<< Пред.           стр. 6 (из 13)           След. >>

Список литературы по разделу

  7) докторантам, успешно выполняющим индивидуальный план подготовки, разрешается выполнять оплачиваемую работу.
  Вузы и научные организации оказывают содействие в обеспечении иногородних докторантов благоустроенным жильем (однокомнатной квартирой, номером в гостинице, отдельной комнатой в общежитии гостиничного типа) за счет средств докторантов.
  Аттестация докторантов осуществляется ежегодно учеными (научно - техническими) советами вузов или научных учреждений. Докторант, не выполнивший индивидуальный план подготовки, отчисляется из докторантуры приказом ректора вуза или руководителя научной организации. Отчисленный до окончания срока из докторантуры докторант может быть восстановлен в пределах имеющихся средств на оставшийся срок. Решение принимается ректором вуза или руководителем научной организации и оформляется приказом.
  Соискателям, самостоятельно работающим над докторской диссертацией, настоящий Закон предусматривает две льготы:
  1) предоставление отпуска с сохранением заработной платы продолжительностью шесть месяцев;
  2) переведение соискателей на должности научных работников на срок до двух лет.
  Согласно настоящему Закону порядок предоставления отпусков соискателям для завершения работы над докторской диссертацией устанавливается положением об аспирантах, докторантах, соискателях. Однако такой порядок пока не установлен. На практике такие отпуска предоставляются приказом ректора вуза или руководителя научной организации на основании рекомендации ученого (научно - технического) совета. Рекомендация принимается на основе ходатайства кафедры (отдела, сектора, лаборатории) и заключения одного - двух членов совета, предварительно ознакомившихся с подготовленной диссертацией и заключением кафедры (отдела, сектора, лаборатории).
  На должности научных сотрудников сроком до двух лет для подготовки докторской диссертации чаще всего переводятся преподаватели вузов, имеющие ученую степень кандидата наук и значительные результаты научных исследований. Перевод осуществляется по заявлению претендента на должность научного сотрудника. К заявлению прилагается развернутый план докторской диссертации с указанием сроков ее выполнения, а также список опубликованных научных работ. Решение о переводе принимает ректор вуза на основании заключения соответствующей кафедры и представленных кандидатом документов.
  За период пребывания на должности научного сотрудника кандидат наук должен завершить работу над докторской диссертацией и осуществить ее предварительную экспертизу. По просьбе преподавателей, переведенных на должность научного сотрудника, им может быть предоставлена командировка в другой вуз или научную организацию для проведения диссертационного исследования.
  Вузы и научные организации, давшие согласие на прикомандирование научного сотрудника, обеспечивают его научными консультациями, осуществляют контроль за его работой, несут все расходы, связанные с проведением научного исследования, и предоставляют благоустроенное жилье.
  Перевод преподавателей на должности научных сотрудников для подготовки докторской диссертации осуществляется в пределах имеющихся в вузах средств на оплату труда. В соответствии с ч. 13 ст. 19 настоящего Закона должностные оклады преподавателей, переведенных на должности научных сотрудников, сохраняются. П. 32 Положения о подготовке научно - педагогических и научных кадров в Российской Федерации, согласно которому должностные оклады преподавателей, переведенных на должности научных сотрудников, тарифицируются на уровне окладов научных сотрудников в соответствии с Единой тарифной сеткой по оплате труда работников бюджетной сферы и научного обслуживания, утратил силу. Одновременно вузам предоставляется право за счет бюджетных и внебюджетных средств устанавливать надбавки к должностным окладам научных сотрудников без ограничения их предельных размеров.
  По истечении года научные сотрудники представляют ученому совету вуза, в штате которого они состоят, отчет о ходе работы над диссертацией. По результатам отчета ученый совет принимает решение с рекомендацией продлить срок пребывания их в должности научных сотрудников на следующий годичный срок или о возвращении на преподавательскую работу. Преподаватели, прикомандированные к другим вузам или научным организациям, представляют научный отчет ученому (научно - техническому) совету вуза или научной организации по месту прикомандирования. Заключение ученого (научно - технического) совета направляется в вуз, в штате которого состоит преподаватель, переведенный на должность научного сотрудника. Ученый совет этого вуза принимает окончательное решение о дальнейшем пребывании преподавателя в занимаемой должности научного сотрудника.
  Научный сотрудник, досрочно отозванный на педагогическую работу, может быть восстановлен в должности научного сотрудника ректором вуза на оставшийся срок.
  За преподавателями, переведенными на должность научного сотрудника, сохраняется право возвращения в вуз на преподавательскую работу. На период пребывания преподавателей на должности научного сотрудника ректор имеет право замещать их преподавательские должности другими лицами по срочному трудовому договору (контракту).
  Следует учитывать, что положения настоящего Закона, предусматривающие перевод соискателей, работающих над докторскими диссертациями, на должности научных работников, носят универсальный характер и не ограничиваются только вузами. Право на такой перевод принадлежит любому соискателю, имеющему значительные научные результаты по актуальным социально - экономическим проблемам или приоритетным направлениям фундаментальных научных исследований, независимо от места его работы. На должности научных сотрудников для завершения работы над докторскими диссертациями могут переводиться государственные служащие, работники предприятий, организаций, учреждений. Однако реализация этого важного права человека в настоящее время осложняется отсутствием соответствующего раздела в Положении о подготовке научно - педагогических и научных кадров в Российской Федерации от 31 мая 1995 г. N 3.
 
  Статья 20. Работники высших учебных заведений
 
  1. В высших учебных заведениях предусматриваются должности научно - педагогического (профессорско - преподавательский состав, научные работники), инженерно - технического, административно - хозяйственного, производственного, учебно - вспомогательного и иного персонала.
  К профессорско - преподавательским относятся должности декана факультета, заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя, ассистента.
  2. Замещение всех должностей научно - педагогических работников в высшем учебном заведении, за исключением должностей декана факультета и заведующего кафедрой, производится по трудовому договору (контракту), заключаемому на срок до пяти лет. При замещении должностей научно - педагогических работников заключению трудового договора (контракта) предшествует конкурсный отбор. Положение о порядке замещения указанных должностей утверждается федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием.
  Должности декана факультета, заведующего кафедрой являются выборными. Порядок выборов на указанные должности определяется уставами высших учебных заведений.
  3. В государственных и муниципальных высших учебных заведениях должности ректоров, проректоров, деканов факультетов, заведующих кафедрами, руководителей филиалов и институтов замещаются лицами в возрасте не старше шестидесяти пяти лет независимо от времени заключения трудовых договоров (контрактов). Лица, занимающие указанные должности и достигшие данного возраста, переводятся с их согласия на иные должности, соответствующие их квалификации.
  Проректоры принимаются на работу по срочному трудовому договору (контракту). Срок окончания срочного трудового договора (контракта), заключаемого проректором с высшим учебным заведением, совпадает со сроком окончания полномочий ректора.
  По представлению ученого совета высшего учебного заведения учредитель (учредители) вправе продлить срок пребывания в должности ректора до достижения им возраста семидесяти лет.
  Для других должностей, предусмотренных настоящим пунктом, продление указанного срока до достижения возраста семидесяти лет может осуществляться ректором по представлению ученого совета высшего учебного заведения.
  4. Научно - педагогические работники высшего учебного заведения имеют право:
  1) в установленном порядке избирать и быть избранными в ученый совет высшего учебного заведения;
  2) участвовать в обсуждении и решении вопросов, относящихся к деятельности высшего учебного заведения;
  3) пользоваться бесплатно услугами библиотек, информационных фондов, учебных и научных подразделений, а также услугами социально - бытовых, лечебных и других структурных подразделений высшего учебного заведения в соответствии с его уставом и (или) коллективным договором;
  4) определять содержание учебных курсов в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего и послевузовского профессионального образования;
  5) выбирать методы и средства обучения, наиболее полно отвечающие их индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество учебного процесса;
  6) обжаловать приказы и распоряжения администрации высшего учебного заведения в установленном законодательством порядке;
  7) на организационное и материально - техническое обеспечение своей профессиональной деятельности.
  5. Научно - педагогические работники высшего учебного заведения обязаны:
  1) обеспечивать высокую эффективность педагогического и научного процессов;
  2) соблюдать устав высшего учебного заведения;
  3) формировать у обучающихся профессиональные качества по избранному направлению подготовки (специальности), гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;
  4) развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности;
  5) систематически заниматься повышением своей квалификации.
  6. Научные работники высшего учебного заведения имеют право выбирать методы и средства проведения научных исследований, отвечающие мерам безопасности, наиболее полно соответствующие их индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество научного процесса. Научные работники обязаны соблюдать устав высшего учебного заведения.
  7. Права и обязанности административно - хозяйственного, инженерно - технического, производственного, учебно - вспомогательного и иного персонала высшего учебного заведения определяются законодательством о труде Российской Федерации, уставом высшего учебного заведения, правилами внутреннего распорядка высшего учебного заведения и должностными инструкциями.
 
