. 10 ст. 41 Федерального закона "Об образовании" устанавливает: "Прием обучающихся в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования для подготовки специалистов в области юриспруденции, экономики, менеджмента, государственного и муниципального управления по договорам с физическими лицами, а также негосударственными предприятиями, учреждениями и организациями может быть не более 25% приема обучающихся по каждому направлению подготовки (специальности). Данная норма не ограничивает право образовательного учреждения высшего профессионального образования на платное обучение иностранных граждан на основании соответствующих договоров".
  Вторая группа принципов, определяющих, по мнению законодателя, специфику государственной политики в области высшего и послевузовского профессионального образования, помещена непосредственно в комментируемом Законе. Отметим лишь те из них, которые неоднозначно интерпретируются в литературе и среди научно - педагогической общественности.
  Настоящий Закон закрепляет принцип суверенности прав субъектов Российской Федерации в определении собственной политики в области высшего и послевузовского профессионального образования в части национально - региональных компонентов государственных образовательных стандартов. Как уже отмечалось, ст. 25 настоящего Закона предоставляет субъектам Федерации по общим вопросам высшего и послевузовского профессионального образования всю полноту государственной власти вне установленной настоящим Законом компетенции Российской Федерации в этой области, т.е. предоставляет субъекту Российской Федерации значительно более широкие права, чем ст. 2. С учетом сказанного, суверенность прав субъектов Российской Федерации в формировании национально - региональных компонентов образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования следует понимать лишь как одно из направлений реализации их компетенции.
  Принцип непрерывности и преемственности процесса образования позволяет, в частности, ответить на дискуссионный вопрос о том, имеет ли право при определенных условиях дипломированный специалист продолжить образование в магистратуре или же магистратура возможна только после бакалавриата? По смыслу Закона правильным будет первое утверждение, ибо, согласно указанному принципу, все образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования должны быть преемственными. Именно так трактуется указанный вопрос и в утвержденном распоряжением Президента от 17 марта 1995 г. N 131-рп Уставе высшей школы частного права (СЗ РФ, 95, N 12. Ст. 1038). Данный Устав предполагает, что подготовка магистратов частного права будет осуществляться из лиц, уже имеющих высшее юридическое образование, т.е. из дипломированных специалистов.
  Принцип интеграции системы высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы в мировую систему высшего образования закрепляет два важных условия:
  а) установление требований к уровню подготовки российских выпускников, позволяющих осуществлять нострификацию документов об образовании (см. ст. 23 настоящего Закона);
  б) развитие связей между системами образования от образовательных учреждений до органов управления образованием, включая обмен обучающимися и преподавателями, а также идеями (см. ст. 33 настоящего Закона).
  Иные вопросы интеграции систем образования, включая вопрос о том, насколько современная российская система должна сохранять преемственность отечественных традиций и в какой мере целесообразно ее реформирование по образцам индустриально развитых стран, - все эти вопросы, согласно данному принципу, должны решаться без механического копирования.
  Остальные принципы государственной политики в области высшего и послевузовского профессионального образования, закрепленные ст. 2, представляют собой по сути две стороны единого процесса. Один из них устанавливает необходимость государственной поддержки подготовки специалистов по приоритетным направлениям научных исследований в этой сфере, а другой - конкурсность и гласность при определении этих приоритетных направлений. Иначе говоря, государственная поддержка предусматривается для тех, кто выиграл гласно проводимый конкурс.
  Ч. 2 ст. 2 устанавливает организационную основу государственной политики в области высшего и послевузовского профессионального образования. Такой основой признается Федеральная программа развития образования в части, соответствующей высшему и послевузовскому профессиональному образованию. Утверждение этой Программы высшим органом государственной власти России предусматривалось Законом РФ "Об образовании" 1992 г. Правительство внесло соответствующий проект в Государственную Думу осенью 1994 г., однако руководство Государственной Думы так и не вынесло его на утверждение, полагая, что такая процедура не соответствует Конституции РФ 1993 г. Когда же новая редакция Закона РФ "Об образовании" 1996 г. подтвердила необходимость утверждения Федеральной программы федеральным законом, выяснилось, что за два года эта Программа сильно устарела и ее пришлось подвергнуть существенной переработке.
  Программа является организационной основой государственной политики в области образования, которая определяет стратегию реформирования системы образования и обеспечивает ее реализацию. Программа предполагает ее дополнение республиканскими, региональными и отраслевыми программами развития образования, которые учитывают национальные и региональные социально - экономические, экологические, культурные, демографические и другие особенности и реализуют вопросы, отнесенные к ведению субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и отраслевых ведомств в соответствии с законодательством об образовании.
