<< Пред.           стр. 4 (из 13)           След. >>

Список литературы по разделу

  3) избранная общим собранием (конференцией) трудового коллектива кандидатура ректора подлежит утверждению органом управления образованием, в ведении которого находится высшее учебное заведение;
  4) в случае мотивированного отказа органа управления образованием утвердить кандидатуру, избранную на должность ректора вуза, проводятся новые выборы.
  Если кандидат на должность ректора набирает не менее 2/3 голосов общего числа участников общего собрания (конференции), он утверждается органом управления в обязательном порядке.
  Ст. 12 настоящего Закона не закрепляет порядка реагирования вуза и других заинтересованных лиц на немотивированный отказ органа управления образованием утвердить кандидатуру, избранную на должность ректора вуза, хотя такие ситуации в жизни вполне возможны. Следует ли в этом случае проводить повторные выборы? По нашему мнению, у трудового коллектива есть два пути: он может принять решение о проведении повторных выборов либо обжаловать решение органа управления образованием в суд в соответствии со ст. 13 ГК РФ. По смыслу ст. 12 настоящего Федерального закона следует, что вуз не может обращаться в суд лишь в случае мотивированного отказа утвердить избранную трудовым коллективом кандидатуру.
  Важно также иметь в виду, что Закон предписывает проводить не повторное голосование по кандидатуре ректора, избранной трудовым коллективом, а повторные выборы. Это означает, что процедура избрания ректора повторяется с самого начала, с объявления конкурса о имеющейся вакансии и приема заявлений от претендентов на эту вакансию. Вполне возможно, что в конкурсе могут принять участие лица, не участвовавшие в первом конкурсе. Повторяется процедура проведения общего собрания (конференции) с обсуждением участвующих в конкурсе кандидатур и проведением голосования. Право на обязательное утверждение в должности ректора получает любая кандидатура, набравшая необходимое количество - 2/3 голосов. Причем это может быть вовсе и не кандидатура, отклоненная мотивированным решением органа управления образованием.
  Если при голосовании указанного числа голосов не было набрано, то вопрос об утверждении избранной кандидатуры решается органом управления образования. При его отрицательном решении вуз должен объявлять и проводить новые выборы ректора.
  В развитие изложенных положений о порядке избрания ректора государственного или муниципального вуза в уставе вуза может устанавливаться, кто конкретно избирает ректора - общее собрание или конференция, порядок избрания делегатов на кворум, необходимый для открытия общего собрания (конференции) и принятия решения об избрании ректора вуза, порядок проведения конкурса на вакантное место ректора, срок полномочий и другие вопросы.
  Следует учитывать, что предусмотренный Типовым положением от 26 июня 1993 г. N 597 порядок аттестации ректоров вузов не действует, поскольку противоречит настоящему Федеральному закону. Изложенный порядок избрания ректора вуза не имеет обязательного значения для негосударственных вузов. Их учредители могут устанавливать и иной порядок занятия должности ректора.
  Ректор вуза в соответствии с законодательством действует от имени института, представляет его во всех организациях и учреждениях, использует его имущество и средства, заключает договоры, выдает доверенности, открывает в банках счета и является распорядителем кредитов, издает в пределах своей компетенции приказы и дает указания, обязательные для всех работников и обучающихся, назначает и освобождает от должности своих заместителей, главного бухгалтера, руководителей структурных подразделений института и других работников, заключает с ними трудовые договоры (контракты).
  Ректор вуза не может исполнять свои обязанности по совместительству. Ему не разрешается совмещение его должности с другой руководящей должностью (кроме научного и научно - методического руководства) внутри или вне института. Управление структурными подразделениями по различным направлениям осуществляется проректорами (заместителями директора). Распределение обязанностей между проректорами устанавливается ректором после обсуждения на ученом совете вуза.
  Настоящий Закон не регламентирует вопроса об органах управления структурными подразделениями вуза и порядке их избрания. Согласно п. п. 61 - 63 Типового положения от 26 июня 1993 г. N 597 структурные подразделения вуза (факультеты, филиалы и др.) могут иметь свои представительные выборные органы - ученые советы, полномочия и порядок избрания которых определяется уставом вуза. Факультет возглавляет декан, избираемый ученым советом вуза либо факультета из числа наиболее квалифицированных и авторитетных специалистов соответствующего профиля, имеющих ученую степень или звание. Избрание деканов факультетов, равно как и заведующих кафедрой, осуществляется в соответствии с порядком замещения вакантных должностей профессорско - преподавательского состава, утверждаемым Минобразованием России.
  Ст. 12 устанавливает особый порядок формирования органов управления вузов в нетипичных ситуациях, возникающих в период образования или реорганизации вуза либо после лишения вуза государственной аккредитации.
  В создаваемом или реорганизуемом государственном или муниципальном вузе на период формирования трудового коллектива и приема обучающихся устав вуза утверждается государственным органом образования, который выступает учредителем этого вуза, на срок не более одного года. На этот же срок заключается трудовой договор (контракт) с ректором вуза. В течение года надлежит сформировать ученый совет вуза. Порядок его избрания определяется общим собранием (конференцией) преподавателей, научных сотрудников и представителей других категорий работников и обучающихся.
  Вновь сформированный ученый совет разрабатывает и принимает устав вуза, в котором определяет вопросы избрания ректора, его права и обязанности и другие вопросы управления вузом. Ранее принятый учредителем устав утрачивает силу. В соответствии с новым уставом проводятся выборы ректора.