  Комментарий к статье 20
 
  1. В соответствии со ст. 32 Федерального закона "Об образовании" вуз самостоятелен в осуществлении подбора и расстановки кадров. Вуз самостоятельно определяет штатное расписание, распределяет должностные обязанности. Порядок приема на работу в вуз работников инженерно - технического, административно - хозяйственного, производственного, учебно - вспомогательного и иного персонала определяется КЗоТом РФ и не имеет особенностей. В то же время статус научно - педагогического (профессорско - преподавательского, научного) персонала имеет свои особенности. Таких особенностей несколько.
  Прежде всего все лица на должности научно - педагогических работников принимаются по трудовому договору (контракту), заключаемому на срок до пяти лет.
  Трудовому договору (контракту) предшествует конкурсный отбор. Положение о порядке замещения должностей преподавательского состава государственных высших учебных заведений РФ было утверждено Приказом Госкомвуза РФ от 15 сентября 1993 г. N 207 (РВ, 1993, 30 сентября).
  О конкурсном отборе претендентов объявляется в периодической печати или в других средствах массовой информации.
  Объявление должно содержать условия конкурса, такие, как квалификационные требования. Одновременно сообщение о конкурсном отборе вывешивается на доске объявлений вуза или доводится до сведения коллектива другими доступными способами. Срок подачи заявления на конкурс устанавливается в один месяц со дня объявления конкурса.
  У претендента есть право ознакомиться с Положением, условиями контракта и присутствовать на заседании ученого совета, на котором будут рассматривать его кандидатуру.
  Контракт заключается с претендентом, набравшим более 50% голосов присутствующих на заседании членов ученого совета вуза (факультета) при наличии кворума - не менее 2/3 от числа списочного состава ученого совета.
  При получении равного количества голосов проводится повторное голосование на том же заседании совета.
  Решение ученого совета принимается тайным голосованием. Решению ученого совета предшествует рассмотрение кандидатур на заседании кафедры. Рекомендация кафедры доводится до сведения членов ученого совета.
  Если ни один из претендентов не набрал более 50% голосов, то конкурс считается несостоявшимся.
  Контракт заключается без проведения конкурсного отбора в следующих случаях:
  - во вновь открываемых вузах до начала работы ученого совета вуза;
  - по усмотрению ректора сроком до одного года. Повторное заключение такого контракта или его продление не допускается.
  Должности декана факультета, заведующего кафедрой являются выборными. Порядок выборов определяется уставом вуза. Например, согласно Уставу Санкт - Петербургского государственного технологического университета факультет возглавляет декан, избираемый на 5 лет ученым советом факультета из числа наиболее квалифицированных и авторитетных специалистов, имеющих ученую степень или звание, утверждаемый в должности ректором СП(б)ГТУ. Организует проведение выборов декана комиссия из ведущих сотрудников факультета, назначаемая ректором. Кандидатуру на должность декана могут выдвигать группа заведующих кафедрами и профессоров СП(б)ГТУ, коллективы кафедр.
  Должности ректоров, проректоров, деканов факультетов, заведующих кафедрами, руководителей филиалов и институтов замещаются лицами в возрасте не старше шестидесяти лет, независимо от времени заключения трудовых договоров (контрактов).
  Как только лицам, занимающим перечисленные должности, исполнится 60 лет, они должны быть переведены с их согласия на иные должности, соответствующие их квалификации. При отказе от перевода трудовой договор (контракт) расторгается, за исключением случая, когда по представлению ученого совета вуза учредитель продлевает срок пребывания в должности ректора до достижения семидесяти лет. По остальным должностям срок продлевает ректор по представлению ученого совета.
  Пребывание на должностях ректора, проректоров, декана, заведующего кафедрой в возрасте свыше 70 лет является грубым нарушением п. 3 ст. 20 Закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".
  Ректор не имеет права назначать деканов и заведующих кафедрами своим приказом, без проведения выборов.
  Ч. 4 ст. 20 настоящего Закона устанавливает права и обязанности научно - педагогических работников вуза. Кроме перечисленных, они могут быть расширены в правилах внутреннего распорядка вуза. При совершенствовании этих правил целесообразно использовать рекомендацию ЮНЕСКО государствам - членам о статусе преподавательских кадров высших учебных заведений, принятую в 1995 г.
  В соответствии с этой рекомендацией преподавание в сфере высшего образования является формой общественной службы, которая требует от лиц, осуществляющих преподавательскую деятельность, глубоких теоретических знаний, специализированных навыков, приобретенных и поддерживаемых благодаря упорной учебе и исследовательской деятельности. Преподавание требует также чувства личной ответственности преподавателя и учреждения за образование и благосостояние учащихся и соответствия высоким профессиональным требованиям, предъявляемым научной работе, исследовательской деятельности.
  Под научной работой преподавателя понимаются процессы, посредством которых он постоянно обновляет знания по своему предмету или готовит научные публикации, развивает и совершенствует свою деятельность в качестве преподавателя по своей дисциплине.
  Исследовательская деятельность - оригинальные исследования в области естественных или социальных наук, культуры или образования, предполагающие тщательные, упорядоченные изыскания на основе критического подхода с использованием различных приемов и методов, зависящих от характера и условий поставленных проблем, которые направлены на уточнение и (или) решение этих проблем.
  Кроме того, преподаватели осуществляют и консультативно - лекторскую работу, которая состоит в оказании услуг за пределами учебного заведения для обслуживания самых разных сообществ в государстве или регионе, которые считаются районом, охватываемым данным учебным заведением. Подобные услуги могут быть самыми разнообразными, в частности, внеучрежденческое, постоянное и дистанционное образование, обеспечиваемое посредством организации вечерних занятий, краткосрочных курсов и семинаров.
  Под преподавательскими кадрами вузов понимаются все лица в учебных заведениях или программах высшего образования, которые в течение полного или неполного рабочего дня занимаются преподаванием и (или) научной работой и (или) исследованиями, включая тех, кто предоставляет образовательные услуги учащимся или широким массам с помощью кинофильмов, видеофильмов, телевидения или радио, через компьютерные системы, библиотеки или путем консультирования.
  Каждый преподаватель в своей деятельности должен постоянно учитывать цели в области образования и максимально способствовать их реализации. Это прежде всего всестороннее развитие личности и прогресса общества.
  Для выполнения своих функций преподавательские кадры высших учебных заведений должны быть защищены от политического и экономического давления.
  Кроме прав, перечисленных в ч. 4 ст. 20, научно - педагогические работники вузов согласно п. 78 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования РФ имеют право не только на избрание в ученый совет, но и во все другие органы управления высшего учебного заведения.
  Научно - педагогические работники вузов имеют также следующие права: на длительный отпуск сроком до одного года через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы (порядок и условия предоставления данного отпуска определяются уставом и учредителем, в частности, учредитель решает вопрос и его решение закрепляется в уставе вуза об оплате этого отпуска); на получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение книг и периодических изданий в размере полутора минимальных размеров оплаты труда (сумма денежной компенсации согласно ст. 55 Закона РФ "Об образовании"). Если преподаватель работает в одном вузе на полторы ставки, то такое пособие ему выплачивается и за полставки, но только в том случае, если на полставки он ведет другой предмет. Это право вуз может признать и за почасовниками, которым так же, как и совместителям, пособие целесообразно выплачивать в полном размере, учитывая, что согласно п. 62 Рекомендации государствам - членам о статусе преподавательских кадров высших учебных заведений преподавательские кадры, работающие регулярно на неполной ставке, должны пользоваться теми же основными условиями занятости, что и преподавательские кадры высших учебных заведений, работающие на полной ставке.
  Вузы должны принимать меры для активного содействия взаимообогащающему обмену идеями и информацией между преподавательскими кадрами высших учебных заведений во всем мире, что имеет важное значение для эффективного развития высшего образования и исследовательской деятельности. Для этого целесообразно участвовать в российских и международных форумах, связанных с высшим образованием или исследовательской деятельностью.
  В Положении об учебной нагрузке профессорско - преподавательского состава и нормах времени на виды работ вуза целесообразно, по примеру Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации (Приказ N 125 от 13.02.97), отнести к учебной нагрузке выступление на международных конференциях - 40 часов, за сообщение - 20 часов, на российских конференциях - соответственно республиканских, областных - 30 - 15, на внутриакадемических (внутривузовских) - соответственно 20 - 10.
  Подготовка индивидуальных или коллективных трудов - до 60 часов за 1 п.л. каждому автору. Научное редактирование коллективных монографий, учебников, сборников, статей - от 5 до 10 часов за 1 п.л. Разработка новых текстов лекций, рекомендованных к изданию, - до 60 часов за 1 п.л., за подготовку учебно - методического пособия - до 60 часов.
  Многие стороны деятельности работников высших учебных заведений регулируются моральными нормами, входящими в кодексы вузов по вопросам этики, которыми работники руководствуются в преподавательской, научной, исследовательской и служебной деятельности.
  Такие кодексы целесообразно разработать во всех вузах.
  Качество работы вузов зависит от того, насколько обеспечены права и свободы преподавательских кадров. За всеми преподавателями признаются индивидуальные права и свободы: гражданские права, академическая свобода, право на публикацию и международный обмен информацией.
  В вузе не должны ограничиваться гражданские, политические, социальные и культурные права, признанные на международном уровне.
  Преподаватель имеет право содействовать социальным изменениям путем свободного выражения своего мнения о государственной политике и политике, затрагивающей высшее образование.
  Преподаватели имеют право на свободу преподавания и обсуждения, свободу проведения исследований и публикацию их результатов; на свободное выражение своих мнений в отношении учреждения или системы, в которой они работают, на свободу от институциональной цензуры и свободу участия в профессиональных или представительных академических органах.
  Преподаватель пользуется правом на преподавание без какого-либо вмешательства при условии соблюдения признанных профессиональных принципов, включая профессиональную ответственность и интеллектуальность в отношении норм и методов преподавания.
  Нельзя требовать от преподавателя проводить обучение вопреки его знаниям и совести или принуждать его использовать учебные программы и методы, противоречащие национальным и международным нормам, действующим в области прав человека.
