<< Пред.           стр. 14 (из 19)           След. >>

Список литературы по разделу

  количества и структуры проданного;
  уровня цен;
  уровня постоянных расходов.
 
  Для расчета влияния названных факторов используем исходные данные табл. 8.7
 Таблица 8.7
  Исходные данные структуры объема
 
 Вид изделия Отпускная цена изделия Переменные расходы на единицу продукции Удельный вес изделия, %
 к общему итогу по продажам по плану фактически А 1 2 3 4 A
 B
 C
 D 12
 7
 19
 18 7
 5
 11
 9 55
 40
 -
 5 -
 20
 30
 50
  Выручка от продаж в нашем примере планировалась в объеме - 250 условных денежных единиц, а фактически она составила 289 условных денежных единиц. Постоянные расходы по плану и при фактическом производстве не изменились и составили 60 условных денежных единиц.
  Определим прибыль от продаж по плану, используя формулу (8....). Предварительно рассчитаем удельные веса маржинального дохода в отпускной цене за изделие для каждого вида продукции:
 
 Вид изделия Алгоритм расчета Результат A (12 - 7) ? 12 0,42 B (7 - 5) ? 7 0,3 D (18 - 9) ? 18 0,5
  Средний удельный вес маржинального дохода в выручке (Dy) для всего объема продаж по плану равен
 
 
 
  Подставив полученные результаты в формулу (8.17), определим прибыль от продаж по плану:
 
  Р = 250 х 0,376 - 60 =34 у. д. е.
 
  Аналогично определяем фактическую прибыль от продаж. Удельные веса маржинального дохода в цене за изделие для каждого вида фактически проданной продукции составят:
 
 Вид изделия Алгоритм расчета Результат В (7 - 5) ? 7 0,3 С (19 - 11) ? 19 0,42 D (18 - 9) ? 18 0,5 Средний удельный вес маржинального дохода Dy для всего объема фактических продаж равен
 
 
 
  Фактическая прибыль от продаж при неизмененных ценах и постоянных расходах
 
 Р = 289 х 0,436 - 60 = 66,004 ? 66,0 у. д. е.
 Сравнение фактической прибыли с плановой показывает ее превышение на 32,426 условные денежные единицы (66 - 34). Определим влияние на увеличение прибыли количества проданного и его структуры, используя формулу (8.16).
  За счет увеличения количества проданных изделий, безусловно, вырастет абсолютная сумма прибыли. И это позволяет считать, что при постоянной структуре проданного не будет меняться средний удельный вес маржинального дохода в выручке от продаж. Сумма прироста маржинального дохода при увеличении выручки от продаж составила
 
  (289 - 250) х 0,376 = 14,664 ? 14,7 у. д. е.
 
  Зная, что выше точки критического объема продаж и маржинальный доход и прибыль от продаж при увеличении объема продаж увеличиваются на одну и ту же сумму, можно считать, что за счет увеличения количества проданного прибыть увеличилась также на 14,7 у. д. е.
  Структурные сдвиги в объеме продаж приводят к изменению среднего удельного веса маржинального дохода как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. В нашем примере наблюдается прирост абсолютной суммы маржинального дохода:
 
  (0,436 - 0,376) х 289 ? 17,34 ? 17,3 у. д. е.
 
  На такую же величину возросла и прибыль от продаж за счет изменения структуры проданного.
 Проверим, как соответствует влияние обоих факторов общему изменению прибыли: 32 = 14,7 + 17,3 у. д. е.
  При выборе вариантов структуры продаж решается вопрос об установлении цен по каждому виду продукции. При этом во внимание принимается рыночный спрос, цены, по которым аналогичные товары продают конкуренты, общая сумма постоянных расходов, складывающаяся для данных условий продаж. В зависимости от целого ряда причин цены на фактически проданную продукцию могут отклоняться от плановых как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, что в свою очередь оказывает влияние на сумму прибыли от продаж.
  Предположим, что 8% общего объема продаж изделий В было продано по завышенной цене - по 10 условных денежных единиц за каждое изделие. Соответственно увеличилась общая сумма фактической выручки от продажи и составила 341,8 у. д. е.
  Чтобы определить влияние этого увеличения цены, дополнительно рассчитаем удельный вес маржинального дохода в цене за изделие для вида В, проданного по завышенной цене: (10 - 5) : 10 = 0,5 и, используя результаты предыдущих расчетов, определим средний Dy для нового объема фактических продаж (при завышенной цене):
 
 
  Прибыль от продаж при фактическом объеме выручки, фактических завышенных ценах и сокращении уровня постоянных расходов равна
 
  Р = 341,8 х 0,452 - 60 = 94,4936 ? 94,5 у. д. е.
 