  Лишение вуза государственной аккредитации является серьезной мерой его юридической ответственности за ненадлежащую подготовку выпускников, которая влечет за собой кардинальные изменения в органах управления вузом, оказавшихся неспособными осуществлять возложенные на них уставом задачи.
  Во-первых, ректор и проректоры, отвечающие за качество подготовки выпускников, освобождаются от занимаемых должностей. Выборы ректора не допускаются. Ректор вуза федерального подчинения назначается Минобразованием России, ректор вуза субъектов Российской Федерации - органом управления образованием соответствующего субъекта Российской Федерации, а ректор муниципального вуза - органом местного самоуправления.
  Во-вторых, учредителем вуза либо уполномоченным учредителем органом управления образованием утверждается новый состав ученого совета. В таком составе ученый совет действует до возобновления государственной аккредитации. Решение о выдаче свидетельства о государственной аккредитации принимается Минобразованием России по итогам аттестации вуза, которая проводится не ранее чем через год после его лишения государственной аккредитации.
  С предоставлением вузу права выдавать дипломы государственного образца ученый совет избирается в порядке, предусмотренном уставом вуза. Назначенный органом управления образованием ректор работает в течение срока, на который он был принят по трудовому договору (контракту), этот срок не может превышать пяти лет. По его истечении в вузе проводятся выборы ректора в порядке, предусмотренном уставом.
  Ст. 12 настоящего Закона неоднократно упоминает в качестве самостоятельного органа управления вуза трудовой коллектив, хотя и не выделяет его специально. Именно ему принадлежит право принять устав вуза, а также избрать ученый совет и ректора вуза. В действительности же права трудового коллектива на участие в управлении делами вуза значительно шире и не сводятся только к названным правомочиям.
  Права трудовых коллективов предприятий, организаций, учреждений закреплены КЗоТ, Законом РФ "О коллективных договорах и соглашениях", принятым Верховным Советом РФ 11 марта 1992 г. (с последующими изменениями и дополнениями) (Ведомости РФ, 1992, N 17. Ст. 890), и Федеральным законом "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", принятым Государственной Думой 20 октября 1995 г. (СЗ РФ, 1995, N 48. Ст. 4557). Большая часть этих прав может быть использована трудовыми коллективами вузов.
  На практике трудовой коллектив вузов, равно как и других организаций, учреждений и предприятий, нередко понимается только как совокупность постоянных работников, исполняющих обязанности по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, либо по срочному трудовому договору (контракту). Однако трудовой коллектив включает в себя всех работников, осуществляющих совместную деятельность на основе трудового договора (контракта), а также студентов дневного обучения. Помимо постоянных работников в трудовой коллектив вуза входят совместители, работающие на условиях трудового договора (контракта) в свободное от работы время в другом вузе или иной организации; надомники, заключившие трудовой договор с вузом о выполнении работы из материалов и с использованием орудий и средств труда, выделенных организацией либо приобретенных за ее счет; нештатные работники, подлежащие социальному страхованию; студенты; работники, выполняющие функции управления организацией и наделенные властными полномочиями, - ректор, проректоры, деканы факультетов и др.
  Специфика трудового коллектива как субъекта управления состоит в том, что он включает в себя всех без исключения работников, осуществляющих трудовую деятельность в организации на основе заключенного трудового договора (контракта) и объединенных организационным единством и общими целями. В основе управления вузом лежит единая воля, исходящая от ректора и иных органов, наделенных властными полномочиями. И органы управления вузом, и работники действуют согласованно, чтобы обеспечить успешное решение уставных задач вуза.
  В трудовой коллектив, как не имеющие с ним организационного единства, не входят лица, выполняющие разовую работу по трудовому соглашению, по договору подряда, перевозки, иным гражданско - правовым договорам.
  Трудовой коллектив вуза подразделяется на трудовые коллективы отдельных его структурных образований: факультетов, отделений, кафедр, филиалов и др.
  Следует отметить, что в Федеральном законе "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" и Законе РФ "О коллективных договорах и соглашениях", с последующими изменениями и дополнениями, трудовой коллектив не рассматривается как субъект правомочий работников организации. Здесь субъектом правомочий выступает общее собрание (конференция) работников. Тем самым создается в определенной мере коллизия в правомочиях трудового коллектива, закрепленных ст. 235.1 КЗоТ и действующим законодательством. Так, если согласно ст. 235.1 КЗоТ трудовой коллектив решает вопрос о необходимости заключения с администрацией коллективного договора, рассмотрение и утверждение его проекта, то в соответствии с Законом РФ "О коллективных договорах и соглашениях" подобные действия осуществляются общим собранием (конференцией) работников.
  Насколько правомерно изложенное терминологическое расхождение и можно ли пренебрегать им при определении правомочий трудового коллектива?
  Как уже говорилось ранее, трудовой коллектив вуза включает в себя и работников, и студентов, и администрацию предприятия, учреждения, организации. Тем самым при решении отдельных вопросов взаимодействия работников и администрации последняя оказывается включенной в ту и другую сторону правоотношений. В частности, в соответствии со ст. 235.1 КЗоТ при решении вопросов о необходимости заключения договоров и обсуждении их проектов администрация как часть трудового коллектива должна выступать против самой себя как представителя интересов работодателя.