  Преподаватели имеют право на профессиональную деятельность вне своей работы и прежде всего деятельность, которая повышает их профессиональные знания и навыки или позволяет применять свои знания для решения проблем, стоящих перед обществом, при условии, что такая деятельность не противоречит их основным обязательствам перед вузом в отношении преподавания.
  Работники вуза обязаны уважать академическую свободу других сотрудников, вести честное обсуждение противоположных мнений.
  Академическая свобода связана с обязанностью использовать ее в соответствии с долгом ученых проводить исследование на основе честного поиска истины.
  Преподавательская, исследовательская, научная работа должна проводиться в полном соответствии с этическими и профессиональными нормами. Она должна быть нацелена на решение современных проблем при сохранении исторического и культурного наследия.
  К конкретным обязанностям преподавателей, которые вузы включают в его устав, правила внутреннего распорядка и которые общепризнаны во всем мире, относятся:
  - эффективно обучать студентов; быть честным и справедливым в отношении студентов как мужского, так и женского пола; одинаково обращаться со студентами всех рас и религий; поощрять свободный обмен идеями между преподавателями и студентами, а также направлять учебу студентов;
  - проводить научную работу и распространять результаты этой работы, уделяя должное внимание доказательности, беспрепятственности суждений и добросовестности при сообщении результатов;
  - соблюдать этику научных исследований в отношении человека, животных, наследия или окружающей среды;
  - уважать и признавать ценность научной работы своих коллег и студентов и, в частности, обеспечивать, чтобы в число авторов публикуемых работ входили все и только те, кто внес в них существенный вклад и разделяет ответственность за содержание публикации;
  - воздерживаться от использования конфиденциальной информации;
  - быть честным и беспристрастным при проведении профессиональной оценки своих коллег и студентов;
  - избегать введения общественности в заблуждение своей профессиональной экспертной оценкой;
  - стремиться к достижению самых высоких стандартов в своей профессиональной работе.
  Согласно ст. 56 Закона РФ "Об образовании" работник вуза может быть уволен за повторное грубое нарушение устава вуза.
  Во всем мире в вузах грубым нарушением признается: систематическое пренебрежение должностными обязанностями; подделка или фальсификация результатов научных исследований; серьезные финансовые нарушения; сексуальные или другие домогательства в отношении учащихся, коллег или других представителей академического сообщества; высказывание серьезных угроз в их адрес; извлечение незаконной выгоды из учебного процесса, в том числе фальсификация свидетельств, дипломов и степеней в обмен на денежное вознаграждение и т.д.
  В вузе основным структурным подразделением является кафедра. Положение заведующего кафедрой имеет важное значение и по-разному определяется в разных вузах. Каждый вуз, согласно п. 63 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, разрабатывает и утверждает положение о кафедре в порядке, предусмотренном его уставом.
  Например, Устав Ульяновского государственного университета в п. 9.10 (кафедра УлГУ) определяет кафедру как основное учебно - научное, структурное подразделение.
  Устав Санкт - Петербургского государственного технического университета определяет кафедру в п. 3.19 как первичное структурное подразделение.
  Заведующий кафедрой, по уставу УлГУ: планирует и организует работу кафедры, руководит ее текущей деятельностью; предлагает штатный состав кафедры в пределах имеющегося фонда оплаты труда; представляет в ректорат совместно с деканом контракт о найме на работу сотрудников кафедры; созывает заседание кафедры; председательствует на ее заседаниях, утверждает решение кафедры, выносит на заседание кафедры основные вопросы ее деятельности, в том числе предложения о форме привлечения к работе на кафедре сотрудников и размерах оплаты их труда; ежегодно представляет отчет о деятельности кафедры; предлагает кандидатуры на внештатную должность заместителя заведующего кафедрой; представляет кафедру на факультете, в университете, а также в сторонних организациях; несет персональную ответственность перед коллективом кафедры, деканом, ученым советом факультета, ученым советом университета и ректором за результаты своей деятельности, деятельности кафедры.
  На заседаниях кафедры рассматриваются и утверждаются: все формы и методы обучения и виды учебных занятий, предусмотренные учебными планами, в том числе учебная нагрузка преподавателей; мероприятия по организации воспитательной работы со студентами; учебные программы и планы по дисциплинам кафедры; учебники, учебные и наглядные пособия, учебно - методическая литература; все виды научно - исследовательской деятельности кафедры; индивидуальные планы учебной, научной, методической и другой работы сотрудников кафедры; связи с промышленными и другими предприятиями для организации взаимовыгодного всестороннего сотрудничества и распространения передового опыта; расходование кафедрой имеющихся в ее распоряжении средств на научные, учебные и социальные нужды; направления в зарубежные командировки, на стажировки ФПК, в пределах имеющихся в распоряжении кафедры средств; кандидатуры в члены Ученого совета УлГУ или Совета факультета, выдвигаемые от кафедры и др.
  Закон относит заведующего кафедрой к профессорско - преподавательским кадрам, в то же время он руководитель структурного подразделения.
  Развитие статуса заведующего кафедры - важнейший путь повышения качества работы вуза. К основным функциям заведующего кафедрой можно отнести следующие: подбор кадров; работа с резервом на замещение должностей на кафедре; организация работы кафедры, включая управление учебной, научной работой; организация повышения квалификации.
  Заведующего кафедрой целесообразно отнести к администрации вуза. Как известно, администратору подчинен хотя бы один работник; он наделен дисциплинарной властью; он организует учебную и научную работу.
  Исходя их этих основ целесообразно выплачивать заработную плату заведующему кафедрой за организационную работу в размере, превышающем оклад профессора, например, на 50%. В этом случае рабочее время заведующего кафедры в соответствии со ст. 55 Закона РФ "Об образовании" должно быть не более 36 часов в неделю. Например, можно было бы установить 24-часовую рабочую неделю, создав условия для его работы, и, прежде всего, предоставить заведующему отдельный кабинет. Заведующий кафедрой может совмещать свою работу с работой профессора на четверть, половину или полную ставку с соответствующей оплатой.
  Кроме того, для того чтобы заведующий кафедрой мог эффективно выполнять свои функции, его целесообразно наделить дисциплинарной властью и эти правомочия записать в уставе вуза, правилах внутреннего трудового распорядка. Заведующему кафедрой можно предоставить следующие полномочия: издавать распоряжения; объявлять замечание работникам кафедры за нарушение трудовой дисциплины; объявлять благодарность с занесением ее в трудовую книжку; давать обязательные указания работникам кафедры в пределах их должностных обязанностей; оценивать работу сотрудников кафедры; проверять качество выполнения обязанностей работниками кафедры.
  В соответствии с п. 56 Рекомендации государствам - членам о статусе преподавательских кадров высших учебных заведений рабочая нагрузка преподавательских кадров должна быть обоснованной и справедливой, позволяя им эффективно выполнять свои функции и обязанности по отношению к обучающимся, а также свои обязательства в области научной работы и исследований.
  Например, Российская академия государственной службы при Президенте России установила на 1996 - 97 учебный год учебную нагрузку на одного преподавателя в объеме 500 часов, что, видимо, наиболее разумно, так как нагрузка позволяет преподавателю выполнять все свои функции. Превышение нагрузки приводит к снижению качества преподавания.
  Для определения нагрузки преподавателя необходимо уточнить соотношение преподавателей и студентов. Например, Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 1997 г. N 1379 "О Санкт - Петербургском государственном университете" установлено следующее соотношение - один преподаватель на четырех студентов дневной формы обучения (РГ, 1993, 13 ноября).
  Такое соотношение целесообразно ввести в настоящий Закон.
  На работников вузов распространяются права, обязанности, которые закреплены в следующих международных нормативных правовых актах, принятых Организацией Объединенных Наций:
  - Всеобщая декларация прав человека, 1948 г.;
  - Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения, взаимопонимания между народами, 1965 г.;
  - Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, 1965 г.;
  - Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах, 1966 г.;
  - Международный пакт о гражданских и политических правах, 1966 г., и факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, 1966 г.;
  - Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, 1975 г.;
  - Декларация о правах инвалидов, 1975 г.;
  - Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, 1979 г.;
  - Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений, 1981 г.;
  - Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, 1984 г.
  Акты ЮНЕСКО:
  - Международная Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования, 1960 г., и Протокол к ней, 1962 г.;
  - Рекомендация о борьбе с дискриминацией в области образования, 1960 г.;
  - Рекомендация о положении учителей, 1966 г.;
  - Рекомендация о воспитании в духе международного взаимопонимания, сотрудничества и мира и воспитания в духе уважения прав человека и основных свобод, 1974 г.;
  - Рекомендация о статусе научно - исследовательских работников, 1974 г.;
  - Пересмотренная рекомендация о техническом и профессиональном образовании, 1974 г.;
  - Декларация о расе и расовых предрассудках, 1978 г.;
  - Конвенция о техническом и профессиональном образовании, 1989 г.;
  - Рекомендация о признании учебных курсов и свидетельств о высшем образовании, 1993 г.
  Акты Международной Организации труда:
  - Конвенция (N 95) об охране заработной платы, 1949 г.;
  - Конвенция (N 87) о свободе ассоциации и защите права на организацию, 1948 г.;
  - Конвенция (N 98) о праве на организацию и на ведение коллективных переговоров, 1949 г.;
  - Конвенция (N 100) о разовом вознаграждении, 1951 г.;
  - Конвенция (N 102) о минимальных нормах социального обеспечения, 1952 г.;
  - Конвенция (N 103) об охране материнства (пересмотренная), 1952 г.;
  - Рекомендация (N 95) об охране материнства, 1952 г.;
  - Конвенция (N 111) о дискриминации в области труда и занятий, 1958 г.;
  - Конвенция (N 118) о равноправии в области социального обеспечения, 1962 г.;
  - Конвенция (N 130) о медицинской помощи и пособиях по болезни, 1969 г.;
  - Рекомендация (N 162) о пожилых трудящихся, 1980 г.;
  - Конвенция (N 158) о прекращении трудовых отношений, 1982 г.;
  - Конвенция (N 156) о трудящихся с семейными обязанностями, 1981 г.;
  - Рекомендация (N 163) о коллективных переговорах, 1981 г.;
  - Конвенция (154) о коллективных переговорах, 1981 г.;
  - Рекомендация (N 143) о представительстве трудящихся, 1971 г. и др.
  Это и другие Конвенции:
  - ЮНЕСКО, Всемирная Конвенция об авторском праве, 1952 г., пересмотренная в 1971 г.;
  - Всемирная организация интеллектуальной собственности, Бернская Конвенция об охране литературных и художественных произведений, 1971 г.
 