  Главная цель Программы - обеспечение провозглашенного Российской Федерацией приоритета образования как основного положения государственной политики и как важнейшего социального гаранта прогресса всего общества, сохранение и развитие потенциала системы образования в интересах формирования творческой личности человека.
  Программа состоит из пяти разделов:
  1. Состояние и основные проблемы развития системы образования.
  2. Цели, задачи и этапы реализации Программы.
  3. Направления реализации Программы и ожидаемые результаты.
  4. Ресурсное обеспечение системы образования.
  5. Финансовые расходы на развитие образования и реализацию системы мероприятий Программы.
  Вариант Федеральной программы, утвержденный Правительством в 1994 г., готовился двумя существовавшими тогда ведомствами (Минобразованием и Госкомвузом России) и содержал разделы, посвященные каждому из уровней образования (дошкольному, общему, начальному профессиональному, среднему профессиональному, высшему и послевузовскому профессиональному образованию). Доработанный же специалистами объединенного министерства совместно со специалистами Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке вариант Федеральной программы, как видно из приведенного перечня, специального раздела о высшем и послевузовском профессиональном образовании не содержит. Следовательно, текст п. 2 ст. 2 Закона о части Федеральной программы, соответствующей высшему и послевузовскому профессиональному образованию, следует теперь понимать в смысле не формального, но содержательного ее подразделения.
  Реализация целей и задач Программы предусматривает следующие программные мероприятия:
  - обеспечение прав граждан на образование;
  - разработка законодательной и нормативно - правовой базы функционирования и развития системы образования и обеспечение соответствующих социально - экономических условий;
  - разработка и реализация экономических механизмов развития системы образования;
  - разработка норм и нормативов финансового, материально - технического и иного ресурсного обеспечения системы образования;
  - интеграция научных исследований и образовательного процесса;
  - реализация мер, обеспечивающих функционирование системы образования в период социально - экономической нестабильности;
  - разработка, введение и реализация преемственных государственных образовательных стандартов и примерных образовательных программ для различных уровней, ступеней и направлений образования;
  - формирование содержания образования, отражающего передовой отечественный и мировой уровень знаний, научную картину мира;
  - развитие дистанционных форм обучения;
  - формирование системы лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений;
  - разработка и реализация инновационных и информационных технологий в системе образования;
  - создание федеральных и региональных компьютерных сетей;
  - обеспечение контроля качества образования;
  - подготовка и переподготовка кадров преподавателей и научных работников;
  - разработка комплекса мер по государственной и социальной защите работников системы образования;
  - выполнение комплекса приоритетных фундаментальных и прикладных (по проблемам) исследований в области образования и разработок для реализации инновационных проектов и программ;
  - организация подготовки и издание учебной, научной и методической литературы;
  - организация и поддержка производства оборудования и приборов различного назначения для образовательных целей;
  - развитие материально - технической базы и социально - культурной инфраструктуры системы образования;
  - структурные и содержательные преобразования системы образовательной статистики.
  Реализация Программы предусматривалась в три этапа: 1-й этап - 1994 - 1995 гг.; 2-й этап - 1996 - 1997 гг.; 3-й этап - 1998 - 2000 гг.
  Необходимо заметить, что вследствие глубокого финансово - экономического кризиса в стране основные задачи первого этапа реализации Федеральной программы развития образования, предполагавшего стабилизацию в этой области, выполнены не были, так же, как и задачи второго этапа. По расчетам разработчиков Федеральной программы, выполнение наиболее важных программных мероприятий требует дополнительно не менее 20% средств от объемов базового финансирования текущих расходов системы образования из федерального бюджета и 10 - 15% из бюджетов субъектов Федерации. Поэтому в случае продолжения финансово - экономического кризиса реализация и третьего этапа Программы будет поставлена под сомнение.
  Ч. 3 ст. 2 настоящего Закона декларирует обязательство государства обеспечить приоритетность развития высшего и послевузовского профессионального образования. Данная норма воспроизводит и конкретизирует ч. 1 ст. 1 Федерального закона "Об образовании", согласно которому "Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной", конкретизирует не только в том смысле, что приоритетность образования отнесена и к его подсистеме - высшему и послевузовскому образованию. Как полагали некоторые разработчики, само высшее и послевузовское образование обладает приоритетностью по отношению к другим, более низким уровням образования. Подтверждением этой концепции законодателя могут служить ряд других норм, установленных ст. 2, другими статьями Закона.