  В еще более сложном положении могла оказаться администрация в процессе коллективных трудовых споров, если бы право выдвигать требования к работодателю принадлежало трудовому коллективу. В этой ситуации администрация как часть трудового коллектива должна была бы спорить сама с собой на стороне трудового коллектива. Чтобы избежать подобных алогизмов, действующее законодательство использует термин "общее собрание (конференция) работников", имея в виду только ту часть трудового коллектива, которая не обладает управленческими функциями. Именно эта часть и составляет большинство членов трудового коллектива и правомочна осуществлять предоставленные ему права. Можно сказать, что в данном случае речь идет о трудовом коллективе в узком смысле, только как работники.
  Таким образом, терминологическое расхождение в ст. 235.1 КЗоТ и действующих федеральных законах, по нашему мнению, вполне оправдано и правомерно, хотя в них идет речь об одном и том же субъекте правоотношений - трудовом коллективе.
  Трудовой коллектив вуза, как и любой иной организации, независимо от организационно - правовых форм, обладает широкими правомочиями в сфере заключения коллективного договора и контроля за его исполнением. Трудовой коллектив наделяется правом:
  1) принимать решение о необходимости заключения с работодателем коллективного договора либо уполномочивает первичные профсоюзные организации, иные представительные органы трудового коллектива принять такое решение;
  2) уполномочить профсоюзы, иные представительные органы на ведение коллективных переговоров;
  3) утверждать единый проект коллективного договора;
  4) принимать наилучший вариант коллективного договора в случаях, когда не было достигнуто согласие в едином представительном органе либо такой орган вообще не был создан;
  5) заслушивать отчеты сторон, подписавших коллективный договор, о ходе его выполнения.
  Все названные права принадлежат трудовым коллективам вузов, их филиалов, поскольку у последних в соответствии с действующим законодательством также могут заключаться коллективные договоры. К сожалению, трудовые коллективы вузов крайне редко пользуются своими правами заключения коллективного договора и наиболее полной реализации своих социально - трудовых прав.
  В целях учета, анализа, обобщения и распространения опыта защиты социально - экономических интересов работников образования Минобразование России и Профсоюз работников народного образования и науки РФ осуществляют совместную регистрацию коллегиальных договоров, заключенных вузами, подведомственными Минобразованию России. Регистрация осуществляется в соответствии с "Порядком регистрации коллективных договоров образовательных учреждений и территориальных соглашений", введенным инструктивным письмом Минобразования России и Профсоюза работников народного образования и науки от 16 апреля 1997 г. N 20/135 (БМОиП РФ, 1997, N 8).
  Трудовые коллективы всех организаций независимо от форм собственности наделены также правом:
  1) рассматривать и решать вопросы самоуправления трудового коллектива в соответствии с уставом предприятия;
  2) определять перечень и порядок предоставления работникам организации социальных льгот из фондов трудового коллектива;
  3) определять и регулировать формы и условия деятельности общественных организаций;
  4) решать иные вопросы в соответствии с коллективным договором.
  Помимо названных прав трудовому коллективу принадлежат также иные права, закрепленные статьями 5, 130, 139, 145, 148, 203 КЗоТ, в том числе:
  1) утверждение правил внутреннего трудового распорядка в организации;
  2) избрание комиссии по трудовым спорам;
  3) применение мер общественного воздействия к членам коллектива, нарушившим трудовую дисциплину;
  4) обсуждение и одобрение комплексных планов улучшения условий труда и санитарно - оздоровительных мероприятий, контроль за ходом выполнения этих планов;
  5) контроль за соблюдением работниками инструкций по охране труда;
  6) контроль за использованием средств, предназначенных на охрану труда.
  Трудовой коллектив выступает самостоятельным субъектом значительной части правоотношений, связанных с разрешением коллективных трудовых споров. В соответствии с Федеральным законом "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" общее собрание (конференция) работников организации правомочно:
  1) образовывать органы общественной самодеятельности и уполномочивать их на представительство интересов работников при разрешении коллективного трудового спора;
  2) выдвигать требования к работодателю по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений по социально - трудовым вопросам;
  3) принимать решения об объявлении забастовки;
  4) избирать орган, возглавляющий забастовку.
  Дополнительными и весьма существенными правами наделяются трудовые коллективы государственных или муниципальных учреждений, которые уполномочены рассматривать и утверждать совместно с учредителем изменения и дополнения, вносимые в устав организации, утверждать условия контракта при найме руководителя, принимать решение о выделении из состава предприятия одного или нескольких структурных подразделений для создания нового учреждения.
  Следует однако отметить, что названные полномочия трудового коллектива государственных и муниципальных организаций не действуют в отношении трудовых коллективов вузов. В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (вузе), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1993 г. N 597 (САПП РФ, 1993, N 28. Ст. 2594), правом внесения изменений и дополнений в устав наделяется ученый совет вуза. Согласно Федеральному закону о высшем и послевузовском профессиональном образовании ректор вуза избирается трудовым коллективом и у него отсутствует право заключать трудовой договор (контракт) на индивидуальных условиях. Трудовой коллектив вуза не может решать вопросы выделения из его состава структурных подразделений, поскольку все вопросы организации, реорганизации и ликвидации вузов решаются их учредителями по согласованию с Минобразованием России, либо органами законодательной и исполнительной властей субъектов Российской Федерации, либо органами местного самоуправления.