  Статья 21. Подготовка и повышение квалификации научно - педагогических работников
 
  1. Подготовка научно - педагогических работников осуществляется в аспирантуре и докторантуре высших учебных заведений, научных учреждений или организаций, а также путем прикрепления к указанным учреждениям или организациям соискателей для подготовки и защиты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук или доктора наук либо путем перевода педагогических работников на должности научных работников для подготовки диссертаций на соискание ученой степени доктора наук.
  2. Государство гарантирует создание необходимых условий для повышения квалификации не реже чем один раз в пять лет научно - педагогических работников государственных высших учебных заведений и научно - педагогических работников государственных научных учреждений и организаций, действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования, выделяя на эти цели необходимые средства за счет федерального бюджета.
  Повышение квалификации научно - педагогических работников может осуществляться также по договорам, заключенным физическими и (или) юридическими лицами с высшими учебными заведениями и научными организациями или учреждениями, за счет средств физических и (или) юридических лиц.
  3. Порядок, виды и формы повышения квалификации в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
 
  Комментарий к статье 21
 
  Статья называет три способа подготовки научно - педагогических работников: в аспирантуре, докторантуре; прикрепление соискателей для подготовки и защиты диссертации; перевод педагогических работников на должности научных работников для подготовки диссертаций на соискание ученой степени доктора наук (см. комментарий к ст. 19).
  Вузы обязаны не реже чем один раз в пять лет организовывать повышение квалификации всех без исключения научно - педагогических работников. Неисполнение этой обязанности является грубейшим нарушением прав научно - педагогических работников и в целом приводит к снижению качества работы вуза. В то же время кроме этой формы повышения квалификации научно - педагогические работники вправе повышать свою квалификацию за счет собственных средств.
 