  Чтобы определить как повлияло увеличение цены за изделие В на прибыль от продаж, сопоставим два уровня фактической прибыли: один - с учетом увеличения цены, а другой - при условии того, что цены находились на уровне, предусмотренном в плане: 94,5 - 66 = = 28,5 у. д. е.
  Еще одна переменная рассматриваемой нами формулы (8....) - постоянные расходы, которые также влияют на сумму прибыли от продаж. Постоянные расходы неизменны лишь условно и в отдельных случаях их фактический уровень может отклоняться от планового. Увеличение постоянных расходов снижает сумму прибыли от продаж, и наоборот, уменьшение постоянных расходов увеличивает прибыль.
  В нашем примере сумма постоянных расходов увеличилась на 7 условных денежных единиц, что в такой же степени уменьшило сумму прибыли. Фактические постоянные расходы с учетом увеличения составят 67 условных денежных единиц (60 + 7).
  Рассчитаем окончательную сумму прибыли от продаж с учетом изменений всех факторов (количества и структуры проданного, уровня цен и уровня постоянных расходов):
 
  341,8 х 0,452 - 67 = 87,4936 ? 87,5 у. д. е.
 
  Обобщим результаты анализа отдельных факторов на изменение прибыли от продаж в виде следующей таблицы:
 
 Показатели Сумма 1 2 Отклонения прибыли от плана - всего
 В том числе за счет:
 Увеличения количества проданного
 изменения структуры проданного
 увеличения цены изделия В
 увеличения постоянных расходов + 53,5
 
 + 14,7
 +17,3
 + 28,5
 - 7
 Контрольные вопросы
 
 1. Каков механизм формирования финансового результата?
 2. Каково значение анализа финансовых результатов?
 3. Что является источником информации для анализа финансовых результатов?
 4. Каковы основные показатели оценки прибыли и алгоритм их расчета?
 5. Каковы основные задачи и последовательность анализа показателей прибыли?
 6. Какие факторы влияют на изменение показателей прибыли?
 7. Какова методика анализа показателей прибыли?
 8. Какова методика расчета факторов, оказывающих влияние на валовую прибыль?
 9. Дайте характеристику показателей рентабельности активов?
 10. Какова методика расчета показателей рентабельности активов?
 11. Какие основные факторы влияют на рентабельность активов?
 12. Какова методика анализа рентабельности активов?
 13. Какова методика факторного анализа рентабельности производства?
 14. Какова методика факторного анализа рентабельности отдельных видов изделий?
 15. Какова сущность маржинального дохода?
 16. Какова методика анализа прибыли в составе маржинального дохода?
 
 Литература
 
 1. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. - М.: "ДиС", 1999.
 2. Артеменко В.Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ: Учебное пособие. - Москва - Новосибирск: "ДиС", "Сибирское соглашение", 1999.
 3. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. - М.: "Финансы и статистика", 2000.
 4. Бланк И.А. Словарь - справочник финансового менеджера. - Киев: "Ника - Центр" - "Эльга", 2001.
 5. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - М.: Финансы и статистика, 2002.
 6. Кошкина Г.М. Финансы предприятия (формирование финансовых результатов): Тексты лекций. - Новосибирск: НГАЭиУ, 1999.
 7. Шеремет А.Д., Негашаев Е.В. Методика финансового анализа. - М.: ИФРА - М, 2002.
 