  П. 1 ч. 3 ст. 2 содержит три таких нормы. Первая из них обязывает Правительство финансировать государственные высшие учебные заведения за счет средств федерального бюджета. Это не отменяет, а предполагает право субъектов Российской Федерации и муниципальных образований создавать собственные вузы, однако в совокупности с другими нормами той же статьи означает введение ограничения на передачу государственных высших учебных заведений на финансирование из региональных или местных бюджетов.
  Государственная Дума и Правительство РФ обязуются ежегодно предусматривать в федеральном бюджете не менее 3% его расходной части на финансирование высшего профессионального образования. Эта норма перенесена из Федерального закона "Об образовании" (ч. 2 ст. 40), который устанавливает обязанность государства выделять на нужды образования не менее 10% национального дохода. По расчетам специалистов Минобразования России, в соответствии с этими требованиями объем финансирования для развития системы образования из федерального бюджета в 1997 г. должен был составлять 90,5 трилл. руб. В реальном же федеральном бюджете предусмотрены расходы на образование в объеме 18470,9 млрд. руб., что составляет около 1/3 фактически необходимых расходов (55 трилл. руб. без учета всех требований законодательства об образовании) на поддержание нормального базового состояния всех элементов системы образования без какого-либо существенного их прироста.
  Что касается расходов собственно на высшее профессиональное образование, то в бюджете 1996 г., когда Президент подписал закон об образовании в новой редакции, они составляли 1,99% расходной части бюджета, а в 1997 г., начавшемся спустя четыре месяца после того, как вступил в силу настоящий Закон, - 1,995%.
  Закон гарантирует обучение за счет средств федерального бюджета не менее 170 студентов на каждые 10000 человек, проживающих в Российской Федерации. По сведениям, содержащимся в докладе ЮНЕСКО о положении в области образования в мире за 1995 г., в России на 10000 жителей приходилось 190 студентов (в РСФСР в 1980 г. на 10000 жителей приходился 221 студент). Для сравнения: в Канаде - 510,2; в США - 559; в Японии - 232,8; во Франции - 299; в Финляндии - 332,6; в Норвегии - 335; в Испании - 300,7; в Новой Зеландии - 328,7; в Аргентине - 329,3; в Перу - 345; на Кубе - 228,5; в Ливане - 307,1; на Филиппинах - 273,8; в Республике Корея - 389,9.
  Для правильной интерпретации приведенной статистики в ее соотношении с указанным нормативом настоящего Закона необходимо иметь в виду следующее.
  1. В советский период Россия готовила специалистов не только для себя, но и для республик всего бывшего Советского Союза. Ныне им платить за образование своих граждан в российских вузах практически нечем, как и России - за образование иностранных граждан.
  2. В российских законах речь идет только о студентах высших учебных заведений, тогда как зарубежная статистика учитывает также студентов колледжей, т.е., согласно российскому законодательству, учреждений среднего профессионального образования.
  3. Зарубежная статистика учитывает студентов, обучающихся за счет всех источников финансирования, среди которых, например, в США федеральный бюджет составляет приблизительно 1/3. В российском же Законе речь идет лишь о тех студентах, которые учатся за счет средств федерального бюджета. Таким образом, если в России федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты, негосударственные организации и физические лица финансировали образование приблизительно по американской схеме, число студентов на 10000 граждан составило бы значительно более 500. Законодатель как раз и имел в виду возможность иных, кроме федерального бюджета, источников финансирования высшего образования, не говоря уже о том, что норматив 170 на 10000 является не максимальным, не оптимальным, а минимально допустимым.
  Согласно пп. 2 ч. 3 ст. 2 настоящего Закона запрещается сокращать число студентов, обучающихся за счет средств федерального бюджета. Помимо своего прямого назначения, данная норма существенно ограничивает права федерального правительства (1) на передачу вузов федерального подчинения на финансирование из региональных и местных бюджетов, о чем уже говорилось выше, и (2) на ликвидацию таких вузов. То и другое возможно лишь при условии наращивания числа студентов в оставшихся федеральных государственных высших образовательных учреждениях либо открытия новых вузов, находящихся в ведении федеральных органов власти России.
  Пп. 3 ч. 3 ст. 2 Закона содержит норму общего характера о предоставлении налоговых льгот высшим учебным заведениям и образовательным учреждениям соответствующего дополнительного образования (повышение квалификации), а также организациям, вкладывающим средства в развитие высшего и послевузовского профессионального образования в России. В действующем налоговом законодательстве это положение в известной степени реализовано.