  Статья 22. Ученые звания
 
  1. В Российской Федерации устанавливаются ученые звания профессора и доцента.
  2. Ученое звание профессора может быть присвоено лицу, имеющему, как правило, ученую степень доктора наук, ведущему преподавательскую, научную и методическую работу в области высшего и послевузовского профессионального образования.
  3. Ученое звание доцента может быть присвоено лицу, имеющему, как правило, ученую степень кандидата наук, ведущему преподавательскую, научную и методическую работу в высших учебных заведениях.
 
  Комментарий к статье 22
 
  Система ученых званий, действовавшая в Советском Союзе, полностью воспроизводится и закрепляется ст. 22 настоящего Закона. В Российской Федерации устанавливаются два ученых звания: профессора и доцента.
  К соискателям ученого звания профессора предъявляются два требования:
  1) наличие ученой степени доктора наук;
  2) ведение преподавательской, научной и методической работы в области высшего и послевузовского профессионального образования. Однако оба требования не являются всеобщими.
  Действующее законодательство РФ предусматривает три исключения из общего порядка получения ученого звания профессора:
  1) для кандидатов наук, читающих курс лекций на высоком методическом и научном уровне и имеющих значительные успехи в научной деятельности и подготовке аспирантов;
  2) для не имеющих ученой степени деятелей искусства, художников, архитекторов, художников монументально - декоративного, декоративно - прикладного и промышленного искусства, специалистов в области физкультуры и спорта, ведущих занятия в высших учебных заведениях или образовательном учреждении повышения квалификации;
  3) для докторов наук, работающих в научных, научно - исследовательских организациях и подготовивших не менее пяти учеников, получивших ученые степени.
  Однако докторам наук, ведущим педагогическую и иную работу в средних профессиональных и общеобразовательных учебных заведениях, не может быть присвоено ученое звание профессора по кафедре.
  Исчерпывающий перечень лиц и требований, которым должен удовлетворять соискатель ученого звания профессора, закреплен Положением о порядке присвоения ученых званий научно - педагогическим работникам образовательных учреждений высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 611 (СЗ РФ, 1995, N 27. Ст. 2581) (далее - Положение от 26 июня 1995 г.), и Положением о порядке присуждения научным и научно - педагогическим работникам ученых степеней и присвоения научным работникам ученых званий, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24 октября 1994 г. N 1185 (далее - Положение от 24 октября 1994 г.) (СЗ РФ, 1994, N 27. Ст. 2898).
  Согласно ст. 5 Положения от 26 июня 1995 г. ученое звание профессора по кафедре может быть присвоено докторам наук, занимающим должности профессора, заведующего (начальника) кафедрой, заместителя заведующего (начальника) кафедрой, декана (начальника) факультета, заместителя декана (начальника) факультета, ректора (начальника), проректора (заместителя начальника) высших учебных заведений или образовательных учреждений повышения квалификации и успешно проработавшим в этих должностях не менее календарного года, если указанные лица читают курс лекций на высоком методическом и научном уровне и их стаж педагогической работы в высшем учебном заведении или образовательном учреждении повышения квалификации составляет не менее пяти лет, а также, как правило, если они на момент подачи соответствующего ходатайства:
  являются авторами не менее трех учебно - методических работ или учебного пособия, изданных в течение последних трех лет;
  являются авторами не менее трех научных работ или монографии (главы в монографии), изданных в течение последних трех лет;
  имеют аспирантов или соискателей.
  Таким образом, в соответствии с Положением от 26 июня 1995 г. ученое звание профессора присваивается лицам, которые наряду с дипломом доктора наук имеют весьма высокие результаты в сфере педагогической, научной и методической деятельности. В числе обязательных требований к соискателям ученого звания профессора называются:
  1) занятие должности профессора либо руководящей должности на уровне кафедры, факультета или вуза;
  2) чтение курса лекций;
  3) обеспечение высокого методического и научного уровня преподавания курса;
  4) наличие стажа педагогической работы не менее пяти лет;
  5) нахождение в профессорско - преподавательской должности, дающей право на получение ученого звания профессора, не менее одного года;
  6) издание в течение трех последних лет трех учебно - методических работ, или учебного пособия, или трех научных работ, или монографии (главы в монографии).
  При отсутствии названных публикаций или их нужного количества соискатель ученого звания профессора должен иметь двух и более аспирантов или соискателей.
  Положение от 26 июня 1995 г. не называет занятие должности профессорско - преподавательского состава по конкурсу в качестве обязательного условия получения ученого звания профессора, а также и доцента. Этого требует ч. 2 ст. 20 Федерального закона о высшем образовании. Тем самым как бы предполагается, что иным способом занять профессорско - преподавательскую должность не представляется возможным. Однако в настоящее время нередки случаи, когда должности профессорско - преподавательского состава замещаются без конкурса, с нарушением ст. 20 Федерального закона о высшем образовании.
  Могут ли лица, занявшие профессорско - преподавательскую должность без конкурса, претендовать на ученое звание профессора или доцента? Решение этого вопроса, по нашему мнению, зависит от позиции ученого совета образовательного учреждения. Ни Положение от 26 июня 1995 г., ни принятая в его развитие Инструкция не требуют предоставления сведений о прохождении конкурса на замещение соответствующей профессорско - преподавательской должности в числе обязательных данных о соискателе на ученое звание профессора или доцента, подлежащих направлению в Министерство общего и высшего профессионального образования РФ для получения аттестата профессора или доцента.
  В порядке исключения ученое звание профессора по кафедре может быть присвоено кандидатам наук. Для этого необходимо иметь более высокие педагогические и научные результаты по сравнению с соискателем этого звания, имеющим степень доктора наук.
  Кандидат наук, претендующий на ученое звание профессора, должен:
  1) занимать должности профессора, заведующего (начальника) кафедрой, заместителя заведующего (начальника) кафедрой, декана (начальника) факультета, заместителя декана (начальника) факультета, ректора (начальника), проректора (заместителя начальника) высших учебных заведений или образовательных учреждений повышения квалификации;
  2) успешно проработать в этих должностях два календарных года;
  3) читать курс лекций на высоком методическом и научном уровне;
  4) иметь стаж педагогической работы в высшем учебном заведении или образовательном учреждении повышения квалификации не менее десяти лет.
  Кроме того, соискатель, как правило, на момент подачи соответствующего ходатайства должен иметь ученое звание доцента по кафедре, а также быть автором учебника (учебного пособия) или соавтором не менее трех учебников (учебных пособий) для высших учебных заведений, образовательных учреждений повышения квалификации, общеобразовательных учреждений или учреждений начального и среднего профессионального образования, рекомендованных к использованию в сфере образования Минобразованием России, другими министерствами и ведомствами Российской Федерации и изданных в течение последних десяти лет.
  При отсутствии названных учебников или учебных пособий кандидат наук должен иметь не менее пяти научных работ или монографии (главы в монографии), изданных в течение последних трех лет, либо подготовить не менее двух кандидатов наук и иметь аспирантов и соискателей.
  Ученое звание профессора по кафедре может быть присвоено деятелям искусства, художникам, архитекторам, художникам монументально - декоративного, декоративно - прикладного и промышленного искусства (дизайна), специалистам физической культуры и спорта при условии, что они занимают должности профессора, заведующего (начальника) кафедрой, заместителя заведующего (начальника) кафедрой, декана (начальника) факультета, заместителя декана (начальника) факультета, ректора (начальника), проректора (заместителя начальника) высших учебных заведений или образовательных учреждений повышения квалификации; успешно проработали в этих должностях не менее календарного года; ведут занятия на высоком творческом и методическом уровне; имеют стаж педагогической работы в высшем учебном заведении или образовательном учреждении повышения квалификации не менее десяти лет. Кроме того, эта категория профессорско - преподавательского состава, как правило, должна иметь ученое звание доцента и значительные успехи в педагогической либо творческой деятельности.