  Равным образом не действуют в отношении трудового коллектива вузов права трудовых коллективов организаций на участие в приватизации, поскольку действующее законодательство пока что запрещает приватизацию государственных и муниципальных вузов.
  Изложенный перечень прав трудового коллектива вуза не является исчерпывающим и может быть дополнен как федеральными законами, так и законами субъектов РФ, а также коллективными договорами. Трудовой коллектив любого вуза, независимо от его организационно - правовых форм, может предусматривать в коллективном договоре дополнительные права, и в частности, обязать ректора вуза отчитываться по вопросам финансово - хозяйственной деятельности, принимать решения о проведении независимой аудиторской проверки экономического и финансового состояния вуза, вносить предложения о дополнении и изменении его устава и др.
  Действующее законодательство РФ не устанавливает порядка и форм осуществления полномочий трудового коллектива. Лишь в общем виде ст. 235.1 КЗоТ устанавливает, что на государственных и муниципальных предприятиях, а также на предприятиях, в имуществе которых вклад государства или органа местного самоуправления составляет более 50%, полномочия трудового коллектива осуществляются общим собранием (конференцией) и его выборным органом - советом трудового коллектива - СТК. Ст. 203 КЗоТ предусматривает также избрание трудовым коллективом такого специализированного органа разрешения индивидуальных трудовых споров, как комиссия по трудовым спорам.
  При наличии пробелов в российском законодательстве допускается действие общесоюзных актов, не противоречащих законам РФ. Поэтому до принятия соответствующих федеральных законов значительная часть вопросов реализации полномочий трудового коллектива может быть решена с учетом положений Закона СССР "О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями", принятого Верховным Советом СССР 17 июня 1983 г. (Ведомости СССР, 1983, N 25. Ст. 382).
  Согласно названному Закону СССР общее собрание (конференция) трудового коллектива вуза рассматривает вопросы деятельности трудовых коллективов, отнесенные к их компетенции. Собрание трудового коллектива может проводиться также по факультетам, кафедрам, научно - исследовательским лабораториям, отделениям и другим структурным подразделениям вуза.
  Конференции трудовых коллективов проводятся там, где созыв собрания затруднен по причинам территориальной разобщенности структурных подразделений вуза либо из-за отсутствия помещения, способного вместить всех членов трудового коллектива. На рассмотрение общих собраний (конференций) трудового коллектива вуза, согласно Закону СССР, вопросы могут вноситься по инициативе членов трудового коллектива, профсоюзной организации, органов управления вузом либо по совместной инициативе профсоюзной организации и органов управления вузом. Подобным правом, по нашему мнению, должны наделяться совет трудового коллектива, комиссии по трудовым спорам и иные представительные органы трудового коллектива.
  Собрание считается правомочным, если в нем участвует более половины общего числа членов трудового коллектива вуза, а конференция - при наличии не менее 2/3 делегатов. Решение общего собрания (конференции) принимается открытым голосованием большинством членов трудового коллектива, присутствующих на собрании (конференции). При проведении собрания трудового коллектива по структурным подразделениям вуза решение считается принятым, если за него проголосовало большинство членов трудового коллектива, присутствовавших на собрании.
  Действующим законодательством могут устанавливаться и иные правила принятия решений трудовым коллективом. Так, решение об объявлении забастовки признается законным при условии, что на общем собрании трудового коллектива присутствовало не менее 2/3 от общего числа работников. Подобным образом определяется и кворум для конференции трудового коллектива. При этом необходимо, чтобы за решение об объявлении забастовки проголосовало не менее половины присутствующих на общем собрании (конференции) трудового коллектива (ч. 2 ст. 14 Федерального закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров").
  Закон СССР о трудовых коллективах не предусматривал создания специального органа, осуществляющего оперативное управление коллективом и организующего контроль за выполнением решений общего собрания (конференции) трудового коллектива. Отсутствие такого органа значительно снижало влияние трудового коллектива на процессы управления предприятием, учреждением, организацией. Поэтому впоследствии в структуру самоуправления трудового коллектива был введен новый орган - Совет трудового коллектива, избираемый общим собранием (конференцией) тайным или открытым голосованием на срок два - три года.
  В числе основных полномочий СТК предусматривалось осуществление контроля за выполнением решений общих собраний коллективов, реализацией критических замечаний и предложений работников, заслушивание отчетов органов управления (администрации), решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции собрания (конференции) трудового коллектива.
  Трудовой коллектив негосударственных и немуниципальных вузов также может участвовать в решении вопросов, отнесенных к ведению трудовых коллективов государственных и муниципальных вузов. Для этого необходимо внести соответствующие изменения в устав вуза. Отдельные правомочия трудового коллектива могут также закрепляться в коллективных договорах, соглашениях.
  Трудовые коллективы негосударственных и немуниципальных организаций могут создавать органы самоуправления аналогичные тем, которые действуют на государственных и муниципальных предприятиях, либо образовывать новые представительные органы, способные достойно представлять и защищать социально - трудовые права работников и трудового коллектива в целом.
  Изложенный порядок управления вузами не действует в военно - учебных заведениях, деятельность которых осуществляется в особом порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.
 