 
 Тема 9. Анализ эффективности капитальных и финансовых вложений
 
 9.1. Анализ эффективности капитальных вложений
 
 В рыночных условиях финансовые службы организации имеют возможность осуществлять любые вложения средств, и перед ними стоит задача правильного выбора путей инвестирования и их разумного сочетания. Решения относительно инвестиций относят к числу стратегических и определяющих будущее организации.
 Выгодное размещение капитала позволяет организации успешно функционировать на рынке, быть конкурентоспособным, расширять производственные мощности, повышать качество продукции, сокращать издержки.
 "Инвестиции" - с латинского - вставлять, помещать. Под инвестициями понимают вложения капитала в различные отрасли экономики с целью получения дохода.
 По объектам вложения капитала инвестиции могут быть реальные и финансовые.
 Капитальные вложения - одна из форм реальных инвестиций, связанных с затратами долгосрочного характера в объекты внеоборотных активов, кроме долгосрочных финансовых вложений:
 - строительство объектов основных средств;
 - приобретение объектов основных средств;
 - приобретение нематериальных активов;
 - приобретение земельных участков;
 - приобретение объектов природопользования.
 Финансовые вложения - инвестиции организации в государственные ценные бумаги, облигации и иные ценные бумаги других организаций, уставные (складочные) капиталы других организаций.
 При анализе инвестиций следует оценить их эффективность с позиции получения прибыли на протяжении длительного периода времени. Эффективность инвестиций зависит от множества факторов, среди которых важнейшими являются: отдача вложений, срок окупаемости, рентабельность инвестиций, которая должна превышать темпы инфляции.
 Существующие методы оценки эффективности инвестиций можно разделить на две основные группы:
 - простые или статистические;
 - методы дисконтирования.
 К простым методам оценки относят:
 1) срок окупаемости инвестиций;
 2) простая норма прибыли.
 1. Срок окупаемости - время, за которое организация возместит свои затраты на инвестиции. Одобряются инвестиции с самым коротким сроком окупаемости или, которые имеют максимально допустимый срок окупаемости. Срок устанавливается в годах, месяцах и даже днях. Этот метод прост для расчетов, поэтому его называют грубым методом оценки риска инвестирования. Число лет (месяцев), необходимое для возврата первоначальных вложений определяется как соотношение предполагаемого объема затрат на инвестиции со среднегодовым притоком денежных средств от данного вложения. В случае различных ежегодных денежных поступлений расчет производится постепенно: для каждого интервала планирования из общего объема первоначальных затрат вычитается сумма амортизационных отчислений и чистой прибыли, до тех пор пока остаток не станет отрицательным.
 Преимущество этого метода - простота расчетов. Этот метод можно использовать и для оценки проектов выпуска продукции, спрос на которую нестабилен, и для оценки инвестиций небольших фирм с маленьким денежным оборотом, а также для более быстрого оценивания проектов в условиях дефицита ресурсов.
 Недостатки данного метода:
 - выбор нормативного срока окупаемости может быть субъективен;
 - метод не учитывает доходность проекта за пределами срока окупаемости и, значит, не может быть использован для сравнения вариантов инвестиционных проектов с одинаковыми периодами окупаемости с различными сроками жизни;
 - метод не годится для оценки проектов, нацеленных на выпуск принципиально новой продукции;
 - точность расчетов по такому методу в большей степени определяется частотой разбиения срока жизни проекта на интервалы планирования;
 - статичность показателя, т.е. невозможность учета временной стоимости денег.
 2. Простая норма прибыли рассчитывается как обратная величина срока окупаемости и показывает какая часть инвестиционных затрат возмещается в виде прибыли в течение одного интервала планирования. На основании сравнения инвестором расчетной величины нормы прибыли с минимальным или средним уровнем доходности делается заключение о целесообразности инвестиций.
 Данный метод имеет те же преимущества и недостатки, что и метод сроков окупаемости.
 Преимущества метода простой нормы прибыли:
 - простота расчета;
 - оценка прибыльности инвестиций.
 Недостатки метода:
 - не учитывается ценность будущих поступлений;
 - существует большая зависимость от выбранной в качестве ставки сравнения величины чистой прибыли;
 - расчетная норма прибыли играет роль средней за весь период.
 К методам дисконтирования относятся:
 1. Чистая текущая стоимость (NPV).
 2. Внутренняя норма доходности (IRR).
 3. Рентабельность (PI).
 4. Отношение выгод (доходов/R) к затратам (E).
 5. Период окупаемости (PBP).
 Чистая текущая стоимость (NPV) представляет собой комплексную оценку от реализации проекта. С помощью этого показателя доходы и затраты через норму дисконта приводятся к одному моменту времени. Норма дисконта - это доход, который мог бы получить инвестор, если бы вложил деньги не в проект, а, например, в банк. В качестве нормы дисконта можно использовать ставку банка.
 Формула расчета:
 