  Для получения ученого звания профессора от деятелей искусства требуются значительные личные достижения в своей области творчества либо успешный опыт руководства творческими классами, мастерскими или лабораториями либо наличие учеников, достигших творческих успехов. Художники, архитекторы, художники монументально - декоративного, декоративно - прикладного и промышленного искусства (дизайна) могут получить ученое звание профессора при условии успешного руководства творческими классами, группами или мастерскими, курсовыми и дипломными работами либо при наличии не менее трех учеников, удостоенных почетных званий Российской Федерации или являющихся лауреатами (дипломантами) международных и всероссийских конкурсов, смотров и фестивалей.
  Специалисты физической культуры и спорта должны воспитать не менее трех учеников - чемпионов или призеров Олимпийских игр, мира, Европы или Российской Федерации (для тренеров) либо подготовить не менее трех учебно - методических работ или учебное пособие, изданные за последние три года.
  Ученое звание профессора может быть присвоено также научным работникам, успешно сочетающим исследовательскую работу с подготовкой научных и научно - педагогических кадров. В связи с тем, что в научных организациях нет кафедр, научным работникам присваивается звание профессора по специальности, в которой они имеют достижения, необходимые для получения этого научного звания.
  В соответствии с п. 44 Положения от 24 октября 1994 г. соискатель ученого звания профессора по специальности должен удовлетворять следующим требованиям:
  1) иметь ученую степень доктора наук;
  2) работать в научных, научно - исследовательских и научно - производственных организациях и занимать должности ведущего научного сотрудника, главного научного сотрудника, заведующего (начальника) научно - исследовательским отделом (отделением, сектором, лабораторией), ученого секретаря, научного руководителя или консультанта, заместителя директора, директора;
  3) обладать научным стажем не менее пяти лет;
  4) успешно проработать в названных должностях не менее года;
  5) иметь, как правило, не менее пяти учеников, которым присуждены ученые степени и у которых они являлись научными руководителями или научными консультантами; подготовить и опубликовать печатные научные работы после защиты докторской диссертации.
  Положение от 26 июня 1995 г. предусматривает возможность присвоения ученого звания профессора при отсутствии требуемого общего педагогического стажа и с соблюдением остальных условий следующим лицам:
  крупным специалистам в соответствующей области знаний, привлеченным к педагогической работе и имеющим стаж педагогической работы в высшем учебном заведении или образовательном учреждении повышения квалификации не менее трех лет;
  выдающимся деятелям искусства, имеющим всероссийское и международное признание и показавшим высокие результаты в педагогической деятельности по итогам выпуска творческих классов, мастерских или курсов;
  архитекторам, которые являются авторами не менее трех сооружений (пяти проектов), получивших общественное признание или удостоенных дипломов на общероссийских смотрах, конкурсах или выставках;
  художникам, художникам монументально - декоративного, декоративно - прикладного и промышленного искусства (дизайна), которые являются авторами не менее пяти монументально - декоративных или станковых произведений, получивших общественное признание либо удостоенных дипломов на общероссийских смотрах, конкурсах или выставках.
  Ученое звание доцента по кафедре присваивается только преподавателям вузов. Оно может быть присвоено как докторам, так и кандидатам наук, занимающим должности доцента, профессора, заведующего (начальника) кафедрой, заместителя заведующего (начальника) кафедрой, декана (начальника) факультета, заместителя декана (начальника) факультета, ректора (начальника), проректора (заместителя начальника) высших учебных заведений или образовательных учреждений повышения квалификации и успешно проработавшим в этих должностях не менее календарного года.
  От соискателя ученого звания доцента требуется:
  1) чтение полного курса лекций на высоком методическом и научном уровне;
  2) наличие стажа педагогической работы в высшем учебном заведении или образовательном учреждении повышения квалификации не менее трех лет;
  3) как правило, опубликование в течение последних трех лет не менее двух учебно - методических работ или учебного пособия либо не менее двух научных работ или монографии (главы в монографии).
  Ученое звание доцента по кафедре может быть присвоено лицам, не имеющим ученой степени доктора или кандидата наук, но плодотворно работающим в сфере высшего образования и науки, а также деятелям искусства, художникам, архитекторам, художникам монументально - прикладного и промышленного искусства, специалистам физической культуры и спорта, успешно ведущим преподавательскую работу в вузах.
  Ученое звание доцента в порядке исключения присваивается лицам, имеющим высшее образование, при условии, что они:
  1) занимают должности доцента, профессора, заведующего (начальника) кафедрой, заместителя заведующего (начальника) кафедрой, декана (начальника) факультета, ректора (начальника), проректора (заместителя начальника) высших учебных заведений или образовательных учреждений повышения квалификации;
  2) успешно проработали 2 календарных года в этих должностях;
  3) читают курс лекций на высоком методическом и научном уровне;
  4) их стаж педагогической работы составляет не менее пяти лет;
  5) как правило, являются единоличными авторами учебника (учебного пособия) или соавторами не менее двух учебников (учебных пособий) для высших учебных заведений, образовательных учреждений повышения квалификации, общеобразовательных учреждений или образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, рекомендованных к использованию в сфере образования Минобразованием России, другими министерствами и ведомствами Российской Федерации или соответствующими учебно - методическими объединениями и изданных в течение последних пяти лет. Отсутствие у соискателей ученого звания доцента учебников или учебных пособий может быть компенсировано тремя научными работами или монографией (главой в монографии), изданными в течение последних трех лет.
  Ученое звание доцента по кафедре присваивается деятелям искусства, художникам, архитекторам, художникам монументально - декоративного, декоративно - прикладного и промышленного искусства (дизайна), специалистам физической культуры и спорта, которые занимают должности доцента, профессора, заведующего (начальника) кафедрой, заместителя заведующего (начальника) кафедрой, декана (начальника) факультета, заместителя декана (начальника) факультета, ректора (начальника), проректора (заместителя начальника) высших учебных заведений или образовательных учреждений повышения квалификации и успешно проработавшим в этих должностях не менее календарного года. При этом требуется:
  1) ведение занятий на высоком творческом и методическом уровне;
  2) наличие стажа педагогической работы в высшем учебном заведении или образовательном учреждении повышения квалификации не менее пяти лет.
  Кроме того, как правило, требуются:
  а) для деятелей искусств личные достижения в своей области творчества и наличие учеников, имеющих творческие достижения;
  б) для художников, архитекторов, художников монументально - декоративного, декоративно - прикладного и промышленного искусства (дизайна) опыт руководства творческими классами, группами или мастерскими, а также курсовыми и дипломными работами; не менее одного ученика, удостоенного почетных званий Российской Федерации или являющегося лауреатом (дипломантом) международных и всероссийских конкурсов, смотров или фестивалей;
  в) для специалистов физической культуры и спорта звание заслуженного мастера спорта России, мастера спорта России международного класса или мастера спорта России, не менее одной научной работы и одной методической работы, изданных в течение последних трех лет.
  Действующее законодательство допускает возможность присвоения ученого звания доцента по кафедре при отсутствии установленного педагогического стажа. Подобная льгота применяется при соблюдении остальных требований, как правило, в отношении:
  а) высококвалифицированных специалистов в соответствующей области знаний, привлеченных на педагогическую работу и имеющих стаж педагогической работы в высшем учебном заведении или образовательном учреждении повышения квалификации не менее двух лет;
  б) деятелей искусства, имеющих всероссийское и международное признание и показавших высокие результаты в педагогической деятельности;
  в) архитекторов, которые являются авторами сооружения или двух проектов, получивших общественное признание или удостоенных дипломов на общероссийских смотрах, конкурсах, выставках;
