<< Пред.           стр. 13 (из 19)           След. >>

Список литературы по разделу

 * сумма доходов, связанных с получением безвозмездно активов;
 * зачисление на баланс имущества, оказавшегося в излишке по результатам инвентаризации, и т.п.;
 * суммы дооценки активов в разрешенных случаях (за исключением внеоборотных).
 В состав прочих внереализационных расходов включаются:
 - суммы уценки производственных запасов, готовой продукции и товаров в соответствии с установленным порядком;
 - убытки от списания дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности;
 - штрафы, пени, неустойки за нарушение условий, которые признаны организацией - должником;
 - убытки по операциям прошлых лет, выявленные в отчетном году;
 - убытки от списания ранее присужденных долгов по хищениям, по которым исполнительные документы возвращены судом в связи с несостоятельностью ответчика и т.п.
 Чтобы управлять прибылью, необходимо проводить объективный системный анализ формирования и использования прибыли, который позволит выявить резервы ее роста. Такой анализ важен как для внутренних, так и для внешних субъектов, поскольку рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей организации, повышает степень его деловой активности, увеличивает размеры доходов учредителей и собственников, характеризует финансовое здоровье организации.
 Можно выделить следующие основные задачи анализа:
 - оценка плана (прогноза) прибыли;
 - изучение состава и структуры прибыли в динамике;
 - выявление и количественное измерение влияния факторов, формирующих прибыль;
 - выявление резервов роста прибыли;
 - разработка рекомендаций по наиболее эффективному формированию и использованию прибыли с учетом перспектив развития организации.
 
 8.2. Анализ показателей прибыли
 
 Анализ показателей прибыли начинается с оценки выполнения плана и динамики. В условиях инфляции важно обеспечить сопоставимость показателей и исключить влияние на них повышения цен. Анализ, как правило, проводится по данным работы за год. Показатели прошлого года приводятся в сопоставимый вид с помощью индекса цен.
 Для оценки выполнения плана и уровня динамики составляют таблицу по форме, аналогичной таблице 8.1. Используя плановые данные и данные отчета о прибылях и убытках (Приложение 2).
 Таблица 8.1
 Анализ показателей прибыли (тыс. руб.)
 Показатели Прошлый год Отчетный год Отклонение к плану к прошлому году план факт в сумме в % в сумме в % А 1 2 3 4 5 6 7 1. Валовая прибыль 1 899 2 655 2 716 + 61 102,3 + 817 143,02 2. Прибыль от продаж 1 002 1 360 1 382 + 22 101,62 + 380 137,92 3. Проценты к получению - - 4 + 4 - + 4 - 4. Проценты к уплате 11 - - - - - 11 - 5.Доходы от участия в других организациях 27 20 29 + 9 145,0 + 2 107,41 6. Прочие операционные доходы 7 3 3 - 100,0 - 4 42,86 7. Прочие операционные расходы 19 30 37 + 7 123,33 + 18 194,74 8. Внереализационные доходы 31 29 23 - 6 79,31 - 8 74,19 А 1 2 3 4 5 6 7 9. Внереализационные расходы 15 18 27 + 9 150,0 + 12 180,0 10. Прибыль до налогообложения 1 022 1 364 1 377 + 13 100,95 + 355 134,74 11. Налог на прибыль 316 409 423 + 14 103,42 + 107 133,86 12.Прибыль от обычной деятельности 706 955 954 - 1 99,9 + 248 135,13 13. Чистая прибыль 706 955 954 - 1 99,9 +248 135,13
 Как свидетельствуют данные таблицы 8.1 в целом план по основным показателям прибыли выполнен, за исключением чистой прибыли - 99,9 %, что составляет в сумме 1 тыс. руб. и по внереализационным доходам - 79,31 %, или в сумме невыполнение плана - 6 тыс. руб. В исследуемой организации показатели чистой прибыли и прибыли от обычной деятельности одинаковы, так как отсутствуют чрезвычайные расходы и доходы.
 По сравнению с прошлым годом организация достигла более высоких результатов, что подтверждается ростом чистой прибыли на 35,13 % или в сумме - 248 тыс. руб., валовой прибыли на 43,02 % или в сумме 817 тыс. руб., прибыли от продаж на 37,92 % или в сумме 380 тыс. руб. и по другим показателям доходности.