  где (9.1)
 Rt - доходы от реализации проекта в период t,
 Et - затраты, осуществляемые в период t,
 Т - период завершения проекта,
 r - норма дисконта,
 t - число периодов, за которое производится дисконтирование.
 Чем больше NPV, тем эффективнее проект. Если же значение NPV отрицательное, инвестиции в данный проект неэффективны.
 Внутренняя норма доходности проекта (IRR) - это та норма дисконта, при которой чистый дисконтированный доход равен нулю. Инвестиции в проект эффективны, если IRR больше приемлемой для инвестора нормы дохода на капитал. Значение IRR=r, при котором NPV=r=0, позволяет сравнивать с альтернативной стоимостью капитала (i) для этого проекта. Таким образом, критерий отбора проекта по IRR подразумевает выбор проекта, если ставка r удовлетворяет приемлемой частной ставке дохода (r>i) или ставке общественного дохода (r>d), где d может быть общественной ставкой дисконта (ставкой банка).
 Рентабельность (PI) показывает относительную прибыльность инвестиций или дисконтированную стоимость денежных поступлений от проекта в расчете на единицу вложений. Существуют разные методы расчета PI. Одним из вариантов - отношение чистой текущей стоимости к первоначальным затратам:
 
  (9.2)
 Отношение выгод к затратам (R/E) является частным от деления суммы дисконтирования выгод (доходов) на сумму дисконтированных затрат:
 
  (9.3)
 Критерий отбора состоит в том, чтобы выбрать все проекты с коэффициентом R/E>1 - такие инвестиции считаются доходными.
 Недостаток R/E - может давать неправильные ранжирования по предпочтительности даже независимых проектов, и уж, конечно, им не следует пользоваться, когда выбор делается среди взаимоисключающихся проектов. Поскольку сравнивается относительный размер выгод по отношению к издержкам, необходимо помнить, что это ничего не говорит на о фактической величине чистых выгод.
 Период окупаемости (РВР) аналогичен критерию срока окупаемости, но используются дисконтированные значения затрат и доходов, т.е. под периодом окупаемости (РВР) понимается тот период времени, за который поток дисконтированных проектных доходов станет равным дисконтированному потоку затрат. Ясно, что значение критерия не должно превышать срока жизни проекта.
 Критерии NPV, IRR и IP являются фактически разными методами оценки одной и той же концепции, и поэтому их результаты связаны друг с другом.
 Таким образом, можно ожидать выполнения следующих математических соотношений для одного проекта:
 если NPV>0, то PI>1, IRR>r;
 если NPV<0, то PI<1, IRR  если NPV=0, то PI=1, IRR=r.
 
 9.2. Анализ эффективности финансовых вложений
 
 Исходя из потребностей инвесторов все показатели оценки эффективности финансовых вложений, можно разделить на две группы:
 1. Показатели, характеризующие эмитента с точки зрения вложенных инвестором средств в ценные бумаги. Это показатели балансовой стоимости ценных бумаг. В процессе анализа сравнивают номинальную стоимость ценных бумаг с их продажной.
 2. Показатели, характеризующие надежность эмитента с точки зрения возможности получения инвестором дохода по ценным бумагам. Рассмотрим методику расчета показателей первой группы:
 1) балансовая стоимость ценных бумаг. В отношении каждой облигации, привилегированных или обыкновенных акций она определяется как сумма активов фирмы, обеспечивающая или оплачивающая эти ценные бумаги.
 2)
  чистая номинальная стоимость активов
  в расчете на привилегированную акцию
 = активы - текущие обязательства -облигации - долгосрочные обязательства
 количество привлеченных акций 3)
  чистая номинальная стоимость активов
  в расчете на обыкновенную акцию
 
 = активы - текущие обязательства -облигации - привилегированные акции - долгосрочные обязательства
 количество обыкновенных акций 4)
  чистая номинальная стоимость активов
  в расчете на облигацию
 