  г) художников, художников монументально - декоративного, декоративно - прикладного и промышленного искусства (дизайна), которые являются авторами не менее двух монументально - декоративных или станковых произведений, получивших общественное признание или удостоенных дипломов на общероссийских смотрах, конкурсах, выставках.
  Ученые звания профессора по кафедре и доцента по кафедре могут быть присвоены лицам, работающим по совместительству, при соблюдении всех остальных требований к соискателям этих званий.
  Порядок присвоения ученых званий регламентируется Положением от 26 июня 1995 г., Порядком аттестации научно - педагогических работников, связанной с присвоением ученых званий профессора и доцента по кафедре в Российской Федерации, принятым аттестационной комиссией Госкомвуза России 20 декабря 1995 г. (протокол N 10), и Инструкцией по применению Положения о порядке присвоения ученых званий научно - педагогическим работникам образовательных учреждений высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденной Постановлением Госкомвуза России от 27 декабря 1995 г. N 14 (РВ, 1996, 18 апреля).
  Ученые звания профессора и доцента присваиваются по результатам экспертизы аттестационных документов Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию.
  Представление соискателей ученых званий осуществляется учеными советами высших учебных заведений, образовательных учреждений повышения квалификации по рекомендациям научно - педагогических коллективов (кафедр, факультетов). При этом ученый совет и кафедра должны всесторонне и объективно оценить профессиональный уровень и педагогические качества соискателей, степень их соответствия критериям, предъявляемым к соискателям соответствующих ученых званий.
  Порядок рассмотрения кандидатур соискателей ученых званий до постановки соответствующего вопроса на заседании ученого совета определяется самим вузом или образовательным учреждением повышения квалификации.
  Представление соискателей ученых званий профессора и доцента, ведущих педагогическую работу, осуществляется по кафедре, в штате которой они состоят как прошедшие конкурсный отбор и зачисленные на занимаемую ими должность по контракту (в том числе по совместительству). При этом профиль педагогической работы соискателя (учебных курсов, которые он ведет, научных и учебно - методических трудов) должен соответствовать основному направлению деятельности данной кафедры, отраженному в ее наименовании, и закрепленным за ней дисциплинам плана подготовки специалистов.
  В случае многопрофильности кафедры или если профиль педагогической работы соискателя не совпадает с основным направлением деятельности кафедры, в штате которой он состоит, представление производится на основании заключения кафедры соответствующего профиля. В том же порядке на основании заключения базовой кафедры может осуществляться представление соискателей, работающих в территориальных подразделениях высшего учебного заведения, образовательного учреждения повышения квалификации.
  Работники руководящего состава высших учебных заведений и образовательных учреждений повышения квалификации представляются по кафедре, где фактически ведут свою педагогическую работу.
  На заседание ученого совета по присвоению ученого звания выносятся следующие документы:
  1) справка, в которой фиксируются результаты голосования ученого совета, приводятся основные сведения о соискателе, его научно - педагогическом стаже, о наличии у него учебно - методических изданий и научных трудов, дается краткая характеристика его научно - педагогической деятельности;
  2) личный листок по учету кадров;
  3) выписка из трудовой книжки;
  4) список научных и учебно - методических трудов;
  5) дополнительные материалы, поступившие в ученый совет по кандидатуре соискателя.
  Решение о представлении к присвоению ученого звания профессора или доцента принимается на заседании ученого совета путем баллотировки соискателей (тайным голосованием членов совета). Информация о кандидатурах, баллотирующихся на очередном заседании, доводится до членов ученого совета и коллектива высшего учебного заведения, образовательного учреждения повышения квалификации не позднее чем за неделю до проведения заседания.
  Перед началом баллотировки члены ученого совета и присутствующие на заседании лица должны быть ознакомлены с установленными государственными аттестационными требованиями и материалами, характеризующими соискателя. По представленным материалам организуется свободное обсуждение, в ходе которого большинством голосов присутствующих членов ученого совета проведение баллотировки отдельных кандидатур может быть отложено или сочтено нецелесообразным. Соискатели могут присутствовать на заседании ученого совета при обсуждении своих кандидатур, давать необходимые разъяснения и выступать до вынесения решения о проведении баллотировки.
  Ученый совет правомочен осуществлять баллотировку соискателей при наличии кворума (не менее 2/3 состава ученого совета). Кворум уточняется по явочному листу членов ученого совета при выдаче им под расписку баллотировочных бюллетеней и окончательно устанавливается после подачи голосов по числу голосовавших. Баллотировка проводится отдельно по каждой поставленной на голосование кандидатуре. Члены ученого совета, баллотирующиеся на данном заседании, участия в голосовании по своей кандидатуре не принимают и при определении кворума не учитываются. Они также не могут быть включены в счетную комиссию, избираемую из членов ученого совета перед началом голосования (в составе не менее трех человек).
  Счетная комиссия выдает заготовленные баллотировочные бюллетени (на каждого баллотирующегося) под расписку и разъясняет членам ученого совета порядок их заполнения при голосовании. На бюллетенях, оставшихся не выданными, делается особая отметка.
  Голосование проводится путем вычеркивания или невычеркивания фамилии баллотирующегося, что указывает на поданный голос. Заполненные баллотировочные бюллетени опускаются в урну для голосования. Бюллетени, оставшиеся не поданными, исключаются при окончательном установлении кворума ученого совета по числу голосовавших. После завершения голосования счетная комиссия проводит подсчет поданных голосов по каждой кандидатуре и составляет протоколы.
  Протоколы заседания счетной комиссии оглашаются на заседании ученого совета. Решение, принятое ученым советом на основании результатов баллотировки, протоколируется. Решение ученого совета считается положительным, если за него проголосовало не менее 2/3 членов совета, участвовавших в голосовании.
  После оформления протоколов с отражением результатов голосования счетная комиссия опечатывает поданные баллотировочные бюллетени (в отдельные пакеты по каждой кандидатуре) и передает их вместе с явочным листом (содержащим отметки о выдаче бюллетеней) для приобщения к материалам заседания ученого совета.
  Апелляция в отношении постановления по результатам баллотировки соискателя ученого звания принимается ученым советом в двухнедельный срок после проведения заседания и подлежит рассмотрению на ближайшем заседании совета. Решение ученого совета по результатам рассмотрения апелляции считается окончательным. При отказе работнику в представлении к присвоению ученого звания по результатам баллотировки (подтвержденном решением по результатам рассмотрения поданной апелляции) целесообразность повторного рассмотрения данного вопроса в дальнейшем определяется ученым советом.
  Принятое ученым советом постановление о представлении соискателя к присвоению ученого звания действительно в течение календарного года со дня его вынесения.
  Аттестационные документы комплектуются секретарем ученого совета в двухнедельный срок после принятия ученым советом решения о возбуждении ходатайства по присвоению ученого звания. В состав аттестационных документов входят:
  1) справка по представлению соискателя в двух экземплярах, каждый из которых подписан и заверен;
  2) личный листок по учету кадров с вклеенной фотографией соискателя (заверяется кадровой службой учебного заведения, учреждения);
  3) письмо - ходатайство о проведении аттестации на бланке высшего учебного заведения, образовательного учреждения повышения квалификации за подписью руководителя или его заместителя с указанием выходных данных исполнителя (Ф.И.О. секретаря ученого совета, номер телефона);
  4) протокол заседания счетной комиссии с результатами баллотировки соискателя в подлиннике;
  5) выписка из трудовой книжки, подтверждающая педагогический стаж соискателя;
  6) выписки из приказов о ведении педагогической работы в учебном году на условиях почасовой оплаты (с расшифровкой педагогической нагрузки по месяцам);
  7) список научных и учебно - методических трудов;
  8) копии документов о высшем образовании, ученой степени и ученом звании. Все документы и материалы, направляемые в Минобразование России, составляются на русском языке.