 Каждый показатель прибыли, включаемый в расчет конечного результата - чистой прибыли, является фактором, оказывающим влияние на нее. Данные таблицы 8.1 показывают, что негативно на величину конечного результата повлияло сокращение прочих операционных доходов на 4 тыс. руб. и внереализационных доходах на 8 тыс. руб., а также увеличение процентов к уплате на 11 тыс. руб., рост прочих операционных расходов на 18 тыс. руб., внереализационных расходов на 12 тыс. руб., и налога на прибыль на 107 тыс. руб. Все другие показатели оказали положительное влияние на рост чистой прибыли.
 В экономической литературе факторы - составляющие элементы чистой прибыли называют факторами первого порядка. Факторами второго порядка являются изменения:
 * выручки от продаж товаров (продукции, работ, услуг);
 * себестоимости проданных товаров (продукции, работ, услуг);
 * коммерческие расходы;
 * управленческие расходы.
 Эта иерархия обусловлена тем, что в первую очередь названные показатели влияют на прибыль от продажи и валовую прибыль.
 В таблице 8.2 изучим влияние факторов второго порядка на примере исследуемой организации.
 Таблица 8.2
 Оценка прибыли от продаж (тыс. руб.)
 Показатели Прошлый год Отчетный год Отклонение к плану к прошлому году план факт в сумме в % в сумме в % А 1 2 3 4 5 6 7 1. Выручка от продажи продукции 5 078 5 950 6 304 + 354 105,95 + 1 226 124,14 2.Себестоимость проданной продукции 3 179 3 295 3 588 + 293 108,89 + 409 112,87 3. Валовая прибыль (стр. 1 - стр. 2) 1 899 2 655 2 716 + 61 102,3 + 817 143,02 4. Коммерческие расходы 234 270 312 + 42 115,56 + 78 133,33 5. Управленческие расходы 663 1 025 1 022 - 3 99,71 + 359 154,15 6. Прибыль от продаж (стр. 3 - стр. 4 - стр. 5) 1 002 1 360 1 382 + 22 101,62 + 380 137,92
 Из данных таблицы 8.2 видно, что план прибыли от продаж выполнен на 101,62 %, в сумме перевыполнение плана составило 22 тыс. руб. Это явилось результатом действия следующих позитивных факторов:
 - перевыполнение плана выручки от продаж на 354 тыс. руб. или на 5,95 %;
 - уменьшение фактических управленческих расходов по сравнению с их величиной на 3 тыс. руб. (или на 0,29 %).
 Негативные факторы, которые в настоящее время являются упущенной выгодой (т.е. величиной недополученной прибыли), а в будущем резервом роста прибыли от продаж:
 - увеличение фактической себестоимости проданной продукции по сравнению с планом на 293 тыс. руб. или на 8,89 %;
 - превышение фактических коммерческих расходов под их плановой величиной на 42 тыс. руб. или на 15,56 %.
 По сравнению с прошлым годом прибыль от продаж увеличилась на 380 тыс. руб. или на 37,92 %. Это произошло за счет роста выручки от продажи продукции на 1 226 тыс. руб. или на 24,14 %. Отрицательным моментом является рост затрат на 846 тыс. руб., в том числе себестоимости продаж на 409 тыс. руб., коммерческих расходов на 78 тыс. руб. и управленческих расходов на 359 тыс. руб.
 Факторы первого и второго порядка, влияющие на конечный финансовый результат - чистую прибыль, являются внутренними факторами, которые непосредственно зависят от деятельности организации. В процессе анализа более детально изучают влияние каждого фактора. Так, существует методика оценки влияния таких факторов как изменение:
 - отпускных цен на продукцию;
 - физического объема продаж;
 - структуры реализованной продукции;
 - себестоимости продаж;
 - себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции.
 Эта методика будет рассмотрена ниже.
 Кроме того, к внутренним факторам относятся эффективная организация производства и труда, рациональное использование основных, оборотных фондов и всех имеющихся ресурсов, а также факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины: неправильное установление цен, нарушение условий труда и качества продукции, ведущие к штрафам экономическим санкциям и др.
 Взаимосвязь факторов первого и второго порядка с конечным результатом - чистой прибылью прямая, за исключением изменений себестоимости, снижение которой приводит к увеличению прибыли.
 При разработке мероприятий по дальнейшему увеличению прибыли используют не только результаты анализа, но и общеизвестные приемы:
 - своевременное списание безнадежных долгов;
 - использование метода ЛИФО в оценке запасов;
 - выбор методики начисления амортизации нематериальных активов и основных средств;
 - снижение налогов за счет использования льготного налогообложения;
 - оптимизация издержек производства и продаж;
 - направление дивидендов акционеров на развитие организации;
 - эффективная ценовая политика и др.