  Так, ст. 5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" от 6 декабря 1991 г. устанавливает, что от налога на добавленную стоимость освобождаются: продукция собственного производства отдельных предприятий общественного питания, в том числе студенческих столовых, а также услуги в сфере образования, связанные с учебно - производственным и воспитательным процессом, которые, несомненно, относятся и к деятельности вузов (пп. л) в ред. Закона РФ от 16.07.92 N 3317-1).
  Ст. 4 Закона РФ "О налоге на имущество предприятий" от 13 декабря 1991 г. освобождает от этого налога имущество, используемое исключительно для нужд образования и культуры.
  Согласно ст. 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" от 27 декабря 1991 г. облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы:
  затрат предприятий (в соответствии с утвержденными местными органами государственной власти нормативами) на содержание находящихся на их балансе объектов и учреждений народного образования, культуры и спорта (пп. б) в ред. Федерального закона от 31 декабря 1995 г.);
  взносов в фонды поддержки образования и творчества, молодежным общественным объединениям, зарегистрированным в установленном порядке, средств, перечисленных предприятиями, учреждениями и организациями народного образования, но не более 3% облагаемой налогом прибыли.
  В соответствии с ч. 6 ст. 6 настоящего Закона не подлежит налогообложению прибыль, полученная редакциями средств массовой информации, издательствами, информационными агентствами, телерадиовещательными компаниями, организациями по распространению периодических печатных изданий и книжной продукции, передающими центрами от производства и распространения продукции средств массовой информации и книжной продукции, связанной с образованием и наукой в части средств, зачисляемых в федеральный бюджет (Примечание: данная льгота действует до 31.12.98 и утрачивает силу с 01.01.99 в соответствии с Федеральным законом от 30.11.95).
  Согласно Закону РФ "О подоходном налоге с физических лиц" (с последующими изменениями, см. Ведомости РФ, 1992, N 12. Ст. 59) в совокупный налогооблагаемый доход физических лиц не включаются:
  доходы лиц, являющихся учащимися дневной формы обучения высших, средних специальных, профессионально - технических, общеобразовательных (основного общего, среднего (полного) общего образования) учебных заведений, слушателями духовных учебных заведений, аспирантами, учебными ординаторами и интернами, получаемые ими:
  в связи с учебно - производственным процессом;
  за работы по уборке сельскохозяйственных культур и заготовке кормов;
  за работы, выполняемые в период каникул (но не более трех месяцев в году), в части, не превышающей десятикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда за каждый календарный месяц, в течение которого получен доход;
  суммы стипендий, выплачиваемые студентам и аспирантам учреждений высшего профессионального образования и послевузовского профессионального образования, учащимся учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, слушателям духовных учебных учреждений этими учебными учреждениями, или суммы стипендий, учреждаемых Президентом Российской Федерации, органами законодательной (представительной) и исполнительной власти Российской Федерации, благотворительными фондами, а также суммы стипендий, выплачиваемые из Государственного фонда занятости населения Российской Федерации гражданам, обучающимся по направлению органов службы занятости.
  Данная льгота применяется также в отношении ординаторов, адъюнктов и докторантов учреждений высшего профессионального образования и послевузовского профессионального образования, аспирантов, ординаторов, адъюнктов и докторантов научно - исследовательских учреждений;
  суммы, полученные физическими лицами в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации международными и иностранными учреждениями, а также международными и иностранными некоммерческими и благотворительными организациями (фондами), зарегистрированными в установленном порядке и входящими в перечни, утверждаемые федеральными органами исполнительной власти, отвечающими за науку и техническую политику, а также за образование, культуру и искусство в Российской Федерации.
  Согласно ч. 6 ст. 3 этого же Закона совокупный доход, полученный физическими лицами в налогооблагаемый период, уменьшается на суммы, перечисляемые по заявлениям физических лиц предприятиям, учреждениям и организациям образования, частично или полностью финансируемым из соответствующих бюджетов, а также на суммы расходов на содержание детей и иждивенцев в пределах установленной законом минимальной месячной оплаты труда за каждый месяц, в течение которого получен доход, в том числе на студентов и учащихся дневной формы обучения до 24 лет (этот порядок сохраняется до конца года, в котором учащиеся достигли возраста 24 лет; указанное уменьшение облагаемого налогом дохода производится обоим супругам, вдове (вдовцу), одинокому родителю, опекуну или попечителю, на содержании которых находится ребенок (иждивенец), на основании их письменного заявления и документов, подтверждающих наличие ребенка (иждивенца).
  Ч. 4 ст. 2 настоящего Закона воспроизводит нормы ч. 3 ст. 5 Федерального закона "Об образовании" в отношении права гражданина на получение бесплатного высшего и послевузовского профессионального образования. При этом устанавливаются четыре ограничения на реализацию этого права.
  Первое ограничение связано с правами учредителя и характером собственности. Реализация права на бесплатное высшее и послевузовское профессиональное образование гарантируется гражданам в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Учредители негосударственных образовательных учреждений вправе самостоятельно устанавливать условия обучения.
  Второе ограничение права на получение гражданами высшего и послевузовского профессионального образования - конкурс. При этом условия конкурса, согласно ст. 16 Федерального закона об образовании, должны гарантировать соблюдение прав граждан на образование и обеспечивать зачисление наиболее способных и подготовленных граждан к освоению образовательной программы соответствующего уровня. Как уже отмечалось выше, правом внеконкурсного приема в государственные и муниципальные учреждения высшего профессионального образования пользуются:
  а) дети - сироты;
  б) дети, оставшиеся без попечения родителей;
  в) инвалиды I и II групп, которым согласно заключению врачебно - трудовой комиссии не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях;
  г) другие категории граждан и, в частности, лица, перенесшие лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалиды вследствие радиационных аварий; граждане, уволенные с военной службы и поступающие в государственные образовательные учреждения профессионального образования по рекомендациям командиров (начальников).
  Ограничение третье состоит в том, что право на бесплатное высшее профессиональное образование для гражданина, поступившего в вуз, ограничивается рамками государственного образовательного стандарта по соответствующим направлениям подготовки (специальности). Образовательные услуги за пределами государственного образовательного стандарта (например, изучение второго иностранного языка) законодатель рассматривает как дополнительные и предоставляет образовательному учреждению право оказывать их на платной основе (ч. 1 ст. 45 Федерального закона "Об образовании"). Гражданин, в свою очередь, имеет право отказаться от получения дополнительных образовательных услуг. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета (п. 3 той же статьи).
  Четвертое ограничение заключается в том, что получение бесплатного высшего профессионального образования гарантируется только для граждан, получающих его впервые. Исключение составляют следующие случаи, когда граждане Российской Федерации вправе в установленном порядке неоднократно получать бесплатное профессиональное образование:
  1) по направлению государственной службы занятости;
  2) в случае потери возможности работать по профессии, специальности;
  3) в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности;
  4) в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации ч. 7 ст. 50 Федерального закона "Об образовании".
  Ч. 5 ст. 2 настоящего Закона содержит две нормы. Первая из них гарантирует гражданину свободу выбора:
  форм получения высшего и послевузовского профессионального образования;
  образовательного учреждения;
  направления подготовки (специальности).
  Перечень форм получения образования, в рамках которого гражданин может осуществлять свой выбор, установлен ч. 1 ст. 10 Федерального закона "Об образовании". "Образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно - заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната". Статья допускает также сочетание различных форм получения образования.
  Констатация достижения гражданином определенного образовательного ценза путем выдачи документа о соответствующем высшем профессиональном образовании (ст. 7 настоящего Закона) возможна только на основании итоговой аттестации (диплом) либо текущей аттестации (справка о незаконченном образовании), поэтому согласно ч. 8 ст. 6 настоящего Закона основные образовательные программы высшего профессионального образования обучающимися могут осваиваться в зависимости от объема обязательных занятий с ними педагогического работника высшего учебного заведения в очной, очно - заочной (вечерней) и заочной формах, а также в форме экстерната либо путем сочетания этих форм.
  Самообразование может использоваться лишь как форма дополнительного образования в освоении образовательных программ любого уровня. Семейное образование, предусматривающее организацию родителями образовательного процесса для их детей, в практике высшего и послевузовского профессионального образования не встречается.
  Свобода выбора образовательного учреждения предполагает право гражданина выбирать:
  1) одну из организационно - правовых форм, установленных для образовательных учреждений (государственное, муниципальное, негосударственное учреждение, в последнем случае - частное, учреждение общественной организации, религиозное образовательное учреждение);
  2) высшее учебное заведение, имеющее государственную аккредитацию (аккредитованное) либо не имеющее аккредитации (неаккредитованное). Высшее учебное заведение обязано ознакомить абитуриента со свидетельством о государственной аккредитации по каждому направлению подготовки (специальности) или проинформировать об отсутствии государственной аккредитации (см. ч. 1 ст. 11 настоящего Закона);
  3) вид высшего учебного заведения - университет, академия, институт.