  Минобразование России со своей стороны вправе запросить информацию и материалы о деятельности соискателя, процедуре его представления, обращаться за соответствующими разъяснениями в ученые советы, учебно - методические объединения (ассоциации), общественные организации и в органы управления высшими учебными заведениями, образовательными учреждениями повышения квалификации, уточнять сведения и осуществлять контрольную проверку соблюдения установленных требований при рассмотрении аттестационных вопросов на местах.
  Документы соискателя ученого звания направляются в Минобразование России с соблюдением требований, установленных Порядком аттестации от 20 декабря 1995 г. (протокол N 10). Документы, не укомплектованные в соответствии с этими требованиями, к рассмотрению в Минобразовании России не принимаются и возвращаются в ученый совет.
  На папке аттестационных документов, представленных повторно (после внесения исправлений по указанию Минобразования России), во избежание новой регистрации сохраняется ранее присвоенный регистрационный номер. Однако срок рассмотрения документов в этом случае устанавливается с даты их повторного поступления в Минобразование России.
  Сроки прохождения дел соискателей ученых званий в Минобразование России не должны превышать шести месяцев для дел по присвоению ученого звания профессора и четырех месяцев для дел по присвоению ученого звания доцента.
  Экспертиза дел соискателей ученых званий осуществляется прежде всего аттестационной коллегией Минобразования России, состоящей из председателя (министра образования России), его заместителей, главного ученого секретаря и членов коллегии.
  Членами аттестационной коллегии являются руководящие работники Минобразования России, ректоры ведущих высших учебных заведений, крупные специалисты в своих научных направлениях, имеющие ученую степень доктора наук и ученое звание профессора. Члены аттестационной коллегии представляют все научные направления и специальности и имеют большой опыт научно - педагогической деятельности.
  Аттестационная коллегия на своих заседаниях принимает решение о присвоении или отказе в присвоении ученых званий по результатам проведенной экспертизы по аттестационным документам соискателей ученых званий. В процессе экспертизы аттестационных представлений в Госкомвузе России проверяется обоснованность представления ученым советом высшего учебного заведения и образовательного учреждения повышения квалификации ходатайства о присвоении ученого звания профессора или доцента в соответствии с Положением.
  Аттестационная коллегия в необходимых случаях может направить аттестационное дело на дополнительную экспертизу ведущему высшему учебному заведению или учебно - методическому объединению (УМО). Дополнительная экспертиза организуется ученым советом высшего учебного заведения, образовательного учреждения повышения квалификации, рабочим органом УМО либо специально создаваемой экспертной группой (комиссией) УМО, в состав которой включаются ведущие ученые и специалисты соответствующего профиля из различных высших учебных заведений, образовательных учреждений повышения квалификации и организаций, имеющих признание как в России, так и за рубежом. Экспертные заключения направляются в адрес Минобразования России. Сроки проведения дополнительной экспертизы дел по присвоению ученых званий определяются в каждом конкретном случае Минобразованием России.
  Исполнители, на которых возлагается проведение экспертизы, выявляют уровень профессиональной квалификации соискателя путем непосредственного ознакомления с его деятельностью, конкретного разбора связанных с представлением материалов и обращений. Указанная работа осуществляется на основе анализа как имеющихся у соискателя научных и методических трудов, его открытых занятий, собеседований, выступлений с докладами, сообщениями по месту проведения экспертизы, так и с выездом экспертов в высшее учебное заведение, образовательное учреждение повышения квалификации, где работает соискатель.
  Результаты экспертизы отражаются в мотивированном заключении экспертной комиссии (группы). Выводы экспертов доводятся до сведения ученого совета, возбудившего аттестационное ходатайство, и соискателя.
  Экспертное заключение подлежит утверждению ученым советом того высшего учебного заведения, образовательного учреждения повышения квалификации, где выполнялась дополнительная экспертиза, или советом УМО, организовавшим проведение дополнительной экспертизы. Организация, осуществлявшая аттестационное представление, и проходивший экспертизу соискатель могут принимать участие в обсуждении экспертного заключения, вынесенного на утверждение, и аргументировать свою позицию в отношении сделанных в нем выводов.
  Сторона, осуществлявшая аттестационное ходатайство, вправе опротестовать результаты экспертизы (утвержденное экспертное заключение) в Минобразовании России или отозвать свое ходатайство по данной кандидатуре до вынесения по нему соответствующего решения. Она также может подать апелляцию на принятое аттестационной коллегией решение. Протесты и апелляции рассматриваются аттестационной коллегией Госкомвуза России. Решения, вынесенные по ним, являются окончательными.
  Ученое звание профессора или доцента по кафедре присваивается научно - педагогическим работникам только один раз. Расходы, связанные с изготовлением и оформлением аттестата, оплачиваются из личных средств соискателя.
  Научно - педагогическим работникам, которым присвоено ученое звание профессора или доцента по кафедре, выписывается и выдается аттестат, единый на всей территории Российской Федерации. Выданный аттестат является единственным документом, удостоверяющим уровень профессиональной квалификации научно - педагогического работника. В случае изменения работником фамилии, имени, отчества, равно как при изменении отрасли профессиональной деятельности, подразделения (кафедры) выписанный ранее аттестат обмену и переоформлению не подлежит.
  Изменение условий оплаты труда научно - педагогического работника в связи с присвоением ему ученого звания производится со дня вынесения положительного решения Минобразованием России.
  В случае утраты выданного аттестата о присвоении ученого звания по решению Минобразования России взамен утраченного может быть выписан дубликат аттестата за новым порядковым номером. Дубликат оформляется в точном соответствии с ранее выданным аттестатом. При постановке вопроса о выдаче дубликата в Минобразование России направляются:
  1) личное заявление аттестованного в ученом звании, объясняющее обстоятельства утраты аттестата с указанием даты и номера решения о присвоении ему ученого звания;
  2) ходатайство организации, где работает аттестованный.
  В случае положительного решения Минобразованием России вопроса о выдаче дубликата аттестата ранее выданный аттестат считается недействительным. Информация об аннулировании выданного ранее аттестата и выписке дубликата публикуется в изданиях Минобразования России.
  Положение о порядке присвоения ученых званий от 26 июня 1995 г. предусматривает одно единственное основание лишения ученого звания - ошибку, допущенную в процессе решения вопроса о присвоении звания. При этом не имеет значения, по чьей вине была допущена ошибка: соискателя, представившего недостоверные о себе сведения, председателя ученого совета, рассматривавшего вопрос о присвоении ученого звания в отсутствие кворума, или счетной комиссии. Важно, что после присвоения ученого звания выявились обстоятельства, при которых соискатель не мог и не должен был получить ученое звание.
  Решение о лишении ученого звания принимается Минобразованием России по представлению ученого совета, на основании ходатайства которого это ученое звание было присвоено. В случае, если вопрос лишения ученого звания не может быть рассмотрен ученым советом, представлявшим научно - педагогического работника (ввиду ликвидации высшего учебного заведения или образовательного учреждения повышения квалификации, изменения его организационной структуры), целесообразность его рассмотрения в другом органе (высшем учебном заведении, образовательном учреждении повышения квалификации) определяется Минобразованием России.
  Для изучения обстоятельств, связанных с постановкой вопроса о лишении ученого звания (ученых званий), на заседании ученого совета из числа членов этого совета, представителей научно - педагогического коллектива, общественности создается комиссия, численный и персональный состав которой определяется ученым советом. Заключение комиссии об обоснованности и правомерности возбуждения соответствующего представления, подписанное всеми ее членами (особые мнения отдельных членов комиссии выражаются письменно), докладывается на заседании ученого совета при обсуждении данного вопроса.

<< Пред.           стр. 6 (из 13)           След. >>

Список литературы по разделу