 Внешние факторы, влияющие на показатели прибыли, не зависят от деятельности хозяйствующего субъекта и отражают общий уровень развития экономики страны. К ним относятся:
 1. Природно-климатические условия;
 2. Транспортные условия;
 3. Социально-экономические условия;
 4. Уровень развития внешнеэкономических связей.
 Влияние этой группы факторов проявляется на уровне цен на сырье, товары, материалы, оборудование, энергоносители, тарифах на транспорт, воду и другие ресурсы и материальные услуги, ставки арендной платы, госпошлин, налогов и сборов, начисляемых и уплачиваемых организацией.
 Важнейшим среди показателей прибыли как по значимости, так и по объему является валовая прибыль. Ее размер напрямую зависит от цены, объема, структуры продаж и себестоимости проданной продукции.
 Рассмотрим методику расчета влияния этих факторов, используя исходные данные таблицы 8.3.
 Таблица 8.3.
 Показатели для факторного анализа валовой прибыли (тыс. руб.)
 Показатели Базисный период (прошлый год) Отчетный период в базисных ценах и себестоимости в действующих ценах А 1 2 3 1. Выручка от продажи продукции 5 078 5 809 6 304 2. Себестоимость проданной продукции 3 179 3 300 3 588 3. Валовая прибыль (стр. 1 - стр. 2) 1 899 2 509 2 716
 Как видно из таблицы 8.3 валовая прибыль в отчетном году по сравнению с прошлым увеличилась на 817 тыс. руб. (2 716 - 1 899) или на 43,02 %. Рассчитаем влияние отдельных факторов, используя следующие обозначения:
 q0 - количество реализованной продукции в базисном периоде;
 q1 - количество реализованной продукции в отчетном периоде;
 р0 - цена реализованной продукции в базисном периоде;
 р1 - цена реализованной продукции в отчетном периоде;
 с0 - себестоимость реализованной продукции в базисном периоде;
 с1 - себестоимость реализованной продукции в отчетном периоде;
 п0 - прибыль от реализации продукции базисного периода;
 п1,0 - прибыль от реализации продукции отчетного периода в базисных ценах и себестоимости;
 п1 - прибыль от реализации продукции отчетного периода.
 1. Изменение отпускных цен на продукцию определяется путем сравнения данных стр. 1 гр. 3 и стр. 1 гр. 2, что составляет 495 тыс. руб. (6 304 - 5 809). Этот расчет в формализованном виде:
 ? п(р) = ?q1р1 - ?q1p0, где (8.1)
 ? п(р) - изменение прибыли за счет изменения отпускных цен на продукцию.
 2. Изменение физического объема продаж. Умножим базисную величину валовой прибыли (стр. 3 гр. 1) на коэффициент изменения объема продаж в оценке по базисной себестоимости (стр. 2 гр. 2 / стр. 2 гр. 1) и получим 1 971,162 тыс. руб. (1 899 х 3 300 / 3 179). Теперь сравним эту величину с валовой прибылью базисного периода и получим влияние на прибыль изменения физического объема продаж: 1 971,162 - 1 899 = + 72,162 (тыс. руб.).
 В формализованном виде:
 ? п(к1) = п0 х к1 - п0 = п0 х (к1 - 1), где (8.2)
 ? п(к1) - изменение прибыли за счет изменения физического объема продаж;
 к1 - коэффициент изменения объема продаж в оценке по базисной себестоимости.
 к1 = ?q1с0 / ?q0с0 (8.3)
 3. Влияние на валовую прибыль изменения в структуре реализованной продукции определяется путем следующего расчета: базисная величина прибыли корректируется на разницу коэффициентов изменения объема проданной продукции в оценке по отпускным ценам и коэффициента изменения объема проданной продукции по базисной себестоимости. По данным таблицы 8.3 это выглядит так: стр. 3 гр. 1 х (стр. 1 гр. 2 / стр. 1 гр. 1 - стр. 2 гр. 2 / стр. 2 гр. 1); 1 899 х (5 809 : 5 078 - 3 300 : 3 179) = 1 899 х (1,144 - 1,038) = + 201,294 (тыс. руб.).
 В формализованном виде расчет можно представить:
 ?п(к1, к2) = п0 х (к2 - к1), где (8.4)
 ?п(к1, к2) - изменение прибыли за счет структурных сдвигов в объеме реализации продукции;
 к2 - коэффициент изменения объема продаж в оценке по отпускным ценам.