  Статья 13. Научно - исследовательские и другие организации и учреждения в системе высшего и послевузовского профессионального образования
 
  В системе высшего и послевузовского профессионального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации могут создаваться и действовать научно - исследовательские и проектные институты, конструкторские бюро, заводы, фабрики, фирмы, учебно - опытные хозяйства, клинические базы образовательных учреждений медицинского образования, опытные станции и иные организации и учреждения, деятельность которых связана с образованием и направлена на его обеспечение.
 
  Комментарий к статье 13
 
  Согласно ст. 8 настоящего Закона вузы самостоятельны в формировании своей структуры. Они могут создавать научно - исследовательские и проектные институты, конструкторские бюро, заводы, фабрики, фирмы, учебно - опытные хозяйства и т.д. Эти подразделения могут наделяться по доверенности полностью или частично правомочиями юридического лица. Подобные подразделения могут создаваться в системе учреждений, осуществляющих послевузовское профессиональное образование.
  В целях развития программно - целевых методов организации и управления научными исследованиями высшей школы, координации работ по формированию и реализации межвузовских, научных, научно - технических и инновационных программ и проектов Министерством общего и профессионального образования РФ Приказом от 17 марта 1997 г. N 406 создана комиссия по научно - техническим и инновационным программам высшей школы.
  Одним из примеров создания научно - исследовательских организаций в системе высшего и послевузовского профессионального образования является научно - методический центр по исследованию проблем негосударственного сектора системы высшего образования, созданный Приказом Госкомвуза РФ от 14 июля 1995 г. N 1055 (БГК РФ, 1995, N 9).
  Это также государственное научное учреждение Научно - методического центра по инновационной деятельности высшей школы при Тверском государственном университете Министерства общего и профессионального образования РФ (БГК РФ, 1996, N 11).
  Особенность этих организаций состоит в том, что их деятельность должна быть направлена на обеспечение образования или связана с образованием другим способом.
 
  Статья 14. Объединения юридических лиц (ассоциации, союзы) в системе высшего и послевузовского профессионального образования
 
  1. Образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно - правовых форм и другие организации и учреждения, действующие в системе высшего и послевузовского профессионального образования, вправе создавать и вступать в объединения юридических лиц (ассоциации, союзы), которые могут иметь права юридических лиц и действовать на основании своих уставов или, не являясь юридическими лицами, действовать на основании договоров о совместной деятельности.
  Объединения юридических лиц (ассоциации, союзы) в системе высшего и послевузовского профессионального образования являются некоммерческими организациями, создаются и действуют в соответствии с Гражданскими кодексом Российской Федерации.
  Наименование объединения юридических лиц (ассоциации, союза) должно содержать указание на характер деятельности его участников и включать слова "объединение", "ассоциация" или "союз".
  2. Деятельность объединения юридических лиц (ассоциации, союза) в системе высшего и послевузовского профессионального образования, а также деятельность его участников (если они не образовали юридических лиц и действуют на основании договоров о совместной деятельности) по реализации производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется на непосредственные нужды высших учебных заведений, участвующих в указанном объединении (ассоциации, союзе).
  3. Объединения юридических лиц (ассоциации, союзы) в системе высшего и послевузовского профессионального образования, имеющие статус юридических лиц и лицензии, имеют право на льготы по налогообложению, предусмотренные для образовательных учреждений Законом Российской Федерации "Об образовании".
  4. Управление объединением юридических лиц (ассоциацией, союзом) в системе высшего и послевузовского профессионального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами указанного объединения (ассоциации, союза).
 