 = активы - нематериальные активы - краткосрочные и долгосрочные
 обязательства
 количество выпущенных облигаций 5)
  коэффициент котировки акции
 = рыночная цена акции
 учетная (книжная) цена Если >1, то значит, что покупая акцию готовы дать за нее цену, превышающую бухгалтерскую оценку реального капитала, приходящегося на эту акцию на данный момент.
 Если <1 - у предприятия нет предпосылок привлечения инвестиций, его финансовое положение неустойчиво, на рынке имуществ предприятие оценивается ниже стоимости, отраженной на бухгалтерских счетах.
 Книжная цена характеризует долю собственного капитала, приходящего на одну акцию.
 Она складывается из:
 1) номинальной стоимости (проставленной на акции, по которой она учтена в акционерном капитале);
 2) доли эмиссионной прибыли (накопленной разницы между рыночной ценой проданных акций и их номинальной стоимостью);
 3) доли накопленной и вложенной в развитие фирмы прибыли.
 Ко второй группе относятся следующие показатели:
 1. Уровень покрытия дивидендов (Упд) по привилегированным акциям, Упд=чистая прибыль / величина дивидендов (количество привилегированных акций ? номинальная стоимость ? % дивиденда[С.В.1]). Чем больше этот показатель, тем более гарантирована акционерам выплата дивиденда, как по привилегированным, так и по обыкновенным акциям.
 2. Величина чистой прибыли в расчете на обыкновенную акцию представляет собой доход на акцию и рассчитывается:
 Доход на акцию = (чистая прибыль - дивиденды по привилегированным акциям) / общее число выпущенных обыкновенных акций.
 Этот показатель в значительной степени влияет на рыночную стоимость акций. Исследователи изучают изменения этого показателя за определенные периоды времени для оценки деятельности организации. Строить прогнозы на основе этого показателя можно лишь на недалекую перспективу.
 3. Показатель выплаты дивидендов = сумма дивидендов / чистая прибыль
 Он показывает, какая доля чистой прибыли направляется на выплату дивидендов и отражает дивидендную политику организации и одновременно отчасти и инвестиционную политику, так как другая доля чистой прибыли реинвестируется в развитие производственной базы организации.
 4. Рыночная ценность акции определяется как отношение рыночной стоимости акции к доходу на акцию. Этот показатель характеризует интерес инвесторов к акциям организации. Рост этого показателя в динамике означает ожидание роста прибыли.
 5. Рентабельность акции определяется как дивиденд, выплачиваемый по акции / рыночная цена акции.
 Характеризует уровень дохода на капитал, вложенный в акции фирмы. Это прямой эффект от финансовых вложений.
 Все названные показатели анализируются в динамике и сравниваются с прогнозируемыми величинами. В процессе анализа необходимо получить ответы на интересующие инвестора вопросы:
 1. Когда будет получен доход?
 2. Каким будет средний доход от финансовых вложений с учетом риска (здесь вероятность того, что получаемый от вложений доход не достигнет прогнозируемой величины)?
 3. Насколько велика вероятность получения дохода?
 4. Какие виды финансовых вложений наиболее рентабельны?
 Более подробно тема "Анализ эффективности капитальных и финансовых вложений" изучается в курсе "Инвестиционный анализ". Для изучения методики инвестиционного анализа рекомендуем методику ЮНИДО и книгу Ковалева В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - М.: Финансы и статистика, 2000.
 
 Контрольные вопросы
 1. Каковы цели и задачи анализа капитальных вложений?
 2. Какие существуют методы оценки эффективности инвестиций?
 3. Каковы показатели оценки эффективности капитальных вложений и алгоритм их расчета?
 4. Какова последовательность анализа?
 5. Каковы показатели эффективности финансовых вложений?
 6. Каковы задачи и последовательность анализа эффективности финансовых вложений?
 
 Литература
 1. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. - М.: "ДиС", 1999.
 2. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Учебное пособие. - М.: "Финансы и статистика", 2000.
 3. Бланк И.А. Словарь - справочник финансового менеджера. - Киев: "Ника - Центр" - "Эльга", 2001.
 4. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - М.: Финансы и статистика, 2002.
 5. Шеремет А.Д., Негашаев Е.В. Методика финансового анализа. - М.: ИФРА - М, 2002.
 
 Тема 10. Анализ финансового состояния организации
 
 10.1. Финансовое состояние организации, источник информации
  и методы его анализа
 