  Свобода выбора направлений подготовки (специальностей) для граждан, получающих высшее и послевузовское профессиональное образование в образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, ограничена перечнем профессий, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
  Вторая группа норм, содержащихся в ч. 5 ст. 2 настоящего Закона, устанавливает порядок введения ограничений на право граждан получать высшее и послевузовское профессиональное образование. Этот порядок состоит в следующем.
  Указанное право может быть ограничено исключительно федеральным законом (см. также ч. 1 ст. 5 Федерального закона "Об образовании").
  В развитие названной нормы вводятся "ограничения на ограничение", т.е. устанавливается исчерпывающий перечень оснований, по которым законодатель может вводить ограничения права на получение высшего и послевузовского профессионального образования. Таким основанием признается защита:
  а) нравственности;
  б) здоровья;
  в) прав и законных интересов других лиц;
  г) обороны страны и государственной безопасности.
  В настоящее время федеральные законы, которые устанавливали бы ограничения прав граждан на получение высшего профессионального образования, отсутствуют и, следовательно, нормативно - правовых оснований для таких ограничений на сегодняшний день нет.
  Что касается права на получение высшего и послевузовского образования иностранными гражданами и лицами без гражданства, то в целях обеспечения обороны страны и государственной безопасности оно может быть ограничено и иными нормативно - правовыми актами, что связано с межправительственными соглашениями в этой сфере.
  В целом ст. 2 Закона содержит лишь основные нормы, регулирующие государственную политику и государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования. Более полное представление о конкретизирующих ст. 2 предписаниях можно получить из ст. 1, 5, 39 - 42, 50, 54 Федерального закона "Об образовании", а также статей 11, 16 - 20, 27 - 30 настоящего Закона.
 
  Статья 3. Автономия высших учебных заведений и академические свободы
 
  1. Под автономией высшего учебного заведения понимается его самостоятельность в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово - хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством и уставом высшего учебного заведения, утвержденным в установленном законодательством порядке.
  2. Высшее учебное заведение несет ответственность за свою деятельность перед личностью, обществом и государством. Контроль за соответствием деятельности высшего учебного заведения целям, предусмотренным его уставом, осуществляют в пределах своей компетенции учредитель (учредители) высшего учебного заведения и государственный орган управления образованием, выдавший лицензию на ведение образовательной деятельности (далее - лицензия).
  3. Педагогическим работникам из числа профессорско - преподавательского состава, научным работникам и студентам высшего учебного заведения предоставляются академические свободы, в том числе свобода педагогического работника высшего учебного заведения излагать учебный предмет по своему усмотрению, выбирать темы для научных исследований и проводить их своими методами, а также свобода студента получать знания согласно своим склонностям и потребностям.
  Предоставляемые академические свободы влекут за собой академическую ответственность за создание оптимальных условий для свободного поиска истины, ее свободного изложения и распространения.
 
  Комментарий к статье 3
 
  Одним из важных принципов государственной политики в области образования является демократический, государственно - общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений. Понятие автономии образовательного учреждения используется законодателем в целях более строгого разграничения компетенции государственных органов управления образованием и органов управления учреждениями образования.
  Базовыми нормативными документами, определяющими компетенцию образовательных учреждений, являются Федеральный закон "Об образовании", утвержденные Правительством Российской Федерации типовые положения об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов и устав образовательного учреждения. Как гласит ч. 1 ст. 3, под автономией высшего учебного заведения понимается его самостоятельность в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово - хозяйственной и иной деятельности.
  Как видим, высшие учебные заведения обладают большой самостоятельностью в решении вопросов своей деятельности. Прежде всего в пределах действующего законодательства оно осуществляет разработку и принятие устава вуза, в котором закрепляются основные нормы его жизни и деятельности. Согласно Федеральному закону "Об образовании" высшее учебное заведение, в частности, имеет широкие полномочия в области кадровой политики. Оно устанавливает структуру управления деятельностью образовательного учреждения, штатное расписание, распределение должностных обязанностей. Высшее учебное заведение самостоятельно организует подбор, прием на работу и расстановку кадров, несет ответственность за уровень их квалификации.

<< Пред.           стр. 1 (из 13)           След. >>

Список литературы по разделу