  Комментарий к статье 14
 
  Образовательные учреждения в целях повышения эффективности своей образовательной и коммерческой деятельности имеют право объединять свои усилия с другими образовательными учреждениями - создавать объединения юридических лиц. Объединения создаются вузами в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов.
  Порядок создания объединений юридических лиц регулируется гражданским законодательством и ст. 14 настоящего Закона.
  Юридическое лицо - это организация, которая обладает рядом юридических свойств:
  1) обладает обособленным имуществом;
  2) отвечает по своим обязательствам этим имуществом;
  3) может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права;
  4) может нести обязанности;
  5) может быть истцом и ответчиком в суде.
  Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс и смету.
  Образовательные учреждения являются некоммерческими организациями, так как ст. 120 ГК РФ, определяющая их статус в имущественных отношениях, находится в той части ГК, которая озаглавлена "Некоммерческие организации". Они создают объединения, основываясь на ст. 121 ГК РФ.
  Некоммерческие организации не имеют в качестве основной цели извлечение прибыли. Они не распределяют полученную прибыль между участниками, а реинвестируют полученные доходы в деятельность образовательного учреждения.
  Согласно ч. 2 ст. 121 ГК РФ образовательные учреждения могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы). У объединений могут быть только два названия: ассоциация или союз, но не объединение, как указано в ст. 14 настоящего Закона.
  Образовательные учреждения свободны в создании объединений. В то же время это право должно быть записано в уставе образовательного учреждения и в договоре образовательного учреждения с учредителем. Учредитель образовательного учреждения может дать право образовательному учреждению самостоятельно решать вопрос о вступлении в объединение или реализовать свое право лишь с согласия учредителя.
  Для создания ассоциации или союза образовательные учреждения в силу ст. 122 ГК РФ обязаны подготовить следующие учредительные документы: учредительный договор, который должны подписать ее члены, устав, который утверждается всеми членами ассоциации или союза.
  В учредительных документах согласно ст. 52 ГК РФ должны в обязательном порядке содержаться следующие сведения: наименование объединения, место его нахождения; порядок управления деятельностью объединения; предмет и цели деятельности; условия о составе и компетенция органов управления ассоциацией, союзом и порядке применения ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов членов ассоциации, союза, и о порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации ассоциации, союза. Кроме того, в уставе определяется ответственность членов по обязательствам ассоциации, союза. Члены ассоциации, союза сохраняют свою самостоятельность и право юридического лица.
  Ассоциации, союзы не отвечают по обязательствам своих членов.
  Члены ассоциации несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и в порядке, предусмотренными учредительными документами ассоциации.
  Наименование ассоциации, союза должно содержать указание на основной предмет деятельности ее членов с включением слова "ассоциация" или "союз".
  Члены ассоциации, союза вправе безвозмездно пользоваться ее услугами.
  Они вправе по своему усмотрению, заявлению выйти из ассоциации, союза, но только по окончании финансового года.
  В этом случае они несут субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации, союза пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода из ассоциации, союза.
  Субсидиарная ответственность образовательного учреждения - это один из видов гражданской ответственности. Это дополнительная ответственность образовательного учреждения, которую оно несет наряду с ассоциацией или союзом перед кредитором за ненадлежащее исполнение обязательств. Она наступает по правилам ст. 399 ГК РФ.
  Член ассоциации может быть исключен из нее по решению остающихся участников в случае и в порядке, установленных учредительными документами.
  Исключаемое образовательное учреждение несет ответственность по правилам, относящимся к выходу из ассоциации или союза.
  С согласия членов ассоциации (союза) в нее может войти новый участник. Вступление нового участника может быть обусловлено его субсидиарной ответственностью по обязательствам ассоциации, союза, возникшим до его вступления.
  В соответствии с ч. 8 ст. 12 Закона РФ "Об образовании" образовательные учреждения наделены правом создавать образовательные объединения - ассоциации и союзы, в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений).
  Эти объединения создаются в целях развития и совершенствования образования и действуют в соответствии со своими уставами.
  Основной целью ассоциации, союза, которую необходимо указывать в уставе, является совершенствование и развитие образования. Кроме нее указываются также и дополнительные цели, в том числе коммерческого характера.
  Ассоциация, союз могут иметь права юридического лица или, не образуя юридического лица, действовать на основании договоров о совместной деятельности.
  Договор о совместной деятельности заключается на основании ст. 1041 ГК РФ.
  По этому договору два или несколько образовательных учреждений (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или иной не противоречащей закону цели. Приведем образец договора о совместной деятельности.
 
  Образец
 
  ДОГОВОР О СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
 город ___________ "__" ____________ 1998 г.
 
 __________________________________________________________________
  (наименование образовательного учреждения)
 в лице __________________________________________________________,
  (Ф.И.О., должность)
 действующего на основании _______________________________________,
  (наименование образовательного учреждения)
 в лице __________________________________________________________,
  (Ф.И.О., должность)
 действующего на основании _______________________________________,
 и т.д.
 
 заключили настоящий договор в соответствии со ст. 14 Закона РФ "О
 высшем и послевузовском профессиональном образовании", ст. 1041 ГК
 РФ о следующем:
 
  I. Предмет договора
 
  1. ___________________________________________________________
  (наименование участников договора)
 обязуются совместно действовать для достижения целей
 совершенствования и развития образования, как то: ________________
 __________________________________________________________________
 _________________________________________________________________,
 а также общих хозяйственных целей, таких, как: ___________________
 __________________________________________________________________
 
  2. Руководство совместной деятельностью возлагается на _______
 __________________________________________________________________
  (наименование образовательного учреждения,
  которому выдается доверенность)
 
  3. Формы участия сторон в достижении целей, указанных в п.:
  3.1. денежные взносы _________________________________________
  3.2. использование имущества _________________________________
  3.3. трудовое участие представителей сторон __________________
  и т.п.
 
  II. Права и обязанности сторон
 
  4. Стороны обязуются участвовать в следующих проектах:
  4.1. _________________________________________________________
  (форма участия сторон)
  4.2. _________________________________________________________
  (форма участия сторон)
 
  По каждому подпункту составляется Программа работ (приложение
 N __ к договору), которая подписывается всеми сторонами, а также
 является неотъемлемой частью договора.
  5. Стороны могут привлекать к выполнению взятых на себя
 обязанностей третьих лиц, принимая на себя ответственность перед
 другими сторонами за действия третьего лица.
  6. Стороны обязуются незамедлительно информировать товарищей
 по настоящему договору о возникших трудностях, которые могут
 привести к невыполнению своих обязательств по договору.
 
  III. Конфиденциальность в договоре
 
  7. Стороны обязуются представлять товарищам всю информацию,
 необходимую для реализации договора.
  8. Стороны обязуются соблюдать конфиденциальность в отношении:
  - полученной информации от другой стороны
 __________________________________________________________________
  (вид информации)
  и т.д.
 