 к2 = ?q1р0 / ?q0р0 (8.5)
 4. Влияние на валовою прибыль изменения в себестоимости продаж определяется путем сравнения стр. 2 гр. 3 и стр. 2 гр. 3, что в сумме составляет 288 тыс. руб. (3 588 - 3 300). Рост себестоимости продаж уменьшил валовую прибыль на 288 тыс. руб.
 Формализованный вид расчета:
 ?п(с) = ?q1с1 - ?q1с0, где (8.6)
 ?п(с) - изменения прибыли за счет изменения в себестоимости продаж.
 5. Влияние на валовую прибыль изменения в себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции определяется путем сравнения базисной себестоимости, скорректированной на коэффициент роста объема продаж, с базисной себестоимостью фактически проданной продукции в отчетном периоде. Из нашего примера: стр. 2 гр. 1 х стр. 1 гр. 2 / стр. 1 гр. 1 - стр. 2 гр. 2 или 3 179 х 5 809 / 5 078 - 3 300 = 336,776 (тыс. руб.).
 В формализованном виде расчет выглядит следующим образом:
 ?п(к2) = ?q0с0 х к2 - ?q1с0, где (8.7)
 ?п(к2) - изменение прибыли за счет изменения себестоимости в результате структурных сдвигов в составе продукции.
 Таким образом, валовая продукция в отчетном периоде возросла на 817 тыс. руб. по сравнению с прошлым годом за счет:
 - роста отпускных цен на продукцию на 495 тыс. руб.;
 - увеличения физического объема продаж на 72,162 тыс. руб.;
 - изменения структуры реализованной продукции на 201,294 тыс. руб.;
 - изменения себестоимости вследствие структурных сдвигов в составе продукции на 336,776 тыс. руб.
 Уменьшение валовой прибыли произошло за счет роста себестоимости продаж на 288 тыс. руб.
 495 + 72,162 + 201,294 + 336,776 - 288 = 817,232 тыс. руб.
 Погрешность в размере 0,232 (817 - 817,232) допустима за счет округлений, используемых при расчетах относительных величин (коэффициентов изменения объема продаж).
 
 8.3. Анализ рентабельности активов
 
 Финансовые результаты организации оцениваются не только абсолютными показателями прибыли, но и относительными показателями. К последним, в частности, относится система показателей рентабельности активов.
 В широком смысле слова понятие рентабельности означает прибыльность, доходность. Организация считается рентабельной, если доходы от продажи продукции (товаров, работ, услуг) покрывают издержки производства и реализации и образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования хозяйственной деятельности организации.
 Экономическая сущность рентабельности активов раскрывается через характеристику системы показателей, отражающий эффективность использования активов. Их общий смысл - определение суммы прибыли на рубль вложенных активов.
 Источником информации для расчета и анализа показателей рентабельности активов является бухгалтерская отчетность: бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках.
 Основные задачи анализа рентабельности активов:
 - оценка показателей рентабельности в динамике;
 - выявление и количественное измерение факторов, влияющих на уровень рентабельности;
 - сравнение достигнутого уровня рентабельности организации со среднеотраслевыми показателями;
 - разработка мероприятий по улучшению показателей рентабельности.
 Показателями рентабельности являются:
 1. Рентабельность всех используемых организацией активов (Ра). Этот показатель характеризует уровень чистой прибыли, генерируемой всеми активами организации, находящимися в его использовании по балансу за отчетный период. Данный показатель называют также экономической рентабельностью или рентабельностью всего капитала. Его расчет осуществляется по формуле:
 Ра = ЧП / А, где (8.8)
 ЧП - чистая прибыль организации, полученная от всех видов деятельности, в анализируемом периоде;
 А - средняя величина всех активов организации (валюта баланса), за анализируемый период.
 Средняя величина активов в зависимости от источника информации может быть рассчитана двумя вариантами:
 1) если по данным одного баланса, то, как средняя арифметическая;
 2) если по анализируемому периоду используют несколько балансов (квартальные, месячные), то как средняя хронологическая.
 2. Рентабельность текущих активов (Рта) показывает уровень чистой прибыли, генерируемой текущими (оборотными) активами организации. Расчет этого показателя осуществляется по формуле:
 Рта = ЧП / ТА, где (8.9)
 ТА - средняя величина текущих активов организации за анализируемый период (рассчитанная как средняя арифметическая или как средняя хронологическая).