 Финансовое состояние - комплексное понятие, которое характеризуется системой показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов организации, - это характеристика ее финансовой конкурентоспособности, платежеспособности, кредитоспособности, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами.
 Анализ финансового состояния представляет собой глубокое, научно обоснованное исследование наличия и движения всех видов ресурсов организации.
 Цель финансового состояния организации - предоставление объективной информации об уровне сбалансированности структурных элементов активов, капитала и обязательств организации и уровне эффективности их использования.
 Основными задачами анализа финансового состояния являются:
 * объективная оценка имущественного и финансового состояния организации на основе выбранной системы показателей;
 * исследование состояния и динамики активов, капитала и обязательств;
 * оценка финансовой устойчивости и платежеспособности организации, ликвидности ее активов;
 * оценка эффективности вложенного капитала;
 * оценка степени выполнения плановых финансовых мероприятий по размещению ресурсов;
 * определение влияния факторов на выявленные отклонения от плановых показателей;
 * выявление резервов улучшения финансового состояния организации;
 * прогнозирование финансового состояния организации;
 * разработка рекомендаций по рациональному использованию ресурсов организации и улучшению ее финансового состояния.
 Информационной базой анализа финансового состояния организации является бухгалтерская отчетность.
 Бухгалтерская отчетность представляет собой систему показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период.
 Состав, содержание, требования и другие методические основы бухгалтерской отчетности регламентированы Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденным приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н. Согласно этому Положению бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним и пояснительной записки, а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.
 Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.
 Бухгалтерский баланс (Приложение 1) является наиболее информативной формой для анализа и оценки финансового состояния организации.
 Умение читать баланс - знание содержания его статьи, способа ее оценки, роли в деятельности организации, связи с другими статьями, характеристики этих изменений для экономики организации.
 Умение чтения бухгалтерского баланса сводится к следующему:
 1. Дает возможность получить значительный объем информации об организации.
 2. Позволяет определить степень обеспеченности организации собственными оборотными средствами.
 3. Устанавливает, за счет каких статей изменилась величина оборотных средств.
 4. Позволяет оценить общее финансовое состояние организации даже без расчетов аналитических показателей.
 Бухгалтерский баланс является реальным средством коммуникации, благодаря которому:
 * руководители получают представление о месте своей организации в системе аналогичных организаций, правильности выбранного стратегического курса сравнительных характеристик эффективности использования ресурсов и принятии решений самых разнообразных вопросов по управлению организацией;
 * аудиторы получают подсказку для выбора правильного решения в процессе аудирования, планирования своей проверки, выявления слабых мест в системе учета и зон возможных преднамеренных и непреднамеренных ошибок во внешней отчетности клиента;
 * аналитики определяют направления финансового анализа.
 Значение бухгалтерского баланса так велико, что анализ финансового состояния нередко называют анализом баланса. Анализ с целью реальной оценки финансового состояния включает следующие основные направления:
 1. Анализ финансового состояния на краткосрочную перспективу. Он заключается в расчете показателей ликвидности, обеспеченности собственными средствами и способности восстановления (утраты) платежеспособности.
 При характеристике платежеспособности следует обратить внимание на такие показатели, как наличие денежных средств на расчетных счетах в банках, в кассе организации, убытки, просроченная дебиторская и кредиторская задолженность, не погашенные в срок кредиты и займы, на оценку положения организации на рынке ценных бумаг.
 2. Анализ финансового состояния на долгосрочную перспективу. Он исследует структуру источников средств, степень зависимости организации от внешних инвесторов и кредиторов.
 3. Анализ деловой активности организации, критериями которой являются:
 - широта рынков сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт;
 - репутация организации, выражающаяся, в частности, в известности клиентов, пользующихся услугами организации;
 - степень выполнения бизнес-плана;
 - обеспечение заданных темпов роста основных показателей использования ресурсов;
 - уровень эффективности использования ресурсов организации.
 Для оценки реальных аналитических возможностей необходимо знать ограничения информации, представленной в балансе:
 1) баланс - это свод моментных данных на начало и конец отчетного периода, то есть в нем фиксируются сложившиеся в моменту его составления итоги хозяйственных операций;
 2) отвечает на вопрос: "Что представляет собой организация на данный момент?", но не отвечает на вопрос: "В результате чего сложилось такое положение?";
 3) заложенный в нем принцип использования цен приобретения оборотных активов существенно искажает реальную оценку имущества в целом.
 Прежде чем читать баланс необходимо убедиться, что он готов к чтению. Для этого проводят предварительную его проверку: наличие подписей; соблюдение сроков сдачи по отметке налогового органа; соблюдение требуемой размерности единиц измерения; правильность арифметических расчетов (валюты баланса, промежуточных итогов, прямых и косвенных контрольных соотношений).
 При анализе финансового состояния организации используются разнообразные методы и способы анализа.

<< Пред.           стр. 14 (из 19)           След. >>

Список литературы по разделу