  IV. Размер и порядок оплаты
 
  9. При выполнении обязательств по настоящему договору оплата
 производится в следующем порядке ________________________________
 __________________________________________________________________
  9.1. Дополнительные соглашения.
 
  V. Ответственность
 
  10. В случае неисполнения обязательства сторона - нарушитель
 извещает других участников договора и делает все для того, чтобы
 устранить нарушения.
  11. Убытки, возникшие в результате неисполнения обязательств,
 будут покрываться за счет общего имущества, недостающие суммы
 будут раскладываться между сторонами на основании следующего
 правила __________________________________________________________
 __________________________________________________________________
  (например, пропорционально их вкладам в совместную
  деятельность)
  12. В пункт может включаться соглашение о способах обеспечения
 обязательства: штрафы, пени.
 
  VI. Досрочное расторжение договора
 
  13. При неисполнении договора одной стороной другая сторона(ы)
 вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор с виновной
 стороной и предъявить к ней требование о возмещении нанесенных
 убытков.
  14. В случае установления участником договора
 нецелесообразности или невозможности дальнейшей совместной
 деятельности сторона вносит предложение о досрочном расторжении
 настоящего договора, которое должно быть рассмотрено сторонами в
 течение _______ дней.
 
  VII. Заключительные положения
 
  15. Настоящий договор вступает в силу со дня его подписания и
 будет действовать до _________ 1998 г.
  Договор автоматически продлевается после истечения срока его
 действия при условии, что ни одна из сторон не выразила желание
 отказаться от договора за десять дней до истечения срока договора.
  Договор продлевается каждый раз после истечения его срока
 автоматически на 5 лет.
 
  VIII. Юридические адреса и другие реквизиты сторон
 
 _______________________ _______________________
 _______________________ _______________________
 _______________________ _______________________
 _______________________ _______________________
 _______________________ _______________________
 
  Согласно ст. 11 Федерального закона "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) некоммерческих организаций (СЗ РФ, 1996, N 3. Ст. 45).
  Ассоциация некоммерческих организаций является некоммерческой организацией.
  Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.
  Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном ГК РФ, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.
 
  Статья 15. Общественные организации и государственно - общественные объединения в системе высшего и послевузовского профессионального образования
 
  1. Общественные организации и государственно - общественные объединения в системе высшего и послевузовского профессионального образования действуют в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  2. Интересы обучающихся высших учебных заведений могут представлять общественные организации обучающихся. Конкретные взаимоотношения администрации высшего учебного заведения и общественных организаций обучающихся определяются уставом высшего учебного заведения и договором между его администрацией и общественной организацией обучающихся.
  3. В системе высшего и послевузовского профессионального образования могут создаваться без образования юридических лиц государственно - общественные объединения типа учебно - методических объединений высших учебных заведений, научно - методических, научно - технических и других советов и комиссий.
  4. Государственно - общественные объединения создаются государственными органами управления образованием и осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями, утверждаемыми этими органами управления. Типовые положения о государственно - общественных объединениях утверждаются федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием. В состав государственно - общественных объединений на добровольных началах входят научно - педагогические и другие работники высших учебных заведений, работники предприятий, учреждений и организаций, действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования. Государственно - общественные объединения могут привлекать к участию в своей работе иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  5. Государственные органы управления высшим профессиональным образованием, ученые советы высших учебных заведений рассматривают и учитывают в своей деятельности рекомендации общественных организаций и государственно - общественных объединений в системе высшего и послевузовского профессионального образования.
  6. Государственные органы управления образованием и муниципальные органы управления образованием вправе оказывать поддержку общественным организациям и государственно - общественным объединениям в системе высшего и послевузовского профессионального образования.
  7. В целях содействия подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием, развитию научных исследований, а также в целях поддержки отдельных высших учебных заведений могут учреждаться фонды поддержки и развития высшего и послевузовского профессионального образования как не имеющие членства некоммерческие организации. Порядок создания и статус указанных фондов определяются гражданским законодательством Российской Федерации.
 
  Комментарий к статье 15
 
  Федеральный закон "Об образовании" не выделяет общественных объединений в качестве основных элементов системы образования, а государственно - общественные объединения в нем вообще не фигурируют. Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" явно усиливает роль общественности в образовательном процессе вузов. Ст. 4 настоящего Закона прямо утверждает, что система высшего и послевузовского профессионального образования наряду с другими элементами включает общественные и государственно - общественные объединения. Более того, статья содержит не исчерпывающий перечень таких объединений: творческие союзы, профессиональные ассоциации, общества, научные и методические советы и иные объединения. В связи с этим надо признать, что термин "общественная организация" в Законе употребляется не в узком смысле - для обозначения одной из организационно - правовых форм общественных объединений, предусмотренных Федеральным законом "Об общественных объединениях", а в широком смысле - как синоним общественного объединения (вида некоммерческой организации).
  Более высокий статус, приданный общественным объединениям в системе высшего и послевузовского образования, в полной мере соответствует специфике самоуправления в вузах, степени их автономности.
  Вместе с тем ограничения, наложенные законодателем на деятельность определенных общественных объединений в системе образования, несомненно, относятся и к ее подсистеме - высшему и послевузовскому профессиональному образованию. Так, ч. 5 ст. 1 Федерального закона "Об образовании" гласит: "В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно - политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются".
  Оставляя в стороне вопрос о деятельности религиозных движений и организаций, который выходит за пределы проблематики ст. 15 и связан с принципом светскости образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, необходимо заметить, что указанный запрет имеет свои положительные и отрицательные стороны. Его достоинства состоят в том, что он не позволяет, во-первых, превращать образовательные учреждения в арену политической борьбы, отвлекающей студентов и преподавателей от решения функциональных задач, а во-вторых, в соответствии с авторитарными традициями создавать в образовательных учреждениях с помощью административных методов партийные и иные общественно - политические организации в целях поддержки федеральной, региональной или местной власти.
  Недостаток же данного запрета состоит в известном ограничении политических прав преподавателей и обучающихся. Хотя, согласно букве закона, данный запрет относится только к образовательным учреждениям и не касается мест компактного проживания студентов (общежитий, студенческих городков). Лидеры студенческих и иных молодежных организаций в процессе подготовки новой редакции Закона "Об образовании" предлагали исключить из него п. 5 ст. 1. Однако законодатель счел необходимым сохранить эту норму в Законе.
  Общественные и государственно - общественные объединения действуют в системе высшего и послевузовского профессионального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации. Помимо настоящего Закона наиболее важными федеральными законодательными актами, регулирующими отношения в этой сфере, являются:
  - Федеральный закон "Об общественных объединениях", принятый Государственной Думой 14 апреля 1995 г. (СЗ РФ, 1995, N 21. Ст. 1930);
  - Гражданский кодекс Российской Федерации;
  - Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ, принятый Государственной Думой 7 июля 1995 г. (СЗ РФ, 1995, N 33. Ст. 3340);
  - Федеральный закон "О некоммерческих организациях", принятый Государственной Думой 8 декабря 1995 г. (СЗ РФ, 1996, N 3. Ст. 145);
  - Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", принятый Государственной Думой 8 декабря 1996 г. (СЗ РФ, 1996, N 3. Ст. 148) (далее - Закон о профсоюзах).
  В соответствии со статьей 7 Федерального закона "Об общественных объединениях" общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно - правовых форм:
  1) общественная организация;
  2) общественное движение;
  3) общественный фонд;
  4) общественное учреждение;
  5) орган общественной самодеятельности.
  Общественные объединения независимо от их организационно - правовых форм равны перед законом. Деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности.
  Согласно ст. 27 Федерального закона "Об общественных объединениях" общественные объединения имеют следующие права:
  - участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими законами;
  - проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;
  - учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;
  - представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, местного самоуправления и общественных объединениях;
  - осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;
  - выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;
  - участвовать в избирательных кампаниях (в случае государственной регистрации общественного объединения и при наличии в уставе данного общественного объединения положения об участии его в выборах).
  Особое значение в деятельности вузов имеет Закон о профсоюзах. Как правило, в вузах создаются две профсоюзные организации и, соответственно, два профсоюзных органа: профсоюзный комитет сотрудников и студенческий профсоюзный комитет. В реальной жизни роль последнего обычно невелика, что связано с возрастными факторами, объемом жизненного опыта, а также известной зависимостью студентов от преподавателей и администрации.
  Законодатель, однако, установил для студенческого профсоюза равные права с профсоюзом преподавателей и сотрудников.
  Во-первых, ст. 3 Закона о профсоюзах относит к категории работников "лицо, обучающееся в образовательном учреждении... высшего профессионального образования" (т.е. студента вуза).
  Во-вторых, эта же статья устанавливает правило, согласно которому все профсоюзы пользуются равными правами.
  В-третьих, права профсоюзов и гарантии деятельности, закрепленные Законом, распространяются "на все первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения, ассоциации, а также на образованные ими профсоюзные органы и на профсоюзных представителей в пределах их полномочий". При этом студенческие профсоюзные организации не попали в установленный той же статьей перечень организаций, для которых могут быть установлены особенности применения данного Закона.
  Наконец, в-четвертых, ст. 13 Закона о профсоюзах предоставляет всем профсоюзным организациям право на участие в коллективных переговорах, более того, "если в организации действуют несколько первичных профсоюзных организаций из разных профсоюзов, их представительство в коллективных переговорах, заключении коллективных договоров определяется с учетом количества представляемых членов профсоюза". Разумеется, в большинстве вузов профсоюзные организации студентов по численности в несколько раз превышают профсоюзные организации преподавателей и сотрудников.
  Таким образом, права профсоюзов и основные гарантии реализации этих прав, установленные законодателем, в равной мере относятся к профсоюзным организациям преподавателей и сотрудников, с одной стороны, студентов - с другой. Назовем некоторые из этих прав, наиболее важные с точки зрения вузовских профсоюзных организаций.
  Так, ч. 1 ст. 11 Закона о профсоюзах устанавливает, что профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов - указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке.
  Системы оплаты труда, формы материального поощрения, размеры тарифных ставок (окладов), а также нормы труда устанавливаются работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями) по согласованию с соответствующими профсоюзными органами и закрепляются в коллективных договорах, соглашениях.

<< Пред.           стр. 4 (из 13)           След. >>

Список литературы по разделу