 Как видно из формул 8.8 и 8.9 на величину рентабельности активов влияет сумма чистой прибыли и средняя величина активов. Каждый из этих составляющих зависит от ряда факторов. Ранее было рассмотрено влияние на чистую прибыль изменения выручки от продажи продукции (работ, услуг), себестоимости проданной продукции (работ, услуг), валовой прибыли, операционных и внереализационных доходов и расходов, уровня налога на прибыль и т.д. Средняя величина всех активов зависит от средней суммы основных и оборотных активов, от их оборачиваемости. Таким образом, модификация формулы рентабельности активов путем детализации каждой составляющей можно проводить более глубокий факторный анализ. Одна из методик такого анализа называется моделью Дюпона (см. тему 1).
 Рассмотрим один из вариантов такой модификации, используя взаимосвязь между рентабельностью активов, их оборачиваемостью и рентабельностью реализованной продукции. Для этого преобразуем формулу 8.8:
 Ра = ЧП / А = ЧП / V х V / А = Рv х Коб, где (8.10)
 V - выручка от продажи продукции (работ, услуг);
 Рv - рентабельность реализованной продукции (работ, услуг) (показывает доходность производственно-коммерческой деятельности);
 Коб - коэффициент оборачиваемости активов, который показывает количество оборотов, совершаемых активами организации за анализируемый период.
 Для расчета влияния факторов на рентабельность активов составим таблицу 8.4, используя данные исследуемой организации и метод цепной подстановки.
 Таблица 8.4
 Показатели для факторного анализа рентабельности активов
 Показатели Услов. обозн. Базисный (прошлый год) Отчетный год Отклонение (+, -) А 1 2 3 4 1. Чистая прибыль, тыс. руб. ЧП 706 954 + 248 2. Среднегодовая величина активов, тыс. руб. А 3 800 4 079,5 + 279,5 3. Рентабельность активов (стр. 1/стр. 2) Ра 0,1858 0,2339 + 0,0481 4. Выручка от продажи продукции, тыс. руб. V 5 078 6 304 + 1 226 5. Рентабельность реализованной продукции (стр. 1/стр. 4) Рv 0,139 0,1513 + 0,0123 6. Оборачиваемость активов, оборотов (стр. 4/стр. 2) Коб 1,34 1,55 + 0,21 Как видно из таблицы 8.4 рентабельность активов в отчетном году увеличилась на 0,0481 (или на 4,81 %) по сравнению с прошлым годом и составила 0,2339 или 23,39 %. Это произошло в результате:
 1) роста рентабельности реализованной продукции:
 ? Ра (? Рv) = Рv 1 х Коб 0 - Ра 0 = 0,1513 х 1,34 - 0,1858 = 0,016942, где
 ? Ра (? Рv) - изменение рентабельности активов за счет изменения рентабельности реализованной продукции,
 Рv 1 - рентабельность реализованной продукции в отчетном году,
 Коб 0 -коэффициент оборачиваемости активов в базисном году,
 Ра 0 - рентабельность активов в базисном году.
 2) ускорения оборачиваемости активов:
 ? Ра (? Коб) = Ра 1 - Рv 1 х Коб 0 = 0,2339 - 0,1513 х 1,34 = 0,031158, где
 ? Ра (? Коб) - изменение рентабельности активов за счет изменения оборачиваемости активов.
 Ра 1 -рентабельность активов в отчетном году.
 Проверим соответствие общего изменения рентабельности активов сумме влияния рассчитанных факторов:
 ? Ра = ? Ра (? Рv) + ? Ра (? Коб), 0,0481 = 0,016942 + 0,031158.
  8.4 Факторный анализ отдельных показателей рентабельности.
 
  Показатель рентабельности производства Рпф = П : (ОПФ + МОА) находится в прямой зависимости от рентабельности продукции и в обратной - от изменения фондоемкости продукции.
  Повышение рентабельности продукции обеспечивается преимущественно снижением себестоимости единицы продукции. Чем лучше используются основные производственные фонды, тем ниже фондоемкость, выше фондоотдача и как следствие этого - рост рентабельности производства. При улучшении использования материальных оборотных средств снижается их величина, приходящаяся на 1 руб. реализованной продукции. Следовательно, факторы ускорения оборачиваемости материальных оборотных средств являются одновременно факторами роста рентабельности производства.
  При анализе рентабельности производства исходные формулы модифицируются путем деления числителя и знаменателя на объем реализованной продукции. Таким образом, модель имеет вид: